Open
Close

Направления работы в доу эмоциональное развитие. Этапы развития эмоциональной сферы у детей в дошкольном возрасте

Без эмоций невозможно представить себе нашу жизнь. Они сопровождают нас во всех сферах деятельности и чувственных переживаний, зачастую диктуя нам поведение и обуславливая поступки. Но если взрослый человек способен правильно не только выражать, но и контролировать эмоции, то малыши этому только учатся, постепенно наращивая объем самых разных чувств. Поэтому родителям важно знать, как происходит эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте.

С самого рождения

Развитие эмоциональной сферы начинается в самом раннем возрасте с выражения простейших чувств. Что такое эмоция? Это состояние психики человека, которое выражает его отношение к самому себе и окружающему миру, его процессам. Отсюда следует, что эмоциональное развитие – это процесс, при котором человек постепенно учится откликаться на различные явления окружающей действительности, а также быть хозяином своих эмоций, управлять ими.

Уже с рождения малыш наделен простейшими эмоциями. Это плач, а чуть позже – улыбка и смех. Плач – способ сигнализировать родителям о своих потребностях, недуге, дискомфорте, нехватке внимания. Улыбка – первое выражение радости и хорошего самочувствия. Постепенно к ним добавляются удивление, интерес – естественные спутники познавательного развития малыша раннего возраста.

С 1 года до 3 лет ребенок учится использовать плач для просьбы о помощи и для психологической защиты. У него появляются первые истерики (как правило, подсмотренные у других деток) как способ добиться желаемого или протестовать против нежелаемого.

Источниками эмоций на раннем этапе являются, во-первых, общение с окружающими (прежде всего, родителями). Кроме этого, различные чувства у ребенка вызывает все, что его окружает: игрушки, мелодии, мультфильмы, книжки, животные и т. д.

Начиная с 3 лет малыш активно развивается в речевом, интеллектуальном и эмоциональном плане. Можно сказать, что в этот период закладывается фундамент его будущего характера и способностей к пониманию эмоций, желаний и мотивов других людей.

Для чего нужно развивать эмоции ребенка?

Как известно, малышей всему нужно учить: ходить, говорить, обслуживать себя, думать. Выражать, распознавать и контролировать эмоции – в том числе. Почему?

Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки.

Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении. Они помогают (или мешают) ему правильно воспринимать происходящее вокруг, реагировать на события действительности.

В раннем детском возрасте эмоции довольно импульсивны. Их нужно «доращивать» до устойчивых симпатий или антипатий, которые со временем будут складываться в такие чувства, как дружба, взаимопонимание, любовь, ненависть. В наши дни, когда с экранов телевидения, газетных и книжных страниц на нас потоком льются насилие и жестокость, правильное эмоциональное развитие ребенка приобретает первостепенную значимость. Умение выражать и контролировать эмоции помогает ему приспособиться к различным ситуациям, формировать социальное взаимодействие, развиваться социально и нравственно.

Кроме того, нельзя отбрасывать тот факт, что дети учатся на примере (зачастую – на примере неблагополучного поведения других детей). Поэтому если взрослые не управляют процессом становления эмоций своего ребенка, чаще всего он развивает в себе эмоции негативные – в качестве способа самозащиты и обеспечения собственного благополучия в детском понимании (чтобы не лишали, не запрещали, купили желаемое, и т. д.). В арсенале такого ребенка будут преобладать обида, страх, стеснительность, скука, усталость, гнев, отчаяние.

Особенности детских эмоций

Эмоции развиваются поступательно, в связи с общим развитием ребенка, появлением у него новых навыков, потребностей, мотивов, социального опыта.

В общем понимании в дошкольном возрасте выделяют следующие особенности эмоционального развития.

  • Ребенок учится социальным способам выражения своих чувств, чему способствует расширение сферы его общения (родители – родственники – соседские дети – коллектив детского сада).
  • Появляется эмоциональное предвосхищение: ребенок учится понимать, какие чувства вызовут его действия у других, к какому результату это приведет.
  • Развиваются чувства: постепенно они становятся все более осознанными, произвольными, разумными, внеситуативными.
  • Начинают формироваться интеллектуальные, нравственные, эстетические чувства.


Если говорить более подробно, то условно эмоциональное развитие малыша можно разделить на 2 этапа.

  1. До 3 лет большинство эмоций обусловлено потребностями ребенка, способы выражения их довольно примитивны (в основном это выражение лица, смех или слезы). Такие эмоции направлены на удовлетворение основных инстинктов (питания, самосохранения). В этот период появляются первые неустойчивые представления об окружающей действительности, формируется отношение к близким людям. Появляется первая социальная форма гнева – ревность (или зависть) ребенка, проявляемая по отношению к другим детям, если его мама уделяет им внимание. В том числе – младшим детям в семье. Если ребенок на этом этапе лишен возможности полноценного выражения своих эмоций, его эмоциональная сфера не развивается.
  2. С 4 до 6 лет биологические потребности сохраняются, но ребенок постепенно учится контролировать свое эмоциональное состояние (например, немного потерпеть, если голоден). Под непосредственным влиянием окружающей среды начинают формироваться высшие нравственные эмоции. Ребенок учится оценивать действия окружающих (хорошо или плохо). Эмоции становятся менее импульсивными. У ребенка появляются устойчивые чувства к родным и окружающим (любовь, привязанность, дружба).

Не ругайте своего ребенка за то, что он канючит, прося накормить его или утолить жажду, когда вы, к примеру, еще едете в общественном транспорте. Дети вообще с трудом могут контролировать свои биологические процессы. Даже в возрасте 4 – 5 лет малыш не сможет себя сдерживать долго. Лучше отвлеките его чем-то интересным, скажите, что до дома осталось совсем немного, – проявите понимание.

Что влияет на развитие детских эмоций?

Эмоциональное развитие дошкольника зависит от его личностного развития, в частности от появления новых мотивов, потребностей, интересов, развития познавательной деятельности.

Среди мотивов можно выделить, к примеру, такие:

  • интерес к окружающему миру;
  • интерес к игре;
  • сохранение хороших отношений с родными, другими значимыми взрослыми, а также сверстниками;
  • самоутверждение, самолюбие и др.

Именно поэтому в дошкольном возрасте в первую очередь формируются социальные эмоции.

В познавательном развитии на изменение эмоций влияет, прежде всего, включение в эмоциональные процессы дошкольника его речи, что делает его чувства более обобщенными и осознанными.

