Open
Close

Психотипы людей. Тест на психотипы личности: темперамент

Человек всегда стремится к самореализации и ему постоянно приходится адаптироваться к меняющимся условиям, взаимодействовать с обществом. С давних времен философы, психологи старались понять, есть ли закономерность в поведении и восприятии мира индивидуумом. Известный психиатр Зигмунд Фрейд основал теорию о структуре психики. Основываясь на ней, Карл Густав Юнг (врач из Швейцарии) изобрел концепцию про психотипы.

Психиатры изучают теории разных классификаций личностей для того, чтобы определить, почему от или иной человек совершил определенный поступок. Несмотря на то, что каждый человек индивидуален, но схожие черты в поведении просматриваются. Словами и нашими действиями руководит психологический вид, которые накладывают отпечаток на все наши действия.

Наука об учении взаимодействии человека и окружающего его мира

То, как человек умеет и взаимодействует с окружающим миром, изучает такая наука, как соционика. Всего разделяют 16 психотипов личности. Соционика в современном мире выступает как диагностика в консультировании таких врачей, как психологи и психиатры.

Согласно теории Карла Юнга психотипы имеют следующую классификацию:

Для того, чтобы получить новую классификацию и попытки определять личности, психиатр А. Аугустинавичюте решила объединить концепцию Юрга и теорию информационного метаболизма А. Кемпинского. Теория основывается на обмене информационным потоком между обществом и личностью, сравнивая их с метаболизмом человека.

Как формировались названия классификации?

Как удалось выделить разные виды психотипов людей и дать им названия? Каждая психологическая классификация получила свое определение благодаря одной доминирующей установке: экстраверсии либо интроверсии, а также двух более сильных функций - логики, этики и сенсорики. У рациональных людей преобладать будет этика либо логика, у иррациональных - интуиция либо сенсорика. Впоследствии 16 психологических типов человека дополнились другими характеристиками индивидуума, которые были более доступными для понимания простыми людьми. Зная внешние признаки и особенности поведения разных психологических типов, психиатры получили возможность быстрее определять проблемы пациентов и соответственно корректировать их поведение.

Карл Густав Юнг предложил классификацию, которая состояла из восьми основных психологических типов. Соционика предлагает подробнейшую классификацию - из 16 типов.

Психотипы личности

Что дает нам знанием разнообразных психотипов личности? Зная тип личности, вы сможете заранее предугадать его действия, сможете наладить отношения, научиться доверять им. Соционика дает нам 16 психологичестих типов человека:

  1. ИЛИ - интуитивно-логическая интроверсия. Сюда относятся индивидуумы, которые способны решать любые задачи. Они замечательные стратеги. К их недостаткам относятся равнодушие, они не умеют выражать свои эмоции. Любят комфорт, простоту. Стараются избегать конфликты.
  2. ЛИЭ - логико-интуитивная экстраверсия. Достаточно практичны. Очень целеустремленные. Коммуникабельный, обожает риск.
  3. ИЛЭ - Интуитивно-логическая экстраверсия. Они любят исследовать, изобретать что-либо. Быстро усваивают новую информацию, принципиальны, настаивают на своем.
  4. ЛСЭ - логико-сенсорная экстраверсия. Хорошие бизнесмены, последовательны. Их можно предугадать. К новинкам относятся настороженно.
  5. СЛЭ - сенсорно-логическая экстраверсия. Достаточно резкие в своих высказываниях индивидуумы, несдержанные. Практичные и ответственные.
  6. ЛСИ - логико-сенсорная интроверсия. К ним относятся спокойные рациональные, дисциплинированные. К их недостаткам относят их злопамятство.
  7. СЛИ - сенсорно- логическая интроверсия. Он обладает хорошим вкусом. Достаточно эмоциональный, консерватор.
  8. ЭСЭ - этико-сенсорная экстраверсия. Обладает талантом убеждения. Хороший коммуникатор. Оптимист. К недостаткам можно отнести неосторожность и непунктуальность.
  9. СЭЭ - сенсорно-этическая экстраверсия. Сюда относятся индивидуумы с лидерскими способностями, которые умеют и знают как управлять людьми, обладают навыками планирования. Подвержены приступам гнева.
  10. ЭИЭ - этико-интуитивная экстраверсия. Очень эмоциональные и артистичные. Любят разыгрывать на публике драмы.
  11. ИЭЭ - интуитивно-этическая экстраверсия. Имеют врожденное чувство такта, очень вспыльчивые.
  12. ЭСИ- этико-сенсорная интроверсия. Моралисты с большим запасом терпения. Надежные. К недостаткам можно отнести сверхрациональность.
  13. СЭИ - сенсорно-этическая интроверсия. К их недостаткам относят их неумение принимать решение. Обожают комфорт и спокойствие.
  14. ЭИИ - этико-интуитивная интроверсия. Мечтатели, способные сочувствовать. Моралисты.
  15. ИЭИ - интуитивно-этическая интроверсия. Не любят переносить трудности. Ленивые фантазеры. Очень чувствительные к различным ситуациям.
  16. ЛИИ - логико-интуитивная интроверсия. Они обладает хорошо развитой логикой, способен анализировать. Логически докапывается до сути разных явлений.

Определение психотипа

Каждый из нас хочет добиться поставленной цели. Для успешного достижения необходимо уметь разбираться в себе. Таким образом, наилучшим путем самопознания будет самостоятельное определение психотипа личности человека.

Возможно ли самому определить к какому психотипу ты относишься? На сегодняшний день существует достаточно большое количество тестов на психотип личности, которые помогут вам определить, к какому психологическому типу вы относитесь. Самый популярный тест - это тест, который определяет ваш тип темперамента. Он подразумевает несложные психологические вопросы, ответы на которые и помогут с определением. Очень важно помнить о том, что подобного рода тесты не дают полную картину, они направлены на то, чтобы дать общее понимание о ваших личностных качествах.

Известна следующая классификация психотипов человека К.Леонгарда, помогающая более точно определять ваши черты.

