Open
Close

Что такое акалькулия? Причины ее возникновения и методы коррекции. Клинико-психологическая характеристика (дис) акалькулии Синдром акалькулии

Клинико-психологическая характеристика
акалькулии и дискалькулии детского
возраста

СОДЕРЖАНИЕ
Понятие акалькулии и дискалькулии
Нейропсихологические аспекты акалькулии,
симптоматика, классификация
Симптоматика дискалькулии
Этиология дискалькулии
Механизмы дискалькулии
Классификация дискалькулии

ДИСКАЛЬКУЛИЯ
недоразвитие способностей к
вычислительным операциям,
патологическая
затрудненность при
выполнении вычислительных
операций.
Частота встречаемости в
школьной популяции – около
5%.
Дискалькулия встречается
одинаково часто среди
представителей обоих полов.

Акалькулия
нарушение функций счета и
распознавания цифр, возникающее
из-за поражения корковой части
головного мозга.
У взрослых и детей возникает,
вследствие травм, кровоизлияния,
опухоли ГМ.
Также может развиваться у детей
на фоне общей умственной
отсталости.

Нейропсихологические аспекты
акалькулии
Впервые о заболевании упомянул психиатр Ф. Хеншен в 1919 году.
Благодаря своим исследованиям о нарушении анализа и синтеза
вычислительных операций учёный выделил два основных вида
акалькулии:
первичная;
вторичная.
Первичная форма синдрома наблюдается при поражении теменной,
затылочной и височных участков коры. Наиболее существенные
нарушения при первичной форме синдрома наблюдаются у детей.
Формирование отделов мозга, отвечающих за понятие пространства,
может не наступить к моменту поступления ребёнка в школу. В таких
случаях на первом году обучения могут возникать трудности в
понимании чисел и арифметических операций.

Основные симптомы первичной
формы акалькулии
отсутствие понимания разницы между
числами, например, больному кажутся
одинаковыми числа 245 и 254;
невозможность различать разрядные
строения чисел;
нарушение понятия пространственных
координат;
сложности с арифметическими
операциями;
отсутствие понятия чисел;
нарушение понятия «больше» -
«меньше».

Вторичная форма акалькулии
протекает на фоне уже существующих нейропсихологических синдромов. Данная
форма акалькулии связана с поражениями следующих отделов головного
мозга:затылочный, височный, префронтальный.
При поражении затылочной области наблюдается нарушение визуального
восприятия чисел, как правило, вторичная форма заболевания протекает на
фоне алексии, оптической агнозии. Больной не может визуально отличить
сходные по написанию числа, при этом разрядное понятие чисел зачастую
сохранно. Довольно часто данный синдром протекает в комплексе с амнезией
на названия чисел.
Если поражена височная область коры головного мозга у больного наблюдается
дефект слухового восприятия чисел. В основном встречается при акустикомнестических и сенсорных афазиях.
Поражение префронтальных участков свидетельствует о нарушении понимания
арифметических операций. Данный синдром, как правило, наблюдается при
поражении доминирующего полушария головного мозга. Для леворуких лиц
преобладающим является правое полушарие, для праворуких – левое.

Симптоматика дискалькулии
недостаточное овладение математическим
словарем;
неправильное называние чисел;
неточное представление о графической
структуре цифр;
механическое воспроизведение порядка
следования чисел;
трудности в определении места числа в ряду
натуральных чисел;
недостаточное знание состава числа;
трудности усвоения правил образования числа;
трудности установления отношения числа к его
соседям;
несформированность количественных
отношений чисел;
элементарный способ выполнения
арифметических действий (дети опираются не на
правила, а на внешние действия, используют
«ручной» способ выполнения);
мыслительные операции носят
преимущественно конкретный характер

Этиология дискалькулии
Дискалькулия же, в отличие от акалькулии проблема, которая
зарождается еще в юном возрасте. Различные виды нарушений
счетных операций связаны с органическим поражением
головного мозга на ранних этапах онтогенеза и вторичным
недоразвитием мозговых структур, формирующихся в
постнатальном периоде.
Среди факторов риска выделяются особенности протекания
беременности (недоношенность, токсикоз, асфиксия).
Причинами дискалькулии могут быть перенесенные инфекции,
хронические болезни, соматическая ослабленность детей.
Г.Е. Сухарева в этиологии нарушений на первое место ставила
заболевания первых трех лет жизни, родовые травмы и травмы
головного мозга в раннем возрасте

Этиология дискалькулии
Ю.Г. Демьянов – неблагоприятное микросоциальное
окружение. М.С. Певзнер придавала значение физическому
состоянию детей.
П.П. Блонский, М.С. Певзнер придают значение физическому
состоянию детей (физическое недоразвитие в сочетании с
малокровием, плохим сном).
Другие авторы основной причиной считают личностные
нарушения (страх перед школой, плохая адаптация в
школьной ситуации).

Механизм дискалькулии
Вопрос о механизмах дискалькулии у детей представляет
собой сложную и недостаточно изученную проблему. Выделяют
несколько концепций:
Авторы первой концепции
(N.Granjon-Galifret, A.Benton,
L.Kosc) в качестве механизмов
дискалькулии выделяют
гностико-праксическаи
нарушения. При этом
дискалькулия соотносится с
нарушением пальцевого
гнозиса и праксиса, в
сочетании с
несформированностью схемы
тела, конструктивной
апраксией.

Механизм дискалькулии
Сторонники психологической
концепции (С.С. Мнухин,
К.С.Лебединская, Г.М.
Капустина) связывают
дискалькулию с механизмами,
сочетающими в себе
несформированность
психических функций,
влияющих на процесс
овладения навыками счета
(память, внимание,
мышление).

Классификации дискалькулий
врожденные и приобретенные (С. С. Мнухин);
первичные и вторичные (Н. Граньон-Галифрет (N.
Granjon-Galifret), Дж. Айюриагерра (J. Ajuriaguerra),
Л. С. Цветкова)
Наиболее обобщенной и практико-ориентированной
является классификация Л. Косч (L. Kosč).
вербальную дискалькулию
практогностическую дискалькулию
дислексическую дискалькулию
графическую дискалькулию
операциональную дискалькулию

Классификации дискалькулий
ВЕРБАЛЬНАЯ ДИСКАЛЬКУЛИЯ
Вычислительные операции
могут успешно выполняться,
но при этом ребенок
неспособен называть числа,
символы, количества, понятия.
Один из наиболее
распространенных симптомов
- неспособность к выполнению
простой задачи пересчета.