Эмоции ребенка развиваются в социуме – маленьком (семья) или более широком (двор, детский сад). Малыш учится эмоциям, которые позволят ему управлять родителями, одновременно они обучают его эмоциям, которые считают правильными. Общаясь с окружающими, ребенок постепенно усваивает нормы поведения и проявления эмоций, принятые в конкретном обществе. Дошкольник учится дружбе, благодарности, патриотизму, любви.

Мальчики осваивают свою роль (мужчины, защитника, будущего отца), девочки – роль женщины, хозяйки, матери.

Что помогает развивать эмоциональную сферу?

Гуманные чувства дошкольника прекрасно помогает развивать игровая деятельность, в частности сюжетно-ролевые игры. Играя с другими детьми, малыш учится понимать других, сочувствовать им, понимать их желания, состояние, настроение. Ребенок к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит от простого воссоздания, проигрывания ситуаций или чувств к передаче тех эмоций, которые игра содержит. Ребенок учится сопереживать другим, разделять их чувства.

Приобщение дошкольника к трудовой деятельности, которая направлена на достижение полезного для окружающих результата, дает малышу новые эмоции: сочувствие усилиям других детей, радость от достижения общей цели, удовлетворение от своей работы или недовольство, если сделал ее плохо.

Занятия спортом также несут ребенку множество эмоциональных открытий. Он учится быть выдержанным, стремиться к цели, переживать первые неудачи и радоваться достижениям. В групповых видах спорта дети учатся сплоченности, ответственности за свои действия перед другими, учатся работать на спортивный результат сообща.

Любая познавательная деятельность непременно обогатит эмоциональный багаж дошкольника. Это радость нового открытия (пусть и не такого глобального), сомнения, удивление, стремление совершить для себя очередное открытие.

Эстетические чувства развиваются у детей дошкольного возраста в процессе собственной творческой деятельности и общения с искусством. Прекрасные скульптуры, картины, литературные произведения помогают ребенку научиться таким понятиям, как «красивое», «гармония», «вкус», «ужасное», «истинное», «ложное», «правда», «добро», «зло». Дошкольник учится не только выражать свои эмоции художественными средствами, но и защищать правду, протестовать против лжи и зла, ценить доброе и прекрасное в людях.

Полезные игры

Итак, один из основных видов развивающей деятельности дошкольника – игра. Вот несколько примеров игр, способствующих эмоциональному развитию детей.

  • Художник.

Можно играть группой, можно – вдвоем. Участникам игры предлагают несколько карточек с изображениями детей, выражающих различные эмоции. Нужно выбрать себе карточку, а затем придумать и нарисовать историю, в которой основой сюжета станет именно это эмоциональное состояние. В групповом варианте в конце игры организуют выставку, на которой можно угадывать героя и автора картины, а автор может рассказать нарисованную историю.

  • Кто куда?

Точно так же малышу (или малышам) предлагается несколько изображений детей с разными эмоциями. Задача ребенка – выбрать из всех картинок изображения детей, которых, к примеру, можно пригласить к праздничному столу, отвести к доктору, успокоить, тех, кто обижен на взрослых, не хочет слушаться и т. д. Нужно объяснить, по каким признакам был сделан именно такой выбор.

  • Крошка Енот.

Игра групповая. Один малыш изображает крошку Енота из известного мультфильма. Остальные становятся «рекой», в которой он увидит свое отражение. Енот становится перед рекой и изображает различные эмоции (радость, злость, испуг, интерес), а дети должны точно повторить его мимику, жесты. По очереди Енотами могут стать все.

Итак, программа развития эмоций ребенка должна кроме активной социализации включать игровую деятельность, приобщение дошкольника к спорту, труду, искусству, чтению книг, собственному творчеству. И один из важных моментов здесь – пример родителей.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей №5 с.Арзгир Арзгирского района Ставропольского края

Педагог-психолог МКДОУ д/с №5: Крюкова И.Д. с.Арзгир 2014год 

Цель. Показать важность эмоциональной готовности детей к общению с окружающим миром.

Задачи:

  1. Установить эмоциональный контакт между всеми участниками;
  2. Дать определение понятия эмоции;
  3. Научить понимать эмоциональное состояние детей;
  4. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению игровых технологий.

Жизнь не часто бывает сказкой,

Всё бывает, увы, не так.

На лицо надеваем маску,

Закрываясь от глаз зевак.

И никто никогда не знает,

Что у каждого за душой:

Дружба ненависть закрывает,

Злость улыбкою убивает.

А в реальности что бывает,

Остается только с тобой.

Все люди без исключения, попадая в какие-либо жизненные ситуации, испытывают разнообразные эмоции – веселье, печаль, злость, удивления, брезгливость, сочувствия, восторг и т.д. Но всегда ли искренни, правдивы и настоящие эти эмоции? Взрослые люди хорошо владеют своими эмоциями, пряча свои чувства под маской. А дети? Они естественны и непосредственны в своём поведении. Они не могут скрывать свои чувства и эмоции так, как это делает взрослый человек. Ребёнок искренне переживает успехи и неудачи, которые происходят в его жизни. Так что же нужно сделать нам, взрослым, для того, чтобы в наших детях вызвать подлинность и открытость чувств, их эмоциональных проявлений.

Если познавательной деятельности детей уделяется много внимания, то развитию эмоциональной сферы проявляют недостаточно внимания. Учитывая то, что сама по себе эмоциональная сфера не складывается - ее необходимо развивать. Современные дети стали меньше контактировать со взрослыми и сверстниками, а всё большее предпочтение отдают телевизорам и компьютерам. А ведь далеко не секрет, что именно общение по большей части обогащает эмоциональную составляющую. Дети разучились понимать эмоции и чувства других людей, в их поведении присутствует детская жестокость, враждебность, агрессия.

Что входит в понятие «современный ребенок? Современный ребёнок взрослеет намного раньше, чем родители, понимает все с полуслова, хватает все на лету, активен с утра до вечера…

Ребенок - это дитя своего времени, нормы его развития осуществляются (или не осуществляются) в определённых условиях развития, которые определены установками связанных с установками и убеждениями окружающих его взрослых.

Нужно ли воспитателям и родителям перестраивать аспекты в воспитании? Что делать с обычными традиционными методиками, как совмещать их с инновациями?

Трудность изучения особенностей развития детей состоит в том, что традиционные методы и методики диагностики изжили себя и не могут передать «актуального уровня развития» детей. Поменялось сознание детей, так как поменялось само общество.

