Open
Close

Значение двигательной активности для здоровья человека. Дозированная мышечная нагрузка

Двигательная активность – врожденная биологическая потребность

Двигательная активность человека является биологической потребностью. Она генетически обусловлена и яв­ля­ет­ся необходимым фактором для его полноценного развития и жиз­не­де­ятель­нос­ти. Эта потребность должна быть удовлетворена, как и лю­бая другая. Однако это не так очевидно, как при удовлетворении потребности в пи­ще.

Тем не менее, академик Н. М. Амо­сов показал, что генетически закодирована не только двигательная активность, но и объем и ин­тен­сив­ность движений в еди­ни­цу времени (сутки). На разных возрастных этапах развития человека двигательная активность будет различна.

При наблюдении за поведением детей было обнаружено, что почти 50% своего времени они проводят в дви­же­нии, подолгу прыгая, бегая, играя. Тем самым они утоляют «мышечный голод» и соз­да­ют оптимальные условия для своего развития.

Недостаток или ограничение двигательных функций является опасным фактором, ухудшающим здоровье. Это явление получило название «гиподинамия». Для взрослого человека нарушения, вызванные гиподинамией, являются обратимыми, т. е. их можно ликвидировать с по­мощью своевременной физической тренировки. Для растущего организма повреждающий эффект гиподинамии ничем не компенсируется.

Установлено, что гиподинамия особенно опасна на ранних стадиях онтогенеза и в пу­бер­тат­ный период. Она приводит к зна­чи­тель­но­му снижению темпов роста организма и уг­не­те­нию обменных процессов, включая функции генетического аппарата клеток. При этом выявлены значительные функциональные нарушения высшей нервной деятельности с со­от­ветствен­ным снижением мыслительных процессов.

Между тем гиподинамия становится доминантным состоянием большинства представителей современного общества, которые предпочитают жить в ком­фортных условиях, не занимаясь физическим трудом. Следовательно, современная цивилизация, создавая комфорт, обрекает человека на постоянный «мышечный голод», лишая его двигательной активности, так необходимой для нормальной жизнедеятельности и здо­ровья.

Чтобы понять, почему двигательная активность является ведущим врожденным фактором физического и пси­хи­чес­ко­го развития человека, а сле­до­ва­тель­но, и его здоровья, рассмотрим ее функции.

Обобщая все известные научные сведения о зна­чи­мос­ти движения для организма, можно заключить, что оно выполняет по крайней мере пять базисных функций: моторную, творческую, тренирующую, стимулирующую и за­щит­ную.

1. Мо­тор­ная функция двигательной активности . Под двигательной активностью понимается сумма движений, выполняемых человеком в про­цес­се повседневной жизни. С по­мощью двигательной активности осуществляется взаимодействие человека с ок­ру­жа­ющей средой. Двигательные реакции необходимы человеку для общения, они являются внешними проявлениями трудового процесса, через них осуществляется контакт с при­ро­дой. Движение есть основное проявление жизнедеятельности организма.



Движение осуществляется в ре­зуль­та­те сокращений мышц. Работу скелетных мышц можно подразделить на динамическую и ста­ти­чес­кую. Когда происходит перемещение тела или его отдельных частей в пространстве, то говорят о ди­на­ми­чес­кой мышечной работе. Если же сокращения мышц направлены на поддержание позы и про­ти­во­действие внешним силам, говорят о ста­ти­чес­кой мышечной деятельности. Что же касается гладких мышц, то они осуществляют двигательные функции пищеварительного тракта, кровеносных сосудов, мочевого пузыря, у жен­щин – матки и т. д.

2. Твор­чес­кая функция двигательной активности . Двигательная активность является ведущим фактором онтогенеза, т. е. ин­ди­ви­ду­аль­но­го развития человека с мо­мен­та зарождения до конца жизни.

Согласно теории, развиваемой И. А. Ар­шавским, в ос­но­ве механизмов развития лежит двигательная активность. На всех этапах жизнедеятельности она выступает ведущим фактором индивидуального развития человека. Это так называемое «энергетическое правило скелетных мышц». Сущность его заключается в том, что особенности энергетических процессов в раз­лич­ные возрастные периоды онтогенеза находятся в за­ви­си­мос­ти от развития скелетной мускулатуры. Согласно этой теории, чем лучше развита скелетная мускулатура, тем выше общий энергообмен в ор­га­низ­ме, а сле­до­ва­тель­но, выше его адаптационные возможности.

И. А. Ар­шавский утверждает, что для интенсивного развития и жиз­не­де­ятель­нос­ти организма на оптимальном уровне необходимо сочетание трех факторов – систематическое применение в уме­рен­ных дозах физических упражнений, холодовых воздействий и ги­пок­сии. Все эти три фактора действуют через общий биохимический механизм.

3. Тре­ни­ру­ющая функция двигательной активности . Систематическая умеренная физическая нагрузка является эффективным тренирующим фактором, вызывающим благоприятные биохимические, структурные и функцио­наль­ные изменения в ор­га­низ­ме. Благодаря этим изменениям организм становится более жизнестойким и здо­ро­вым. Повышается не только физическая, но и умствен­ная работоспособность, а так­же устойчивость к бо­лез­ням и стрес­со­вым ситуациям.

Установлено, что оптимальным для тренирующих влияний физических нагрузок является возраст от 7 до 14 лет, когда наиболее интенсивно формируются основные звенья двигательной системы и дви­га­тель­ные качества. Большими потенциальными возможностями для совершенствования двигательной системы обладает подростковый возраст. Это подтверждается большими достижениями подростков в раз­лич­ных видах спорта, таких, как художественная и спор­тив­ная гимнастика, фигурное катание. Высокие результаты достигаются подростками также в тан­цах, балете, цирковом искусстве. Вместе с тем, следует учитывать и то, что этот возраст характеризуется интенсивными морфофункциональными перестройками организма, связанными с по­ло­вым созреванием. Систематическими физическими упражнениями достигается не только физическое совершенство, но и ус­тойчи­вая согласованность работы всех внутренних органов. Более того, физическая тренированность положительно отражается на работе нервной системы и со­вер­шенство­ва­нии психических процессов (И. П. Пав­лов).

Таким образом, физическая тренировка оказывает многостороннее влияние на организм, способствуя гармоническому развитию личности и фор­ми­ро­ва­нию здоровья.

4. Сти­му­ли­ру­ющая функция двигательной активности . Наши мышцы – настоящий генератор биотоков, которые являются самыми главными раздражителями мозга. Биотоки рождаются в ра­бо­та­ющих мышцах и устрем­ля­ют­ся в го­лов­ной мозг по так называемому механизму обратной связи. Эти биотоки называют проприоцептивной афферентацией, т. е. мы­шеч­ной чувствительностью. Чем интенсивнее поток нервных импульсов, тем интенсивнее стимулируется головной мозг, особенно кора больших полушарий.

