Open
Close

Статистика инвалидов в мире. Инвалидность: факты и статистика Сколько людей с инвалидностью в мире

Мы предоставляем информацию по следующим основным разделам.

  1. Новости здоровья, питания, диет и здорового образа жизни
  2. Правильное питание, похудение, диеты
  3. Аллергия и новые методы лечения
  4. Вредные привычки и способы отказа от них
  5. Заболевания человека, методы диагностики и лечения
  6. Рождение и воспитание детей
  7. Спорт и фитнес
  8. Рецепты здорового питания
  9. Бесплатные консультации врачей
  10. Блоги врачей, экспертов по питанию и фитнесу, группы по интересам
  11. Сервис онлайн-записи на прием к врачу ЕМИАС

Ваше здоровье - наша цель

«ВитаПортал» занимает одно из первых мест среди официальных медицинских сайтов в рунете по количеству пользователей. Для многих из них мы стали любимым медицинским сайтом, и мы стремимся оправдать их доверие, постоянно обновляя и актуализируя информацию о здоровье человека. Наша миссия в том, чтобы здоровых людей стало больше. И предоставление проверенной информации – это наш путь достижения цели. Ведь чем более информированным будет наш пользователь, тем бережнее он будет относиться к своему главному достоянию – здоровью.

В команду «ВитаПортала» входят дипломированные врачи и эксперты в своих областях, кандидаты и доктора медицинских наук, журналистыйт о здоровье

ВитаПортал - официальный медицинский сайт, посвященный здоровью человека. Наша основная задача – предоставить пользователю проверенную информацию, верифицированную экспертами в своих областях.

Наш сайт о здоровье создан не для практикующих врачей, а для обычных пользователей. Вся информация адаптирована и предоставлена доступным и понятным языком, медицинские термины расшифровываются. В то же время мы уделяем большое внимание проверке подлинности своих источников, которыми становятся только официальные медицинские сайты, научные медицинские журналы и практикующие врачи и эксперты.

Размещенные на сайте информационные материалы, включая статьи, могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет согласно Федеральному закону №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

В мире более одного миллиарда людей (15% населения) страдают различными формами инвалидности. По данным исследования ВОЗ, 785 млн человек в возрасте от 15 лет и старше живут с инвалидностью, из них 110 млн страдают тяжёлыми формами расстройств. Среди детей в возрасте от 0 до 14 лет эти показатели составляют 95 млн и 13 млн соответственно.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) эта цифра возрастает в связи со старением населения и увеличением числа людей, страдающих хроническими заболеваниями, напрямую связанными с инвалидностью: диабетом, кардиоваскулярными болезнями, ментальными расстройствами и др.

В странах, в которых предполагаемая продолжительность жизни превышает 70 лет, на годы, связанные с инвалидностью, приходится в среднем около 8 лет, что составляет 11,5% от общей продолжительности жизни человека.

На годы, связанные с инвалидностью, приходится в среднем около 8 лет, что составляет 11,5% от общей продолжительности жизни человека

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) среди групп населения с более низким уровнем образования показатель уровня инвалидности выше. В среднем по странам, входящим в ОЭСР, он составляет 19% по сравнению с 11% среди населения с более высоким уровнем образования. По данным Программы развития ООН (ПРООН), 80% инвалидов приходится на долю развивающихся стран.

1. Международные документы о положении и правах инвалидов

Сравнительные исследования законодательства по вопросам инвалидности свидетельствуют о том, что лишь в 45 странах существуют законы против дискриминации и другие законы, касающиеся инвалидов. В то же время существует ряд международных положений и стандартов, носящих информационный или рекомендательный характер.

2. Международная классификация

Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья - МКФ (International Classification of Functioning, Disability and Health, ICF) - разработана ВОЗ и принята Всемирной ассамблеей здравоохранения 22 мая 2001 г. Документ описывает понятие «инвалидность» применительно к физическому здоровью (состоянию организма), индивиду и обществу в целом. Структура МКФ основывается на оценке функций и состояние организма человека, уровня социальной активности и участия в общественной жизни.

Особенности подхода МКФ к понятиям «здоровья» и «инвалидности» - смещение фокуса от причины заболевания и его последствий к оценке всех составляющих здоровья, включая социальные аспекты инвалидности и «контекстные» факторы (окружающая среда и личностные особенности). Основная идея, изложенная в документе, - каждый человек может испытать ухудшение здоровья, и возникающие в связи с этим ограничения возможностей не являются характерным явлением лишь для определённой социальной группы.

