Open
Close

Коррекционные технологии. Мастер-класс на тему «Коррекционные технологии в работе с детьми с нарушением зрения

В настоящее время актуальной проблемой является подготовка школьников к жизни и деятельности в новых социально – экономических условиях, возникла потребность в изменении целей и задач коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Важное место в учебном процессе, который я осуществляю, занимает коррекционно – развивающая модель обучения, которая обеспечивает школьников комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию.

В результате коррекционно- развивающего обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с нарушениями интеллекта.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.
Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.

Я считаю, что одним из путей модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения.
Объяснительно–иллюстративные технологии я применяю в классно-урочной системе и во внеклассной работе. Результатом их применения является экономия времени, сохранение сил учителя и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.

Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.

Личностно-ориентированные технологии (Якиманская И.С.,АмонашвилиШ.А.)в школе - интернате направлены на организацию учебно- воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет мне формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.

Инновационные технологии. Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимо овладевать основами компьютерной грамотности. В школе разработана рабочая программа факультативных занятий «Основы компьютерной грамотности», адаптированная для обучения детей ограниченными возможностями здоровья. На своих уроках я стараюсь активно использовать полученные учащимися знания на данном факультативе: старшеклассников вовлекаю в подготовку мероприятий и уроков с использованием интернет ресурсов. Активно использую компьютерные приложения, которые позволяют делать учебный процесс более увлекательным и доступным.
В учебно- воспитательном процессе я использую:
- компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения;
-использование мультимедиа презентаций на уроках и внеклассных мероприятиях;
- тестовые технологии (презентации);
-аудиовизуальные технологии;
- компьютерные тренажеры.
Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной работы учащихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления.

На учебных, коррекционно-развивающих занятиях стараюсь широко применять технологии Арттерапии. (музыкотерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, оригамитерапия). Эффективность использования артпедагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллекта доказана многими педагогами, в частности, М. С. Вальдес-Одриосола, Л. Д. Лебедевой, Е. А. Медведевой и др.
Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся, они позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
Технологии дифференциации и индивидуализации обучения. Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группы.
Применение данной технологии имеет следующие преимущества:
исключается уравниловка и усреднение детей;
повышается уровень мотивации учения в сильных группах;
в группе, где собраны дети с равными способностями, ребенку легче учиться;
создаются щадящие условия для слабых;
у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;
отсутствие в классе отстающих позволяет не снижать общий уровень преподавания;
появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;
повышается уровень Я-концепции ученика: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.
Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.
Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях.
Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой). Это имеет еще более важное значение при работе с детьми-сиротами, часто простое ласковое прикосновение успокаивает ребенка и активизирует его учебную деятельность.
Я считаю, что не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:
обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
дополнительные упражнения;
оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.
Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.


Психологи утверждают, что только 15-25% школьников несут задатки в области интеллектуальной деятельности, остальным 75-85% современные требования непосильны! Подавляющее большинство детей теряет интерес к учению, находится в состоянии умственной перегрузки, чувствует свою неполноценность. Основная цель – установить соответствие между возможностями детей и предъявляемым к ним требованиям


Технология (от др.-греч. τέχνη искусство, мастерство, умение; λόγος мысль, причина; методика, способ производства) в широком смысле совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности. В узком смысле комплекс организационных мер, операций и приемов с номинальным качеством и оптимальными затратами.др.-греч.мысль, причина


Педагогические технологии: Авторитарные технологии Личностно – ориентированные Гуманно – личностные технологии Технологии сотрудничества. Педагогика сотрудничества Технология индивидуализации обучения Информационные технологии Игровые технологии Технология коллективной творческой деятельности Технология исследовательского (проблемного) обучения Здоровьесберегающие технолологии


Личностно-ориентированные технологии Технология личностно-ориентированного развивающего обучения (И.С. Якиманская) сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка). Ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.


Гуманно – личностные технологии. Отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они "исповедуют" идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.


Технологии сотрудничества. (С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Л.В. Занков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, Г. К. Селевко и др.) Сотрудничество – совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, совместным анализом ее хода и результата.


Педагогика сотрудничества предполагает гуманное отношение к детям, которое включает: заинтересованность педагога в их судьбе; сотрудничество, общение, отсутствие принуждения, наказания, оценивания, запретов, угнетающих личность; отношение к ребенку как к уникальной личности («в каждом ребенке – чудо»); терпимость к детским недостаткам, веру в ребенка и в его силы («все дети талантливы»).


Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развиваются современные образовательные учреждения: -превращение педагогики знания в педагогику развития личности; -в центре всей образовательной системы – личность ребенка; -гуманистическая ориентация образования; -развитие творческих способностей и индивидуальности ребенка; -сочетание индивидуального и коллективного подхода к образованию.








Цели новых информационных технологий: Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей. Подготовка личности «информационного общества». Предоставление ребенку возможности для усвоения такого объема учебного материала, сколько он может усвоить. Формирование у детей исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.


Игровые технологии Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.


«Игра, по определению Л.С. Выготского, - пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок». Классификации педагогических игр: -по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические); -по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.); -по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.); -по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).




Цели образования игровых технологий обширны: -дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков; -воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности; -развивающие: развитие качеств и структур личности; -социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.


Технология обучающих игр: Обучающие игры выполняют три основные функции: Инструментальная: формирование определенных навыков и умений - может выражаться в игровых упражнениях; Гностическая: формирование знаний и развитие мышления учащихся – выражается в дидактических методиках; Социально-психологическая: развитие коммуникативных навыков, выражается в ролевых играх.




Цели технологии: выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.) воспитания общественно-активной творческой личности и способствует организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.


Технология «ТРИЗ» – Теория Решения Изобретательских Задач (Альтшуллер Г.С.). Это универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволяет ребенку решать творческие и социальные задачи самостоятельно.


Цель технологии – формирование мышления обучающихся, подготовка их к решению нестандартных задач в различных областях деятельности, обучение творческой деятельности. Принципы технологии ТРИЗ: -снятие психологического барьера перед неизвестными проблемами; -гуманистический характер обучения; -формирование нестандартного образа мышления; -практико-ориентированное внедрение идей.


Технология исследовательского (проблемного) обучения Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять


Технология проблемного обучения предполагает следующую организацию: Педагог создает проблемную ситуацию, направляет учеников на ее решение, организует поиск решения. Ученик ставится в позицию субъекта своего обучения, разрешает проблемную ситуацию, в результате чего приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия.




Здоровьесберегающие технологии «Здоровьеформирующие образовательные технологии»- это все те психолого- педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.


Методики: Музыкотерапия – использование музыки для: расслабления и успокоения, активизации эмоциональной сферы, коррекции эмоционального состояния. Ароматерапия – применение душистых веществ для релаксации и в эстетических целях. Цветотерапия – использование цветовой визуализации при депрессии, тревожности, страхах. Танцевальная терапия – использование танцевальных движений или имитаций под музыку для снятия мышечных зажимов. Телесная терапия – методы работы с телом, целью которых является улучшение телесного и душевного самочувствия. Игровая терапия и др.



