Open
Close

Как усыновить ребенка инвалида. Поиск в базе данных

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство .

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, - сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новости

21-22 ноября 2019 года Фонд «Центр гражданского анализа и независимых исследований «ГРАНИ» (Центр ГРАНИ) при участии Национального фонда защиты детей от жестокого обращения проводит методический семинар для методистов школ приёмных родителей по вопросам финансовой грамотности приёмных родителей.

>
К сожалению, это действительно так. Вы или невнимательно читаете, или интерпретируете все на свой лад.
Т.к. нижний топик уехал далеко вниз, приведу высказывание из Вашего предыдущего сообщения:

проблемы которые описала люся относятся не только к инвалидам, а ко всем живущим в россии, поэтому непонятно почему это называется проблемами воспитания ивалида; там от хамства и нехватки денег только инвалиды страдают? с инвалидными калясками нельзя туда и туда, а с обычными калясками можно? до сих пор живут пенсионеры у которых пенсия две тыщи; и социум там не только инвалидов дискриминирует, а всех тех кто не является богатым-известным-великим; думаю, это не мне нужно в особые дети идти, а вам газеты российские побольше читать и ездить туда почаще; вот поэтому и спросила, раз общество такое и сякое-что, теперь всем кто в россии живет лечь и помереть?
и вообще, думаю что автор подразумевала специфические аспекты вопситания инвалидов, а не рассказ про хамство вокруг и нехватку денег.>>

Хочу Вам заметить, что я нигде не писала про НЕХВАТКУ денег, и тем более хамство ВОКРУГ. Я писала, что нужно МНОГО денег. И хамство в УЧРЕЖДЕНИЯХ, а не вокруг. Вокруг как раз намного больше хороших и отзывчивых людей. И как практически здоровый человек и не являясь богатым-известным-великим, я с хамством почти не сталкиваюсь, живя в России, и в отличии от Вас мне не нужно читать для этого рос. газеты, чтобы понять специфику жизни в этой стране.
А вот больной ребенок/взрослый становится очень уязвимым и зависимым от самодурства учреждений (медицинских и социальных).

Пример:
Надо записаться к врачу в больницу к которой мы прекреплены. Дозвониться нельзя, никто из знакомых мамочек еще не смог. Значит надо ехать через всю Москву, туда-сюда 3 часа на дорогу. Для здоровых это не проблема. А для мамочек, если она одна и ребенок не ходячий. Это значит ехать с ребенком, тащить его на себе или нанимать кого-то. Прием в рабочее время ес-но. Вот мой муж поехал. Приехал, ему говорят, что запись только на май. Он говорит, что хорошо, запишите на май. Они: «На май запись с завтрашнего дня. Вот завтра и приезжайте». Все точка, разговор окончен. И так почти везде в учреждениях.

Врач: «Вы должны ложиться каждые 4 месяца к нам в больницу для реабилитации» Лечь к ним в больницу – это собрать кучу анализов и пройти всех врачей вплоть до стоматолога. Посадить реб в коляску и по сугробам и валунам вперед. Я молчу, что у нас еще 5 этаж без лифта. Анализ крови из вены у нас в поликлинике - всего 5 пробирок в неделю на всех. И в больницу не положат если на какой-то справке не так расписались или другими чернилами. Т.е. либо скандалить, либо взятkа. Плюс это значит я должна буду почти весь день находиться в больнице, мыть полы, ухаживать за другими детьми… Я спрашиваю: «В чем состоит реабилитация?» Он: «Электрофорез, ЛФК, магнитотерапия и массаж». Я ему: «Все это мы можем сделать амбулаторно» Он, почти швыряя мне карту в лицо: «Тогда мы снимаем с себя всякую ответственность за ваше лечение, как там у вас медсестры в поликлинике сделают электрофорез, я не знаю, а в своих уверен!»
В их больнице мы лежали 1 раз. Каждый день обход и осмотр ребенка. На третий (!) день обхода врач заметила шрам после операции и спросила «Что это?». Я ей рассказала, что была операция и какая. Т.е. она не заглянула даже в карту ребенка! А ребенок уже третий день проходит процедуры, которые она назначила!
В карте для реабилитации по инвалидности у нас написано прохождение именно этого мед учреждения. А мы решили больше туда не ложиться. И что нам скажут на следующей мед экспертизе по инвалидности я не знаю, т.к. мы уклоняемся от прохождения лечения в прикрепленном учреждении и проходим реабилитацию за рубежом, каждые 4 месяца (ага, опять деньги).

