Open
Close

Отсутствие кратковременной памяти как называется. Нарушение памяти: лечение, симптомы, причины, признаки, диагностика

Память - это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта.

Сила памяти зависит от степени концентрации внимания на поступающую информацию, эмоционального отношения (заинтересованности) к ней, а также от общего состояния человека, степени тренированности, характера психических процессов. Убежденность человека в том, что информация полезна, в сочетании с его повышенной активностью при ее запоминании, является важным условием для усвоения новых знаний.

Виды памяти по времени хранения материала:
1) мгновенная (иконическая) - благодаря этой памяти в течение 0,1-0,5 с удерживается полная и точная картина того, что только восприняли органы чувств, при этом не производится никакой обработки полученной информации;
2) кратковременная (КП) - способна сохранять информацию короткий промежуток времени и в ограниченном объеме.
Как правило, у большинства людей объем КП равен 7 ± 2 единицам.
В КП фиксируется лишь наиболее значимая информация, обобщенный образ;
3) оперативная (ОП) - функционирует в течение заранее определенного времени (от нескольких секунд до нескольких дней) в зависимости от той задачи, которую необходимо решить, после чего информация может быть стерта;
4) долговременная (ДП) - информация сохраняется на неопределенно долгий срок.
в ДП содержится тот материал, который практически здоровый человек должен вспомнить в любой момент времени: свое имя, отчество, фамилию, место рождения, столицу Родины и т. п.
У человека ДП и КП неразрывно связаны.


Расстройства памяти

Гипомнезия - нарушение кратковременной памяти (снижение памяти, забывчивость).
Фиксационная гипомнезия - это нарушение запоминания текущих событий.
Гипомнезия встречается в норме при сильной усталости, психопатии , , алкоголизме , наркомании .

Амнезия - нарушение долговременной памяти (выпадение памяти, потеря памяти).
Ретроградная амнезия - исчезновение из памяти событий, предшествующих травме.
Антероградная амнезия - исчезновение из памяти событий, следующих после травмы.
Конградная амнезия - потеря памяти только на период непосредственного нарушения сознания.
Перфорационная амнезия (палимпсест) - утрата памяти на часть событий.
Амнезия встречается при органических поражениях головного мозга , невротических расстройствах (диссоциативная амнезия) , алкоголизме , наркомании .

Парамнезии - искаженные и ложные воспоминания (ошибки памяти).
Псевдореминисценции (иллюзии памяти, парамнезии) - ошибочные воспоминания о событиях.
Конфабуляции (галлюцинации памяти) - воспоминания о том, чего не было.
Криптомнезии - неспособность вспомнить источник информации (событие было наяву, во сне или фильме).
Парамнезии встречаются при шизофрении , деменции, органических поражениях , корсаковском синдроме, прогрессивном параличе.

Кроме того, существует гипермнезия — патологическая повышенная способность к запоминанию.
Гипермнезия встречается при маниакальном синдроме , приеме психотропных препаратов (марихуана, лсд и др.) , в начале эпилептического приступа .


Закон Рибо

Закон Рибо - снижение памяти по типу «обратного хода памяти». При нарушениях памяти сначала становятся недоступными воспоминания о недавних событиях, затем начинает нарушаться умственная деятельность субъекта; утрачиваются чувствования и привычки; наконец, распадается инстинктивная память. В случаях восстановления памяти те же этапы происходят в обратном порядке.

Памятью называют психический процесс запоминания, а также сохранение и способность к последующему воспроизведению прошлого жизненного опыта. Память является важнейшим инструментом адаптации. Она позволяет человеку длительное время, иногда долгие годы удерживать мысли, прошедшие ощущения, сделанные выводы, полученные навыки. Память является основным механизмом работы интеллекта и его опорой.

Расстройства памяти чаще всего возникают при наличии органических патологий и носят стойкий, порой необратимый характер. Патологии могут быть симптоматическими, сопровождающие другие сферы психики. Временное расстройство памяти чаще всего встречаются при нарушениях сознания.

Основные классификации расстройств, нарушений памяти

Обычно их разделяют на количественные (дисмнезии) и качественные (парамнезии). К первой группе относят гипермнезию, гипомнезию, различные виды амнезии. То есть расстройства памяти это не только как воспринимается обществом в быту. Во вторую группу входят псевдореминисценции, конфабуляции, криптомнезии, эхомнезии. Остановимся на этой классификации подробнее:

Дисмнезии:

Гипермнезия

Для нее характерна непроизвольная, беспорядочная актуализация прошлого опыта. При этом прошлые воспоминания всплывают в мельчайших подробностях, мешая в усвоении повседневной информации. Больной отвлекается от новых впечатлений, у него ухудшается продуктивность мышления.

Гипомнезия

Состояние характеризуется значительным ослаблением памяти, причем страдают все составные части. Больной с трудом запоминает имена, даты. Человек забывает и не может вспомнить основные детали прошедших событий. Страдающие гипомнезией люди не могут воспроизводить информацию из недавнего прошлого. Они стараются записывать простые данные, которые раньше могли запомнить и вспомнить без труда. Причиной такой патологии чаще всего является сосудистые заболевания мозга, например, атеросклероз.

Формы амнезии

Под амнезией понимают собирательный термин, обозначающий целую группу расстройств памяти с выпадением некоторых её участков.

Ретроградная амнезия

Означает расстройство, развивающееся до появления основного заболевания. Часто встречаются при острых сосудистых заболеваниях мозга. Характеризуется выпадением воспоминаний того промежутка времени, который непосредственно предшествует развитию заболевания.

Конградная амнезия

При ней память утрачивается практически полностью на весь период болезни. она является не столько последствием определенных расстройств памяти, сколько считается невозможностью воспринимать какую-либо информацию. такое расстройство наблюдается у больных в состоянии комы.