  1. Гипертимный. К данному типу относятся люди, обладающие хорошими коммуникативными способностями, разговорчивые, активные. Во время разговора они часто общаются при помощи жестов, мимики. Нередки случаи, когда они уходят от основной темы и отвлеченно рассказывают о чем-то другом. К недостаткам таких людей относят их способность начинать разнообразные конфликты, их легкомысленность. Их врагом считается одиночество.
  2. Дистимный. Достаточно аскетичные люди, не любят шумные компании, замкнутые в себе. Не были замечены в конфликтах, предпочитают находиться в стороне. Мало говорят, имеют обостренное чувство справедливости. Имеют не очень много друзей. Являются прекрасными работниками для монотонной работы. Медлительны, нерасторопны, пассивны.
  3. Циклоидный. Люди настроения, которое изменчиво у них с достаточно большой скоростью. Любят общение, милые, эмоциональные. При плохом настроении - замыкаются в себе, становятся раздражительными. При разном настроении могут наблюдаться черты разных типов - дистимного либо гиппертимного.
  4. Возбудимый. Наверное, самые угрюмые, закрытые и не любят общения люди. Конфликтные. Коллектив их недолюбливает за хамство, брань. В отношениях властные, диктуют свои правила. Редко когда им удается контролировать свои эмоции и вспышки гнева.
  5. Застревающий. Молчуны. Известны как зануды, которые обожают читать нравоучения. Данный тип людей в конфликте замечен как активная сторона, которая постоянно провоцирует. Если человек этого типа становится начальником - подчиненные всегда страдают от него. Он привык предъявлять завышенные требования не только к себе, но и к окружающим. Ревнивые, мстительны, самолюбивые, недоверчивые.
  6. Педантичный. Бюрократы. Не любят высовываться. Хорошие и надежные партнеры по бизнесу, но в остальных отношениях - зануды и формалисты.
  7. Тревожный. Не инициативные, необщительные. Зачастую идеальные для роли «козел отпущения».
  8. Эмотивный. Люди, привыкшие держать все эмоции в себе. Яркие представители психологической классификации - «эмо». Умеют сострадать другим, исполнительные.
  9. Демонстративный. Такие люди всегда находятся в центре внимания. Любят похвалу, власть. К недостаткам можно отнести их способность подставлять других людей, если это понадобится им самим. Лицемерны, хвастливы, эгоистичны.
  10. Экзальтированый. Коммуникабельны, контактны. Обожают споры, но в открытую не будут конфликтовать. Романтические натуры.
  11. Экстравертированный. Болтливы, легко попадают под чужое влияние, легкомысленны.
  12. Интровертивный. Мыслители, замкнутые в себе, не любят шумные и большие компании. Сдержанны и принципиальны. Упорно отстаивают свою точку зрения, которая чаще всего является ошибочной.

Сегодня не составит труда пройти самые простые тесты, для того, чтобы определить свой психотип личности и самостоятельно подкорректировать свое поведение.

У психологов есть шутка, которая наглядно показывает, как ведут себя представители пяти психотипов по психогеометрии: подошло пять автобусов, в которые надо рассесться представителям всех 5 фигур.
Круги – полезли в автобус весело, балагуря, подшучивая друг над другом, расселись по трое на сидениях, в результате, их влезло больше, чем надо.
Треугольники – каждый пытался отодвинуть другого, и сели они по одному, стараясь занять лучшие места в начале автобуса и четко по одному на два сидения, в результате, их поместилось в два раза меньше, чем было мест в автобусе.
Квадраты – дисциплинированно вошли, аккуратно расселись, четко выполняли указания, доставили меньше всего хлопот.
Прямоугольники – их пришлось загонять в автобус, кто-то боялся войти, кто-то потерялся на станции, кто-то не знал, как входить и просил разъяснить ему, на их рассадку ушло больше всего времени.
Зигзаги – полезли в автобус всеми способами, кто-то через окно, кто-то через люк в крыше, расселись тоже, кто во что горазд, стали давать советы водителю, как лучше вести автобус, начался обмен идеями, что можно в этом автобусе усовершенствовать.
Эта шутка наглядно и быстро показывает все пять психотипов, которые созданы Сьюзен Деллингер, американским психологом. Она назвала свою теорию – психогеометрия, так как все ее психотипы ассоциируются с одной из основных геометрических фигур. МирСоветов вместе с вами попытается разобраться в психогеометрии и посмотрит, как можно быстро определить психотип.

Небольшой тест

Как можно определить, к какому типу по психогеометрии принадлежит тот или иной человек? Дайте ему лист бумаги и ручку и попросите нарисовать три геометрические фигуры из пяти основных (квадрат, треугольник, круг, зигзаг, прямоугольник). Первая нарисованная фигура – это и будет основной психотип человека, две остальных – дополнительные. По мнению психологов, люди редко бывают ярко выраженным одним психотипом, чаще всего, это смешанные типы, с преобладанием одного основного типа. Например, лидер – треугольник, а внутри – консервативный квадрат. Или мягкий круг, а вторая фигура этого человека – креативный зигзаг.
Подобный тест можно провести с близкими или друзьями, да и коллег по работе можно протестировать. Подходит он и для собеседования при приеме на работу. Но как быть, если нужно быстро определить психотип собеседника, например, клиента или покупателя, чтобы знать, как с ним общаться, взаимодействовать, предлагать те или иные услуги или товары? В таком случае просить нарисовать фигуры на бумаге не получится. Тогда необходимо знать основные черты пяти психотипов, каждому из которых соответствует своя геометрическая фигура.

Треугольник

Это – лидеры во всех сферах жизни, бизнеса, политики. Как правило, у многих руководителей основная фигура по психогеометрии именно треугольник. Как их определить? Они дорого и со вкусом одеты, любят пафосные и статусные вещи, престижные автомобили. У них – новейшая компьютерная техника и мобильные телефоны. Им нравится элитный алкоголь, сигары. Рабочее место – дорого обставленное, со статусными аксессуарами. Ценят качество во всем. Их речь – властная, с элементами приказов, быстрая и четкая. Они не любят, когда им возражают. Считают, что они лучше других по многим показателям и лучше других во многом разбираются. Быстро принимают решения, способны взять на себя ответственность за эти решения. Для них важно быть очень информированными. Ловят информацию на лету, умеют в ней разбираться. Часто занимаются сразу несколькими делами. Их слабость – в излишнем деспотизме и тщеславии.

Квадрат

Консервативные и аккуратные педанты. Их можно часто встретить среди бухгалтеров, чиновников, администраторов, хозяйственников компаний. Они всегда аккуратно и чисто одеты, выбриты, причесаны, обувь начищена. Одежда не всегда модная и стильная, но практичная и удобная. Рабочее место – чистое, прибранное, все лежит на своем месте. При выборе автомобиля руководствуются максимальной практичностью и экономичностью. Послушные, уважительно относятся к представителям власти, четко следуют правилам, стандартам, приказам, инструкциям. Умеют работать с различными документами и цифрами. Внимательные к мельчайшим деталям. Исполнительные и надежные. Если им поручено какое-либо дело, они выполнят его вовремя, даже если им придется для этого пожертвовать своим личным временем. Речь – спокойная, без эмоциональных всплесков, бывает немного нудной. Их слабое место – психологические взаимосвязи и различные интриги.

