Open
Close

Какие бывают методы дрессировки собак. Iii

Метод дрессировки - это способ воздействия на собаку определенными раздражителями для выработки у нее нужных условных рефлексов и доведения их до навыков. В зависимости от вида раздражителя и способа его применения различают следующие методы дрессировки собак: вкусопоощрительный, механический, контрастный, подражательный и наталкивания.

Вкусопоощрительный метод предусматривает применение для выработки условных рефлексов пищевых раздражителей. Возник он в процессе приучения и одомашнивания диких животных. Впервые был применен известным русским артистом и дрессировщиком В. Л. Дуровым. Его метод нашел широкое применение не только в цирковом искусстве, но и в любительской практике дрессировки служебных собак, особенно минно-розыскных, а также для поиска наркотиков и контрабандных товаров.

Подготовленные этим методом собаки обладают высокой активностью поисковых реакций. Сущность метода состоит в том, что пищевым раздражителем (лакомством) собаку заставляют выполнять нужные действия, а затем ее поощряют за правильную ответную реакцию. Вкусопоощрительный метод дрессировки дает хорошие результаты при дрессировке собак с преобладающей пищевой реакцией, но может успешно применяться и для собак с другими реакциями поведения. Наиболее эффективен этот метод, когда собаки находятся в полуголодном состоянии или их дрессируют через 3–4 часа после кормления. Положительные качества вкусопоощрительного метода состоят в том, что условные рефлексы на пищевые подкрепления образуются легко и быстро, хорошо сохраняются. С помощью этого метода быстро устанавливается и долго сохраняется контакт дрессировщика с собакой, что имеет важное значение в дрессировке и применении собак на службе. Пищевые раздражители поддерживают и сохраняют активность собаки во время дрессировки и даже в конце занятий, когда собака утомлена.

Недостатком вкусопоощрительного метода является то, что не все условные рефлексы и тем более сложные навыки можно выработать с помощью пищи. Например, навыки задержания, окарауливания нельзя выработать этим методом. В состоянии сытости у собаки условные рефлексы образуются медленно или совсем не образуются. Навыки, выработанные с помощью пищи, не достигают полной безотказности. В сложных условиях и при отвлекающих раздражителях такие навыки не проявляются или проявляются недостаточно четко. Прекращение дачи лакомства и переход на условное поощрение заметно ослабляет контакт дрессировщика с собакой, снижает ее активность и четкость действий.

Механический метод заключается в применении механических раздражителей в виде принудительного и поощрительного подкрепления. Он применялся в глубокой древности для укрощения диких животных и подчинения их воле человека. Сильные болевые раздражители вызывали у животных страх перед человеком и дальнейшую покорность ему. Такая дрессировка в большинстве случаев превращалась в истязание животных и заканчивалась различными травматическими повреждениями, иногда трагически для самого дрессировщика. В дрессировке собак на механические раздражители вырабатывается большинство общедисциплинарных и специальных навыков. Механические воздействия постороннего человека, помощника на собаку, как правило, вызывают у нее активно-оборонительную реакцию, которая является базой для выработки большинства специальных навыков: злобности, задержания, окарауливания задержанного, обыска местности, работы по следу и других. Легкие механические воздействия дрессировщика на определенные участки тела собаки, например, поглаживание, похлопывания в области груди, шеи, плеча действуют на собаку успокаивающе и одобряюще, что используется дрессировщиком в качестве поощрительного подкрепления.

Контрастный метод - главный метод дрессировки, объединяющий все положительные стороны механического и вкусопоощрительного методов. Сущность его состоит в том, что действие условного раздражителя подкрепляется механическим раздражителем, а когда собака совершит нужное действие или примет определенную позу, ей дается лакомство. Например, при выработке условного рефлекса на команду «Сидеть» условный раздражитель вначале подкрепляется нажатием на область поясницы собаки (механическое воздействие), и как только собака села, ей дается лакомство. В данном случае применяемые болевые и пищевые раздражители по своему биологическому значению являются противоположными - контрастными. При повторении таких сочетаний быстрее вырабатываются навыки, собака четко, энергично реагирует на сигналы дрессировщика. Навыки бывают безотказными. Другой положительной стороной этого метода является то, что при выработке навыков у собаки не снижается активность и не нарушается контакт с дрессировщиком.

Недостаток метода - возможное столкновение оборонительных и пищевых рефлексов, что приводит к срывам и неврозам, т. е. к нежелательным последствиям в дрессировке. Антагонистические раздражители применяются в определенном режиме с учетом индивидуальных особенностей собаки.

Подражательный метод основан, на использовании врожденных реакций животных подражать действиям другого животного или человека. Он является вспомогательным при других методах и чаще всего применяется в воспитательной дрессировке щенков и дрессировке молодых собак.

У собак сильно развиты подражательные рефлексы. Достаточно одной собаке возбудиться, как на ее лай начинают реагировать другие. Подражанием можно выработать многие условные рефлексы: преодоления препятствий, хватки за дрессировочный костюм, подачи голоса, переползания и даже работы по следу, особенно в паре. Степень подражания зависит от возраста и типа собаки. Большинство условных рефлексов у щенков и молодых собак вырабатывается благодаря подражанию матери и взрослым собакам. При подражательном методе дрессировки условные рефлексы у некоторых собак вырабатываются быстро. Однако этим методом невозможно формировать любые навыки.

Метод наталкивания заключается в побуждении собаки к выполнению определенных действий путем создания вынуждающих условий комплексом раздражителей. Условные рефлексы, выработанные таким путем, отличаются высокой активностью, динамичностью, но не безотказностью. Метод наталкивания рекомендуется применять в сочетании с другими методами дрессировки, поэтому он считается вспомогательным.

Зная положительные и отрицательные стороны каждого метода, дрессировщик должен умело использовать их применительно к особенностям поведения собаки и вырабатываемого навыка. Один и тот же навык можно выработать различными методами, но для каждого навыка существует определенный прием и конкретно обоснованная методика выработки условного рефлекса и формирования нужного навыка.


| |

СПОСОБЫ ДРЕССИРОВКИ

Под способом понимают такое воздействие на животное, которое приводит к воспроизведению (появлению) нужных дрессировщику действий или сохранению необходимых поз.

Хотя, по словам К. Прайор, «способов дрессировки существует столько, сколько дрессировщиков, способных их придумать», однако наиболее употребимы следующие.

Способ наведения , который заключается в том, что дрессировщик вызывает нужное ему движение, предлагая животному следовать за кусочком пищи или рукой. В.Л. Дуров называл этот способ «жестикуляцией» и понимал под этим «комплекс движений, которые наводят животное на нужное движение». К этому способу относится и способ «мишени», описанный К. Прайор, заключающийся в инициировании двигательной реакции животного при помощи движения рукой или каким-либо предметом (мишенью), манипулируя которыми можно вызывать достаточно сложное двигательное поведение животных. Мы часто инстинктивно используем этот способ - похлопываем рукой по бедру, приглашая собаку подойти или по дивану, когда хотим, чтобы она вспрыгнула на него. Когда мы берем в руку кусочек лакомства и предлагаем собаке следовать за ним - мы пользуемся способом наведения.

Способ наталкивания , когда дрессировщик при помощи направляющих (подталкивающих) воздействий рук, поводка, не приводящих к боли или неприятным ощущениям для животного, добивается воспроизведения нужного действия. Таким образом мы можем дать понять собаке, что от нее требуется, главное вовремя прекратить вспомогательные действия, иначе собака включит их в состав вашей команды.

