Open
Close

Г. По характеристикам восприятия

Иллюзия - обман зрения.

Виды обмана зрения:

обман зрения на основе восприятия цвета;
обман зрения на основе контраста;
искривляющие иллюзии;
оптический обман восприятия глубины;
оптический обман восприятия размера;
контурный обман зрения;
обман зрения «перевертыши»;
комната Эймса;
движущиеся оптические иллюзии.
стерео-иллюзии, или, как их еще называют: «3d картинки», стереокартинки.

ИЛЛЮЗИЯ РАЗМЕРА ШАРА
Неправда ли, размер этих двух шаров разный? Верхний шар больше нижнего?

На самом деле это обман зрения: эти два шара, абсолютно равны. Можешь воспользоваться линейкой для проверки. За счет создания эффекта удаляющегося коридора художнику удалось обмануть наше зрение: верхний шар нам кажется больше, т.к. наше сознание воспринимает его, как более дальний объект.

ИЛЛЮЗИЯ А.ЭЙНШТЕЙНА И М.МОНРО
Если ты смотришь на картинку с близкого расстояния, то видишь гениального физика А.Эйнштейна.


Теперь попробуй отойти на несколько метров, и … чудо, на картинке М.Монро. Здесь вроде все обошлось без обмана зрения. Но как?! Никто же не подрисовывал усы, глаза, волосы. Просто из далека зрение не воспринимает какие-то мелочи, а на крупные детали делает больший акцент.


Оптический эффект, создающий у зрителя ложное представление о месте нахождения сидения, обусловлен оригинальной конструкцией стула, придуманного французской студией Ibride.


Периферическое зрение превращает красивые лица в монстров.


В какую сторону крутится колесо?


Смотрите, не моргая, в середину изображения 20 секунд, а потом переведите взгляд на чье-нибудь лицо или просто стену.

ИЛЛЮЗИЯ СТОРОНЫ СТЕНЫ С ОКНОМ
С какой стороны здания расположено окно? С левой, а может быть с правой?


Снова наше зрение обманули. Как это стало возможно? Очень просто: вернхяя часть окна изображена, как окно, находящееся с правой стороны здания (мы смотрим, как бы снизу), а нижняя часть – с левой (мы смотрим сверху). А середину зрение воспринимает, как считает нужным сознание. Вот и весь обман.

Иллюзия брусков


Взгляните на эти бруски. В зависимости от того, в какой конец вы смотрите, два куска дерева будут или находиться рядом, или же один из них будет лежать на другом.
Куб и две одинаковые чашки



Оптическая иллюзия, созданная Крисом Уэстоллом. На столе стоит чашка, рядом с которой стоит куб с маленькой чашечкой. Однако при более детальном рассмотрении мы можем увидеть, что на самом деле куб нарисованный, и чашки абсолютно одинакового размера. Подобный эффект замечается только под определенным углом.

Иллюзия «Стена кафе»


Внимательно всмотритесь в изображение. На первый взгляд кажется, что все линии изогнуты, однако на самом деле они параллельны. Иллюзия была обнаружена Р. Грегори в кафе Wall в Бристоле. Отсюда и пошло ее название.

Иллюзия Пизанской башни


Выше вы видите две картинки Пизанской башни. На первый взгляд кажется, что башня справа наклоняется больше, чем башня слева, однако на самом деле обе эти картинки одинаковые. Причина кроется в том, что визуальная система рассматривает два изображения как часть единой сцены. Поэтому нам кажется, что обе фотографии не симметричны.

ИЛЛЮЗИЯ ВОЛНИСТЫХ ЛИНИЙ
Даже не возникает сомнений, что изображенные линии волнистые.


Вспомни, как называется раздел – обман зрения. Ты прав это прямые, параллельные линии. И это искривляющая иллюзия.

Корабль или арка?


Эта иллюзия - настоящее произведение искусства. Картину нарисовал Роб Гонсалвес - канадский художник, представитель жанра магического реализма. В зависимости от того, куда вы посмотрите, вы можете видеть или арку длинного моста или парус корабля.

ИЛЛЮЗИЯ - ГРАФФИТИ «ЛЕСТИЦА»
Сейчас можно расслабиться, и не думать, что будет очередной обман зрения. Давай восхитимся фантазией художника.


Такое граффити сделал чудо-художник в метро на удивление всем прохожим.

ЭФФЕКТ БЕЗОЛЬДИ
Посмотри на картинку и скажи, в какой части красные линии более яркие и контрастные. В правой не так ли?


На самом деле красные линии на картинке ничем не отличаются друг от друга. Они абсолютно идентичны, опять обман зрения. Это эффект Безольди, когда мы воспринимает по разному тональность цвета в зависимости от его соседства с другими цветами.

ИЛЛЮЗИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ЦВЕТА
Меняется ли цвет горизонтальной серой линии в прямоугольника?


Горизонтальная линия на картинке не меняется на всем протяжении и остается одинаково серой. Не вериться, правда? Это обман зрения. Чтобы убедиться в этом закрой листом бумаги окружающий ее прямоугольник.

ИЛЛЮЗИЯ УМЕНЬШАЮЩЕГОСЯ СОЛНЦА
Эту великолепную фотографию солнца сделало американское космическое агентство NASA. На ней видно два пятна на Солнце, направленные прямо на Землю.


Куда более интересно другое. Если ты пройдешься взглядом вокруг края Солнца, то увидишь, как оно сжимается. Вот это действительно ВЕЛИКОЛЕПНО – без обмана, хорошая иллюзия!

ИЛЛЮЗИЯ ЗОЛЬНЕРА
Видишь ли ты, что линии-елочки на картинке параллельны?


Я тоже не вижу. Но они параллельны – проверь линейкой. Мое зрение тоже оказалось обманутым. Это знаменитая классическая иллюзия Зольнера, существующая с 19 века. Из-за «иголочек» на линиях нам кажется, что они не параллельны.

ИЛЛЮЗИЯ-ИИСУС ХРИСТОС
Смотри на картинку 30 секунд (может понадобиться и больше), затем переведи взгляд на светлую ровную поверхность, например, на стену.


