Реабилитация инвалидов: новые подходы и возможности. Уход за молодыми инвалидами Социальная реабилитация молодых инвалидов
Социальная защита инвалидов - система гарантированных мер, направленных на создание условий, обеспечивающих им равные с другими гражданами возможности участия в общественной жизни и развитии общества.
Меры социальной защиты инвалидов включают медико-социальную экспертизу, реабилитацию, организацию обеспечения их жизнедеятельности и осуществляются в зависимости от характера и степени нуждаемости инвалидов в тех или иных видах социальной защиты.
Реабилитация означает процесс, имеющий целью предоставить инвалидам возможность достичь оптимального физического, интеллектуального, психического и (или) социального уровня деятельности и поддерживать его, тем самым предоставляя им средства, призванные изменить их жизнь и расширить рамки их независимости. Реабилитация может включать меры по обеспечению и (или) по восстановлению функции ограничения.
Процесс реабилитации не предполагает лишь оказание медицинской помощи. Он включает в себя широкий круг мер и деятельности, начиная от начальной и более общей реабилитации и кончая целенаправленной деятельностью, например, восстановление профессиональной трудоспособности.
Реабилитацию инвалидов подразделяют на медицинские меры реабилитации, социальные меры реабилитации, профессиональную реабилитацию. Система реабилитации молодых людей с ограниченными возможностями в виде схемы представлена на рисунке 4.
Медицинские меры реабилитации многочисленны, имеют количественные и качественные характеристики, критерии оценки и экспертизы. Медицинские меры реабилитации включают:
восстановительное лечение, осуществляемое в учреждениях здравоохранения либо учреждениях другой ведомственной принадлежности, оказывающих медицинские услуги населению, либо в специализированных центрах реабилитации инвалидов. В лечебный восстановительный комплекс должны входить социально-бытовая адаптация, социально-трудовая адаптация, подбор вспомогательных средств и их медико-техническая адаптация к инвалидам;
Рис.5.
санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствующих учреждениях, оно может быть этапом восстановительного лечения или иметь общеукрепляющее значение;
диспансерное наблюдение, проводимое для динамического медицинского контроля за состоянием здоровья инвалида и своевременной его коррекцией;
медико-социальный экспертный контроль с целью динамической экспертной оценки состояния инвалида и своевременной его коррекции должен осуществляться службой медико-социальной экспертизы.
Восстановительное лечение должно носить комплексный характер и включать, наряду с медицинскими, физическими, психологическими методами, меры социальной и профессиональной реабилитации:
1) социально-бытовую адаптацию инвалидов;
2) адаптацию инвалидов к труду с использованием трудотерапии, вовлечением в трудовую деятельность в условиях моделирования производственных процессов;
3) профессиональную ориентацию и психокоррекцию установок на труд.
Таким образом, к медицинским мерам реабилитации следует отнести: восстановительное лечение, санаторно-курортное лечение, диспансерное наблюдение, медико-социальный экспертный контроль, включая разработку ИПР.
Эффективность реабилитационных программ во многом зависит от реакции человека на заболевание, от преморбидных особенностей личности, от ее защитных механизмов. Крайне важной является оценка психологического статуса индивида, который дает возможность выделить больных, особенно нуждающихся в длительных курсах психотерапевтических мероприятий, направленных на снятие тревоги, невротических реакций, на формирование адекватного отношения к заболеванию и восстановительным мероприятиям. Характер проявлений и течение заболевания связаны со свойствами личности и особенностями социально-психологической ситуации, в которой находится человек. Формирование различных расстройств в состоянии здоровья зависит от характера и интенсивности эмоционального стресса, переживаемого человеком.
Важная цель психологической помощи инвалидам - обучение больного самостоятельно решать встающие перед ним проблемы в отношении профессиональной деятельности и семейной жизни, ориентация на возвращение к труду и в целом к активной жизнедеятельности .
Задачами психолога центров (отделений) реабилитации являются:
В сфере медико-социальной реабилитации:
Определение психологического статуса инвалида, установление типа отношений инвалида к своему заболеванию.
Определение индивидуального реабилитационного потенциала, прогнозирование результата и информирование инвалида о перспективах реабилитации.
Определение типа "идеального" врача и оптимальной схемы дифференцированных коррекционных и психотерапевтических программ.
Формирование адекватного отношения к болезни.
В сфере социально-бытовой адаптации:
Работа с ближайшим окружением инвалида для формирования оптимальной реабилитационной среды.
Определение психологической готовности инвалида к использованию ортопедических изделий, технических и вспомогательных средств, формирование адекватного отношения к их эксплуатации, преодоление первичного психологического дискомфорта.
Формирование адекватной перестройки иерархии мотивов по типу их переподчинения новому смыслообразующему мотиву - сохранению жизни, здоровья, возможности самообслуживания.
Целенаправленная работа по формированию благоприятного эмоционально-психологического климата в семье инвалида.
В сфере социально-средовой реабилитации:
Определение социального статуса с учетом новых социально-ролевых возможностей, социально-бытовых условий и социально-культурных запросов.
Формирование психологической готовности и психологической необходимости личного участия инвалида в общественной деятельности, в том числе спортивной.
В сфере психолого-педагогической реабилитации:
Разработка и внедрение психолого-педагогических коррекционных и развивающих программ, содействующих повышению эффективности обучения (профессионального обучения, переобучения), личностному росту учащихся и социально-психологической адаптации.
Вскрытие механизмов нарушения высших психических функций на основе нейропсихологического подхода и определение этапности их формирования у детей или восстановления у взрослых, так называемая нейропсихологическая реабилитация.
В сфере социально-психологической реабилитации:
Диагностика личностной сферы инвалида, степени его активности в реабилитационном процессе, факторов окружающей среды для последующего формирования реабилитационной программы.
Первичная коррекция неадекватных личностных установок. Перестройка отношений личности.
Оказание конкретной психологической помощи при обращении инвалида или членов его семьи.
Раскрытие перед инвалидом его скрытых потенциальных возможностей, обучение навыкам коммуникации, гибкому адаптивному поведению, выведение его на более высокий уровень социальной активности и мотивированности.
Психологическое просвещение в среде инвалидов и их ближайшего окружения по психогигиене.
В сфере общереабилитационных мероприятий:
Преодоление установочного психологического сопротивления инвалида на реабилитацию, снижение уровня тревожности.
Активирование личности инвалида в отношении участия в реабилитационном процессе.
Динамический контроль за процессом реабилитации и оценка ее эффективности .
Эффективная психологическая реабилитация инвалидов приводит к формированию у них адекватной оценки своих возможностей, стойкой трудовой направленности, исчезновению "рентных" установок (вызванных, как правило, незнанием своих возможностей, неприспособленностью к новым условиям жизни).
Социальные меры реабилитации охватывают практически все вопросы жизнедеятельности инвалидов и включают социально-бытовую, социально-правовую и социально-психологическую реабилитацию. Ведущими направлениями социально-бытовой реабилитации принято считать медико-социальный уход, пенсии, пособия, обеспечение техническими средствами.
Социально-психологическая реабилитация предусматривает адаптацию инвалидов к социальному окружению, восстановление личности путем формирования адекватного отношения общества к инвалиду и инвалида к обществу, включая социально-психологическую коррекцию отношений в семьях, трудовых коллективах, иных микро - и макроколлективах, в обществе в целом.