Каждый человек может испытать ухудшение здоровья, и возникающие в связи с этим ограничения возможностей не являются характерным явлением лишь для определённой социальной группы.

Согласно МКФ, нарушение - это утрата или отклонение от нормы определенной физиологической функции или части тела. Термин «инвалидность» используется для обозначения индивидуальных особенностей функционирования, связанных с физиологическими, сенсорными и умственными нарушениями, нарушениями восприятия, а также с различными видами хронических заболеваний. Инвалидность рассматривается применительно к трём основным аспектам: органы и связанные с ними функции и дисфункции: паралич, слепота и др.; активность и ограничения активности: неспособность стоять или сидеть и др.; социальная активность и её ограничения: дискриминация при приёме на работу, трудности при передвижении по городу и др.

Типы (категории) инвалидности включают в себя различные физиологические и умственные нарушения, которые затрудняют или делают невозможной выполнение человеком повседневных действий, а также осложняют коммуникацию с окружающими.

Нарушения мобильности и физиологические нарушения

Нарушения мобильности могут быть врождёнными или приобретёнными с возрастом. Также они могут являться последствиями заболевания или травмы. К примеру, люди, получившие перелом конечности, также попадают в эту категорию.

Нарушения структур спинного мозга

Травмы спинного мозга нередко приводят к пожизненным нарушениям здоровья. Как правило, повреждения возникают в результате серьёзных происшествий. Повреждения могут быть полными и неполными. В случае неполных повреждений проводящая способность нервных волокон спинного мозга частично сохраняется. В некоторых случаях повреждения могут быть последствиями родовой травмы.

Травмы головы - нарушения работы головного мозга. Повреждения головного мозга влекут за собой нарушения в его работе. Два основных типа повреждений - приобретённые и травматические, степень повреждений варьируется от лёгкой до тяжёлой. Первый тип повреждений не является врождённым, а возникает уже после рождения. Второй тип повреждений, в основном, обусловлен влиянием внешних воздействий: дорожно-транспортные и бытовые происшествия, спортивные травмы, криминальные происшествия, травмы на отдыхе и др. Травматические повреждения могут приводить к эмоциональной дисфункции и расстройствам поведения.

Нарушения зрения

Сотни тысяч людей страдают от различных нарушений зрения - от незначительных до серьезных. Некоторые нарушения могут со временем привести к слепоте. Чаще всего нарушения зрения бывают вызваны повреждением роговицы глаза, повреждением белочной оболочки глаза, заболеваниями, спровоцированными диабетом, сухостью глаз, роговичными трансплантатами.

Нарушения слуха

Нарушение слуха может быть частичным или полным. Глухота может быть врожденной или развиться с возрастом вследствие заболеваний. К примеру, менингит может стать причиной повреждения слухового нерва или улитки.

Нарушения восприятия и неспособность к обучению

К нарушениям восприятия относятся дислексия, различные затруднения в приобретении знаний, нарушения речи.

Психические расстройства

Аффективные расстройства - краткосрочные или долгосрочные расстройства настроения или самочувствия.

Нарушения психики - термин, который используется для описания состояния людей, страдающих от психологических проблем или заболеваний, таких как: расстройства личности - неадекватные модели поведения, в настолько тяжелых формах, что не позволяют человеку вести быт, социализироваться и, в целом, поддерживать нормальный образ жизни.

Шизофрения - ментальное расстройство, связанное с распадом процессов мышления и эмоциональных реакций.

Невидимые нарушения отличаются тем, что не могут быть мгновенно распознаны окружающими. Как правило, они имеют неврологическую этиологию. К примеру, не все люди с нарушениями зрения носят очки, кто-то испытывает хронические боли в спине при сидении или постоянную усталость, страдает нарушениями сна, депрессией или агорафобией и пр. По статистике, таким типом нарушений страдают 10% жителей США.

3. Учёт инвалидности

По географическому принципу

Глобальное бремя болезней, ГББ (Global Burden of Disease) - группа показателей, характеризующих смертность и получение инвалидности от основных заболеваний, травм и факторов их риска. Эти показатели выявлены в результате комплексных региональных и/или глобальных медицинских статистических исследований Всемирной организации здравоохранения.

ВОЗ измеряет глобальное бремя болезней (ГББ) в количестве лет жизни, утраченных в результате инвалидности (ДАЛИ). Этот временной показатель сочетает годы жизни, утраченные из-за преждевременной смертности, и годы жизни, утраченные в связи с состояниями здоровья, не отвечающими критериям полного здоровья. Показатель ДАЛИ был разработан в ходе проведения первоначального исследования ГББ 1990 г. для согласованной оценки бремени болезней в разбивке по болезням, факторам риска и регионам.

