Open
Close

Игровой метод дрессировки собак. Методы и приемы специальной дрессировки собак Контрастный метод дрессировки

Все без исключения собаководы, хотят гордиться своими воспитанными, послушными, подвластными одному взгляду или полуслову питомцами. Но как этого добиться, с помощью применения каких методов достичь так горячо желаемых результатов?

Как разобраться в огромном количестве предложенных методов дрессировки, и не запутаться, перечитав море литературы посвященной воспитанию собак? Давайте попробуем разобраться, и начнем с таких основных понятий как социализация, воспитание, обучение и дрессировка собаки.

Процесс воспитания щенка начинается с момента появления его в доме, и в широком смысле заключается в том, чтобы привить питомцу такие основные понятия как «можно» или «нельзя». Собака должна хорошо знать, что ей разрешается, а что запрещается делать, даже в то время, когда хозяина нет рядом. Сюда можно отнести приучение к имени, приучение к туалету, правила поведения в доме.Воспитание щенка тесно переплетается с начальной дрессировкой, то есть обучением таким простейшим командам как: «ко мне», «гуляй», «сидеть», «стоять», «лежать», «место». В процессе обучения собака получает представление о том, что нужно делать в ответ на ту или иную команду дрессировщика.

Первое, на чем стоит заострить внимание, это социализация собаки. Под социализацией понимают процесс становления «личности» собаки, который можно условно разделить на три этапа. В ходе первого щенок начинает понимать принадлежность к своему виду, и запоминать, как выглядят другие существа, с которыми ему предстоит общаться. Это основной этап, при котором формируется отношение собаки к хозяину, как к старшему соплеменнику. Во время второго периода собака приобретает свое собственное «Я». И третий, завершающий период, когда собаки начинает разделять остальных существ по принципу «свои» и «чужие». И если процесс социализации животного по каким-то причинам полностью не завершен, то в итоге мы имеем животное с нарушенной психикой и непредсказуемым поведением.

Выбор метода дрессировок зависит от множества факторов, таких например как возраст и темперамент собаки и ее владельца, пищевая заинтересованность собаки, потребность в игре или ласке. Так же необходимо обратить внимание на внешние раздражители, такие как температура воздуха, уровень шума, окружающую обстановку. Исходя из этого, подбирается оптимальный метод дрессировки, это может быть один из приведенных ниже, либо комбинация двух или нескольких методов.

Каждая собака - индивидуальна, как и ее хозяин, соответственно и программа дрессировки должна подбираться своя, с учетом характеров питомца и дрессировщика. Например: флегматичный человек не добьется хороших результатов с помощью игрового метода. Все методы, так или иначе, основаны на положительном или отрицательном подкреплении поведения. И если возникают затруднения при применении одного, то нужно пробовать другой.

Основные методы дрессировки собак

Механический метод дрессировки, предполагает применение механических раздражителей, это может быть рывок поводка, являющийся отрицательным подкреплением, либо поглаживания или легкие похлопывания в качестве положительного подкрепления.

Пищевой (вкусопоощрительный) метод основывается на том, что выполнить нужные движения собаку заставляют лакомством (например: заводя пищу за голову, для того чтобы собака села), затем происходит поощрение за правильно выполненные действия.

Подражательный метод , нужное поведение вырабатывается при подражании одной собаки по отношению к действиям совершаемым другой. Очень часто применяется для отработки команды «голос».

Игровой метод - формирование игрового поведения, с целью его последующего использования для обучения желательным действиям. Для примера возьмем игру с апортировочным предметом.

Метод наталкивания - на выполнение нужных нам действий дрессировщик побуждает собаку комплексом раздражителей и вовремя дает команду и подкрепление. Условные рефлексы отработанные таким методом отличаются высокой активностью и динамичностью.

Метод развития агрессии - применяется для формирования оборонительных качеств, сопровождается созданием конфликтных ситуаций. Базируется на самообороне собаки, либо агрессии основанной на нападении.

Наиболее часто применяется контрастный метод дрессировки (совмещение механического и пищевого), то есть применение отрицательного подкрепления, побуждающее собаку как можно скорее выполнить команду, чтобы избежать неприятного воздействия и получить положительное подкрепление в виде лакомства, игры или ласки. В ходе дрессировочного процесса необходимо рассчитывать силу воздействия и временной промежуток в ходе которого собака сможет правильно отреагировать на положительное или отрицательное подкрепление.

Своевременное подкрепление показывает собаке, что в ее действиях нравится владельцу, а что нет. Запоздалое подкрепление, дезориентирует собаку, она не может понять, за какие действия ее хвалят или ругают, что создает дополнительную нагрузку на нервную систему и тормозит закрепление нужного навыка. При возникновении трудностей в дрессировке, это первое на что нужно обратить внимание.