Способ пассивной флексии , суть которого заключается в том, чтобы придать животному необходимую позу или помочь ему сделать нужное движение. Такой способ возможен при условии если животное не сопротивляется воздействиям дрессировщика, например, при научении собаки подавать лапу. В оперантной дрессировке этот способ получил название «лепки», так как дрессировщик как был лепит ту или иную позу. Именно таким способом иногда обучают детей писать буквы - взрослый человек берет руку ребенка в свою и помогает ему совершить правильные движения.

Способ отбора поведения , когда при естественном поведении животного положительно подкрепляются нужные и отрицательно - ненужные действия. А.В. Дурова-Садовская назвала этот способ «подлавливанием». По Скиннеру этот способ заключается в том, что весь путь от исходного поведения (еще до начала обучения) до конечной реакции, которую исследователь стремится выработать у животного, разбивается на несколько этапов.

Допустим, что нам нужно обучить голубя ударять клювом по маленькому светящемуся кружку, используя пищевое подкрепление в виде зернышка. Вначале мы будем давать ему зернышко каждый раз, когда он зайдет в ту половину клетки, где находится светящийся кружок. Далее мы будем подкреплять его лишь в том случае, если он не только зашел в эту половину клетки, но еще и повернулся головой к стенке, на которой находится кружок. На третьем этапе можно, например, давать зернышко при сочетании этих двух условий, если вдобавок еще клюв животного направлен в сторону кружка. Затем постепенно можно заставить голубя касаться клювом кружка и, наконец, ударять по нему с целью получить подкрепление. Как мы видим, при таком методе обучения к очередному этапу переходят лишь тогда, когда уже сформировалась поведенческая реакция, необходимая на предыдущем этапе.

Способ отбора поведения служит базой для способов, позволяющих не только отрабатывать свойственные (видоспецифические) реакции животных, но и осваивать навыки, необычные для их нормального поведения:

Способ усиления поведенческого признака , который заключается в том, что подкрепляется все более отличающийся в нужном направлении (или более выраженный) вариант поведенческого акта. К. Прайор называет такой способ «способом последовательного приближения» именно этот способ она использовала как основной для дрессировки дельфинов, например для увеличения высоты прыжка;

Способ сокращения (редукции) поведенческого акта до его отдельного элемента . Например, путем положительного подкрепления только одного из элементов. Редуцируя поведенческий акт, В.Л. Дурову удалось отработать навыки дутья в музыкальную трубу и произнесение слова «мама» собакой.

Способ альтернативы (альтернативного поведения), при котором дрессировщик создает такие условия (иногда даже непосредственно не воздействуя на животное: например, при помощи реквизита), которые допускают совершение лишь единственно возможного движения. Именно так называется один из старинных способов обучения собаки двигаться рядом с дрессировщиком, когда он движется с ней вдоль забора - собакой к забору.

Способ игрового поведения (особенно эффективен для молодых или любящих играть животных). При этом используется потребность в игре, когда возможность поиграть является и подкреплением. Для применения такого способа создается игровая ситуация и предлагается форма игры, которая должна представлять нужное дрессировщику действие.

Имитационный способ (способ подражания), особенностью которого является то, что оно одновременно выступает и как метод (имитационный метод научения).

Способ оборонительного поведения или избегания , когда добиваются нужного поведения при помощи болевых или неприятных воздействий, избегая которые, животные и совершают желаемое действие. Например, неприятные или болевые рывки, удары, болезненные надавливания, ожидание боли (страх), способные вызвать изменение поведения животного, нужные дрессировщику - оборонительное поведение. Как правило при помощи этого способа отрабатывается движение собаки рядом с дрессировщиком, посадки и укладки.

Способ агрессивно-оборонительного поведения : при нем на животное оказывают воздействия такого качества и такой силы, избавиться от которого собака может только посредством агрессивно-оборонительного поведения. Эффект способа заключается в том, что от опасного раздражителя можно избавиться двояко - 1) уйти (убежать) из сферы его действия; 2) уничтожить его атакуя. Ваша задача заключается в том, чтобы вызвать у собаки желание следовать второму пути. Со временем команда, предшествующая агрессивному состоянию и соответствующему инструментальному действию, или ситуация, связанная с этим, становятся сигнальными, то есть образуются не только инструментальные рефлексы, но и условные рефлексы на состояние.

Указанные способы можно использовать при любой форме научения (методе дрессировке), но эффективность их при этом будет различной. Очень часто при отработке конкретного навыка последовательно или параллельно используются несколько способов.

Выбор того или иного способа дрессировки определяется возрастом и породой собаки, стоящей перед дрессировщиком задачей, его опытом, интуицией, а то и вкусом. И очень часто «быстрые» способы не являются самыми лучшими.

Из книги О происхождении видов путем естественного отбора или сохранении благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь автора Дарвин Чарльз

Способы расселения. Этот вопрос уже разбирался сэром Ч. Лайеллем и другими авторами. Я, со своей стороны, могу представить здесь очень краткий обзор наиболее важных фактов. Перемены в климате должны были оказать сильнейшее влияние на миграцию. Регион, в настоящее время

Из книги Современная дрессировка. Попытка методологического анализа автора

Часть 1. Теория дрессировки и ее предмет Не смотря на то, что человек уже на протяжении многих веков занимается формированием заданного поведения (дрессировкой) домашних животных используемых как в продуктивном так и в непродуктивном животноводстве, сколько-нибудь

Из книги Племенное разведение собак автора Сотская Мария Николаевна

Часть 2. Теория дрессировки и ее предмет Существующая отечественная литература по воспитанию и дрессировке собак традиционно, начиная с В.В. Языкова («Курс теории дрессировки собак». Л.; Госиздат, 1928), основывается на результатах школы физиологии высшей нервной

Из книги Служебная собака [Руководство по подготовке специалистов служебного собаководства] автора Крушинский Леонид Викторович

Часть 3. Основные понятия дрессировки. Методы

Из книги Болезни собак (незаразные) автора Панышева Лидия Васильевна

Способы размножения Размножение - важнейший биологический процесс, обеспечивающий поддержание и увеличение численности вида, возможность его расселения и, в конечном итоге, успех борьбы за существование. В животном мире существует целый ряд способов размножения,

Из книги Формы научения и способы дрессировки собак для поиска взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия и боеприпасов автора Гриценко Владимир Васильевич

3. Основные методы дрессировки Методы дрессировки - это способы воздействия на собаку определенными раздражителями. Принято различать четыре основных метода дрессировки: механический, вкусопоощрительный, контрастный и подражательный.Механический метод. Механический

Из книги Насекомые защищаются автора Мариковский Павел Иустинович

1. Подбор собак для дрессировки Общие положения. Правильный подбор собак для дрессировки имеет важное значение. От того, насколько правильно подобраны собаки, зависит успех дрессировки.При правильном подборе собак процесс дрессировки ускоряется, создается уверенность

Из книги Мир общественных насекомых автора Кипятков Владилен Евгеньевич

Методы и приемы общей дрессировки Прием: хождение рядом. Цель приема - выработать у собаки стойкий навык безотказного движения рядом с дрессировщиком по команде и жесту (рис. 105), Условными раздражителями данного приема будут команда «рядом» и жест - легкий удар ладонью

Из книги Гены и развитие организма автора Нейфах Александр Александрович

6. Специальное снаряжение для дрессировки собак Для дрессировки собак необходимо иметь специальное снаряжение. В него входят:1. Ошейник кожаный или из прочной тесьмы, с металлической пряжкой и прочно вделанным металлическим полукольцом. К ошейнику в процессе

Из книги Рождение сложности [Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы] автора Марков Александр Владимирович

Способы рентгенологических исследований а) Просвечивание (рентгеноскопия). Рентгеновские лучи в ветеринарной практике применяют для изучения и распознавания разных болезней у сельскохозяйственных животных. Этот метод исследования больных животных является

Из книги Феномены мозга автора Бехтерев Владимир Михайлович

1.3. Общая методика дрессировки По сути дела, дрессировка заключается в том, что человек сознательно или бессознательно создает у животного какую-либо потребность и предлагает удовлетворить ее при помощи нужного ему поведения.Процесс дрессировки можно представить в виде

Из книги автора

Разные способы защиты Способы защиты насекомых от врагов бесконечны в своем многообразии. Тот, кто часто бывает на природе, мот заметить, что как только какое-либо животное становится многочисленным - будь то ящерица, птица, зверь, насекомое, оно сразу же делается менее

Из книги автора

СПОСОБЫ ОБЩЕНИЯ Так муравьи, столкнувшись где-нибудь. Потрутся рыльцами, чтобы дознаться, Быть может, про добычу и про путь... А. Данте. Божественная комедия В прошлом мало у кого возникали сомнения в том, умеют ли муравьи или пчелы разговаривать друг с другом.