Антероградная амнезия

Развивается на фоне событий, которые происходили после острого периода проявлений заболевания. При этом, человек вполне доступен контактам, может вполне адекватно отвечать на вопросы. Однако спустя какой-то промежуток времени, он уже не может вспомнить событий, произошедших накануне.

Фиксационная амнезия

Для этого расстройства характерно резкое снижение или полная утрата способности сохранять в памяти полученные сведения. Такие люди плохо запоминают совсем недавно произошедшие события, какие-то слова. Но они хорошо помнят произошедшее до основного заболевания, а также у них хорошо сохраняются профессиональные навыки.

Прогрессирующая амнезия

Это расстройство чаще всего наблюдается при прогрессирующем органическом поражении мозга. Характеризуется последовательным выпадением всё более глубоких слоёв памяти. При этом сначала возникает гипомнезия, затем наблюдается амнезия на недавние события, после чего человек начинает забывать и давно произошедшие события. Последними стираются из памяти организованные знания, эмоциональные впечатления, а также простейшие автоматические навыки.

Парамнезии

К этим расстройствам памяти относят искажения или извращения содержания прошлых воспоминаний.

Псевдореминесценции

Характеризуются замещением утраченных воспоминаний другими, когда события происходили в действительности, однако они были в другом временном промежутке.

Конфабуляции

Наблюдаются, когда провалы в памяти замещаются вымышленными событиями. Они являются свидетельством того, что человек теряет способность критически осмысливать ситуацию, оценивать ее. Такие больные забывают, что событий, которые всплывают в их памяти, никогда не было, они никогда не происходили. Больные искренне уверены, что такие фантастические события точно имели место.

Криптомнезии

Патологическое расстройство памяти, при котором выпадающие званья воспоминаний замещаются вымышленными событиями, когда-то прочитанными, слышанными, виденными во сне. В связи с этим криптомнезия не столько потеря собственно информации, сколько утрата способности определить её источник. В этом состоянии больные могут искренне присваивать себе создание каких-либо произведений искусства, научных открытий.

Эхомнезия (редуплицирующая парамнезия Пика)

Характеризуется ощущением того, что происходящие в настоящий момент события уже происходили в прошлом. Такие состояния часто сопровождают органические заболевания мозга, особенно при поражении теменно-височной области.

Для лечения расстройств используются препараты, которые улучшают микроциркуляцию головного мозга, восстанавливают метаболизм мозговых клеток, стимулируют активное запоминание.

Светлана, www.сайт

Память – важная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученную информацию и откладывать ее в каких-то невидимых «ячейках» головного мозга про запас, чтобы в будущем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической деятельности человека, поэтому малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из привычного ритма жизни, страдая сам и раздражая окружающих.

Нарушение памяти чаще всего воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в иных случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками болезни, на развитие которой никто внимания не обращает, полагая, что человек такой от природы.

Большая загадка – память человека

Память – сложный процесс, протекающий в центральной нервной системе и предполагающий восприятие, накопление, удерживание и воспроизведение полученной в разные периоды времени информации. Больше всего о свойствах нашей памяти мы задумываемся, когда нужно освоить что-то новое. От того, как кому удается зацепить, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что немаловажно при выборе профессии. С точки зрения биологии память бывает кратковременная и долговременная.

Информация, полученная мельком или, как говорится «в одно ухо влетело, из другого вылетело» – это кратковременная память, при которой увиденное и услышанное откладывается на несколько минут, но, как правило, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и улетучился. Кратковременная память ничего наперед не обещает, что, наверное, хорошо, ведь в противном случае человеку пришлось бы хранить всю информацию, которая ему совсем не нужна.

Однако при определенных усилиях человека информация, попавшая в зону кратковременной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долговременное хранение. Это происходит и помимо воли человека, если какие-то эпизоды часто повторяются, имеют особую эмоциональную значимость или занимают по разным причинам отдельное место среди других явлений.

Оценивая свою память, некоторые люди утверждают, что она у них кратковременная, потому что все запоминается, усваивается, пересказывается через пару дней, а потом так же быстро забывается. Это нередко происходит при подготовке к экзаменам, когда информация откладывается только с целью воспроизвести ее для украшения зачетной книжки. Следует отметить, что в подобных случаях, обращаясь опять к данной теме, когда она становится интересной, человек легко может восстановить, казалось бы, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить информацию. А здесь все просто – приобретенные знания без особых усилий человека трансформировались в отделы долгосрочной памяти.

Долговременная память все анализирует, структурирует, создает объем и целенаправленно откладывает для будущего использования на неопределенный срок. В от на долговременной памяти все и держится. Механизмы запоминания очень сложны, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и простые вещи. Однако отмечаем, что для успешного осуществления процесса обучения, помимо памяти, важно иметь внимание, то есть, уметь концентрироваться на нужных предметах.

Человеку свойственно через некоторое время забывать прошлые события, если периодически не извлекать свои знания, чтобы пользоваться ими, поэтому не всегда неспособность вспомнить что-то, нужно относить к нарушению памяти. Каждый из нас испытал на себе чувство, когда «крутится в голове, но на ум не приходит», но это не значит, что в памяти произошли серьезные расстройства.

Почему случаются провалы в памяти?

Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.

Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.

Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).

Причины нарушения памяти у детей

Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:

  • Недостаток витаминов, ;
  • Астению;
  • Частые вирусные инфекции;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Стрессовые ситуации (неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблемы в коллективе, который ребенок посещает);
  • Плохое зрение;
  • Психическое расстройство;
  • Отравления, употребление алкоголя и наркотических средств;
  • Врожденную патологию, при которой умственная отсталость запрограммирована (синдром Дауна и др.) или другие (какие угодно) состояния (недостаток витаминов или микроэлементов, применение отдельных лекарственных средств, изменение не в лучшую сторону обменных процессов), способствующие формированию синдрома дефицита внимания, который, как известно, память не улучшает.