После того как собака хорошо усвоила все подаваемые дрессировщиком команды, начинается совершенствование закрепленных навыков, то есть доведение их до идеала по безотказности, четкости и скорости исполнения. На этом этапе связь между собакой и дрессировщиком переходит на новый, можно сказать интуитивный, уровень, устраняются все лишние движения, сопровождающие действия собаки, визуальные и голосовые команды сводятся к минимуму понятному только дрессировщику и его воспитаннику.

Начальная дрессировка, основные правила

Еще не так давно в дрессировке придерживались авторитарного стиля воспитания, используя наказание в качестве меры «исправления» собаки. Хочется верить, что такой подход остался в прошлом. Сегодня все больше сторонников у так называемой мотивационной дрессировки. Однако не стоит забывать, что хотя методы дрессировки со временем меняются, строение и принципы функционирования собачьей психики всегда остаются одинаковыми.

Дрессировать собаку - все равно, что учиться разговаривать с человеком из другой страны .

Обоим нужно научиться понимать язык друг друга. У нас есть три способа, при помощи которых мы можем общаться, это язык тела, голос и прикосновения.

Язык тела в животном мире самый важный способ коммуникации. Собака очень внимательно наблюдает за движениями хозяина поэтому, когда вы даете голосовую команду, следите, какие визуальные сигналы вы посылаете собаке. К примеру, команда «ждать», не смотрите ей в глаза, попытайтесь замереть насколько это возможно, чтобы у собаки не было повода, приблизится к вам. И наоборот, когда хотите подозвать собаку, дополните команду возбуждающими жестами, сделайте несколько приставных шагов назад и этим вы как бы потяните собаку к себе.

Собака быстро ассоциирует звук слова с действием. Команду нужно произносить спокойным четким голосом, всегда в одной и той же форме. Ей будет трудно понять вас, если вы будете произносить разные слова, допустим «сидеть», «сядь», «сиди» подразумевая одно и то же действие. Решите, какие звуки вы будете использовать для обозначения команд и не меняйте их. Со временем собаки могут запомнить большое количество команд, в основном это зависит от мастерства кинолога и интеллектуальных способностей животного. Обратите внимание на тон, интонацию голоса. У собак острый слух и они очень чувствительны к интонировке. Если вы хотите скорректировать поведение собаки, произносите команду низким, резким тоном. А вот кричать бесполезно, слышит она вас прекрасно и ее реакция на команды зависит только от вас.

Любая собака любит, когда ее ласкают, гладят и эти приятные ощущения напрямую связываются с похвалой. Не забывайте во время дрессировки погладить собачку, для того чтобы показать, что вы довольны. Если вам нужно добиться от собаки, каких, либо определенных действий, не делайте это при помощи силы, не надо ее толкать, тянуть, укладывать силой и так далее. Механическое воздействие в большинстве случаев вызовет сопротивление и подавленность. И если применение силовых методик иногда оправданно при обучении взрослых собак, то при дрессировке щенка такие методы лучше не использовать. Собаку обязательно нужно поощрять за послушание. Наградой может быть похвала, но в начале дрессировки лучше использовать и лакомство и похвалу. Не забывайте отменять данную команду, например словом «гуляй».

Игры - прекрасное времяпровождения, отличный способ наладит контакт с собакой. Но, следите за тем, какое поведение вы стимулируете во время игры. Игра должна начинаться и заканчиваться только по вашей инициативе. Собака, бегающая вокруг с игрушкой в зубах, очень скоро сообразит, что она хозяйка положения и может диктовать свои правила. Когда решите закончить игру, дайте собаке команду «дай», заберите игрушку и положите в недоступное место. Собака должна знать, игрушки принадлежат хозяину, и только он решает, когда можно с ними играть. Не стоит увлекаться играми на перетягивание, особенно если собака крупных размеров. Такие игры трудно контролировать и собака может научиться использовать свою силу против вас.

Основные правила
1) Начиная дрессировать собаку, убедитесь, что все условия работают на вас и у вас есть все шансы достичь успеха.
2) Не пытайтесь заниматься дрессировкой, если щенок выбился из сил после активных игр или только что поел. Если вы используете при дрессировке лакомство в качестве поощрения, то добьетесь гораздо лучших результатов, если щенок будет голодным. Выберите для дрессировки место, максимально свободное от посторонних раздражителей и отвлекающих элементов. Когда щенок подрастет, можно постепенно увеличивать количество раздражителей, но на первых порах щенок должен сконцентрироваться только на вас.
3) Первые уроки дрессировки должны длиться не больше нескольких минут. Щенок не может долго концентрироваться, поэтому вы добьетесь лучших результатов, если будете проводить короткие сеансы, а не растягивать их, заставляя щенка скучать.
4) Сделайте уроки дрессировки веселыми, перемежая упражнения с играми. Щенок должен получать удовольствие от работы с вами.
5) Всегда заканчивайте урок дрессировки на позитивной ноте, чтобы щенок чувствовал себя уверенным и счастливым. Если он отказывается изучать новый урок, вернитесь назад и дайте какое-нибудь легкое задание, чтобы вам было за что его похвалить и наградить.
6) Не пытайтесь заниматься дрессировкой, если у вас нет настроения или недостаточно времени. Ваше настроение передастся щенку, и все, чего вы добьетесь,- это взвинченные нервы у вас обоих.

