Open
Close

Новые полномочия налоговых органов: проверка кассовой дисциплины. Как проводится проверка ккт налоговой инспекцией Проверка применения ккт налоговыми органами

Согласно поступившим в ОП РФ обращениям, предприниматели сталкиваются с довольно серьезными проблемами при применении онлайн-касс. Об этом на состоявшемся вчера в ОП РФ круглом столе заявил Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Владимир Винницкий . Среди наиболее часто встречающихся замечаний он указал:

  • угрозу признания всех пользователей ККТ операторами персональных данных. Это влечет обязанность уведомлять Роскомнадзор о намерении осуществлять обработку персональных данных и соблюдать все требования, установленные для операторов ( , Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных"). За их несоблюдение предпринимателю может грозить штраф вплоть до 75 тыс. руб. ();
  • неопределенность правовых статусов дополнительных реквизитов кассового чека, не установленных Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ " " (далее – закон о ККТ). Это, например, способ расчета, предмет расчета, признак агента и данные поставщика;
  • отсутствие реальных способов корректировки технических ошибок и ошибок исполнителя, выявленных после закрытия смены (на следующий день или позже);
  • высокую стоимость оборудования (включая его настройку) и др.

Покупатель решил вернуть не подошедшую ему запчасть, не относящуюся к группе технически сложных товаров, и требует возвратить денежные средства – вправе ли продавец просить его предоставить документ, удостоверяющий личность, заполнить бланк заявления о возврате денежных средств, согласие на обработку персональных данных и поставить подпись в приходно-кассовом ордере? Ответ на эти и другие практические вопросы – в "Базе знаний службы Правового консалтинга" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

С учетом выявленных проблем Владимир Винницкий озвучил следующие предложения:

  • установить перечень всех обязательных реквизитов чека, исключив из него лишние;
  • конкретизировать порядок исправления ошибок в отношении любых реквизитов кассового чека;
  • расширить перечень видов деятельности, для которых ККТ можно не применять (в частности, в отношении сфер с очень низким оборотом);
  • дать предпринимателям разъяснение об отсутствии ответственности по законодательству о персональных данных;
  • продолжить практику открытых классов ФНС России по разъяснению нового порядка применения ККТ;
  • разработать систему мероприятий по осуществлению общественного контроля за реализацией мероприятий, направленных на оптимизацию процесса перехода на онлайн-кассы.

Поддержали общественников и представители ТПП РФ. "На протяжении последних полутора лет мы в своей работе действительно сталкиваемся с жалобами представителей бизнеса, которые говорят о проблемах применения законодательства об онлайн-кассах. плохо работает в нетипичных условиях. Например, ИП может не иметь расчетного счета. Если он заплатит за наличку, ему пробьют чек, тут все понятно. Но он точно так же может взять и перечислить деньги со своего личного счета на счет компании за какую-то оптовую продажу, и вот тут возникают проблемы", – рассказала заместитель председателя Комиссии по бухучету, аудиту, налогам и правовой защите предпринимателей Уральской ТПП Марина Рыжкова .

Определенные проблемы признали и представители бизнеса. "Поддержу выступающих с точки зрения затрат – фактические затраты на первом этапе были выше исходных затрат, которые декларировались. Были проблемы, связанные с планированием, наличием в том или ином регионе фискальных накопителей. Также в результате перехода на новую ККТ произошла еще большая дифференциация: для крупных предприятий создаются более выгодные условия и одновременно происходит вымывание, уход с рынка средних и мелких предприятий, которые на региональном уровне были вполне значимы", – отметил директор Союза независимых сетей России Сергей Кузнецов . Нагрузка на бизнес, по словам Марины Рыжковой, действительно выросла: "В регионах все действительно не так хорошо. Огромное количество людей закрываются как ИП и продолжают работать в "черную".

Что касается расширения перечня видов деятельности, при которых можно не применять ККТ, советник Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Антон Свириденко полностью эту идею поддержал: "Мы направили в ФНС России список из 170 видов деятельности в сфере услуг с просьбой освободить их от обязанности применять онлайн-кассы". Помимо этого, эксперт упомянул о возможной альтернативе – специальном приложении, которое позволит представителям малого бизнеса, не имеющим возможности установить стационарный кассовый аппарат, исполнять требования закона о ККТ посредством мобильных устройств. "Либо приложение, либо исключение отдельных видов деятельности, где абсурдно применение ККТ. Если мы сможем все технически реализовать, освобождать дополнительно никого не надо – закачай приложение в смартфон и ходи с ним. Но если с приложением идея не получается, то нужно обязательно расширять перечень освобожденных от применения ККТ", – уверен эксперт.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Заместитель руководителя УФНС России по г. Москве Иван Шульга : " ".

Вместе с тем, по мнению заместителя начальника Управления оперативного контроля ФНС России Александра Сорокина , нет никаких оснований для того, чтобы приостанавливать или переносить исполнение требований закона о ККТ. "Вопросы в работе с онлайн-кассами существуют, но мы решаем их в рабочем порядке. ФНС России направила в регионы рекомендации, как организовать работу с онлайн-кассами. И один из пунктов гласит о смещении акцента с контрольного направления на разъяснительный. Заметьте, мы не обсуждаем истории, когда кого-то пришли и наказали. Наша задача – перевод налогоплательщика на новый порядок. Разъяснять, разъяснять и еще раз разъяснять. Никакой карательной функции нет", – заверил чиновник. Более того, он полностью поддержал инициативу продолжить работу открытых классов. "В каждом налоговом органе есть открытый класс, куда можно прийти, задать вопрос и получить ответ. Если дать ответ не удалось, эти вопросы аккумулируются и направляются в наш адрес и мы готовим общие развернутые ответы. Налогоплательщик также может бесплатно позвонить в наш контакт-центр и получить ответ. Допускаю, что на местах, возможно, не хватает компетенции ответить на какой-то вопрос, поэтому мы готовы подключаться в любом формате", – добавил Сорокин. Он отдельно подчеркнул, что за все время действия новых требований закона о ККТ, ему не поступило ни одного обращения о том, что кто-то из предпринимателей понес ответственность за нарушение правил обработки персональных данных.

Об отсутствии серьезных проблем при переходе на онлайн-кассы заявил и начальник Сводного отдела Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России Алексей Заитов . А директор по маркетингу компании "Штрих-М" Татьяна Булавина обратила внимание на то, что практически все производители онлайн-касс готовы предложить представителям малого бизнеса технику по цене ниже 18 тыс. руб. Причем указанная цена включает не только саму кассу, но также фискальный накопитель и услугу оператора фискальных данных. "Потребности кассовой техники для крупного бизнеса несколько другие: у них другая проходимость, другой уровень нагрузки на технику, поэтому их техника дороже. Техника для малого бизнеса более простая, потому и дешевле", – пояснила она, добавив, что никакого дефицита ККТ нового образца на рынке не предвидится.