Это только маленький кусочек из нашей жизни. Да, и между всем этим мы должны успевать зарабатывать. Были бы такие проблемы, если бы ребенок был здоров?! Мне кажется – нет. 09.04.2009 11:19:57,

Если я возьму в свою семью приемного ребенка-инвалида, имею ли я право на получение компенсационной выплаты в связи с осуществлением за ним ухода?

Действующие нормативные правовые акты предоставляют право на ежемесячную компенсационную выплату неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, в том числе детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет.

Для установления компенсационной выплаты ухаживающее лицо не должно работать или заниматься предпринимательской деятельностью, что подтверждается трудовой книжкой, справкой налогового органа об аннулировании ранее выданного свидетельства о государственной регистрации или решением суда о признании индивидуального предпринимателя банкротом.

Приемные родители, осуществляющие уход за ребенком-инвалидом, не имеют права на компенсационную выплату, так как приемная семья воспитывает ребенка на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, который является договором возмездного оказания услуг, и их труд оплачивается.

В случае, если взятый на воспитание ребенок не достиг трехлетнего возраста, является больным, или ребенком с ограниченными возможностями здоровья, или ребенком-инвалидом, производится дополнительная оплата труда приемных родителей на основании вышесказанного.

В этой связи вы не будете иметь права на компенсационную выплату, устанавливаемую только неработающим трудоспособным лицам.

Основные льготы для приемных родителей и детей

  • Зарплата в размере 3-х минимальных размеров оплаты труда на каждого ребенка;
  • Время воспитания приемного ребенка учитывается при определении трудового стажа;
  • Приемный ребенок может рассчитывать на те же льготы, что и опекаемый;
  • Очень существенная льгота - приемному ребенку в возрасте 18 лет предоставляется отдельное жилье;
  • Сохранение прав ребенка на все полагающиеся по закону льготы и выплаты: пенсии (потеря кормильца, инвалидность), алименты, пособия для детей без попечения родителей и сирот;
  • Право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а при его отсутствии - на обязательное предоставление;
  • Приобретение продуктов питания по льготным расценкам на специализированных базах.

Предполагается, что очень скоро размер пособия на приемного ребенка, которое семьи смогут получать единовременно, составит 100000 рублей. Фактически, уже сейчас установлено право приемных семей, в которых воспитывается трое и больше детей, среди которых могут быть как свои, так и приемные, на льготы, аналогичные тем, что положены многодетным.

Название пособия Размер Условия
Ежемесячные
Ежемесячное пособие на содержание приемных детей. 40% от средней заработной платы усыновителя за последний год. Необходимо наличие следующих документов:
  • заявление о назначении пособия;
  • копия вступившего в законную силу решения суда об усыновлении или выписка из решения органа опеки и попечительства об установлении над ребенком опеки (попечительства), в том числе по договору о приемной семье;
  • копии одного из следующих документов:
    • справка о заключении родителей под стражу или о пребывании в местах лишения свободы;
    • решение суда об установлении факта отсутствия родительского попечения над ребенком (в том числе в связи с болезнью родителей) или об исключении сведений о родителе или родителях из актовой записи о рождении ребенка;
    • справка органов внутренних дел о неустановлении местонахождения разыскиваемых родителей;
    • акт об оставлении ребенка матерью в медицинском учреждении после родов.

Выплаты на содержание подопечных детей и воспитанников приемных семей производятся ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов РФ.

Компенсация до достижения ребенком трех лет. 50 руб. + районный коэффициент.
Единовременные
Пособие на приемного ребенка при передаче его в приемную семью. 16350,33 руб. Предоставляется каждой семье по факту появления в ней приемного ребенка.
Пособие детям-сиротам. 24000 рублей. Ребенку при достижении 18 лет, если он находился под опекой или на патронатном воспитании.

Пособие выплачивается после окончания срока попечительства.

Детям-сиротам. 79416 руб. Выделяется при устройстве на работу после школы.
Детям-сиротам. 20639 руб. При продолжении учебы в другом учебном заведении.