Перед глазами ты увидел образ Иисуса Христа, образ похож на известную Туринскую плащаницу. Почему же возникает этот эффект? В глазу у человека есть клетки, которые называют колбочки и палочки. Колбочки отвечают за передачу цветного изображения в мозг человека при хорошем освящении, а палочки помогают видеть человеку в темноте и отвечают за передачу черно-белого изображения низкой четкости. Когда ты смотришь на черно-белое изображение Иисуса, палочки «устают» из-за длительной и интенсивной работы. Когда ты отводишь взгляд с изображения, эти «усталые» клетки не справляются и не могут передать новую информацию в мозг. Поэтому образ остается перед глазами, и исчезает, когда палочки »придут в себя».

ИЛЛЮЗИЯ. ТРИ КВАДРАТА
Сядь поближе и посмотри на картинку. Видишь ли ты, что стороны всех трех квадратов кривые?


Я тоже вижу кривые линии, несмотря на то, что стороны всех трех квадратов идеально ровные. Когда же отходишь от монитора на некоторое расстояния, то все встает на свои места - квадрат выглядит идеальным. Это связано с тем, что задний фон заставляет наш мозг воспринимать линии кривыми. Это оптическая иллюзия. Когда же фон сливается и мы его четко не видим, квадрат кажется ровным.

ИЛЛЮЗИЯ. ЧЕРНЫЕ ФИГУРЫ
Что ты видишь на картинке?


Это классическая иллюзия. Бросив беглый взгляд, мы видим какие-то непонятные фигуры. Но посмотрев чуть дольше начинаем различать слово LIFT. Наше сознание привыкло видеть черные буквы на белом фоне, и продолжает также воспринимать и это слово. Это очень неожиданно для нашего мозга читать белые буквы на черном фоне. Кроме этого большинство людей первый взгляд бросают в центр картинки, а это еще усложняет мозгу задачу, ведь он привык читать слово слева направо.

ИЛЛЮЗИЯ. ИЛЛЮЗИЯ ОУЧИ
Посмотри в центр картинки и ты увидишь «пляшущий» шар.


Это культовая оптическая иллюзия, изобретенная в 1973 г. японским художником Оучи и названа в честь него. На этой картинке возникает несколько иллюзий. Во-первых, создается впечатление, что шар немного перемещается из стороны в сторону. Наш мозг не может понять, что это плоское изображение и воспринимает его, как объемное. Другой обман иллюзии Оучи –впечатление, что мы смотрим сквозь круглую замочную скважину на стену. Наконец, размер всех прямоугольников на картинке одинаков, и они располагаются строго в рядах без кажущегося смещения.

Наше восприятие отражает окружающий мир не всегда правильно. Иногда оно склонно к обману. К обману восприятия относятся и — сложные нарушения психики, предполагающие извращения механизмов восприятия. Иллюзии и галлюцинации предполагают оживление хранящихся в памяти образов, которые дополнены воображением.

Иллюзии

Расстройства, при которых существующие реальные объекты, воспринимаются как совершенно другие предметы, называются .

Иллюзии нужно отличать от ошибок восприятия здоровых людей, проблемы которых вызваны недостаточностью информации о предметах и объектах. Например, в сумерках одни объекты воспринимаются как другие. Причина этого в недостаточной видимости объекта, при этом воображение самостоятельно дорисовывает недостающие детали. В результат мозг получает образ предмета, отличающегося от действительности.

Иллюзии часто сопровождают психические расстройства, обладая при этом фантастическим характером и возникая даже в случаях, когда нет препятствий к поучению информации.

Виды

  1. Аффектогенные иллюзии – обман восприятия, который появляется под влиянием чрезвычайной тревоги и страха. При проявлении бреда люди склонны наделять окружающее особенными чертами, вызывающими у него беспокойство. Например, в разговоре случайных людей может слышаться имя больного.
  2. Парэйдолические иллюзии – фантастические образы сложного характера, возникающие насильственно при рассмотрении реальных вещей и объектов. Парэйдолии – сложные расстройства психики, которые предшествуют появлению галлюцинаций. Обычно это явление наблюдается в инициальном периоде помрачнения сознания (например, при белой горячке или лихорадке).

От иллюзий нужно отличать желание здоровых людей фантазировать. Здоровая психика всегда отличает реальные объекты от воображаемых и способна своевременно отличить поток представлений.

Расстройства восприятия, при которых объекты и явления обнаруживаются там, где в реальности их нет, называются галлюцинациями.

Отличительной особенностью галлюцинаций от иллюзий является то, что первые возникают практически «на пустом месте», а при х происходит искажение реальных объектов. Галлюцинации указывают на глубокое расстройство психики и не могут наблюдаться у психически здоровых людей в обычном состоянии. Как правило, галлюцинации возникают у людей с душевными заболеваниями или при измененном состоянии (например, в состоянии гипноза).

Виды галлюцинаций

Для классификации галлюцинаций используются различные основы.

  • По органам чувств галлюцинации бывают:

— зрительными;

— слуховыми;

— тактильными;

— обонятельными;

— вкусовыми;

— галлюцинации общего чувства.

Последний вид галлюцинаций как бы проистекает изнутри, то есть больной ощущает себя где-то или кем-то, а может он чувствует что-то внутри себя. Сочетание ощущений трудно отнести к одному конкретному чувству, по этой причине галлюцинации такого типа называют общим типом.

  • По отношению к фазам сна галлюцинации бывают:

— гипнагогические – возникающие при засыпании;

— гипнопомпические – появляющиеся при пробуждении.

Эти галлюцинации сопровождают психические расстройства, но могут возникать и у здоровых людей при переутомлении.

  • Функциональные (рефлекторные) галлюцинации могут возникать при воздействии определенного раздражителя. Примером этих галлюцинаций могут быть:

— лишний шум под душем;

— параллельная речь при включении телевизора и др.

Если убрать раздражитель, то исчезнут и галлюцинации.


— элементарные галлюцинации проявляются в виде коротких сигналов: стук, шорох, щелчок, треск, молния, вспышка, точка и др.;

— простые галлюцинации связаны с одним определенным анализатором и отличаются четкой структурой и предметностью. Примером может быть голос, произносимый четкую речь;

Познание окружающего мира и самого себя начинается с восприятия нашими органами чувств всего, что окружает человека и является им самим. Мы смотрим в окно своего дома на желтеющую листву. И мгновенно в сознании возникает образ, а затем и суждение о том, что на дворе осень. Мы видим в зеркале свое небритое лицо, и тут же появляется мысль, что нужно привести себя в порядок.