Антон Свириденко предложил повторно организовать круглый стол с участием уполномоченных органов власти, представителей общественных организаций и предпринимателей непосредственно перед или сразу после 1 июля этого года, когда очередная очень крупная группа налогоплательщиков попадет по действие . По его подсчетам, это потребует подключить около 1 млн касс нового образца. И если на этом этапе вновь будут озвучены те или иные практические проблемы, это потребует совместной работы над совершенствованием законодательства и/или правоприменительной практики.

В соответствии со ст. 2 Закона о (Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт") в установленных данным Законом случаях организациями и предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с применением платежных карт при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг применяется ККТ, включенная в Государственный реестр.
Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ККТ, установлены ст. 5 Закона о применении ККТ и включают в себя, в частности:
- регистрацию ККТ в налоговых органах;
- исправность ККТ, опломбирование (В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470) и обеспечение надлежащего учета денежных средств при проведении расчетов (фиксация расчетных операций на контрольной ленте (В соответствии с Протоколом заседания ГМЭК от 25.06.2002 N 4/69-2002) и в фискальной памяти);
- выдачу покупателям (клиентам) в момент оплаты отпечатанных ККТ кассовых чеков;
- обеспечение ведения и хранения в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККТ, а также обеспечение должностным лицам налоговых органов, осуществляющим проверку, беспрепятственного доступа к соответствующей ККТ и к указанной документации;
- при первичной регистрации и перерегистрации ККТ введение в ее фискальную память информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов (Порядок проведения замены фискальной памяти, утв. Решением ГМЭК по ККМ от 11.10.2000 (Протокол N 4/58-2000)).

Контролирующий орган

Контроль за применением контрольно-кассовой техники в силу ст. 7 Закона о применении ККТ, ст. 7 Закона о налоговых органах РФ (Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1) возложен на налоговые органы , которые:
- контролируют соблюдение организациями и предпринимателями требований Закона о применении ККТ;
- проверяют полноту учета выручки в организациях и у предпринимателей;
- проверяют документы, связанные с применением ККТ, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;
- проводят проверки выдачи кассовых чеков;
- налагают штрафы в случаях и порядке, установленных КоАП РФ, на организации и индивидуальных предпринимателей, нарушающих требования Закона о применении ККТ.

Также согласно п. 2 ст. 7 Закона о применении ККТ налоговые органы при осуществлении данных контрольных функций взаимодействуют с органами внутренних дел (в пределах их компетенции).

К сведению. Согласно ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ неприменение в установленных законодательством случаях ККТ, применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям, либо использование ее с нарушением порядка, условий регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (например, товарного чека, квитанции) влекут предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 руб., на должностных лиц - от 3000 до 4000 руб., на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб. Постановление о назначении административного наказания в соответствии с данной статьей не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения соответствующего правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ).

Порядок проведения проверки...

Разъяснения налоговиков

Столичные налоговики в Письме от 16.09.2011 N 17-26/089973 отмечают, что они в своей работе уделяют внимание предупреждению и недопущению правонарушений, связанных с практическим применением ККТ. Сообщается, что проверка соблюдения законодательства о применении ККТ проводится на основании поручения на проверку, выданного и зарегистрированного налоговым органом и подписанного руководителем (заместителем руководителя) управления. Поручение на проверку является внутренним документом налогового органа и служит для надлежащего контроля за действиями должностных лиц, осуществляющих контрольные мероприятия. В нем указываются дата проверки, Ф.И.О. проверяющих, местонахождение проверяемых объектов.
Проверяющие представляют руководителю и (или) другому должностному лицу организации (предпринимателю) данное поручение и документы, удостоверяющие их личность (должность). По мнению налоговиков, проверка соблюдения Закона о применении ККТ может проводиться как в присутствии, так и в отсутствие руководителя (законного представителя) проверяемой организации или индивидуального предпринимателя.
Проверки проводятся следующими методами:
- визуальный контроль (наблюдение) проверяющих за продажей товаров (оказанием услуг, проведением работ) покупателям (клиентам) с привлечением свидетелей, понятых для подтверждения реализации товара, выполнения работ и оказания услуг;
- приобретение проверяющими товаров в личное пользование ;
- приобретение товаров сотрудниками органов, наделенными правом контрольной закупки , участвующими в проведении проверки, с последующим оформлением соответствующего акта.
По результатам визуального наблюдения проверяющими делается предварительная оценка исполнения Закона о применении ККТ при наличных на конкретном объекте. Особое внимание обращается на применение ККТ, а также на выдачу кассового чека. С согласия покупателей в отдельных случаях просматриваются выданные им чеки на предмет проверки правильности отпечатывания на них уплаченной суммы, других обязательных реквизитов. При необходимости с согласия граждан берутся свидетельские показания. Также, по мнению контролирующего органа, при проверке налоговые инспекторы могут покупать товары (заказывать услугу, работу) как обычные покупатели (клиенты) или привлекать для проведения проверки лиц, которые будут являться свидетелями административного правонарушения.
Отмечается, что однократного нарушения требований Закона о применении ККТ достаточно для оформления акта о нарушении действующего законодательства (а при установлении факта неприменения ККТ - акта, протоколов или определения о возбуждении административного расследования).

К сведению. Дело об административном правонарушении возбуждается должностным лицом при непосредственном обнаружении им достаточных данных, указывающих на наличие правонарушения (п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ).

В акте и протоколах отражаются все факты нарушения и связанные с ними обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по результатам проверки. После рассмотрения материалов проверки и дела об административном правонарушении начальник ИФНС выносит постановление о назначении административного наказания. Штраф проверяемое лицо должно заплатить не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, в противном случае соответствующие материалы будут направлены судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Также в Письме обращается внимание на то, что Законом о применении ККТ и другими нормативными актами по применению ККТ периодичность проверок не регламентирована. Проверки, проводимые налоговыми органами в отношении применения ККТ, являются плановыми и не носят характер налоговой проверки, так как не связаны с контролем за правильностью уплаты налогов налогоплательщиками. Таким образом, у проверяющих отсутствует обязанность вносить записи в журнал учета мероприятий по контролю организации.
В другом Письме от 24.06.2011 N 17-14/061289@ столичные налоговики со ссылкой на Постановление Президиума ВАС РФ от 22.06.2010 N 1130/10 также напоминают, что Федеральный закон N 294-ФЗ (Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля") к мероприятиям по контролю за соблюдением законодательства о применении ККТ не применяется, поскольку они относятся к мероприятиям финансового контроля, а в силу ч. 3 ст. 1 данного Закона сфера его действия на проведение мероприятий по контролю за соблюдением законодательства о применении ККТ не распространяется. Генеральная прокуратура в Письме от 25.06.2009 N 73/3-133-2009 также высказала свое мнение в части отнесения таких мероприятий к финансовому контролю, на который не распространяются положения Федерального закона N 294-ФЗ. Соответственно, проверки применения ККТ могут проводиться в любое время по усмотрению налогового органа.