Таблица 1. Численность населения мира со средней и тяжелой инвалидностью по регионам, полу и возрасту. Данные исследования «Глобальное бремя болезней», оценка на 2004 год

Страны с высоким уровнем дохода - это страны, Валовый национальный доход (ВНД) которых на 2004 год составил 10 066 $ и выше (по оценкам Всемирного банка).

Страны с низким уровнем дохода - это страны, Валовый национальный доход (ВНД) которых на 2004 год составил менее 10 066 $ (по оценкам Всемирного банка).

Классификация болезней по формам приведена в Таблице 2. Предлагаем здесь и далее считать тяжелую форму инвалидности - аналогом I группы инвалидности по принятой в РФ классификации, среднюю - II группы инвалидности.

Коэффициент тяжести рассчитан для обоих полов и всех возрастных категорий для всего населения мира. В ряде случаев у одного человека могут встречаться патологии разных степеней тяжести; в таком случае ему присваивается вплоть до семи классов инвалидности. Тяжелая форма инвалидности соответствует классам VI и VII, средняя - от III и выше.

Таблица 2. Классификация групп инвалидности в исследовании «Глобальное бремя болезней», с указанием хронических заболеваний и осложнений для каждого класса

По причине инвалидности

Наиболее распространенными причинами инвалидности во всем мире является потеря слуха во взрослом возрасте и рефракционные нарушения слуха. Психические расстройства, такие как депрессия, расстройства, вызванные употреблением алкоголя, душевные расстройства (например, биполярного расстройство и шизофрения) также среди 20 ведущих причин инвалидности. Картина между странами с высоким и низким уровнем дохода отличаются. В странах с низким уровнем дохода, гораздо больше людей имеют инвалидность ввиду предотвратимых причин, таких как непреднамеренные травмы и бесплодие, возникающие в результате небезопасных абортов и материнского сепсиса. Также, в странах с низким уровнем доходов, инвалидность вследствие непреднамеренных травм среди молодых людей и катаракта среди пожилого населения являются гораздо более распространенным явлением.

Таблица 3. Распространенность средней и тяжелой форм инвалидности (млн) для ключевых инвалидизирующих заболеваний по возрасту для стран с высоким, средним и низким уровнем дохода, “Глобальное бремя болезней”, оценка на 2004 год.

По возрасту

Глобальное старение оказывает существенное влияние на развитие инвалидности. Более высокий уровень инвалидности среди пожилых людей отражает исполнение накопленных рисков для здоровья через травмы и хронические заболевания.

Таблица 4. Возрастная распространенность инвалидности по уровню валового национального продукта

Таблица 5. Возрастная распространенность инвалидности по полу

Распространенность инвалидности среди людей 45 лет и старше в странах с низким уровнем дохода выше, чем в странах с высоким уровнем доходов, а также среди женщин выше, чем среди мужчин.

Таблица 7. Распределение количества людей с инвалидностью по возрастам на примере Австралии, Канады, Германии, Ирландии, Новой Зеландии, ЮАР, Шри-Ланка, США (%)

4. Материальное положение и структура выплат

В Европе социальные расходы, направляемые на помощь людям пожилого возраста, призваны смягчить риски, возникающие с достижением старости, - снижения уровня доходов, недостаточности доходов, утраты независимости в выполнении повседневных дел, снижения участия в социальной жизни, и т. д. При этом расходы на медицинскую помощь пожилым должны быть отнесены к другой статье расходов - в связи с болезнью и необходимостью лечения. Однако строго разграничить их не всегда просто. В большинстве стран ЕС социальные расходы по трем направлениям - в связи со старостью, со смертью члена семьи и инвалидностью - в высокой степени взаимозависимы. С целью обеспечить лучшую сопоставимость расходы на помощь в связи со старостью и по случаю смерти члена семьи нередко объединяют, рассматривая их совместно.

В 2007 году социальные выплаты и пособия составили в ЕС-27 25,2% ВВП

В 2007 году социальные выплаты и пособия (без учета административных издержек и других расходов) составили в ЕС-27 25,2% ВВП. Больше всего выплат и пособий было направлено на помощь в связи со старостью и по случаю смерти члена семьи - 46,2% всех социальных пособий и выплат, или 11,7% от ВВП, а также по случаю болезни и необходимости лечения - 29,1% от общего объема социальных выплат и пособий в ЕС-27, или 7,4% от ВВП. На все выплаты по остальным направлениям социальной защиты было потрачено 6,1% ВВП.

