Open
Close

Мероприятия социальной реабилитации или абилитации инвалидов. Тема: Лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия

1. Стационарная программа. Осуществляется в специальных отделениях реабилитации. Она показана пациентам, которые нуждаются в постоянном наблюдении медицинскими работниками. Эта программа обычно эффективнее других, поскольку в стационаре больной обеспечен всеми видами реабилитации.

2. Дневной стационар . Организация реабилитации в условиях дневного стационара сводится к тому, что пациент живет дома, а в клинике находится только на время проведения лечебных и реабилитационных мероприятий.

3. Амбулаторная программа . Осуществляется в отделениях восстановительной терапии при поликлиниках. Пациент находится в отделении поликлиники только во время проводимых реабилитационных мероприятий, например массажа или лечебной физкультуры.

4. Домашняя программа . При осуществлении программы пациент все лечебные и реабилитационные процедуры принимает дома. Программа имеет свои преимущества, так как пациент обучается необходимым навыкам и умениям в привычной домашней обстановке.

5. Реабилитационные центры . Они являются многопрофильными и комплексными, в их структуре представлены все виды реабилитации: медицинская, социальная и профессионально-трудовая. Пациенты в данных центрах, участвуют в реабилитационных программах, принимают необходимые лечебные процедуры. Специалисты по реабилитации обеспечивают пациента и членов его семьи необходимой информацией, дают советы относительно выбора реабилитационной программы, возможности его осуществления в различных условиях.

Обычно восстановительное лечение начинается в стационаре и продолжается затем в домашних условиях. Восстановительное лечение нужно начинать тогда, когда больной находится еще в постели. Правильное положение, повороты в постели, регулярные пассивные движения в суставах конечностей, дыхательные упражнения позволят больному избежать таких осложнений, как мышечная слабость, мышечная атрофия, пролежни, пневмония и др.

Виды реабилитации

1. Медицинская реабилитация:

1) физические методы реабилитации (электролечение, электростимуляция, лазеротерапия, баротерапия, бальнеотерапия);

2) механические методы реабилитации (механотерапия, кинезотерапия);

3) массаж;

4) традиционные методы лечения (акупунктура, фитотерапия, мануальная терапия, трудотерапия);

5) психотерапия;

6) логопедическая помощь;

7) лечебная физкультура;

8) реконструктивная хирургия;

9) протезно-ортопедическая помощь (протезирование, ортезирование, сложная ортопедическая обувь);

10) санаторно-курортное лечение;

11) технические средства реабилитации;

12) информирование и консультирование по вопросам медицинской реабилитации.

2. Социальная реабилитация.


3. Социально-бытовая адаптация:

1) информирование и консультирование по вопросам социально-бытовой реабилитации пациента и членов его семьи;

2) обучение пациента самообслуживанию;

3) адаптационное обучение семьи пациента;

4) обучение больного и инвалида пользованию техническими средствами реабилитации;

5) организация жизни пациента в быту (адаптация жилого помещения к потребностям больного и инвалида);

6) обеспечение техническими средствами реабилитации (в программе указываются необходимые мероприятия для создания бытовой независимости пациента);

7) сурдотехника;

8) тифлотехника;

9) технические средства реабилитации.

4. Социально-средовая реабилитация:

1) проведение социально-психологической и психологической реабилитации (психотерапия, психокоррекция, психологическое консультирование);

2) осуществление психологической помощи семье (обучение жизненным навыкам, персональной безопасности, социальному общению, социальной независимости);

3) содействие в решении личных проблем;

4) консультирование по правовым вопросам;

5) обучение навыкам проведения досуга и отдыха.

5. Программа профессиональной реабилитации:

1) профориентация (профинформирование, профконсультирование);

2) психологическая коррекция;

3) обучение (переобучение);

4) создание специального рабочего места инвалида;

5) профессионально-производственная адаптация.

Специалисты, занимающиеся реабилитацией:

1) врачи-специалисты (невропатологи, ортопеды, терапевты и др.). Они помогают диагностировать и лечить заболевания, которые ограничивают жизнедеятельность пациентов. Эти специалисты решают проблемы медицинской реабилитации;

2) реабилитолог;

3) реабилитационная медицинская сестра. Оказывает помощь пациенту, осуществляет уход, обучает пациента и членов его семьи;

4) физиотерапевт;

5) специалист по лечебной физкультуре;

6) специалисты – офтальмологи; отоларингологи; сурдологи;

7) психолог;

8) психотерапевт;

9) социальный работник и другие специалисты.

Противопоказания к проведению медицинской реабилитации:

Острые и подострые стадии основного заболевания, требующие медицинского вмешательства;

Любые приступообразные и прогредиентно текущие заболевания со склонностью к частым обострениям или рецидивам, болезни с частыми декомпенсациями, требующими лечения в стационаре;

Злокачественные новообразования в активной фазе, кахексия любого происхождения, активная фаза туберкулеза, обширные трофические язвы и пролежни, гнойно-некротические заболевания, острые инфекционные и венерические заболевания до окончания срока лечения.

Задачи государственной службы медико-социальной экспертизы в области реабилитации инвалидов .

Основные задачи деятельности службы МСЭ определены Федеральным законом РФ «О социальной защите инвалидов в РФ», постановлением Правительства РФ №965 от 13.08.96 г., утвердившим «Положение о признании лица инвалидом» и «Примерное положение об учреждениях государственной службы медико - социальной экспертизы «другими нормативными и инструктивными документами. На учреждения службы МСЭ возложены следующие задачи в области реабилитации инвалидов:

· определение потребностей инвалидов в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе экспертно-реабилитационной диагностики;

· разработка индивидуальных программ реабилитации с определением конкретных видов, форм, методов, исполнителей и порядков исполнения реабилитационных мероприятий;

· оказание содействия инвалидам в реализации ИПР;

· контроль исполнения реабилитационных мероприятий в виде динамического наблюдения за полнотой, качеством реализации ИПР, а также итоговая оценка эффективности реабилитации инвалидов по результатам исполнения ИПР;

· учет, обобщение и анализ потребностей инвалидов в различных мерах реабилитационной помощи и их обеспечения, а также результатов реабилитации на региональном и муниципальном уровнях;

· проведение информационно – просветительской работы по вопросам реабилитации инвалидов;

· внесение предложений в законодательные и исполнительные органы власти по изучению реабилитационного обслуживания инвалидов;

· участие в разработке комплексных программ в области профилактики инвалидности, медико-социальной экспертизы, реабилитации и социальной защиты инвалидов.

В рамках экспертно – реабилитационной работы, а также в качестве самостоятельного направления деятельности, в бюро МСЭ инвалидам оказываются отдельные виды реабилитационной помощи.

Права учреждений МСЭ.

В соответствии с п. 18 « Примерного положения об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.08.96 г. № 965, учреждения МСЭ для осуществления своих полномочий имеют право

Направлять лиц, проходящих медико-социальную экспертизу, на обследование с целью уточнения их клинико-функционального диагноза и профессиональных возможностей в лечебно – профилактические учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения, реабилитационные и другие государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность в сфере медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

Запрашивать и получать от организаций всех форм собственности сведения, необходимые для принятия решения и выполнения других функций, возложенных на учреждения;

Проводить контрольные освидетельствования инвалидов для динамического наблюдения за выполнением мероприятий, предусмотренных индивидуальными программами реабилитации инвалидов;

Направлять специалистов в организации всех форм собственности с целью изучения условий труда инвалидов, контроля за осуществлением реабилитационных мероприятий и в других случаях, необходимых для выполнения функций, возложенных на учреждения.

