Open
Close

Нарушение сна у ребенка 6 лет. Расстройство сна у детей

Сон – это важная составляющая жизни малыша. Во сне маленький человечек растет. Хороший и крепкий сон необходим не только грудничкам, но и всем детям. Однако, не всегда нормальный и здоровый сон сопровождает рост ребенка. Часто родители жалуются на то, что малыш плохо спит. Что делать, если заметно появление у ребенка бессонницы и как сделать так, чтобы ночной отдых у него был полноценным. Выяснив причину нарушения, родители могут самостоятельно решить эту проблему.

Сон взрослого человека значительно отличается от сна ребенка, которому для полноценного отдыха необходимо в среднем восемь часов. Малыш нуждается в ночном отдыхе, но, в зависимости от возраста, продолжительность сна будет различной.

Бессонница у детей встречается в разном возрасте. Она может развиваться как в грудном, так и в школьном периоде жизни. Симптоматика нарушения сна, в любой возрастной группе, будет одинакова.

Но причины, которые приводят к данной патологии, будут для каждого возраста свои. В каком случае родители должны более внимательно отнестись к ребенку, если появляется следующая симптоматика нарушения сна:

  • малыш долго не может уснуть, капризничает;
  • часто, по нескольку раз за ночь просыпается;
  • пробуждается в ранние часы и больше не засыпает;
  • дети старшего возраста становятся вялыми, рассеянными, сонливыми в дневное время, начинает страдать память, отмечаются проблемы с запоминанием;
  • у ребенка появляется раздражительность, пониженный фон настроения, конфликтность.

Причины нарушения сна у детей

Для того, чтобы лечить инсомнию, необходимо выяснить причины, которые привели к проблемам со сном. Не всегда малыш, с нарушением сна, . Часто, достаточно отрегулировать режим дня маленькому человечку, чтобы патологическая симптоматика исчезла. В зависимости от возраста ребенка, нормальная продолжительность суточного сна будет изменяться так же, как и причины, вызывающие его нарушение.

Груднички и дети до трех лет

Малыши после рождения должны много спать, порядка 17-18 часов в сутки и к году жизни ночной сон сокращается до 12 часов с двухчасовым дневным сном.

Если ребенок не отдыхает положенное время, то к могут приводить следующие причины:


По мере роста малыша, время бодрствования днем увеличивается. К трем годам ребенок уже имеет более широкий кругозор и высокую активность. Поток информации, который он получает, просматривая мультфильмы, книжки или начиная посещать зрелищные мероприятия, действует возбуждающе на нервную систему.

Этот информационный стресс мешает ребенку уснуть. Кроме этого, происходит переход со специального питания на общий стол, что может сопровождаться появлением патологических симптомов, в виде диатеза или расстройства пищеварения.

Бессонница у ребенка в 2 года, может купироваться при коррекции режима дня. Необходимо уменьшить зрелищную и подвижную нагрузки. Прекратить подвижные игры за три часа до сна. Соблюдать диету, в рационе питания, для предупреждения погрешностей в работе пищеварительной системы организма.

У дошколят

Малыш в 3–6 лет — это уже самостоятельный человек, который умеет все. Он общителен, посещает детский сад, достаточное время смотрит телевизор, общается как с взрослыми, так и со сверстниками. Появляются первые конфликты с детьми. Психологическая нагрузка на нервную систему возрастает. Отмечается повышенная опасность заражения различными заболеваниями в детском коллективе. Дискомфорт от физического страдания, мешают малышу нормально спать.

Различные мультфильмы или телевизионные передачи с негативным сюжетом, а так же подвижные игры перед сном, действуют возбуждающе на ЦНС. Незрелая нервная система не может переработать весь поток информации. В результате, возникают ночные страхи и кошмары, развивается боязнь темноты, которые заставляют малыша просыпаться с плачем и звать родителей. Возможные конфликты в семье дополняют негативное действие на неокрепшую психику ребенка.

У школьников и подростков

Начало учебы в школе – это стресс для ребенка. Новый коллектив, большая учебная нагрузка и адаптация к новой жизни, становятся большим испытанием для нервной системы растущего организма. На этой почве возможно возникновение бессонницы у ребенка 8 лет. Кроме этого, переход на новый режим дня, не всегда проходит спокойно.

Первые конфликты с одноклассниками, дают дополнительный стресс. В 7–8 лет первоклассник проходит свой второй пубертатный период в развитии, когда продолжают формироваться внутренние органы, центральная нервная система. Повышенная школьная нагрузка может привести к бессоннице у ребенка 9 лет, если он не справляется со школьной программой.

В этом возрасте возможны проблемы со здоровьем, которые могут привести к развитию бессонницы. Это может быть патология со стороны сердца, различных нарушений в работе нервной системы, в виде тиков, мышечных подергиваний на фоне эмоциональной лабильности, заболеваний эндокринной системы.

По мере роста, у ребенка 11–12 лет, начинается третий пубертатный период, связанный с гормональной перестройкой организма. Половое созревание начинается раньше у девочек. В этом подростковом возрасте дети начинают уделять много времени компьютерным играм, часто с негативным сюжетом, возникает больше конфликтов со сверстниками, родителями и с учителями.

Дополняет все эти явления возрастающая учебная нагрузка, что может привести к бессоннице у ребенка 11 лет. Семейные конфликты или психическая травма, связанная с разводом родителей или потерей любимого животного, может привести к нервно – психическому срыву.

Опасность недосыпа у малышей

Сон – это важная потребность для нормальной жизнедеятельности любого организма, а детского особенно. Именно во время сна, происходит рост и формирование внутренних систем ребенка. Недосыпание в детском возрасте отрицательно действует на все органы, и, в первую очередь, на центральную нервную систему. Это патологическое состояние грозит проблемами в дальнейшем времени не только в физическом, но и в умственном развитии.

Детский организм очень чувствителен к возникшим проблемам со сном. Недосыпание у малышей провоцирует снижение сопротивляемости организма к различным инфекциям. Кроме этого, происходит отставание в весе и росте ребенка. Маленький человечек становится капризным, плохо ест. Если не устранить причину бессонницы и не нормализовать сон, возможна, в дальнейшем, задержка психического развития.

Опасность недосыпа у школьников

Если школьник постоянно не добирает своих часов отдыха, то, в первую очередь, начинает страдать нервная система, которая не успевает прийти в норму. В результате недосыпа, процессы возбуждения, в коре головного мозга, начинают преобладать над процессами торможения, что отражается во внешнем поведении его.

Снижается активность и успеваемость. Происходит замедление реакции, при общении со сверстниками. Начинает страдать логическое и ассоциативное мышление. Ребенок становится раздражительным, плаксивым. Если не купировать бессонницу, в дальнейшем возможно развитие депрессии. А это уже серьезное осложнение, которое требует лечения медикаментозными средствами.

