Open
Close

Понятие социальная реабилитация. Формы и виды социальной реабилитации

Социальная реабилитация - это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде. В международной практике под реабилитацией понимается восстановление имевшихся в прошлом способностей, утерянных по причине болезни и других изменений условий жизнедеятельности. В России реабилитацией называют как восстановление после тяжелой болезни, так и комплексную помощь людям с ограниченными возможностями, и восстановление доброго имени и репутации, восстановление (в административном порядке) в прежних правах.
Социальная реабилитация - это комплекс мер, направленных на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, это программы и действия, направленные на восстановление личного и профессионального статуса человека для более полной интеграции в общество. Например, бывшие заключенные иногда забывают нормы и правила общественной жизни после долгих периодов заключения. Социальная реабилитация представляет собой взамозависимый процесс, с одной стороны, направленный на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, с другой - на изменение характера самой среды, ограничивающей реализацию потребностей человека. Можно говорить о различных видах реабилитации: социальная реабилитация, медико-социальная реабилитация, социально-правовая реабилитация, психолого-педагогическая реабилитация, социально-бытовая и трудовая реабилитация. Реабилитация - это комплексная, многоуровневая, этапная и динамическая система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление человека в правах, статусе, здоровье, дееспособности в социуме.

К основным принципам социальной реабилитации следует отнести: этапность, дифференцированность, комплексность, преемственность, последовательность, непрерывность в проведении реабилитационных мероприятий, доступность реабилитационных мер и добровольность. Реабилитация включает в себя также аспекты профилактики и коррекции отклонений. Социальная реабилитация имеет различные уровни анализа и осуществления практической деятельности: медико-социальный; профессионально-трудовой; социально-психологический; социально-ролевой; социально-бытовой; социально-правовой; психолого-педагогический; социально-средовой. Социальная реабилитация как технология социальной работы может быть типологизирована по категориальному принципу:

  • реабилитация инвалидов, детей-инвалидов;
  • людей пожилого возраста;
  • социальная реабилитация военнослужащих и жертв военных конфликтов. Система реабилитации военнослужащих реализуется по трем основным направлениям: социальная, психологическая и медицинская. Основной целью такой реабилитации становятся ресоциализация или социализация личности И"восстановление ее прежнего уровня и статуса. Основными задачами социальной реабилитации военнослужащих и участников военных конфликтов являются соблюдение их социальных гарантий, контроль над реализацией социальных льгот, правовая защита, формирование позитивного общественного мнения;
  • реабилитация лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы. Проблема ресоциализации таких людей обостряется в условиях социально-политической трансформации постсоветского общества. Бывшим заключенным труднее решить проблему трудоустройства в условиях фактического роста безработицы, повышения требований к качеству рабо-

чей силы, уровню квалификации и личным качествам работника. Социальная реабилитация в данном аспекте более всего должна быть направлена на восстановление социально-правового статуса личности, на снятие или смягчение имеющихся социальных барьеров и стереотипов, исключающих данную категорию людей из сферы нормальной жизнедеятельности общества.
Опыт практической работы в рамках технологии социальной реабилитации предусматривает осуществление конкретных, часто адресных мероприятий в соответствии со структурой индивидуальной программы реабилитации. Например, существуют индивидуальные реабилитационные карты МСЭ для инвалидов. Индивидуальная программа реабилитации - это комплекс специальных реабилитационных мер, включающих конкретные формы, способы, используемые средства, сроки и длительность проведения мероприятий, направленных на восстановление и-компен- сацию нарушенных или утраченных функций организма, интеграцию инвалида в общество. В индивидуальной программе обычно отражены медицинская, социально-средо- вая и профессионально-трудовая реабилитация. Следует более подробно остановиться на анализе социально-сре- довой реабилитации, которая предполагает такие способы, как обучение навыкам приспособления к новым условиям жизни. Социально-средовая реабилитация инвалидов - это комплекс мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции инвалидов, восстановление или формирование социального статуса, утраченных общественных связей на микро- и макроуровне. Социально-средовая реабилитация осуществляется в двух основных направлениях:

  • приспособление окружающей среды к потребностям инвалидов (обеспечение средствами передвижения, протезно-ортопедической помощью, техническими средствами), адаптация социального пространства города, его районов и социальной инфраструктуры

к потребностям людей с ограниченными возможностями;

  • адаптация инвалида к окружающей среде, развитие навыков, обеспечивающих возможность самообслуживания.
Необходимо помнить о том, что создание условий для нормального и независимого быта, самообслуживания людей с ограниченными возможностями является важным фактором, повышающим дееспособность инвалидов. Максимальное устранение или уменьшение неудобств, с которыми сталкиваются инвалиды на улице или в собственной квартире, - задача, решение которой способствует реализации принципа интеграции инвалидов в общество.
Сегодня достаточно широко обсуждается необходимость создания безбарьерной среды для инвалидов и других категорий маломобильных граждан. Объективно существуют условия, ограничивающие возможности инвалидов передвигаться в городском пространстве. Эти ограничения выражены в отсутствии специальных технических приспособлений для инвалидов в транспорте и на улице, неадекватности общественных городских зданий и сооружений потребностям людей с ограниченными возможностями. Вместе с рассмотрением объективно существующих ограничений анализ сенсорного восприятия окружающей среды инвалидами и членами их семей делает картину более полной, во многом позволяет оценить проблему с других позиций.
Впервые идея обращенности к среде, к исправлению ее сенсорных качеств была выдвинута К. Линчем в работе «Образ города»^
Идеи автора имеют гуманистическую основу и направлены на устойчивые человеческие ценности. Содержательной является идея К. Линча о создании механизмов связи между проектировщиками, пользователями и средой, служащей объектом деятельности. Актуальность создания таких механизмов связи усиливается, если речь идет о лю-