Разъяснения арбитров

В отношении использования проверяющими метода покупки товаров в личное пользование у арбитров другая точка зрения (см., например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2011 N 09АП-28814/2011-АК). В данном деле сотрудников ИФНС согласно поручению на проверку обязали провести контроль за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов. Один из них приобрел у проверяемого лица товар в личное пользование. При этом кассовый чек не пробили и на руки ему не выдали. Также денежные средства не были отражены в бухгалтерской документации организации.
По результатам проверки организацию привлекли к административной ответственности в виде штрафа. Не согласившись с вынесенным постановлением, она обратилась в суд с требованием о признании его незаконным и отмене. Арбитры и первой, и апелляционной инстанций поддержали налогоплательщика, поскольку пришли к выводу, что товар был приобретен налоговиками с целью осуществления соответствующей проверки, то есть была проведена контрольная закупка товара. При этом, как отметили судьи, инспекция не представила доказательств, подтверждающих правонарушение, поскольку в нарушение ст. 8 Федерального закона N 144-ФЗ (Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности") контрольная закупка, которая относится к оперативно-разыскным мероприятиям, произведена должностным лицом инспекции, не наделенным правом проводить такие мероприятия.

Налоговые органы контроль за применением организациями и предпринимателями ККТ осуществляют в соответствии со ст. 7 Закона о применении ККТ, ст. 7 Закона о налоговых органах РФ, п. 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506). Данные нормы позволяют налоговым органам проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием ККТ. Вместе с тем, как отмечают арбитры, они не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.

В рассматриваемом случае сотрудниками инспекции была лично произведена проверочная закупка. Однако согласно положениям Федерального закона N 144-ФЗ она допускается как оперативно-разыскное мероприятие, проводимое полномочным органом, в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом. В силу ст. 13 данного Закона налоговые органы не наделены правом проведения оперативно-разыскных мероприятий. При этом в соответствии с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, недопустимо.
Исходя из этого арбитры пришли к выводу, что проведение должностным лицом инспекции проверочной закупки при осуществлении контроля за применением организацией ККТ не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения и являющееся основанием для признания организации виновной в совершении административного правонарушения и назначения административного наказания. Результат рассмотрения дела - постановление о привлечении организации к ответственности признано незаконным и отменено.
Аналогичные выводы были озвучены в Постановлениях Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2011 N 09АП-30601/2011-АК, ФАС ЗСО от 15.03.2011 N А27-8657/2010, ФАС СКО от 04.02.2011 N А63-5081/2010, ФАС СЗО от 27.12.2010 N А56-45497/2010. Соответственно, при проведении контрольных закупок налоговыми инспекторами "маскировку" их под обычных покупателей предприятия общественного питания могут оспорить в суде. Именно так и поступил налогоплательщик в ситуации, когда услуга общепита была оплачена лично проверяющим сотрудником налогового органа (см. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2011 N А41-21451/11). Суд решил, что, поскольку покупателем фактически являлось должностное лицо налогового органа, проводившее в ресторане общества административную проверку, факт неприменения ККТ, невыдачи чека конкретному покупателю при принятии платы за услугу и отсутствие ККТ в материалах административной проверки инспекцией надлежащим образом зафиксированы не были.

Еще о спорных моментах

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 применяемая ККТ должна иметь среди прочего часы реального времени в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования. Соответственно, контролирующий орган данному моменту также уделяет пристальное внимание. В Письме УФНС по Санкт-Петербургу от 12.01.2010 N 04-10-02/00145@ в отношении этого вопроса сообщается, что при проведении проверок в случае установления расхождения времени по ККТ с реальным временем рекомендуется в присутствии представителя проверяемой организации или индивидуального предпринимателя произвести звонок в справочную службу для уточнения времени, зафиксировав указанные действия в акте проверки. Однако, например, в Постановлении ФАС УО от 06.10.2010 N Ф09-8020/10-С1 арбитры с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16, пришли к выводу, что выдача чека с неверным указанием времени покупки не является фактом неприменения ККТ.
Еще одним поводом для отмены постановления о привлечении налогоплательщика к административной ответственности является нарушение административным органом порядка привлечения к такой ответственности: рассмотрение дела об административном правонарушении в отсутствие представителя общества, не извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2011 N 09АП-16754/2011). На основании ч. 2 ст. 211 АПК РФ, п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 арбитры отменили постановление о привлечении общества к ответственности.

За какие нарушения придется отвечать?

При использовании ККТ с поврежденными (сорванными) марками-пломбами рассчитывать на поддержку судей не стоит (см., например, Решение Ленинградского областного суда от 01.03.2011 N 7-165/2011, Постановление ФАС СЗО от 14.12.2010 N А56-22113/2010).
Если ККТ обособленного подразделения будет зарегистрирована в налоговом органе не по месту его нахождения, а по месту нахождения общества, данный факт также является основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (см. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2011 N А41-23482/11). В рассматриваемом случае можно сказать, что предприятию повезло: апелляционный суд заменил штраф в размере 30 000 руб. на предупреждение, хотя суд первой инстанции признал штраф обоснованным. Напомним, что согласно требованиям п. 15 Постановления Правительства РФ N 470 заявление о регистрации ККТ, подлежащей применению обособленным подразделением пользователя, представляется им в налоговый орган по месту нахождения данного подразделения.
Смягчающим обстоятельством для апелляционного суда послужило то, что согласно отметке в карточке регистрации ККТ было указано, что она установлена по адресу, соответствующему месту нахождения обособленного подразделения. В данном случае ККТ была зарегистрирована в налоговом органе, то есть использовалась при кассовых наличных расчетах подконтрольно. Сама регистрация ККТ была произведена в налоговом органе по месту нахождения головного офиса с нарушением установленных правил, нарушение также было допущено налоговой инспекцией по месту нахождения общества, то есть государственным органом. Более того, предприятие административное правонарушение совершило впервые (ст. 3.4 КоАП РФ). Исходя из этого суд счел возможным смягчить наказание в пределах санкции, установленной ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, применив меру административного наказания в виде предупреждения.
Заметим, что и несоответствие заявленного места установки ККТ месту фактического осуществления деятельности влечет привлечение к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (Письмо УФНС по г. Москве от 02.03.2011 N 17-26/019349@).
Также о наличии административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, свидетельствует пробитие ККМ чека с указанием меньшей суммы, чем была уплачена покупателем (Постановление ФАС УО от 19.01.2011 N Ф09-11178/10-С1). В качестве обоснования своей позиции судьи сослались на выводы, озвученные в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16.

