Open
Close

Здоровый образ жизни. ГДЗ по ОБЖ (Основы здоровья) Факторы, влияющие на здоровье и благополучие

Если кто-то из школьников считает, что заботиться об их здоровье — это дело родителей и врачей, то он ошибается. Чтобы быть здоровым, надо прежде всего самому заботиться о своем здоровье и вести здоровый образ жизни. Он больше способствует сохранению и укреплению здоровья.

Здоровый образ жизни — это:

  • выполнение режима дня;
  • соблюдение правил гигиены;
  • занятия физкультурой и спортом;
  • закаливание;
  • правильное и полезное питание;
  • доброжелательное отношение к окружающим;
  • отсутствие вредных привычек. Материал с сайта

Режим — основа здоровья. И это не только расписание уроков, которое висит на стене, но и режим питания, сна и отдыха, а также физический труд и помощь родителям. Все, что ты запланировал, должен выполнить в течение дня. Тогда твое настроение будет хорошим и бодрым, и родители будут довольны.

Хочешь быть здоровым — правильно питайся. Пища должна быть не только вкусной, но и полезной. И еще: к столу надо садиться в один и то же время, — ты об этом знаешь. Итак, садись к столу вовремя, не жди приглашения по несколько раз.

Если ты еще не дружишь с физкультурой и спортом, то начни заниматься ими уже сейчас — сделай несколько упражнений — не откладывай это на завтра или до следующего понедельника. Проснувшись утром, делай зарядку, в течение дня играй в теннис, футбол, катайся на велосипеде, роликах и т.д. И тогда почувствуешь, что твое здоровье значительно улучшится.


Тебе приятно видеть веселого, улыбающегося человека? Ответь тем же — улыбайся, будь приветливым и доброжелательным. Помни: это еще и полезно для здоровья!


Чрезмерное увлечение компьютерными играми, длительный просмотр телепередач, алкоголь, наркотики, курение, даже пассивное, портят здоровье.

Итак, тот, кто постоянно заботится о своем здоровье — занимается физкультурой, соблюдает режим дня и правил личной гигиены, правильно питается, не имеет вредных привычек, доброжелательный и приветливый, — имеет крепкое здоровье. А тот, кто не заботится о своем здоровье, ведет малоподвижный образ жизни, имеет вредные привычки, постепенно теряет здоровье и укорачивает себе жизнь.

Здоровый образ жизни образ жизни отдельного человека, направленный на сохранение и укрепление здоровья.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • здоровый образ жизни доклад
  • реферат по физкультуре на тему здоровый образ жизни
  • сжатое сочинение я за здоровый образ жизни
  • сочинение здоровый образ жизни кратко
  • краткое эссе на тему-здоровье

Здоровье человека, компоненты здоровья.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788 – 1860) утверждал: «Девять десятых нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствия, даже субъективные блага: качество ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основание, что мы прежде всего спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья».

Если мы принимаем, что среди жизненных ценностей человека здоровье – главное условие человеческого счастья, то необходимо разобраться, что мы понимаем под этим термином.

Сегодня существует целый ряд определений здоровья человека. В Уставе Всемирной организации здравоохранения указано, что здоровье – это «состояние полного физического, душевного, и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

В обобщенном виде, здоровье человека – это его способность сохранять соответствующую возрасту и полу психофизиологическую устойчивость в условиях постоянного изменения информации (сенсорной и структурной).

Что такое сенсорная и структурная информации?

Сенсорная информация – это информация, воспринимаемая с помощью органов чувств – зрительная, слуховая, тактильная, вкусовая, обонятельная. Сенсорная информация может быть положительной и отрицательной по своему качеству и количеству.

Структурная информация воспринимается на клеточном уровне, то есть речь идет о структурной защитной реакции здорового организма при попадании в тело человека инородного агента (вирус оспы) путем выработки специальных антител для разрушения вируса. Чем опаснее инородный агент, попавший в организм здорового человека, тем мощнее структурная система защиты – иммунитет.

Итак, природа позаботилась о нашем ресурсе здоровья, снабдив нас от рождения структурной и сенсорной информационными системами, обладающими способностью к саморегуляции и поддержанию жизни

Из определения здоровья, можно сделать вывод, что компонентами здоровья являются:

· физический,

· психологический,

· социальный.

Физический компонент – способность тела иметь резервы на случай непредвиденных экстремальных и чрезвычайных ситуаций.

Психологический компонент – определяет состояние психики, или душевного равновесия человека. Душевное благополучие соотносится с разумом, интеллектом, эмоциями.