Социальные меры реабилитации должны обеспечить устранение барьеров, препятствующих полноценной жизни людей, чье здоровье не позволяет в полной мере без соответствующей адаптации их жизненной среды пользоваться общественными благами и самим участвовать в приумножении этих благ.
Социальные меры реабилитации инвалида включают: обеспечение средствами передвижения, протезно-ортопедической помощью, сурдотехникой, другими техническими средствами для труда, быта, обучения, досуга, физкультуры, спорта, духовно-нравственного развития; медико-социальный уход, проживание или пребывание в специализированных учреждениях социальной защиты и неограниченно широкий круг других видов и форм социальной помощи и услуг, направленных на содействие интеграции инвалида в общество.
В рамках социальной реабилитации разрабатывается новое направление - социокультурная реабилитация. Этот вид реабилитации может быть определен как процесс, имеющий целью помочь инвалидам достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальных взаимодействиях, необходимый уровень культурной компетенции и удовлетворение культурно-досуговых потребностей, что обеспечивает им средства для позитивных изменений в образе жизни за счет расширения рамок их независимости.
Отсутствие социального опыта, связанного с инвалидностью, нарушает гармонию отношений инвалидов с окружающей средой и требует формирование нового опыта, во многом отличного от прежнего.
Основная цель социокультурной реабилитации - создание путей восстановления связи между инвалидом и окружающей средой за счет развития у него умения пользоваться новыми способами ориентации. Социокультурная реабилитация помогает связывать приобретаемые знания и навыки с определенными составляющими формами жизнедеятельности: жизнеобеспечением, социальной коммуникацией, рекреацией и социализацией.
Участие в процессах социальной коммуникации - ключевой аспект полноценной социокультурной жизни, взаимодействий, обменов информацией между людьми. Коммуникативные барьеры, характерные для инвалидов, мешают их доступу к социально значимой информации, ограничивая таким образом поле их культурной активности.
В целом можно выделить следующие направления социокультурной реабилитации, используемые в работе с инвалидами:
Просветительское, цель которого - устранение недостатков существующего отношения общества к инвалидам и инвалидов к обществу, изменение нравов, политики, быта, ментальности в данной сфере межличностных и социальных отношений;
Досуговое, цель которого - организация и обеспечение досуга для удовлетворения духовных и физических потребностей инвалида путем содержательного наполнения свободного времени;
Коррекционное, цель которого - привитие социальных норм, всестороннее, целостное развитие личности, повышение образованности;
Познавательное, цель которого - приобретение инвалидом знаний, понятий о реальных явлениях, осознание окружающего его мира;
Эмоционально-эстетическое - позволяет получать удовольствие, что существенно меняет образ жизни человека.
Таким образом, социокультурная реабилитация расширяет коммуникативное пространство инвалидов, помогает в осознании своего единения с другими членами общества, приобщает к общественным формам рекреации, т.е. способствует интеграции лиц с инвалидностью в общество.
Ограничение способности адекватного поведения обусловлено отклонениями в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах в виде неадекватности поведения в соответствии с ситуацией (снижение способности соблюдать личную безопасность, понимать, справляться с ситуацией, приобретать знания).
Ограничение способности к общению включает в себя трудности, связанные с восприятием и передачей информации, умением контактировать с людьми, в том числе с близкими родственниками. Сюда входит снижение способности общаться с окружающими (без других указаний); способности понимать речь и разговаривать; способности использовать письменный язык и выражать мысли при помощи языка; способности слушать и видеть.
Реабилитация при этих ограничениях жизнедеятельности направлена на восстановление коммуникативных функций и состоит из:
работы с логопедом, психологом и сурдопедагогом;
подбора вспомогательных средств;
обучения родственников инвалида адаптивным способам общения с ним;
определения инвалида в специализированное учреждение .
Ограничение способности передвижения включает в себя снижение способности выполнять сложные двигательные манипуляции телом: способности передвигаться; ходить; преодолевать препятствия (бордюры) или подниматься по лестнице; бегать; вставать на колени или нагибаться; поддерживать позу.
Методика реабилитации в данном случае включает в себя:
набор вспомогательных средств,
кинезиотерапию,
физиотерапию,
медикаментозную терапию,
оборудование жизненного пространства.
Ограничение способности действовать руками включает ограничение способности манипулирования пальцами: зажимать предметы; поднимать предметы; держать предметы; доставать предметы; действовать рукой; действовать пальцами, неспособность передвигать предметы.
Для коррекции данного вида ограничений жизнедеятельности проводятся занятия по лечебной физкультуре, массаж рук, занятия по разработке мелкой моторики, подбор вспомогательных средств для захвата и перемещения предметов, оборудование жизненного пространства инвалида .
Ограничение способности владения телом при решении бытовых задач включает в себя ограничения, связанные с владением телом при осуществлении различных операций хозяйственно-бытового назначения: cнижение способности пользоваться транспортом; снижение способности выполнять повседневные домашние дела; снижение способности регулировать окружающую среду (проветривание, уборка и т.д.).
Для коррекции данного вида ограничений жизнедеятельности проводятся мероприятия включающие кинезиотерапию; оборудование жизненного пространства (поручни, захваты); обучение адаптивным способам выполнения навыков решающих бытовых задач .
Ограничение способности ухаживания за собой включает в себя различные ограничения выполнения навыков самообслуживания: приобретение продуктов, прием пищи, личная гигиена, одевание.
Данный вид ограничения может быть обусловлен как изолированным, так и сочетанным нарушением функций всех выше перечисленных параметров ограничения жизнедеятельности.
Методы коррекции:
кинезиотерапия,
обучение адаптивным способам выполнения навыков самообслуживания,
оборудование жизненного пространства,
подбор вспомогательных средств .
Таким образом, в системе социальной работы с инвалидами центральное место занимает социальная реабилитация, которая включает различные направления: психологическую, профессиональную, медицинскую, социальную реабилитацию и т.д. Реабилитационная работа опирается на целый ряд принципов ее организации, а также проводится в рамках индивидуальных программ реабилитации. Которая имеет конечной целью предоставить инвалидам возможность достичь оптимального физического, интеллектуального, психического и социального уровня деятельности, расширяя рамки их независимости.
Определение абилитации инвалидов дано в ФЗ № 181 от 24.11.1995 г. В нем изложены принципы подбора индивидуальных программ социальной, медицинской, психологической адаптации, а также дано разграничение терминов «абилитация» и «реабилитация».
Понятие реабилитации и абилитации инвалидов
Этап 3: Физкультурно-оздоровительные мероприятия
Проводятся на базе ДЮСШ, физкультурно-спортивных клубов для инвалидов, включают привлечение их к участию в массовых физкультурно-спортивных праздниках, в соревнованиях и т.д.
Регулярные спортивные занятия оказывают благотворное действие на общее физическое состояние человека, а также помогают быстрее восстановиться после перенесенных заболеваний и тяжелых операций.
Этап 4: Социальная адаптация
С помощью социальной реабилитации выстраивают отношение в семье и обществе с учетом потребностей самого инвалида.
Включает две составляющих:
1. Социально-средовая ориентация. Помогает инвалиду быстрее адаптироваться в новых условиях жизни с учетом его навыков и умений.
Предоставляется помощь психологов и педагогов в следующих случаях:
- в определении доступных инвалиду возможностей для самореализации;
- помощь в зачислении в учебные заведения и трудоустройстве;
- помощь в налаживании контактов с родственниками и окружающими;
- психологическая помощь семье.
