Open
Close

История изучения психиатрии как науки кратко. История психиатрии

Ознакомление с формированием психиатрии, ее достижениями и крупнейшими учеными, создавшими науку, имеет большое по­знавательное значение. Наряду с этим понимание пути психиат­рии, прошедшей от наказаний и изоляции душевнобольных до гу­манного их лечения и реабилитации, будет способствовать воспи­танию бережного отношения к пациенту, клиенту, ученику и его семье.

Изучение истории психиатрии показывает, что развитие пред­ставлений о психических расстройствах связаны с господствующи­ми в ту или иную эпоху философскими взглядами. В этой связи можно выделить три основные существующие и развивающиеся тенденции.

1. Магигеский подход - рассмотрение необъяснимых явлений в психике как магических. В примитивном обществе ответствен­ными за болезни души и тела считали духов. В Средние века воз­никновение помешательства связывали с кознями дьявола или с добровольным общением с ним. В некоторых культурах и в насто­ящее время все еще психоз считают результатом одержимости бе­совскими силами, вселения в человека дьявола.

2. Органигеский подход - объяснение душевных болезней телес­ными причинами. Греческий философ Гиппократ (IV в. до н. э.), как и некоторые другие его современники, связывал появление психических расстройств с материальными явлениями (смешением соков в организме). Мозг он считал органом познания и приспо­собления человека к среде: «Надо знать, что, с одной, стороны, на­слаждения, радость, смех, игры, а с другой стороны, огорчения, печаль, недовольства и жалобы - происходят от мозга... От него мы становимся безумными, бредим, нас охватывают тревога, стра­хи, либо ночью, либо с наступлением дня». В XIX веке Т. Мейнерт (1833-1892) уже определенно связывал возникновение психозов с болезнями больших полушарий мозга. В. Гризингерг (1814-1868) указывал на то, что многие нервно-психические болезни обязаны своим происхождением соматическим заболеваниям. В XX веке достигнут такой уровень развития психиатрии, что, например, А. Фёллинг (1934) смог объяснить происхождение фенилкетону-

рии (формы умственной отсталости) отсутствием фермента фени-даланингидроксилазы,

Ъ. Психологигеский подход - обнаружение психологических причин психических нарушений. Возникновение взгляда на психи­ческие расстройства как на последствие людских страстей и поро­ков можно представить как трансформацию средневековых пред­ставлений о влияниях злого духа на душу и поведение людей. В начале XIX веке представители «Психической школы» - И. Гей-нрот (1773-1843), рассматривавший религиозную мораль как причину психических расстройств, В. Иделер (1795-1860), отста­ивавший в этом качестве чистую мораль, Бенеке (1789-1854), ви­девший в крайнем психологизме ответ на вопрос об этиологии психических расстройств, и др. - этиологию психических рас­стройств сводили к психическим факторам. В конце XIX - начале XX века. 3. Фрейд (1856-1939) конкретизировал характер психо­логических воздействий, способных привести к возникновению неврозов и психозов, ими он считал вытесненные из сознания эмоции и побуждения. В течение XX века это направление, связан­ное с изучением глубинных психологических механизмов, которые могут являться, в частности, причиной нервно-психических рас­стройств, разрабатывалось трудами его учеников и последовате­лей: К. Юнга (1875-1961), А. Адлера (1870-1937), Е. Блейле-ра (1857-1939), К. Хорни (1885-1953) и многих других.

4. Интегральный подход - понимание психических рас­стройств как изменение работы сложного физиологического меха­низма (организма) и осознающего себя индивида (личности) под влиянием трудных жизненных обстоятельств и связанных с ними эмоциональных стрессов, тревоги, гнева, страха, безнадежности. Г. Селье (1946) при так называемом адаптационном синдроме вы­явил цикл органических реакций в ответ на внешние раздражите­ли. Его учение наряду с работами И. П. Павлова (1849-1936) и 3. Фрейда легло в основу клинических и экспериментальных исследований взаимодействия между душой и телом. Возникло психо­соматическое направление в медицине (Дойч Ф., 1884-1964, ГроддекГ., 1886-1934, Данбар Ф., 1902-1959, Александер Ф., 1891-1964 и др.), рассматривающее соматические расстройства в неразрывной связи с состоянием психики, а психические болезни неотрывно от телесных изменений По сути, этот подход - отраже­ние признания того, что не существует ни психической, ни сома­тической болезни. Практически у больного человека имеются представленные в разных пропорциях сочетания как психических, так и соматических нарушений. От преобладания одних или дру­гих зависит диагноз душевного или телесного заболевания. Преи­мущество этого подхода в том, что вне зависимости от того, рас­строена психика или возникло соматическое заболевание, он пред­полагает необходимость использования не только лекарственных препаратов, действующих на соматические симптомы, но и на обязательности применения средств психотерапии.

Развитие психиатрии определяется также потребностями об­щества в организации помощи душевнобольным, социальными условиями, связанными как с преобладающими представлениями об этиологии душевных расстройств, так и с материальными воз­можностями государства и его общественных институтов.