Социальный компонент – отражает связи внутри общества, материальное обеспечение, межличностные контакты, т. е. осознание себя в качестве личности при взаимодействии с окружающими.

Все три компонента взаимосвязаны между собой, показываю на доске схематически, наглядно три основных компонента.

Здоровье индивидуальное и общественное

Индивидуальное здоровье – это здоровье каждого человека в отдельности.

Общественное здоровье – это здоровье всего общества, представляет собой социально-политическую и экономическую категории, которые характеризуют жизнеспособность всего общества как социального организма.

Здоровье духовное и физическое

Духовное здоровье обеспечивается системой мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нем. Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий.

Физическое здоровье, как один из компонентов здоровья человека, определяется как отсутствие болезней и физических дефектов тела и во многом зависит от работы сенсорной и структурной информационных систем. На физическое здоровье прежде всего влияют наследственность и окружающая среда

На 20 минуте урока выполнить двигательные упражнения (2 мин).

Духовное и физическое начала должны постоянно находиться в гармоничном единстве, ибо это две неразрывные части общего индивидуального здоровья человека. Обе эти части – физическая и духовная – так тесно переплетены, что невозможно разделить их. Физическое здоровье воздействует на духовную жизнь, и духовный контроль дает необходимую дисциплину для поддержания физического здоровья.

Факторы, влияющие на здоровье.

Что влияет на здоровье?

Это влияние выражено двумя группами: внутренними и внешними.

Внутренние – это влияние наследственности (генетический фактор) – 20%

Внешние – окружающая среда (20%), деятельность здравоохранения (10%)

Образ жизни на 50% влияет на наше здоровье! Все будет завесить от того, как мы распорядимся природным даром и, конечно, от того в каких условиях мы будем им распоряжаться.

Образ жизни – это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды.

Факторы внешней среды бывают:

· физические (давление, излучение, температура);

· химические (пища, вода, ядовитые вещества);

· биологические (растения, микроорганизмы, животные);

· психологические (воздействующие на эмоциональную сферу через зрение, прикосновение, обоняние, вкус, слух и вызывающие положительную или отрицательную реакцию).

А что такое взаимоотношения с самим собой? Это сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющих природный ресурс здоровья, и отсутствие вредных, разрушающих его.

Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней. Для этого необходимо вести здоровый образ жизни – деятельность, направленную на сохранение и укрепление здоровья!

Основные критерии здоровья

Основным критерием здоровья человека является его способность сохранять психофизиологическую устойчивость в постоянно меняющемся мире.

Другими словами – это быстрая адаптация к новым условиям окружающего мира.

Адаптация – это физиологическое приспособление строения и функций организма, изменение его органов и клеток в соответствии с условиями окружающей среды.

Под условиями окружающей среды надо понимать не только изменения природной среды, но и изменения психологической обстановки.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - индивидуальная форма поведения человека, которая соответствует возраст-ным, половым, наследственно обусловленным особенностям организма человека, усло-виям его существования, и ориентирована на сохранение, укрепление и восстановление здоровья, необходимого для выполнения человеком его биологических и социальных функций.

Здоровый образ жизни — это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека.

В узкобиологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды.

  • воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
  • окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
  • отказ от вредных привычек: курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя.
  • питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
  • движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учётом возрастных и физиологических особенностей;
  • гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
  • закаливание;

На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его ментальных установок.

  1. Эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями;
  2. Интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
  3. Духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.

Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нормально-го течения физиологических и психических процессов, снижает веро-ятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни человека.

При рискованном образе жизни, когда человек своим поведением наносит ущерб своему здоровью, нормальное течение физиологиче-ских процессов затруднено, жизненные силы организма расходуются на компенсацию вредных влияний. При этом увеличивается вероят-ность заболеваний, происходит ускоренное изнашивание организма, продолжительность жизни сокращается.

Каждый человек индивидуален и неповторим. Человек индивидуа-лен по своим наследственным качествам, по своим стремлениям и возможностям. В определенной степени среда, окружающая человека, носит индивидуальный характер (дом, семья и т. д.). Значит, система его жизненных установок и реализация замыслов носит индивидуаль-ный характер. Все могут не курить, но многие курят. Все могут зани-маться спортом, но занимаются им сравнительно немногие. Все могут соблюдать рациональный режим питания, но делают это единицы.

Таким образом, для сохранения и укрепления своего здоровья каж-дый человек создает свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом обеспечивает ему достиже-ние физического, духовного и социального благополучия.

Образ жизни — это система поведения человека в процессе жизнедеятельности, основанная на личном опыте, традициях, принятых нормах поведения, знании законов жизнедеятельности и мотивов са-мореализации.