А. Н. Ле­онть­ев показал тесную связь речевой функции с дви­га­тель­ной активностью в пе­ри­од раннего детства. Особенно это касается тонкокоординационных движений пальцев рук. Развивая у де­тей мелкую моторику, можно ускорить формирование речевых навыков.

5. За­щит­ная функция двигательной активности . Авиценна в сво­их работах писал: «Ни одно лекарство не может заменить движение. Движение заменяет все виды лекарств».

Нельзя не согласиться с этим древним изречением, ибо двигательная активность оказывает многостороннее благоприятное действие на организм человека и не­ред­ко является единственным средством, побеждающим болезни и преж­дев­ре­мен­ное старение.

«Секрет» такого «волшебства» физических упражнений заключается в сле­ду­ющем. Во-пер­вых, физические упражнения способствуют выработке в ор­га­низ­ме особых биологически активных веществ, которые подавляют активность болезнетворных начал. Во-вто­рых, физические упражнения содействуют саморегуляции всех жизненных процессов и та­ким образом «исправляют» дефекты, связанные с той или иной болезнью. В-третьих, физические упражнения, переводя энергообмен на более мобильный уровень, способствуют стрессоустойчивости организма к раз­лич­ным неблагоприятным факторам.

Далеко не каждый человек занимается спортом. Обусловлено это постоянной изнурительной работой, семейными и другими делами. Более того, многие проводят большую часть своего рабочего дня в сидячем положении, а домой, как правило, отправляются на автомобиле. Тем не менее не стоит недооценивать значение двигательной активности для здоровья человека. Не зря же говорят, что движение - это жизнь. Данная тема будет весьма полезна тем, кто серьезно задумался о состоянии своего здоровья.

Активный образ жизни

Для обеспечения нормальной функциональности человеческого организма необходимо регулярно заниматься спортом. Это вовсе не значит, что вам придется часами сидеть в тренажерке или бегать марафоны. Тут все гораздо проще. Достаточно минимальных утренних пробежек перед работой или в выходной день. Такая активность приводит к выработке в организме эндорфинов, известных также как гормоны счастья. Они позволяют не только снять стресс, но и улучшить тонус и кровообращение.

Большое значение двигательной активности для здоровья человека уже давно доказано учеными. Особенно актуально для людей, которые ведут Также эксперименты показали, что люди, занимающиеся спортом в пожилом возрасте, чувствуют себя гораздо лучше. Это моментально отражается на здоровье. Во время физических нагрузок в организме запускаются окислительно-восстановительные процессы. Это улучшает кровообращение и насыщает организм кислородом.

Движение - жизнь

С каждым годом физический человеческий труд используется все реже. Развитие компьютерных технологий этому только способствует. Дети целыми днями просиживают за экранами ноутбуков или планшетов, а взрослые сидят в офисе, что, собственно, аналогично. В отдельных случаях даже у молодых людей развивается атрофия мышц, человек становится вялым и слабым. Сила сердечных сокращений уменьшается, а следовательно, ухудшается и общее состояние.

Же способен существенно поправить ситуацию. Для этого достаточно всего несколько раз в неделю выходить на пробежку или заниматься фитнесом. Конечно, для достижения должного результата необходимо заниматься спортом систематически, а не только во время отпуска или когда есть настроение.

Чем опасен сидячий образ жизни?

Если человек в течение дня большую часть времени проводит в одном положении, скажем, за компьютером в офисе, то это не приводит ни к чему хорошему. Одни группы мышц переживают серьезные напряжения, а другие же вообще никак не работают. Это приводит к проблемам со здоровьем. В частности, возникают боли в спине, в области малого таза и т. п. В таком режиме сердце и легкие работают менее эффективно, это касается и остальных систем организма. Сокращается капиллярная сеть, ухудшается кровообращение и появляются проблемы с ногами.

Хорошего в этом ничего нет, поэтому и не стоит недооценивать значение двигательной активности для здоровья человека. Стоит также понимать, как устроен собственно организм. При отсутствии нагрузок из процесса жизнедеятельности выключаются все бесполезные функции. Сокращается количество резервных сосудов, что может привести к закупорке, ухудшается работа сердечно-сосудистой системы. Но все это восстановимо, если заняться собой уже сегодня и не откладывать проблему в долгий ящик.

О положительном влиянии физических нагрузок

Фраза: "Движение - жизнь" не безосновательна. Уже давно доказано, что люди, активно занимающиеся спортом, болеют гораздо реже, выглядят лучше. Особенно это проявляется в старости. Тело начинает дряхлеть позже на 5-7 лет, уменьшается риск возникновения атеросклероза и гипертонии.

Для улучшения состояния организма можно использовать самые различные режимы двигательной активности, начиная от обычных легких пробежек и заканчивая тяжелой атлетикой. Конечно, тут каждому свое. Для офисных рабочих желательно как можно больше проводить время на свежем воздухе, спорт будет только плюсом. Это касается не только молодого поколения, но и людей постарше. Можно заняться спортивной ходьбой, что в скором времени восстановит ваш организм и повысит иммунитет. Особенно важна активность и для детей. Только так можно добиться гармоничного развития скелета. Поэтому как можно чаще нужно играть в подвижные игры и гулять на свежем воздухе.

Двигательная активность и здоровье

Как уже было отмечено выше, нужно найти немного свободного времени. Сделать это на самом деле не так сложно. Нужно всего лишь вставать на 15 минут раньше и ложиться не слишком поздно. Пробежка перед работой и после неё принесет вам бодрость и приведет мышцы в тонус. Если заставить себя тяжело, то можно найти единомышленника. Вдвоем это будет даваться намного проще.

Конечно, тут можно и переусердствовать, загоняя свой организм и доведя его до критического состояния. Делать этого не нужно. Все хорошо, но только если в меру. К примеру, сразу же после еды точно не нужно никуда бежать. Делать это лучше через 40-60 минут, когда пища усвоится в организме.

Пробежкой можно заниматься и во время выгула собаки. Это и вам полезно, и псу в радость будет лишний раз побегать. активности подбирать нужно сугубо индивидуально. Что может один, второму будет доступно только через некоторое время, поэтому гнаться за кем-то тоже не следует.

Зарядка по утрам

Сложного в этом ничего нет. Занимает такая зарядка немного времени, в среднем минут 10. Но это позволит вам пробудить не только мышцы организма, но и нервную систему. В результате вы будете более бодрыми и работоспособными. Многие врачи рекомендуют не пренебрегать этой полезной привычкой, тем более что вам даже из дому выходить не нужно.