2. Социально-бытовая абилитация. Помогает выбрать для инвалида наиболее удобный темп общественной и семейной жизни. Для этого необходимо:
- обучить инвалида самостоятельно себя обслуживать;
- показать семье оптимальный вариант совместного проживания и ведения хозяйства с учетом навыков инвалида;
- подготовить жилье для проживания в нем лица с ограниченными возможностями.
Большое внимание уделяется введению подопечного в среду, где объединены единомышленники по интересам: кружки, секции, творческие коллективы и т.д.
Комплексная реабилитация
При ее проведении принимают участие несколько специалистов, помогающих инвалиду восстановить навыки, полученные до травмы.
Комплексность-один из принципов проведения реабилитационных мероприятий. Она подразумевает использование различных реабилитационных мероприятий с участием как медицинского персонала, так и психологов, педагогов, специалистов по ЛФК, юристов и др. В зависимости от объема и сложности задач, решаемых реабилитацией, от условий, возможностей и индивидуальных показаний для ее проведения могут быть использованы разные системы реабилитации, различающиеся между собой количеством этапов и длительностью лечения.
Выбор делается в пользу тех реабилитационных мероприятий, которые наиболее эффективны и обеспечивают скорейшее выздоровление пострадавшего.
Особенности реабилитации и абилитации детей-инвалидов
Для детей инвалидов есть свои особенности в проведении реабилитационных мероприятий. Чем раньше начнется восстановительные процедуры, тем быстрее пройдет восстановление утраченных навыков или приобретение новых.
Для этого используются следующие виды реабилитации и абилитации:
1. Медицинская. Включает массаж, лечебную физкультуру и другие виды оздоровительных мер.
2. Бытовая. Помощь в освоении новых навыков и умений в быту.
3. Психологическая. Для детей проводятся различные развивающие занятия.
4. Социокультурная: экскурсии, театры, концерты и другие виды досуга.
Особенность проведения таких мероприятий - их комплексность. Необходимо вернуть здоровье ребенка и максимально развить его физические и психические способности.
О финансировании программ абилитации
Новый порядок установления инвалидности
Со вступлением в силу нового закона изменился порядок установления инвалидности.
Раньше преимущественно в процессе проведения экспертизы и установления группы инвалидности применяли всего 2 критерия:
- Каково расстройство функций организма.
- Насколько ограничился вследствие болезни или травмы привычный уровень жизнедеятельности:
- частично или полностью утрачена одна определенная функция;
- возможно ли человеку обойтись самообслуживанием или же ему требуется регулярный медицинский и бытовой уход и т.д.
Теперь же медико-социальная экспертиза будет руководствоваться только одним критерием.
Основанием для установления инвалидности лицу является нарушение здоровья со II и более степенью выраженности стойких нарушений функций организма. После установления человеку инвалидности, будут применяться критерии установления группы инвалидности.
Медико-социальная экспертиза также отвечает принципу комплексности. Она осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основании следующих данных:
- Клинико-функциональных;
- Социальной бытовых;
- Профессионально-трудовых;
- Психологических.
Раньше за основу бралась способность человека к общению и обучению, а также к контролю своего поведения. Теперь же будет даваться объективная оценка утраты функциональности организма по результатам медицинского обследования.
Последние изменения
В проекте бюджета на 2018 год было отведено 29,3 млрд руб. на приобретение техсредств реабилитации для инвалидов. Также планируется расширить предусмотренный список ТСР общим объемом до 900 млн руб.
Уход за инвалидами – тяжелый труд, поскольку требуется не только круглосуточный контроль, но и организация всех процессов жизнедеятельности. Нередко это бывает связано с необходимостью изменить весь уклад жизни семьи, что связано с психологическими проблемами и стрессовыми ситуациями. Предлагаем квалифицированную медицинскую помощь и полноценный уход без бюджетных перегрузок. Вам не придется искать “недорогих” сиделок и доверяться практически незнакомым людям: у нас вашим родственникам будет комфортно и безопасно.
Молодые люди с ограниченными возможностями часто страдают не только от физических, но и от душевных недугов, поскольку им сложно смириться с мыслью о том, что они отличаются от сверстников. В нашем пансионате для пожилых людей найдется место и для молодежи, которая быстро осваивается, находит занятия по интересам и начинает активно общаться. Мы предоставляем отличные возможности для комфортного времяпровождения, обеспечиваем проведение реабилитационных мероприятий в специально оборудованных помещениях и обустройство быта в соответствии с предпочтениями наших подопечных.
Обеспечиваем профессиональный уход за молодыми инвалидами: создаем условия комфорта и безопасности
Молодым людям сложно пережить собственную “непохожесть” на ровесников. Эта душевная травма нередко приводит к развитию депрессивных состояний и обострению других хронических заболеваний. Наши специалисты разработают комплексные мероприятия, целью которых является улучшение физического и психологического состояния больного. У нас созданы условия для
Комплексных мероприятий, направленных на реабилитацию пациентов,
Организации быта и досуга подопечных,
Восстановления душевного самочувствия и гармонии с окружающим миром.
Пансионат Аннушка - это:
4-х разовое индивидуальное питание
Уход для постояльцев с болезнью Альцгеймера, Паркинсона, и деменцией
Специальные условия для лежачих постояльцев
Просторные трех- и четырехместные комнаты
Дыхательная гимнастика, лечебная гимнастика, эрготерапия
Организация досуга, активный отдых.
- 4-х разовое индивидуальное питание.
- Уход для постояльцев с болезнью Альцгеймера, Паркинсона, и деменцией.
- Специальные условия для лежачих постояльцев.
- Просторные трех- и четырехместные комнаты.
- Дыхательная гимнастика, лечебная гимнастика, эрготерапия.
- Организация досуга, активный отдых.
Комплексная реабилитация в пансионате «Аннушка» - полноценный уход за молодыми инвалидами
Наш пансионат оснащен всем необходимым для комфортного проживания пациентов с ограниченными возможностями:
- просторными комнатами с мебелью и удобствами;
- пандусами и поручнями;
- вспомогательными средствами передвижения: колясками, ходунками, костылями.
Мы обеспечиваем:
- полноценное четырехразовое питание;
- мониторинг за проведением медицинского лечения;
- выполнение необходимых профилактических и восстановительных процедур;
- помощь и поддержку (в требуемом объеме) при самообслуживании.
Но одной из приоритетных задач персонала пансионата «Аннушка» является психологическая реабилитация молодых инвалидов, которая включает:
- психотерапевтическое лечение;
- проведение общественно-развлекательных мероприятий, праздников с участием проживающих;
- общение по интересам со сверстниками;
- ежедневные прогулки, групповые занятия лечебной и дыхательной гимнастикой.
«Пансионат Аннушка» для пожилых людей в Московской области: порядок оформления
Позвоните нам по телефону или закажите обратный звонок. *Специалист задаст Вам несколько вопросов, чтобы предварительно оценить физическое и психическое состояние будущего подопечного. *После этого мы подберем для подопечного программу проживания и сообщим стоимость размещения в нашем пансионате.
Позвоните нам по
телефону или
закажите обратный
звонок.
Сдайте анализы (об анализах подробней) или предоставьте выписку из больницы.
Сдайте анализы или
предоставьте выписку
из больницы.
Заключите договор - для этого понадобится: Ваш паспорт и подопечного (возвращаются после снятия копий); Полис ОМС подопечного (возвращается после снятия копии)
Возможно заключение договора с выездом на дом.