Круг

Коммуникабельные, жизнерадостные, общительные. Если у вас есть на работе «душа компании», то это точно круг по психогеометрии. Общение для них – высшая жизненная ценность. Они любят заниматься общественной работой, собирают деньги на дни рождения и другие мероприятия, организовывают различные мероприятия, корпоративы, тусовки. Им можно «поплакаться в жилетку», они всегда поймут и выслушают, а также дадут совет. Круги – врожденные психологи, которые хорошо разбираются в тонкостях человеческих взаимоотношений. Оптимистичны и эмоционально устойчивы. Они – самые активные посетители социальных сетей. Рабочее место – часто бывает беспорядок, в котором они что-то подолгу ищут, потому что материальный мир для них не так важен. На столе – фотографии семьи или друзей, много сувениров. Одежду предпочитают мягкую и удобную, например, теплые вязаные свитера, нежные кофточки и т. п. Именно у кругов чаще всего бывают домашние животные, с которыми они охотно возятся. Автомобили – небольшие, ярких цветов, внутри украшены различными зверюшками, подушками. Речь – эмоциональная, с множеством оттенков и нюансов, обожают юмор, шутки, прибаутки. Их слабость в том, что они могут быстро попасть под чужое влияние и порой зависимы от мнения других.

Зигзаг

Это самый творческий психотип. Оригинальные и креативные, буквально фонтанирующие новыми и интересными идеями. Это – изобретатели и творческие личности, для которых самая важная жизненная ценность – творческая самореализация. Они нестандартны во всем, начиная от манеры одеваться и заканчивая рабочим местом. На рабочем столе – у них еще тот кавардак, но при этом, они умудряются отлично в нем разбираться, всегда быстро выискивая нужную бумагу или деталь. Речь – быстрая, зажигательная, они торопятся многое сказать, при этом, мало заботятся о том, поняли ли их вообще. Порой, если их прервать, они даже удивятся, почему это их пламенную речь остановили. Одежда – либо странноватая, неопрятная, потому что им не хочется тратить драгоценное время своей жизни на такую ерунду как одежда. Либо второй вариант – подчеркнуто театральная, вычурная, нестандартная. В мире моды, шоу-бизнеса, кино – много зигзагов. Они – законодатели новой моды. Им нравится обращать на себя внимание чем-то необычным. Их уязвимость в том, что они слишком переменчивы и непостоянны.

Прямоугольник

Самая неустойчивая фигура психогеометрии. Ими бывают почти все дети, а также другие фигуры, когда они в стрессе. Хотя некоторые люди настолько инфантильны и зависимы от чужого мнения, что так и остаются прямоугольниками на долгие годы. Это фигура роста, определенной стадии в жизни человека. Прямоугольники многое еще не знают или не понимают, они чаще остальных задают вопросы, они любопытны и им многое интересно. Они охотно слушают различные объяснения, ходят на экскурсии, читают мнения и комментарии других людей. У них зачастую не сформировано еще собственное мнение, пэтому они охотно перенимают мнения других людей. В одежде – меняют стили в одежде, постоянно копируя кого-то. Рабочее место – может меняться, утром – порядок, к вечеру – бардак на столе. Автомобили – они покупают, четко следуя принципу «на чем ездят остальные». Зачастую они переоценивают или недооценивают собственные силы. Когда остальные фигуры по психогеометрии впадают в стрессовое состояние, они становятся неустойчивыми прямоугольниками: неопределенными, колеблющимися. Например, сильные и властные треугольники начинают пить, квадраты становятся хаотичными и неаккуратными, круги замыкаются в себе и молчат, а зигзаги сидят на кресле и смотрят в потолок или в окно, и ничего не хотят делать.
Итак, МирСоветов рассмотрел пять фигур по психогеометрии с их основными и отличительными признаками. Теперь вы сможете быстро определить среди своих друзей, близких и коллег, кто из них к какому психотипу относится.

Все мы разные. Каждый из нас имеет свои психологические особенности, обуславливающие черты характера, поведение, степень восприимчивости и внушаемости. Психотипы личности – система поведенческих стереотипов и индивидуальных установок, которая создана для объяснения различий между людьми. То есть, психотип личности объединяет людей, близких «по духу», тех, у кого одинаковые источники энергии, похожие мировосприятие и повседневный образ жизни, а также схожие методы принятия решений.

Пройдя несложный тест, любой из нас может определить свой психотип личности и узнать о нем подробнее. Ниже мы приведем тест на его определение.

Ниже мы представим четыре части теста, в каждой из которых нужно выбрать более близкий вам вариант. Отдайте предпочтение тому, который вам присущ в повседневной жизни. Каждому из двух представленных вариантов напишите процентное соотношение так, чтобы сумма составляла стандартные 100%.

Приведенные вопросы направлены на то, чтобы выяснить именно ваш «путь», способы достижения целей, осуществления планов, решения задач.

Выбирая ответ и расписывая процентное соотношение, вы можете проанализировать ваше поведение дома, в семье, на отдыхе – в ситуациях, когда вы свободны в своем выборе и решаете все сами, без привязки к обязанностям, как это бывает на работе.

Ставить соотношение 50% и 50% нельзя, нужно сделать перевес хотя бы в 1% в одну из сторон. То есть, вариант 51% и 49% уже подойдет.

Не стоит удивляться, поскольку тест на первый взгляд может показаться довольно простым и элементарным. Ведь очень часто получается так, что чем проще тест, тем достовернее его результаты. А это позволяет точно определить и описать психологические типы личности, найдя среди них свой и только свой.

В каждой из четырех частей парных утверждений нужно выбрать по одному. Отдайте предпочтение тому, которое подходит вам в большей степени, даже если перевес небольшой. Далее из получившихся букв составьте формулу, чтобы определить свой тип.

  • А – вы легко сходитесь с новыми людьми, заводите новые знакомства и являетесь открытым и разговорчивым человеком;
  • В – в общении вы сдержанны и неторопливы, к новым людям и знакомствам относитесь настороженно.

Е или К:

  • Е – проверенное и старое вы предпочитаете неизвестному и новому, вы прагматик и реалист;
  • К – доверяете своей интуиции и предпочитаете новое старому.
  • М – для вас логика важнее чувств, и о людях вы судите, не учитывая личные симпатии;
  • Н – вы доверяете чувствам и склонны идти на уступки ради гармонии в отношениях.
  • О – в работе вы последовательны, решения если принимаете, то менять их не любите;
  • Р – легко и просто приспосабливаете к условиям ваши решения и не любите формализм.

Тест дает точный результат. Психотип личности определить несложно: достаточно записать в ряд по порядку получившиеся буквы и посмотреть определение, которое дает тест.