Понимание переживаний и возможностей ребенка, страдающего аутизмом, является одной из центральных проблем. Понимание страдает чаще всего из-за того, что у ребенка имеется «буквальное» восприятие всего окружающего и в связи с этим возникают не только трудности в общении, но и создаются конфликтные ситуации со сверстниками и взрослыми. Чрезвычайно важно предугадывать потребности ребенка. Не требовать от него выполнения приказаний, а наоборот руководствоваться его желаниями. На начальном этапе учителя и воспитатели стремятся действовать в соответствии с возможностями жизнедеятельности ребенка, не приспосабливая его к себе, а сами приспосабливаясь к нему.

Именно поэтому необходимо создание теплого психологического климата в окружении ребенка и в самом учреждении. Важно, чтобы окружающая ребенка среда не была бы миром враждебным и угрожающим, а способствовала уменьшению барьера, отделяющего внутренний мир ребенка от мира внешнего.

Учитывая, что степень аутистических нарушений у детей различна и глубина этих нарушений не только постоянно колеблется, но и меняется с возрастом, мы используем элементы разных приемов (методов) оказания помощи ребенку (элементы поведенческой терапии, эмоционально-уровневой терапии и др.). Центральным же направлением в работе с такими детьми, как нам представляется, может быть эстетопсихотерапия в широком ее понимании: музыкальная, танцевальная, креативная, театральная терапия. Эта форма помощи дает возможность использовать все виды деятельности в жизни ребенка, стимулирует его инициативу, активность, удовлетворяет эмоциональные потребности.

В процессе музыкальной терапии он не только учится воспринимать музыку, но при этом раскрываются его эмоциональные переживания, расширяются возможности эмоционального общения и формируется чувство сопереживания с другими детьми. Музыка обычно сопровождается групповыми танцами. Танцы улучшают общую и тонкую моторику ребенка, повышают мышечный тонус, но эта форма деятельности также способствует общению детей на эмоциональном уровне и разрушают барьер между ними.

При креативной терапии, сопровождаемой теплыми эмоциями и показом того, что надо делать и как, проводимой в малых группах детей (3-5 человек) при одновременном участии родителей, у детей не только возникают стремление к взаимодействию, но и появляется своеобразный дух соревнования - кто сделает лучше, быстрее, красивее. Особенно, если сюжеты, нарисованные ребенком или предметы, вылепленные из пластилина, оказываются выставленными для всеобщего обозрения. В процессе рисования, лепки и др. происходит также улучшение тонкой моторики, формирование пространственных представлений, стремление к красоте.


Продукты творческой деятельности являются диагностическим показателем динамики психического состояния ребенка и служат одним из оснований для составления и изменения разноуровневых программ.

Театральная и близко стоящая к ней музейная терапия оказывают мощное стимулирующее воздействие на психику ребенка. При этом виде помощи ребенок становится в позицию выбора роли и ее взаимодействия с ролями других детей. В процессе этого выбора раскрываются мотивы и возможности ребенка. Большое значение имеет участие ребенка совместно с педагогами и родителями в подготовке театрального реквизита. Репетиции детей, подготовка к ним способствуют совместной деятельности детей,т.е. опять же стимулируют общение. При постановке спектакля достигается большой положительный эмоциональный накал и сопереживание с аудиторией. Внешний мир утрачивает угрожающий характер и становится привлекательным.

Наряду с эстетопсихотерапией мы используем и другие методы. Выбор вариантов использования коррекционных технологий определяется:

  • уровнем квалификации специалистов образовательного учреждения;
  • актуальными возможностями воспитанников, обучающихся;
  • материально-техническими условиями образовательного учреждения.

Мы приводим некоторые из распространенных коррекционных технологий.

Эвритмия. Берет начало из развивающего подхода, который предполагает, что нормально развивающиеся младенцы чрезвычайно предприимчивы в своих социальных взаимоотношениях. Это выражается в том, что развитие паттернов нормального общения происходит через процесс осуществления ребенком и его ближайшим взрослым окружением возрастающих по сложности взаимодействий, в которых младенец принимает активное участие с первых месяцев своей жизни. Нормальный младенец от рождения обладает способностью использовать невербальные навыки общения, такие как соответствующий контакт глаз, хватание, положение головы и тела, улыбка - все это появляется задолго до того, как произносятся первые слова или производятся первые жесты. Таким образом, ребенок способен не только сам реагировать на взрослого, но и предлагает взрослому, довольно своеобразными способами, откликнуться на его призывы. Младенец может выражать свое одобрение и неодобрение, чувствовать, проявлять и разделять определенные стремления, просить что-либо, принимать или отвергать что-то с удовольствием, скукой или гневом, он может даже поддразнивать мать, используя движения и контакт глаз, - и все это может наблюдаться до достижения 12 месяцев.

У аутичного ребенка социальная адаптация и социальная эм-патия находятся в состоянии дефицита, а речевые нарушения еще более затрудняют процесс понимания и выработки навыков в этом направлении. В то же время большинство родителей аутичных детей находят, что их дети способны осуществлять грубые, разрушительные игровые действия, и в этот момент их отношение к родителям улучшается.

Цель эвритмии: предоставление аутичному ребенку определенных рамок, в которых он мог бы реализовать свои возможности, которые для нормального младенца являются естественным видом коммуникации, и таким образом создать паттерн диалогического общения для дальнейшего речевого развития. Эта терапия пытается создать что-то вроде диалога с ребенком любым способом, в котором
предложения к контакту могут поступать с обеих сторон. Большая часть этого обмена информацией в основном осуществляется в понятиях языка телодвижений, включая бег, прыжки, а также вокал, вдохи, контакт глаз и зрительное сосредоточение на одних и тех же объектах, таких как шелковый шарф, размещенный между взрослым и ребенком, воздушный шарик, диванная подушка и т.д. Со временем взрослые начинают обозначать пением действия ребенка, придавая словам одобрительный оттенок, значимость и силу.

Эвритмия отличается от традиционной музыкотерапии тем, что здесь основная цель музыкального воздействия заключается в создании отношений не между музыкой и ребенком, а между ребенком и тем значимым для него человеком, с которым он проводит все свое время. Для детей в возрасте до 4-х лет, которые еще не посещают детских учреждений, таким значимым человеком может оказаться кто-то из родителей, для детей, проводящих в школе полный учебный день, лучше всего чтобы им стал их учитель и было бы неплохо, если бы у него была возможность хотя бы один час работать с ребенком наедине, а не только фронтально. Совместные занятия ребенка с учителем и музыкотерапевтом позволяют: во-первых, формировать навыки музыкальной помощи в общении, которое более всего на данный момент необходимо ребенку (тогда как в традиционной музыкотерапии польза от взаимоотношений, устанавливаемых терапевтом, зависит от возможности переноса их на других людей); во-вторых, учитель использует в классе ритмы и диалоги, проработанные в музыкальной комнате, и может брать их за основу при обучении в течение недели. Причина, по которой музыка становится помощником, объясняется тем, что она более гибкая, чем разговорный язык, особенно если используется в сочетании с движениями. Подавляющее большинство наиболее продуктивных моментов лучше проводить в спокойной обстановке созерцания, когда взаимодействие учителя и ребенка становится почти подпороговым с точки зрения пения и развивается на базе почти неуловимой взаимной игры касаний, шепота и взглядов. Это как раз та чувствительная реакция на настроение, которая наиболее контрастирует с методикой выбора и позволяет различать чувства, испытываемые во время занятий.