Заключите договор
(Возможно заключение
договора с выездом на дом).
Фотогалерея нашего пансионата
Мы не оставляем молодых людей в четырех стенах один на один с проблемами и осознанием собственной физической неполноценности. Активная интеграция в общественную жизнь пансионата позволяет нашим пациентам вернуть уверенность в себе, создает положительную мотивацию для дальнейшего развития и социальной адаптации.
Узнать больше:
- Детальная информация о проживании в частном пансионате для инвалидов.
- Уточнить цены частного пансионата для инвалидов в Подмосковье.
Преимущества пансионата
Преимущества дома престарелых
Воспользовавшись услугами пансионата для пожилых людей, Вы получаете следующие преимущества:
Отличное
месторасположение
Мы находимся в транспортной
доступности для людей,
проживающих в Москве и области,
несмотря на то, что нас окружает
живописная природа.
Организация интересного досуга
В частном пансионате для одиноких
пожилых людей опытные
сотрудники проводят занятия по
рисованию и чтению.
Мы организуем коллективные
прогулки на свежем воздухе и
все вместе играем в настольные игры.
Заботливый и опытный персонал
Наш дом для людей
престарелого возраста
предлагает услуги лучших
сотрудников, квалификация
которых подтверждена
документально и проверена
временем.
Проживая у нас, пожилые
люди не чувствуют себя
одинокими и социально
неосведомленными.
Абсолютная безопасность
Мы гарантируем круглосуточное
наблюдение и оказываем
своевременную медицинскую
помощь.
По резолюции международного совещания министров здравоохранения (1967), Всемирная организация здравоохранения (Женева, 1969) определяет реабилитацию как систему государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно полезному труду; как сложный процесс, в результате которого у пострадавшего создается активное отношение к нарушению его здоровья и восстанавливается положительное отношение к жизни, семье, обществу.
Понятие «реабилитация» используется как в медико-социальном, так ив психолого-педагогическом и социально-педагогическом аспектах. Медико-социальная реабилитация - комплекс медицинских, педагогических, профессиональных, психологических мероприятий, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности лиц в результате перенесенных заболеваний и травм, а также при других физических и психических ограниченных возможностях.
Психолого-педагогическая и социально-педагогическая реабилитация - комплекс мер социальной поддержки и диагности-ко-коррекционных программ по преодолению различных форм дезадаптации, по включению, интегрированию инвалида, начиная с детского возраста и далее на протяжении всей жизни, в среду, выполняющую функции институтов социализации (семья, школа, общение сверстников, профессиональная деятельность и т.д.).
Формы и методы психолого-педагогической и социально-педагогической реабилитации в настоящее время достаточно разнообразны и зависят, прежде всего, от характера детско-подрост-ковой и последующей возрастной дезадаптации. Выделяются три основных типа дезадаптации: патогенная, психосоциальная и социальная, которые, в свою очередь, имеют разные степени выраженности.
Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями, в основе которых лежат органические поражения нервной системы. Патогенная дезадаптация может выражаться в разных по своей степени и глубине нервно-психических заболеваниях, в разной степени выраженности отставании в умственном развитии.
Лица с тяжелыми формами нервно-психических заболеваний должны лечиться стационарно в сочетании с дополнительными психолого-педагогическими реабилитационными программами. К инвалидам с расстройствами средней тяжести и пограничного характера применимы меры медико-психологического оздоровительного сопровождения педагогического процесса в условиях учебных и воспитательных учреждений (детские сады, школы, интернаты, училища, вузы).
Наиболее полно и последовательно в нашей стране разрабо
тана Концепция реабилитации в трудах М.М. Кабанова, который
подчеркивал необходимость системного подхода к ней. По словам
М.М. Кабанова, реабилитация представляет собой «арену систем
ной деятельности», где участниками этой деятельности являются
человек (как организм и как личность), сам по себе являющий
ся «открытой системой», и окружающая его социальная и биоло
гическая среда. При этом объединение медицинской, психоло
гической и социальной моделей болезни человека в системной
концепции реабилитации является методологической установкой.
В этом плане о реабилитации можно говорить как о биопсихосо
циальной системе. Реабилитация есть и метод (процесс), и цель
(результат). <
М.М. Кабанов определил принципы системы реабилитации. Первый - единство биологических и психосоциальных методов воздействия. Речь идет о регулировании с их помощью механизмов реституции, адаптации, компенсации, физиологических и психологических механизмов защиты. Второй принцип- разносторонность (разноплановость) воздействий для реализации реабилитационной программы. Сюда включаются психологическая, профессиональная, семейная, общественная реабилитация, воспитание и обучение больного, преследующие цель формирования адекватной системы отношений личности. Третий принцип - опосредование через личность больного всех лечебно-восстановительных мероприятий («апелляция к личности»).
Четвертый принцип - ступенчатость мероприятий реабилитации. Согласуясь с положениями ВОЗ о трех этапах реабилитационных программ - медицинской, профессиональной и социальной, М.М. Кабанов предлагает следующую последовательность действий: восстановительная терапия, реадаптация, реабилитация в собственном смысле слова. На первом этапе решаются задачи предупреждения формирования психического дефекта, инвали-дизации, явлений «госпитализма», ухода в болезнь (первичная профилактика), а также, если таковые уже существуют, устранения или уменьшения этих явлений, предупреждения их дальнейшего патологического развития (вторичная профилактика) в основном методами физио- и психотерапии. На втором этапе рекомендуется стимуляция социальной активности, повышение возможностей приспособления к социальным условиям жизни, главным образом методами воспитания, обучения, трудовой деятельности (реадаптация). На третьем этапе необходима помощь в организации быта, создании или сохранении семьи, в трудоустройстве: абилитация - предоставление прав или реабилитация - восстановление прав (третичная профилактика). Медико-психологическую реабилитацию, введенную в педагогический процесс учебного заведения, принято называть сопровождением. Логичным завершением процесса сопровождения в вузе должна стать социально-психическая зрелость студента-инвалида, помимо учебно-профессиональной подготовленности и сохранности его здоровья.
Полное, равноправное включение личности в необходимые ей сферы жизни социума, достойный социальный статус, достижение возможности полноценной независимой жизни и самореализации в обществе понимаются как социальная интеграция, которая, в свою очередь, является основным показателем эффективной работы по социальной реабилитации населения. Обеспечение интеграции инвалида в общество призвана решать социальная реабилитация. Главным условием решения задач социальной реабилитации является включение человека с ограниченными возможностями в те или иные виды деятельности и общения в качестве их субъекта. Считается, что Субъектность человека связана с его способностью превращать собственную жизнедеятельность в предмет преобразования: управлять своими действиями, пла-
нировать и реализовывать программы, контролировать ц анализировать результаты поведения и деятельности.
Успешный опыт включенности инвалидов в активную социальную жизнь свидетельствует о том, что он невозможен, если в окружающей инвалида среде не будут созданы условия, В о-пеп-вых, для воспитания в семейной атмосфере достаточной самостоятельности без чрезмерной опеки; во-вторых, для равноправного общения со сверстниками не инвалидами; в-третьих, дл Я По _ лучения полноценного образования, реализующего творческий потенциал личности в той области, в которой человек, имеющий дефект развития, мог бы проявить себя.
