Open
Close

Социальная реабилитация как технология социальной работы. Социальная реабилитация

Реабилитология (в общем смысле) - наука о реабилитации. Следовательно, её объект и предмет, функции, принципы и закономерности (это признаки любой науки) связаны с процессом, называемым реабилитацией. Реабилитация (от позднелатинского rahabilitatio - восстановление).

Реабилитация - это процесс осуществления взаимосвязанного комплекса медицинских, профессиональных, трудовых и социальных мероприятий различными способами, средствами и методиками, направленными на сохранение и восстановление здоровья человека и среды его жизнеобеспечения по принципу минимум максимум.

Энциклопедический словарь медицинских терминов определяет реабилитацию через комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов. Заметим, что в приведённых выше трактовках обнаруживаются различные аспекты реабилитации: медицинские, психологические и социальные. Для понимания сущности реабилитации продуктивным является установление соотношения адаптации и реабилитации.

В социальной реабилитации адаптация занимает существенное место. Социальная адаптация характеризует, с одной стороны, взаимодействие объекта социальной реабилитации с социальной средой, а с другой - является отражением определённого результата социальной реабилитации. Она представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды.

Социальная реабилитация - это процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой.

Существенное отличие реабилитации состоит в том, что в реабилитационном процессе участвуют приспособительные и компенсаторные механизмы. При этом происходит либо приспособление к условиям существования, либо возврат к прежнему состоянию в клиническом, социальном, психологическом плане. Таким образом, если адаптация по своей сути есть приспособление к дефекту, то сущность реабилитации - преодоление его. В зарубежной социальной практике принято различать понятия "реабилитация" и "абилитация".

Абилитация понимается как комплекс услуг, направленных на формирование новых и мобилизацию, усиление имеющихся ресурсов социального, психологического и физического развития человека. Реабилитацией в международной практике принято называть восстановление имевшихся в прошлом способностей, утраченных по причине болезни, травмы, изменения условий жизнедеятельности. В России это понятие (реабилитация) предполагает оба смысла, причём предполагается не узкомедицинский, но более широкий аспект социально-реабилитационной деятельности. Одной из важнейших задач социальной работы является сохранение и поддержание человека, группы или коллектива в состоянии активного, творческого и самостоятельного отношения к себе, своей жизни и деятельности. В её решении очень важную роль играет процесс восстановления этого состояния, которое может быть утрачено субъектом в силу ряда причин. Эта задача может и должна быть успешно решена в процессе организации и проведения социальной реабилитации субъекта.

Социальная реабилитация - это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Это осознанный, целенаправленный, внутренне организованный процесс. Потребность в социальной реабилитации - это универсальное социальное явление. Каждый социальный субъект, независимо от степени его социального благополучия на данный момент времени, на протяжении своей жизнедеятельности вынужден менять привычное социальное окружение, формы деятельности, затрачивать присущие ему силы и способности и сталкиваться с ситуациями, которые с неизбежностью и необходимостью ведут к тем или иным потерям. Всё это приводит к тому, что человек или группа начинают испытывать потребность в определённой социально-реабилитационной помощи. Под реабилитацией людей преклонного возраста понимается процесс восстановления утраченных навыков (в том числе и бытовых), социальных связей, налаживания разрушенных человеческих отношений, принятия на себя ответственности за собственные поступки. Сущность социальной реабилитации пожилых людей заключается в ресоциализации (усвоении новых ценностей, ролей, навыков взамен прежних, устаревших) и реинтеграции (восстановлении) их в общество, адаптации их к условиям проживания; привлечении к творческой деятельности. Эти задачи решаются социальными работниками, используя имеющиеся индивидуальные способности и остаточные возможности людей пожилого возраста.. Также социальный работник с целью ресоциализации занимается организацией трудовой реабилитации клиентов с учетом их желания, возможностей и медицинских показаний; проводит мероприятия по привлечению пожилых к участию в общественной жизни; оказывает адресную социальную помощь; организует опросы, анкетирования, тестирования и аналитическую работу.

