Open
Close

ОБЖ: основы здоровья человека. НОД в подготовительной группе по ОБЖ «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу Основные составляющие здорового образа жизни

| Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность

Основы безопасности жизнедеятельности
9 класс

Урок 25
Здоровье человека
как индивидуальная, так и общественная ценность




Здоровье человека, несомненно, среди жизненных ценностей занимает верхнюю ступень. Здоровье - это непременное условие благополучия человека и его счастья.

В настоящее время существует целый ряд определений здоровья человека. Назовем основные из них:

Отсутствие болезни;
нормальное функционирование организма человека в системе человек - окружающая среда;
способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;
способность к полноценному выполнению основных социальных функций и др.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) дано более полное и объективное определение здоровья:«Здоровье - это состояние полного духовного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Заметим, что достичь благополучия возможно только через общественно полезный труд, направленный на повышение социального благополучия личности, общества и государства. Поэтому здоровье можно еще определить как непременное условие эффективной, общественно полезной деятельности на благо себя, нашего общества и государства.

Запомните!

Здоровье каждого человека является не только его индивидуальной, но и общественной ценностью, так как общественное здоровье в конечном итоге основная составляющая здоровья членов общества. Общественное здоровье и индивидуальное здоровье каждого человека взаимосвязаны, и одно зависит от другого.

Чтобы получить цельное представление о здоровье человека, необходимо взять во внимание его духовные, физические и социальные качества и возможности.

Духовную составляющую здоровья человека можно определить как его способность познавать окружающий мир в динамике развития, свои возможности и пути самореализации и формировать нравственные ориентиры для жизнедеятельности. Духовное здоровье всегда имеет нравственный акцент. Отметим, что высшая нравственность для человека - это поиск путей сохранения человечества как вида на Земле. А в настоящее время можно сказать так: нравственность - это поиск путей сохранения человека от самоуничтожения. (Напомним, что отрицательное влияние человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства составляет 80-90%.)

Запомните!

Духовное здоровье - это способность человека анализировать происходящие в окружающем мире различные события и явления, определять ход их развития и возможные последствия для личного благополучия от общения с окружающим миром в процессе жизнедеятельности.

Уровень духовного здоровья определяется также способностью человека к добру, милосердию, бескорыстной помощи окружающим.

Уровень духовного здоровья обеспечивается системой мышления человека, постоянным стремлением его к самовоспитанию, самообучению и совершенствованию духовных, физических и социальных качеств

Это должен знать каждый

Физическая составляющая здоровья человека характеризуется:

Совершенством состояния тела человека;
способностью обеспечивать постоянное духовное самосовершенствование и жизнедеятельность в реальной окружающей среде - природной, техногенной и социальной;
способностью, направленной на обеспечение благополучной жизни и безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, на обеспечение долголетия функционирования всех органов человека без отклонений. Укрепляется физическое здоровье с помощью:
физической культуры;
рационального питания;
закаливания организма;
рационального сочетания умственного и физического труда;
умения сочетать нагрузки и отдых;
исключения из употребления алкоголя, наркотиков и курения табака;
умений и навыков оказывать медицинскую самопомощь. Социальная составляющая здоровья характеризуется уровнем общей культуры человека в области безопасности. Укрепляется социальное здоровье с помощью:
умения предвидеть опасности, возникающие в процессе жизнедеятельности, и по возможности избегать их;
знания существующих нормативно-правовых актов и требований в области безопасности и умения соблюдать их, чтобы не спровоцировать опасную или чрезвычайную ситуацию по собственной вине;
знания рекомендаций специалистов в области безопасности и умения применять их с учетом своих особенностей.

Человек, в отличие от остального животного мира, наделен творческим разумом, поэтому основой человеческого здоровья является его духовная составляющая. Это было известно людям еще в древности.

Древнеримский оратор и политик Марк Туллий Цицерон писал: «Прежде всего каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь, то есть свое тело, избегать всего того, что кажется вредоносным, приобретать и добывать себе все необходимое для жизни: пропитание, пристанище и так далее. Общее всем живым существам - стремление соединиться ради того, чтобы производить на свет потомство, и забота об этом потомстве. Но наибольшее различие между человеком и зверем состоит в том, что зверь передвигается настолько, насколько им движут его чувства, и приспосабливается только к окружающим его условиям, мало думая о прошлом и о будущем. Напротив, человек, наделенный разумом, благодаря которому он усматривает последовательность между событиями, видит их причины, причем предшествующие события и предметы не ускользают от него, он сравнивает сходные явления и с настоящим тесно связывает будущее, с легкостью видит все течение своей жизни и подготавливает себе все необходимое, чтобы прожить. Человеку свойственна прежде всего склонность изучать и исследовать истину» (трактат «Об обязанностях»).

Обратим ваше внимание на ряд факторов, которые оказывают существенное влияние на здоровье человека.

Первый фактор - это наследственность, которая оказывает влияние на все стороны здоровья человека. Наследственность определяет предрасположенность человека к некоторым заболеваниям, предопределяет в известной степени и стиль его поведения в жизни, склонности к тем или иным поступкам и т. д.