а |
Важнейшей частью социальной реабилитации является реабилитация профессиональная. Интеграция в общество невозможн как полноценное событие вне получения инвалидами профессионального образования, вне системы его обеспечения. Ц е ИМея профессионального образования, человек с ограниченными возможностями здоровья не только не может участвовать в общественной жизни, но и заработать себе на пропитание.
Обеспечение профессионального, в том числе и главным образом высшего образования молодых инвалидов государством и обществом - сложная теоретическая и практическая проблема Согласно определению В.И. Даля, «обеспечение» означает «дать что-либо верное, снабжать всем нужным, оградить от убытков недостатка, нужды, от грозящей кому опасности».
Основу государственной системы обеспечения составляет юридическая база. Для того"чтобы обеспечить инвалидам возможность обучаться в высшей школе, необходимо создать прежде всего условия для их нормального развития и обучения на всех этапах довузовской подготовки. Здесь нужны правовые основы и государственные гарантии обеспечения инвалидов социальной защитой их семей, поскольку большинство матерей оставляют работу и посвящают свою жизнь заботе о ребенке-инвалиде а отцы, как правило, покидают такую семью.
На парламентской Ассамблее Совета Европы (1992 г.) были приняты Рекомендации № 1185 к реабилитационным программам для инвалидов. В них определялась основная роль социальных барьеров, препятствующих человеку с ограниченными возможностями здоровья быть интегрированным в общество
В этой связи общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам инвалидов. В положении к совместному постановлению Министерства труда и социального развития РФ и Министерства здравоохранения РФ № 1/30 от 29.01.1997 г. приводится нормативная классификация, где реабилитация инвалидов определяется как «процесс и система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма», а цель реабилитации формулируется как «восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация».
Таким образом, согласно правовым документам, образование инвалидов, в том числе профессиональное, приводящее к материальной независимости и социальному статусу полноценного гражданина, должно иметь междисциплинарный характер медико-психологического сопровождения педагогических технологий, адаптивных к индивидуальным нуждам инвалидов, обеспеченных всеобщей социальной поддержкой, в том числе экономической поддержкой со стороны государства.
На Генеральной Ассамблее ООН (20 декабря 1993 г.) были приняты Стандартные правила обеспечения равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность. Согласно положениям правил, обязательных для выполнения всеми членами ООН, образование инвалидов должно быть неотъемлемой частью системы общего образования. Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», принятый в 1995 г., отражает принципы, провозглашенные ООН, и предусматривает специфику образовательного процесса инвалидов в соответствии с индивидуальными программами реабилитации. В этой связи образовались три формы обучения инвалидов: общеобразовательная, специализированная, домашняя.
Проводились исследования отношения к возможности обучаться вместе с инвалидами со стороны клинически здоровых студентов. Например, сообщалось об анкетировании 162 сту-
дентов санкт-петербургских вузов технического, гуманитарного! естественно-научного профилей обучения (Кантор В.З., 2000), В исследовании выявлялось отношение студентов к инвалидам по зрению, слуху, опорно-двигательной системе применительно ко всем сферам социальной жизнедеятельности человека: сферам обучения, труда, быта, культуры. Положительное отношение к инвалидам было высказано в основном студентками гуманитарных специальностей на фоне подавляющего большинства безразличного отношения, особенно к инвалидам с тяжелыми нарушениями двигательной активности.
Специалисты предложили новый подход к разработке показаний и противопоказаний к получению инвалидами профессии. В отличие от традиционного, нозологического, перечня медицинских противопоказаний к профессии предлагается подход индивидуальный. В его основе лежит принцип выделения клинико-функциональных, физиологических и психологических критериев трудового прогноза в связи со степенью выраженности ограничений жизнедеятельности инвалида. В этой связи требуется комплексная оценка тяжести труда, включающая в себя санитарно-гигиенические, психофизиологические, производственные характеристики условий труда по 22 показателям.
Труд специалистов-инвалидов объективно необходим всему обществу, их привлечение к общественно полезной деятельности соответствует интересам государства и общества в целом. Труд инвалидов создает доход, умножает национальное достояние и тем самым облегчает задачи государства, связанные с содержанием нетрудоспособного населения. В результате происходит значительная экономия пособий по социальному обеспечению инвалидов и их иждивенцев, включая выплаты по инвалидности и болезни,
Специалисты-инвалиды являются в основном хорошими работниками. Если сравнивать качество труда инвалидов и не инвалидов по ряду объективных и субъективных показателей, а именно: производительность труда, качество выполненной работы, экономия труда, дисциплина работников, степень и эффективность их участия в техническом творчестве, в управлении производством, активность в приобретении профессиональных знаний и
умений - то выявятся не только одинаковые показатели, а даже февосходящие у работников-инвалидов.
Так, в США еще в 1981 г. было проведено обследование 1500 мужчин и женщин с различными тяжелыми формами инвалид-ности, имеющих высшее образование и без образования и т.д., а акже работающих на заводах одной из крупнейших химических компаний. Обследование показало:
1. Работающие инвалиды ни в чем не уступают, а по некото-рым показателям и превосходят здоровых лиц.
2. Наем на работу инвалидов не повлек за собой каких-либо увеличений в затратах на компенсацию в потере рабочего времени.
3. В вопросах безопасности как в рабочее, так и нерабочее вре-мя 95% работников-инвалидов показали средние или лучшие ре-зультаты, чем в целом по предприятию.
4. 91% показали средние или лучшие результаты по произво-дительности труда.
5. 93% показали средние или лучшие результаты по стабиль-ности занятости.
6. 79% показали средние или лучшие результаты по трудовой дисциплине.
Вместе с тем не все инвалиды, которые могут работать, хотят этого. В этой связи предлагается различать две формы занятости - пассивную и активную. Пассивная занятость отражает формальную сторону трудоустроенности: инвалид числится на предприятии, получая минимум в качестве зарплаты, а фактически нe работает. Активная занятость возможна на основе разработки в реализации программ профессиональной реабилитации и адаптации инвалидов, создания рабочих мест с учетом способностей и возможностей каждого.
Единственным критерием при получении работы и права ос-таваться на ней должна являться компетентность и способность с труду, а не наличие инвалидности.
Вместе с тем обращается внимание в ряде документов меж-дународного сообщества на необходимость предусмотреть, что-бы законодательство каждой страны поощряло и содействовало трудоустройству инвалидов, по возможности, на предприятиях:о свободным режимом, без строгого соблюдения норм выра-
ботки, полностью или частично оборудованными рабочими местами для инвалидов, а также обеспечивало для них работу на дому и возможность заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.
Литература
1. Кабанов М.М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. - СПб., 1998.
2. Шипицына Л.М. Специальное образование в России. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. Международный университет семьи и ребенка им. Рауля Валленбер-га.-СПб., 1997.
8.4. Обеспечение обучения инвалидов в вузе
В государственную систему обеспечения профессионального образования инвалидов, помимо правового, входят компоненты педагогического обеспечения образовательного процесса: экономическое, организационно-управленческое, кадровое, материально-техническое, научно-методическое.
Научно-методическая часть педагогического обеспечения связана с разработкой системы медико-психолого-педагогического обеспечения педагогической средой учебного заведения объективной, на основе показаний диагностики, индивидуальной возможности получения полноценного образования инвалидами. В этой связи вводится понятие индивидуальная медико-психологическая основа образования (здоровье, интеллект, мотивационно-характерологические свойства личности), которая должна учитываться в качестве принципа индивидуализации обучения в организации особых условий образования лиц с проблемами здоровья. Из биопсихосоциальных природных истоков становления человека происходит развитие в онтогенезе его физического здоровья, мо-тивационно-волевых свойств, интеллекта, личности в целом, что и определяет методологические принципы педагогического обеспечения развития человека в ситуации образования, а именно: педагогического обеспечения развития интеллекта, медико-педагогического обеспечения сохранности здоровья и физического развития, психолого-педагогического обеспечения развития личности.