Немного о плательщиках ЕНВД

В соответствии с п. 2.1 ст. 2 Закона о применении ККТ плательщики ЕНВД, не подпадающие под действие п. п. 2, 3 ст. 2 данного Закона, при осуществлении видов деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, могут проводить наличные денежные расчеты без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)).
Ранее мы высказывали свои сомнения относительно возможности использования данного права предприятиями общественного питания, находящимися на режиме в виде ЕНВД. Сомнения возникли после подробного изучения п. п. 2, 3 ст. 2 Закона о применении ККТ, на основании которых был сделан вывод, что предприятия общественного питания, переведенные на уплату ЕНВД (а также торговые и транспортные организации, отельеры), при отказе от использования кассовой техники должны руководствоваться положениями п. 2 либо п. 3 данной статьи, а не положениями п. 2.1. При этом было высказано предположение, что законодатель, внося поправки в Закон о применении ККТ, не желал достичь именно такого эффекта.

Прошло уже два года с момента вступления в силу п. 2.1 ст. 2 Закона о применении ККТ. Проанализируем, каким образом складывается арбитражная практика по данному вопросу. Например, в Постановлении ФАС МО от 12.05.2010 N КА-А41/4665-10 была проведена проверка применения ККТ в кафе, в результате которой налоговикам при осуществлении денежных расчетов в момент оплаты 2 бутылок пива и пачки сигарет не выдали чек. Судьи в данном деле также указали на то, что должностное лицо налоговой инспекции не было наделено правом проведения оперативно-разыскного мероприятия. Но главным аргументом для арбитров послужило то, что общество являлось плательщиком ЕНВД, а в материалах дела отсутствовали доказательства, что покупатель требовал выдачи чека. И исходя из положения п. 2.1 ст. 2 Закона о применении ККТ был сделан вывод о недоказанности в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 14.5 КоАП РФ. Как мы видим, для суда в данном случае оказалось достаточным того, что предприятие общепита является плательщиком ЕНВД, п. п. 2 и 3 ст. 2 Закона о применении ККТ арбитры в расчет не брали.
В Постановлении ФАС ВСО от 25.04.2011 N А19-21101/09 арбитры также сделали вывод, что состав административного правонарушения не доказан на том основании, что предприниматель является плательщиком ЕНВД, в связи с чем вправе не применять ККТ при осуществлении денежных расчетов с покупателями, при этом факт истребования покупателем документа, подтверждающего прием денежных средств за приобретенный товар, не доказан. В этом случае п. п. 2 и 3 ст. 2 Закона о применении ККТ судьями также не рассматривались.
Несмотря на приведенные примеры из арбитражной практики, момент остается до сих пор неоднозначным. Подтверждение тому - Письмо Минфина России от 26.05.2011 N 03-01-15/4-67. В нем финансовый орган напомнил, что согласно п. 2 ст. 2 Закона о применении ККТ организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в соответствии с Порядком, определяемым Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359. Данный Порядок могут применять организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению, перечисленные в Общероссийском классификаторе услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденном Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163.
Пунктом 3 ст. 2 Закона о применении ККТ установлен перечень видов деятельности, при осуществлении которых организации и предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты без применения ККТ.
Исходя из этих норм, а также п. 2.1 данной статьи, Минфин делает вывод, что возможность не применять ККТ предоставлена организациям и предпринимателям - плательщикам ЕНВД (п. 2 ст. 346.26 НК РФ), если они не подпадают под действие п. п. 2, 3 ст. 2 и выдают по требованию покупателя (клиента) документ, подтверждающий прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), отвечающий требованиям п. 2.1 ст. 2 Закона о применении ККТ. В случае когда организации и индивидуальные предприниматели оказывают услуги населению, они подпадают под действие п. 2 ст. 2 данного Закона, при этом условия п. 2.1 не соблюдаются.
Напомним, что в Общероссийском классификаторе услуг населению ОК 002-93 (ОКУН) услуги общественного питания поименованы под кодом 122000.

Итак, мы рассмотрели, какие методы налоговые органы используют при проверке правильности применения ККТ, и выяснили, что арбитры отрицательно относятся к покупке проверяющими товаров в личное пользование, считая, что в данном случае речь идет о проведении должностным лицом инспекции проверочной закупки, которая является оперативно-разыскным мероприятием. При этом должностные лица инспекции не наделены правом проведения подобных мероприятий. Соответственно, предприятиям общественного питания, столкнувшимся с таким произволом контролирующего органа, можно порекомендовать обратиться за поддержкой в суд.
Можно попробовать отстоять в суде свою точку зрения и в ситуации с выдачей чека с неверным указанием времени покупки и с рассмотрением дела об административном правонарушении в отсутствие представителя предприятия (предпринимателя), не извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В отношении предприятий общественного питания, находящихся на режиме в виде ЕНВД, решение вопроса с неприменением ими ККТ до сих пор остается неоднозначным.

Февраль 2012 г.

Контрольные функции за применением организациями и индивидуальными предпринимателями ККТ возложены Законом о ККТ на налоговые органы. Кроме того, органы внутренних дел, а также госторгинспекции взаимодействуют в пределах своей компетенции с налоговыми органами при проведении ими указанных проверок, а также вправе самостоятельно проводить такие проверки.

Данный Закон (как и ранее действовавший Закон РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением") не является актом законодательства о налогах и сборах, и, соответственно, контроль за соблюдением его требований не относится к налоговому контролю.

Государственный контроль за соблюдением законодательства о применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт включает контроль за соблюдением требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения, а также контроль полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей. Указанный контроль не включает в себя мероприятия по проверке соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований к товарам (работам, услугам). В связи с этим нет ограничений по периодичности проверок правильности применения ККТ (не более чем один раз в два года), установленных законодательством (см. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)").

Согласно п. 1 ст. 7 Закона о ККТ представители налоговых органов:

Осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований Закона;

Осуществляют контроль за полнотой учета выручки;

Проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями ККТ, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;

Проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;

Налагают штрафы на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования данного Закона, в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Контрольные полномочия налоговых органов касаются всех индивидуальных предпринимателей и организаций, за исключением кредитных. Контроль за правильностью применения ККТ кредитными организациями осуществляет Банк России, который устанавливает порядок применения ККТ кредитными организациями, а также утверждает программные продукты, используемые в этой технике.

Статья 14.5 КоАП РФ допускает возможность привлечения к административной ответственности также и физического лица, под которым, в частности, можно понимать работника организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги (продавец, кассир и т.д.).

Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.5 КоАП РФ, уполномочены:

Органы внутренних дел (милиция) (ч. 1 ст. 23.3 КоАП РФ);

Налоговые органы - только в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения ККМ (ч.

1 ст. 23.5 КоАП РФ);

Органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (ч. 1 ст. 23.49 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица перечисленных органов полномочны также составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.5 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 23.5 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени налоговых органов вправе:

Руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, его заместители;

Руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в субъектах РФ, их заместители;

Руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в городах, районах.

Контрольные закупки

Для проверки правильности применения ККТ необходимо, чтобы покупатель произвел покупку, а продавец получил от него наличные деньги за товар, т.е. предприятие должно осуществить денежные расчеты в ходе торговой операции или оказания услуги.