В Средние века, когда в рамках феодальных государств стали развиваться города, из-за скученности проживания людей возник­ла необходимость изоляции психических больных. Однако из-за преобладания в это время взгляда на душевные болезни как на одержимость дьяволом больных содержали в монастырях. А в не­которых странах психических больных даже подвергали уничто-, жению на кострах инквизиции.

/ Позже, в XV-XVII веках, в бывших тюрьмах и казематах ста-лиуОрганизовывать убежища для психических больных, где их со-^.ржали в неприспособленных для существования людей помеще-шх, избивали, не кормили и приковывали цепями. V В конце XVIII - начале XIX века буржуазная революция во Франции провозгласила защиту прав человека. В соответствии с гуманистическими идеалами того времени Ф. Пинель (1745-1826) в Париже начал превращать полутюремные убежища для сума­сшедших в медицинские учреждения для душевнобольных. Одно из важных его нововведений на пути превращения последних из отвергаемых обществом монстров в ранг больных - ликвидация цепей. Все же в обиходе больниц оставались смирительные ру­башки и другие меры стеснения больных. Продолжил борьбу с ограничениями свободы больных британский психиатр Д. Конол-ли (1794-1866). В Англии он ввел режим нестеснения психиче­ских больных, который оказал большое влияние на создание бо­лее гуманного отношения к пациентам психиатрических больниц во всем мире. В других странах также были сделаны первые шаги по организации психиатрических больниц. В США первая психи­атрическая больница была открыта в штате Вирджиния (1773). В этой стране преобразования в психиатрии связывают с именем Б. Раша (1745-1813).

В России никогда не обращались с душевнобольными так же­стоко, как в странах Западной Европы. Обвинения в «бесовской порче» и казни психических больных были единичными. Больных чаще воспринимали как «Богом наказанными» и потому не отно­сились к ним как к враждебной силе. Уже в IX-XI веках органи­зовывалось призрение душевнобольных в монастырях Киева и по­зже в Москве. В царствование Петра Великого было запрещено направлять «сумасбродных» в монастыри и предлагалось поме­щать в специальные больницы. Однако первые психиатрические больницы были открыты в 1876 г. в Новгороде, Риге и Москве, в 1879 г. организовано отделение в Санкт-Петербурге. Гуманистиче­ские преобразования особенно активно проводил главный врач психиатрической больницы в Москве (с 1828 г.) В. Ф. Саблер. При нем были уничтожены цепи, организованы досуг и трудовая тера­пия больных, заведены истории болезни, рецептурные книги, поя­вились врачи примерно с теми же обязанностями, что и в настоя­щее время. В Санкт-Петербурге такие же изменения в судьбе больных произвел И. М. Балинский (1827-1902), первый русский профессор психиатрии (с 1857г.). Отсталое психиатрическое уч­реждение он превратил в передовую клинику. С его участием со­здавались проекты новых психиатрических больниц. Реформы в российских психиатрических учреждениях связаны с именем С. С. Корсакова (1854-1900), одного из основателей российской научной психиатрии и нозологического направления. В его мос­ковской психиатрической клинике были ликвидированы все меры стеснения, упразднены изоляторы, были сняты решетки с окон от­делений, введены постельное содержание острых больных и заня­тия на открытом воздухе для больных с затяжными болезнями.

После 1917 г. осуществлялись попытки превращения медици­ны, задачей которой было только лечение, в здравоохранение, целью которого стало бы еще и предупреждение болезней. В русле этих преобразований в 1919-1923 гг. было начато создание вне-больничной психиатрии. Опережая зарубежные страны, отече­ственные психиатры (Бехтерев В. М., 1857-1927, Ганнушкин П. Б., 1875-1933, Розенштейн Л. М., 1884-1935 и др.) создали научное обоснование психопрофилактики, организовали психоневрологи­ческие институты и диспансеры, предназначив их для оказания медицинской, консультативной и социальной помощи больным, страдающим психозами, неврозами и прочими пограничными пси­хическими заболеваниями. Их функциями стали:

1) активное выявление и учет больных, наблюдение за ними и амбулаторное лечение;

2) восстановление здоровья психических больных и своевре­менное направление в больницу в случае необходимости;

3) проведение психиатрической экспертизы больных;

4) оказание консультативной помощи другим специалистам;

5) правовая, социальная и патронажная помощь сольным, на­ходящимся под наблюдением диспансера;

6) реабилитация психических больных, вовлечение в трудо­вую деятельность и трудоустройство больных с остаточной трудо­способностью.

Дальнейшее развитие психиатрической помощи пошло по пути уменьшения крупных больниц, организации дневных и ночных стационаров, создания профильных лечебных учреждений (дет­ских, подростковых, геронтологических), изменения структуры и назначения старых лечебных учреждений с целью максимального приближения служб к населению и специализации предлагаемых услуг. Эти изменения позволяют проводить реабилитацию боль­ных, используя многоступенчатое их обслуживание. Повышает эф­фективность лечения и реабилитации больных привлечение для этого все большего круга профессионалов: врачей-непсихиатров, медицинских и специальных психологов, логопедов, социальных работников, педагогов, инструкторов по лечебной физкультуре.