С 1 января 2014 года были проиндексированы ежемесячные вознаграждения семьям, где воспитываются приемные дети. Семьи будут получать пособия на приемных детей до 12 лет в размере 7200 рублей, старше 12 лет - 8000 рублей. А если прибавить к этому многочисленные региональные льготы и субсидии, получается очень неплохая поддержка.

Как уже было указано в таблице, размер ежемесячного пособия должен составлять 40% среднего заработка по месту работы за последние 12 календарных месяцев, при этом минимальное пособие по уходу за первым ребенком должно быть не менее 2908,62 руб., а за вторым и последующими детьми - 5817,24 руб. В каждом крае и области размер пособий различен.

В немалой степени на это влияет уровень экономического развития и финансовое благополучие региона. Очень интересен в плане предоставления пособий опыт Москвы. На ребенка до 12 лет ежемесячная субсидия составляет 15 тысяч рублей, на ребенка от 12 до 18 лет - 20 тысяч рублей. Если в семье появляется трое и более детей, то до 12 лет на каждого будет выделяться пособие 18000 в месяц, от 12 до 18 лет - по 23000 рублей. Если под опекой оказывается ребенок-инвалид, выплата увеличивается - до 25000 руб. в месяц.

Каждый ребёнок испытывает неподдельную потребность в семье, родительской любви и домашнем уюте, даже если он «отказник» биологических родителей ввиду своей физической неполноценности от природы рождения.

Такому малышу быть усыновлённым – это лучший сценарий будущего жизненного пути.

Правда, стоит отметить, что при всём благородстве поступка усыновления ребёнка с инвалидностью у будущих опекунов может возникнуть масса трудностей в процедуре его реализации. Поэтому хотелось более подробно остановиться на всех аспектах данной проблемы.

Желающим принять в свою семью такого ребёнка не стоит забывать о некоторых негативных моментах, которые впоследствии могут их коснуться:

  1. неадекватная реакция окружающих людей, т.е. в основной массе все, наверняка, будут лишь видеть меркантильные причины опекунов, стимулирующие такой акт усыновления;
  2. возможные частые нервные срывы ребёнка-инвалида из-за проблем общения в социуме;
  3. очень весомая и большая статья расходов в семейном бюджете на медицинское обслуживание, так как усыновлённый малыш будет нуждаться постоянно во всевозможном лечении (платные операции, не менее дорогостоящие послеоперационные реабилитирующие периоды и т.д.);
  4. финансовые проблемы: обеспечение достойного и полноценного проживания ребёнка-инвалида подразумевает значительные денежные затраты;
  5. возможное равнодушие со стороны чиновников различных государственных структур в случае обращения к ним опекунов с просьбой о помощи;
  6. высокий процент вероятности потери любимой работы, потому что усыновителям придётся часто брать отгулы, внеочередные отпуска из-за возможных проблем со здоровьем малыша;
  7. страх заявителей на усыновление, связанный с огромными трудностями в получении ребёнком-инвалидом достойного образования, а также большой сложностью дальнейшего хорошего его трудоустройства;
  8. трудные взаимоотношения ребёнка-инвалида со своими сверстниками в школе, во дворе, другими членами семьи ввиду своих отличительных физических характеристик;
  9. огромные проблемы в получении всевозможных реабилитационных средств (инвалидные коляски, специальные приспособления и тренажёры).

Процесс усыновления

Первым делом родителям, изъявившим желание взять в семью ребёнка-инвалида, нужно будет пообщаться с чиновниками из службы опеки.

Важно помнить, что эта встреча является фундаментом успешности будущего усыновления малыша.

Поэтому чрезвычайно важно будущим маме и папе произвести на этих специалистов максимально положительное впечатление, выстроив тактически грамотно беседу.

Следующим этапом данного сложного мероприятия будет посещение медицинского учреждения с целью обязательного прохождения медосмотра. После успешного прохождения первых двух этапов сделать заявку в суд, а в случае положительного судебного решения – обратиться в местный ЗАГС.

Требования к усыновителям

На сегодняшний день существует определённый свод обязательных критериев, которым должны отвечать будущие родители детей-инвалидов.