Недосып в школьном возрасте может спровоцировать развитие заболеваний внутренних органов, так как происходит снижение иммунитета. Школьник начинает предъявлять жалобы на здоровье. Поэтому очень важно не допустить развития осложнений. Выяснив вовремя причину нарушения сна у ребенка, справиться с бессонницей родителям можно и без медикаментозных средств.

Лечение детской бессонницы

Для выяснения причины, послужившей развитием этого патологического состояния, необходимо маме понаблюдать за ребенком, за его поведением, за контактами со сверстниками. Для исключения какого – либо заболевания, ребенок должен быть осмотрен педиатром. Если никаких инфекционных или соматических заболеваний не выявлено, врач даст рекомендации по правильному режиму дня.

Если школьник раздражителен, плаксив, конфликтен, имеет проблемы с учебой, необходима консультация невропатолога для определения возможного поражения нервной системы. Лечение бессонницы направлено на снятие симптомов возбуждения ЦНС и устранения нарушений сна. Медикаментозное лечение назначается детям только специалистом и только по определенным показаниям.

Применять детям самостоятельно, какие — либо медикаментозные препараты, категорически воспрещается. У малышей до трех лет лекарственная терапия, по поводу нарушения сна, запрещена. В старшем возрасте, лечение медикаментозными препаратами возможно только по назначению врача, и средствами на основе лекарственных трав, таких как:

Хороший эффект оказывает лечение нарушений сна гомеопатическими средствами, в состав которых входят вытяжки из трав, представленных в микродозах. Лечение назначается только врачом гомеопатом, который определяет средство, дозу на прием и продолжительность курса лечения.

Препараты, которые можно применять при детской бессоннице — это:

  • Валерианахель – показан детям с двух лет;
  • Норма-сон;
  • DreamZzz – показан детям с нарушением сна на фоне лабильной нервной системы.

Правильная организация режима дня и сна ребенка, как малыша, так и школьника, в сочетании с медикаментозным или домашним лечением средствами народной медицины, позволит купировать симптомы бессонницы и ее осложнения.

Доктор Комаровский о правилах детского сна

Лечение бессонницы у детей необходимо проводить, в первую очередь, с создания ребенку комфортных условий для сна. Известный педиатр, доктор Комаровский, дает рекомендации, следуя которым можно легко уложить ребенка спать, обеспечив покой всей семье.

Полноценный ночной отдых маленького человечка зависит во многом от родителей. Очень важно создать ему условия для нормального сна. Если имеются признаки бессонницы, необходимо выполнять определенные мероприятия, рекомендованные доктором Комаровским.

Они нужны не только для малышей, но и для детей дошкольного и школьного возраста. Только четкое их соблюдение и лечение, по показаниям, медикаментозными средствами или народной медициной, поможет купировать симптомы бессонницы и восстановить ребенку здоровый сон.

Каролина Тедке, Университет медицинского колледжа Южной Каролины, Чарльстон, Южная Каролина

Нарушения сна часто встречаются у детей. Необходимо различать случаи, когда полисомнография обнаруживает нарушения (например, парасомнии, апноэ и нарколепсию) и случаи, когда проблемы являются поведенческими по происхождению, а полисомнография носит нормальный характер. Парасомнии (ночные страхи, сомнамбулизм и энурез) вызваны незрелостью центральной нервной системы и часто проходят с возрастом. Синдром обструктивного апноэ сна (СОАС) у детей довольно часто не диагносцируется вовремя, хотя может успешно лечиться хирургическим способом. Поведенческие нарушения сна могут излечиваться при правильном инструктаже родителей. Врачи могут оказать существенную помощь таким семьям, рекомендуя эффективные методики родителям. (Американский журнал семейной медицины, 2001;63:277-84 )

Проблемы со сном у детей часто вызывают озабоченность у родителей. Ребенок, который ложится спать с нежеланием или часто просыпается ночью, часто вызывает очень большие проблемы в семье. Нарушения сна у детей, подтвержденные данными лаборатории сна, в принципе схожи с нарушениями у взрослых. Тем не менее, проблемы, которые определяются как паттерн сна, который является неудовлетворительным для родителей, ребенка или врача, встречаются чаще у детей. Определить нарушение поведение во сне довольно сложно из-за существенных отличий в паттернах сна в различном возрасте. Так, например, не является аномальным, если двухмесячный младенец часто просыпается ночью, однако это же будет патологией для двухлетнего ребенка. Чтобы понять сложность проблемы, можно учесть также большую разницу в толерантности к проблемам со сном, которая существенно варьирует между семьями.

Нормальный сон у детей.

Сон у совсем маленьких детей существенно отличается от сна у взрослых. Младенцы до 6 месяцев проводят 50% своего сна в стадии инактивного REM сна по сравнению с 20% у взрослых. Сон у малыши начинается через начальную активную REM стадию, тогда как у взрослых первая REM фаза появляется не раньше чем через 90 минут от момента засыпания. Активная REM фаза часто повторяется у младенцев, формируя укороченные циклы сна. До 6 месяцев спокойный REM (определяемый также как спокойный или неопределенный сон) не может быть подразделен на ЭЭГ стадии, известные как зрелый паттерн сна. После 6 месяцев архитектура сна младенца начинает становиться похожей на таковую у взрослых. После начального «установочного» периода, который обычно длится от 10 до 20 минут, наблюдается переход из 1 стадии NREM в стадии 3 или 4. Ребенок может вернуться в стадию 1 и повторить цикл. После одного или двух циклов NREM сна, через 60-90 минут наступает REM сон. Первая треть ночи представлена в основном глубоким сном (Стадии 3 и 4 NREM). Во второй половине ночи преобладают стадии 2 NREM и REM сон. У новорожденных, общее время сна равномерно распределено между дневным и ночным периодами суток. Ночной сон постепенно консолидируется в один непрерывный эпизод к первому году жизни. Количество дневного сна постепенно снижается на протяжении первых трех лет жизни. К четырем годам, большинство детей не испытывают больше потребности в коротком дневном сне. Потребность в ночном сне также снижается, так что в подростковом возрасте она сопоставима с потребностью у взрослых.

Объем задачи.

Родители маленьких детей стремятся узнать больше о том, чего могут ожидать от ночного сна ребенка. Проведенные исследования дали различные результаты, поскольку проводились на различных популяциях, использовали разную терминологию и методы обработки данных. Как правило, частота ночных пробуждений оценивалась как 100% у новорожденных и падала до 20-30% у шестимесячных детей. После того, как достигнут непрерывный ночной сон, некоторые дети могут начать вновь пробуждаться ночью – это является чаще результатом социальных факторов, а не проблем с созреванием. Ночные пробуждения более характерны для раннего детского возраста. Исследования показали, что приблизительно каждый третий ребенок в возрасте до 4 лет продолжает пробуждаться ночью, что требует вмешательства родителей, чтобы вернуть его ко сну.