Комплекс упражнений можно разработать как самостоятельно, так и воспользоваться уже имеющимися. Желательно в зарядку включить следующие упражнения для всего организма:

  • приседания;
  • растяжка;
  • отжимания и т.п.

Дозированная мышечная нагрузка в утреннее время не должна быть слишком высокой. Желательно работать только с собственным весом и ориентироваться по своему состоянию. Если есть возможность, то лучше выбраться на свежий воздух, а закончить занятие обливанием водой. Это дополнительно укрепит иммунитет, но к закалке также стоит подходить с умом и если вы никогда этим не занимались, то идти и обливаться в мороз водой не стоит.

Организационные вопросы

Крайне важно правильно дозировать нагрузку. Если ваш товарищ способен пробежать 3 километра, то это еще вовсе не значит, что столько же нужно и вам. Тут необходим индивидуальный подход. Недостаточная или чрезмерная активность не даст никаких положительных результатов. По этой простой причине желательно воспользоваться следующими рекомендациями:


Как вы видите, тут нет ничего сложного. Необходимо регулярно заниматься спортом, при этом не насилуя свой организм и не пытаясь В таком случае польза пробежек и других упражнений будет, и вы обязательно почувствуете это на себе.

Походы в спортзал

Если нет серьезных противопоказаний, то можно пойти в тренажерку. Для большей мотивации можно поставить себе определенную цель и постепенно к ней двигаться. Тут крайне важно разработать подходящую программу под ваш организм. Действует такой же принцип - от малого к большому. Не стоит сразу пытаться поднять 100 килограммов на грудь, ориентируясь на кого-то. Этот человек к этому, скорее всего, шел не один год.

Поэтому первое время желательно ознакомиться с техникой выполнения упражнений и составить программу тренировок. К примеру, исходя из графика работы выбрать время и количество занятий в неделю. Их должно быть не меньше 2 и не больше 4. Ходить в зал каждый день тоже не стоит, так как мышцам и психике нужно восстанавливаться. Длительность тренировки лучше тоже не растягивать. Достаточно будет 40-60 минут, после чего можно отправляться домой отдыхать. Помните о том, что значение двигательной активности и физкультуры для человека тесно связаны. Именно поэтому спортивное телосложение парня или девушки вызывает восхищение. Здоровый организм меньше болеет, а при правильном питании выглядит на порядок моложе и свежее.

Важные детали

Желательно начинать заниматься активным образом жизни с обычных пеших прогулок. Многие могут подумать, что для здоровья это бесполезно, но это совсем не так. Во время ходьбы напрягаются мышцы брюшного пресса, икры, бедра, ягодицы, спина. Все эти группы мышц включаются в работу и постепенно восстанавливают свои функции. Как уже было неоднократно отмечено выше, начинать лучше с малого. Примерно 10-15 минут ходьбы на свежем воздухе перед работой будут очень кстати. В некоторых случаях и на рабочее место можно или проезжать на велосипеде. Это гораздо полезней, нежели ехать за рулем автомобиля или на общественном транспорте.

Обратите внимание на то, что значение двигательной активности для развития ребенка имеет просто огромную роль. Полезно гулять и бегать на свежем воздухе, заниматься развивающими активными играми. Подвижность ребенка необходимо постоянно развивать. Чем меньше времени он будет проводить за компьютером или телевизором, тем лучше. Это позволит не только повысить иммунитет, но и укрепить кости и мышцы. Не забывайте и о том, что для каждого человека нагрузки должны быть индивидуальными, это одно из основных правил.

Отбросим лень в сторону

Множество болезней возникает именно из-за недостаточной двигательной активности. Кто-то даже в ближайший магазин, до которого 5-10 минут идти, едет на машине. Что тут можно говорить о здоровье, если мышцы атрофируются не столько у пожилых людей, сколько у современной молодежи. Но если в юности особых проблем с самочувствием может и не быть, то они обязательно появятся позже, от этого никуда не деться. Но предотвратить все это можно. Достаточно уделить немного времени и не лениться.

Подведем итоги

Последние исследования показали, что значение двигательной активности для здоровья человека играет определяющую роль. Из-за сидячего образа жизни заболеваемость увеличивается примерно на 50%. При этом нужно понимать, что появляется не простуда, а такой недуг, как гипокинезия. Это заболевание отображается на сенсорных системах организма. Ухудшается зрение и работа вестибулярного аппарата. Вентиляция легких уменьшается на 5-20%. В отдельных случаях не только ухудшается работа кровеносной системы, но и снижается вес и размер сердца. Это весьма серьезные предпосылки к тому, чтобы хоть немного попытаться изменить свой образ жизни. Встать утром с кровати и заняться зарядкой или выйти на пробежку - первый шаг к оздоровлению. Вскоре вы удивитесь, насколько велико влияние двигательной активности на здоровье.

Введение

Каждый нормальный человек стримится прожить свою жизнь долго и счастливо. Но все ли мы делаем для этого? Если проанализировать каждый шаг нашего типичного дня, то все состоит в точности да наоборот.

Самые «экстремалы» утром, еле встав с постели, как биороботы собираются на работу или учебу, днем нервничают по пустякам, объедаются за столом, ссорятся с близкими, завидуют знакомым и коллегам, по вечерам отдыхают на диване, смотря TV, а выходной мечтают провести на шашлыках или заняться шопингом.

Естественным следствием такого образа жизни являются болезни, нервные расстройства, неприятности на работе или в семье. Болезни мы лечим лекарствами, большинство из которых имеют столько побочных эффектов, что одно лечат, а другое калечат.

Проблемы, в зависимости от пола, «заедаем» или «запиваем». Круг замыкается и разорвать его можно только сделав крутой вираж в сторону здорового образа жизни.

Под здоровым образом жизни понимается оптимальный режим работы и отдыха, сбалансированное питание, достаточная двигательная активность, соблюдение правил личной гигиены. Закаливание, отсутствие пагубных привычек, любовь к людям, правильное восприятие жизни.

ЗОЖ позволяет до старости быть здоровым психически, нравственно и физически.

Двигательная активность. Роль ее в жизнедеятельности человека .

“Движение как таковое может по своему действию заменить любое лечебное средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения” (Тиссо XVIII в. Франция)

Потребность в движении - одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и формировании человека на всех этапах его эволюционного развития. Развитие происходит в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью.

Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой системы. Она связана тесно с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и в течение жизни человека играет разную роль. Потребность организма в двигательной активности индивидуальна и зависит от многих физиологических, социально-экономических их культурных факторов. Уровень потребности в двигательной активности в значительной мере обуславливается наследственными и генетическими признаками. Для нормального развития и функционирования организма сохранения здоровья необходим определенный уровень физ. активности. Этот диапазон имеет минимальный, оптимальный уровни двигательной активности и максимальный.