Классификации дискалькулий
ПРАКТОГНОСТИЧЕСКАЯ ДИСКАЛЬКУЛИЯ
(апраксическая дискалькулия)
Неспособность к
использованию
абстрактных
математических символов
при выполнении операций
с объектами.
Больные неспособны
пересчитать объекты или
разделить их на группы по
форме, размеру,
пространственным
характеристикам.

Классификации дискалькулий
ДИСЛЕКСИЧЕСКАЯ
ДИСКАЛЬКУЛИЯ
Нарушение чтения
математических знаков,
словесного обозначения
математических понятий,
восприятие цвета, формы,
величины, количества,
пространственного
восприятия, зрительной и
слуховой памяти

Классификации дискалькулий
ГРАФИЧЕСКАЯ ДИСКАЛЬКУЛИЯ
Неспособность
соотнести
предъявляемую цифру
с ее графическим
символом.
Однако, подобные
люди способны
соотнести символьное
обозначение числа с
его словесной
формулой.

Классификации дискалькулий
ОПЕРАЦИОНАЛЬНАЯ ДИСКАЛЬКУЛИЯ
Неспособность аккуратно
применять математические
операции. Найденные решения
математических задач являются
ошибочными либо, если решения
правильны, являются
случайными.
Это наиболее трудно
диагностируемый вид, так как
логика, используемая больными
при выполнении математических
операций – труднодоступна.

Другие виды дискалькулий
ПСЕВДОДИСКАЛЬКУЛИЯ - Недоразвитие математических способностей,
возникающее в результате необразованности, отсутствии мотивации учиться,
академического отставания или неадекватности обучающих программ.
ОЛИГОКАЛЬКУЛИЯ (генерализованная
дискалькулия) - Общая неспособность, вызванная
расстройством широкого спектра математических
функций. Часто сопровождается умственной
отсталостью в то время как остальные формы
дискалькулии развиваются при сохранном уровне
интеллекта.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ДИСКАЛЬКУЛИЯ
(цифровая дискалькулия) - Неспособность к
концептуализации арифметических функций
основанных на операциях с символами (+/-),
уравнений и математических выражений.
Возникает в следствии нарушения визуальнопространственных процессов.

Коррекция дискалькулии

Для коррекции дискалькулии необходима совместная
работа различных специалистов (логопед, невролог,
психолог и другие).
Они
проводят
комплексный
курс
коррекции
дискалькулии,
развивают зрительно-пространственную ориентировку,
мыслительную деятельность,
способность
программирования
математических
конструкций,
логико-абстрактную деятельность.
формируют у детей процессы самоконтроля.

Текущая страница: 3 (всего у книги 11 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Шрифт:

100% +

Авторы программы подчёркивают, что формирование математических знаний умений и навыков должно осуществляться с учётом сложной структуры математической деятельности школьника (мотивационно-целевой, операциональный этап, этап контроля).

В программе определены направления, по которым происходит формирование математических умений и навыков: понятие числа – счётные операции – решение задач. Предпосылками овладения счетными операциями и умения решать математические задачи является развитие всех типов мышления с учетом их эволюционного развития (наглядно-действенное, наглядно-образное, вербально-логическое).

В связи с этим формирование счетных операций как сложных умственных действий осуществляется по следующим этапам (с учетом поэтапности формирования умственных действий (по П. Я. Гальперину):

– выполнение математического действия на основе предметных действий с конкретными предметами (этап материализации действия) сначала с помощью учителя, затем самостоятельно;

– выполнение математического действия с опорой на наглядность и громкую речь, но без использования практических действий с конкретными предметами;

– выполнение математических действий только в речевом плане;

– выполнение математических действий в умственном плане, в плане внутренней речи.

Особую трудность при обучении математики школьники с ТНР испытывают при понимании и решении математических задач. Создатели программы считают, что ведущую роль при обучении решению задач играет прием моделирования, построение конкретной модели, усвоение алгоритма решения определенного типа задач.

Особое место в развитии математической деятельности ребёнка занимает речь. Учитывая этот факт, необходимо максимально включать речевые обозначения на всех этапах формирования математических действий, начиная с этапа материализации, т. е. выполнения счетных операций с использованием практических действий.

Создатели программы подчёркивают важную роль коррекционной работы, направленной на профилактику трудностей овладения математикой школьниками с ТНР в подготовительном и первом классе.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Перечислите задачи математического образования дошкольников, проанализировав образовательную область «Познание» (Формирование математических представлений) в Программе воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

2. Определите задачи математического образования младших школьников в СКОУ V вида.

3. Сформулируйте принципы построения и основные требования к методам обучения математике в начальной школе.

4. Дайте определение «учебной деятельности».

5. Перечислите приемы учебной деятельности младших школьников в курсе математики.

1. Ахутина Т. В., Обухова Л. Ф., Обухова О. Б. Трудности усвоения начального курса математики детьми младшего школьного возраста и их причины // Психологическая наука и образование. – 2001. – № 1. – С. 65–78.

2. Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М.: Академия, 2000.

3. Капустина Г. М . Коррекционные приемы обучения младших школьников математике // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – № 2. – С. 63–72.

4. Моро М. И., Пышкало А. М. Средства обучения математике в начальных классах: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 144 с.

5. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. – СПб: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009.

6. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. – М.: Педагогика, 1980.

7. Стойлова Л. П. Математика. – М.: Академия, 1997.

8. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Избранные психологические труды. – М., 1989.

Тема 3. Акалькулия и дискалькулия: симптоматика, механизмы, классифкации

План

1. Краткие сведения об акалькулии.

2. Понятие «дискалькулия».

3. Симптоматика дискалькулии.

4. Механизмы дискалькулии.

5. Классификации дискалькулии.