Периодичность поощрения
Награда — вот ключ к успешной дрессировке. Однако нельзя доходить до крайности и давать поощрение каждый раз. Когда разучиваете новое упражнение, необходимо поощрять и награждать собаку на каждом этапе. Но когда упражнение выучено, награду следует давать лишь время от времени, чтобы собака получала мотивацию и вознаграждение, но вынуждена была работать ради этого чуть более усердно. Хорошая аналогия — обучение ребенка чтению. Поначалу вы расхваливаете ребенка, даже если он с грехом пополам прочитал алфавит. По мере того как он овладевает навыками чтения, вы начинаете хвалить за первое прочитанное слово, затем за первое предложение и наконец за первую книгу. То же самое можно сказать и о дрессировке. Похвала и поощрение очень важны на первых этапах, но так же, как странно хвалить бегло читающего ребенка за то, что он перечисляет буквы алфавита, нет нужды давать собаке вознаграждение каждый раз, когда она села по команде. Всегда используйте при дрессировке вознаграждение, но следите, чтобы собака отрабатывала свое лакомство, и тогда она станет ценить его гораздо больше.

Один из подводных камней, о которые разбивается взаимопонимание это неправильный расчет времени. Человек способен связать действие, с реакцией на него, разделенные продолжительным периодом времени. Ребенок понимает, что его ругают за поступок, который он совершил несколько часов назад. Собака, способна провести параллель между событиями, только если они разделены несколькими секундами. Нет смысла ругать собаку, если она подошла к вам по команде только после того, как обнюхала все вокруг. Она просто решит, что ее отчитывают за то, что она подошла к вам, а не за то, что задержалась с выполнением команды. Такой же подход следует соблюдать и при поощрении собаки. Лакомство, нужно дать в ту секунду, когда собака выполнила команду и ни секундой позже. Во время дрессировки, постарайтесь смотреть на мир глазами собаки и рассчитывайте время, исходя из способностей животного ассоциировать вашу реакцию, со своими действиями

Методы дрессировки - это способы воздействия на собаку определенными раздражителями. Принято различать четыре основных метода дрессировки: механический, вкусопоощрительный, контрастный и подражательный.

Механический метод. Механический метод дрессировки состоит в том, что в качестве безусловного раздражителя используют механический раздражитель в различных видах, вызывающий у собаки защитный оборонительный рефлекс (см. рис. 100), например рефлекс посадки при нажатии рукой на круп собаки. При этом "механический" раздражитель не только вызывает первоначальное действие у собаки (безусловный рефлекс), но используется для подкрепления условного рефлекса. Примером этого может явиться один из способов приучения собаки к ношению предметов. Для отработки данного действия дрессировщик, посадив собаку, правой рукой подносит к ее морде легкий предмет и, подавая соответствующую команду, оказывает на собаку определенное физическое воздействие. Он приподымает собаку за ошейник. Под давлением ошейника (действие механического раздражителя) собака раскрывает пасть, в которую дрессировщик быстро вкладывает предмет и отпускает ошейник. Правая рука дрессировщика в этот момент находится под нижней челюстью собаки, и при попытке собаки выбросить предмет, дрессировщик наносит легкий удар ладонью под челюсть. Этот удар, как механический раздражитель, повторяют во всех случаях, когда собака пытается выбросить поноску из пасти, и он является раздражителем, закрепляющим действие. Характерная особенность механического метода дрессировки состоит в том, что собака при этом выполняет пассивные действия по "принуждению".

Рис. 100. Схема анализа "механического" раздражителя

Механический метод дрессировки имеет следующие положительные стороны.

1. Все действия, выработанные у собаки этим способом, закрепляются прочно и в привычных условиях выполняются безотказно.

2. Механическим методом дрессировки можно легко достигнуть безотказного выполнения отработанных действий.

К отрицательным сторонам механического метода дрессировки относятся:

1) Частое пользование этим способом у некоторых собак вызывает угнетенное тормозное состояние с проявлением недоверчивого отношения к своему дрессировщику: у собак с наличием пассивно-оборонительной реакции в виде боязни и трусости, а у злобных - в виде стремления кусать своего дрессировщика;

2) невозможность отработки этим методом всех необходимых действий.

Механический метод имеет большое значение при дрессировке по некоторым специальным службам. Так, дрессировка собаки по караульной службе, а также частично розыскной, сторожевой и др. в основном строится на использовании механических раздражителей (движения помощника при дразнений собаки, нанесение ударов и т. д.). В этом случае применение этого метода рассчитано на возбуждение у собаки оборонительной реакции в активно-защитной форме.

Вкусопоощрительный метод. Вкусопоощрительный метод дрессировки состоит в том, что раздражителем, побуждающим собаку к выполнению желаемого действия для дрессировщика, является пищевой раздражитель, а дача лакомства используется для подкрепления условного раздражителя (команды - жеста).