Рисунок 1. Социальные пособия и выплаты, предоставленные в ЕС-27 в 2007 году, по назначению,%

Таблица 6. Размер и условия выплат по инвалидности на человека в месяц ,,

Министерство труда РФ оценивает целевую группу социальной политики в отношении инвалидов как 40 млн человек, относя к ним все маломобильные группы граждан нашей страны. От региона к региону люди отмечают невозможность просто выйти из дома, настоящая мобильность им только снится. Директор благотворительного фонда «Православие и мир» Евгений Глаголев – об одном интересном исследовании.

Евгений Глаголев

В этом году вышло исследование Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) под названием «Инвалидность и социальное положение инвалидов в России », и это событие прошло незамеченным. Кажется, только в одном СМИ было упоминание, и наткнулся на него я случайно. Между тем, на 256 страницах этого трехлетнего труда сотрудников академии находится очень важная информация, которую полезно было бы узнать широкому кругу людей, а не только специалистам.

Знать об инвалидности – почему это важно для здоровых

Авторов интересовали конкретные данные о реальном социально-экономическом положении инвалидов в России, проблемы сбора и анализа информации и эффективность работы государства в этой области. Основная часть работы построена на глубоких социологических опросах, проведенных Институтом социального прогнозирования и анализа РАНХиГС в течение трех лет: с 2014 по 2016 год, причем в опросе участвовали сами инвалиды и их родственники. На выходе были получены данные, которые крайне важны для всех нас, ведь исследование вскрывает существенные проблемы в социальной политике государства, основанные на конкретных цифрах.

В 2006 году Россия подписала, а в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, принятую Генеральной ассамблеей ООН. На сегодняшний день этот документ подписан и ратифицирован подавляющим большинством стран в мире. Ратификация подразумевает, что наше государство должно привести внутреннюю социальную политику в отношении инвалидов в соответствие с международными нормами.

С 2011 года в нашей стране наметились большие сдвиги: изменение законодательства, принятие новых норм, реализация проекта «Доступная среда». В том числе создан специальный сайт с открытой информацией о количестве инвалидов в России: если на момент исследования в стране было 12,5 млн инвалидов, то по информации из «Федерального реестра инвалидов» на момент написания этой статьи их насчитывается значительно меньше – 11,5 млн человек. Казалось бы, мы видим существенное снижение количества инвалидов и это должно вселять в нас уверенность, что у нас в стране все хорошо с профилактикой инвалидности, но давайте внимательно посмотрим на цифры и то, что за ними стоит.

Международная классификация функционирования, инвалидности и здоровья (МКФ) легла в основу определения инвалидности в мировом сообществе. Функционирование – ключевое понятие классификации и рассматривается на трех уровнях: организм (функции и структуры организма) – человек (активность, выполнение задач и действий) – общество (инклюзия и вовлечение в жизнь).

Инвалидность в соответствии с МКФ – нарушение или ограничение функционирования на одном и более из этих трех уровней.

В 2012 году в России поменяли критерии определения инвалидности, но так и не привели их к рекомендуемым ООН нормам.

Кроме того, исследователи выявили глубочайшие проблемы в сборе информации об инвалидах и их положении в нашей стране и пришли к выводу, что в целом федеральное статистическое наблюдение не дает возможности решить ни одну из задач сбора данных об инвалидности, включая главную из них – оценку благополучия и равенства возможностей инвалидов.

Например, в таких странах, как Англия или Германия, есть понятие «зарегистрированной инвалидности», когда человек обращается за получением официального статуса инвалида, но при этом проводятся постоянные опросы и выявляются люди, имеющие функциональные ограничения здоровья, и в общие статистические данные о количестве и положении инвалидов в этих странах попадают не только зарегистрированные инвалиды, но и те, кто имеет ограничения здоровья, но не имеет официального статуса.

Понимать это важно и для того, чтобы определять качество и уровень здравоохранения в стране, нагрузки на работу социальных служб, но в первую очередь для того, чтобы адекватно оценивать количество инвалидов России, особенно когда Министерство труда заявляет о том, что снижение количества инвалидов в стране не связано с работой медико-социальной экспертизы. При этом авторы говорят о том, что Министерство труда РФ оценивает целевую группу социальной политики в отношении инвалидов как 40 млн человек, относя к ним все маломобильные группы граждан нашей страны.