Нарушения счетных операций определяется терминами «акалькулия» и «дискалькулия». При этом расстройства счета у больных с локальными поражениями мозга – акалькулия, а нарушения в овладении счетными операциями у детей – дискалькулия.

Термин «акалькулия» предложил С. Хеншен (S. F. Henschtn) в 1919 году для обозначения нарушений счетных операций вследствие локальных поражений мозга. Ученый осуществил дифференциацию между нарушениями чтения и письма цифр, которое он назвал «акалькулией» в широком смысле термина, и нарушения умственных операций счета, которые обозначил как «акалькулия» в узком значении этого термина.

Понятие «дискалькулия» является составной частью понятия «акалькулия». Поэтому проанализируем сначала проявления нарушений счетных операций у людей, возникающие вследствие локального поражения мозга.

Итак, первое упоминание о нарушения счета при локальных поражениях мозга зафиксировано к началу 20 века. Дж. Герстман описал синдром, связанный с левосторонней теменно-затылочной локализацией, при которой пальцевая агнозия сочеталась с неразличением права-лева, с аграфией, с конструктивной апраксией и с нарушением функции счета. Автор подчеркнул интимную корреляцию между пальцевыми умениями и элементарными счетными операциями.

Дифференциальная диагностика между различными формами нарушения счета, которые встречаются при локальных поражениях мозга, осуществил в 1934 году K. Kieist. Автор выделил: акалькулию как нарушение умственных операций счета, алексию цифр, которую рассматривал как резидуальное нарушение при афазии, аграфию цифр, связанную с апраксией и аграфией слов.

В случае аграфии цифр пространственная организация чисел отсутствует, но больные не испытывают затруднений в операциях умственного счета.

Алексию и аграфию цифр отмечал у большинства больных с афазией С. Хеншен, который связывал аграфию цифр с апраксией и аграфией слов. При первой форме больной не находит точных движений при письме цифр – цифры либо искажены, либо заменяются другой. При второй форме распадается представление о расположении цифр в числе. В этом случае смешивается последовательность цифр при обозначении числа, нарушается пространственная ориентация в числе, но при этом больные не испытывают затруднений в операциях умственного счета.

Таким образом, анализ литературы 20 века показал, что в этот период выделялось два различных типа нарушения счета. При первом типе акалькулии основные трудности заключались в неумении выделять позицию цифр при восприятии и написании числа, при этом больные не способны реализовать план счета, делают ошибки при сложении и вычитании чисел, потому что столбцы цифр ими неправильно размещаются, в то же время умственный счет у них сохранен. Большинство авторов связывают этот тип акалькулий с дефектом пространственного восприятия.

При втором типе акалькулий прослеживается связь с распадом количественной системы, с нарушением представления о числе.

В дальнейшем одной из проблем изучения акалькулий у взрослых является рассмотрение нарушения счета изолировано или же в сочетании с другими нарушениями.

Большинство авторов установили корреляцию между акалькулиями и зрительными агнозиями, основываясь на факте, что расстройство счета – самое распространенное нарушения при поражении затылочной области. В 1930 году J. Lange оценивал акалькулию как неспособность использовать категории направления в пространстве.

Значительный вклад в изучение нарушений счетных операций при локальных поражениях мозга внесли А. Р. Лурия и Л. С. Цветкова. Акалькулия, по мнению А. Р. Лурия, сочетается с семантической афазией, центральным симптомом которой является нарушение понимания и употребления сложных логико-грамматических конструкций. Оба эти расстройства представляют собой следствие распада симультанных, в основном пространственных синтезов, и включается в синдром, который А. Р. Лурия назвал «пространственная апрактоанозия». Ее симптоматика характеризуется: нарушением восприятия пространственных отношений, сохраненных в памяти синтетических пространственных схем и соответствующих движений и действий, требующих пространственной организации.

А. Р. Лурия охарактеризовал нарушение счетных операций как частное проявление форм мыслительной деятельности. Большинство людей страдающих акалькулией – владеют простым порядковым счетом, операцией пересчитывания и соотнесением предметных множеств, но они не понимают принципа разрядности, не оперируют обобщенными количествами. Число, как сложный психический образ, включающее разнородные по структуре и функции компоненты, должно формироваться по законам, отражающим его строение.

В исследованиях Л. С. Цветковой, основанных на синдромальном подходе к анализу нарушений высших психических функций при локальном поражении мозга, выделяются первичные и вторичные акалькулии.

Первичные акалькулии обусловлены нарушением пространственно-временных структур, а вторичные связаны с трудностями оперирования числовыми символами.

Первичная акалькулия возникает вследствие поражения теменно-затылочных долей коры доминантного полушария и проявляется как нарушение в восприятии и ориентировке в пространстве.

Основными нарушениями при акалькулии являются: распад понятия о числе, нарушения в осознании разрядного строения числа, в осознании значения арифметических знаков, «выпадение» числа из сложной системы десятичного счисления.

При вторичной акалькулии основное ядро психологической структуры числа и счетных операций сохраняется, то есть не распадается. Эти акалькулии делятся на оптическую и лобную.

Оптическая акалькулия возникает при поражении затылочных систем мозга и связывается с амнезией на числа, зрительной агнозией, нарушением словесного обозначения чисел. Основной механизм заключается в расстройстве оптического, а иногда и оптико-пространственного восприятия. А. Р. Лурия, С. С. Мнухин, Л. С. Цветкова и другие ученые считают, что следствием этого являются трудности восприятия оптического образа числа, нарушения дифференциации чисел, в состав которых входят графически близкие цифры, наряду с этим выделяются специфические нарушения задач.

При лобной акалькулии отсутствуют нарушения зрительного восприятия, пространственных схем. Основной механизм нарушений счета состоит в распаде программ умственных действий, которые утрачивают такие свойства, как избирательность и целенаправленность. Проявляется лобная акалькулия в неумении выполнять действия в несколько операций, в невозможности удерживать промежуточную информацию и конечный вопрос задачи. Люди, страдающие лобной акалькулией, узнают и называют числа, у них сохранен автоматизированный счет. Но при этом наблюдается нарушение счетных операций как целенаправленной избирательной деятельности. Это отражается на процессе решения арифметических задач, примеров, состоящих из нескольких звеньев. В процессе их решения отмечаются невозможность создания программ умственного действия, трудности удержания промежуточных результатов, нарушение последовательности действий. Установлено, что у больных, как правило, полностью распадается ориентировочная основа действия, к решению задачи они приступают без попыток анализа условия.