Для того чтобы сформировать свою систему здорового образа жизни, необходимо знать факторы, которые положительно влияют на здоровье человека. К ним можно отнести:

Соблюдение режима дня;

Хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Необходимо также учитывать и факторы, отрицательно влияю-щие на здоровье:

Курение;

Употребление алкоголя, наркотиков;

Эмоциональная и психическая напряженность при общении с окружающими;

Неблагополучная экологическая обстановка в местах про-живания.

Таким образом, здоровый образ жизни — это цельная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения человека, которая соблюдается им не по принуждению, а с удовольст-вием и уверенностью, что она даст положительные результаты в со-хранении и укреплении его здоровья.

Отметим, что здоровый образ жизни — это динамическая система поведения человека, основанная на глубоких знаниях различных фак-торов, оказывающих влияние на здоровье человека, и выборе стиля своего поведения, максимально обеспечивающего сохранение и укреп-ление здоровья, постоянное корректирование своего поведения с уче-том приобретенного опыта и возрастных особенностей. Суть такого поведения отнюдь не фанатичное следование каким-то установкам здорового образа жизни. Естественно, перестройка своего поведения всегда требует дополнительных усилий, но все должно совершаться на грани удовольствия. Приятного от затраченных усилий должно быть столько, чтобы усилия не показались напрасными. Чтобы создаваемая вами система здорового образа жизни имела привлекательность, не-обходимо постоянно хорошо видеть конечную цель усилий. Это — до-стижение полного духовного, физического и социального благополу-чия для себя, для нашего общества и государства.

Выбор пути создания своей индивидуальной системы здоро-вого образа жизни должен сделать каждый человек сам. Для этого существует ряд наиболее значимых жизненных ориенти-ров, которые будут способствовать ее формированию. К ним можно отнести:

Четко сформулированную цель жизни и обладание психоло-гической устойчивостью в различных жизненных ситуациях;

Знание форм своего поведения, которые способствуют со-хранению и укреплению здоровья;

Стремление быть хозяином своей жизни, верить в то, что правильный образ жизни даст положительные результаты;

Выработать у себя правильное отношение к жизни, воспри-нимать каждый день как маленькую жизнь, ежедневно полу-чать от жизни хотя бы маленькие радости;

Развить в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живете, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать;

постоянно соблюдать режим двигательной активности (удел человека — вечно двигаться; нет никаких средств, ко-торые бы заменили движение);

Соблюдать гигиену и правила питания; соблюдать режим труда и отдыха;

Быть оптимистом, двигаясь по пути укрепления здоровья;

Ставить перед собой достижимые цели, не драматизиро-вать неудачи, помнить, что совершенство в принципе не-достижимая вещь;

радоваться успехам, так как во всех человеческих начина-ниях успех порождает успех.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

РЕФЕРАТ

Здоровье - как важнейший фактор безопасности жизнедеятельности человека

выполнил

ученик 9 "В"

Цыкин Алексей

Введение

1. Что такое здоровье

1.1 Понятие «здоровье»: его содержание и критерии

1.2 Понятие о «количестве здоровья»

2. Основные компоненты здоровья

3. Образ жизни и его влияние на здоровье. Основы здорового образа жизни

4. Функциональное проявление здоровья в различных сферах жизнедеятельности

5. Вывод: здоровый образ жизни основа безопасной, полноценной и комфортной жизнедеятельности

ВВЕДЕНИЕ

Состояние здоровья здоровье населения предопределяется многими факторами: сущностью общественно-политического строя, социальной политикой, уровнем санитарно-гигиенической культуры, спецификой обычаев и традиций различных групп населения, условиями труда и быта, уровнем благосостояния, социальным обеспечением, характером межличностных отношений, состоянием окружающей среды, развитием здравоохранения и медицины. Кроме социальных и биологических факторов здоровье населения во многом определяется субъективным отношением индивидуума к своему здоровью и здоровью окружающих людей, его образом жизни.

Здоровье отдельного человека фиксируется различными диагностическими методами и средствами и характеризуется полнотой проявления жизненных сил, ощущением жизни, всесторонностью и долговременностью социальной активности, целостностью и гармоничностью развития личности.

Жизнедеятельность -- сложный биологический процесс, происходящий в организме человека, позволяющий сохранить здоровье и работоспособность. Необходимым и обязательным условием протекания биологического процесса является деятельность. В широком смысле это слово означает разносторонний процесс создания человеком условий для своего существования и развития.