Подсчет результатов

АЕМР Такой человек выделяется сильным, волевым характером, очень энергичный и активный. Он быстро понимает ситуацию, умеет управлять людьми и верно принимает важные решения. Для достижения своей цели он может работать ночи напролет и любит действовать масштабно, взвесив и продумав все заранее. В делах человек практичен, полагается на разум и не ставит симпатии выше дела. С нерешительными и неуверенными в себе людьми довольно жесток и даже агрессивен. Не терпит чужих ошибок и не любит давления. В отношениях не уступает и старается сделать все по-своему.
АЕНР Отлично ориентируется в сложных ситуациях и верно делает заключения, отличается отличными дипломатическими способностями, уверен в собственных силах, решителен. Такой человек прекрасно знает, чего он хочет, и знает, как это получить. Если и спрашивает совет, то больше формально, не слушая окружающих. Очень просто входит в доверие и умеет создать нужную для откровений атмосферу. Ценит тепло и комфорт и любит заботиться о близких. В работе может отвлекаться на незначительные мелочи и трудно концентрируется на чем-то важном. Сомнения в выборе и принятии решения может скрывать, однако думает много и часто переживает. Не любит ограничений, к новому относится с подозрением и нуждается во времени на усвоение и принятие чего-то незнакомого.
ВЕМР Умеет реализовывать новые идеи в жизнь, делать полезные дела и извлекать из всего пользу. Все незаконченные дела доводит до логического завершения. Отличается неброским упорством и может быть скромным. Если работа такому человеку нравится, то он вложит в нее душу. В одежде выбирает гармонию и умеренность, ценит дружбу и преданность, не навязывает никому свои решения. Часто подшучивает и анализирует поступки. При посторонних не любит показывать то, что чувствует. Увлекается работой, доставляющей удовольствие, и делает все без спешки.
ВЕНР Такой человек отличается хорошим вкусом и может оценить качество. К людям уважителен, внимателен и обходителен, умеет отдыхать и ценить роскошь. В любых обстоятельствах не теряет чувства меры. Трудно справляется с деловой активностью и не слишком динамичен. Если его обидеть, то может резко ответить, возмутиться.
АЕМО Напористый и деятельный человек, он может оценить правильно обстоятельства и принять единственно верное решение. Людей и их поступки часто оценивает с точки зрения выгоды и пользы. Отдает предпочтение надежности и рациональности. Во вкусах и привычках консервативен, имеет строгое воспитание, при критике такой человек может вспылить.
АЕНО Свой человек для многих, он очень доброжелательный, оптимистичный и активный. К другим проявляет заботу, к советам посторонних прислушивается, но полагается на свой ум. Может накапливать отрицательные эмоции и если сильно обижен, то не сможет сдержаться и выплеснет все. Если не выплеснет, то может случиться болезнь.
ВЕМО Такой человек – отличный организатор и ответственный исполнитель, который не любит безответственность и непорядок. Во всем выбирает точность и конкретику, работоспособен и требователен. Если что-то считает важным, то на компромисс может и не пойти. К чужим мнениям может не проявлять должного уважения.
ВЕНО Отлично справляется с собой и умеет приводить доводы даже для выполнения неинтересной работы. Обязателен, пунктуален и последователен. В семье такой человек хранит верность, может стать лучшим семьянином. К несправедливости относится болезненно и страдает из-за этого. Если кто-то не разделяет его выбор, то это может его ранить и задеть сильно.
АКМР Развитая интуиция может помочь верно принять решение. Другим людям он охотно советует, причем делает это от души. Работу может ставить выше семьи и дружбы. Не переносит монотонность и строгие правила. Не умеет идти на компромиссы и не всегда следит за тем, как выглядит на людях.
АКМО Такой человек выделяется деятельностью и активностью, хорошо разбирается в рабочих вопросах и может пойти на риск. Не каждый из его окружения может выдержать напряженный ритм и будет так же рисковать. В одежде часто небрежен, юмор – грубоватый и нетактичный.
ВКМО Отличается хорошим аналитическим мышлением, уважает дисциплину и порядок, умеет уговаривать и чувствовать время. Уважает свой характер и относится с пониманием к чужим точкам зрения. В отношениях не всегда может быть гибок, может уходить от разговора, если тема ему неприятна.
ВКМР В работе это тщательный человек, добросовестный и исполнительный. Умеет правильно оценить степень риска и дает отличные советы. Видит все противоречия мира и его несовершенство, умеет доводить до конца начатое дело, в новых начинаниях осторожен.
АКНР Эмоциональный и дружелюбный, он может найти подход практически к любому человеку. Хорошо чувствует окружающих, их достоинства и слабые стороны. Любит поддерживать знакомства, но часто перегружает себя контактами, не приемлет условностей и подчинения, не всегда успевает сделать запланированное.
АКНО Такой человек красиво выражает и описывает чувства, хорошо знает и понимает других и может увлечь за собой толпу. В работе всегда правильно распределяет время и все делает в срок. Старается понять каждого человека и основывается на морали. Может иметь обостренное чувство ответственности и не любит подводить других. Случается, что слишком драматизирует события и теряет внутреннее равновесие. В одежде может выражать себя, выбирая экстравагантность или элементы небрежности. Ранимый и вежливый, такой человек не любит неуважительное отношение и долго может помнить обиды.
ВКНО Понимающий и терпимый, такой человек отлично разбирается во взаимоотношениях и часто интересуется философскими проблемами. Отзывчив и внимателен, принимает людей с их достоинствами и недостатками, не пытаясь никого изменить или переделать. Пунктуальный и всегда исполнительный, он чаще ведет ЗОЖ и придерживается принципов гуманизма. Конфликты с окружающими может переживать очень серьезно из-за впечатлительности и ранимости. Довольно проблематично переносит одиночество.
ВКНР Романтик и оптимист, человек такого типа умеет ждать, с уважением относится к чужим предпочтениям и к каждому человеку сможет найти свой подход. Старается со всеми поддерживать партнерские, ровные отношения, с уважением относится к сильным людям. В работе проявляет отличные дипломатические способности, одевается со вкусом, демонстрирует изысканность. Внутренний мир такого человека противоречив, он несколько неуверен в собственных силах и нуждается в поддержке.

Говорят, есть шкала психотипов. Как узнать, каким растет собственный ребенок, чтобы помогать ему бороться со своими отрицательными чертами? Зинаида К., Гомель.

Классификацию акцентуаций разработал немецкий психиатр Карл Леонгард в 1968 году. Опираясь на его труды и исследования русского психиатра Петра Ганнушкина, советский психиатр, заслуженный деятель науки Андрей Личко создал собственную типологию личности.

ПАРАНОИК

Черты этого психотипа редко проявляются в детстве; ребята сосредоточены на чем-то одном, серьезны, озабочены, стремятся во что бы то ни стало достичь желаемого.

Высокая степень целеустремленности. Такие подростки подчиняют свою жизнь достижению цели (достаточно масштабной), при этом способны пренебрегать интересами окружающих. Готовы пожертвовать благополучием, отказаться от развлечений, комфорта и других обычных для детей радостей.

Высокая энергичность; независимость; самостоятельность; надежность в сотрудничестве, когда цели совпадают со стремлениями людей, с которыми работают.

Отталкивающие черты: раздражительность, гневливость, если что-то или кто-то оказывается на пути к цели; слабая чувствительность к чужому горю; авторитарность.

«Слабое звено» психотипа: чрезвычайно честолюбивы по большому счету, а не по мелочам.

Вступая в контакт, часто подавляют собеседника, бывают излишне категоричными в своих суждениях, могут ранить словом окружающих. Собственной конфликтности не замечают.
Совершенно несентиментальны, дружбу рассматривают как продолжение общего большого дела. Друзья - только соратники.