Степень влияния наследственности на здоровье человека, по мнению специалистов, может составлять 20%.

Второй фактор - влияние окружающей среды в местах проживания. Степень ее влияния на здоровье может составить также до 20%.

Третий фактор - влияние медицинского обслуживания на здоровье человека. Этот фактор может составлять до 10%.

Четвертый фактор - влияние образа жизни человека на его здоровье. Этот фактор составляет 50%! Следовательно, мы снова приходим к выводу: соблюдение норм здорового образа жизни - это надежная гарантия укрепления и сохранения здоровья.

В заключение отметим, что индивидуальное здоровье человека во многом зависит от его образа жизни, умения предвидеть и избегать различные опасные ситуации, строить свое благополучие.

Сохраняя и укрепляя свое личное здоровье, каждый человек вносит свой вклад в общественное здоровье, которое в конечном итоге является основой национальной безопасности России. Путь к этому один - соблюдение норм здорового образа жизни.

Вопросы

1. Что понимается под здоровьем человека и какое содержанка вкладывается в это понятие?

2. Какое определение здоровью дано в Уставе Всемирной организации здравоохранения?

3. Какие взаимосвязи существуют между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека?

4. Какие основные факторы оказывают существенное влияние на здоровье человека?

5. Почему индивидуальное здоровье каждого человека является не только индивидуальной, но и общественной ценностью?

Задание

Здоровье человека.

Учитель: Наше путешествие в страну Безопасности продолжается. Наши помощники: Мудрая Сова (она всегда и обо всем знает), Дед-Рифмоед (он всегда и про все сочиняет) и Зайка-Спрошайка (просто очень любопытный) уже здесь и готовы нам помочь. Сегодня, мы будем говорить о здоровье человека.

Мудрая Сова: Самая большая и главная ценность человека - это его здоровье. Поэтому его нужно сохранять и укреплять. Для этого необходимо всегда:1, 2 и т.д. читать как первое, второе и т.д. 1. Соблюдать распорядок дня; 2. Правильно питаться. 3. Принимать душ после сна - утром, и перед сном - вечером. 4. Не реже одного раза в неделю мыться с мылом и мочалкой. 5. Подстригать ногти и волосы. 6. Следить за чистотой своей одежды и обуви. 7. Не забывайте делать уборку дома и в классе.

Ежедневные прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика и занятия физической культурой, закаливание помогут вам укрепить ваше здоровье.

Дед-Рифмовед: Пусть зима улыбается в окно, Но в классе светло и тепло! Здоровье своё бережём с малых лет. Оно нас избавит от болей и бед!

Учитель: - Как вы думаете, можно ли заболеть от несоблюдения личной гигиены? Что такое личная гигиена? Назовите известные вам правила личной гигиены. (Ответы учащихся). Правильно, ведь чистота - залог здоровья! Грязь и неряшливость в одежде - это пренебрежение к своему здоровью, а нечистоплотность - это неуважение не только к самому себе, но и к окружающим людям. Грязнулями бывают, как правило, ленивые люди. Ленивые школьники скучают на уроках, плохо учатся, они не хотят выполнять никаких поручений, не любят чисто писать в тетрадях, читать книги. Они не воспитывают в себе привычку трудиться, помогать родителям в домашних делах.

Дед-Рифмовед: Ленивые дети хотят жить так, как мечтал об этом один ученик из стихотворения Б. Заходера «Петя мечтает». Если б мыло приходило По утрам ко мне в кровать И само меня бы мыло, Хорошо бы это было! Если б книжки и тетрадки Научились быть в порядке, Знали все свои места - Вот была бы красота! Вот бы жизнь тогда настала! Знай, гуляй, да отдыхай! Тут и мама б перестала, Говорить, что я лентяй!

Мудрая Сова: Запомните: Чистота - лучшая красота. Кто аккуратен - тот людям приятен.

Зайка-Спрошайка: А что означает правильно питаться? Это много и вкусно? Мудрая Сова: Здоровое питание - одна из основ здорового образа жизни. Здоровое питание должно быть регулярным, разнообразным, богатым овощами и фруктами. Чем человек питается? Какие органы помогают человеку питаться? (Органы пищеварения). Как происходит этот процесс? Пища попадает в рот, смачивается слюной, мы жуём её зубами. Дальше по пищеводу она попадает в желудок. Здесь начинается её переработка. Из желудка попадает в тонкий кишечник, где окончательно переваривается с помощью желчи и пищеварительных соков. Переваренная пища через стенки кишечника попадает в кровь и поступает ко всем органам. Но не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. В школьной столовой готовят блюда из полезных продуктов, поэтому вам необходимо съедать всё, что предлагают наши повара. Правильное питание - условие здоровья, неправильное приводит к болезням.

Учитель: Продолжите сказку: «Жил-был один король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с ней случилась беда». - Какая случилась беда с принцессой? - Что вы посоветуете ей? (Ответы учащихся). - Подумайте о том, правильно ли вы питаетесь?

Дед-Рифмовед:

Фрукты, овощи на завтрак Очень детям нравятся. От здорового питания Щёчки аж румянятся

Надо кушать много каши, Пить кефир и простоквашу, И не забывай про супчик, Будешь ты здоров, голубчик!