В каждом ребенке заложена энергичная, инициативная, неутомимая деятельная натура, но как проявится она в будущем – здесь всё будет зависеть от условий воспитания и обучения. Первый вопрос ребёнка: «зачем?» - заменил другой вопрос «почему?» . Прежде у детей доминировал подражательный рефлекс, и они стремились повторять действия за взрослыми, то у современных детей доминирует рефлекс свободы – они сами выстраивают стратегию своего поведения. Если ребенок понимает и принимает смысл поступка или действия, которое должен совершить, то он будет его выполнять. Если нет, то откажется, выражая протест - вплоть до агрессии.

Развитие положительных эмоций необходимо рассматриваться как одно из важнейших задач воспитания детей. Это особенно актуально в период дошкольного детства – который является одним из самых важных этапов в жизни маленького человека.

Определяющей задачей в воспитании и развитии детей представляется создание условий, гарантирующих формирование и укрепление их здоровья.

Одним из компонентов здоровья человека в целом выделяют психологическое здоровье.

Общий образ психологически здорового человека - это в основном счастливый, созидательный, креативный, жизнерадостный, оптимистичный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающую действительность не только разумом, но и чувствами, эмоциями, интуицией. Жизнь такого человека наполнена смыслом, он открыт миру, находится в постоянном развитии, самосовершенствовании.

Обеспечение психологического здоровья в дошкольном возрасте возможно с помощью реализации психологической поддержки детей.

Работа с детьми по формированию психологического здоровья включает в себя:

1. Овладение детьми языком эмоций

Пантомимика.

Закрепление в эмоциональной сфере положительных эмоций

Обучение детей адекватному выражению эмоций (соответственно ситуации) .

2. Коррекция агрессивности

Коррекция драчливости у дошкольников.

Снятие конфликтности в общении детей.

Снятие вербальной агрессии.

Преодоление импульсивности.

3. Формирование у дошкольников уверенности в себе.

Снятие тревожности.

Коррекция страхов.

Формирование адекватной положительной самооценки.

Формирование у детей уверенности в собственных силах.

4. Формирование социальных навыков у ребенка

Развитие умения понимать и принимать позицию другого человека.

Овладение коммуникативными навыками. Задачи:

Развитие эмпатии.

Развитие дружеских взаимоотношений.

5. Формирование у дошкольников нравственного сознания и поведения

Формирование нравственного сознания.

Формирование у детей ценностного отношения к моральной стороне поступков.

Формирование умений детей конструктивно общаться со сверстниками. Развитие взаимопонимания и заботливого отношения к близким людям.

Практическая часть:

Мой опыт работы показал, что поведение ребёнка, процесс развития его эмоционального мира является серьёзным признаком в осознании мира маленького человечка и говорит о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Поэтому педагогам, воспитателям, родителям необходимо всегда налаживать близкие эмоциональные отношения с детьми.

Давайте представим, уважаемые педагоги, что мы ненадолго станем детьми и находимся в своём любимом саду.

Приветствие (Цель: активизация положительных эмоций, настрой на совместную работу) :

Для того чтобы отвлечься, взбодриться, я хочу предложить вам поиграть со мной в одну очень интересную игру. В этой игре вам необходимо выполнять мои команды очень быстро. Итак, начинаем. В течении трех секунд, найдите себе партнёра и пожмите ему руку. Сейчас я буду говорить вам, чем вы будете очень быстро касаться своего партнёра:

Нога к ноге!

Нос к носу!

Щека к щеке!

Теперь очень быстро подберите себе нового партнёра и крепко сожмите руку. Поприветствуйте друг друга такими частями тела:

Левое колено к левому колену!

Правая ладонь к правой ладони!

Левое плечо к правому плечу!

Анализ: Скажите, как вам показалась наша игра?

Какие чувства вы испытали во время игры? (ответы) .

Веселье, азарт, восторг, другими словами как назвать эти состояния?

(Эмоции) .

Сразу же рождается вопрос: Что же это такое - эмоции? (ответы) .

Эмоции - это необыкновенный узорник чувств, ощущений, переживаний и волнений, благодаря которым ребенок взаимодействует с окружающей действительностью, параллельно понимая и осознавая её. Эмоции являются важнейшей частью психической жизни человека, и прежде всего ребенка».

Все эмоции подразделяются на два вида.

На какие? (положительные и отрицательные) .

Все люди – существа эмоциональные. Но дети, по мере их небогатого жизненного опыта, могут намного ярче отображать свои эмоциональные проявления. Вследствие этого мы можем наблюдать отношение ребёнка к окружающей действительности, событиям, людям. Дети не способны прятать своих чувства и эмоций. Психологами установлено, что у детей происходят серьёзные преобразования в эмоциональной сфере, меняются взгляды на мир и взаимоотношения с окружающими людьми. Ребёнок ярко и естественно отзывается на все, что происходит вокруг него.

Старшие дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать свои чувства, являющиеся своеобразным индикатором наиболее значимых потребностей.

Наши дети познают мир через яркие образы, конкретно и наглядно. А многие свойства обычных на взгляд взрослого вещей, которые давно для него стали привычны и понятны, на маленького человечка могут произвести самое неожиданное впечатление.

Так как же мы можем подействовать на развитие эмоций у детей? (ответы) . Самый действенный приём – это игры. Поэтому я предлагаю вам обратить внимание на игровые технологии. Но сначала хотелось бы вспомнить, какие эмоции мы знаем. Все мы хорошо знаем игру «Угадай-ка!» и я хочу сейчас немного поиграть с вами.

1. Мои глаза слегка прищурены.

Уголки рта слегка приподняты.

Я смеюсь.

(Радость)

2. Глаза слегка сужены.

Уголки рта опущены.

(Грусть)

3. Мои брови нахмурены и сдвинуты.

Зубы стиснуты.

Губы плотно сжаты.

Ноздри расширены и дрожат.

Я сжимаю кулаки.

Я хочу ударить.

(Злость)

4. Мои брови приподняты.

Рот слегка приоткрыт, округлён.

Глаза широко раскрыты.

Я восклицаю: «О-о-о!» или «Ах!»

(Удивление)

5. Мои брови приподняты и слегка сведены к переносице.

Глаза очень широко открыты.

Я хочу защититься, спрятаться, убежать.

(Страх)

6. Когда мне интересно, я сосредотачиваюсь.

Я смотрю внимательно на предмет.

Мои брови слегка сведены.

(Интерес)

7. Я опускаю и отворачиваю голову в сторону.

Я прячу глаза.

У меня краснеет лицо, уши.

Я испытываю …

(Стыд)

Я хочу познакомить вас с пособием «Весёлый светофор» . Этот светофор располагается у нас вначале кабинета. Приходя на занятие, дети подходят к пособию и сразу же отмечают своё настроение. Я обязательно фиксирую для себя, с каким настроением ребёнок пришёл на занятие.