Минимальный уровень позволяет поддерживать нормальное функциональное состояние организма. При оптимальном достигается наиболее высокий уровень функциональных возможностей и жизнедеятельности организма; максимальные границы отделяют чрезмерные нагрузки, которые могут привести к переутомлению, резкому снижению работоспособности. При этом возникает вопрос о привычной физической активности, которую можно определить уровнем и характером потребления энергии в процессе обычной жизнедеятельности. Оценка этой двигательной активности проводится по двум составляющим, профессиональной и непрофессиональной.

Существует несколько методов количественной оценки двигательной активности: 1) по данным хронометража выполненного за сутки работы; 2) по показателям энергозатрат на основе непрямой каллориметрии; 3) путем подсчета энергетического баланса. Поскольку ЧСС довольно точно отражает степень нагрузки на сердечно-сосудистую систему во время мышечной деятельности и находится в прямой зависимости от потребления кислорода. Поэтому величина ЧСС во время мышечной работы может -служить количественным показателем физической активности, проверяемой во время проведения различных тестов.

Давайте посмотрим какова двигательная активность современного человека студенческого возраста. Надо отметить недостаточность движений, что вызывает целый ряд функциональных и (органических) изменений, а так же болезненных симптомов, отмечаемых во всех почти органах и системах организма. Такое явление получило название “гипокинетической болезни” “гипокинезии”.

При уменьшении физической нагрузки в мышцах отмечается усиливающаяся атрофия со структурными и функциональными изменениями, ведущими к прогрессирующей мышечной слабости. Например из-за ослабления мышц связочного и костного аппарата туловища, нижних конечностей, которые не могут выполнять полноценно свою функцию - удержание опорно-двигательного аппарата, развиваются нарушения осанки, деформация позвоночника, грудной клетки, таза и т. д.. которые влекут целый ряд нарушений здоровья, что приводит к снижению работоспособности. Ограничение двигательной активности приводит к изменениям функций внутренних органов. При этом очень уязвимой является ССС. Функциональное состояние сердца ухудшается, нарушаются процессы биологического окисления, что ухудшает тканевое дыхание. При небольшой нагрузке развивается, кислородная недостаточность. Это приводит к ранней патологии системы кровообращения, развитию атеросклеротических бляшек, быстрому износу системы.

При низкой двигательной активности уменьшаются гормональные резервы, что снижает общую адаптационную способность организма. Происходит преждевременное формирование “старческого” механизма регуляции жизнедеятельности органов и тканей. У людей, ведущих малоподвижной образ жизни, наблюдается прерывистое дыхание, отдышка, снижение работоспособности, боли в области сердца, головокружение, боли в спине и т.д.

Снижение физической активности ведет к заболеваниям (инфаркт, гипертония, ожирения и т.д.). Например, у людей умственного труда инфаркт встречается в 2-3 чаще, чем у людей физического труда.

Патологические изменения в организме развиваются не только при отсутствии движения, но и даже при обычном образе жизни, но тогда, когда двигательный режим не соответствует “задуманной” природой генетической программе. Недостаточность физической активности приводит к нарушению обмена веществ, нарушению устойчивости к гипоксии (недостаток кислорода).

Способность человека противостоять гиподинамии - отсутствие мышечной активности - далеко не беспредельна.

Уже через одну-две недели постельного режима, даже у совершенно здоровых людей отмечается значительное уменьшение мышечной силы, расстройство координации движений, снижение выносливости. Отрицательные последствия гиподинамии распространяются на многие функции организма даже, не имеющих отношение к мышечной работе, движению.

Например, недостаток нервных импульсов способствует развитию тормозных процессов в головном мозге, из-за чего ухудшается его деятельность, контролирующая работу внутренних органов.

В результате их функционирование, взаимодействие этих органов постепенно нарушается.

Раньше считали, что физические упражнения воздействуют в основном на нервно-мышечный (или двигательный аппарат), а изменения обмена веществ, системы кровообращения, дыхания и других систем могут рассматриваться как побочные, второстепенные. Последние исследования в медицине опровергли эти представления. Было показано, что при мышечной деятельности возникает явление получившее название моторно-вицеральных рефлексов, то есть импульсы с работающих мышц адресованы внутренним органам. Это позволяет рассматривать физические упражнения как рычаг, воздействующий через мышцы на уровень обмена веществ и деятельность важнейших функциональных систем организма.

Мышечной деятельности отводится одно из ведущих мест в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний и др. органов.

Роль двигательной активности в вузе.

В жизненных условиях вуза повышается значимость физического воспитания и формирования всесторонне и гармонично развитой личности -выпускника вуза с высокой степенью готовности его к профессиональной деятельности.

Регулярные занятия разнообразными физическими упражнениями и спортом в учебном процессе в вузе дают организму дополнительный запас прочности, повышая устойчивость организма к самым разнообразным фактором внешней среды. Физическая культура и спорт в учебном процессе используется как средство активного развития индивидуальных и профессионально значимых для студентов качеств, они используются как средство достижения ими физического совершенствования, как средство социального становления будущих специалистов.

Для большинства людей, заканчивающих наш вуз работа по специальности связана со значительным снижением физической нагрузки и возрастанием роли внимания, точности движений, быстроты реакции. Сочетание физической растренерованности организма и повышения нервно-эмоционального напряжения организма в условиях интенсификации производства и ускоряющегося ритма жизни приводит к преждевременной усталости, ошибкам в производственной деятельности, которые тем серьезнее, чем более сложной техникой управляет человек, усталость - это явление, общее для всего живого мира. Усталость у здорового и нормального человека - это понижение функциональной способности органов и систем организма, вызванное чрезмерной работой и сопровождаемое характерным ощущением недомогания, приводящее к различным заболеваниям и даже ранней потере трудоспособности.

Установлена прямая зависимость между успеваемостью студентов и их физическим развитием и, хотя значительная часть людей не находит прямой взаимосвязи учебных оценок и объема физических нагрузок в вузе, она существует. Механизм такой взаимосвязи можно условно сравнить с действием инерционных весов (из-за инерции они не сразу перевешивают в ту или иную сторону). В инерционных весах обучение и занятие физическими упражнениями и спортом важно учитывать влияние двух обобщающих факторов: накопления и неизбежности проявления изменений. Эти факторы могут оказывать положительное и отрицательное влияние.

Положительное влияние состоит в том, что при регулярных занятиях по физическому воспитанию и спортом накапливаются многолетние запасы волевых качеств, устойчивости к стрессам, умственной работоспособности. Все это неизбежно приводит к повышению эффективности обучения в вузе.