Отношение к учебе и работе. Тщательно изучают лишь те учебные предметы, которые нужны сейчас или потребуются в будущем. Для этого могут ходить в библиотеку, на дополнительные занятия, покупать много книг, читать на переменах. А все остальное в школе не представляет ценности.
Наибольших успехов достигают в индивидуальной творческой работе. Непревзойденные генераторы крупных идей, нестандартных подходов к решению сложных задач.

ЭПИЛЕПТОИД


С дошкольного возраста дети, предрасположенные к данному типу, бережливы по отношению к одежде, игрушкам. Резко реагируют на тех, кто пытается овладеть их собственностью; с первых школьных лет проявляют повышенную аккуратность.

Любовь к порядку, стремление поддерживать уже установленный, консервативность; высокий энергетизм (школьники охотно занимаются физкультурой, бегают, громко говорят, организовывают всех вокруг себя, своей активностью часто мешают окружающим). В экстремальных ситуациях подростки становятся храбрыми и даже безрассудными; в обыденной жизни проявляют гневливость, взрывчатость, придирчивость.

Привлекательные черты характера: тщательность, аккуратность, исполнительность, бережливость (часто переходящие в педантизм), надежность (всегда выполняют обещания), пунктуальность (чтобы не опоздать, заведут 2 будильника и еще попросят родителей разбудить), внимательность к здоровью.

: нечувствительность к чужому горю, чрезмерная раздражительность в связи с замеченным непорядком, неаккуратностью других или нарушением правил.

«Слабое звено» психотипа : не переносят неподчинения себе и бурно восстают против ущемления собственных интересов.

Особенности общения и дружбы. Не заводят случайных знакомств, предпочитают общение с друзьями детства и школьными товарищами. Если считают кого-то другом, то выполняют все обязательства, которые накладывает дружба. Измены ни в дружбе, ни в любви никогда не простят.

Отношение к учебе и работе. Отличаются целеустремленностью, выполняют все домашние задания, не прогуливают уроков, обычно отличники. Вырастая, лучше всего проявляют себя в работе, связанной с поддержанием порядка, правил и норм, принятых кем-то другим (например, финансист, юрист, учитель, военный и т. п.).

ГИПЕРТИМ

Относящиеся к этому психотипу с детства отличаются шумливостью, общительностью, смелостью; склонны к озорству. Им не хватает чувства дистанции в отношении со взрослыми.

Доминирующие черты характера: приподнятое настроение, экстравертированность, радость от общения, хорошее самочувствие и цветущий внешний вид.

Привлекательные черты характера: энергичность, оптимизм, щедрость, стремление помочь людям, инициативность, разговорчивость, жизнерадостность; настроение почти не зависит от того, что происходит вокруг.

Поверхностность, неспособность сосредоточиваться на конкретном деле или мысли, постоянное стремление заняться чем-то более интересным в данный момент, перескакивание с одного дела на другое (такие ребята записываются сразу на несколько кружков или секций, но ни в один дольше 1–2 месяцев не ходят), неорганизованность, фамильярность, легкомысленность, готовность
на безудержный риск.

«Слабое звено» психотипа: не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, требующего кропотливости или резкого ограничения общения; их угнетают одиночество, вынужденное безделье.

Особенности общения и дружбы. Всегда выступают в роли весельчаков и балагуров. Их дом - место встречи друзей и просто знакомых, куда может прийти любой человек и оставаться до тех пор, пока ему это нравится. Всегда тянутся в компанию, среди сверстников стремятся к лидерству. Могут легко оказаться в неблагоприятной среде, склонны к авантюрам.
На глубокую привязанность не способны. Им присуща любовь к ближнему (а не ко всему человечеству); бросаются на помощь не раздумывая. В дружбе добры и незлопамятны. Обидев кого-то, быстро забывают об этом и при следующей встрече искренне обрадуются; если нужно, извинятся за нанесенную обиду и сделают приятное.

Отношение к учебе и работе . Школьники этого психотипа добивались бы значительных успехов, если не были бы так легкомысленны и могли сосредоточиться на одном предмете. Все предметы даются им легко, однако знания, получаемые в школе, поверхностны и часто бессистемны. Постоянно опаздывают на уроки, прогуливают (особенно те занятия, на которых им скучно и нет возможности выразить себя). Легко наверстывают упущенное: например, перед контрольной работой или экзаменом не поспят одну ночь и выучат почти все.

Способны достичь успеха в любом деле. Вначале у них все спорится, появляются достижения, но если начинается рутинная работа, становится неинтересно, занятие перестает быть новым, то готовы при первой возможности бросить и переключиться на что-то другое.

Шумливые и сверхактивные, часто создают видимость продуктивной деятельности (охотно и с большим жаром берутся за дело, планируют массу мероприятий, проводят совещания и т. п.), что помогает делать карьеру.

ИСТЕРОИД

Этот психотип виден с раннего детства. Милый малыш при большом количестве взрослых незнакомых людей без всякого смущения декламирует стихи, поет песенки, демонстрирует свои таланты и наряды. Главное для него - восхищенные зрители. Если гости сели за стол и забыли о нем, он непременно еще раз обратит на себя внимание. В случае неудачи опрокинет на скатерть стакан или разобьет блюдце.

Доминирующие черты характера: демонстративность; стремление постоянно быть в центре внимания, иногда любой ценой; жажда постоянного восхищения или удивления, почитания, поклонения.

: упорство, инициативность, коммуникабельность, целеустремленность, находчивость, активность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство (хотя после выплеска энергии перечисленные качества быстро выдыхаются).

Отталкивающие черты характера : склонность к интригам и демагогии, лицемерие, задиристость, бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), похвальба несуществующими успехами, учет только собственных желаний, завышенная самооценка, обидчивость.

«Слабое звено» психотипа: неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение вымыслов.

Особенности общения и дружбы. Постоянно нуждаются в многочисленных зрителях. В принципе это основная форма их жизни (на людях и для людей). Но общаются, как правило, только с теми, кто выражает свое восхищение, боготворит их способности и талант. Очень часто избирательны, стремятся дружить с известными людьми, чтобы побыть в тени их славы, или с теми, кто проигрывает им, чтобы еще больше оттенить себя.

Отношение к учебе и работе . Часто это лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей. В школу они ходят ради удовольствия. Чтобы привлечь внимание, учатся не просто хорошо, а лучше всех, удивляя учителей своими способностями к разным предметам.
В принципе это одаренные, талантливые люди, которым легко даются профессии, связанные с художественным творчеством. Лучше всего им работается
вне коллектива и обязательных рамок.

ШИЗОИД

Со школьных лет такие дети любят играть одни, не тянутся к одноклассникам, избегают шумных забав, предпочитая общество более старших ребят. В подростковом возрасте бросаются в глаза замкнутость и отгороженность, неумение сопереживать окружающим.

Доминирующая черта характера: интровертированность. Это ярко выраженный мыслительный тип, постоянно анализирующий окружающую действительность.