Круг красного цвета означает, что у ребёнка плохое настроение, он грустит или печалится. Круг желтого цвета означает, что у ребёнка, пришедшего на занятие, спокойное, нейтральное настроение, без эмоций. Круг зелёного цвета – это, конечно же, веселье, радость, настроение прекрасное.

Если я вижу, что кому-то из детей необходима помощь, ласка, я делаю все, чтобы ребёнку было хорошо и комфортно на занятии. В основном ребята предпочитают желтый и зеленый круги.

Я хочу пожелать вам сегодня, чтобы и у вас, уважаемые коллеги, от нашей встречи осталось только хорошее «зеленое» настроение!

Для того, чтобы создать позитивной микроклимат в группе я использую в своей работе игру «Ролевая гимнастика» . С помощью этой игры дети раскрепощаются, развивается актёрское мастерство, коммуникативная компетентность. Игра помогает познавать чувства другого существа, развивает эмпатию.

  1. В быстром темпе, «как пулемёт» .
  2. Тихо.
  3. В медленном темпе, еле-еле.

Пройти по кругу как: злой волк, малыш, медведь, лиса…

Попрыгать, как: воробушек, стрекоза, кролик…

Игра «Создание рисунка по кругу»

Цель: создание в группе благоприятного микроклимата.

Содержание игры: У каждого участника лист бумаги и карандаш или ручка. За одну минуту все что-нибудь рисуют на своих листах. Далее передают лист соседу справа, а получают лист от соседа слева. Дорисовывают что-нибудь за одну минуту и опять передают лист соседу справа. Игра идет пока лист не вернётся к хозяину. Затем все рассматривают и обсуждают. Можно устроить выставку.

Положительные эмоции надёжно защищают детей от умственных перегрузок и приносят только пользу, как для физического, так и для психического развития.

Педагогам дошкольных образовательных учреждений необходимо уметь предотвращать появление и формирование негативных эмоций у детей. Я хочу пригласить вас на экскурсию по Фотогалерее, там мы постараемся вместе с вами найти различные приёмы, которые помогут маленькому человеку преодолеть свои отрицательные эмоции.

1 серия фотопортретов: – Какое эмоциональное состояние испытывают дети на этих портретах? (страх, ужас) .

Одна из самых первых эмоций, что чувствует недавно родившийся малыш. Вначале дитя пугается сильных и громких тонов, шумов, звуков, ребёнка пугает новая обстановка, незнакомые люди. По мере взросления ребёнка зачастую растут и его страхи. Границы между обычным, здоровым, предохранительным страхом и болезненным, нездоровым очень часто бывает расплывчатой и туманной. Но как бы то ни было, страх портит малышу жизнь. Это беспокоит ребёнка и вызывает такие нарушения как тики, навязчивые движения, энурез, заикание, плохой сон, раздражительность, агрессия, плохой контакт с окружающими, дефицит внимания и т.д. К таким последствиям может привести непобежденный детский страх.

Назовите самые распространенные детские страхи.

Примерные ответы: страх темноты, ночных кошмаров, одиночества, сказочных персонажей, чудовищ, привидений, смерти, боязнь хулиганов, бандитов, войны, катастроф, уколов, боли, врачей и т. д.

Страхам и фобиям в основном склонны впечатлительные, восприимчивые, ранимые, обладающие большим самолюбием дети. Чтобы помочь малышу справиться с теми страхами, которые его беспокоят, нужна помощь взрослого. В первую очередь нам нужно определить фактор, из-за которого у ребёнка появился данный страх. Как вы думаете, из-за чего, по какой причине может проявиться детский страх?

Примерные ответы: гиперопека; обособленность родителей; конфликты в семье; отсутствие одного из родителей; суровые наказания и запреты; жесткое обращение и физическое насилие; компьютерные игры; бесконтрольный просмотр телевизионных программ и фильмов; сильный испуг (особенно в ситуации внезапности) ; пребывание в экстремальной ситуации (пожары, наводнения, взрывы, землетрясения, теракты и т. д.) .

Для коррекционной индивидуальной и подгрупповой работы используются разнообразные методики, технологии, игровые упражнения.

Я хочу предложить вашему вниманию несколько вариантов работы, чтобы помочь ребенку в преодолении проявившиеся у них страхов. Все эти упражнения базируются на приёмах художественной экспрессии с применением разнообразных изоматериалов, с помощью которых ребёнок способен преодолеть свой страх и различные эмоциональные расстройства.

1. Упражнение «Воспитай свой страх» .

Я предлагаю ребенку нарисовать свой страх, предварительно с ним побеседовав. После того, как рисунок готов, предлагаю перевоспитать страшилку (для этого нужно сделать его добрым) . Вместе мы придумываем, как это сделать: пририсовываем шары, конфеты в руках у страшилки; исправляем злое выражение лица на доброе, улыбчивое; одеваем страшилку в нарядный, веселый костюм – и другие веселые атрибуты.

Благодаря этому упражнению ребенок убеждается в том, что страх относителен, с ним можно справиться, изменив его или свое отношение к этому страху.

2. Упражнение «Чужие рисунки» .

На доске вывешиваю нарисованные другими детьми «страхи» . Глядя на эти рисунки, дети должны рассказать, чего, по их мнению, боялись авторы этих рисунков и как им можно помочь.

Данное упражнение предоставляет детям возможность обсудить свои и чужие страхи, попытаться всем вместе найти пути и способы, как с этими страхами справиться.

3. Упражнение «Дом ужасов» (как вариант: «Лабиринт страхов» ) .

Я предлагаю детям заселить нарисованный на доске Дом ужасов страшными персонажами. Затем дети по очереди рисуют своих страшилок, «строя» тем самым Дом ужасов. Остальные играют роли его обитателей и по заданию автора рисунка выполняют те или иные действия.

С помощью данного упражнения педагог дает детям возможность актуализировать свой страх, возможность поговорить о нем, понять необоснованность своих страхов.

4. Упражнение «Одень страшилку» .

Это упражнение также дает детям возможность поработать с предметом своего страха, а педагогу – провести его коррекцию.

Для его проведения я заранее вывешиваю на доске черно-белые рисунки какого-нибудь страшного персонажа: Бабы-Яги, привидения и т. п. Ребенок должен «одеть его» при помощи пластилина. Выбирая пластилин нужного цвета, отрывая маленькие кусочки и размазывая их внутри контура, ребенок «одевает» своего страшилку, рассказывает о нем группе. Во время рассказа я стимулирую его своими вопросами. Например: что этот персонаж любит и не любит, кого боится, кто боится его и т. п.