Индивидуальная программа реабилитации инвалидов (ИПР) – разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающих в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению отдельных видов деятельности (статья 1 Федерального закона РФ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации).

Программа содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с федеральной базовой программой реабилитации инвалидов, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно – правовых форм и форм собственности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральной программой реабилитации инвалидов.

Индивидуальная программа реабилитации имеет рекомендательный характер. Инвалид вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом, может самостоятельно решить вопрос о выборе и обеспечении конкретным техническим и иным средством или видом реабилитации, включая автомобили, кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами, другими аналогичными средствами.

Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое или иное средство реабилитации либо услуга не могут быть представлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического или иного средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалидам.

Отказ инвалида или лица, представляющего его интересы от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

В соответствии со статьями 11, 12, 16, 18, 20, 23 Федерального закона РФ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ИПР является обязательной для соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций, предприятий, учреждений независимо от организационно – правовых форм и форм собственности, учреждений государственной службы реабилитации инвалидов, негосударственных реабилитационных учреждений, образовательных учреждений, которые определены исполнителями конкретных реабилитационных мероприятий.

Финансирование индивидуальной программы реабилитации.

Финансирование ИПР осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных фондов и других источников, не запрещенных законодательством Российской федерации.

За счет средств федерального бюджета финансируются проведение реабилитационных мероприятий, предоставление технических средств и оказание услуг, входящих в федеральную базовую программу реабилитации инвалидов.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона РФ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» мероприятия по медицинской реабилитации проводятся в рамках федеральной базовой программы обязательного медицинского страхования РФ за счет средств федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона Российской Федерации « О социальной защите инвалидов РФ» за счет средств предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности финансируется создание специальных рабочих мест для лиц, ставшими инвалидами вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания. При этом инвалиду выплачивается компенсация в размере стоимости реабилитационного мероприятия, технического средства, оказания услуги, которые должны быть предоставлены ему в соответствии с ИПР. Финансирование ИПР допускается также на основе кооперирования бюджетных и внебюджетных средств.

Порядок и условия разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов .

Порядок и условия разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида определены постановлением Минтруда и социального развития РФ « Об утверждении Примерного положения об индивидуальной программе реабилитации инвалида» от 14.12.96 г. № 14.

ИПР разрабатываются учреждениями Государственной службы медико-социальной экспертизы. При первичном и повторном освидетельствовании граждан с целью определения инвалидности учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы в обязательном порядке определяют необходимость и целесообразность проведения реабилитационных мероприятий.

Специалисты Государственной службы медико-социальной экспертизы обязаны объяснить освидетельствованному лицу цели, задачи, прогнозируемые результаты и социально-правовые последствия реабилитационных мероприятий и сделать соответствующую запись в акте освидетельствования о дате проведения собеседования.

ИПР должна быть разработана учреждением Государственной службы медико-социальной экспертизы не позднее месячного срока после признания освидетельствованного лица инвалидом.

Разработка ИПР состоит из следующих этапов: проведение экспертно-реабилитационной диагностики, оценка реабилитационного потенциала, реабилитационного прогноза и определение мероприятий, технических средств и услуг, позволяющих инвалиду восстановить нарушенные или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

Разработка ИПР осуществляется специалистами учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы с привлечением в случае необходимости специалистов учреждений здравоохранения, службы занятости и других органов и учреждений, осуществляющих деятельность в сфере реабилитации, с обязательным участием заявителя. В случаях, требующих применения сложных видов экспертно-реабилитационной диагностики, инвалид может быть направлен для разработки или коррекции ИПР в вышестоящее учреждение Государственной службы медико-социальной экспертизы.

Сформированная ИПР подписывается руководителем учреждения Гос. Службы медико-социальной экспертизы и инвалидом, заверяется печатью учреждение Государственной службы медико-социальной экспертизы и выдается инвалиду на руки. В случае отказа инвалида или его законного представителя подписать составленную ИПР, программа приобщается к акту освидетельствования в учреждении Государственной службы медико-социальной экспертизы и не выдается на руки инвалиду, копия утвержденной ИПР в 3-дневный срок пересылается в орган социальной защиты населения.

Реализация ИПР осуществляют организации, предприятия, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, учреждения государственной службы реабилитации инвалида, негосударственные реабилитационные учреждения, образовательные учреждения.

Координация реализации ИПР и оказание необходимого содействия инвалиду осуществляется органом социальной защиты населения.

Оценка результатов проведения мероприятий медицинской, социальной и профессиональной реабилитации осуществляется специалистами Государственной службы медико-социальной экспертизы при очередном освидетельствовании инвалида или в порядке его динамического наблюдения. Итоговая оценка результатов реализации ИПР выносится после коллегиального обсуждения соответствующими специалистами, утверждается руководителем Государственной службы медико-социальной экспертизы и проводится до сведения инвалида в доступной для него форме.

В случае несогласия с содержанием ИПР инвалид может подать письменное заявление в вышестоящее учреждение Государственной службы медико-социальной экспертизы. Главное бюро медико-социальной экспертизы субъекта Российской Федерации не позднее месячного срока дня получения заявления выносит окончательное решение.

Руководители предприятий, учреждений, организаций, не выполняющие мероприятия, определенные в ИПР, несут ответственность в соответствии с положениями статей 16, 21, 22, 24, 32 Федерального закона РФ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и другими законодательными актами Российской Федерации.

В случае возникновения конфликтной ситуации между инвалидом и исполнителями ИПР спор разрешается в судебном порядке по заявлению истца.

Результат медико-социальной экспертизы дает оценку состояния здоровья, установить степень ограничений жизнедеятельности и вероятность приведения организма к нормальной жизнедеятельности.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Ее основой служит анализ состояния человека по направлениям — клинико-функциональное, социально-бытовое, профессионально-трудовое и психологическое.

Если у человека выявится реабилитационный потенциал, то к нему применяется ряд мер, способствующих его реализации.

Что это такое

Инвалидность определенной группы устанавливается в ходе проведения медико-социальной экспертизы .

Лица, являющиеся инвалидами вне зависимости от группы, в силу состояния своего здоровья относятся к категории незащищенного слоя населения.

Государство с целью оказания им содействия предусмотрело специальные программы, по которым проводится лечение функций организма.

Какова разница между понятиями

По сути, абилитация есть система лечебно-педагогических процедур, которые способствуют предупреждению и лечению закономерных патологических реакций у детей с раннего возраста.

Они возникают в человеческом организме под воздействием инфекционного агента, что влечет за собой нарушения нормального течения жизненных процессов.

Фото: разница между реабилитацией и абилитацией

Что касается программы реабилитации, то она состоит из ряда мер поддержки инвалида. Прошедший ее человек находит доступную для его состояния здоровья работу, осваивает отвечающую его интересам профессию, учиться обходиться в быту физическими возможностями, которыми он владеет.

Она применяется с первых дней наступления заболевания либо после получения травмы вне зависимости от степени ее тяжести. По ней занятия проводятся поэтапно через определенные промежутки времени.

Цели и задачи данных мероприятий

Основная цель мероприятий процедур заключается в том, чтобы признанные инвалидами лица смогли должным образом устроить свою жизнь в социуме, трудоустроиться и создать семью.

Источники финансирования

Как правило, ранее большую часть расходов на лечение инвалида, покупку дорогостоящих лекарств и технических средств несли родители.

Кроме них средства предоставляются негосударственными благотворительными фондами. Они проводят громадную работу по формированию доступную для инвалидов социальную среду.

В прошлом году в федеральный бюджет было заложено финансовое обеспечение государством программ по абилитации и реабилитации.