В кратком очерке не упомянуты имена таких зарубежных и отечественных психиатров, усилиями которых создавалась психи­атрическая наука (Кандинский В. X., Крафт-Эбинг Р., Крепелин Э., Кречмер Э., Морель Б., Маньян В., Мержеевский И. П., Серб­ский В. П., Эскироль Ж. и др.), разрабатывались новые терапевти­ческие средства (Вагнер-Яурегг И., 1917; Делей Ж., Деникер П., 1952; Закель М., 1933; Каннабих Ю. В., 1974 и др.) и осуществля­лось совершенствование психиатрической помощи населению (Ка­щенко П. П., Маляревский П. П. и др.). В разделе об истории фор­мирования детской психиатрии будут приведены имена многих из pgx ученых, которые внесли свой вклад как в детскую, так и в об­щую психиатрию.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине Общая психопатология

История психиатрии

Т.А.Карпова

Владивосток 2007


Введение

1. История зарубежной психиатрии. Её направления

1.1 Клиническое направление психиатрии

1.2 Биологическое направление психиатрии

1.3 Психоаналитическое направление психиатрии

1.4 Социальная психиатрия

2. Развитие русской и современной психиатрии

Заключение

Список использованных источников


Введение

Психика – есть отражение материального мира, осуществляемое мозгом человека. Отражение внешнего мира – это сложный диалектический процесс, имеющий свои стадии. На первой стадии чувственного познания человек отражает внешнюю сторону предметов явлений природы. На второй стадии – абстрактного мышления – он, отвлекаясь от всего не существенного и второстепенного и в предметах и явлениях природы, проникает в их сущность. Основой всего процесса познания и каждой его стадии является практика. Практическая проверка знаний есть высшая стадия процесса познания. Только познание, проверенное практикой, даёт объективную истину. Стадиям процесса познания соответствуют некоторые категории нормальной психологии и некоторые закономерности физиологии высшей нервной деятельности. Следующие три психологические категории – ощущение, восприятие и представление – относятся к первой стадии познавательного процесса, к живому созерцанию. Втора стадия познавательного процесса – познание внутренней связи, законов внешнего мира – осуществляется мышлением, которое оперирует понятиями.

Переходя к определению психической болезни, следует указать, что это заболевание головного мозга особого рода, при котором извращается, нарушается его отражательная деятельность, что ведёт к нарушению познаний окружающей нас объективной действительности. Если у психически здорового человека внешний мир является источником психической деятельности, то при психических заболеваниях окружающая больного действительность перестаёт быть им. Следовательно, обусловленность психической деятельности внешним миром у больного психически ослабляется, искажается или вовсе исключается. У психически здорового человека наступает тоска, если случилось несчастье; он радуется, если у него исполняется желание, у психически больных аффект изменяется вне зависимости от внешнего воздействия. Нарушение отражательной деятельности мозга есть объективная реальность, которая изучается патофизиологически, методом клинического исследования и наблюдения. Психиатрия («психе» - душа, «иатреиа» - лечение) – наука о проявлениях, этиологии и патогенезе психических болезней, их предупреждении, лечении и организации помощи. Развитие психиатрии исторически сложилось так, что область её исследований не ограничилась психозами, но распространилась и на неврозы, а также психические изменения, наступающие при соматических болезнях. Психиатрия является частью медицины – медицинской дисциплиной. В свою очередь она разделяется на общую психиатрию, изучающую основные, общие для многих психических болезней закономерности проявления и развития расстройств психической деятельности, вопросы этиологии и патогенеза, природу психических психопатологических процессов, их причины, принципы, классификации, проблемы восстановления, методы исследования, и частную психиатрию, исследующую отдельные психические болезни. В результате расширения поля деятельности психиатрии образовались отдельные её отрасли (специальности): детская психиатрия, изучающая психические заболевания у детей; военная психиатрия, исследующая особенности психических заболеваний в армии, их предупреждение и лечение, а также вопросы военно-психиатрической экспертизы; судебная психиатрия, разрабатывающая проблемы судебно-психиатрической экспертизы, психиатрические критерии невменяемости и недееспособности, правового положения психически больных; психиатрически-трудовая экспертиза, занимающаяся вопросами трудоспособности при психических болезнях, проблемами трудовой компенсации, социальной адаптации, трудоустройством инвалидов; организационная психиатрия, разрабатывающая методы и формы профилактики психических заболеваний и психиатрической помощи; эпидемиология психических болезней, т.е. исследование их распространения среди населения и факторов, влияющих на распространение, а также на особенности течения и исхода; психогигиена, занимающаяся изучением вопросов укрепления психического здоровья населения и предупреждения психических заболеваний

Специализированными разделами психиатрии становятся патофизиология, биохимия, биофизика, иммунология, электрофизиология, патологическая анатомия и гистопатология психических болезней, и, наконец, психофармакология (ветвь фармакологии, изучающая действие лекарственных средств на психику).