Мудрая Сова: Учёба в школе, выполнение домашних заданий - серьёзный труд. Чтобы при этом

Цель: создание условий для формирования у учащихся системы научных знаний о здоровье и его разновидностях: индивидуальном и общественном.

Задачи:

  1. Образовательная - освоить основные понятия: здоровье индивидуальное и общественное.
  2. Воспитательная - содействовать формированию положительной «Я- концепции».
  3. Развивающая - способствовать развитию творческих способностей.

Оборудование: яркий воздушный шарик, компьютер, презентация урока, валеологические аудиозаписи, листы бумаги, фломастеры, трафарет модели здоровья школьника, три цвета жетонов (красный, желтый, зеленый).

План урока:

I. Организационный этап - (1 мин.)

II. Основной этап.

  1. Актуализация первичного опыта учащихся (5 мин.)
  2. Изучение нового материала (25-28 мин.)
    2.1. Совместное целеполагание.
    2.2. Работа в группах. Задание на ассоциации.
    2.3. Определение, данное здоровью в Уставе ВОЗ. Обобщение понятие здоровья.
    2.4. Взаимосвязь, существующая между, физической, социальной и психической составляющими здоровья человека.
    2.5. Работа в группах: составление модели здоровья учащихся.
    2.6. Презентация работ учащихся.
    2.7. Физкультурная пауза.
    2.8. Здоровье индивидуальное и общественное.
  3. Закрепление нового материала (5 мин.)
  4. «Сделай свой выбор».
  5. Подведение итогов (2-3 мин.)
  6. Домашнее задание (2 мин.)
  7. Рефлексия (2 мин.)

Ход урока

На перемене перед уроком звучит валеологическая мелодия . Класс проветрен. Учащиеся рассаживаются по группам.

I. Организационный этап.

Приветствие учащихся. Создание благоприятной психоэмоциональной обстановки на уроке.

II. Основной этап.

1. Актуализация первичного опыта учащихся.

Мотивация. При помощи воздушного шарика, который учащиеся перекидывают друг другу выяснить, что является главным в жизни каждого из учащихся в данном классе. (Варианты ответов детей).

Без чего человек не может достичь вышеназванных ценностей?(обсуждение проблемы). (Варианты ответов детей).

Принятие решения. - Без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно является одним из главных жизненных ценностей человека .

2. Изучение нового материала

2.1. Совместное целеполагание. Учитель обращает внимание ребят на тему урока.

Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (Варианты ответов детей).

Учитель: Сегодня мы выявим смысл понятий здоровья индивидуального и здоровья общественного, а именно, здоровье – человеческая ценность; попытаемся создать модель школьника и выясним, чем здоровье индивидуальное отличается от здоровья общественного.

Учитель: Попробуйте дать определение здоровью. (Варианты ответов детей).

Можно ли здоровьем назвать просто отсутствие болезней?

Какое бы вы дали определение понятию здоровья? (Варианты ответов детей). (Cлайд 2)

Первый изучаемый вопрос - Здоровье - человеческая ценность. (Cлайд 3)

2.2. Работа в группах. Задание на ассоциации.

На каждую букву этого слова напишите слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым.

З-
Д-
О-
Р -
О-
В-
Ь
Е -

Учитель:

Попробуйте дать определение здоровью. (Варианты ответов детей).

Можно ли здоровьем назвать просто отсутствие болезней? (Варианты ответов детей).

Какое бы вы дали определение понятию здоровья? (Варианты ответов детей).

2.3. Определение, данное здоровью в Уставе ВОЗ. Обобщение понятие здоровья.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения «здоровье» - это состояние полного физического, социального и психического благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (записать в тетради). (Cлайд 4)

Задание: На основе предложенных рисунков назвать проявления здоровья школьника, согласно определению здоровья ВОЗ. (Варианты ответов детей: физическое, социальное, психическое здоровье). (Cлайд 5)

2.4. Взаимосвязь, существующая между, физической, социальной и психической составляющими здоровья человека. (Cлайд 6)

Второй изучаемый вопрос - создание модели здоровья школьника. Модель можно представить в виде треугольника, вершиной которого является состояние идеальное здоровья. Такая модель показывает взаимосвязь, существующая между, физической, социальной и психической составляющими здоровья человека.

Физическое здоровье – это функционирование организма, здоровье всех его систем, физическая активность, режим дня и отдыха, рациональное питание, закаливание и т.д.

Социальное – осознание себя личностью мужского или женского пола, взаимодействие с окружающими, понимание и развитие навыков, помогающих в общении с людьми, профилактика социально значимых заболеваний. На основе физического формируется социальное здоровье человека. (Cлайд 7)

Психическое – умение определять свое место в окружающем мире, понимание своих чувств и умение выражать их, умение прогнозировать различные ситуации становление и развитие личности старшеклассников, их самоопределение и самореализация. На базе физического и социального здоровья формируется психическое здоровье человека. (Cлайд 8)

Каждый человек стремится к своей вершине по сохранению и укреплению здоровья. Каждый человек достигает своих вершин по формированию здоровья (физического, социального, психического) индивидуальными маршрутами. Общие задачи маршрута: 1 уровень-знать ; 2 уровень - уметь предупредить; 3 высший уровень - быть способным помочь близким .