Специалистами разрабатываются индивидуальные программы социальной реабилитации пожилых и организуется поэтапное их выполнение, что позволяет учитывать реабилитационный потенциал каждого клиента. Об эффективности социальной реабилитации можно судить по таким показателям, как приобретение навыков самообслуживания, расширение круга интересов, восстановление коммуникативных способностей, привитие навыков общения, активизация в проведении досуга, участие в общественной жизни. Реабилитационные мероприятия имеют различную направленность: социально-медицинскую; социально-средовую; социально-бытовую, социально-культурную и социально-трудовую. Можно сказать, что целью таких реабилитационных мероприятий является создание условий для уверенной, здоровой, гармоничной старости. Как вписываются пожилые люди в контекст современной действительности, в какой мере свойственные им жизненные представления согласуются с существующими социальными нормами, насколько они сумели воспринять и адаптироваться к общественным переменам - вот те вопросы, которые приобретают актуальность на современном этапе развития общества в России.

Следует заметить, что в отечественной практике трактовки понятия "социальная реабилитация" (реабилитация в социальном аспекте) также различны. Приведём в качестве примера лишь некоторые:

1) социальная реабилитация - комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных и утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменения социального статуса (пожилые граждане, беженцы и т. д.);

2) социальная реабилитация - это комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности. Реабилитационный процесс нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и самой социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам.

Несмотря на то, что принципиальных различий в подходах к сущности и содержанию социальной реабилитации существующие трактовки не содержат, абсолютно тождественными они не являются. Целью социальной реабилитации является восстановление социального статуса личности и обеспечение социальной адаптации в обществе. Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой. Процесс реабилитации предусматривает адаптацию реабилитируемого к потребностям общества и общества - к потребностям данного индивида. Содержание социальной реабилитации можно представить через её структуру. Существуют различные варианты структурирования социальной реабилитации. Приведём лишь некоторые из них. Согласно Л.П. Храпылиной, являющейся автором многочисленных публикаций по проблемам реабилитации, структура социальной реабилитации следующая: медицинские меры, социальные меры, профессиональная реабилитация. Профессор А.И. Осадчих полагает, что социальная реабилитация - это правовая реабилитация, социально-средовая реабилитация, психологическая реабилитация, общественно-идеологическая реабилитация и анатомо-функциональная реабилитация. Профессора Е.И. Холостова и Н.Ф. Дементьева придерживаются мнения, что начальным звеном социальной реабилитации является медицинская реабилитация, представляющая комплекс мер, направленных на восстановление утраченных функций или компенсацию нарушенных функций, замещение утраченных органов, приостановление прогрессирования заболевания. Психологическая реабилитация направлена на преодоление страха перед действительностью, изживание социально-психологического комплекса, свойственного человеку с ограниченными возможностями, укрепление активной, деятельной личностной позиции.

Определяющим фактором для социальной реабилитации являются последствия утраты или нарушения каких-либо функций организма и способностей человека, обусловливающие различные социальные ограничения. Таким образом, социальная реабилитация - это комплекс социально-экономических, медицинских, юридических и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий и возвращение определенных групп населения к полнокровной жизни в обществе, а целью социальной реабилитации является восстановление социального статуса личности, обеспечение его социальной адаптации.

Возвращаясь к вопросу о сущности и содержании реабилитологии как научной и учебной дисциплины, следует уточнить её объект и предмет, что даст возможность показать её место в системе социальных знаний, социальных наук, социального образования.

Социальная реабилитация

Социальная реабилитация - это совокупность мероприятий, осуществляемых государственными, частными, общественными организациями , направленных на защиту социальных прав граждан. Процесс социальной реабилитации представляет собой процесс взаимодействия личности и общества, которое включает в себя, с одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений , с другой стороны, процесс личностных изменений.