Парасомнии

Парасомнии это расстройства сна, которые характеризуются аномальной полисомнограммой. Они эпизодические по характеру и отражают незрелость центральной нервной системы (ЦНС). Поэтому парасомнии у детей встречаются чаще, чем у взрослых и обычно проходят с возрастом. Для парасомний довольно характерна семейная наследственность. Эти нарушения являются пароксизмальными, предсказуемыми по возникновению в том или ином цикле сна, ареактивными на внешние воздействия и характеризуются ретроградной амнезией. Диагноз часто ставится исключительно на основе тщательного анамнеза. Дополнительные диагностические исследования требуются нечасто.

Pavor nocturnes или ночные страхи

Pavor nocturnus или ночные страхи возникают примерно через 90 минут от момента засыпания, в стадии 3 или 4 NREM сна. Ребенок внезапно садится и начинает безудержно кричать. Может пройти до 30 минут с тем, чтобы он успокоился и снова заснул. Это сопровождается тахикардией, учащенным дыханием и другими признаками вегетативной активации. Ночные страхи обычно возникают у детей в возрасте от 3 до 8 лет. Их необходимо отличать от ночных кошмаров (Таблица 1). Ночные страхи чаще возникают в периоды стресса или переутомления. Несмотря на их пугающий характер, родителям необходимо удостовериться, что они самокупируются. Надо попытаться выяснить, имеет ли место какая-либо стрессовая ситуация в жизни ребенка и убедиться, что у ребенка есть возможности для отдыха и восстановления. Детям, у которых ночные страхи не купируются сами по себе и эти эпизоды крайне разрушительны, можно назначить диазепам (валиум).

Таблица 1. Сравнение ночных страхов и ночных кошмаров

Снохождение и сноговорение

При снохождении (somnambulism) и сноговорении (somniloquy) ребенок садится в постели с открытыми глазами, но так называемым «невидящим взором». Активность может варьировать в диапазоне от бесцельного беспокойства в постели вплоть до реального хождения по дому. Речь нечеткая и редко носит внятный, понятный характер. Эти расстройства возникают у детей школьного возраста, больше у мальчиков, чем у девочек, и часто сопровождаются также энурезом. Дети со снохождением могут получать травмы и родителям необходимо предпринять меры, чтобы избежать опасных ситуаций, например, падения с балкона или лестниц. Спальные комнаты для таких детей должна находиться на первом этаже, окна и двери надежно закрыты. Во время эпизода снохождения родители должны минимально вмешиваться и воздерживаться от того, чтобы встряхивать его, кричать на него. Такой тип поведения во сне обычно проходит с возрастом и обычно не требует специального вмешательства, кроме мер предосторожности, указанных выше. Другой способ – это так называемые «пробуждения по расписанию». Родители ведут дневник, на протяжении нескольких ночей записывают время, когда происходит снохождение и затем начинают будить ребенка за 15 минут до предполагаемого времени. При этом необходимо убедиться, что ребенок находится в состоянии полного бодрствования как минимум 5 минут. Использование такого метода устраняет снохождение у 80% детей.

Ночной энурез

Ночной энурез или ночное недержание мочи является одной наиболее преобладающих и стойких проблем у детей. Энурез классифицируется как первичный, если ранее ребенок никогда не был «сухим» в постели и вторичный, если возникает после того, как ребенок в течение минимум года мог сдерживать мочеиспускание. Первичный энурез встречается гораздо чаще и маловероятно является следствием патологии.
Этиология первичного энуреза является, скорее всего, мультифакторной. Часто первичный энурез связан с семейным анамнезом. Умение сдерживать мочеиспускание тесно связано со зрелостью нервной системы и ребенок, который в возрасте 1-3 лет задержан в развитии, имеет гораздо больше шансов быть энуретиком в шесть лет. У детей-энуретиков была обнаружена меньшая функциональная емкость мочевого пузыря (объем мочи, который мочевой пузырь способен удерживать), чем у детей без энуреза, хотя истинная емкость не различалась. И наконец, энурез относится большинством исследователей к парасомниям, поскольку наблюдается только в стадиях NREM сна. Тем не менее, несмотря на субъективное мнение родителей, детей-энуретиков разбудить не сложнее, чем остальных.
В большинстве случаев, если при тщательно собранном анамнезе, общем и неврологическом осмотре отсутствуют симптомы других нарушений, не требуется проводить дополнительных диагностических исследований, включая анализ мочи. Как правило, еще до первого визита к врачу, родители уже предпринимают какие-то меры, в частности ограничивают вечерний прием жидкости, будят ребенка, чтобы он сходил в туалет до того, как сами родители лягут спать. Хотя иногда врачи и прибегают к медикаментозному лечению, такому как назначение имипрамина (тофранил) и как следующий этап десмопрессина (DDAVP), многочисленные исследования показали превосходство сигналов «влажности» в плане эффективности, отсутствия побочных эффектов и редком проценте повторения эпизодов. Эти устройства доступны через аптеки или могут быть заказаны через Интернет. Существует также «тренировка сдерживания» (мочевого пузыря), которая подразумевает ряд методов, что лежит, однако, за рамками этой статьи (см. Sheldon).

Синдром обструктивного апноэ сна

Считается, что синдром обструктивного апноэ сна (СОАС) встречается у 1-3% детей. Симптомы включают храп, затрудненное или ротовое дыхание во сне. Родители младенцев с выраженным СОАС могут отмечать затруднения при питании ребенка. СОАС у детей часто вызван аденотонзиллярной гипертрофией. К другим причинам относятся краниофациальная патология, ожирение и нервно-мышечные заболевания. Сообщается о высоком проценте аллергических заболеваний у детей с храпом и СОАС.
У взрослых, обструкция дыхательных путей является преходящей и часто очень выраженной. У детей, если причиной является аденотонзиллярная гипертрофия, обструкция носит постоянный характер, но менее выражена. Дети реже испытывают гиперсомноленцию (дневную сонливость), чем взрослые, однако у них часто отмечаются также энурез, повышенная потливость и задержка в развитии. СОАС. Имеются очевидные доказательства наличия СОАС у определенного процента детей, испытывающих сложности в обучении, проблемы в поведении, включая синдром гиперактивности и дефицита внимания. Диагноз ОАС ставится в педиатрической лаборатории нарушений сна с использованием ночной оксиметрии и полисомнографии. У большинства таких детей наблюдается существенное улучшение состояния после тонзиллэктомии. Последняя не показана, если причиной СОАС у ребенка является иная патология (краниофациальная аномалия, нервно-мышечные заболевания, ожирение). В этих случаях, а также, если операция по тонзиллэктомии не принесла удовлетворительного результата, можно назначить лечение CPAP – устройством, которое создает положительное воздушное давление в верхних дыхательных путях. Такая методика используется обычно у взрослых, однако показала себя эффективной и безопасной также у детей.