Восприятие - это сумма ощущений + представление. Восприятие - это психический процесс отражения предметов в целом и формирования целостного образа. Восприятие завершается узнаванием.
Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов окружающего мира при воздействии на органы чувств (холодный, мокрый, твердый и т.д.).
Представление - это мысленный образ предмета, основанный на воспоминаниях.


Нарушение чувствительности

Количественные изменения ощущений:
анестезии (отсутствие чувствительности);
гипестезии (снижение чувствительности);
гиперстезии (повышение чувствительности).

Качественные изменения ощущений:
парестезии (искажение чувствительности);
сенестопатии (сложные нарушения).

Гиперстезии встречаются при астеническом синдроме, тревожных состояниях , делириозном состоянии , у беременных (к запахам).
Гипестезии и анестезии встречаются при депрессии , состояниях выключенного сознания , кататоническом синдроме , истерических (конверсионных) расстройствах , глубоком гипнозе, состоянии сильного аффекта.


Сенестопатии

Сенестопатии - сложные нарушения восприятия, характеризующиеся:
1. Болезненными ощущениями внутри тела.
2. Мучительного характера.
3. Трудноописуемые: спазм, давление, жар, жжение, холод, лопанье, пульсация, отслоение, разрывы, распирание, растягивание, скручивание, стягивание, трение, дрожание и пр.
4. С миграцией по всему телу или неопределенной локализации.
5. Обращение к терапевтам, низкая курабельность.

«В голове, как будто, лопается пузырь», «кишечник, как будто, выкручивают», «в животе такое чувство, как будто, котенок царапает».

Сенестопатии встречаются при депрессии , невротических расстройствах , шизофрении , органических заболеваниях головного мозга .


Иллюзии

Иллюзии - это искаженное восприятие, при котором реальные явления или предметы воспринимаются человеком в измененном, ошибочном виде.
«Пальто на вешалке кажется страшным бродягой».

Иллюзии различаются в зависимости от органов чувств: зрительные, слуховые (в т.ч. вербальные), обонятельные, вкусовые, тактильные, галлюцинации общего чувства (висцеральные и мышечные).

Иллюзии различаются по механизму образования:
Физиологические иллюзии возникают у всех людей из-за особенностей деятельности органов чувств и восприятия. Например, иллюзионисты «распиливают» девушку пополам, ложка в воде кажется сломанной и т.п.
Иллюзии невнимательности возникают при недостатке внимания или в условиях затрудняющих восприятие (шум, недостаток освещения и др.). Например, вместо одного слова слышится другое, близкое по звучанию (к примеру, на вечеринке, когда рядом играет громкая музыка).
Аффективные иллюзии (аффектогенные) возникают на фоне аффекта (выраженной эмоциональной реакции) страха, тревоги. Тревожно-мнительный человек, идущий в позднее время в незнакомом месте, слышит за собой шаги преследователя, в тенях деревьев видит притаившихся людей и т.д.
Парейдолические иллюзии зрительные иллюзии причудливо-фантастического содержания, возникающие при восприятии сложных конфигураций линий, узоров на различных поверхностях.

«Коврин остановился в изумлении. На горизонте, точно вихрь или смерч, поднимался от земли до неба высокий черный столб. Контуры у него были неясны, но в первое же мгновение можно было понять, что он не стоял на месте, а двигался со страшной быстротой, двигался именно сюда, прямо на Коврина…Монах в черной одежде, с седой головой и черными бровями, скрестив на груди руки, пронесся мимо…». А.П.Чехов, рассказ «Черный монах».

Иллюзии невнимательности и аффектогенные иллюзии могут быть в норме.
Парейдолические иллюзии встречаются при делириозных состояниях , органических психозах , наркомании , отравлениях психомиметиками.


Галлюцинации

Галлюцинации - восприятие без объекта, восприятие того, чего на самом деле нет.

Существует множество классификаций галлюцинаций
А. По степени сложности:
. Элементарные - простейшие феномены (вспышки света, щелчки, стук, «оклики» и т.д.)
. Простые - возникают только в одном из анализаторов (например, только чувствуется мнимый запах лаванды)
. Сложные (комплексные) - возникают сразу в нескольких анализаторах (например, больной видит "черта", слышит его слова, чувствует его прикосновения)
. Сценоподобные - изменяется вся окружающая обстановка, например, больному кажется, что он находится совсем в другом месте. Указывает на развитие помрачения сознания.

Б. По анализаторам:
. Зрительные
элементарные - фотопсии (зрительные образы, лишенные конкретной формы в виде пятен, вспышек, "искр", контуров, бликов)
макро- и микроптические - галлюцинаторные образы маленького или большого размера;
. Слуховые
элементарные - акоазмы (оклики, неясные шумы, щелчки, стук);
в форме речи - вербальные:
моно- и поливокальные - один или несколько голосов, соответственно;
по содержанию: осуждающие, угрожающие, восхваляющие, комментирующие, императивные.
. Висцеральные - ощущение присутствия в собственном теле каких-то предметов, животных, червей и т.д.
. Тактильные - восприятие каких-либо объектов на поверхности тела (на коже или слизистых, внутри них или под ними).
. Вкусовые - появление вкуса (обычно неприятного) в ротовой полости без какого-либо реального стимула, приема пищи.
. Обонятельные - появление запаха без реального стимула.

В. По особым условиям возникновения
В некоторых случаях галлюцинации возникают лишь при определенных условиях.
. Гипнагогические - при засыпании, гипнопомпические - при пробуждении. Состояния перехода ото сна к бодрствованию и наоборот облегчают возникновение галлюцинаций при состояниях, предрасполагающих к их развитию (на начальных стадиях алкогольного делирия, на фоне эмоционального стресса).
. Функциональные (рефлекторные) - возникают на фоне другого раздражителя, но в отличие от иллюзий не замещают его и не смешиваются с ним (слышит стереотипное повторение одного ругательства на фоне шума холодильника, шум холодильника воспринимается отдельно, но когда холодильник замолкает, пропадают и ругательства).
. При сенсорной депривации (галлюцинации Шарля Бонне - возникают у утративших зрение).
. Психогенные (вызванные) - после психотравмирующей ситуации, во время гипноза или при пробах на готовность к галлюцинациям (симптомы чистого листа, выключенного телефона и др.).