Из книги автора

3. Способы роста ооцитов Когда гоноциты попадают в половые железы, их не всегда можно отличить от соматических клеток - клеток стенки железы, между которыми они встраиваются. Но вот после ряда делений будущие женские половые клетки вступают на путь образования яйца. С

Из книги автора

Новые способы работы с информацией Одна из областей, в которых наши знания остаются до обидного неполными, - это изучение той роли, которую играют молекулы РНК в обработке генетической информации. Биологи то и дело открывают новые клеточные «информационные технологии»,

Из книги автора

Способы вызывания гипноза Обращаясь к вопросу о вызывании гипноза, необходимо иметь в виду, что для этого с пользою могут служить различные способы, из которых одни могут считаться физиологическими, так как они действуют непосредственно на те или другие из

Навыки- это формы поведения собаки, приобретенные в процессе жизни или дрессировки. Навыки разнообразны, различны по своему значению и представляют собой последовательное проявление нескольких рефлексов: навык подноски предметов проявляется в виде отыскивания предмета, взятия его зубами и подноски к дрессировщику и т. п.

Необходимые навыки у дрессируемой собаки вырабатывают следующими методами: подражательным, вкусопоощрительным, контрастным и механическим. Пользоваться ими нужно осторожно и умело, учитывая тип высшей нервной деятельности животного.

Подражательный метод

основан на использовании врожденной способности одной собаки подражать действиям другой, так как по природе собаки - животные, живущие стаей и подчиняющиеся в своем поведении вожаку, а в возрасте до года - суке-матери, которая обучает щенят осторожности, маскировке, активной и пассивной обороне. Все врожденные инстинкты дополняются жизненным опытом, основанным на подражании и подчинении силе.

Этот метод наиболее распространен при дрессировке пастушьих и охотничьих собак. Вместе со взрослыми собаками в работе участвуют щенки, которые учатся у своих старших сородичей необходимым действиям. Этим методом легко учить собак преодолевать препятствия, производить хватку, задерживать убегающего и т. п., но нельзя научить командам, запрещающим действие.

Вкусопоощрительный метод.

При этом методе дрессировки собаку побуждает к выполнению желаемого для дрессировщика действия пищевой раздражитель, а дача лакомства используется для подкрепления условного рефлекса на команду, жест. Положительные стороны этого метода - быстрое образование у собаки большинства условных рефлексов, требующих действия, большая заинтересованность ее в выполнении этих действий, а также сохранение и укрепление контакта дрессировщика с собакой. Недостаток метода в том, что он не обеспечивает безотказного выполнения команд, особенно при наличии отвлекающих раздражителей. Кроме того, этим методом невозможно отработать команды, запрещающие действие. Вкусопоощрительный метод является основным при дрессировке щенков и декоративных собак.

Контрастный метод

по-видимому, можно считать основным методом дрессировки собак. Сущность его состоит в определенном сочетании механического и поощрительного воздействия на центральную нервную систему животного в различных видах (лакомство, поглаживание). При этом механические раздражители используют для побуждения собаки к выполнению желательных действий, а поощрительные - для закрепления этих действий. Например, при отработке приема "Сидеть!" соответствующая команда подается строгим тоном, дрессировщик нажимает рукой на крестец собаки (механическое воздействие), а после посадки дает лакомство и поощряет поглаживанием, одобрительным "Хорошо!".

К положительным сторонам этого метода дрессировки следует отнести: быстрое и стойкое закрепление условных рефлексов на определенные команды; наличие у собаки заинтересованности (от условного пищевого рефлекса); сохранение и упрочение контакта собаки с дрессировщиком; возможность достигнуть безотказного выполнения собакой отработанных действий в сложных условиях (при наличии отвлекающих раздражителей).

Механический метод

состоит в том, что в качестве безусловного используется механический раздражитель, вызывающий у собаки стремление избежать механического воздействия. Например, рефлекс посадки отрабатывается нажатием рукой на круп собаки (механический раздражитель не только вызывает безусловный рефлекс, но и подкрепляет условный раздражитель, т. е. команду или жест). Положительные стороны этого метода заключаются в том, что все действия закрепляются у собаки прочно, надежно и выполняются безотказно. Метод применяется при дрессировке взрослых собак с сильной, уравновешенной нервной системой. При частом его применении в дрессировке у молодых собак наступает угнетенное, заторможенное состояние и недоверие к дрессировщику. Собака начинает бояться дрессировщика и выполняет его команды принужденно, без интереса.

При использовании этого метода нельзя допускать длительных и сильных болевых воздействий на животное. Следует учитывать его индивидуальные особенности, помня, что угнетенное состояние, пассивность и трусость собаки делают невозможным отработку необходимых навыков.

Каждый навык после окончательной отработки должен представлять собой вполне законченное действие. Выработка навыка происходит в три стадии:

Первая стадия

выработки навыка заключается в том, чтобы вызвать у собаки первоначальную реакцию (и действие) в ответ на определенный условный раздражитель (звуковую команду, жест и т. п.). Она характеризуется тем, что у собаки наблюдается слабая дифференцировка условных раздражителей (она нечетко различает команды путается в их исполнении). Дрессировщик должен поощрять лакомством только правильное выполнение команды. Занятия надо проводить без отвлекающих собаку посторонних раздражителей и на коротком поводке.

Вторая стадия

состоит в усложнении первоначально выработанного действия условного рефлекса до навыка. При этом к первоначальному действию (основному условному рефлексу) добавляются другие действия, усложняющие первоначальный условный рефлекс. Например, иногда подход к дрессировщику по команде "Ко мне!" дополняется обходом его справа к левой ноге и самостоятельной усадкой. На этой стадии не следует усложнять условия, в которых навык отрабатывается. Это обеспечит быструю и легкую его выработку.

Третья стадия

состоит в закреплении отрабатываемого сложного действия (навыка) в сложных условиях окружающей среды, т. е. при наличии посторонних раздражителей. Это необходимо для того, чтобы достичь безотказного проявления навыков или довести их до автоматизма. Проводя занятия, меняют место, время, условия, применяют более сильные меры воздействия на собаку, используют не только подражательный, но и контрастный метод дрессировки, а на тренировках в основном механический метод.

В результате дрессировки, т. е. наработки навыков, у собаки вырабатывается определенный динамический стереотип поведения. Под динамическим стереотипом понимают свойство коры головного мозга животного обобщать и связывать между собой отдельные условные рефлексы, а также условные раздражители в определенную систему. Проявление динамического стереотипа заключается в способности собаки к "программированию" своего поведения (например, поднося предмет дрессировщику, собака садится и ждет, когда он возьмет его).