дях, имеющих особые требования к качеству и характеру городского пространства. Из-за позиции социального меньшинства их потребности часто игнорируются. Существующие в городском пространстве барьеры могут быть ослаблены только в том случае, если чувственные критерии, потребности инвалидов удастся представить предельно ясно, сделать их открытыми. Источниками формирования представлений о том, как следует организовать городское пространство, должны быть не только специалисты, профессионалы, но и жители города с нарушениями развития, имеющие особые требования к организации городского пространства и его объектов.
Таким образом, анализ качества региона с позиции различных социальных групп, в том числе инвалидов, является реальным основанием как для общественных действий, так и для переосмысления устоявшихся градостроительных концепций. Его распространение способно возбудить общественную поддержку делу создания безбарьерной среды и улучшения ее качества в целом.
Можно рекомендовать некоторое изменение процесса проектирования с учетом предложений, мнений пользователей путем проведения обсуждений строительных концепций совместно с представителями общественных организаций инвалидов разных категорий (инвалиды по зрению ВОС, по слуху БОГ. ВОИ). Вместе с тем в целях создания оптимального пространства уместно использовать социальную технологию проектной экспертизы, где осуществляется экспертиза строительных проектов с позиции их доступности и открытости для людей с ограниченными возможностями. В состав такой экспертной группы должны входить профессионалы - строители и проектировщики, социальные работники, сами инвалиды или их представители от общественных организаций.
Успех формирования безбарьерной среды во многом зависит от хорошей организации неформального обмена информацией и мнениями между общественными и иными организациями инвалидов и персоналом строительных*
проектных учреждений, администраций города; от наличия специальных законодательных актов, регулирующих проблемы создания доступной среды; достаточного ресурсного обеспечения проектов строительства и реконструкции. Соблюдение этих условий делает возможным удовлетворение специальных требований, а реализация проектов доступности города для инвалидов становится механизмом преодоления социальных проблем инвалидности и средством смягчения социальных конфликтов.
Основные меры социальной реабилитации пожилых людей включают разработку научно обоснованных практик оказания социальной помощи геронтологической группе. Социокультурный контекст геронтологической проблематики характеризуется прежде всего низким социально-экономическим статусом пожилого человека, проблемами одиночества и отсутствия достаточного количества помогающих ресурсов. Система социального обслуживания пожилых граждан на сегодняшний день нуждается в качественных дополнениях, а в ряде случаев - в качественных преобразованиях. Реабилитация пожилых граждан связана с восстановлением их социальной активности, максимальным включением в повседневную жизнь общества. Программы реабилитации пожилых граждан не должны ограничивать сферу жизнедеятельности этой категории населения. Направления реабилитации должны включать не только медико-социальные мероприятия, лекарственное обеспечение, материальную помощь, но и образовательные, досуговые, творческие методы, расширяющие спектр приложения активности пожилого человека.
Технология социальной реабилитации реализуется на трех уровнях.

  1. Индивиду альныйуровень социальнойработы.
Кейсуорк - этот метод предложен М. Ричмонд и тесно связан с развитием психоанализа в начале XX столетия. Его суть - в решении проблемы с целью предоставления опоры и побуждения клиента разобраться в проблеме и справиться с жизненной ситуацией. Основной упор дела-

ется на адаптацию клиента к социальной ситуации. Данный метод особенно актуален в США, опирается на выбор психологического подхода к пониманию личности. (Например, при психоаналитическом подходе основной упор делается на анализ интрапсихической динамики клиента и оказании помощи в разрешении внутриличност- ных проблем; при бихевиоральном - концентрация внимания на дезадаптивных моделях поведения и их коррекции и т. д.).
Но независимо от психологического подхода к пониманию личности можно выделить общие элементы, составляющие метод:

  • установление первичной коммуникации (эмоциональный и интеллектуальный контакт);
  • изучение и анализ проблемной ситуации;
  • определение целей и задач совместной работы;
  • видоизменение взаимоотношений индивида с социальным окружением и/или самим собой;
  • оценка прогресса и результат совмести ой’ работы.
Разные индивидуальные подходы предполагают разные
виды помощи: беседы, консультирование, привлечение специалистов и т. п. Для эффективности данного метода важно учитывать, есть ли установка на необходимость оказания именно индивидуальной помощи, обладает ли специалист необходимым уровнем психолого-педагогической подготовки, возрастные, личностные, индивидуальные особенности клиента.
Метод индивидуальной социальной работы особенно оправдан в определении перспектив, в адаптации к реальности, преодолении стрессов, приобретении коммуникативных умений, в самопознании и самопринятии.
2. Групповой уровень социальной работы активно разрабатывался в 70-е годы5. Особое значение для разработки метода сыграли результаты исследований теории малых групп (Я. Коломинский, Р. Кричевский, К. Рудестам и др.).

К важнейшим выводам можно отнести следующие положения:

  • малая группа способствует выходу из роли «только слушателя»;
  • в малой группе становится реальным познание собственной точки зрения, собственного жизненного опыта, личных возможностей;
  • в малой группе возможна обратная связь, т. е. выяснение того, как индивид воздействует на других своим поведением и словом;
  • малая группа может стать инструментом накопления личного опыта, способом управления и проверки достигнутого.
Цель метода групповой работы - оказание помощи клиенту через передачу группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения. Реализация этой цели может быть достигнута за счет либо организации групповой деятельности и социальной активности членов группы в достижении общезначимых целей, либо расширения сферы индивидуального опыта и самосознания в интенсивном общении, либо включения группы в продуктивную творческую деятельность."
Реализация метода групповой социальной работы, зависит от целей и задач группы. В практике социальной работы выделяют различные группы. Например, категорию социокультурных групп составляют группы восстановления, группы восстановления умений, образовательные группы, группы самопомощи. Помимо этого существуют еще терапевтические группы, деятельность которых направлена на разрешение психосоматических и экзистенциальных проблем.
В зависимости от целей группы позиция социального работника может быть различной. Если группа ориентирована на достижение каких-либо общезначимых в ши-

роком правовом и гражданском контексте целей (например, открытие спортивной площадки в микрорайоне), то социальный работник выполняет роль организатора и координатора внешних связей группы. Если цель группы - расширение сферы самосознания и индивидуального опыта за счет интенсивного и рефлексивного общения (например, тренинг коммуникативных навыков), то в этом случае социальный работник - посредник внутригруппового взаимодействия.
Метод групповой социальной работы не имеет некоего «застывшего» вида, в настоящее время появляются новые оригинальные формы, такие как метод семейной терапии в США8.

  1. Социальнаяработа науровне общины. Этотуровень основан на взаимодействии социальных служб или социального работника с представителями различных общественных групп и организаций на местном, региональном или общегосударственном уровне. «Община» (коммъюни- ти) - сложная социально-экономическая, культурно-историческая система групповой общности людей. Ком- мьюнити выполняет целый ряд функций по отношению к ее членам: социализации, взаимоподдержки, производства и распределения благ, социального контроля, т. е. всего того, что направлено на развитие жизненного сценария общины и личности. Приоритетные задачи общинной социальной работы:
  • развитие социальных связей в местной общине и организация системы взаимопомощи и кооперации определенной общности людей;
  • разработка, внедрение и оценка эффективности различных социальных программ и планов деятельности различных организаций, связанных с вопросами социального благосостояния населения.
аТеория и практика социальной работы; отечественный и зарубежный опыт. Т. 1. ~ М.; Тула, 1991.