Причины проблем у взрослых

У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:

  1. Стрессы, психоэмоциональные нагрузки, хроническая усталость и души, и тела;
  2. Острые и хронические ;
  3. Дисциркуляторная ;
  4. шейного отдела позвоночника;
  5. Черепно-мозговые травмы;
  6. Метаболические нарушения;
  7. Гормональный дисбаланс;
  8. Опухоли ГМ;
  9. Психические расстройства (депрессия, шизофрения и многие другие).

Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.

Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.

Дисмнезии

Феноменальная память или психическое расстройство?

Гипермнезия – при таком нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная много лет назад, беспричинно всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Человек и сам не знает, зачем ему нужно хранить все в голове, однако некоторые давно прошедшие события может воспроизвести до мелочей. Например, пожилой человек с легкостью может описать в деталях (вплоть до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не составляет труда вспомнить и другие подробности, касающиеся учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.

Гипермнезия, наличествуя у здорового человека при отсутствии других клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это именно тот случай, когда говорят о феноменальной памяти, хотя с точки зрения психологии феноменальная память представляет собой несколько иное явление. Люди, обладающие подобным феноменом, способны запоминать и воспроизводить огромные объемы информации, не связанной каким-то особым смыслом. Это могут быть большие цифры, наборы отдельных слов, перечни предметов, ноты. Такой памятью нередко обладают великие писатели, музыканты, математики и люди других профессий, требующих гениальных способностей. Между тем, гипермнезия у здорового человека, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего высоким коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и редкое явление.

Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:

  • При пароксизмальных психических расстройствах (эпилепсия);
  • При интоксикациях психоактивными веществами (психотропные препараты, наркотические средства);
  • В случае гипомании – состояния, похожего на манию, но не дотягивающего до нее по тяжести течения. У пациентов может отмечаться прилив энергии, повышаться жизненная активность, и трудоспособность. При гипомании нередко сочетается нарушение памяти и внимания (расторможенность, неустойчивость, неспособность сосредотачиваться).

Очевидно, что разобраться в таких тонкостях, разграничить норму и патологию под силу только специалисту. Среди нас в большинстве – среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают. Периодически (не каждый год и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда удается сразу заметить, ведь нередко таких индивидов считают просто чудаками. И, наконец, (может быть, и не часто?) в числе различных патологических состояний встречаются психические болезни, требующие коррекции и комплексного лечения.

Плохая память

Гипомнензия – этот вид обычно выражают двумя словами: «плохая память».

Забывчивость, рассеянность и плохая память наблюдается при астеническом синдроме, для которого, помимо проблем с памятью, характерны и другие симптомы:

  1. Повышенная утомляемость.
  2. Нервозность, раздражительность по поводу и без него, плохое настроение.
  3. Метеозависимость.
  4. днем и бессонница ночью.
  5. Перепады АД, .
  6. Приливы и другие .
  7. , слабость.

Астенический синдром, как правило, формирует другая патология, например:

  • Артериальная гипертензия.
  • Перенесенная черепно-мозговая травма (ЧМТ).
  • Атеросклеротический процесс.
  • Начальная стадия шизофрении.

Причиной нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть различные депрессивные состояния (всех не счесть), климактерический синдром, протекающий с расстройством адаптации, органические поражения головного мозга (тяжелые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В подобных ситуациях, как правило, помимо гипомнезии, также присутствуют и симптомы, перечисленные выше.

«Тут помню – тут не помню»

При амнезии выпадает не вся память целиком, а отдельные ее фрагменты. В качестве примера подобного вида амнезия так и хочется вспомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» – «Тут помню – тут не помню».

Однако не все амнезии выглядят, как в знаменитой кинокартине, есть более серьезные случаи, когда память утрачивается существенно и надолго или навсегда, поэтому среди таких нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько видов:

Особый вид потери памяти, с которым невозможно справиться – прогрессирующая амнезия, представляющая собой последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Причиной разрушения памяти в подобных случаях значится органическая атрофия головного мозга, которая встречается при болезни Альцгеймера и . Такие больные плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), например, они забывают названия бытовых предметов, которыми пользуются ежедневно (тарелка, стул, часы), но при этом знают, для чего они предназначены (амнестическая афазия). В других случаях пациент просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, для чего она нужна (семантическая афазия). Не следует, однако, путать привычки «радивых» хозяев найти применение всему, что имеется в доме, даже если оно предназначено совсем для других целей (из отслуживших свой срок кухонных часов в виде тарелки можно сделать красивое блюдо или подставку).

Это ж надо такое выдумать!

Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют следующие виды:

  • Конфабуляцию , при которой фрагменты собственной памяти улетучиваются, а их место занимают придуманные пациентом истории и преподнесенные им «на полном серьезе», поскольку сам он верит в то, о чем говорит. Больные рассказывают о своих подвигах, небывалых достижениях в жизни и работе и даже иногда о преступлениях.
  • Псевдореминисценцию – замену одного воспоминания другим событием, которое в действительности имело место в жизни пациента, только совсем в иное время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова).
  • Криптомнезию , когда пациенты, получив информацию из различных источников (книги, кино, рассказы других людей), выдают ее за пережитые им самим события. Словом, больные в силу патологических изменений идут на невольный плагиат, который характерен для бредовых идей, встречаемых при органических расстройствах.
  • Эхомнезию – человек чувствует (вполне искренне), что с ним это событие уже происходило (или видел во сне?). Конечно, подобные мысли иной раз посещают и здорового человека, но разница в том, что больные придают таким явлениям особую значимость («зацикливаются»), а здоровые просто быстро об этом забывают.
  • Полимпсест данный симптом существует в двух вариантах: кратковременные провалы в памяти, связанные с патологическим алкогольным опьянением (путаются эпизоды минувшего дня с давно прошедшими событиями), и совмещения двух разных событий одного периода времени, в конечном итоге, пациент сам не знает, что же было на самом деле.