Исследования А. Р. Лурия, С. С. Мнухина, Л. С. Цветковой и других ученых свидетельствуют о том, что результаты не сличаются акалькуликами с исходными данными, ошибки не замечаются и не исправляются, и вся деятельность при решении арифметической задачи приобретает бесконтрольный хаотический характер.

Рядом исследований было установлено, что акалькулия сочетается с семантической афазией, основным симптомом которой является нарушение понимания и употребления сложных логико-грамматических конструкций.

Обращается внимание на то, что большинство людей, страдающих акалькулией, владеют простым порядковым счетом, операцией пересчитывания и соотнесением предметных множеств, но они не понимают принципа разрядности, не оперируют обобщенными количествами.

Дискалькулия у детей представляет собой специфическое, сложное и стойкое нарушение в овладении счетными операциями, которое отрицательно влияет на школьную адаптацию ребенка, формирование его личности, а в целом на формирование культуры познания математики.

В исследованиях А. Гермаковска, Ю. Г. Демьянова, М. В. Ипполитовой, А. Н. Корнева, Р. И. Лалаевой, С. С. Мнухина, С. Л. Шапиро, Л. С. Цветковой обращается внимание на то, что дискалькулии, как и другие нарушения, ведущие к школьной неуспеваемости (дислексия, дисграфия), чаще всего являются следствием психической недостаточности, сенсорных нарушений, нарушений речи, особенно у детей с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД), детским церебральным параличом (ДЦП), задержкой психического развития (ЗПР).

Необходимо отметить, что представления ученых о дискалькулии у детей неоднозначны. На начальном этапе исследования этой проблемы преобладали мнения о том, что трудности в овладении счетом не являются специфическими, а связаны скорее с неправильным обучением или непосещением школы, что в настоящее время можно было бы охарактеризовать как педагогическую запущенность. Описывается и другой подход к дискалькулиям, основанный на выделении трудностей обучения счетной деятельности. Исходя из этого, были определены случаи «чистой» дискалькулии и случаи дискалькулии, связанной с дисграфией. В случаях «чистой» дискалькулии основные трудности наблюдаются в умственных операциях счета: дети затрудняются сравнивать количество ударов, сосчитывать количество ударов в данном ритме, симультанно определять количество объектов и т. п.

А. Гермаковска, Р. И. Лалаева, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова рассматривают дискалькулию во взаимосвязи с дисграфией, когда дети допускают ошибки в написании чисел, смешивают позиции цифр при проведении письменных счетных операций.

В целом можно отметить, что усиление внимания к данному нарушению шло по пути расширения психологических, нейропсихологических исследований о детях с дискалькулией. Это позволило выявить не только симптоматику, но этиологию, механизмы нарушений в овладении счетной деятельностью, то есть нарушения стали рассматриваться с позиции синдромного подхода.

В исследованиях А. Гермаковска, Ю. Г. Демьянова, Т. В. Егоровой, Р. И. Лалаевой, С. С. Мнухина и других ученых обращается внимание на роль наследственности в возникновении дискалькулии у детей. У многих родителей исследуемых детей с дискалькулией обнаруживалась психопатологическая отягощенность: алкоголизм, депрессивные состояния, психопатия, психологическая неуравновешенность.

Р. Беркоу, Т. А. Власовой, Г. С. Гуменной, М. В. Ипполитовой, М. С. Певзнер и другими учеными было установлено, что различные виды аномалий психического развития в большинстве случаев связаны с органическим поражением головного мозга на ранних этапах онтогенеза и вторичным недоразвитием мозговых структур, формирующихся в постнатальном периоде. Это подтверждалось тем, что в анамнезе ряда детей с дискалькулией отмечалась патология центральной нервной системы.

Среди «факторов риска» по дискалькулии выделяются: недоношенность, токсикоз первой и второй половины беременности, асфиксия во время родов, нарушение питания, нарушение раннего психомоторного развития, перенесенные инфекции, хронические болезни, соматическая ослабленность детей.

В работах Н. Ф. Бережной, Р. Беркоу, Ю. Г. Демьянова, В. А. Илюхиной, В. Леви, Леви Гарольд Б, М. С. Певзнер, А. Н. Соколова, Г. Е. Сухаревой и других исследователей обращается внимание на то, что у детей со школьной неуспеваемостью в этиологии этих нарушений на первое место выступают заболевания, перенесенные в возрасте до трех лет (хронические заболевания, сильные инфекции и пр.), а также родовые травмы и травмы головного мозга в раннем возрасте.

Интересными являются сведения представленные Е. Грущик-Колчинский (Gruszczyk-Kolczynska E.), Ю. Г. Демьяновым, В. Леви, Леви Гарольд Б. о том, что в школьной успеваемости важную роль имеет микросоциальная среда. Неблагоприятное микросоциальное окружение ребенка влияет на неуспеваемость детей в школе, в том числе и по математике. В большинстве случаев у детей с дискалькулией имеет место «искаженная» семейная ситуация: неполная семья, существенные отклонения в проявлении материнского чувства.

Изучение дискалькулии позволило выделить концептуальные подходы, симптоматику, разработать классификацию дискалькулии.

В качестве симптоматики дискалькулии (нарушений счетных операций) у детей выделяются:

– недостаточное овладение математическим словарем;

– неправильное называние чисел;

– неточное представление о графической структуре цифр;

– механическое воспроизведение порядка следования чисел;

– трудности в определении места числа в ряду натуральных чисел;

– недостаточное знание состава числа;

– трудности усвоения правил образования числа;

– трудности установления отношения числа к его соседям;

– несформированность количественных отношений чисел;

– элементарный способ выполнения арифметических действий (дети опираются не на правила, а на внешние действия, используют «ручной» способ выполнения);

– мыслительные операции носят преимущественно конкретный характер.

В качестве механизмов дискалькулии рассматривают разнообразные факторы, которые являются основой для различных концептуальных подходов к данной проблеме.