Реализация этих задач направлена на достижение главной цели - активизации развития общности и улучшения модели ее жизнедеятельности.
Основные принципы реализации метода общинной социальной работы: доступность сервиса; активное сотрудничество потребителей и сервиса помощи; межведомственный подход; поддержка и развитие новых инициатив; децентрализация контроля за бюджетом; подвижность.
Формы реализации метода общинной социальной работы различны и особенно широко представлены в европейских моделях социальной работы (социальное планирование в Швеции, создание ассоциаций жильцов в Великобритании и т. д.).
Для реализации данного метода социальному работнику приходится выполнять целый ряд ролей: адвоката, брокера, эксперта, социального ориентира, что в свою очередь требует широкой теоретической и практической подготовки. Особенно актуальны умения организации и проведения социологических исследований и социально-психологические методы работы. Зачастую решение проблем общины требует комплексного вмешательства специалистов - врачей, юристов, психологов и т. п.
Взаимосвязь факторов, влияющих на поведение личности, требует комплексного использования всех групп методов социальной работы, тем более что многие методы в практической плоскости пересекаются и применение одного из них требует одновременного применения других.

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ КАК ПРОБЛЕМА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Уварова Оксана Александровна

студент 4 курса, кафедра социальной работы, СКФУ, г. Ставрополь

Е- mail : YOA .91@ mail . ru

Агулина Светлана Вячеславовна

научный руководитель, канд. пед. наук, доцент СКФУ, г. Ставрополь

Главной задачей социальной работы является сохранение и поддержание человека, а так же группы или коллектива в состоянии энергичного, творческого отношения к себе и своей жизнедеятельности.

«Любой социальный субъект, в период всей своей жизни много раз сталкивается с ситуациями, при которых рушится привычная для него модель жизнедеятельности, рвутся сформировавшиеся социальные связи и отношения. В данных условиях субъекту нужно не только свыкнуться и адаптироваться к новым условиям жизни, но и необходимо постараться вернуть потерянные социальные позиции, воссоздать эмоциональные, психологические и физические ресурсы, а также необходимые социальные связи и отношения» .

Понятие реабилитации употребляется в разнообразных областях науки и практики и содержит в себе ряд аспектов: социальный, психологический, медицинский, правовой и профессиональный. Остановимся на сущности понятий «реабилитация» и «социальная реабилитация».

Согласно К. Реннеру и Г. Юмашеву «реабилитация содержит в себе общественно нужное функциональное и социально-трудовое восстановление больных и инвалидов, как детей, так и взрослых, воплощать в действительность комплексное применение психологических, педагогических, медицинских, юридических, общественных, государственных и других мероприятий» .

«Социальная реабилитация - это комплекс мер, позволяющий восстановить человека в правах, дееспособности и социальном статусе. Такой процесс устремлен на восстановление способности человека к условиям жизни и деятельности в социальной среде, когда то нарушенных или ограниченных по различным причинам» .

«В социальной реабилитации как технологии социальной работы главную роль играет восстановление социального статуса гражданина или группы граждан, которые утратили его в трудной жизненной ситуации. Сюда относятся проблемы, возникшие в связи с безработицей, инвалидностью, миграцией и отбыванием наказания в местах лишения свободы и т. д.» .

В социальной реабилитации необходимым является помощь человеку или группе людей. Во-первых, нужно дать им возможность вступить в активную жизнедеятельность; во-вторых, дать гарантии определённого уровня социальной стабильности; в-третьих, показать новые перспективы внутри приобретенного социального статуса; и наконец, в-четвертых, точно выработать чувство собственной важности и чувство ответственности за свою жизнь.

«К средствам, которым располагает нынешнее общество в социальной реабилитации, относятся такие системы как:

  • образования;
  • здравоохранения;
  • профессиональная подготовка и переподготовка специалистов;
  • массовые коммуникации и средства массовой информации;
  • общественные и негосударственные организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции» .

К важнейшим целям социальной реабилитации, можно отнести следующие: восстановление социального статуса субъекта, достижение им духовной, социальной и материальной независимости, повышение социальной адаптации к новоприобретенным условиям жизнедеятельности. Социальный работник организовывает намеренный и целеустремленный процесс достижения таких целей. Сложность состоит в том, что часто объектом социально-реабилитационной деятельности является взрослый, самостоятельный человек, сформировавшийся как личность, с устоявшейся системой умений, знаний и навыков, интересов и идеалов, а так же системой потребностей.

«На практике в социальной работе реабилитационная помощь выражается к разным категориям нуждающихся граждан, что способствует определению и направлению реабилитационной деятельности. К ним относятся такие направления как:

  • пожилые люди;
  • социальная реабилитация инвалидов и детей с ограниченными возможностями;
  • военнослужащие, участвовавшие в войнах и военных конфликтах;
  • реабилитация лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы и др.» .

В рамках этих направлений социальной реабилитации важным является выбор ее определенного вида. Основными видами социальной реабилитации являются социально-медицинская, социально-психологическая, социально-педагогическая, профессиональная, трудовая и социально-средовая реабилитация. Раскроем их сущность.

Социально-медицинская реабилитация - помогает восстановить или сформировать у человека новые навыки пригодные для полноценной жизни, а так же помогает в организации быта и ведения домашнего хозяйства.

Социально-психологическая реабилитация - помогает в восстановлении психологического и психического здоровья человека, оптимизирует внутригрупповые связи и отношения.

Социально-педагогическая реабилитация - помогает в организации и осуществлении педагогической помощи при всевозможных отклонениях способности человека получить образование.

Профессиональная и трудовая реабилитация - помогает в формировании новых или восстановлении потерянных человеком трудовых и профессиональных навыков и с дальнейшим трудоустройством.

Социально-средовая реабилитация - помогает в восстановлении чувства социальной значимости для человека в социальной среде.

Для реализации их на практике необходимо соблюдение следующих принципов основных видов социальной реабилитации:

  • Своевременность и поэтапность социально-реабилитационных мероприятий - этот принцип предполагает выявление проблемы клиента и последовательную деятельность по её разрешению.
  • Дифференцированность, системность и комплексность, устремленные к осуществлению социально-реабилитационных мероприятий как одной из целостных систем помощи и поддержки клиенту.
  • Последовательность и непрерывность в проведении социально-реабилитационных мероприятий - этот принцип позволяет восстановить утраченные субъектом ресурсы и предотвратить вероятное возникновение проблемных ситуаций в будущем клиента.
  • Индивидуальный подход к определению объёма, характера и направленности социально-реабилитационных мер.
  • Доступность социально-реабилитационной помощи для всех нуждающихся, вне зависимости от их имущественного и материального положения.

«Основной целью и конечным результатом процесса социальной реабилитации является развитие в человеке склонности к самостоятельной жизнедеятельности, к борьбе с трудностями, способности к сопротивлению отрицательным влияниям среды» .

В практике социальной работы реабилитационная помощь предоставляется разным категориям нуждающихся. К важнейшим направлениям реабилитационной деятельности следует отнести: социальную реабилитацию инвалидов и детей с ограниченными возможностями; военнослужащих, участвовавших в войнах и военных конфликтах; пожилых людей; реабилитацию лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы и др.