Государство выделяет целевые денежные пособия органам местного самоуправления исполнительной власти на определенный срок, чтобы они им пользовали их на проведение мер по абилитации и реабилитации.

Если государством будет выявлено их нецелевое расходование, то они обязаны возвернуть полученные ими средства. Кроме того каждый регион ведет учет инвалидов, проживающих на их территории.

Региональный ФСС:

Правовая база

Вопросы относительно программ абилитации и реабилитации предусмотрены в нижеперечисленных актах:

  • «Конвенция о правах инвалидов». Акт вступил в законную силу 3 мая 2008 года;
  • Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией акта «Конвенция о правах инвалидов». Акт издан 1 декабря 2014 года под номером 419-ФЗ. В нем отмечено, что амбилитация и реабилитация инвалидов есть комплекс мероприятий, ориентированных на восстановление утраченных им навыков и способностей. С их помощью происходит адаптация человека в социальной сфере;
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ. Акт издан 13 июня 2019 года за номером 486;
  • Распоряжение Правительства РФ «О направлении в 2016 году средств обязательного социального страхования на финансовое обеспечение расходов по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями». Акт издан 31 декабря 2015 года за номером 2782-р.

Основные сведения

Меры используемых для инвалидов программ максимально удовлетворяют требования по достижению здорового состояния человеческого организма, связанных с нарушениями его специфических образовательных потребностей.

Фото: основные направления реабилитации, абилитации

Например, развитие остаточного слуха и обучение пациента его применению помогает человеку адаптироваться в социальной среде.

Программы для инвалидов

Для имеющих инвалидность лиц применяется:

  • социальная программа помогает стать полноценным членом социума;
  • психологическая программа содействует возврату в общество полноценной личности;
  • медицинская программа способствует восстановлению биологических функций организма, без которых нормальная жизнедеятельность человека не предоставляется возможным;
  • педагогическая программа содействует возвращению человека к нормальной жизнедеятельности методами самоопределения.

Индивидуальная

Как показывает практика, невозможно составить единую программу, идеально подходящую для всех инвалидов. Обстоятельство вынуждает для каждого отдельно взятого инвалида разработку индивидуальной программы.

В ней учитываются:

  • психические и физические особенности организма;
  • состояние здоровья человека;
  • остаточные навыки и умения вне зависимости от вида;
  • степень тяжести наступившего заболевания или полученной организмом травмы.

По сути, индивидуальная программа абилитации и реабилитации есть официальный документ. Он разрабатывается на основании указаний нормативно-правовых актов МСЭ.

В него включается комплекс реабилитационных мероприятий наиболее приемлемых к определенному человеку, имеющему инвалидность. Например, применения трудотерапии. ИПРА содержит сроки реализации мер, их и порядок, виды и формы, объем.

Они способствуют восстановлению организма, компенсируют нарушенные либо утраченные функции организма, в результате чего человек начинает выполнять определенные виды деятельности.

Комплексная

В России система комплексной реабилитации для взрослого населения и детей, призванных инвалидами запущена недавно. Она введена в соответствии с предписаниями акта «Конвенция о правах инвалидов».

Как правило, реабилитация проводится в фазе восстановления жизнеспособности организма либо проявления последствий заболевания.

Комплексная программа состоит из мероприятий профессиональной и социальной, медицинской реабилитации .

Они помогают стабилизировать патологический процесс, осуществить профилактику осложнений, вызванных болезнью. Для отдельной категории больных рекомендуется применение различных методов психологической реабилитации.

Медицинская

План реабилитационных медицинских мероприятий всегда составляется индивидуально с учетом фазы развития заболевания и состояния здоровья больного.

Они включают в себя следующие процедуры:

  • Эрготерапия;
  • Физиотерапия;
  • Массаж;
  • Психотерапия.

Социальная

Человеку с нарушениями функций организма предоставляется помощь психолога, содействующего его становлению полноправным членом общества. В плане социальной поддержки определяются доступные для него возможности, которые развиваются специальными методами.

Особенности реабилитации и абилитации для детей-инвалидов

Как правило, рожденный с функциональными нарушениями организма ребенок не может развить свои способности в полной мере.

Ему в раннем детстве ставится диагноз об ограниченности физических и умственных возможностей, которые обеспечивают нормальную жизнеспособность.

Одной из важных задач медицины является выявление сохранных анализаторов у детей, предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекция и компенсация методами образования.

На практике широко применяется для инвалидов абилитация и реабилитация в специальном образовании, представленная индивидуальным и специфическим процессом. Его конечный результат определяет характер отклонения в развитии человека, функций и систем человеческого организма.

Меры по абилитации применяются исключительно к детям, которые родились с отклонениями системы или после рождения обрели нарушения ее в процессе развития. Они предусматривают наблюдение за функциями плода в процессе внутриутробного развития.

В заключение нужно заметить, что в проект федерального бюджета на будущий год заложение 29,3 млрд. рублей для реализации программ «амбилитации» и «реабилитации».

С 1 января 2016 года вступил в силу закон об абилитации инвалидов. Появилось новое понятие, созвучное с привычным нам термином «реабилитация». Однако разница между ними все же есть.Если кратко, то абилитация (отлат. habilis - быть способным к чему-либо) -первоначальное формирование способности к чему- либо.

Термин применяется преимущественно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии, в отличие от реабилитации - возвращения способности к чему-либо, утраченной в результате болезни,травмы и др. .

Общие понятия о реабилитации лиц с ограниченными функциями здоровьяВ стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 48/96, принятая на сорок восьмой сессии ГА ООН 20 декабря 1993г.), в разделе «Основные понятия в политике в отношении инвалидов», сформулировано общеупотребительное понятие реабилитации, основанное на идеях Всемирной программы действий в отношении инвалидов.Реабилитация - это процесс, цель которого помочь инвалидам восстановить их оптимальные физические, интеллектуальные, психические и/или социальные уровни деятельности и поддерживать их, предоставив им реабилитационные средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости.

Из этого международного определения «реабилитации» следует определенная аналитическая схема самого процесса реабилитации, которая включает следующие составные части (реабилитационные конструкты):

  1. Социальная реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека с инвалидностью как социального субъекта;
    2. Педагогическая реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека как субъекта деятельности;
    3. Психологическая реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию человека с инвалидностью на уровне личности;
    4. Медицинская реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию на уровне биологического организма человека.Все приведенные компоненты составляют идеальную модель реабилитационного процесса.

Она является универсальной и может применяться при стратегическом планировании любого центра или учреждения реабилитации человека с инвалидностью, который имеет целью предоставление наиболее полного комплекса реабилитационных услуг.

Что означает понятие «абилитация»?

Когда рождается ребенок с функциональным ограничением, это означает то, что он будет не в состоянии развить все функции, необходимые для нормальной жизни, или, возможно, функциональность этого ребенка не будет развита так же, как функциональность его сверстников. Ребенок, невзирая ни на что, остается ребенком: с потребностью в любви, внимании и воспитании согласно своей уникальной натуры, и к нему необходимо относиться, в первую очередь, как к ребенку.Слово «абилитация» происходит от латинского «habilis», что означает «быть способным». Абилитировать означает «делать состоятельным» и используется вместо слова «реабилитировать», которое употребляется в смысле восстановления утраченной способности.