  1. сокращение пенсионного возраста опекуна на 5 лет, если возраст инвалида не превышал 8 лет на момент регистрации процедуры усыновления;
  2. скидки по коммунальным услугам;
  3. бесплатный проезд в городском транспорте;
  4. ежемесячно 4 оплачиваемых дополнительных выходных дня, но только одному из родителей;
  5. бесплатное питание ребёнку-инвалиду в школе или же скидка на него;
  6. льготные путёвки в лагеря, оздоровительные санатории и здравницы;
  7. льготные государственные программы по кредитованию и ипотеке;
  8. повышенный коэффициент льготных выплат при соответствующей климатической зоне;
  9. льготный налоговый вычет согласно ст.218 НК РФ ;
  10. получение земельных участков.

Данными льготами государство пытается всячески стимулировать граждан, которые взяли в свою семью детей-инвалидов.

Усыновление ВИЧ-инфицированных детей

Особое место в обсуждении усыновления детей-инвалидов занимает тема усыновления малыша с диагнозом ВИЧ-инфицированный.

ВИЧ-инфицированные дети согласно закону обладают таким же правовым статусом, что и дети других групп инвалидности.

Правда стоит отметить, что ещё 10 лет назад желающих усыновить ребёнка с этим диагнозом было гораздо меньше, чем малыша с любым другим видом инвалидности.

Данное явление происходит из-за неправильного стереотипа восприятия заболевания. Учёными-медиками уже доказано, что дети с позитивным ВИЧ-показателем способны прожить полноценную, долгую и счастливую жизнь, рожать здоровых детей, заниматься практически любым видом профессиональной деятельности, безусловно, при условии соблюдения ими постоянной терапии своего неизлечимого недуга.

Ребёнку с диагнозом ВИЧ-инфицированный законодательством предусмотрено бесплатное лечение и регулярная выдача препаратов специального терапевтического действия в региональных профилактических центрах.

Отличия в адаптации

Правила усыновления ВИЧ-инфицированного малыша были абсолютно идентичны критериям усыновления ребёнка любой другой категории инвалидности вплоть до принятия некоторых поправок от 02.07.2013 г. в соответствующий закон.

Здоровые граждане не обладают правом усыновления ВИЧ-больного малыша, если на зарегистрированной ими жилплощади проживают ещё больные люди.

В частности, усыновитель, ранее взявший опекунство над ВИЧ-инфицированным ребёнком, не сможет усыновить ещё одного, независимо является он больным или абсолютно здоровым человеком. С принятием этой сомнительной поправки в отечественном законодательстве серьёзно усложнился и сам алгоритм процедуры усыновления ВИЧ-инфицированных детей, т.е. усыновителям нужно будет доказывать, что на их жилплощади не проживают граждане, которые являются носителями опасных заболеваний, принуждая всех членов семьи проходить дополнительно долгие медицинские обследования.

Абсурдность нового закона ещё подтверждена категорическим запретом ребёнку с ВИЧ-инфекцией проживать вместе на одной территории с человеком, страдающим таким же заболеванием.

Трудно поддаётся логическому объяснению запрет взрослому ВИЧ-инфицированному человеку (потенциально не угрожающего здоровью общества), который самореализовался в жизни, взять в члены своей семьи ребёнка со схожим диагнозом.

Зачем усыновлять ребенка? Что чувствуют дети, от которых отказались и приемные родители? Кто усыновляет детей-инвалидов? Интервью со специалистом службы подготовки и сопровождения приемных семей.

Татьяна Дорофеева, специалист службы подготовки и сопровождения приемных семей. Фото с сайта aquaviva.ru

В Санкт-Петербурге всего 4 школы приемных родителей, однако специалисты говорят, что и это уже хорошо, так как специалистов в этой области сравнительно немного. О том, как специалисты работают с мотивациями кандидатов в приемные родители и о других нюансах рассказывает ведущий специалист службы подготовки и сопровождения приемных семей Северо-Западного благотворительного фонда помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Дети ждут» Татьяна Дорофеева.

– Чем меньше времени тратится на обучение приемных родителей, тем разнообразнее могут быть результаты. Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга определяет максимальный срок обучения, а также срок с момента подачи человеком заявления в органы опеки и попечительства, в течение которого он должен обратиться и в школу приемных родителей.