С помощью эвритмии до ребенка пытаются довести практическое понимание того, что и диалог, и взаимодействие возможны, и ввести его в состояние поддерживания этого типа общения через опыт, который сам по себе коммуникативен и является аналогом активной речи. В процессе занятия ребенок сам формирует сильные личностные и доверительные связи со своим учителем, которые переносятся в класс и сохраняются в течение всей учебной недели. Лингвистические навыки устной или жестовой речи накладываются на те рамки, которые созданы этой предварительной работой и, как оказалось, обучение речи идет с большей гибкостью и социальным отзвуком, чем когда работают только по линии коррекции поведения. Звуковое повторение не является большой проблемой для аутичных детей, и они могут осуществлять перенос сформированных навыков более свободно. Необходимо подчеркнуть, что эвритмия является частью школьного учебного плана, как бы «проторяет путь» для обучения по другим дисциплинам, что, в свою очередь, формирует целостную систему школьной интеграции. Эвритмия пригодна для любого ребенка с аутизмом, вне зависимости от тяжести нарушения или от интеллектуального уровня. Более способные дети, пройдя через эту терапию могут быть возвращены в массовые школы, где помощь им уже будет оказываться посредством других приемов, в большей мере развивающих социальную эмпатию и социальную адаптацию, но на более высоком уровне. Для менее способных детей, наличие более высокой степени коммуникации, также позволит достигнуть больших успехов в обучении и социализации.

При организации эмоционально-уровневой терапии учитываются компенсаторные формы защиты при аутизме. О.С.Никольская и соавт. (1997) выделяют четыре основных формы проявления аутизма по уровню эмоциональной регуляции, определяющему сущность проявлений, стратегию поведения ребенка и стратегию работы с ним.

1.Аутизм как полная отрешенность от происходящего:

  • сущность - отсутствие речи, невозможность организовать деятельность ребенка, выраженный дискомфорт во взаимоотношениях с окружающим с раннего возраста, крайние проявления аутизма;
  • стратегия поведения - уход от любого взаимодействия с окружающим;
  • стратегия работы - развитие активной избирательности и выработка устойчивых форм поведения и деятельности.

2.Аутизм как активное отвержение:

  • сущность - аутизм проявляется не как отрешенность, а как высокая избирательность в отношениях с миром, признаки задержки психического развития, задержка развития речи;
  • стратегия поведения - наибольшая распространенность стереотипии, ритуалы, бурные проявления агрессии и аутоагрессии, симбиотическая связь с близким взрослым;
  • стратегия работы - преобразование стереотипа защиты в стереотип связи с миром.

3.Аутизм как захваченность аутистическими интересами,

  • сущность - стойкая стереотипная привязанность к собственным стойким интересам, могут определить для себя цель и развернуть сложную программу действий по ее достижению, экстремальная конфликтность, невнимание к мнению и интересам других, хорошее развитие речи;
  • стратегия поведения - навязчивые устойчивые стереотипии, направленные на аутостимуляцию посредством актуализации неприятных и пугающих впечатлений (фантазии, разыгрывание сюжетов, монологи на определенную тему), в отличие от 2 группы не так внимательны к детальному сохранению окружающей обстановки, важнее неприкосновенность программ поведения;
  • стратегия работы: продвижение во взаимодействии с окружающими, развитие диалога с людьми.

4. Аутизм как чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия:

  • сущность - наиболее легкий вариант, повышенная ранимость, тормозимость в контактах, сильная зависимость от эмоциональной поддержки взрослых, стереотипии проявляются в напряжненных ситуациях, не носят изощренного характера,
  • стратегия поведения - не развивают специфической аутисти-ческой защиты, стереотипность проявляется как особый педантизм, повышенное стремление к порядку, обращение за поддержкой и подсказкой близких,
  • стратегия работы - обеспечение атмосферы принятия и безопасности, создание спокойного устойчивого ритма занятий, развитие замещающих способов получения удовольствия от реализации своих интересов и предпочтений, выработка собственной линии поведения.

Учитывая, что организация вариантов помощи при этих формах представляет собой стройную и подробно описанную отечественными специалистами систему, следует обратиться к книге О.С.Никольской, Е.Р.Баенской, М.М.Либлинг(1997).

Поведенческая терапия. Разработана в рамках бихевиорис-тического течения в психологии. Изначально сущностью метода являлась выработка у ребенка способов поведения (деятельности) и адекватного решения задач посредством оперантного обусловливания с использованием системы подкреплений (как позитивных, так и негативных). С развитием необихевиоризма большое внимание стало уделяться социально-когнитивным аспектам обучения, построенным на наблюдении за деятельностью поведенчески сохранных сверстников.

Структура программы в качестве основной цели предусматривает необходимость наибольшего приближения аутичного ребенка к возможностям обучения нормальных детей. Нормально развитый ребенок учится везде и всегда, включая вечернее время, выходные и каникулы. Множество типов поведения, соответствующие огромному числу возможных ситуаций, ребенок наблюдает и учится подражать большому количеству людей, включая сверстников. Дети с аутизмом не могут обучаться таким же образом. Для того чтобы добиться оптимальных результатов в их коррекции и обучении необходимо, чтобы взрослые, работающие с ребенком, были обучены умению заполнять все жизненное пространство ребенка в школе, дома и в свободное время. При этом включение родителей, других членов семьи, сверстников является жизненно необходимым и обуславливает генерализацию терапевтического эффекта.

На ранних этапах работы большая часть времени уходит на обучение ребенка имитации, которая является ядром этого метода, в основном невербально и лишь иногда вербально. Со временем ребенок начинает посещать дошкольное учреждение или школу, вначале лишь часть учебного дня, затем более длительное время. Специалисты должны заранее решить, в каких школьных заданиях ребенок может добиться наибольшего успеха. Необходимый навык затем вырабатывается и далее шлифуется дома до того, как ребенок будет участвовать в коллективной деятельности. Таким образом ребенок уже будет подготовлен к участию в той или иной деятельности, нужно будет лишь перенести навыки выработанного поведения из привычных домашних условий в школьную среду. Тонкость имитационной подготовки заключается также в обучении искусству наблюдения: «дети учатся учиться, наблюдая за тем, как учатся другие дети».

Нет оснований считать, что современные поведенческие программы вмешательства могут быть одинаково пригодными для всех аутичных детей. Представляется, что в отечественных условиях этот метод более целесообразен в тяжелых случаях аутизма с сопутствующей выраженной интеллектуальной недостаточностью, препятствующей освоению адекватных способов общения и осознания окружающей действительности.