Налоговые органы не наделены правом контрольной закупки, а проведение проверок совместно с теми органами, которые обладают таким правом (органы милиции, торговая инспекция), не всегда возможно. Данный тезис иногда подтверждается судебной практикой (Постановление ФАС Поволжского округа от 7 сентября 2004 г. по делу N А72-2698/04-11/285).

Однако существуют и противоположные выводы судебных инстанций. В них говорится, что налоговые органы уполномочены контролировать соблюдение законодательства о применении ККТ, в частности выдачу кассового чека. Следовательно, закупка производится в целях проверки выдачи чека, т.е. она не контрольная, а проверочная, и подобные действия налоговиков правомерны (Постановление Президиума ФАС Московского округа от 25 сентября 1998 г. N 15, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 5 мая 2005 г. по делу N А56-41328/04).

Необходимо законодательно определить порядок проведения контрольной закупки. Существующими нормативными актами этот вопрос не урегулирован. В процессе проверок сложно найти свидетеля, который согласится записать в акте проверки свои фамилию, имя, отчество и адрес, чтобы контролирующие органы смогли впоследствии доказать факт нарушения закона.

По мнению работников налоговых органов, обязанность по контролю за применением ККТ в полном объеме возможно выполнить лишь при наличии права контрольной закупки, которым они пока не обладают. В письме УМНС по г. Москве от 23 марта 2000 г. N 30-12/12275 говорится, что налоговые органы не имеют права на контрольную закупку.

Ранее контроль за применением ККМ осуществляли также органы налоговой полиции. После того как эти органы были упразднены, а их функции были переданы органам внутренних дел, с 1 июля 2003 г. органы милиции также имеют право проводить проверки правильности применения ККТ и налагать штрафы за неприменение ККТ.

Кроме того, такие проверки могут проводить органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, которым предоставлено право производить в ходе проверок контрольные закупки.

Кредитные организации

Кредитные организации являются особыми субъектами применения ККТ. В статье 3 Закона о ККТ установлено, что решение о том, какая ККТ может применяться кредитными организациями и с какими программными продуктами, принимает Банк России, который направляет соответствующие сведения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять ведение Государственного реестра.

На кредитные организации не распространяется действие полномочий налоговых органов, предусмотренных п. 1 ст. 7 данного Закона. Контроль за соблюдением кредитными организациями этих требований осуществляет Банк России.

Кредитные организации, применяющие ККТ, обязаны предоставлять информацию в налоговые органы по их запросам в порядке, предусмотренном федеральными законами. Законодательные положения, предусматривающие предоставление кредитными организациями информации в налоговые органы по их запросам, следующие:

В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговым органам предоставляется право получать от кредитных организаций документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения;

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от кредитных организаций как от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

В соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от кредитных организаций документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени;

Часть 2 ст. 26 Закона РФ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" устанавливает, что кредитные организации выдают налоговым органам справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности.

Как установлено в ст. 56 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора и осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.

Статьей 74 данного Закона предусмотрено, что в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1% минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до 6 месяцев. В указанной статье также предусмотрены санкции, которые Банк России вправе применять в случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков).

Кроме того, в соответствии с п. 81 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица Банка России вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.26 "Нарушение законодательства о банках и банковской деятельности" КоАП РФ. Часть 2 данной статьи предусматривает за нарушение кредитной организацией установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований вынесение предупреждения или наложение административного штрафа в размере от 100 до 300 минимальных размеров оплаты труда.

Исходя из положений ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.26 КоАП РФ, рассматривают судьи районных судов - в случае, если производство по делам осуществляется в форме административного расследования; мировые судьи - в остальных случаях.

Порядок проведения проверок

Как правило, нарушения выявляются при проведении выездных проверок, которые иногда проводятся налоговыми органами в виде специальных рейдов вместе с сотрудниками милиции или госторгинспекции. Это обусловлено также тем, что налоговым органам не предоставлено право проводить контрольные закупки, поэтому эти функции во время проверок выполняют работники милиции или госторгинспекции, у которых есть такие права.

Перед началом проверки представители контролирующих органов должны предъявить руководству проверяемой организации (индивидуальному предпринимателю) служебное удостоверение и поручение о проведении проверки использования ККМ. Это поручение должно быть подписано руководством того органа, представители которого пришли с проверкой.

Многие юридические лица и индивидуальные предприниматели считают, что их слишком часто проверяют на предмет соблюдения правил применения ККМ. При этом они ссылаются на Федеральный закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), которым определено, что в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.

Согласно этому Закону внеплановые проверки должны проводиться чаще. Предметом таких проверок является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений. Кроме того, внеплановые проверки проводятся при получении контролирующими органами информации о возникновении аварийных ситуаций, о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде; при возникновении угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнении окружающей среды, повреждении имущества, а также при обращении граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей.

Законодательство о применении ККТ не подпадает под действие Закона N 134-ФЗ, поэтому количество проверок правильности применения ККТ в отношении одного налогоплательщика Законом не ограничено.

После окончания проверки составляется акт, в котором перечисляются все просмотренные документы. Если обнаружены нарушения, то они должны быть подробно описаны, здесь же указывается предполагаемый размер штрафа. Затем на основании акта проверки проверяющий составляет протокол о выявленном нарушении. С актом и с протоколом должны быть ознакомлены под роспись должностные лица и законные представители проверяемой организации или индивидуальный предприниматель.

Должностному лицу (законному представителю юридического лица), в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ). При этом проверяемым необходимо убедиться, что составленный протокол соответствует требованиям КоАП РФ, и дать свои письменные пояснения по результатам проверки. Для того чтобы лучше обосновать свою позицию, можно взять небольшой тайм-аут и, обратившись к юристу, представить свои письменные пояснения позже.

Кроме того, необходимые пояснения можно дать непосредственно при рассмотрении дела. Статьей 25.1 КоАП РФ установлено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами.

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Рассматривать дела об административных правонарушениях по неприменению ККТ от имени органов, проводивших проверку, вправе: руководитель территориального налогового органа (его заместителю такие права не предоставлены); начальники территориальных отделов милиции, их заместители; начальники территориальных управлений государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, их заместители.

Материалы по делам о невыдаче чека ККМ или отсутствии ценника могут рассматривать только госторгинспекции (ст. 23.49 КоАП РФ). МНС России в письме от 14 августа 2002 г. N АС-6-06/1243@ предписало налоговым органам фиксировать правонарушения, предусмотренные ст. 14.15 КоАП РФ, в акте проверки и направлять этот акт в органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей или органы внутренних дел.

Налагать штрафы за нарушения кассовой дисциплины (работы с денежной наличностью) и порядка ведения кассовых операций имеют право органы внутренних дел (ст. 23.3 КоАП РФ) и налоговые органы (ст. 23.5 КоАП РФ), а проводить проверки по соблюдению организациями кассовых операций - обязанность банков (п. 41 Порядка ведения кассовых операций и п. 2.14 Положения о правилах организации наличного денежного обращения N 14-П). За неисполнение этой обязанности на банки налагается штраф в размере от 2000 до 3000 руб. (ст. 15.2 КоАП РФ).