Но с момента обращения в школу приемных родителей может пройти и год, прежде чем человек возьмет ребенка. Это похоже на беременность. Срок подготовки кандидата – от полугода до 9 месяцев. Как бы ни хотел человек взять приемного ребенка, у него должно образоваться пространство, куда этот ребенок может поместиться – и в эмоциональном, и в социальном плане.

Например, люди должны подумать, как они будут работать – ведь ребенок очень сильно изменит их образ жизни. Эмоциональное состояние приемных родителей тоже не должно мешать адаптации ребенка. Так что школа приемных родителей – это для них процесс изучения самих себя.

У нас проводится психологическое консультирование. Если кандидат нуждается в психотерапевтической работе, то проводится и она. Это касается людей, переживающих утраты – либо смерть родственников, либо смену места жительства, и людей, имеющих другие серьезные психологические нарушения, например, ненормативно протекающие возрастные кризисы. Но для психотерапии должен быть запрос – человек должен быть к ней готов. Если в процессе психологического консультирования семьи в ней выявляется человек с некоторыми трудностями, готовый работать, то психотерапия возможна.

– Смена места жительства – это тоже утрата?

Люди иногда с трудом адаптируются на новом месте, и усыновление ребенка может стать способом избавиться от одиночества. Даже если переезжает семья, то ей нужен новый круг знакомств, новые занятия.

– А такая мотивация, как попытка пережить таким образом какую-то утрату – это плохо?

Попытка замены – это не конструктивная мотивация. Замена разрушительна и для ребенка, и для приемного родителя. У приемного родителя в таком случае нет сил на то, чтобы услышать реальные потребности конкретного ребенка – он слышит в основном свои нужды. И тогда он не эффективный родитель – рассеянный, невнимательный, напряженный. Он хочет быть очень хорошим родителем, но у него на это нет ресурсов.

Есть еще такой миф у кандидатов в приемные родители: якобы хорошо, когда ребенок – сирота, у которого родители погибли, например, в автокатастрофе, что в таком случае он будет лучше адаптироваться в приемной семье. Но это самые тяжелые детки, потому что они очень любили своих кровных родителей, и когда они попадают в приемную семью, им долго никто не нужен. Таких детей мало в сиротских учреждениях, чаще их берут к себе другие члены их кровной семьи.

Созидательная, конструктивная мотивация – это когда кто-то хочет не взять, а отдать, когда кто-то хочет помочь ребенку. Например, некоторые мамочки сидят дома и готовы воспитывать много детей – им это нравится, у них это получается. Или когда муж и жена между собой хорошо ладят, но своих биологических детей иметь не могут, а хотят испытать родительские чувства, хотят растить ребенка.

Мы говорим родителям: «Ребенок – это отдельное существо, которое вам не принадлежит полностью, он вам дается на время». Родители сами проходят предварительные тесты на предполагаемый тип воспитания, а результаты этого тестирования мы потом с ними обсуждаем индивидуально – так они понимают свои тонкие места.

– Есть случаи, когда бездетные пары приходят в школу приемных родителей и после психологической или психотерапевтической работы у них появляются свои биологические дети. Такие пары все-таки берут и приемных детей? Или отказываются от этого намерения?

Да, у нас после каждого тренинга случаются беременности. Потому что снимаются тревоги, люди начинают больше обдумывать свою жизнь. И мы поддерживаем любые положительные изменения. Иногда в таких случаях люди отказываются от намерения взять приемного ребенка, но это тоже хороший результат – ведь у них появился свой ребенок.

Однако тема детей-сирот многих из них не перестает волновать, такие пары – очень хорошие волонтеры, они помогают детям адресно, конкретно, не ожидая от детей благодарности. Некоторые из них потом берут и приемных детей – через несколько лет, когда уже подрастут и их кровные.

– Вы формулируете основные задачи вашей школы?

Задача наших кандидатов: научиться строить долгосрочные принимающие честные отношения в семье, в том числе и с ребенком. У нас есть принципы, на которых мы строим обучение – то, как мы понимаем гармоничное воспитание ребенка. Эти принципы основаны на гуманистическом подходе к развитию личности.

