Open
Close

Советы по фотосъёмке. Подобраться ближе с базовым снаряжением

Съемка птиц в дикой природе - задача сложная даже для профессионала. В особенности трудно фотографировать пернатых в полете, во время стремительного и порой хаотичного движения. Команда TTL Nature знает об этом не понаслышке, поэтому канал организует недельные курсы съемки в условиях дикой природы и предлагает видеоучебники с советами по интересному "поджанру".

Фотограф Сэм Роули (Sam Rowley), закончивший Бристольский университет по специальности "Биология" и занимающийся съемкой дикой природы, подготовил видеоурок с советами. Он собрал несколько важных нюансов, о которых нужно помнить при работе с одной из сложнейших форм фотоискусства.

Заставить птицу, которая "со свистом" проносится мимо вас, замереть в полете - весьма полезный навык для любого фотографа. Для его освоения понадобится оборудование - прежде всего, и . Она позволит свободно вращать и перемещать фотооборудование в любом направлении, исключив дрожание и смазывание кадра.

Важна и комбинация камеры и объектива - чем быстрее фокусировка, тем лучше. Это не значит, что большую птицу в полете не удастся сфотографировать с оборудованием начального уровня. Роули не советует использовать телепереходники, чтобы не "размазать" кадр и не замедлить систему автофокусировки.

Многие профессиональные трюки касаются не оборудования, а техники съемки. Например, Сэм Роули советует смотреть в видоискатель сразу двумя открытыми глазами. Стоит ограничивать диапазон фокусировки объектива. Если вы используете зум-оптику, вы увидите, что она фокусируется только на определенном расстоянии и бесконечности. Это уменьшает площадь, которую "покрывает" объектив при фокусировке и ускоряет процесс съемки.

Познакомьтесь с дополнительными советами, просмотрев видео по съемке птиц в естественном своем движении.

В Интернете много статей на эту тему. Но, как нам кажется, чем таких статей больше, тем лучше. Одна информация по какому-то вопросу всегда выгодно дополняет другую. Информация не бывает лишней. Вот именно поэтому мы и рекомендуем вам прочитать нашу статью, которая основана на реальной практике фотографирования птиц. Мы постараемся вам дать несколько простых и доступных советов на этот счет.

Как известно, фотографирование птиц - это один из видов фотоохоты. Занятие это очень интересное и увлекательное. Но, я думаю, что мы не откроем вам секрета, сказав, что для того, чтобы получить действительно интересные фотографии диких птиц в природе, вам придется запастись терпением, а также многому научиться. Ну, и, конечно, для удачной охоты вам будет необходимо хорошее оборудование. Некоторые могут сказать, что отличный снимок можно сделать и простеньким аппаратом. Но в данном случае это утверждение не очень подходит. Дело в том, что для некоторых видов съемки реально нужна особая аппаратура, которая имеет соответствующие функциональные возможности и параметры. Мыльницей можно снять отличный фоторепортаж, неплохой портрет, что-то ещё. Но вот заниматься фотоохотой на птиц при помощи простенькой фотокамеры у вас вряд ли получится. К сожалению, это приходится констатировать. Но, с другой стороны, далеко не каждый человек, имеющий средства на дорогую «навороченную» камеру сможет создать шедевр в этом жанре фотографии. Наличие хорошей аппаратуры успеха не гарантирует. Никогда не забывайте, что фотокамера - это всего лишь инструмент фотографа, что фотографирует не фотоаппарат, а фотограф.

Опытные фотографы, которые снимают дикую природу, очень хорошо знают не только технику фотографии, не только в совершенстве владеют аппаратурой, но и досконально изучили повадки птиц, места их обитания, образ жизни. Но самое важное, пожалуй, в этом деле то, что снимающему диких животных и птиц в их естественной среде, на их территории, в их «доме», просто необходимо с любовью относиться к своим крылатым и мохнатым «моделям».

Мастерство фотографирования диких птиц - дело тонкое и сложное, и постигать его нужно постепенно. А первый шаг к этому мастерству сделать совсем несложно. Правда, для некоторых немного дороговато. Нужно приобрести зеркальную фотокамеру и длиннофокусный объектив к ней. Фокусное расстояние объектива должно быть как минимум 200 миллиметров. А фотографировать для начала можно отправиться в ближайший парк или сквер. В городе живут множество различных птиц. Те из них, которые обитают в зеленых уголках больших городов, к людям привыкли, поэтому приблизиться к ним на достаточное для фотографирования расстояние вам будет не особенно сложно. Совсем другое дело - их дикие родственники, которые обитают в местах, где человек появляется не так часто - в лесах и полях. Очень удобно фотографировать птиц около кормушек. Вот поэтому некоторые фотографы, для того чтобы сделать красивый снимок какой-нибудь птицы, заранее прикармливают ее. Если у вас хватит на это терпения и позволяют возможности, через какое-то время дикие птицы, которых вы приучили к еде, перестанут бояться вас, и вы сможет фотографировать их достаточно спокойно.

Ну, а теперь переходим к конкретным советам по фотографированию птиц в естественной среде их обитания.

Первым делом следует сказать, что при фотоохоте на птиц нужно вести себя в лесу очень осторожно и спокойно, не шуметь. Вот поэтому при передвижении старайтесь не издавать громких и резких звуков. Внимательно смотрите под ноги, чтобы не наступить на сухие ветки, которые под весом вашего тела будут с хрустом ломаться. Не нужно лишний раз шелестеть листвой, пробираясь сквозь густые заросли кустарника. Разговаривать и слушать музыку тоже конечно не стоит. Но, как бы это не показалось странным, иногда можно что-нибудь тихонько насвистывать. Некоторым птицам это нравится и насвистываемая вами мелодия может привлечь определенных пернатых.

Собираясь на фотоохоту на птиц, старайтесь одеваться не слишком ярко. Если у вас есть камуфляжная одежда, лучше всего одеть именно ее. Но можно обойтись и обычной курткой и брюками неярких, естественных расцветок, чтобы эта одежда не очень заметно выделялась на фоне природы.

Если вы заметили улетающую или убегающую от вас птицу, никогда не бегите за ней. Почти с полной гарантией тут можно сказать, что вы напугаете ее, и вряд ли у вас получится сделать хотя бы один снимок.

2. Ну вот. Вы пришли в лес. Что нужно сделать в самом начале прогулки с фотоаппаратом? Конечно же, первым делом необходимо осмотреться на местности. Совсем не стоит спешить и сразу бросаться с фотокамерой напервес к первой попавшейся на вашем пути птице. Так вы только напугаете вашу пернатую фотомодель. Не пожалейте нескольких минут, осмотритесь вокруг. Особенно, если вы находитесь в малознакомой или вообще незнакомой местности. Обратите внимание на то, что происходит около вас, на кипящую в лесу или на лугу жизнь. Поищите взглядом птиц. Какие они, чем занимаются, где сидят, как поют, что едят. Как известно, птицы живут по привычному для них одних графику. И вам, фотоохотнику, необходимо изучить эти графики, повадки и привычки птиц. Если вам удастся это сделать - значит, половину пути к успеху в фотографировании пернатых вы уже преодолели.

Большинство пернатых едят, пьют и сидят на одних и тех же, привычных им, местах. Многие большие и оседлые птицы имеют свой маршрут передвижения, который состоит из нескольких точек. Они перемещаются от одной точки к другой. Если у вас появится навык наблюдения за птицами, то эти точки вы легко обнаружите, внимательно присмотревшись к незнакомой местности. Побродите вокруг этого маршрута, понаблюдайте за птицами. Не стоит сразу, с наскоку, хвататься за фотокамеру. Через какое то время птицы привыкнут к вам, им станет понятно, что вы своим присутствием не несете им никакой опасности, и они станут подлетать к вам всё ближе и ближе. Таким образом, даже можно найти место, где птица любит петь. Попробуйте расположиться невдалеке от этого места, в качестве естественного прикрытия используйте кусты или небольшие деревья. Постарайтесь не издавать лишних, и даже вообще никаких, по возможности, звуков. Конечно же, нужно научиться сидеть неподвижно. В этом случае весьма велика вероятность того, что птица вновь прилетит на своё привычное место и начнет петь. Хорошо бы в этом случае заранее на точку, на которой вы заметили птицу, сфокусировать объектив вашего фотоаппарата. И в случае возвращения пернатой певуньи вам, возможно, удастся сделать несколько кадров.