2.5. Работа в группах: составление модели здоровья учащихся. (Cлайд 10)

Эти три составляющие здоровья должны постоянно находиться в гармоничном единстве, дополняя, и влияя друг на друга. Каждый человек стремится к своей вершине по сохранению и укреплению здоровья.

Задание группам: Используя понятие здоровья, общие задачи каждого маршрута по заданной общей модели создать свои модели здоровья.

(Во время групповой работы звучит мелодия )

2.6. Презентация работ учащихся.

В презентациях они имеют возможность выразить своё мнение, проявить самостоятельность.(Защита групповых моделей здоровья .)

Учитель обобщает ответы детей и акцентирует внимание на целенаправленном стремлении к сохранению и укреплению здоровья каждого как жизненной ценности.

Вывод:«здоровье» понимается как единое целое, состоящее из взаимосвязанных и влияющих друг на друга аспектов. Каждый из вас сможет самостоятельно составить свою индивидуальную модель здоровья.

2.7. Физкультурная пауза.

Упражнения для физкультминутки (под звучание валеологической мелодии ):

1) Для улучшения мозгового кровообращения: И.П. - сидя, стоя, руки на поясе. На счёт 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 - и. п., на счёт 3-4 тоже правой рукой. Повторить 3-4 раза.

2) Для снятия утомления с плечевого пояса: «Осьминог» - круговые движения плечами назад-вперёд 3-4 раза, плечи поднять- опустить (оба вместе, затем по очереди) 3-4 раза.

3) Для снятия утомления с туловища: потянуться в удовольствие до 10 сек. (Cлайд 10)

2.8. Здоровье индивидуальное и общественное.

Третий изучаемый вопрос - Здоровье индивидуальное и общественное.

В трактате древнеримского политика Цицерона (106-43 гг. до н.э.) «Об обязанностях» говорится: «Обязанности мудрого – заботиться о своем имуществе, здоровье, не совершая ничего противного обычаям, законам и установлениям … не только ради себя, но и ради детей, родных, друзей, а особенно ради государства; ведь достояние отдельных лиц составляют богатство гражданской общины».(Cлайд 11)

Главное богатство любого государства – это люди. Без человеческого потенциала рухнет любая экономическая система и бессильна самая передовая и прогрессивная «национальная идея». (Из Концепции национальной безопасности РФ). (Cлайд 12)

Современная медицина определяет здоровье как общественное, так и индивидуальное (см. схему) (Cлайд 13)


Схема

Учитель: - Что подразумевается под понятием индивидуальное здоровье? общественное здоровье?

Каким образом взаимосвязаны понятия общественное и индивидуальное здоровье? (они неразрывно связаны друг с другом, и одно зависит от другого).

Без здорового индивидуального человека, как единицы общества не будет здорового общества, поэтому наше государство заботится о здоровье каждого человека.

3. Закрепление материала. (Cлайд 14)

Задание для каждого учащегося. «Сделай свой выбор». При помощи разноцветных жетонов определить, какой уровень модели, по-вашему, мнению у вас наиболее развит.

Зеленый – 1 место - очень хорошо развит.

Желтый - 2 место - хорошо развит.

Красный - 3 место – плохо развит.

На заранее подготовленном трафарете модели здоровья школьника (см. Cлайд 10) дети размещают свои жетоны, определяя рейтинг развития здоровья данного класса.

Высказывания выдающихся людей о здоровье.Артур Шопенгауэр «Афоризмы житейский мудрости»: «…прежде всего мы должны сохранить хорошее здоровье. Средства к этому несложные: избегать всех эксцессов, излишних бурных и неприятных волнений, а также чересчур напряженного и продолжительного умственного труда, далее усиленное движение на свежем воздухе в течение, по крайней мере, двух часов, частое купание в холодной воде и тому подобные гигиенические меры». (Cлайд 15).

4. Подведение итогов

Учитель:

Какие выводы можно сделать после сегодняшнего урока?

Какое место среди жизненных ценностей отводится здоровью? (Ученики высказывают свои суждения.)

(Анализ работы на уроке и выставление оценок.) (Cлайд 16)

5. Домашнее задание .

Продумать свои модели здоровья и предложить их для обсуждения на следующем уроке. (Cлайд 17)

6. Рефлексия.

Выразить свои мысли и чувства по сегодняшнему уроку, употребив только одно предложение или словосочетание. (Cлайд 18)

(Учитель желает всем здоровья и благодарит за работу на уроке (Cлайд 19).)

