Open
Close

Память и ее нарушения. Нарушение памяти

Иногда на нарушение памяти в большей степени обращают внимание родственники пациента, чем он сам (обычно у пожилых людей, часто при деменции). Врачи и пациенты часто обеспокоены тем, что снижение памяти свидетельствует о развивающейся деменции. Это опасение основано на общем представлении о том, что обычно первым симптомом деменции является ухудшение памяти. Однако в большинстве случаев снижение памяти не сопряжено с началом деменции.

Наиболее частой и самой ранней жалобой, связанной с ухудшением памяти, является затруднение при вспоминании имен и мест, где лежат часто используемые в быту предметы, например ключи от машины. По мере нарастания расстройства памяти пациенты могут забывать оплачивать счета или пропускать назначенные встречи. Тяжелые нарушения памяти могут быть опасными, если пациенты забывают выключить плиту, закрыть дом на ключ или упускают из вида ребенка, за которым они должны следить. В зависимости от причины нарушения памяти могут выявляться и другие симптомы, такие как депрессия, спутанность сознания, изменения личности, сложности при выполнении повседневной деятельности.

Различают два вида памяти: декларативная, явно ориентированная память (семантическая или эпизодическая), сохраняющая воспоминания, которые могут вызываться только сознательно. Это необходимо, например, для того, чтобы распознавать определенные вещи (яблоки, животные, лица). Процедурная память не требует сознательного усилия для запоминания и воспроизведения. Это необходимо, например, для обучения игре на пианино.

Причины нарушения памяти

Наиболее частые причины нарушения памяти включают в себя перечисленные ниже:

  • нарушения памяти, связанные со старением (наиболее частая причина);
  • умеренные когнитивные нарушения;
  • деменция;
  • депрессия.

У большинства людей с возрастом отмечается некоторое ухудшение памяти. Им становится сложно запомнить новую информацию (например, имя нового соседа, новый компьютерный пароль). Изменения, связанные с возрастом, приводят к забывчивости, возникающей время от времени (например, потеря ключей от машины), или к замешательству. Тем не менее умственные способности не страдают. Если пациенту с возрастными изменениями памяти предоставить достаточно времени, чтобы обдумать и ответить на вопрос, то он, как правило, справляется с заданием, что указывает на сохранность памяти и когнитивных функций.

У пациентов с умеренными когнитивными нарушениями имеется истинное снижение памяти, в отличие от замедления вспоминания при относительно сохранной памяти у пациентов того же возраста без когнитивных нарушений. При умеренных когнитивных нарушениях имеется тенденция к нарушению в первую очередь краткосрочной (или эпизодической) памяти. Пациентам сложно вспомнить содержание недавнего разговора, место, где лежат часто используемые предметы, они забывают о назначенных встречах. Однако память на отдаленные события обычно остается интактной, и внимание также не страдает (так называемая рабочая память - пациенты могут воспроизвести список каких-либо предметов и выполнить простые вычисления).

Пациентам сложно подобрать слова и/ или назвать предметы (афазия), выполнять уже знакомые движения (апраксия) или планировать и организовывать повседневные дела, такие как приготовление пищи, покупки и оплата счетов (нарушение исполнительной деятельности). Может измениться личность пациента -так, например, может появиться нехарактерная ранее для человека раздражительность, беспокойство, возбуждение и/или несговорчивость.

Депрессия часто встречается у пациентов с деменцией. Однако и сама по себе депрессия может привести к нарушению памяти, которая напоминает деменцию (псевдодеменция), но у таких пациентов обычно имеются и другие симптомы депрессии.

Делирий - это острое состояние изменения сознания, которое может вызываться тяжелой инфекцией, лекарственными препаратами (нежелательное явление) или их отменой. У пациентов с делирием может быть нарушение памяти, однако основной проблемой у них является не это, а тяжелые глобальные изменения психического статуса и когнитивной функции.

Для формирования декларативной памяти информация прежде всего достигает соответствующих ассоциативных зон коры головного мозга (например, вторичной зрительной коры) через определенную первичную сенсорную зону коры (например, первичную зрительную кору). Отсюда, через энторинальную область коры (28-е поле) эта информация идет к гиппокампу, который имеет большое значение для долговременного хранения декларативной информации. При посредничестве структур среднего мозга, базальных отделов переднего мозга и префронтальной коры эта информация снова запоминается в ассоциативной коре. Таким образом, сначала посредством сенсорной памяти информация сохраняется кратковременной памятью, которая способна удерживать ее всего лишь от нескольких секунд до минут. Эта информация может передаваться в долговременную память, например, путем повторений. Однако такие повторения не относятся к обязательным условиям для формирования долговременной памяти. Глутамат - наиболее важный медиатор в гиппокампе (NMDA-рецепторы). Консолидация памяти обеспечивается адреналином и ацетилхолином (никотиновые рецепторы). Нейротрофины поддерживают жизнеспособность вовлеченных в это нейронов. В конечном итоге для консолидации памяти необходимо изменение влияния задействованных синапсов.

Именно передача информации в долговременную память нарушается при поражении названных выше структур вследствие нейродегенеративных заболеваний (например, болезни Альцгеймера), травмы, ишемии, действия алкоголя, угарного газа и воспаления. Электрошок может временно остановить формирование памяти.

Поражения гиппокампа либо его связей приводят к антеградной амнезии. У таких пациентов с момента поражения больше не может формироваться новая декларативная память. Они будут помнить события до поражения, а последующие - нет.

Ретроградная амнезия, т. е. потеря уже сохраненной информации, происходит при нарушениях в соответствующих ассоциативных полях. В зависимости от степени и локализации нарушений потеря памяти может быть обратимой и необратимой. В первом случае пациент потеряет часть памяти, но она может быть восстановлена. При необратимой потере конкретные элементы утрачиваются безвозвратно.