Нарколепсия

Нарколепсия нехарактерна для детского возраста, хотя может встречаться у подростков. Основным симптомом, как и у взрослых, является повышенная дневная сонливость. Очевидно, что это может создавать сложности в процессе обучения. У детей катаплексия или гипнагогические галлюцинации встречаются значительно реже, чем у взрослых. Вначале ребенок начинает испытывать сложности при утреннем пробуждении. После пробуждения может отмечаться некоторая спутанность, ребенок может быть даже агрессивным в словах и поступках. Диагноз может быть довольно трудным, начальная полисомнография может быть нормальной. Если диагноз остается под сомнением, показаны повторные полисомнографии. Таким детям может помочь регулярный короткий дневной сон. Иногда может потребоваться медикаментозная стимуляция. Поскольку это пожизненное заболевание с повышенной смертностью, дети с нарколепсией должны находиться под контролем специалиста-сомнолога.

Вторичные расстройства сна

Вторичные нарушения встречаются гораздо чаще, чем первичные, и характеризуются нормальными показателями данных полисомнографии. Нарушение паттерна сна часто носит преходящий характер, однако может вызвать серьезные проблемы в семье, если продолжается в течение длительного времени. Наиболее часто встречающимся вторичным расстройством сна являются ночные пробуждения и нежелание засыпать в назначенное время, что чаще всего наблюдается у только начинающих ходить детей и вообще в дошкольном периоде. Хотя 95% новорожденных плачут после ночного пробуждения и требуют родительского внимания для повторного засыпания, к возрасту одного года от 60 до 70% детей могут уже в принципе заснуть вновь самостоятельно. Важной является концепция ассоциаций сна. Ребенок, который укладывается в постель в бодрствующем состоянии и учится засыпать используя комфортные для него меры, как правило, способен успокаиваться сам, если вдруг просыпается посередине ночи. И напротив, ребенок, который засыпает при помощи родителя, например покачиванием или просто благодаря физическому присутствию, может испытывать сложности к самостоятельному засыпанию после ночного пробуждения. В таких случаях родителям можно порекомендовать изменить поведение, перестать укачивать ребенка и т.д., ждать дольше обычного, когда ребенок плачет после пробуждения, пока ребенок постепенно не научится успокаиваться и засыпать самостоятельно.

Колики и ночные пробуждения.

Колики у детей часто являются настоящим бичом для молодых родителей. При том, что колики не являются сами по себе проблемой расстройства процесса сна, младенцы с коликами имеют укороченную общую длительность сна. Проблемы со сном могут иногда продолжаться и после того, как колики прошли с возрастом – поскольку меры, которые родители использовали, чтобы остановить приступы плача (укачивание в руках, на коляске), могут помешать усвоению нормального паттерна сна. Младенец старше 4 месяцев, которые продолжает пробуждаться ночью, считается «обученным ночным плакальщиком». Такие младенцы быстро успокаиваются после того, как их берут на руки. Один из способов – это рекомендовать родителям постепенное увеличение временных интервалов «игнорирования», еще способ остановить плач ребенка – это “cold turkey.”. Любой способ приводит к сложностям на протяжении нескольких ночей, однако в конечном итоге помогает в «обучении» ребенка к самостоятельному засыпанию (Ferber). Другой способ, который также является эффективными и с большей готовностью воспринимается некоторыми родителями – это «пробуждения по расписанию». Родители при этом будят ребенка в определенное время, незадолго до ожидаемого самостоятельного пробуждения ребенка. Как только частота спонтанных пробуждений снижается, длительность интервала между «пробуждениями по расписанию» может увеличиваться, вплоть до прекращения спонтанных пробуждений.

Нарушения инициации и поддержания сна

Нарушения инициации и поддержания сна (disorders of initiating and maintaining sleep - DIMS) чаще всего встречаются у детей дошкольного возраста ввиду особенностей психологического развития и сложностей, присущих этому возрасту. Иногда у родителей возникают сложности в установке твердых ограничений или согласия с требованиями ребенка – «еще один стакан», «еще одну сказку». Родителям в таких случаях рекомендуется воспринимать такие попытки задержки отхода ко сну спокойно, но твердо, игнорируя протесты ребенка. Избежать дальнейшей конфронтации можно, сказав ребенку, что дверь в его комнату будет открытой, пока он находится в постели, но будет закрыта (не на замок), если он попытается встать с нее. Одна из рекомендуемых методик называется «постельный паспорт» - карточка с написанным на ней именем ребенка, которая может быть обменена без штрафа за один короткий выход из спальни за вечер и затем возвращается родителю на остаток вечера. Для детей, испытывающих сложности засыпания, может быть полезно разработка предсказуемой процедуры – 3 или 4 компонента, длительностью от 20 до 30 минут, например, сказка, песня, напиток, массаж спины; постоянное использование такой процедуры очень эффективно. Процедуру можно сдвигать по времени все раньше, до желаемого времени.

Проблемы со сном у старших детей.

В подростковом возрасте или чуть раньше, проблемы со сном снова становятся более актуальными. Поскольку родительский контроль убывает, а образовательные и социальные требования возрастают, сон может начать становиться все более и более непостоянным. Иногда возникает задержка начала засыпания, уменьшение времени сна и повышенная дневная сонливость. В ряде случаев, у таких детей может развиться синдром задержанной фазы сна. Это означает, что они не могут спать ночью и не могут бодрствовать днем. Такое состояние может представлять форму избегания школьных занятий. Лечение заключается в строгом контроле времени засыпания, которое постепенно сдвигается к вечеру. Суммарно проблемы со сном и предполагаемые меры представлены в таблице 2.

Таблица 2. Нарушения сна в различном возрасте.

Возраст Нарушение сна Рекомендации
0 – 4 месяца Ночные пробуждения и питание соответствуют возрасту
4 – 12 месяцев Ночные пробуждения, требования ночного питания Систематическое игнорирование, «пробуждения по расписанию». Увеличение интервала приема кормления, уменьшение объема пищи, длительности кормления
2 – 4 года DIMS Предсказуемая процедура и условия засыпания, система поощрений, установка ограничений
3 – 6 лет Ночные страхи «Пробуждение по расписанию», иногда медикаментозное лечение
6 – 12 лет Ночной энурез «Сигналы влажности», тренировка, медикаментозное лечение
8 – 12 лет Сомнамбулизм Меры предосторожности, «пробуждение по расписанию»
Подростки Синдром задержанной фазы сна.

Нарколепсия

Установка ограничений, постепенный сдвиг засыпания на раннее время.

