Open
Close

Игры и упражнения на развитие слухового внимания у детей. Развитие зрительного и слухового внимания у дошкольников и младших школьников в школе устного счёта Соробан Развитие слухового внимания у детей

Ребенок после однократного прослуши­вания выполняет словесные инструкции взрослого (без показа!). Для правильного их вы­полнения ребенку необходимы концентрация, устойчивость, переключа ем ость и достаточный объем слухового внимания.

Прикрой ладонями глаза.

Прикрой ладонями уши.

Подними правое плечо.

Подними левую руку.

Согни левую ногу.

Правой рукой коснись правого плеча.

Правую ногу подними и отведи в сторону.

Левой ладонью прикрой правый глаз.

Правой ладонью прикрой левое ухо.

Правой рукой возьмись за левый ло­коть.

Левой рукой возьмись за правую пятку.

Правую ладонь положи на левое плечо.

Левую руку вверх, правую на пояс.

Левую ладонь положи на правое колено.

Правую руку к плечу, левую вперед.

Левую руку вытяни вперед, правую вверх.

Правую ногу в сторону, правую руку к плечу.

Левую руку на голову, правую па колено.

Указательным пальцем левой руки кос­нись правого локтя.

Поверни голову вправо, а левую руку поставь на пояс.

Указательным пальцем левой руки до­тронься до носа, а пальцами правой руки возьми себя за правое ухо.

Взрослый кладет перед ребенком несколь­ко листов бумаги и набор разноцветных карандашей. После двукратного прослушива­ния ребенок выполняет инструкцию взрослого (каждую на отдельном листе бумаги):

Нарисуй вверху елочку, а внизу домик.

Нарисуй справа 2 шарика, а слева 3 ку­бика.

Нарисуй справа 3 гриба, а слева 2 цветка.

Нарисуй справа 2 синие палочки, а сле­ва 4 зеленых шарика.

Нарисуй наверху 4 зеленые палочки, а внизу 2 желтых кружка и 1 красный.


Наверху нарисуй 2 большие елки и одну маленькую, а внизу 2 красных гриба и 3 коричневых.

Б левом верхнем углу нарисуй 3 ма­шинки, а в правом нижнем углу 4 чело­вечков.

В верхнем правом углу нарисуй 2 крас­ных мяча, а в левом нижнем углу 3 жел­тых цветка.

В левом нижнем углу нарисуй мяч, в правом верхнем домик, а в правом нижнем углу стол.

Ребенок после однократного прослушива­ния выполняет задания взрослого.

Подойди к двери и открой ее.

Расстегни вторую снизу пуговицу на ру­башке.

Возьми 3 ореха и положи в свой левый карман.

Подойди к правому подоконнику, возь­ми с него самую маленькую вазочку и принеси на стол.

2 желтые конфеты отдай бабушке, а 3 зеле­ные конфеты положи на красное блюдце.

Возьми с полки робота с зеленой голо­вой и поставь между грузовиком и га­ражом.

Возьми из-под кровати две красные ма­шинки, большую машинку поставь под кресло, а маленькую на стул.

Медведя отнеси в спальню и посади воз­ле телевизора, а тигренка отнеси на кух­ню и положи на табурет.


Самый маленький самолетик поставь около самой толстой книги, а самоле­тик с белыми полосками на крыльях опусти в коробку.

Ребенок слушает описание действий, кото­рые можно выполнить с предметом, а за­тем выбирает его среди окружающих предме­тов или предметов, изображенных на картин­ке. Отгадав загадку-описание, ребенок не толь­ко показывает предмет-отгадку, но и объясняет, какие упомянутые взрослым свойства помогли ему сделать выбор (Приложение 1).


Этот предмет можно ставить на стол. В него можно налить воду. Если уро­нишь, его можно разбить. (Ваза)

Этот предмет кладут на стол. В него мож­но набрать жидкость. Им можно стук­нуть по столу. Если уронишь, он не ра­зобьется. (Ложка)

Этот предмет никогда не ставят на стол. Если в него попадает вода, предмет надо просушить. Его трудно уронить, пото­му что он постоянно находится внизу. (Туфелька)

Этот предмет не кладут на стол. В него не может попасть вода. Его роняют ча­сто и с удовольствием. (Мяч)

Этот предмет помогает нам узнавать мир. Глядя в него, мы смеемся, грустим, удивляемся. Его обязательно надо вклю­чать в розетку. (Телевизор)

Этот предмет помогает нам узнавать мир. Глядя в него, мы смеемся, удив­ляемся, иногда пугаемся. Его не вклю­чишь в розетку. (Книга)

Этот предмет помогает нам узнавать мир. Глядя в него, мы смеемся, удивля­емся, иногда путаемся. С помощью этого предмета можно найти друзей в любом конце планеты. Его обязательно надо включать в розетку. (Компьютер)

Этот предмет помогает нам общаться. Держа его в руке, мы смеемся, грустим, удивляемся. Иногда его надо включать в розетку. (Мобильный, телефон)

Ребенок выполняет названные взрослым движения только тогда, когда услышит ключевое слово «ПРОСЬБА». Для усложне­ния задания слово «ПРОСЬБА» можно заме­нить близкими по значению и звучанию сло­вами «ПРОШУ*, «ПРОСИМ*, «ПОПРОШУ». Реагировать действием ребенок должен толь­ко на ключевое слово «ПРОСЬБА».

Просьба, подними руки вверх.

Руки вниз.

Просьба, руки в стороны.

Руки вперед.

Присядь.

Просьба, встань.

Попрыгай на одной ноге.

Просьба, покружись.

Просьба, похлопай в ладоши.

Опусти руки.

Просьба, топни правой ногой.

А теперь левой.

Сделай наклоны головой вправо и влево.

Просьба, присядь.

Поставь руки на пояс и попрыгай.

Остановись!


Ребенок смотрит на картинку и показывает геометрические фигуры, названные взрос­лым, только тогда, когда услышит слово-коман­ду «ПОКАЖИ». Ребенку необходимо ориенти­роваться не только на название форм, но и на их количество, цвет, величину, а также на на­личие слова-команды (Приложение 2).

Покажи все зеленые квадраты.

А где синие треугольники?

Покажи красный овал.

А синий прямоугольник?

Где желтый круг?

Покажи желтый круг и красный квадрат.

А где фигуры без углов?

Покажи все прямоугольники.

Покажи 2 красных круга и два зеленых квадрата.

Покажи большой красный и маленький зеленый круги.

А 2 синих прямоугольника и 3 желтых треугольника?

Где 2 большие красные фигуры и 3 зе­леные маленькие?