3. Рекомендуем вам в свободное время заняться изучением биологических особенностей птиц, которые живут в вашем регионе, и которых вы планируете фотографировать. Поищите информацию об этих птицах в Интернете, а ещё лучше почитайте книги на эту тему. В Интернете, как известно, информация зачастую бывает не очень достоверная, а вот книги проходят более серьезный контроль. Только не стоит думать, что это занятие скучное. Но, согласитесь, если вы, собираясь, например, на рыбалку ловить щуку, то вы не будете насаживать на крючок хлеб, как делаете это при ловле карася или карпа. Щука - особа хищная. Ей мясо нужно. И с птицами точно такая же ситуация. Изучайте рацион их питания, пути миграции, повадки и привычки. Места естественного обитания. И вообще, старайтесь про птиц вашего края узнать всего как можно больше.

Не забывайте, что есть птицы перелетные, а есть оседлые. В разное время года в одном и том же месте можно видеть совершенно разных птиц. Учитывайте и то, что состояние поведения птиц во многом зависит от сезона. Например, в брачный период они ведут себя совсем по-другому, нежели во время высиживания птенцов или их вскармливания. Исследовать места обитания птиц нужно в основном полагаться на знания и опыт, а не просто на удачу или случайность. Если вы будете вооружены знаниями, то без особого труда вы сможете спрогнозировать поведение птиц, и тогда у вас будет намного больше шансов получить красивый снимок редкой птицы. Причем, такие снимки могут иметь не только художественную, но так же и научную ценность. Вот поэтому и хочется ещё раз повторить: читайте книги. Совершенствуйте свои знания!

4. Напомним ещё об одном нюансе птичьего поведения. Как известно, птицы очень редко сидят тихо. Обычно они издают множество всевозможных звуков: поют, кричат, стучат клювом по стволу и веткам дерева, хлопают крыльями, подзывают к себе других птиц. Когда вы будете находиться в лесу или в поле, советуем вам повнимательнее прислушиваться. У каждой птицы имеется свой уникальный голос. Вот поэтому услышать птицу намного проще, чем её увидеть. Изучите голоса птиц, которые вас интересуют. Это позволит вам гораздо проще находить этих птиц в природе.

А ещё можно воспользоваться техническими возможностями. К примеру, если проиграть в лесу запись пения самца какой-нибудь птицы, то во время брачного периода это может привлечь другого самца - он наверняка захочет посмотреть, кто же вторгся на его территорию! Но, тем не менее, некоторые фотоохотники такой прием считают вмешательством в жизнь птиц в природе, и подобную практику осуждают.

А способов изучения птичьих голосов существует множество. Например, записи пения птиц легко можно найти на специальных сайтах, посвященных этой тематике. А можно просто купить компкт-диск с птичьими голосами. Хороши оба способа. Но, конечно же, что может вам заменить живое пение соловья или какой-нибудь другой птицы в природе!

5. Для съемки птиц очень хорошо использовать различные укрытия. Очень неплохих результатов можно добиться, используя так называемые скрадки - различного рода камуфляжные палатки, или легкий шалаш, который замаскирован травой и ветками. Скрадки позволят не волновать птиц, которые могут находиться всего в нескольких метрах от вас. Конечно, этот способ фотоохоты очень трудоемкий, требует много сил, времени и терпения, но зато он очень эффективен.

Но многие фотографы, снимающие диких птиц, чаще всего пользуются естественными укрытиями. В высокой траве, под небольшим деревом или в кустах спрятаться достаточно несложно, главное - не шевелиться и не шуметь. И совсем скоро вы увидите, что птицы перестанут замечать вас, и, естественно, бояться. Иногда птицы вообще могут подлететь к спрятавшемуся в кустах фотографу на расстояние полутора-двух метров.

Есть ещё один способ фотоохоты на птиц. Этот способ, пожалуй, самый лучший, хотя он и достаточно прост. Нужно просто придти в место, где много птиц, спрятаться и ждать. Если вы решили снимать птиц со штатива или с помощью монопода, то прятаться вам придется немного получше, и ждать тогда придется подольше. Дело тут в том, что птицы очень боятся человека, который держит в руках палку. На фотоаппарат они реагируют заметно спокойнее.

Если вы научитесь хорошо, а значит правильно, маскироваться, научитесь долго и неподвижно сидеть на одном месте, то удача будет улыбаться вам намного чаще, и вы сможете так близко подбираться к своим лесным моделям, что без труда будете фотографировать их даже самым обыкновенным штатным объективом. И незачем вам будет тратиться на мощный и тяжелый дорогущий длиннофокусник, к примеру, Canon 800mm f 5.6L USM.

Как бы это не показалось на первый взгляд странным, очень хорошие снимки диких птиц можно сделать из окна автомобиля. Машины птицы практически не боятся, и поэтому подобраться к ним достаточно близко, таким образом, бывает удобнее, чем пешком. Этот способ фотоохоты очень хорошо применять при фотографировании диких хищных птиц, которые, как известно, частенько любят охотиться вдоль больших дорог.

6. Советуем вам подружиться с вашими пернатыми и голосистыми лесными моделями. Это сделать совсем не сложно. Когда вы будете просто прогуливаться по окрестностям вашего города, вы наверняка обнаружите места проживания диких птиц. Если у вас есть большой запас терпения и позволяет время, с птицами можно подружиться. Если вы увидите птицу, сидящую на гнезде, постарайтесь ни в коем случае не беспокоить ее. Не нужно подходить к гнезду очень близко, в противном случае вы можете легко напугать папу и маму только что вылупившихся из яиц птенцов, и подвергнуть жизни птичьих младенцев опасности.

Если вы обнаружите место обитания птиц, попробуйте поступить вот так. Прогуливайтесь вокруг этого места неспеша, медленно, делайте вид, что вы не замечаете птицу. И таким образом как можно медленнее приближайтесь к ней. Ни в коем случае не нужно идти прямо на птицу. А если вы почувствуете, что птица чем-то встревожена, то лучше будет отойти от нее, а через некоторое время вернуться и попробовать приблизится к птице во второй раз. В начале приближения к птице старайтесь не трогать фотокамеру, звук срабатывания затвора и блики от передней линзы наведенного на нее объектива очень часто пугает и тревожит птиц. Спустя какое-то время, которое иногда может быть весьма и весьма продолжительным, вплоть до нескольких дней, а порой и недель, птицы начнут привыкать к вашему присутствию, и вы сами тогда поймете, что они перестали вас бояться, что вы не представляете для их никакой угрозы. Главное, что нужно вам добиться - чтобы птицы признали вас своим и неопасным. Если вам удастся добиться этого, то пернатые разрешат вам находиться около или даже среди их, и в вашем присутствии будут себя вести вполне естественно. А что ещё может быть большей наградой для фотоохотника и любителя птиц, чем возможность наблюдать их жизнь и поведение в непосредственной близости!

Хочется сделать тут и ещё одно довольно важное замечание. Ни в коем случае даже не пытайтесь фотографировать птиц, которые сидят на гнезде, в случае если вы не знаете, что вы делаете, и у вас нет полной гарантии того, что вы не побеспокоите и не напугаете птиц, не принесете им какого-либо вреда своими действиями. Если птица в вашем присутствии проявляет хотя бы малейшие признаки беспокойства, следует незамедлительно отказаться от фотографирования. Неразумные и неумелые действия неопытного фотографа могут стать причиной птичьей трагедии.

И ещё мы рекомендуем вам найти и прочесть статью фотографа живой природы из Голландии Джаспера Доэста (Jasper Doest) article on Nest photography. Правда, написана она на английском языке, но в наше время перевод сделать совсем не трудно.

7. Как и в любом другом жанре натурных съемок, лучшее время для фотографирования птиц - это, конечно же, раннее утро, и вечер, некоторое время до заката. Но для фотоохоты на птиц предпочтительнее все же раннее утро. Птицы бывают особенно активны в первые два-три часа после того, как встанет солнце. В этот период времени они, как правило, заняты поиском пищи. Плюс ко всему, достаточно невысоко стоящее над горизонтом солнце создает приятное, смягченное освещение, при котором естественные цвета природы становятся особенно красивыми.