Если в ходе проверки организации банк выявит нарушения, он должен проинформировать об этом налоговый орган, который наложит на организацию и ее должностных лиц штраф.

При проведении проверок соблюдения законодательства Российской Федерации о применении ККТ могут быть выявлены признаки налоговых правонарушений, в частности предусмотренных ст. 120 "Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения" или ст. 122 "Неуплата или неполная уплата сумм налога" НК РФ.

Установленный ст. 101 НК РФ порядок производства по делу о налоговом правонарушении, совершенном налогоплательщиком, предусматривает вынесение решения по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки. Документально подтвержденные факты нарушений законодательства РФ о налогах и сборах в соответствии с п. 1 и 2 ст. 100 НК РФ должны быть указаны в акте выездной налоговой проверки, составляемом в установленной форме уполномоченными должностными лицами налоговых органов.

Проверки применения ККТ не являются налоговыми проверками, т.е. проверками, проводимыми в рамках налогового контроля. Вместе с тем выявленные правонарушения могут быть учтены при проведении в соответствии с установленным Налоговым кодексом РФ порядком выездных налоговых проверок.

Схематично виды нарушений правил наличных денежных расчетов и ответственность за эти нарушения представлены в таблице.

Виды нарушений и ответственность за нарушения

при работе с денежной наличностью

Вид нарушения Взыскание
Нарушения в сфере применения ККТ
Фактическое неиспользование

контрольно-кассового аппарата

(в том числе по причине его

отсутствия)

Статьей 14.5 КоАП РФ установлен

административный штраф:

для граждан - в размере от 15 до 20

МРОТ, т.е. от 1500 до 2000 руб.;

для должностных лиц - от 30 до 40

МРОТ, т.е. от 3000 до 4000 руб.;

для юридических лиц - в размере

от 300 до 400 МРОТ,

т.е. от 30000 до 40000 руб.

Использование ККТ, не

зарегистрированной в налоговых

Использование ККТ, не включенной

в Государственный реестр ККТ

Использование ККТ без фискальной

(контрольной) памяти, с фискальной

памятью в нефискальном режиме или

с вышедшим из строя блоком фискальной

Использование ККТ, у которой

отсутствует пломба либо имеется

повреждение, свидетельствующее о

возможности доступа к фискальной

Пробитие ККТ чека с указанием суммы,

менее уплаченной покупателем

(клиентом)

Невыдача соответствующих бланков

строгой отчетности организациями

и предпринимателями,

осуществляющими наличные денежные

расчеты без применения ККТ

Отсутствие первичных документов

по учету денежных расчетов с

населением (формы N КМ 1-9)

Статьей 120 НК РФ установлен

штраф для организаций:

в размере 5000 руб.;

в размере 15000 руб., если

нарушение совершено в течение

более одного налогового периода;

в размере 10% от неуплаченной

суммы налога, но не менее

15000 руб., если нарушение

повлекло занижение налоговой базы

Нарушение порядка работы с денежной наличностью

и порядка ведения кассовых операций

Расчеты между организациями

наличными деньгами сверх

установленных размеров

(60000 руб. по одной сделке)

Статьей 15.1 КоАП РФ установлен

административный штраф:

для должностных лиц - от 40 до 50

МРОТ (т.е. от 4000 до 5000 руб.);

для юридических лиц - от 400 до 500

МРОТ (т.е. от 40000 до 50000 руб.)

Неоприходование (неполное

оприходование) в кассу денежной

наличности

Несоблюдение порядка хранения

свободных денежных средств

Накопление в кассе наличных денежных

средств сверх установленных лимитов

Еще по теме 1.9. Контроль за применением ККТ:

  1. Виды контроля, формы и методы его проведения Виды контроля
  2. 1.1. Основные изменения законодательства о контрольно-кассовой технике
  3. 1.3. Требования к ККТ, порядок и условия ее регистрации и применения
  4. 1.4. Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ККТ
  5. 1.7. Порядок осуществления наличных денежных расчетов без применения ККТ в случае оказания услуг населению
  6. 85. Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера.
  7. 2.1. Особенности контроля в механизме имплементации европейского права

- Авторское право -

Проверка ККТ налоговой инспекцией проводится в рамках надзора и контроля за соблюдением нормативных актов в сфере использования контрольно-кассовой техники. О том, что является предметом проверки и какими полномочиями наделены проверяющие, читайте в нашей статье.

Надзор в сфере применения ККТ

В соответствии с п. 2 ст. 7 закона «О применении контрольно-кассовой техники…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — закон № 54-ФЗ) при проведении контроля в сфере использования кассовых аппаратов налоговые органы:

  • осуществляют мониторинг расчетов с использованием ККТ;
  • проводят анализ полученных данных мониторинга;
  • проверяют использование ККТ;
  • проводят удаленные проверки операторов фискальных данных;
  • проверяют соблюдение правил оформления и выдачи кассовых чеков и других подтверждающих документов, в том числе путем осуществления контрольной закупки.
  • выносят предписания об устранении выявленных нарушений.

Важно! Результатом проверки ККТ налоговой является установление факта соблюдения или несоблюдения проверяемыми пользователями кассовых аппаратов правил применения ККТ. При выявлении нарушений виновные привлекаются к административной ответственности. Административный регламент осуществления надзора и контроля утвержден приказом Министерства финансов РФ от 17.10.2011 № 132н (далее — Регламент).

Проверка применения ККМ

Проверка правил использования кассовых аппаратов включает в себя следующие процедуры:

  • Проверку выдачи кассовых чеков и иных подтверждающих документов. Указанная проверка включает в себя в том числе контрольную закупку товара, его оплату наличными или с помощью банковской карты в целях установления факта выдачи (невыдачи) подтверждающего документа. Максимальный срок выполнения данного этапа проверки составляет 1 рабочий день. Контрольная закупка регулируется ст. 16.1 закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон № 294).
  • Рассмотрение документов на ККТ. Проводится после окончания проверки выдачи чеков. Сотрудники налоговой службы рассматривают и проверяют документацию по использованию кассы.
  • Проверка соблюдения правил регистрации и использования ККТ. Проверяется соответствие кассовой техники, кассовых чеков и других подтверждающих документов установленным правилам.

Обратите внимание! Общий срок проведения проверки устанавливается руководителем налоговой инспекции и не может превышать 20 рабочих дней (п. 19 Регламента).

Проверка документов на ККТ

Данная процедура производится открыто с предъявлением сотрудниками налоговой службы пользователям кассовых аппаратов поручения на проведение проверки и своих служебных удостоверений. При проведении проверки проверяющие рассматривают:

  • журнал кассира;
  • акты о возврате денежных средств клиентам;
  • распечатки отчетов из фискальных накопителей;
  • бланки строгой отчетности и другие документы;
  • паспорт ККТ, договор с оператором фискальных данных, документацию, связанную с приобретением, регистрацией, ремонтом, модернизацией техники, заменой фискальных накопителей.