Таких вариантов упражнений может быть множество. Главное в них – это помочь детям в проявлении осознанных чувств по отношению к предмету страха, научить его справляться с ним.

Одним из преимуществ этого пособия является то, что для коррекции детских страхов можно использовать в комплексе несколько игровых психотерапевтических техник и упражнений:

1. техники художественной экспрессии, основанные на использовании

различных изобразительных материалов и помогающие детям

справиться с эмоциональными нарушениями;

2. фантазирование, предполагающее направленную визуализацию и

активное воображение;

3. сочинение историй, способствующее, благодаря разнообразным

приемам, развитию вербальных навыков.

2 серия фотопортретов:

– Перейдем ко второй серии фотопортретов. Какое эмоциональное состояние испытывают дети на этих портретах? (грусть, печаль) .

Печаль и грусть – это особые эмоции, они имеют свое своеобразное выражение и свои исключительные, необыкновенные особенности; эти эмоции причисляют к отрицательным проявлениям. Они основываются на различных трудных ситуациях, с которыми встречаются люди изо дня в день. – Из-за чего ребёнок может печалиться?

Примерные ответы:

  1. Разочарование, вызванное крушением надежд и ожиданий.
  2. Неудача в достижении поставленной цели.
  3. Индивидуальная предрасположенность к печальным переживаниям (может носить как биологический, так и социальный характер) .
  4. Восприятие ребенком своей социальной роли (восприятие и оценка себя, видение мира и своего будущего в нем) .
  5. Потеря или поломка значимой, любимой вещи или предмета и т. д.

В дошкольном возрасте у детей часто изменчиво настроение. Хотя негативные переживания непродолжительны, они захватывают ребенка полностью, с чем бывает трудно справиться в одиночку. Выйти из этого состояния может помочь педагог.

Для того, чтобы снять напряжение, избавиться от отрицательных эмоций, укрепить дружеские взаимоотношения, я использую в своей работе такое пособие, как «Настроение» . Вначале мы с детьми на большом листе ватмана рисуем гуашью или красками свое настроение (в виде лужайки) . Затем дети достают из корзины лепестки различных цветов. Каждый цвет соответствует какому-либо настроению, и все мы формируем один большой цветок на нашей лужайке. После окончания работы мы анализируем то, что у нас получилось, и выясняем, какое же настроение царит в нашей группе.

Можно предложить детям собрать цветок для ребенка, у которого плохое настроение, используя те цвета, которые поднимут ему настроение, сказать ему ласковые слова.

Для того, чтобы стимулировать положительных эмоций, исключить или снять негативные переживания, можно применять такую игру, как «Волшебный стул» . Ребенку, у которого плохое настроение предлагается сесть на стул, а другие дети выполняют для него различные задания. Например, сказать грустному ребёнку все ласковые слова, которые они знают, или украсить оригинально чем-нибудь его стул. Когда ребята подходят малышу, сидящему на волшебном стуле, говорят ему нежные слова, украшают стульчик чем-то необычным, играют с ним, то от грустного настроения их товарища не остаётся и следа.

3 серия фотопортретов. - Какое чувство объединяет детей на этих фотографиях? (гнев, ярость, злость) .

Гнев, злость, негодование, ярость – одни из главных эмоций человека, вместе с тем и малоприятные.

Слово «гнев» на Руси начали использовать с 11 века. Оно произошло от слова «гной» . Так говорили о состоянии больного человека, у которого тело было покрыто гнойными раками. Позже у этого слова появился синоним – «ярость» .

- Как утверждала Вирджиния Квинн: «У гнева существует 4 основных способа выражения» :

  1. Прямо заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям.
  2. Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или на предмете, который представляется разгневанному неопасным.
  3. Сдерживать свой гнев, «загоняя» его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса.
  4. Задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления, не давая ей возможности развиваться, при этом человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок.

Сегодня я хочу рассказать вам о тех из них, которые использую, чтобы помочь детям избавляться от переживаемых негативных чувств и настроений, научиться управлять эмоциями, контролировать свое поведение, уметь общаться друг с другом.

Маленькие дети не всегда способны выразить своё эмоциональное состояние. Для того, чтобы помочь ребёнку избавиться от гнева, хорошо использовать игровые приёмы.

Я использую в данном случае такое пособие, как «Мешочек для крика» . У меня этот мешок сшит из красной, непрозрачной ткани, украшен различными аппликациями, сверху пришит шнурок. Показ мешочка.

Итак, если ребенок агрессивен, дерётся, кричит, я даю ему мешочек, и предлагаю отойти в сторонку и громко покричать в мешок. Затем волшебный мешочек завязывается и убирается. Ребёнку даётся установка, пока мешочек у него, можно кричать столько, сколько захочешь, но если мешочек отпустил, то общаться с окружающими он должен со спокойно, обсуждая то, что произошло.

Ещё у нас есть такое пособие, как «Подушечка для битья» .

Есть подушка для спанья,

Есть подушка для шитья,

А у нас, ребята, в группе

Есть подушка для битья.

Будут кулачки чесаться

Или ты захочешь драться,

Подойди к подушке той

И ударь её рукой…

Можешь бить за всё на свете,

Ведь подушка не ответит.

Следующее пособие – «Коврик злости» . С его помощью тоже можно избавиться от гнева. Если на занятие пришёл ребенок в плохом расположении духа, агрессивно настроен на окружающих, то ему предлагается коврик, который избавляет от злости. Это обычный коврик с ярким, неоднородным верхним слоем. Можно изготовить коврик самостоятельно: из ткани, шерстяной пряжи, колготок, бантов и т.д. (Показываю коврик) . Ребёнку предлагается снять обувь, наступить на коврик и вытирать об него ноги до того времени, пока ему не захочется улыбнуться.

Также я часто использую следующее интересное пособие, это - «Мусорное ведро» . В это ведро мы с ребятами выбрасываем все лишние, бесполезные, негативные проявления, которые нам мешают и мы хотим от них освободиться.

Уважаемые коллеги, предлагаю вам представить, что ненадолго мы с вами стали детьми. Сейчас мы с вами выполним это упражнение. (Ведро ставится в центр круга) .

Как вы думаете, для чего люди используют мусорное ведро и зачем нужно всё время очищать его от мусора?