Очень хороший свет можно поймать и примерно за два часа до заката солнца. Правда, в это время его характерный золотисто-красноватый оттенок в некоторых случаях может искажать восприятие цвета.

Совсем нет необходимости откладывать фотоохоту на птиц в ненастную погоду. Дождь или снег, туман или сильный мороз наоборот придадут вашему снимку особое настроение.

8. Не забывайте про композицию фотографии. Главный объект в кадре старайтесь располагать правильно. Наиболее значимые его части, например, голову или глаза птицы, размещайте в точках так называемого золотого сечения. Старайтесь сделать так, чтобы фон снимка не был пестрым и перегруженным лишними деталями.

Как и любых других животных в среде их естественного обитания, птиц лучше всего снимать с уровня глаз. Снятые с такой высоты кадры выглядят намного более естественными.

Если вам представится такая возможность, попробуйте сфотографировать птиц в самые интересные моменты их жизни. Не секрет, что динамичные фотографии, фотографии, на которых что-то происходит, намного привлекательнее для зрителя. Постарайтесь сфотографировать птицу, когда она поет, охотится, когда две птицы спорят, ссорятся и дерутся. Это все будет выглядеть намного лучше, чем просто сидящая на ветке птица.

9. Постоянно совершенствуйте свое умение, свой практический опыт общения с вашим фотоаппаратом и другой фототехникой. Все мы знаем, что птицы - пожалуй, самые шустрые существа в природе. Вот поэтому и нужно, и важно при съемке птиц научиться как можно быстрее, точнее и правильнее переключать режимы съемки, параметры фокусировки и замера экспозиции, переводить камеру из автоматического режима в ручной и обратно. Попробуйте научиться все эти операции производить, не отводя глаз от видоискателя. Эти навыки помогут вам не пропустить многих интересных моментов и ситуаций из жизни живой природы.

Очень важно уметь правильно выбирать режимы съемки в зависимости от условий, в которых вы снимаете. Для того, чтобы хорошо сфотографировать птицу, которая находится в движении, нужно пользоваться непрерывным или следящим режимом фокусировки (Ai-Servon on Canon). А если вы захотите снять птицу на фоне неба, во время полета, можно применить ручную экспозицию и автоматическую фокусировку с использованием всех точек фокуса. Если вы будете снимать летящих в небе птиц с использованием максимально возможной и широкой области фокусировки, это позволит вам сохранять фокус на птице при слежении. А автофокус при этом не будет отвлекаться на малоконтрастное небо.

Намного сложнее для автоматики фотоаппарата съемка птиц, летящих на пестром фоне. Настройки фотокамеры, такие же, как и при съемке птиц летящих в небе, можно использовать в случае, если контраст между объектом съемки и фоном достаточно велик. Например, если вы будете фотографировать белую цаплю на фоне зелени. А вот в случае, если расцветка птицы на окружающем фоне выделяется недостаточно, к примеру, на фоне зелени - пестрая коричневая птица, то зону фокусировки фотоаппарата нужно выбирать чуть меньшую, чем площадь изображения этой птицы в кадре. При этом сопровождать птицу в полете нужно будет более аккуратно, и следить за тем. чтобы выбранная точка фокусировки всегда была на цели.

Если вы фотографируете птиц в сложных условиях, например, снимаете мелких птиц в лесу, то тут оптимальным вариантом будет использование точечного замера с привязкой к активной точке фокусировки. Но тут есть небольшая проблема. Дело в том, что у Canon такой режим имеется только лишь в профессиональных дорогих камерах (1D/1Ds).Недорогие камеры этой фирмы, созданные для фотолюбителей, такой режим, к сожалению не поддерживают. В случае, если ваш фотоаппарат не может работать в этом режиме, можно воспользоваться точечным замером и центральной точкой автофокуса. Потом, при постобработке, полученные снимки можно будет кадрировать.

10. При фотоохоте на птиц очень важен вопрос подбора фотоаппаратуры, соответствующей решаемым задачам. В принципе, фотграфировать птиц можно даже и недорогой зеркальной фотокамерой с длиннофокусным объективом с фокусным расстоянием не менее 200 миллиметров. Но, правда, в этом случае результат, который вы получите, будет напрямую зависеть от вашего фотографического мастерства. Ну, и, конечно же, от качества фотоаппаратуры.

Фотографирование диких птиц в среде их естественного обитания предъявляет довольно высокие требования и к первому, и ко второму. Для фотосъемки таких пугливых существ, как птицы, необходим хороший автофокус, высокое качество изображения при недостаточном освещении, и качественные телеобъективы. Очень хорошо, если ваша фотокамера будет оснащена быстрым затвором. Речь идет и о маленькой задержке при нажатии кнопки, и о числе кадров, которых затвор может снять в одну секунду.

Какие фотоаппараты больше всего подходят для фотографирования птиц? Конечно же, если вы имеете зеркальную камеру, используйте для съемки именно её. Ну, а тем, кто пока ещё только выбирает себе фотокамеру, вот несколько рекомендаций.

Если уж фотоохотой на птиц вы увлеклись серьезно, то лучше пользоваться проверенными и хорошо зарекомендовавшими себя брендами, такими, например, как Canon или Nikon. И та, и другая японские фирмы предлагают многочисленные модели фотокамер с отлично работающим автофокусом и весьма широким выбором отличной длиннофокусной оптики. Все другие производители фототехники не предлагают потребителю телеобъективы, фокусное расстояние которых превышает 300 миллиметров. Вот поэтому фотоохотникам и приходится рассчитывать лишь на объективы Sigma. Но лучше всего, конечно, если для фотоохоты на птиц вы будете использовать объектив с более длинным фокусным расстоянием - например, до 500 миллиметров.

Для фотографирования диких птиц в лесу и в поле можно, тем не менее, использовать и компактную фотокамеру. Обычно, у этих камер очень хороший зум. Вплоть до 15-кратного. Но даже трех- и пятикратным зумом компакта вполне возможно сделать неплохие фотографии в этом жанре.

Ну вот, кажется, и всё на сегодня. И, пока на улице лето, собирайтесь на охоту! На мирную, бескровную фотоохоту на самых пугливых существ на свете, на птиц. Удачи вам, фотоохотники! Надеемся, что наши рекомендации помогут вам создать замечательные фотографии, которые будут иметь и художественную, и научную ценность.

На основе материалов с сайта:

У фотографов птицы пользуются особой популярностью. Кроме того, что многие пернатые очень красивы, они живут практически повсюду. А что уж говорить о разнообразии видов и форм… При этом фотографировать птиц не так-то просто: с одной стороны, это настоящий спорт, а с другой - сложная наука, ведь фотоохотник, специализирующийся на фотосъемке диких птиц, должен быть еще и специалистом орнитологом.

СУЩЕСТВУЕТ УБЕЖДЕНИЕ,
что для съемки птиц необходимо обзавестись хорошим дорогостоящим телеобъективом. Без сомнения, такой объектив - вещь действительно очень полезная. Но, к сожалению, любой телевик с большим фокусным расстоянием имеет очень небольшую глубину резко изображаемого пространства, тем самым ограничивая творческие возможности фотографа. Хочется сфотографировать птицу красиво и за каким-нибудь интересным занятием или в компании других птиц или животных. Можно снять птицу на фоне ландшафта, в котором она обитает и частью которого является. Другая проблема заключается в том, что «дотянуться» до осторожных пернатых не всегда удается даже с самым сильным телеобъективом. По этой причине многие поколения фотоохотников караулят своих моделей, сидя в укрытиях по несколько часов или даже дней. Некоторые идут на хитрость - вместо длиннофокусных телеобъективов используют мощные телескопы, несмотря на то что технически качественные и художественно интересные снимки получить с помощью телескопов еще труднее.

