Open
Close

Зрение у новорожденных. Развитие зрения у новорожденных Как развивается зрение у новорожденного по месяцам

Есть мнение, что грудные дети видят мир вверх ногами. Это скорее миф, чем правда. Тем не менее, маленькие дети действительно воспринимают все несколько иначе, чем взрослые. Причиной тому являются особенности зрения детей до года. Родителям следует знать, в чем заключаются эти особенности, чтобы помочь своему ребенку лучше видеть.

К рождению ребенка его зрительная система еще не развита полноценно. Наиболее интенсивное формирование происходит как раз в первый год жизни. А мама с папой этому помогут.

Зрение новорожденного

У маленького ребенка может быть . Оно возникает вследствие незрелости глазного нерва и мышц, которые управляют движениями глазного яблока. Косоглазие считается вариантом нормы и проходит к 2-3 месяцам.

Глазное яблоко грудного ребенка на 6 мм меньше, чем у взрослого. Поэтому у него развита и сужено поле зрения, т.е. он воспринимает только те предметы, которые находятся прямо у него перед глазами. Окружающее кажется ему размытым и плоским из-за неразвитости бинокулярного зрения (способность видеть четко обоими глазами).

Пониженная острота зрения не позволяет ребенку замечать детали. Его взгляд плохо фиксируется на предметах. Он прекрасно реагирует на свет, может различать темное и светлое, но восприятие цветов еще не развито. Он способен различать предметы, удаленные от него на 15-100 см. Лучше всего воспринимаются предметы, расположенные на расстоянии 20-50 см. Ребенок видит в черно-белых цветах и поворачивает голову и глаза за движущимся предметом, удаленным примерно на 30 см.

  • Чаще давайте разглядывать ребенку черты своего лица. Необходимо использовать мимику, специально усиливать проявления различных эмоции.
  • Больше говорите с ребенком. Голос мамы или папы заставляет его поворачивать голову, следуя за звуком. При этом можно говорить как рядом с ребенком, та и находясь от него на расстоянии. Это хорошо помогает быстро научиться искать источник звука и фокусировать взгляд на нем.
  • Ребенок хорошо различает черные и белые цвета, в связи с этим первые несколько недель лучше надевать одежду контрастных цветов с простым рисунком. Новорожденный лучше воспринимает большие фигуры, квадрат, круги, крупные полосы, сочетание белого с черным. Яркую одежду также необходимо использовать - она помогает развивать цветовосприятие.
  • Тренировку можно проводить с помощью яркой погремушки. Следует медленно подводить ее к глазам ребенка, лежащего на спине, до тех пор, пока он не зафиксирует взгляд. Расстояние от погремушки до глаз должно колебаться от 20 до 50 см.
  • Необходимо тренировать синхронное движение глаз. Для этого медленно перемещают погремушку в горизонтальной плоскости в одну, а потом в другую сторону.

Зрение в 1 месяц

Ребенок может ненадолго удерживать взгляд на предметах, которые находятся от него на 25-40 см; недолго следить за движущимися большими яркими предметами; различать контрастные цвета. К концу 1-го месяца (примерно к 20-22 дню) движения глазных яблок ребенка становятся более четкими.

Тренировку синхронного движения мышц глаз можно осуществлять с помощью следующих упражнений:

  • поднести большую яркую игрушку на расстояние около 30 см от глаз лежащего на спине ребенка, медленно водить игрушку вверх и вниз;
  • держать ребенка перед собой, установить зрительный контакт, медленно двигаться относительно него влево и вправо, затем можно также медленно перемещать ребенка в разные стороны относительно себя;
  • хорошим тренажером для закрепления навыка слежения является мобиль - музыкальная подвесная игрушка с крутящимися предметами, 30 см - оптимальное расстояние для ее установки.

Зрение в 2 месяца

Ребенок дольше наблюдает за движущимися предметами, может концентрировать внимание на удаленном предмете. С радостью встречает материнскую грудь, поскольку она уже ассоциируется у него с приятным приемом пищи. К окончанию второго месяца глазные яблоки движутся более плавно и скоординировано.

  • Следует продолжать тренировку глаз для закрепления навыков продолжительности слежения за объектами и фиксации.
  • Давайте ребенку рассматривать новые интересные предметы, картинки, снимки.
  • Для ребенка полезно частое общение с родителем, поддерживая зрительный контакт. Можно повторять его мимику или гримасничать.
  • Необходимо показывать ребенку как можно больше предметов. Нужно также произносить название каждого предмета, который ребенок видит дома или на улице. Чем больше он увидит за первый год жизни, тем интеллект его будет более развит.

Зрение в 3 месяца

Малыш может различать объекты на расстоянии до 3-х метров. Дальнозоркость продолжает быть развитой, и объекты вблизи различаются хуже. Ребенок узнает мамино лицо, хорошо следит за движущимися объектами. Лучше воспринимает объем и форму предметов, различает, синий, красный, зеленый, желтый цвета.

  • Полезно играть с ребенком в «ку-ку». Это хорошо развивает пространственное мышление, память и объемное зрение.
  • Следует предлагать ребенку игрушку так, чтобы он мог сначала разглядеть ее, оценить расстояние до нее и дотянуться рукой. Это упражнение можно выполнять, положив ребенка на живот, а игрушку от него на расстояние вытянутой руки.
  • В три месяца ребенку обычно нравиться перекладывать вещи из одной руки в другую. Для этого можно ему дать резиновое кольцо или любой крупный предмет простой формы.

Зрение в 4 месяца

У ребенка наконец развито стереоскопическое (т.е. объемное) зрение. Он хорошо отличает цвета, может фиксировать взгляд на удаленных и близкорасположенных предметах, лучше координируется при хватании предмета. Ему нравиться наблюдать за окружающими людьми, играть с ножками и ручками.

