Open
Close

Как вытянуть информацию из человека. Секреты Оратора

Поддерживать разговор порой бывает достаточно трудно. К счастью, существуют простые приемы, которые можно использовать, чтобы сохранить у собеседника интерес к общению и продолжению разговора. Продемонстрируйте собственную заинтересованность в разговоре, задавая собеседнику правильные вопросы и выслушивая его ответы. При этом постарайтесь задать разговору такой ритм, который позволит вам добиться обоюдного взаимопонимания с другим человеком. Также не забывайте прибегать к открытому языку тела, чтобы собеседник чувствовал себя комфортно во время общения с вами.

Шаги

Демонстрация заинтересованности

    Выбирайте такие темы для разговоры, которые, как вы знаете, интересуют вашего собеседника. В целом, люди любят говорить о себе и о своих интересах. Поэтому поддержать разговор можно обсуждением тех тем, которые нравятся вашему собеседнику.

    • Задайте человеку вопросы об учебе или работе, его увлечениях или хобби, о семье и друзьях или о прошлом (спросите, откуда приехал этот человек или какова история его семьи).
    • Также можно использовать некоторые контекстные подсказки из прошлых частей разговора, чтобы понять, стоит ли закончить обсуждение какой-то темы или можно ее продолжить. Например, если ранее человек обмолвился, что увлекался верховой ездой, можно попробовать расспросить его об этом или о жокеях, или о том, каково это садиться на лошадь в первый раз в жизни.
  1. Задавайте собеседнику открытые вопросы. Вопросы, которые требуют односложных ответов “да” или “нет”, способны остановить разговор, тогда как другие варианты вопросов откроют перед вами больше возможностей. Старайтесь задавать открытые вопросы, которые дают возможность собеседнику отвечать на них настолько развернуто, насколько он захочет.

    • С другой стороны, открытые вопросы более требовательны к тому, кому приходится отвечать. Например, не стоит задавать собеседнику вопрос такого вида: "Итак, ты целый год учился за границе в 2006-м, правильно?" Вместо этого попробуйте спросить его: "И каково учиться за границей?" Второй вариант вопроса дает собеседнику больше пространства для того, чтобы дать развернутый ответ.
    • Если вы случайно задали вопрос, требующий ответа "да" или "нет", исправьтесь фразой следующего типа: "Пожалуйста, расскажите об этом подробнее".
  2. Внимательно слушайте то, что вам говорят. Когда дело касается разговора, умение слушать столь же важно, как и умение говорить. Если вы умеете активно слушать , у вас появляется возможность понять точку зрения собеседника. Прежде чем что-либо говорить, дождитесь, когда человек полностью выскажется. Затем сами подытожьте все сказанное, чтобы показать собеседнику, что вы его внимательно слушали. Для этого можно воспользоваться фразой: “Похоже, что…”

    • Если вам будет что-то не понятно, задайте собеседнику уточняющий вопрос, например, следующего типа: “Вы имеете в виду, что…?”
    • Будучи хорошим слушателем, можно поднимать в разговоре любые темы, затронутые ранее лишь вскользь, чтобы продолжить дальнейшее общение. Например, можно сказать: "Чуть раньше вы обмолвились, что..."
  3. Поддерживайте желание собеседника говорить. Человек, который лучше всего умеет слушать, не просто сидит и неотрывно смотрит на своего собеседника во время разговора. Не прерывая собеседника, он демонстрирует свою заинтересованность в том, чтобы услышать продолжение. В этом ему обычно помогают небольшие междометия, как “Ах!” или “О?”. Также воодушевить собеседника на продолжение своего рассказа могут побудительные фразы, наподобие следующей: “И что же было дальше?”

    • Побуждением к продолжению рассказа могут быть кивки и отражение на лице тех же эмоций, что и у собеседника, например, удивления или грусти.

    Поддержание хорошего ритма разговора

    1. Не фильтруйте то, что собираетесь сказать. Одна из причин, по которой многие разговоры получаются короткими – это то, что оба собеседника задумываются над тем, что им следует и не следует говорить. Когда старая тема разговора исчерпала себя, вы не в состоянии сразу же понять, насколько уместно и впечатляюще будет озвучить то, что пришло вам в голову. В такой ситуации следует придерживаться стратегии выкладывать собеседнику все, что придет на ум, без какого-либо анализа.

      • Например, в разговоре возникла неловкая пауза, а сами вы думаете о том, как же вам неудобно в этих туфлях на каблуках. Конечно, если вы выпалите: “Черт побери, эти каблуки меня просто убивают!” – собеседнику это может показаться странным. Но столь честная фраза может привести к разговору о феминистской позиции не носить туфли на шпильках или к обсуждению смешного случая, когда кто-то упал из-за нелепо высоких шпилек.
    2. Научитесь признавать неловкие моменты. Даже самые удачные разговоры порой наталкиваются на препятствия, угрожающие все испортить. В таком случае самым эффективным решением проблемы является ее признание и продолжение дальше. Если вы попытаетесь притвориться, что ничего не произошло, это может оттолкнуть вашего собеседника.

      • Например, если вы оговорились или сказали что-то обидное, немедленно извинитесь, чтобы вернуться к начатому. Не ведите себя так, как будто бы ничего не произошло.
    3. Заставьте собеседника смеяться. Юмор – отличный способ поддержать разговор. Он также позволяет укрепить связь с собеседником. Люди более склонны смеяться вместе со своими друзьями, поэтому, если вы заставите собеседника смеяться, то станете к нему ближе.

      • Чтобы вызвать у кого-либо смех, не обязательно осыпать собеседника шутками. Своевременный сарказм и острое слово способны столь же эффективно выполнить эту работу. Например, вы уже несколько раз упоминали в разговоре о своем увлечении аниме. После третьего раза можно сказать: "Кажется, мне пора перестать упоминать про аниме, пока ты не решила, что я на этом помешан… Хотя, да. Я помешан на аниме. Я даже ношу с собой костюм моего любимого персонажа… Просто шучу!"
    4. Углубляйтесь в тему разговора дополнительными вопросами. После соблюдения всех изначальных формальностей разговор можно перенести на более глубокий уровень. Думайте о разговоре, словно о еде: сначала вы съедаете закуску, потом переходите к основному блюду, а затем к десерту. Как только вы с собеседником уже обсудите парочку поверхностных тем, можно будет пойти дальше.

      • Например, вы могли спросить собеседника: “И чем вы зарабатываете на жизнь?” Через некоторое время можно будет пойти глубже и задать вопрос: “Почему вы выбрали именно эту карьеру?” Обычно вопросы с “почему” помогают узнать больше информации о том, что уже было озвучено.
      • Начиная задавать более личные вопросы, внимательно следите за внешними подсказками о том, насколько комфортно чувствует себя ваш собеседник. Если он начинает испытывать дискомфорт, отступите и перейдите к менее личным вопросам.
    5. Не бойтесь молчания. Молчание также полезно в общении, поэтому его не стоит бояться как огня. Оно помогает перехватить дыхание и собраться с мыслями. Также оно может служить сигналом о необходимости сменить тему, если обсуждение стало слишком скучным или, наоборот, напряженным.