Как правило, этим симптомам при патологических состояниях сопутствуют другие клинические проявления, поэтому, заметив у себя признаки «дежа вю», не нужно спешить ставить диагноз – такое бывает и у здоровых людей.

Снижение концентрации внимания влияет на память

К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния:

  1. Неустойчивость внимания – человек постоянно отвлекается, перескакивает с одного предмета на другой (синдром расторможенности у детей, гипомания, гебефрения – психическое нарушение, развивающееся, как одна из форм шизофрении, в юношеском возрасте);
  2. Ригидность (замедленность переключения) с одной темы на другую – данный симптом весьма характерен для эпилепсии (кто общался с такими людьми, тот знает – пациент постоянно «застревает», что затрудняет ведение диалога);
  3. Недостаточная концентрация внимания – про таких людей говорят: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!», то есть, рассеянность и плохую память в подобных случаях часто воспринимают, как особенности темперамента и поведения, что, в принципе, нередко соответствует действительности.

Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.

Дети быстрее забывают

Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.

Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:

  • Амнезия у детей в большинстве случаев проявляется провалами в памяти в отношении отдельных воспоминаний об эпизодах, имевших место в период помрачнения сознания, связанного с неприятными событиями (отравления, кома, травма) – не зря говорят, что дети быстро забывают;
  • Алкоголизация подросткового возраста тоже протекает не так, как у взрослых – отсутствие воспоминаний (полимпсесты ) на события, происходящие во время опьянения, появляется уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза (алкоголизм);
  • Ретроградная амнезия у детей, как правило, затрагивает небольшой промежуток времени до травмы или болезни, да и выраженность ее не столь отчетливая, как у взрослых, то есть, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить.

Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.

У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.

Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при различной этиологии.

Прежде лечения

Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:

  1. Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией (или перенесенной в прошлом) с ухудшением интеллектуальных способностей;
  2. Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ (в анамнезе), хронического алкоголизма, лекарственных нарушений?
  3. Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств? Отдельные группы фармацевтических средств, например, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют подобного рода нарушения, которые, впрочем, носят обратимый характер.

Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать , позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.

В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.

В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).

Лечение и коррекция

Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.

Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.

Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это – (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).

Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.

Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.

Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.

Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.

Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.

Видео: плохая память – мнение специалиста


Иногда на нарушение памяти в большей степени обращают внимание родственники пациента, чем он сам (обычно у пожилых людей, часто при деменции). Врачи и пациенты часто обеспокоены тем, что снижение памяти свидетельствует о развивающейся деменции. Это опасение основано на общем представлении о том, что обычно первым симптомом деменции является ухудшение памяти. Однако в большинстве случаев снижение памяти не сопряжено с началом деменции.

Наиболее частой и самой ранней жалобой, связанной с ухудшением памяти, является затруднение при вспоминании имен и мест, где лежат часто используемые в быту предметы, например ключи от машины. По мере нарастания расстройства памяти пациенты могут забывать оплачивать счета или пропускать назначенные встречи. Тяжелые нарушения памяти могут быть опасными, если пациенты забывают выключить плиту, закрыть дом на ключ или упускают из вида ребенка, за которым они должны следить. В зависимости от причины нарушения памяти могут выявляться и другие симптомы, такие как депрессия, спутанность сознания, изменения личности, сложности при выполнении повседневной деятельности.

Различают два вида памяти: декларативная, явно ориентированная память (семантическая или эпизодическая), сохраняющая воспоминания, которые могут вызываться только сознательно. Это необходимо, например, для того, чтобы распознавать определенные вещи (яблоки, животные, лица). Процедурная память не требует сознательного усилия для запоминания и воспроизведения. Это необходимо, например, для обучения игре на пианино.

Причины нарушения памяти

Наиболее частые причины нарушения памяти включают в себя перечисленные ниже:

  • нарушения памяти, связанные со старением (наиболее частая причина);
  • умеренные когнитивные нарушения;
  • деменция;
  • депрессия.

У большинства людей с возрастом отмечается некоторое ухудшение памяти. Им становится сложно запомнить новую информацию (например, имя нового соседа, новый компьютерный пароль). Изменения, связанные с возрастом, приводят к забывчивости, возникающей время от времени (например, потеря ключей от машины), или к замешательству. Тем не менее умственные способности не страдают. Если пациенту с возрастными изменениями памяти предоставить достаточно времени, чтобы обдумать и ответить на вопрос, то он, как правило, справляется с заданием, что указывает на сохранность памяти и когнитивных функций.

У пациентов с умеренными когнитивными нарушениями имеется истинное снижение памяти, в отличие от замедления вспоминания при относительно сохранной памяти у пациентов того же возраста без когнитивных нарушений. При умеренных когнитивных нарушениях имеется тенденция к нарушению в первую очередь краткосрочной (или эпизодической) памяти. Пациентам сложно вспомнить содержание недавнего разговора, место, где лежат часто используемые предметы, они забывают о назначенных встречах. Однако память на отдаленные события обычно остается интактной, и внимание также не страдает (так называемая рабочая память - пациенты могут воспроизвести список каких-либо предметов и выполнить простые вычисления).

Пациентам сложно подобрать слова и/ или назвать предметы (афазия), выполнять уже знакомые движения (апраксия) или планировать и организовывать повседневные дела, такие как приготовление пищи, покупки и оплата счетов (нарушение исполнительной деятельности). Может измениться личность пациента -так, например, может появиться нехарактерная ранее для человека раздражительность, беспокойство, возбуждение и/или несговорчивость.

Депрессия часто встречается у пациентов с деменцией. Однако и сама по себе депрессия может привести к нарушению памяти, которая напоминает деменцию (псевдодеменция), но у таких пациентов обычно имеются и другие симптомы депрессии.