Чем прочнее динамические стереотипы, тем надежнее работа собаки. Однако при неправильных действиях дрессировщика у собаки может возникнуть отрицательный (ненужный) стереотип. Например, если подавать команды в одной и той же последовательности ("Стоять!", "Сидеть!", "Лежать!" и т. п.), соблюдая при этом относительно равные промежутки времени между их подачей, собака, прочно усвоив определенную последовательность выполнения действий, будет выполнять их в этой последовательности, уже не реагируя на подаваемые команды. Чтобы избежать этого, следует при дрессировке собак чередовать различные команды и время занятий.

При выработке навыков у собаки пользуются общими и специальными приемами дрессировки. Общие приемы дрессировки облегчают подчинение собаки дрессировщику, создают условия для управления ее поведением благодаря усилению связи (контакта) дрессировщика с собакой. Специальные приемы дрессировки закладывают навыки, отработка которых обеспечивает использование собаки в определенных целях, например как розыскной, караульной, пастушьей, ездовой, охотничьей и т. д.

Успех дрессировки до некоторой степени зависит от условий окружающей среды. Жаркая или холодная погода затрудняет работу, ветреная облегчает или затрудняет управление поведением собаки и т. д. Наиболее благоприятная температура воздуха для дрессировки от -15 до +20 °С. Тренировки в холодную или жаркую погоду повышают служебные качества собаки. В холодную погоду собаку нужно защищать попоной, в жаркую чаще давать пить и предоставлять отдых по возможности в тени. В сырую, дождливую погоду тело собаки необходимо прикрывать попоной из непромокаемой ткани или пленки.

При дрессировке к каждой собаке необходим индивидуальный подход, т. е. с учетом анализа поведения, состояния ее организма, возраста, условий выращивания и воспитания. Учитываются преобладающая реакция поведения, особенности нервной системы щенков и молодых собак до 1,5 лет. Молодняк нужно втягивать в работу постепенно, соблюдая режим упражнений. Если у молодой собаки преобладает пищевая реакция, следует больше применять пищевые раздражители. При наличии пассивно-оборонительной реакции необходимо осторожно использовать механические раздражители. Если у собаки преобладает активно-оборонительная реакция, упражнения на охрану проводятся после отработки тормозных рефлексов. При дрессировке собак возбудимого типа нервной системы отрабатывать тормозные навыки следует осторожно и постепенно, так как напряжение тормозного процесса может привести к неврозу. Нужно учитывать, что собаки подвижного типа (сангвиники) легко дрессируются, а у собак инертного типа (флегматиков) навыки вырабатываются медленно. При организации занятий в группах инструктор должен составлять индивидуальный график.

Проявление нежелательных навыков у собак следует подавлять. Например, нежелательный навык развивается, когда собака стремится напасть на домашнее животное, лаять на пролетающих птиц, гоняться за ними и т. д. В результате она становится непригодной к несению службы, и отучить ее от этого бывает очень трудно. Нельзя также допускать натравливания собаки на прохожих, детей, иначе она всегда будет проявлять агрессивность, нападать на посторонних без команды дрессировщика и станет опасной для окружающих, что сделает невозможным ее содержание в квартирных условиях.

Ошибки, допущенные в процессе дрессировки, затрудняют выработку навыков и приводят к появлению нежелательных рефлексов, снижающих служебные и другие качества собак. Например, неправильное воздействие на собаку поводком может привести к возникновению рефлекса боязни дрессировщика.

Дрессировщик может путать порядок применения условных и безусловных раздражителей, например сделает рывок поводком (безусловный раздражитель), а затем подает команду "Рядом!" (условный раздражитель). Это нарушение одного из законов возникновения условного рефлекса ведет к нарушению контакта дрессировщика с собакой. У собаки также может возникнуть нежелательная реакция на обстановку и время, если дрессировку вести всегда в одном месте и в одно и то же время.

Часто владелец недоумевает, почему собака, все делая дома, на площадке не работает. Это явление объясняется тем, что рефлекс угасает под воздействием сильных посторонних раздражителей, т. е. навык не отработан до автоматизма.

Что нужно помнить, приступая к дрессировке собак?

1. Первые занятия должны быть направлены на установление взаимопонимания (контакта) дрессировщика и собаки.
2. Отработку приемов и упражнений нужно проводить от простого к сложному. Начинать занятия необходимо в местах с наименьшим количеством посторонних раздражителей.
3. Следует соблюдать строгую последовательность в выработке навыков.
4. Приемы нужно отрабатывать комплексно, т. е. одновременно и параллельно сразу несколько приемов, при этом навыки должны быть в разных стадиях формирования.
5. Лучше начинать отработку нового приема в первой половине занятия, однако не в самом начале, когда собака еще недостаточно послушна, но и не в конце, когда она утомлена.
6. Заниматься нужно в разное время утром и вечером, обязательно до кормления или спустя 2-3 ч после него. Не следует повторять один и тот же прием более 3-4 раз - это утомляет собаку.
7. Прежде чем приступить к занятиям, необходимо решить, чего владелец хочет достичь, и каким путем будет добиваться поставленной цели.

Вопрос классификации видов, методов, способов дрессировки и соответствующих им дрессировочных приёмов, на мой взгляд, имеет скорее академическое чем практическое значение. Понимание общего контекста дрессировки и умение свободно импровизировать гораздо важнее умения правильно назвать способ, который вы в данный момент применяете, тем более что границы между способами, методами и, пожалуй, даже между видами дрессировки весьма условны.

Принято различать два вида дрессировки: условно-рефлекторная дрессировка (перспективы её применения в чистом виде, как мы уже убедились, весьма сомнительны) и инструментальная (она же оперантная) дрессировка. В свою очередь, инструментальную дрессировку, основные принципы и этапы которой мы уже достаточно подробно обсудили, можно разделить на два метода: метод отбора поведения и метод формирования поведения.

Следует понимать, что, применяя эти методы с целью получения достаточно сложного поведения, не следует рассчитывать на то, что удастся сразу отобрать (сформировать) это поведение как целое. Ещё Скинер предлагал процесс обучения разбивать на несколько этапов.

Допустим, что нам необходимо научить собаку подавать лапу. На первом этапе предложим собаке лакомство, зажатое в кулаке, опущенном на уровень земли. Собака, пытаясь получить лакомство, будет последовательно проявлять различные модели поведения: лай, попытки разжать кулак лапой или мордой и т. д. В тот момент, когда собака коснется кулака лапой, следует разжать кулак и скормить собаке лакомство. На втором этапе кулак поднимается на уровень морды собаки. На третьем этапе собаке предлагается пустой кулак, а лакомство находится в другой руке (и выдается собаке после того как она коснется пустого кулака лапой). На четвертом этапе (заключительном) дрессировщик добивается касания лапой развернутой ладони.

При этом к очередному этапу переходят лишь тогда, когда уже сформирован и закреплён поведенческий акт, необходимый на предыдущем этапе.

В рамках метода формирования поведения можно, следуя традиции дрессировщиков-бихевиористов, выделить 7 способов дрессировки, каждый из которых может найти конкретное воплощение в бесчисленном множестве дрессировочных приёмов.

Способ наведения заключается в том, что дрессировщик вызывает нужное ему движение, предлагая животному следовать за кусочком пищи или рукой. Мы часто инстинктивно используем этот способ - похлопываем рукой по бедру, приглашая собаку подойти, или по дивану, когда хотим, чтобы она вспрыгнула на него. Когда мы берем в руки кусочек лакомства и предлагаем собаке следовать за ним - мы пользуемся способом наведения.