То есть абилитация - это процесс, цель которого помочь приобрести или развить еще несформированные функции и навыки, в отличие от реабилитации, которая предлагает восстановление утраченных функций в результате травмы или заболевания. Отсюда получается, что этот процесс наиболее актуален в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Хотя применяется и к другим людям, моральное здоровье которых подорвано (к примеру, осужденным). Абилитация означает не только стремление лечить или модифицировать физические или умственные расстройства, это означает также обучение ребенка достигать функциональных целей альтернативными путями, если привычные пути блокированы, и адаптировать окружающую среду для компенсации отсутствующих функций.

Следует заметить, что поздно начатая абилитация может оказаться малоэффективной и трудновыполнимой.

Так может быть, например, в случае, если дети с церебральными параличами и грубыми задержками речевого развития начинают получать соответствующую помощь лишь в возрасте восьми - одиннадцати лет. Опыт последних лет говорит о том, что комплекс лечебных, педагогических, логопедических и других мероприятий надо начинать уже на первом году жизни.Реабилитационные мероприятия начинаются с первых дней заболевания или получения травмы и проводятся непрерывно при условии этапного построения программы.

Абилитационные мероприятия могу начинаться с мониторинга состояния будущей матери и выхаживания ребенка с отклонениями развития. Абилитация - многосторонний процесс, который одновременно обращает внимание на различные аспекты, для предоставления ребенку возможности вести жизнь, которая наиболее приближена к нормальной. Нормальная жизнь, в данном контексте означает жизнь, которую бы имел ребенок при отсутствии своих функциональных ограничений.

Абилитация и реабилитация – это комплекс мер, направленных на адаптацию в обществе и преодоление патологических состояний людей с ограниченными возможностями здоровья.Задача и абилитации, и реабилитации - помочь инвалидам как можно успешнее социализироваться, устроить и личную и профессиональную жизнь.

Статья 9. Понятие реабилитации и абилитации инвалидов

(см. текст в предыдущей)

(в ред. Федерального закона от 23.10.2003 N 132-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

Реабилитация инвалидов — система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов — система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.

(часть первая в ред.

(см. текст в предыдущей)

Основные направления реабилитации и абилитации инвалидов включают в себя:

(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

медицинскую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

профессиональную ориентацию, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственную адаптацию;

(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.

(часть третья в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

Чепурышкин И.П.

Перед обществом и государством сегодня стоит чрезвычайно важная задача выступить гарантом социальной защищенности детей с ограниченными возможностями здоровья, взять на себя обязанность обеспечить им условия для нормальной жизни, учебы и развития задатков, профессиональной подготовки, адаптации к социальной среде, то есть для их абилитации. Анализ исторических предпосылок формирования современной системы управления качеством образования в школе-интернате показал, что идея абилитации детей с ограниченными возможностями, как процесса восстановления их физических и умственных способностей, имеет довольно длительную историю и насчитывает несколько столетий.

Понятие «абилитация» также имеет неоднозначные трактовки. На сегодняшний день нет согласия среди авторов, обращающихся к этому понятию. Понятие «абилитация» близко по значению с используемым в Дании и Швеции понятием нормализации (normalisation). В переводе с латинского habilitation означает буквально «предоставление прав, возможностей, обеспечение формирования способностей» и применяется часто в детской психиатрии в отношении лиц, страдающих с раннего возраста каким-либо физическим или психическим дефектом.

В медицинской литературе понятие абилитации часто дается в сравнении с понятием реабилитации. По Л.О. Бадаляну: «Абилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества. Об абилитации следует говорить в тех случаях, когда инвалидизирующее больного патологическое состояние возникло в раннем детстве. Этот ребенок не владеет навыками самообслуживания и не имеет опыта общественной жизни.

В материалах пособия «Совершенствование образования» . Национального Института совершенствования городского образования США отмечено, что школьники учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Инклюзия — это попытка придать учащимся с ограниченными возможностями здоровья уверенности в своих силах, что мотивирует их пойти учиться в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе. В материалах упоминаемого пособия подчеркнуто, что последняя редакция федерального закона США «Об образовании людей с ограниченными возможностями здоровья» поддерживает практику инклюзии. Новый закон об образовании ратует за включение детей с ограниченными возможностями в образовательную среду, за прохождение ими общеобразовательной программы. Заключение консультативной комиссии при передаче в Конгресс США, следующим образом объяснило цели и задачи законодателей: инклюзия есть «принятие каждого ребенка и гибкость в подходах к обучению».

Обобщая вышеизложенное и опираясь на опыт работы автора, мы считаем, что в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья должно быть сформировано абилитационно-воспитательное пространство. В рамках экономического кризиса в обществе создание устойчивой системы образования, которая могла бы интегрировать все воздействия на детей, практически невозможно. Существующая реальность наглядно демонстрирует, что даже специальная школа-интернат с новейшей системой образования, гуманистическими отношениями, различными творческими делами, вступая в конкуренцию с яркой и пестрой, изобилующей ультрасовременными «ценностями», средой, зачастую терпит фиаско.

И выход из этого, как нам представляется, есть лишь один. Прежде всего, необходимо в самом интернатном учреждении совершенствовать жизнь детей; делать ее яркой, эмоциональной, насыщать интересными, неординарными событиями. Более того, школа должна быть привлекательной как для детей, так и для взрослых; в ней должны органично уживаться традиционность и инновационность, отсутствие излишней опеки и забота. В этом случае, школа становится конкурентоспособной в окружающем ребенка пространстве; а все нормы и ценности, выдвигаемые школьной инфраструктурой, могут стать для ребенка внутренними убеждениями и собственными нормами. События культурного, спортивного или иного характера, происходящие в окружающем пространстве, вводятся в жизнь школьного коллектива. В то же время реализация задачи создания подобного пространства сталкивается со сложной задачей абилитации детей с ограниченными возможностями. Это значит, что в этом пространстве ребенок должен научиться делать что-то такое, чего он был лишен с детства. В этом вопросе как раз и кроется противоречие. Казалось бы, здесь на первое место должна встать индивидуальная коррекционная деятельность медиков. Исходя из этого, многие специалисты делают вывод, что «полноценная помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья должна включать не только систему абилитационных мероприятий, но и комплексную психолого-медико-педагогическую работу по построению такого пространства жизни и активности, которая наилучшим образом побудит ребенка использовать приобретенные функции в естественных условиях. Задачи по организации направленной активности ребенка, созданию у него мотивов к выполнению действий, вызывающих затруднения, к преодолению собственных трудностей входят в сферу педагогики и психологии и решаются с помощью построения специального педагогического пространства. Чем раньше ребенок, получив помощь, получит возможность активно действовать в адекватно организованном пространстве, тем лучшим будет результат для его дальнейшего развития.

Следует отметить, что в настоящее время в России в отношении государства к лицам с ограниченными возможностями здоровья имеет место переход к новому этапу.

Качество образования в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями рассмотрено как педагогическая проблема и направление образовательной политики.

Историческими предпосылками формирования современной системы управления качеством образования в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями стали: во-первых, — разработка и реализация проектов по созданию общей интегрированной школы, объединяющей в своих стенах учащихся с разными образовательными возможностями; во-вторых, — формирование абилитационных центров, обеспечивающих рост качества жизни детей с ограниченными возможностями, и создание инклюзивных школ, в которых все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение учебного дня и равные возможности для установления и развития важных социальных связей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бадалян Л.О. Невропатология. — М., 2000. — С.337-347.
  2. Чепурышкин И.П. Моделирование воспитательного пространства школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями: Автореф. дис…канд.пед.наук. — Ижевск, 2006.- 28с.
  3. Improving Education.

    T he Promise of Inclusive Schools.

Библиографическая ссылка

Чепурышкин И.П. АБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 3. – С. 53-54;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=7865 (дата обращения: 05.06.2018).