  • Следует выбирать игрушки, которые удобно хватать, а картинки - интересные для рассматривания.
  • Можно выкладывать любимые игрушки перед лежащим на животе ребенком, чтобы он мог до них дотянуться.
  • Продолжать играть в прятки.
  • Следует постепенно располагать игрушки дальше от ребенка (до 2-4 м).

Зрение в 5-7 месяцев

Ребенок учится отличать мелкие предметы, узнавать оттенки; он понимает, какая игрушка находится перед ним, даже если некоторая ее часть скрыта; воспринимает объекты, расположенные на расстоянии 4-5 м. В 6 месяцев завершается формирование структур органов зрения, которые отвечают за фокусирование изображения объектов на . Малыш в этом возрасте хорошо осваивает пространство и учится соотносить и оценивать расстояние между объектами. Продолжает развиваться нервная система, формируются устойчивые связи между зрительным анализатором и головным мозгом. Ребенок начинает запоминать и интерпретировать окружающие объекты. Ко всему прочему, значительно возрастает скорость передачи информации от органов зрения к головному мозгу. К 7-му месяцу зрение малыша уже немногим отличается от зрения взрослого человека.

  • Для усвоения навыка оценки расстояния и умения рассчитывать свои возможности, следует положить игрушку на расстояние около 5 метров от ребенка, чтобы он захотел до нее добраться.
  • Можно также сеть от ребенка на некотором расстоянии и позвать его, чтобы он подполз.
  • Для того чтобы ребенок тренировался брать предметы большим и указательным пальцами, можно положить в коробочку предметы, которые он будет из нее доставать.

Зрение в 8-12 месяцев

У глаз появляется постоянный цвет. Глубина и острота зрения ребенка практически как у взрослого. Он уже может отличать неяркие пастельные оттенки. Он хорошо воспринимает предметы в целом и по частям. Активно ищет предметы, которые внезапно пропадают из его поля зрения. Хорошо происходит координация движения тела и глаз.

  • Для развития координации движений под контролем зрения следует устраивать игры в ванной: переливать воду, пускать мыльные пузыри.
  • Очень интересная игра в повторения: пусть ребенок копирует жесты родителя, действия или мимику.
  • Можно выложить кубики одного цвета в линию и попросить ребенка повторить действие.

Некоторые молодые родители считают, что организм малыша, только что появившегося на свет, представляет собой полную копию организма взрослого человека, только несколько уменьшенную. На самом деле это не так. Многим органам и системам предстоит проделать долгий путь развития и совершенствования. Среди них - орган зрения новорожденного малыша.

Как устроен глаз новорожденного?

Около 80% информации о внешнем мире человек получает посредством органов зрения. В человеческом организме за зрение отвечает структура, которая называется зрительным анализатором. Глаз воспринимает изображение и переводит его в нервные импульсы, которые по зрительным нервам проводятся к коре головного мозга, где происходит их обработка и формирование образа. Взаимодействие этих составляющих частей зрительного анализатора и дает зрение.

Однако зрительная система новорожденного не похожа на зрительную систему взрослого человека. Анатомическое строение органов зрения, обеспечивающее зрительные функции, в процессе созревания организма претерпевает значительные изменения. Зрительная система еще несовершенна, и ей предстоит бурное развитие.

Во время роста малыша глазное яблоко изменяется весьма медленно, Наиболее сильное его развитие приходится на первый год жизни. Глазное яблоко новорожденного короче глаза взрослого человека на 6 мм (т.е. имеет укороченную переднезаднюю ось). Это обстоятельство - причина того, что глаз недавно родившегося ребенка обладает дальнозоркостью, то есть малыш плохо видит близкие предметы. И глазной нерв, и мышцы, двигающие глазное яблоко, у новорожденного сформированы не полностью, Такая незрелость глазодвигательных мышц формирует физиологическое, т.е. совершенно нормальное для периода новорожденности .

Размер роговицы также увеличивается очень медленно. Роговица - передняя часть фиброзной оболочки глазного яблока, которая обусловливает форму глаза, выполняет защитную функцию и является преломляющей средой глаза, обеспечивающей зрение. У новорожденных она имеет относительно большую толщину, чем у взрослого человека, резко отграничена от белковой оболочки и выступает сильно вперед в виде валика, Отсутствие в роговице глаза кровеносных сосудов объясняет ее прозрачность. Однако у детей первой недели жизни роговица может быть не полностью прозрачной из-за временного отека - это нормальное явление, но если оно сохраняется после 7 дней жизни, то это должно настораживать.

Наблюдение
С первых дней новорожденного привлекают овальная форма и движущиеся предметы с блестящими пятнами. Такой овал соответствует человеческому лицу.

Хрусталик - линза, которая способна сжиматься и расправляться, фокусируя наш взгляд на разные расстояния вблизь и вдаль. Хрусталик не имеет ни кровеносных сосудов, ни нервов, У детей и взрослых людей до 25-30 лет хрусталик эластичен и представляет собой прозрачную массу полужидкой консистенции, заключенную в капсулу. У новорожденных хрусталик имеет целый ряд характерных особенностей: он почти круглой формы, радиусы кривизны передней и задней его поверхностей почти одинаковы, С возрастом хрусталик плотнеет, вытягивается в длину и приобретает форму чечевичного зерна. Особенно сильно он растет в течение первого года жизни (диаметр хрусталика глаза ребенка в возрасте 0-7 дней составляет 6,0 мм, а в возрасте 1 года -7,1 мм).

Радужная оболочка имеет форму диска, в центре которого находится отверстие (зрачок). Функция радужной оболочки - участие в световой и темновой адаптации глаза. При ярком освещении зрачок суживается, при слабом - расширяется. Радужная оболочка окрашена и просвечивает через роговицу. Окраска радужки зависит от количества пигмента. Когда его много - глаза темно- или светло-карие, а когда мало - серые, зеленоватые или голубые. Радужная оболочка у новорожденных содержит мало пигмента (цвет глаз, как правило, голубой), выпуклая и имеет воронкообразную форму. С возрастом радужка становится толще, богаче пигментом и теряет свою первоначальную воронкообразную форму.