Правильно, если мы не будем избавляться от мусора, по постепенно займёт все пространство, будет трудно дышать, тяжело будет двигаться, в конце концов так можно и заболеть. То же происходит и с чувствами – у всех нас накапливаются разные чувства и мысли, которые зачастую бывают ненужными и бесполезными. Когда мы накапливаем в себе отрицательные эмоции, чувства, переживания, например, обиду, грусть или печаль, злость или ненависть. Для человека это не нужно, бесполезно, и даже может быть опасно для здоровья.

Я принесла вам бумагу разных цветов. Выберите себе любой цвет. Держа в руках бумажный лист, закройте на минуту глаза и представьте, что это ваши старые обиды, грусть, печаль, может злость или страхи… Можете смять их в комки или порвать на маленькие кусочки. Теперь выбросите в ведро все неприятные чувства, переживания, которые в вас накопились, и вы хотели бы от них освободиться. К примеру, я выбрасываю все свои опасения, комплексы и неуверенность, и мне становится легче. А что выбросите вы?

Что вы чувствовали, когда выбрасывали ваши обиды, грусть, гнев? Что вы чувствуете сейчас? Кому сейчас стало легче, радостнее, спокойнее? Из понравившейся бумаги можете сейчас сделать салют и подбросить высоко вверх. (Звучит музыка.)

С этим салютом вы передали свою частичку добра, искорку радости друг другу.

С помощью такого упражнения дети учатся избавляться от отрицательных эмоций, не оставлять их в себе, что, зачастую, очень сложно сделать нам, взрослым людям, но чему просто необходимо учиться.

Игра “Волшебные шары”.

В заключение нашей экскурсии, я хочу подарить всем вам воздушные шары, на которых каждый из вас фломастером нарисует ту эмоцию, которую вы получили от нашего занятия.

Улыбка на лице как много это значит,

Когда смеются все, когда никто не плачет.

Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово, а также совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

Основная наша цель – ввести ребенка в сложный мир человеческих взаимоотношений, формируя мотив общения, коммуникативное намерение и потребность в общении, и тем самым помочь ему адаптироваться в группе детей, повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«СОЦИАЛЬНО - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ»

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть – семь лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста.

Если в восприятии, ощущениях, познавательных процессах отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого. Эмоции и чувства – это своеобразное личностное отношение человека не только к окружающей действительности, но и к самому себе. Так, между человеком и окружающем миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций.

Одной из задач всех специалистов и воспитателей в детском саду является нравственное развитие и воспитание дошкольников, привитие ему основных моральных качеств и устоев, которые в дальнейшем помогут ему общаться с другими людьми и адекватно относиться к их поведению и поступкам.

Нравственное развитие и воспитание ребенка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять собственными эмоциями. Понимание собственных эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Современный родитель, к сожалению, немного внимания уделяет этой проблеме, ему важнее научить ребёнка читать, писать, считать, так как ему кажется этого достаточным для дальнейшего развития ребенка. Именно поэтому так важно объяснить родителям, что одно из важнейших мест в развитии личности занимает именно социально-эмоциональное развитие, и начинать его необходимо именно в дошкольном возрасте, так как именно в этом время мы закладываем первые и самые главные черты характера человека.

Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями (удовлетворением или неудовлетворением), мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли и характера. С измерением какого-либо из этих компонентов меняется личностное отношение человека к предмету потребности.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Знакомясь с различными свойствами и качествами вещей, маленький ребенок получает и некоторые эталоны отношений и человеческих ценностей: одни предметы, действия, поступки приобретают знак желаемых, приятных, другие, наоборот – отвергаются. Познавая окружающий мир, ребенок уже в раннем детстве проявляет выраженное, субъективное, избирательное отношение к предметам. Прежде всего, малыш четко выделяет из окружающей его среды близких ему людей.

В формировании эмоциональности в дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов: наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, а также факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями формы поведения). Эмоциональные черты ребенка в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта, особенно опыта, приобретенного в младенчестве и раннем детстве. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального поведения.

Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми.

В дошкольном возрасте, как и в раннем, сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Поведение взрослого постоянно обусловливает активность поведения и деятельности ребенка. Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Ласковое отношение к ребенку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности, защищенности, что способствует нормальному развитию личности ребенка, выработки положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Установив позитивные взаимоотношения с взрослым, ребенок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими. Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития положительных социальных качеств у ребенка.

Невнимательное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность: ребенок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, готовым расплакаться либо выплеснуть свою агрессию на сверстников. Негативное отношение взрослого вызывает у ребенка типичную реакцию: он или стремится установить контакт с взрослым, или сам замыкается и старается избежать общения. Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Постепенно должна сформироваться своеобразная техника общения, где основной фон составляют положительные эмоции, а отчуждение используется как форма порицания ребенка за серьезный поступок.

Именно поэтому в работе с родителями следует проводить совместные занятия родителей с детьми, семинары-практикумы и консультации для родителей, направленные на создание эмоционально-благоприятной обстановкой в семье, знакомство родителей с эффективным стилем общения с детьми, сближение детей и родителей.

Потребность в общении со сверстниками развивается на основе совместной деятельности детей – в играх, при выполнении трудовых поручений и так далее. Первая и наиболее важная черта общения состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком диапазоне. При общении со сверстниками ребенок совершает множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Он спорит со сверстниками, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и прочее. Именно в подобном общении появляются такие формы поведении, как притворство, стремление выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование и тому подобное. В своих занятиях НОД воспитателю следует стараться всегда это учитывать, включая в каждое занятие игры, направленные на развитие коммуникативности и социальных умений («Пантомимические этюды», «Эхо», «Собери чемодан» и так далее).

По мере развития личности у ребенка повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности, поддерживать гармонию духовной и материальной жизни.

На встречах с родителями воспитателям следует объяснять, что взрослые (родители) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника. Для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать их происхождение, а также стремиться помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности и сформировать правильное отношение к ним.

Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово, а также совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

Основная наша цель – ввести ребенка в сложный мир человеческих взаимоотношений, формируя мотив общения, коммуникативное намерение и потребность в общении, и тем самым помочь ему адаптироваться в группе детей, повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.

Конечно, как и в каждой работе, будут и положительные и отрицательные результаты. Это можно объяснить появлением все большего количества «трудных» детей, которые требуют большего внимания. У многих детей не всегда, получается, выражать заданное эмоциональное состояние с помощью пантомимики и голоса. Возможно, из-за того, что в настоящее время повысилось число тревожных, замкнутых детей, которым очень тяжело расслабить свое тело для принятия желаемой позы. А также таким детям очень трудно подчинить свои интонации. Возникают проблемы и при принятии компромиссных решений, решении конфликтных ситуаций. Дети не всегда могут контролировать свои эмоциональные реакции. Так же, дети очень хорошо умеют определить хорошие и плохие поступки сказочных героев, но возникают проблемы при оценке своего собственного поведения, контроле над ним.