Ребенок выполняет названные взрослым за­дания только тогда, когда они будут сказа­ны тихим голосом. Взрослый произносит одно и то же задание то громко, то тихо.

Покружись.

Повернись ко мне спиной.

Присядь три раза.

Поставь руки перед грудью.

Хлопни в ладоши 4 раза.

Топни правой ногой 2 раза.

Подпрыгни 3 раза.

Поставь руки на пояс и наклонись впе­ред 5 раз.

Поставь руки за голову.

Сделай наклоны вправо и влево.

Попрыгай на одной ноге.

Правую руку вверх, а левую на пояс.

Левую руку к плечу, а правую в сторо­ну и пр.

Если действия (или явления), названные взрослым, могут происходить в реальной жиз­ни («бывает»), ребенок приседает, если не могут происходить (« не бывает»), ребенок стоит на месте.

Корова летает.

Лошадь выступает в цирке.

Рыба бежит к реке.

Лягушка громко разговаривает.

Курица дает молоко.

Петух кукарекает.

Муравей тащит бревно.

Слон залез в нору.

Лошадь спит в берлоге.

Воробей чирикает.

Кукушка ловит кошку.

Мама моложе дочки. -Папа старше сына.

Собака ведет мальчика на поводке.

В холодильнике жарится яичница.

На плите стоит миска.

Мальчик учит детей в школе.

У кошки родились утята.

Мальчики играют в футбол. -Жираф ударил тигра своим рогом.

Ребенок внимательно смотрит на рисунки животных и запоминает, кто и в каком ряду нарисован {Приложение. 3). Взрослый перечис­ляет нарисованных в каждом ряду животных, но называет их не по порядку. Ребенок исправ­ляет неточности и дает правильные ответы.

Вариант игры. Взрослый перечисляет раз­меры каждого животного (неправильные вари­анты даются от имени любого сказочного пер­сонажа (Незнайки). Ребенок исправляет неточ­ности и дает правильные ответы.

Собака больше лошади.

Рыба меньше комара, но больше кошки.

Комар больше лошади и т. д. Вариант игры. Взрослый называет пищу

каждого животного (правильные и неправиль­ные варианты). Ребенок исправляет неточно­сти и дает правильные ответы.

Собака жует траву.

Лошадь ест овес.

Рыба ест кошек.

Кошка ест рыбу и т. д.

Вариант игры. Взрослый называет место, где обитает каждое животное (правильные и не­правильные варианты). Ребенок исправляет не­точности и дает правильные ответы.

Лошадь живет в будке.

Комар живет в конюшне.

Рыба спит на диване.

Крокодил живет в реках Африки.

Если сочетания слов, названные взрослым, реальны"(«бывает»), ребенок поднимает руки вверх (приседает, подпрыгивает и пр.), если они не реальны («не бывает»), ребенок стоит на месте.

Синий помидор.

Красное яблоко.

Сладкая селедка.

Квадратное яйцо.

Твердая вода.

Металлическая тарелка.

Тяжелая сковородка.

Пластмассовая кастрюля.

Бумажная сковородка.

Красный банан.

Шоколадный медведь.

Высокий жираф.

Жидкая сосулька.

Полосатый котенок.


Мягкий утюг.

Холодный суп.

Глубокая лужа.

Горячее мороженое.

Соленый компот.

Мелкая тарелка.

Ребенок слушает рифмовку и исправляет смысловые несоответствия, а также поря­док называния предметов с опорой на их изо­бражения (Приложение 4).

1. а Ежик ползал на поляне,

Пудель лаял на диване,

Ну а ялик* в это время мирно

плавал в океане. б Ялик ползал по поляне, Ежик лаял на диване, Ну а пудель в это время мирно

плавал в океане. в Ялик лаял на диване, Пудель ползал на поляне, Ну а ежик в это время мирно

плавал в океане.

2. а Воробей сидел на ветке,

Старичок дремал в беседке, Далматин же в это время громко

лаял у соседки. б Воробей дремал в беседке, Далматин сидел на ветке, Старичок же в это время громко

лаял у соседки. в Далматин дремал в беседке, Старичок сидел на ветке, Воробей же в это время громко

лаял у соседки.

Ребенок слушает каждую рифмовку и исправ­ляет несоответствия в порядке называния предметов с опорой на их изображения. Показывать предметы, изображенные на картинке, ребенку следует только в том порядке, в котором они пе­речислены в рифмовке {Приложение 5).

1. Есть у Петеньки-Петюшки В доме разные игрушки: Робот, самолет, лиса. Грузовик без колеса.

2. С рынка Танечка пришла, В двух пакетах принесла: Апельсины, дыню, сыр. Ананас, морковь, кефир.

* Взрослый поясняет ребенку, что ялик - это ши­рокая лодка с веслами. ** Взрослый поясняет ребенку, что далматин - это собака определенной породы.

3. Тянет скатерть пес за край. Мама! С пола собирай: Ластик, ручку, две конфеты, карандаш, лимон, котлеты.

4. В зимний холод нам нужны: Свитер, теплые гитаны, Шапка, шарф и сапоги. Куртка, варежки, носки.

Ребенок внимательно слушает название объекта. Если взрослый называет малень­кий объект, ребенок соединяет ладони вме­сте. Если названный объект большой, ребенок разводит руки в стороны.

С самого рождения человека окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы ма­шин, музыка, речь людей... Но младенец не способен их раз­личать и оценивать. Это происходит со временем. Умение сосредоточиваться на звуках необходимо для того, чтобы слушать и понимать речь. Ребенок должен научиться напрягать свой слух, улавливать и различать звуки, то есть у него должно сформироваться произвольное слуховое внимание. Со­средоточение на словах взрослого - и результат, и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи. Ребенок 2,5-3 лет уже может внимательно слушать небольшие стихи, сказки, рассказы, а также представлять то, о чем в них говорится. Постепенно объем слухового внимания увеличивается, растет его устойчивость, развивается произвольность. Дети все больше ориентируются на слово название предмета, слово-оценку поведения других детей и своего собственного, слово-приказ, требование, побуждение. Роль речи как объекта внимания детей особенно повышается, когда они сталкиваются с правилами, требованиями, выдвигаемыми взрослыми.

Направления работы:

v Пробуждение интереса к звукам окружающего мира и к звукам речи.

v Дифференциация неречевых звуков.

v Дифференциация тихих и громких звуков.

v Развитие умения определять направление и источник звука.

v Развитие умения локализовать звук в пространстве.

v Развитие умения соотносить количество звучаний с числом.

v Дифференциация звукоподражаний.

v Развитие умения локализовать и узнавать голос.

v Дифференциация нерече­вых и речевых звуков.

v Развитие уме­ния ориентиро­ваться на смысл сказанного.

v Развитие ре­чевой памя­ти.

v Развитие устойчи­вого вни­мания к звуковой оболочке слова.