Г. По характеристикам восприятия

Различают истинные галлюцинации и псевдогаллюцинации.

Истинные галлюцинации Псевдогаллюцинации
Экстрапроекция - образ воспринимается при помощи органов чувств.
Яркие, как реальные образы.
Связаны с реальной обстановкой.
Больной взаимодействует с галлюцинациями, ловит их, гладит, отмахивается, убегает и тд.
Больной борется с галлюцинациями - он может отвернуться, закрыть уши.
Интрапроекция - образ находится в субъективном пространстве (и больной это понимает).
Не имеют характера реального объекта.
Не связаны с реальной обстановкой.
Поведение больного может быть нормальным.
Невозможно отвернуться, закрыть уши.
Зрительные Больной, находясь на отделении многопрофильного стационара, вечером стал беспокойным, ищет что-то под кроватью, в углу палаты, утверждает, что по полу бегают крысы, отмахивается от чего-то, говорит, что это пауки спускаются с потолка, пытается давить их на полу, на соседней пустой кровати видит «какого-то карлика», обращается к нему, просит помочь поймать крыс. Больной видит ведьму со всеми ее атрибутами (три ружья, бутыль с динамитом, медная труба) лишь внутренне, но так ясно и отчетливо, что может со всеми подробностями рассказать, в каком положении она находилась в данную минуту, какое у нее выражение лица. Он видит ведьму с очень большого расстояния и притом сквозь стены. Больной знает, что ведьма не телесна, и видит ее «духом» своим.
Слуховые Больная 57 лет после недельного запоя стала слышать у себя в комнате звук, похожий на плач ребенка, долго искала источник этого звука, решила, что к ней в комнату как-то попал настоящий ребенок и теперь он плачет от голода. Так как, по мнению больной, плач доносился из дивана, разобрала полностью свой диван (до отдельных пружин). Пациентка рассказывает, что «внутри головы» слышит «голоса» незнакомых ей людей. «Голоса» комментируют ее действия, иногда ругают ее. Считает, что эти «голоса» исходят из Кремля, где следят за ее жизнью и с помощью специальных приборов «помогают». Рассказывает, что голоса слышит «не ушами, а мозгом», т.к. когда затыкает уши, «голоса не уменьшаются», и не может локализовать источник звука в окружающем пространстве.
Тактильные В приемном покое больницы пациентка вдруг начинает кататься по полу, визжит, раздирает у себя на груди рубашку, пытается что-то стряхнуть с себя. Говорит, что у нее на груди кошка, она вцепилась когтями в кожу, просит врачей ее снять
Висцеральные Больная утверждала, что в ее желудке живет змея, самая натуральная обычная змея. Больной сделали имитацию оперативного вмешательства и показали ей якобы извлеченную из ее желудка змею. Успокоение длилось пару дней. Затем больная стала говорить, что змею удалили, но змееныши остались, и она их чувствует. Больной утверждает, что чувствует, как «вселившийся» в него колдун находится в нем «где-то в области живота, около позвоночника», он перекручивает ему внутренности, притягивает их к позвоночнику и пр.
Обонятельные Больному кажется, что его руки воняют калом, хотя окружающие люди никаких запахов не ощущают. Больной постоянно моет руки и ходит в перчатках. У одной больной с шизофреноподобной картиной психоза, возникшим на фоне опухоли лобной доли, моментом истины были обонятельные галлюцинации, при которых она ощущала «запах мужского оргазма». На вопрос, что это за запах, больная, сколько не пыталась, не смогла его конкретизировать.

Галлюцинации встречаются при психозах (алкоголизме , шизофрении , эпилепсии , органических поражениях головного мозга , наркомании) , употреблении психотомиметиков и при катаракте (галлюцинации Шарля-Боннэ).

Галлюциноз (галлюцинаторный синдром) - это наплыв обильных галлюцинаций на фоне ясного сознания, продолжительностью от 1-2 недель до нескольких лет. Галлюциноз может сопровождаться аффективными расстройствами (тревога, страх), а также бредовыми идеями.


Психосенсорные расстройства

Психосенсорные расстройства - это искаженное восприятие явлений и предметов.
Психосенсорные расстройства отличаются от иллюзий адекватностью восприятия: больной знает что он видит стул, хотя и с кривыми ножками. При иллюзии одно принимается за другое (вместо стула - огромный паук).
Метаморфопсии, макропсии, микропсии.
Аутометаморфопсии - изменение и искажение различных частей собственного тела.

Больная, страдающая васкулитом головного мозга, видела автомобили, движущиеся по улице, на которой жила, величиной с божью коровку, а дома, стоящие на той же улице, величиной со спичечный коробок. При этом она ясно понимала, что такого быть не может, но испытывала чувство сильного удивления и тревоги при этих явлениях.

Психосенсорные расстройства встречаются при височной эпилепсии , энцефалитах, энцефалопатиях, интоксикациях , заболеваниях глаз.


Деперсонализационно-дереализационный синдром

Деперсонализация - нарушение реальности восприятия себя.
Бывает:
1. Витальная - у больного исчезает само чувство жизни.
2. Аутопсихическая - отчуждение психический функций своего Я (мысли не мои, речь свою слышу как бы со стороны, мое прошлое - как бы не мое, не пойму - хочу я спать или не хочу, к кругу этих расстройств относится и болезненная психическая анестезия).
3. Соматопсихическая - чуждость или исчезновение своего тела или его частей. Но при этом нет изменений пропорций или размеров тела, больные просто не чувствуют его или частей его - «ног вроде бы у меня нет», больные не могут понять, голодны ли они или нет, есть позывы на акт мочеиспускания или нет и т.д.
Дереализация - нарушение реальности восприятия окружающего.
«Мир как на картинке».
Родственными дереализационными явлениями считаются такие симптомы, как уже виденное (дежа вю), уже пережитое (дежа веку), уже испытанное, уже слышанное(дежа энтенду), никогда не виденное.
Деперсонализационно-дереализационный синдром встречается при психозах (например шизофрении) и у здоровых людей, при недосыпании, длительном стрессе, утомлении, перенапряжении.