Но мы должны находиться в постоянном творческом поиске, стараться как можно больше узнавать о новинках литературы, которые смогут помочь нам в этой нелегкой работе, использовать инновационные технологии при работе, направленной на развитие социально-эмоциональной сферы. Ведь если вам интересно с детьми, а им – с вами, если вы проявляете терпение и любовь к детям, результаты обязательно появятся.


Тема: «Эмоциональное развитие детей раннего возраста в условиях ДОУ»

Цель : Знакомство участников с опытом использования игровых технологий, направленных на развитие эмоций у дошкольников.

Задачи :

1. Актуализировать знания педагогов о важности дошкольного периода детства для развития эмоциональной сферы.

2. Содействовать формированию у педагогов представлений об использовании игровых технологий, направленных на социально – личностное развитие дошкольников.

3. Изготовить пособие «Веселый светофор»

С. Л. Рубинштейн отмечал, что один и тот же процесс может быть (и обыкновенно бывает) и интеллектуальным, и эмоциональным , и волевым. Однако в зависимости от содержания процесса, возрастных или индивидуальных особенностей, ведущей может стать или интеллектуальная составляющая, или эмоциональная , или волевая. Очевидно, что в отношении к дошкольному периоду в целом, и к раннему дошкольному детству в особенности, именно эмоциональная составляющая является доминантной и определяющей.

Организуя среду ДОУ, необходимо её сделать такой, которая способствует разностороннему и полноценному развитию эмоционально -чувственной сферы ребенка раннего возраста как условия его дальнейшего успешного и гармоничного развития .

Охарактеризуем более подробно каждое из названных условий .

Эмоционально -поддерживающий компонент среды

Для создания оптимальной эмоциональной атмосферы в группе детей раннего возраста необходимо научиться соотносить цель и задачи своих педагогических действий с установкой на эмоциональное развитие : возбуждение, расслабление, переживание, организация эмоционально насыщенного общения ребенка со взрослым и окружающими и т. д.

На первом этапе – адаптации ребенка к ДОУ :

Установление эмоционального контакта с ребенком ;

Вовлечение его в происходящие вокруг события : «(Имя, посмотри на меня», «Подойди ко мне на минутку» , «Покажи игрушку, что она делает» и т. д. ;

Создание положительного эмоционального настроя в группе детей по отношению к поступившему ребенку;

Обеспечение эмоционально теплой атмосферы в группе;

Формирование у детей положительного отношения, принятия ситуации пребывания в группе ДОУ и т. д.

Эмоционально -настраивающий компонент среды

При обустройстве эмоционально -настраивающего компонента окружающей среды учитываются следующие обстоятельства. Цветовое решение в группе должно быть спокойным для восприятия, но не однообразным. Музыкальный фон в группе создает и соответствующая музыка – не только привычные детские песенки, но и классические произведения, народная музыка.

Заботясь о том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в атмосфере детского сада, воспитатель продумывает организацию жизни ребенка : удобно ли пользоваться шкафчиком для раздевания, не слишком ли тугой кран в умывальной, разнообразны ли игрушки и т. д.

При этом стоит иметь в виду два обстоятельства. Первое – приобретение в группу оборудования, которое способствует оптимизации эмоционально-чувственного развития ребенка . А второе – пересмотреть имеющиеся уже интерьер и оборудование с тем, чтобы усилить их эмоционально- развивающую направленность .

Эмоционально -стабилизирующий компонент среды

Потребность в безопасности и защите проще всего наблюдать именно у маленьких детей . Дошкольники испытывают тревогу, переходящую в аффекты, если меняется обстановка вокруг. Не случайно, всем известны трудности адаптационных периодов у детей при поступлений в ДОУ. Определенным гарантом удовлетворения потребности в безопасности является для ребенка-дошкольника наличие определенных режимных моментов. Режим дня – это определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, регулярное и калорийное питание, выполнение правил личной гигиены. Систематическое выполнение необходимых условий для правильной организации режима дня способствует хорошему самочувствию детей , поддержанию на высоком уровне функционального состояния нервной системы, положительно влияет на процессы роста и развития организма .

Эмоционально -активизирующий компонент среды

Активизация эмоциональных состояний происходит, когда случается «радость узнавания» , или при встрече с чем-то новым, необычным (но не пугающим для ребенка) . Чаще всего эмоциональная активизация переживаний ребенка происходит в игровой деятельности. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольника. Поэтому воспитателю необходимо целенаправленно включать игры и игровые занятия, ориентированные на активизацию и оптимизацию эмоционально -чувственной сферы ребенка. К таковым относятся :

Игры с детьми на накопление эмоций ;

Игры на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми;

Игры на преодоление негативных эмоций ;

Игры на снятие эмоционального напряжения , релаксацию;

Игры на развитие эмпатии у детей и другие .

Так как же мы можем подействовать на развитие эмоций у детей? (ответы) . Но сначала хотелось бы вспомнить, какие эмоции мы знаем. Все мы хорошо знаем игру «Угадай-ка!» и я хочу сейчас немного поиграть с вами.

1. Мои глаза слегка прищурены.

Уголки рта слегка приподняты.

Я смеюсь.

(Радость)

2. Глаза слегка сужены.

Уголки рта опущены.

(Грусть)

3. Мои брови нахмурены и сдвинуты.

Зубы стиснуты.

Губы плотно сжаты.

Ноздри расширены и дрожат.

Я сжимаю кулаки.

Я хочу ударить.

(Злость)

4. Мои брови приподняты.

Рот слегка приоткрыт, округлён.

Глаза широко раскрыты.

Я восклицаю: «О-о-о!» или «Ах!»

(Удивление)

5. Мои брови приподняты и слегка сведены к переносице.

Глаза очень широко открыты.

Я хочу защититься, спрятаться, убежать.

(Страх)

6. Когда мне интересно, я сосредотачиваюсь.

Я смотрю внимательно на предмет.

Мои брови слегка сведены.

(Интерес)

7. Я опускаю и отворачиваю голову в сторону.

Я прячу глаза.

У меня краснеет лицо, уши.

Я испытываю …

(Стыд)

Эмоционально -тренирующий компонент среды

Психогимнастика представляет собой специальные занятия, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером. Но не менее важно проигрывать эти комплексы упражнений и со здоровыми детьми в качестве психофизической разрядки и профилактики. Основная цель занятий по психогимнастике – овладение навыками управления своей эмоциональной сферой : развития у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции , правильно их выражать и полноценно переживать.