Основными видами деятельности человека являются труд, учение, игра. Другие виды деятельности -- общественно-политическая, педагогическая, военная и т.д. возникли благодаря труду, который всегда носил общественный характер.

В процессе разнообразной активной деятельности человек вступает во взаимодействие с окружающей средой. Под этим понятием понимают все то, что нас окружает, что прямо или косвенно воздействует на нашу повседневную жизнь и деятельность. Окружающая среда оказывает постоянное воздействие на здоровье человека посредством материальных факторов: физических, химических и биологических. Безусловно, что на человека, как социальное существо, непосредственное влияние оказывают и психогенные факторы.

В ходе длительной эволюции человек приспособился к природной окружающей среде» и любые ее изменения неблагоприятно влияют на его здоровье. Организму человека свойственно безболезненно переносить те или иные воздействия лишь до тех пор, пока они не превышают пределов адаптационных возможностей человека. В противном случае происходит повреждение организма, которое при достижении определенной степени изменений квалифицируется как несчастный случай (травма) или хроническое заболевание.

На постиндустриальном уровне развития цивилизованного общества отступили массовые эпидемии, но возникли другие опасные факторы жизнедеятельности, так или иначе связанные со здоровьем. Например, только здоровый физически и морально человек может безопасно для себя и других управлять личным автомобилем или катером, правильно определить момент перехода улицы с интенсивным движением транспорта, выдержать длительный перелет самолетом, заниматься подводным плаваньем на отдыхе и т.д.

Таким образом, жизнедеятельность, здоровье и безопасность в современных условиях очень тесно взаимосвязаны.

1. ЧТО ТАКОЕ «ЗДОРОВЬЕ»

1.1 Понятие «здоровье»: его содержание и критерии

Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов использования его психофизиологического потенциала. Все стороны человеческой жизни в широком диапазоне социального бытия - производственно-трудовом, социально-экономическом, политическом, семейно-бытовом, духовном, оздоровительном, учебном - в конечном счете, определяются уровнем здоровья (табл. 1).

Таблица 1. Удельный вес факторов, определяющих риск для здоровья

Значение для здоровья,

примерный удельный вес,

Группы факторов риска

Образ жизни

Вредные условия труда, плохие материально-бытовые условия, стрессовые ситуации, гиподинамия, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокий уровень урбанизации, несбалансированное, неритмичное питание, курение, злоупотребление алкоголем и лекарствами и др.

Генетика, биология человека

Предрасположенность к наследственным и дегенеративным болезням

Внешняя среда, природно-климатические условия

Загрязнения воздуха, воды и почвы канцерогенами и смена атмосферных явлений, повышенные гелиокосмические, магнитные и другие излучения

Здравоохранение, медицинская активность

Неэффективность личных гигиенических и общественных профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Здоровье - это нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Раскроем понятие здоровье более полно, как:

Отсутствие болезней;

Нормальное функционирование организма;

Динамическое равновесие организма в системе «человек-окружающая среда»;

Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;

Способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;

Способность к полноценному выполнению основных социальных функций (общение, образование, труд).

Таким образом, можно сказать, что Здоровье - это способность человека приспосабливаться к среде и к своим собственным возможностям, способность противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням и повреждениям, способность сохранять себя.

Приведенное выше определение здоровья, данное ВОЗ, носит теоретический характер.

На практике врачи оценивают состояние здоровья более конкретными показателями, которые можно зарегистрировать и измерить: уровень кровяного давления, частота сердечных сокращений, частота дыхания, данные анализов крови, мочи, рентгенологического исследования и т.д.

Если эти показатели соответствуют возрастным нормам человека и позволяют ему без помех учиться, трудиться, можно утверждать, что человек здоров. Если же человек без видимых причин начинает плохо учиться, трудиться, у него пропадает интерес к играм, занятиям, можно предположить, что он нездоров.

Здоровье - ценность, к которой необходимо стремиться. Овладевая этой ценностью, люди более полно реализуют свои ожидания, удовлетворяют свои потребности, становятся более значимы не только для близких, но и для всего общества.

Наиболее широкое распространение получил функциональный подход: в способности человека осуществлять присущие ему биологические и социальные функции, т.е. выполнять общественно полезную трудовую, производственную деятельность. В связи с функциональным подходом возникло понятие «практически здоровый человек».

Поэтому качественные и количественные характеристики, как здоровья, так и болезни - имеют довольно широкий диапазон толкования. Различия в степени выраженности здоровья определяются по многим критериям-признакам: уровню жизнеустойчивости организма, широте его адаптационных возможностей, биологической активности органов и систем, их способности к регенерации и др. Способность к адаптации - один из важнейших критериев здоровья.