Сетчатка - самая сложная по устройству и выполняемым функциям оболочка. Она тонкой пленкой выстилает стенки полости глаза. Сетчатка состоит из различных видов клеток, главные из которых палочки, колбочки и нервные клетки. Палочки и колбочки под воздействием света образуют электрические импульсы, которые передаются в нервные клетки. Палочки отвечают за черно-белое или сумеречное зрение, а также помогают контролировать периферическое пространство относительно точки фиксации глаза. Колбочки определяют цветное зрение и из-за того, что их максимальное количество находится в центральном отделе сетчатки (желтом пятне), куда приходят лучи, сфокусированные всеми линзами глаза, они играют исключительную роль в восприятии объектов, расположенных в точке фиксации взгляда.

От палочек и колбочек отходят нервные волокна, образующие зрительный нерв, выходящий из глазного яблока и направляющийся в головной мозг. Сетчатка новорожденных обнаруживает признаки неполного развития. Об особенностях и развитии цветного зрения у малышей будет сказано далее.

Специфика зрения новорожденного - мигательный рефлекс. Суть его заключается в том, что сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаз - малыш не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света он реагирует. Это объясняется тем, что при рождении зрительный анализатор ребенка находится еще в самом начале своего развития. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. То есть малыш способен воспринимать только сам свет без восприятия структуры изображения.

Анатомия глаза
Орган зрения представлен глазным яблоком и вспомогательным аппаратом. Глазное яблоко включает в себя несколько составляющих: светопреломляющий аппарат, представленный системой линз: роговицей, хрусталиком и стекловидным телом; аккомодационный аппарат (радужная оболочка, цилиарная область и ресничный поясок), обеспечивающий изменение формы и преломляющей силы хрусталика, фокусировку изображения на сетчатке, приспособление глаза к интенсивности освещения; и световоспринимающий аппарат, представленный сетчаткой. К вспомогательному аппарату относятся веки, слезный аппарат и глазодвигательные мышцы.

Развитие зрения малыша

Внутриутробное зрение ребенка исследовано очень мало, однако известно, что даже рожденный на младенец реагирует на яркий свет. Малыш, родившийся на , закрывает глаза на свет, а родившийся в срок (на ) поворачивает глаза, а чуть позже и головку к источнику света и движущимся предметам.

Наблюдение
Одним из наиболее важных достижений первых двух-трех месяцев будет постепенное развитие способности плавно прослеживать движущийся в разных направлениях и с разной скоростью предмет.

Процесс совершенствования зрения начинается сразу после рождения. В течение первого года активно развиваются участки коры головного мозга, в которых находятся центры зрения (они расположены в затылочной части), получающие информацию об окружающем мире. "Оттачивается" содружественное (одновременное) движение глаз, нарабатывается опыт зрительного восприятия, пополняется "библиотека" зрительных образов. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. Младенцы, которым несколько дней от роду, видят вместо лиц неясные силуэты и размытые контуры с пятнами на месте глаз и рта. В дальнейшем острота зрения растет, увеличиваясь в сотни раз, и к концу первого года жизни составляет 1/3-V2 от взрослой нормы. Максимально быстрое развитие зрительной системы происходит в первые месяцы жизни малыша, При этом сам акт зрения стимулирует ее развитие. Только глаз, на сетчатку которого постоянно проецируется окружающий мир, способен развиваться нормально.

Первая-вторая недели жизни. Новорожденные практически не реагируют на зрительные стимулы: под влиянием яркого света у них сужаются зрачки, закрываются веки, глаза при этом бесцельно блуждают. Однако было замечено, что с первых дней новорожденного привлекают овальная форма и движущиеся предметы с блестящими пятнами. Это вовсе не ребус, просто такой овал соответствует человеческому лицу. Ребенок может следить за движениями такого "лица", а если при этом с ним разговаривают, он моргает. Но хотя ребенок и обращает внимание на форму, похожую на человеческое лицо, это не означает, что он узнает кого-то из людей, окружающих его. На это ему потребуется еще много времени. На первой-второй неделе жизни зрение малыша пока еще слабо связано с сознанием. Известно, что острота зрения у новорожденного намного слабее, чем у взрослого человека. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка все еще формируется, а желтое пятно (тот участок сетчатки, где достигается зрение 1,0 - т.е. 100%) еще даже не образовалось. Если бы такое зрение наблюдалось у взрослого человека, он испытывал бы серьезные трудности, но для новорожденного самое важное - это то, что крупно и близко: мамино лицо и грудь. Поле зрения малыша является резко суженым, поэтому человек, стоящий сбоку от ребенка или позади мамы, ребенком не воспринимается.

Вторая-пятая недели жизни. Младенец может фиксировать взгляд на любом световом источнике. Приблизительно на пятой неделе жизни появляются координированные движения глаз в горизонтальном направлении. Однако эти движения еще не совершенны - опускание и подымание глаз начинается позже. Малыш способен только на короткое время фиксировать взглядом медленно движущийся предмет и следить за его перемещением. Поле зрения ребенка в возрасте около месяца все еще является резко суженным, малыш реагирует только на те объекты, которые находятся от него на близком расстоянии и в пределах всего 20-30°. Кроме того, острота зрения остается еще очень слабой.

. Малыш способен устойчиво фиксировать взгляд на глазах взрослого. Однако зрение ребенка вплоть до четвертого месяца жизни все еще считается слаборазвитым.

. Ребенок начинает осваивать ближнее пространство. Он фокусирует взгляд на игрушках. При этом задействованы зрение, слух и осязание, которые взаимно дополняют и контролируют друг друга. У ребенка складываются первые представления об объемности предмета. Если мимо него "проплывают" красочные игрушки, он будет следить за ними взглядом и во всех направлениях: вверх, вниз, влево, вправо. В этот период возникает предпочтение смотреть на контрастные простые фигуры (черно-белые полосы, круги и кольца и т.д.), движущиеся контрастные объекты и вообще новые предметы. Ребенок начинает рассматривать детали лица взрослого, предметов, узоров.