Поражение дорсомедиального ядра приводит к потере эпизодической памяти. Транзиторные двусторонние функциональные нарушения гиппокампа могут вызывать антеградную и ретроградную (дни или годы) амнезию (транзиторную глобальную амнезию). При синдроме Корсакова (часто встречается при алкоголизме) может наблюдаться и антеградная, и ретроградная амнезия. Пациенты часто стараются прикрыть пробелы в памяти с помощью вымысла.

При поражениях гиппокампа процедурная (имплицитная) память не страдает. Это делает возможным импринтинг, приобретение навыков, сенсибилизацию, адаптацию и формирование условных рефлексов. В зависимости от стоящей задачи в этом могут участвовать мозжечок, базальные ядра, миндалевидное тело и поля коры головного мозга. При овладении навыком важную роль играют мозжечок и базальные ядра. Соответствующие импульсы через ядра оливы и моста достигают мозжечка. Объем памяти мозжечка может утрачиваться, например, при токсическом поражении, дегенеративных заболеваниях и травмах. В формировании процедурной памяти определенную роль играют также дофаминергические проекции черного вещества.

Миндалевидные тела участвуют в формировании условных реакций тревоги. Они получают информацию от коры и таламуса и через ретикулярную формацию и таламус влияют на двигательные и вегетативные функции (например, мышечный тонус, сердцебиение [предупреждение о тахикардии], гусиная кожа). Выключение миндалевидных тел (например, из-за травмы или под действием опиатов) стирает условные реакции тревоги. Двустороннее выключение миндалевидных тел вместе с частями гиппокампа и височной доли приводит к амнезии и раскрепощенному поведению (синдром Клювера-Бьюси).

Обследование при нарушении памяти

Важнее всего выявить делирий, который нуждается в неотложном лечении. Затем приоритет оценки принадлежит дифференцировке между реже встречающимися умеренными когнитивными нарушениями и ранней деменцией и более частыми изменениями памяти, связанными с возрастом, и обычной забывчивостью. Полное обследование для выявления деменции обычно требует больше времени, чем 20-30 мин, отведенных для амбулаторного приема.

Анамнез . По возможности, анамнез следует собирать по отдельности у пациента и у членов его семьи. Пациенты с когнитивными нарушениями не всегда могут сообщить подробные и точные сведения, а родственники могут испытывать сложности при беспристрастном изложении анамнеза в присутствии пациента.

Анамнез заболевания должен включать в себя описание конкретных типов нарушения памяти (например, забывание слов или имен, случаи, когда пациент терялся) и время их появления, степень тяжести и прогрессирование. Следует определить, насколько эти симптомы нарушают повседневную активность на работе и дома. Важно уточнить наличие изменений речи, приема пищи, сна и настроения.

Сведения об органах и системах могут помочь установить наличие в анамнезе симптомов, позволяющих заподозрить определенный тип деменции (например, симптомы паркинсонизма при деменции с тельцами Леви, очаговый дефицит при сосудистой деменции, парез взора вверх и падения при прогрессирующем надъядерном параличе, хореиформные гиперкинезы при болезни Гентингтона, нарушения походки при нормотензивной гидроцефалии, нарушения равновесия и мелкой моторики при дефиците витамина В 12).

Медицинский анамнез должен включать в себя сведения о перенесенных заболеваниях и полную информацию о препаратах (как отпускаемых по рецепту, так и безрецептурных), которые получал пациент.

Семейный и социальный анамнез должен включать в себя сведения об исходном уровне интеллекта пациента, его образовании, работе и социальном функционировании. Следует уточнить наличие в анамнезе или в настоящий момент злоупотребления алкоголем или наркотиками. Необходимо выяснить, имеется ли семейный анамнез деменции или ранних когнитивных нарушений.

Физикальное обследование . Помимо общего физикального обследования проводится полный неврологический осмотр с подробной оценкой психического статуса.

Оценка психического статуса включает в себя выполнение пациентом определенных инструкций с целью проверить следующие аспекты:

  • ориентированность (пациента просят назвать свое имя, дату и место, в котором он находится);
  • внимание и собранность (например, пациента просят повторить несколько слов, сделать простые вычисления, произнести наоборот слово «земля»);
  • краткосрочная память (например, пациента просят запомнить и воспроизвести через 5, 10 и 30 мин список из нескольких слов);
  • речь (например, назвать обычные предметы);
  • праксис и исполнительные действия (например, выполнить действие, состоящее из нескольких этапов);
  • конструктивный праксис (например, скопировать рисунок или нарисовать часы).

Для оценки этих аспектов могут использоваться различные шкалы.

Настораживающие признаки. Следует обратить особое внимание на перечисленные ниже изменения:

  • нарушения повседневной активности;
  • снижение внимания или измененное сознание;
  • симптомы депрессии (например, снижение аппетита, заторможенность, суицидальные мысли).

Интерпретация результатов обследования. Наличие фактического снижения памяти и нарушение повседневной активности и других когнитивных функций позволяет отделить возрастные нарушения памяти от умеренных когнитивных нарушений и деменции. Дифференцировать депрессию от деменции может быть сложной задачей до тех пор, пока нарушения памяти не станут более выраженными или не разовьются другие неврологические нарушения (например, афазия, агнозия, апраксия).

Снижение внимания позволяет отличить делирий от ранних стадий деменции. У большинства пациентов с делирием снижение памяти не является ведущим симптомом.Тем не менее для установки диагноза «деменция» необходимо исключить наличие делирия.

Если сам пациент обратился за медицинской помощью,т.к. его стала беспокоить забывчивость, наиболее вероятной причиной является возрастное снижение памяти. Если медицинское обследование было инициировано членом семьи пациента, а сам он в меньшей степени озабочен снижением памяти, то в этом случае более вероятно наличие деменции.

Дополнительные методы исследования. Диагноз устанавливается в первую очередь на основании клинической картины. Тем не менее на результаты любого краткого исследования психического статуса влияет уровень интеллекта и образования пациента, и поэтому такие тесты не очень точны. Так, пациенты с высоким уровнем образования могут набрать завышенное количество баллов, а улиц с низким уровнем образования оно может быть заниженными. Если диагноз неясен, следует провести формальное нейропсихологическое тестирование, результаты которого обладают высокой диагностической точностью.