ЗАДАНИЯ

Для развития слухового внимания хорошо иметь разно­образные музыкальные инструменты, колокольчики, погре­мушки.

v Покажите малышу различные музыкальные инстру­менты (барабан, бубен, ксилофон), дайте послушать, как они звучат, а потом предложите отвернуться и угадывать, на ка­ком инструменте Вы играете.

v Обращайте внимание ребенка на «домашние звуки». Спрашивайте: Что там шумит? Объясняйте: Это шумит холодильник, это стиральная машина, пылесос, миксер, телефон звонит и т.п.

v Привлекайте внимание малыша: Слышишь, как идет стучит, шумит, капает) дождь, шумит ветер, едет ма- Ши на, летит самолет и т.п.

v Сделайте вид, что Вы говорите по игрушечному теле­фону. Предложите ребенку сделать то же.

v Пойте короткие, ритмичные песенки и декламируйте стихи. Приучайте ребенка слушать пластинки и кассеты для] детей.

Понимание речи зависит как от слухового внимания, так и от жизненного опыта.

v Расширяйте кругозор ребенка. Как можно раньше берите его с собой на прогулки, экскурсии, в поездки. Расска­зывайте ему о том, что вы видите.

v Возьмите за привычку комментировать все, что вы де­лаете.

Детально проговаривайте то, что происходит или про­изойдет: Мы сейчас оденемся. Как ты хорошо ешь кашу. Мы сейчас гулять пойдем и т.п. Такой комментарий позволяет сосредоточить внимание ребенка на происходящем.

ПУСКОВОЙ МОМЕНТ

Многие родители, чтобы ребенок скорее заговорил, пы­таются дать ему словесный образец: «Скажи - часы, скажи - ложка». «Скажи, скажи, скажи...» - без устали обраща­ются к малышу взрослые. К сожалению, у детей с задерж­кой формирования речи такие понукания вызывают негатив­ную реакцию. Иногда они начинают по подражанию повто­рять отдельные простые слова, но дальше этого дело не идет. Даже если ребенок может воспроизвести то или иное слово, он не использует его в реальной ситуации, во взаимодействии с окружающими людьми. Известно, что подражание - непременное условие овладения речью, но чтобы ребенок сам, по собственной инициативе начал говорить, у него должна! сформироваться потребность в этом. Первые слова появля­ются при общении-взаимодействии со взрослым, при желании получить что-либо, т. е. когда необходимо назвать предмет.

Отсутствие речи может раздражать самого ребенка. Eго не понимают - он капризничает, выражает недовольство протест плачем, криком, отказом что-либо делать, все интенсивнее прибегает к жестам.

Н и в коем случае не запрещайте ре­бенку использовать жесты в общении. Появление жестов свидетельствует о том, что ребенок хочет общаться, но не знает как. Дайте ему понять, что любое общение с ним Вам очень нравится. Не волнуйтесь: при появлении речи он станет жестикулировать меньше.

Для стимулирования появления речи предлагаются раз­нообразные методические приемы, структурно организован­ные в следующие блоки:

имитация и звукоподражание,

Каждый блок содержит систему постепенно усложня­ющихся заданий, что позволяет моделировать общение, занятия, игры и т.д., учитывая индивидуальность ребенка, его общее, психоречевое и психомоторное развитие, интере­сы и предпочтения.

Активное участие ребенка возмож­но, если Вы предложите понравившиеся ему задания из различных блоков.

Наберитесь терпения! Из множества занятий, в которые Вы вовлекаете малыша, какие-нибудь обязательно понравят­ся ему.


Диалог

Основной «пусковой» момент появле­ния речи - общение.

Формирование речи происходит прежде всего в диалоге. Говорящий и слушающий все время меняются ролями, соблюдая принцип кооперации: каждый стремится понять, что хочет сказать другой. Первый партнер ребенка в диалоге - взрослый. Постарайтесь, чтобы стечение обстоятельств жизни «спровоцировало» ребенка на высказывание, на ответ. Поощряйте речевую реакцию ребенка в любом случае - как с правильным, так и с неправильным звуковым оформлением, не настаивайте на четкости произношения. Пусть первые ответы ребенка - всего лишь отдельные разрозненные слова, они дают ему возможность общаться речевы­ми средствами и фактически становятся стержнем высказывания.

Критерий правильного ответа - понимание ситуации. Замена слов адекватными жестами свидетельствует о желании общаться, но в то же время и о несформированности ме­ханизма порождения речи.

Что помогает развитию диалога?

Инсценировки

Легче всего получить ответ при инсценировке песенок, стихов-диалогов, маленьких сказок, особенно если Вы сде­лаете иллюстрации к ним. Когда ребенок затрудняется дать ответ с помощью вербальных средств, он может показать на картинку. А Вы обязательно сопровождайте чтение стихот­ворения, пение песенки жестами, превращая это занятие в маленький спектакль, серию сценок.

ЗАДАНИЕ

☺ Для инсценировок хорошо использовать следующий тексты:

- Девица, девица, Сходи за водицей! - Я боюсь волка. -Волк на работе, Сова на болоте. (Русская народная потешка) САПОЖНИК - Был сапожник? - Был. - Шил сапожник? - Шил. - Для кого сапожки? - Для соседской кошки. (Из польского фольклора, пер. Б. Заходера)
ЕЖИК - Что ж ты, Еж, такой колючий? - Это я на всякий случай: Знаешь, кто мои соседи? Лисы, волки и медведи! (Б. Заходер) КИСКИНО ГОРЕ Плачет Киска в коридоре. У нее Большое горе: Злые люди Бедной Киске Не дают Украсть Сосиски (Б. Заходер)
КИСОНЬКА-МУРЫСОНЬКА - Кисонька-мурысонька, Где была? - На мельнице. - Кисонька-мурысонька, Что там делала? - Муку молола. - Кисонька-мурысонька, Что из муки пекла? - Прянички. - Кисонька-мурысонька, С кем прянички ела? - Одна! - Не ешь одна! Не ешь одна! (Русская народная потешка) КОТОРЫЙ ЧАС? - Двенадцать бьет. - Кто вам сказал? - Знакомый кот. - А мышка где? - В своем гнезде. - Чем занята? - Штанишки шьет. - Кому? - Супругу своему. - А кто ее супруг? - Барон Кукареку к. (Французская народная песенка, пер. Н. Гернет, С. Гиппиус)
ЛИСА И КРОТ - Славный домик, Милый Крот, Только больно Узкий вход! - Вход, Лисичка, В самый раз: Он не впустит В домик вас! (Б. Заходер) СКРУТ -Кто живет под потолком? -Гном. -У него есть борода? -Да. -И манишка, и жилет? -Нет. - Как встает он по утрам? Сам. - Кто с ним бегает вдоль крыш? - Мышь. - Кто с ним утром кофе пьет? -Кот. -И давно он там живет? -Год. -Ну, а как его зовут? -Скрут. -Он капризничает? Да? -Ни-ког-да! (С. Черный)
НУИ МЫШОНОК - Мам! - сказал Мышонок. - Дай-ка мне вина. - ЧТО-О? - сказала Мышка. - Вот тебе и на! - Ну, - сказал Мышонок, - Дай хотя бы пива! - Фу, - сказала Мышка, - Фу, как некрасиво! - Пить-то мне охота, Ма-мо-чка! - На тебе, Мышонок, Молочка. - (Б. Заходер) ХУДОЖНИК В уголке сидела мышка, Грызла сладкую коврижку, Запивала молоком, Заедала крендельком. Взял я толстую тетрадь, Чтобы мышь нарисовать, Но тотчас она сбежала - Где ты, мышка? Не видать! Подожду ее немножко, Не придет - примусь за кошку. (В. Лунин)
ТИМ И ТОМ - Постой на задних лапах, Тим! - Сказал собачке Том. Но Тим и глазом не моргнул На коврике своем. Держа конфету на носу, Том перед ним прошел. Но Тим по-прежнему сидел И ухом не повел. Тогда конфету бросил Том На мокрый, черный нос, И вмиг схватил И проглотил Конфету умный пес! (Уолтер де Ла Мэр, пер. В. Лунина) КТО ДОМА? «Замок. Все ясно: никого нет дома» - Такое рассуждение вам знакомо? А важно ли, что на дверях замок? Из-под кровати проворчал щенок. - Ничуть! - сказал котенок на ковре. - Ничуть! - мышонок пропищал в норе. - Ничуть! - шепнула муха на стене. - Ничуть! - вздохнула бабочка в окне. - Ничуть! - сказал паук на потолке. - Ничуть! - пропел сверчок на чердаке. - Что за нелепость: «Дома - никого?» Да все мы дома, Все до одного! (Элизабет Флеминг, пер. В. Левина)
ЛИС И МЫШОНОК - Мышоночек, Мышоночек, отчего у тебя нос грязный? -Землю копал. -Для чего землю копал? - Норку делал. -Для чего норку делал? -От тебя, Лис, прятался. -Мышонок, Мышонок, я тебя подстерегу! -А у меня в норке спаленка. -Кушать захочешь - вылезешь! -А у меня в норке кладовочка. -Мышонок, Мышонок, а ведь я твою норку разорю. -А я от тебя в отнорочек - и был таков! (В.Бианки)

Вопросы

Продумайте серию вопросов-ответов с выделенной эмо­ционально окрашенной интонацией.

Их хорошо использовать во время режимных моментов, на прогулке, в совместной с ребенком деятельности, в игре, при рассматривании картинок, при самостоятельных попыт­ках рисовать, лепить, конструировать и т.п.

Первая серия вопросов предполагает всего два варианта ответа - «да» или «нет». Их задают в реальных часто повто­ряющихся ситуациях (дома, на прогулке и т.п.). Например:

Хочешь есть?

Идем спать?

Давай играть?

Дать тебе сок?

Будешь смотреть телевизор?

Ты не замерз?

Видишь машину?

Вторая серия вопросов - усложненный вариант игры «да - нет». Ребенка вводят в ситуацию, когда реальные дей­ствия предполагают отрицательный ответ на вопрос. Например: Ты сидишь? (когда ребенок идет); Ты не играешь? (ког­да ребенок играет). Эти вопросы активизируют речемыслительные процессы, так как ставят малыша перед необходи­мостью проанализировать утверждение, содержащееся в воп­росе.

Третья серия предполагает осмысление ответов на воп­росы: Кто это? Что это? Кто там пришел? Кто летит? Кто идет? Что тут растет?

Вопросы задаются о людях, животных, предметах оби­хода, растениях, непосредственно наблюдаемых ребенком; отображенных на плоскости (карточках лото, фотографиях, слайдах и т.п.); объемных, представленных в динамике (на экране телевизора, диапроектора, на дисплее и т.п.).

На начальном этапе у ребенка могут возникнуть трудно­сти не только в звуковом оформлении слов, но и в воспроиз­ведении их ритмического рисунка. Например, на вопрос Кто там пришел? малыш вместо дядя отвечает дя, на вопрос Что тут растет? вместо дерево говорит веве. Взрослый, прини­мая любой вариант ответа, сам обязательно должен дать пра­вильный, утрированно подчеркивая ритмический рисунок слова и словесное логическое ударение.

При отборе речевого материала для занятий с ребенком следует начинать с одно- и двухсложных слов, потом можно перейти к трехсложным. Отбираются картинки с изображе­ниями знакомых ребенку предметов. Например, хорошо ис­пользовать карточки из картинно-предметного или тематичес­кого лото, на которых нарисованы мяч, дом, кот, жук, суп; бусы, шуба, муха, ваза; банка, сумка, вилка, мишка, кошка, кофта, елка, пальто; машина, собака.

Четвертая серия - вопрос Что делает? Он ставит ре­бенка перед необходимостью использовать глаголы (идет, спит, лежит, бежит, сидит, играет, ползет, читает, ри­сует, варит, кормит, ест, пьет, несет, говорит, едет, пры­гает, моет, чистит, шьет, смеется, плачет, строит) - основу будущего высказывания. Вопросы ставятся к знако­мым одушевленным и неодушевленным предметам. Напри­мер: Что делает мама? Что делает собака? Что делает кукла? Что делает машина? Что делает самолет?

Пятая серия вопросов направлена на появление в речи ребенка указательных местоимений. Например, на вопрос Где мама? ожидаются ответы: там, тут, здесь, вон.

Команды

Глаголы в повелительном наклонении появляются в са­мостоятельной речи детей на ранних этапах речевого разви­тия, что обуславливается необходимостью выразить просьбу-команду. Наиболее значимые команды в реальных жизнен­ных или игровых ситуациях: иди, сядь, уйди, пусти, спи, лови, стой, пей, ешь, ищи, встань, помоги. Постарайтесь, чтобы в течение дня такие ситуации чаще возникали есте­ственным образом.

Напоминаем:

Отказ выполнить просьбу ребенка, выраженную жестом, может спровоци­ровать негативистические реакции - плач, крик, отказ от общения или игры.

Следует поощрять любой доступный вариант звукового оформления ответа: дай - дя; иди - ди; читай - тятяй и пр.