Социальная реабилитация как технология социальной работы

Социальная реабилитация как технология социальной работы - это восстановление социального статуса человека, группы людей, утраченного или сниженного из-за проблем, создавших в их жизни трудную ситуацию. К таким проблемам можно отнести инвалидность , миграцию , безработицу , отбывание наказания в тюрьме и т. д.

Цели и средства социальной реабилитации

В процессе организации социальной реабилитации необходимо предоставить возможность человеку или группе людей активной жизнедеятельности, гарантировать определённый уровень социальной стабильности, продемонстрировать возможные перспективы внутри нового социального статуса и сформировать ощущение собственной значимости и нужности и чувство ответственности за свою последующую жизнедеятельность. Именно этим определяются цели и средства процесса социальной реабилитации. К средствам социальной реабилитации можно отнести следующие системы:

  • профессиональной подготовки и переподготовки;
  • средства массовых коммуникаций и массовой информации;
  • организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции;
  • общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем.

К основным целям социальной реабилитации относятся: восстановление социального статуса , социальной позиции субъекта, достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости и повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности.

Виды социальной реабилитации

В зависимости социальных или личностных проблем людей, которые необходимо решить, применяются следующие основные виды социальной реабилитации:

  • Социально-медицинская - это восстановление или формирование у человека новых навыков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведения домашнего хозяйства, также включает в себя восстановительную и реконструктивную терапию.
  • Социально-психологическая - это восстановление психического и психологического здоровья субъекта, оптимизации внутригруппо-

вых связей и отношений, выявления потенциальных возможностей личности и организации психологической коррекции, поддержки и помощи.

  • Социально-педагогическая - это организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования, определённая работа по созданию адекватных условий, форм и методов обучения, а также, соответствующих методик и программ.
  • Профессиональная и трудовая - формирование новых или восстановление утраченные человеком трудовых и профессиональных навыков и в

последствии его трудоустройство.

  • Социально-средовая - восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды .

Принципы социальной реабилитации

Практическое осуществление основных видов социальной реабилитации опирается на ряд основополагающих принципов:

  1. Своевременность и поэтапность социально-реабилитационных мероприятий, предполагающие своевременное выявление проблемы клиента и организацию последовательной деятельности по её разрешению.
  2. Дифференцированность, системность и комплексность, направленные на осуществление социально-реабилитационных мероприятий как единой, целостной системы поддержки и помощи.
  3. Последовательность и непрерывность в проведении социально реабилитационных мероприятий, реализация которого позволяет не только восстановить утраченные субъектом ресурсы, но и предвосхитить возможное возникновение проблемных ситуаций в будущем.
  4. Индивидуальный подход к определению объёма, характера и направленности социально-реабилитационных мер.
  5. Доступность социально-реабилитационной помощи для всех нуждающихся, независимо от их материального и имущественного положения.

Медико-социальная реабилитация

Медико-социальная реабилитация - это процесс, цель которого профилактика инвалидности в течение лечения заболевания и помощь больным в достижении физического, психического, профессионального, социальной и экономической полноценности, на которую они способны в рамках существующего заболевания.

Литература

  1. Кузнецова Л. П. Основы технологии социальной работы: учебное пособие. - Владивосток, 2002
  2. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие / Отв. ред. Д.и.н., проф. Е. И. Холостова , д.и.н., проф. А. С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 427с.
  3. Словарь-справочник по социальной работе. - М.: Юристъ, 1997 c. 328

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Понятие «социальная реабилитация»

Замечание 1

Социальная реабилитация – комплекс мер, направленных на восстановление способностей индивида жить в социальной среде; мероприятия и программы, ориентированные на восстановление личного и профессионального статуса для наиболее полной интеграции в общество.

Социальная реабилитация – взаимозависимый процесс, с одной стороны, направленный на восстановление способностей индивида к жизнедеятельности в социальной среде, а, с другой стороны – изменение социальной среды, удерживающую реализацию потребностей человека.

Определение 1

Реабилитация - это многоуровневая, комплексная, динамическая и этапная система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление человека в статусе, правах, дееспособности, здоровье в социуме.