Вкусопоощрительным методом дрессировки могут быть отработаны и закреплены многие действия у собаки, например подход к дрессировщику, посадка, укладка, преодоление препятствий и т. д.

Вкусопоощрительный метод дрессировки имеет ряд положительных сторон:

1) быстрое образование у собаки большинства условных рефлексов при использовании пищевого подкрепления;

2) большая "заинтересованность" собаки в выполнении всех действий, выработанных этим способом;

3) сохранение и укрепление необходимого контакта между дрессировщиком и собакой.

Однако этот метод имеет недостатки:

1) не обеспечивает безотказного выполнения приемов, в особенности при наличии отвлекающих раздражителей;

2) в состоянии сытости выполнение действия может ослабнуть или исчезнуть;

3) невозможность отработать этим методом все необходимые действия.

Контрастный метод. Основным и главным методом дрессировки служебных собак является контрастный метод. Сущность этого метода состоит в определенном сочетании механического и "поощрительного" воздействия в различных видах (лакомство, оглаживание, команда "хорошо"). При этом механические раздражители используют, как побуждение собаки к выполнению желательных действий, а "поощрительные" раздражители - для закрепления этих действий. Так, для того чтобы приучить собаку к выполнению посадки контрастным методом, дрессировщик пользуется следующим порядком воздействия на собаку. Имея собаку у левой ноги, на коротком поводке, в положении стоя, дрессировщик подает команду "сидеть", после чего левой рукой нажимает на круп собаки, прижимая ее книзу, а правой рукой производит рывок поводком вверх. В результате такого воздействия на собаку безусловным механическим раздражителем, собака совершает действие посадки. Это действие посадки дрессировщик закрепляет дачей лакомства и оглаживанием, в результате чего у собаки устанавливается условный рефлекс на команду "сидеть".

Анализ этого действия показывает, что в данном случае условный рефлекс образовался на основе последовательного сочетания условного звукового раздражителя команды "сидеть" с вынужденным движением собаки, сопровождаемым пищевым подкреплением (кожно-мышечный рефлекс посадки). В результате такого сочетания образуется определенная условная связь; действие звукового условного раздражителя (команда "сидеть") вызывает посадку собаки, а последняя сопровождается проявлением условного пищевого рефлекса (собака в положении посадки ожидает получения лакомства).

Контрастный метод дрессировки обобщает в себе положительные стороны вкусопоощрительного и механического методов, а поэтому и имеет ряд преимуществ.

Преимущества эти состоят в следующем:

1) в быстром и стойком закреплении условных рефлексов на определенные команды,

2) в наличии у собаки заинтересованности (условного пищевого рефлекса), в результате которой собака быстро и охотно выполняет все действия, отработанные этим методом;

3) в сохранении и упрочении контакта между дрессировщиком и собакой;

4) в возможности достигнуть безотказного выполнения собакой отработанных действий в усложненных условиях (при наличии отвлечения и т. п.).

Практический опыт дрессировки показал, что контрастный метод ускоряет отработку дрессировки и обеспечивает безотказность работы собаки в разнообразных условиях окружающей среды. В этом - основная ценность контрастного метода.

Подражательный метод. Подражательный метод дрессировки основного значения не имеет, но может быть использован, как вспомогательный способ: при отработке у собаки условного рефлекса на подачу голоса по команде "голос", при отработке преодоления препятствий и широко может быть применим при воспитании щенков.

Техника дрессировки служебных собак Сахаров Николай Алексеевич

Методы дрессировки

Методы дрессировки

В практике дрессировки служебных собак применяются следующие методы:

1. Так называемый механический метод. При этом воздействуют на собаку раздражителями, причиняющими собаке неприятные (болевые) ощущения.

2. Вкусопоощрительный, где вся дрессировка построена исключительно на лакомстве, без принуждения. Таким в основном методом пользовался покойный Владимир Дуров.

3. Контрастный метод, в котором при воздействии на собаку участвуют механические и пищевые раздражители.

4. Метод подражания, основанный на способности собаки «перенимать» действия других собак.

Как известно, одинаковых собак нет: у одной условный рефлекс образуется сравнительно быстро, у другой - медленнее.

Иногда дрессировщик долго трудится, чтобы вызвать у собаки лай на команду; здесь можно применить метод «перенимания», совместить занятия плохо работающих собак с хорошо работающими.

Мы уже упоминали выше о так называемом контрастном методе дрессировки, состоящем в чередовании принуждения с поощрением. В практической работе этот метод является более эффективным, чем все другие. В контрастном методе последовательно чередуются болевые раздражители для принуждения и пищевые - для поощрения. Если собака по угрожающей команде не выполняет требуемого действия, ее принуждают к выполнению, причиняя боль. Если же требование дрессировщика выполнено, собака немедленно получает кусочек мяса и ласковое одобрение командой «хорошо». При повторении таких контрастных приемов у собаки быстро устанавливается условная связь, животное начинает отличать сигналы, причиняющие боль, от сигналов, сопровождаемых лакомством. Контрастный метод позволяет ускорить процесс дрессировки и обеспечивает безотказное выполнение собакой требований дрессировщика в различных условиях и обстановке.