Делирий - это острое состояние изменения сознания, которое может вызываться тяжелой инфекцией, лекарственными препаратами (нежелательное явление) или их отменой. У пациентов с делирием может быть нарушение памяти, однако основной проблемой у них является не это, а тяжелые глобальные изменения психического статуса и когнитивной функции.

Для формирования декларативной памяти информация прежде всего достигает соответствующих ассоциативных зон коры головного мозга (например, вторичной зрительной коры) через определенную первичную сенсорную зону коры (например, первичную зрительную кору). Отсюда, через энторинальную область коры (28-е поле) эта информация идет к гиппокампу, который имеет большое значение для долговременного хранения декларативной информации. При посредничестве структур среднего мозга, базальных отделов переднего мозга и префронтальной коры эта информация снова запоминается в ассоциативной коре. Таким образом, сначала посредством сенсорной памяти информация сохраняется кратковременной памятью, которая способна удерживать ее всего лишь от нескольких секунд до минут. Эта информация может передаваться в долговременную память, например, путем повторений. Однако такие повторения не относятся к обязательным условиям для формирования долговременной памяти. Глутамат - наиболее важный медиатор в гиппокампе (NMDA-рецепторы). Консолидация памяти обеспечивается адреналином и ацетилхолином (никотиновые рецепторы). Нейротрофины поддерживают жизнеспособность вовлеченных в это нейронов. В конечном итоге для консолидации памяти необходимо изменение влияния задействованных синапсов.

Именно передача информации в долговременную память нарушается при поражении названных выше структур вследствие нейродегенеративных заболеваний (например, болезни Альцгеймера), травмы, ишемии, действия алкоголя, угарного газа и воспаления. Электрошок может временно остановить формирование памяти.

Поражения гиппокампа либо его связей приводят к антеградной амнезии. У таких пациентов с момента поражения больше не может формироваться новая декларативная память. Они будут помнить события до поражения, а последующие - нет.

Ретроградная амнезия, т. е. потеря уже сохраненной информации, происходит при нарушениях в соответствующих ассоциативных полях. В зависимости от степени и локализации нарушений потеря памяти может быть обратимой и необратимой. В первом случае пациент потеряет часть памяти, но она может быть восстановлена. При необратимой потере конкретные элементы утрачиваются безвозвратно.

Поражение дорсомедиального ядра приводит к потере эпизодической памяти. Транзиторные двусторонние функциональные нарушения гиппокампа могут вызывать антеградную и ретроградную (дни или годы) амнезию (транзиторную глобальную амнезию). При синдроме Корсакова (часто встречается при алкоголизме) может наблюдаться и антеградная, и ретроградная амнезия. Пациенты часто стараются прикрыть пробелы в памяти с помощью вымысла.

При поражениях гиппокампа процедурная (имплицитная) память не страдает. Это делает возможным импринтинг, приобретение навыков, сенсибилизацию, адаптацию и формирование условных рефлексов. В зависимости от стоящей задачи в этом могут участвовать мозжечок, базальные ядра, миндалевидное тело и поля коры головного мозга. При овладении навыком важную роль играют мозжечок и базальные ядра. Соответствующие импульсы через ядра оливы и моста достигают мозжечка. Объем памяти мозжечка может утрачиваться, например, при токсическом поражении, дегенеративных заболеваниях и травмах. В формировании процедурной памяти определенную роль играют также дофаминергические проекции черного вещества.

Миндалевидные тела участвуют в формировании условных реакций тревоги. Они получают информацию от коры и таламуса и через ретикулярную формацию и таламус влияют на двигательные и вегетативные функции (например, мышечный тонус, сердцебиение [предупреждение о тахикардии], гусиная кожа). Выключение миндалевидных тел (например, из-за травмы или под действием опиатов) стирает условные реакции тревоги. Двустороннее выключение миндалевидных тел вместе с частями гиппокампа и височной доли приводит к амнезии и раскрепощенному поведению (синдром Клювера-Бьюси).

Обследование при нарушении памяти

Важнее всего выявить делирий, который нуждается в неотложном лечении. Затем приоритет оценки принадлежит дифференцировке между реже встречающимися умеренными когнитивными нарушениями и ранней деменцией и более частыми изменениями памяти, связанными с возрастом, и обычной забывчивостью. Полное обследование для выявления деменции обычно требует больше времени, чем 20-30 мин, отведенных для амбулаторного приема.

Анамнез . По возможности, анамнез следует собирать по отдельности у пациента и у членов его семьи. Пациенты с когнитивными нарушениями не всегда могут сообщить подробные и точные сведения, а родственники могут испытывать сложности при беспристрастном изложении анамнеза в присутствии пациента.

Анамнез заболевания должен включать в себя описание конкретных типов нарушения памяти (например, забывание слов или имен, случаи, когда пациент терялся) и время их появления, степень тяжести и прогрессирование. Следует определить, насколько эти симптомы нарушают повседневную активность на работе и дома. Важно уточнить наличие изменений речи, приема пищи, сна и настроения.

Сведения об органах и системах могут помочь установить наличие в анамнезе симптомов, позволяющих заподозрить определенный тип деменции (например, симптомы паркинсонизма при деменции с тельцами Леви, очаговый дефицит при сосудистой деменции, парез взора вверх и падения при прогрессирующем надъядерном параличе, хореиформные гиперкинезы при болезни Гентингтона, нарушения походки при нормотензивной гидроцефалии, нарушения равновесия и мелкой моторики при дефиците витамина В 12).

Медицинский анамнез должен включать в себя сведения о перенесенных заболеваниях и полную информацию о препаратах (как отпускаемых по рецепту, так и безрецептурных), которые получал пациент.

Семейный и социальный анамнез должен включать в себя сведения об исходном уровне интеллекта пациента, его образовании, работе и социальном функционировании. Следует уточнить наличие в анамнезе или в настоящий момент злоупотребления алкоголем или наркотиками. Необходимо выяснить, имеется ли семейный анамнез деменции или ранних когнитивных нарушений.