Социальная реабилитация обладает разными уровнями анализа и реализации практической деятельности:

  • профессионально-трудовой;
  • медико-социальный;
  • социально-психологический;
  • социально-правовой;
  • социально-бытовой;
  • социально-ролевой;
  • социально-средовой;
  • психолого-педагогический.

Технология социальной реабилитации

Как технология социальной работы социальная реабилитация по категориальному признаку представляет несколько-типов реабилитации:

  • детей-инвалидов, инвалидов;
  • военнослужащих и жертв военных конфликтов;
  • людей пожилого возраста;
  • лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы.

Социальная реабилитация военнослужащих осуществляется по следующим направлениям: психологическая, социальная, медицинская. Главная цель реабилитации военнослужащих и жертв военных конфликтов – ресоциализация, восстановление прежнего социального статуса личности. Основные задачи данного типа социализации: соблюдение социальных гарантий участников военных конфликтов и военнослужащих, контроль над осуществлением социальных льгот, формирование позитивного мнения социума, правовая защита.

Проблема ресоциализации лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, в условиях социально-политической трансформации стоит особенно остро. Бывшим заключенным гораздо сложнее найти работу в условиях роста безработицы, повышения требований к уровню квалификации работника, качеству рабочей силы. Социальная реабилитация такой категории граждан должна быть направлена, в первую очередь, на смягчение или снятие социальных стереотипов и барьеров, восстановление социально-правового статуса.

Практическая деятельность в рамках технологии социальной реабилитации обеспечивает реализацию определенных, адресных мероприятий согласно структурной индивидуальной программы реабилитации.

Технология социальной реабилитации осуществляется на трех уровнях:

  1. Индивидуальный уровень. Метод «кейсуорк» основан на решении проблемы для предоставления опоры и побуждения индивида справиться с жизненной ситуацией и разобраться в проблеме. Данный подход опирается на выбор психологического подхода к пониманию личности. Метод составляют следующие элементы: установление первичной коммуникации; анализ и изучение проблемной ситуации; определение целей и задач работы; трансформация взаимоотношений личности с самим собой, с социальным окружением; оценка результатов совместной работы, прогресса. Метод индивидуальной работы эффективен в определении перспектив, преодолении стрессов, в адаптации к реальности, в самопринятии и самопознании, в приобретении коммуникативных умений.
  2. Групповой уровень. Основная цель метода групповой работы – предоставление помощи индивиду через передачу группового опыта для формирования социального опыта, развития духовных и физических сил. Для реализации этой цели организуется групповая деятельность, активизируется социальная активность членов группы; расширяется сфера самосознания и индивидуального опыта через интенсивное общение, включение группы в творческую, продуктивную деятельность. Выделяют различные группы, формирующиеся в зависимости от поставленных целей и задач: группы восстановления, группы самопомощи, образовательные группы, терапевтические группы, ориентированные на разрешение экзистенциальных и психосоматических проблем.
  3. Социальная работа на уровне общины. Деятельность, основанная на взаимодействии социального работника или социальных служб с представителями различных общественных организаций на общегосударственном, региональном или местном уровне. Коммъюнити (община) – сложная культурно-историческая, социально-экономическая система групповой общности людей, выполняющая по отношению к свои членам, ряд функций: взаимоподдержки, социализации, социального контроля, производства и распределения социальных благ и т.д. Главная цель деятельности – активизация развития и улучшение жизнедеятельности общности. Принципы реализации метода социальной работы на уровне общины: доступность сервиса, межведомственный подход, активное сотрудничество граждан и сервиса помощи, развитие и поддержка новых инициатив, подвижность, децентрализация контроля за бюджетом.

Индивидуальная программа социальной реабилитации

В индивидуальной программе социальной реабилитации отображены социально-средовая, медицинская, профессионально-трудовая составляющие.