Условно выделяют несколько концепций.

В соответствии с первой концепцией в качестве механизмов дискалькулии выделяют гностико-праксические нарушения . При этом дискалькулия соотносится с нарушением пальцевого гнозиса и праксиса в сочетании с несформированностью схемы тела, конструктивной апраксией. Следует отметить, что гностико-праксические нарушения рассматриваются только как возможные патогенетические факторы, т. е. как один из возможных, но не доминирующих механизмов дискалькулии. На это указывают А. Гермаковска, Р. И. Лалаева, С. С. Мнухин и др.

В соответствии со второй концепцией , рассматриваемой в рамках общей школьной неуспеваемости, выделяют психологические концепции дискалькулии. Данное нарушение Г. М. Капустина, К. С. Лебединская, С. С. Мнухин и др. связывают с несформированностью мыслительных операций, памяти, внимания, мышления . А. Гермаковска, Р. И. Лалаева, С. С. Мнухин, Л. С. Цветкова подтверждаются этот факт исследованием детей с нарушениями чтения, письма и счета, которые выявили у них расстройства рядообразования и воспроизведения автоматизированных рядов (нарушение порядкового счета, называния дней недели, месяцев и т. д.), несформированность сложных действий, которые состоят из ряда последовательных операций, неполноценность развития пространственных функций: пространственной ориентировки, пространственного восприятия.

А. В. Калинченко, Т. В. Розанова, Е. Й. Скиотис отмечаются, что у детей, неуспевающих по математике существенно нарушены процессы логического, математического мышления. Ю. Г. Демьянов, Е. С. Иванов, Н. Г. Поддубная и другие ученые обращают внимание на затруднения у учащихся на уровне основных мыслительных операций – анализа, синтеза, классификации, обобщения, отвлечения, умозаключения и др.

Т. В. Ахутина, Е. М. Мастюкова, Н. А. Менчинская, М. И. Моро, Л. Ф. Обухова, О. Б. Обухова, А. М. Пышкало констатируют факт того, что у учащихся при дискалькулии наблюдаются нарушения внимания, зрительной и слуховой памяти.

А. Гермаковска, Р. И. Лалаева выделяют особенности не только познавательной деятельности, но и эмоционально-волевой сферы у учащихся с дискалькулией. Ю. Г. Демьянов, Е. С. Иванов рассматривают психическую истощаемость, низкую работоспособность, инертность психических процессов у учащихся с дискалькулией.

Исходя из нейропсихологических концепций А. Гермаковска, Ю. Г. Демьянов, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева выделяют связи дискалькулии с несформированностью целого ряда речевых и неречевых психических функций. Это третья концепция, которая строится на основе нейропсихологических концепций. Авторы считают, что системные нарушения речи, несформированность фонематических функций, недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, расстройства чтения и письма оказывают существенное отрицательное влияние на процесс овладения счетными операциями. Это приводит к трудностям овладения математическими понятиями, математическим словарем, нарушениям в восприятии текста задачи, к неправильной записи примеров и задач и другим симптомам.

На основе анализа симптоматики и концептуальных подходов, выделяют следующие классификации дискалькулии:

– врожденные и приобретенные (С. С. Мнухин);

– первичные и вторичные (Н. Граньон-Галифрет (N. Granjon-Galifret), Дж. Айюриагерра (J. Ajuriaguerra), Л. С. Цветкова);

– классификация Л. Косч (L. Kosč).

Рассмотрим более подробно классификацию Л. Косч. Ученый выделяет:

– вербальную дискалькулию, которая проявляется в нарушении словесного обозначения математических понятий;

– практогностическую дискалькулию, проявляющуюся в расстройствах системы счисления конкретных и наглядных предметов или их символов;

– дислексическую дискалькулию, в основе которой лежит нарушение чтения математических знаков;

– графическую дискалькулию, проявляющуюся в нарушении записи математических знаков или символов и правильного воспроизведения геометрических фигур;

– операциональную дискалькулию, связанную с неумением выполнять математические операции.

Выделение тех или иных видов дискалькулии относительно, так как в большинстве случаев ее механизмы и симптоматика носят сложный характер и обусловлены не одним, а несколькими патогенетическими факторами. У детей чаще всего проявляются симптомы различных видов дискалькулии.

Для выбора наиболее эффективной коррекционной работы по профилактике и коррекции дискалькулии необходимо выявление и понимание механизмов, симптомов дискалькулии, вызывающих у детей трудности в овладении математическими умениями, знаниями и навыками.

Исходя из выводов, сделанных на основании рассмотрения современных подходов к формированию счетных навыков у дошкольников, вытекает необходимость выявления факторов риска возникновения дискалькулии в дошкольном возрасте и проведение логопедической работы по ее профилактике.

Нельзя ограничивать описание дискалькулии только нарушениями счёта.

«Дискалькулия – комплекс нарушений понимания логики математических действий, закономерностей преобразования чисел и их соотношений, непонимание условий задач.»

Симптомы дискалькулии можно объёдинить в следующие группы:

  • Ошибки в назывании чисел.
  • Запоминание порядка следования чисел без понимания их значений.
  • Затруднения с определением места числа среди остальных чисел.
  • Недостаточное знание математической терминологии.
  • Сложности в разложении числа на слагаемые.
  • Невозможность распределить числа по закономерности больше-меньше.
  • Ошибки в написании чисел.
  • Выполнение только элементарных арифметических операций, причём исключительно путём ручного счёта.
  • Мыслительные процессы предельно конкретны, задачи воспринимаются только при наличии предметного условия.
  • Затруднения при выполнении последовательных арифметических действий.
  • Значительные сложности или полная невозможность выполнения действий со сложными числами.

Причины дискалькулии

Дискалькулия может быть как следствием общей задержки умственного развития, так и результатом воздействия различных психотравмирующих факторов.

Нередко дискалькулия возникает у детей, которые имели негативный опыт обучения счёту – их принуждали к обучению, наказывали за плохие результаты, учитель не смог найти подхода к данному ребёнку. Всё это приводит к неуверенности в своих способностях, замкнутости, страху, а как следствие – к нарушению счёта.