Перечень приведен в п. 29 Регламента.

Обратите внимание! Запрошенные документы представляются пользователем ККТ в виде оригиналов или заверенных копий. При этом проверяющие не могут требовать нотариального заверения копий документов.

Проверка ККТ на соответствие установленным требованиям

При осуществлении контроля сотрудниками налоговой службы в обязательном порядке проверяется:

  • цельность корпуса без следов вскрытия или разрушения, что исключает возможность изменения средств учета;
  • наличие модели ККТ и фискального накопителя в специальном реестре (подробнее читайте в статье «Какие онлайн-кассы входят в реестр ККТ согласно 54-ФЗ»);
  • соответствие заводских и регистрационных данных кассового аппарата;
  • исправность ККМ, в том числе возможность печати кассовых чеков и некорректируемую сохранность данных о произведенных расчетах;
  • соответствие реквизитов, отпечатанных на чеке, требованиям, установленным в ст. 4.7 закона № 54-ФЗ;
  • соответствие реквизитов бланков строгой отчетности и других подтверждающих документов установленным требованиям;
  • соответствие времени печати чека, указанного на нем, реальному времени;
  • соответствие фактического места установки ККТ данным, представленным при ее регистрации.

Важно! Для определения наличия возможности вносить корректировки или фальсифицировать документы, необходимые для полного учета расчетов, проводится проверка реквизитов, отпечатанных на чеке, в соответствии с документацией на применяемую модель кассы. В случае, когда необходимы технические или другие специальные знания, могут привлекаться эксперты.

Результатом процедуры станет установление фактов соблюдения или несоблюдения проверяемым владельцем ККТ требований к ККТ, порядку или условиям ее применения.

Полномочия проверяющих при проверке ККМ

В соответствии с п. 7 Регламента сотрудники налоговой службы при осуществлении проверки использования ККТ имеют право:

  • запрашивать и получать различные необходимые сведения, пояснения и документы письменно или посредством размещения запроса в кабинете ККТ;
  • осуществлять беспрепятственный доступ к ККТ, в том числе к данным, хранящимся на фискальном накопителе;
  • получать документацию от проверяемого пользователя ККТ;
  • проводить контрольные закупки в целях проверки выдачи кассовых чеков и других документов, подтверждающих прием денежных средств;
  • взаимодействовать с органами внутренних дел РФ;
  • выносить предписания об устранении выявленных нарушений и привлекать виновных к административной ответственности.

Права владельцев проверяемых кассовых аппаратов

Права владельцев ККТ во время их проверки в общем виде оговариваются в ст. 21-24 закона № 294.

Применительно к узкой ситуации пользователи и владельцы проверяемых кассовых аппаратов в соответствии с п. 9 Регламента имеют право:

  • на личное присутствие при осуществлении проверки;
  • дачу пояснений и объяснений по предмету проверки;
  • получение от сотрудников налоговой службы информации о предмете и сроках проведения проверки;
  • получение результатов проверки (акта, составленного по результатам проверки);
  • выражение несогласия с результатами проверки или действиями (бездействием) сотрудников налоговой инспекции при осуществлении проверки;
  • обжалование действий (бездействия) проверяющих как во внесудебном (руководителю налогового органа, осуществлявшего проверку), так и в судебном порядке.

Важно! В рамках досудебного порядка проверяемые лица могут обратиться с жалобой устно или письменно, в том числе можно отправить электронное обращение на сайт ведомства. В жалобе в обязательном порядке следует указать название органа, куда направляется сообщение, суть обращения и обратный адрес, по которому должен быть направлен письменный ответ. Срок рассмотрения жалобы составляет 30 дней с момента ее регистрации.

Оформление результата проверки

По результатам проведения проверки составляется соответствующий акт на бумажном носителе в 2 экземплярах. Все исправления в нем должны быть оговорены и заверены подписи указанных выше лиц. Обязательными атрибутами акта являются:

  • Дата его оформления.
  • Полное название владельца проверяемой ККМ, его ИНН и КПП, адрес местонахождения.
  • Ф. И. О. сотрудников налогового органа, проводивших проверку.
  • Перечень документации, полученной сотрудниками налоговой службы в ходе проверки.
  • Дата, когда проверочные действия начались, и дата, когда они были завершены.
  • Запись об отсутствии выявленных нарушений или детально изложенные, подкрепленные документально факты нарушений. В последнем случае необходимо также сделать ссылку на нормативные акты, положения которых были нарушены. При выявлении фактов нарушения законодательства о ККТ сотрудники налогового органа возбуждают производство по делу об административном нарушении.

Обратите внимание! Акт подписывается сотрудниками налоговой службы, осуществившими проверку, и проверяемым лицом. Последнее может изложить свои замечания непосредственно в акте или в отдельном документе. Если лицо уклоняется от подписания акта или вообще отсутствует при проведении проверки, в акте делается соответствующая запись и документ направляется по почте заказным письмом.

Ответственность за нарушение порядка использования ККТ

Ответственность за неправильное применение ККТ и нарушение обязанностей проверяемой стороны установлена ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

П. 4 названной статьи предусматривает наказание:

  • за применение техники, не соответствующей требованиям закона № 54-ФЗ;
  • нарушение порядка регистрации ККТ, сроков и условий ее перерегистрации;
  • нарушение порядка и условий применения ККТ.
  • предупреждения или адм. штрафа от 1 500 до 3 000 руб. на должностных лиц;
  • предупреждения или адм. штрафа от 5 000 до 10 000 руб. на юрлиц.

Такой же размер наказания устанавливает п. 5 данной статьи за непредставление документов по запросам налоговой инспекции или просрочку в их предоставлении.

П. 6 рассматриваемой статьи предусматривает ответственность:

  • за ненаправление покупателю кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме;
  • невыдачу указанных документов на бумажном носителе.
  • предупреждения или адм. штрафа в размере 2 000 руб. на уполномоченных лиц;
  • предупреждения или 10 000 руб. адм. штрафа на юрлиц.

Итак, проверка правильности использования кассовых аппаратов проводится сотрудниками налоговой службы путем контрольной закупки, рассмотрения документации, связанной с эксплуатацией ККТ. Кроме того, изучаются сами кассовые аппараты на предмет цельности их корпуса, исправности, правильности выдачи (отправки) отчетных документов. В случае выявления нарушений виновные привлекаются к административной ответственности.

ФНС России рассмотрела ряд вопросов, касающихся порядка осуществления налоговыми органами функций контроля за полнотой учета выручки денежных средств с применением ККТ. (ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ от 17.10.12 № АС-4-2/17581)

КОГДА НУЖНО ПРИМЕНЯТЬ ККТ

При наличных денежных расчетах или расчетах с использованием платежных карт при продаже товаров (работ, услуг) все организации и индивидуальные предприниматели должны использовать контрольно-кассовую технику. Такое требование установлено пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ (далее - Закон № 54-ФЗ).