Собаку можно выдрессировать и без применения резких контрастов, на одних болевых или на одних пищевых раздражителях.

Но собака, которую дрессируют только на болевых раздражителях, может оказаться задерганной, у нее нарушится требуемый контакт с дрессировщиком. Собаки же, выдрессированные только на пищевых раздражителях, бывают ненадежными в исполнении команд дрессировщика. При встрече с сильным отвлечением у таких собак условный рефлекс тормозится и команда остается невыполненной. Собака может выйти из-под влияния дрессировщика. На одном вкусопоощрительном методе почти невозможно выработать у собаки безотказного повиновения. Кроме того, очень трудно дрессировать сытых собак, последние иногда не проявляют большого желания к лакомству. Вместе с тем удлиняются сроки дрессировки, так как здесь отсутствует принуждение.

Следовательно, наиболее надежным и результативным методом дрессировки будет контрастный метод с использованием пищевого и болевого раздражителей.

Из книги Кавказская овчарка автора Куропаткина Марина Владимировна

Методы дрессировки Выбор метода дрессировки определяется использованием различных раздражителей, которые оказывают влияние на поведение собаки или с помощью которых стимулируется необходимое действие кавказской овчарки.Раздражители – это все то, что воздействует на

Из книги Мопс автора Рычкова Юлия Владимировна

Методы дрессировки Дрессировка осуществляется несколькими методами, с помощью которых у собак вырабатываются требуемые навыки.При механическом методе голосовая команда сопровождается механическим раздражителем (например, нажимом ладони, потягиванием поводка и

Из книги Агрессивность собак и кошек автора Круковер Владимир Исаевич

Глава 18. СЕКРЕТНЫЕ МЕТОДЫ ДРЕССИРОВКИ Мы всегда в ответ за тех, кого приручили. С. Экзюпери Моя первая книга о собаках «Обреченные на любовь» вышла в свет в Калининградском издательстве сразу после начала перестройки. Тогда было большой смелостью вставить в нее несколько

Из книги Собака-проводник слепого автора Орехов Николай Егорович

Методы дрессировки собак Дрессировка собак осуществляется различными методами. Под методом дрессировки понимают комплекс способов и приемов, при помощи которых у дрессируемой собаки вырабатываются условные рефлексы. При дрессировке собак применяют четыре основных

Из книги Служебная собака [Руководство по подготовке специалистов служебного собаководства] автора Крушинский Леонид Викторович

Из книги Техника дрессировки служебных собак автора Сахаров Николай Алексеевич

Из книги Диагностика и коррекция отклоняющегося поведения у собак автора Никольская Анастасия Всеволодовна

Из книги Специальная дрессировка собак автора Круковер Владимир Исаевич

Из книги Руководство по поведенческой медицине собак и кошек автора Британская ассоциация по ветеринарии мелких животных

Из книги Кинология. Всё о собаках и хозяевах автора Уткин Константин Александрович

Методы дрессировки В практике дрессировки служебных собак применяются следующие методы:1. Так называемый механический метод. При этом воздействуют на собаку раздражителями, причиняющими собаке неприятные (болевые) ощущения.2. Вкусопоощрительный, где вся дрессировка

Из книги Переводы с собачьего, или Этология собаки в картинках автора Перехрюкин-Заломай Фрэнк

Из книги автора

Методы дрессировки Собаку дрессируют различными методами. Это комплекс способов и средств, с помощью которых вырабатываются условные рефлексы. В дрессировке собак применяются 4 основных метода: механический, вкусопоощрительный, контрастный и подражательный.С помощью

Из книги автора

СЕКРЕТНЫЕ МЕТОДЫ ДРЕССИРОВКИ Моя первая книга о собаках «Обреченные на любовь» вышла в свет в Калининградском издательстве сразу после начала перестройки. Тогда было большой смелостью вставить в нее несколько абзацев о методах дрессировки собак в спецвойсках Вермахта.

Из книги автора

Методы обучения, дрессировки и модификации поведения Д. Миллс (Daniel S. Mills)Поведение развивается на протяжении всей жизни в результате взаимодействия генетических факторов и окружающей среды. Генотип в принципе неизменен, но существует возможность управлять

Из книги автора

2. Методы дрессировки Гиперстимуляция основных инстинктовКроме метода доминирующей склонности (побуждающего мотива) есть и другой стиль дрессировки.Назвать его можно – гиперстимуляция основных инстинктов.При этом не надо думать, что основные инстинкты стимулируются

Из книги автора

Методы дрессировки. Индивидуальный подход Я не буду излагать прописные истины, известные еще со времен «Основ служебного собаководства», давно заросших мохом. Методы дрессировки, описанные там, радикально не менялись, это все те же игровой, вкусопоощрительный

Главные задачи дрессировщика состоят в том, чтобы добиться от собаки выполнения желаемого действия (вызвать проявление соответствующего безусловного рефлекса), а также выработать и закрепить условный рефлекс на определенный раздражитель (звуковую команду или жест). Чтобы добиться этого, в дрессировке используют определенные методы и приемы воздействия на собаку.

