Open
Close

Сочинение по повести "станционный смотритель". Нравственный проблемы повести «Станционный смотритель

Представляем Вашему вниманию подборку основных вариантов краткого содержания повести А.С. Пушкина из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» - Станциаонный смотритель. Данное произведение считается одним из ярких образцов творчества великого Пушкина. В "Станционном смотрителе" гениальный писатель чувственно и проникновенно выразил свою личную позицию по ряду социальных и житейских проблем русского человека.
Ниже предложены 2 варианта краткого содержания повести, а также крактий пересказ и небольшой анализ произведения.


Основные действующие лица:

Рассказчик — мелкий чиновник.

Самсон Вырин — станционный смотритель.

Дуня — его дочь.

Минский — гусар.

Лекарь-немец.

Ванька — мальчик, проводивший рассказчика на могилу смотрителя.

Повесть начинается с рассуждений о нелёгкой доле станционного смотрителя.

Угода господам, беспрекословная услужливость, вечное недовольство и ругань в свой адрес - вот краткий список тягот и лишений станционного смотрителя.

Далее читателю предстаёт история о том, как на станцию пребывает мелкий чиновник. Он просит чаю. Самовар ставит Дуня — невероятно красивая, голубоглазая девочка 14 лет. Пока смотритель Вырин переписывал подорожную, он рассматривал иллюстрации с библейской историей о блудном сыне. Потом все вместе стали пить чай и задушевно беседовать, как хорошие знакомые. Когда путник уезжал, Дуня по его просьбе поцеловала его на прощание. Лишь через 3-4 года рассказчик снова оказался на этой станцию. Однако в доме смотрителя все изменилось, но главное - не было Дуни.

Смотритель поведал рассказчику трагическую историю о том, как некий гусар Минский обманом выкрал Дуню. Некоторое время назад этот гусар прибыл на станцию в весьма болезненном состоянии. Его приняли и пригласили ему лекаря. Минский о чём-то кратко поговорил с лекарем на немецком языке. После этого врач подтвердил, что гусар действительно болен и нуждается в некотором лечении.

Однако тем же днём «больной» уже имел большой аппетит, а его нездоровье казалось не столь серьёзным. После выздоровления гусар собрался уезжать, а за одно предложил подвезти Дуню в церковь к обедне. Вместо этого ротмистр Минский похитил девочку и увезя к себе в Петербург.

Не находя себе покоя несчастный старик отправился на поиски дочери. Он нашёл Минского и слезно умолял его вернуть дочь. Однако гусар выгнал старика, а в качестве откупа за Дуню, дал ему несколько ассигнаций. Безутешный Самсон Вырин растоптал эту подачку.

Через несколько дней, идя по улице, Самсон Вырин случайно увидел Минского. Он проследил за ним и узнал, что в доме, у которого они остановились, живет Дуня.

Самсон вошёл в дом. Его взору предстала Дуня, одетая в дорогие модной одежды. Однако как только Минский увидел Вырина, он снова тотчас же его выгнал. После этого старик возвращается на станцию и через несколько лет спивается. Его душу не переставали терзать мысли о несчастной судьбе дочери.

Когда же рассказчик прибыльна станцию в третий раз, он узнал, что смотритель умер. Ванька — мальчишка, который хорошо знал смотрителя, проводил рассказчика на могилу Самсона Вырина. Там мальчишка поведал гостю, что этим летом приезжала Дуня с тремя детьми и долго плакала на могиле смотрителя.

В начале повести мы знакомимся с кратким авторским отступлением о незавидной судьбе станционных смотрителей - достойных сострадания чиновников 14-го класса, на которых каждый проезжающий считает своим долгом выместить свою злобу и раздражение.

Исколесив всю бескрайнюю Россию, повествователь волею судеб был знаком со многими станционными смотрителями. Самсону Вырину, «смотрителю почтённого сословия», автор и решил посветить свою повесть.

В мае 1816 г. рассказчик проезжает через небольшую станцию, где Дуня, красавица дочь смотрителя Вырина, угощает его чаем. На стенах комнаты висят картинки, изображающие историю блудного сына. Повествователь и смотритель с дочерью вместе пьют чай, перед отъездом проезжающий целует Дуню в сенях (с ее согласия).

Спустя 3-4 года повествователь вновь оказывается на той же станции. Там он встречает очень постаревшего Самсона Вырина. Сначала старик тягостно молчит о судьбе дочери. Однако выпив пунша, смотритель становится разговорчивее. Он поведал рассказчику драматическую историю о том, что 3 года назад некий молодой гусар (ротмистр Минский) провел несколько дней на станции, притворяясь больным и подкупив лекаря. Дуня за ним ухаживала.