Замечание 2

Индивидуальная программа реабилитации – комплекс специальных мер по реабилитации личности, включающие конкретные способы, формы, применяемые средства, сроки проведения мероприятий, направленные на компенсацию и восстановление функций организма, интеграцию личности в общество.

Социально-средовая реабилитация предполагает обучение навыкам адаптации к новым условиям жизнедеятельности.

Основные мероприятия по социальной реабилитации лиц пожилого возраста включают научно-обоснованные практики предоставления социальной помощи данной группе граждан.

Социокультурный смысл проблем геронтологической группы характеризуется низким социально-экономическим статусом пожилого человека, отсутствием необходимых помогающих ресурсов, проблемами одиночества.

Социальная реабилитация пожилых людей связана с восстановлением их социальной активности, включением в жизнь социума.

Программа реабилитации лиц пожилого возраста должна включать: лекарственное обеспечение, медико-социальные мероприятия, материальную помощь, досуговы, образовательные, творческие методы, увеличивающие спектр приложения их активности.

  1. Правовая реабилитация. Восстановление юридических и гражданских прав отдельных граждан или социальных групп.
  2. Политическая реабилитация. Восстановление политических прав.
  3. Медицинская реабилитация. Восстановление потенциала человека, его психического и физического здоровья. Раннее обнаружение нарушений, их диагностика и устранение.
  4. Социально-культурная реабилитация. Восстановление пространственно-культурной среды, имеющей необходимые и достаточные характеристики для духовной самореализации и творческой активности человека.
  5. Социально-педагогическая. Направлена на организацию педагогической помощи при разных нарушениях способности к обучению и получению образования (обучение инвалидов и детей с нарушениями в развитии, организация образовательного процесса в местах заключения, больницах, специализированных учреждениях и т.д.), на преодоление «педагогической запущенности», разработку и внедрение адекватных методов и форм обучения, соответствующих программ и методик.
  6. Социально-экономическая. Восстановление социально-экономического статуса отдельного гражданина или социальной группы.
  7. Социально-средовая. Восстановление чувства социальной значимости в новой социальной среде, консультирование и помощь в социальной сфере. Включает знакомство с основными характеристиками окружающей социальной среды, помощь в организации новой среды и восстановление привычных моделей поведения. Подготовка к самостоятельному уходу, независимой жизни. Обеспечение средствами передвижения, вспомогательными техническими средствами, бытовыми приспособлениями и т.д.
  8. Профессиональная и трудовая. Восстановление утраченных или формирование новых профессиональных и трудовых навыков, способствование в трудоустройстве.
  9. Нравственная. Восстановление чести и достоинства, репутации гражданина, социальной группы, коллектива в глазах общественности.
  10. Психологическая. Создание благоприятного психологического климата. Психологическая реабилитация – система целенаправленных и специальных мероприятий, способствующих восстановлению психической деятельности, качеств и образований, функций, позволяющих успешно адаптироваться в социуме, выполнять соответствующие социальные роли, самовыражаться и самореализовываться. Методический аппарат включает мероприятия по психотерапии, психологическому консультированию, психологическим тренингам и психокоррекции.

Каждый вид социальной реабилитации определяет меры и порядок его практической реализации.

К специальным видам реабилитации относятся:

  • элементарная реабилитация – комбинирует мероприятия, направленные на восстановление элементарных, самых простых навыков передвижения и самообслуживания;
  • рекреационная реабилитация – способствует реализации потребностей в физическом совершенствовании, творческих и духовных интересов; включает физкультурно-оздоровительные мероприятия, элементы социокультурной реабилитации, социальный тренинг;
  • семейная реабилитация – совокупность мер педагогического, социального, психологического характера, направленные на восстановление ролевых функций в семье;
  • бытовая реабилитация – совокупность мер, направленных на восстановление навыков повседневной жизнедеятельности.