Что же выходит? Почти 12 млн инвалидов в России – это 8% от всего населения, при этом это на 20% больше, чем в Германии, если считать приведенный коэффициент, но Германия при определении количества инвалидов учитывает не только официально обратившихся за таким статусом, но и всех людей с функциональным ограничением, а мы – нет! Выходит, государству выгодно не применять международные нормы, отчитываясь о снижении количества инвалидов, иначе с социальной политикой оно не справится совсем.

Доступная среда – это не только пандусы

Кстати, в выдаче статуса инвалида в нашей стране авторы выявили некоторую «региональную особенность». Например, в ряде республик России удовлетворяется практически 100% обращений на установление инвалидности, тогда как в других – эта цифра меньше. Авторы предполагают, что это может быть связано с социокультурными особенностями получения дополнительного дохода жителями этих республик – и рекомендуют обратить внимание на такие явные расхождения.

Что касается трудовой занятости инвалидов, то мы видим, что только 16% от их общего числа работают. Еще 16% хотели бы, а все остальные такую возможность даже не рассматривают. Этот момент указывает на несколько проблем.

Первая – отсутствие действительно оборудованных рабочих мест для труда людей с ограниченными возможностями здоровья, и вторая – это неверие, что при наличии инвалидности можно работать и получать доход. Зная уровень зарплат в регионах, можно предположить, что гораздо проще получать пенсию по инвалидности, чем работать там, где нет условий и платят не сильно больше самой пенсии.

И, конечно, не будем забывать о том, что наше общество все еще не готово принимать инвалидов как свою полноценную часть. Сказывается это на всем: на том, как общаются с инвалидами в государственных и муниципальных органах (а люди жалуются на плохое отношение к ним со стороны чиновников) и как мы с вами, здоровые люди, воспринимаем доступную среду.

Ведь что такое «доступная среда»? Это не только пандусы, о которых люди на колясках говорят, что пользоваться ими невозможно. Это еще и отношение общества к людям с различными ограничениями.

Мы часто не допускаем мысль, что человек с ментальными или физическими ограничениями может быть не просто примером героического преодоления трудных жизненных ситуаций, но и быть в наших глазах равноценным членом общества, который способен работать.

Здорово, что авторы работы узнали реальные проблемы и ожидания инвалидов по всей стране. От региона к региону люди отмечают невозможность просто выйти из дома, не говоря об отсутствии центров для досуга, приспособленных для их нужд.

Что настоящей инклюзии нет и пока это только лозунги. Что профильные медицинские центры далеки, часто предлагают не то, что нужно конкретному человеку, а то, что есть – совсем низкого качества, как и лекарства, которых постоянно не хватает или на которых экономят. Что настоящая мобильность им только снится.

Посмотрите сами, судя по цифрам, каждый из нас столкнется с болезнью родственника или своей собственной болезнью, так или иначе ограничивающей наши физические возможности. Посмотрите на основные причины инвалидизации населения – это именно болезни: рак, сердечно-сосудистые заболевания, болезни костно-мышечной системы.

Всем хочется быть просто людьми, а не героями

Совсем недавно в наш фонд за помощью обратился Дмитрий. Он написал, что занимается паралимпийским видом спорта – регби на колясках. У его команды большое желание поехать на соревнование в Польшу, но финансирования не хватает, поэтому Дима решил обратиться к нам.

Дмитрий Хамов

Мы недавно открыли программу «Не инвалид», одной из целей которой является помощь людям с ограниченными возможностями здоровья: когда уже ясно, что вылечить нельзя, но можно помочь встроиться в общество. Программа родилась как естественное продолжение нашей адресной помощи в реабилитации – огромное количество людей попадают в ДТП, десятки тысяч гибнут и получают травмы. Кто-то нуждается в дорогостоящей реабилитации, и мы помогаем в этом, но часть людей теряют возможность ходить и нуждаются уже совсем в другой помощи. Поэтому мы откликнулись, и я решил встретиться с Димой лично.

10 лет назад автомобиль Дмитрия занесло в повороте и вынесло в стоящее рядом с дорогой дерево. Тяжелая травма головы, длительная реабилитация, Дима так и не смог ходить. Мы не говорили о тяжелых переживаниях парня, который в 21 год теряет многое, важно то, что есть сейчас. В 2012 году он приходит в регби на колясках – новый паралимпийский вид спорта для России – и занимается регби до сих пор.