Физикальное обследование . Помимо общего физикального обследования проводится полный неврологический осмотр с подробной оценкой психического статуса.

Оценка психического статуса включает в себя выполнение пациентом определенных инструкций с целью проверить следующие аспекты:

  • ориентированность (пациента просят назвать свое имя, дату и место, в котором он находится);
  • внимание и собранность (например, пациента просят повторить несколько слов, сделать простые вычисления, произнести наоборот слово «земля»);
  • краткосрочная память (например, пациента просят запомнить и воспроизвести через 5, 10 и 30 мин список из нескольких слов);
  • речь (например, назвать обычные предметы);
  • праксис и исполнительные действия (например, выполнить действие, состоящее из нескольких этапов);
  • конструктивный праксис (например, скопировать рисунок или нарисовать часы).

Для оценки этих аспектов могут использоваться различные шкалы.

Настораживающие признаки. Следует обратить особое внимание на перечисленные ниже изменения:

  • нарушения повседневной активности;
  • снижение внимания или измененное сознание;
  • симптомы депрессии (например, снижение аппетита, заторможенность, суицидальные мысли).

Интерпретация результатов обследования. Наличие фактического снижения памяти и нарушение повседневной активности и других когнитивных функций позволяет отделить возрастные нарушения памяти от умеренных когнитивных нарушений и деменции. Дифференцировать депрессию от деменции может быть сложной задачей до тех пор, пока нарушения памяти не станут более выраженными или не разовьются другие неврологические нарушения (например, афазия, агнозия, апраксия).

Снижение внимания позволяет отличить делирий от ранних стадий деменции. У большинства пациентов с делирием снижение памяти не является ведущим симптомом.Тем не менее для установки диагноза «деменция» необходимо исключить наличие делирия.

Если сам пациент обратился за медицинской помощью,т.к. его стала беспокоить забывчивость, наиболее вероятной причиной является возрастное снижение памяти. Если медицинское обследование было инициировано членом семьи пациента, а сам он в меньшей степени озабочен снижением памяти, то в этом случае более вероятно наличие деменции.

Дополнительные методы исследования. Диагноз устанавливается в первую очередь на основании клинической картины. Тем не менее на результаты любого краткого исследования психического статуса влияет уровень интеллекта и образования пациента, и поэтому такие тесты не очень точны. Так, пациенты с высоким уровнем образования могут набрать завышенное количество баллов, а улиц с низким уровнем образования оно может быть заниженными. Если диагноз неясен, следует провести формальное нейропсихологическое тестирование, результаты которого обладают высокой диагностической точностью.

Если возможной причиной нарушений является применение лекарственного препарата, то он может быть отменен или пациенту можно назначить другой препарат.

Если у пациента имеется неврологическая симптоматика (например, парез, нарушение походки, непроизвольные движения), то необходимо провести МРТ или КТ.

Если у пациента выявлен делирий или деменция, то для уточнения их причин необходимо дальнейшее обследование.

Лечение нарушения памяти

Пациентам с возрастными нарушениями памяти необходима поддержка. Пациенты с депрессией нуждаются в лекарственной терапии и/или психотерапии. По мере устранения депрессии отмечается тенденция к нивелированию расстройства памяти. Делирий необходимо лечить в соответствии с его причиной. В редких случаях деменция поддается обратному развитию с помощью специфической терапии. Остальные пациенты с нарушением памяти получают поддерживающее лечение.

Безопасность пациента. Специалисты по реабилитации и физиотерапии могут оценить дом пациента с нарушением памяти на предмет безопасности с целью предотвратить падения и другие инциденты. Может потребоваться предпринять меры безопасности (например, спрятать ножи, отключить плиту, убрать автомобиль и ключи от него). В некоторых странах требуется уведомлять регуляторные органы по надзору за дорожным движением о пациентах с деменцией. Если пациент может заблудиться, можно использовать систему слежения или зарегистрировать пациента в программе безопасного возвращения.

Наконец, можно использовать постороннюю помощь (например, работника по дому или социального работника на дому) или изменить окружающую среду (например, переехать в дом без ступеней или поместить пациента в специальное учреждение с общим уходом или с квалифицированным сестринским уходом).

Меры по изменению окружающей среды. Пациенты с деменцией более комфортно чувствуют себя в привычном окружении, в обстановке, помогающей сориентироваться, в ярком и жизнерадостном окружении и при условии регулярной активности. Комната пациента должна содержать источники сенсорной стимуляции (например, радио, телевизор, ночник).

Медицинский персонал в учреждениях по уходу должен иметь большой бейдж с именем и повторно представляться пациенту при необходимости.

Особенности у пациентов пожилого возраста

Распространенность деменции увеличивается приблизительно с 1% у лиц в возрасте от 60 до 64 лет до 30-50% у людей старше 85 лет. Распространенность деменции у лиц, находящихся в домах-интернатах, составляет около 60-80%.

Память – воспроизведение прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира, реакциях организма и многократно применять ее на практике.

Осуществляя связь между прошлым, настоящим и будущим, память придает устойчивость жизненному опыту. Память является важнейшей структурой, обеспечивающих формирование индивидуальности.

В настоящее время в науке нет единой и завершенной теории памяти. К двум известным ранее - психологической и физиологической - добавилась биохимическая. Психологическое учение о памяти «старше» физиологического и биохимического.

Одной из первых психологических теорий, которая возникла в XVII веке, была ассоциативная. В основе этой теории лежит понятие об ассоциации - связи между отдельными психическими феноменами, а также между ними и явлениями внешнего мира. Память в русле данной теории понимается как сложная система кратковременных и долговременных ассоциаций по смежности, сходству и контрасту.

Сущность теории сводится к следующему: если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними возникает ассоциативная связь и повторное появление какого-либо из элементов этой связи обязательно вызывает в сознании представление всех элементов. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие закономерности функционирования и механизмы памяти.