Во-первых, это принцип надежды – то, что в человеке уже заложено все, что в нем есть замечательного. Никто не может никого кардинально переделать, мы только можем поспособствовать проявлению тех или иных черт и сочетать их со своими чертами. В каждом человеке есть нечто драгоценное. И родителей, и детей мы настраиваем на то, чтобы изучить себя и найти свои сильные и слабые стороны, научиться объяснять другим про свои слабые стороны, а сильные стороны выращивать и сочетать их с миром.

Никакой доктор не покажет пальцем – вот это хорошо, а это плохо, это придется изучать самим. Со специалистами можно проконсультироваться, но работать придется самим.

Во-вторых, это принцип баланса в мире . Мы исходим не из абсолютных понятий о добре и зле, а из конкретных семейных правил, и говорим о том, что равное количество внимания надо уделять четырем аспектам личности: психологическому, биологическому, духовному и социальному.

То есть родители должны заботиться об эмоциях ребенка, о его внутреннем мире, о его общении с другими людьми, о его играх или другой деятельности, о его здоровье. И так же они должны обращать внимание на эти аспекты своей жизни. То есть это личностно ориентированный подход.

И в-третьих, принцип семьи, как системы . Семья – это динамическое образование, которое живет своей жизнью, но на которое влияют внешние факторы. У некоторых родителей есть представление о том, что когда-то наступит некая стабильность, какой-то покой наступит. Мы развенчиваем этот миф – я сразу говорю приходящим к нам кандидатам: «Вы сегодня выходите из зоны комфорта». Потому, что на самом деле всегда есть динамика, всегда что-то происходит. Вообще с любым человеком всегда что-то происходит.

А здоровая предсказуемость появляется, когда есть конкретика: с одной стороны, что-то происходит, с другой стороны, у нас есть выработанный тип поведения. И что бы в семье ни случилось, все подлежит рассмотрению, из всего можно сделать какие-то полезные выводы.

– Вы считаете, что семейные отношения нельзя рассматривать сквозь призму чьей-то вины?

Да, мы не ищем виноватых, мы рассматриваем ситуацию, смотрим, что каждый может сделать для того, чтобы ее исправить или как-то разрешить. Конечно, мы пытаемся понять причины происходящего, но главная причина проблемы: кто-то кого-то не понял, есть неправильное послание.

Есть такой расхожий термин – «зеленая лампочка»: кто-то что-то сделал, а у нас в сознании «загорелась зеленая лампочка», то есть мы придумали объяснение поступку другого человека, которое вообще никак не связано с его мотивами. Поэтому мы стараемся добиться того, чтобы послания людей были понятными, чтобы люди научились не думать за других.

Ко мне или к другим специалистам нашей школы может обратиться любой член семьи с просьбой поговорить – не дать совет, а именно поговорить. Почему я за долгосрочные и искренние отношения? Если что-то происходит, я настраиваю и родителей, и детей говорить об этом – что мы чувствуем, что мы будем с этими чувствами делать, как мы будем их проявлять.

– Разве это не очевидно, что нужно говорить об этом?

Это не очевидно. Бывают долгосрочные, но неискренние семейные отношения. У нас большинство людей не умеют осознавать свои чувства. Есть такой термин в психологии – алекситимия. Это когда человек чувствует, но выразить свои чувства словами не может, и, соответственно, ему трудно понять, что чувствует другой человек. То есть это такая зацикленность на себе. Потому сейчас так много тренингов развития эмоционального интеллекта.

– Но ведь и человек, который говорит о своих чувствах, может быть зацикленным на себе.

Конечно. И если мы узнаем это о ком-то из наших кандидатов, мы обращаем его внимание на это, выясняем, почему он говорит только о себе и не может слушать других. Но основная проблема детей – то, что они не осознают и не могут выразить свои чувства. И взрослый должен, во-первых, подавать пример ребенку, во-вторых, давать ему понять, что он примет его с любыми эмоциями и будет ему помогать с ними что-то делать.

Например, ребенок может сказать: «Я злой». Взрослый говорит ему: «Давай подумаем, откуда эта злость взялась, что с ней делать, как ее выразить так, чтобы никому не было больно».

Мы не делаем принципиальной разницы между семьей обычной, где есть родители и их кровные дети, и семьей, где есть приемные дети. Но наши кандидаты получают дополнительные знания об особенностях приемных детей, о том, чем приемный ребенок будет отличаться от их кровного. И кандидаты получают возможность измерить свои ресурсы, подумать, смогут ли они адаптировать этого ребенка.