Обращение к сомнологу

Любой СОАС Обращение к сомнологу, возможное оперативное лечение

Совместный сон

Совместный сон – это термин, который относится к родителям и детям, которые спят в одной постели. Многие эксперты неодобрительно относятся к такой практике из-за озабоченности возможными сексуальными домогательствами или нарушением личностной независимости. Однако статистические исследования не подтверждают достоверно этих опасений. Совместный сон особенно развит в ряде культур, считается, что он способствует чувству безопасности и любви у ребенка. Независимо от вышесказанного, можно утверждать, что частота совместного сна гораздо выше, поскольку родители могут просто не говорить об этом или даже скрывать из-за опасения, что врач неодобрительно отнесется к этому. По разным данным, 33-55% дошкольников и 10-23% школьников спят в одной постели с одним из родителей. Нельзя не учитывать вероятность драматических последствий, не связанных собственно с нарушениями сна. Недавно специальная комиссия в США опубликовала доклад, в котором за 8 лет описаны 515 смертей детей в одной кровати со взрослыми. Примерно каждая четвертая смерть была вызвана механическим сдавлением ребенка взрослым. Три четеврти случаев были вызваны механическими нарушениями кровати, матраса, которые привели к странгуляции и удушению ребенка.

Как улучшить и нормализовать паттерн сна.

Из-за распространенности нарушений сна у детей, педиатр или семейный врач в каждое из своих посещений или осмотров должен обратить внимание и на этот аспект, расспросив родителей (таблица 3). Врач должен рассказать родителям о важности здорового сна у ребенка, не менее важного, чем нормальное питание или рост зубов. При наличии каких-либо проблем со сном, необходимо собрать тщательный анамнез, обратить внимание на наличие других медицинских проблем, как то хронические заболевания, респираторные проблемы, припадки, повторяющиеся ушные инфекции, прием медикаментов. Очень эффективно ведение родителями дневника сна ребенка на протяжении недели. Родителей необходимо научить, как разработать ритуалы отхода ко сну и как вести себя ночью при той или иной проблеме.

Таблица 3. Вопросы родителями для оценки сна ребенка

Каждый визит должен включать вопросы:

Если в ответ на вопрос родитель указывает на проблемы
В какое время вы укладываете ребенка в постель?
Что обычно происходит в вашем доме перед ужином и засыпанием?
Что вы обычно делаете за 60 и 30 минут до засыпания?
Что происходит, когда выключается свет?
Когда ребенок плачет, как вы отвечаете? Как быстро?
Получает ли ребенок бутылочку или с ним возятся при засыпании вечером?
Получает ли ребенок бутылочку или с ним возятся при ночном пробуждении?
Сколько раз ребенок просыпается ночью?
Как вы или другой родитель реагируете?
Как быстро ребенок снова засыпает?
Во сколько ребенок просыпается утром?
Играет ли ребенок спокойно сам перед засыпанием или ждет, пока к нему кто-нибудь подойдет?
Спит ли ребенок в колыбели или в постели?
Являются ли условия детской комнаты, способствующими засыпанию?
Спит ли ребенок когда-либо с вами в постели?
Спит ли ребенок с игрушкой, мягкой игрушкой или любимым одеялом?
Засыпает ли ваш ребенок днем? Как часто? Как долго?

3 18 155 0

В 97% случаев женщины сталкиваются с , когда ребенок плохо спит, часто просыпается ночью и плачет.

Подобное состояние может не только негативно повлиять на самочувствие, но и на развитие самого ребенка. Какие причины плохого сна у ребенка до 1 года и что нужно делать для того, чтобы справиться с проблемой, мы выясним в этой статье.

Длительный дневной сон

Дети не рождаются с определенным режимом дня. Его определяют родители. Зачастую день ребенка распределяют на две категории: режим бодрствования и сна. Ребенок до 1 года имеет от 3 до 5 дневных сна. Причем их длительность варьирует в зависимости от возраста. Например, малыш до 3 месяцев должен спать минимум 2-2,5 часа каждый раз. С возрастом это время особо не уменьшается, но количество дневного сна значительно снижается.

От дневного сна зависит развитие ребенка и его психическое состояние.

Согласно исследованиям, дети, которые не были приучены к режиму сон-бодрствование, ведут себя более беспокойно и плохо растут.

Это и переизбытка отдыха. Часто бывает, что родители создают такие условия для ребенка, когда он слишком много спит. Из-за этого могут возникнуть проблемы с ночным сном.

Во время ночного отдыха выделяются гормоны роста, биологически активные вещества, которые способствуют успокоению нервной системы и отдыху всех систем организма. Поэтому ребенок несомненно должен спать ночью.

Для того, чтобы обеспечить нормальный сон ребенка – создайте правильный режим сон-бодрствование.

0-6 недель

  • Пробуждение: 7:00.
  • Кормление: 7:15.
  • Сон:7:45-9:20.
  • Кормление:9:30.
  • Сон: 10:00-12:30.
  • Кормление: 12:40.
  • Сон:13:00-14:30.
  • Кормление: 14:40.
  • Сон:15:00-17:00.
  • Кормление: 17:10.
  • Сон: 17:30-18:00.
  • Купание: 19:00.
  • Кормление: 19:20.
  • Сон (ночь): 19:40.
  • Кормление 3-4 раза ночью.

3 месяца

  • Пробуждение: 7:00.
  • Кормление: 7:15.
  • Сон: 7:45-9:20.
  • Кормление: 9:30.
  • Сон: 11:00-12:30.
  • Кормление: 12:40.
  • Сон: 13:00-14:30.
  • Кормление: 14:40.
  • Сон: 15:00-17:00.
  • Кормление: 17:10.
  • Сон: 17:30-18:00.
  • Купание: 19:00.
  • Кормление: 19:20.
  • Сон (ночь): 19:40.
  • Кормление 2-3 раза ночью.

4 месяца

  • Пробуждение: 7:00.
  • Кормление: 7:15.
  • Сон: 9:00-11:00.
  • Кормление: 11:10.
  • Сон: 13:00-15:00.
  • Кормление: 15:10.
  • Сон: 17:00-18:00.
  • Кормление: 18:10.
  • Купание.
  • Кормление: 19:00.
  • Сон (ночь): 19:40.
  • Кормление 1-2 раза ночью.

6 месяцев

  • Пробуждение: 7:00.
  • Кормление: 7:15.
  • Завтрак (прикорм).
  • Сон: 9:45-12:00.
  • Кормление: 12:10.
  • Обед (прикорм).
  • Сон: 14:40-16:40.
  • Кормление: 16:50.
  • Ужин (прикорм).
  • Купание.
  • Кормление: 19:20.
  • Сон (ночь): 19:40.
  • Кормление 1-2 раза ночью.

9 месяцев

  • Пробуждение: 7:00.
  • Кормление.
  • Завтрак (прикорм).
  • Сон: 10:00-12:00.
  • Кормление.
  • Обед (прикорм).
  • Сон: 16:00-17:00.
  • Кормление.
  • Ужин (прикорм).
  • Купание.
  • Кормление: 19:20.
  • Сон (ночь): 19:40.
  • Кормление 1 раз ночью.

Особенности темперамента малыша

Продолжительность сна может зависеть от индивидуальной особенности ребенка. «Трудный» ребенок в основном спит меньше, часто ворочается, и просыпается.