В этой связи педагогическое обеспечение профессионального образования инвалидов - это методология, научная организация процесса специального сопровождения методами комплексной реабилитации и развивающей личность педагогики профессионального обучения инвалидов в системе непрерывного образования под руководством кадрового состава этих учреждений, а также контроль эффективности этого обеспечения в процессе обучения и на рабочих местах выпускников учебных заведений.
Первый этап - педагогическое обеспечение постановки задач. Он включает в себя анализ конкретной социальной и педагогической информации о составе абитуриентов-инвалидов, данных медицинской и психологической диагностики. В итоге на первом этапе (на основе собранной информации о возможностях абитуриентов) формулируется задача педагогического процесса таким образом, чтобы его условия были достаточны для обеспечения полноценного образования по государственному стандарту. Достаточность условий (обеспеченность управленческая, материально-техническая) обеспечивается в научно-методическом плане комплексом методов, адекватных поставленной задаче.
Второй этап - педагогическое обеспечение выполнения задач. Ко второму этапу обеспечения подбирается в соответствии с результатами диагностики конкретный комплекс методик, который апробируется в процессе педагогического обеспечения (или в пилотажных пробах) специалистами.
Третий этап - педагогическое обеспечение контроля выполнения задач. Отобранный на предыдущем этапе комплекс методик корректируется при необходимости в процессе его применения. Диагностируется эффект его применения.
Рассмотрим три существующих подхода к профессиональному обучению: специализированный, интегрированный, дистанционный.
Специальное образование осуществляется в учебных учреждениях или классах, специально создаваемых для лиц с определенной проблемой здоровья.
Первое специализированное учебное заведение было создано в Нидерландах в 1790 г. для глухих. Россия стала второй страной,
открывшей специализированные школы для глухих (1806 г.) и слепых (1807 г.). Широкое развитие специализированные школы для лиц с ограниченными возможностями здоровья и «проблемных» детей получили в начале двадцатого века, особенно после Второй мировой войны.
Законы «О специальном образовании» (об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья и с проблемами в поведении), согласно которым государство берет на себя расходы по функционированию специального образования, были приняты в Нидерландах (1901 г.), Италии (1923 г.), Дании (1933 г.). Китае (1951 г.), Швеции (1955 г.), Бельгии и Восточной Германии (1970 г.), Западной Германии (1973 г.), США (1975 г.), Финляндии (1977 г.), Японии (1978 г.), Великобритании и Греции (1981 г.), Франции (1989 г.).
Несмотря на функционирование в России разветвленной сети специализированных учебных заведений, до сих пор (2005 г.) отсутствует закон «О специальном образовании», обсуждение которого в Федеральном собрании РФ началось еще в 1995 г.
В США инвалиды, наряду с обучением в колледжах и университетах (до 1% от общего числа студентов), получают высшее образование в специализированных институтах для глухих (Рочес-тер) и слепых (Вашингтон). Финансовые затраты на специальное образование в связи с увеличением числа лиц с ограниченными возможностями здоровья возрастают с каждым годом и становятся обременительными для стран с высоким уровнем инвалидности, даже экономически благополучных. Это обстоятельство явилось одним из основных (правда, не афишированным) доводов перехода преимущественно к интегрированному обучению в ряде развитых стран (Швеция, США, Дания, Великобритания, Франция, Италия).
Кратко рассмотрим деятельность специализированных вузов в России.
В Государственном специализированном институте искусств Российского международного центра творческой реабилитации инвалидов (город Курск) особое внимание уделяется формированию атмосферы учебно-творческого сотрудничества студентов с различными проблемами здоровья. Вуз руководствуется принципом дополнительности: студенты с проблемами слуха, зрения,
двигательной активности объединяются и взаимодействуют группами, в которых снимается проблема их индивидуальных дефектов зрячий компенсирует незрячего, слышащий - глухого и т.д. В результате нередки случаи образования и семей такого состава.
При Красноярском государственном торгово-экономическом институте (КГТЭИ) создан образовательный Центр реабилитации и адаптации молодежи с нарушениями двигательных функций (в основном больных сколиозом). Вуз, обеспечивающий высшее экономическое образование по специальностям «Экономика и управление», «Бухгалтерский учет и аудит», входит как заключительное звено в лечебно-образовательный комплекс, в составе которого работают детский сад, средняя школа-интернат, ортопедический стационар, подготовительное отделение вуза. Учебные планы института в объеме 26 учебных часов в неделю по специальностям, соответствующим госстандартам, предусматривают большой объем самостоятельной деятельности в спецклассе, оснащенном необходимой техникой и учебно-методической литературой, курсовые работы с элементами научных исследований, элективные курсы, индивидуальные занятия. Разработана система физических упражнений и психологической адаптации для больных сколиозом с пяти- до двадцатипятилетнего возраста (в тренажерном зале, плавательном бассейне, учебном классе с использованием специального оборудования, методик лечебной физкультуры, лекций по валеологии). Создан валеологичес-кий оздоровительный центр, осуществляющий профилактические и лечебные мероприятия, направленные на коррекцию опорно-двигательной системы, восстановление соматического здоровья, развитие физических качеств.
Помимо вышеперечисленных в России функционируют специализированные вузы для инвалидов с нарушениями слуха в Новосибирске при Сибирском филиале Академии наук РФ; в Москве (Государственный специализированный Музыкальный институт искусств) для инвалидов с физическими и сенсорными нарушениями.
Институт социальной реабилитации часть учебно-воспитательного процесса проводит в лабораториях, аудиториях, библиотеке и общежитии - на территории и в атмосфере Новосибирского государственного технического университета. Процесс
обучения сопровождается системой комплексной реабилитации (Птушкин Г.С., 2000).
Физическое состояние маломобильных студентов-опорников с сопутствующими соматическими заболеваниями и психоневрологическими расстройствами предопределило создание Московского института-интерната для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы (МИИ) и функционирование в МИИ специальных подразделений (поликлинического отдела, кафедры лечебной физкультуры, научно-исследовательской лаборатории), деятельность которых имеет рекреационную, восстановительную направленность здоровьесберегающего подхода. Обучение в институте всех студентов поддерживается медицинской, оздоровительной, психологической и логопедической помощью, позволяющей сохранять их работоспособность без адаптации учебных программ и продления сроков обучения.
Интегрированное образование .
В РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) инвалиды по зрению обучаются на факультетах коррекционной педагогики и технологии предпринимательства, социально-экономическом факультете. Используется несколько форм: индивидуальное обучение в едином потоке студентов без специального сопровождения (полная интеграция); групповое обучение студентов по единому плану и со специальным сопровождением (частная интеграция). При кафедре тифлопедагогики в целях психолого-педагогического сопровождения обучения студентов-инвалидов по зрению в вузе был открыт ресурсный центр. Специалисты РГПУ им. А.И. Герцена отмечают, что, являясь вспомогательным, сопровождение должно существовать не всегда, а только там, где возникает острая проблема, его продолжительность не должна быть нормированной величиной. Методология педагогической поддержки студентов-инвалидов, интегрированных в вузовскую среду обучения и общения с клинически здоровыми студентами, предполагает ряд этапов: диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный.