      • Несколько секунд молчания совершенно нормальны. Не пытайтесь сразу же кидаться их заполнять.
      • Однако, если молчание затягивается, перейдите к новой теме, воспользовавшись фразой: “Мне интересно побольше узнать о том, о чем вы упомянули ранее...”

    Применение подобающего языка тела

    1. Демонстрируйте расслабленный язык тела. Правильный язык тела – основной помощник в обеспечении комфорта и открытости собеседника при разговоре с вами. Если вы будете сидеть перед собеседником строго прямо на своем стуле, то ему может быть достаточно неловко от этого. Чтобы продемонстрировать свой собственный уровень комфорта, слегка улыбнитесь и немного откиньтесь назад в своем стуле, чтобы обеспечить себе менее напряженную позу. Либо расслабленно обопритесь на стену или колонну, если вы стоите.

      • Еще один способ показать свою раскованность – это расслабить плечи. Опустите их вниз и отведите назад, если до этого они были напряжены.
    2. Обращайтесь лицом к собеседнику. Хороший разговор подразумевает установление связи между вами и собеседником. Эта связь будет недоступна, если вы отвернетесь от собеседника. Кроме того, даже если вы отвернете от собеседника только ноги или тело, то этим покажете ему свое стремление уйти. Вместо этого повернитесь к собеседнику всем телом.

      • Чтобы показать особый интерес к определенным моментам разговора, склоняйтесь вперед по направлению к собеседнику.
    3. Поддерживайте зрительный контакт. Регулярный зрительный контакт очень важен для продолжения разговора. Установить зрительный контакт необходимо незамедлительно в самом начале разговора. Затем его следует поддерживать регулярными взглядами длительностью примерно по 4–5 секунд. Периодически смотреть в сторону тоже нормально! Уделяйте по несколько секунд на изучение окружающей обстановки, прежде чем снова восстанавливать зрительный контакт с собеседником.

Вариант. Как вы попали на эту вечеринку?

Простой вопрос помогает установить то общее, что вы имеете с собеседником. Это самый простой способ наладить связь и найти предмет для обсуждения.

В худшем случае вы всегда можете поразиться тому, насколько разными дорогами пришли на одну и ту же вечеринку. А это повод задавать новые и новые .

Вопрос 2. А что именно вы имеете в виду?

Вариант. Никогда не слышал(а) об этом! Как это работает?

Вообще-то мы не очень любим переспрашивать и уточнять. Потому что в таком случае мы выглядим глупыми и необразованными. Кажется, что упустили из внимания то, о чём все остальные уже давно знают.

Однако здесь тактика заключается в том, чтобы почувствовать себя новичком-энтузиастом. Тогда ваши вопросы будут приятными для собеседника. Кроме того, вы будете спрашивать о том, о чём всем окружающим интересно знать, а это сделает разговор ещё приятнее.

Вопрос 3. Почему вы решили заниматься этим?

Вариант. Как вы попали в эту индустрию?

Люди обожают говорить о себе. Подобный вопрос провоцирует собеседника на рассказ, из которого вы сможете вычленить отдельные детали, чтобы потом использовать их для развития беседы. Вы можете узнать, что учились в одном университете или работали в одной отрасли. И можете продолжить интересный для вас обоих разговор.

Вопрос 4. Что вам больше всего нравится в (…)?

Вариант. Мне действительно понравился (спикер, букет цветов, этот бульвар), а что нравится вам?

Точно так же, как и в предыдущем варианте, вы одновременно устанавливаете связь с человеком и провоцируете его на высказывание собственного мнения.

Веселье начинается тогда, когда человек не согласен с вашими предпочтениями. Например, если вы сказали, что спикер был интересным, а ваш собеседник практически заснул на его лекции. Это гарантия того, что разговору не будет конца.

Вопрос 5. Какой ваш любимый ресторан?

Вариант. Куда я могу пойти, чтобы не встретить толпу туристов?

Людям нравится быть экспертами. Если вы впервые в городе и встретили местного, будьте уверены, что он расскажет вам все секреты этого места. Посоветует, куда пойти, где поесть и как гулять.

Удобно! Вы не только разговорите собеседника, но и получите массу полезной информации.

Вопрос 6. Почему вы так думаете?

Вариант. Странно, я считал (…), а вы говорите, что дела обстоят совсем не так.

Обычно люди с большим удовольствием делают голословные утверждения насчёт карьеры, города или хобби. Что-то вроде: «Сейчас не самое лучшее время для того, чтобы начинать карьеру в этой индустрии».

Если вы не позволите собеседнику уйти в сторону от этого тезиса, а попросите рассказать о деталях и причинах такого мнения, то, во-первых, покажете, что внимательно слушаете, а во-вторых, проявите неподдельный интерес к предмету беседы.

Вопрос 7. Что было самым сложным на этом пути?

Вариант. Если бы пришлось начинать снова, что бы вы сделали иначе?

Людям нравится рассказывать о том, как они и достигли поставленной цели. Подобный разговор обязательно будет эмоциональным.

Особенно хорошо этот вопрос сработает, если нужно начать беседу с тем, кого вы очень уважаете: автором, спикером, лидером в сфере. Начав разговор с такого вопроса, вы можете получить не только пространный ответ, но и ценный урок.

Практика получения информации показывает, что в этом процессе решающая роль отводится факторам психологического порядка. В большинстве случаев успех здесь зависит от умения устанавливать с собеседником психологический контакт и в процессе общения воздействовать на его сознательные и бессознательные сферы психики. Такое воздействие оказывается с разными целями. Одна из них - получить определенные сведения, которыми он не хотел бы ни с кем делиться. Исходя из практического опыта, можно выделить два основных способа получения необходимой информации..

Практика получения информации показывает, что в этом процессе решающая роль отводится факторам психологического порядка. В большинстве случаев успех здесь зависит от умения устанавливать с собеседником психологический контакт и в процессе общения воздействовать на его сознательные и бессознательные сферы психики. Такое воздействие оказывается с разными целями. Одна из них - получить определенные сведения, которыми он не хотел бы ни с кем делиться.

Общепсихологической основой, на базе которой возможно получение интересующих сведений, является теория бессознательного. Термин «бессознательное» употребляется для обозначения таких явлений, которые протекают в психике человека, но не осознаются им. Смысл получения информации путем выведывания заключается в том, чтобы, опираясь на общие закономерности психической деятельности субъекта, побудить его к передаче информации в той или иной форме. Поскольку этот субъект, как правило, сознательно передать эту информацию не хочет, его необходимо побудить к неосознанной ее передаче.