Если возможной причиной нарушений является применение лекарственного препарата, то он может быть отменен или пациенту можно назначить другой препарат.

Если у пациента имеется неврологическая симптоматика (например, парез, нарушение походки, непроизвольные движения), то необходимо провести МРТ или КТ.

Если у пациента выявлен делирий или деменция, то для уточнения их причин необходимо дальнейшее обследование.

Лечение нарушения памяти

Пациентам с возрастными нарушениями памяти необходима поддержка. Пациенты с депрессией нуждаются в лекарственной терапии и/или психотерапии. По мере устранения депрессии отмечается тенденция к нивелированию расстройства памяти. Делирий необходимо лечить в соответствии с его причиной. В редких случаях деменция поддается обратному развитию с помощью специфической терапии. Остальные пациенты с нарушением памяти получают поддерживающее лечение.

Безопасность пациента. Специалисты по реабилитации и физиотерапии могут оценить дом пациента с нарушением памяти на предмет безопасности с целью предотвратить падения и другие инциденты. Может потребоваться предпринять меры безопасности (например, спрятать ножи, отключить плиту, убрать автомобиль и ключи от него). В некоторых странах требуется уведомлять регуляторные органы по надзору за дорожным движением о пациентах с деменцией. Если пациент может заблудиться, можно использовать систему слежения или зарегистрировать пациента в программе безопасного возвращения.

Наконец, можно использовать постороннюю помощь (например, работника по дому или социального работника на дому) или изменить окружающую среду (например, переехать в дом без ступеней или поместить пациента в специальное учреждение с общим уходом или с квалифицированным сестринским уходом).

Меры по изменению окружающей среды. Пациенты с деменцией более комфортно чувствуют себя в привычном окружении, в обстановке, помогающей сориентироваться, в ярком и жизнерадостном окружении и при условии регулярной активности. Комната пациента должна содержать источники сенсорной стимуляции (например, радио, телевизор, ночник).

Медицинский персонал в учреждениях по уходу должен иметь большой бейдж с именем и повторно представляться пациенту при необходимости.

Особенности у пациентов пожилого возраста

Распространенность деменции увеличивается приблизительно с 1% у лиц в возрасте от 60 до 64 лет до 30-50% у людей старше 85 лет. Распространенность деменции у лиц, находящихся в домах-интернатах, составляет около 60-80%.

– это снижение либо полная утрата функции регистрации, сохранения и воспроизведения информации. При гипомнезии нарушения характеризуются ослабеванием способности запоминать текущие и воспроизводить прошедшие события. Амнезия проявляется абсолютной невозможностью сохранять и использовать информацию. При парамнезиях воспоминания искажаются и извращаются – больной путает хронологию событий, заменяет забытое выдумкой, сюжетами из книг и телепередач. Диагностика проводится методом беседы, специальных патопсихологических проб. Лечение включает прием медикаментов, психокоррекционные занятия.

МКБ-10

R41.1 R41.2 R41.3

Общие сведения

Память является ключевым психическим процессом, обеспечивающим возможность накопления и передачи опыта, познания окружающего мира и собственной личности, приспособления к изменяющимся условиям. Жалобы на снижение памяти наиболее распространены среди пациентов неврологического и психиатрического профиля. Расстройства данной группы регулярно выявляются у 25-30% людей молодого и среднего возраста, у 70% пожилых. Выраженность нарушений варьируется от незначительных функциональных колебаний до стабильных и прогрессирующих симптомов, препятствующих социальной и бытовой адаптации. В возрастной группе 20-40 лет превалируют астено-невротические синдромы, носящие обратимый характер, у больных старше 50 лет ухудшение памяти часто обусловлено органическими изменениями в головном мозге, ведущими к стойкому когнитивному дефициту и плохо поддающимися лечению.

Причины

Проблемы с памятью могут быть спровоцированы множеством факторов. Наиболее распространенной причиной является астенический синдром , вызванный ежедневной психоэмоциональной нагрузкой, повышенной тревожностью, физическим недомоганием. Патологическая основа выраженного снижения функций памяти – органические заболевания ЦНС и психические патологии. К наиболее распространенным причинам мнестических нарушений относятся:

  • Переутомление. Чрезмерные физические, умственные и эмоциональные нагрузки становятся источником стресса и функционального снижения когнитивных процессов. Вероятность ослабления памяти выше при несбалансированном питании, недосыпе, бодрствовании в ночное время.
  • Соматические болезни. Физические недуги способствуют развитию общего истощения. Трудности запоминания бывают вызваны как астенизацией, так и смещением внимания с информации, поступающей извне, на ощущения в теле.
  • Вредные привычки. Память ослабляется на фоне мозгового поражения, токсического повреждения печени, гиповитаминоза. При длительной алкогольной зависимости и наркомании развивается стойкий когнитивный дефицит.
  • Нарушения мозгового кровообращения. Причиной может стать спазм или атеросклероз мозговых сосудов , инсульт и другие возрастные нарушения. В группе риска пациенты с гипертонической болезнью.
  • Черепно-мозговые травмы. Память нарушается в остром и отдаленном периоде ЧМТ . Выраженность расстройств колеблется от легких затруднений при запоминании нового материала до внезапной утраты всех накопленных знаний (включая имя, фамилию, лица родственников).
  • Дегенеративные процессы в ЦНС. При нормальном старении мозг претерпевает инволюционные изменения – уменьшается объем тканей, количество клеток, уровень метаболизма. Происходит ослабление памяти и других познавательных функций. Выраженной стойкой дисфункцией сопровождаются дегенеративные заболевания (болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона , хорея Гентингтона и пр.).
  • Психические расстройства. Когнитивный дефект формируется при различных деменциях , шизофрении . Эпилепсия , являясь неврологической болезнью, влияет психику, в том числе вызывает изменения памяти.
  • Умственная отсталость. Может быть связана с генетическими патологиями, осложнениями при беременности и родах. Мнестические нарушения наиболее выражены при умеренных и тяжелых формах олигофрении .