Таким образом, одним из наиболее важных достижений первых двух-трех месяцев будет постепенное развитие способности плавно прослеживать движущийся в разных направлениях и с разной скоростью предмет.

. Уровень развития движений глаз у ребенка уже достаточно хороший. Однако ему еще сложно дается плавное неотрывное слежение за объектом, движущимся по кругу или описывающим в воздухе "восьмерку". Острота зрения продолжает повышаться.

К трем месяцам дети начинают по-настоящему радоваться ярким цветам и подвижным игрушкам, как, например, подвесные погремушки. Такие игрушки отлично способствуют развитию , С этого периода малыш способен улыбаться, увидев что-то знакомое. Он следит за перемещающимся во всех направлениях лицом взрослого или предметом на расстоянии от 20 до 80 см, а также смотрит на свою руку и предмет, который в ней держит.

Когда ребенок тянется за предметом, он, как правило, неверно оценивает расстояние до него, кроме того, малыш часто ошибается и в определении объемности предметов. Он пытается "взять" цветок с платья мамы, не понимая, что этот цветок составляет часть плоского рисунка. Это объясняется тем, что вплоть до конца четвертого месяца жизни мир, отраженный на сетчатке глаза, все еще остается двухмерным. Когда малыш откроет третье измерение и сможет оценить расстояние до своей любимой погремушки, он научится совершать прицельное хватание. Анализируя малейшие расхождения между зрительными образами обоих глаз, мозг получает представление о глубине пространства. У новорожденных сигналы поступают в мозг в смешанном виде. Но постепенно нервные клетки, воспринимающие картину, разграничиваются, и сигналы становятся четкими. Восприятие объема у детей развивается тогда, когда они начинают передвигаться в пространстве.

В возрасте ребенок способен предугадывать события, которые должны произойти. Всего несколько недель назад он продолжал кричать от голода до тех пор, пока сосок не попадал к нему в рот. Теперь, увидев маму, он тут же реагирует тем или иным способом. Он может либо замолчать, либо начать кричать еще громче. Очевидно, в сознании ребенка устанавливается связь, основанная на определенном стереотипе. Таким образом, можно заметить установление связи между зрительными способностями и сознанием. Наряду с тем, что ребенок начинает осознавать функции окружающих предметов (для чего эти предметы предназначены), он приобретает способность реагировать на их исчезновение. Малыш будет следить за двигающейся погремушкой и пристально смотреть на то место, где он видел ее в последний раз. Ребенок пытается восстановить в памяти траекторию движения погремушки.

Где-то между тремя и шестью месяцами жизни ребенка сетчатая оболочка его глаз развивается настолько, что он может различать мелкие детали предметов. Малыш уже способен переводить взгляд с близкого предмета на отдаленный и обратно, не теряя его из вида. С этого периода у малыша развиваются следующие реакции: моргание при быстром приближении предмета, рассматривание себя в отражении зеркала, узнавание груди.

. Ребенок активно рассматривает и обследует свое ближайшее окружение. Он может испугаться, оказавшись в новом месте. Теперь для ребенка особенно важными являются зрительные образы, с которыми он сталкивается. До этого малыш, играя со своей любимой игрушкой, ударял по предмету в поисках интересных ощущений, затем хватал ее, чтобы засунуть в рот. Шестимесячный ребенок уже берет предметы, чтобы рассмотреть их. Хватание становится все более точным. На основе этого формируется зрительное представление о расстоянии, что, в свою очередь, развивает у малыша трехмерное восприятие. Ребенок способен выбрать взглядом любимую игрушку. Ему уже удается фокусировать свои глаза на предмете, находящемся на расстоянии 7-8 см от его носа.

. Одна из самых характерных особенностей ребенка в этот период - умение замечать мельчайшие детали окружающей обстановки. Малыш сразу же обнаруживает рисунок на новой простыне. Кроме того, он начинает интересоваться взаимосвязью окружающих предметов.

. В этот период ребенок воспринимает предмет не только в целом, но и по его частям. Он активно начинает искать предметы, которые внезапно исчезают из поля его зрения, т.к. понимает, что предмет не перестал существовать, а находится в другом месте. Выражение лица малыша меняется в зависимости от выражения лица взрослого. Он способен отличить "своих" от "чужих". Острота зрения еще увеличивается.

От года до 2 лет . Достигается почти полная согласованность движений глаз и рук. Ребенок наблюдает, как взрослый пишет или рисует карандашом. Он способен понимать 2-3 жеста ("пока", "нельзя" и др.).

В возрасте зрение ребенка становится почти таким же, как и у взрослого человека.

Новорожденные не различают цветов, так как зрительный анализатор у них еще не совсем развит. Способность дифференцировать цвета появляется у малышей в промежутке от шести недель до двух месяцев. Отмечают, что различие цветов начинается, прежде всего, с восприятия желтого и красного цветов, а способность распознавать синий и зеленый цвета возникает позже. Обычно формирование цветового зрения заканчивается к 4-5 годам .

Наблюдение
Примерно на восьмом месяце выражение лица малыша меняется в зависимости от выражения лица взрослого. Он способен отличить "своих" от "чужих".

Световой режим и выбор игрушек

Основное условие развития глаз - солнечный свет. А поскольку при рождении зрение ребенка намного слабее зрения взрослого человека, то и потребность в свете у него больше.