В своей деятельности мы включаем элементы поведенческой терапии во все формы организованной помощи детям.

ТЕАССН-программа. ТЕАССН расшифровывается как «Лечение и обучение детей, страдающих аутизмом и другими подобными нарушениями коммуникации». Представляет собой преемственную последовательность специальных программ, ориентированных на использование в течение всей жизни аутичного человека любого возраста и уровня интеллектуального развития. Построена на следующих основных принципах, в основе которых лежат когнитивные теории аутизма:

  1. специальная организация пространства;
  2. визуализация;
  3. структурирование времени;
  4. «обратная» интеграция.

Мы не останавливаемся подробно на деталях программы, так как они достаточно освещены в литературе (Т.Питерс, 1999).

Групповая терапия. Групповая терапия основана на методике Kitahara, которая применялась ею в частной школе города Токио, а затем в Бостоне (школа Higashi), где аутичные дети обучаются вместе с нормально развитыми детьми (вариант интегрированного обучения). Основная идея - соответствие групповой норме и имитация выработанной модели поведения.

Главный принцип - формирование у ребенка «ритма жизни» методом слияния с групповыми процессами. Основная часть этого ритма ощущается физически. Цели: стабилизировать детскую эмоциональную сферу, которая находится в ослабленном состоянии, что предполагает поддержку ребенка ритмом группы, принимающей его как себе подобного, улучшить физическое развитие и навыки самообслуживания ребенка через подражание группе, нормализовать интеллектуальное развитие через высоко структурированные и имитационные повторения различного рода шаблонов.

Эта практика расходится с традиционными ведущими принципами обучения аутичных детей, которые, наоборот, направлены на то, что ребенок нуждается в индивидуальном внимании и индивидуальной программе для адекватного развития.

Детей достаточно долго разубеждают в необходимости совершать индивидуальные спонтанные действия и побуждают вернуться «в строй», зачастую силовыми методами. Например, внимание к деструктивному поведению, такому как агрессия, нанесение себе вреда, самоподхлестывание, основано на преимущественном использовании переноса направленности этого поведения. Этот перенос заключается в том, что ребенок насильственно препровождается в лоно группы. Например, когда ребенок бросает поднос для еды, направляясь на свое место, взрослый незамедлительно дает ему другой поднос, и ребенок продолжает двигаться вместе со всеми детьми в том же направлении. Когда ребенок начинает бить себя по лицу, взрослый моментально возвращает руки ребенка в то положение, в котором находятся руки у всех детей группы. Использование переноса направленности действия взрослого состоит из не-акцентированной реакции невербального характера. Таким образом, получается растворение любого проявления деструктивного поведения в групповом процессе.

В школе Higashi проводится тщательное обследование детей как при поступлении, так и регулярно в процессе обучения. Тем не менее результаты такого обследования не трансформируются ни в индивидуальные программы для каждого ребенка, ни хотя бы в какие-то меры по проведению индивидуальных лечебных мероприятий. Групповые действия являются основными, индивидуальные программы для детей не предусматриваются. Например, если у ребенка отсутствует речь, то ему не предлагается изучение жес-товой речи, он просто должен влиться в упражнения по декламации или пению, которые осуществляет группа, издавая хотя бы приблизительно похожие звуки. Ребенок должен сидеть тихо и слушать словесные объяснения, даже если он ничего не понимает. Физические упражнения и групповой распорядок дня являются центральным звеном программы Higashi, мало внимания уделяется тому, чтобы каждый ребенок разобрался в понятиях и значениях, а первостепенную значимость имеет лишь формальное выполнение деятельности. Процесс обучения в школе основывается на механическом запоминании и на имитационной деятельности. Например, каждый месяц заучивается новая песня, которая повторяется неоднократно в течение дня, а кроме того происходит проговаривание в виде декламации большого количества событий и фактов.

Элементы групповой терапии нами иногда используются, т. к. в отдельных случаях оказывают успокаивающее действие на возбужденных детей и детей с деструктивным поведением.

Метод выбора A. S. Kaufman. Предусматривает работу с аутич-ным с ребенком один на один в течение всего дня. Этот метод не является чем-то принципиально новым, а вытекает из длительного опыта Kaufman (1950) обучения своего собственно аутичного сына с высоким уровнем интеллекта.

Состоит метод из двух частей:

  • первая направлена на изменение точки зрения родителей и учителей на ребенка,
  • вторая предполагает влияние этого нового отношения к ребенку на поведение родителей и учителей таким образом, что сам ребенок тоже начинает изменяться.

Метод не предполагает следование каким бы то ни было теориям возникновения аутизма, он лишь допускает то, что коммуникативные и когнитивные затруднения могут быть биологически обусловлены. Он также предполагает, что мозг ребенка обладает способностью восстанавливать свои функции до нормального состояния при создании соответствующих условий.

Изменение отношения родителей и учителей прежде всего заключается в выборе, который они делают между состоянием счастья и состоянием горя и разочарования от того, что у них есть такой ребенок. Родители должны принять решение принимать своего ребенка таким, каков он есть, и чтобы их любовь не зависела от каких бы то нИ было изменений, происходящих в нем. Если родители отбрасывают все негативные эмоции по поводу нарушений, имеющихся у ребенка, они скорее отмечают продвижение ребенка вперед. Ребенок рассматривается как субъект пытающийся настолько, насколько это возможно, освоить мир, который он не понимает. Ему необходим опыт полного принятия его таким, каков он есть, что бы он ни делал, вместо того, чтобы подчинять его требованиям других людей.

Успех достигается взрослыми при индивидуальной работе с ребенком и при взаимодействии с ним на компанейских началах, чтобы ребенок понимал, что ему больше не нужно отгораживаться от окружающего мира. Необходимо играть с ним в его игры, принимая как должное все, что бы он ни делал, проявляя энтузиазм в любой выбранной им деятельности и по-настоящему присоединяться к нему в этом, например, имитируя его стереотипные действия. Можно также предлагать ребенку какую-то свою деятельность, но всегда быть готовыми к отказу. Абсолютный энтузиазм взрослых по поводу того, что делает ребенок, должен быть ярко выраженным до степени крайнего преувеличения, для того, чтобы у ребенка не закралось и тени сомнения в том, что он любим и нужен, и что все люди, которые его окружают, счастливы, что он такой, какой есть. На практике, конечно, встречаются существенные различия между тем, что родители имитируют, и между искренностью в поддержке любой деятельности ребенка.

Ребенок, будучи крайне чувствительным, должен быть изолирован от всех, кто не знаком с принципами метода выбора. Для этого ему организуют собственное жизненное пространство - это одна комната или комната, совмещенная с ванной и туалетом, предпочтительно с односторонним зеркалом для возможности наблюдать за ним. Ребенок проводит все свое время, иногда в течение нескольких лет в этой комнате. Окно может пропускать свет, но не открывать обзора в окружающий мир.

Некоторые исследователи подвергают сомнению этот метод с точки зрения этики и здоровья, однако Kaufman считает, что это единственный путь предоставить ребенку возможность абсолютного самоконтроля. Аспект замкнутости затрудняет использование данного метода в школьных условиях.