ЗА РУБЕЖОМ
эту проблему решают иначе - большая часть фотографий «дикой природы» делается в специальных природных парках. Звери и птицы в таких парках почти ручные, и фотографировать легко и приятно. Многие талантливые фотографы живут и работают в таких парках много лет и знают в них каждый уголок. Конечно же, их снимки имеют неоспоримое преимущество по сравнению со снимками заезжих фотографов. У нас в России большинство заповедников закрыто для свободного посещения, в открытых же увидеть диких животных порой даже труднее, чем в соседних охотничьих хозяйствах. Тем не менее, уникальные для фотоохотника ситуации иногда случаются и у нас.

НАПРИМЕР,
на одной из кавказских турбаз я видел выводок лис - милые зверьки выпрашивали подачки у туристов. Одной такой лисе какой-то умник даже умудрился повязать на шею бант. По утрам к этой же турбазе спускались дикие быки - они знали, что их непременно угостят хлебом и солью. К тамошней помойке периодически наведывались горные индейки - улары. Клушицы, альпийские галки и другие горные птицы тоже были завсегдатаями этого гостеприимного места. Браконьеры там не появлялись, поскольку турбаза никогда не пустовала и все животные были на виду у десятков людей.

УДИВИТЕЛЬНУЮ СИТУАЦИЮ
мне пришлось наблюдать и в Краснодарском крае. Там на одной из сельских птицефабрик отсутствовал цех по утилизации. Дохлых кур ежедневно вывозили за территорию, на радость природным «утилизаторам» - огромным орланам белохвостам. Зимой там одновременно собиралось до сорока орланов. Самые наглые из них садились прямо на тракторную тележку, сопровождая аппетитную «похоронную процессию». Между тем, орлан белохвост - одна из самых красивых и самых редких птиц, к тому же он исключительно осторожен.
Думаю, что очень многие европейские фотографы могли только мечтать о подобном «фотосафари». К сожалению, такие ситуации нечасты. Поэтому в отличие от своих зарубежных коллег, российским фотографам приходится искать диких животных самостоятельно и затем, в течение нескольких дней, недель или даже месяцев приучать и готовить их к съемке. Много ли в мире найдется фотографов имеющих возможность все это проделывать за свой собственный счет? Видимо, именно по этой причине в нашей стране так мало фотографов специализирующихся на тематике дикой природы, а отечественные издания и телеэкраны заполняют сюжеты о природе чужих «заморских» стран.

ФОТОГРАФУ,
специализирующемуся на съемке диких животных, очень важно учитывать особенности их восприятия. К примеру, большинство млекопитающих видит мир черно-белым. И им абсолютно безразлично в какого цвета куртку - зеленую или красную - одет фотограф. Зато у большинства из них хорошо развито обоняние и изумительно тонкий слух. Но если фотограф будет в течение долгого времени сидеть тихо и совершенно неподвижно, он имеет шансы остаться незамеченным.

КАКТО НА КАВКАЗЕ,
я шел по лесной тропинке. Вдруг впереди, чуть выше по склону, я услышал какой-то шорох. Я пошел не останавливаясь и вскоре наткнулся на нору, которая, судя по размерам, принадлежала какомуто не очень крупному животному. От норы тянулась едва заметная тропка. Я достал фотокамеру, и прислонившись спиной к стволу дерева, встал рядом с тропой. Через несколько минут я услышал осторожный шорох листьев и увидел шакала. Ничего не подозревая, зверь прошел буквально в двух шагах от моих ног и только подойдя к норе, учуял мои следы. Было видно, что шакал растерялся и не знал, как ему лучше поступить. Несколько минут он ходил вокруг своей норы, чесался, смущенно зевал и оглядывался по сторонам. При этом он не раз смотрел в мою сторону, мы даже встречались с ним глазами, но я стоял неподвижно и шакал меня так и не обнаружил. Лезть в нору он все же не решился и направился назад в лес. Когда он вторично поравнялся со мной, я не удержался и нажал на кнопку фотокамеры. На хлопок зеркала шакал среагировал как на выстрел - подпрыгнул высоко вверх, сделал сальтомортале, упал как подстреленный, но тут же вскочил и мгновенно растворился в зарослях. Будь у меня тогда вместо зеркалки бесшумный компакт, я смог бы, наверное, сделать немало интересных снимков.

В ОТЛИЧИЕ ОТ ЗВЕРЕЙ,
птицы наоборот, не только обладают цветным зрением, но и способны различать невидимые для нас части спектра. Некоторые красители, которые мы традиционно воспринимаем как отличную маскировку, с точки зрения птиц могут в буквальном смысле светиться. Отсюда становится понятным недоумение охотников, когда купленный ими дорогостоящий камуфляж не приносит желаемых результатов. В восприятии птиц образ человека ассоциируется с вертикальной фигурой и специфическими движениями. Поэтому если у вас нет возможности принципиально изменить образ (замаскировавшись, например, под копну соломы), то при работе с птицами лучше использовать ту одежду, в которой вам комфортно. В последнее время в продаже появились оригинальные маскировочные костюмы, сплетенные из свисающих волокон с образным названием - «Леший». Следует, однако, заметить, что наряженного в подобный костюм фотоохотника звери и птицы воспримут как обычного человека. Чего не скажешь о вездесущих грибниках и охотниках, которых встреча с таким «Лешим» наверняка очень развлечет.

ОДНАЖДЫ
при фотографировании сизоворонки я спрятался в большой крапивный мешок. Фотокамера была установлена у гнезда - от нее к мешку я протянул тонкую леску, дергая за которую, собирался получать снимки. Мешок отлично вписался в отвалившиеся от соседнего обрыва земляные глыбы, а через редкую ткань мешковины я мог наблюдать за всем, что происходило вокруг. Но увы, раньше, чем прилетела сизоворонка, в лесу появился дед-грибник. Увидев мой мешок, он замедлил шаг, повертел головой в разные стороны, но все же пошел своей дорогой. Я перевел дух, но не тут-то было - сквозь мешковину я увидел, что мой дед возвращается. Воровато оглядевшись по сторонам, он подкрался к мешку и, открыв от любопытства беззубый рот, заглянул внутрь. В крепких выражениях я сообщил ему все, что накипело. После того, как дед ушел «на полусогнутых» я, было, вознамерился продолжить фотосессию, но вскоре опять услышал голоса - в мою сторону направлялись две женщины с лукошками. Птицу я тогда так и не снял.
Вообще, в пригородных лесах от грибников нет покоя ни птицам, ни фотографам. Замаскировавшись под пенек, я частенько наблюдал, как разные грибники по очереди по много раз обследовали одни и те же места.

ЧТОБЫ ФОТОГРАФИРОВАТЬ
дроздов, слетавшихся к луже на водопой, я улегся в зарослях кустарника. Сверху накрылся куском брезента, засыпал себя сухими листьями и замер. Через некоторое время я услышал сзади осторожные шаги и сразу же понял, что это идет очередной грибник. Дальнейший ход событий был вполне предсказуем - грибник увидит засыпанный листьями кусок брезента, изпод которого выглядывают человеческие ноги.
С перекошенным от ужаса лицом он поднимет полог (можно лишь догадываться о том, что он там ожидает увидеть…). Поэтому, когда шаги грибника замерли, я не стал дожидаться и сам откинул брезент. Прямо передо мной стоял насмерть перепуганный вальдшнеп. Немая сцена продолжалась несколько секунд, после чего вальдшнеп как ошпаренный шарахнулся в сторону.
Было очень обидно - ведь стоило мне чутьчуть повременить, и я мог бы получить очень редкие кадры. Ох уж, эти грибники!

ПТИЦЫ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫ
и обладают отличной памятью. Многие из них способны зрительно оценивать количественные показатели (другими словами, умеют считать!). Это нужно учитывать при фотографировании из укрытий. Если птицы видят, что на их участок пришло два человека, а ушел лишь один (тогда как другой внезапно исчез), они будут вести себя исключительно осторожно. Из-за этого приходится забираться в заранее построенное укрытие либо в сопровождении сразу нескольких человек (есть шанс, что птицы могут сбиться со счета), либо в полной темноте, либо под прикрытием какоголибо большого отвлекающего объекта, например, трактора или автомашины. Учтите, что в точно таком же порядке из укрытия нужно будет и вылезать.

ЛЮБЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
на своем участке птицы замечают моментально и тут же настораживаются. Один из моих давних учителей Э.Н. Голованова в подобных случаях применяла следующую хитрость - из металлических решеток (наподобие тех, что используются как полки в холодильниках), она складывала укрытие, которое по бокам оплеталось травой. Полученная корзина выставлялась в нужном месте, после чего поставивший ее человек демонстративно уходил. Внезапно появившееся сооружение, конечно же, настораживало птиц, но сквозь редкое плетение растений они ясно видели, что корзина пуста. Спустя некоторое время этот объект воспринимался птицами, уже как неотъемлемая часть ландшафта. После этого внутрь корзины помещалась настоящая съемочная палатка. С точки зрения птиц, на их участке ничего принципиально нового не появилось и установку палатки они воспринимали уже спокойно.

ПУТЕШЕСТВУЯ ПО УСТЮРТУ,
мы встретили в одном из оазисов колонию больших кроншнепов. Птицы вели себя на удивление осторожно - отказывались садиться на гнезда даже тогда, когда мы наблюдали за ними из машины, стоящей в двухстах метрах. В конце концов, с помощью подзорной трубы мы засекли место, где должно было находиться одно из гнезд. Времени у нас не было, и мы использовали следующий прием - из упаковочного картона изготовили небольшое укрытие, которое снаружи оплели наспех сделанной крупноячеистой сеткой. В нее мы вплели траву так, что укрытие стало похожим на куст или на небольшую копну сена.
На машине мы подвезли «копну» поближе к кроншнепам. После этого машина уехала, а я, спрятавшись в укрытии, взял нужные ориентиры и, шагая на корточках, отправился к кроншнепам. Птицы заметили меня, когда до них было еще около километра. Один из кроншнепов взлетел и как бы стороной облетел территорию. Пока он совершал свой маневр, я остановился, но едва кроншнеп повернул обратно, я вновь начал движение. На этот раз кроншнеп опустился неподалеку. Как бы невзначай он обошел меня по кругу, но не обнаружил ничего подозрительного. Едва он взлетел, как я снова начал движение. В конце концов кроншнеп сел в двух метрах от меня (я не удержался и начал его фотографировать). Он еще раз обошел мое укрытие по кругу. На этот момент я замер, и он опять ничего не заметил. Тогда кроншнеп решил схитрить - он сделал вид, что садится в гнездо, распушал перья и стал делать характерные движения, как бы переворачивая воображаемые яйца. Расчет птицы был прост - если в копне действительно скрывается хищник, то в этой ситуации он себя обязательно проявит. Однако я не двинулся с места.
Наконец, кроншнепам все это надоело, и они перестали обращать на меня внимание. В своей передвижной копне я получил возможность беспрепятственно перемещаться по колонии и фотографировать птиц с самых близких расстояний.
Видимо, кроншнепы «рассуждали» так: движущаяся копна имеет явно природное происхождение и какой-либо прямой угрозы она в себе не несет. В копне не прячется хищник. Конечно то, что копна движется - это весьма странно, но мало ли в мире странного, до чего им, кроншнепам, нет никакого дела.

ИМЕЮЩИЕ БОЛЬШОЙ ОПЫТ
общения с птицами могут попробовать приучать их к фотосъемке, используя так называемый метод «фотопастьбы». В этом случае фотограф должен вести себя абсолютно открыто и всячески демонстрировать птицам отсутствие интереса к ним самим и к их потомству. При этом нужно очень точно определять критическую дистанцию вспугивания птицы и в течение достаточно длительного времени (от двух до нескольких дней или даже недель) по мере привыкания птиц сокращать эту дистанцию. Обычно трудности возникают лишь на первых этапах, а через некоторое время поведение птиц резко меняется и они начинают подпускать фотографа на близкое расстояние и даже позволяют использовать студийное оборудование. Другими словами, фотограф может самостоятельно создавать те самые условия, которые сегодня активно используются во многих зарубежных национальных парках. При кажущейся трудоемкости этот путь может быть очень эффективным. Во всяком случае, трудно сказать, что лучше - затратить на съемку осторожной птицы полторы недели и в результате получить возможность снимать интересные жанровые сцены или же годами бегать за этой же птицей с мощным телеобъективом, успевая запечатлеть то хвост, то смаз крыла…
Однако природа есть природа, и фотографу, выбравшему такой способ, следует помнить, что жители лесов и полей могут быть непредсказуемы и опасны. Особенно это относится к крупным млекопитающим, но и птицы, потеряв страх перед человеком, могут совершать на него нападения.

ИЗВЕСТЕН СЛУЧАЙ,
когда самец лебедя шипуна сбил фотографа с резиновой лодки и, вероятно, утопил бы его, не подоспей помощь вовремя. Самец журавля красавки при попытке приблизиться к гнезду однажды нанес мне очень сильный удар в грудь сразу обеими ногами. При этом своими острыми когтями он не только разорвал одежду, но и нанес достаточно глубокие ранения.

ОЧЕНЬ ОПАСНЫМИ
могут становиться некоторые крупные совы - когти у них сродни медвежьим, но гораздо острее. Причем налетают совы обычно сзади и совершенно бесшумно.
Както раз я попытался залезть в гнездо ворона. Самец, вздыбив от злости перья на голове, опустился неподалеку. Я тут же сделал вид, что очень его испугался и ворон это заметил. Началась игра - я дразнил ворона своими попытками приблизиться к гнезду и, когда он подлетал, то я делал вид, что очень его боюсь. Почувствовав себя победителем, ворон осмелел и на следующий день садился уже в двух метрах от меня. В последующие дни эти вороны встречали меня уже за сотни метров от гнезда. При этом сам ворон и его самка старались подлетать ко мне сзади и, опустившись на землю, некоторое время шли за мной пешком. Я двигался плавно и мог снимать птиц с пятишести метров.
Взявшись фотографировать исключительно осторожных черных аистов, я в течение трех дней делал вид, что собираю ягоды. При этом я то периодически приближался к птицам на критическую дистанцию, то снова от них удалялся. Встречаясь взглядом с аистами, я всячески демонстрировал им свое равнодушие, отворачивался и продолжал «собирать ягоды». На третий день, самка аиста довольно свободно подпускала меня к себе на расстояние пятишести метров и оставалась стоять на гнезде, когда я совершенно открыто залезал на соседнее дерево и оказывался от нее на расстоянии не более трех метров. Самец из этой пары вел себя несколько более осторожно.
В качестве более доступной и бюджетной альтернативы телеобъективам можно использовать съемку птиц с помощью скрытых и дистанционно управляемых камер. В принципе, для дистанционного фотографирования диких животных пригодны любые фотокамеры с любыми объективами, в том числе и длиннофокусными. Однако наиболее удобными являются все же компакты. Они относительно дешевы и имеют небольшие размеры. При этом многие современные компакт-камеры оснащены отличными объективами, что позволяет получать снимки неплохого качества.
Неоспоримым преимуществом дистанционных камер является возможность их быстрой установки, казалось бы, в самых недоступных местах - на поверхности земли, под землей (например, в норе), в кроне высокого дерева, на стене крутого обрыва, на поверхности воды, под водой и даже в воздухе (укрепив ее, например, на воздушном змее). Замаскировать скрытую камеру несравненно проще, чем спрятать человека. При этом такая камера в течение многих часов или даже суток, может дожидаться нужного мгновения.

ФОТОГРАФИРУЯ ОРЛОВ
я спрятал компакт в гнездо воробья, устроенное на соседней ветке. Воробьи любят селиться в гнездах крупных хищников - воробей для орла, что муха для ворона - и поймать его трудно и корысти в нем мало. Зато если к хитрым воробьям надумает лезть кошка, то ей придется иметь дело не с воробьями, а с орлом. В другой раз я спрятал камеру в чучело стрепета (получился эдакий «стрепет-фотокорреспондент» с фотоаппаратом на пузе). Чучело было выставлено на стрепетином токовище и прежде, чем разгневанный хозяин тока оторвал чужаку голову, мне удалось сделать несколько кадров.