Способ наталкивания, - когда дрессировщик при помощи направляющих («наталкивающих») воздействий рук, поводка и т. д., не приводящих к боли или неприятным для животного ощущениям, добивается воспроизведения нужного действия. Так мы действуем, когда берём руку ребёнка в свою и помогаем ему нарисовать рожицу или кружочек.

Способ пассивной флексии заключается в том, чтобы придать животному необходимую позу. Такой способ используется, например, при научении собаки принимать «выставочную» позу. В оперантной дрессировке этот способ получил название «лепки», так как дрессировщик как бы лепит ту или иную позу.

Способ альтернативного поведения. (Пожалуй, правильнее было бы назвать его «способом безальтернативного поведения» ведь альтернативы-то животному не оставляют). Дрессировщик (например, с помощью реквизита) создает такие условия, которые допускают совершение собакой лишь единственно возможного движения. Именно к этому способу относится один из старинных приемов обучения собаки движению «рядом», когда дрессировщик движется, прижимая собаку к забору, или среди деревьев, стараясь, чтобы дерево оказалось между ним и собакой (запутывается поводок). В результате, собака научается двигаться, плотно прижимаясь к ноге дрессировщика.

Способ игрового поведения. (Особенно эффективен для молодых игривых животных). Для применения такого способа создается игровая ситуация и предлагается форма игры, которая представляет собой нужное дрессировщику действие. В этом случае игра сама по себе является подкреплением. Собственно говоря, использование игры в дрессировке мы уже обсуждали весьма подробно, и будем продолжать обсуждать, так как это основной способ, применяемый дрессировщиками собак-детекторов запахов.

Способ подражания (имитационный способ) целесообразно применять по отношению к молодым особям, входящим во временное (дрессировочная группа), или постоянное (несколько совместно живущих собак одного хозяина) сообщество и занимающим в нем (в силу возрастных причин) подчиненное положение.

Способ оборонительного поведения естественным образом распадается на два: активно-оборонительный (избегания), когда добиваются нужного поведения при помощи болевых или неприятных воздействий, избегая которых, животные и совершают желаемое действие. Например, болезненные рывки, удары, надавливания, ожидание боли (страх), способные вызвать формы поведения, нужные дрессировщику. В традиционной «досаафовской» дрессировке, при помощи этого способа отрабатывалось движение собаки рядом с дрессировщиком, иногда посадка, укладка, стойка.

Каюсь, и сам не раз применял этот способ. Быстро, безотказно и довольно надёжно. Однако любой дрессировщик подтвердит, что нагрузка на психику собаки, которую дрессируют этим способом, критично велика. Собака закрепощается, боится сделать что-нибудь не так. Опять же традиционно было принято после пройденного в этом стиле ОКД (общий курс дрессировки) возвращать собаке уверенность в себе с помощью курса защитно-караульной службы. Ко многим собакам эта самая уверенность в себе, впрочем, так уже никогда и не возвращалась.

Определённо могу сказать, что собаку, которую собираются готовить по курсу «собака-детектор запахов», применяя этот способ в процессе обучения послушанию, можно безвозвратно испортить. Этому есть три причины. Первая - собака «разучивается обучаться». Вторая - теряет вкус к работе с кинологом. Третья - собака с выдающимся нюхом, это очень тонко организованное животное. К сожалению, тонкость чутья обычно обратно пропорциональна крепости нервной системы животного. Приходится выбирать разумный компромисс. Но уж во всяком случае, сознательно расшатывать психику животного, безусловно, не следует.

Вторая разновидность способа оборонительного поведения - способ агрессивно-оборонительного поведения. Он основан на инстинкте агрессии, который мы уже довольно подробно обсуждали, и который вызывает интринсивное по своей природе (а значит вызывающее у собаки положительные эмоции) агрессивное поведение. Как ни странно, при дрессировке собак-детекторов запахов этот способ тоже может быть полезен. Правда в экстремальных случаях: когда приходится «ставить на апорт» собак по своей природе для этой службы не предназначенных. Впрочем, к этому вопросу мы ещё вернёмся.

- Доминантный в данном контексте означает превалирующий, пояснил скучный голос.
Улитка на склоне. А. и Б. Стругацкие.
- Что же касается самой постановки вопроса, то она является не глупой, а единственно верной, если мы собираемся рассуждать логически.

Научение наиболее успешно, когда используемая мотивация превращается в доминанту, т. е. гипертрофированную потребность, обеспечивающую ярко выраженное, устойчивое поведение и отменяющую всякую побочную деятельность. Доминанта может быть создана на основе практически любой потребности, чаще всего путем соответствующей депривации, т. е. лишения животного возможности удовлетворить ту или иную потребность на более или менее длительный срок (вспомните пример Лоренца с голубем). При этом следует учесть, что на первом этапе депривации ее эффективность прямо пропорциональна ее длительности, а затем с увеличением длительности значимость мотивации не только не растет, но и начинает снижаться. Таким образом, создавая доминанту, следует пользоваться методом депривации очень осторожно, стараясь не «переборщить». Тем не менее, депривация по игровому поведению непосредственно перед началом дрессировки по курсу собака-детектор запахов бывает весьма эффективна, позволяя проводить дрессировку, если и не на доминанте, в точном значении этого слова, то на очень сильной игровой мотивации, а, следовательно, в сжатые сроки и с максимальным результатом. В моей практике приходилось наблюдать, казалось бы, парадоксальное явление, когда собака, живущая (но не выращенная) в вольере, лишённая возможности не только постоянно играть, но и общаться с хозяином, достигает значительно больших успехов, чем собака, живущая в квартире хозяина и вволю «оттягивающаяся» если не с хозяином, то с его детьми.

Практическое использование собак для охраны объектов, розыска нарушителей, перевозки грузов, пастьбы и охраны стад и других целей возможно только после соответствующей дрессировки.

В процессе занятий дрессировщик побуждает собаку совершать такие действия, которые обеспечивают ее последующее практическое использование. Одновременно он задерживает и прекращает все нежелательные действия собаки.

Дрессировка служебных собак - это сложный и кропотливый, очень интересный творческий труд, а нелегкая забава.

Курс дрессировки служебных собак состоит из двух разделов - общего и специального. В процессе общего курса дрессировки (ОКД) отрабатываются приемы, которые подчиняют собаку дрессировщику и служат основой для занятий по специальному курсу. При отработке приемов ОКД дрессировщик получает возможность изучать индивидуальные особенности собаки, направлять ее поведение, физически развивать и собаку. Большинство приемов ОКД являются в дальнейшем вспомогательными для специальной дрессировки.

Отработка одних приемов ОКД обеспечивает образование навыков, которые основаны на состоянии возбуждения нервной системы собаки (например, подход к дрессировщику по команде, свободное состояние по команде и т. п.). С помощью других приемов вырабатываются такие навыки, которые основаны на торможении нервной системы собаки (например, запрещение нежелательных действий по команде, различные выдержки и т. п.).

Большинство приемов ОКД имеет цель установить в нервной системе собаки необходимые соотношения между процессами возбуждения и торможения, сбалансировать эти процессы между собой, что в конечном итоге обеспечивает безотказность и четкость в работе собаки, ее. Естественно поэтому, что дрессировка собак всегда начинается с отработки приемов общего курса.

Специальный курс дрессировки предусматривает отработку таких приемов, которые обеспечивают использование собаки на специальной работе (караульная, розыскная, ездовая и т. д.). Подробно каждый из этих приемов будет рассмотрен в дальнейшем.

В настоящее время в клубах служебного собаководства ДОСААФ приняты следующие виды специальной службы собак: караульная, защитно-караульная, розыскная, подноса легких грузов, буксировка лыжника, ездовая.