Бессознательные психические процессы для нормальной жизнедеятельности организма являются прямой необходимостью. В этом проявляется еще одна функция бессознательного: оно обеспечивает «разгрузку» сознания, что находит свое отражение в выработке так называемых «защитных механизмов» сознания. Смысл защитных механизмов заключается в том, что они вытесняют или подавляют всю ту информацию из сознания, которая мешает или противоречит деятельности и поведению человека в конкретной ситуации.

Если обратиться к психологической структуре личности, то в ее различных подструктурах можно найти немало элементов, являющихся бессознательными психическими явлениями. Скажем, основные элементы биологически обусловленных качеств - свойства темперамента, задатки, врожденные влечения и т. п., как правило, не осознаются человеком. Многим психическим явлениям присущи элементы бессознательного. Устойчивые элементы профессионального и жизненного опыта, как правило, не осознаются субъектом. Это - автоматизированные навыки, умения и особенно привычки. Многие действия, совершаемые человеком многократно и имеющие жизненное значение, также остаются, вне его сознания.

Наконец, определенные черты характера, свойственные человеку, присущие ему способности, также не всегда осознаются им. Нередко для осознания этих черт субъекту нужны определенные обстоятельства, которые раскроют эти черты как элементы личности. Иногда человек не осознает своих способностей и они раскрываются по мере развития его самосознания в процессе практической деятельности. Следовательно, бессознательные явления не есть область чего-то загадочного; это обычные психические явления, но не достигшие уровня сознания.

Исходя из общих теоретических положений и практического опыта, можно выделить два основных способа получения необходимой информации:

    Первый - это побуждение субъекта к непроизвольным высказываниям фактов, представляющих для вас интерес.

    Второй - побуждение интересующего лица к непроизвольным физическим и экспрессивным действиям, содержащим соответствующую информацию. Внутри названных способов можно выделить ряд конкретных приемов, с помощью которых и осуществляется получение необходимой информации.

Демонстрация конкретных предметов, «оживляющих» в памяти заинтересованного лица, соответствующие образы и побуждающих его непроизвольным высказываниям. Например, чтобы выяснить некоторые стороны жизни интересующего лица или для завязывания разговора на политическую тему, можно использовать соответствующие газеты или журналы.

Вообще следует сказать, что в качестве конкретных предметов, побуждающих заинтересованное лицо к непроизвольным высказываниям, могут быть использованы личные вещи этого человека (предметы туалета, книги и т. д.); предметы, принадлежащие близким этого человека, или иные предметы, доступные для восприятия. Наличие таких конкретных предметов дает двойной психологический результат.

Само собой разумеется, что оживление в памяти образов прошлого - процесс достаточно осознанный. Что же касается высказываний, то они, как правило, непреднамеренны, в том смысле, что лицо, интересующее нас, рассказывая о своей жизни, не осознает, что тем самым оно сообщает интересующую вас информацию.

Необходимые условия для успешного применения этого приема:

    предмет, избранный для демонстрации, должен ассоциироваться с предметом, который бы воскресил в памяти интересующего лица события, подлежащие уяснению;

    демонстрация должна быть всегда естественной и оправдываться конкретной ситуацией;

    ваши действия и поступки при демонстрации предмета должны быть экспрессивно обоснованы.

Следует отметить, что основное правило применения этого приема следующее: побуждение к непроизвольному высказыванию при демонстрации предметов достигает своей конкретной цели только в том случае, если интересующее лицо не осознает, что данный предмет служит поводом для высказывания.

Использование смежной темы разговора. Этот прием дает в целом возможность вести целенаправленную беседу, не прибегая к постановке вопросов. Такая тема оживляет ряд образов в памяти человека, неизбежно захватывая в свою орбиту и образы из области запретной, то есть известной только ему информации. Здесь следует учитывать не перечень возможностей, а сам способ ставить тему, то есть умение наводящими вопросами задать основной вопрос и получить на него ответ. Переключение на смежную тему может осуществляться с помощью самых различных нейтральных вопросов.

Сущность этого явления заключается в том, что практически одинаковые реакции возникают у человека на все слова, которые сходны по смыслу, то есть относятся к одной логической группе, и почти не зависят от их звучания или написания.

Основные условия успешного применения данного приема состоят в следующем:

    тема разговора, используемая в качестве смежной, должна быть известна интересующему лицу и иметь для него определенную личностную значимость и ценность;

    смежная тема должна логически вытекать из конкретной ситуации;

    действия и поступки лица, осуществляющего получение информации должны быть психологически обоснованными и экспрессивно подтвержденными, то есть соответствовать профессиональным и индивидуальным особенностям личности.

Методические условия использования данного приема:

    смежная тема не должна быть слишком близка к основному вопросу, подлежащему выведыванию, так как в противном случае она приобретает характер плохо замаскированного прямого вопроса;

    тема не должна быть и слишком отдалена от основного выясняемого вопроса, ибо это вызывает памяти массу других образов и ведет к высказываниям, которые не содержат в себе интересующей информации.

Таким образом, использование смежной темы разговора для получения интересующей вас информации состоит в том, чтобы оживить впечатления, хранящиеся в памяти у интересующего лица, замаскировать действительное значение смежной темы и в результате побудить его непреднамеренно передать соответствующую информацию.

Использование чувства значимости конкретной личности. Люди, как правило, стараются сохранить и повысить чувство собственного достоинства. Затронув это чувство, можно добиться того, что интересующая личность, защищая свой престиж, выскажется по вопросу, представляющему для вас интерес. В целенаправленных беседах можно использовать стремление человека во что бы то ни стало защитить свою точку зрения, повысить личную значимость в глазах окружающих. При этом следует учитывать сложившиеся с заинтересованным лицом взаимоотношения. С учетом того, как этот человек относится к вам, создаются определенные предпосылки для получения информации. К таким предпосылкам относятся следующие:

    стремление собеседника искренне и бескорыстно помочь партнеру. Это стремление выражается обычно в попытках дать конкретный совет, переубедить и т. д.;

    чувство благодарности, испытываемое в ответ на действия и высказывания партнера. Поэтому собеседник может сообщить интересующую нас информацию, рассматривая свои действия как своеобразное возвращение «долга»;

    желание удивить оппонента, вызвать у него растерянность. Этот фактор ярко проявляется в процессе спора, затрагивающей интересы обоих собеседников;

    потребность получить отклик собеседника на свои высказывания. Данный фактор имеет особое значение, когда партнер пользуется авторитетом у собеседника. Иногда, рассказывая что-либо, они желают получить совет или одобрительный отклик от человека, которого ценят.