Чтобы расти в спорте, нужно иметь постоянную практику соревнований с равными и более сильными соперниками. Однако сборная России по регби на колясках на 80% состоит из сборной Москвы – у нас в стране конкуренции практически нет. Государство дает деньги на рейтинговые соревнования, например, на чемпионат Европы. Но чтобы побеждать в этом турнире, нужно вырасти, а с кем бороться у нас, чтобы стать сильнее? Вот и ездят ребята за свой счет на другие турниры, где встречаются команды высокого уровня, но денег не хватает.

Тренировка

После встречи с Димой я попал на тренировку сборной. Капитан – Валерий Кривов. В 2003 году, когда ему было всего 14 лет, он получил травму «ныряльщика» – как все ребята, Валера ходил купаться и прыгать в воду, и однажды случилось страшное – он сломал шею. Дальше – другая жизнь, от которой осталось всего 2 друга, остальные отвернулись, ушли. На домашнем обучении он окончил школу и поступил в техникум. Валерий женился и переехал в Москву уже после травмы, пришел в спорт и стал неоднократным чемпионом России по паралимпийской легкой атлетике, а потом его пригласили в регби, где он и остался.

Сергей Глушаков

Старший тренер сборной Сергей Глушаков – по совместительству и президент Федерации регби на колясках г. Москвы. До ДТП в 2003 году работал в строительстве, занимался реконструкцией аэропортов. Потом та же история: реабилитация, знакомство с другими ребятами, приход в спорт, из которого уходить уже не хочется – все говорят о том, что спорт меняет сознание инвалида, что он вырастает над собой, своим состоянием и проблемами, которые, тем не менее, остаются.

У Дмитрия нет возможности проживать в московской квартире – в подъезде ступеньки и нет подъемника, потому что по нормам установить его невозможно. Сам Дима считает, что поставить можно, он видел уже подъемники в таких же подъездах, но, по его мнению, в комиссии сидят люди, далекие от нужд инвалидов, и вопросы рассматривают формально. Поэтому сейчас Дима живет в Домодедово у своих родителей – ведь сам по ступенькам он подняться не сможет. Власти установили пандус, но съезжать и заезжать без посторонней помощи по нему тоже невозможно.

Активные коляски, на которых люди, не способные ходить, могут передвигаться сами, стоят дорого. По статистике, которая мне известна, среди всех инвалидов на колясках так передвигается ничтожный процент людей. Остальные пользуются тем, что дает государство. Пример: стоимость обычной коляски – 13 000 рублей. При активном использовании уже в течение первого года она начинает разваливаться и требует постоянного ремонта. Хорошая немецкая стоит 80 000 рублей, а активного типа – от 150 000. Государство компенсирует только 54 000, то есть ты должен купить коляску сам, а потом тебе вернут часть денег.

Я смотрю на них и не могу отделаться от мысли, что вижу героев. Не люблю это слово, но иначе как героическим преодолением обстоятельств это не назовешь. Мне очень хочется помочь им поехать на соревнования в Польшу, где встретятся команды из разных стран, включая те, с которыми им придется сразиться на Европейском турнире.

Цель – попасть на Паралимпиаду в 2020 году, для этого нужно повышать свой игровой уровень. Я верю, что смогут. Несмотря на все цифры статистики, реальное положение дел и вынужденный героизм. Ведь всем хочется быть просто людьми, а не героями. Играть в регби на колясках не вопреки, а благодаря.

И мне очень хочется, чтобы люди могли выбирать, что им делать, даже если нет возможности ходить. Чтобы из дома мог выйти каждый, чтобы инклюзия была настоящей и пандусы делались не для нас – здоровых, которые, глядя на эти часто бесполезные сооружения, считали бы, что для инвалидов что-то делается, а чтобы по ним действительно можно было съезжать и заезжать. Чтобы очереди на установку подъемника в подъездах не растягивались на 5 лет, – не должно быть так, что человек не может выйти из дома в течение 5 лет. И чтобы государство смотрело на проблемы и пробелы в работе с инвалидами как на факты, цели и задачи для решения, а не стыдливо прятало реальные цифры за красивой отчетностью.

А пока приходится собирать деньги - вот так, через фонды, чтобы помочь тем, кто уже встал на свой трудный путь, пройти его до конца. Надо только помочь.

По состоянию на 1 ноября 2017 года в Российской Федерации насчитывается 12,12 млн инвалидов, в том числе 643,1 тыс. детей-инвалидов.

Федеральный реестр инвалидов

С 1 января 2017 года введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система – федеральный реестр инвалидов.