Одним из направлений современной социальной политики считается социальная реабилитация и защита инвалидов. В связи с этим выделим главные виды реабилитации инвалидов: психолого-педагогическую, медицинскую, профессионально-трудовую и социально-средовую помощь. В медицинской реабилитации основную роль играет комплекс медицинских мер, которые направлены на восстановление или компенсацию утраченных или нарушенных функций организма.

Социально-средовая реабилитация инвалидов направлена на комплекс мер, которые устремлены на создание лучшей среды их жизнедеятельности, она обеспечивает условия для восстановления социального статуса. Эта реабилитационная деятельность направлена на обеспечение инвалидов, как специальным оборудованием, так и оснащением.

В детских домах-интернатах реабилитация детей с ограниченными физическими возможностями и с различной степенью поражения опорно-двигательного аппарата, активно применяется как спортивно-оздоровительная работа, так и профессионально-трудовое обучение. В интернате формируют учебно-производственные мастерские в основном нескольких профилей, таких как столярное и швейное дело, так же детей-инвалидов обучают профессиям бухгалтера, машинописи с основами делопроизводства.

«Проблемой домов-интернатов для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями является определенная замкнутость, отсутствие свободного общения детей-инвалидов со здоровым миром, что затрудняет адаптацию детей в обществе. Эти проблемы разрешаются в реабилитационных центрах» .

Работа с лицами пожилого возраста в домах-интернатах, обладает своими особенностями. Реабилитация способствует сохранению социальных связей проживающих здесь пожилых людей, чему способствует коллективная и творческая деятельность, общее участие в трудовых процессах. Пожилым людям необходимо поддерживать подвижный и активный образ жизни, в домах-интернатах этому способствует лечебно-трудовые мастерские, специальные цеха, подсобные хозяйства и т. д.

В социальной реабилитации также нуждаются военнослужащие и их семьи. Система реабилитации военнослужащих, ветеранов войн и военных конфликтов реализуется по трем направлениям в виде медицинской, социальной и психологической помощи. Целью реабилитации и социализации личности становится восстановление прежнего уровня социальной жизни. Важнейшими задачами социальной реабилитации военнослужащих являются: обеспечение социальных гарантий ветеранов войн и военных конфликтов, реализация социальных льгот, правовая защита.

«Сильнейшим средством психологической реабилитации служит искренность, понимание и терпение к проблемам лиц, переживших психотравматические военные условия. Отсутствие терпения и понимания со стороны семьи и близких людей порой приводит к печальным последствиям» .

Одним из специальных направлений реабилитационной деятельности является восстановление положения лиц отбывших наказание в местах лишения свободы в правовом и социальном статусе. Такие люди, выйдя на свободу, часто не имеют ни жилья, ни возможности трудоустройства. В сельской местности, создают трудовые бригады из бывших заключенных, где им дается кров и работа. Но таких мест единицы.

В заключении необходимо отметить, что социальная реабилитация направлена на восстановление, как здоровья, трудоспособности, так и социального статуса личности, его правового положения, морально-психологического равновесия и уверенности в себе.

Список литературы:

  1. Кулебякин Е.В. Психология социальной работы. Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004.
  2. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы. - Учебное пособие. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2009.
  3. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. Социальная реабилитация // [Электронный ресурс] - Режим доступа: - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki .
  4. Основы социальной работы. Учебник. / Отв. ред. ПД. Павленок. М.: 2006.
  5. Реферат на тему «Социальная реабилитация» // [Электронный ресурс] - Режим доступа: - URL: http://www.coolreferat.com (дата обращения: 29.09.2012 г.)
  6. Собрание статей.Тематические учебно-методические материалы. Социальная реабилитация // [Электронный ресурс] - Режим доступа: - URL:http://soc-work.ru/article/282 (дата обращения: 29.09.2012 г.)
  7. Теория и методика социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. М.: 2007.
  8. Технология социальной работы. Ч. I. Учеб. пособие для вузов (материалы для практических занятий)/ Под ред. Л.Я. Циткилова. Новочеркасск - Ростов н/Д, 2008.
  9. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. - 4-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006.

Понятие «социальная реабилитация»

Замечание 1

Социальная реабилитация – комплекс мер, направленных на восстановление способностей индивида жить в социальной среде; мероприятия и программы, ориентированные на восстановление личного и профессионального статуса для наиболее полной интеграции в общество.

Социальная реабилитация – взаимозависимый процесс, с одной стороны, направленный на восстановление способностей индивида к жизнедеятельности в социальной среде, а, с другой стороны – изменение социальной среды, удерживающую реализацию потребностей человека.

Определение 1

Реабилитация - это многоуровневая, комплексная, динамическая и этапная система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление человека в статусе, правах, дееспособности, здоровье в социуме.

Социальная реабилитация обладает разными уровнями анализа и реализации практической деятельности:

  • профессионально-трудовой;
  • медико-социальный;
  • социально-психологический;
  • социально-правовой;
  • социально-бытовой;
  • социально-ролевой;
  • социально-средовой;
  • психолого-педагогический.

Технология социальной реабилитации

Как технология социальной работы социальная реабилитация по категориальному признаку представляет несколько-типов реабилитации:

  • детей-инвалидов, инвалидов;
  • военнослужащих и жертв военных конфликтов;
  • людей пожилого возраста;
  • лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы.

Социальная реабилитация военнослужащих осуществляется по следующим направлениям: психологическая, социальная, медицинская. Главная цель реабилитации военнослужащих и жертв военных конфликтов – ресоциализация, восстановление прежнего социального статуса личности. Основные задачи данного типа социализации: соблюдение социальных гарантий участников военных конфликтов и военнослужащих, контроль над осуществлением социальных льгот, формирование позитивного мнения социума, правовая защита.

Проблема ресоциализации лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, в условиях социально-политической трансформации стоит особенно остро. Бывшим заключенным гораздо сложнее найти работу в условиях роста безработицы, повышения требований к уровню квалификации работника, качеству рабочей силы. Социальная реабилитация такой категории граждан должна быть направлена, в первую очередь, на смягчение или снятие социальных стереотипов и барьеров, восстановление социально-правового статуса.

Практическая деятельность в рамках технологии социальной реабилитации обеспечивает реализацию определенных, адресных мероприятий согласно структурной индивидуальной программы реабилитации.