1. История Зарубежной психиатрии. Её направления

1.1 Клиническое направление психиатрии

Клиническое направление психиатрии имеет свои истоки в глубокой древности. Описание помешательства можно встретить в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера, эпосах «Махабхарата», также в священных текстах Библии, Корана и Талмуда. Метафизический опыт человека связан с религиозными практиками, случайным и направленным использованием психоактивных веществ, а также опытом переживания утрат, греха, боли, умирания. Он позволил почти 4000 лет тому назад установить границы души и тела, определить степень конечности существования и динамику душевных состояний. Теории структуры души хотя и отличаются в различных религиозных традициях, однако все они подчёркивают неотделимость психических явлений от окружающего мира, а также разделяют индивидуальный и коллективный духовный опыт. Подробное описание психических расстройств, особенно эпилепсии и истерии, принадлежит Гиппократу (460 – 370 до н.э.), который придал некоторым мифологическим образам свойства, характерные для психических расстройств, - например, он описал манию, меланхолию. Им же выделено четыре основных темперамента, связанных с преобладанием одной из четырёх жидкостей – крови, флегмы, чёрной и жёлтой желчи. Гиппократом показана зависимость психических расстройств от соотношения «жидкостей», в частности меланхолию он связывал с черной желчью. Это воззрение сохранялось вплоть до XIXвека. Им описана типология эпилепсии и предложено диетическое лечение этого заболевания. Платон (427 -347 до н.э.) выделял два типа безумия – одно, связанное с воздействием богов, другое – связанное с нарушением рациональной души. Св. Авустин (354 – 430 н.э.) в своих посланиях из Северной Африки впервые ввёл метод внутреннего психологического наблюдения переживаний (интроспекция). Его описания по праву можно считать первыми психологическими трактатами. Авиценна (980 - !037н.э) в «Каноне врачебной науки» описывает две причины психических расстройств: глупость и любовь. Он также впервые описал состояние одержимости, связанное с превращением человека в животных и птиц и подражанием их поведению. А также описал особое поведение врача при беседе с психически больным пациентом. В средневековой Европе состояние одержимости были описаны в многочисленных трактатах схоластов. Классификация расстройств носила демонологический характер в зависимости от стилистики поведения психически больного. Тем не менее, период средневековья позволил подойти к классификации духовных феноменов.

Первая классификация психических расстройств принадлежит F. Platte (1536 – 1614), который описал 23 психоза в четырёх класса, связанных в внешними и внутренними причинами, в частности – воображением и памятью, а также сознанием. Он был первым исследователем, который отделил медицину от философии и отнёс её к естественным наукам. W. Harvey (1578 – 1637) считал, что психические эмоциональные расстройства связаны с работой сердца. Эта «кардеоцентрическая» теория эмоций в целом осталась центральной также для христианской теологии. P. Zacchia (1584 – 1659) предложил классификацию психических расстройств, включающую три класса, 15 видов и 14 разновидностей заболеваний, он также является основоположником судебной психиатрии. B. deSauvages (1706 – 1767) все психические расстройства, всего 27 видов, описал в 3 разделах, в основу классификации им был положен симптоматический принцип, аналогичный соматической медицине. Интерес к классификациям в психиатрии и медицине шёл параллельно со стремлением к дескриптивному подходу естественной истории, Ершиной которого была классификация Карла Линнея. Родоначальником американской психиатрии является B.Rush (1745 – 1813), один из авторов «Декларации Независимости», который в 1812 году опубликовал первый учебник психиатрии. С. С. Корсаков в 1890 году выделил психоз при хроническом алкоголизме, сопровождающийся полиневритом с расстройствами памяти. В конце XIX – начале XX века E. Kraepelin в классификации психических расстройств выделяет олигофрению, ранее слабоумие, которое в 1911 году E. Bleuler названо шизофренией. Он также впервые описывает маниакально-депрессивный психоз и парафрению. В начале XX века E. Kraepelin заинтересовался этническими оценками психозов, характерные для представителей различных народов.

К началу XX века до 70-х годов можно было выделить три основные школы клинической феномилогии, хотя существовали оттенки различных школ психопатологии. Немецкая школа характеризовалась акцентом на зоологические единицы, которые включали синдромы и симптомы. Этой же точки зрения придерживались русские, а затем и советские психиатры. Французская школа, опиралась преимущественно на уровень симптомов и синдромов. Американская школа основное внимание уделяла реакциям, в том числе реакциям адаптации.

Относительно психических болезней первоначально на Руси царствовало схожее с европейским представление. Они понимались в значительной степени, как результат воздействия «сверхъестественных сил», как одержимость злым или добрым духом. Больные считались юродивыми, блаженными, их призревали в монастырях.

Позднее, когда стал расти общий уровень развития, изменились взгляды и на природу болезней тела и мозга.

В 1776 году в Риге было открыто первое в Российской империи психиатрическое заведение.