Самые известные из обманов восприятия это галлюцинации, слово наверно все слышали. Про галлюцинации тоже речь пойдет, но в самом конце. Вообще же, если строго говорить, правильнее называть это патологией чувственного познания (сферы восприятия), которая имеет следующие этапы - ощущение, восприятие, представление. Ощущение - это первичное распознавание.

Глаз принимает волну определенной длины и в мозг реагирует тем, что видит красный цвет. На ухо воздействует воздушная волна с частотой сколько-то там Гц, и мозг преобразует это в звуки бум-бум-бум

Восприятие (в узком смысле слова) - следующий этап. Распознавание объекта. Мы ощущаем форму- круг и палочка, мы видим цвет- красный, мы собираем все это вместе и понимаем, что это чупа-чупс. Или. Мы слышим тренькающие звуки, мы слышим блеющий голос, мы видим толстого дядьку - это все ощущения. Когда все складывается в поющего Бориса Гребенщикова на экране телевизора, - это восприятие.

Представление - это следы бывших восприятий, это образы всего на свете, которые хранятся у нас в головах и которые мы можем по желанию вызывать. Например, мы можем представить себе чупа-чупс, даже не видя чупа-чупс. Все же отчетливо представляют чупа-чупс, да? Или лучше бы я на примере сосиски объяснял?
Я к чему это все говорю? К тому что все это, ну вот абсолютно все, может сломаться. И я сейчас это докажу.

I. Патология ощущений. Может быть
1) изменение порогов чувствительности, которые могут быть

а) понижены - тогда это психическая гиперестезия. Тихие звуки режут слух, вкус кажется слишком резким, обычное освещение - невыносимо ярким. И это человека обычно сильно раздражает и вызывает дискомфорт.

б) повышены - психическая гипестезия - это когда наоборот, мир становится блеклым, краски жухнут, звуки доносятся гулко, голоса людей теряют индивидуальные особенности, пища - вкус, ароматические вещества - запах, болевая чувствительность падает. Человек живет как бы сквозь слой окутывающей ваты. И так вплоть до

в) психической анестезии, когда полностью вырубает какой-то анализатор. Вернее, анализатор (глаз, ухо и проч.) полностью здоров, но мозг отказывается воспринимать с него информацию. Например - психическая амблиопия (слепота), - человек при здоровых глазах ничего не видит. Психическая аносмия - нечувствительность к запахам, психическая ангезия - утрата чувства вкуса, психическая глухота, болевая анестезия и проч. А еще к патологиям ощущения относят

2) Сенестопатию. Это прорыв внутренней рецепции в сознание. По всему организму распихана куча рецепторов, с которых постоянно идет достаточно плотный поток данных. Сознанием это не определяется, поскольку данные эти носят для мозга служебно-технический характер, знать нам о них не нужно, если конечно чего-то экстраординарного не произойдет, и тогда мы чувствуем, например, что живот болит. Так вот, при сенестопатиях происходит прорыв интерорецепции в сознание, как если бы у вас на экране вместо красивого окошка браузера пошли коды ассемблера. Человек при этом чувствует неопределенные, мигрирующие, диффузные, неприятные, крайне тягостные ощущения. Тянет, жжет, щекочет, пульсирует, переливается, сверлит, ворочается внутри. Не пойми что. Неприятные ощущения.

II. Патология восприятия. Бывает, что объект распознается правильно, но свойства его искажены, тогда это психосенсорное расстройство. А бывает, что сам объект распознается неверно, - тогда это иллюзия.
1) Психосенсорное расстройство. Это когда мы в целом видим мир как есть, только криво. Бывает

а) метаморфопсия - искаженное восприятие одного или нескольких объектов внешнего мира и

б) нарушение «схемы тела» - когда искажается восприятие собственного физического Я. Например, предметы кажутся увеличенными или уменьшенными (макропсия и микропсия), изломаны и прекручены (димегалопия), течение времени замедляется или ускоряется (брадихрония и тахихрония), меняется чувство реальности (дереализация- когда окружающий мир представляется как бы нарисованным, сделанным, ненастоящим).

2) Иллюзии. Человек вместо одного объекта видит другой. Или слышит. Бывают

а) Аффективные иллюзии, возникают в состоянии стесса и возбуждения - тревога, страх, депрессия, экзальтация, экстаз и т.д. Ребенок в темном коридоре вместо шубы на вешалке видит бабайку, бармалея или что там современные дети боятся. Человек вместо арбуза видит на столе отрезанную человеческую голову.

б) Вербальные иллюзии. Вместо нейтральной речи человек слышит обращенные к себе угрозы, оскорбления и комментарии, - например, диктор по радиобубнилке заявляет, что ты полный псих, да, да, ты, нечего головой вертеть, к тебе обращаюсь, таких как ты надо от общества изолировать.

в) Парейдолии - зрительные иллюзии, при которых игра светотени, пятна, морозные узоры, сплетения ветвей деревьев и т.п. замещаются разными фантастическими образами.

Главный момент любой иллюзии, что всегда есть какой-то объект в реальном мире, который неверно воспринимается. И в этом отличие иллюзии от галлюцинации, при которых видениям уже ничего не соответствует. Вообще, все вышеперечисленное бывает, конечно, при самых разнообразных психзаболеваниях, обычно в самом начале. Но также и у вполне здоровых людей в кризисные моменты их жизни, при особенно сильном волнении, либо же при алкогольном/наркотическом опьянении. Я думаю, все вы что-нибудь такое хоть раз в жизни да переживали. Например, когда были детьми, поскольку у детей нервная система менее устойчива, и скажем, иллюзии у них бывают в норме (как в примере с шубой). А теперь! The last but not the least! Мы переходим в область уже полного безумия.

III. Патологии представления. Галлюцинации. Это внутренний образ, болезненно усиленный до такой степени, что начинает восприниматься человеком как реальный. Галлюцинации ничего в реально мире не соответствует. Мы видим/слышим/и т.д. то, чего нет. У нормальный людей галлюцинаций не бывает, это формальный признак психоза. Критика к галлюцинациям у человека отсутствует, он самостоятельно неспособен отличить видения от реальности. Галлюцинации бывают с незавершенной предметностью (простейшие) и с завершенной предметностью.