Приемный ребенок гораздо хуже осознает свои эмоции и потребности. Из-за этого у него нарушено поведение, из-за этого он может подвергать свою жизнь опасности, из-за этого ему страшно, из-за этого он меняет всю жизнь семьи. У меня самой есть приемный ребенок, я стараюсь ему помогать. Мои кровные дети спрашивают: «А когда-то будет получше?» Я отвечаю: «Не знаю. Он может так, как может».

– К вам приходят и люди, которые не просто захотели взять какого-то ребенка из детского дома, а у которых уже есть история отношений с конкретным ребенком.

Бывает. Мы изучаем историю этих отношений. Если позволяют условия, я знакомлюсь с ребеночком, с персоналом учреждения, где он находится. Мы смотрим на ситуацию и решаем, как поступить наилучшим образом в интересах ребенка.

Если обратившийся к нам взрослый почему-то все-таки не может стать приемным родителем этого ребенка, то он может стать его помощником – тьютором, волонтером… И параллельно для этого ребенка все-таки будет подыскиваться семья. Все очень индивидуально, нельзя сказать, что есть какие-то универсальные схемы. Очень многое зависит от личностного роста кандидата, который происходит во время занятий в школе приемных родителей: люди либо готовы многое менять в своей жизни, либо понимают, что не готовы, и отказываются от своего намерения. И мы считаем, что это тоже хороший результат. То есть важно, чтобы отношения были минимально травматичными для ребенка и максимально понятными для взрослого.

– Что вы делаете, если к вам обращаются приемные родители, которые хотят отказаться от ребенка?

Мы приглашаем всю семью, смотрим на ребенка, выясняем у родителей, что происходит – так, чтобы ребенок слышал. Чаще всего всплывают и какие-то позитивные истории, к этому позитиву мы обращаемся и начинаем его выращивать. Чаще всего это желание – такой крик души, и после нашей работы реального отказа может не случиться.

Даже если отказ происходит, то перед этим – месяца три мы с людьми работаем. Если это обращение было просто следствием усталости, то такая работа приносит огромную пользу ребенку, потому что его не ругают, и огромную пользу родителям, потому что их тоже не ругают, каждый член семьи получает поддержку.

Отказы все-таки бывают. Вот в прошлом году был случай, когда пара отказалась от ребенка – за три месяца мы не смогли найти ничего, чтобы их объединило. Ребенок снова оказался в сиротском учреждении, но не настолько травмированный, так как получил поддержку во время работы с нами, а взрослые осознали свои истинные мотивы и продолжают с ним общаться.

Да, для всех участников ситуации это был болезненный опыт, но он не стал для них таким разрушительным, каким мог бы быть. Я работаю и в сиротских учреждениях и могу сказать, что дети после вторичного отказа часто очень снисходительно относятся к их несостоявшимся приемным родителям, говорят: «Ну, не получилось». Им, конечно, потом очень трудно снова идти в какую-то семью, но некоторые превозмогают эту историю и идут, некоторые какое-то время не идут – и это понятно.

– Поддерживаете ли вы связь с теми, кто прошел вашу школу и уже взял приемного ребенка?

Да, у нас предполагается полное сопровождение с момента первичного обращения к нам кандидатов до совершеннолетия ребенка. Мы обсуждаем с людьми все вопросы – и на этапе поиска ребенка, и когда люди забирают его из учреждения, и в период его адаптации. Есть сложные периоды в жизни, есть нормативные кризисы. Но у нас многие родители – люди понимающие, и они, обращаясь к нам, говорят: «Мы понимаем, что происходит, но хотим проверить, все ли так».

Наша школа работает сравнительно недавно – с марта 2015 года, и у нас уже 24 семьи, которые взяли детей. И дети очень разные – от младенцев до 16-летних подростков. И приемные родители уже не задают нам первичных вопросов, они хорошо ориентируются в ситуации.

– С подростками ведь сложнее – в том числе и потому, что у них могут сохраняться связи с биологическими родителями…

Мы работаем с этим. Я могу поехать в любое учреждение и после согласования со специалистами этого учреждения и с родителями подростка, подписав с ними соглашение, познакомиться с молодым человеком, с ситуацией и выяснить у кандидата в приемные родители, готов ли он поддерживать ребенка в его общении с кровными родственниками.