Список валеологических мелодий:

  1. Оркестр П. Мориа «Atlantis».
  2. Оркестр П. Мориа «El Bimo».
  3. Оркестр П. Мориа «Minueto».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

РЕФЕРАТ

Здоровье - как важнейший фактор безопасности жизнедеятельности человека

выполнил

ученик 9 "В"

Цыкин Алексей

Введение

1. Что такое здоровье

1.1 Понятие «здоровье»: его содержание и критерии

1.2 Понятие о «количестве здоровья»

2. Основные компоненты здоровья

3. Образ жизни и его влияние на здоровье. Основы здорового образа жизни

4. Функциональное проявление здоровья в различных сферах жизнедеятельности

5. Вывод: здоровый образ жизни основа безопасной, полноценной и комфортной жизнедеятельности

ВВЕДЕНИЕ

Состояние здоровья здоровье населения предопределяется многими факторами: сущностью общественно-политического строя, социальной политикой, уровнем санитарно-гигиенической культуры, спецификой обычаев и традиций различных групп населения, условиями труда и быта, уровнем благосостояния, социальным обеспечением, характером межличностных отношений, состоянием окружающей среды, развитием здравоохранения и медицины. Кроме социальных и биологических факторов здоровье населения во многом определяется субъективным отношением индивидуума к своему здоровью и здоровью окружающих людей, его образом жизни.

Здоровье отдельного человека фиксируется различными диагностическими методами и средствами и характеризуется полнотой проявления жизненных сил, ощущением жизни, всесторонностью и долговременностью социальной активности, целостностью и гармоничностью развития личности.

Жизнедеятельность -- сложный биологический процесс, происходящий в организме человека, позволяющий сохранить здоровье и работоспособность. Необходимым и обязательным условием протекания биологического процесса является деятельность. В широком смысле это слово означает разносторонний процесс создания человеком условий для своего существования и развития.

Основными видами деятельности человека являются труд, учение, игра. Другие виды деятельности -- общественно-политическая, педагогическая, военная и т.д. возникли благодаря труду, который всегда носил общественный характер.

В процессе разнообразной активной деятельности человек вступает во взаимодействие с окружающей средой. Под этим понятием понимают все то, что нас окружает, что прямо или косвенно воздействует на нашу повседневную жизнь и деятельность. Окружающая среда оказывает постоянное воздействие на здоровье человека посредством материальных факторов: физических, химических и биологических. Безусловно, что на человека, как социальное существо, непосредственное влияние оказывают и психогенные факторы.

В ходе длительной эволюции человек приспособился к природной окружающей среде» и любые ее изменения неблагоприятно влияют на его здоровье. Организму человека свойственно безболезненно переносить те или иные воздействия лишь до тех пор, пока они не превышают пределов адаптационных возможностей человека. В противном случае происходит повреждение организма, которое при достижении определенной степени изменений квалифицируется как несчастный случай (травма) или хроническое заболевание.

На постиндустриальном уровне развития цивилизованного общества отступили массовые эпидемии, но возникли другие опасные факторы жизнедеятельности, так или иначе связанные со здоровьем. Например, только здоровый физически и морально человек может безопасно для себя и других управлять личным автомобилем или катером, правильно определить момент перехода улицы с интенсивным движением транспорта, выдержать длительный перелет самолетом, заниматься подводным плаваньем на отдыхе и т.д.

Таким образом, жизнедеятельность, здоровье и безопасность в современных условиях очень тесно взаимосвязаны.

1. ЧТО ТАКОЕ «ЗДОРОВЬЕ»

1.1 Понятие «здоровье»: его содержание и критерии

Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов использования его психофизиологического потенциала. Все стороны человеческой жизни в широком диапазоне социального бытия - производственно-трудовом, социально-экономическом, политическом, семейно-бытовом, духовном, оздоровительном, учебном - в конечном счете, определяются уровнем здоровья (табл. 1).

Таблица 1. Удельный вес факторов, определяющих риск для здоровья

Значение для здоровья,

примерный удельный вес,

Группы факторов риска

Образ жизни

Вредные условия труда, плохие материально-бытовые условия, стрессовые ситуации, гиподинамия, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокий уровень урбанизации, несбалансированное, неритмичное питание, курение, злоупотребление алкоголем и лекарствами и др.

Генетика, биология человека

Предрасположенность к наследственным и дегенеративным болезням

Внешняя среда, природно-климатические условия

Загрязнения воздуха, воды и почвы канцерогенами и смена атмосферных явлений, повышенные гелиокосмические, магнитные и другие излучения

Здравоохранение, медицинская активность

Неэффективность личных гигиенических и общественных профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Здоровье - это нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Раскроем понятие здоровье более полно, как:

Отсутствие болезней;

Нормальное функционирование организма;

Динамическое равновесие организма в системе «человек-окружающая среда»;

Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;

Способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;

Способность к полноценному выполнению основных социальных функций (общение, образование, труд).

Таким образом, можно сказать, что Здоровье - это способность человека приспосабливаться к среде и к своим собственным возможностям, способность противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням и повреждениям, способность сохранять себя.

Приведенное выше определение здоровья, данное ВОЗ, носит теоретический характер.

На практике врачи оценивают состояние здоровья более конкретными показателями, которые можно зарегистрировать и измерить: уровень кровяного давления, частота сердечных сокращений, частота дыхания, данные анализов крови, мочи, рентгенологического исследования и т.д.

Если эти показатели соответствуют возрастным нормам человека и позволяют ему без помех учиться, трудиться, можно утверждать, что человек здоров. Если же человек без видимых причин начинает плохо учиться, трудиться, у него пропадает интерес к играм, занятиям, можно предположить, что он нездоров.