Возможные органические причины дискалькулии – затруднения в обработке зрительной информации, вследствие чего ребёнок не может распознать условия задачи и невозможность запоминать математические формулы и закономерности, согласно которым и решаются задачи.

Часто дискалькулия встречается у детей из асоциальных семей. У таких детей задействованы все механизмы формирования дискалькулии.

Диагностика дискалькулии

Родители могут самостоятельно заподозрить наличие у ребёнка такого расстройства, как дискалькулия. Диагностика конкретного её вида производится при личной беседе логопеда, врача или психолога с ребёнком. Его просят посчитать до 10 или 20, выбрать большие или меньшие числа, сделать простейшие арифметические операции, расположить числа в порядке увеличения и уменьшения, назвать различные геометрические фигуры, разложить их по цвету. Далее в зависимости от выявленных нарушений делается предположение о виде дискалькулии и путях её коррекции.

Классификация дискалькулии

Наиболее удобной является следующая классификация дискалькулии:

  1. Практогностическая – невозможность сосчитать предметы или их обозначения.
  2. Графическая – сложности при записи цифр и математических символов, затруднение или полная невозможность воспроизвести геометрические фигуры.
  3. Вербальная – затруднения при необходимости назвать математические действия, понятия.
  4. Дислексическая – нарушение чтения математических символов.
  5. Операциональная – невозможность выполнять арифметические действия.

Описанные виды дискалькулии удобны для разработки оптимальной стратегии её коррекции и профилактики.

Профилактика дискалькулии

  1. Практогностическая дискалькулия предупреждается с помощью обучения навыкам счёта, выполнения арифметических операций с их проговариванием, называнием результата и показыванием соответствующего количества пальцев, развития всех видов памяти и грамотной речи, пространственного восприятия и двигательной координации, обучения соотнесению реального предмета и его изображения.
  2. Профилактика дискалькулии графического типа возможна с помощью упражнений для развития восприятия зрительных образов, мелкой моторики, координации между зрением и движением рук, тренировки различных видов памяти, понимания связи между предметом и его изображением, обучения математическим терминам.
  3. Вербальная дискалькулия предупреждается с помощью обучения ребёнка названиям математических операций и их сути, умению правильно использовать их в речи, развития всех видов памяти, обучения пониманию идеи о форме, цвете, размере предметов, использованию этих понятий в речи.
  4. Дислексический вариант дискалькулии можно предупредить, развивая зрительное восприятие ребёнка, его представления о цвете, форме, обучая его узнаванию математических символов и правильному их называнию, смыслу этих знаков, развивая память и логическое мышление.
  5. Операциональная дискалькулия для профилактики требует обучение счёту, действиям с числами, использованию математических терминов в речи и счёте, развитие речи, памяти и мышления, различных видов восприятия.

Коррекция дискалькулии

Чаще всего коррекцией дискалькулии занимается логопед. Также при необходимости привлекаются психологи, педиатры, неврологи. Занятия могут проводиться в специализированных кабинетах поликлиник, детских садах, профильных группах или классах. Для коррекционных занятий разрабатываются специальные игровые упражнения, обучающие счёту, параллельно развивая речь и мышление ребёнка, его музыкальные, изобразительные, учебные способности.

Развитие связной, полноценной речи – крайне важное направление работы при дискалькулии. Коррекция осуществляется путём расширения словарного запаса детей параллельно с обучением математическим терминам, их значениям и правильному употреблению. На первом этапе вводятся понятия меньше-больше, одинаково, названия геометрических фигур, обобщающие признаки предметов. Далее подключается обучение порядковому счёту и использованию в речи цифр, сравнению предметов и их количества, формируется связь между цифрой и её внешним видом в письме, развитие различных видов памяти, мелкой моторики, мышления.

При достижении устойчивых результатов в счёте и сравнении преподаватель переходит к обучению простейшим арифметическим действиям, их проговариванию и записи, пониманию смысла задачи, логики решения. Расширяется словарь детей и их речь, происходит обучение новым способам сравнения предметов. Вводится понятие составных частей, разбиения предмета на части и складывания его из деталей. Дети обучаются изображению на бумаге цифр и знаков. Продолжается развитие моторики, навыков рисования, памяти и речи.

Вовремя начатые регулярные занятия со специалистом помогут устранить проявления дискалькулии у ребёнка и повысить его успеваемость.

Дискалькулия у взрослых

«Дискалькулия у взрослых – повод для немедленного обращения к неврологу, она может быть проявлением угрожающего жизни состояния!»

В большинстве случаев это проявление органического поражения головного мозга, чаще всего инсульта. Также причинами дискалькулии у взрослых могут быть опухоли, травмы, кисты при их локализации в височной области.

Ченнелинг

Делаем сеансы ченнелинга с Высшими Силами на разные темы.

Алексия, аграфия, акалькулия и амнезия

Алексия - приобретенное расстройство чтения, которое в большинстве случаев может рассматриваться как следствие афазии. При относительно легких проявлениях афазии чтение возможно, но при этом появляются пропуски и перестановки букв (литеральная паралексия), пропуски и замена слов (вербальная паралексия), непонимание прочитанного. В тяжелых случаях афазии чтение как вслух, так и про себя становится невозможным.

Алексия в сочетании с аграфией при отсутствии афотических расстройств может быть следствием одного из вариантов зрительной агнозии, известной как буквенная агнозия. Она возникает при поражении коры задней части угловой извилины теменной доли (поле 39) доминантного полушария, при этом больной при чтении и письме не распознает буквы или ошибается при дифференци-ровке сходных по начертанию букв (И-Н-П, 3-Е, Ш-Щ-1Д и т.п.). Возможно также расстройство адекватного восприятия цифр, нотных знаков. Такая форма патологии известна как оптическая, или париетальная, афазия. Описал ее в 1919 г. австрийский психиатр О. Пётцль (Potzl О., 1877-1962).

Крайне редко встречается алексия без аграфии, при которой патологический очаг находится в коре медиальной части затылочной доли и в валике мозолистого тела. Алексия в таких случаях сопровождается правосторонней гемианопсией и агнозией на цвета.