По большому счету, абилитация инвалидов практически очень напоминает уже знакомую нам реабилитацию. По своему назначению абилитация отличается от реабилитации только субъектом — человеком, инвалидом, в отношении которого она осуществляется.

Означает этот термин приспособление инвалидов к жизни в условиях инвалидности в неприспособленной или мало приспособленной для этого окружающей среде. Но если реабилитация предусматривает возвращение человеку утраченных в связи с инвалидностью возможностей, которыми он обладал ранее, до инвалидности, то абилитация является процессом первичного образования таких навыков у человека, являющимся инвалидом детства, у которого навыков жизни без инвалидности просто нет.

Процесс абилитации, как и реабилитации, включает в себя как выработку и тренировку необходимых навыков у самого инвалида (в этом различия могут быть очень большими, поскольку обучить новым навыкам нужно человека, который им вообще никогда не обладал), так и приспособление окружающей его среды к более приемлемым для него условиям — так называемое создание "доступной среды" — это целый комплекс социальных, медицинских, технических, юридических и прочих мероприятий.

Кстати, абилитация совсем не так нова, как кажется. Еще в советские времена инвалидов детства, имеющих врожденные дефекты, не дающие им жить нормальной жизнью, вполне успешно обучали необходимым навыкам. Были специальные методики даже обучения слепоглухонемых детей, причем весьма эффективные. Правда, за последние четверть века эти методики, мне кажется, утрачены, но опыт и специалисты еще остались…

Что касается программ абилитации таких инвалидов, то ни о каких новых положениях в этом вопросе я пока не слышал, а до сих пор этот процесс протекал так же, как при разработке программы реабилитации — программа разрабатывается на основе медицинских показаний в период назначения инвалидности и выдается инвалиду, его опекуну или соцработнику в момент назначения инвалидности.

Имеются знакомства с экспертом

Что такое "абилитация инвалида"?

Каких инвалидов касается новый термин?
Когда будут составлять и выдавать программы абилитации инвалидов? Что положено по такой программе?
Будут ли выдаваться средства для абилитации, какие?

Реабилитация является целенаправленной комплексной системой медицинских, социальных, психологических и других мероприятии, направленных на предупреждение развития тяжелых последствий заболеваний и травм, восстановление или компенсацию наступивших функциональных дефектов, социальное и трудовое приспособление больных. Реабилитационное направление в медицине имеет свою историю, однако формирование его в самостоятельную науку, объединяющую биологические и социальные аспекты, осуществляется лишь за последние 30 лет. Этому способствовала необходимость восстановления и приспособления к труду и быту большой армии инвалидов второй мировой войны, получивших разнообразные и тяжелые увечья. Задача наиболее эффективного и полного восстановления больного в его прежнем социальном и профессиональном положении требует привлечения к решению этой проблемы представителей различных медицинских и смежных специальностей. При этом выделяют два основных компонента реабилитации - медико-биологический и медико-социальный, органически связанные и взаимодополняющие друг друга. В зависимости от характера и тяжести физического дефекта, клинических особенностей заболевания, на фоне которого он развился, разрабатывается система медико-биологических воздействий, направленных на преодоление дефекта, его восстановление или компенсацию. К решению этой конкретной задачи привлекаются работники самых различных медицинских специальностей (терапевты, хирурги, невропатологи, физиотерапевты, специалисты по лечебной физкультуре, ортопеды), а также смежных дисциплин (психологи, логопеды, педагоги и др.). В зависимости от степени восстановления нарушенных функций и уровня их компенсации медико-биологические воздействия дополняются системой медико-социальных мероприятий, которые обеспечивают наиболее адекватное приспособление больного к имеющемуся дефекту и возвращение его к труду.

Медико-биологический аспект реабилитации основывается на методах лечебного воздействия, объединяемых под названием биологической терапии. Как указывалось, сюда входит, в первую очередь, лечебная физкультура, массаж, физиотерапия, лекарственная терапия. При этом, исходя из задач реабилитации и клинического состояния больного, акцент с лекарственной терапии, используемой особенно интенсивно в остром периоде заболевания, перемещается на методы физического лечения, обладающие рефлекторным и активизирующим действием на основные жизненные системы организма (кровообращение, дыхание, обменные процессы). Они способствуют ликвидации последствий гиподинамии в остром периоде заболевания, когда строгое постельное содержание и покой, необходимые для стабилизации острого болезненного процесса, обусловливают вынужденное моторное голодание, имеющее свои неблагоприятные последствия.

Последовательное включение лечебной физкультуры, массажа, а позднее - физиотерапии создают условия для активизации больного, поднятия у него общего тонуса, а также возможности локального воздействия на развившиеся в остром периоде заболевания нарушения отдельных функций (двигательных, чувствительных, вегетативных и др.). Однако, как показывает опыт лечения больных с тяжелыми затяжными заболеваниями, для полноценного их восстановления одних биологических методов терапии оказывается недостаточно. Их эффективность увеличивается путем сочетания с методами психосоциального воздействия, к которым в первую очередь относится психотерапия. Метод этот чисто человеческий, основанный на воздействии словом на личность больного, опирающийся на ее сохранные качества, позволяет добиться поднятия эмоционального тонуса у вялых, астенизированных пациентов, подчас утративших веру в выздоровление, создать для них лечебную перспективу, наметить конкретный план возвращения к трудовой деятельности.

В этом аспекте важное значение имеет также применение трудовой терапии, которая, с одной стороны, оказывает активизирующее, тренирующее влияние, способствуя восстановлению утраченных или сниженных в результате болезни профессиональных навыков, с другой, - имеет психотерапевтическое значение, создавая у больного реальную перспективу возвращения к трудовой деятельности.

Таким образом, в программе реабилитационных мероприятий представляется органичным сочетание биологических и психосоциальных методов уже на ранних этапах восстановительного лечения. По мере улучшения физического состояния больного, перенесшего тяжелое заболевание или травму, оставивших последствия в форме тех или иных дефектных функций, возникает необходимость дальнейшего восстановления больных в окружающей социальной среде, в трудовом коллективе. Ведущее значение здесь приобретают медико-социальные формы реабилитации, при которых используются различные методы воздействия на личность больного с целью создания у него трезвого отношения к возникшему в результате болезни дефекту, снизившему его трудоспособность. Параллельно изыскиваются способы наиболее эффективной компенсации дефекта с целью приспособления к выполнению прежней работы, или освоения новых, более легких трудовых процессов. С точки зрения корригирующих дефект средств приобретает важное значение ортопедическая помощь больным, различные формы протезирования, в том числе создание рабочих протезов, позволяющих приспособить больных к прежней или другой доступной трудовой деятельности. Одновременно возникает целый комплекс разнообразных чисто социальных проблем - вопросы пенсионного обеспечения, снабжение специальными транспортными средствами больных с поражением нижних конечностей, бытовое устройство, в том числе и жилищное, забота о создании адекватного отношения к больному (инвалиду) в семье, в рабочем коллективе, организация досуга с целью поддержания необходимого эмоционального тонуса. Решение такой многоплановой проблемы, какой является реабилитация, требует от врача и всего медицинского персонала, занятого в этой сфере, изучения всех тех жизненных трудностей, которые могут возникнуть перед больным, перенесшим тяжелое заболевание. При этом, помимо физиологического, учитывается психологическое состояние больного, его социальные и экономические условия. Только при использовании всех возможностей воздействия на процессы восстановления и компенсации достигается конечная цель - возвращение больного в общество полноправным гражданином. Ограничение реабилитации ее первым звеном - восстановительным лечением - не достигает главной задачи этой проблемы и умаляет тот труд, который затрачивается на лечение больного в остром и раннем резидуальном периодах болезни.