На диагностическом этапе определено, что наиболее значимыми проблемами для студентов, инвалидов по зрению, являются не столько учебные, сколько проблемы установления взаимопонимания со зрячими сверстниками, овладения принятыми груп-
пой нормами поведения. Студенты в этой проблемной ситуации либо полагаются только на себя, либо ищут помощи среди преч подавателей или в своей микрогруппе инвалидов. На поисковом этапе в индивидуальном порядке выявляются причины трудностей и определяются пути их преодоления на деятельностном этапе включения в интегрированные со зрячими студентами виды деятельности. Педагогическими средствами помощи могут стать групповые проекты и клубы по интересам. Рефлексивный период закрепляет позитивный опыт общения и обучения в сознании инвалида, способствует развитию его способностей к самоанализу и саморегуляции.
Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций совместно с Санкт-Петербургским механико-приборостроительным колледжем объединили свои усилия системой непрерывного образования инвалидов с нарушением слуха. Такая система позволила сократить сроки обучения выпускников колледжа в вузе до 3,5 лет.
На базе кафедры «Социальная работа» и «Менеджмент туристического бизнеса» Саратовского государственного технического университета проводится обучение студентов-инвалидов. Во Владимирском государственном университете создан центр профессиональной реабилитации инвалидов по слуху.
Челябинский государственный университет (Чел ГУ) занимается высшим образованием инвалидов с 1992 года. Коллектив специалистов разработал собственную модель сопровождения процесса обучения студентов-инвалидов в вузе. Сопровождение понимается как многоаспектный метод, который обеспечивается единством усилий педагогов, психологов, методистов, социальных и медицинских работников, других заинтересованных участников. Это органическое единство диагностики проблемы учебы, субъективного потенциала учащихся, информационного поиска путей ее разрешения, конструирования плана действий и практики его осуществления. В ЧелГУ инвалиды проходят довузовский период адаптации, специальную подготовку по основам психологии личности и общения, самовоспитания, изучают основы библиографии, методику самостоятельной работы в вузе, нормы организации интеллектуального труда, методику развития памяти и т.д.
В 2002 учебном году специализированный вуз, ранее обучавший только инвалидов-опорников, пригласил клинически здоровых абитуриентов МИИ, поменяв название (теперь это Московский государственный гуманитарный институт).
В МГТУ им. Н.Э. Баумана функционирует головной учебно-исследовательский и методический Центр профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, разрабатывающий технологии образовательно-реабилитационной среды обучения в университете студентов, инвалидов по слуху, опирающийся на опыт обучения лиц такой инвалидной проблематики начиная с 30-х годов XX века. Опыт университета заслуживает особого внимания. Специалистами вуза разработана и внедрена система дифференцированного подхода к образованию инвалидов по слуху. Суть ее состоит в том, что студенты-инвалиды первого года, в отличие от клинически здоровых студентов-первокурсников, проходят обучение по специальной подготовительной, вводной, программе. Кроме обязательных для университета блоков фундаментальных дисциплин в учебные планы вводятся специальные реабилитационные курсы, позволяющие решать задачи комплексной адаптации инвалидов к обучению в вузе наряду с клинически здоровыми студентами. По итогам первого курса и на основании экспертной оценки осуществляется выбор пути дальнейшего обучения в университете и специальности. Студенты-инвалиды, в зависимости от тех или иных индивидуальных проблем, могут продолжить обучение в интегрированной, специализированно-реабилитационной и частично пролонгированной реабилитационным сопровождением формах обучения в вузе в течение трех лет (среднетехническое образование), пяти (диплом бакалавра), семи (диплом магистра), восьми лет (диплом инженера-исследователя). Непрерывность образовательного процесса обеспечена в МГТУ как довузовской подготовкой инвалидов-абитуриентов, так и послевузовской системой повышения квалификации, трудоустройства и профадаптации выпускников на рабочих местах (система создания специальных рабочих мест, их социальной защиты и ежегодной аттестации).
Дистанционное образование.
Оснащение - в первую очередь инвалидов - компьютерными системами в современном обществе необходимо в связи с тем, что
они способны успешно компенсировать дефицит сенсомоторных способностей, утерянных человеком вследствие инвалидности. Например, речевой ввод информации в компьютер и управление компенсируют нарушения функций подвижности рук; ввод текстовой информации и компьютерный синтез речи компенсируют функциональные дефекты речи, а визуальное представление текста - недостатки слуха, дистанционное образование - нарушение со стороны опорно-двигательной системы, искусственный интеллект - ограничения памяти и мышления.
Видеокомпьютерное обеспечение инвалидов позволит решить целый ряд жизненно важных задач:
> Бытовая медицинская реабилитация посредством индивидуально запрограммированных домашних тренажеров.
> Обучение информационным технологиям, дистанционное обучение.
> Надомная работа в качестве информационного аналитика, консультанта, менеджера, редактора, сетевого оператора, Web-мастера, дизайнера, тьютора и т.д.
> Создание домашних видеокомпьютерных мини-студий, домашних офисов и мастер-студий, служащих одновременно мастерской, лавкой информационной продукции, очагом информационной культуры, учебным центром информационных технологий.
> Общение и выполнение общественных функций с помощью видеоинформации и телекоммуникаций.
> Организация досуга.
Пермская общественная организация инвалидов-военнослужащих планирует создание специализированного компьютерного класса для обучения и работы людей с различными физическими недостатками в сфере высоких технологий на базе разработок программной лаборатории. К такого рода разработкам относятся программы обучения специалистов из числа инвалидов в области использования персонального компьютера и современного программного обеспечения. Предлагаются три схемы получения дистанционного образования пользователями персонального компьютера. Первая схема предусматривает выезд студента в вуз, где он сдает приемные экзамены, получает задание, выполняет его дома, сдает экзамен в вузе и т.д. Вторая схема ограничивает-
ся выездной сдачей экзаменов в вузе, а задания студент-инвалид получает посредством Интернета. Третья схема целиком связана с применением Интернет-технологий, таких, как телеконференция, электронная почта, Интернет-чаты и др.
В Магадане создан Учебно-информационный центр независимой жизни, особо актуальный для инвалидов, проживающих на огромной территории Магаданской области. В сочетании с традиционными методами заочного обучения Центр использует новые технологии связи и передачи данных, в том числе на специальных информационных носителях (плоскопечатный шрифт Брай-ля, аудио, видео). Технические аспекты системы связи заключаются в создании на основе спутниковых терминалов малого радиуса (VSAT) сети дистанционного интерактивного обучения инвалидов. Интеграция такой сети в Интернет позволит получить высокоскоростной канал полифункционального взаимодействия, а также использовать линии телефонной связи.
Развитие современных технологий, по мнению специалистов, позволит решать такие задачи, как компьютеризированное тестирование и контроль знаний учащихся, доступ по средствам домашних компьютеров к реальным лабораторным установкам учебных заведений (программно-аппаратные средства Lab View).
Современный гуманитарный университет (СГУ) реализует дистанционный подход к обучению, основанный на максимальном использовании преимуществ новых информационно-коммуникационных обучающих технологий. Применительно к дистанционному обучению как важному звену в системе непрерывного образования возрастает значимость индивидуальной программы обучения. В этой связи в лаборатории НИИ психологии и социологии образования СГУ разработана методика ТУЗ - «темп усвоения знаний». Показатели темпа усвоения знаний стремительно возрастают от младшего подросткового возраста к студенческому, достигая наивысших значений в этом возрасте, а затем плавно снижаются.