Патогенез

Процессы памяти реализуются при участии модально-специфических центров коры, куда поступает информация от анализаторов, и неспецифических структур – гиппокампа, зрительного бугра, поясной извилины. Специфические (по модальности анализаторов) корковые отделы взаимодействуют с речевыми зонами, в результате чего память переходит на более сложный уровень организации – становится словесно-логической. Избирательность памяти обеспечивается активностью лобных долей, а общая способность к запоминанию и воспроизведению – стволовыми отделами и ретикулярной формацией.

Расстройства памяти характеризуются дисфункциональностью структур мозга. При снижении тонуса, диффузных органических процессах и повреждении подкорково-стволовых отделов ухудшаются все виды мнестических процессов: фиксация, ретенция и репродукция. Локализация очага в лобных зонах влияет на избирательность и целенаправленность запоминания. Патология гиппокампа проявляется снижением долговременной памяти, нарушением обработки и хранения пространственной информации (дезориентацией).

Классификация

С учетом особенностей клинической картины расстройства памяти подразделяются на гипермнезию (усиление), гипомнезию (снижение), амнезию (отсутствие) и различные подтипы парамнезий – качественных изменений сохраненной информации. Классификация, ориентированная на патогенетические механизмы, разработана Александром Романовичем Лурия и включает следующие виды нарушений:

  • Модально-неспецифические. Проявляются неполноценным сохранением следов воздействий различной модальности (слуховой, зрительной, двигательной). Расстройства вызваны поражением глубоких неспецифических мозговых структур, патологическим повышенным торможением следов. Пример – корсаковский синдром при алкогольном отравлении.
  • Модально-специфические. Проблемы возникают при сохранении, воспроизведении информации определенной модальности. Расстройства развиваются на базе поражений корковых зон анализаторов, тормозимость следов являются результатом интерферирующих воздействий. Может быть патологически изменена акустическая, слухоречевая, зрительно-пространственная, двигательная память.
  • Системно-специфические. Патологии этой группы обусловлены поражением речевых зон мозга. Невозможной оказывается систематизация, организация поступающей информации с помощью смысловой словесной переработки.

Симптомы расстройств памяти

Гипомнезия – снижение способности к хранению, запоминанию, воспроизведению информации. Проявляется ухудшением памяти на имена, адреса, даты и события. Особенно заметна в условиях, требующих быстрой формулировки ответа. Мнестический дефицит связан преимущественно с событиями настоящего, информация из прошлого беднеет деталями, забывается последовательность, очередность, привязка ко времени. Как правило, первыми расстройство замечают сами пациенты. При чтении книги им необходимо периодически возвращаться к предыдущему абзацу, чтобы восстановить сюжет. Для компенсации гипомнезии они заводят ежедневники, планеры, используют стикеры и будильники с напоминаниями.

Амнезия – полная потеря памяти. При ретроградной форме утрачиваются воспоминания о событиях, непосредственно предшествующих заболеванию. Выпадает информация о жизни в течение нескольких дней, месяцев или лет. Более ранние воспоминания сохранны. Антероградная амнезия характеризуется потерей информации о ситуациях, произошедших после острого периода болезни или травмы. Пациенты не могут вспомнить, что с ними происходило в течение последних нескольких часов, суток или недель. При фиксационной амнезии утрачивается возможность запоминать текущую информацию.

Прогрессирующая форма проявляется разрушением навыка запоминания и нарастающим опустошением запасов информации. Вначале больные забывают ситуации и информацию, полученную недавно. Затем из памяти стираются события далекого прошлого. В завершении утрачивается информация обо всей прожитой жизни, включая собственное имя, лица близких людей, эпизоды из юности и детства. При избирательной, афектогенной, истерической формах стираются воспоминания об отдельных периодах – травмирующих ситуациях, негативных переживаниях.

Качественные расстройства памяти называются парамнезиями. К ним относятся конфабуляции , криптомнезии и эхомнезии. При конфабуляциях пациенты забывают реально произошедшие события, непреднамеренно заменяют их вымыслами. Фантазии больных могут казаться весьма правдоподобными, связанными с бытовыми, обыденными ситуациями. Иногда они носят характер фантастических, нереальных – с участием инопланетян, ангелов, демонов, с мистическими перевоплощениями действующих лиц. Пожилым пациентам свойственны экмнестические конфабуляции – замена забытых периодов жизни информацией из детства, юности. При криптомнезиях больные считают реально пережитыми в прошлом события, описанные в книгах, увиденные в снах, фильмах или телепередачах. Эхомнезия – восприятие происходящих ситуаций как имеющих место ранее, повторяющихся. Возникает ложное воспоминание.

Осложнения

Выраженные и грубые нарушения памяти, развивающиеся при длительном течении болезни и отсутствии лечебно-реабилитационных мероприятий, приводят к распаду сложных двигательных навыков. Такие состояния часто сопровождаются общим интеллектуальным дефицитом. Вначале пациенты испытывают трудности при письме, чтении, счете. Постепенно возникают проблемы в пространственной ориентации, планировании времени, что затрудняет самостоятельное перемещение вне дома, снижает социальную активность. На поздних стадиях больные утрачивают речь и бытовые навыки, не могут самостоятельно принимать пищу, совершать гигиенические процедуры.