1.2 Понятие о «количестве здоровья»

Согласно известному философу и хирургу - академику Н.М. Амосову (книга «Раздумье о здоровье»), «количество здоровья» можно определить как сумму резервных мощностей «основных функциональных систем» организма, т.е. способности организма противостоять различным отклонениям. Чем лучше работают функциональные системы, тем больше количество здоровья, и - следовательно - меньше склонность к заболеваниям.

Здоровье - плод воздействия разнообразных факторов на уникальное системное явление природы - «человека». Каждый человек должен уметь управлять своим здоровьем - с учетом риска заболеваний и особенностей психологического, физиологического факторов. Для самостоятельного управления здоровьем каждому необходимо уметь создать комфорт души и тела, что достигается определенным образом жизни, отношением к средствам оздоровления и исцеления от недугов.

2. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВЬЯ

Индивидуальное здоровье человека составляют три компонента:

а) социальное здоровье (благополучие);

б) духовное (нравственное) здоровье;

в) физическое здоровье.

Социальное благополучие - когда человек уверен в своем завтрашнем дне, имеет жилье, работу, возможность повышать качество образования, карьерный рост, достойную заработную плату, возможность отдыхать согласно своим желаниям и возможностям, имеет возможность поддерживать своих близких, и наконец, чувствует свою «нужность» обществу, т.е. это социальные связи и межличностные отношения, благоприятные условия труда и быта. Социальное здоровье тесно связано с духовным здоровьем человека.

Духовное здоровье - здоровье нашего разума. Духовное здоровье зависит от:

а) - системы мышления, степени познания окружающего мира и ориентации в этом мире;

б) - умения адекватно определить свое положение в окружающей среде, свое отношение к какому-либо лицу, вещи, области знаний.

Духовное здоровье достигается за счет умения:

Жить в согласии с собой, родными, друзьями и другими членами общества

Прогнозировать различные ситуации, влияющие на жизнь;

Разрабатывать и оптимально адаптировать модель своего поведения применительно к окружающей среде.

Физическое здоровье - это здоровье нашего тела. Физическое здоровье зависит от:

а) - двигательной активности человека;

б) - рационального питания;

в) - закаливания;

г) -соблюдения правил личной гигиены;

д) - безопасного поведения в повседневной жизни;

е) - оптимального сочетания умственного и физического труда;

ж) - умения отдыхать;

з) - отказа от употребления алкоголя, наркотиков, курения.

При оценке физического здоровья используют четыре основных критерия:

наличие или отсутствие хронических заболеваний;

уровень достигнутого физического и нервно-психического развития;

состояние основных систем организма - дыхательной, сердечно-сосудистой, выделительной, нервной и т.д.;

степень сопротивляемости организма внешним воздействиям.

Если человека интересует его здоровье, он должен одинаково заботиться об укреплении духовного и физического здоровья. Компоненты здоровья тесно взаимосвязаны: если человек здоров физически, но испытывает психологический дискомфорт, он не может чувствовать себя отлично.

3. Образ жизни и его влияние на здоровье. Основы здорового образа жизни

Образ жизни - это показатель, как человек реализует условия жизнедеятельности для своего здоровья.

Согласно приведенной выше табл. 1, здоровье человека на 60 % зависит от образа жизни, на 20 % - от окружающей среды, на 8% - от наследственности.

От рождения человек обладает определенными резервами здоровья, а длительность их использования зависит от самого человека (условий поведения, стиля, образа жизни). Здоровье - главный дар, данный нам нашими предками и не всегда разумно и слишком расточительно расходуемый нами.

Под здоровым образом жизни понимают индивидуальную систему поведения человека, направленную на сохранение и укрепление своего здоровья. Условно этот процесс можно разделить на два направления:

1. Активные действия самого человека по формированию и улучшению своего здоровья (физическая культура, закаливание, соблюдение гигиенических правил, рациональное питание, соблюдение режима дня, сексуальное воспитание и т.д.) и

2. Стремление человека избежать действия факторов, способствующих разрушению здоровья (прежде всего таких вредных привычек, как курение, наркомания, токсикомания и употребление спиртных напитков, безопасное поведение дома, на улице, обеспечивающее предупреждение травм и отравлений).

Важные составляющие здорового образа жизни - личная гигиена, доброжелательные отношения в семье и нравственное поведение.

Здоровый образ жизни - не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Особенно важно, чтобы с самого раннего детства подрастающее поколение стремилось ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Заболеваемость молодежи (людей в возрасте от 16 до 29 лет) за последние 5 лет увеличилась на 26 %. Смертность от неинфекционных заболеваний постоянно возрастает и достигает сейчас 83 % (по данным ВОЗ).