Подводя итоги, отметим следующее. Становится очевидным тот факт, что переживания радости, побуждение позитивных эмоций для раннего детства должно стать одним из доминантных направлений в организации жизнедеятельности ДОУ.

Я хочу познакомить вас с пособием «Весёлый светофор» . Этот светофор располагается у нас вначале кабинета. Приходя на занятие, дети подходят к пособию и сразу же отмечают своё настроение. Я обязательно фиксирую для себя, с каким настроением ребёнок пришёл на занятие. Для работы нам нужно три круга – красный, желтый и зеленый. К каждому из них мы приклеим белый круг меньшего диаметра, для изображения эмоции. Примечание: кроме уголка эмоций, данное пособие может быть использовано в играх по ПДД – как макет светофора. Ленточки, позволяют перекручивать стороны светофора между собой (так можно уменьшить количество эмоций – например: для малышей). Для распознавания настроения у детей, используются обычные прищепки.

Круг красного цвета означает, что у ребёнка плохое настроение, он грустит или печалится. Круг желтого цвета означает, что у ребёнка, пришедшего на занятие, спокойное, нейтральное настроение, без эмоций. Круг зелёного цвета – это, конечно же, веселье, радость, настроение прекрасное. Я хочу пожелать вам сегодня, чтобы и у вас, уважаемые коллеги, от нашей встречи осталось только хорошее «зеленое» настроение!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 26 «Теремок»

Перспективное планирование

«Развитие эмоциональной сферы дошкольников в условиях ДОУ»

/старший возраст/

Разработала:

Воспитатель

Кузьминых В.М.

г. Йошкар-Ола

2012г.

Введение

Если задаться вопросом, какие психологические проблемы наиболее актуальны для детей нашего столетия, то проблема эмоционального развития наверняка займёт одно из первых мест. И в этом нет ничего удивительного. Нагрузка на психику сейчас несравнимо больше чем раньше. В этом виноват и ритм современной жизни, и обилие информации, и калейдоскоп событий и лиц. Наши дети естественно делят с нами эти трудности.

В последнее время проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов. Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального образования, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства.

Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они становятся более осознанными, обобщенными. Старший дошкольник в известной степени начинает управлять выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью слова.

Таким образом, можно выделить особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте:

  • ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;
  • изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;
  • чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными;
  • формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Эти задачи решаются на занятиях по театрализованной деятельности. Игры-занятия проводятся с дошкольниками и способствуют тому, чтобы они смогли и захотели "превратиться" в героя любого литературного произведения, разыграть сценки из жизни, ситуации. Вот, где ребенок становится настоящим волшебником, который творит добро, приносить радость другим и себе.

Игра - драматизация служит эффективным средством для выявления тех объективных отношений, в которых живет ребенок: вступая в игре в реальные отношения со своими партнерами, он проявляет присущие ему личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В тоже время, внесение в игру нового эмоционального опыта (переживания радости от общения со сверстниками или от перевоплощения в роли и т.д.) способствует нейтрализации отрицательных эмоциональных проявлений у детей, приводят к формированию у них новых положительных качеств и стремлений, новых побуждений и потребностей.

Форма организации

Цель

СЕНТЯБРЬ

  1. Упражнение «Доброе животное»
  1. Игра «День рождения»
  1. Игра «Хороводы сказочных героев»
  • Снятие психомышечного напряжения, обучение детей понимать чувства других, сопереживать, сплочение детского коллектива.
  • Сплочение группы и создание в ней благоприятного эмоционального фона
  • Развитие выразительности движений, мимики, раскованности.

ОКТЯБРЬ

  1. Занятие «Знакомство с эмоцией радости»
  1. Психогимнастика «Ручеёк радости»
  2. Этюд «Встреча с другом»
  1. Игра «Весёлое путешествие»
  • Знакомство с эмоцией радости, развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики, способствовать развитию выразительности жестов, обучение элементарным приёмам регулирования поведения.
  • Развитие воображения, чувства эмпатии, снятие психомышечного напряжения.
  • Развитие способности распознавать и передавать эмоциональное состояние.
  • Создание благоприятного эмоционального фона; вовлечение детей в игру; развивать умение распознавать настроение музыкального произведения

НОЯБРЬ

1. Игра – музыкальная импровизация.

2. Занятие «Путешествие в сказку»

3. Занятие « Я знаю, я умею, я могу!»

  • Создавать положительный эмоциональный фон; развивать навыки общения ребёнка со сверстниками; формировать у детей представление о значении взаимопомощи на примерах сказочных сюжетов и персонажей

ДЕКАБРЬ

  1. Занятие «Перевоспитаем Страшилку»
  1. Занятие «Встреча с медведем»
  2. Упражнение «Маленький храбрец»
  3. Психотехника «Волшебный клубочек»
  • Знакомство с эмоцией страха; Развитие воображения и творческих способностей; умение изображать эмоцию страха схематически и изображать мимикой.
  • Развивать умение различать страх и испуг
  • Коррекция эмоции страха.
  • Повышение самооценки, снятие психомышечного напряжения, устранение страхов, создание положительного эмоционального фона

МАЙ

  1. Игра – музыкальная импровизация.
  1. Занятие «Путешествие в сказку»
  1. Занятие « Я знаю, я умею, я могу!»
  • Развивать умение быстрого и точного определения по пиктограмме эмоционального состояния, свободное воплощение его в мимике, пластике и интонациях; развивать двигательно-звуковую творческую активность
  • Повторить пройденное и закрепить знания, умения детей;

формировать у детей представление о значении взаимопомощи на примерах сказочных сюжетов и персонажей

  • создавать положительный эмоциональный фон; развивать навыки общения ребёнка со сверстниками; формировать у детей представление о значении взаимопомощи на примерах сказочных сюжетов и персонажей

В ходе работы я изучила общие аспекты развития эмоциональной сферы дошкольника. Увидела, как важна эта функция для общего развития ребенка, для становления его личности, для формирования жизненного опыта.

Способы поведения, которые мы, естественно демонстрируем ребенку в обыденной жизни, не всегда продуктивны, иногда – неадекватны, часто – ограничены нашим собственным опытом и недостатками. Поэтому для развития эмоциональной сферы дошкольника необходима специальная работа в этом направлении.

Если начать развивать эмоциональную сферу в детстве, развивать и тренировать способности предвидеть, брать на себя ответственность и руководить своими действиями, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия и совершенства в управлении самим собой.