Поправив здоровье, гусар собирается в дорогу. Невзначай Минский предлагает подвести Дуню до церкви и увозит ее с собой.

Лишившись дочери, старик отец заболевает от горя. Оправившись, он отправляется в Петербург искать Дуню. Минский отказывается отдать девушку, подсовывает старику деньги, тот выбрасывает ассигнации. Вечером смотритель видит дрожки Минского, следует за ними и таким образом выясняет, где живёт Дуня падает в обморок, Минский прогоняет старика. Смотритель возвращается на станцию и больше уже не пытается искать и возвращать дочь.

Спустя некоторое время рассказчик в третий раз проезжает через эту станцию. Там он узнает, что старый смотритель спился и умер. Ванька - местный мальчишка, провожает автора на могилу смотрителя, где рассказывает, что летом на могилу приезжала красивая барыня с тремя детьми, заказывала молебен и раздавала щедро чаевые.

В 1816 г. случилось рассказчику проезжать через «некую» губернию, и в дороге он был застигнут дождем. На станции поспешил он переодеться и налиться чаю. Ставила самовар и накрывала на стол дочь смотрителя, девочка лет четырнадцати по имени Дуня, которая поразила рассказчика своей красотой. Пока Дуня хлопотала, путешественник рассматривал убранство избы. На стене заметил он картинки с изображением истории блудного сына, на окнах — герань, в комнате была кровать за пестрой занавеской. Путешественник предложил Самсону Вырину — так звали смотрителя — и его дочери разделить с ним трапезу, и возникла непринужденная обстановка, располагающая к симпатии. Уже лошади были поданы, а путешественник все не хотел расстаться со своими новыми знакомыми.

По прошествии 3-4 лет рассказчику вновь довелось ехать этим трактом. Он с нетерпением ожидал встречи с давними знакомыми. «Вошел в комнату», где узнал прежнюю обстановку, но «все кругом показывало ветхость и небрежение». А главное - ее было в доме Дуни.

Изрядно постаревший смотритель Вырин был угрюм и неразговорчив. Только стакан пуншу расшевелил его, и путешественник услышал печальную историю исчезновения Дуни. Это произошло три года назад. На станцию прибыл молодой гусар. Он очень спешил и злился, что долго не подают лошадей, но, увидев Дуню, смягчился и даже остался ужинать.

Когда наконец подали лошадей, гусар неожиданно сказался весьма больным. Вызванный немец-лекарь, после краткого разговора, содержание которого присутствовавшим было неизвестно, диагностировал у больного горячку и прописал полный покой.

Уже на третий день гусар Минский был вполне здоров и собрался покидать станцию. Это был воскресный день и гусар предложил Дуне довезти её по пути до церкви. Самсон, хоть и чувствовал некое беспокойство, но всё-таки отпустил дочь с гусаром.

Однако очень скоро на душе у смотрителя стало совсем тягостно и он побежал к церкви. Прибыв на место он увидел, что молящие уже расходились, а из слов дьячка смотритель узнал, что Дуни в церкви не было.

Вечером вернулся ямщик, который вез офицера. Он рассказал, что Дуня отправилась с гусаром до следующей станции. Тут смотритель осознал, что недомогание гусара было обманом, чтобы остаться рядом с его дочерью. А теперь хитрец просто похитил Дуню у несчастного старика. От душевной боли смотритель слег в сильной горячке.

Поправившись, Самсон выпросил отпуск и пешком отправился в Петербург, куда, как знал он из подорожной, ехал ротмистр Минский. В Петербурге он отыскал Минского и явился к нему. Минский не сразу узнал его, а узнав, начал уверять Самсона, что он любит Дуню, никогда её не покинет и сделает счастливою. Он дал смотрителю несколько ассигнаций и выпроводил из дома.

Самсону очень хотелось еще раз увидеть дочь. Случай помог ему. На Литейной он случайно увидел гусара Минского в щегольских дрожках, которые остановились у подъезда трехэтажного дома. Минский вошел в дом, а смотритель из разговора с кучером узнал, что здесь живет Дуня, и тоже вошел в подъезд. Попав в квартиру, сквозь отворенную дверь комнаты увидел он Минского и свою Дуню, прекрасно одетую и с неясностью смотрящую на Минского. Увидев отца, Дуня потеряла сознание и упала на ковер. Разгневанный Минский выгнал несчастного старика, и тот отправился восвояси. И вот уже третий год он ничего не знает о Дуне и боится, что судьба её такова же, как судьба многих молоденьких дур.