Причиной всех подобных заболеваний является отсутствие личной заинтересованности у молодежи в здоровом образе жизни, заботе о продолжении своего рода.

Поколениями разумных людей выработаны простые и понятные рекомендации по здоровому образу жизни:

1) познай самого себя и не ставь перед собой нереальных целей;

2) содержи свое тело в чистоте;

3) правильно и хорошо питайся;

4) трудись, соблюдая правила безопасности, режим труда и отдыха;

5) правильно выбирай друзей;

6) содержи свой внутренний мир в чистоте;

7) научись говорить «нет» соблазнам;

8) если чувствуешь себя больным, обратись к врачу; лекарства принимай по назначению врача, своевременно проходи профилактические осмотры и делай прививки.

Надо только запомнить, что главное условие здорового образа жизни - личная заинтересованность человека.

Надо понять, что ничего в жизни даром не дается. Что результат будет тем лучше, чем раньше человек начинает работать над собой, над сохранением и умножением своего здоровья.

4. Функциональное проявление здоровья в различных сферах жизнедеятельности

Состояние здоровья отражается на всех сферах жизни людей. Какова деятельность человека, таков и он сам, его природа и его болезни. Полнота и интенсивность многообразных жизнепроявлений человека непосредственно зависит от уровня здоровья, его «качественных характеристик», которые в значительной мере определяют образ и стиль жизни человека: уровень социальной, экономической и трудовой активности, степень миграционной подвижности людей, приобщение их к современным достижениям культуры, науки, искусства, техники и технологии, характер и способы проведения досуга и отдыха.

В тоже время здесь проявляется и обратная зависимость: стиль жизни человека, степень и характер его активности в быту, особенно в трудовой деятельности, во многом определяют состояние его здоровья. Такая взаимозависимость открывает большие возможности для профилактики и укрепления здоровья.

Здоровье влияет на качество трудовых ресурсов, на производительность общественного труда и тем самым на динамику экономического развития общества. В условиях перехода к преимущественно интенсивному типу развития производства здоровье населения страны - наряду с другими качественными характеристиками - приобретает роль ведущего фактора экономического роста.

Уровень здоровья и физического развития - одно из важнейших условий качества рабочей силы. В зависимости от их показателей оценивается возможность участия человека в определенных сферах трудовой деятельности. Поэтому уже на этапе выбора специальности и вида профессионального обучения объективно возникает, ставится и решается проблема психофизического соответствия личности конкретным видам профессиональной деятельности.

Ускорение ритма жизни и усложнение современного производства с высоким уровнем его механизации и автоматизации определяет значительные нагрузки на организм, повышается значение таких качеств личности, как быстрота реакции, скорость принятия решения, собранность, внимательность, которые в большей мере определяются всем комплексом показателей здоровья людей.

Потребность в здоровье носит всеобщий характер, она присуща и обществу в целом. Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, сознательная ориентация на здоровье различных форм жизнедеятельности - все это показатели общей культуры человека.

Физическая подготовленность - это результат физической подготовки к определенному роду деятельности. Она характеризуется по уровню развития ведущего для данной деятельности качества (выносливости, силы, ловкости, гибкости, быстроты) и степени овладения навыками (высокая, средняя, низкая).

Уровень физического развития, физической подготовленности и здоровья обеспечивает оптимальное приспособление человека к условиям жизни.

5. ВЫВОД: ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ОСНОВА БЕЗОПАСНОЙ, ПОЛНОЦЕННОЙ И КОМФОРТНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны проявлений организма и личности человека.

В поведении это проявляется в большей жизненной энергии, собранности, хорошей коммуникабельности; ощущении своей физической и психоэмоциональной привлекательности, оптимистическом настрое, умении обеспечить свой полноценный и приятный отдых, целостную культуру жизнедеятельности.

В психологическом аспекте достоинства здорового образа жизни обнаруживаются в качестве психического здоровья, хорошем самочувствии, в нервно-психической устойчивости, в способности успешно переносить последствия психических стрессов; в хорошо выраженной волевой организации (самообладании, целеустремленности, настойчивости в достижении поставленной цели, решительности), уверенности в своих силах, меньшей подверженности депрессии, ипохондрии, мнительности.