Приемы общего и специального курсов дрессировки собак должны отрабатываться в такой последовательности, которая наилучшим образом обеспечит достижение конечной цели дрессировки. Такую последовательность в отработке приемов и их расположение по определенной системе принято называть методикой дрессировки.

Методика дрессировки собак основана на строгой последовательности отработки приемов по принципу, а также на определенной взаимосвязи между приемами (отработка одних приемов служит основой для отработки последующих).

Во время занятий по ОКД и специальному курсу необходимо придерживаться некоторых основных положений, изложенных ниже.

Занятия нужно начинать в легких условиях, постепенно усложняя влияние окружающей среды.

На первых занятиях основное внимание следует уделить установлению правильных взаимоотношений между дрессировщиком и собакой. С этой целью рекомендуется больше гулять и играть с нею.

Приемы надо отрабатывать комплексно, т. е. одновременно и параллельно несколько приемов, строго соблюдая установленную последовательность. Для облегчения этой задачи обычно составляют методические планы по ОКД и специальным службам.

Комплексный метод отработки приемов значительно ускоряет дрессировку и повышает ее качество, так как его использование делает дрессировку менее утомительной для собаки.

Нельзя начинать отработку нового приема в конце занятия, когда нервная система собаки уже утомлена. Лучше всего это делать в первой половине занятия, но не в самом начале, когда собака еще недостаточно.

Не следует перегружать занятия одновременной отработкой многих приемов. В течение одного часа рекомендуется отрабатывать поочередно не более трех-четырех приемов. Нельзя также допускать однообразного повторения одного и того же приема: это быстро утомит собаку.

Необходимо постоянно учитывать факторы, влияющие на собаку во время дрессировки, и умело использовать их.

Прежде чем начать занятия по ОКД или любой специальной службе, дрессировщик должен твердо решить, чего он хочет достигнуть и какими способами будет добиваться поставленных задач. Иначе говоря, ему необходимо разработать весь методический план.

Начиная отработку каждого приема, дрессировщик обязан ясно представлять себе все элементы и стадии примерно по следующей схеме: цель и практическая необходимость приема; условные и безусловные раздражители, применяемые при его отработке; метод и техника отработки приема по стадиям; норматив отработанного приема. Он должен постоянно стремиться к тому, чтобы как можно лучше знать свою собаку, особенности ее поведения и на этой основе подбирать индивидуальные методы воздействия на нее.

Успеха в дрессировке служебных собак можно добиться только при условии систематической, продуманной, творческой работы дрессировщика.

Общий курс дрессировки

Общий курс дрессировки служебных собак, принятый в настоящее время в ДОСААФ, включает отработку следующих приемов:

а) установление правильных взаимоотношений между дрессировщиком и собакой;

б) приучение собаки к кличке;

в) приучение собаки к ошейнику и свободному движению на поводке;

г) приучение собаки к движению рядом с дрессировщиком;

д) приучение собаки к принятию свободного состояния;

е) приучение собаки подходу к дрессировщику;

ж) приучение собаки садиться по команде;

з) приучение собаки к стойке на месте по команде; и) приучение собаки ложиться по команде;

к) приучение собаки к прекращению нежелательных действий;

л) приучение собаки к возвращению на место;

м) приучение собаки к подаче предметов;

н) приучение собаки к движению вперед по команде;

о) приучение собаки к прыжкам;

п) приучение собаки к лазанию по лестнице;

р) приучение собаки к выстрелам, взрывам и другим сильным звуковым раздражителям;

с) приучение собаки не брать корм из рук посторонних и гс земли;

а) Установление правильных взаимоотношений между дрессировщиком и собакой.

Установление правильных взаимоотношений между дрессировщиком и собакой воспитывает у нее доверчивое отношение к дрессировщику, что позволяет последнему проводить дрессировку и выполнять все работы, связанные с содержанием собаки и уходом за ней. Установление правильных взаимоотношений не является отдельным приемом дрессировки в строгом значении этого понятия, а представляет собой сумму действий дрессировщика во всех случаях его общения с собакой (кормление, чистка, прогулки, занятия и т. д.). Без наличия правильных взаимоотношений между дрессировщиком и собакой, без правильного контакта между ними, нельзя начинать и успешно вести дрессировку.

Контакт между дрессировщиком и собакой устанавливается с первой же встречи, а затем складывается и крепнет в течение всего периода дрессировки. В первые дни общения собака особенно внимательна ко всем действиям дрессировщика и чутко воспринимает самые незначительные изменения в его поведении. Поэтому дрессировщик в этот период должен вести себя особенно бдительно и обязан всесторонне продумывать каждое свое действие.

Необходимо стремиться к тому, чтобы как можно больше бывать с собакой (кормление, чистка, прогулки). Если собака выращена дрессировщиком со щенячьего возраста, то к моменту дрессировки правильные взаимоотношения между дрессировщиком и собакой оказываются уже сложившимися и это очень облегчает работу. Другое дело, когда приходится приступать к дрессировке взрослой незнакомой собаки. В этом случае еще до встречи с собакой дрессировщик должен собрать как можно больше данных о ней и на их основе наметить ориентировочный план первого подхода к собаке.

При первом подходе к собаке нужно вести себя смело, но осторожно, и быть готовым к любым неожиданностям. Обычно первая встреча дрессировщика с собакой происходит в тот момент, когда собака находится одна в каком-либо помещении или в момент, когда старый владелец передает собаку (на поводке) дрессировщику. В первом случае, войдя в помещение, где находится собака, дрессировщик может ожидать любых неожиданностей. Например, злобная собака способна наброситься на дрессировщика, трусливая может убежать и забиться в угол. Но чаще всего собака стоит в настороженной позе и недоверчиво наблюдает за действиями дрессировщика. В подобных случаях дрессировщик должен, назвав кличку, решительно подойти к собаке, быстро взять ее за ошейник и спокойно вывести из помещения, часто повторяя кличку собаки и лаская ее свободной рукой. Прикрепив затем к ошейнику поводок, рекомендуется прогуляться с собакой, изредка называя ее кличку, возбуждая небольшими пробежками, оглаживая и давая лакомство. Лакомство нужно давать так, как показано на рис. 25. Во время прогулки дрессировщик должен позволить собаке тщательно себя обнюхать. При этом нельзя проявлять робость или совершать резкие движения. Если собака не подпускает к себе дрессировщика, он должен терпеливо приучать ее к себе, используя для этого кормление и дополнительное подкармливание (лакомство), и при первой же возможности вывести собаку на прогулку. Общение с робкими, трусливыми собаками требует особой осторожности со стороны дрессировщика. В этих случаях совершенно недопустимы грубость, резкие движения, нервозность. Развить у такой собаки доверчивое отношение к дрессировщику можно только лаской, игрой, выдержанностью и подкармливанием лакомством.

Рис. 25. Дача лакомства собаке

А - правильно; б, в - неправильно

Если первая встреча дрессировщика с собакой происходит в момент, когда старый владелец передает собаку на поводке, установление первоначального контакта между дрессировщиком и собакой происходит обычно следующим образом. Старый владелец выводит собаку на удлиненном поводке на прогулку. Пользуясь отвлечениями собаки во время прогулки, дрессировщик подходит сзади и незаметно для нее берет поводок у старого владельца, который после этого быстро уходит (прячется). Продолжая прогулку с собакой, дрессировщик, не стесняя ее движений, называет кличку собаки, а при подходе дает ей лакомство. Если собака злобная и может напасть на дрессировщика, то старый владелец предварительно надевает на собаку намордник и в таком виде передает ее дрессировщику. Если подход к собаке был правильным, то устанавливаются правильные взаимоотношения между дрессировщиком и собакой. Недоверчивость собаки к дрессировщику постепенно сменяется доверчивостью и затем переходит в привязанность. Когда между дрессировщиком и собакой установится прочный контакт, можно приступать к дрессировке собаки.