При организации детской комнаты необходимо помнить, что световой спектр искусственного освещения, как правило, бывает желтого или синего свечения. Желтый свет мягче и спокойнее для восприятия (именно его лучше использовать для основного освещения комнаты), а синий создает более яркое и насыщенное дневное освещение (такой свет больше подходит для зоны игр или рабочего стола). В качестве основных тонов для оформления детской комнаты должны быть выбраны нежные, природные оттенки: бежевый, золотисто-желтый, нежно-зеленый, нежно-голубой, нежно-розовый, абрикосовый, сиреневый. Пастельные тона успокаивают малютку и не раздражают глазки. Однако психологи не советуют в качестве I основного тона для поверхностей стен, пола, потолка выбирать белый. Это негативно влияет на психику детей. Чтобы привнести в детскую радость и тепло, можно сделать яркими элементы декора, некоторую мебель. Это важно и для развития малыша. Можно повесить над кроваткой яркие игрушки, светильник, покрасить дверь или оконную раму, развесить на стенах картинки в рамочках или панно, а на кресло или кровать положить яркие подушки, прикрепить на занавески разноцветных бабочек.

Значительную роль при обустройстве детской комнаты играет освещение. Правильное освещение очень важно для развития зрения и здоровья глаз ребенка. Хорошо, если основное количество света попадает в детскую через окно. В детской комнате должно быть комбинированное освещение (дневной и электрический свет). Искусственных светильников должно быть как минимум три: основной - потолочная люстра; кроме нее - настенное бра, торшер или настольная лампа и ночник. Хотя настенный светильник может одновременно исполнять роль ночника.

Когда ребенок бодрствует, ему необходим естественный солнечный свет; если его недостаточно, можно добавить электрическое освещение. Спит ребенок лучше не в полной темноте, а при сумеречном свете (возможно, это связано с освещенностью, имевшей место, пока малыш находился в утробе мамы), который можно создать с помощью ночника, имеющий регулятор интенсивности света. Нежелательно резко включать и выключать свет в детской. Это вредит зрению малыша и просто пугает его. Достаточное освещение особенно важно в комнатах с не очень большими окнами и в пасмурную погоду. Рекомендуется освещать комнату лампами накаливания. Источники света, которые устроены по другому принципу (люминесцентные лампы), могут моргать с частотой электрической сети, что не очень благоприятно для глаз ребенка.

Распространенные заблуждения о зрении новорожденного
Бытует мнение, что новорожденный видит все вверх ногами. Однако современные данные это не подтверждают. Ошибочное мнение основывается на том, что глаз человека - инвертивный, т.е. светочувствительные клетки глаза - палочки и колбочки - направлены не навстречу световым лучам, а в обратную сторону. Изображение на сетчатке перевернуто (верх меняется на низ, левая сторона - на правую), и таким оно якобы может осознаваться новорожденным. Опыты, основанные на кратковременном слежении, опровергают это. Установлено, что кора головного мозга, анализирующая изображение, "приспособилась" переворачивать картинку. К суевериям относятся и мнения о том, что малыша нельзя держать перед зеркалом. Небьющееся зеркало, прикрепленное к боковой стенке кроватки или к подвеске, станет для него неиссякаемым источником удовольствия. Глядя в зеркало, ребенок наблюдает за мимикой лица и движениями рук, ловит взгляд собственного отражения и улыбается ему.

Очень важны прогулки на открытом воздухе. Во время прогулки, особенно в парке, малыш будет пристально рассматривать движение листьев. Ему нравится наблюдать за игрой света и тени, возникающей при дуновении ветра.

Развитие зрительной системы возможно только при постоянном присутствии адекватных раздражителей из внешней среды, т.е. ярких и цветных предметов. Цветные игрушки способствуют нормальному развитию цветоощущения и остроты зрения вашего малыша. Острота зрения - функция, тесно связанная с ощущением цвета. За обе эти функции отвечают одни и те же клетки глаза -колбочки. Цветовое зрение развивается вместе с остротой зрения, и поэтому желательно, чтобы ребенка окружали яркие цветные объекты. Колбочки, которые отвечают за восприятие красного цвета, в самом большом количестве представлены в центре сетчатки, а вот "синих" колбочек там почти нет. Именно центр сетчатки, развиваясь, обладает самой большой разрешающей способностью (зоркостью). У новорожденного малыша этот центр находится в неразвитом состоянии. Поэтому глаз нуждается в большей степени в красных, желтых, зеленых цветах и их оттенках.

Наблюдение
Поле зрения, малыша является резко суженым, поэтому человек, стоящий сбоку от ребенка или позади мамы, ребенком не воспринимается.

Подбирать игрушки для малыша нужно исходя из его умений на определенном этапе жизни. Так, для новорожденного самой "любимой" игрушкой будете вы сами: ничто ему не нужно сейчас так, как общение с родителями. Даже играть игрушками поможете ему только вы.

Уже на первом месяце жизни нужно начать знакомство ребенка с красками окружающего мира, используя разноцветные пеленки или привязывая к решетке кроватки пестрые лоскутки или цветные ленточки. Можно повесить перед малышом гирлянду. Ее элементы должны быть расположены исходя из особенностей зрения ребенка. Они должны быть не очень мелкими. В центре лучше поместить красный элемент, затем оранжевый (или желтый), зеленый и по краям - синий, Погремушку-гирлянду лучше вешать над кроваткой так, чтобы основные элементы ее располагались над животиком малыша примерно в 30 см.

Родителям следует помнить, что при наличии в поле зрения ребенка пестрых, привлекательных, движущихся предметов, а также людей, совершающих разнообразные действия, зрительная функция у малыша будет развиваться быстрее.

Итак, орган зрения новорожденного имеет особенности, знание которых дает возможность выявить существующие отклонения, а своевременное обращение к офтальмологу позволит не только диагностировать заболевание, но и предупредить его развитие.

Наталья Фирсова,
Аспирант Института биологии развития
им. Н.К. Кольцова РАН

Зрение – один из важнейших органов человека. Наряду с обонянием, осязанием, слухом, вкусом, вестибулярным аппаратом, зрение позволяет получать, анализировать поступающую информацию и адаптироваться в окружающем мире. Зрение человека начинает формироваться на третьей неделе во время внутриутробного развития, но при рождении оно еще не позволяет увидеть и сотой доли того, что видит взрослый.