Чаще всего люди оказываются к этому готовы – они понимают, что это история человека и уважительно к ней относятся. Для ребенка очень важно, когда его приемные родители принимают его кровных родителей. И у нас не было случаев перебежки из одного лагеря в другой.

Если ребенок сам не хочет идти в приемную семью, объясняя, что любит своих кровных маму и папу, наши кандидаты это понимают и не стараются его переубедить.

– Если к вам приходит кандидат и говорит, что хочет усыновить ребенка с инвалидностью, что тогда?

С ним проводится индивидуальная работа. У нас уже есть несколько семей, которые взяли детей-инвалидов. Мы с ними регулярно взаимодействуем, составляем для каждого ребенка индивидуальные реабилитационные программы. И кандидату, который заявляет о желании взять именно ребенка с инвалидностью, мы предлагаем встретиться с родителями, которые уже имеют такой опыт.

Эти встречи проходят в тех формах, которые людям удобны и не нарушают их границ. Но иногда ездим и к кому-то домой, как к кандидатам, так и к уже состоявшимся приемным семьям. Говорим о возможных последствиях, смотрим на имеющиеся ресурсы. Ведь одно дело, когда дети-инвалиды маленькие и их воспитывают еще не старые люди, другое дело, когда эти дети вырастают, и родителей рядом с ними уже не оказывается. Значит, в семье должен быть кто-то, готовый их сопровождать и дальше. Поэтому, например, с одинокими женщинами, которые хотят взять детей-инвалидов, проводится особенно долгая работа по изучению их ресурсов.

– И многие пожелавшие взять ребенка-инвалида, отказываются от этого намерения после ваших тренингов?

Как правило, только очень разумные, трезвомыслящие люди берут детей-инвалидов. Некоторые из них – уже с соответствующим опытом. Например, у нас есть женщина, у которой свой ребенок сложный, и она взяла еще и приемного с таким же диагнозом. И у них большая семья, приемный ребенок чувствует себя хорошо. Также это люди, работавшие или работающие в соответствующих учреждениях и хорошо представляющие себе проблематику.

– Среди тех, у кого нет такого опыта, но кто все-таки хочет взять ребенка-инвалида, много ли у кого мифологизированные представления о тех или иных диагнозах?

Нет. Все-таки чаще всего на такую сложную задачу замахиваются люди знающие. Кроме родителей, уже имеющих опыт воспитания своих детей-инвалидов, это либо работники социальной сферы, либо психологи.

Да, встречаются люди, которые говорят: «Я хочу спасти…» Но на первом или втором занятии, посвященном мотивации, они понимают, что спасти они могут только себя, оценив свои реальные возможности.

Мы взращиваем в человеке принятие, смирение и умение не торопиться. При воспитании ребенка-инвалида важно понимать и принимать ситуацию, понимать темпы его развития и соблюдать свои границы – чтобы ребенок понимал, что если он сделает так, будет то и то.

Это важно с любым ребенком, но с инвалидом это должно быть выражено особенно четко, потому что, если эти границы не установлены, инвалид может дать откат назад в развитии.

Например, должно быть правило: «Нельзя бить маму». Никогда нельзя разрешать ребенку бить маму, даже если он инвалид. Какая-то определенная линия поведения у родителей должна быть – чем четче поведение родителя, чем он понятнее себя ведет, чем он надежнее, тем легче ребенку-инвалиду.

В надежной среде любому ребенку легче развиваться. На наших занятиях мы даже репетируем какие-то моменты – я изображаю разных детишек, кандидаты в приемные родители играют в свою реакцию на их поведение. В процессе игры становится понятным, насколько все это сложно даже в смоделированной ситуации.

Ребенок-инвалид тяжело переносит перемены. Поэтому мы предупреждаем, чтобы, забрав ребенка из детского дома, родители какое-то время побыли с ним дома, не ехали сразу на юг или куда-то еще. Стараемся оговорить все, что, может ухудшить адаптацию ребенка. Я всегда говорю родителям: «Можно задавать любой вопрос, даже если он кажется очень глупым». Иногда очень глупый вопрос влечет за собой очень подробный и важный ответ.