Первым научным трудом русской психиатрии считается монография М.К. Пекена «О сохранении здоровья и жизни», изданная в 1812 г. Автор считал, что в возникновении психических заболеваний главную роль играют сложившиеся жизненные ситуации, и рекомендовал использовать психотерапию как метод устранения причин психических расстройств.

В 1835 г. на медицинских факультетах университетов России профессора-терапевты начали читать отдельный курс психиатрии, который впоследствии стал преподаваться на специальных кафедрах: в Санкт-Петербурге (1857 г.), Казани (1866 г.), Москве (1887 г.) и других городах страны.

Значительно расширилась сеть благоустроенных психиатрических лечебниц после земских реформ 1860-х годов.

Значительное влияние на развитие психиатрии с середины XIX в. оказали эволюционная теория Ч.Дарвина и дальнейшая разработка учения о рефлексе русскими физиологами И. М. Сеченовым и И. П. Павловым.

Наравне с этим, психиатрия более, чем какая-либо другая область медицины испытывала влияние идеалистических течений в философии. Наиболее ярко это проявилось в Германии, так как в немецкой философии начала XIX в. преобладали идеалистические течения. В психиатрии они проявились во взглядах школы «психиков», которые определяли психические заболевания как результат злой воли или грехов-ности человека. В середине XIX в. выдвинулась другая идеалистическая шко-ла «соматиков». Полагая, что душа бессмертна и болеть не может, соматики рассматривали психические заболевания как болезнь тела, т.е. материаль-ной оболочки души. В конце XIX — начале XX вв. идеалистические течения в психиатрии оживились и наиболее широко проявились в психоаналитических школах.

В России в развитии психиатрии преобладали естественно-научные тенденций, как и в других областях медицины в нашей стране.

Существенный вклад в развитие психиатрической науки внес И.М. Балинский (1824 - 1902), который организовал первую в России кафедру психиатрии, первую клинику душевных болезней, первую школу русских психиатров. Балинский стремился доказать необходимость тесной связи психиатрии с общесоматическими клиническими дисциплинами, с физиологией. Его ученик, И.П. Мержеевский (1838 - 1908), выдающийся психиатр, невропатолог, патологоанатом, также внес немало в развитие отечественной и мировой психиатрии. Он изучал органические поражения мозга, алкоголизм, эпилепсию, гипноз.

Одним из крупнейших психиатров этого периода был Сергей Сергеевич Корсаков (1854—1900), один из основоположников нозологического направле-ния в психиатрии, заложенного в конце XIX в. немецким психиатром Эмилем Крепелином ( 1856—1926) в противовес существовавшему симптоматическому направлению. С. С. Корсаков впервые описал новое заболевание — алкогольный полиневрит с выраженными расстройствами памяти (1887 г., докторская диссертация «Об алкогольном параличе»), которое уже при жизни автора было названо «корсаковским психозом». Он был сторонником нестеснения психически больных, разработал и внедрил в практику систему их постельного содержания и наблюдения на дому, уделял большое внимание вопросам предупреждения психических заболеваний и организации психиатрической помощи. Его «Курс психиатрии» (1893 г.) считается классическим и неоднократно переиздавался.

Большой вклад в развитие психиатрии в XX веке также внесли В.Х.Кандинский, П.П.Кащенко, В.П.Сербский, П.Б.Ганнушкин, В.М.Бехтерев. Наравне с традиционными задачами, ученые-психиатры уделяли большое внимание помощи детям, страдающим различными психическими болезнями. С 20-х годов стали открываться нервно-психиатрические диспансеры. Увеличился коечный фонд больниц, внедрялись параклинические методы исследования и современные способы лечения. Улучшилось техническое и материальное обеспечение психиатрических учреждений и уход за больными. Был организован ряд научно-исследовательских институтов (в Москве, Ленинграде, Харькове, Тбилиси).

Велико было значение специалистов-психиатров в годы Великой Отечественной войны и после ее окончания.

В послевоенный период проходило дальнейшее изучение актуальных вопросов, связанных с организацией психиатрии, проблемами эпидемиологии психических заболеваний, биологическими основами нервно-психических расстройств, судебной психиатрией и наркологии, лечением и реабилитацией психически больных.

Процесс развития психиатрии тесно связан с динамикой общественного сознания, поэтому можно выделить следующие этапы в развитии психиатрии:

  • Магический период

Ранние психологические знания относятся к магическому периоду, когда были распространены представления о неразрывном единстве человека с природными явлениями. В то время отсутствовало чёткое противопоставление психической болезни и здоровья. Странности поведения рассматривались как результат вмешательства духов и божеств, что включалось в мистическое сознание человека того времени. Человек, который в более поздние времена был бы определён как психически больной, в ранних культурах наделялся одновременно качествами и «культурного героя», и сумасшедшего. Больной человек воспринимался обществом как целитель или пророк. В этот период психиатрия еще не рассматривалась как научное направление, а человек с психическими нарушениями не считался больным.