И вот уже в третий раз рассказчику случилось проезжать этими местами. Станции уже не было, а Самсон «с год как помер». Мальчик, сын пивовара, поселившегося в доме смотрителя, проводил рассказчика на могилу Самсона. Там он кратко поведал гостю, что летом приезжала прекрасная барыня с тремя барчатами и долго лежала на могиле смотрителя, а ему дала пятак серебром, добрая барыня - заключил мальчишка.

Отношение Пушкина к главному герою повести "Станционный смотритель" Самсону Вырину можно понять двояко. На первый взгляд, авторская позиция в этом произведении совершенно ясна: автор сочувствует своему герою, сопереживает ему, изображая горе и страдания старика. Но при такой трактовке авторской позиции "Станционный смотритель" теряет всю свою глубину. Картина намного сложнее. Пушкин не зря вводит в повесть образ повествователя, от лица которого идет рассказ. Он своими мыслями, рассуждениями как бы закрывает истинное отношение автора к главному герою. Чтобы понять автора, нельзя полагаться на поверхностные впечатления от текста повести: Пушкин завуалировал свою точку зрения в более мелких деталях, которые видны только при подробном изучении текста. Именно поэтому мы рекомендуем не ограничиваться кратким содержанием повести, а прочесть её в оригинале.

"Станционный смотритель" - это первое произведение в русской литературе, в котором создан образ "маленького человека". В дальнейшем эта тема становится типичной для русской литературы. Она представлена в творчестве таких писателей, как Гоголь, Чехов, Толстой, Гончаров и др.

Создание образа "маленького человека" - это тоже средство выражения авторской позиции. Но каждый автор по-своему решает эту проблему. Авторская позиция Пушкина, несомненно, выражена в осуждении ограниченности станционного смотрителя, но, осуждая, Пушкин все же не презирает этого "маленького человека", как, например, Гоголь и Чехов (в "Шинели" и "Смерти чиновника"). Таким образом, в "Станционном смотрителе" Пушкин прямо не высказывает свою авторскую позицию, пряча ее в деталях, которые очень важны для понимания всего произведения в целом.


Повесть А.С.Пушкина «Станционной смотритель» о двух судьбах, отца и дочери. После смерти жены, Самсон Вырин ушел отставку, получив чин четырнадцатого класса и должность станционного смотрителя. Вырин служит на маленькой почтовой станции, чтобы прокормить себя и дочь. Однажды проезжий гусар Минский тайно увозит в Петербург совсем еще молодую дочку, которой пошел пятнадцатый год. Для воплощения своего плана богатый ротмистр три дня притворялся больным, а отзывчивая Дуня ухаживала за ним. Самсон Вырин, не заподозрив ничего дурного, разрешил молодому гусару проводить дочку в церковь. Дуня не вернулась домой к несчастью для бедного старика. Вечером на станцию приехал пьяный ямщик, рассказав, что Дуня плакала всю дорогу, но уехала добровольно.

Смотритель, виня себя в беспечности и недальновидности, рисует себе страшные картину будущей жизни Дуни в незнакомом городе. Он уверен, что гусар натешится девушкой, а потом ее бросит.

Дуня не только обладает красотой, но и природным обаянием. Несмотря на свой юный возраст она очень умна, может поддержать любой разговор с проезжающими. Она держится уверенно, не робеет. Белкин характеризует Вырину, как маленькую кокетку, видевшую свет. Дуня давно заметила, какое сильное впечатление она производит на постояльцев. Мужчины делают ей комплименты, а барыни дарили подарки. Девушка очень открытая, добрая, временами наивная и доверчивая.

В повести «Станционный смотритель» среди главных героев нет однозначно положительных персонажей. До самого конца произведения трудно поверить, что такая чистая, добрая и милая девушка могла так жестоко обойтись с родным отцом. В течение нескольких лет после побега она не только не приехала повидаться с Вырином, но даже не соизволила написать ему короткое письмо, что жива и здорова. Ведь самым страшным для смотрителя была неизвестность: не зная реального положения дочери, в его воображении представлялась несчастная брошенная Дуня, которая вынуждена мести улицы Петербурга, что заработать кусок хлеба.