В ГОРОДСКОМ ПАРКЕ
Кисловодска я нашел дупло крупных и очень красивых птиц - зеленых дятлов. Фотографировать этих птиц обычным способом в парке было невозможно - днем там находились тысячи отдыхающих, каждый из которых считал своим долгом справиться - чего это здесь фотографируют? Узнав, что снимают птицу, люди обычно приходят в восторг, дают массу «полезных» советов, а заодно рассказывают занятные истории из собственной жизни. В подобных условиях продолжать фотографировать птиц - дело безнадежное. Поэтому я пришел в парк еще затемно, быстро укрепил на дереве скрытую фотокамеру и, уже не привлекая внимания людей, мирно «дремал» на лавочке, не забывая при этом косить глаз в сторону заветного дерева и нажимать на пульт всякий раз, когда дятел оказывался в поле зрения объектива. Вечером тем же способом я забрал фотокамеру с уже отснятым материалом.
Однако главное достоинство компактных аппаратов заключается в возможности следить за тем, что в данный момент происходит в поле зрения объектива. Оптическое изображение компакт камеры преобразуется в цифровое и выводится на дисплей. При желании картинку можно легко транслировать на любой удаленный телевизионный монитор. Причем делать это можно как по проводам, так и с помощью специальных беспроводных устройств.
В простейшем случае, для этой цели можно приспособить аппаратуру, применяемую в охранной сигнализации. Посылая импульсные радиосигналы можно менять ориентацию камеры и регулировать фокусное расстояние объектива. И, наконец, исключительно важным свойством цифровых компактов является абсолютная бесшумность их работы. Звуковые сигналы, сопровождающие процесс съемки, в них можно отключить, тогда как что-либо поделать с громко хлопающим зеркалом бывает достаточно трудно. При этом многие осторожные животные реагируют на звук опускающегося зеркала как на выстрел. В подобных случаях использование зеркальных камер становится крайне нежелательным.

СКРЫТУЮ КАМЕРУ
можно настроить и на автономную работу. Для этого объектив скрытой камеры наводится на то место, где по расчетам должно появиться фотографируемое животное. При такой съемке, спуск затвора происходит в результате замыкания электрической цепи от специально устанавливаемого сторожка. Конструкции таких сторожков могут быть самыми разными - от простейших контактных устройств до сложных электронных датчиков, реагирующих на движение или на пересечение птицей пучка инфракрасных лучей. Фотограф в это время может заниматься другими делами. Обычно автономно работающие камеры или, как их часто называют - фотокапканы, устанавливают у заранее выложенной приманки, на тропах, у гнезд и т.п.

ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ
однообразия сюжетов, можно использовать различные виды сторожков. Например, установив приманку у сторожка нажимного действия можно получить фотографию сидящей или кормящейся птицы, а натянув над приманкой растяжку из тончайших нитей, можно запечатлеть птицу в момент ее приземления. Установив сторожок на звериной тропе можно получить фотографию идущей лисицы, а включив «защиту от красных глаз», можно заставить ту же лису за миг до срабатывания затвора посмотреть в объектив. Фактически, при использовании фотокапканов животные фотографируют себя сами. Поэтому если такой «автопортрет» будет недостаточно хорош, всегда есть возможность свалить всю вину на птицу. Дескать, чего же вы хотите, ворона она и есть ворона, какой из нее фотограф?

В РЯДЕ СЛУЧАЕВ
рядом с установленным фотокапканом полезно оставлять записку или какой-либо предупреждающий знак. За многолетнюю практику лично у меня ни разу не было случаев хищения камер и лишь однажды, установленную на самой обочине полевой дороги скрытую камеру сбила проезжавшая ночью машина.

Вокруг нас множество птиц. Они красивы и необычны, привлекают расцветкой и поведением. Съемка пернатых относится к одному из самых интересных и сложных жанров - wildlife-фотографии. Представляем несколько полезных советов и 25 кадров, которые наверняка вдохновят вас на творчество!

Изучите повадки птиц и среду их обитания

Совет, быть может, банальный, но тем не менее - важный. Для съемки диких птиц это просто принципиально необходимое условие, ведь у разных видов пернатых разные ареалы обитания, периоды активности, повадки, предпочтительные места: каких-то птиц можно увидеть на полях среди травы, каких-то - на невысоких кустах, а какие-то большую часть времени предпочитают находиться высоко на деревьях, так что сделать снимок становится совсем непросто.

Именно поэтому не стоит идти наугад в надежде встретить «какую-нибудь» птицу - так хорошего кадра не сделать.

Выходить на фотоохоту нужно с четким осознанием того, на кого из пернатых направлен ваш интерес, и исходя из этого, уже выбирать место и время съемки.

Выбирайте точки прилета птиц

При съемке большинства видов пернатых у вас будет не очень много времени на выбор точки съемки, фокусировку и собственно фотографирование. Поэтому стоит это время максимально сокращать, заранее определившись с местами, куда, скорее всего, прилетят птицы.

Это могут быть ветки деревьев, отдельно стоящие кусты, скала над морем и прочее. Разумеется, нужно предварительно изучить повадки пернатых или же заранее без фотоаппарата разведать место и посмотреть, как там ведут себя интересующие вас птицы.

Подумайте о технике

Съемка диких птиц требует тщательного подхода к . В большинстве случаев вам понадобятся и длиннофокусные . Дело в том, что к диким пернатым не так-то просто подобраться близко, особенно если вы пока еще не профессионал. А снимать на большом расстоянии с рук - не самая лучшая идея.

Объектив лучше всего подбирать в диапазоне примерно 400–600 мм, причем желательно с фиксированным фокусным расстоянием. Причина в светосиле, которая у фиксов обычно выше, чем у объективов с переменным фокусным расстоянием. Разумеется, никакой вспышки: птица просто улетит.

Готовьтесь заранее и не мешкайте

Птицы, само собой, не ждут вашего появления, чтобы вылететь и рассесться по веткам и кустам. А значит, придется долгое время просто сидеть и ждать их появления.

Лучше в этот момент не отвлекаться, а прислушиваться и присматриваться - приближающееся чириканье или ветки, которые начинают колыхаться в безветренную погоду, подскажут вам о скором появлении пернатых.

И тут уже нельзя мешкать: начинайте снимать сразу же, в режиме серийной съемки. Да, большинство из них окажутся негодными, но это все равно повышает шанс снять действительно хорошие кадры.

Водоплавающие птицы - отдельная история

Речь идет прежде всего о пернатых, обитающих в небольших озерах, прудах и других похожих водоемах, когда у птицы нет возможности уплыть очень далеко.

А значит, здесь подойдут и не длиннофокусные объективы, тем более что водоплавающие птицы особенно красиво смотрятся именно в обрамлении воды.

И, кстати, обычно водоемы освещены куда лучше других типичных мест съемки диких пернатых, а значит и требования к светосиле меньше: хорошие кадры вполне можно сделать недорогим объективом с диапазоном примерно 70–300 мм, какие есть у каждого производителя.

Продумывайте композицию

Поначалу вы наверняка будете фотографировать пернатых крупным планом. Но затем, по мере приобретения опыта, неизбежен переход к планам более общим, когда птица хоть и центральный элемент снимка, но не единственный объект в кадре.

А значит, нужно подумать о композиции. Тут, в общем-то, нет особых отличий от общих , и если вы умеете продумывать композицию кадра как таковую, то справитесь и в этом случае.

Тренируйтесь на городских птицах

Прежде чем идти на фотоохоту в лес, потренируйтесь на диких пернатых, которые окружают нас. Ближайший парк, желательно достаточно большой, чтобы несколько отойти от людей, предоставляет для этого отличные условия. Там же можно найти и пруды с водоплавающими птицами.

Но вообще-то, даже просто выйдя во двор дома, можно увидеть немало птиц - воробьев, голубей, синиц... Они, конечно, весьма банальны и не столь фотогеничны, однако на их примере можно изучать повадки пернатых, учиться выстраивать композицию и просто получать первый опыт фотосъемки птиц.

18086 Совершенствуем знания 0

Съемка животных и птиц – отдельный и очень специфический жанр. Он не похож ни на один другой, так как правила и принципы тут крайне своеобразны. Девиз фотографа, снимающего «дичь» - «Лови момент!». Девиз того, кто снимает домашних питомцев – «Знай правила!».

Давайте разберемся - проще или сложнее снимать домашних питомцев, чем диких животных? И какие при этом есть особеннности?