Зрение новорожденного, в частности, зрительные центры, сетчатка глаза ребенка полностью не сформированы. Его мир окрашен в серый цвет с оттенками светлого и темного. Маму он еще смутно видит, но знает ее запах и голос. Поэтому рекомендуется ближе подносить лицо к малышу, чтобы он мог разглядеть его во всех подробностях.

Не нужно отодвигаться дальше, чем на 40 см. Проведенные исследования, целью которых было зрение у новорожденных и его развитие, показали, что при выборе, на что смотреть, – на лицо или картинку, – ребенок всегда выбирает лицо, особенно лицо мамы.

После выписки из роддома родители и все взрослые внимательно рассматривают нового члена семьи. Какие у него ручки-ножки, ротик-носик, а вот глазки интересуют всех в первую очередь. Малыш смотрит, а взгляд его блуждает, останавливается только на маме, да и то, если она близко. Его глазки могут смотреть в разные стороны, и это нередко пугает родителей. Однако беспокоиться не о чем. В роддоме зрение новорожденного уже проверил офтальмолог.

Врачебный осмотр

Врачебный осмотр состоит из проверки зрачков, их размера, симметричности, реакции на свет.

Врач должен проверить зрение, обследовать глазное дно, состояние зрительных функций, слезных каналов. Если бы он обнаружил отклонения от нормы, он принял бы соответствующие меры.

На осмотре врач проверяет зрачки ребенка, их размер и симметричность, а также реакцию на свет.

Во время визита врач может обнаружить дефекты, которые легко устраняются. Например, недоразвились слезовыводящие пути или родовая травма вызвала косоглазие. Но могут быть и серьезные патологии, которые нужно устранить как можно раньше. Врожденные глаукома, катаракта или ретинопатия у недоношенных малышей могут серьезно сказаться на этапах развития зрения и всего организма.

Чтобы точно знать, что с малышом все в порядке, главврач офтальмологической клиники "Сфера" профессор Э. Н. Эскина рекомендует в первый год жизни трижды показать малыша окулисту: на первом месяце, в шесть месяцев и в годик.

Домашнее наблюдение

Доктор проконсультирует родителей, как в домашних условиях наблюдать за зрением детей. Внимательные родители ежедневно отмечают новое в облике и поведении своего ребенка, примечают его реакции на определенные раздражители. Острота зрения приблизительно определяется по фиксации на предмете, слежению за яркими игрушками на светлом фоне, видению на расстоянии и широте поля зрения.

Этапы развития зрения

Давайте рассмотрим этапы развития зрения малыша.


Если глазки гноятся, «закисают», слезятся, проявляется косоглазие, то необходимо срочно проконсультироваться со специалистом.

Необходимость консультации специалиста

Если вы заметили какие-то отклонения развития не только зрения, но и других функций организма новорожденного, скажите о своих опасениях участковому педиатру, а он даст направление к нужному специалисту.

Понаблюдайте за ребенком, легко ли он следит за движущимся предметом в первые месяцы жизни или это затруднительно для малыша. Иногда белки глаз краснеют, в уголках глаз появляются выделения, они «закисают», слезки капают из одного или обоих глазиков, в глазках проявляется косоглазие. Все эти признаки требуют немедленной консультации специалиста.

Нужно предупредить взволнованных родителей, а особенно бабушек и дедушек, что почти все проблемы решаются, и зрение восстанавливается. Не забывайте также, что множество проблем со зрением младенцев возникает по психологическим причинам. Если в семье малыша постоянные крики и скандалы, зрение ребенка может испортиться, чтобы "не видеть" плохой обстановки, нелюбви, неуважения друг к другу. Взаимная любовь и уважение взрослых в семье становятся для ребенка опорой на всю жизнь.

Зрение у новорожденных несовершенно, несмотря на то, что появляется оно задолго до их рождения. Способность видеть формируется у ребенка еще во время его внутриутробного развития, как и другие системы организма, с которыми, кстати, органы зрения находятся в тесной взаимосвязи. Если ребенок не будет полноценно видеть, он не сможет нормально развиваться и познавать окружающий мир.

Итак, предотвратить появление большинства проблем, связанных с возможностью крохи видеть, желательно как можно раньше. Ранние этапы выявления патологии позволят своевременно начать лечение и подарить малышу шанс на полноценное восприятие и постижение всего нового и ему незнакомого. При первых признаках зрительных нарушений родители новорожденного должны срочно обратиться к детскому окулисту и держать ситуацию под контролем.

Как правило, у недоношенных детей намного чаще возникают проблемы со зрением, чем у малышей, появившихся на белый свет в положенный срок. Такая категория новорожденных заслуживает еще больше внимания со стороны родителей. Если учесть, что вполне здоровый ребенок, только родившись, практически ничего не видит, то у недоношенных младенцев ситуация обстоит так же. Нельзя, конечно, сказать, что дети появляются на свет слепыми, но недоразвитость некоторых центров головного мозга к этому периоду – вполне нормальное явление.

Рассмотрим, как видит малыш при рождении:

  • Многие люди ошибочно полагают, что в младенческом возрасте у детей перевернутое зрение. Конечно, правдой это назвать нельзя, но что-то истинное в этом все-таки присутствует.
  • Малыш не видит окружающие его предметы и людей вверх ногами, но изображение, которое отображается на сетчатке, находится под 90-градусным наклоном.
  • Между тем это не мешает крохе различать свет и тень, определять силуэты и черты больших предметов.
  • Помимо этого, новорожденный малыш отчетливо видит лицо матери, которая кормит его грудью. Дело в том, что на расстоянии 20-30 см ребенку доступны все, даже самые мелкие детали.

Ребенок в первый месяц жизни нередко косит глазами, что пугает многих молодых родителей, никогда не сталкивающихся с подобным состоянием у детей. Пройдя необходимые этапы развития, зрительные мышцы придут в тонус и смогут контролировать движения глазных яблок.