Князь Минский очень противоречивый персонаж. Ему с первого взгляда понравилась Дуня. Ради того, что остаться в доме смотрителя на несколько дней, он пошел на хитрость, разыграв болезнь. За это время открытая и доверчивая девушка привязалась к веселому и красивому гусару. Молодой человек увез Дуня против воли отца, оставив ее без родительского благословения. Он дважды прогнал нечастного Вырина из своего шикарного дома, не разрешив ему даже увидеться с дочерью, откупившись от него деньгами. Только в самом конце повести из подлеца Минский превращается в благородного и любящего человека, который все-таки женился на бедной и незнатной Дуне. Такой вывод можно сделать по запоздалому приезду Дуни с детьми к умершему отцу. Молодая женщина приехала в родной дом не униженная и несчастная, а с гордо поднятой головой, как победительница, которая выиграла битву с судьбой.

Дуня девушка без приданного и не дворянка, а Минский богатый князь. Разница в социальном положении между ними огромная, поэтому Самсон Вырин не надеется, что хитрый и легкомысленный ротмистр женится на ней. Он уже считает ее обманутой и опозоренной.

Скромный Самсон Вырин привык к унижениям и оскорблениям от значительных лиц, поэтому не пытается найти управу на бессовестного возлюбленного Дуни, не верит в справедливость, потому в жизни сталкивался с несправедливыми упреками господ, так и не нажив себе покровителей, способных заступиться за него.

Для того чтобы выручить дочь, смотритель приезжает в Петербург. Он униженно молит Минского вернуть Дуню. Он готов простить его за поруганную честь дочери, лишь бы тот вернул ее обратно.

Когда Самсон получает от князя деньги, первым его чувством является негодование. Но даже это негодование он не способен выразить открыто своему обидчику, и вместо того, чтобы бросить деньги Минскому в лицо, он бросает их на землю. В душе Вырина бушуют большие страсти, но соответствующих поступков и действий он не совершает. Борьба происходит внутри. Причем история с деньгами на этом не заканчивается: Вырин возвращается за ними, но видит как, поймав извозчика, быстро скрывается хорошо одетый господин, предположительно нашедший ассигнации. Даже здесь смотритель теряется и не пускается в погоню. Бесправный и униженный Самсон Вырин может только угождать и молча сносить побои и оскорбления.

Только в самом конце повести мы узнаем, что судьба Дуни решилась удачно. Она стала барыней с тремя детьми и кормилицей, приехав на шестерке лошадей в родные места. За это время смотритель умер, а станцию закрыли. Дуня навещает кладбище и долго лежит на могиле. Этот эпизод показывает, что новоиспеченная барыня любит отца и чувствует себя виноватой. Дуня прожила много лет в роскоши и богатстве, но это не значит, что ее судьба была решена. Скорее всего, Минский не мог сразу же жениться на девушки. По-видимому, мешали обстоятельства: - во-первых, Дуня не дворянка и бесприданница, противостоять этого браку могли родные гусара. - Во-вторых, князь служил в армии, чтобы устроить свадьбу - нужно было выйти в отставку. В-третьих, Минский плохо знал девушку. Он ей увлекся, но для развития такого серьезного чувства как любовь необходимо время. Я думаю, что сам ротмистр, подвозя молодую девушку в церковь, еще не знал чем закончиться это легкомысленное приключение. А Дуня хотела вырваться из захолустья в красивый город Петербург. Она мечтала о любви. Она надеялась на счастье, пусть и недолгое. Девушка стыдилась своего поступка настолько, что боялась даже написать отцу о причинах, которые ее подтолкнули к этому.

Я уверена, что в смерти и пьянстве Самсона Вырина виноват не только жестокий князь, не позволивший забрать дочку, но и Дуня, которая любимого отца оставила умирать в одиночестве. Одно письмо, даже одна строчка раскаянья стала бы надеждой для смотрителя. Она вселила бы уверенность, что он когда-нибудь обнимет свою дочь, прижмет к себе внуков. Но Авдотья Вырина будто бы стеснялась своего происхождения и хотела забыть свою прежнюю жизнь на маленькой почтовой станции. Родители всегда поймут своих детей и найдут оправдание их поступкам, поэтому лучше прийти с повинной к живым родителям, чем приходить на кладбище, принося свое раскаянье мертвым. Этим их не воскресить. Самсон Вырин делал все для своей дочери: служил смотрителем и выносил упреки и унижения, чтобы одеть и накормить свою дочь. Он не проклял ее, как было принято в русских семьях позапрошлого века за позорное бегство из дома. Он ждал и надеялся, что Дуня вернется. Он простил ее давно, в тот самый момент, когда узнал, что она убежала. Самсон Вырин умер от горе и одиночества, потому что страдал от неизвестности. Его сердце разрывалась от боли за единственную любимую дочь.