Аграфия

Аграфия - приобретенное нарушение способности писать правильно по форме и смыслу при сохранности необходимых для этого двигательных функций. Обычно сочетается с афазией (кроме случаев буквенной агнозии) и алексией. При выраженных проявлениях афазии больной вообще не в состоянии писать, в более легких - письмо возможно, но выявляются литеральные и вербальные параграфии, проявляющиеся заменой, пропусками, перестановками букв и слов. Иногда, обычно при поражении задних отделов средней лобной извилины левого полушария (поле 6), отмечается изолированная аграфия.

Акалькулия

При поражении задних отделов теменно-височной области доминантного полушария возможна акалькулия - нарушение способности к проведению счетных операций, особенно опирающихся на внутренние пространственные схемы, в частности оперирование многозначными числами, в которых значение каждой цифры определяется ее разрядом. Акалькулия нередко сочетается с семантической афазией и оптической алексией. Описал шведский патолог Ф. Хеншен (F. Henschen, род. в 1881 г.).

Амнезия

Память - это сложный психический процесс, характеризующийся фиксацией, закреплением (консолидацией), сохранением и в последующем извлечением и воспроизведением неосознанной информации и возникающих на ее основе восприятий, представлений, мыслей. Память обеспечивает возможность накопления опыта, знаний, способствует пониманию вновь поступающей информации путем ее сопоставления с уже приобретенными ранее сведениями. Она позволяет размещать все события по оси времени.

Различаются виды памяти: кратковременная (оперативная, фиксационная) и долговременная, механическая и логическая (смысловая), произвольная и эмоциональная.

Расстройство памяти - гипомнезия или амнезия (грен, amnesia - забывчивость, потеря памяти) - нарушение того или иного звена процесса, именуемого памятью, или всех составляющих ее элементов.

Оно проявляется, в частности, при корсаковском синдроме, описанном в 1889 г. С.С. Корсаковым у больных алкоголизмом. При этом синдроме, как писал С.С. Корсаков, "почти исключительно расстроена память недавнего, тогда как впечатления давнишние запоминаются довольно хорошо". Текущая информация в таких случаях обычно сохраняется в пределах 2 мин, после чего "стирается".

Возможны и нарушения сохранения усвоенной ранее информации или ее вспоминание, извлечения, а также чувства времени и порядка прошедших событий, сопряженные с этим конфабуляции (замещения провалов памяти вымыслом, который самим больным воспринимается как вероятный факт), парамнезии (обобщенное название ложных воспоминаний и провалов памяти).

Амнезия возникает обычно при поражении медиобазальных отделов полушарий большого мозга, особенно парагиппокампа и других структур, составляющих гиппокамповый круг, или круг Пейпица, включающий также свод мозга, медиальные структуры таламуса и сосцевидное тело. Понимание, каким образом удается сохранять в памяти информацию и извлекать ее, до сих пор не достигнуто. Предполагается, что местом долговременного хранения информации являются белковые молекулы клеток мозга, возможно клеток глии, скорее всего астроцитов.

Глобальные расстройства памяти имеют модально-неспецифический характер. Возможны и модально-специфические формы амнезии. Основные из них - зрительная (образная, иконическая) и слуховая амнезия, при первой из них у больного возникает невозможность представить зрительный образ человека или предмета, при второй - сохранить в памяти звуки, интонацию, мелодию.

Вариантами нарушения памяти являются ретроградная и антеградная амнезия, чаще проявляющиеся после черепно-мозговой травмы. Ретроградной называется амнезия, предшествующая событию, антеградная амнезия - расстройство памяти, проявившееся после события. Событием, вызывающим эти расстройства, обычно является черепно-мозговая травма, сопровождающаяся потерей сознания. Антеретроградная амнезия - сочетание ретро- и антеградной форм нарушения памяти. Возможна также эпизодическая (периодическая) амнезия.

Хроническое, прогрессирующее расстройство памяти может сочетаться с проявлениями деменции. Такое сочетание характерно для токсической и дис-цируляторной энцефалопатии, пресенильных и сенильных психозов, в частности при болезнях Альцгеймера и Пика (см. главу 26).

Дискалькулия – нарушение, выраженное в неспособности человека к счету, решению математических задач. Чаще всего это состояние проявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте. Часто детей, страдающих дискалькулией, признают или умственно отсталыми или ленивыми, их помещают в специальные классы для отстающих. Для дальнейшего полноценного развития и успешного обучения ребенка важно провести своевременную диагностику и коррекцию этого нарушения.

Код по МКБ-10

F81.2 Специфическое расстройство арифметических навыков

Причины дискалькулии

Дискалькулия у взрослых людей проявляется в результате нарушения нормальной работы мозга. К этому заболеванию могут привести органические поражения височного отдела головного мозга. К этому могут приводить кровоизлияния и тромбы, опухоли и кисты головного мозга, черепно-мозговые травмы.

Развитие дискалькулии у взрослого человека требует немедленного обращения к неврологу!

К психотравматическим факторам относятся:

  1. Боязнь математики. Этот психологический фактор значительно влияет на способность детей к счету. Возможно, у ребенка есть плохие воспоминания об обучении математике, когда ему не удавалось правильно решать примеры, и его за это наказывали или ругали. В таком случае неуверенность в себе и страх перед повторным наказанием снижает способности ребенка к счету.
  2. Общее нарушение психологического здоровья ребенка. Часто это расстройство наблюдается у детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях.

Расстройства мыслительной деятельности, которые приводят к дискалькулии:

  1. Нарушения в обработке визуальной информации – детям не удается визуализировать то, что описано в задаче.
  2. Проблемы с абстрактно-логическим мышлением.
  3. Проблемы с памятью, неспособность выучить формулы и правила решения математических задач.
  4. Низкая концентрация внимания.

Симптомы дискалькулии

Дискалькулия – это не только нарушение способности к счету, это комплексные расстройства мыслительной деятельности, которые проявляются различными симптомами.