Просьба Дай, как правило, обусловлена желанием полу­чить что-либо, принять участие в совместной деятельности. Важно учитывать следующее: предмет должен быть хорошо знакомым и любимым (кукла, машинка и т.п.); функциональ­но необходимым (ложка, чашка и т.п.); новым и неожидан­ным (игрушка, наклейки, рисунки, книги и т.п.). Предметы бытового назначения (пылесос, миксер, магнитофон и т.д.) также могут вызывать интерес ребенка.

Домашний театр

Для домашнего кукольного театра нет необходимости в гро­моздких декорациях. Вначале ребенок пытается повторить то, что ему показывает взрослый, затем он начинает копировать интонации, отдельные звуки, слова.

ЗАДАНИЯ

v «Куклы разговаривают». Сделайте простейшие кук­лы, которые можно надеть на руку. Возьмите пару носков и пришейте на них пуговицы-глазки. Пусть куклы поговорят между собой.

v Устройте праздничное чаепитие для ребенка. За сто­лом поддерживайте разговор, задавайте вопросы: Ты какой хочешь чай - холодный или теплый? Что тебе дать - пе­ченье или конфетку?

v «Кормление зверей». Объясните ребенку, что кошка любит молоко, собака - косточки, мишка - мед и т.п. Пред­ложите ему накормить игрушечных животных.

v Играйте в продовольственный магазин. Меняйтесь ролями продавца и покупателя.


Похожая информация.


Умение ребенка сосредотачиваться на звуке, или слуховое внимание - это очень важная особенность в развитии без этой особенности невозможно слушать и понимать речь.
Но важно не только слышать звуки но также различать и анализировать их. Это умение называется фонематическим слухом. Фонематический слух - это умение сосредотачиваться на звуке, различать и анализировать звуки - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Лучше всего это делать в игре. Цель игровых упражнений - научить его слушать и слышать. Только что родившийся ребенок не умеет еще пока сравнивать звуки., но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.

Музыка развивает не только муз. слух, память, ритм, внимание, чувства, эмоции, но и воспитывает усидчивость, трудолюбие, силу воли, развивает математические способности, координацию, а развивая мелкую моторику пальцев, способствует развитию мыслительных способностей.

Игры для развития речевого слуха, можно разделить на несколько групп:

1) Игры на развитие слухового внимания:
«Узнай, что звучит?», «Узнай, где звучит?», «Что ты слышишь?», «Назови звуки улицы», «Жмурки с колокольчиком», «Морзянка» и т.д.

2) Игры на развитие фонематического восприятия:
«Найди себе пару», «В слове есть звуки?», «Шутки-минутки», «Звуковое домино», «Слова длинные и короткие», «Шутки - минутки», «Цепочка слов», «Рифмовки-перепутанки», «Повтори скороговороку», «Слова длинные и короткие», «Скажи как я» и т.д.

3) Игры на развитие фонематического слуха:
«Поймай звук», «Определи звук в слове», «Какой последний звук?», «Путаница», «Эхо», «Какой последний звук?», «Лишнее слово», «Слушай и выбирай» и т.д.

В период дошкольного возраста происходят наиболее значимые и важные качественные изменения в овладении языковой знаковой системой, прежде всего словом как базисным знаком, что обеспечивает социально-коммуникативные потребности развития, общения и познания.
При наличии систематической целенаправленной работы по формированию фонематического слуха детей дошкольного возраста на основе использования игровой деятельности произойдёт повышение качества речевого развития детей, обеспечение качественной подготовки детей к школе.


Перемешанные буквы

Внимательность у детей как развить быстро и качественно

Развитие мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста Развитие мышления: наглядно-образного, словесно-логического, абстрактного. Упражнения, развивающие игры, логические задачи, загадки. Тренинг мозгового штурма для детей. Диагностика. развития. внимание. память.

2. РАННЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ. Интеллектуальные игры и логические задачи для раннего... Очень важно своевременно развивать психические функции: внимание, память, воображение, логическое... ...очень важной работой - тренировкой, развитием памяти детей, воображения, развитием логики, развитием внимания, способности к нестандартному...

3. Сайт родителей детей с СДВГ:... развитие воображения, мышления и логической... Играть с детьми с СДВГ. Игры за столом на развитие воображения, мышления и логической памяти. Подготовила СДВГ мама.

Овладевая в процессе общения с окружающими людьми словами и грамматическими формами родного языка, ребёнок научается вместе с тем обобщать при помощи слова сходные явления, формулировать взаимоотношения, существующие между ними, рассуждает по поводу их особенностей и т. д. Обычно в начале второго года жизни у ребёнка возникают первые обобщения, которые он использует в последующих дей ствиях. С этого начинается развитие детского мышления. Развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребёнка. Опираясь на опыт, имеющийся у ребёнка, взрослые передают ему знания, сообщают ему понятия, до которых он не смог бы додуматься самостоятельно и которые сложились в результате трудового опыта и научных исследований многих поколений.

Развитие личности - процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности. Р. л. осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. Деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, который складывается у человека с наиболее референтной группой (или лицом), является определяющим (ведущим) фактором Р. л. По А.В. Петровскому, в качестве предпосылки и результата Р. л. выступают потребности. При этом постоянно возникает внутреннее противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения.

Таблетки для внимания и памяти для детей

Второй группой медикаментов данного направления являются синтетические ноотропы, которые повышают умственную деятельность, эффективно улучшают память и устойчивость мозга к агрессивному внешнему воздействию. Ноотропы тоже принято называть стимуляторами мозга человека, но они не обладают ярко выраженными негативными побочными эффектами, которыми отличаются психостимуляторы. Пожалуй, ноотропы сегодня считаются наиболее востребованными препаратами, повышающими работоспособность мозга. Синтетические ноотропы и психостимуляторы имеют существенное различие. При использовании ноотропа активизирующий эффект наступает при длительном приеме препарата, а воздействие психостимулятора приносит требуемый результат практически сразу.

Первый синтетический ноотроп был разработан в середине прошлого столетия в Бельгии. Он получил название Пирацетам (аналог – Ноотропил). В настоящее время разработано множество новых ноотропных препаратов, которые еще называют «рацетамами». К таблеткам для мозга относятся Анирацетам, Оксирацетам, Дупрацетам, Детирацетам, Этирацетам, Прамирацетам, Ролзирацетам, Цебрацетам, Изацетам, Нефирацетам. Синтетические ноотропные препараты – это производные пиридоксина, диметиламиноэтанола, диапирролидона.