В процессе установления правильных взаимоотношений между дрессировщиком и собакой возможны следующие основные ошибки дрессировщика :

1. Неправильное проведение первой встречи с собакой из-за отсутствия необходимых данных об особенностях ее поведения.

2. Нерешительность в действиях.

3. Излишняя резкость, грубость, наигранная решительность, часто проявляемые в тех случаях, когда дрессировщик пытается скрыть свой страх перед собакой.

4. Излишняя мягкость, ласковость и нетребовательность к собаке.

б) Приучение собаки к кличке

Кличка собаки - это первая, а в последующем - наиболее часто употребляемая команда, которая применяется дрессировщиком не только в процессе дрессировки, но и во всех случаях его общения с собакой. Как правило, каждая собака приучается к кличке еще в щенячьем возрасте (3–4 месяца). Но иногда необходимо приучать к кличке взрослую собаку. Обычно это требуется тогда, когда собака переходит к новому владельцу (собака должна привыкнуть к особенностям голоса нового для нее человека), а также в тех случаях, когда кличка собаки неизвестна или старую кличку хотят заменить новой.

В результате приучения собаки к кличке у нее вырабатывается стойкий навык: быстро и четко обращать внимание на своего дрессировщика после того, как он произносит кличку. Таким образом, кличка приобретает для собаки условное значение сигнала. В качестве клички пригодно любое короткое, звучное, с четким окончанием слово (кроме имен людей).

Приучение собаки к кличке производится следующим образом. Заготовив в кормушке лакомство или обычную пищу, дрессировщик подходит к собаке, останавливается в нескольких шагах от нее, два-три раза в ласковой интонации произносит ее кличку и одновременно протягивает к собаке руку с кормушкой. Если собака не подходит к кормушке, дрессировщику следует самому приблизиться к собаке, поставить перед ней кормушку и в ласковой интонации вновь два-три раза назвать ее кличку. В то время как собака поедает пищу, дрессировщик в ласковой интонации опять несколько раз произносит ее кличку. После повторения этих действий у собаки образуется навык: четко и быстро настораживаться, услышав свою кличку. Как только этот навык будет образован, не следует давать лакомство в момент произнесения клички. Вместо этого нужно поощрять собаку восклицанием и сглаживанием. В дальнейшем же и это рекомендуется делать лишь изредка.

Во время занятий кличку собаки нужно произносить всегда однообразно, четко и в приказной интонации. Кличку собаки нельзя изменять и искажать сокращением или приданием ей уменьшительных (ласковых) форм. Нельзя также произносить кличку в угрожающей интонации или превращать ее из сигнала в команду для подзыва.

Основные ошибки дрессировщика, возможные во время приучения собаки к кличке :

1. Неоднообразное и нечеткое произнесение клички.

2. Произнесение клички в угрожающей интонации.

4. Чересчур частое применение клички.

в) Приучение собаки к ошейнику и свободному движению на поводке

Приучением собаки к ошейнику и свободному движению на поводке достигают того, что у нее вырабатывается безразличное отношение к надетому ошейнику и поводку, ограничивающему ее движение. Обычно собак приучают к этому еще в возрасте четырех-пяти месяцев. По иногда возникает необходимость образовать эти навыки и у взрослой собаки.

Этот прием отрабатывается следующим образом. Держа ошейник, дрессировщик подходит к собаке, называет ее кличку, оглаживает и дает обнюхать ошейник. Затем во время игры незаметно надевает на собаку ошейник и старается отвлечь ее внимание (возбуждает ее сглаживанием, игрой, пробежкой и дачей лакомства). Через 3–5 мин. он снимает ошейник с собаки и поощряет ее сглаживанием и дачей лакомства. Так поступают несколько раз, постепенно увеличивая длительность пребывания собаки в ошейнике; если собака проявляет беспокойство, ее отвлекают игрой и дачей лакомства. Приучая собаку к ошейнику, необходимо следить, чтобы он не был сильно затянут, но и не был слишком свободным. Считается, что ошейник надет правильно, если под него свободно проходят два пальца.

Как только собака привыкнет безразлично относиться к надетому ошейнику, можно начинать приучать ее к свободному движению на поводке. Для этого дрессировщик подходит к собаке, называет ее кличку, оглаживает и, надев на нее ошейник, незаметно пристегивает к нему поводок. Затем он выводит собаку на прогулку, побуждает ее к игре и пробежкам. Прогулки обычно так возбуждающе действуют на собаку, что она слабо реагирует на ошейник и поводок. Во время прогулки необходимо избегать резких рывков поводком. Если собака попытается снять ошейник или проявит признаки боязни поводка, рекомендуется отвлечь ее внимание произнесением клички, дачей лакомства и другими средствами. В дальнейшем надевание ошейника с поводком перестанет беспокоить собаку, так как это действие будет являться для нее сигналом к предстоящей прогулке.

В дальнейшем дрессировщик постепенно ограничивает свободу движений собаки, понемногу укорачивая поводок. Затем приучает собаку безразлично относиться и к удлиненному поводку. С этой целью он с каждым разом все больше отстает от движущейся собаки, внимательно следя при этом, чтобы поводок не зацепился за какие-либо предметы и не причинил собаке болевого ощущения.

При отработке этого приема дрессировщик может совершить следующие основные ошибки :

1. Неправильно затянуть ошейник (слишком туго или слабо).

2. Проявить грубость при надевании на собаку ошейника.

3. Допустить резкие рывки поводком.

4. Слишком быстро перейти к движению собаки на укороченном поводке.

5. Использовать поводок в качестве хлыста.

г) Приучение собаки к движению рядом с дрессировщиком

С помощью этого приема у собаки вырабатывают стойкий навык безотказного движения рядом с дрессировщиком по команде и жесту.

Приучать собаку к движению рядом с дрессировщиком нужно в процессе различных действий (во время передвижений вместе с собакой, при конвоировании задержанного и т. д.). В качестве условного раздражителя при отработке этого приема применяется команда и жест - легкое похлопывание ладонью левой руки по бедру левой ноги, а в качестве безусловного раздражителя - рывок поводком, оглаживание и лакомство.

Прием отрабатывается после приучения собаки к ошейнику и свободному движению на поводке в следующем порядке.

После выгуливания собаки дрессировщик принимает основную стойку с собакой (рис. 26). Для этого он берет собаку на короткий поводок и ставит ее с левой стороны от себя так, чтобы колено его левой ноги касалось правой лопатки собаки. Такое положение собаки около дрессировщика наиболее удобно для управления собакой и передвижения с ней. Левой рукой дрессировщик берет поводок в 20–30 см от ошейника так, чтобы он свободно двигался в слегка сжатой кисти руки. Остальную часть поводка собирают гармошкой в кулак правой руки (поводок, находящийся между левой и правой рукой, должен немного провисать - так он не будет мешать взмахам руки дрессировщика при движении).

Рис. 26. Основная стойка дрессировщика с собакой

Добившись правильного положения собаки, дрессировщик оглаживает ее и дает лакомство. Затем он называет кличку собаки, чтобы привлечь ее внимание, а потом, после небольшой паузы, подает команду, делает рывок поводком вперед и одновременно начинает движение по прямой. В первое время, как правило, собака будет отставать от дрессировщика, или забегать вперед, или отбегать в сторону. В этих случаях следует подать в приказной интонации команду и одновременно сделать рывок поводком: вперед, если собака отстает; назад, если собака забегает вперед; к себе, если собака отбегает в сторону. Как только собака займет правильное положение у ноги дрессировщика, нужно продолжать движение и поощрить ее.