В функциональном проявлении можно отметить:

а) более высокое качество здоровья, улучшение адаптационных процессов, повышение работоспособности и тренированности;

б) снижение заболеваемости и болезненных ощущений;

в) более быстрое и полноценное течение процессов восстановления после умственной и физической деятельности;

г) усиление иммунных механизмов защиты организма; активность обменных процессов в организме;

д) усиление половой потенции, нормализация соотношения массы тела и роста;

е) хорошую осанку и легкость походки.

Приведенное содержание критериев может быть расширено и детализировано, однако ясно, здоровье - это важнейший фактор безопасносной, полноценной и комфортной жизнедеятельности человека!

Подобные документы

    Общие понятия о здоровье. Составляющие здорового образа жизни: физическая, психологическая и поведенческая. Рациональная организация жизнедеятельности человека на базе ключевых биологических и социальных жизненно важных форм поведения. Мотивация здоровья.

    реферат , добавлен 26.05.2014

    Понятия валеологии. Компоненты физической культуры. Основополагающие критерии здоровья. Влияние некоторых групп факторов на заболевания человека. Негативные стороны жизни студентов. Составляющие здорового образа жизни. Способы психологической разгрузки.

    презентация , добавлен 05.02.2016

    Проблема здоровья человека - важнейшая из фундаментальных проблем. Человеческое здоровье и продолжительность жизни. Труд, как основа создания материальных и духовных ценностей. Образ жизни и ее зависимость от профессии, которую приобрел человек.

    реферат , добавлен 05.06.2008

    Здоровый образ жизни как основные формы и способы повседневной активности. Основные составляющие ЗОЖ, ее ценность в качестве государственной концепции. Вред алкоголя и курения, неправильного питания. Влияние режима труда и отдыха на здоровье человека.

    реферат , добавлен 23.09.2016

    Понятие здорового образа жизни. Проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни. Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни человека. Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни и укреплении здоровья.

    реферат , добавлен 14.11.2014

    Характеристика здорового образа жизни как системы разумного поведения человека фундаменте нравственно-религиозных и национальных традициях. История здорового образа жизни в России и основные правила его реализации. Основные правила здорового питания.

    презентация , добавлен 25.10.2011

    Важность зарядки, занятий спортом и здорового питания. Осознанные мысли о здоровом образе жизни. Ответственность за здоровье своих будущих детей. Программа по подготовке к беременности и рождению малыша. Производственные факторы, вредные для здоровья.

    контрольная работа , добавлен 12.09.2014

    Понятие и значение здорового образа жизни, а также главные факторы, влияющие на его формирование. Вредные привычки, направления и перспективы отказа от них. Значение спорта и физических нагрузок в жизни человека. Рациональный режим труда и отдыха.

    презентация , добавлен 26.11.2014

    Биологический, социальный и психологический уровень ценности здоровья. Курение, риск для здоровья. Распространение алкоголизма среди подростков. Легальные и запрещенные наркотики. Психическая и физическая зависимость, нарушения в работе организма.

    контрольная работа , добавлен 22.11.2012

    Процесс формирования здорового образа жизни школьников и студентов. Основные факторы, влияющие на физическое здоровье. Педагогические условия и внеклассная воспитательная работа в создании внутреннего мотива сохранения здоровья у младших школьников.

Светлана Лесниченко
НОД в подготовительной группе по ОБЖ «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по теме : «Я здоровье сберегу ,сам себе я помогу ».

Возрастная группа : дети 6 лет.

Образовательная область : «Безопасность» .

Интеграция с образовательными областями : «Познание» ,«Здоровье » , «Социализация» , «Коммуникация» , «Музыка» , «Физическая культура» ,«Чтение художественной литературы» .

Форма проведения : игра «Цветик-семицветик» .

Цель :формирование у дошкольников представления о здоровье как одной из главных ценностй человеческой жизни.

Задачи :

Образовательные :

Продолжать учить осознанно подходить к сохранению и укреплению своего здоровья .

Уточнить значимость соблюдения правил гигиены, питания,употребления витаминов,занятий спортом для здоровья .

Учить понимать значение пословиц и поговорок о здоровье .

Развивающие :

Развивать речь, познавательный интерес, мыслительную активность, воображение детей.

Воспитательные :

Воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье , стремление вести здоровый образ жизни .

Виды детской деятельности : познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная, чтение художественной литературы.

Методы : словесные, наглядные, игровые, вопросы проблемного характера.

Активизация словаря : здоровый образ жизни , предметы личной гигиены.

Ход игры:

Вос-ль : Я приветствую вас на игре «Цветик-семицветик» .

Как вы думаете,почему наша игра так называется?