Сначала поговорим о братьях наших меньших, живущих в дикой природе. Ведь наиболее интересны фотографии в естественной среде обитания, где животные и птицы смотрятся естественно и гармонично с окружающим миром, который служит прекрасным фоном.

Оборудование. Кажется, что достаточно потратить 1-2 тысячи долларов на оборудование и через годик можно будет устраивать персональную выставку. Увы, это далеко не так. А уж в фотоанималистике и подавно. Во-первых, такой маленькой суммой обойтись не удастся, а во-вторых, фотосъемка животных требует не столько наличия профессиональной съемочной аппаратуры и навыков ее эксплуатации, сколько глубокого знания объектов съемки. Но, несмотря на очевидные сложности этого направления, фотоанималистика неуклонно совершенствуется.

Итак, Вам понадобится:

Оптика . Одна из отличительных черт съемки животных заключается в сильном влиянии, которое оказывает объект на работу фотографа. Выбор методики почти полностью зависит от поведения животного и особенностей местности. Многие существа весьма осторожны и не подпускают к себе человека на близкое расстояние, и тогда фотограф вынужден пользоваться телеобъективом. Некоторых животных можно сфотографировать только из укрытия, поэтому возникает необходимость устраивать засады, а порой пользоваться и дистанционным управлением. Хорошим вариантом могут стать телеобъективы с фокусными расстояниями 70-200 и даже 400 миллиметров. Для достижения ещё большей «дальнобойности» можно использовать телеконвертер с коэффициентом увеличения 1.4, 1.7 или 2, но поскольку его использование приводит к снижению светосилы оптической системы, телеконвертер лучше применять в комбинации со светосильной оптикой. Животных практически не снимают на открытой диафрагме, но фотографу-анималисту часто приходится работать в сумерках и под пологом леса, а поскольку яркость "картинки" в видоискателе камеры и точность фокусировки напрямую зависит от светосилы используемого объектива становится очевидной важность этой характеристики.

Выбор объектива часто зависит от особенностей поведения животного, которого вы собираетесь снимать. Большинство млекопитающих и птиц редко подпускают к себе человека на близкое расстояние, и тут полезен длиннофокусный объектив, увеличивающий изображение, а общие планы и местообитания животных удобнее всего снимать широкоугольными объективами. Мелких зверей в природе все же больше, чем крупных, поэтому фотографы часто прибегают к крупноплановым съемкам специальным макрообъективом. Эти три объектива - длиннофокусный, широкоугольный и макрообъектив - должны составлять основу снаряжения фотографа-анималиста. Стоимость такой аппаратуры значительна.

Камера . Для фотоохоты подойдет практически любая цифровая фотокамера со сменной оптикой и крупным сенсором (APS-C формата или FF)или же суперзум, но за качественный конечный результат последнего нельзя ручаться на сто процентов.

Штатив или монопод . При съемке длиннофокусными объективами велика вероятность смазывания изображения при съемке с рук. Чтобы избежать этого неприятного эффекта имеет смысл воспользоваться штативом или моноподом.

Теперь о приспособлениях : всего, что может пригодиться, с собой не возьмешь, поэтому, собираясь на съемку, берите без колебаний только то, что пригодится наверняка. Особенно важно быть налегке при съемке "с подхода", иначе вас ждет неудача. От большого количества приспособлений мало проку, если оно мешает двигаться быстро или бесшумно.

Теперь непосредственно разберемся с особенносями самой фотосъемки . Здесь необходимо помнить несколько простых правил. При этом речь не пойдет о съемке львов или медведей в саванне или таежных лесах - это удел опытнейших и профессиональных фотографов.

Есть два основных способа съемки диких животных , если не считать самых мелких существ, - с подхода и из укрытии. При съемке с подхода многое зависит от случая, здесь нужны опыт и терпение, зато требуется меньше аппаратуры и затрачивается меньше сил на приготовления, чем во время съемки из укрытий. Результаты съемке с подхода сложно предсказать, и они чаще оканчиваются неудачей, но для большинства новичков именно этот способ представляется не таким страшным делом по сравнению с тяготами переноски, строительством и ожиданием в укрытии.

Приемы съемке с подхода фотографа очень похожи на охотничьи, где многое заимствуется у самих животных. Надо учитывать трудности, возникающие подчас именно в тот момент, когда, казалось бы, все готово и можно приступить к съемке: внезапное ухудшение освещения, неудачное направление солнечных лучей, наличие препятствий между объективом и предметом съемки и т. п.

Для успешной фотосъемки вы должны знать образ жизни животных, которых собираетесь фотографировать, привычки, знать, когда они размножаются, чем питаются, в какой период к ним легче приблизиться, - словом, общую схему их поведения в течение года и в течение дня. Если все это вам неизвестно, придется заполнять пробел. Работая в официальном, хорошо организованном заповеднике, можно найти на месте специальную литературу, здесь вам помогут егерь, лесник или профессиональные гиды. Сказанное выше относится и к любым другим видам съемки животных, но при съемке с подхода - это единственный способ найти объект.

Некоторые животные проявляют особую активность ночью, на рассвете и на закате. От этого зависит выбор не только времени суток, но также аппаратуры. Если ваш объект живет в стаде или стае, вам вряд ли удастся выследить его, просто прогуливаясь по территории, где он обитает. И это лишь частица тех сведений, которые отделяют неудачу от удачи. Роль счастливого случая велика во всех видах фотоохоты, но знание повадок животных во многом повышает вероятность успеха, особенно при съемке с подхода.

Одна из главных забот фотоохотника - остаться незамеченным. В зависимости от того, какое животное вы пытаетесь сфотографировать, обратите особое внимание на шумы, движения или запахи. Как правило, обострение определенного органа чувств у животного или птицы обусловлено его образом жизни. Знание привычек и повадок животного подскажет, что для него главное: слух, зрение или чутье. Хищникам, например, необходимо хорошее зрение, чтобы выследить свою добычу. Животные, обитающие в местах, где видимость ограничена, скажем, в густом лесу, больше полагаются не на зрение, а на слух и обоняние.

Зрение почти у всех птиц очень острое. А главное, у них большая разрешающая способность в отношении деталей; у обычного ястреба плотность клеток сетчатки в восемь раз выше, чем у человека. Большинство птиц различают цвета, правда, ночные птицы (совы) почти лишены этого качества, зато они хорошо видят в сумерки. Кроме того, у большинства птиц глаза расположены по обеим сторонам головы, что обеспечивает широкий угол зрения. Утки, например, имеют угол зрения 360°. Многие птицы почти не обращают внимания на неподвижные предметы. Основным элементом в способе их восприятия является движение, поэтому во время скрадывания очень важно научиться "замирать". Слух у большинства птиц тоньше человеческого, а в жизни ночных птиц он имеет очень большое значение. Но в полете воздушный поток и шум крыльев, вероятно, снижают чувствительность органов слуха. Есть предположения, что птицы воспринимают звук очень низкой частоты, который распространяется на значительные расстояния. Обоняние, как правило, не играет у птиц заметной роли, возможно, потому, что в полете на любой высоте слабые запахи нельзя уловить.

Зрение у большинства животных, ведущих хотя бы отчасти ночной образ жизни, не играет важной роли, они склонны полагаться на другие органы чувств. К тому же у них нет цветового зрения, если не считать высших приматов и некоторых грызунов. Есть, правда, исключения, особенно среди кошачьих, которые настигают добычу за счет быстрого бега. Встречаются они и среди оленей, которые спасаются, благодаря той же скорости. Слух почти всегда развит хорошо, а животные с большими и подвижными ушами (копытные, зайцеобразные) обладают высокой направленной чувствительностью. Обоняние все млекопитающие имеют настолько тонкое, что человек не идет с ними ни в какое сравнение. Как правило, млекопитающие пользуются чутьем чаще, чем слухом или зрением.

Из вышесказанного возникает вопрос об экипировке .

Для начала оденьтесь так, чтобы не бросаться в глаза. Если вы по-настоящему увлеченный человек, можно с помощью маскировки постараться подойти к объекту съемки так, чтобы находиться совсем рядом с ним. Это возможно при условии точных знаний о поведении и повадках данного животного. В большинстве случаев вы вряд ли захотите или сможете готовиться чересчур основательно. Тем не менее, избегайте в своей экипировке всего яркого и броского. Одежда должна быть невзрачной, при передвижении через кустарник она не должна шуршать и цепляться за ветви. Скройте металлические части очков. При светлой коже лицо будет очень заметно даже на большом расстоянии. В холодную погоду его можно закрыть шерстяным шлемом, в иных случаях рекомендуется нанести несколько мазков темного грима или грязи (вспоминает кадры из боевиков!).