Но не спешите приписывать темперамент как причину бессонницы. Возможно, есть другие причины, такие как прорезанные зубов, излишний сон или колики.

Неблагоприятная атмосфера в доме

Если в семье разлад и частые ссоры, это влияет не только на взрослых, но и на детей.

Старайтесь чаще гулять на свежем воздухе и ограничить конфликты дома. Возможно, ссоры связаны с переутомлением.

Практикуйте услуги няни. Тогда сможете отдыхать вместе. Желательно выбираться куда-то, а не проводить время в привычной обстановке.

Возрастные особенности

Плохой сон у ребенка может быть связан с возрастными особенностями. У малышей до 1 года сон преимущественно поверхностный, они часто просыпаются и самостоятельно засыпают.

Будьте аккуратны с совместным сном чтобы случайно не задеть ребенка. Используйте много подушек для условного ограждения.

Неправильный режим дня

Среди распространенных ошибок родителей в уходе за ребенком является отсутствие режима в первый год жизни. Это может привести к многочисленным проблемам. Одна из самых распространенных – переутомление, что ведет за собой расстройство сна и проблемы со здоровьем.

Не давайте малышу слишком долго бодрствовать. Вы можете не замечать признаки переутомления, но оно есть. Посоветуйтесь с врачом про оптимальное время бодрствования.

Дети до 6 месяцев не должны бодрствовать больше 2 часов подряд.

Нельзя пропускать дневной сон и сильно увеличивать время между кормлениями.

Колики в животе

Из-за этого он часто вздрагивает, ворочается и плачет. Колики у детей до 1 года в основном появляются из-за скопления газов в кишечнике через дисбактериоз и расстройства ферментативной системы.

В случае возникновения колик, не стоит заниматься самолечением, поэтому сразу же обратитесь к врачу. Если проблема определена сразу, лечение происходит быстро и эффективно.

Прорезывание зубов

Это причиняет огромную боль малышу и, естественно, влияет на качество сна.

Признаки прорезывания зубов:

  • Часто плачет, грызет предметы или кусается;
  • Сыпь на подбородке;
  • Жидкий стул;
  • Повышенное выделение слюны;
  • Часто просыпается;
  • Беспокойное состояние малыша;
  • Частое почесывание щек и ушей.

Старайтесь придерживаться улаженного распорядка дня. Учтите, что ребенку понадобится дополнительное кормление, так как прорезывание зубов стимулирует моторику и желание кушать. Посоветуйтесь с педиатром насчет специальных средств, разработанных для успокоения десен и местного обезболивания.

Наличие болезней

Респираторные инфекции, что являются причиной заложенности носа. Это препятствует спокойному сну.

Частая сонливость является симптомом заболевания. Повышенная температура у малыша недопустима, так как еще не сформулированы естественные механизмы теплообмена. Если есть признаки заболевания – проверяйте температуру, прикладывая ладонь к лобику.

При подозрении наличия болезни не занимайтесь самолечением и обратитесь к врачу.

Нехватка витамина D

Излишнее количество или недостаток витаминов могут повлиять не только на сон ребенка, но и на общее состояние. Нехватка витамина D является причиной плохого сна.

Чтобы определить наличие проблемы, нужно сдать анализ мочи по Сулковичу. В норме детям дают 1-2 капли витамина D.

Неправильное питание

От питания зависит правильное развитие пищеварительной системы, усвоение полезных веществ.

  • В первый и второй месяц жизни малыш должен питаться исключительно грудным молоком. Запрещены вода, чай или другие продукты.
  • С четвертого месяца вводится прикорм (полезным будет несколько капель сока в день), но грудное молоко остается в рационе.

И.В. Баграмян, г. Москва

Путь взросления человека довольно тернист. Для ребенка первая школа жизни - это его семья, которая представляет собой целый мир. В семье ребенок учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать и многим другим важным чувствам . В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье (М.И. Розенова, 2011, 2015) .

Расхламляемся

Много написано о том, как важно уметь отпускать, завершать старое-отжившее. Иначе мол, новое не придет (место занято), и энергии не будет. Почему же мы киваем, читая такие мотивирующие на уборку статьи, но по-прежнему все остается на своих местах? Находим тысячи причин отложить отложенное на выброс. Или вовсе не начинать разборы завалов и кладовок. И уже привычно ругаем себя: «Захламилась совсем, надо взять себя в руки».
Уметь легко и уверенно выбросить ненужные вещи - становится обязательной программой «хорошей хозяйки». И часто - источником еще одного невроза для тех, кто почему-то не может этого сделать. Ведь чем меньше мы делаем «как надо» - и чем лучше умеем слышать себя, тем счастливее живем. И тем правильнее это для нас. А значит, давайте разберемся, так ли необходимо расхламляться лично вам.

Искусство общения с родителями

Родители часто любят поучать своих детей, даже тогда, когда они становятся уже достаточно взрослыми. Они вмешиваются в их личную жизнь, советуют, осуждают… Доходит до того, что дети не хотят видеться с родителями, поскольку надоели их нравоучения.

Что делать?

Принятие недостатков. Дети должны понять, что родителей перевоспитать не удастся, они не изменятся, как бы вам этого не хотелось. Когда вы смиритесь с их недостатками, вам будет проще общаться с ними. Вы просто перестанете ждать иного отношения, чем было прежде.

Как не допустить измен

Когда люди создают семью, никто, за редким исключением, и не думает о том, чтобы заводить отношения на стороне. И все же по статистике семьи чаще всего распадаются именно из-за измен. Примерно половина мужчин и женщин изменяют своим партнерам в рамках законных отношений. Словом, количество верных и неверных людей распределяется 50 на 50.

Прежде чем говорить, как уберечь брак от измен, важно понять

Чаще всего кошмарные сны (далее - КС) бывают у детей, ночной сон которых имеет те или иные отклонения. Без них кошмары тоже возможны, если ребенок впечатлительный, действуют травмирующим образом обстоятельства, обстановка или налицо какое-либо болезненное расстройство. Выяснить общую распространенность нарушений сна у детей мы смогли посредством опроса 1466 родителей двух педиатрических участков поликлиники. Приводимые ниже цифры получены на основе мнения родителей, отмечающих видимые нарушения сна, в то время как фактически их гораздо больше.

Плохо, обычно долго, засыпает каждый третий из детей от 1 года до 15 лет без различий по полу. В дошкольном возрасте затруднения в засыпании встречаются достоверно чаще, чем в школьном, что связано с более выраженными у дошкольников признаками невропатии и органического нарушения центральной нервной системы.
Хуже всего засыпают девочки и мальчики в пятилетнем возрасте. У девочек это совпадает с нарастанием КС, то есть ночное беспокойство у девочек в большей степени отражается на засыпании, чем у мальчиков, или, что одно и то же, девочки более чувствительны в данном возрасте к тому, что снится им ночью. Беспокойно спит (разговаривает, просыпается, ворочается) также каждый третий ребенок, будь то девочка (несколько чаще) или мальчик.