Технология социальной реабилитации осуществляется на трех уровнях:

  1. Индивидуальный уровень. Метод «кейсуорк» основан на решении проблемы для предоставления опоры и побуждения индивида справиться с жизненной ситуацией и разобраться в проблеме. Данный подход опирается на выбор психологического подхода к пониманию личности. Метод составляют следующие элементы: установление первичной коммуникации; анализ и изучение проблемной ситуации; определение целей и задач работы; трансформация взаимоотношений личности с самим собой, с социальным окружением; оценка результатов совместной работы, прогресса. Метод индивидуальной работы эффективен в определении перспектив, преодолении стрессов, в адаптации к реальности, в самопринятии и самопознании, в приобретении коммуникативных умений.
  2. Групповой уровень. Основная цель метода групповой работы – предоставление помощи индивиду через передачу группового опыта для формирования социального опыта, развития духовных и физических сил. Для реализации этой цели организуется групповая деятельность, активизируется социальная активность членов группы; расширяется сфера самосознания и индивидуального опыта через интенсивное общение, включение группы в творческую, продуктивную деятельность. Выделяют различные группы, формирующиеся в зависимости от поставленных целей и задач: группы восстановления, группы самопомощи, образовательные группы, терапевтические группы, ориентированные на разрешение экзистенциальных и психосоматических проблем.
  3. Социальная работа на уровне общины. Деятельность, основанная на взаимодействии социального работника или социальных служб с представителями различных общественных организаций на общегосударственном, региональном или местном уровне. Коммъюнити (община) – сложная культурно-историческая, социально-экономическая система групповой общности людей, выполняющая по отношению к свои членам, ряд функций: взаимоподдержки, социализации, социального контроля, производства и распределения социальных благ и т.д. Главная цель деятельности – активизация развития и улучшение жизнедеятельности общности. Принципы реализации метода социальной работы на уровне общины: доступность сервиса, межведомственный подход, активное сотрудничество граждан и сервиса помощи, развитие и поддержка новых инициатив, подвижность, децентрализация контроля за бюджетом.

Индивидуальная программа социальной реабилитации

В индивидуальной программе социальной реабилитации отображены социально-средовая, медицинская, профессионально-трудовая составляющие.

Замечание 2

Индивидуальная программа реабилитации – комплекс специальных мер по реабилитации личности, включающие конкретные способы, формы, применяемые средства, сроки проведения мероприятий, направленные на компенсацию и восстановление функций организма, интеграцию личности в общество.

Социально-средовая реабилитация предполагает обучение навыкам адаптации к новым условиям жизнедеятельности.

Основные мероприятия по социальной реабилитации лиц пожилого возраста включают научно-обоснованные практики предоставления социальной помощи данной группе граждан.

Социокультурный смысл проблем геронтологической группы характеризуется низким социально-экономическим статусом пожилого человека, отсутствием необходимых помогающих ресурсов, проблемами одиночества.

Социальная реабилитация пожилых людей связана с восстановлением их социальной активности, включением в жизнь социума.

Программа реабилитации лиц пожилого возраста должна включать: лекарственное обеспечение, медико-социальные мероприятия, материальную помощь, досуговы, образовательные, творческие методы, увеличивающие спектр приложения их активности.

Социальная реабилитация – комплекс мер, направ­ленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности.

Осуществление социальной реабилитации в значитель­ной мере зависит от соблюдения ее основных принципов . К ним следует отнести:

· этапность;

· дифференцированность;

· комплексность;

· преемственность;

· последовательность;

· не­прерывность в проведении реабилитационных мероприя­тий;

· доступность и преимущественную бесплатность для наиболее нуждающихся (инвалидов, пенсионеров, бежен­цев и др.).

В социально-реабилитационной деятельности выделяются уровни :

медико-социальный;

§ профессионально-трудовой;

§ социально-психологический;

§ социально-ролевой;

§ социаль­но-бытовой;

§ социально-правовой.

В практической социальной работе реабилитационная помощь оказывается различным категориям нуждающих­ся. В зависимости от этого определяются и важнейшие на­правления реабилитационной деятельности. К таким направлениям следует отнести социальную реабилитацию:

· инвалидов и детей с ограниченными возмож­ностями;

· пожилых людей;

· военнослужащих, участвовав­ших в войнах и военных конфликтах;

· лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы и др.

Одним из приоритетов современной социальной поли­тики является социальная защита инвалидов.

Реабилитация инвалидов

Основными видами реабилитации инвалидов являют­ся: медицинская, социально-средовая, профессионально-трудовая и психолого-педагогическая.

Медицинская реа­билитация включает в себя комплекс медицинских мер, направленных на восстановление или компенсацию нару­шенных или утраченных функций организма, приведших к инвалидности. К ним относятся восстановительное и санаторно-курортное лечение, профилактика осложнений, реконструктивная хирургия, протезирование, физиотерапия, лечебная физкультура, грязелечение, психотерапия и др. Государство гарантирует инвалидам обеспечение в полном объеме всех видов медицинской по­мощи, которая осуще­ствляется бесплатно или на льготных условиях в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации и зако­нодательством ее субъектов.

Социально-средовая реабилитация инвалидов – это комплекс мер, направленных на создание оптимальной среды их жизнедеятельности, обеспечение условий для восстановления социального статуса и утраченных обще­ственных связей. Такая реабилитационная деятельность нацелена на обеспечение инвалидов специальным обору­дованием и оснащением, которое позволяет им быть отно­сительно независимыми в бытовом плане.

Под профессионально-трудовой реабилитацией инвали­дов понимается система гарантированных государством мероприятий по профессиональной ориентации, професси­ональному обучению и трудовому устройству инвалидов в соответствии с их здоровьем, квалификацией и личными склонностями. Медико-социальными экспертными комиссиями и реа­билитационными центрами осуществляется профессиональ­ная ориентация. Профессиональное обучение проводится в обычных или специализированных учебных заведениях по подготовке специалистов разного профиля, а также в системе производственно-технического обучения на пред­приятиях. Трудоустройство инвалидов, находящихся без работы, осуществляют службы занятости, где для этого имеются специальные подразделения.

Имеются специфические особен­ности трудоустройства инвалидов в сельской местности. Для них используются такие формы трудоустройства, как ра­бота в составе специализированных полевых бригад, ин­дивидуальная заготовка дикорастущей продукции, работа в подсобных производствах и на дому по изготовлению мел­кой продукции.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида включает в себя комплекс оптимальных для него реаби­литационных мероприятий. Она содержит реабилитационные мероприя­тия, предоставляемые бесплатно в соответствии с федеральной базовой программой реабилитации инвали­дов, а также такие, в оплате которых принимает участие сам инвалид, либо другие лица и организации.

Реабилитация детей-инвалидов

Реабилитация детей-инвалидов должна начинаться на самых ранних стадиях болезни. В индивидуальных ком­плексных программах реабилитации детей-инвалидов дол­жны быть отражены не только основные аспекты реабили­тации (медицинский, психологический, педагогический, социальный, социально-бытовой), но и реабилитационные меры, их объем, сроки проведения и контроля.