Диагностика

Первичное исследование расстройств памяти выполняется клиническим методом. Врач-психиатр и невролог собирают анамнез, проводят беседу, по результатам которой оценивают сохранность когнитивных функций и степень выраженности нарушений, получают информацию о сопутствующих заболеваниях, перенесенных ранее нейроинфекциях и черепно-мозговых травмах. Для выявления причин изменения памяти невролог по необходимости направляет больного на МРТ головного мозга , ЭЭГ , дуплексное сканирование брахиоцефальных артерий, исследование спинномозговой жидкости, исследование глазного дна . Специфическая диагностика расстройств памяти проводится патопсихологом, а при подозрении на локальное мозговое поражение – нейропсихологом. Тестируется несколько видов памяти:

  • Механическая. Применяется методика «10 слов», запоминание слогов, запоминание двух рядов слов. Тесты выявляют колебания динамики психической деятельности, истощаемость. Результат представлен в форме кривой. Она носит характер стабильно сниженного плато при деменциях, может быть нормально высокой при легкой олигофрении, зигзагообразна при сосудистых патологиях, постинфекционных и постинтоксикационных состояниях, в отделенном периоде ЧМТ.
  • Смысловая. Используются пробы на пересказ содержания текстов различной сложности. Снижение результата свидетельствует о нарушении сложных форм памяти, обусловленных абстрактным мышлением и речью. При относительной сохранности механического запоминания смысловое нарушено при олигофрении, эпилепсии. Результаты длительное время остаются нормальными у людей с сосудистыми заболеваниями, астеническим синдромом.
  • Опосредованная. Изучается способность испытуемого запоминать материал при помощи промежуточного символа. Диагностические инструменты – «пиктограммы», методика исследования опосредованного запоминания Выготского-Леонтьева, метод двойной стимуляции. Введение промежуточного стимула затрудняет выполнение задания при шизофрении из-за снижения целенаправленности, при эпилепсии по причине торпидности и инертности психических процессов, «застревании» на деталях.
  • Образная. Тест востребован при обследовании детей с неразвитой речью и пациентов с грубыми речевыми дефектами. Применяются наборы изображений предметов, людей, животных. Методика направлена на оценку способности запоминания материала, его удержания на протяжении периода от нескольких минут до часа. Результат используется для различения тотального и парциального когнитивного дефекта.

Лечение расстройств памяти

Лечебно-коррекционные мероприятия подбираются индивидуально и во многом определяются причиной – ведущим заболеванием. При астеническом синдроме необходимо восстановить нормальный режим отдыха и труда, при ухудшении памяти вследствие алкогольной интоксикации, печеночных заболеваний – соблюдать диету, при гипертонии – поддерживать нормальное кровяное давление. Общие методы лечения расстройств памяти включают:

  • Медикаментозную терапию. Для используются различные группы препаратов, направленных на устранение первичного заболевания. Также существуют специальные лекарства (ноотропы), которые стимулируют когнитивные процессы, улучшая кровообращение и метаболические процессы в мозге. К данной группе относятся субстраты энергетического обмена (обеспечивают нервные клетки энергией), классические ноотропы (нормализуют обменные процессы) и растительные средства (поддерживают метаболизм).
  • Психокоррекция. Для тренировки и восстановления памяти активно применяются мнемотехники – специальные приемы, облегчающие процесс запоминания информации, увеличивающие объем сохраняемого материала. Активируются компенсаторные механизмы, как вспомогательные средства используются яркие зрительные и звуковые образы, сильные и необычные ощущения. Базовые приемы – создание смысловых фраз из первых букв, рифмизация, метод Цицерона (пространственное воображение), метод Айвазовского.
  • Ведение здорового образа жизни. Пациентам показаны ежедневные прогулки на свежем воздухе, умеренные физические нагрузки, активное общение, полноценный сон. Эти простые мероприятия улучшают мозговое кровообращение, обеспечивают регулярное поступление новой информации, которую нужно осмысливать и запоминать. Больным рекомендуется регулярная интеллектуальная нагрузка, полезно читать качественную литературу, смотреть и обсуждать научно-популярные телепередачи, документальные фильмы (пересказывать, анализировать, делать выводы).

Прогноз и профилактика

Мнестические расстройства успешно поддаются лечению при отсутствии прогрессирующего основного заболевания (старческой деменции, неблагоприятной формы шизофрении, эпилепсии с частыми приступами). Ведущая роль в профилактике ухудшения памяти принадлежит поддержанию здоровья, включает отказ от курения и злоупотребления алкоголем, занятия спортом, своевременное обращение за медицинской помощью при соматических и психических болезнях. Важно соблюдать рациональный режим работы и отдыха, спать не менее 7-8 часов в сутки, уделять время интеллектуальным нагрузкам, чтению книг, решению кроссвордов, применению полученной информации в жизни.

Расстройства памяти – одно из сложных психоневрологических нарушений, осложняющий жизнь. У пожилых людей возникающие провалы в памяти являются закономерным процессом старения. Некоторые расстройства поддаются коррекции, другие являются симптомом более тяжелого сопутствующего заболевания.

Нарушение памяти в психологии

Психические расстройства памяти – группа качественных и количественных нарушений, при которых, человек либо перестает запоминать, узнавать и воспроизводить информацию, либо происходит заметное снижение этих функций. Для того, чтобы понять, как определенные нарушения воздействуют на запоминание человеком информации, важно понимать что есть память. Итак, память – это высшая психическая функция включающая в себя комплекс когнитивных способностей: запоминание, хранение, воспроизведение.

Самыми распространенными нарушениями памяти считаются:

  • гипомнезия – снижение или ослабление;
  • парамнезия – ошибки в памяти;
  • – выпадение событий (до или после).

Причины расстройства памяти

Почему наблюдаются расстройства памяти? На это есть множество причин как психологического, так и патологического характера, травматическое воздействие на человека. Нарушение памяти – психологические причины:

  • психоэмоциональное перенапряжение;
  • переутомление в следствие умственной или тяжелой физической работы;
  • произошедшая когда-то психотравма, вызвавшая защитную реакцию – вытеснение;

Расстройства функций памяти – причины органического характера:

  • длительное токсическое воздействие на мозг алкоголя, наркотических веществ;
  • неблагоприятная экология;
  • различные нарушения кровообращения (инсульт, атеросклероз, гипертензия);
  • онкология мозга;
  • вирусные инфекции;
  • болезнь Альцгеймера;
  • врожденные психические недуги и генетические мутации.

Внешние воздействия:

  • черепно-мозговые травмы;
  • тяжелые роды с наложением щипцов на головку ребенка.