Привлекательные черты характера: серьезность, несуетливость, немногословность, устойчивость интересов и постоянство занятий. Как правило, это талантливые, умные и неприхотливые школьники. Продуктивные, могут долго трудиться над своими идеями, но не пробивают их, не внедряют в жизнь.

Отталкивающее черты характера: замкнутость, холодность, рассудочность. Такие дети малоэнергетичны, малоактивны
при интенсивной работе - как физической, так и интеллектуальной. Эмоционально холодны. Их эгоизм несознательный.
В то же время они ранимы, т. к. самолюбивы. Не терпят критики их системы.

«Слабое звено» психотипа: не переносят ситуаций, в которых нужно установить неформальные эмоциональные контакты,и насильственное вторжение посторонних в их внутренний мир.

Особенности общения и дружбы. Очень избирательны; людей почти не замечают, как и многих вещей материального мира. Но все же нуждаются в общении, отличающимся глубиной и содержательностью. Круг людей, с которыми контактируют, ограничен (как правило, они старше).
Характерна самодостаточность в сфере отношений, могут общаться с самим собой или с одним человеком. Друг - тот, кто хорошо понимает их особенности, не обращает внимания на странности, замкнутость и другие отрицательные черты характера.

Отношение к учебе и работе. Способны и талантливы, но требуют индивидуального подхода, поскольку отличаются особым видением мира, своей, непохожей на другие точкой зрения на обычные явления и предметы. Умеют заниматься много, однако не систематически, т. к. трудно выполнять общепринятые требования, да еще не по придуманной ими самими схеме.
Когда видят, что педагог оценивает результат работы, а не формальное соблюдение обязательных правил, то проявляют весь свой талант. Если же учитель и родители требуют от детей этого психотипа решения задач строго определенным способом (как объясняли на уроке), то будут ходить в отстающих, несмотря на то, что им вполне по силам решить те же задачи несколькими оригинальными способами. Это относится не только к математике, но и к другим учебным предметам.
Чаще всего из таких ребят получаются отличные научные работники, например математики или физики-теоретики.

ПСИХАСТЕНОИД

Наряду с некоторой робостью и пугливостью такие дети имеют склонность к рассуждению и не по возрасту интеллектуальным интересам. С юных лет страдают от различных фобий - боязни незнакомых людей, новых предметов, темноты, остаться одному дома и т. п.

Доминирующие черты характера: неуверенность и тревожная мнительность, опасение за свое будущее и близких.

Привлекательные черты характера: аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность, самокритичность, ровное настроение, верность данным обещаниям, надежность.

Отталкивающие черты характера : нерешительность, определенный формализм, склонность к долгим рассуждениям, самокопание. Возможны опасения, касающиеся маловероятного будущего, по принципу «как бы чего не случилось» (отсюда вера в приметы).
Другая форма защиты от постоянных страхов - сознательный формализм и педантизм, в основе которых лежит мысль о том, что если все заранее тщательно продумать, предусмотреть и затем действовать, не отступая ни на шаг от намеченного плана, то неприятностей удастся избежать.
Таким подросткам трудно принимать решения, они постоянно сомневаются: все ли учли? Но если отважились, то начинают действовать немедленно, ибо боятся, что передумают.

«Слабое звено» психотипа: боязнь ответственности.

Особенности общения и дружбы . Стеснительны, застенчивы, не любят устанавливать новые контакты. Друзей у них немного, но эта дружба на века. Помнят мельчайшие детали отношений и от души признательны за внимание.

Отношение к учебе и работе . Способны заниматься, неподнимая головы, проявляя целеустремленность, настойчивость и усидчивость длительное время, т. к. боятся огорчить низкими оценками близких и преподавателей. Полученный результат сверяют по справочникам, словарям, энциклопедиям; позвонят другу, спросят у него.

Это идеальные подчиненные: аккуратно, точно и в срок выполнят любую работу, если задание конкретно и имеется инструкция, четко регламентирующая порядок его выполнения. Таким людям по душе спокойная профессия, например библиотекарь, бухгалтер, лаборант.

СЕНЗИТИВ

С первых шагов эти ребята боязливы, пугаются одиночества, темноты, животных, особенно собак. Избегают активных и шумных сверстников, но общительны с теми, к кому привыкли; любят играть с малышами: с ними чувствуют себя уверенно и спокойно. К родным и близким очень привязаны, это «домашние дети»: стараются не покидать родных стен, не любят ходить в гости, а тем более ездить куда-то далеко (например, в другой город, даже если там живет любимая бабушка).

Доминирующие черты характера: повышенная чувствительность, впечатлительность. Дети робки и застенчивы, особенно среди посторонних людей и в необычной обстановке. В себе видят множество недостатков.

Привлекательные черты характера: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенные требования к себе. Стремятся преодолеть свои слабые стороны.

Отталкивающие черты характера: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоунижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве.

«Слабое звено» психотипа: не переносят насмешек или подозрения окружающих в неблаговидных поступках, недоброжелательного отношения.

Особенности общения и дружбы . Контактируют с узким кругом людей, вызывающих у них симпатии. Всячески избегают знакомства и общения с бойкими и неугомонными. Делиться переживаниями и ощущениями предпочитают со старыми друзьями.

Отношение к учебе и работе. Учатся из-за нежелания огорчать родных и педагогов. Отвечать у доски стесняются, боятся, что обзовут выскочкой. При доброжелательном отношении педагогов показывают прекрасные результаты.
Работа для них - нечто второстепенное, главное - теплые и добрые взаимоотношения с коллегами, поддержка руководителя. Могут быть исполнительными и преданными секретарями, помощниками и т. п.

ГИПОТИМ

Не проявляют особой радости, обижены на всех, прежде всего на родителей. На лицах выражение недовольства, расстройства из-за того, что сделали не так, как они хотели.

Доминирующая черта характера: постоянно в миноре.

Привлекательные черты характера: совестливость, острый критический взгляд на мир. Стремятся чаще быть дома, создавать уют и теплоту, избегая тем самым лишних волнений.

Отталкивающие черты характера: обидчивость, ранимость, уныние, склонность искать в себе болезни, почти нет интересов и увлечений. Быстрая утомляемость.

«Слабое звено» психотипа: открытое несогласие с иным восприятием действительности.

Особенности общения и дружбы. Часто и подолгу обижаются на окружающих и друзей, хотя остро нуждаются в общении, чтобы было кому жаловаться на жизнь, на то, что их не поняли, не оценили. Нравится рассказывать о трудных обстоятельствах, в которые попали. На советы собеседника приведут массу аргументов, почему ничего нельзя изменить и будет только хуже.

Дружить с такими детьми сложно: в любом человеке они видят возможную причину ухудшения своего настроения.

Отношение к учебе и работе. Проявляют себя, хорошо заучивая материал, тщательно выполняя задания, но глубина и само содержание особенно не интересуют. Учатся из-за боязни плохой оценки. Ссылаясь на недомогание, могут пропустить занятия, чаще всего по физкультуре, трудовому обучению и другим предметам, преподаватели которых не делают скидок на плохое настроение.