С незавершенной предметностью. Зрительные- фотопсии (искры, круги, мушки летают, нитки висят, рябь в воздухе). Слуховые -акоазмы- нечленораздельные бессвязные звуки (скрипы, шорохи, шаги за стеной) и фонемы - вскрики, всхлипы, междометия, отдельные слоги, не связанные в слова.

Все остальные - с завершенной предметностью - зрительные, вербальные, тактильные, висцеральные. Человек может разговаривать с несуществующим собеседником, есть несуществующей ложкой несуществующих суп и чувствовать несуществующую тяжесть в желудке после этого, что угодно.

Очень важно различать истинные и ложные галлюцинации. Есть такая внутрисистемная шутка,- «чем истинная галлюцинация отличается от псевдогаллюцинации? - псевдогаллюцинации не самом деле нет.» С истинными галлюцинациями просто- мы видим ложку, а ложки нет. Слышим как к нам обращаются в пустой комнате, оборачиваемся,- на подоконнике горгулья сидит. Но по крайней мере это происходит в реальном, воспринимаемом нами мире. При псеводогаллюцинациях галлюцинаторный образ отрывается уже от всякой связи с реальностью и существует исключительно внутри человека. Голоса, звучащие внутри головы, человек их слышит, но не ушами, а «напрямую внутрь головы положены». Здоровому человеку представить себе это достаточно сложно. Один знакомый шизофреник описывал эти переживания как «яснотихослышащие голоса». Человек видит, но не глазами, а внутри головы видит. Именно не представляет, не фантазирует себе, а отчетливо видит. Обычно, чтобы объяснить, как они это воспринимают, больные изобретают несуществующие анализаторы (внутреннее чувство меня, внутренний слух, внутреннее око).

Псеводогаллюцинация говорит, что пошел распад психических процессов, что нарушены сами принципы работы психики. То есть это обычно говорит нам, что все плохо. Псевдогаллюцинации бывают у шизофреников. Галлюцинации вообще же бывают в структуре абсолютно всех психотических форм.

http://uo.anadyr.org/forums/showthread.php?t=309

- иллюзии – искаженное восприятие реально существующего внешней среде объекта. Критическая оценка отсутствует. Иллюзии бывают:

Парэйдалические – иллюзия с воображением (смотри на облака – видим животных)

Физиологические – из-за химии в организме.

Аффективные – на фоне аффекта и страха. Например, многие, особенно дети ночью воспринимают предметы в комнат, как страшных монстров.

Вербальные – искаженное восприятие речи

Галлюцинация – обманы восприятия, когда человек воспринимает объекты вне непосредственной связи с раздражителями внешней среды.

Есть галлюцинации в норме, не свидетельствуют о патологии:

Гипногогические - при засыпании

Гипнопомпические – при пробуждении

Внушенные – после сеанса гипноза

Так же бывают:

Элементарные – воспринимается звук или отдельный образ, но он не дифференцирован. Например, показался какой-то звук или пятно. Могут быть и у здоровых.

Простые – только какой-то один анализатор участвует. Чей-то конкретный голос, например.

Сложны – участвуют два анализатора и больше (Не просто с барабашкой говорю, а еще вижу и щупаю)

Певдо-галлюцинации:

Кондинский и Клерамбо – оба психиатры, Кондинский болел шизофрений и оба они самоубились. Псевдо-галлюцинации - отмечаются при шизофрении, а просто галлюцинации при органических поражениях мозга. Но это не строгое правило.

Псевдо-галлюцинации – носят характер субъективного восприятия, воспринимаются, как нечто аномальное. Если бы они были правдой, то мы бы их почувствовать не смогли (Мне кто-то что-то сигнализирует за тысячу километров). Носят характер навязанности – как будто кто-то в голову вложил чужие мысли. Кто-то движет моим языком и изрекает какие-то мысли. «Я смотрю на мир через умственные очки».

Истинные галлюцинации носят характер объективной деятельности. Проецируются во внешнее пространство. Если бы эти галлюцинации существовали в реальности, то мы бы могли воспринимать их с помощью наших органов чувств. (Если бы и правда сидел чертик, то мы бы его увидели)

Гиперстезия – обострение восприятия. Бывает у невротических больных. На фоне эмоциональных состояний бывает.

Гипостезия – ослабление восприятия. У невротических больных. Чулочно-перчаточная анестезия – руки и ноги задеваем иголкой – они не чувствуют, только перешли барьер – сразу чувствуют. Истерическая слепота и глухота.

Деперсонализация – измененное восприятие собственной личности. Могут быть и у здорового человека, например в подростковом возрасте. «Знаю, что я красивая, но я такой себя не чувствовала». Чувствую себя очень большим.



Дереализация – неадекватная восприятия мира. Я вижу все вокруг слишком большим.

Де-жа-вю – синдром уже виденного.

Жа-ме-вю – синдром не виденного.

Из Зейгарник:

Из теоретических положений А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, В. П. Зинченко, Ю. Б. Гиппенрейтер следует, что развитие восприятия детерминируется задачами, возникающими перед человеком в его жизнедеятельности. Для исследований в общей психологии характерен подход к восприятию как деятельности, включающей в себя основную специфику человеческой психики - активность и пристрастность.

С. Л. Рубинштейн указывает, что человеческое восприятие является всегда обобщенным и зависит от направленности личности. Следовательно, восприятие следует рассматривать как перцептивную деятельность, характеризующуюся обобщенностью и мотивированностью. За последние годы ряд зарубежных авторов также пытаются показать, что продукт процесса восприятия зависит от эмоциональных и личностных особенностей человека.

Поэтому следовало ожидать, что восприятие может оказаться нарушенным в разных характеристиках деятельности - в нарушении обобщения, личностной обусловленности. Эти нарушения проявляются в затрудненности узнавания, в искажениях воспринимаемого материала, в обманах чувств, ложных узнаваниях, в перестройках мотивационной стороны перцептивной деятельности. Остановимся на некоторых из них.

Агнозии

Агнозиями называется затрудненность узнавания предметов, звуков. Проблеме агнозии, особенно зрительной, посвящено множество работ. Начиная с А. Петцля, зрительные агнозии разделялись на: а) агнозии предметов, так называемая лиссауэровская "душевная объективная агнозия", когда больные не узнавали предметов и их изображений. К этой группе примыкает и "симультанная агнозия" Вольперта (больные узнавали отдельные предметы, их изображения, но не узнавали изображения ситуации); б) агнозии на цвета и шрифты; в) пространственные агнозии.