Все это дает основание применять при получении интересующей информации специфические приемы этого метода, такие как обращение к чувству собственного достоинства, проявление равнодушия, «игра» на чувстве собственного достоинства собеседника и проявление участия. Кратко остановимся на этих обозначенных приемах.

1. Обращение к чувству собственного достоинства. Этот прием предполагает похвалу, лесть, подчеркнутое выражение уважения, большой заинтересованности и внимания по отношению к собеседнику Прием особенно эффективен при общении с тщеславными и честолюбивыми людьми Обращение к чувству собственного достоинства позволяет установить с такими людьми тесные отношения и способствует проявлению искренности с их стороны.

    перед похвалой всегда следует сделать комплимент;

    при обращении с похвалой следует принять соответствующее выражение лица и позу;

    подчеркивать «достоинства» интересующего лица лучше, сравнивая его с оппонентами. При этом следует знать о том, что все хорошо в меру, и об этом не надо забывать.

2. Проявление равнодушия. Этот прием применяется, когда у собеседника наблюдается большое желание обсудить сведения, которыми он располагает, затронуть в разговоре известную лишь только ему новость, которой он придает большое значение Проявление безразличия к важной с точки зрения собеседника информации, пренебрежение ею задевают его самолюбие и тем самым стимулируют к высказыванию дополнительных данных, подчеркивающих значимость этой информации.

    нужно вовремя почувствовать, что интересующее лицо «переполнено» сведениями. Это безусловно заметно по поведению этого человека: он бросает частые взгляды в сторону лица, которому хочет что-то сказать, не может спокойно сидеть на одном месте, начинает усиленно жестикулировать.

    нельзя в это время навязывать интересующему вас человеку свою тему разговора;

    проявление равнодушия с вашей стороны может побудить этого человека к высказыванию лишь в условиях доверительности. Это фиксируется по стремлению интересующего лица уединиться с вами. При отсутствии доверительности равнодушное отношение к этому лицу вызовет у него ответные реакции подобного рода.

3. Использование эмоционального стресса. Под эмоциональным стрессом в данном случае понимается состояние психического напряжения. В таком состоянии у человека ослабевает контроль за своим поведением и высказываниями. Различают несколько этапов развития такого состояния. Эмоциональный стресс возникает в результате какого-либо резкого и сильного воздействия на человека, возбуждающего его психику и нарушающего нормальную ориентировку в окружающей обстановке. Основной этап - период бурных переживаний, плохо контролируемых действий и речевых реакций. Заканчивается эмоциональный стресс постепенным переходом к спокойствию.

Ввести интересующее лицо в состояние эмоционального стресса можно задав неожиданный вопрос, сделав неточное или ложное заявление; сообщить якобы «важные» сведения, показать свою осведомленность в чем-либо.

4. Постановка неожиданного вопроса. Этот прием имеет две разновидности. Путем постановки неожиданного вопроса можно привести интересующее лицо в замешательство, уличить его в чем-то, например в обмане. В первом случае это лицо может не осознавать намерений собеседника, во втором - эти намерения им осознаются.

Условия для успешного применения этого приема:

    неожиданный вопрос не должен быть связан с темой настоящего разговора;

Основное правило применения этого приема: если поставлена задача разоблачить или уличить собеседника, неожиданный вопрос должен поставить интересующее лицо в тупик; если же нужно привести его в замешательство, то надо предусмотреть для этого лица пути выхода из этого положения.

5. Неточное или ложное заявление. Намеренно делая ложное заявление или неверно высказываясь по какому-либо вопросу, мы рассчитываем на то, что собеседник захочет уточнить или дополнить наше высказывание. Особенно эффективен этот прием при общении с эмоциональными и импульсивными натурами, которых искажение фактов легко выводит из равновесия. Не менее эффективен этот прием и по отношению к людям, считающим себя «знатоками» или большими эрудитами.

Условия успешного применения данного приема:

    неточное или ложное заявление должно касаться сферы идей, которые волнуют интересующее лицо в данный момент;

    такое действие должно создавать у интересующего лица определенное затруднение в виде борьбы мотивов: сказать - не сказать и т. д.;

    человек, использующий этот прием, должен убедить собеседника в искренности своего поведения.

Основное правило применения приема: ложность заявления должна быть очерчена в основном правильно, искаженной может быть лишь какая-нибудь конкретная деталь нашей информации.

6. Сообщение «важных» сведений. Использование сведений, которые могут изменить настроение человека, помогает направить беседу в нужное русло и получить интересующую вас информацию.

Условия, необходимые для успешного применения данного приема:

    при подборе «важных» сведений необходимо учитывать доминирующие потребности человека и его индивидуально-психологические особенности;

    требуется находиться с заинтересованным лицом в состоянии доверительности;

    источник информации должен обладать необходимым в глазах интересующего лица уважением и авторитетом.

7. Показ осведомленности. Этот прием используется, когда уже известны некоторые детали вопроса и событий и нужно получить дополнительную информацию. Умелое оперирование даже немногими известными деталями может создать у лица впечатление полной информированности собеседника и побудить его к взаимности и откровенности.

8. Подбрасывание ложных доказательств . Давно известно, что человек гораздо больше доверяет идеям, возникающим в его собственной голове, нежели тем, которые преподносят ему другие люди. Поэтому искушенные в психологии люди стараются избегать прямого давления на человека, а предпочитают косвенное воздействие на его образ мыслей. Для этого они как бы ненароком подбрасывают ему определенную информацию, выводы из которой он должен сделать сам. Искусство получения информации состоит как раз в том, что при грамотной подаче определенных фактов объект вашего интереса должен сделать именно те однозначные выводы, на которые вы и рассчитываете.

9. Создание образа «простака». Суть этого приема заключается в том, чтобы, нарочито принижая собственные умственные способности, создать у объекта ощущение интеллектуального превосходства. В результате человек теряет бдительность, так как не ожидает какого-либо подвоха от «простака», с которым он общается. На самом деле простаком оказывается он сам, а не вы.

Методика получения интересующей информации

Предварительное изучение собеседника, безусловно, представляет собой одну из важнейших задач методики получения информации. В практическом плане следует учитывать те нормы, которые регламентируют поведение и отношения людей в процессе общения и существенно влияют на процесс получения информации. Некоторые из этих норм определяются и национально-психологическими особенностями человека. Это и черты характера интересующего нас лица. Вы должны правильно представлять себе, какие черты характера интересующего вас лица могут облегчить, а какие затруднить получение информации в беседе. В первую очередь следует обратить внимание на степень его внушаемости и конформности, а также на такую слабость характера, как болтливость. Есть люди, которые не могут хранить в себе ни одной зародившейся в их голове мысли, ни одного известия, услышанного от других. Пока эти люди не расскажут того, что у них имеется, нескольким лицам, каждому особо, они не могут быть спокойными. Эта черта часто используется и должна использоваться в целенаправленных беседах: в них намеренно вовлекаются люди, обладающие подобными чертами. Знание черт характера человека дает возможность использовать тщеславие и честолюбие людей. При определенных обстоятельствах люди с такими чертами характера могут пойти на необдуманные поступки и высказывания только для того, чтобы привлечь к себе внимание и заслужить положительную оценку другого человека.