Отрицательное влияние заключается в том, что пренебрежение двигательной активностью приводит к накоплению факторов риска, а это неизбежно рано или поздно проявится в заболеваниях, снижении умственной и физической работоспособности, затруднениях в учебе.

В работах многих зарубежных и отечественных ученых показано, что физически более развитые выполняли теоретические и практические задания по изучаемым дисциплинам быстрее и лучше, делали меньше ошибок, быстрее восстанавливались после напряженного умственного труда.

3. Физическая работоспособность.

Роль физических упражнений не ограничивается только благоприятным воздействием на здоровье, одним из объективных критериев которого является уровень физической работоспособности человека. Физические упражнения повышают устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов. Показателем стабильности здоровья служит высокая степень работоспособности и, наоборот, низкие ее значения рассматриваются как фактор риска для здоровья. Как правило, высокая физическая работоспособность связана с постоянной, не уменьшающейся в объеме, в сочетании с сбалансированным питанием, тренировкой (более высокой двигательной активностью), что обеспечивает эффективность самообновления и совершенствования организма.

Физическую работоспособность связывают с определенным объемом мышечной работы, который может быть выполнен без снижения заданного (или установившегося на максимальном уровне для данного индивидуума) уровня функционирования организма. При недостаточном уровне физической активности наступает атрофия мышц, что неизбежно влечет за собой ворох болезней.

Физическая работоспособность понятие комплексное и определяется следующими факторами:

    морфофункциональным состоянием органов и систем человека;

    психическим статусом, мотивацией и др.

Заключение о ее величине Ф.Р. можно составить только на основе комплексной оценкаи.

На практике физическая работоспособность определяется с помощью функциональных проб. С этой целью наукой предложено более 200 различных тестов. Наиболее широкое распространение получили пробы с 20 приседаниями за 30-40 с; 3 х минутный бег на месте.

Однако, объективно судить о физ. работоспособности человека на основании полученных результатов трудно. Это объясняется следующими причинами:

    во-первых, получаемая информация позволяет лишь качественно характеризовать ответную реакцию организма на нагрузку;

    во-вторых, точное воспроизведение любой из проб невозможно, что приводит к ошибкам в оценке;

    в-третьих, каждая из проб, при оценке работоспособности, связана с включением ограниченного мышечного массива, что делает невозможной максимальную интенсификацию функций всех систем организма. Установлено, что наиболее полное представление о мобилизированных функциональных резервах организма может быть составлено в условиях нагрузок, при которых задействовано не менее 2/3 мышечного массива.

Количественное определение работоспособности имеет большое значение при организации процесса физического воспитания и учебно-тренировочной работе, при разработке двигательных режимов для тренировок, лечения и реабилитации больных, при определении степени утраты трудоспособности и т.д.

Для оценки физической работоспособности в спортивно-медицинской и педагогической практике используются спец. приборы; велоэргометры, степэргометры (восхождение на ступеньку-вышагивание), бег на тредмиллях (бегущая дорожка).

Наиболее часто об изменениях уровня физической работоспособности судят по изменению максимального потребления кислорода. (МПК). [или по мощности нагрузки, при которой частота сердечных сокращений (ЧСС) устанавливается на уровне 170 ударов в 1 минуту (РWС 170)]. Существует много разнообразных методов определения МПК, в том числе как прямого, так и непрямого (прогнозтического) характера определения МПК.

Прямой метод оценки достаточно сложен, т.к. требуется специальная аппаратура и высокой квалификации персонал, проводящий измерения.

Более простой непрямой метод оценки МПК, который осуществляется с помощью номограмм, но он недостаточно точный.

В последнее время наряду с термином “физическая работоспособность” широко используют понятие “физическое состояние”, под которым понимают готовность человека к выполнению физической работы, занятиям физическими упражнениями и спортом. Трактовка “физического состояния” обусловила выбор МПК как наиболее объективного показателя физического состояния.

Однако следует отметить, что физическое состояние не может определяться одним каким-либо показателем, а определяется совокупностью взаимосвязанных признаков, в первую очередь такими факторами, как физическая работоспособность, функциональное состояние органов и систем, пол, возраст, физическое развитие, физическая подготовленность.

Понятие “физическое состояние” равнозначно термину “физическая кондиция” (за рубежом). Чем выше уровень физического состояния, тем существеннее различия в показателе МПК. Определить МПК (показатель физического состояния) в естественных условиях можно с помощью 12 я1 минутного теста (Купера), предусматривающего измерение максимального расстояния, которое преодолевает за это время человек. Установлено, что между длиной дистанции и потреблением кислорода существует взаимоотношения (взаимозависимость).

ЧСС измеряется за 10 сек х 6, за 15 сек х 4 С ростом физического состояния все показатели работоспособности заметно возрастают, значительно расширяется объем функциональных резервов.

4. Методы повышения физической работоспособности.

Рассматривая физические упражнения как одно из основных средств оптимизации двигательной активности, следует признать, что на современном этапе реальная физическая активность населения не отвечает взросшим социальным запросам физкультурного движения и не гарантирует эффективного повышения физического состояния населения.

Системы специально организованных форм мышечной деятельности, предусматривающие повышение физического состояния до должного уровня (“кондиции”), получили название “кондиционных тренировок” “оздоровительных”.

Методы таких тренировок различаются по периодичности, мощности и объему.

Существуют три метода таких тренировок:

    Первый метод предусматривает преимущественное использование упражнений циклического характера (ходьба” бег, плавание, велосипед), проводимых непрерывно 30 и более минут.

    Второй метод предполагает применение упражнений скоростно-силового характера (бег в гору, спортигры, упражнения с оттягивающими, сопротивлением, тренажеры), деятельность работы от 15 сек до 3 минут с числом повторений 3-5 раз с периодами отдыха.

    Третий метод использует комплексный подход к применению физических упражнений, стимулирующих как аэробную, так и анаэробную производительность, совершенствующих двигательные качества.

5.Умственная работоспособность. Утомление и его профилактика.

Работоспособность человека определяется его стойкостью к различным видам утомления - физическому, умственному и др. и характеризуется продолжительностью качественного выполнения соответствующей работы. Умственная работоспособность студентов, например, определяется успешностью усвоения учебного материала. Умственная работоспособность в значительной мере зависит от состояния психофизиологических качеств студентов. К их числу следует отнести общую выносливость, в том числе и физическую, быстроту мыслительной деятельности, способность к переключению и распределению, концентрации и устойчивость внимания, эмоциональную устойчивость.

Важное значение для успешного профессионального обучения имеет состояние здоровья студентов, их стойкость к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Умственная работоспособность не постоянна, она изменяется на протяжении рабочего дня. В начале она низкая (период врабатывания), затем поднимается и какое-то время удерживается на высоком уровне (период устойчивой работоспособности), после чего снижается (период некомпенсированного утомления).