Отметим (по данным ЭВМ-анализа) достоверные взаимосвязи нарушенного сна с особенностями протекания беременности и родов, психологическим состоянием матери. По ним можно достоверно предсказать, какие нарушения сна ожидают детей.

Начнем с поверхностного сна, когда даже при малейшем шуме сон у ребенка сразу пропадает, и в лучшем случае он играет, в худшем - кричит, плачет. Оказалось, поверхностный сон связан с волнениями (эмоциональным стрессом) матери в период беременности. Сами же волнения проистекают, в данном случае, от отсутствия уверенности матери в прочности брака и наличия страха перед родами.
Держать себя в постоянном напряжении, страхе, как видим, даром не проходит. Плод напряжен, беспокоен и заснуть как следует не может еще в утробе матери. К тем же результатам приводит повышенная утомляемость матери при беременности, какими бы причинами она ни вызывалась.

Вспомним: при самом распространенном неврозе - неврастении - чаще всего нарушен именно сон. Нельзя выспаться, сон не приносит радости, переполнен всякими заботами и тревогами.
Усталость днем еще больше, сон становится все хуже - возникает замкнутый круг с неизбежной раздражительностью и расстройством настроения. Что уж говорить о перенапряжении нервно-психических сил при беременности, когда и так нагрузка сказывается, а выносливость и природно может быть не самой высокой. Соответственно расстраивается и биоритм сна у плода, и нередко надолго.

Любой педиатр подтвердит и другую установленную нами закономерность: беспокойный, поверхностный сон более всего характерен для детей, родившихся раньше срока. Сон у них незрелый, прерывистый, да и день с ночью меняются местами. И здесь все может уладиться, если дома все спокойно и мать любящая, а не вечно недовольная появившимся "раньше времени" ребенком, да и сама нервная не в меру.
Непреходящие мучения молодым родителям доставляет и беспокойный сон ребенка. Все не по нему, места себе найти не может, мечется во сне, одеяло скидывает, что-то лепечет, выпасть из кровати норовит. И... чем больше дитятя ведет себя подобным образом, тем больше беспокоятся и напрягаются родители, незримо передающие свое возбуждение и только усугубляющие у него проблемы сна.

Беспокоиться надо, но только не чрезмерно, не драматизировать ночные проблемы детей. От этого они лучше спать не будут. А вот погладить страдальца, пошептать приветливые слова, да и самим успокоиться - стоит. Обычно родители удивлялись, когда видели, как я, будучи врачом-педиатром, успокаивал самых безнадежно плачущих детей. Брал детишек на руки и ходил, слегка укачивая, разговаривая нежно и успокаивающе - за маму, естественно. А она училась, раз была молодая и запрограммированная на написанные в другой стране правила.

Как тут не вспомнить бабушку из деревни: без всяких книг и предписаний, одной рукой она люльку качала, другой кашу варила, да еще и песню напевала. И не видел я в подобных случаях (в 60-х годах) нервных нарушений сна у тех, кто уже не ползал, а ходил. В деревне новая жизнь - дело святое. Волноваться при новорожденном в семье не полагалось, да и приглашать праздношатающихся - тоже, чтобы "не сглазили".
Народная мудрость и инстинкты об этом говорили.
С физической стороны были, конечно, изъяны - и работали до последнего, и в поле рожали, но чтобы "травить" дитя, мешать ему появиться на свет или чужим отдавать - такое бывало крайне редко. Беременность как послание Бога воспринималась, как нечто естественное, природное, судьбой дарованное.

Сейчас же сплошные стрессы до рождения, среди которых на первом месте отсутствие уверенности в прочности брака, конфликты с мужем, другие волнения, плохое самочувствие и раздражительность, угроза выкидыша и эмоциональный шок при родах от болезненных схваток. Устранить все эти причины беспокойного сна у детей мы можем и сами, если будем более зрелыми к моменту материнства и более психически защищенными.

Плач во сне у детей первых лет жизни не дает спокойно спать и родителям, чувствующим себя явно "не в своей тарелке". Сказывается не только эмоциональный стресс при беременности (волнения, плохое самочувствие и повышенная утомляемость), но и различные отклонения в течении беременности и родов (токсикоз первой половины беременности, роды раньше времени, чрезмерно быстрые или затяжные, преждевременное отхождение вод, обвитие шеи новорожденного пуповиной).
Пеленание такая же рутинная процедура, как и кормление. Однако некоторые дети явно успокаиваются, будучи туго запеленатыми, другие, наоборот, изо всех сил пытаются высвободиться, и только изрядно устав от обилия движений, успокаиваются и засыпают. Темперамент уже и здесь виден.

Дети с холерическим темпераментом труднее переносят любое стеснение, только и ждут, чтобы высвободиться; флегматики предпочитают быть завернутыми по всем правилам. А сангвиники, на то они и сангвиники, чтобы не предъявлять особых требований: не очень туго и не очень свободно - в самый раз и будет.
Но и вне темперамента иной раз видим, как ребенок засыпает только туго запеленатым. Такие пристрастия связаны с наличием при беременности угрозы выкидыша и крайне болезненных схваток при родах. Эти же факторы участвуют в происхождении беспокойного сна у детей, поскольку сон - в известном роде аналог внутриутробного существования, когда ребенок остается один, в темноте и замкнутом пространстве. К тому же отрицательные эмоциональные реакции зафиксированы у плода с девятой недели жизни - в стандартном возрасте искусственного прерывания беременности или аборта.

При угрозе выкидыша не исключено появление эмоционального шока, что и приводит вместе с аналогичным стрессом матери к выбросу в кровь большого количества гормонов беспокойства. Этой дозы в ряде случаев достаточно, чтобы расстроить сон в ближайшие месяцы и годы. Свершившийся выкидыш означает неминуемую смерть плода, но и угроза выкидыша приводит к нарушению плацентарного кровообращения и внутриугробной гипоксии (недостаточному питанию мозга плода кислородом).
То же относится к чрезмерно интенсивным, болезненным схваткам мышц матки в период раскрытия ее шейки. Угроза смерти, физического уничтожения рефлекторно включает у плода инстинкт самосохранения в виде оборонительной, защитной реакции двигательного беспокойства и страха.

После рождения чрезмерно открытое пространство, отсутствие люльки, кроватки, равно как и одежды, порождает безотчетное чувство беспокойства, обычно в виде плача, реже - крика и затруднений в засыпании. Теперь понятно, почему тугое пеленание успокаивает детей, перенесших угрозу выкидыша и болезненные схватки матери при родах. Они снова находятся как бы в утробе матери, но уже в безопасных условиях существования.
Главное - если имелась какая-либо угроза преждевременного появления на свет, необходимо пеленание, воспроизводящее условия безопасной внутриутробной жизни.