  1. Ребенок не понимает, что такое число и не знает названия чисел.
  2. Он не понимает, по какому принципу выстроен числовой ряд, не способен определить место числа в последовательности.
  3. Ребенок не способен производить операции со сложными числами, не понимает, как разложить число на слагаемые.
  4. У ребенка нарушена способность к сравнению чисел. Он не понимает, что означает большее и меньшее число.
  5. Сравнения количества и размеров предметов также вызывают затруднения.
  6. Ребенку трудно производить арифметические действия над числами, он не понимает значение этих действия. Он способен выполнять только элементарные арифметические операции с помощью ручного, а не мысленного счета.
  7. Ребенок не знает последовательности арифметических действий и не способен решать примеры из нескольких действий.
  8. Он не может запомнить названия чисел и математические термины, не знает, что они означают.
  9. Ребенок не способен правильно записать числа.
  10. Из-за нарушений способности к визуализации ребенок способен решать задачи только при условии наличия их предметного составляющего. Он не способен представить то, что описывается в задаче.

В целом, дискалькулия у детей проявляется в неспособности понимать и решать математические и логические задачи. Ребенок не способен запомнить и понять условия задачи и выработать алгоритм ее решения. Дискалькулия у школьников часто связана с тем, что они к тому же не способны правильно рассчитать свое время. Все это приводит к низкой успеваемости в школе.

Формы

В зависимости от патогенеза выделяют следующие виды этого заболевания:

  1. Практогностическая. У ребенка не получается посчитать объекты, определить, сколько их, сопоставить численность одной и другой группы.
  2. Вербальная. Ребенок ошибается, когда называет числа, действия, которые над ними совершают, геометрические фигуры.
  3. Графическая. У ребенка не получается записать числа, знаки математических действий, нарисовать геометрические фигуры.
  4. Дислексическая. Ребенок ошибается, когда читает числа и арифметические знаки в условии задачи.
  5. Операциональная. Ребенку трудно совершать математические действия над числами, решать простые или сложные примеры. У ребенка могут наблюдаться несколько групп симптомов. После определения вида заболевания специалистами разрабатывается терапия, направленная на коррекцию существующих нарушений и предупреждение развития других видов дискалькулии.

Осложнения и последствия

Последствия и осложнения дискалькулии проявляются в неспособности ребенка освоить школьную программу и отказе от дальнейшего обучения. Неспособность к счету сопровождается слабой способностью усваивать и гуманитарные науки. Как следствие, такой человек не способен овладеть какой-либо профессией, испытывает затруднения в жизни.

Дифференциальная диагностика

Первые признаки дискалькулии проявляются в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые сталкивается с потребности считать, и элементарные математические операции вызывают у него трудности. Если родители выявили у ребенка подобные проблемы, им следует обратиться к специалисту-логопеду или детскому психологу. Специалистами проводится дифференциальная диагностика вида нарушения, выявляются его причины и разрабатывается метод коррекции.

Для точной диагностики ребенку предлагают совершить ряд математических операций:

  • посчитать от 10 до 20;
  • сравнить числа между собой;
  • расставить предложенные числа по убыванию или возрастанию;
  • произвести элементарные арифметические операции над числами;
  • назвать и рассортировать по цвету, размеру разные геометрические фигуры.

Способность или неспособность ребенка к тем или иным группам математических действий позволяет поставить четкий диагноз и определить вид дискалькулии. От этого напрямую зависит дальнейшее лечение.

Лечение дискалькулии

Коррекцию нарушения проводят в логопедических пунктах, а так же в поликлиниках и специализированных лечебных центрах. Для эффективной коррекции требуется совместная работа врача-логопеда, невропатолога и детского психолога. В терапии используются специальные компьютерные игры для детей с дискалькулией и интерактивные занятия со специалистом.

Терапевтические игры при дискалькулии направлены на обучение ребенка счету и выполнению математических операций. Его учат сравнивать предметы, сортировать их по различным характеристикам. После того, как ребенок достигает успеха в этом, можно начать обучать его простым арифметическим действиям. При этом важно добиться, чтобы ребенок понял логику совершаемых операций и простейших математических действий. Затем его обучают раскладывать целый объект или число на части и собирать из них целое.

Для коррекции нарушения очень важно развивать грамотную и богатую речь ребенка, обогащать запас слов, включая математические термины. Для начала ребенок должен правильно называть цифры, и действия, которые с ними совершаются, геометрические фигуры и их характеристики: цвет, размер. Затем ребенка обучают правильно использовать выученные слова в разговорной речи. Пристальное внимание уделяют письменной грамотности: способности правильно записать цифры и математические знаки.

Параллельно с коррекцией неспособности к счету важно проводить общее развитие мыслительных способностей ребенка: развитие абстрактно-логического мышления, зрительной памяти, пространственной ориентации, способности к прогнозированию, музыкальных способностей. Детей обучают самоконтролю и способности оценивать и распределять свое время.

Ряд препаратов, например, витамины группы В, глицин, когитум, кортексин, при дискалькулии применяются для улучшения мозгового кровообращения и активизации высшей нервной деятельности.

Профилактика

Для профилактики нарушения практогностического типа рекомендуется проводить обучение детей навыкам счета в дошкольном возрасте. Ребенку нужно показывать, как считают предметы, как выполняются простейшие арифметические действия. При обучении важно проговаривать название чисел и математических действия и сопровождать это визуализацией (показывать количество пальцев или предметов). Важно развивать у ребенка способность соотносить реальный предмет и его изображение. При этом ребенок запоминает название предметов, чисел и арифметических действий.

Чтобы избежать развития операциональной дискалькулии, важно обучать ребенка правилам счета, порядку арифметических действий.

Чтобы избежать вербальной и дислексической дискалькулии, важно просить ребенка проговаривать названия чисел и действия, цвет, размер и форму геометрических фигур, предметов. При этом родитель должен контролировать правильность использование тех или иных слов, в мягкой форме корректировать ошибки.

Для профилактики графической дискалькулии важно развивать зрительную память ребенка и способность распознавать и оперировать зрительными образами. Важное значение имеет мелкая моторика и координация движений, умение на основе зрительной информации просчитать движения рук, например, оценить расстояние до предмета, успеть схватить движущийся объект.

Для профилактики всех видов заболевания важно развитие пространственного и абстрактно-логического мышления, всех видов памяти, грамотной и четкой речи, четкой координации.