Виды нарушения памяти

Многие люди знакомы с понятием амнезия, ведь само слово очень часто фигурирует в разных фильмах или сериалах, где один из героев теряет память или притворяется, что ничего не помнит, а между тем, амнезия – это лишь один из видов нарушения памяти. Все виды расстройств памяти принято делить на две большие группы:

  1. Количественные – гипермнезия, амнезия, гипомнезия.
  2. Качественные – конфабуляция, контаминация, криптомнезия, псевдореминисценция.

Когнитивное расстройство памяти

Память относится к когнитивным функциям мозга человека. Любые нарушения расстройства памяти будут являться когнитивными и накладывающими отпечаток на все мыслительные процессы человека Когнитивные расстройства памяти принято делить на 3 вида:

  • легкие – поддаются медикаментозной коррекции;
  • средние – возникают раньше, чем в пожилом возрасте, но не критичны, часто связаны с другими заболеваниями;
  • тяжелые – эти расстройства, возникают при общем поражении мозга, например в результате прогрессирующей деменции.

Количественные расстройства памяти

Нарушение работы памяти – дисмнезии (количественные расстройства) психиатрами подразделяются на несколько видов. Самую многочисленную группу составляют разного рода амнезии, при которых происходит потеря памяти на определенный временной промежуток. Виды амнезий:

  • ретроградная – возникает на предшествующие травматической, болезненной ситуации события (например, период до наступления эпилептического припадка);
  • антероградная (височная) – происходит выпадение событий уже после случившейся травматической ситуации больной не помнит период, как он попал в больницу;
  • фиксационная – нарушение памяти, при котором не запоминаются текущие впечатления, человек в этот момент может быть полностью дезориентирован в пространстве и спустя несколько секунд все действия в текущем моменте забываются больным навсегда;
  • конградная – выпадение из памяти состояния во время делирия, онейроида, амнезия в этом случае может быть тотальной или фрагментарной;
  • эпизодическая - бывает и у здоровых людей при утомлении, например у водителей, длительно находящихся в дороге, при воспоминании они могут ярко могут помнить начало и конец пути, забывая, что происходило в промежутках;
  • детская – невозможность вспомнить события, происходящие до 3 – 4-летнего возраста (нормальное явление);
  • интоксикационная – при алкогольном и наркотическом опьянении;
  • истерическая (кататимная) – выключение из памяти психотравмирующих событий;
  • аффективная – выпадение событий, происходящих во время аффекта.

К количественным нарушениям памяти относятся и следующие расстройства:

  • гипомнезия («прорешливая память») – больной помнит только важные события, у здоровых людей это может выражаться в слабости памяти на даты, имена, термины;
  • гипермнезия – повышенная способность помнить события прошлого, неактуальные на данный момент.

Нарушение кратковременной памяти

Расстройства кратковременной памяти психиатрия связывает со многими факторами и причинами, чаще с сопутствующими заболеваниями и стрессогенными факторами. Кратковременная или первичная, активная память – важный компонент памяти вообще, ее объем составляет 7±2 единицы, и удерживание поступающей информации равно 20 секундам, если нет повторения след информации спустя 30 секунд становится очень хрупким. Кратковременная память очень уязвима, и при амнезии происходит выпадение из памяти событий, которые случились от 15 секунд до 15 минут назад.

Нарушение памяти и речи

Слухоречевая память основана на запечатлеваемых слуховым анализатором образов и запоминанием разных звуков: музыки, шумов, речи другого человека, выраженные Расстройства памяти и речи характерны для умственно-отсталых детей и вследствие поражения при травме или инсульте левой височной доли головного мозга, что приводит к синдрому акустико-мнестической афазии. Устная речь больным плохо воспринимается и из 4 произнесенных вслух слов воспроизводит лишь первое и последнее (эффект края).

Нарушения мышления и памяти

Все когнитивные функции головного мозга взаимосвязана, и если происходит нарушение одной функции, со временем, по цепочке начинают страдать и другие. Расстройства памяти и интеллекта наблюдается при болезни Альцгеймера, сенильной деменции. Если рассматривать, как происходит нарушение можно в пример привести, что человек в уме совершает множество операций, которые с помощью кратковременной и долговременной памяти в виде опыта сохраняются. При нарушениях памяти происходит утрата этого синтезированного памятью и мышлением опыта.


Расстройство памяти и внимания

Все расстройства внимания и памяти негативным образом сказываются на запоминании событий, ситуаций и информации. Типы нарушения памяти и внимания:

  • функциональные – возникают при невозможности сосредоточиться вниманием на определенном действии, что проявляется ухудшением запоминания, характерно при СДВГ у детей, стрессах;
  • органические - при олигофрении, синдроме Дауна, развитии деменции у пожилых людей.

Расстройства памяти при поражениях мозга

При поражении разных отделов головного мозга расстройства памяти имеют разное клиническое проявление:

  • поражение гиппокампа и «круга Пейпеца» - возникает грубая амнезия на текущие повседневные события, дезориентация в пространстве и времени, больные жалуются на то, что все выпадает из памяти, и они вынуждены все записывать, чтобы помнить;
  • поражение медиальных и базальных отделов лобных долей – характеризуется конфабуляциями и ошибками памяти, больные некритичны к своей амнезии;
  • локальные поражения конвекситальных отделов – нарушение мнестической функции в какой-либо определенной сфере;
  • нарушение памяти после инсульта может быть вербальным (больной не может вспомнить названия предметов, имена близких людей), визуальным – отсутствует память на лица и формы.

Нарушение памяти у ребенка

В основном, нарушения развития памяти у детей связывают с астеническим синдромом, который в совокупности представляет собой высокое психоэмоциональное напряжение, тревожность и депрессию. Неблагоприятный психологический климат, ранняя депривация, гиповитаминоз тоже являются провоцирующими амнезию у детей. Часто, у детей проявляется гипомнезия, выраженная в плохом усвоении учебного материала или другой информации, при этом наряду с нарушениями памяти страдают все когнитивные функции.