В реестре для каждого инвалида предоставлен доступ к «личному кабинету», в котором отражается информация обо всех денежных выплатах и других мерах социальной поддержки инвалида, о ходе реализации его индивидуальной программы реабилитации или абилитации.

Через «личный кабинет» можно получить государственные услуги в электронной форме, оставить отзыв об их качестве и при необходимости подать жалобу.

Реестр позволяет исключить многократные обращения инвалидов в различные инстанции, повысить качество предоставляемых инвалидам государственных и муниципальных услуг, более полно информировать инвалидов об их правах и возможностях, а также обеспечивает создание базы данных, учитывающей потребности инвалидов, их демографический состав и социально-экономическое положение.

Полученные данные используются для выработки государственной политики в отношении инвалидов и разработки документов стратегического планирования как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований.

Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда»

В рамках Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы при государственной поддержке с активным участием общественных организаций инвалидов обеспечивается приспособление наиболее востребованных инвалидами и маломобильными группами населения объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности – здравоохранение, социальная защита, спорт и физическая культура, информация и связь, культура, транспортная инфраструктура, образование.

Реализуемые мероприятия по созданию условий доступности позволяют обеспечить комплексный подход.

За время реализации государственной программы были отработаны методики и подходы к выявлению и устранению барьеров, которые мешают инвалидам в разных жизненных ситуациях, а также механизмы привлечения инвалидов не только на этапе реализации мероприятий, но и к принятию деятельного участия на этапе разработки мероприятий.

Так, в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры планируется достичь показателя дооборудованного для инвалидов наземного транспорта 11,1 % к концу 2017 года. На начало реализации госпрограммы он составлял 8,3 %.

В сфере информации и связи реализуется мероприятие по субтитрированию телевизионных каналов. Эта работа финансируется за счет средств госпрограммы, и к концу 2017 года количество произведенных и транслированных субтитров для субтитрирования телевизионных программ общероссийских обязательных общедоступных каналов составит 15000 часов (на начало реализации Госпрограммы было лишь 3000 часов).

В сфере здравоохранения к концу 2017 года доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, составит 50,9 %, в сфере культуры – 41,4 %, в сфере спорта – 54,4 %.

В сфере образования приспособленными являются 21,5 % школ, при этом на начало реализации госпрограммы таких школ было немногим более 2 %.

С 1 января 2016 года начата реализация новой подпрограммы госпрограммы, которая направлена на совершенствование комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов. Планируется, что итогом будет создание современной системы комплексной реабилитации.

Актуальность реализации этой подпрограммы заключается в том, что сейчас в стране нет единых методических и нормативных документов по организации реабилитационного процесса инвалидов, отсутствуют единые методики оценки эффективности проведенных реабилитационных мероприятий.

В связи с этим на первом этапе, в течение 2016 года, осуществлялась разработка таких документов, а в 2017-2018 годах проводится пилотный проект по формированию системы комплексной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов. С начала 2017 года пилотный проект реализуется в Свердловской области и Пермском крае. На реализацию пилотного проекта в федеральном бюджете предусмотрено около 300 млн рублей ежегодно. Результаты реализации пилотного проекта будут положены в основу законопроекта, который позволит организовать эффективный реабилитационный процесс за пределами действия госпрограммы.

По решению Президента России Владимира Путина Государственная программа «Доступная среда» должна быть продлена до 2025 года . Это позволит и далее консолидировать усилия федерального центра и регионов в вопросе интеграции инвалидов в общество.

При разработке госпрограммы «Доступная среда» до 2025 года предлагается выделить три основных направления:

  • повышение уровня доступности наиболее значимых для инвалидов объектов и услуг, включая создание условий для посещения таких объектов;
  • формирование современной системы комплексной реабилитации инвалидов, включая развитие технологий сопровождения инвалидов в различных жизненных ситуациях, а также развитие «ранней помощи» детям - инвалидам;
  • модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы.

Законопроект о сопровождаемой занятости инвалидов

21 ноября 2017 года Госдума России одобрила в третьем чтении проект федерального закона о внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Законопроект направлен на приведение действующего закона о занятости в соответствии с положениями Конвенции ООН о правах инвалидов, которая ратифицирована Россией в 2012 году.

Его разработка связана с недостаточной эффективностью работы по трудоустройству инвалидов трудоспособного возраста. Доля работающих инвалидов трудоспособного возраста в нашей стране составляет порядка 31,8 % (около 1,1 млн человек) от общего числа инвалидов трудоспособного возраста (около 3,7 млн человек). Из них стабильно работающих только 25%, в европейских странах этот показатель достигает 40 %.