Различают четыре основных метода дрессировки: вкусо-поощрительный, механический, контрастный, подражательный.

Вкусо-поощрительный метод дрессировки состоит в том, что раздражителем, побуждающим собаку к выполнению желаемого действия, является пищевой раздражитель. При этом вид и запах пищевого раздражителя используют для побуждения собаки к совершению желаемого действия, а дачу лакомства - для закрепления выполненного действия.

Вкусо-поощрительный метод дрессировки применяют при отработке многих общих и специальных приемов дрессировки. Горячим сторонником и пропагандистом этого метода был известный советский дрессировщик В. Л. Дуров, который считал, что в основе дрессировки должен лежать принцип удовлетворения определенной биологической потребности животного и прежде всего потребности в пище.

Действительно, вкусо-поощрительный метод дрессировки имеет ряд положительных сторон. С его помощью у собаки быстро образуется большинство условных рефлексов. Наблюдается большая собаки в выполнении навыков, выработанных этим способом, укрепляется контакт с дрессировщиком, проявляется большая и собаки.

Однако наряду с этим вкусо-поощрительным методом дрессировки имеет и определенные недостатки. Он не обеспечивает безотказного выполнения приемов, особенно при наличии отвлекающих раздражителей; выполнение необходимых действий может ослабиться или исчезнуть в период сытости животного; с помощью только этого метода невозможно отработать все необходимые навыки.

Суть механического метода дрессировки заключается в том, что в качестве безусловного раздражителя используют различные механические раздражители, вызывающие у собаки защитный оборонительный рефлекс (например, рефлекс посадки при нажатии рукой на круп собаки). При этом механический раздражитель не только вызывает у собаки первоначальное действие (безусловный рефлекс), но используется и для подкрепления условного рефлекса (сглаживание). Характерная особенность рассматриваемого метода дрессировки состоит в том, что в этом случае собака выполняет желательные для дрессировщика действия по принуждению.

Положительная сторона механического метода дрессировки состоит в том, что все действия прочно закрепляются и безотказно выполняются собакой в привычных условиях.

К отрицательным сторонам механического метода дрессировки относится то, что частое его использование вызывает у некоторых собак угнетенное тормозное состояние и проявление недоверчивого отношения к дрессировщику (у собак с пассивно-оборонительной реакцией это проявляется в виде боязни и трусости, злобные собаки пытаются кусать дрессировщика). Только этим методом невозможно отработать все необходимые навыки.

Механический метод имеет большое значение в процессе дрессировки по некоторым специальным службам. Так, дрессировка собаки по караульной, защитно-караульной и розыскной службам в основном строится на использовании механических раздражителей (движения помощника, дразнящего собаку, нанесение ударов и т. д.). В этом случае применение указанного метода рассчитано на возбуждение у собаки оборонительной реакции в активно-защитной форме.

Контрастный метод является основным методом дрессировки служебных собак. Сущность этого метода состоит в определенном сочетании механического и поощрительного воздействия на собаку (дача лакомства, оглаживание, команда). При этом механические раздражители используют для побуждения собаки к выполнению желательных действий, а поощрительные раздражители - для закрепления этих действий. Например, чтобы приучить собаку контрастным методом к выполнению посадки, дрессировщик действует следующим образом. Держа собаку на коротком поводке у левой ноги в положении стоя, дрессировщик подает команду. После этого левой рукой он нажимает на круп собаки, прижимая се книзу, а правой рукой производит рывок поводком вверх. После такого воздействия безусловным механическим раздражителем собака совершает посадку. Дрессировщик закрепляет это действие дачей лакомства и сглаживанием, в результате у собаки устанавливается условный рефлекс на команду.

Этому методу дрессировки присущи достоинства вкусо-поощрительного и механического методов.

Преимущество контрастного метода; быстрое и стойкое закрепление условных рефлексов на определенные команды; четкое и охотное выполнение собакой всех действий, отработанных этим методом благодаря наличию у нее (пищевого возбуждения); сохранение и упрочение контакта между дрессировщиком и собакой; безотказное выполнение собакой отработанных действий в усложненных условиях (при наличии отвлечений и т. п.).

Опыт показал, что контрастный метод ускоряет процесс дрессировки и обеспечивает безотказность работы собаки в различных условиях окружающей среды. В этом - основная ценность контрастного метода.

Подражательный метод используют при дрессировке собак как вспомогательный способ. Например, при развитии злобности и закреплении лая у собаки караульной службы использование злобной, хорошо облаивающей собаки может стимулировать проявление злобности у менее возбудимой и плохо облаивающей собаки. Отработку преодоления препятствий также можно вести способом подражания. Особенно широкое применение может иметь этот метод в практике воспитания щенков.


| |

В обучении собак используются разные методы, и порой очень сложно понять, какой из них больше подходит вам и вашей собаке. В настоящее время все чаще используют оперантное обучение .