Несомненным достоинством метода являются положительные изменения в состоянии родителей, которые полностью изменяют свое отношение к сложной психологической ситуации, связанной с рождением аутичного ребенка. Принципы метода нами используются, особенно когда у родителей имеется отрицательное отношение к ребенку, но при этом мы абсолютно исключаем все формы изоляции ребенка.

Удерживающая терапия. «Форсированная поддержка» как метод была впервые предложена M.Welch. Сущность метода состоит в попытке форсированного, почти насильственного образования физической связи между матерью и ребенком, т.к. именно отсутствие этой связи считается сторонниками этого метода центральным нарушением при аутизме. Другие аспекты проявления аутизма, например, такой как глобальный дефицит языкового общения, либо игнорируются, либо их значимость снижается.

Назначение: пробиться через неприятие ребенком матери и развить в нем ощущение и привычку чувствовать себя комфортно. Этот подход включает в себя большую работу с родителями по разъяснению необходимости приучению ребенка к контакту с усиленным включением тактильных ощущений до тех пор, пока он не почувствует приятность от такого общения, несмотря на свое начальное отторжение. Рекомендуется во время тактильного контакта с ребенком говорить ему о своих чувствах, включая даже проявление гнева, мотивируя тем, что ребенок способен понимать язык и чувства матери, несмотря на то, что его эмоциональные особенности препятствуют процессу восприятия материнской ласки.

Варианты:

  • систематические удерживающие упражнения, проводимые ежедневно;
  • специально организованные, которые проводятся в состоянии возбуждения у ребенка или из-за каких-либо других изменений его эмоционального поведения.

Считается, что для того, чтобы ощутить комфортное состояние, надо испытать чувство дискомфорта, а для того, чтобы почувствовать защищенность, надо испытать состояние беззащитности. Для провокации неудовольствия у ребенка предлагаются также упражнения, как например: показ желанных предметов без возможности завладеть ими или дотронуться до них; предотвращение попыток ребенка сориентироваться в пространстве, поворачивая голову или оборачиваясь: воздействие на ребенка такими стимулами, которые являются для него сверхчувствительными (длительный поцелуй, если он этого не выносит, шептание прямо в ухо, если у него повышенная чувствительность к близким звукам и т.п.). Мать должна четко контролировать и предотвращать на вербальном и действенном уровне любую попытку ребенка причинить ей вред, но в то же время она должна продолжать упражнения. Занятие с ребенком заканчивается после того, как стороны пришли к соглашению, т.е. после того, как ребенок прошел через этап истощения и подчинения, что позволило матери предоставить ребенку комфортные условия покоя или спокойной непродолжительной игры. Совместный опыт матери и ребенка формирует возрастающее чувство взаимной привязанности и, как результат, закрепляет коррекционное воздействие.

Достоверных результатов от применения метода с обследованием ребенка до и после терапии у нас не имеется, но дает он какое-либо улучшение в состоянии ребенка, или нет, но в нее безусловно входит компонент, который умышленно вызывает у ребенка отвращение и стресс.

Однако, фактор «удержания» может быть ребенком также желательным. Это происходит в тех случаях, когда он нуждается в дополнительной защите от агрессивного воздействия внешней среды (Т.Грэндин, 1998).

Все эти и многие другие варианты могут быть использованы в работе с аутичными детьми. Однако, основным, по нашему мнению, является выбор того подхода, который соответствует реальным возможностям ребенка. А в условиях отечественного образовательного учреждения использование того или иного метода представляется нецелесообразным без учета разработанных в рамках дефектологии (а затем коррекционной педагогики и специальной психологии) принципов обучения и воспитания ребенка с проблемами в развитии.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками, применении их в практической профессиональной деятельности.

Для решения следующих педагогических задач: - своевременное выявление обучающихся и воспитанников с речевыми нарушениями, изучение уровня их речевого развития, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них; - предупреждение и устранение нарушений устной и письменной речи методами, средствами профилактической и коррекционно-педагогической работы, соответствующими потребностям и возможностям ребенка; - организация методической деятельности, направленной на оптимизацию логопедической работы в рамках образовательного процесса; - содействие распространению и внедрению в практику достижений в области отечественной и зарубежной логопедии; - консультирование родителей (лиц, их заменяющих), имеющих детей с нарушениями речевого развития, и педагогов в целях обеспечения необходимого уровня их осведомленности о задачах и специфике логопедической работы; я в своей профессиональной деятельности применяю следующие технологии.

Технологии дифференцированного обучения. В группу педагогических технологий на основе эффективности управления и организации учебного процесса входит дифференцированное обучение. Важным аспектом в развитии личности является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, т. к. именно он предполагает ранее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности. Основная цель использования уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает возможность каждому ученику получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Коррекционные группы учащихся формирую с учетом общего речевого нарушения. Для каждой группы разрабатывается мною отдельный план коррекционно-развивающей работы на год. Групповые занятия сочетаются с индивидуальными, направленными на коррекцию дефектов звукопроизношения. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным, увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Технологии логопедического обследования . Цель логопедического обследования - определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере. Задачи обследования: - выявление объема речевых навыков; - сопоставление его с возрастными нормами, с уровнем психического развития; - определение соотношения дефекта и компенсаторного фона речевой активности и других видов психической деятельности; - анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороны речи, лексического запаса и грамматического строя; - определение соотношения импрессивной и экспрессивной речи. Обследование провожу в несколько этапов: а) изучение анамнестических данных ребенка (дает объективный материал для выявления причин нарушений, определение педагогической стратегии); б) изучение речевого и психического уровня развития ребенка; в) анализ полученных результатов. Виды диагностики, применяемые мною в работе: - входная диагностика – провожу в начале учебного года с целью выявления исходных параметров развития детей; - промежуточная диагностика – использую в середине учебного года для отслеживания динамики развития наиболее сложных дефектов обучающихся; -итоговая диагностика – провожу в конце учебного года с целью определения эффективности коррекционно-развивающего воздействия на детей. Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет провести качественную функциональную диагностику и выявить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, а с другой стороны, комплексная диагностика помогает разработать стратегию эффективной, направленной коррекции, определить специальные коррекционные методы обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей. При обследовании учащихся использую следующие методики: Р. И. Лалаевой, С. Е. Большаковой, Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, Т. А. Фотековой, Т. В. Ахутиной.

Технологии коррекции звукопроизношения. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости. В ходе индивидуальных занятий мною решаются следующие задачи:

  • уточнение произношения звуков;
  • постановка и закрепление отсутствующих звуков;
  • развитие фонематического восприятия;
  • преодоление затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры;
  • закрепление изученных лексико – грамматических конструкций.

Применение данной технологии развивает необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата, точность, чистоту, объем, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений артикуляторной гимнастики, что позволяет ускорить процесс постановки и введения нарушенных звуков в речь. При коррекции недостатков звукопроизношения использую методики Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, В. И. Рождественской, М. Ф. Фомичевой, А. И. Богомоловой.

Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи. Развитие дыхания один из первых и очень важных этапов воздействия на детей-логопатов независимо от вида их речевого дефекта. Усиленная, упорядоченная деятельность дыхания, оживляя весь организм, улучшая обмен веществ, вызывая здоровый аппетит и спокойный сон, оказывает всем этим укрепляющее воздействие на детей. Детям с нарушениями речи, а также соматически ослабленным детям требуется обучение правильному типу дыхания с помощью специальных коррекционных физических упражнений. При формировании речевого дыхания у учащихся использую методики Л. И. Беляковой, А. Н. Стрельниковой. Применение данной технологии позволяет детям с заиканием усвоить правила использования плавности речевого высказывания, детям с дизартрией нормализовать голос, интоннационную выразительность речи в целом, способствует правильному программированию речевого высказывания.

Технологии логопедического массажа . Дифференцированный логопедический массаж – часть комплексной медико - психолого – педагогической работы, направленной на коррекцию различных речевых расстройств. Массаж использую в логопедической работе с детьми с дислалией, дизартрией, заиканием и голосовыми расстройствами. При этих формах речевой патологии (особенно при дизартрии) массаж является необходимым условием эффективного логопедического воздействия. Логопедический массаж – это одна из логопедических технологий, активный метод логопедического воздействия. Массаж применяется в тех случаях, когда имеют место нарушения тонуса артикуляционных мышц. Изменяя состояние мышц периферического артикуляционного аппарата, массаж в конечном счете оппосредованно способствует улучшению произносительной стороны речи. Массаж использую на всех этапах коррекционно – логопедического воздействия, но особенно важно его применение на начальных этапах работы. Логопедический массаж провожу по авторской методике Е. А. Дьяковой.

Технологии развития лексико-грамматической стороны речи . Одной из существенных задач по коррекции речи является расширение и активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи, т.к. бедность словаря и синтаксических конструкций, наличие аграмматизмов затрудняет овладение учащимися правильной речью. Коррекционная работа по обогащению лексического запаса проходит с учетом закономерностей развития речи незрячих школьников и в своей работе я реализую один из принципов тифлопедагогики - конкретизация речи незрячих, т. е. расширение их чувственного опыта в соответствии с ростом словарного запаса. Применяю разнообразные способы конкретизации речи незрячих: ознакомление с неизвестным предметом или его изображением, соответствующим определенному слову; объяснение незнакомого предмета по аналогии со знакомым; воспроизведение имеющихся представлений, объяснение смысла слов и др. Работу по развитию и обогащению словарного запаса провожу на каждом занятии, индивидуальном или групповом, регулярно используя принцип конкретизации речи незрячих. Это помогает преодолению вербализма,как одной из негативных сторон развития речи незрячих, формализма в знаниях и правильному развитию речи учащихся. При работе использую методики Л. Г. Парамоновой, Л. Г. Кобзаревой, Н. С. Костючек.

Технологии развития связной речи. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Поэтому важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей учащихся. Формированию связной речи отвожу одно из центральных мест в коррекционной работе, т.к. владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми. Работу по развитию связной речи провожу методом устного опережения, т. к. необходимо учить детей связно и последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, используя усвоенную терминологию, составлять развернутое высказывание о последовательности выполнения учебного задания. Такая работа готовит детей к свободному учебному высказыванию в классе. Занимательный речевой материал, разнообразные упражнения, задания с устной и письменной формами помогают в формировании у них практических речевых умений и навыков, развивают внимание, память и мышление. При работе использую методики Р. И. Лалаевой, Н. Г. Андреевой.

Технологии коррекции нарушений письма. Нарушение письменной речи у детей являются распрастраненным речевым расстройством, имеющим разнообразный и сложный патогенез. Логопедическая работа по коррекции письма, которую я провожу, имеет дифференцированный характер, учитывающий механизм нарушения, его симптоматику, структуру дефекта, психологические особенности ребенка. Данная технология способствует:

  • формированию слоговой структуры слова;
  • развитию языкового анализа и синтеза;
  • развитию фонематического восприятия;
  • развитию фонематического и слогового анализа и синтеза;
  • обогащению и систематизации словарного запаса;
  • формированию и закреплению правил словоизменения и словообразования;
  • устранению аграмматизмов в устной и письменной речи.

Результатом работы по коррекции письменной речи можно считать повышение качества письма и, как следствие, - улучшение успеваемости по основным предметам и психоэмоционального состояния учащихся. При работе использую методики А. В. Ястребовой, З. Е. Агранович, Л. Г. Парамоновой, Р. И. Лалаевой, Л. В. Венедиктовой, Л. Н. Ефименковой, И. Н. Садовниковой, Л. Г. Кобзаревой.

Информационные технологии . Применение современных ИТ на занятиях по коррекции речи способствует развитию самоконтроля у детей, повышает мотивацию учащихся к учебной деятельности, значительно сокращает время формирования произносительных навыков. При использовании в работе компьютерной техники решаю две основные задачи специального обучения:

  • формирую у детей умение пользоваться компьютером;
  • применяю компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений.

На занятиях я использую цифровые образовательные ресурсы, которые развивают слуховое восприятие, навык правильного произношения, умения связно говорить, самостоятельно выстраивать словосочетания и предложения, обогащают словарный запас, развивают логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность. Использование ИКТ облегчает труд, позволяет идти в ногу со временем, дает возможность существенно обогатить, качественно обновить коррекционно-развивающий процесс на логопедическом занятии и повысить его эффективность.

Для более успешной социализации, формирования социально-активной личности и психологической коррекции я применяю игровые технологии , которые стимулируют детей к учебной деятельности, расширяют кругозор, развивают познавательную деятельность, формируют определенные умения и навыки, необходимые в практической деятельности, вызывают интерес и потребность общения, развивают когнитивные процессы.

Здоровьесберегающие технологии. Контингент групп составляют дети с различными психофизиологическими особенностями и для них просто необходимо применение здоровьесбережения. Здоровьесберегающие технологии – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые направлены на сохранение и стимулирование здоровья учащихся. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. Основной показатель, отличающий здоровьесберегающие образовательные технологии – регулярная экспресс - диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало - конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся. Технологии, которые я использую, тесно перекликаются с целями и задачами каждого занятия, этапами коррекционной работы и применяются с максимально индивидуальным подходом к каждому ребенку. Использование данных технологий позволяет чередовать мыслительную деятельность с динамическими паузами, равномерно распределять различные виды заданий, нормативно применять ТСО, что помогает формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

В своей работе использую нетрадиционные для логопедии технологии: - музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями. Эмоции, вызванные спокойной, расслабляющей музыкой, успокаивают нервную систему, стимулируют дыхание и кровообращение, улучшают обмен веществ, что положительно влияют на тонус коры головного мозга, психологическое состояние участников учебного процесса. Цель логопедических занятий с использованием музыкотерапии – создание положительного эмоционального фона реабилитации:

  • снятие фактора тревожности;
  • стимуляция двигательных функций;
  • развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей;
  • растормаживание речевой функции;
  • развитие чувства ритма, темпа, времени;
  • развитие мыслительных способностей и фантазии;
  • развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
  • нормализация просодической стороны речи.