У недоношенных малышей зрение так же фокусируется с огромным трудом. Определить, является ли данное состояние вариантом физиологической нормы или патологией, может только окулист уже на первом осмотре.

В большинстве случае в месяц новорожденные воспринимают черно-белые картинки намного лучше цветных.

Первые оттенки кроха начинает различать в такой последовательности:

  1. Красный.
  2. Желтый.
  3. Зеленый.
  4. Синий.

Как происходит развитие зрительных способностей у новорожденного?

Зрение новорожденного ребенка проходит несколько основных этапов развития, постепенно совершенствуясь к годовалому возрасту.

Изо дня в день, из месяца в месяц его зрительные навыки улучшаются, открывая перед крохой для постижения все новое и незнакомое:

  • В возрасте 4-5 недель глаза новорожденного способны уловить мамину улыбку и рассмотреть черты ее лица. В данный период для крохи крайне важно наличие общения с матерью, ей необходимо постараться как можно больше контактировать с ним в моменты бодрствования. В месяц даже у недоношенных малышей зрачок реагирует на изменения в освещении, сужаясь и расширяясь. Убедиться в этом можно, поднеся его к окну.

  • Спустя еще один месяц малыш может следить за движением предметов в горизонтали. Размытые образы отображаются у него более четко. Вместе с резкостью в изображении приходит и увеличение продолжительности задерживания взгляда на конкретном предмете. Наибольший интерес у крохи вызывает мамина грудь.
  • Прошел еще один месяц. Особенности зрения новорожденных, в т. ч. и недоношенных деток, позволяют им рассматривать даже мобиль для детского манежа в деталях. Малыш активно следит не только за крупными вещами, но и за предметами поменьше. Трехмесячный кроха активно узнает родственников, не путая папу с мамой. Навык распознавания цветов начинает формироваться как раз на этом этапе развития.
  • Шестой месяц жизни знаменуется высоким совершенствованием зрительных способностей ребенка. В период, когда его трехмерное восприятие улучшено, ему уже без труда удается фокусировать взгляд на близких объектах. Простые геометрические фигуры помогают развивать зрение новорожденному.
  • Двенадцатый месяц жизни позволяет крохе уверенно рассматривать узоры. Когда ему дают книжки, он с удовольствием знакомится с изображениями.

Как помочь ребенку в развитии зрения?

Вместе с развитием функциональности головного мозга происходит окончательное созревание зрительных возможностей.

Все образы, которые малыш может наблюдать, проходят определенный анализ, в голове у новорожденного постепенно выстраивается взаимосвязь между ними.

В это и последующее время требуется особая забота родителей:

  • Родителям необходимо уделять максимум внимания, они должны стараться, чтобы все процессы формирования зрения новорожденных и недоношенных детей протекали в гармонии.
  • Важно постоянно общаться с крохой, рассказывать ему об окружающем мире, сопровождая обучение демонстрацией цветов, игрушек, предметов.
  • Для зрительного развития ребенка особо полезными являются кроваточные мобили, подвески и другие конструкции, установленные на расстоянии не ближе, чем 30 см от органов зрения новорожденного. Преимущественными цветами должны стать яркие красные и желто-горячие оттенки. Вспомогательной палитрой могут быть синие и зеленые тона.
  • Когда ручки ребенка впервые потянутся за игрушками, важно стимулировать и поддерживать его в этом, проявлять инициативу, помогать ему. В любом случае предпочтение новорожденные отдают живому общению с родителями. Лицо самых дорогих для него людей намного лучше самой дорогой игрушки.

Стоит понимать, что описанные этапы развития у только появившихся на свет детей нельзя назвать статичными. Огромную роль играют индивидуальные особенности крохи, кроме того, у недоношенных малышей показатели могут существенно варьироваться по срокам.

К годовалому возрасту ребенок, вне зависимости от того, в срок он появился на свет или нет, имеет достаточно развитые зрительные способности, максимально приближенные к взрослым.

Как проверить зрение у малыша и на что обратить внимание?

Когда кроха появляется на свет, в роддоме сразу же проверяют его зрение, особенно это касается недоношенных детей. Затем родители показывают своего малыша окулисту в 1 месяц, в 3 и ближе к полугоду. Недоношенных крошек, особенно имеющих наследственную предрасположенность к заболеваниям органов зрения, офтальмологи проверяют практически каждый месяц. Как проверить зрение у новорожденного, сложно сказать, поэтому лучше обратиться к специалистам.

Родители должны сделать это, не дожидаясь планового осмотра, если:

  • у ребенка заметен разный диаметр зрачков;
  • появилось слезотечение (у детей до 3-х месяцев отсутствие слез – абсолютно нормальный показатель);
  • происходит гнойное выделение из глаз;
  • нет реакции зрачков на дневной свет;
  • утром после пробуждения глазки у ребенка постоянно закисают;
  • явно выраженная светобоязнь;
  • малыш не способен удержать взгляд на конкретном предмете;
  • кроха не умеет следить за движущимися объектами к 3 месяцам;
  • его зрачки не в состоянии задержаться на чем-то одном;
  • глаза ребенка постоянно «бегают», мигают, как будто дергаются;
  • к двум месяцам малыш не способен сфокусировать свой взгляд на предмете, расположенном относительно близко (на расстоянии 20-30 см);
  • у ребенка слишком выпуклые глаза;
  • по достижении 3 месяцев глаза у крохи по-прежнему косят.

В экстренном случае следует идти за консультацией к доктору, если была какая-либо травма органов зрения, попадание инородных тел. О глазах детей необходимо заботиться с первых дней от самого рождения. Как только малыш подрастет, важно приучать его к проведению гигиенических процедур, акцентируя внимание на их важности для здоровья.

Не менее важно предоставить ребенку максимально интересные увлечения и занятия, чтобы не допускать его к просмотру мультфильмов, играм на компьютере, планшете.

Чрезмерная нагрузка на зрительные центры, которую несут в себе современные гаджеты, способствует появлению раздражительности, возбужденности и психических отклонений.