  • Древнегреческий период

Новая веха в познании нормы и патологии относится к древнегреческому периоду психиатрии. С развитием материалистического мировоззрения врачи выделили случаи явного помешательства: эпилепсию, меланхолию, манию, паранойю. С именем Гиппократа связано представление о душевных заболеваниях как состояниях, вызванных неправильным соотношением четырёх основных жидкостей организма. Уровень содержания в организме крови, слизи, жёлтой и чёрной желчи, по мнению врачей Древней Греции, приводит к болезням мозга и помешательству. Появляются первые попытки лечения больных с душевным недугом.

  • Средневековый период

Примерно с III века н.э. начинается период средневековья, когда сумасшедшие оказываются за рамками медицины и за пределами социальной и медицинской помощи. В этот период человечество погрязло в средневековом религиозном догматизме. В 1487 г. была написана книга «Молот ведьм», описывающая способы распознания людей, одержимых дьяволом. Они считались чуждыми миру христиан. Пропасть между умалишёнными и здоровыми людьми всё больше увеличивалась. Таких людей католическая церковь подвергала пыткам и уничтожала как ведьм и колдунов.

Развитие психиатрии как клинической дисциплины

  • Эпоха Возрождения

В эпоху Возрождения интенсивно накапливались научные знания, гуманистические идеи овладели умами людей. Конец XVIII в. является одним из самых ярких периодов в истории пси­хиатрии. Он был связан с серьёзными политическими преобразованиями во Франции. Правительство времен Великой французской революции издало ряд декретов о создании психиатрических учреждений. Умалишённые, которые ранее содержались в нечеловеческих условиях, получили статус больных. Это явилось основой для формирования современной модели психических болезней. С именем Ф. Пинеля, который по праву считается отцом современной психиатрии, связаны первые попытки внедрения системы нестеснения психически больных и освобождение их от тюремных цепей.



Несмотря на преобладание гуманистических тенденций, в психиатрии в этот период присутствовало стремление к длительной изоляции и, по сути, вытеснению психически больных из социума. По-видимому, это было связано со страхом общества перед безрассудством. Врач-психиатр в данном случае выступал как наблюдатель, т.к. иных способов воздействия на психические расстройства не было. Психические заболевания и начинались, и входили в период ремиссии спонтанно.

  • Естественно-научный период

Данный период характеризуется главенством материалистических тенденций в медицине. Он соответствует 30–50-м гг. XIX столетия. В этот период доминирует соматическая школа. Естественно-научные тенденции активно начали формироваться в Германии. В 1845 г. В. Гризингер основал нейрофизиологическое направление, которое далее успешно развивалось также в России. Его основоположниками в России были И.М. Сеченов и И.П. Павлов, которые поддерживали рефлекторную природу психозов.

  • Нозологический период

Этот период соответствует 90-м гг. XIX в. Основоположником его явился Эмиль Крепелин.Его заслугой стало рассмотрение отдельных психических нарушений как единой нозологической системы. Э. Крепелин считал, что диагностика определяет структуру психоза, развитие патологического процесса. Было сформулировано представление о чётком разграничении нозологических единиц между собой и утвердилось жёсткое разделение нормы и патологии. Высказывалось мнение, что даже для истерии будет когда-нибудь найдена гистопатологическая основа, а всякие занятия психологией истерии будут непроизводительной тратой времени.



Нозологическое учение предполагает установление нозологических единиц, биологическая основа которых предопределяет течение и исход болезни. Это привело к упрощённому пониманию взаимоотношений между здоровьем и болезнью.

Современный этап

Этот этап можно рассматривать с конца XIX в. по настоящее время. В этот период психиатрия от описательного принципа перешла к объяснительному, выдвинув социальный фактор как причину развития ряда заболеваний, которые позже стали называться психогенными. Предметом изучения становится психология душевнобольных и психопатологических вариаций нормальных психологических процессов. Э. Блейлер первым создал наиболее обоснованное учение о проявлениях шизофрении. Он же выделил так называемые функциональные психозы в противовес органическим болезням. Блейлер считал, что в психозе нормальные психологические функции искажаются до неузнаваемости за счёт их рассогласования и утраты единства. Таким образом, появилось блейлеровское понятие «схизофрении» – расщепления души.

Основоположником современного психодинамического направления в середине XX в. явился создатель психоанализа З. Фрейд. Особое внимание он уделил сфере бессознательного: сновидениям, сексуальности, защитным механизмам. Огромным вкладом З. Фрейда явилось признание роли семьи в развитии личности в целом, а также тех психических нарушений, которые могут развиваться в результате ее влияния в процессе формировании личности.

Современный период характеризуется разносторонними подходами к психическим расстройствам. В своей практике психиатрия использует клинические и экспериментальные, психодинамические и биологические методы и признаёт значение каждого направления. Сущность психиатрии в её многообразии. Всё, что может иметь терапевтическое применение и приносить пользу больному, врач должен использовать для адаптации больного в обществе.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПСИХОПАТОЛОГИИ (ПСИХИАТРИИ)

ГЛАВА 1

КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ПСИХИАТРИИ

История развития общей психиатрии

Первые сведения о душевных болезнях встречаются в египетских папирусах и в древнеиндусской книге – «Веды», относящейся к XV–XIV вв. до н. э. Однако расцвет медицины связывают с именем Гиппократа, который жил и работал в V в. до н. э. Ему принадлежит ряд важных положений, сохранивших свое значение до настоящего времени.