Такое изменение умственной работоспособности может повторяться дважды в день. Умственная работоспособность человека в значительной мере зависит от времени суток. Суточный физиологический ритм функций систем организма определяет повышенную интенсивность деятельности органов и систем в дневное время и пониженную - в ночное время.

Умственная работоспособность изменяется и в течении недели. На понедельник приходится стадия врабатывания, на вторник, среду и четверг -высокая работоспособность, а развивающееся утомление приходится на пятницу и субботу. Именно поэтому в воскресенье следует больше внимания уделять физической подготовке и занятиям спортом. Они снижают утомление. Что же такое утомление?

Утомление - это физиологическое состояние организма, проявляющееся во временном снижении его работоспособности в результате проведенной работы.

Ведущими причинами утомления являются нарушения в слаженности функционирования органов и систем. Так, нарушается обмен веществ в периферическом нервно-мышечном аппарате, угнетается активность ферментативных систем, понижается возбудимость и проводимость сигналов, происходят биохимические и биофизические изменения рецептивных и сократительных элементов структуры мышц. В ЦНС наблюдается снижение возбудимости и ослабление возбуждения нервных центров из-за мощной проприоцептивной импульсации. В эндокринной системе наблюдается либо гиперфункция при эмоциональном напряжении, либо гиперфункция при длительной и истощающей мышечной работе.

Нарушения в вегетативных системах дыхания и кровообращения связаны с ослаблением сократительной способности мышц сердца и мышц аппарата внешнего дыхания. Ухудшается кислородно-транспортная функция крови.

Таким образом утомление является сложнейшим физиологическим процессом, начинающимся в высших отделах нервной системы и распространяющимся на другие системы организма.

Различают субъективные и объективные признаки утомления. Утомлению, как правило, предшествует чувство усталости. Усталость - сигнал, предупреждающий организм о дезорганизации в первичной деятельности коры мозга. К чувствам, связанным с усталостью можно отнести: чувство голода, жажда, боли и т.д.

О значении знания степени утомления при различных видах умственного труда можно судить из того, что в стране каждый четвертый трудящийся занят умственным трудом. Существует множество видов умственного труда. Отличаются они организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью нервно-эмоционального напряжения.

Представители умственного труда объединены в отдельные группы. Таких групп семь:

    Инженеры, экономисты, бухгалтеры, работники канцелярий и др. Работу они выполняют в основном по заранее разработанному алгоритму. Работа протекает в благоприятных условиях, небольшое нервно-эмоциональное напряжение;

    Руководители учреждений и предприятий больших и малых коллективов, преподаватели средней и высшей школы. Для них характерны нерегулярность нагрузки, необходимость принимать нестандартные решения.

    Научные работники, конструкторы, творческие работники, писатели, артисты. Их работе свойственно создание новых алгоритмов, что повышает степень нервно-эмоционального напряжения.

    Группа лиц, работающих с машинами, оборудованием. Так называемый операторский труд. Высокая концентрация внимания, мгновенная реакция на сигналы. Разная степень умственного и нервно-эмоционального напряжения.

    Наборщики, контролеры, сборщики и др. Им свойственно высокое нервно-эмоциональное напряжение и локальное мышечное напряжение.

    Медицинские работники. Их труд связан с большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением, особенно у хирургов и сотрудников скорой помощи.

    В эту группу объединены студенты и учащиеся различных учебных заведений. Их труд требует памяти, внимания, мыслительных процессов, т.к. они постоянно воспринимают новую и в большом количестве информацию. Им присуще - ограничение двигательной активности, большое напряжение высших отделов ЦНС, психическое и эмоциональное напряжение.

Невнимательное отношение к чувству усталости, которое заложено в особенностях умственного труда, приводит к переутомлению, к перенапряжению.

Переутомление - это крайняя степень утомления находящаяся уже на грани с патологией. Переутомление может быть результатом больших физических и умственных нагрузок. Часто переутомление вызывают и неправильный образ жизни, недостаточный сон неправильны режим дня и т.д. К переутомлению приводят ошибки в методике подготовки, недостаточный отдых. В состоянии хронического переутомления организм становится более уязвимым, снижается его сопротивляемость к инфекционным заболеваниям. Таким образом, если утомление углубляется и не сменяется охранительным торможением, то можно говорить о переутомлении. При умелом перераспределении умственного и физического труда можно добиться высокой производительности труда и сохранить на долгие годы работоспособность.

Цикличность возбуждения и торможения в корковой деятельности мозга -“корковая мозаика” - причина неутомимости многих жизненно важных органов в организме. Ритм жизнедеятельности организма - основа мероприятий для борьбы с переутомлением. Необходимо понижать возбудимость корковых нервных клеток, повышать их чувствительность к раздражителям. Этим целям служат восстановительные мероприятия, о которых речь пойдет ниже.

При длительном умственном (интеллектуальном) труде, как и при неправильно поставленном учебно-тренировочном процессе, при нагрузках превышающих возможности организма может возникнуть ряд состояний, таких как: - перенапряжение и перетренированность.

Перенапряжение- это не только физиологическое. психологическое и биохимическое, но и социальное явление. Перенапряжение центральной нервной системы, вызывающее упадок сил. может привести к возникновению психических нарушений, к поражению внутренних органов. Иногда перенапряжение проходит быстро и бесследно, когда достижение цели принесло удовлетворение. В случаях, когда цель не достигнута, может наступить длительное психическое расстройство, прежде всего бессонница, которая может сопровождаться навязчивыми мыслями. В результате бессонницы и повышенного эмоционального возбуждения у человека появляются неадекватные реакции на действие окружающих, ухудшается физическое состояние.

Перетренированность - это состояние, при котором в качестве ведущего признака выступает перенапряжение ИНС. т.е. невроз. Спортсмен становится раздражительным, обидчивым, у него нарушается сон. ухудшается аппетит. Он худеет. Ухудшается координация движений, изменяется сердечный ритм, повышается кровяное давление.

Двигательная активность всегда была важнейшим звеном приспособления живых организмов к окружающей среде и в процессе эволюции она сформировалась как биологическая потребность человека наравне с потребностями в пище, воде, самосохранении, размножении.

Мышечная работа стимулирует функциональную активность практически всех органов и тканей, которая целенаправленно координируется нервной системой, вызывая соответствующие сдвиги в деятельности организма в целом. По ходу биологического развития организма двигательная деятельность совершенствовала механизмы регуляции вегетативных функций, что явилось важным фактором расширения возможностей адаптации человека к условиям существования. На этой основе сформировалась ведущая роль моторики во взаимодействии органов и систем, обеспечивающих в организме гармоничное развитие человека. Например, деятельные и подвижные дети лучше развиваются и более крепки здоровьем. Чем разнообразнее двигательная деятельность, тем совершеннее строение организма.