Здоровье - ценность, к которой необходимо стремиться. Овладевая этой ценностью, люди более полно реализуют свои ожидания, удовлетворяют свои потребности, становятся более значимы не только для близких, но и для всего общества.

Наиболее широкое распространение получил функциональный подход: в способности человека осуществлять присущие ему биологические и социальные функции, т.е. выполнять общественно полезную трудовую, производственную деятельность. В связи с функциональным подходом возникло понятие «практически здоровый человек».

Поэтому качественные и количественные характеристики, как здоровья, так и болезни - имеют довольно широкий диапазон толкования. Различия в степени выраженности здоровья определяются по многим критериям-признакам: уровню жизнеустойчивости организма, широте его адаптационных возможностей, биологической активности органов и систем, их способности к регенерации и др. Способность к адаптации - один из важнейших критериев здоровья.

1.2 Понятие о «количестве здоровья»

Согласно известному философу и хирургу - академику Н.М. Амосову (книга «Раздумье о здоровье»), «количество здоровья» можно определить как сумму резервных мощностей «основных функциональных систем» организма, т.е. способности организма противостоять различным отклонениям. Чем лучше работают функциональные системы, тем больше количество здоровья, и - следовательно - меньше склонность к заболеваниям.

Здоровье - плод воздействия разнообразных факторов на уникальное системное явление природы - «человека». Каждый человек должен уметь управлять своим здоровьем - с учетом риска заболеваний и особенностей психологического, физиологического факторов. Для самостоятельного управления здоровьем каждому необходимо уметь создать комфорт души и тела, что достигается определенным образом жизни, отношением к средствам оздоровления и исцеления от недугов.

2. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВЬЯ

Индивидуальное здоровье человека составляют три компонента:

а) социальное здоровье (благополучие);

б) духовное (нравственное) здоровье;

в) физическое здоровье.

Социальное благополучие - когда человек уверен в своем завтрашнем дне, имеет жилье, работу, возможность повышать качество образования, карьерный рост, достойную заработную плату, возможность отдыхать согласно своим желаниям и возможностям, имеет возможность поддерживать своих близких, и наконец, чувствует свою «нужность» обществу, т.е. это социальные связи и межличностные отношения, благоприятные условия труда и быта. Социальное здоровье тесно связано с духовным здоровьем человека.

Духовное здоровье - здоровье нашего разума. Духовное здоровье зависит от:

а) - системы мышления, степени познания окружающего мира и ориентации в этом мире;

б) - умения адекватно определить свое положение в окружающей среде, свое отношение к какому-либо лицу, вещи, области знаний.

Духовное здоровье достигается за счет умения:

Жить в согласии с собой, родными, друзьями и другими членами общества

Прогнозировать различные ситуации, влияющие на жизнь;

Разрабатывать и оптимально адаптировать модель своего поведения применительно к окружающей среде.

Физическое здоровье - это здоровье нашего тела. Физическое здоровье зависит от:

а) - двигательной активности человека;

б) - рационального питания;

в) - закаливания;

г) -соблюдения правил личной гигиены;

д) - безопасного поведения в повседневной жизни;

е) - оптимального сочетания умственного и физического труда;

ж) - умения отдыхать;

з) - отказа от употребления алкоголя, наркотиков, курения.

При оценке физического здоровья используют четыре основных критерия:

наличие или отсутствие хронических заболеваний;

уровень достигнутого физического и нервно-психического развития;

состояние основных систем организма - дыхательной, сердечно-сосудистой, выделительной, нервной и т.д.;

степень сопротивляемости организма внешним воздействиям.

Если человека интересует его здоровье, он должен одинаково заботиться об укреплении духовного и физического здоровья. Компоненты здоровья тесно взаимосвязаны: если человек здоров физически, но испытывает психологический дискомфорт, он не может чувствовать себя отлично.

3. Образ жизни и его влияние на здоровье. Основы здорового образа жизни

Образ жизни - это показатель, как человек реализует условия жизнедеятельности для своего здоровья.

Согласно приведенной выше табл. 1, здоровье человека на 60 % зависит от образа жизни, на 20 % - от окружающей среды, на 8% - от наследственности.

От рождения человек обладает определенными резервами здоровья, а длительность их использования зависит от самого человека (условий поведения, стиля, образа жизни). Здоровье - главный дар, данный нам нашими предками и не всегда разумно и слишком расточительно расходуемый нами.

Под здоровым образом жизни понимают индивидуальную систему поведения человека, направленную на сохранение и укрепление своего здоровья. Условно этот процесс можно разделить на два направления:

1. Активные действия самого человека по формированию и улучшению своего здоровья (физическая культура, закаливание, соблюдение гигиенических правил, рациональное питание, соблюдение режима дня, сексуальное воспитание и т.д.) и

2. Стремление человека избежать действия факторов, способствующих разрушению здоровья (прежде всего таких вредных привычек, как курение, наркомания, токсикомания и употребление спиртных напитков, безопасное поведение дома, на улице, обеспечивающее предупреждение травм и отравлений).