Музыкотерапия организуется мною в индивидуальной и групповой формах. Использование музыки в коррекционной работе помогает профилактике и лечению нервно – психических заболеваний и улучшению психоэмоционального состояния детей.

- сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приемов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.

Для логопедической работы с детьми, имеющими нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать мне следующие задачи:

  • создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка;
  • совершенствование лексико - грамматических средств языка;
  • совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
  • развитие диалогической и монологической речи;
  • взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
  • создание на занятии благоприятной атмосферы, улучшение психоэмоционального состояния детей.

Сказкотерапия развивает в детях – логопатах активность, самостоятельность, творчество, эмоциональность, связную речь. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся открытыми к восприятию действительности, проявляют заинтересованность в выполнении различных заданий.

Таким образом, через исполнение сказки, ее сюжетных линий я решаю многие коррекционные задачи. Этим повышается эффективность логопедической работы за счет включения эмоционального компонента в образовательный материал.

Освоение образовательных технологий и методов педагогической деятельности способствует повышению эффективности и качества логопедической помощи учащихся со зрительной депривацией, с сочетанной патологией. Использование всех вышеперечисленные технологий неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы.


Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия – может проводиться в младших отрядах и отрядах среднего возраста. Используется для психологической, терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать вожатый, воспитатель, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей, все остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Должно проводиться опытными специалистами- медицинскими работниками. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:

· закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты ДОУ;

· проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;

· проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;

· сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.

Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОУ. Необходимо составить программу закаливания по каждой возрастной группе с учетом группы здоровья детей, разработать схему индивидуальных программ заливания, где отражается перечень закаливающих мероприятий, проводимых в течение дня. Программа согласовывается с врачом и утверждается директором ДОУ.

Из всего богатого выбора существующих форм закаливания можно выделить наиболее доступные:

· нахождение детей в облегченной одежде в течение дня;

· проведение утренней гимнастики на свежем воздухе ;

· прогулки на свежем воздухе . При правильной организации прогулка является одним из важных моментов закаливания. Летом, когда температура воздуха достигает в тени 18 -20 градусов, вся жизнь детей переносится на территорию ДОУ. В холодное время года (если это санаторий) длительность пребывания детей на воздухе 3.5-4 часа в любую погоду в одежде, не стесняющей активную деятельность ребенка;


· солевое закаливание с младшего возраста (после динамической гимнастики на дорожки выкладываются мокрые одеяла и дети проходят, притопывая по дорожке. Первые 5-6 закаливаний воспитатель проходит вместе с детьми по дорожке, показывая каким шагом идти).

· В среднем возрасте дополнительно включается применение воздушного душирования – это эффективный способ выработки устойчивости к сквознякам (разработал врач В.Л.Лебедь). В процессе душирования происходит повышение работоспособности всех систем, обеспечивающих терморегуляцию. Благодаря воздушным процедурам ребенок становится более уравновешенным, спокойным, незаметно исчезает повышенная возбудимость, улучшается сон.

· В старшем возрасте использование горячего обтирания проводимое при температуре воздуха в помещении не ниже 23 градусов мягкой варежкой, смоченной водой определенной температуры.

· При карантинном режиме в лагере применение полоскания горла: водой комнатной температуры 3 раза в день температура воды снижается постепенно с 36 градусов до 27.

· введение «рижского метода» - топтание на гальке в солевом растворе.

· В повседневной работе использование, начиная с младшей группы, схемы индивидуальных программ закаливания, в которых чётко расписывается, какую закаливающую процедуру должны проводить в определённый отрезок времени (утром, днём, вечером).

Использование специальных форм здоровьесберегающих технологий с применением развивающей программы оздоровления, приводит не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности лагеря, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Технологии валеологического просвещения также являются формами организации здоровьесберегающей среды ДОУ. Задача данных технологий-обеспечение валеологической образованности воспитанников. К таким формам относятся: выпуск радио-газет, газет-молний («Здоровье в твоих руках», «Мы - молоды успешны, здоровы и сильны!», «Мы- молодость страны!»), диспуты для старших отрядов («Вредные привычки: За и Против» и др.), сюжетно-ролевые игры: «Суд над алкоголем», «Курить – здоровью вредить» и т.п..

Еще одной формой является туристский поход, который является адаптивной формой оздоровления детей в условиях ДОУ. Такая форма также будет эффективной и для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время все большую популярность приобретает Адаптивный туризм – туризм для лиц с ограниченными возможностями здоровья – достаточно новый вид адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации, оздоровления и социальной интеграции. Многодневный походы на сегодняшний день доступны любому здоровому человеку, для людей же с ограниченными возможностями здоровья туристский поход является серьёзным испытанием. Однако в условиях ДОУ можно разработать разные по сложности походы и для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Наиболее быстро развивающийся сегодня сегмент индустрии досуга, связанный с участием в активном отдыхе на открытом воздухе – это туризм.

Туризм в организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков во всех проявлениях используется как средство массового оздоровления детей разного возраста в силу его общедоступности. В данном случае в адаптивном туризме большую роль играют туристские походы, так как походы выходного дня. Такой опыт широко используется в практике Всероссийского Детского Центра «Орленок». Методистами, инструкторами по туризму и спорту разработаны и паспортизированы туристские маршруты различной протяженностью и продолжительностью (от нескольких часов до нескольких дней).

В основе туристского похода лежит участие ребенка в коллективных туристских мероприятиях, расширения круга общения, выход за территорию лагеря, выезд за пределы города, психологическая мобилизация, повышения жизненной активности. Чтобы выехать в поход, ребёнку нужно совершить волевые усилия и преодолеть определенный дискомфорт.

Ребенку, подростку предстоит преодолеть определенные трудности, но вместе с тем и испытать романтику походной жизни. Это и устройство палаточного городка, заготовка дров, нахождение чистых источников воды, разведение костра и приготовление на костре пищи, песни у костра под гитару и многое другое. Естественно, что определенная борьба с трудностями формирует у детей и подростков переоценку ценностей, готовность к преодолению трудностей, формирование культуры общения со сверстниками, взрослыми, адаптивные возможности ребенка.

При подготовке к турпоходам следует начинать с самого простого похода выходного дня, продолжительностью в несколько часов поскольку оно является самым массовым видом похода и играет в адаптивном туризме чрезвычайно важную роль, так как в большей степени соответствует целям и задачам двигательной рекреации. В походе выходного дня определяется, может ли ребёнок ходить в походы, какие он нагрузки способен переносить и какой вид туризма для него подходит.