С возрастом, по мере приближения к старости биологическая потребность в движениях снижается, двигательная активность падает.

Уменьшение физических нагрузок ведет к появлению атрофии внутренних органов, свертыванию активности функционирования организма в целом. К 70 годам мышечная масса уменьшается примерно, на 40%, особенно мышц, обеспечивающих сохранение позы. Почти вдвое уменьшается печень.

Потребление кислорода на килограмм массы тела в минуту у 6-летнего ребенка составляет 7,35 литра, у 30-летнего - 4,1л, а в 90 лет -0,1л.

Низкая двигательная активность, гиподинамия (недостаток движений) отрицательно сказывается на работе адаптационных механизмов организма по отношению к физическим и психическим нагрузкам, изменениям внешних условий жизнедеятельности и их последствиям. Особенно неблагоприятное воздействие оказывает гиподинамия на развитие молодых и функционирование зрелых организмов.

Поскольку для современных цивилизованных условий жизни человека характерен малоподвижный режим работы и отдыха (автоматизация, компьютеры, транспорт, средства связи и т.д.), то единственным средством борьбы с гиподинамией является физическая культура, спорт, основное содержание которых составляют физические упражнения. В процессе занятий физическими упражнениями (тренировок) удовлетворяется не только «мышечный голод», но и потребность организма в физических нагрузках. Тренированный организм отличается рядом особенностей, из которых профессор Эголинский Я.А. выделил следующие:

Устойчивость и высокую стабильность физиологических констант по отношению к возмущающим воздействиям на организм физических упражнений.

Сопротивляемость большим гомеостатическим отклонениям на основе развитой способности к высокой мобилизации функций организма в связи со значительным диапазоном сдвигов во всей вегетативной среде, возникающим при интенсивной двигательной деятельности.

Переносимость сильных отклонений гомеостатический констант, характерных для интенсивных физических нагрузок, благодаря выработанным свойствам организма сохранять необходимый уровень работоспособности при крайне неблагоприятных условиях, связанных с тяжелой и утомительной работой, большим недостатком кислорода, воздействием высокой и низкой температуры и др.

Известный физиолог Аршавкий И.А. рекомендует: для предупреждения преждевременного старения и обеспечения физиологически полноценного долголетия так организовать физическую тренировку, чтобы достигнуть во взрослом состоянии экономичной работы сердца (45-50 уд/мин) и экономичного дыхания (не более 8-10 в минуту). Достигнуть таких показателей без целенаправленных занятий физическими упражнениями в молодости невозможно.

Занятия физическими упражнениями оказывают многостороннее положительное влияние на организм.

Так под влиянием сильных раздражителей в организме человека может возникнуть сильное напряжение или стресс (Г.Селье). С помощью мышечных напряжений при постепенном нарастании физической нагрузки реакция тревоги начинает проявляться значительно слабее или исчезает совсем. После нескольких тренировочных занятий в организме развивается состояние повышенной устойчивости как в отношении мышечных нагрузок, так и к факторам, вызывающим стресс.

Физически тренированные люди по сравнению с нетренированными более устойчивы к недостатку кислорода (гипоксии). Выполнение различных физических упражнений (бег, плавание, гребля) сопровождается возникновением в организме в определенных объемах кислородного долга. При систематических занятиях (тренировках) совершенствуются механизмы регуляции деятельности организма в условиях гипоксии.

Исследованиями установлено, что в результате физической тренировки возрастает устойчивость организма к действию токсических веществ.

Многодневные мышечные нагрузки после радиоактивного облучения организма в некоторых случаях не только улучшает течение болезни, но и способствует выздоровлению. У людей, работающих с радиоактивными веществами, картина крови никогда не ухудшается так, как у слабо физически подготовленных людей.

У занимающихся спортом людей после соревнований или интенсивных тренировок количество лейкоцитов в крови обычно повышено. Этот механизм, отмечает профессор Фарфель В.С., развился у наших предков в качестве предохранительного фактора, обеспечивающего готовность к отражению возможного попадания в организм инфекции при случайном ранении во время охоты или защиты от нападения. Усиленная выработка лейкоцитов при работе потеряла в какой-то мере свое первоначальное значение, но сохранила другое: человек, совершающий мышечную работу как бы упражняет свои кровеносные органы в выработке защитных кровяных телец.

У нетренированного человека при температуре тела 37-380 наступает резкое снижение физической работоспособности, а спортсмены даже при температуре 410 могут справиться с очень большой физической нагрузкой.

Постоянными спутниками мышечной деятельности являются утомление и восстановление. В процессе работы организм расходует свои энергоресурсы, в период отдыха - восполняет.

Обычно утомление рассматривают, как временное снижение работоспособности, вызываемое интенсивной или длительной работой. Мышечная деятельность связана с вовлечением в работу многих органов и систем (мышцы, внутренние органы, железы), функциональная активность которых координируется центральной нервной системой ЦНС. Происходит сложный процесс приспособления организма к условиям деятельности, в ходе которого на фоне возникающего дефицита энергетических веществ происходит разлад в координационной работе нервных центров с доминированием тормозных реакций, понижающих уровень работоспособности. Развивающееся утомление является защитной реакцией, предохраняющей от истощения энергетических ресурсов и нарушений в регуляции функций организма.

Академик Фольборт Г.В. и другие ученые показали, что утомление является естественным стимулятором интенсивных восстановительных процессов, обеспечивающих повышение работоспособности. Сущность физиологических перестроек под влиянием мышечной деятельности состоит в том, что вызванные работой функциональные сдвиги не только выравниваются во время отдыха до исходного уровня, но и повышаются до более высокого уровня.

Происходит сверхвосстановление, степень выраженности которого зависит от интенсивности выполняемой работы.

Таким образом, устраняющие дефицит двигательной активности современного человека занятия физическими упражнениями, тренировки с оптимальными нагрузками стимулируют в организме активность работы механизмов адаптации к их воздействию. Вследствие этого в мышцах, скелете, сердечнососудистой, дыхательной и других системах и органах происходят прогрессивные физиологические изменения, способствующие расширению функциональных возможностей, совершенствованию структурных свойств организма в целом, увеличению его гомеостатического потенциала.

"Движение как таковое может по своему действию заменить любое лечебное средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения" (Тиссо XVIII в. Франция)

Потребность в движении - одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и формировании человека на всех этапах его эволюционного развития. Развитие происходит в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью.

Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой системы. Она связана тесно с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и в течение жизни человека играет разную роль. Уровень потребности в двигательной активности в значительной мере обуславливается наследственными и генетическими признаками. Для нормального развития и функционирования организма сохранения здоровья необходим определенный уровень физ. активности. Этот диапазон имеет минимальный, оптимальный уровни двигательной активности и максимальный.

Минимальный уровень позволяет поддерживать нормальное функциональное состояние организма. При оптимальном достигается наиболее высокий уровень функциональных возможностей и жизнедеятельности организма; максимальные границы отделяют чрезмерные нагрузки, которые могут привести к переутомлению, резкому снижению работоспособности. При этом возникает вопрос о привычной физической активности, которую можно определить уровнем и характером потребления энергии в процессе обычной жизнедеятельности. Оценка этой двигательной активности проводится по двум составляющим, профессиональной и непрофессиональной.

Существует несколько методов количественной оценки двигательной активности: 1) по данным хронометража выполненного за сутки работы; 2) по показателям энергозатрат на основе непрямой каллориметрии; 3) путем подсчета энергетического баланса.

При уменьшении физической нагрузки в мышцах отмечается усиливающаяся атрофия со структурными и функциональными изменениями, ведущими к прогрессирующей мышечной слабости. Например из-за ослабления мышц связочного и костного аппарата туловища, нижних конечностей, которые не могут выполнять полноценно свою функцию - удержание опорно-двигательного аппарата, развиваются нарушения осанки, деформация позвоночника, грудной клетки, таза и т. д.. которые влекут целый ряд нарушений здоровья, что приводит к снижению работоспособности. Ограничение двигательной активности приводит к изменениям функций внутренних органов. При этом очень уязвимой является сердечно сосудистая система. Функциональное состояние сердца ухудшается, нарушаются процессы биологического окисления, что ухудшает тканевое дыхание. При небольшой нагрузке развивается, кислородная недостаточность. Это приводит к ранней патологии системы кровообращения, развитию атеросклеротических бляшек, быстрому износу системы.

При низкой двигательной активности уменьшаются гормональные резервы, что снижает общую адаптационную способность организма. Происходит преждевременное формирование "старческого" механизма регуляции жизнедеятельности органов и тканей. У людей, ведущих малоподвижной образ жизни, наблюдается прерывистое дыхание, отдышка, снижение работоспособности, боли в области сердца, головокружение, боли в спине и т.д.

Снижение физической активности ведет к заболеваниям (инфаркт, гипертония, ожирения и т.д.). Например, у людей умственного труда инфаркт встречается в 2-3 чаще, чем у людей физического труда.

Патологические изменения в организме развиваются не только при отсутствии движения, но и даже при обычном образе жизни, но тогда, когда двигательный режим не соответствует "задуманной" природой генетической программе. Недостаточность физической активности приводит к нарушению обмена веществ, нарушению устойчивости к гипоксии (недостаток кислорода).

Способность человека противостоять гиподинамии - отсутствие мышечной активности - далеко не беспредельна.

Уже через одну-две недели постельного режима, даже у совершенно здоровых людей отмечается значительное уменьшение мышечной силы, расстройство координации движений, снижение выносливости. Отрицательные последствия гиподинамии распространяются на многие функции организма даже, не имеющих отношение к мышечной работе, движению.

Например, недостаток нервных импульсов способствует развитию тормозных процессов в головном мозге, из-за чего ухудшается его деятельность, контролирующая работу внутренних органов.

В результате их функционирование, взаимодействие этих органов постепенно нарушается.

Раньше считали, что физические упражнения воздействуют в основном на нервно-мышечный (или двигательный аппарат), а изменения обмена веществ, системы кровообращения, дыхания и других систем могут рассматриваться как побочные, второстепенные. Последние исследования в медицине опровергли эти представления. Было показано, что при мышечной деятельности возникает явление получившее название моторно-вицеральных рефлексов, то есть импульсы с работающих мышц адресованы внутренним органам. Это позволяет рассматривать физические упражнения как рычаг, воздействующий через мышцы на уровень обмена веществ и деятельность важнейших функциональных систем организма. Обратим внимание лишь на основные моменты. В первую очередь следует сказать о сердце. У обычного человека сердце работает с частотой 60 - 70 ударов в минуту. При этом оно потребляет определённое количество питательных веществ и с определённой скоростью изнашивается (как и организм в целом). У человека совершенно не тренированного сердце делает в минуту большее количество сокращений, также больше потребляет питательных веществ и конечно же быстрее

стареет. Всё иначе у хорошо тренированных людей. Количество ударов в минуту может равняться 50, 40 и менее. Экономичность сердечной мышцы существенно выше обычного. Следовательно, изнашивается такое сердце гораздо медленнее. Физические упражнения приводят к возникновению очень интересного и полезного эффекта в организме. Во время нагрузки обмен веществ значительно ускоряется, но после неё - начинает замедляться и, наконец,

снижается до уровня ниже обычного. В целом же у тренирующегося человека обмен веществ медленнее обычного, организм работает экономичнее, а продолжительность жизни увеличивается. Повседневные нагрузки на тренированный организм оказывают заметно меньшее разрушительное воздействие, что также продлевает жизнь. Совершенствуется система ферментов, нормализуется обмен веществ, человек лучше спит и восстанавливается после сна, что очень важно.

В тренированном организме увеличивается количество богатых энергией соединений, как то АТФ, и благодаря этому повышаются практически все возможности и способности. В том числе умственные, физические, сексуальные. При возникновении гиподинамии (недостаток движения), а также с возрастом появляются негативные изменения в органах дыхания. Снижается амплитуда дыхательных движений. Особенно снижается способность к глубокому выдоху.

В связи с этим возрастает объём остаточного воздуха, что неблагоприятно сказывается на газообмене в лёгких. Жизненная ёмкость лёгких также снижается. Всё это приводит к кислородному голоданию. В тренированном организме, наоборот, количество кислорода выше (при том, что потребность снижена), а это очень важно, так как дефицит кислорода порождает огромное число нарушений обмена веществ. Значительно укрепляется иммунитет. В специальных исследованиях проведённых на человеке показано, что

физические упражнения повышают иммунобиологические свойства крови и кожи, а также устойчивость к некоторым инфекционным заболеваниям. Кроме перечисленного, происходит улучшение целого ряда показателей: скорость движений может возрастать в 1,5 - 2 раза, выносливость - в несколько раз, сила в 1,5 - 3 раза, минутный объём крови во время работы в 2 - 3 раза, поглощение кислорода в 1 минуту во время работы - в 1,5 - 2 раза и т.д. Большое значение физических упражнений заключается в том, что они повышают устойчивость организма по отношению к действию целого ряда различных неблагоприятных факторов

Мышечной деятельности отводится одно из ведущих мест в профилактике сердечнососудистых заболеваний и др. органов.