Важные составляющие здорового образа жизни - личная гигиена, доброжелательные отношения в семье и нравственное поведение.

Здоровый образ жизни - не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Особенно важно, чтобы с самого раннего детства подрастающее поколение стремилось ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Заболеваемость молодежи (людей в возрасте от 16 до 29 лет) за последние 5 лет увеличилась на 26 %. Смертность от неинфекционных заболеваний постоянно возрастает и достигает сейчас 83 % (по данным ВОЗ).

Причиной всех подобных заболеваний является отсутствие личной заинтересованности у молодежи в здоровом образе жизни, заботе о продолжении своего рода.

Поколениями разумных людей выработаны простые и понятные рекомендации по здоровому образу жизни:

1) познай самого себя и не ставь перед собой нереальных целей;

2) содержи свое тело в чистоте;

3) правильно и хорошо питайся;

4) трудись, соблюдая правила безопасности, режим труда и отдыха;

5) правильно выбирай друзей;

6) содержи свой внутренний мир в чистоте;

7) научись говорить «нет» соблазнам;

8) если чувствуешь себя больным, обратись к врачу; лекарства принимай по назначению врача, своевременно проходи профилактические осмотры и делай прививки.

Надо только запомнить, что главное условие здорового образа жизни - личная заинтересованность человека.

Надо понять, что ничего в жизни даром не дается. Что результат будет тем лучше, чем раньше человек начинает работать над собой, над сохранением и умножением своего здоровья.

4. Функциональное проявление здоровья в различных сферах жизнедеятельности

Состояние здоровья отражается на всех сферах жизни людей. Какова деятельность человека, таков и он сам, его природа и его болезни. Полнота и интенсивность многообразных жизнепроявлений человека непосредственно зависит от уровня здоровья, его «качественных характеристик», которые в значительной мере определяют образ и стиль жизни человека: уровень социальной, экономической и трудовой активности, степень миграционной подвижности людей, приобщение их к современным достижениям культуры, науки, искусства, техники и технологии, характер и способы проведения досуга и отдыха.

В тоже время здесь проявляется и обратная зависимость: стиль жизни человека, степень и характер его активности в быту, особенно в трудовой деятельности, во многом определяют состояние его здоровья. Такая взаимозависимость открывает большие возможности для профилактики и укрепления здоровья.

Здоровье влияет на качество трудовых ресурсов, на производительность общественного труда и тем самым на динамику экономического развития общества. В условиях перехода к преимущественно интенсивному типу развития производства здоровье населения страны - наряду с другими качественными характеристиками - приобретает роль ведущего фактора экономического роста.

Уровень здоровья и физического развития - одно из важнейших условий качества рабочей силы. В зависимости от их показателей оценивается возможность участия человека в определенных сферах трудовой деятельности. Поэтому уже на этапе выбора специальности и вида профессионального обучения объективно возникает, ставится и решается проблема психофизического соответствия личности конкретным видам профессиональной деятельности.

Ускорение ритма жизни и усложнение современного производства с высоким уровнем его механизации и автоматизации определяет значительные нагрузки на организм, повышается значение таких качеств личности, как быстрота реакции, скорость принятия решения, собранность, внимательность, которые в большей мере определяются всем комплексом показателей здоровья людей.

Потребность в здоровье носит всеобщий характер, она присуща и обществу в целом. Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, сознательная ориентация на здоровье различных форм жизнедеятельности - все это показатели общей культуры человека.

Физическая подготовленность - это результат физической подготовки к определенному роду деятельности. Она характеризуется по уровню развития ведущего для данной деятельности качества (выносливости, силы, ловкости, гибкости, быстроты) и степени овладения навыками (высокая, средняя, низкая).

Уровень физического развития, физической подготовленности и здоровья обеспечивает оптимальное приспособление человека к условиям жизни.

5. ВЫВОД: ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ОСНОВА БЕЗОПАСНОЙ, ПОЛНОЦЕННОЙ И КОМФОРТНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны проявлений организма и личности человека.

В поведении это проявляется в большей жизненной энергии, собранности, хорошей коммуникабельности; ощущении своей физической и психоэмоциональной привлекательности, оптимистическом настрое, умении обеспечить свой полноценный и приятный отдых, целостную культуру жизнедеятельности.

В психологическом аспекте достоинства здорового образа жизни обнаруживаются в качестве психического здоровья, хорошем самочувствии, в нервно-психической устойчивости, в способности успешно переносить последствия психических стрессов; в хорошо выраженной волевой организации (самообладании, целеустремленности, настойчивости в достижении поставленной цели, решительности), уверенности в своих силах, меньшей подверженности депрессии, ипохондрии, мнительности.

В функциональном проявлении можно отметить:

а) более высокое качество здоровья, улучшение адаптационных процессов, повышение работоспособности и тренированности;

б) снижение заболеваемости и болезненных ощущений;

в) более быстрое и полноценное течение процессов восстановления после умственной и физической деятельности;

г) усиление иммунных механизмов защиты организма; активность обменных процессов в организме;

д) усиление половой потенции, нормализация соотношения массы тела и роста;

е) хорошую осанку и легкость походки.