Из личного опыта работы в ООО ДОК «Сигнал» (1998-2000 гг.) хотелось бы отметить, что такие походы (от нескольких часов до одного дня) прекрасно «работают» на формирование корпоративного духа воспитанников лагеря, помогают воспитателям и воспитанникам, а также представителям администрации (директору ДОУ, его заместителям) научиться совместно проживать это увлекательное путешествие, позволяют формировать такие нравственные категории, как взаимовыручка, помощь младшим и слабым, формирование толерантности по отношению друг к другу, формировать трудовые навыки. В таких заранее запланированных в плане-сетке смены походах решаются задачи физического, нравственного, патриотического, экологического, эстетического воспитания. Эти походы могут являться формами перечисленных направлений воспитания: «Экологическая тропа», «Дорогой войны» (по местам боевой славы), «Родной Казачий край» (краеведение), «В горы – за здоровьем» и др.

В походе выходного дня воспитанники овладевают туристскими навыками и умениями, играют, тренируются. Что же касается многодневных походов это уже следующая стадия, именно в этих походах ребёнок испытывает все трудности туристской жизни. Именно после таких походов у ребёнка меняются потребности, мотивации, образ жизни, появляется цель и т.д.

Туристский поход оказывает оздоровительное влияние на организм ребёнка. Неслучайно народная педагогика всегда связывала функционирование внутренних органов и систем человека с природой. Считалось, что отрыв человека от природы приводит к нарушению деятельности организма и различным заболеваниям. Рекреационной медициной доказано, что негативные факторы проживания в городских условиях могут быть компенсированы в естественном природном окружении. Оздоровительным фактором является для ребенка пребывание в лесу, где воздух насыщен фитонцидами и лёгкими аэронами, деревья защищают от жары и ветра. Звуки леса, прохлада чистой родниковой воды, нежные запахи цветов и трав. Эти и другие элементы природы лечат нервную систему ребёнка.

Чистый природный воздух укрепляет здоровье, снижает восприимчивость к различным заболеваниям. Чистый воздух благодаря своим физическим свойствам воздействует на кожу, положительно влияет на чувствительные нервные клетки и дыхательные системы. Через них происходит рефлекторное воздействие на органы и системы сосуду, почки, печень, мозг, кроветворную и эндокринную систему, улучшается обмен веществ.

Аэроны - это фракции газов атмосферы, которые образуются под воздействием космического излучения. Лёгкие аэроионы отрицательной полярности используются как лечебный фактор. Ускоряют заживление ран, снижают болевые ощущения, благоприятно воздействуют на нервную, дыхательную и сердечно сосудистую систему. Таких лёгких аэроинов много в горах.

Фитонциды – это биологические активные вещества, вырабатываемые растениями, их очень хорошо использующие в медицине при лечении при гайморите, при инфекциях и т.д. Помимо бактерицидного действия, фитонциды оказывают стимулирующие действие на иммунную систему. При длительном нахождении в лесу в естественной атмосфере летучих веществ растений повышается жизненный тонус, стимулируются процессы возбуждения и торможения, снижается напряжение нервной системы, снижается проявления психоэмоционального дискомфорта. Сон на свежем воздухе является ещё одним оздоровительным фактором. Лес является одним из идеальных условий для лиц, которые не могут переносить прямые солнечные лучи. В данном случае речь идёт о светолечении, поскольку оказывает стимулирующие влияние, корригирует биоэнергетические процессы, повышает компенсаторные возможности организма. Дозированное и мягкое светолечение оказывает терапевтическое воздействие при сезонных дегрессиях и других неврологических и психических расстройствах.

Но одним из важных элементов оздоровления ребёнка в туристских походах является закаливания организма. Закаливания – это один из мощных способов повышения устойчивости организма к заболеваниям и изменениям внешних метеорологических условий. Постоянное воздействие закаливающего фактора заключается в тренировке терморегуляционных механизмов и приводит к привыканию. В результате закаливания тонизируется нервная и сердечно – сосудистая система, улучшается состав крови, общее состояние организма. Закаливающие процедуры должны быть подчинены следующим принципам – непрерывность, постепенность, комплексность, учёт индивидуальных возможностей организмов. Закаливания воздухом является наиболее простым способом, потому что теплопроводность воздуха очень мала Закаливание водой действует более активно. Длительное воздействие холода приводит к изменению состава крови, увеличение жирового обмена, угнетению углеводного обмена. Одним из оздоровительных факторов туризма является двигательный режим. Влияния двигательного режима на детей с ограниченными возможностями здоровья в туристских походах заключается в том, что на природе начинают двигаться те дети с ограниченными возможностями здоровья, которые не делают лечебную физическую культуру или её недолюбливают. Поскольку в туристском походе они вынужденными постоянно перемещаться на большие для них расстояния, так как палатка, в которой спит турист, кухня, туалет, умывальник, костёр и т.д. находится на достаточном значительном расстоянии друг от друга. Ходьбу следует подчеркнуть особо, так как она происходит в условиях природы. Ходьба в неторопливом режиме в пересечённой местности считается уникальным оздоровительным и лечебным фактором. Ходьба как никакой другой вид двигательной гимнастики позитивно и мягко влияет на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную систему и опорно-двигательный аппарат. В туристском походе при двигательных нагрузках и ходьба, происходит активизация мышечной системы, сердца, лёгких и обмена веществ. Активные способы передвижения, регулируемые физические нагрузки, положительные эмоции и другие оздоровительные факторы природы благотворно сказываются на здоровье ребёнка и его работоспособности. После туристского похода участники отмечают бодрость уверенность оптимизм.

Исходя из всего сказанного, можно отметить, что используя различные формы здоровьесберегащей работы в ДОУ, воспитатель может решать следующие задачи:

Воспитание терпения, смелости, выносливости, любознательность;

Развитие творческих способностей;

Формирование интеллектуальной и эмоциональной сферы ребенка;

Поддержание гармонического физического и функционального развития;

Развитие двигательных умений и навыков;

Закаливание организма и привитие гигиенических навыков;

Выработка и укрепление положительного отношения к активным формам отдыха через укрепление навыка к регулярной двигательной деятельности; - расширение кругозора и формирование мировоззренческих взглядов;

Адаптация и интеграция в социальную жизнь ДОУ.

Таким образом, современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе ДОУ, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

· приобщение детей к физической культуре;

· использование развивающих форм оздоровительной работы.

Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности. Для этого необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития детей.

С точки зрения современных подходов в педагогике здоровьесбережения, совместная творческая деятельность детей и педагога, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.

Принципы, лежащие в формировании единства:

· принцип развития творческого воображения – внутреннее условие оздоровительной работы, здесь ребенок условно предстает объектом тех или иных педагогических и медицинских воздействий. И, как показала статистика, благодаря включению ребенком воображения, можно добиться существенных результатов в профилактике и лечении ряда заболеваний: ОРЗ, диатеза, ануреза, отдельных нарушений сердечнососудистой системы и ЖКТ;

· принцип формирования осмысленной моторики – движение может стать произвольным и управляемым только тогда, когда оно будет осмысленным и ощущаемым. Ребенку предстоит научиться слушать, понимать, уважать и любить свое тело;

· принцип создания и закрепления целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности, который реализуется благодаря многофункциональным развивающим формам здоровьесберегающей работы;

· принцип формирования у детей способности к сопереживанию и содействию.