Сейчас я вас познакомлю с правилами игры. На каждом лепестке написаны цифры,которые будут соответствовать числу выпавших на кубике точек. Например,если на кубике выпало 5точек,то ищем лепесток с цифрой5. Каждый лепесток-это вопросы от сказочных героев,на которые вы должны будете дать правильный и четкий ответ. По правилам игры кубик будет бросать капитан команды,которого мы веберем с помощью считалки .

Игра посвящена теме «Здоровье и здоровый образ жизни » .

Быть здоровым очень важно . Только здоровый человек может по-настоящему познать радость жизни. Вот как говорится в пословице : «Здоровье дороже богатства » .Поэтому каждый должен помнить о своем здоровье ,беречь и укреплять его,вести ЗОЖ. Как вы это понимаете?

Представляю вам участников игры. Итак,начинаем нашу игру.

Вопросы от Айболита. Посвящены они строению нашего тела.

Назовите орган слуха (уши) .

-Загадка :На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются (глаза)

Назовите орган дыхания (нос) .

Самая верхняя часть тела (голова)

-Загадка :Оля весело бежит к речке по дорожке,

А для этого нужны нашей Оле (ножки) .

-Что лишнее :голова,руки,кукла,ноги (кукла)

-Загадка :Оля ягодки берет по две,по три штучки,

А для этого нужны нашей Оле (ручки)

Физминутка «Повторяй слова и выполняй движения» .

Вопросы от Красной Шапочки :

*Дорогие ребята,продолжите пословицы :

-«Солнце,воздух и вода-(наши лучшие друзья) ;

Здоровье в порядке- (спасибо зарядке) »;

-«В здоровом теле- (здоровый дух ) »;

-«Двигайся больше-(проживешь дольше) »;

-«Если хочешь быть здоров- (закаляйся) ;

-«Движенье-(это жизнь) »;

-«Кто спортом занимается-(тот силы набирается) ».

*Продолжите строки из стихотворения К. И. Чуковского «Мойдодыр» :

«Нодо,надо умываться …»

«Да здравствует мыло душистое…»

«Рано утром на рассвете.»

Точечный массаж «Неболейка» .

Вопросы от Мойдодыра.

Дорогие ребята,вы знаете,что необходимо следить за чистотой своего тела,а особенно за руками.

Зачем нужно мыть руки?

Что нужно делать,чтобы микробы не попали в наш организм (соблюдать правила гигиены)

Какие правила гигиены вы соблюдаете дома и в детском саду?

Мойдодыр прислал вам чудесный сундучок с загадками. Отгадки мы найдем в сундучке. После игры Мойдодыр спрашивает :

Как называются эти предметы (предметы личной гигиены)

Почему их так называют (ими может пользоваться только один человек)

Вопросы от Буратино.

Ребята!Вы знаете,что продукты бывают полезными и вредными. Буратино задает вопрос : какие продукты полезны для здоровья ,а какие –нет?

Игра «Полезные и вредные продукты» (с мячом)

Что такое витамины?

Какие витамины вы знаете?

Какую пользу приносят витамины «А» , «В» , «С» (дети читают стихи)

Где больше всего витаминов (в овощах и фруктах)

В каких овощах и фруктах содержатся витамины «А» , «В» , «С» ?Чтобы ответить на этот вопрос,поиграем в игру «Витаминные семейки» .

Все овощи и фрукты полезны. А вот насколько важны и нужны овощи,об этом ребята сейчас и расскажут.

Инсценировка стих. «Овощи» .

Вопросы от Кота в сапогах.

Дорогие ребята!Если человек будет заниматься спортом,он проживет дольше. Кто спортом занимается,с болезнями не знается.

Скажите,пожалуйста,какие виды спорта вы знаете?

Зачем нужно заниматься спортом?

Что нужно обязательно делать по утрам?

Для чего нужна зарядка?

По утрам зарядку делай

Будешь сильным,будешь смелым.

Прогоню остатки сна

Одеяло в сторону,

Мне гимнастика нужна

Помогает здорово .

Чтобы нам не болеть

И не простужаться,

Мы зарядкой с тобой

Будем заниматься.

Становитесь по порядку на веселую зарядку.

Зарядка под музыку.

Вопрос от Золушки.

Ребята!Я знаю,что вы отзывчивые,веселые и добрые дети,умеете радоваться и веселиться. От того,какое настроение у человека,зависит его здоровье . Золушка задает вопрос :

«Грубых слов не говори,только добрые дари!»

Игра «Комплименты»

Фиолетовый лепесток. Вопросы от зрителей.

Воспитатель :-На этом наша игра окончена. Что же нужно делать для того,чтобы быть здоровыми и красивыми (ответы детей) .Спасибо вам за игру.