Гиппократ создал свод законов, именуемых «клятвой Гиппократа», которую дают врачи при окончании медицинского института. Некоторые положения из «клятвы Гиппократа» необходимо знать воспитателям и педагогам, работающим в дошкольных и школьных учреждениях для детей с отклонениями в развитии. Одним из положений является первый тезис «не разглашай врачебную тайну». «Врачебная тайна» – это сведения, которые дают родители врачу и рассказывают воспитателям о своих детях и домашней обстановке. Полученные сведения не подлежат огласке и обсуждению с посторонними, так как могут оказаться известными родственникам и вызвать у них негативную реакцию. Вторым тезисом, с которым должны быть знакомы воспитатели и педагоги, «не навреди», является очень важным, так как ребенок должен получить своевременную и квалифицированную медицинскую и педагогическую помощь, доброе и хорошее отношение к нему.

Занимаясь изучением и лечением судорожных состояний, которые назывались «священной болезнью», Гиппократ сумел выделить понятие «судорожный синдром», при котором судорожные состояния возникают на фоне какого‑либо соматического или инфекционного заболевания, и «судорожную болезнь», при которой судорожные состояния являются основным признаком болезни. Это различие в понятиях «судорожный синдром» и «судорожная болезнь» сохраняется и до настоящего времени.

С именем Гиппократа связано понятие «темперамент». Положив в основу преобладание жидких сред организма: крови, слизи, светлой и темной желчи, Гиппократ выделил 4 типа темперамента: сангвинический («сангвис» – кровь), флегматический («флегма» – слизь), холерический («холе» – светлая желчь), меланхолический («мелане холе» – черная желчь). Каждой выделенной группе соответствовали личностные особенности, которые проявлялись в течение всей жизни человека. Понятие о четырех типах темперамента сохраняется до настоящего времени. И.П. Павлов, на основании физиологических исследований, выделил четыре типа высшей нервной деятельности, сопоставил их с четырьмя типами темпераментов по Гиппократу и доказал их обоснованность.

В IV–III вв. до н. э. большую роль в изучении соматических и психических расстройств сыграли работы Платона. ВI в. н. э. римский энциклопедист и врач Цельс предложил одну из первых систематик душевных болезней.

Начиная с III–IV вв. н. э., уровень греко‑римской культуры начинает неуклонно падать. Растущее господство религиозного фанатизма подготовило путь средневековью. В этот период в Европейских странах значительно замедлилось развитие естественных наук, медицина была уничтожена, отношение к душевнобольным стало жестоким. Согласно церковной концепции считалось, что в этих людей «вселился злой дух», которого нужно уничтожить. Поэтому больных людей избивали, сжигали на кострах, изгоняли из селений или содержали в цепях в так называемых «лечебницах».

В эпоху средневековья, когда в Европе медицина пришла в упадок, в арабских странах отмечается значительный подъем естественных наук, формируется благоприятное отношение к больным людям. В XI в. арабский врач и философ Абу‑Али Ибн Сина (Авиценна) организовал специальную больницу, в которой врачи наблюдали и лечили больных, страдающих судорожными состояниями. Авиценна ввел термин «эпиламвано», что обозначало «схватываю», один из заметных симптомов при судорожном состоянии, возникающем при напряжении мышц. От термина «эпиламвано» образовался термин «эпилепсия», который используется и в настоящее время.

Начиная с XVI–XVII вв. в Европе активизируются естественные науки. В 1633 г. Рене Декарт, естествоиспытатель и физик, в поисках «души» у одушевленных живых существ, проводит опыты на лягушках. Раздражая кожу лапки лягушки раствором соляной кислоты, Декарт наблюдал сокращение мышц как ответную реакцию, определив это явление термином «рефлекс» – «отражение», перенеся это понятие из физики. Термин «рефлекс» и в настоящее время широко используется в медицине, физиологии и психологии для объяснения ответной реакции на раздражение. Вся наша психическая деятельность является рефлекторной (отражательной).

Ко времени Великой французской революции (вторая половина XVII в.) и в первые десятилетия после нее французская психиатрия переживала чрезвычайный подъем. Революционный подъем в психиатрии совершил Ф. Пинель. В 1792 г. он добился снятия цепей с душевнобольных, что определило коренную перестройку организационных форм помощи, переход от «сумасшедших» домов к психиатрическим лечебницам.