Но со временем возник ряд проблем, одной из которых стала проблема объяснения избирательности памяти, которая не могла быть понята исходя из ассоциативной теории памяти.

Расстройства памяти

Расстройства памяти очень разнообразны. Причины тех или иных расстройств памяти выявлены благодаря многочисленным клиническим наблюдениям больных с различными повреждениями мозга и глубокому анализу особенностей нарушения памяти у них. Оценку памяти больных проводят с помощью различных психофизиологических тестов. В последующих работах отечественных и зарубежных клиницистов был систематизирован большой материал клинико-психологических исследований, позволяющий сделать определенные заключения о причинах некоторых форм расстройств памяти. На основании изучения особенностей расстройств памяти больных с разными повреждениями мозга различают амнезии частные и общие.

Амнезия

Одним из самых частых расстройств памяти является амнезия - частичная или полная ее потеря. Пробелы памяти могут быть на определенные отрезки времени, на отдельные события. Такая частичная амнезия наиболее ярко выражена у человека, потерявшего сознание (например, при эпилептическом припадке), а также при сопоре, коме.

Прогрессирующая амнезия

У больных с тяжело протекающим церебральным атеросклерозом, органическим поражением центральной нервной системы может наблюдаться постепенно нарастающая потеря памяти. Это так называемая прогрессирующая амнезия. При ней из памяти в первую очередь исчезают текущие события; давно прошедшие явления относительно сохраняются (закон Ribot), что характерно прежде всего для пожилых людей. При травматическом поражении головного мозга или другой церебральной патологии органического генеза из памяти часто выпадают события, предшествующие заболеванию. Это характерный признак ретроградной амнезии.

Антероградная амнезия

Отсутствие памяти на события, следовавшие непосредственно за началом заболевания, например, за черепно-мозговой травмой, носит название антероградной амнезии. В клинике психиатрии нередко наблюдают фиксационную амнезию. Она проявляется в невозможности запоминания текущих событий, вновь поступающей информации. Указанное расстройство чаще всего встречается при корсаковском амнестическом синдроме.

Гипермнезия

Обострение воспоминаний - гипермнезия - одновременном незначительном изменении функции запоминания наблюдается при тяжелых инфекционных заболеваниях, а также в маниакольном состоянии. Необходимо отметить, что по мере выздоровления гипермнезия исчезает и фиксация памяти возвращается к прежнему уровню.

Гипомнезия

При тяжелых депрессивных состояниях, сопровождающихся выраженной тоской, угнетенностью, больные жалуются на обострение памяти на неприятные события, несчастья далекого прошлого. При этом в целом снижается процесс запоминания и развивается гипомнезия: вначале затрудняется воспроизведение терминов, имен, основных дат, в дальнейшем ослабляются фиксационные свойства памяти. Гипомнезией страдают лица пожилого возраста с атеросклеротическими поражениями сосудов головного мозга. Встречается она также и при травматической болезни.

Парамнезия

Качественные расстройства памяти - парамнезии - представляют собой ошибочные, ложные воспоминания. К ним относятся псевдореминисценции, характеризующиеся тем, что больной заполняет пробелы памяти событиями, совершившимися ранее, но не в то время, на которое он указывает. Например, больной, находясь в стационаре на лечении, в течение нескольких дней заявляет, что якобы вчера ездил в Полоцк. Он действительно был в Полоцке, но в другое время.

Конфабуляция

К качественным расстройствам памяти относятся и конфабуляции. Это такое состояние, когда провалы в памяти заполняются вымышленными, нередко фантастическими событиями, не имевшими места. По содержанию конфабуляции очень разнообразны, что определяется особенностью личности больного, его настроением, степенью развития интеллекта и способностью к воображению, фантазии. Псевдореминисценции и конфабуляции являются симптомами развития старческого слабоумия.

Криптомнезия

Иногда наблюдается такое ослабление памяти, при котором больной не может отличать факты и события, действительно имевшие место, от когда-либо услышанных, прочитанных или увиденных во сне. Это криптомнезии.

Причины расстройств памяти

Долгое время причины различных нарушений памяти истолковывались с точки зрения узколокалистических представлений об этой сложной психической функции. В частности, считалось, что центром памяти являются мамиллярные тела. Развивая эту точку зрения, ученые пришли к мнению, что патологические механизмы нарушений памяти - результат поражения высших отделов мозга (коры больших полушарий).

Весомым доводом в пользу данного тезиса послужило полное прекращение переноса информации из одного полушария в другое после перерезки мозолистого тела. Ответственность отдельных участков мозга за функцию памяти подтвердилась при оперативных вмешательствах, во время которых электрическое раздражение отдельных участков коры пробуждало у человека воспоминание давно прошедших событий.

Так, одна женщина во время операции услышала голос своего маленького сына, доносившийся со двора вместе с уличным шумом. Другой больной показалось, что она рожает и притом точно в такой обстановке, которая действительно была много лет тому назад.

При попытках ученых определить специфические зоны коры, ответственные за функцию памяти, было обнаружено, что следы ее активизируются, когда раздражению током подвергается височная доля. Вместе с тем было установлено, что локализации патологического очага в затылочной части нарушается зрительная память, а в височной - слуховая.

Поражение лобной доли приводит к нарушению смысловой памяти. Однако эти гипотезы не следует считать абсолютно доказанными, так как у некоторых больных обнаруживается нарушение памяти при отсутствии каких-либо органических изменений со стороны центральной нервной системы.

Даже самое тщательное клиническое обследование не выявляет ее органических изменений, например, у больных с расстройствами памяти при сильных душевных переживаниях, реактивных психозах (аффектогенная, психогенная амнезия).

Несмотря на то что раздражение отдельных зон коры вызывает оживление следов прошедших событий, они качественно отличаются от обычных воспоминаний чрезмерной отчетливостью и яркостью. Больные, как правило, заново переживают эти события и никогда не расценивают их как воспоминание.