Собака может учиться по-разному. Вам выбирать, какие методы обучения по душе.

Такие разные методы…

В кинологии существует большое количество методов дрессировки. Довольно грубо я бы их разделила на две группы:

  • собака является пассивным участником процесса обучения (например, классический, давно известный механический метод: когда для того, чтобы обучить собаку команде «Сидеть», мы нажимаем собаке на круп, доставляя тем самым некоторый дискомфорт и провоцируя собаку сесть);
  • собака является активным участником обучения (например, той же команде «Сидеть» мы собаку можем обучить, показав собаке кусочек лакомства и затем заведя ладонь в область темечка собаки, провоцируя её задрать голову и, таким образом, опустить заднюю часть тела на землю).

Механический метод даёт довольно быстрый результат. Другое дело, что упрямые собаки (например, терьеры или аборигенные породы) упираются тем больше, чем сильнее на них давят: вы надавливаете на круп, а собака изгибается, чтобы не сесть.


Еще один нюанс: собаки с более подвижной нервной системой при таком подходе очень быстро демонстрируют то, что называется «состоянием выученной беспомощности». Собака понимает, что «шаг вправо, шаг влево - расстрел», и если она ошибется, ее сразу же начнут поправлять, причем зачастую достаточно неприятно. В результате собаки боятся принимать собственное решение, в новой ситуации теряются, не готовы проявлять инициативу, и это естественно: они привыкли, что за них все решает хозяин.


{banner_wikipetclub-rastuaj}

Я не буду давать оценок, хорошо это или плохо. Этот метод существует давно и применяется до сих пор. Раньше, за отсутствием альтернатив, работа строилась преимущественно данным методом, и мы получали хороших собак, которые работали и в вооруженных силах, то есть, на которых можно было рассчитывать в реальных сложных ситуациях. Но кинология не стоит на месте и, на мой взгляд, грех не использовать результаты новых исследований, учиться и использовать на практике новые знания.


На самом деле, уже довольно давно в кинологии используется оперантный метод, который начала применять Карен Прайор. Сперва она применяла его с морскими млекопитающими, но метод работает со всеми: с его помощью можно обучить шмеля загонять мячи в ворота, а золотую рыбку - прыгать через кольцо. Если даже это зверье обучается оперантным методом, то что уж говорить о собаках, лошадях, кошках и т.д.


Отличие оперантного метода от классического состоит в том, что собака является активным участником процесса дрессировки.



При обучении оперантным методом собаки активно принимают участие в процессе дрессировки и предлагают новые трюки.

Что такое оперантное обучение собак

Ещё в 30х годах 19 века учёный Эвард Ли Торндайк пришёл к выводу о том, что процесс обучения, в котором обучающийся является активным агентом и где правильные решения активно поощряются, даёт быстрый и стабильный результат.


Его опыт, который известен, как «Проблемный ящик Торндайка». Эксперимент заключался в том, что в деревянный ящик с решётчатыми стенами сажали голодную кошку, которая видела по ту сторону ящика еду. Животное могло открыть дверку, нажав на педаль внутри ящика или потянув за рычаг. Но кошка сперва пыталась достать еду, просовывая лапы сквозь решетку клетки. После серии неудач она обследовала все внутри, производила разнообразные действия. В конце концов, животное наступало на рычаг, и дверка открывалась. В результате многочисленных повторных про­цедур кошка постепенно переставала совершать лиш­ние действия и сразу нажимала на педаль.

Впоследствии эти эксперименты были продолжены Скиннером.

Результаты исследований привели к очень важному для дрессировки заключению: действия, которые по­ощряются, т. е. подкрепляются, с большей вероятностью возникают в последующих пробах, а те, которые не подкрепляются, не используются животным в последую­щих пробах.


Действия, которые подкрепляются, собака повторяет в дальнейшем.

Рассматривая оперантный метод обучения, мы не можем не остановиться на понятии квадранта оперантного обучения, то есть, основных принципов действия данного метода.


В основе квадранта находится мотивация животного. Отсюда, действие, которое совершает животное, может приводить к 2 результатам:

  • подкреплению мотивации собаки (собака получает то, что хотела, и в таком случае она будет чаще и чаще повторять это действие, т.к. оно приводит к удовлетворению желаний);
  • наказанию (собака получает то, чего НЕ хотела получить, и в таком случае собака будет избегать повторения данного действия).

В разных ситуациях одно и то же действие может быть для собаки как подкреплением, так и наказанием - всё зависит от мотивации.


Например, поглаживания. Предположим, что наша собака любит, когда её гладят. В той ситуации, если наш питомец расслаблен или скучает, поглаживания любимого хозяина, конечно же, будут служить подкреплением. Однако если наша собака находится в интенсивном процессе обучения, наше поглаживание придётся очень некстати, и собака вполне может воспринять его, как некоторое наказание.