Проблемной стороной реабилитационного процесса в условиях домов-интернатов для детей с ограниченными возможностями является его определенная замкнутость. Здесь отсутствует возможность более широкого общения детей-инвалидов со здоровым окружением, что наклады­вает своеобразный отпечаток на уровень социализации де­тей, затрудняет их адаптацию в обществе. Такие проблемы лучше решаются в реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями.

Примерное положение об этих центрах было утверждено Министер­ством социальной защиты населения Российской Федера­ции в декабре 1994 г. В соответствии с ним, целью дея­тельности центра является не только оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом или ум­ственном развитии, квалифицированной медико-социаль­ной, психолого-социальной, социально-педагогической помощи, но и их адаптирование к жизни в обществе, семье, к обуче­нию и труду.


Реабилитация пожилых людей

Большое значение для жизни пожилых людей приобре­тает медико-социальная реа­билитация. В силу естественного старения организма с воз­растом чаще проявляются хронические заболевания. Растет число лиц, нуждающихся в постоянном медицин­ском наблюдении. Вопросы медико-социальной реабили­тации пожилых людей профессионально решаются в ши­рокопрофильных реабилитационных центрах и в специа­лизированных геронтологических центрах.

В геронтологических центрах обычно используются ме­дикаментозные, немедикаментозные и организационные способы медико-социальной реабилитации пожилых лю­дей. Медикаментозный включает в себя общеукрепляющую, симптоматическую, стимулирующую и другие виды тера­пии. К немедикаментозным относятся массаж, физиотера­пия, психотерапия, иглорефлексотерапия, фитотерапия и др. Назначение отдельного режима (постельного, наблюда­тельного, свободного), диспансерное наблюдение, стацио­нарное лечение являют собой организационный способ медико-социальной реабилитации.

Реабилитация лиц пожилого возраста, находящихся в домах-интернатах, имеет свои особенности. Органи­зация реабилитационного процесса в стационарных учреж­дениях социального обслуживания пожилых основывается на современных представлениях о преимуществах подвиж­ного, активного образа жизни человека. Средствами реа­билитации пожилых людей в домах-интернатах являются лечебно-трудовые мастерские, специальные цеха, подсоб­ные хозяйства и др.

Реабилитация детей из неблагополучных семей

Усиление социального не­благополучия в обществе стимулируют асоциальное пове­дение в детской среде. Социальная дезадаптация харак­теризуется не только разрывом связей детей с родителями, учителями, сверстниками, деформированием их ценност­ных ориентации, но и нарушением важнейших видов дея­тельности ребенка. Проявляется социальная дезадаптация в таких девиациях, как бродяжничество, нарушение норм морали, противоправные действия, наркомания, токсико­мания и др.

Методы содержания этих детей не могут быть таки­ми же, как для подростков, больных алкоголизмом и нар­команией, или малолетних преступников. Все они нуж­даются в реабилитации, но формы ее могут быть разные. Для одних допустима временная изоляция и строгий ре­жим, применяемые в приемниках-распределителях. Для подавляющего же большинства несовершеннолетних дезадаптантов местом реабилитации должны стать социальные приюты и социально-реабилитационные центры.

Реабилитация военнослужащих

В специальной реабилитации нуждаются военнослужа­щие – ветераны войн, военных конфликтов и их семьи. Система реабилитации таких военнослужащих реализует­ся по трем основным направлениям: социальная, психо­логическая и медицинская. Основными задачами социальной реабилитации военнослужащих являются: обеспечение их социальных гарантий, контроль над реализацией социальных льгот, правовая защита, формирование позитивного обществен­ного мнения и вовлечение военнослужащих в систему со­циальных отношений.

Основным психотравмирующим воздействием боевой обстановки яв­ляется достаточно длительное пребывание военнослужащих в условиях специфического боевого стресса, действие которого выполняет опре­деленную положительную функцию для человека в период боя, но становится негативным, разрушающим фактором после его окончания в силу постстрессовых реакций. Это может проявиться в немотивированной агрессии в отноше­нии родных, близких и даже случайных людей. Или же в депрессивном состоянии, в стремлении уйти в себя с помощью алкоголя, наркотиков. Такие лица нуждаются в медико-психологической помощи, в специальных мероприятиях психокоррекции и психотерапии.

В определенных реабили­тационных мерах, в психологической помощи нуждаются родители, члены семей участников боевых действий. Средством реабили­тации таких семей могут быть специальные центры, клу­бы родственников лиц, прошедших через войну и военные конфликты.

Реабилитация лиц, отбывших наказание в местах лишения свобо­ды

Особым направлением реабилитационной деятельности является восстановление правового и социального поло­жения лиц, отбывших наказание в местах лишения свобо­ды. Бывший заключенный, не найдя работу и жилье, вновь становится на путь преступления или пополняет ряды бездомных бомжей. Для последних существуют приюты, и часть бывших заключенных может попасть в них. Другая их часть уходит в криминал. В результате «экономия» средств на создание специализи­рованных реабилитационных центров для лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, оборачивается для государства большими потерями и социальными издерж­ками.

Социальная реабилитация, будучи одной из общих тех­нологий социальной работы, направлена на восстановле­ние не только здоровья, трудоспособности, но и социаль­ного статуса личности, его правового положения, мораль­но-психологического равновесия. В зависимости от специфики объекта реабилитации опреде­ляются методики реабилитационного воздействия, до­полняемые соответствующими частными технологиями социальной работы.