Станционные смотрители всегда были объектом жалоб, гнева и ругательств. Но если поставить себя на их место, то не так уж они виноваты. Со всех концов света к ним приезжают люди, уставшие с дороги. И на ком, кроме как на них, эти люди вымещают свой гнев? Особенно, если по приезду не оказалось лошадей, или их смотритель отдал только что приехавшему чиновнику. Я исколесил всю страну и был знаком со многими смотрителями. Некоторые стали мне приятелями. Слушать их рассказы намного интереснее, чем какого-нибудь чиновника 6-го класса.
В 1816 г. в мае, когда я ехал через одну губернию, попал под сильный дождь. Он остановился в доме станционного смотрителя Самсона Вырина. Там я увидел его красавицу-дочь по имени Дуня. Её красота поразила меня. 14-летняя девочка налила нам чай, и мы дружно беседовали. Когда я уходил, в сенях остановился и поцеловал Дуню. Этот поцелуй запомнился мне надолго. К сожалению, лишь спустя три года у меня появилась возможность вновь посетить это местечко. Дом было не узнать — все запущено, станционный смотритель заметно постарел и не вставал с кровати. Самсон Вырин поведал мне историю о том, как потерял свою дочь.

Однажды на станцию приехал гусар. Лошадей не оказалось, и гусар хотел было повысить голос, но тут появилась Дуня, и гусар заговорил иначе. Пока готовили лошадей, гусару вдруг стало плохо, и он остался у смотрителя на 2 дня. За это время он подружился со стариком и Дуней. Когда настала пора уезжать, он предложил подвести Дуню до церкви. Девушка сомневалась, но станционный смотритель сказал, что ей ничего не угрожает. Дуня села в кибитку и уехала вместе с гусаром. После старик искал ее, но не нашел ни в церкви, ни на следующей станции. К счастью, он знал, что гусар Минский направлялся в Санкт-Петербург. Улучив возможность, отец Дуни взял отпуск на 2 месяца и поехал в город. Там он разыскал Минского, но к Дуне он его не пустил. Сказал только, что хотел бы извиниться, и сунул денег в рукав. Старик не успел ничего понять, как его выставили за дверь. Деньги он в гневе выбросил, и хотел еще хотя бы раз повидать свою дочь. Через два дня он увидел Минского и пробрался в дом, где жила Дуня. Он увидел в открытую дверь свою дочь, красота которой еще больше раскрылась. Она жила в хорошо убранной комнате и одета была с роскошью. Заметив отца, она закричала от ужаса, а Минский подбежал к старику и выставил его вон. Станционный смотритель вернулся на службу на свою станцию.

Когда я в следующий раз проезжал мимо этой станции, я решил заехать, чтобы еще раз проведать старика. Но его там не оказалось. Толстая старуха сказала, что он умер, и похоронили его рядом с женой. Рыжеволосый сын старухи вызвался помочь отыскать его могилу. По дороге он рассказал мне, что о станционном смотрителе никто больше не спрашивал, разве что одна добрая барышня. Я попросил мальчика рассказать об этой барышне. Как оказалось, эта красивая женщина приезжала в большой карете вместе со своими маленькими детьми и кормилицей. Она расстроилась, что не застала старика живым, и попросила показать его могилу. На могиле она долго лежала, потом подарила мальчишке денег и уехала.

Александр Сергеевич Пушкин – один из самых читаемых авторов. Его имя знают всенаши соотечественники от мала до велика. Его произведениями зачитываются повсюду. Это поистине великий писатель. И, пожалуй, его книги стоит изучать глубже. Например, те же «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» просты лишь на первый взгляд. Рассмотрим одну из них, а именно «Станционный смотритель» — историю о том, как важно вовремя осознать значимость дорогих сердцу людей.

В 1830 году Александр Сергеевич Пушкин отправляется в Болдино, чтобы решить некоторые финансовые проблемы. Он уже собирался вернуться, но в России в то время сильно распространилась смертельно опасная холера, и возвращение пришлось отложить надолго. Этот период развития его дарования называют Болдинская осень. В это время написаны одни из лучших произведений, в том числе цикл повестей под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», состоящий из пяти произведений, одна из которых «Станционный смотритель». Ее автор закончил 14 сентября.