Необходимо также иметь в виду, что для большинства людей говорить правду всегда легче, чем лгать. Поэтому в ситуациях, где приходится говорить неправду или скрывать правду, многие теряются и допускают так называемые «проговоры», непроизвольно высказывают истину, что всегда необходимо учитывать.

Важно отмечать интеллектуальные и речевые способности собеседника, особенности его памяти и наблюдательности. Это помогает составить правильное представление о человеке и более объективнее оценить сообщаемые им данные. Важно также знать степень общительности человека: насколько легко с ним можно завязать разговор, какую позицию он обычно занимает в беседе. Следует учитывать и настроение человека во время беседы. События, предшествующие беседе, могут в значительной степени повлиять на состояние собеседника, на его переживания, на готовность начать беседу и поддерживать ее. Таким образом, различные стороны личности интересующего нас субъекта могут привести к непроизвольным высказываниям.

При окончательной оценке личных качеств собеседника следует избегать предубежденности и торопливости в составлении мнения. Предубежденность мешает объективному восприятию человека и ведет к ошибочным выводам. Кроме того, бывают случаи, когда люди, казавшиеся вначале замкнутыми, оказываются впоследствии весьма приятными собеседниками.

Для того чтобы целенаправленная беседа прошла успешно, вы должны обладать достаточной общей подготовкой, позволяющей легко и непринужденно поддержать беседу и развить ее в нужном направлении. Наличие эрудиции помогает в беседах с людьми различных профессий и интересов, разных социальных и возрастных групп. Общая подготовка и эрудиция должны также включать глубокие знания в области, представляющей интерес для собеседника.

Психологическая подготовка к целенаправленным беседам включает в себя несколько компонентов. Одним из них является создание оптимального психологического настроя, позволяющего без значительных усилий приступить к проведению беседы.

    Для того чтобы освободиться от напряжения, поддержать в собеседнике готовность к общению, следует отвлечься от предстоящего действия, вспомнить ситуации, в которых вы успешно решали аналогичные задачи. Важно мобилизовать себя на предстоящее действие и постоянно это поддерживать.

    Другим важным аспектом психологической подготовки является отработка оптимальной линии поведения в предстоящей беседе. Для успешного получения информации следует в беседе держать себя свободно, уверенно и даже несколько снисходительно. Выбор линии поведения зависит от индивидуальных качеств, характера и темперамента интересующей вас личности.

    Самостоятельным компонентом психологической подготовки к получению информации является прогнозирование конкретных ситуаций, которые могут осложнить выполнение задачи: изменение настроения собеседника, настороженность, обида, неблагоприятные эмоциональные реакции. Хорошая подготовка к беседе придает уверенность и спокойствие в ситуации, где на обдумывание решения практически не остается времени.

    Практика показывает, что условия проведения беседы существенно влияют на ее процесс. «Неформальная обстановка», спокойное место, располагающее к непринужденному разговору, время достаточное для обстоятельной беседы, помогают решению задач по получению информации. Целенаправленные беседы лучше всего проводить в неофициальной обстановке, когда интересующий вас человек свободен от выполнения профессиональных обязанностей.

    При вступлении в беседу следует постараться создать непринужденную обстановку. Начальная тема должна максимально помочь установлению психологического контакта и позволить в дальнейшем перевести разговор в интересующее вас русло.

    Попытки получить информацию без предварительно установленного контакта обычно не приводят к желаемому результату. Однако не следует чрезмерно затягивать начальную стадию беседы в ущерб решению основных задач по получению информации. Затягивание разговора при обсуждении общих тем также может привести к нежелательным результатам. После получения необходимой информации следует постепенно свести разговор к нейтральной теме и продолжить беседу еще некоторое время.

Юрий Чуфаровский,
доктор юридических наук, кандидат психологических наук, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин юридического факультета Московской финансово-юридической академии.


В жизни мы порою контактируем с людьми, которых видим впервые. Если собеседник нам интересен, хочется о нем знать больше, хочется строить беседу таким образом, чтобы тоже интересовать его. Для бизнеса наличие информация – это деньги. И чем больше владеешь информацией, чем меньше неизвестности, легче прийти к цели.
Как же получить информацию от оппонента и об оппоненте?

Я предлагаю некоторые наблюдения, способы, которые люди чаще всего используют в бизнесе для раскрутки оппонента на информацию.
Не всегда эти способы честные, иногда это осознанная манипуляция, иногда неосознанная. Я сторонник ситуации «выигрыш – выигрыш».
Но, согласитесь, лучше знать способы, чтобы быть вооруженным и не выдавать какую-то секретную информацию, когда кто-то их использует.
Либо понимать, каким оружием сам владеешь, и применять его по назначению и в нужных ситуациях.

Данная статья для тех, кто хочет узнать, как, какими способами люди влияют друг на друга, чтобы получить желанную информацию.

Способы раскрутки на информацию

1. Выдавать вариант возможного действия, решения оппонента за действительное

с применением утвердительных словосочетаний «Я знаю », «Вы наверняка … (делаете так-то, такой-то человек, чувствуйте то-то…)»
И внимательно фиксировать реакцию оппонента.

Чем более неверный вариант, особенно предположение о чувствах собеседника (разговор о чувствах неосознанно отключает частично или полностью логику), тем более откровенная его реакция.

Иногда приводят несколько вариантов решений от имени собеседника, хотя он их не озвучивал. Информацию получают, сравнивая реакции на обе ситуации.
Перечислять проблемы, которые скорее всего есть. «Наверняка…» И спросить оппонента, что и списка интересно, а что не имеет значения? Задать альтернативный вопрос: или это или это интересно?
Даже если человек не угадал – оппонент чаще раскрывается, когда ему приписывают не то, что есть.
Говорить, что является причинами отказа. Но при этом сделать вызов: «Если я скажу, что к нам это все не относится и докажу, Вы подпишите?»

2. Заводить с собеседником тему, которая опосредовано связана с интересующей темой.

Переход с безопасной близкой темы на нужную легче сделать, и часто информацию можно получить, слушая убеждения оппонента.