Органы службы занятости работают с инвалидами, не учитывая наличие у них значительных ограничений жизнедеятельности.

В проекте федерального закона определяется механизм взаимодействия учреждений медико-социальной экспертизы и органов службы занятости при содействии в трудоустройстве инвалида.

Учреждения медико-социальной экспертизы в выписках из индивидуальных программ реабилитации инвалидов, направляемых в службу занятости, уже с июня 2017 года указывают информацию о согласии инвалида на инициативное обращение специалистов службы занятости к нему напрямую.

А на органы службы занятости планируется возложить следующие функции:

  • проведение первичной консультации с инвалидом;
  • анализ базы вакансий;
  • организацию взаимодействия инвалида с работодателем;
  • оказание консультативно-методической помощи работодателю;
  • определение необходимости в сопровождении при содействии занятости инвалида.

Под сопровождением при содействии занятости инвалидов понимается оказание индивидуальной помощи тем инвалидам, которые в силу ограниченных возможностей здоровья испытывают затруднения и самостоятельно не могут трудоустроиться или вернуться в трудовой процесс.

Совершенствование медико-социальной экспертизы

В мае 2017 года утверждена «дорожная карта» по совершенствованию системы медико-социальной экспертизы. В ней зафиксированы ключевые направления действий на период до 2020 года.

Первое направление предполагает совершенствование научно-методического и правового обеспечения медико-социальной экспертизы. Разработаны и прошли апробации отдельные классификации и критерии установления инвалидности детям; разрабатываются новые критерии для определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве.

Второе направление – повышение доступности и качества предоставления услуги по медико-социальной экспертизе. Оно включает мероприятия по обучению специалистов учреждений МСЭ, оснащению учреждений МСЭ специальным диагностическим оборудованием, формированию общественных советов при главных бюро МСЭ, проведению независимой оценки качества условий предоставления услуги по МСЭ.

Закон об осуществлении контроля за доступностью среды для инвалидов

С 1 января 2018 года вступит в силу закон о предоставлении органам власти права осуществлять контроль за доступностью среды для инвалидов.

В соответствии с законом на уполномоченные федеральные и региональные органы исполнительной власти будут возложены отдельные функции по осуществлению контроля за обеспечением условий доступности.

Принятие закона регулирует вопрос о полномочиях органов, которые должны осуществлять государственный контроль и надзор за выполнением обязательных условий доступности. Это позволяет решать проблемы, связанные с доступностью среды, в рамках досудебных процедур, в том числе с использованием механизмов административной ответственности.

Согласно закону контрольные функции возложены:

  • Правительством Российской Федерации – на органы власти, осуществляющие федеральный контроль и надзор;
  • правительствами регионов – на органы власти, осуществляющие региональный контроль и надзор.

В частности, на федеральном уровне:

  • на Ространснадзор – функции контроля и надзора за обеспечением доступности перевозок (в т.ч. объектов и транспортных средств) на воздушном, железнодорожном, внутреннем водном, автомобильном транспорте;
  • на Роскомнадзор – контроль доступности объектов и услуг в сфере связи и информации;
  • на Росздравнадзор – контроль обеспечения особых потребностей инвалидов по качеству и безопасности медицинской деятельности и в сфере лекарственного обеспечения;
  • на Роструд – контроль доступности объектов и услуг в сфере труда и социальной защиты.

На региональном уровне аналогичным образом определены органы, осуществляющие контроль за доступностью услуг и объектов в тех сферах, где он в общем плане законодательно уже установлен.

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации

В 2017 году на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (ТСР) выделено 32,84 млрд рублей, что на 3,54 млрд рублей больше чем в 2016 г. (29,3 млрд рублей). Эта мера позволяет обеспечить необходимыми ТСР порядка 1,6 млн человек.

В 2018 году предусмотрено, 30,5 млрд рублей.

Учитывая, что обеспечение ТСР и услугами осуществляется в заявительном порядке и требует обязательного наличия соответствующих рекомендаций в индивидуальных программах реабилитации или абилитации, вопрос выделения дополнительного финансирования будет решаться в 2018 году по мере освоения средств с учетом поступающих заявок.

Ежегодная денежная компенсация инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников

В 2017 году размер ежегодной денежной компенсации инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников увеличился на 5,39 % по сравнению с 2016 годом и составил 22 959,7 рубля.

В 2018 году размер ежегодной денежной компенсации инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников подлежит индексации с 1 февраля исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год.