Социальная реабилитация - комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности. Этот процесс нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и самой социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам.
Осуществление социальной реабилитации в значительной мере зависит от соблюдения ее основных принципов. К ним следует отнести: этапность, дифференцированность, комплексность, преемственность, последовательность, непрерывность в проведении реабилитационных мероприятий, доступность и преимущественную бесплатность для наиболее нуждающихся (инвалидов, пенсионеров, беженцев и др.).
В рамках социально-реабилитационной деятельности ученые выделяют различные уровни, в их числе обычно называют: медико-социальный, профессионально-трудовой, социально-психологический, социально-ролевой, социально-бытовой, социально-правовой.
В практической социальной работе реабилитационная помощь оказывается различным категориям нуждающихся. В зависимости от этого определяются и важнейшие направления реабилитационной деятельности. К таким направлениям следует, прежде всего, отнести: социальную реабилитацию инвалидов и детей с ограниченными возможностями; пожилых людей; военнослужащих, участвовавших в войнах и военных конфликтах; реабилитацию лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы и др.
Одним из приоритетов современной социальной политики является социальная защита инвалидов, важнейшим направлением которой считается реабилитация.
Основными видами реабилитации инвалидов являются: медицинская, социально-средовая, профессионально-трудовая и психолого-педагогическая. Медицинская реабилитация включает в себя комплекс медицинских мер, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, приведших к инвалидности. Это такие меры, как восстановительное и санаторно-курортное лечение, профилактика осложнений, реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование, физиотерапия, лечебная физкультура, грязелечение, психотерапия и др. Государство гарантирует инвалидам обеспечение в полном объеме всех видов медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение. Все это осуществляется бесплатно или на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством ее субъектов.
Социально-средовая реабилитация инвалидов - это комплекс мер, направленных на создание оптимальной среды их жизнедеятельности, обеспечение условий для восстановления социального статуса и утраченных общественных связей. Такая реабилитационная деятельность нацелена на обеспечение инвалидов специальным оборудованием и оснащением, которое позволяет им быть относительно независимыми в бытовом плане.
В России из общего числа инвалидов не менее трех четвертей нуждаются в технических средствах реабилитации. До недавнего времени в стране насчитывалось всего тридцать наименований реабилитационных средств против двух тысяч, которые были известны в мире. В результате реализации федеральной комплексной программы «Социальная поддержка инвалидов», принятой правительством в январе 1995 г., ситуация стала меняться к лучшему. На начало 1998 г. насчитывалось уже более 200 наименований реабилитационных средств для инвалидов.
Под профессионально-трудовой реабилитацией инвалидов понимается система гарантированных государством мероприятий по профессиональной ориентации, профессиональному обучению и трудовому устройству инвалидов в соответствии с их здоровьем, квалификацией и личными склонностями. Меры профессионально-трудовой реабилитации реализуются в соответствующих реабилитационных учреждениях, организациях и на производстве. В частности, медико-социальными экспертными комиссиями и реабилитационными центрами осуществляется профессиональная ориентация. Профессиональное обучение проводится в обычных или специализированных учебных заведениях по подготовке специалистов разного профиля, а также в системе производственно-технического обучения на предприятиях. Трудоустройство инвалидов, находящихся без работы, осуществляют службы занятости, где для этого имеются специальные подразделения.
Следует отметить, что имеются специфические особенности трудоустройства инвалидов в сельской местности. Для них используются такие формы трудоустройства, как работа в составе специализированных полевых бригад, индивидуальная заготовка дикорастущей продукции, работа в подсобных производствах и на дому по изготовлению мелкой продукции.
Психологическая реабилитация позволяет инвалиду успешно адаптироваться в окружающей среде и в обществе в целом.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида включает в себя комплекс оптимальных для него реабилитационных мероприятий. Разрабатываемая на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы, она содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с федеральной базовой программой реабилитации инвалидов, так и такие, в оплате которых принимает участие и сам инвалид, либо другие лица и организации.
Кризисные явления, характерные для современного состояния российской экономики оказывают негативное воздействие на положение малозащищенных групп населения, в том числе на детей с ограниченными возможностями. Их численность неуклонно растет.
Как считают специалисты, реабилитация детей-инвалидов должна начинаться на самых ранних стадиях болезни, осуществляться непрерывно до достижения в минимально возможные сроки максимального восстановления или компенсации нарушенных функций. В индивидуальных комплексных программах реабилитации детей-инвалидов должны быть отражены не только основные аспекты реабилитации (медицинский, психологический, педагогический, социальный, социально-бытовой), но и реабилитационные меры, их объем, сроки проведения и контроля.
В детских домах-интернатах для детей с ограниченными физическими возможностями сосредоточен контингент с различной степенью поражения опорно-двигательного аппарата. Здесь для их реабилитации широко применяется спортивно-оздоровительная работа, профессионально-трудовое обучение. В интернатах создаются учебно-производственные мастерские преимущественно двух профилей:
столярное и швейное дело. Во многих интернатах детей-инвалидов также обучают профессиям бухгалтера, машинописи с основами делопроизводства.
Проблемной стороной реабилитационного процесса в условиях домов-интернатов для детей с ограниченными возможностями является его определенная замкнутость. Здесь отсутствует возможность более широкого общения детей-инвалидов со здоровым окружением, что накладывает своеобразный отпечаток на уровень социализации детей, затрудняет их адаптацию в обществе. Такие проблемы лучше решаются в реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями. Примерное положение об этих центрах было утверждено Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в декабре 1994 г. В соответствии с ним, целью деятельности центра является не только оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом или умственном развитии, квалифицированной медико-социальной, психолого-социальной, социально-педагогической помощи, но и обеспечение их максимально полной и своевременной адаптацией к жизни в обществе, семье, к обучению и труду. Так, в реабилитационном центре внешкольного образования «Творчество», успешно функционировавшем в Самаре во второй половине 90-х гг., обучение инвалидов школьного возраста в системе дополнительного образования проводилось в коллективе здоровых воспитанников. Первые учились не стесняться своего недуга, у них быстрее формировались необходимые коммуникативные знания, а вторые - видеть в своих товарищах по учебе полноценных людей.
Хотя в последние годы в нашей стране открываются все новые и новые подобные реабилитационные центры, однако их количество недостаточно. Не каждому инвалиду по карману оказываются расходы на прохождение отдельных курсов медицинской и социально-трудовой реабилитации. В этой связи заслуживает внимания опыт далекой Австралии, где инвалид, проходя курс социально-трудовой и медицинской реабилитации, получает надбавки к пенсии по инвалидности. И они практически полностью покрывают все расходы на эти цели.
Важное значение для жизни пожилых людей приобретает социальная и, прежде всего, медико-социальная реабилитация. В силу естественного старения организма с возрастом чаще проявляется ряд хронических заболеваний, растет число лиц, нуждающихся в постоянном медицинском наблюдении. Вопросы медико-социальной реабилитации пожилых людей профессионально решаются в широкопрофильных реабилитационных центрах и в специализированных геронтологических центрах.
В геронтологических центрах обычно используются медикаментозные, немедикаментозные и организационные способы медико-социальной реабилитации пожилых людей. Медикаментозный включает в себя общеукрепляющую, симптоматическую, стимулирующую и другие виды терапии. К немедикаментозным относятся массаж, физиотерапия, психотерапия, иглорефлексотерапия, фитотерапия и др. Назначение отдельного режима (постельный, наблюдательный, свободный), диспансерное наблюдение, стационарное лечение являют собой организационный способ медико-социальной реабилитации.