Мы остановимся лишь на тех случаях агнозии, которые выступали при психических заболеваниях. У ряда больных (с органическими поражениями мозга различного генеза) явления агнозии проявлялись в том, что больные выделяли то один, то другой признак воспринимаемого объекта, но не осуществляли синтеза; так, изображение гвоздя один больной описывает как что-то кругленькое, говоря: "наверху шапочка, внизу палочка, что это такое - не знаю"; другой больной описывает ключ, как "кольцо и стержень". При этом больные описывали точно конфигурации предмета, могли даже точно скопировать его, но это не облегчало их узнавание. Аналогичные факты, говорящие о невозможности осуществления синтеза, были описаны Е. П. Кок при исследовании больных с поражениями теменно-затылочных систем, а также Е. Д. Хомской и Э. Г. Соркиной.

Прежде всего возник вопрос, что у больных нарушено восприятие структуры, как это имело место у больного Ш. (описанного К. Гольдштейном), который, как известно, не воспринимал формы предметов: он не мог отличить "с глаза" треугольника от круга и узнавал фигуры только после того, как он "обводил их моторно", например движениями головы.

У других больных агнозия носила иной характер. Не узнавая предметов, они узнавали их форму, конфигурацию даже тогда, когда последние предъявлялось тахистоскопически, они могли их описать. Так, например, при тахистоскопическом предъявлении садовой лейки больная говорит: "бочкообразное тело, что-то круглое, посередине отходит вроде палочки с одной стороны", другой больной при тахистоскопическом предъявлении расчески говорит: "какая-то горизонтальная линия, от нее книзу отходят маленькие, тоненькие палочки". Иногда больные могли нарисовать предмет, не узнавая его.

Приводим в качестве иллюстрации данные патопсихологического исследования и историю болезни больной В., которая была описана мной совместно с Г. В. Биренбаум в 1935 г. .

Больная В., 43 года, библиограф. Диагноз: эпидемический энцефалит (доктор Э. Г. Кагановская).

Заболела в 1932 г. Появилась резкая сонливость, которая продолжалась около недели и сменилась бессоницей. Отмечалось слюнотечение, левосторонний парез ноги и боль в области наружной части левого плеча, повышение температуры. Имели место иллюзии и галлюцинации. На стенке вокруг вентилятора "бегали мыши", на полу прыгали фигуры, кружились "танцующие рожи".С этими явлениями больная поступила в Боткинскую больницу. Через несколько дней появились кратковременные расстройства сознания, больная не могла найти своей палаты, постели. В 1933 г. была переведена в психиатрическую клинику ВИЭМ. Ко времени нашего исследования психический статус больной изменился. Больная в ясном сознании, правильно ориентирована в окружающем. Несколько амимична. Тихий, мало модулирующий голос. Много лежит, жалуясь на утомляемость и головные боли. С трудом и не сразу дает анамнестические сведения, при этом останавливается на подробностях, не имеющих отношения к существу вопросов. Мало читает, "не хватает, - отмечает больная, - живого воображения". Внешне добродушна, эмоциональна. Это состояние, однако, быстро сменяется раздражительностью, злобностью, доходящими до аффективной взрывчатости. Вместе с эмоциональной лабильностью отмечается, в общем, бедная и довольно однотипная аффективная жизнь с очень узким кругом привязанностей, безразличное отношение к людям, к работе, к общественной жизни, к литературе, раньше очень любимой. На этом фоне общего эмоционального однообразия имеется заинтересованность в выздоровлении.

Экспериментально-психологическое исследование не выявляет каких-либо грубых изменений мыслительной деятельности больной. Больная правильно усваивала инструкцию, передавала хорошо содержание, подтекст прочитанной книги, понимала условный смысл пословиц, метафор. Обнаружилась лишь некоторая пассивность и отсутствие заинтересованности в экспериментальной ситуации.

Вместе с тем патопсихологическое исследование выявило грубые нарушения узнавания предметов. Больная часто не узнавала (40%) предъявленных ей изображений. Так, нарисованный гриб она называет "стог сена", спички - "кристаллами". Сюжет картины больная не улавливает сразу, а лишь после длительных фиксаций на отдельных деталях. Процесс восприятия носит характер отгадывания: "Чтобы это могло быть - расческа? На чем она сидит - на кресле, стуле? Чтобы это могло быть - плита, корыто?" При показе известной картины "Смертница" больная говорит: "Что это за женщина, о чем она задумалась? На чем она сидит? На кровати? Что это за тени?"

Даже при правильном названии у больной всегда отмечалось сомнение и неуверенность, она ищет опорные пункты в рисунке для того, чтобы подтвердить ими правильность своего вывода. Так, больная узнавала изображение книги, но сразу наступили обычные для больной сомнения: "разве книга, это какой-то квадрат. Нет, у квадрата нет выступов и тут что-то написано. Да, это книга". При таком выраженном нарушении узнавания рисунков больная прекрасно узнавала геометрические формы, дополняла незаконченные рисунки согласно структурным законам. Больше того, не узнавая предмет на рисунке, она прекрасно описывала его форму. Например, не узнав рисунка барабана и шкафа, она описывала их форму чрезвычайно точно и даже хорошо срисовывала их.

В Процессе исследования выявилось, что реальные предметы больная всегда хорошо узнавала и затруднялась при узнавании моделей из папье-маше (например, больная не узнавала самолета, с трудом узнавала собаку, мебель).

Таким образом, создавалась как бы некоторая ступенчатость ее расстройств. Больная хорошо узнавала предметы, хуже узнавала модели, еще хуже - рисунки предметов. Особенно плохо она узнавала те изображения, которые были схематически нарисованы, в виде контуров. Поэтому возникло предположение, что причина затрудненности узнавания, очевидно, вызывается той обобщенностью, формализацией, которая присуща рисунку. Для проверки была проведена следующая серия экспериментов: больной предъявлялись изображения одних и тех же предметов в разном выполнении: а) в виде пунктирного контура; б) в виде черного силуэта, в) в виде точного фотографического изображения, иногда на фоне конкретных деталей, например рядом с пресс-папье была нарисована ручка и чернильница. Данные экспериментального исследования подтвердили наше предположение. Больная совершенно не узнавала пунктирные, несколько лучше, но все же очень плохо узнавала силуэтные изображения и лучше - конкретные.