Во время вынужденного заточения Пушкин страдал от разлуки с очередной дамой сердца, поэтому его муза была печальна и зачастую настраивала его на грустный лад. Возможно, свою лепту в создание «Станционного смотрителя» внесла сама атмосфера осени – поры увядания и ностальгии. Главный герой увял также стремительно, как сброшенный с ветки лист.

Жанр и направление

Сам Пушкин называет свое произведение «повести», хотя по существу каждая из них – это маленький роман. Почему же он их так назвал? Александр Сергеевич отвечал: «Повести и романы читаются всеми и везде» — то есть, особой разницы между ними он не видел, а выбор сделал в пользу менее крупного эпического жанра, как бы указывая на скромный объем произведения.

В отдельной повести «Станционный смотритель» заложены основы реализма. Герой – это вполне реальный герой, который мог бы встретиться в то время в действительности. Это первое произведение, в котором поднимается тема «маленького человека». Именно здесь Пушкин впервые говорит о том, как живет этот никем не замеченный субъект.

Композиция

Структура повести «Станционный смотритель» позволяет читателю взглянуть на мир глазами рассказчика, в словах которого скрывается личность самого Пушкина.

  1. Начинается повесть с лирического отступления писателя, где он отвлеченно рассуждает о неблагодарной профессии станционного смотрителя, который унижен уже по долгу службы. На таких должностях и формируются характеры маленьких людей.
  2. Основная часть состоит из бесед автора с главным героем: он приезжает и узнает последние новости о его жизни. Первый визит – знакомство. Второй – основной поворот сюжета и кульминация, когда он узнает о судьбе Дуни.
  3. Нечто вроде эпилога представляет собой его последний приезд на станцию, когда Самсон Вырин был уже мертв. Там сообщается о раскаянии его дочери

О чем?

Повесть «Станционный смотритель» начинается с небольшого отступления, где автор рассуждает о том, какая это унизительная должность. Никто не обращает на этих людей внимания, их «шпыняют», иногда даже бьют. Никто никогда не говорит им элементарно «спасибо», а ведь зачастую это очень интересные собеседники, которые могут многое рассказать.

Затем автор повествует о Самсоне Вырине. Он занимает должность станционного смотрителя. Рассказчик попадает к нему на станцию случайно. Там он знакомится с самим смотрителем и его дочкой Дуней (ей 14 лет). Гость отмечает, что девушка очень хороша собой. Спустя пару лет герой снова оказывается на той самой станции. Во время этого визита мы и узнаем суть «Станционного смотрителя». Он снова встречает Вырина, но вот дочки не видно. Позже из рассказа отца становится ясно, что однажды на станцию заехал гусар, и из-за болезни ему пришлось на какое-то время остаться там. Дуня постоянно ухаживала за ним. Вскоре гость поправился и стал собираться в дорогу. На прощание он предложил довести свою сиделку до церкви, но обратно она уже не пришла. Позже Самсон Вырин узнает, что молодой человек вовсе и не болел, он претворялся, чтобы обманом завлечь девушку и увезти с собой в Петербург. Пешком смотритель отправляется в город и пытается там найти гусара-обманщика. Найдя его, он просит вернуть ему Дуню и не позорить больше, но тот ему отказывает. Позже несчастный родитель находит и дом, в котором похититель содержит его дочь. Он видит ее, одетую богато, любуется ею. Когда героиня поднимает голову и видит отца, она пугается и падает на ковер, а гусар выгоняет бедного старика прочь. После этого смотритель больше не видел свою дочь.

Еще спустя время автор опять оказывается на станции доброго Самсона Вырина. Он узнает, что станцию расформировали, а бедный старик умер. Теперь в его доме живет пивовар и его жена, которая отправляет своего сына показать, где похоронен бывший смотритель. От мальчика рассказчик узнает, что некоторое время назад в город приезжала богатая барыня с детьми. Она также спрашивала про Самсона, а узнав, что тот умер, долго плакала, лежа на его могиле. Дуня раскаялась, но было уже поздно.