В 2000 году в рамках научно-технической программы МО РФ в МИИ осуществлялся проект по разработке прототипа СДО - системы дистанционного образования инвалидов-опорников. Проект предусматривает:
> Разработку концепции создания СДО инвалидов-опорников, реализацию и апробацию отдельных подсистем СДО (интеллектуальные подсистемы контроля знаний и технологии обучения).
> Разработку и внедрение комплекса компьютерных программ для дистанционного контроля знаний обучаемых.
> Создание подсистемы организации учебного процесса (электронный деканат).
Дистанционное обучение развивается высокими темпами, здесь происходит внедрение лучших инновационных технологий. Если в 1993 году о российском дистанционном образовании только начинали говорить, то к 1998 году уже более сотни образовательных учреждений начали реализовывать отечественные образовательные услуги в" России, в странах ближнего и дальнего зарубежья.
В дистанционном образовании, как и в заочном, создаются вынужденные условия повышения роли самостоятельности учащихся в освоении учебного материала. Этим обстоятельством успешно пользуются педагоги, работающие по технологии авторизованного обучения. В авторизованных курсах педагоги формулируют идеи и проблемные вопросы, сгруппированные в соответствии с логикой изучаемого предмета. Анализируя проблему, ученик самостоятельно отбирает и оценивает информационные материалы, формулирует собственные суждения и выводы, тем самым
В 2010 году на базе Коломенского детского дома-интерната для умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей функционирует отделение инвалидов молодого возраста , предназначенное для ухода, бытового и медицинского обслуживания клиентов, а так же социально-трудовой адаптации и реабилитации инвалидов в возрасте от 18 до 35 лет.
Все клиенты отделения инвалидов молодого возраста (далее ОИМВ) являются воспитанниками нашего детского дома-интерната. Перевод воспитанников 18-и лет в другие психоневрологические интернаты, достигших высоких успехов и имеющих уже достаточно оптимистический прогноз интеграции в общество, вызывает сожаление у сотрудников нашего интерната. Оставив на дальнейшее проживание этих подопечных в интернате, предоставляется возможность продолжить коррекционно-развивающую, социально-трудовую реабилитацию инвалидов молодого возраста.
В настоящее время численность проживающих в отделении составляет 25 человек.
Для наших клиентов отведен отдельный двухэтажный корпус с необходимыми помещениями: уютными комнатами, рассчитанными на 2-3 человека, комнатами социально-бытовой ориентации, отдыха, которые соответствуют санитарно-гигиеническим, противопожарным требованиям, требованиям техники безопасности и располагают всеми видами коммуникационного благоустройства для проживания обеспечиваемых. Для лучшей организации ухода, медицинского обеспечения и осуществления мероприятий по социально-трудовой реабилитации заселение жилых помещений проводится с учетом характерологических особенностей инвалидов, уровня развития санитарно - гигиенических и хозяйственно - бытовых навыков, личной привязанности. Последнее обстоятельство особенно важно при переводе молодых инвалидов.
Отделение осуществляет:
Комплексную реабилитацию молодых инвалидов с целью содействия их адаптации и дальнейшей интеграции в социальную среду;
Социальную защиту молодых инвалидов, проживающих в отделении, их стабильное материально-бытовое обеспечение, создание для них оптимальных условий проживания;
Обеспечение трудового устройства клиентов как одного из инструментов социальной интеграции инвалидов в общество.
Деятельность отделения направлена на реализацию следующих задач:
1. Материально-бытовое обеспечение проживающих в отделении, предоставление им согласно утвержденным нормам благоустроенного жилья с мебелью и инвентарем, постельных принадлежностей, одежды и обуви.
2. Организация ухода за проживающими в отделении, оказание им медицинской помощи.
3. Проведение культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы: подготовка и проведение мероприятий по организации досуга.
4. Организация мероприятий, направленных на социально-трудовую реабилитацию. Изучение индивидуальных особенностей обеспечиваемых в связи с выбором профессии, проведение профилактических консультаций.
5. Психолого-педагогическая поддержка в процессе социально-трудовой реабилитации и адаптации.
6. Соблюдение санитарно-гигиенических, противопожарных требований и требований техники безопасности при организации работы отделения.
Осуществление всех направлений реабилитации обеспечиваемых ОИМВ происходит в рамках индивидуальной программы реабилитации, учитывающей возрастные, физические и психофизиологические особенности инвалидов.
Согласно ИПР обеспечиваемым доступен подсобный труд в условиях интерната под контролем. Зачисление клиентов на штатные должности особенно важно для молодых инвалидов, так как это повышает их самоуважение. Отделение проводит мероприятия профессиональной реабилитации инвалидов: содействие в трудоустройстве осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ ст. 23. В данное время в отделении инвалидов молодого возраста на штатных должностях работают 25 человек.
Благоустройство территории, работа на подсобном хозяйстве, занятость в теплицах, уход за животными,
уборка своего дома, самообслуживание - все это прививает воспитанникам любовь к труду, формирует
чувство ответственности и значимости собственного «я» для общества. В штате учреждения работают все клиенты молодежного отделения, приобретая не только навыки работы, но и выполняя должностные требования к занимаемой ими должности, за что получают заработную плату и учатся ее расходовать. Так же коллективное участие в труде способствует совершенствованию развития трудовых навыков, формированию межличностных отношений, приобретению социального опыта.
Труд по самообслуживанию включает в себя соблюдение личной гигиены, организацию индивидуальной деятельности, развитие умений и навыков по их обеспечению. Наблюдения показывают, что в процессе труда по самообслуживанию клиенты постепенно начинают проявлять себя как самостоятельно формирующаяся личность, что существенно для их дальнейшей жизни.
Коллектив отделения отдаёт ни мало сил для организации полноценной жизни проживающих, учитывая интересы подопечных и искренне желая, чтобы день ото дня их жизнь становилась лучше и комфортнее. В отделении используется комплексный подход к организации всех стадий реабилитационного процесса молодых инвалидов с интеллектуальной недостаточностью.
Развитие информатизации и всеобщая компьютеризация человечества диктует новые тенденции в формировании человека, понятного и принятого современной общественностью.
В повседневной жизни инструкторы по труду учат своих подопечных обращаться с пылесосом, телевизором, холодильником, микроволновой печью и т.д. В отделении оборудована комната социально-бытовой реабилитации, где учатся приготовлению блюд, сервировке стола, где можно в спокойной обстановке, приближенной к домашней, обсудить свои проблемы, поговорить по душам.
В ОИМВ налажен регулярный выезд проживающих в город. Перед каждой поездкой идет индивидуальная и групповая работа по правилам культуры поведения. Наши сотрудники стремятся приобщить воспитанников ко взрослой жизни, передать им практический опыт, научить ориентироваться, пользоваться инфраструктурой города.
Досуг как уникальная сфера реализации личности обладает исключительным потенциалом. Культурно - досуговая деятельность имеет огромное значение в решении проблем социальной реабилитации инвалидов нашего отделения.
Правильная организация досуга даёт возможность клиентам отделения ощутить приятные переживания, поднять настроение, просто получить удовольствие, отдохнуть, развлечься, получить эстетическое наслаждение.