Например, кто-то хочет узнать о проблеме человека, начинает разговор о том, что ее вызывает .
Хотят узнать заболевания человека? Начинают говорить о еде, о курении, о стрессе…
Хотят знать о ценах конкурента? Начинают разговор о дороговизне поставок, о рынке труда…
Начать разговор о конкурентах. О их клиентах, о их ценах… Об отличиях и преимуществах оппонента с ними. О рыночной ситуации на данном сегменте.
Иногда описывают подобную ситуацию, которая якобы или в действительности произошла у него с конкурентом оппонента.
Затрагивать в разговоре тему персонала.
Она всегда актуальна для руководителя, как и продажи. Начать говорить о новинках в этих вопросах. Часто оппонент сам начинает говорить о планах.
Разговор о мечтах, рисование желаемого образа. Часто руководители легко говорят о планах, которые в мечтах, т.е. идеальных, а не реальных. Но если внимательно слушать и побуждать разговору, человек сам переходит на реальные планы и возможности.

3. Находить общее с собеседником.

«Я знаю, что…» «Я тоже имел подобный опыт…» «Я сталкивался с…» «Я из этой же области, поэтому знаю, какие проблемы бывают…» «Я разговаривал со всеми подобными Вам, и они имеют…»
Понятно, что переживания сближают, дают больше понимание и доверия. А информацию дают тем, кто безопасен и кому доверяют.
Ссылка на авторитет.
Порою легче делать то, что кто-то уже делал до Вас. И если это был авторитет…

4. Вводить собеседника в эмоциональное состояние.

Это можно сделать через эмоциональную тему или тему «другого уровня» общения.
Эмоциональная тема – тема, которая «переносит», «переключает» человека в сферу «эмоций». Причем как приятных, так и неприятных. Если довести оппонента до крика, и начать задавать нужные вопросы, он может ответить, т. к. контроль над логикой резко снижен.
Эмоциональные темы – это темы, которые могут волновать Вашего собеседника. Деньги, престиж, его статус, езда на дорогах и марки машин, экстремальные виды спорта, отношения (в том числе с персоналом, конкурентами)…
Вызвать на обсуждение спорной темы в области оппонента, где нет правых 50% на 50%.
Можно в виде запроса у оппонента совета. «Вы опытный человек, хотел узнать мнение специалиста по такому спорному вопросу…»

Теперь расскажу про использование разных уровней общения для получения информации в бизнесе .
Есть одна система, которая выделяет 3 уровня общения: деловой, дружеский и сексуальный.
Каждый уровень общения подразумевает свое определенное поведение, свой лексикон слов, свои темы, свои жесты, разрешенные позы, даже свое дыхание…
Деловой уровень предполагает разговор о фактах, дружеский – о чувствах, сексуальный – об ощущениях.
Чтобы ввести оппонента в транс, или на время снять контроль над основной темой, достаточно использовать в основе разговора один уровень, а какой-то элемент вставить из другого уровня.
Например, мужчины могут говорить о серьезных вещах, используя лексикон уровня сексуального или дружеского.
Даже фразы подчиненной женщине при заключении серьезного договора «Я хочу тебя» или при заключении договора поставок «Я люблю большие размеры» могут неосознанно переключать оппонента на другой уровень, который уже предполагает другое отношение. И не важно, согласен ли оппонент перейти на другой уровень, важно, что он переключился и появившиеся мысли сбили его с основной темы, а при потере контроля люди могут выдавать информацию.

5. Делать оригинальные и в тему комплименты.

Признать преимущества оппонента. «Я знаю, что Вы имеете и без меня решение. Но все мои клиенты тоже имели решение. И отказывались, т.к. …Но их интересовало…Вам интересно для развития …?»
Этот метод действует по правилу – дай собеседнику возможность выиграть, признав достоинства, и он будет готов и Вам дать.

6. Зафиксировать отрицательную, или непонятную для Вас реакцию оппонента

(молчание человека, его «сопротивление»), пусть на уровне «Ваших ощущений», и описать эту реакцию вслух собеседнику.
Например, «Я вижу, что Вы молчите. Вам неинтересно? Что же важно Вам?» «Я вижу, что Вы не хотите разговаривать. Что мне сделать по-другому?»

При озвучивании собственных чувств или угадывании чувств другого происходит интересный факт – «разделение ответственности» за возникновение этих чувств.
Чтобы проверить это, попробуйте сказать вслух «сильно болит голова» или «душно в комнате», и окружающие скорее всего начнут предлагать решения Вашей проблемы или вдруг начнут злиться, т.к. появление чувства вины, что не могут помочь может вызвать и такую реакцию. 🙂

7. Вызвать любопытство, интерес через обещание или раскрытие собственной тайны.

Например «У меня есть несколько вариантов решения, несколько предложений, но я не знаю, какое Вас заинтересует? Чтобы Вы не теряли время, я хочу узнать ответ на один вопрос, после этого я расскажу именно то, что интересно Вам…»
Любопытство действует на уровне инстинктов, сложно отказаться от нахождения ответа. И когда человек открывает тайны, он будто сдает оружие, становится более безопасным. А когда бояться нечего, люди расслабляются больше и меньше контроля и напряжения в отношениях.
Не обязательно выдавать тайны, раскрытие которых может принести неприятности Вам или кому-либо, есть просто некие откровения или новая информация для оппонента.

8. Сыграть роль клиента. Задать вопросы, как если бы Вы были клиентом оппонента, который собирается приобрести его товар, услугу.

Продать товар все хотят и охотно говорят на эту тему.
Вопросы лучше строить на основе возможных проблем с данным товаром или услугой.
«А это в сроки делается?» «А как качество Вашего товара проверить?» «А если будет…?»

9. Узнать критерии в понимании оппонента «хороший клиент», Его выгоду

т. е. «Что важно Вам в этом продукте? (в данном вопросе?»). «Я могу долго рассказывать, чем могу быть полезен, но для экономии времени, хочу услышать ответ на один вопрос»
Это самый честный и эффективный способ!!!

P.S. Для желающих получить описание дополнительных наблюдений «игр» в бизнес среде, просьба написать мне .

С уважением, Гордеева Екатерина, коуч-бизнес-консультант

Выведывание всегда было одним из самых эффективных приемов для получения ответов на вопросы, которые напрямую задать нельзя. Сам процесс выведывания лежит на стыке методик психологии, социальной инженерии, НЛП и межличностного общения. Заключается он в получении от человека (собеседника) той информации, которую он при других условиях ни за что разглашать бы не стал. Грубо говоря, это понуждение человека сказать то, что он говорить не хотел бы, без использования какого бы то ни было давления. Фактически, в процессе выведывания его инициатор создает условия, в которых его собеседник сам обо всем рассказывает, не замечая того.

О выведывании информации у человека в своей книге «Конкурентная разведка» пишет российский специалист по применению технологий разведки в бизнесе Евгений Ющук.

Мы же попытаемся сами проанализировать возможности этого метода.

Итак, выведывание - это конкретный технический прием получения от человека острой информации с использованием законных и этичных методов. Целью этого приема может быть абсолютно любая информации, которая не является уж слишком важной и засекреченной (как коды для пусков ядерных ракет), но имеет ограниченный доступ. И человек, который этой информацией владеет, не ответил бы вам, спроси вы его напрямую. Например, показатели продаж его компании или планы по выведению нового продукта на рынок.