Главные герои

  1. Самсон Вырин – добрый и общительный старик лет 50, который души не чает в своей дочери. Она защищает его от побоев и ругани приезжих. При виде нее они всегда ведут себя спокойно и доброжелательно. В первую встречу Самсон выглядит отзывчивым и робким мужчиной, который довольствуется малым и живет лишь любовью к своему ребенку. Ни богатств, ни славы ему не надо, лишь бы рядом была его родная Дуняша. В последующую встречу он — уже обрюзгший старик, который ищет успокоения в бутылке. Побег дочери надломил его личность. Образ станционного смотрителя – это хрестоматийный пример маленького человека, который не в силах противостоять обстоятельствам. Он не выдающийся, не сильный, не умный, он просто обыватель с добрым сердцем и кротким нравом – вот его характеристика. Заслуга автора в том, что он сумел интересно дать описание самому обыденному типажу, найти в его скромной жизни драму и трагизм.
  2. Дуня — молодая девушка. Она оставляет отца и уезжает с гусаром не из корыстных или недобрых побуждений. Девушка любит родителя, но по наивности доверяется мужчине. Как и любую молодую женщину, ее влечет великое чувство. Она следует за ним, забыв обо всем. В конце повести мы видим, что она переживает за смерть одинокого отца, ей стыдно. Но сделанного не исправить, и вот она, будучи уже матерью, плачет на могиле родителя, сожалея о том, что так поступила с ним. Спустя годы Дуня остается прежней милой и заботливой красавицей, на облике которой не отразилась трагическая история дочери станционного смотрителя. Всю боль разлуки вобрал в себя ее батюшка, так и не увидевший внуков.
  3. Тема

  • В «Станционном смотрителе» впервые поднимается тема «маленького человека» . Это герой, которого никто не замечает, но который обладает большой душой. Из рассказа автора мы видим, что его часто ругают просто так, иногда даже бьют. Его не считают за личность, он — низшее звено, обслуживающий персонал. Но на самом деле, этот безропотный старик безгранично добр. Несмотря ни на что, он всегда готов предложить путникам ночлег и ужин. Гусару, который хотел его избить и которого остановила Дуня, он разрешает остаться у себя на несколько дней, вызывает ему врача, кормит его. Даже когда его предает дочь, он все равно готов ей все простить и принять ее назад любую.
  • Тема любви тоже своеобразно раскрывается в повести. В первую очередь, это чувство родителя к ребенку, которое бессильны поколебать даже время, обида и разлука. Самсон безоглядно любит Дуню, бежит спасать ее пешком, ищет и не сдается, хоть такой смелости от робкого и забитого слуги никто не ожидал. Ради нее он готов терпеть хамство и побои, и лишь убедившись, что дочь его сделала выбор в пользу богатства, он опустил руки и подумал, что бедный отец ей уже не нужен. Другой аспект – страсть юной прелестницы и гусара. Сначала читатель тревожился за судьбу провинциальной девочки в городе: ее в вправду могли обмануть и обесчестить. Но в финале оказывается, что случайная связь обернулась брачным союзом. Любовь – главная тема в «Станционном смотрителе», так как именно это чувство стало и причиной всех бед, и противоядием от них, которое не доставили своевременно.

Проблематика

Пушкин в своем произведении поднимает нравственные проблемы. Поддавшись мимолетному чувству, ничем не подкрепленному, Дуня оставляет отца и едет вслед за гусаром в неизвестность. Она позволяет себе стать его любовницей, она знает, на что идет, и все равно не останавливается. Здесь финал получается счастливым, гусар все-таки берет девушку в жены, но и в те времена такое было редкостью. Тем не менее, даже ради перспективы брачного союза не стоило отрекаться от одной семьи, строя другую. Жених девушки вел себя непозволительно грубо, именно он сделал ее сиротой. Они оба легко переступили через горе маленького человека.

На фоне поступка Дуни развиваются проблема одиночества и проблема отцов и детей. С того момента, как девушка покинула отчий дом, она ни разу не проведала отца, хотя знала, в каких условиях он живет, ни разу ему не написала. В погоне за личным счастьем она абсолютно забыла про человека, который ее любил, растил и готов был простить буквально все. Такое происходит по сей день. И в современном мире дети оставляют и забывают своих родителей. Вырвавшись из гнезда, они пытаются «выбиться в люди», добиваются целей, гонятся за материальным преуспеянием и не вспоминают о тех, кто дал им самое важное – жизнь. Судьбой Самсона Вырина живут многие родители, оставленные и забытые своими детьми. Конечно, спустя время молодежь вспоминает о семье, и хорошо, если оказывается еще не поздно встретиться с ней. Дуня на встречу не успела.