Бывает, жалуются на людей, обстоятельства, просят дать другое задание. Но все повторяется: недостатки, отрицательные моменты в организации производства или черты в окружающих - целое восстание в душе. Трудно заниматься одним делом постоянно.

КОНФОРМНЫЙ ТИП

Этот тип встречается довольно часто. Дети соглашаются со всем, что предлагает ближайшее окружение, но стоит попасть под влияние другой группы - меняют отношение к тем же вещам на противоположное. Утрачивают личностное отношение к миру - суждения и оценки будут совпадать с мнением тех, с кем они общаются в данный момент. Причем они не выделяются, не навязывают своих суждений, представляя массу, согласную с лидером.

Доминирующие черты характера: чрезмерная приспособляемость к окружению, почти полная зависимость от семьи, компании. Жизнь протекает под девизом: «Думать, как все, делать, как все, и чтобы все было как у всех». Это распространяется на стиль в одежде, манеру поведения, взгляды на важные проблемы. Эти подростки привязываются к группе сверстников и безоговорочно принимают систему ее ценностей без критики.

Привлекательные черты характера: дружелюбие, исполнительность, дисциплинированность, покладистость. Они не будут источником конфликтов или раздоров.
Слушают рассказы ребят о «подвигах», соглашаются с предложениями от лидеров, охотно участвуют в «приключениях», но потом могут раскаяться. Собственной смелости и решительности им недостает.
Если микроколлектив кажется значимым, имеет положительную направленность, то вместе с ним могут достичь серьезных успехов, например, занимаясь в какой-либо секции.

Отталкивающие черты характера: несамостоятельность, почти полное отсутствие критичности в отношении себя и ближайшего окружения.

«Слабое звено» психотипа: не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа.

Особенности общения и дружбы. Легко устанавливают контакты с людьми, при этом подражают лидерам. Приятельские отношения непостоянны, зависят от складывающейся ситуации. Не стремятся первенствовать среди друзей, не проявляют интереса к новым знакомствам.

Отношение к учебе и работе . Если в окружении все учатся хорошо, то и они будут прилагать усилия, чтобы не отстать от друзей. К работе относятся тоже в зависимости от настроя коллектива; способны демонстрировать трудолюбие, исполнительность, творчество и изобретательность, выполнять все, что поручено. А могут и отлынивать или делать работу формально, если рядом лодыри.

НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП

С детства непослушны, непоседливы, всюду лезут, но при этом боятся наказания, легко подчиняются сверстникам.

Доминирующие черты характера: полное непостоянство проявлений, зависимость от любого человека, который в эту минуту рядом. Легко поддаются влиянию.

Привлекательные черты характера: общительность, открытость, услужливость, доброжелательность, быстрота переключения в делах и общении.
Часто внешне такие подростки послушны, готовы выполнить просьбу взрослых, но их желания быстро пропадают; очень скоро забывают о своем слове или ленятся, придумывают массу причин, почему нельзя сделать обещанного.

Отталкивающие черты характера: тяга к пустому времяпрепровождению и развлечениям, болтливость, соглашательство, безответственность.

«Слабое звено» психотипа: безнадзорность, бесконтрольность.

Особенности общения и дружбы. Неконфликтны. Контакты их бесцельные. Могут быть в составе сразу нескольких групп, перенимая правила и стиль поведения каждого коллектива. Склонны жить сегодняшним днем; часами сидят перед телевизором, слушают музыку. Выполняют роль подручных у лидеров.

Отношение к учебе и работе. Под влиянием очередного увлечения могут начать учиться хорошо или забросить занятия, что неизбежно приведет к большим пробелам в знаниях. Дальнейшая учеба осложняется.
Знания их бессистемны, внимание неустойчивое, на уроках часто и надолго отвлекаются от работы. Домашние задания делают
неохотно.
Хорошие специалисты из таких не получаются.

АСТЕНИК

С детства плохой сон, аппетит, часто капризничают, всего боятся. Чувствительны к громким звукам, яркому свету; их быстро утомляет даже небольшое количество людей; стремятся к уединению.

Доминирующие черты характера: повышенная утомляемость, раздражительность.

Привлекательные черты характера : аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость, исполнительность, дружелюбие, незлопамятность.

Отталкивающие черты характера: капризность, неуверенность в себе, вялость, забывчивость.
Такие подростки робки, стеснительны, имеют заниженную самооценку, не могут постоять за себя. Испытывают большую тревогу при изменении внешних обстоятельств, ломки стереотипов, т. к. их механизм психологической защиты - привыкание к вещам
и укладу жизни.

«Слабое звено» психотипа: внезапные аффективные вспышки из-за сильной утомляемости и раздражительности.

Особенности общения и дружбы. Не стремятся к близким отношениям из-за неуверенности, не проявляют инициативы. Круг друзей ограничен.

Отношение к учебе и работе. Часто мешает заниженная самооценка. Постоянные сомнения, чувство тревоги и страх сделать ошибку не дают нормально работать на уроке, отвечать у доски, даже когда материал выучен. Труд утомляет, не приносит радости или облегчения. Тяжелый и напряженный вызывает раздражение. Нуждаются в периодическом отдыхе либо чередовании разных видов деятельности.

ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП

Часто простужаются. Способны расстроиться из-за нелестного слова, неприветливого взгляда, сломанной игрушки. Приятные слова, новый костюм или книга, хорошая новость быстро поднимают настроение, придают веселый тон разговору, но в любую минуту очередная «неприятность» может изменить все.

Доминирующая черта характера: крайняя изменчивость настроения от ничтожных поводов. Душевное состояние определяет все: аппетит, сон, общее самочувствие, желание общаться, учиться, работоспособность.

Привлекательные черты характера: добродушие, чуткость, привязанность, искренность, отзывчивость (в период приподнятого настроения). Верность тем, с кем в хороших отношениях, кого любят и о ком заботятся. Причем эта привязанность сохраняется, даже если настроение изменилось.

Отталкивающие черты характера: раздражительность, вспыльчивость, драчливость, ослабленный самоконтроль. Во время обычного разговора могут вспыхнуть и сказать что-то дерзкое и обидное.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение значимых людей, утрата близких или разлука с теми, к кому привязаны.

Особенности общения и дружбы. Все зависит от настроения. Если рады и довольны жизнью, то контакты устанавливают с большим желанием; если огорчены и не удовлетворены, то они минимальны.
Обладают развитой интуицией, легко определяют «хорошего» и «плохого» человека, выбирая себе приятеля. Предпочитают дружить с теми, кто в периоды спада настроения умеет отвлечь, утешить, рассказать что-то интересное, при нападках других - защитить, а в минуты эмоционального подъема - разделить бурную радость и веселье. Способны на преданную дружбу.