Совершенно естественно, что на ваш вопрос «Сколько вы продали товаров в этом году?» ваш визави возмущенно ответит, что это является коммерческой тайной. Ибо такой вопрос сразу же дает сигнал психологической защите о попытке получения той информации, доступ к которой ограничен. Основная задача при выведывании информации — снять такую психологическую защиту, для того чтобы собеседник не расценивал вас как потенциального врага.

Техника построена на социальной и психологической тактике, которая должна снять настороженность цели, которая не позволит ей выдать деликатную информацию.

Для достижения этой цели используются разные приемы.

1. Расслабление. Еще этот прием называется «постановкой смежной темы».

Заключается этот прием в том, что, когда беседа плавно перетекает из одной плоскости в другую, психологическая защита вашего собеседника может не среагировать в тот момент, когда вы уже окажетесь на «горячей» территории. А нам это и нужно.

Простыми утрированными словами, - начав разговор о погоде, птичках и надвигающихся холодах, можно плавно перейти к повышению цен на энергоносители и перспективы объемов их закупок. Если сделать это достаточно аккуратно, то собеседник воспримет эту беседу («обмен информацией»), как само собой разумеющееся светское общение. В этот момент его «ограничители» могут не сработать, а так как человеку свойственно делиться имеющейся у него информацией - есть возможность, что он произнесет именно те слова, которые приоткроют вам завесу коммерческой тайны.

2. Использование тщеславия. Или доказывание заведомо ложных аргументов.

Все мы по своей природе немного тщеславны. Особенно подвержены этому недостатку люди, которые являются квалифицированными специалистами в своей сфере. Всем наверное не раз приходилось слышать, что услышав непрофессиональные высказывания на узкопрофессиональную тему, специалист считает своим долгом поправить неуча и «поставить на место зарвавшегося выскочку».

Если заставить человека аргументировать свою позицию, ставя под сомнение правильность его точки зрения, то рано или поздно, для усиления своих слов, он может сказать то, что в «нормальном состоянии» никогда бы не выдал. Этот человек начнет приводить примеры из жизни, подтверждающие его правоту. В 99 % случаев он начнет со слов: «Вот у нас в компании...»

К методу использования тщеславия можно отнести и прием, когда вы создаете в глазах специалиста образ нерадивого ученика, который обращается к своему учителю и наставнику. Опыт показывает, что люди науки очень подвержены менторскому поведению, которое часто заменяет им общественное признание. Используя правильно такое поведение вашего собеседника, попутно показывая свою неосведомленность, можно добиться серьезных успехов в получении данных ограниченного пользования.

3. Ты мне - я тебе.

Данный метод, который заключается в обмене информацией, считается не достаточно эффективным и должен использоваться только после тщательного изучения собеседника.

Именно то, насколько успешно вам удастся построить межличностные отношения с вашим собеседником (грубо говоря - «понравитесь ли вы?»), настолько вы можете рассчитывать на достижение успеха в процессе выведывания.

В связи с этим одним из основных и важнейших этапов выведывания является «подход» к вашей цели. Сам момент знакомства (если вы были не знакомы). Здесь надо учитывать особенности каждого конкретного человека и среды его жизни. В государственной разведке порой бывает, что человека изучают месяцами, чтобы сделать к нему поход.

Например, одним из модных приемов советской разведки было организация «легкого ДТП» с участием целевого человека. Так, советские разведчики, желая познакомиться с потенциальным источником, легенько «въезжали ему в зад на светофоре», после чего, рассыпаясь в извинениях и предлагая всяческую помощь в заглаживании неприятного инцидента, знакомились с человеком ближе. В нашей стране, вряд ли ДТП может послужить путем к хорошему расположению со стороны другого человека.

В конкурентной разведке, напротив, порой бывает необходимо составить впечатление о человеке в течение 2-х минут, чтобы сразу же познакомиться на конференции или выставке.

Выведывание в оффлайне и на форумах. Среды разные - подход один. Часть 2.

Как показал, возникший в комментариях к предыдущему посту, спор, процесс выведывания можно понимать по-разному. На наш взгляд, главным образом это понимание зависит от того, кто является объектом выведывания (у кого выведывают информацию), и какие отношения связывают объекта выведывания и того человека, который это выведывание осуществляет.

Таким образом, можно с уверенностью выделить две основные ситуации, в которых уместно говорить о применении метода выведывания для целей бизнеса.

Во-первых, выведывать информацию можно у человека, который уже знаком инициатору и у них уже сложились определенные отношения. К примеру, это может быть коллега из компании конкурента, с которым вы регулярно видитесь на каких-либо отраслевых или любых других увеселительных либо спортивных мероприятиях. Зачастую в таком случае общие темы для общения находятся очень быстро, и, в зависимости от личных качеств и характера обоих, беседы могут зайти намного дальше чем «Привет, как дела?».

В этом случае, конечно, следует помнить, прежде всего, о двух вещах:

о том, что вы можете быть для вашего визави таким же объектом выведывания, как и он для вас, и о том, что, не смотря на профессиональное рвение, нужно уважать своего собеседника как человека и не переходить пределы толерантности и этики (которые, конечно же, каждый определяет для себя сам).

Во-вторых, выведывание информации может иметь место тогда, когда инициатор и его объект до момента вступления в контакт были не знакомы. Именно в этом случае идет речь о подходе и его важности, о чем мы говорили в предыдущем посте.

Естественно, что прежде чем приступить к выведыванию, необходимо установить с объектом соответствующий контакт, который поможет приоткрыть психологическую защиту, что в свою очередь создаст возможность того, что визави «сболтнет лишнего». Как мы все понимаем, ослабить психологическую защиту любой человек может перед тем, от кого не ожидает угрозы, а наоборот испытывает некую симпатию или хотя бы общность интересов.

Именно поэтому в процессе выведывания у незнакомого ранее человека такую важную роль играет планирование первого подхода. Это нужно для того, чтобы после первых 2-3 минут разговора собеседник был заинтересован продолжать беседу. В этой связи помочь могу некоторые приемы и методы НЛП.

Например такие как «подстройка». Принято считать, что человек не может «спорить» или негативно относиться к своему «отражению». Как говорят специалисты НЛП, подстройку можно осуществлять по многим факторам (положение тела или поза, манера общения, использование терминов и предикатов речи, заинтересованность одной тематикой и т.д.), главное найти «узкие места», которые смогут расположить к вам вашего объекта.

Очень важна также ситуация, в которой состоится первый контакт с объектом. Учитывая то, что при осуществлении выведывания, одним из главных факторов является сокрытие своего интереса к тем вопросам, которые вы пытаетесь выведать, самой идеальной ситуацией, в которой состоится первый контакт, будет та, когда он сам выступит инициатором (обратиться или заговорит первым).