Главная мысль

По-прежнему насущна и актуальна идея «Станционного смотрителя»: даже к маленькому человеку нужно относиться уважительно. Нельзя мерить людей по званию, сословию или умению задеть других. Гусар, например, судил окружающих по силе и положению, поэтому причинил такое горе своей же супруге, своим же детям, лишив их отца и деда. Своим поведением он оттолкнул и унизил того, что мог бы стать ему опорой в семейной жизни. Также основная мысль произведения – это и призыв к тому, чтобы мы берегли своих родных и не откладывали примирение на завтра. Время быстротечно и может лишить нас шанса исправить свои ошибки.

Если посмотреть на смысл повести «Станционный смотритель» более глобально, то можно заключить, что Пушкин выступает против социального неравенства, ставшего краеугольным камнем взаимоотношений людей того времени.

О чем заставляет задуматься?

Также Пушкин заставляет нерадивых чад подумать о своих стариках, дает им наставление не забывать родителей, быть им благодарными. Семья – это самое ценное в жизни каждого человека. Именно она готова простить нам все, принять нас любыми, утешить и успокоить в трудный час. Родители – самые преданные люди. Она отдают нам все, и взамен ничего не просят, кроме любви и небольшого количества внимания и заботы с нашей стороны.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Повесть «Станционный смотритель » - это история человеческой жизни, в которую бесцеремонно вторглись и безжалостно ее растоптали. Повесть построена по всем правилам жанра. Сначала мы знакомимся с местом действия и героем - Самсоном Выриным. Потом автор вводит в развитие сюжета персонажей, сопричастных к тому, что произойдет с главным героем. Перед нами трагедия «маленького человека», чиновника четырнадцатого класса.

Станционный смотритель Самсон Вырин живет бедно, своим трудом, исполненным оскорблений и унижений, он добывает средства к существованию, но ни на Что не жалуется и доволен судьбой. Он растит дочь - милую, чуткую, красивую девушку, которая помогает ему и иногда сглаживает конфликтные ситуации, которые неизбежно возникают на станции с нетерпеливыми и строгими проезжающими. Но в этот маленький спокойный мир приходит беда: молодой гусар Минский тайно увозит Дуню в Петербург.

Горе потрясло старика , но не сломило - он отправился за своей Дуней в Петербург, разыскал Минского и пробрался к нему. Но старика выбросили из дома. не смирился с тем, что не увидел дочь, и сделал еще одну попытку, но Дуня, заметив его, упала в обморок, а его опять прогнали. Самсон Вырин смирился. Он уехал на свою почтовую станцию, с горя запил и вскоре умер. Обиженный судьбой и людьми, Вырин стал воплощением страдания и бесправия. Самсон Вырин пытался протестовать, но, как человек низшего сословия, не мог противостоять Минскому. Такова печальная судьба «маленького человека», мастерски изображенная Пушкиным. Вопрос о его судьбе ставит остро и драматично. Смирение унижает человека, делает его жизнь бессмысленной, вытравляет в нем гордость, достоинство, превращает его в добровольного раба, в жертву, покорную ударам судьбы.

В повести «Станционный смотритель» А. С. Пушкин обращается к теме «маленького человека». Вначале произведения автор знакомит нас с жизнью станционных смотрителей, с тяжестями и унижениями, которые им приходится терпеть каждый день:

  • «Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился?.. Покою ни днем, ни ночью… В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца».

Но несмотря на то унизительное отношение, которое они терпят от других, эти «люди мирные, от природы услужливые…». Далее автор рассказывает нам историю смотрителя Самсона Вырина. Это был добрый человек, единственная радость которого заключалась в его дочери - красавице Дуне. Но однажды у смотрителя в доме остановился гусар. Он притворился больным и дочь Вырина ухаживала за ним. За доброту смотрителя гусар отплатил подлостью: он соблазнил и увез без ведома отца Дуню. Правда, мы не можем утверждать, что гусар злой человек. По всему видно, что Дуня уехала по собственному желанию и счастлива с ним. Но ведь этого не может знать бедный отец. Зато он хорошо знает другое - как в таких случаях обычно бывает:

  • «Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою».

То, чего боится Вырин , - реальность. Автор заставляет читателя не просто жалеть смотрителя и сочувствовать его горькому одиночеству, но еще и задуматься о том, что тот мир, в котором живут Вырины, устроен далеко не лучшим образом. В своей повести А. С. Пушкин учит нас глубоко уважать людей, несмотря на их положение в обществе, на социальный статус. Каждый человек достоин того, чтобы к нему относились внимательно и с уважением. Мир, в котором мы живем, и так достаточно жесток. Чтобы хоть немного изменить его, мы должны стремиться к гуманности и состраданию.