Таким образом, эксперимент выявил обозначенную выше своеобразную ступенчатость Как указывает А. Р. Лурия, "процесс зрительного анализа превращался в серию речевых попыток расшифровать значение воспринимаемых признаков и синтезировать их в зрительный образ". Больная не могла "с глаза" воспринять рисунок, процесс восприятия приобрел характер развернутого дезавтоматизированного действия. Об этом свидетельствует следующий факт: узнав фотографическое изображение, больная не смогла перенести это узнавание на силуэтное изображение. После того как больная узнала в раскрашенном изображении ножницы, экспериментатор спрашивает: "А я Вам показывала раньше этот предмет?" Больная раздумывает и говорит с удивлением: "Нет, я его вижу впервые; ах, Вы думаете те палочки, которые Вы мне показывали? Нет, это не ножницы (больная при этом рисует их по памяти). Что же это может быть? Я не знаю". Даже тогда, когда ей удается сделать перенос, у нее остается неуверенность. Узнав раскрашенную шляпу, она говорит на контурную: "А это что, тоже шляпа?" На утвердительный ответ экспериментатора она спрашивает: "При чем тут эта линия?" (указывает на тень). Когда ей в последующем эксперименте опять предъявляют этот рисунок, она замечает: "Вы тогда сказали, что это шляпа".

Приведенные данные показали, что восприятие нарушается в своей специфически человеческой характеристике как процесс, обладающий функцией обобщения и условности; поэтому нам казалось правомерным говорить о нарушении обобщающей функции восприятия. Об этом говорят и способы, с помощью которых можно было компенсировать этот дефект. Так, если экспериментатор просил указать определенный предмет: "укажите, где шляпа или где ножницы", то больные узнавали правильно. Таким образом, включение предъявляемого объекта в определенный круг значения помогало узнаванию. Название же приблизительного круга предметов, к которому относится данный объект ("покажите мебель, овощи"), помогало меньше. Поэтому следовало ожидать, что подобные агностические расстройства должны особенно четко выявиться и у дементных больных.

Псевдоагнозии при деменции

Исследование зрительного восприятия у больных, у которых клинические и экспериментально-психологические данные выявили деменцию по органическому типу, обнаружило отмеченные выше особенности: больные не узнавали силуэтных и пунктирных рисунков. К этому добавлялась еще одна особенность: их восприятие было диффузным, недифференцированным. Нарушения восприятия выявляются у этой группы особенно четко при экспозиции ситуационных картинок. Помимо того, что дементные больные не улавливают сюжета, они при этом проявляют и ряд других, характерных феноменов. Не понимая смысла сюжета, они часто описывают отдельные предметы, не видя их сюжетной связи. Отдельные части рисунка сливаются, смешиваются с фоном, изображения предметов не узнаются. Предмет узнавания обусловливается той частью рисунка, на которой больной фиксирует свое внимание. Так, гриб больной называет помидором, если выступила как часть головка гриба, или же видит в грибе огурец, если фиксирует внимание на его ножке. Поэтому при предъявлении рисунка больному часто безразлично: показывают ему его часть или целое.

У некоторых больных агнозия распространялась и на структуру, на форму изображения. Г. В. Биренбаум описала в 1948 г. больного К., у которого на фоне органической деменции выступили расстройства зрительного гнозиса в виде нарушения восприятия формы. Она (назвала подобное нарушение "псевдоагнозией". При показе треугольника он говорит: "Клином как-то, а назвать не могу, я вижу клин в трех местах, клин- трехклинник". При экспозиции четырехугольника больной говорит: "Мне трудно сказать (обводит пальцем) - прямая, прямая, прямая и прямая". При экспозиции незаконченного круга видит прежде всего изъян: "здесь провал какой-то", в то же время воспринимает симметрию формы. Например, при показе креста, не умея назвать фигуры, больной заявляет: "Хоть куда хочешь заглядывай, она лежит правильно". Нередко больной воспринимает форму предмета, но тут же быстро наступает распад его структуры.

Подобный феномен можно трактовать как нарушение "оптического внимания". Например, при осмотре картинки, на которой нарисован крестьянин, стоящий с задумчивым видом у телеги, у которой отскочило колесо, больной говорит: "Вот колесо, а это мужчина стоит", показывая на лошадь. "А это птица какая-то". Экспериментатор : "Это ведь лошадь". Больной : "На лошадь плохо смахивает". Здесь отчетливо выступает нарушение не только смысловых, но и структурных компонентов. Узнав телегу и колесо, он не только не делает соответствующего вывода, что стоит телега с лошадью, но остро торчащие уши лошади создают у больного впечатление, что это птица. При попытке понять сюжет картинки больные из-за неправильного узнавания деталей и структурного распада часто неверно описывают ее содержание. Это расстройство напоминает феномен, описанный А. Пиком как "сенильная агнозия", или как расстройство "симультанного восприятия". Оно выражается в том, что испытуемый, описывая отдельные предметы, не умеет уловить общего смысла картинки.

При раскрашенных сюжетных рисунках дементные больные легко поддаются диффузному впечатлению яркой раскраски отдельных частей картинки и также могут описывать их по вышеуказанному типу. Восприятие, освобожденное от организующей роли мышления, становится диффузным, легко возникает структурный распад, несущественные элементы рисунка становятся центром внимания и ведут к неправильному узнаванию.

В силу выпадения и расстройства смысловых компонентов у дементных больных резко страдали ортоскопические восприятия. Достаточно было показать этим больным предмет или рисунок в перевернутом виде, как они его уже не узнают. Примеры: предъявляется рисунок кошки (из детской серии лото) в перевернутом виде. Больной говорит: "Памятник какой-то". Экспозиция того же рисунка в прямом положении: "Вот так памятник! Кошка- котик". Рисунок - "ботинок", из той же серии лото, дан в перевернутом виде. Больной: "Урна какая-то". В прямой экспозиции больной сразу узнает ботинок. При незначительном удалении предметов у дементных больных не сохранялась константность их величины.

Таким образом, нарушение восприятия при деменции подтверждает ведущую роль фактора осмысленности и обобщенности в любом акте перцептивной деятельности.