Принципы реализации социальной реабилитации

Осуществление разных видов социальной реабилитации опирается на ряд принципов:

  • поэтапность и своевременность проведения социально-реабилитационных мероприятий; оперативное выявление проблемы и организация деятельности по ее разрешению;
  • дифференцированность, комплексность и системность, направление на реализацию реабилитационных мероприятий как целостной и единой системы помощи и поддержки;
  • последовательность и непрерывность в осуществлении реабилитационных мероприятий, восстановление субъектом утраченных ресурсов, прогнозирование и предотвращение развития проблемных ситуаций;
  • доступность реабилитационной помощи независимо от имущественного и материального положения;
  • индивидуальный подход к определению характера, объема, направленности реабилитационных мер.

Замечание 1

Восстановление социального статуса – одна из основных составляющих социальной реабилитации.

Формы и направления социальной реабилитации

Формы и направления социальной реабилитации определяются потребностями лица, нуждающегося в реабилитации.

Для разных форм социальной реабилитации характерны специфические функции: повышение уровня психологического и психического здоровья, восстановительная терапия, восстановление элементарных навыков самообслуживания и др.

Замечание 2

Важное условие социальной реабилитации – комплексность использования различных ее форм и направлений, позволяющая предупредить и устранить нарушения, препятствующие социализации личности.

Основной формой социальной реабилитации детей является коррекционное, или реабилитационное занятие, проводимое в реабилитационном центре. Реализуется в индивидуальной и групповой формах. В группе быстрее протекает процесс осознания установок, чувств, желаний, мыслей, поступков, легче происходит самораскрытие.

При индивидуальной работе по социальной реабилитации быстрее снимаются психологические барьеры, легче снимается состояние эмоциональной перевозбудимости или неуравновешенности ребенка.

В социально-реабилитационной практике также используют такие формы реабилитации, как секции и кружки разного профиля, проведение различных встреч, вечеров, экскурсий и т.д.

Наиболее тесному взаимодействию с семьей способствует социальный патронаж, одна из форм социальной реабилитации. Его цель – сформировать в семье благоприятные условия для всестороннего развития ребенка, установить с ребенком контакты, мотивированные на социально-допустимые виды деятельности.

К основным направлениям социально-реабилитационного процесса относятся: социально-психологическая поддержка и помощь (организационного, консультативного, посреднического, координирующего характера); социальный патронаж в семье, учебных заведениях, на производстве; консультирование и информирование по правовым, социальным вопросам, порядку их реализации, содействие в исполнении социальных льгот и гарантий; содействие в осуществлении интересов и потребностей в разных сферах жизнедеятельности (организация досуга, помощь в трудоустройстве и др.); социально-психологическая поддержка, психокоррекция семейно-бытовых отношений; предупреждение прогрессирования патологического состояния; возвращение к трудовой деятельности; обеспечение возможности интеграции в социум.

Системный характер социальной реабилитации во многом обусловлен теми направлениями деятельности и задачами, которые заявлены и реализуются в соответствии с федеральной комплексной программой «Социальная поддержка инвалидов», а также следующими целевыми программами, входящими в ее состав:

· «Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов»;

· «Научное обоснование и информатизация проблем инвалидности и инвалидов»;

· «Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности»;

· «Разработка и производство средств протезирования, строительство, реконструкция и техническое перевооружение протезно-ортопедических предприятий»,

· «Дети-инвалиды» и ряд других.

Сегодня в нашей стране существуют сотни нормативных актов, регулирующих те или иные аспекты социальной реабилитации, но единой научно обоснованной системы социальной реабилитации еще не создано.

Отдельные нормативно-правовые акты реализуются на разных уровнях:

· на федеральном уровне;

· на уровне субъектов Российской Федерации

· на уровне отдельных министерств

· на уровне отдельных ведомств;

· на уровне отдельных предприятий и организаций;

· на уровне различных обществ инвалидов.