Запах, редко мешающий при съемке птиц, может вызвать трудности, когда имеешь дело с млекопитающими. Одной из основных составляющих человеческого запаха является масляная кислота, и собаки, например, почти в миллион раз чувствительней к ней, чем люди. Одежда немного ослабляет запах, однако очень важно делать как можно меньше движений и находиться против ветра по отношению к животным, которых выслеживаешь. Не пользуйтесь сильно пахнущими веществами: дезодорантами, лосьонами, репеллентами.

Одно из основных условий фотоохоты - плавная, бесшумная походка .

Обычно при ходьбе делают много резких, ненужных движений: идут вразвалку, покачиваясь из стороны в сторону, размахивают руками, шаркают ногами. При съемке с подхода всего этого следует избегать и двигаться более сдержанно, как бы скользить. Понаблюдайте, как домашняя кошка подбирается к птице, - она плавно крадется, а голова и туловище неподвижны. Она словно скользит вперед, и если не следить за ней нарочно, то ее движений можно вообще не заметить. Учитесь правильному шагу - ставьте пятку на землю, а затем как бы перекатывайте остальную часть стопы, опираясь на ее внешнюю сторону. Такой шаг может показаться неудобным, зато он плавный и бесшумный. Внимательно следите за тем, куда ставите ногу, не наступайте на сухие листья и ветки. Не беда, если на первых порах вам придется часто смотреть под ноги и упускать хорошие возможности для съемки, - со временем вы научитесь пользоваться периферийным зрением. Если уж вы наступили на сухую ветку - замрите. Этот звук насторожит всех животных, оказавшихся поблизости, правда, большинство из них обычно не срываются с места сразу, а стоят неподвижно, настороже, в ожидании других признаков опасности. На всякий случай подождите несколько минут. За это время животные убедятся, что тревога была ложной, и успокоятся.

Дополнительные трудности во время скрадывания создает фотоаппарат: он вызывает шум, необычно выглядит и имеет блестящие, отражающие солнечный свет части. С шумом бороться почти невозможно. "Мягкий" бокс, или звуконепроницаемый контейнер затрудняет пользование аппаратом, а при скрадывании снимать нужно быстро. А вот скрыть черной изолентой хромированные части, несомненно, стоит. Вдвойне важно находиться в тени, чтобы солнечные лучи не попали на поверхность объектива или другие части фотоаппарата.

Чтобы сделать хороший кадр стоит некоторое время понаблюдать за объектом съёмки . Изучив повадки птицы или животного, которых вы хотите сфотографировать, вам будет легче прогнозировать его перемещение и поведение.

Например, белочки имеют обыкновение время от времени привставать на задних лапках, чтобы прислушаться и осмотреться вокруг, довольно забавно складывая передние лапки на груди - это прекрасный момент для съёмки. Можно сфотографировать как белка, разгрызая орешек, обеими лапками подносит его ко рту, как карабкается по стволу дерева или выглядывает из-за него. В некоторых парках белки настолько привыкли к постоянному общению с людьми, что совершенно их не боятся, и можно попробовать снять их не только в режиме репортажа, но и постановочно, попросив ассистировать в этом мероприятии кого-нибудь из родственников или знакомых.

У синиц и многих других птичек есть привычка прилетать к кормушке с одного и того же места. Например, выбрав какую-то удобно расположенную ветку, они садятся сначала на неё, выжидают удобного момента, чтобы подлететь к кормушке, хватают еду и улетают, затем снова и снова повторяют свой маршрут. Таким образом, закрепив камеру на штативе и наведя резкость на эту самою ветку, вам останется лишь вовремя нажимать на кнопку спуска, подлавливая самые удачные моменты и ракурсы. Можно использовать при этом пульт дистанционного управления фотокамерой.

Оказавшись в парке и внимательно наблюдая за происходящим, вы можете заметить множество других интересных сюжетов для съемки. Ими могут стать играющие друг с другом собаки, красивый иней на деревьях, прогуливающиеся со своими домашними любимцами прохожие. Главное - будьте всегда начеку, чтобы, заметив интересный сюжет или ситуацию, успеть на неё отреагировать и сделать кадр, не упустив кульминационный момент.

Избегайте дрожания камеры.
Не забывайте про то, что при съёмке с рук длиннофокусной оптикой для получения резких кадров выдержка должна быть не длиннее, чем дробь «1/фокусное расстояние», выраженная в секундах, а на "кропнутых" камерах - в разы короче, пропорциональные кроп-фактору вашей фотокамеры.

Конечно, оптический стабилизатор изображения даёт возможность поставить на несколько ступеней более длинную выдержку. Но слишком длинные выдержки всё равно нежелательно использовать, поскольку фотография может получиться нерезкой не из-за дрожания рук фотографа, а из-за движения самого объекта съёмки. И против этого вида нерезкости даже самый совершенный оптический стабилизатор бессилен.

Сделать камеру более стабильной в момент съёмки можно и другими способами: например, прислонившись к дереву, забору или другой прочной и неподвижной опоре, например, оперевшись об колено. Можно залечь с камерой, подложив под объектив кофр.

Возьмите под контроль параметры съёмки .
Наводка на резкость по ближайшему объекту, а именно этот метод используется большинством камер в «зелёном» полностью автоматическом режиме, - далеко не самый лучший вариант для съемки птиц и животных. При использовании длиннофокусной оптики особенно при открытой диафрагме ГРИП очень невелика. Поэтому, чтобы резкой оказалась именно пернатая пташка, а не ветки перед ней, именно мордочка белки, а не только её нос, фокусироваться на них нужно исключительно точно - по центральной точке. Совместите в кадре сюжетно важную деталь (обычно, это глаз), на которую нужно навести резкость, с точкой фокусировки, наполовину нажмите спусковую кнопку и, услышав подтверждающий успешность фокусировки звуковой сигнал, сформируйте кадр и плавным нажатием кнопки спустите затвор.

Приступая к съёмке, настройте свою камеру таким образом, чтобы она записывала снимки в максимально возможном разрешении и максимально возможном качестве, но лучше в «сыром» формате RAW. Выставьте соответствующую условиям освещения светочувствительность ISO, настройку баланса белого (при съемке в RAW эта настройка не имеет смысла и выставляется в авто) и метод определения экспозиции.

Снимайте в ручном режиме экспонирования (M) или в режиме приоритета диафрагмы (А), чтобы осмысленно управлять значениями выдержки и диафрагмы, добиваясь нужной резкости и глубины резкости.

Старайтесь не использовать высокие значения ISO, чтобы избежать появления на фотографии шумов. Но и не забывайте о возможности повысить ISO, если при максимально открытой диафрагме выдержка оказывается недостаточно короткой для получения резкого снимка.

И помните, что часто у вас всего один шанс сделать снимок. Услышав звук камеры при спуске затвора - дикие животные и птицы вряд ли вам предоставят возможность более тщательно подготовится и сделать дубль.

Съемка домашних животных – это обособленный жанр. Он не похож на съемку дикой природы. С одной стороны, конечно, снимать домашних питомцев проще. И по лесам их искать не надо, и около решетки зоопарка сидеть не приходится, и даже можно с «моделью» договориться, дав пару-тройку команд или кусочек лакомства. С другой стороны, не всякая модель идет на контакт.

Съемку домашних любимцев можно разделить на три основных типа:

В завершении, в качестве напутствия, хочется сказать: хотите делать удачные снимки животных и птиц - совершенствуйте и технику съемки, и вашу фототехнику.

Надеюсь, материалы данного урока были интересны и будут вам полезны. Всего Вам фотографического!

В статье использованы материалы книг "Фотографирование диких животных и природы", Майкл Фримен; Canon Lens Work II и "Птицы перед микрофоном и фотоаппаратом", А.С. Мальчевский, Э.Н. Голованова, Ю.Б. Пукинский.