При органических повреждениях мозга от асфиксии, родовой травмы болезненно повышается чувствительность кожи, имеются дрожания отдельных частей лица или судороги, напряжения, гипертонус конечностей и туловища. Тогда тугое пеленание, наоборот, усилит беспокойство и крик ребенка; оптимальным вариантом будет нетугое пеленание или более частое положение ребенка полностью раскрытым.

В целом 10 % мальчиков и 15 % девочек подвержены, со слов родителей, частым ночным страхам.
Гораздо более точные, но не абсолютные из-за вытеснения, амнезии ночного страха, данные получаем при непосредственном, утреннем опросе детей о виденном ими ночью, в том числе и о кошмарных снах. В течение десяти дней подобным образом опрашивались 79 детей от 3 до 7 лет в детских садах. Оказалось, что за данное время 37 % детей (по крайней мере, каждый третий) видели кошмарный сон, 18 % (почти каждый пятый) видели его неоднократно, иногда сериалами, практически каждую ночь. Таким образом, родители констатируют лишь "надводную часть айсберга".

При нервных нарушениях, как показал дополнительный опрос детей в логопедической группе детского сада, КС еще больше.
Вне зависимости от состояния нервной системы количество КС в дошкольном возрасте, по данным опроса детей, достоверно возрастает от 3 до 7 лет, знаменуя возрастающее осознание проблем жизни и смерти, начала и конца своей жизни.
Неоднократно нам приходилось убеждаться в наличии взаимосвязи между страхом кошмарных снов и их фактическим наличием у детей. Более того, подобный страх безошибочно указывал на существование КС, даже если ребенок и не мог вспомнить, в чем он конкретно заключался. Как уже отмечалось, вопрос формулировался так: "Боишься ли ты страшных снов или нет?"

Несмотря на возможность отражения в ответе прошлого травмирующего опыта сновидений, в большинстве случаев ответ отражал актуальный, то есть последний опыт восприятия страшных снов.
Всего было опрошено 2135 детей и подростков от 3 до 16 лет. Данные опроса приведены в таблице.

Таблица. Возрастное распределение страхов кошмарных снов (КС)

Из таблицы видим, что максимальные значения страхов КС у мальчиков наблюдаются в 6 лет у девочек - в 5, 6 лет и у дошкольников - в 7 лет (опрос проводился в конце 70-х годов).
Это далеко не случайно, поскольку именно в старшем дошкольном возрасте наиболее активно представлен страх смерти. Как раз данный страх и присутствует в ночных кошмарах детей, лишний раз подчеркивая лежащий в его основе и более выраженный у девочек инстинкт самосохранения.

Уникальное сравнение можно провести у дошкольников и школьников 7 лет. Вроде бы возраст один, а тенденция к уменьшению страхов КС заметна у первоклассников. Объяснение аналогично уменьшению среднего балла всех страхов в школьном возрасте, обусловленному новой, социально значимой позицией школьника. Это своего рода левополушарный сдвиг в сознании ребенка, когда правополушарный, спонтанный, интуитивный тип реагирования (к коему можно отнести и страхи) должен уступить рациональному восприятию левополушарной школьной информации.
Мы видим, что количество страхов КС достоверно больше в дошкольном возрасте как у мальчиков, так и у девочек. В свою очередь, страхи КС (как и все страхи в целом) достоверно чаще наблюдаются у девочек, отражая природно более выраженный инстинкт самосохранения.
Ранее было отмечено, что наиболее активным в отношении всех страхов является старший дошкольный возраст. Не составляет исключение и страх КС, который тесно связан (по данным ЭВМ-факторного анализа) со страхами нападения, заболевания (заражения), смерти (себя и родителей), животных (волка, медведя, собак, пауков, змей), стихии (бури, урагана, наводнения, землетрясения), а также страхами глубины, огня, пожара и войны. По всем этим страхам можно почти безошибочно предполагать наличие кошмарных снов и, соответственно, страха перед ними.

Интересно сравнить страх КС у детей из так называемой нормальной популяции и детей, страдающих невротическими расстройствами личности. Страхов КС при неврозах больше, чем у здоровых в своем большинстве сверстников. Это неудивительно, если учесть характерные для неврозов повышенное беспокойство, эмоциональную ранимость, неустойчивость настроения, неуверенность в себе, в своих силах и возможностях. Обращает на себя внимание и беззащитность детей, неумение противостоять опасности, их может обидеть даже малолетний кроха, как сказала одна мать.

Больше всего боятся КС дети с неврозом страха, когда они настолько поражены самим страхом как таковым, что не могут дать отпор никаким опасностям, подстерегающим их днем и ночью.
У детей со всеми неврозами страхи КС наиболее часто представлены в 6-10-летнем возрасте, когда страхи появляются днем, как грибы после дождя, под влиянием переживаний, обусловленных страхом смерти, проблемами обучения и .
В норме страх КС, как правило, ограничивается старшим дошкольным возрастом. Другими словами, страх КС при неврозах имеет более пролонгированный, протянутый во времени характер и свидетельствует о более выраженной неспособности детей решать свои личные проблемы самостоятельно, без помощи взрослых.

Поскольку дети с неврозами гораздо чувствительнее к КС, то имеет смысл именно у них дальше рассматривать все связанные с КС проблемы.
"Кесарево - кесарю, цезарево - Цезарю". Так и в отношении девочек и мальчиков. У первых есть взаимосвязи с КС при беременности, у вторых нет, и ничего с этим не поделаешь. Если в чреве матери девочка, а у матери токсикоз первой половины беременности (неукротимая рвота), то после рождения девочки достоверно чаще будут видеть КС и бояться их. Да и токсикоз второй половины беременности (нефропатия), пусть и на уровне тенденции, будет сказываться аналогичным образом. У мальчиков подобные отношения "по нулям".

Таким образом, проблемы матери при беременности, ее плохое самочувствие оказывают более травмирующее эмоциональное воздействие на девочек, что и видно в их последующих снах. Поскольку плод "видит" сновидения в утробе матери, начиная с 8 недель жизни (по данным нейрофизиологов), то можно сопоставить этот срок беременности с максимальной выраженностью при ней токсикоза первой половины. Тогда наши, даже статистически обоснованные выводы, не будут казаться лишенными смысла.

На вопрос почему все это выражено только у девочек, укажем на их более выраженный инстинкт самосохранения по сравнению с мальчиками (вспомним, что девочки в 2 раза чаще испытывают страхи, чем мальчики). Поэтому токсикозы, создавая угрозу ослабления и прерывания беременности, вызывают, прежде всего, у девочек гормонально опосредованное беспокойство, как своего рода инстинктивно-защитную реакцию.

Отдельно рассматривалось соотношение между страхами непосредственно перед сном и страхами во сне, то есть КС. Подтвержден ранее сделанный вывод о воспроизведении в КС дневных переживаний детей. Более того, по беспокойству, испытываемому детьми перед сном, можно уверенно судить о появлении у них КС даже в том случае, когда они полностью амнезируются (забываются) утром.