Реабилитация лиц пожилого возраста, находящихся в домах-интернатах, имеет свои особенности. Внедрение реабилитации обусловлено, прежде всего, необходимостью сохранения социальных связей проживающих здесь пожилых людей. А этому способствует коллективная деятельность, совместное участие в трудовых процессах. Организация реабилитационного процесса в стационарных учреждениях социального обслуживания пожилых основывается на современных представлениях о преимуществах подвижного, активного образа жизни человека. Средствами реабилитации пожилых людей в домах-интернатах являются лечебно-трудовые мастерские, специальные цеха, подсобные хозяйства и др.
В современной России в реабилитации нуждаются многие пожилые люди, оказывающиеся в сложных жизненных ситуациях. Для поддержки таких людей, их реабилитации в ряде регионов страны стали создаваться специальные кризисные центры. Так, в 1998 г. в двух районах г. Воронежа были открыты кризисные центры для пожилых людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Они могут прийти сюда на три недели. Здесь им оказывают бесплатную медицинскую помощь, кормят. При центрах работают парикмахерские, ремонтные мастерские, услуги которых также бесплатны.
Рост преступности в стране, усиление социального неблагополучия в обществе стимулируют асоциальное поведение в детской среде. Увеличивается количество социально дезадаптивных детей. Социальная дезадаптация характеризуется не только разрывом связей детей с родителями, учителями, сверстниками, деформированием их ценностных ориентации, но и нарушением важнейших видов деятельности ребенка от игры до учебы. А без всего этого не может быть полноценного психологического развития и социализации. Проявляется социальная дезадаптация в таких девиациях, как бродяжничество, нарушение норм морали, противоправные действия, наркомания, токсикомания и др.
За 90-е гг. численность беспризорников возросла в стране более чем в полтора раза. Дети бегут от родительской жестокости, асоциального образа жизни, царящего в отдельных семьях, бегут от «дедовщины», антипедагогического обращения в детских домах-интернатах. Отношение к ним, методы содержания этих детей не могут быть такими же, для как подростков, больных алкоголизмом и наркоманией или малолетних преступников. Хотя все они нуждаются в реабилитации, но формы ее могут быть разные. Для одних допустимы временная изоляция и строгий режим, применяемые в приемниках-распределителях. Для подавляющего же большинства несовершеннолетних дезадаптантов местом реабилитации должны стать социальные приюты и социально-реабилитационные центры.
В специальной реабилитации нуждаются военнослужащие - ветераны войн, военных конфликтов и их семьи. Система реабилитации таких военнослужащих реализуется по трем основным направлениям: социальная, психологическая и медицинская. Обеспечение социализации личности и восстановление ее прежнего уровня становятся целью социальной реабилитации. Основными задачами социальной реабилитации военнослужащих - участников военных конфликтов являются: обеспечение их социальных гарантий, контроль над реализацией социальных льгот, правовая защита, формирование позитивного общественного мнения и вовлечение военнослужащих в систему социальных отношений. Как считают специалисты, основным психотравмирующим воздействием боевой обстановки является достаточно длительное пребывание военнослужащих в условиях специфического боевого стресса.
Следует признать, что действие стресса выполняет определенную положительную функцию для человека в период боя, но становится негативным, разрушающим фактором после его окончания в силу постстрессовых реакций. Это может проявиться в немотивированной агрессии в отношении родных, близких и даже случайных людей. Или же, наоборот, в депрессивном состоянии, в стремлении уйти в себя с помощью алкоголя, наркотиков. Так называемая «выключенность» личности, отрешенность от всего происходящего вокруг, частая и длительная статичность позы, взгляда, потеря интереса к жизни свидетельствуют о начальных стадиях психических расстройств. Такие лица нуждаются в медико-психологической помощи, в специальных мероприятиях психокоррекции и психотерапии. В индивидуальных беседах необходимо дать им возможность высказать все наболевшее, проявляя заинтересованность их рассказом. Затем целесообразно разъяснить, что переживаемое ими состояние временное, присущее всем, кто принимал участие в боевых действиях. Очень важно, чтобы они почувствовали понимание и видели готовность им помочь со стороны не только специалистов - социальных психологов, но и близких, родных.
Мощным средством психологической реабилитации является искреннее проявление понимания и терпения к проблемам лиц, переживших психотравматические военные условия. Отсутствие такого понимания и терпения со стороны близких приводит порой к трагическим последствиям.
Следует также отметить, что в определенных реабилитационных мерах, в психологической помощи нуждаются и родители, члены семей участников боевых действий. Ведь они сами находились в психотравмирующей ситуации, ожидая ежедневно страшной вести о своем дорогом и любимом. Тем более, что к матерям и женам порой возвращаются как бы уже другие люди, в которых с трудом можно угадать прежнего любимого человека. Средством реабилитации таких семей могут быть специальные центры, клубы родственников лиц, прошедших через войну и военные конфликты.
Особым направлением реабилитационной деятельности является восстановление правового и социального положения лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы. Эти люди, получив свободу, а с ней и права на самостоятельное устройство своей жизни, нередко не имеют не только жилья, но и возможности устроиться на работу. В современных условиях, когда наблюдается реальный рост безработицы, бывшим заключенным самим все сложнее решить проблему трудоустройства. Понимая это, некоторые руководители, преимущественно из сельской местности, создают трудовые бригады (своеобразные коммуны) из бывших заключенных. Им предоставляется жилье и возможность сельским трудом заработать себе на жизнь. Но таких руководителей-попечителей единицы.
Делом этим должно заниматься, прежде всего, государство, помогая тем бывшим заключенным, кого не ждут дома, кто нуждается в психологических и иных формах реабилитационной помощи. Ведь бывший заключенный, не найдя работу и жилье, вновь становится на путь преступления или пополняет ряды бездомных бомжей. Для последних существуют приюты, и часть бывших заключенных может попасть сюда. Но ведь другая их часть уходит в криминал. В результате «экономия» средств на создание специализированных реабилитационных центров для лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, оборачивается для государства большими потерями и социальными издержками.
Социальная реабилитация, будучи одной из общих технологий социальной работы, направлена на восстановление не только здоровья, трудоспособности, но и социального статуса личности, его правового положения, морально-психологического равновесия, уверенности в себе. В зависимости от специфики объекта реабилитации определяются и методики реабилитационного воздействия, дополняемые соответствующими частными технологиями социальной работы.

ЛИТЕРАТУРА
Основы социальной работы. Учебник. / Отв. ред. ПД. Пав-ленок.- М., 1997.
Психолого-педагогическая реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и проблемами в обучении. Краткий словарь-справочник. - Ростов н/Д,1997.
Социальная работа. Российский Энциклопедический словарь./ Под общ. ред. В.И. Жукова. - М., 1997.
Социальная работа с детьми-инвалидами. Научно-практические рекомендации. Выпуск 1. - Ростов н/Д, 1998.
Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов. / Под ред. А.И. Осадчих. - М., 1997.
Справочное пособие по социальной работе./ Под ред. AM. Панова, Е.И. Холостовой. - М., 1997.
Теория и методика социальной работы./ Отв. ред. П.Д. Павленок. - М., 1993.
Технология социальной работы. Ч. I. Учеб. пособие для вузов (материалы для практических занятий)/ Под ред. Л.Я. Циткилова. - Новочеркасск. - Ростов н/Д, 1998.