Единого системного подхода в организации реабилитационных мероприятий пока не выработано. Для создания единой системы социальной реабилитации необходимо соблюдение ряда условий:

1) Создание системы сбора и анализа информации по проблемам тех категорий лиц, которые нуждаются в социальной реабилитации (инвалиды, бывшие заключенные, военнослужащие и др.). Невозможно говорить о системе социальной реабилитации, когда не налажена система информирования об истинных потребностях граждан, нуждающихся в тех или иных видах, формах и объемах реабилитационных мероприятий. К примеру, статистика по инвалидности может показать лишь возрастную и нозологическую структуру инвалидности, но даст ответа о характере и степени снижения уровня расстройств социальных функций и возможности самообеспечения. Инвалиды часто отказываются от проведения реабилитационных мероприятий, потому что не хотят, чтобы это повлекло за собой изменения или снятия группы инвалидности, что чревато для них денежными убытками и потерей социальных льгот.

2) Развитие качественной реабилитационной индустрии. Речь идет о создании и совершенствовании необходимых технических средств и устройств, облегчающих жизнедеятельность лиц, нуждающихся в социальной реабилитации. Предоставляемые инвалидам технические средства не удовлетворяют их потребности в силу низкого качества, скудного ассортимента или высокой цены. Налоговое законодательство не предоставляет существенных льгот предприятиям, специализирующимся на производстве изделий для инвалидов. Это влечет за собой снижение качества выпускаемых реабилитационных изделий, несмотря на высокие потребности в них у инвалидов.


3) Организация служб социальной реабилитации. Это должно быть одним из наиболее приоритетных условий создания системы социальной реабилитации, предполагающих создание реабилитационных центров и отделений в различных системах и ведомствах (образования, здравоохранения, социальной защиты населения, физкультуры и спорта) и бюро медико-социальной экспертизы.

4) Признание приоритетности профессиональной составляющей социальной реабилитации. Именно получение базового или нового образования, переобучение являются ключевыми факторами ресоциализации личности, дающими возможность приобрести новые профессиональные навыки, трудоустроиться, получить материальную независимость и стать полноправным членом социума. Для этого требуется соблюдение следующего условия.

5) Создание безбарьерной среды, что предполагает интеграцию лиц, нуждающихся в социальной реабилитации, в социум и может быть конкретно реализовано в выработке новых подходов в градостроительстве, адаптации городской среды и транспорта к потребностям лиц, имеющим физические ограничения к передвижению, обеспечении доступности информации и информационных средств.

6) Решение вопросов кадрового обеспечения. На сегодняшний день в России не так уж и много специалистов, владеющих методами социальной реабилитации. Подготовка соответствующих кадров не является удовлетворительной: отсутствует подготовка трудотерапевтов или оккупациональных терапевтов. Поэтому особое значение при создании единой системы социальной реабилитации имеет подготовка квалифицированных специалистов, имеющих профессиональную подготовку в различных направлениях социальной реабилитации, медицины, психологии, педагогики, социальной работе. Действующие специалисты сегодня преимущественно полагаются на собственный эмпирический опыт работы, поскольку теоретико-методологические вопросы социальной реабилитации все еще находятся на стадии разработки, нуждаются в основательных исследованиях и последующей систематизации.

7) Развитие межведомственного сотрудничества. Став инвалидом, человек для обеспечения своей жизнедеятельности вынужден обращаться в различные ведомства, имеющие собственное финансирование и занимающиеся обслуживанием определенной группы населения. Каждое ведомство зачастую разрабатывает и внедряет собственные реабилитационные технологии в соответствии со своим профилем. При этом межведомственное сотрудничество по вопросам социальной реабилитации практически отсутствует, что отрицательно сказывается на реализации социальных программ, приводит к их дублированию или, наоборот, односторонне направленной деятельности реабилитационных учреждений, подчиняющихся разным ведомствам. В результате одна проблема разбивается на ряд не связанных между собой задач, которые каждое ведомство старается изолированно решить собственными средствами, что в целом снижает эффективность реабилитационного процесса.

Таким образом, необходимость формирования в Российской Федерации единой федеральной системы комплексной социальной реабилитации очевидна. Подобную систему можно создать за счет формирования единого социально-реабилитационного пространства, в котором были бы учтены и созданы все вышеперечисленные условия.