Возникновение мышления неразрывно связано с практической деятельностью. Впервые мыслительная деятельность находит свое выражение во внешних, предметных действиях ребенка - в тех из них, которые указывают уже на некоторые, вначале хотя бы еще и не осознанные, обобщения, соответствующие связям и отношениям предметов и явлений действительности.

Развитие человеческого общества немыслимо без передачи новому поколению опыта и знаний всех предшествующих поколений, синтезированных в различных научных дисциплинах. Такая преемственность поколений оказывается возможной благодаря уникальной способности человеческого мозга познавать объективный мир.

Познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: в форме чувственного познания и в форме абстрактного мышления. Чувственное познание проявляется в виде ощущений, восприятие и представлений. Используя данные ощущений, восприятий, представлений, человек с помощью и в процессе мышления выходит за пределы чувственного познания, т.е. начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно не даны в восприятия и поэтому непосредственны вообще и не наблюдаем. Таким образом, благодаря мышлению человек оказывается способным уже не материально, не практически, а мысленно преобразовывать объекты и явления природы. Способность человека к мыслительному действию необычайно расширяет его практические возможности. Отсюда очевидным становиться положение о том, что одной из основных задач современного школьного образования является развитие мышления учащихся

Таблетки для улучшения памяти и внимания детей

Наиболее эффективными и одновременно самыми коварными принято считать психостимуляторы, которые за довольно короткое время обеспечивают необыкновенный прилив энергии, работоспособности, ясности ума, бодрости. Но при этом большую опасность представляют побочные эффекты применения этих препаратов, произведенных преимущественно на основе амфетамина. После их приема нередко у человека возникают галлюцинации, судороги, нарушения сердечно-сосудистой деятельности, сильнейшая депрессия. Получается, что после всплеска умственной активности наступает «тяжелое похмелье». Влияние психостимуляторов на мозговую деятельность напоминает наркотическое воздействие с очень похожими последствиями, поэтому они категорически запрещены в большинстве стран мира.

В первые годы жизни малыш много времени проводит с родителями. Это важный период, когда маленький человечек познает мир вокруг себя, осваивает речь, учится взаимодействовать с окружающими, а главное, получает важную установку для жизни: «Меня любят, у меня все получится!». Родители хотят как можно больше дать своему ребенку в этот период. В связи с этим хочу обратить внимание читателей на одну важную сторону развития малыша – формирование логического мышления. Не думайте, что ваш ребенок еще слишком мал для этого. Даже с малышом в 6 месяцев можно играть в простые игры, которые будут развивать его логику! Если вы еще не уверены, нужно ли уделять внимание этой теме, приведу некоторые аргументы в пользу раннего развития мышления у детей.

Мышление – это психический процесс, в котором участвуют оба полушария головного мозга. И от того, насколько комплексно может мыслить человек, зависит решение поставленных перед ним задач. Именно поэтому развитие мышления у детей так важно. Возможно, в раннем детстве это не очень заметно, так как все важные решения за малыша принимают его родители, да и достижения крохи чаще всего измеряются количеством пройденных шагов, умением читать по слогам или складывать конструктор. Но рано или поздно наступает момент, когда перед человеком возникают серьезные жизненные цели и задачи. Чтобы устроиться на работу в крупные и успешные компании, претенденты проходят множество испытаний, среди которых и тест на IQ. Логическое мышление и творчество лежат в основе каждого изобретения, созданного человечеством. И если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок имел шанс сделать в своей жизни что-нибудь гениальное, учите его правильно мыслить с самого детства. Даже если он выберет путь искусства или, например, спорта, умение анализировать свои действия, четко и логично выстраивать линию своего поведения обязательно приведет его к успеху на любом поприще. - See more at: http://bambinostory.com/razvitie-myshleniya-u-detey#sthash.b0daiF1a.dpuf

Тесты на внимательность

КАК тренировать внимательность? Важность внимательности мы понимаем, столкнувшись с последствиями собственной невнимательности. Пытаться вставить ключ в турникет метро, поставить вместо чайника на плиту пластиковый фильтр для воды, назвать нынешнего молодого человека именем другого – примеров невнимательности, от смешных до опасных, существует множество!

Внимательность – это когда мы направляем наше внимание на то, чтобы присутствовать в настоящем моменте. Попробуйте проследить, сколько раз в день (и как долго) вы переживаете текущий момент по полной, не уходя мыслями ни в будущее, ни в прошлое. Наше мысленное пребывание «непонятно где» в итоге очень обедняет нашу жизнь: мы, по сути, не замечаем того, что происходит вокруг нас. Практика внимательности помогает нам избавиться от неконтролируемых действий и, в конечном итоге, от дурных привычек. Кто-то грызем ногти, кто-то курит, кто-то объедается, хотя уже давно не голоден… Она позволяет, очнувшись в какой-то момент, выйдя из режима автопилота, взглянуть на невесть как оказавшийся в руке кусок торта и сказать себе:» Ну, вот, на самом деле я вовсе не хочу его есть» . Сделать обыденные действия более насыщенными, присутствовать здесь и сейчас, а не в своих мечтах. Правда, чтобы научиться этому, придется приложить некоторые усилия. Например, заняться специальными упражнениями.

Недостаточное развитие абстрактно-логического мышления - ребенок плохо владеет абстрактными понятиями, которые невозможно воспринять при помощи органов чувств (например, уравнение, площадь и т. д.). Функционирование данного типа мышления происходит с опорой на понятия. Понятия отражают сущность предметов и выражаются в словах или других знаках.

Многие из нас считают, что творческое мышление - это дар, и с этим нужно родиться. Если у вас нет такого врожденного дара, можно его развить. Вот несколько возможностей: Избавьтесь от стереотипа: «творческие люди рождаются таковыми». Это первый и главный шаг. Займитесь чем-нибудь творческим. Самое простое - это фото. Купите фотоаппарат или мобильный телефон с ним и снимайте все, что считаете интересным. Перед сном не грузите голову насущными проблемами, пофантазируйте: путешествуйте в будущее, придумывайте какие-нибудь истории. Это все равно что писать книги, только в своем воображении (хотя можно и записать, но когда выспитесь:)) Очень хорошо влияет на творчество красота. Рисуйте ее для себя везде. Можно увидеть красоту даже в валяющемся мусоре. Сложно? Прищурьтесь - теперь плохо видны очертания предметов, и вместо мусора можно вообразить цветы, растущие на земле:) Рисуйте, даже если у вас это плохо получается. Не готовьте одно и то же, не пользуйтесь рецептами - создавайте свои блюда. Это интересно и, скорее всего, вкусно. Этот процесс может доставить массу удовольствия. Интересуйтесь всем, ходите в новые места. Разнообразие информации и впечатлений расширяет горизонты вашей креативности. При просмотре фильмов и прочтении книг - придумывайте на ходу продолжение. Развивайте в себе творческие способности, и тогда мир станет для вас красивее и интереснее.