Важным условием достижения полноценной реабилитации является соблюдение ее основных принципов при построении программы восстановительных мероприятий. Уже на самых ранних этапах реабилитации необходимо претворять в жизнь принцип партнерства между врачом и больным. Соблюдение этого принципа позволяет осуществить целенаправленную психологическую подготовку больного к восстановительному лечению, успех которого зависит в значительной мере от степени активности самого больного. Между тем больным, перенесшим тяжелое жизненное потрясение в.связи с болезнью или увечьем после длительного постельного режима в остром периоде болезни, часто трудно бывает перестроиться на необходимость перехода от пассивных к активным формам лечения. Включение таких тяжелых больных в активную борьбу с недугом возможно лишь при постоянной поддержке и направляющем совете со стороны врача, глубоко вникающего во все его жизненные проблемы и оказывающего ему действенную помощь в их преодолении. В осуществлении этого ответственного положения реабилитации важным звеном является средний медицинский персонал, который, непосредственно общаясь с больным, должен быть осведомлен о всех жизненных обстоятельствах больного и стремиться поддержать его волю к преодолению трудностей, возникших в связи с болезнью.

Принцип сотрудничества больного и медицинского персонала при руководящей и направляющей роли последнего содействует активному вовлечению больного в восстановительный процесс. Отмечена значительно более высокая продуктивность восстановительного лечения при наличии у больного осознанной установки на выздоровление, его активном сотрудничестве с персоналом и привлечении членов семьи, которые, получив соответствующие установки от врача, могут оказать действенное влияние на больного как в смысле его активизации в лечении, так и в дальнейшем создании благоприятных жизненных условий. Для осуществления принципа партнерства важным является изучение особенностей личности больного. При этом необходимо учитывать характеристику до-болезненного (преморбидного) состояния больного, что позволяет выявить степень тех изменений в структуре личности, которые развились вследствие болезни (или явились реакцией на болезнь) и оказывать на них соответствующее корригирующее воздействие. Изучение личности больных осуществляется методами клинического и экспериментально-психологического исследования. К клинико-психологическим относятся методы, основанные на информации, получаемой при непосредственном контакте врача, психолога, или среднего медицинского персонала с больным, его родственниками в ходе клинического наблюдения, бесед. Экспериментальные методы дополняют и подкрепляют данные клинико-психологического исследования, они осуществляются при помощи специальных методик. Наряду с врачом и психологом к проведению экспериментально-психологического исследования в реабилитационных учреждениях могут привлекаться медицинские сестры.

Психологический контакт, который устанавливается между больным и медицинским персоналом, позволяет, с одной стороны, наметить наиболее действенные пути восстановления, с другой, - разнообразить их с учетом индивидуальных особенностей больных. Принцип партнерства требует большого такта, выдержки, деликатности со стороны медицинского персонала. Только при установлении взаимного доверия между больным и медицинским персоналом можно добиться существенных успехов в восстановительном лечении и дальнейшей реабилитации больных.

В связи с необходимостью привлечения больного к активному участию в реабилитационных мероприятиях обязательным является установление тесного контакта между больными и обслуживающим персоналом восстановительного отделения, и в первую очередь - средними медицинскими работниками. Такой контакт достигается путем постоянного вдумчивого, внимательного отношения работников отделения ко всем актуальным для больного проблемам, причем не только чисто медицинским, но и в более широкой области социальных связей, включая семейные, профессиональные аспекты, вопросы переобучения, трудоустройства, контактов с сослуживцами и т. д. Такое глубокое проникновение в интересы больного предполагает более активную роль среднего медицинского персонала реабилитационного отделения по сравнению с функциями, выполняемыми медсестрами обычных стационаров или поликлиник: он перестает быть лишь пассивным исполнителем назначений лечащего врача и становится активным его помощником, принимающим участие в разработке и осуществлении конкретной программы восстановления социально-бытового положения пациента в обществе. Особенность подхода к больным в процессе восстановительного лечения требует специальной разносторонней подготовки среднего медицинского персонала. С этой целью в реабилитационных отделениях врачи организуют занятия по основам медицинской психологии, психотерапии, медицинской деонтологии. Это позволяет создать систему отношений между больным и персоналом, отвечающую основным принципам реабилитации и способствовать организации соответствующих режимов.

Для осуществления полноценной реабилитационной программы необходима реализация принципа разносторонности усилий, который предусматривает учет всех сторон проблемы реабилитации для каждого отдельного больного. Его основу составляет реализация медико-педагогических и лечебно-восстановительных задач при условии перестройки отношений личности больного в нужном для реабилитационных целей направлении.

Третьим принципом является единство психосоциальных и биологических методов воздействия. Направленное воздействие на личность больного не умаляет значения клинической стороны реабилитации. При этом одним из главных условий является комплексность применения лечебно-восстановительных мероприятий. Их выбор определяется клинической характеристикой основного заболевания, степенью выраженности нарушений различных функций, особенностями личности больного и характером реактивных переживаний. Понимание физиологической и патофизиологической сущности болезни и ее осложнений позволяет оказывать регулирующее влияние на процессы восстановления, адаптации и компенсации. Комплексность реабилитационных мероприятий, таким образом, предусматривает систему патогенетически обоснованного сочетанного воздействия различными лечебными методами не только на дефектную функцию, но и на лежащий в ее основе патологический процесс, а также на личность больного с целью мобилизации ее ресурсов для коррекции патологических реакций на заболевание и сопутствующих нервно-психических нарушений.

Соблюдение основных принципов реабилитации в свою очередь выдвигает задачу индивидуализации лечебных программ, дифференцированных в соответствии с указанными выше критериями.

Для составления адекватных индивидуальных программ реабилитации важно правильно оценить физическое и психическое состояние больного, с учетом тех ограничений, которые накладывают на лечение основное заболевание и его последствия, а также сопутствующие болезни. При этом следует иметь в виду существующие противопоказания к активному восстановительному лечению. Важно составить такую программу, которая учитывала бы реальные возможности больного и способствовала наиболее быстрому наступлению определенных успехов, тем самым воодушевляя его к дальнейшему лечению, с соответствующим наращиванием нагрузки. Состав отдельных реабилитационных мероприятий варьирует в соответствии с клиническими проявлениями заболевания и психологическими особенностями больных.

Сочетания методов восстановительного лечения не могут быть стабильными и изменяются в соответствии с динамикой функционального состояния больного. Это положение является предпосылкой для поэтапного назначения восстановительных мероприятий, что формулируется в виде четвертого принципа - ступенчатости (переходности) проводимых воздействий.

Помимо постепенного перехода от одних методов лечения к другим, имеется в виду создание специальных переходных режимов. Принцип ступенчатости послужил основанием для разграничения системы реабилитационных мероприятий на 3 основных этапа.

Первый этап- восстановительная терапия - предполагает использование мероприятий, предупреждающих развитие дефекта, инвалидизации, а также устранение или уменьшение этих явлений. На первом этапе осуществляется психологическая подготовка больного к восстановительному лечению, составляется план мероприятий, отвечающий характеру заболевания, выраженности дефекта, учитывающий психологические особенности больного, его профессиональный опыт до болезни, его внутрисемейные отношения и пр. Больным, у которых имеются тяжелые физические дефекты, особенно двигательные, назначаются соответственно лечебные процедуры, направленные на восстановление элементарных движений. Вместе с тем, уже на этом этапе больной должен тренировать навыки самообслуживания и профессиональные, для того, чтобы с самого начального периода реабилитации воспитывать направленность на достижение ее конечных целей - приспособление к полноценной жизнедеятельности и активному труду. Учитывая незакончившийся патологический процесс, на фоне которого наступили те или иные нарушения функции, значительную выраженность последних, на первом этапе в восстановительном комплексе еще значительное место занимают биологические, в том числе лекарственные формы лечения. Подбор медикаментозных средств и других лечебных воздействий базируется на данных объективного исследования больного, которое должно носить всесторонний характер, осуществляется по определенной схеме и, помимо клинического, включает различные инструментальные методы и экспериментально-психологические исследования.