Решая проблему механизма памяти, Сеченов и Павлов на основании данных многочисленных исследований установили, что в его основе лежат следовые условные рефлексы. В этом случае физиологическая основа памяти сводится к ассоциации следовых сигналов с сигналами, поступающими из окружающей среды.

Это подтверждается тем фактом, что у людей, страдающих психическими расстройствами в пожилом возрасте, при развивающемся снижении реактивной нервной системы отмечается ухудшение или полное отсутствие оживления старых и образования новых условных связей. В последние годы все более утверждается биохимическая теория памяти.

Она сводится к тому, что различные виды обмена веществ в головном мозге и в первую очередь рибонуклеиновой (РНК) под влиянием биоэлектрических потенциалов, исходящих из анализаторов, обуславливают образование белка, несущего закодированную информацию. При повторном поступлении в мозг информации, сходной с предыдущей, начинают резонировать те же нейроны, в которых сохранился след. Нарушение нуклеинового обмена, и, прежде всего РНК, приводит к расстройствам памяти.

Лечение и коррекция расстройств памяти

Сегодня существует немало препаратов, стимулирующих активность нервных клеток и улучшающих память. Дело в том, что человеческая память - весьма тонкая и хорошо отлаженная система, которая развивалась сотни миллионов лет и у здорового человека работает в оптимальном режиме. Не стоит забывать, что в запасе у природы уже существуют различные механизмы регуляции активности нервных клеток. А пока врачи рекомендуют использовать лишь мягкодействующие препараты, принимая их вместе с ежедневной дозой витаминов.

Существуют и другие способы коррекции памяти. Наиболее простой и доступный - полноценный сон и сбалансированное питание. Известно, что в большинстве случаев бедная белками и витаминами пища снижает возможность запоминания.

Способствует улучшению памяти включение в ежедневный рацион продуктов, богатых магнием, кальцием и глютаминовой кислотой:

  • курага;
  • свекла;
  • финики;
  • орехи;
  • фасоль;
  • зелень;
  • проростки пшеницы.

А к чаю и кофе обычно прибегают во время напряженной умственной работы, в частности, когда нужно что-то быстро запомнить, - и поступают совершенно правильно.

Опыты доказали, что алкалоиды, кофеин и теофиллин, которые содержатся в чае и кофе, тормозят действие фосфодиэстеразы и тем самым препятствуют разрушению естественного источника клеточной энергии - циклического аденозинмонофосфата.

При этом в мозге возрастает не только его уровень, но и уровень всех веществ-медиаторов, которые имеют прямое отношение к запоминанию информации: адренокортикотропного гормона, вазопрессина, ряда гормонов гипоталамуса, благоприятствующих созданию положительных эмоций.

Таким образом, возникает благоприятный фон для восприятия, переработки, хранения и воспроизведения информации (извлечение ее из «кладовых памяти»). И все это делает одна чашка кофе или чая! Для науки и практики важно, какими способами и средствами можно увеличить емкость мозга и активизировать процессы запоминания.

Вопросы и ответы по теме "Расстройства памяти"

Вопрос: У девушки в 20 лет был разрыв аневризмы головного мозга, ее прооперировали. Прошло уже три года, память до конца не восстановилась. Она забывает события прошлого дня, если запомнила какое-то событие, то не помнит когда это было. Может рассказать то чего с ней никогда не было. Ей выписывают лекарства для улудшения кровообращения. Может есть какие-то другие методы улудшения памяти? Восстановится ли память до конца?

Ответ: Нарушения памяти это частое явление после нейрохирургических операций, однако чаще всего память постепенно восстанавливается. Для улучшения памяти можно использовать ноотропы, например, Пирацетам, витамина группы В - они ускорят и общую реабилитацию после операции.

Вопрос: Маме 75 лет, 4 года назад мы (её близкие) стали замечать ухудшение памяти у мамы. Она по нескольку раз с интервалом в 2-3 минуты спрашивает одно и тоже, вечером она не помнит, что делала утром, очень хорошо помнит свои детские годы - годы войны, во времени ориентируеся, принимает только пирацетам и мемориум. Очень тяжело уезжать от неё, она как маленький ребёнок - вот-вот заплачет. Других болезней нет, консультировались у невропатолога, она сказала, что лекарств для восстановления памяти ещё не придумали. Что можно и нужно сделать нам для мамы, как её вылечить или хотя бы сделать так, что бы болезнь не прогрессировала? Заранее благодарна за ответ.

Ответ: К сожалению есть все основания полагать что ваша мать больна нейродегенеративным заболеванием - Болезнь Альцгеймера. При этой болезни действительно не существует по настоящему эффективного лечения. Обычно в таких случаях назначаются ноотропные вещества - ваша мать уже принимает их. Скорее всего вам придется смириться с угасанием ее памяти. Рекомендуем также сделать ЯМР головного мозга чтобы исключить другие причины амнезии (потери памяти).

Вопрос: Здравствуйте, мне 28 лет, но я не отличаюсь хорошей памятью. Я одно время даже просто так читал и запоминал, учил чтобы тренировать память, но так и осталось. Мне сложно что-то запомнить, могу сразу ж забыть, потом конечно вспомню, но поздно. Подскажите мне, может есть какие таблетки, которые способствуют улучшению памяти? Спасибо.

Ответ: Вам необходимо проконсультироваться с врачом невропатологом и пройти обследование МРТ головного мозга и доплеровское исследование сосудов шеи и только после этого пройти курс лечения.

Вопрос: Здравствуйте! Отцу 65 лет, у него кратковременная потеря памяти. Почему?

Ответ: Высока вероятность того, что причиной данному явлению послужил рассеянный склероз или нарушения кровообращения головного мозга. В любом случае выявить причину данного явления может лишь врача невропатолог после личной консультации и проведения комплексного обследования.