Приведенное содержание критериев может быть расширено и детализировано, однако ясно, здоровье - это важнейший фактор безопасносной, полноценной и комфортной жизнедеятельности человека!

Подобные документы

    Общие понятия о здоровье. Составляющие здорового образа жизни: физическая, психологическая и поведенческая. Рациональная организация жизнедеятельности человека на базе ключевых биологических и социальных жизненно важных форм поведения. Мотивация здоровья.

    реферат , добавлен 26.05.2014

    Понятия валеологии. Компоненты физической культуры. Основополагающие критерии здоровья. Влияние некоторых групп факторов на заболевания человека. Негативные стороны жизни студентов. Составляющие здорового образа жизни. Способы психологической разгрузки.

    презентация , добавлен 05.02.2016

    Проблема здоровья человека - важнейшая из фундаментальных проблем. Человеческое здоровье и продолжительность жизни. Труд, как основа создания материальных и духовных ценностей. Образ жизни и ее зависимость от профессии, которую приобрел человек.

    реферат , добавлен 05.06.2008

    Здоровый образ жизни как основные формы и способы повседневной активности. Основные составляющие ЗОЖ, ее ценность в качестве государственной концепции. Вред алкоголя и курения, неправильного питания. Влияние режима труда и отдыха на здоровье человека.

    реферат , добавлен 23.09.2016

    Понятие здорового образа жизни. Проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни. Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни человека. Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни и укреплении здоровья.

    реферат , добавлен 14.11.2014

    Характеристика здорового образа жизни как системы разумного поведения человека фундаменте нравственно-религиозных и национальных традициях. История здорового образа жизни в России и основные правила его реализации. Основные правила здорового питания.

    презентация , добавлен 25.10.2011

    Важность зарядки, занятий спортом и здорового питания. Осознанные мысли о здоровом образе жизни. Ответственность за здоровье своих будущих детей. Программа по подготовке к беременности и рождению малыша. Производственные факторы, вредные для здоровья.

    контрольная работа , добавлен 12.09.2014

    Понятие и значение здорового образа жизни, а также главные факторы, влияющие на его формирование. Вредные привычки, направления и перспективы отказа от них. Значение спорта и физических нагрузок в жизни человека. Рациональный режим труда и отдыха.

    презентация , добавлен 26.11.2014

    Биологический, социальный и психологический уровень ценности здоровья. Курение, риск для здоровья. Распространение алкоголизма среди подростков. Легальные и запрещенные наркотики. Психическая и физическая зависимость, нарушения в работе организма.

    контрольная работа , добавлен 22.11.2012

    Процесс формирования здорового образа жизни школьников и студентов. Основные факторы, влияющие на физическое здоровье. Педагогические условия и внеклассная воспитательная работа в создании внутреннего мотива сохранения здоровья у младших школьников.

Основы, здоровья

(постранично)

Основы, здоровья

(постранично)

(постранично)

Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) - предмет школьной программы, принятый к обязательному изучению во всех классах средней школы по распоряжению Министерства образования РФ в 1994 году. Целями изучения данного предмета является передача учащимся знаний о различных опасностях, препятствующих нормальной жизнедеятельности, причинах их возникновения, особенностях проявления и их различных способах нейтрализации. В младших и средних классах изучается такой раздел ОБЖ, как основы здоровья, посвященный вопросам здорового образа жизни как средства сохранения здоровья, хорошей работоспособности и обретения долголетия.

Из курса ОБЖ (основы здоровья) ребята узнают о том, что такое здоровье, какие факторы на него влияют позитивно и негативно (например, экология, конфликты, чрезвычайные ситуации, образ жизни), а также о том, какие меры следует предпринимать для сохранения здоровья и поддержания оптимальной физической формы. В младших классах изучаются правила гигиены, принципы здорового питания, правила соблюдения режима дня и физической активности. В средних классах изучаются правила здорового общения и решения конфликтов, а также способы борьбы со стрессом и методы релаксации. Изучаются также различные чрезвычайные ситуации и методы их разрешения, способы оказания первой помощи пострадавшим и навыки ориентирования на местности.

Курс ОБЖ предполагает не только изучение теоретического материала, но также и овладение определенными навыками и умениями, чему способствует выполнение заданий практической части. Лучше справиться с такими заданиями помогает ГДЗ по ОБЖ (основы здоровья). В данном пособии приводятся практические рекомендации и примеры верного выполнения заданий, которые могут быть полезны учащимся. Удобнее всего просматривать ГДЗ по ОБЖ (основы здоровья) онлайн со страниц нашего сайта. При желании, вы можете скачать ГДЗ, чтобы иметь возможность пользоваться их материалами в то время, когда не сможете найти доступ к Интернету. Вы также можете загрузить файл с текстом в электронную книгу или телефон и смотреть ГДЗ по ОБЖ (основы здоровья) прямо во время урока.

Решебник лучше всего использовать в качестве дополнительного пособия в процессе самостоятельного изучения основного материала по теории и практике данного учебного предмета. Когда сильно некогда можно изредка позволить себе списать ГДЗ по ОБЖ (основы здоровья), но лучше делать это не часто.