Второй этап, обозначаемый реадаптацией, предусматривает приспособление больного к условиям внешней среды. На этом этапе психосоциальные методы являются доминирующими. Психотерапия используется широко в качестве метода, опосредующего и потенцирующего все другие восстановительные мероприятия. По мере повышения активности больных групповые формы психотерапии становятся ведущими. У больных с наличием стойких нарушений тех или иных функций применяется целенаправленная аутогенная тренировка.

Проводится специальная воспитательная работа с больными и их родственниками с целью создания правильных внутрисемейных отношений после возвращения больного из стационара. Особенно важное место отводится трудовой терапии, которая в условиях реабилитационного стационара должна способствовать тренировке сохранных профессиональных навыков, воссозданию утраченных, трудовому обучению и переобучению при невозможности восполнить профессиональный дефект.

На этом этапе трудовая терапия преимущественно осуществляется в специально оборудованных трудовых мастерских. В комплекс занятий трудотерапией у больных со значительными двигательными расстройствами включается восстановление и тренировка навыков самообслуживания.

Второй этап характеризуется наращиванием объема и расширением задач других восстановительных мероприятии. Занятия лечебной физкультурой, по мере улучшения общей моторики включают тренировку сложных двигательных актов в дефектных конечностях, упражнения на координацию, обучение и тренировку навыков самообслуживания, позволяющих полностью освободить больных от ухода за ними после выписки. Помимо целенаправленных гимнастических упражнений в комплекс лечебной физкультуры включаются спортивные игры, плавание, прогулки на свежем воздухе, ходьба на лыжах. Групповые занятия лечебной физкультурой являются ведущей формой на втором этапе. Индивидуальные занятия проводятся с больными, у которых сохраняются значительные дефекты тех или иных функций. По мере оживления моторики и исправления локальных дефектов больные шире включаются в терапию занятостью и различные культурные мероприятия (просмотр кинофильмов, посещение концертов и др.). Физиотерапия и массаж используются в зависимости от клинических показаний. Лекарственная терапия носит преимущественно корригирующий характер.

Третий этап - реабилитация в прямом смысле этого слова. Задачами этого этапа являются бытовое приспособление больных, профессиональная ориентация и восстановление их доболезненного (преморбидного) социального положения в семье и обществе в целом. Мероприятия третьего этапа носят преимущественно социальный характер, осуществляются они после выписки больного из реабилитационного стационара.

Нетрудоспособные больные с тяжелыми физическими дефектами включаются в домашний труд, с менее тяжелыми нарушениями функций - выполняют общественно полезный труд на дому, в лечебно-производственных мастерских, в специальных цехах для инвалидов на производстве. Лица, хорошо восстановившие или компенсирующие дефектные функции, возвращаются к работе в прежней профессии. С целью поддержания общего и эмоционального тонуса больного, восстановления и тренировки нарушенных функций больные продолжают систематические занятия лечебной физкультурой на дому с периодическим проведением повторных курсов направленной лечебной гимнастики по показаниям в поликлинике. Лекарственная и физическая терапия - профилактическая и поддерживающая. На этом этапе важной составной частью реабилитационной программы является диспансерное наблюдение за больными, патронаж на дому, работа с родственниками. Ответственная роль во внебольничных формах реабилитации принадлежит среднему медицинскому персоналу.

Внебольничная работа предусматривает посещение больных специальными патронажными медицинскими сестрами, на обязанности которых лежит установление тесного контакта с родственниками больного, оказание им помощи в правильной организации режима дня больного в домашних условиях. Медицинские сестры оказывают помощь в составлении распорядка дня, перечня поручаемых больному обязанностей, правильного распределения нагрузки. Патронажные медицинские сестры осуществляют также обследование больных в условиях производственной деятельности. Работа патронажной сестры является тем звеном в системе реабилитации, которое способствует восстановлению социальной и общественной ценности больного. В обязанность медицинского персонала реабилитационных учреждений на внебольничном этапе входит организация правильного отношения к больным со стороны окружающих не только в семье, но и в бывшем рабочем коллективе. Культуротерапия сохраняет свое значение и после выписки из стационара. На вне-больничном этапе следует разнообразить ее формы. Важное значение приобретает, в частности, клубная работа. В условиях клуба, организованного для больных, имеется возможность общения их друг с другом, организации активного отдыха, прогулок, различных форм внетрудовой занятости в виде кружковой работы, лекций, посещения театров, кинотеатров и пр. Клуб для больных целесообразно организовывать при поликлиническом реабилитационном отделении, где больные одновременно могли бы получить необходимую медицинскую консультацию.

Восстановительное лечение может проводиться всем больным, однако его уровень и степень допустимой нагрузки определяется клиническим состоянием больного. Поэтому при направлении больных в реабилитационный стационар и составлении индивидуальной программы реабилитационных мероприятий следует учитывать факторы, влияющие на их эффективность. Возраст больных имеет значение для исхода восстановительного лечения, последнее протекает успешнее у лиц более молодого возраста, после 50 лет эффективность восстановительного лечения снижается. Имеет значение характер течения основного заболевания (сосудистого процесса, инфекции и др.) и тяжесть вызванного им поражения. При тяжелых формах сосудистых, травматических, воспалительных поражений показатели восстановительного лечения значительно ниже, чем у лиц с компенсированным течением основного заболевания. Восстановление дефектных функций находится в прямой зависимости от исходной их тяжести. Эффективность реабилитации снижается при наличии комбинированного нарушения различных функций: например, сочетании двигательных расстройств с речевыми, нарушением мышечно-сустав-ного чувства. Ухудшают прогноз реабилитации вторичные осложнения (артралгии, контрактуры, пролежни), психические нарушения, сопутствующие соматические заболевания. Давность сформировавшегося дефекта имеет меньшее значение для исхода реабилитации. На эффективность реабилитации оказывают влияние особенности личности больных и активность их участия в восстановительных мероприятиях, что должно учитываться при составлении плана лечения.

Таким образом, система лечебных мероприятий, основанная на главных принципах реабилитации, позволяет восстановить не только физическое здоровье, но и социальное и трудовое положение больных в обществе. В процессе комплексного, дифференцированного, индивидуально подобранного восстановительного лечения учитывается не только характер болезненного процесса и его последствий, но и особенности каждого больного, как личности, для которой заболевание создает новые жизненные проблемы, требующие содействия в их разрешении. Такой подход к составлению реабилитационной программы способствует наиболее полноценной функциональной компенсации, обеспечивающей возврат в трудовой строй даже людей с тяжелыми физическими дефектами.

Все описанные мероприятия имеют конечной целью восстановление социального и трудового статуса больного. Ограничение восстановительных мероприятий воздействием на дефектную функцию не решает главной задачи реабилитации и снижает ее эффективность.

Большая роль в организации и осуществлении лечебно-восстановительных мероприятий отводится среднему медицинскому персоналу. Правильное понимание и выполнение возложенных на него задач и обязанностей способствует более эффективной реабилитации больных.