Целесообразно также подойти выборочно к моменту вступления в контакт. Если это возможно, лучше подобрать время, когда объект наиболее расслаблен (например, вышел на перекур или пьет кофе) или предрасположен к общению.

Что касается планирования самой беседы с объектом, то этот вопрос достаточно неоднозначен. Конечно, любая хорошая импровизация - это хорошо спланированная импровизация, и очень хорошо иметь наготове несколько фраз или путей развития разговора для того, чтобы не терять контроль над нитью беседы. Однако случается и так, что приходиться быстро реагировать на слова собеседника, чтобы упрочить налаживающийся контакт. К примеру, если он обронит фразу о своих увлечениях авиамоделизмом или собаководством.

Говоря непосредственно о самом процессе выведывания, целесообразно вспомнить о «правиле края», которое так хорошо известно советскому разведчику Штирлицу и современным российским специалистам по пиару.

Заключается это правило в том, что людям свойственно запоминать информацию, которая содержалась в начале и в конце сообщения, и забывать, то, что было в середине. Так же и в отношении разговоров, люди больше помнят то, что было в начале и в конце. Следовательно, самые острые вопросы, которые могут демаскировать вашу заинтересованность «закрытой» тематикой следует задавать в середине беседы, а заканчивать фразами на отвлеченные темы. После такого подхода, на вопрос сотрудника службы безопасности компании вашего объекта «о чем разговаривали?», он с уверенностью сможет ответить «О погоде, о симпатичных девушках возле выставочных стендов, о ценах на отдых в Тайланде…»

Будет также гораздо лучше, если в той части беседы, которая касается интересующих вас проблем, вы не будете формулировать свои слова как прямые вопросы. Лучше говорить утверждениями общей направленность, вставлять в них неточности или делать сомнительные заявления.

Фразы должны подразумевать ожидание ответной реплики от вашего собеседника. Хотелось бы также еще раз подчеркнуть строгую необходимость недопущения расшифровки интереса к закрытым темам. Ибо в случае, если ваш объект догадается о том, что с ним ведут игру и пытаются «раскрутить его на информацию», которую он, в принципе, разглашать не должен, он не только закроется и вы потеряете его и как источника информации, и как собеседника… Это также чревато реакцией со стороны службы безопасности компании, в которой работает ваш объект, а также несет определенные репутационные риски в среде, в которой вы общаетесь.

Выведывание в оффлайне и на форумах. Среды разные - подход один. Часть 3.

Многие уже понимают, что общение в Интернете практически не отличается от общения в реале. Более того, общение в Интернете (на блогах и форумах) зачастую несет в себе больше угроз, чем реальная жизнь, для людей, не владеющих специфическим инструментарием.

Одна из классических операций по использованию приемов выведывания на форумах описана Евгением Ющуком со слов его коллеги.

цитата:

Итак...в одной крупной фирме, по одному из направлений деятельности появился злобный конкурент...(постоянно выигрывал сладкий тендер). И условия были явно лучше и откат хороший предлагали, даже пытались заехать по беспределу...ничего не помогало... Выявили, что со стороны конкурента на тендер представляет некая леди Х (53 годочка, но молодилась....)

Были попытки поработать с этой леди Х...без результатно, ну ничего не боялся божий одуванчик...(кстати она была как раз финдиром конкурента). Профильтровали корпоративные адреса ихней почты, установили леди Х...чисто, ну вообще никак в инете не заточкована... т.е. Х@домен.ру есть, а...и больше ничего...

Ну понятно, что если вместо домена запихать что то типа mail, bk, rambler, то может и выстрелить...Блин выстрелило...

Зарегилась наша леди Х на одном из форумов где тусуются крутые (ну это они так считают) манагеры... Почитали ее посты, поглядели профиль...есть зацепка...она когда то работала преподом, а значит по привычке будет поучать...

Зарегили пару домовенков (один умный другой дурак) и втянули ее в диалог...понятно, что дурень наезжает, а умник защищает... потом умник обратился к Х "за помощью", ну та же не могла отказать...и потекла...

Как получить необходимый ответ не мне вас учить...Смысл сводился к следующему...леди Х "выдвала коммерческую тайну"..."А вот мы делаем так то, а мы делаем по другому..." ну в этом духе...

Всю эту переписку по левому слили еешнему начальнику СБ...(он всю жизнь ловил шпиенов) и тут наконец то "поймал"... Две недели СБшник с пеной у рта "убеждал" руководство и убедил...леди Х уволили... Через пять дней мы ее взяли на работу...конкурент загнулся...(она ясен пень наверное до сих пор не сообразила, что произошло).

Операция организована и проведена на очень высоком уровне. Как вы видите, здесь были применены способы аналогичные тем, которые мы описывали в первой части материала о выведывании.

После того, как объект выведывания был изучен: «Почитали ее посты, поглядели профиль...есть зацепка...она когда то работала преподом, а значит по привычке будет поучать...», было принято решение использовать ее «менторский настрой» в отношениях с собеседниками, которые недвусмысленно готовы признать ее превосходство и глубокие знания.

После этого была создана ситуация, которая послужила поводом для контакта с объектом:

«Зарегили пару домовенков (один умный другой дурак) и втянули ее в диалог...понятно, что дурень наезжает, а умник защищает... потом умник обратился к Х "за помощью", ну та же не могла отказать...»

В результате, при условии аккуратного приложения усилий и определенного мастерства в общении с объектом, инициаторам выведывания удалось получить нужную информацию: «леди Х "выдвала коммерческую тайну"..."А вот мы делаем так то, а мы делаем по другому..."»

Таким образом, процесс выведывания на форумах в некоторых случаях еще более легкий в реализации, чем процесс выведывания в реале.

Во-первых, потому что объект не видит инициатора, а, следовательно, инициатор может создать любой образ, который будет способствовать установлению контакта и создать любую ситуацию, в зависимости от предпочтений объекта.

Во-вторых, процесс общения на форумах дает больше времени для обдумывания решений и своих шагов, ибо здесь очень важно - что и как написать.

В-третьих, форум дает возможность использовать в операции по выведыванию и другие «вирутальные сущности», т.е. образы других людей, которые полностью подконтрольны инициатором, с целью подтолкнуть объекта к контакту или определенным высказываниям. И т.д.

Из недостатков можно назвать то, что инициатор в данном случае может только прогнозировать и представлять себе реакции объекта на те или иные шаги. А уровень обратной связи очень низкий.Здесь нет визуального восприятия и нельзя заметить невербальных реакций объекта, которые можно было бы использовать. Кроме того, упомянутый низкий уровень обратной связи снижает также и возможность инициатора управлять ситуацией. Сделав определенный шаг (написав сообщение), инициатору не остается ничего другого кроме как ждать ответа от объекта.