Само понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Детям дошкольного возраста (до 5,5 - 6 лет) доступен именно данный тип мышления. Они еще не способны мыслить абстрактно (символами), отвлекаясь от реальности, наглядного образа. Поэтому усилия здесь должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т.е. визуализировать. Часть упражнений на развитие способности визуализации описаны в разделе по тренировке памяти. Мы не стали повторяться и дополнили их другими.

Кушелева Марина
Развитие слухового внимания младших школьников. Упражнения и игры

Развитие слухового внимания – одна из главных задач, которая помогает сформировать базу для устранения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения) .

У умственно отсталых детей часто отсутствует интерес, внимание к речи окружающих , что является одной из причин недоразвития речевого общения . В связи с этим важно уже на самом начальном этапе логопедической работы развивать у детей интерес и внимание к речи , установку на восприятие речи окружающих.

Слуховое внимание умственно отсталых детей преимущественно непроизвольно. Оно характеризуется небольшим объемом, неустойчивостью, а в ряде случаев – трудной переключаемостью. Работая с умственно отсталыми детьми, использую самые различные средства для того, чтобы привлечь и удержать их внимание на том объекте , который в данный момент является предметом рассмотрения. Постоянно использую речевые приемы в сочетании с яркими предметами и их изображениями, краткие эмоционально – выразительные пояснения или вопросы, разыгрывание простейших ситуаций с привлечением игрушек и т. п.

Проявления основных свойств слухового внимания ребенка зависят от качественного своеобразия структуры его дефекта. Особенно малый объем слухового внимания и его кратковременность свойственны возбудимым детям. Эти дети крайне импульсивны и несосредоточены.

Дети – олигофрены с характерной заторможенностью могут показаться на первый взгляд внимательными , но обычно это всего лишь внешние проявления их медлительности и патологической инертности.

Сниженное слуховое внимание (или невнимательность , как мы называем) детей – олигофренов всех возрастов в определенной мере обусловлено слабостью их волевой сферы.

Предлагаемые игры и упражнения направлены на развитие и тренировку слухового внимания .

Упражнения и игры для развития слухового внимания .

1. «Будь внимателен » .

Цель : развить слуховое внимание , научить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Задание : дети идут по кругу. Ведущий с разными интервалами вперемежку дает команды : «Лошадки» , «Зайчики» , «Цапли» , «Раки» , «Лягушки» , «Коровки» , «Птицы» . Дети должны выполнять движения в соответствии с командой. Выполнению сигналов надо научить перед игрой.

2. «Алфавит» .

Цель : развить внимание .

Задание : если играет группа детей, то каждому присваивается какая – либо буква алфавита, точно так же организуется игра с одним ребенком.

Ведущий перечисляет вперемешку буквы. Услышав свою букву алфавита, ребенок должен встать и топнуть ногой.

С группой детей можно провести игру на выбывание.

3. «Исправь ошибки» .

Цель : развить слуховое внимание .

Задание : ведущий читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах.

Назвать правильно слова.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме :

Там ползет зеленый лук

С длинными усами (жук) .

Закричал охотник : «Ой!

Двери гонятся за мной!» (звери) .

Эй, не стойте слишком близко.

Я тигренок, а не миска (киска) .

Ехал дядя без жилета,

Заплатил он штраф за это (билета) .

Сели в ложку и айда!

Покатили вдоль пруда (лодку) .

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей (грачей) .

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села (дочками) .

На поляне весной

Вырос зуб молодой (дуб) .

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву (лес) .

На глазах у детворы

Крысу красят маляры (крышу) .

Я рубашку сшила шишке,

Я сошью ему штанишки (мишке) .

Встало солнце, уходит прочь

Темная длинная дочь (ночь) .

Фруктов в корзине не счесть :

Яблоки, груши, бараны есть (бананы) .

Чтоб пообедать, взял Алешка

В правую руку левую ножку (ложку) .

В реке живет мак,

Его не поймаю никак (рак) .

На пароходе повар – док

Приготовил вкусный сок (кок) .

Очень ласковый был дот,

Он хозяйку лизнул в лоб (кот) .

Рогатый дол

По дороге шел (вол) .

Школьник кончил строчку

И поставил бочку (точку) .

4. «Что мы слышим?»

Цель : развить слуховое внимание .

Задание : отгадать загадку, назвать звук, который позволил найти отгадку.

Как взялась кума за дело,

Завизжала и запела.

Ела – ела дуб, дуб.

Поломала зуб, зуб.

Ответ : это пила. Повторяется звук з.

Ежедневно,

В шесть утра,

Я трещу :

«Вставать поррра!»

Ответ : это будильник. Повторяется звук р.

5. «Кто заметит больше небылиц?»

Цель : развить внимание , умение замечать нелогичные ситуации.

Задание : отметить все небылицы.

Кисель там варят из резины,

Там шины делают из глины.

Кирпич там жгут из молока,

Творог готовят из песка.

Стекло там плавят из бетона,

Плотины строят из картона.

Обложки там из чугуна,

Там варят сталь из полотна.

Там кроят рубахи из пластмассы,

Посуду делают из пряжи,

Прядут там нити из сукна,

Костюмы шьют из толокна.

Едят там вилками компот,

Там пьют из чашки бутерброд,

Из хлеба с сыром там котлеты,

Из мяса свежего конфеты.

С начинкой сладкой суп с фасолью,

В тарелках все там варят с солью…

В. Чантурия.

Это верно или нет,

Что, как сажа, черен снег?

Сахар – горек,

Уголь – бел,

Ну а трус, как заяц, смел?

Что комбайн не жнет пшеницы?

Что в упряжке ходят птицы?

Что летать умеет рак,

А медведь – плясать мастак?

Что растут на вербе груши?

Что киты живут на суше?

Что с зари и до зари

Сосны валят косари?

Ну, а белки любят шишки,

А лентяи любят труд…

А девчонки и мальчишки

В рот пирожных не берут? (Л. Станчев) .

Цель : развитие слухового внимания .

Задание : педагог подходит к любому ребенку в классе и он произносит что – либо, а ведущий с закрытыми глазами угадывает чей это голос.

7. «Да и нет не говорить» .

Цель : развить внимание .

Задание : ответь на вопросы. Запрещается говорить «да» и «нет» .

1)Ты любишь лето?

2)Тебе нравится зелень парков?

3)Ты любишь солнце?

4)Тебе нравится купаться в море или реке?

5)Ты любишь рыбалку?

6)Ты любишь зиму?