При рождении малыша его зрительная система обладает отдельными рефлексами. Несмотря на то что зрение у новорожденных несовершенно, зрачки реагируют на свет, есть движение глаз и поворот головы на движущийся объект. Остальные зрительные рефлексы формируются, развиваются и усовершенствуются параллельно со взрослением ребенка.

Как видит новорожденный?

Исследования доказали, что малыш замечает яркие вспышки еще в утробе матери. При появлении на свет перед глазами ребенка возникают нечеткие, размытые предметы. Острота зрения в этот период одна тысячная от 100%, а укороченная зрительная ось обуславливает характерную дальнозоркость. Зрение у новорожденного ребенка сильно отличается, он не видит как взрослый человек. Вот что замечает он после рождения:

  • Воспринимает свет, при ярких отблесках зажмуривает глазки.
  • Улавливает силуэты, формы предметов, которые находятся в 20-25 см от него, все остальные объекты сливаются в серые пятна.
  • Различает лица людей, которые склоняются над ним, но родных он узнает по запаху.
  • Все объекты воспринимаются в черно-белых тонах. В первые дни жизни ребенок начинает различать ярко-красный цвет.

У младенцев после рождения может наблюдаться нескоординированные движения органов зрения, но в течение 6 месяцев все приходит в норму. Кроме того, вместе с увеличением размеров происходит изменение формы, в связи с этим проходит дальнозоркость. Если наблюдаются стойкие отклонения, нужна консультация специалиста.

Размеры глаза

Орган зрительной системы растет до 21 года и достигает в размерах приблизительно 24 мм.


В этот период глазные яблоки малыша по размеру составляют больше половины взрослого человека.

У грудничков размер глазного яблока довольно большой - 65% от величины взрослого органа. Несмотря на это, в первый год жизни оно интенсивно растет, и уже к 2 года его размер увеличивается на 40%. Но в этот период рост приостанавливается, вступая в фазу медленного развития, и возобновляется в возрасте 12-14 лет. Масса зрительного органа малыша меньше чем у совершеннолетних в 3 раза и составляет 2,3 грамма.

Этапы развития зрения

Глаза формируются у эмбриона на 8-10 неделе беременности. В этот период большую роль играет здоровье мамы, ведь неблагоприятный фактор провоцирует неправильное формирование зрительного нерва или органа в целом, такие отклонения сложно поддаются лечению после рождения. С первых дней появления малыша на свет его орган зрения приспосабливается к новой среде и проходит ключевые этапы развития.

1 месяц после рождения

Мир воспринимается расплывчатыми силуэтами, охватить все предметы вокруг не может. Внутрення мышца органа у месячного малыша недоразвита, поэтому взгляд задерживается на крупных объектах, которые расположены на небольшом расстоянии. Но зрение ребенка в первый месяц жизни совершенствуется. Через 2 недели появляется способность замечать предмет, который двигается в 30 см от лица. К концу 4-й недели фокусируется зрение на неподвижном предмете.

Второй месяц


На втором месяце своего развития малыш видит более четко.

Развивается способность отслеживать горизонтально движущиеся предметы, даже может повернуть за ними голову. А вот вертикально передвигающиеся объекты еще не улавливаются. Все образы, которые раньше расплывались, у малыша в 2 месяца приобретают четкость. Умение фиксировать взгляд совершенствуется, и он задерживается на более длительное время.

В три месяца

Возможность охватить взором несколько предметов на расстоянии увеличивается, прибавляется четкость в изображении. Зрение ребенка в 3 месяца позволяет замечать не только большие объекты, но и маленькие. Малыш узнает родных по лицу, фиксирует взгляд когда находится в горизонтальном и вертикальном положении. Формируется навык распознавания цветов.

От 4 до 5 месяца

Период характеризуется скачком в развитии зрительной системы. Зрение ребенка в 4 месяца совершенствуется, взгляд становится точным, а движения глазных яблок быстрее. Появляется способность различать плоские предметы от объемных и осознавать расстояние между объектами. Уже к 5 он понимает, что если они из его поля зрения исчезают, то все равно существуют.

Зрение в полгода


К этому возрасту малыш уже разливает все цвета.

Окончательно укрепляются глазные мышцы, устанавливается трехмерное восприятие. Взгляд легко фокусируется на предмете, отслеживает его передвижение. Если до этого у ребенка можно было заметить небольшое косоглазие, то к 6 месяцам все выравнивается, малыш смотрит двумя глазками параллельно. В этом периоде развития заканчивается процесс формирования цветового восприятия пространства.

С этого времени и до года у детей зрительная система не развивается, а только улучшаются ее функции. Продолжает подыматься острота зрения, необходимой нормы она достигает к 3-4 годам. Сформировавшееся стереоскопическое восприятие позволяет воспринимать предметы и расстояние между ними в объеме, а согласованность зрения и движений стимулируют созревание корковой части головного мозга.

На первом году жизни происходят сильные изменения и полная трансформация зрительных функций.

Обследование зрения новорожденных


Первый осмотр у врача малыш проходит сразу после своего рождения.

Первый осмотр проводит врач-неонатолог при рождении. Он позволяет выявить врожденные патологии. Но многие болезни проявляются через время, поэтому через 1 месяц жизни малышу нужно пройти осмотр у офтальмолога. В этом возрасте специалист проводит осмотр: форма, размер, чистота склер, простые рефлексы. Следующий осмотр должен состояться в полгода, у недоношенных деток обязательно проводят проверку в 3 месяца, а затем уже в 6.

У полугодовалого малыша можно визуально оценить зрительные функции, а также проверить двигательную функцию, синхронность взгляда, фокусировку, приспособление органа к изменениям. Если возникают сомнения, в помощь для проверки зрения приходит специальная таблица. Одна половина которой белая, вторая разделена горизонтальными черными полосами. Если полосатая часть привлекает внимание малыша, при этом один глазик прикрыт, со зрительным восприятием все в порядке.