Отношение к учебе и работе. Характерна крайняя изменчивость; непредсказуемо реагируют на реплики и просьбы учителя или родителей: в ответ на замечание способны рассмеяться и радостно взяться исправлять ошибку, но вполне возможны и слезы, и раздражение, и нежелание подчиняться законным требованиям педагога.
Знания поверхностны и бессистемны, т. к. такие подростки не управляют сами собой и не поддаются управлению со стороны взрослых.
Переключаются, забывают о плохом настроении, если работа заинтересовала, не надоедает, увлекает.

ЦИКЛОИД

Эти школьники не отличаются от сверстников, но периодически бывают необычно шумливыми, озорными, постоянно что-то предпринимают. Затем опять становятся спокойными и управляемыми. У подростков наблюдаются периодические фазы смены настроения, длительность которых - от нескольких дней до недели и более.

Доминирующая черта характера : циклические изменения эмоционального фона (приподнятое настроение исчезает, эмоциональный спад всех озадачивает).

Привлекательные черты характера: инициативность, жизнерадостность, общительность, когда на душе хорошо.

Отталкивающие черты характера: непоследовательность, неуравновешенность, безразличие, вспышки раздражительности, чрезмерной обидчивости и придирчивости
к окружающим. Если одолела грусть, то все валится из рук; что легко получалось вчера, сегодня требует невероятных усилий.
Во время спада труднее жить, учиться, общаться. Компании раздражают, риск, приключения, развлечения теряют свою привлекательность. На некоторое время становятся «домоседами».
Ошибки, мелкие неприятности в пессимистические дни переживаются очень тяжело. Еще вчера выиграли турнир, а сегодня игра не идет, тренер недоволен… Это угнетает, они не узнают свой организм, не понимают своего раздражения, не желают видеть близких людей.
На реплики и замечания отвечают с недовольством, хотя в глубине души сильно переживают из-за этих внезапных изменений. Чувства безысходности нет, они уверены, что через какое-то время все снова будет хорошо. Нужно только пережить период спада.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение со стороны значимых людей, коренная ломка жизненных стереотипов.

Особенности общения и дружбы . Отношения с людьми носят цикличный характер: тяга к общению, новым знакомствам, бесшабашная удаль сменяются замкнутостью, нежеланием разговаривать даже с родителями
и близкими друзьями («как вы мне все надоели»). По-настоящему дружат с теми, кто понимает эту неизбежность перемены в отношениях и не обижается, прощает вспышки раздражительности и обидчивости.

Отношение к учебе и работе. Периоды активной работы на уроках и дома сменяются этапами, когда наступает полное безразличие к чему-либо.
В работе все спорится и получается, пока это интересно; как только упало настроение, недовольны всем, что им ни предлагают.

По степени выраженности можно выделить 2 вида акцентуаций характера, что необходимо знать для индивидуального подхода в воспитании ребенка, при выборе профориентации, формы личной и семейной психотерапии:
явная акцентуация - крайний вариант нормы. Черты характера выражены в течение всей жизни;
скрытая акцентуация - обычный вариант нормы. Какие-то особенные черты характера проявляются в основном при психотравмах.

Эти 2 вида могут переходить друг в друга, на что влияют семейное воспитание, социальное окружение, профессиональная деятельность, физическое здоровье. В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуации характера.


Наталья Григорьева, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ, кандидат мед. наук. 

Нам еще с детства, а между тем это бесполезная трата времени. Нужно лишь знать, что существуют психотипы человека, затем определить свой и смириться с ним. Это уже не исправить. Зная психотип вашего собеседника, вы легко сможете подстроиться под его манеру общения и принять его таким, какой он есть.

Какими они бывают

Итак, психотипы человека бывают четырех видов. Они знакомы многим: холерик, флегматик, сангвиник и закладывается с рождения и с возрастом практически не поддается переменам. Человек может понять себя и принять окружающую действительность, но темперамент от этого не изменится. Холерик может научиться прятать эмоции, но холериком быть не перестанет. Сейчас попробуйте узнать себя в следующих описаниях.

Вы холерик, если…

Вы не боитесь проявлять свои эмоции, у вас часто меняется настроение. Вы резко и быстро движетесь, громко разговариваете. Хватаетесь за новое дело, но скоро бросаете его. Быстро истощаетесь, растрачивая энергию по мелочам. Вы не терпите монотонности, вам может быстро наскучить любое дело. В первую очередь вы цените общение с людьми, хотя многие знакомые считают вас неуравновешенной личностью, однако сильной и властной.

Вы сангвиник, если…

Вы полны жизненных сил и энергии, с вами приятно общаться всем окружающим. Ваши эмоции очень яркие и сильные, но не несут негатива. Внутри у вас царит гармония и спокойствие. Вы - широкой души человек, любую неприятность переживаете легко и забываете обиды быстро. Работаете с увлечением, подолгу, стараясь все сделать за раз. Вы часто меняете род деятельности, у вас преобладает хорошее настроение. У вас много друзей, говорите вы быстро и громко, в этом очень похожи на холериков.

Вы меланхолик, если…

Вы печальны и расточаете грусть вокруг себя. Вы очень ранимы, даже легким пустяком. Все может обидеть вас до глубины души. Вы худощавого телосложения, постоянно суетитесь, нервничаете, не умеете контролировать собственные эмоции. Вы очень впечатлительны, верите всем вокруг, при этом очень боитесь разочароваться в людях и постоянно разочаровываетесь. Вы верите в гороскопы, предсказания, часто посещаете врачей по поводу и без. С трудом принимаете решения, предпочитая выполнять приказы начальника.

Вы флегматик, если…

Вы неторопливы, не проявляете эмоции. Ваша речь монотонна и однородна, с вами трудно общаться, вы закрыты и сдержаны. Вы долго копите негатив, чтобы в один момент выплеснуть его на кого-либо. Друзья говорят о вас, что вы - основательный человек. В ваших поступках чувствуется уверенность и решимость. Хотя решения даются с трудом, но они окончательны, и пути назад нет. Все новое вызывает состояние дискомфорта, вы избегаете неловких ситуаций и новых знакомств.

Пятый тип

Разумеется, психотипы человека смешиваются в каждом из нас в разных пропорциях. Кто-то больше флегматик с примесью сангвиника, другой - холерик-меланхолик. Мало кто идеально подойдет лишь под одно описание. 4 психотипа человека перемешиваются, и закладывается такой темперамент уже при рождении. Так что можно с уверенностью сказать, что у всех нас - пятый тип, смешанный.

Как определить психотип человека

Есть много тестов, чтобы понять, кто вы на самом деле. Вот самый простой из них. Перед вами 5 фигур: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник и зигзаг. Выбирайте ту, что вам подходит больше всего. Так, люди-квадраты - хорошие исполнители, треугольники - лидеры, круги - хорошие друзья, зигзаги - креативные личности, а прямоугольники - сомневающиеся натуры. Психотипы человека - сложный раздел психологии, включающий в себя множество аспектов, но разбираться в себе можно и всю жизнь, это не перестанет быть интересным и познавательным.