Расстройство памяти у пожилых людей

Сенильная деменция или старческое расстройство памяти, в народе именуемое старческим маразмом одно из часто встречающихся нарушений памяти у лиц пожилого возраста. Деменцией сопровождаются и такие недуги, как: болезнь Альцгеймера, Паркинсона и Пика. Кроме амнезии наблюдается угасание всех мыслительных процессов, наступает слабоумие с деградацией личности. Неблагоприятными факторами в развитии деменции являются сердечно-сосудистые заболевания, атеросклероз.

Симптомы нарушения памяти

Симптоматика нарушений разнообразна и зависит от того, в каких формах проявляются расстройства памяти, в основном, симптомы могут быть следующими:

  • утрата сведений, навыков, как обычных (чистка зубов), так и связанных с профессией;
  • дезориентация во времени и пространстве;
  • устойчивые пробелы на произошедшие «до» и «после» события;
  • палимпсест – выпадение отдельных событий при алкогольном опьянении;
  • конфабуляции – замещение пробелов памяти информацией фантастического характера, в которую больной верит.

Диагностика нарушений памяти

Основные нарушения памяти должен диагностировать врач, чтобы не пропустить серьезное сопутствующее заболевание (опухоли, деменция, СД). Стандартная диагностика включает в себя комплексное обследование:

  • анализы крови (общий, биохимия, гормоны);
  • магнитно-резонансная томография (МРТ);
  • компьютерная томография (КТ);
  • позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ).

Психодиагностика нарушений памяти основана на методах А.Р. Лурия:

  1. Заучивание 10 слов. Диагностика механической памяти. Психолог или психиатр медленно по порядку называет 10 слов и просят больного повторить в любом порядке. Процедура повторяется 5 раз, и при повторении врач отмечает сколько из 10 слов были правильно названы. В норме, после 3-го повторения все слова запоминаются. Через час больного просят повторить 10 слов (в норме 8 – 10 слов должны быть воспроизведены).
  2. Ассоциативный ряд «слова+картинки». Нарушения логической памяти. Терапевт называет слова и просит больного подобрать к каждому слову картинку, например: корова – молоко, дерево-лес. Через час, больному предъявляются картинки с просьбой назвать слова соответствующие изображению. Оценивается количество слов и сложность-примитивноть в составлении ассоциативного ряда.

Память - это в психологии совокупность информации, которая отображает события, эмоции, какие-либо знания, пережитые индивидом ранее.

Что такое память и ее нарушение

Благодаря ей у нас есть опыт, и человек является той личностью, какой его знают окружающие. Потеря памяти или ее нарушения доставляют большой дискомфорт личности.

Нарушение памяти в психологии - это довольно распространенное расстройство, которое приносит массу проблем человеку и, конечно же, ухудшает качество его жизни. Такое нарушение лежит в основе многих болезней психического характера.

Основные виды расстройств памяти

Выделяют два основных вида нарушения памяти человека.

Качественные дисфункции подразумевают путаницу в голове пациента, связанную с невозможностью отличить подлинные воспоминания от фантазий. Больной не понимает, какие события являются реальными, а какие плодом его воображения.

Количественные дефекты отображаются в усилении или ослаблении следов памяти.

Существует огромное количество разновидностей нарушений памяти. Большинство из них характеризуется кратковременностью и обратимостью. Они могут быть вызваны такими банальными причинами, как переутомлением, частыми стрессовыми ситуациями, злоупотреблением лекарственными препаратами, а также алкогольными напитками.

Другие требуют серьезного подхода в лечении.

Причины возникновения нарушений в памяти

Что же это за причины, способные вызвать нарушение памяти? В психологии выделяют несколько таких.

Например, наличие у человека астенического синдрома, который сопровождается быстрой утомляемостью, истощением организма. Он может быть последствием черепно-мозговых повреждений, длительных депрессий, авитаминоза, алкогольной и наркотической зависимости.

У детей расстройства памяти чаще всего являются следствием недоразвитости мозга, травмы головы физического или психического характера. У таких детей появляются проблемы с запоминанием информации и ее последующим воспроизведением.

Виды расстройства памяти

Каковы симптомы нарушения памяти? Это забывание и невозможность воспроизведения событий из личного или чужого опыта.

Парамнезия - потеря во времени, когда индивид путает события прошлого и настоящего, не может понять, какие события в его голове имели место быть в реальном мире, а какие являются вымышленными, спроецированные мозгом на основе полученной когда-то информации.

Дисмнезия - расстройство, к которому относятся гипермнезия, гипомнезия и амнезия. Последнее характеризуется забыванием отдельной информации и навыков на некоторый отрезок времени. Проблемы с памятью носят эпизодический характер, после чего воспоминания частично или полностью возвращаются. Амнезия может затрагивать и приобретенные навыки, например, умение водить машину, ездить на велосипеде, готовить какие-либо блюда.

Виды амнезии

Ретроградная амнезия проявляется в забывании событий на какой-то промежуток времени, предшествующий возникновению травмы. Например, человек, получивший травму голову, может забыть все, что с ним происходило за неделю или больше до несчастного случая.

Антероградная амнезия является противоположностью предыдущей и подразумевает потерю памяти на промежуток после получения травмы.

Фиксационная амнезия - это когда пациент неспособен запомнить поступающую информацию. Он вполне адекватно воспринимает действительность, но забывает информацию уже через несколько минут или секунд после ее получения. Это вызывает проблемы во временном ориентировании, а также в запоминании окружающих людей.

При тотальной амнезии человек не в состоянии вспомнить ничего из своей прошлой жизни. Он не знает своего имени, возраста, адреса, кто он и чем занимался. Как правило, такое расстройство психической наступает после получения тяжелой травмы черепа.

Палимпсест возникает в результате алкогольного опьянения, когда индивид не может вспомнить отдельные моменты.

При истерической амнезии личность забывает тяжелые, болезненные или просто невыгодные для себя воспоминания. Она свойственна не только душевно больным людям, но и здоровым, относящимся к истерическому типу.

Парамнезия - тип нарушения памяти, при котором возникающие пробелы заполняются разными данными.

Экмнезия и криптомнезия

Экмнезия - явление, когда личность проживает давно минувшие события как явление настоящего времени. Оно свойственно пожилым людям, которые начинают воспринимать себя как молодую особь и готовятся к поступлению в университет, свадьбе или к другим событиям, которые были пережиты в молодом возрасте.