Один из учеников Пинеля, доктор Ж. Эскироль (1838), обогатил французскую и мировую психиатрию многими клиническими открытиями, в том числе он выделил форму глубоких интеллектуальных нарушений, отмечавшихся с раннего детского возраста, обозначив такое состояние как «малоумие», в отличие от распада психической деятельности после перенесенных заболеваний как «слабоумие». Для ясности высказывания был использован афоризм: «малоумие» – это бедняк от рождения, «слабоумие» – разорившийся богач. Расцвет французской психиатрии приходился на XIX–XX вв., когда публиковалось большое количество научных работ по различным формам психических расстройств, открывались специализированные клиники.

И. Вуазен – ученик Ж. Эскироля, изучавший клинику «идиотизма» (малоумие), пришел к выводу о необходимости и возможности совершенствовать те стороны дефектной психики, которые еще доступны развитию. За счет этого можно добиться уменьшения степени интеллектуальной недостаточности больных, т. е. терапевтического успеха.

Во второй половине XIX в. в Парижском университете открылась первая кафедра неврологии под руководством Ж. Шарко и клиника для неврологических больных. В это же время организовалась психиатрическая клиника, в которой предпринималась попытка выявления причин возникновения психоза (психического расстройства). Большое значение приобрели работы 3. Фрейда (1895), использовавшего метод психоанализа для выявления причин психических расстройств.

Развитие немецкой психиатрической школы проходило во второй половине XIX в. Формированию основных исследовательских направлений в немецкой психиатрии предшествовал 30‑летний спор между материалистами и идеалистами, оказавших влияние на подход и понимание психических расстройств. В психиатрии обозначались представители двух противоположных направлений: «психиков» и «соматиков». Школа «психиков» рассматривала психозы как результат дисгармонии страстей. Избирая в условиях свободы воли между добром и злом, человек тем самым якобы определял линию своей жизни и судьбы. Вследствие дисгармонии страстей возникали не только душевные, но и соматические расстройства. Школа «соматиков» утверждала, что сохранность психики предопределена телесным здоровьем. Общий принцип «соматиков» состоял в утверждении того, что все психические болезни являются болезнями всего организма. Соматики провозгласили лозунг «В здоровом телездоровый дух». Позднее В. Гризингер (1860) выправил недостаток лозунга «соматиков», заменив его более передовым: «душевные болезни – болезни мозга».

В Англии Г. Модзли (1867) явился основателем английской классической клинической школы и опубликовал свою монографию «Физиология и патология души», впервые творчески развил учение Ч. Дарвина применительно к клинической (эволюционной) психиатрии.

Развитие психиатрии в России шло своим путем. В Древней Руси отношение к душевно больным было гуманным, их называли «юродивыми», «блаженными» и старались приютить в монастырях (по указу Ивана Грозного). В XVI–XVII вв. в городах строятся богадельни для «прокаженных и престарившихся и не могущих нигде головы преклонить». В 30‑40‑е годы XIX столетия были опубликованы первые научные труды русских врачей И.Е. Дядьковского и Т.С. Иллинского, в которых описывались психические расстройства на фоне инфекционных заболеваний.

Во второй половине XIX в. начали открываться земские психиатрические больницы, в организации которых принимали участие М.П. Литвинов, В.Н. Яковенко, В.П. Кащенко. В 1870 г. в Петербурге при военно‑медицинской академии была открыта первая кафедра психиатрии, которую возглавил И.М. Балинский (1857). На этой кафедре работали И.П. Мержеевский (1872), В.Х. Кандинский (1890), оказавшие большое влияние на развитие психиатрии в России.

В 1880 г. при Московском университете была открыта кафедра нервных и душевных болезней, которую возглавил замечательный врач, ученый и педагог А.Я. Кожевников, ближайшим учеником и продолжателем дела которого стал С.С. Корсаков (1889), основавший первую психиатрическую клинику. Пациентами клиники стали люди, проживавшие на улице «Божедомка» в так называемых «божьих домиках» при церкви. Жили они на подаяния прихожан, не имея ни семьи, ни работы. В стационаре проводилось соматическое и психоневрологическое обследование, выявлялись основные причины, вынудившие людей жить в таких условиях. С.С. Корсаков придерживался нозологического («нозология» – описание и изучение заболевания в целом, а не только отдельных признаков) направления в диагностике психических заболеваний, основал журнал «Невропатология и психиатрия», который существует и до настоящего времени.

Для развития отечественной неврологии и психиатрии большое значение сыграли работы по физиологии И.М. Сеченова, И.П. Павлова и др., проведенные на рубеже XIX–XX вв., разрешившие раскрыть механизм многих психических расстройств.

Таким образом, в XIX–XX вв. во многих странах происходит значительная активизация медицинских наук и в частности невропатологии и психиатрии. В России эти науки были тесно связаны с работами И.М. Сеченова и И.П. Павлова, оказавших большое влияние на понимание этиологии (причины) и патогенеза (механизма) развития психических заболеваний, а также на использование различных лечебных мероприятий.

В настоящее время существуют и активно функционируют кафедры общей и детской психиатрии, институты психиатрии и специализированные клиники, диспансерные отделения, в которых проводится профилактическая, лечебная и консультативная помощь больным с различными отклонениями в психическом состоянии.