7)Ты любишь кататься на санках?

8)Тебе нравится играть в снежки?

9)Ты любишь, когда холодно?

10)Тебе нравится лепить снежную бабу?

8. «Где стучали?»

Цель : развитие слухового внимания .

Задание : дети сидят с закрытыми глазами, а педагог или ведущий стучит чем – нибудь в любом месте. Дети должны показать место, откуда слышался звук.

9. «Что звучало?»

Цель : развитие слухового внимания .

Задание : демонстрируем детям звучание бубна, губной гармошки, дудки и т. д. Дети слушают и запоминают, как звучит каждый музыкальный инструмент, потом закрывают глаза и на слух определяют , что звучало. Если нет инструментов, то можно использовать чашку, игрушки и т. д.

10. «Слушай и делай» .

Цель : развитие слухового внимания .

Задание : педагог дает ребенку следующие, к примеру, команды : «Подойди к окну и подними руку» , «Возьми в правую руку линейку, а в левую тетрадь» и т. д.

11. «Послушай и повтори» .

Цель : развитие слухового внимания .

Задание : педагог шепотом за экраном произносит слова по теме урока, а дети вслух повторяют их .

12. «Испорченный телефон» .

Цель : развитие слухового внимания .

Задание : педагог произносит шепотом три слова по теме одному ученику, а он по цепочке передает другим детям. Слова должны дойти до последнего игрока. Педагог спрашивает его : «Какие ты услышал слова?» , если он скажет верно, значит, телефон исправен.

13. «Дятел» .

Цель : развитие слухового внимания .

Задание : педагог отстукивает разные ритмы в быстром темпе

… … .; …. … и т. д., а дети повторяют за ним.

14. «Определи на слух самое короткое слово» .

Строитель, каменщик, дом, стекольщик.

(Слова подбираются в соответствии с темой урока, также можно дать задание на определение самого длинного слова).

15. «Цепочка слов» .

Цель : развитие слухового внимания .

Задание : педагог называет слово, а дети по порядку придумывают слова, которые начинаются с последнего звука предыдущего слова.

16. «Назови звук» .

Цель : развитие слухового внимания .

Задание : педагог произносит 3 – 4 слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков и спрашивает детей : «Какой звук есть во всех этих словах?»

17. «Кто лучше слушает?»

Цель : развитие слухового внимания .

Задание : педагог называет слова, а дети поднимают руку лишь тогда, когда услышат в слове заданный звук, например, Ш : шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.

18. «Найди картинку» .

Цель : развитие слухового внимания и восприятия .

Задание : логопед раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением.

Губы логопеда закрываются.

19. «Хлопки»

Цель : развитие слухового внимания .

Задание : логопед сообщает детям, что он будет называть различные слова. Как только он назовет животное, дети должны хлопать. При произнесении других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры .

20. «Кто летит» .

Цель : развитие слухового внимания .

Задание : логопед сообщает детям, что он будет говорить слово «летит» в сочетании с другими словами (птица летит, самолет летит) . Но иногда он будет ошибаться (например : собака летит) . Дети должны хлопать только тогда, когда два слова употребляются правильно. В начале игры логопед медленно произносит фразы, делает паузы между ними. В дальнейшем темп речи ускоряется.

21. «Запомни слова» .

Цель : развитие слухового внимания .

Задание : логопед называет 3 – 5 слов, дети должны повторить их в том же порядке.

Слуховое внимание

Почему же это так важно?

Речевой слух включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр, выразительность.

Слуховое внимание - это умение сосредотачиваться на звуке, без которого невозможно слушать и понимать речь человека.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 6-7 – летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из – за недостаточного развития речевого слуха. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Развитый речевой слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка.

Без речевого слуха речевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании.

Речевой слух осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.

Речь является средством общения людей и формой человеческого общения. Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д.

Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, более важными для него сигналами. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, основное средство общения. Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки.

На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения), другие - крикливо. Родителям необходимо обращать внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.

Одним из направлений речевого развития детей является - воспитание у малыша речевого слуха (интонационного, фонетического, фонематического). В его основе лежат умения, связанные с различением акустических характеристик звуков: высоты, громкости, длительности.

Чтобы ваши дети научились чисто и ясно произносить звуки родного языка, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), надо учить малышей напрягать слух, улавливать и различать звуки («Это игрушки: мишка рычит: «р-р-р», куколка плачет: о – о – о»).

Для развития у ребенка слухового внимания и слуховой памяти, мы предлагаем родителям выполнять с малышами определённые действия с игрушками, предметами: покачать куклу, покатать мяч, поплясать мишутке и т.д.

Такие упражнения способствуют обогащению словарного запаса у ребенка, активируют их интерес к речи, положительно влияют на формирование мотивации общения.

Также слуховое восприятие нужно развивать в процессе узнавания и дифференциации неречевых звучаний по их акустическим свойствам: Например: "Найди мишку" (ребёнок ищет спрятанную игрушку, ориентируясь на громкость звукового сигнала. Чем громче сигнал, тем ближе ребёнок к спрятанной игрушке.).

В качестве упражнений для развития голосового аппарата и речевого слуха можно использовать отрывки из стихотворений, потешек, считалок, чистоговорок, скороговорок,насыщенных определённым звуком. Так ребенок учится различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных птиц и людей. Соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-двух -, а также трех-четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания. Эти игры позволяют значительно улучшить слуховое восприятие речи, что способствует максимальной адаптации его фонематического слуха к реальному общению.

Также учите детей различать неречевые звуки по характеру звучаний (разнообразные шумы, голоса животных и птиц, музыкальные звуки), акустическим свойствам (громкость, высота, длительность), количеству звучаний, направлению появлению звука. Упражнения по развитию неречевого звука подготовит ребенка к восприятию речевых звуков.

Игра «Отгадай, что звучит» (шуршит бумага, льётся вода, стучит карандаш, звенит бубен и т.д.)Сначала взрослый показывает, потом воспроизводит так, чтобы ребенок не видел.
Звуки должны быть ясные и контрастные.

Игра «О чём говорит улица?»
Во время прогулки по улице, попробуйте назвать максимальное количество звуков (кто больше?)

Игра «Разговор шёпотом»
Выполнение инструкции, произнесённой на расстоянии 2-3 метра от ребёнка.

Игра «Послушай, повтори»
Ребёнок должен хлопнуть столько раз, сколько взрослый стукнет.

Игра «Где позвонили?»
Ребёнок с закрытыми глазами показывает рукой направление.

Игра «Дятел»
Отстукивание простого ритма (например: тук, тук-тук) ребенок должен повторить, потом упражнение идет с усложнением.