Криптомнезия - расстройство, при котором человек выдает услышанные или прочитанные идеи за свои собственные, искренне веря в свое авторство. Например, прочитанные книги великих писателей в своем воображении больные могут присвоить себе, уверяя в этом окружающих.

Разновидностью криптомнезии может быть явление, когда человек событие из собственной жизни воспринимает как прочитанное в книге или увиденное в кино.

Лечение нарушений памяти

Классификация нарушений памяти являет собой довольно большой объем информации в психологии, существует множество трудов по изучению таких явлений, а также о методах их лечения.

Разумеется, проще заниматься профилактическими действиями, нежели самим лечением. Для этих целей специалистами разработано много упражнений, позволяющих держать свою память в тонусе.

Правильное питание и образ жизни также способствуют нормальному функционированию мозга.

Что же касается непосредственно лечения нарушений памяти, то оно будет зависеть от диагноза, степени запущенности и причин возникновения. Лечение препаратами начинается только после тщательной диагностики, проведенной врачом-специалистом.

Памятью называют одну из высших функций головного мозга человека. Благодаря особенностям центральной нервной системы (ЦНС), память способна запоминать и хранить информацию из опыта человека, пользоваться ей при необходимости. Один из самых часто встречаемых симптомов различных болезней головного мозга человека — расстройство памяти. Подобные нарушения наблюдает у себя около трети населения планеты, чаще всего это пожилые люди.

Главная проблема заключается в том, что нарушения памяти — это симптомы широкого перечня заболеваний. И эти заболевания могут поражать абсолютно разные органы и системы, а также сопровождаться другими поражениями, например:

  • нарушениями метаболизма;
  • дисциркуляторной энцефалопатией;
  • проблемами экстрапирамидной системы.

Если же нарушения памяти вызваны психогенными заболеваниями, то вероятные причины — это депрессии и сильные психические расстройства.

В зависимости от длительности запоминания, выделяют два типа памяти: кратковременную и долгосрочную. Кратковременная память более точна, но запоминания удерживаются недолго, всего несколько минут или пару часов. У такой памяти ограниченный «объем», который обычно равен приблизительно семи структурным единицам (например, зрительные воспоминания, слова, словосочетания).

Сделать этот объем больше можно, увеличивая размеры структурных единиц, но к улучшению памяти как таковой, подобной способ не приведет. Для перевода информации из краткосрочной памяти в долгосрочную, ее обработает ЦНС. Чем правильней и адекватней стратегия запоминания, тем эффективнее данная обработка.

Запоминание информации для долговременной памяти длится до 24-х часов. В это время в ЦНС происходят различные изменения, позволяющие сохранить запомненный след на долгое время. «Объем» у долговременной памяти не ограничен, информация может сохраняться на очень долгое время. В долговременной памяти событие сохраняется вместе со смысловой составляющей, в краткосрочной – только чувственный образ.

Долговременная память подразделяется на: процедурную и декларативную. За обучаемость и способность приобретать новые навыки отвечает процедурная память, а за конкретные факты – декларативная.

Кроме того, принято выделать механизмы памяти. Это сохранение информации в памяти, дальнейшее ее хранение и воспроизведение. Когда в памяти появляется слепок – ЦНС его обрабатывает, а затем – декодирует для дальнейшего воспроизведения.

Самое серьезное расстройство – это Корсаковский синдром, проявляющийся в дезориентации во времени, месте и окружении больного. Однако интеллект, речь и другие высшие проявления деятельности головного мозга остаются нетронутыми или незначительно изменяются. Как правило, яркие нарушения в поведении человека при Корсаковском синдроме отсутствуют. Именно эта особенность данного позволяет очень легко отличить его от других заболеваний (в частности, деменции).

Главная причина расстройств памяти у людей с данными синдромами – это антероградная и фиксационная амнезии. Их сочетание создает подобное неблагоприятное воздействие на психические способности человека. Конфабуляции и ретроградная амнезия оказывают минимальное патогенное влияние, в отличие от фиксационной амнезии. Больному максимально тяжело вспоминать события, которые произошли в период после заболевания, а вот давние происшествия вспоминаются относительно легко. Обычно «объем» запоминаемой информации, разные способности и обучаемость при КС сохранены. Больной сможет сохранять в своей памяти поразительное количество информации при наличии должного уровня концентрации.

Причиной возникновения Корсаковского синдрома может быть хронический алкоголизм. Кроме того, к возникновению данного нарушения приводят различные патологии гиппокампа, также недостаточное количество в организме тиамина или поражения головного мозга из-за травмирования, возникновения опухоли. Еще одной причиной может стать плохое кровообращение мозга и, как следствие, гипоксия. Поэтому Корсаковский синдром часто встречается у пожилых людей.

Деменция, как одна из причин нарушения памяти

Деменцией называют расстройство высших психических функций. Данное заболевание значительно усложняет повседневную жизнь больного.

Деменции принято разделять на: подкорковые и корковые. Во время корковой деменции развиваются расстройства сознания, сначала идет забывчивость настоящих событий. Чуть позже к симптомам добавляются и когнитивные нарушения.

Подкорковая деменция приводит к ухудшению реакции и концентрации человека, больной быстро устает, характерны проявления эмоциональных расстройств. У пациента с подобным расстройством наблюдается нарушение произвольное и непроизвольное запоминание информации. Семантическая память сохраняется, но активное воспроизведение не происходит. В этом случае можно повысить запоминаемость и продуктивность, если заучивать информацию и составлять логические цепочки.

К расстройствам памяти при деменции приводит и дисфункция лобных долей головного мозга.

Эти нарушения чаще всего встречаются у людей после 55-60 лет. Сенильные нарушения памяти не опасны и не приводят к амнезии. Ухудшение памяти с возрастом – абсолютно нормальное явление, которое связано с падением уровня реакции и быстроты.

Среди причин возникновения проблем с памятью также выделяют.