Для обеспечения полноценной реабилитации работа медицинского персонала не ограничивается стационаром, она распространяется и на внебольничный участок. Содействие больному в приспособлении к труду и быту - ответственная и важная задача, обеспечивающая достижение конечной цели реабилитации.

Демиденко Т. Д., Гольдблат Ю. В.

"Реабилитационные мероприятия при заболеваниях нервной системы" и другие

Которые помогают инвалидам детства приобрести максимально полноценное качество жизни. Проблематика вопроса имеет многогранный характер.

Практический опыт опровергает мнения некоторых врачей и педагогов о том, что подобное воздействие бесперспективно. Негативные оценки обусловлены низкой осведомленностью и отсутствием знакомства с инновационными системами восстановления даже запущенных детей. Такие мнения должны уступить место кропотливому и настойчивому труду, который позволит малышу вести нормальную жизнь.

Общие понятия

Если рассматривать термин с медицинской точки зрения, его официальное толкование будет несколько иным. Комплексное понятие подразумевает, что абилитация - это:

  • Многогранная система медицинских манипуляций.
  • Социальная поддержка.
  • Психологическая помощь.
  • Педагогические и иные мероприятия.

Все манипуляции направлены на одну цель - компенсирование утраченной или нарушенной функции организма, стимуляция потенциальных возможностей. У человека должны сформироваться оптимальные адаптационные навыки по отношению к социуму, в ходе лечения наращивается его социальный потенциал.

Абилитация - это тот комплекс мер, который, прежде всего, относится к детям, рожденным на свет с физическими и умственными нарушениями. Манипуляции врачей, родителей и педагогов помогают развить полноценную личность ребенка, у которого развит социальный потенциал. Такие дети способны успешно реализоваться и существовать в обществе среди детей-неинвалидов, а впоследствии - и во взрослой жизни.

Специальные организации

Среди множества социальных направлений, которые существуют в нашей стране, особое место занимают те, деятельность которых направлена на решение вопросов поддержки инвалидов. Во многих регионах создаются абилитационные центры - специализированные учреждения, в которых реализуются различные методики по работе с людьми с ограниченными возможностями.

Роль учреждений в лечебном процессе

Центр абилитации, если исходить из зарубежного и отечественного опыта, играет немаловажную роль в процессе адаптации ребенка, в частности:

  • Учреждение выступает неким проводником государственной политики, направленной на удовлетворение социальных потребностей инвалидов детства.
  • Именно в центре ребенок имеет возможность для получения исчерпывающей помощи. Это психосоциальная, биологическая поддержка, реализация различных абилитационных программ. Специалисты апеллируют к личности больного, практикуют ступенчатый подход по отношению к проводимым мероприятиям и воздействиям.
  • Абилитация инвалидов - это комплексная мера, определяющая максимальную эффективность адаптации ребенка, страдающего любым серьезным заболеванием, ведущим к инвалидности.
  • Именно тут реализуется оценка состояния больного и координация программ воздействия с опорой на потенциал малыша.
  • Только в центре можно воспользоваться услугами мультидисциплинарных специалистов.
  • В процессе абилитации участвуют внешние что исключает однобокость в решении столь важных проблем.

В чем состоит суть воздействия?

Программа абилитации зависит от того, каким заболеванием страдает ребенок. Чаще всего это различные нейронные нарушения головного мозга, полученные при рождении или после травмирования, ДЦП, слепота, глухота, задержка речевого развития.

Комплекс мер для детей с ДЦП:

  • Лечебная физкультура.
  • Ортопедические процедуры.
  • Физиотерапия.
  • Массаж.
  • Специальные укладки.
  • Фармакологическое воздействие.
  • Занятия с логопедом.
  • Подвижные, специальные, настольные игры.

Комплекс мер для слабовидящих и слепых малышей:

  • Тренировка слуха и кожного восприятия.
  • Формирование особых форм условно-рефлекторной деятельности.
  • Задействование остаточного зрения, развитие оптического внимания.

Комплекс мер для слабослышащих и глухих деток:

  • Занятия с сурдопедагогом.
  • Обучение дактильной речи.
  • Развитие оставшегося слуха.

Программа для детей с задержкой речевого развития:

  • Реализация упражнений, развивающих моторику рук.
  • Тренировки на развитие слухового внимания, голосообразования.
  • Логопедическая работа - реализация доречевой и речевой деятельности.
  • Координация моторного и речевого развития.

Работа центров и семья

Если родители обращаются в специальные центры, где реализуется многосторонняя абилитация, это послужит им только на пользу. Семья никогда не останется наедине со своей бедой. Квалифицированные специалисты совместно с мамами и папами вырабатывают план действий, чтобы дальнейшая жизнь ячейки общества стала понятна и прозрачна. Родители первыми получают навыки, необходимые для ежедневной работы с ребенком.

Медики и психологи отмечают, что абилитация детей может быть эффективной только тогда, когда мамы и папы грамотно занимаются с малышом в семье (на систематической основе). Это трудный процесс, преодолеть который можно только совместными усилиями и работой.

Абилитация и реабилитация - в чем разница?

Система мероприятий, реализуемая в ходе абилитации, направлена на лечение детей раннего возраста, которые еще не приспособлены к существованию в социуме. Ребенок по мере роста и развития становится полноценным членом общества.

Реабилитация тоже является системой педагогических и лечебных мероприятий. Однако спектр действий направлен на лечение таких состояний, которые могут привести к утрате работоспособности. Таким образом, пациент после курса терапии обретает возможность жить и трудиться в обычных условиях.

Об абилитации уместно говорить в том случае, если малыш стал инвалидом в раннем детстве или с рождения был таковым (родовые травмы мозга и черепа, внутриутробные поражения ЦНС), то есть у ребенка никогда не было полноценной двигательной активности, нарушены речевые и прочие функции. Такие дети не имеют опыта общественной жизни и не обладают навыками самообслуживания.

О реабилитации уместно говорить тогда, когда пациент имеет опыт общественной жизни, какой-либо полезной и благотворной деятельности. Курс направлен на лечение детей старшего возраста и взрослого населения.

Социальные аспекты

Социальная абилитация, если рассматривать официальную терминологию, трактуется как система мероприятий, в ходе её реализации человек начинает усваивать навыки и знания, которые помогают независимо проживать в социальной среде. Человек, получая поддержку, начинает адекватно осознавать свои ограничения и возможности, собственную социальную роль, у него происходит понимание обязанностей, прав, совершенствуются навыки самообслуживания.

Эти меры чаще всего направлены на адаптацию детей инвалидов и семей, находящихся в кризисной ситуации. Речь идет о формировании у малышей таких способностей и функций, которые на фоне нормального развития складываются без дополнительных усилий со стороны государства и окружающих людей.

У детей, которые обладают особыми потребностями, они развиваются только в том случае если на них воздействуют специальные технические средства и ведется целенаправленная работа психологов, педагогов, медиков и родителей.

Чему учатся ребенок и семья:

  • Основные социальные навыки.
  • Приспособление бытовой обстановки к потребностям инвалида.
  • Формирование навыков автономного проживания (ребенок получает педагогическую коррекцию).
  • Обучение стереотипам безопасного поведения.
  • Усвоение навыков, которые помогают отстаивать собственные интересы и права.
  • Обучение самоанализу.
  • Обретение навыков позитивного восприятия себя и собственной личности.

Вместо завершения

Абилитация - это длительный и трудоемкий процесс. Родителям очень важно найти грамотного специалиста, чтобы рука об руку пройти этот путь. Задача медицинского работника состоит в корректном выполнении всего комплекса процедур. Общая цель, стоящая между всеми участниками процесса, заключается в формировании у малыша интеллекта, речи и прочих психических процессов.