Статьей 7 Закона № 54-ФЗ функции по контролю за применением ККТ в первую очередь возложены на налоговые органы. При этом в полномочия налоговиков, согласно пункту 1 статьи 7 Закона № 54-ФЗ, -входит:

Контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований Закона № 54-ФЗ;

Контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

Проверка документов, связанных с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники,
получение необходимых объяснений, справок и сведений по вопросам, воз-никающим при проведении проверок;

Проверка выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;

Наложение штрафных санкций за нарушение требований Закона № 54-ФЗ.

А вот какими методами могут пользоваться фискальные органы в ходе осуществления указанного контроля, Законом № 54-ФЗ не установлено.

ВОЗМОЖНА ЛИ КОНТРОЛЬНАЯ ЗАКУПКА

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» проверочная закупка отнесена к оперативно-розыскным мероприятиям, которые могут осуществлять только органы внутренних дел

Согласно позиции, высказанной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 16.06.09 № 1000/09 и от 02.09.08 № 3125/08, проверочная закупка допускается только как оперативно-розыскное мероприятие. Результат контрольной закупки, проведенной налоговыми органами, не может расцениваться в качестве доказательства, подтверждающего правонарушение.

После указанных решений налогоплательщики, ссылаясь на практику ВАС РФ, успешно оспаривали постановления ИФНС о привлечении к административной ответственности за неприменение ККТ. Поэтому в письме от 11.01.09 № ШС-22-2/1 ФНС России при решении вопроса о проведении контрольной закупки рекомендовала учитывать сложившуюся арбитражную практику в каждом конкретном регионе.

Однако чуть позднее Верховный суд РФ в постановлении от 24.07.09 № 46-ад09-1 изложил иную позицию: законодательство не содержит каких-либо запретов или ограничений на проведение контрольной закупки инспекторами, поэтому налоговые органы, выполняющие ее, действуют в пределах полномочий, определенных Законом № 54-ФЗ.

С 5 февраля 2012 года в силу вступил новый Административный регламент исполнения ФНС России государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, утвержденный приказом Минфина России от 17.10.11 № 132н (далее - Регламент). В пункте 23 Регламента подробно описаны методы, которыми налоговые органы должны контролировать применение ККТ: «Проверка выдачи кассовых чеков специалистами инспекций включает в себя приобретение товара (работ, услуг), оплату этих товаров (работ, услуг) наличными денежными средствами и (или) с использованием платежных карт, установления факта оформления (неоформления) документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)».

Перечисленные действия (процедуры проверки) производятся специалистами инспекций в следующих формах:

Контроль, основанный на визуальном наблюдении, с применением (без применения) способов видео-, аудиофиксации фактов приобретения и оплаты товаров покупателями (клиентами);

Аналитические процедуры, направленные на выявление фактов выдачи или невыдачи кассовых чеков, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

По сути, перечисленные мероприятия равнозначны контрольной закупке, хотя и называются по-другому.

Так как прописанные в Регламенте мероприятия противоречат позиции ВАС РФ, с целью предупреждения возобновления споров в арбитражных судах ФНС России решила принять превентивные меры и укрепить свои позиции, сославшись на выводы Верховного суда РФ, содержащиеся в постановлении от 24.07.09 № 46-ад09-1.

Вероятно, теперь следует ожидать возобновления проверок порядка использования ККТ со стороны налоговых органов в форме контрольной закупки и применения к налогоплательщикам административной от-ветственности.

Напомним, что статьей 14.5 КоАП РФ штрафы установлены в следующих размерах:

Для продавца-кассира - от 1500 до 2000 руб.;

Для руководителя организации или предпринимателя - от 3000 до 4000 руб.;

Для организации - от 30 000 до 40 000 руб.

ЕСЛИ ККТ ФУНКЦИОНИРУЕТ НЕ В СОСТАВЕ ПЛАТЕЖНОГО ТЕРМИНАЛА

ФНС России предупредила платежных агентов о том, что ККТ должна функционировать только в составе платежного терминала. Если платежные терминалы с ККТ соединены по каналам связи, то, по мнению налоговых органов, это является нарушением пункта 2 статьи 5 Закона № 54-ФЗ и части 1 статьи 6 Федерального закона от 03.06.09 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее - Закон № 103-ФЗ).

Платежные агенты зачастую используют следующий способ применения ККТ: физическое лицо вводит реквизиты платежа через меню платежного терминала, после чего информация о платеже автоматически передается для оформления и отпечатывания кассового чека на сумму внесенного платежа в контрольно-кассовую технику, установленную в торговом помещении. Тем временем платежный терминал отпечатывает квитанцию с предложением получения кассового чека на кассе, сообщение дублируется голосовым сообщением или уведомлением на экране платежного терминала. Этот способ позволяет платежным агентам экономить средства на установку ККТ в каждый платежный терминал.

ФНС России в комментируемом письме напомнила, что на основании Закона № 103-ФЗ прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей кассового чека в момент осуществления платежа (ч. 1 ст. 5).

Арбитражные суды придерживаются иной точки зрения по этому вопросу. Их основным доводом при отказе в привлечении платежных агентов к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ является то обстоятельство, что понятие «состав» не подразумевает встраивания контрольно-кассовой техники непосредственно в корпус платежного терминала. Линии и каналы связи входят в состав платежного терминала и представляют собой единый неделимый комплекс.

По мнению судов, соединенная с платежным терминалом контрольно-кассовая техника является его частью, хотя и не установлена непосредственно в корпус платежного терминала. Такая позиция содержится в постановлениях Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.12.10 № А65-25684/2010, от 05.10.10 № А65-12016/2010, Арбитражного суда Свердловской области от 20.08.12 № А60-24628/2012 и др.

ПРОЦЕДУРЫ КОНТРОЛЯ

Согласно пункту 35 Регламента и пункту 30 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17.10.11 № 133н, документы в ИФНС представляются налогоплательщиками в виде оригиналов или заверенных копий в срок, не превышающий одного рабочего дня с даты предъявления проверяемому объекту поручения на исполнение государственной функции.

Кроме того, налоговые органы при перерегистрации контрольно-кассовой техники в связи с заменой ЭКЛЗ ежегодно снимают показания о наличных денежных расчетах.

Законодательство не предусматривает направления в адрес налоговых органов запрашиваемых документов в электронном виде.

Не осуществляют налоговые органы и дистанционный контроль за оборудованием налогоплательщиков.

ОБ ОТДАЛЕННЫХ И ТРУДНОДОСТУПНЫХ МЕСТНОСТЯХ

ФНС России напомнила, что в силу пункта 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ организации и предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местах, на территориях, поименованных в перечне, утвержденном субъектом РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ.

Вы бухгалтер, но директор вас не ценит? Считает, что вы только тратите его деньги и переплачиваете налоги?

Станьте ценным спецом в глазах руководства. Научитесь работать с дебиторкой.

У Центра обучения «Клерка» новый .

Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.