При отработке этого приема необходимо следить, чтобы поводок всегда был ослаблен, а не натянут; это позволит собаке совершать, отходя от ноги дрессировщика. Каждую собаки нужно немедленно исправлять, используя для этой цели команду и рывок поводком. На первых занятиях такие рывки не должны быть излишне сильными; команду нужно подавать спокойным голосом в приказной интонации; движения рекомендуется совершать только по прямой, без резких поворотов и в постоянном темпе.

Обычно уже на четвертом-шестом занятии у большинства собак образуется четкий условный рефлекс на команду. Чтобы убедиться в этом, дрессировщик во время движения, заметив, что собака отстает или выбегает вперед, должен подать команду, не сопровождая ее рывком поводка. Если собака займет по этой команде правильное положение у ноги дрессировщика, значит первоначальный условный рефлекс уже образовался.

Усложнение в отработке навыка состоит в том, что дрессировщик передвигается с собакой, меняя темп движения, делает остановки во время движения и повороты не только на месте, но и в процессе движения. При изменении темпа движения нужно сначала подать команду, а затем сделать рывок поводком: вперед, если темп движения ускоряется, и назад, если темп замедляется. При поворотах на месте и в процессе движения сначала подается команда, затем также следует рывок поводком. Если поворот совершается направо, то рывок поводком производится вперед; если поворот - совершается налево, то рывок производится назад - это как бы осаживает собаку. Повороты кругом с собакой выполняются через правое плечо и рывок поводком, следовательно, производится - вперед.

Для дальнейшего закрепления навыка в процессе занятий вводят различные отвлекающие раздражители, а затем приступают к отработке навыка на жест, заменяющий команду. С этой целью дрессировщик, держа поводок в правой руке, подает перед началом движения жест (похлопывает ладонью левой руки по бедру левой ноги) и команду, сопровождая их рывком поводка вперед. Постепенно команда и рывок поводком применяются все реже и заменяются только подачей жеста.

Шлифовку навыка осуществляют с помощью дальнейшего усложнения обстановки занятий и перехода к работе без поводка. Для этого следует вначале держать собаку по время занятий на очень ослабленном поводке, а затем опускать его на землю. Если собака будет слабо реагировать на команду и жест, то дрессировщик должен или наступить на поводок ногой во время движения, или поднять его и сделать сильный рывок, предварительно подав команду в угрожающей интонации. Убедившись в том, что собака четко выполняет команду или жест, поводок можно снять. При безотказном и четком выполнении команды собаку следует поощрять восклицанием, сглаживанием и дачей лакомства.

В процессе дальнейшей работы с собакой необходимо периодически подкреплять условные раздражители (команду и жест) безусловным раздражителем (рывком поводка), умышленно ставя собаку в такие условия, чтобы она совершила. Пользоваться при отработке этого приема строгим ошейником (парфорсом) можно лишь в исключительных случаях, когда рывок поводком не оказывает на собаку желаемого действия. При этом необходимо всегда учитывать индивидуальные особенности животного.

Отработку навыка можно считать законченной, если собака без поводка по первой команде или жесту дрессировщика быстро и четко занимает правильное положение у его левой ноги и длительно сохраняет его на месте и в движении при любых изменениях направления или темпа движения.

1. Неправильное использование поводка в натянутом положении, ведущее к образованию у собаки нежелательной связи - постоянно тянуть вперед.

2. Излишне резкие и сильные рывки поводком, использование строгого ошейника (парфорса) без учета индивидуальных особенностей поведения собаки, подача слишком громких команд и частое применение их в угрожающей интонации, что может привести к затормаживанию у собаки нервных процессов.

3. Слишком частые перемены направления и темпа движения в начале отработки приема, ведущие к собаки.

д) Приучение собаки к принятию свободного состояния

Приучение собаки к принятию свободного состояния по команде или жесту вырабатывает у нее навык быстрого и безотказного перехода из любого положения в свободное состояние. Образование этого навыка позволяет собаке различать свободное состояние от рабочего, которое требует от нее постоянной напряженности и внимания.

Свободное состояние предоставляется собаке для отдыха и выгуливания при перерывах в дрессировке и в повседневной работе. В этот период утомленная нервная система собаки восстанавливает свою нормальную деятельность.

При отработке указанного приема условными раздражителями служат команда и жест - выбрасывание правой руки в сторону желательного движения собаки с одновременным небольшим наклоном корпуса и выставлением вперед правой ноги (рис. 27). Безусловным раздражителем является естественное стремление собаки к свободному состоянию. Этот прием отрабатывается одновременно с отработкой приемов и.

Рис. 27. Жест, заменяющий команду «Гуляй»

Первоначальное приучение собаки к принятию свободного состояния по команде производится так. Держа собаку у левой ноги, дрессировщик пристегивает к ее ошейнику удлиненный поводок, называет кличку собаки и подает команду в живой, энергичной интонации. Правой рукой он одновременно с командой делает жест в сторону желательного движения собаки и одновременно, чтобы возбудить собаку, делает небольшую пробежку (10–20 шагов). Если этого недостаточно, то рекомендуется вызвать собаку на игру. При отработке приема все действия дрессировщика должны быть энергичны, подвижны, жизнерадостны, они должны побуждать собаку к энергичным, живым движениям, активной игре и пробежкам. Сделав пробежку, надо дать собаке возможность свободно погулять на некотором расстоянии от дрессировщика (на расстояний удлиненного поводка). Через 2–4 мин. следует подозвать собаку или самому подойти к ней, огладить, сопровождая оглаживание восклицанием, и дать лакомство. Затем все действия необходимо повторить.

После ряда таких повторных упражнений у собаки образуется первоначальный условный рефлекс на команду и жест и она будет живо и четко переходить в свободное состояние, которое обычно называется выгуливанием. Образование навыка у собаки произойдет быстрее, если дрессировщик, выводя собаку на прогулку или занятия, каждый раз энергично и живо подает команду, а затем предоставляет собаке возможность свободно выгуляться.

Первоначальная отработка приема проводится только на удлиненном поводке. В это время собака еще недостаточно и нет гарантии, что она не убежит от дрессировщика или не совершит какое-либо нежелательное действие. Усложняя образовавшийся навык, необходимо проводить отработку приема при наличии большого количества различных раздражителей и добиваться, чтобы собака принимала свободное состояние из различных положений (сидеть, лежать, и т. д.).

Закрепляя навык до безотказности, необходимо отрабатывать прием без поводка, из различных положений, при любой обстановке.

Характерные ошибки дрессировщика, возможные при отработке этого приема:

1. Отсутствие немедленного запрещения в случае, если собака удалилась на значительное расстояние от дрессировщика или исчезла из поля его зрения, что ведет к потере контакта с собакой.

2. Невнимательное наблюдение за поведением собаки во время выгуливания, приводящее к образованию нежелательных связей (поиск и поедание отбросов, нападение на животных, птиц и др.).

3. Неэнергичные, вялые действия дрессировщика, недостаточно возбуждающие собаку, в результате удлиняется процесс образования навыка, а отход собаки по команде становится вялым и недостаточным по расстоянию.

4. Излишнее увлечение игрой с собакой, приводящее к образованию нежелательных связей и ослаблению собаки.

5. Рывки поводком и грубые окрики в момент отхода собаки, снижающие активность ее отхода и подвижность во время выгуливания.