Рассмотрим ещё один пример: наша собака разлаялась дома. Проанализируем мотивацию: собака может лаять по различным причинам, но мы сейчас разберём ситуацию, когда собака лает от скуки, с целью привлечения нашего внимания. Итак, мотивация собаки: привлечь к себе внимание хозяина. С точки зрения хозяина собака ведёт себя неправильно. Хозяин смотрит на собаку и прикрикивает на неё, пытаясь заставить её замолчать. Хозяин считает, что в данный момент он собаку наказал. Однако у собаки совсем иная точка зрения на этот счёт - мы же помним, что она жаждала внимания? Даже негативное внимание является вниманием. То есть, с точки зрения собаки, хозяин только что удовлетворил её мотивацию, тем самым подкрепив лай. И дальше мы обращаемся к выводам, которые сделал в прошлом веке Скиннер: действия, которые поощряются, повторяются с возрастающей частотой. То есть, мы, сами того не желая, формируем у нашего питомца поведение, которое нас раздражает.


{banner_wikipetclub-rastuaj}

Наказание и подкрепление бывает положительным и отрицательным. Разобраться нам поможет иллюстрация.


Положительное - это когда что-то добавляется. Отрицательное - что-то убирается.


На фото: Квардрант оперантного обучения

Например: собака совершила действие, за которое получила что-то приятное. Это положительное подкрепление . Собака села и получила за это кусочек лакомства.


Если собака совершила действие, вследствие которого получила что-то неприятное, речь идёт о положительном наказании - действие привело к наказанию. Собака попыталась стянуть со стола кусок еды, а на неё с грохотом упала тарелка и кастрюля заодно.


Если собака испытывает нечто неприятное, совершает действие, вследствие которого неприятный фактор исчезает - это отрицательное подкрепление . Например, при использовании механического метода дрессировки при обучении усадке мы нажимаем собаке на круп -доставляем ей неприятные ощущения. Как только собака садится, давление на круп исчезает. То есть, действие усадки прекращает неприятное воздействие на круп собаки.


Если же действие собаки прекращает то приятное, чем она наслаждалась до этого, речь идёт об отрицательном наказании . Например, собака играла с вами в мяч или в перетяжки - то есть, получала приятные эмоции. Разыгравшись, собака неосторожно и очень больно прихватила вас за палец, из-за чего вы прекратили игру с питомцем - действие собаки прекратило приятное развлечение.

Одно и то же действие может рассматриваться как различные типы наказания или подкрепления в зависимости от ситуации или участника этой ситуации.

Вернёмся к лающей дома от скуки собаке. Хозяин прикрикнул на собаку, та замолчала. То есть, с точки зрения хозяина, его действие (крик на собаку и последовавшая за ним тишина) прекратило неприятное действие - лай. Мы говорим в таком случае (в отношении хозяина) об отрицательном подкреплении. С точки зрения скучающей собаки, которая жаждет получить внимание хозяина любым способом, крик хозяина как реакция на лай собаки, является положительным подкреплением. Хотя, если собака боится своего хозяина, а лай для неё являлся самопоощряемым действием, то крик хозяина в данной ситуации является для собаки отрицательным наказанием.


Чаще всего в работе с собакой грамотный специалист использует положительное подкрепление и, немного, отрицательное наказание.



При оперантном обучении собаки чаще проявляют инициативу и более активны.

{banner_rastyajka-mob-2}
{banner_rastyajka-2}

Плюсы оперантного метода обучения собак

Как вы видите, в рамках оперантного метода центральным и активным звеном обучения является сама собака. У собаки в процессе обучения данным методом появляется возможность делать выводы, контролировать ситуацию и управлять ею.


Очень важным «бонусом» при использовании оперантного метода обучения является «побочный эффект»: собаки, привыкшие быть активными участниками дрессировочного процесса, становятся более инициативными, уверенными в себе (они ведь знают, что у них, в конце концов, все получается, они руководят миром, могут сдвинуть горы и повернуть вспять реки), у них повышается самоконтроль и умение работать во фрустрирующих условиях.

Они знают: даже если сейчас не получается, ничего страшного, stay calm and keep doing – продолжай пробовать, и тебя ждет награда!


Навык, который осваивается оперантным методом, имеет свойство закрепляться быстрее, нежели навык, который отрабатывается механическим методом. Так говорит статистика.


Сейчас я работаю только мягкими методами, но моя предыдущая собака была подготовлена с помощью контраста (метод кнута и пряника) и механики. И честно скажу: мне кажется, что положительное подкрепление, когда мы активно поощряем правильное поведение и игнорируем (и стараемся не допускать) неправильное, дает стабильный результат несколько позже, чем механический подход.


{banner_wikipetclub-rastuaj}

Но… я обеими руками голосую за работу мягкими методами, потому что оперантный метод - это не только дрессировка, это цельная система взаимодействия, философия наших отношений с собакой, которая является нашим другом и, зачастую, полноценным членом семьи.


Я предпочитаю поработать с собакой несколько дольше, но получить в итоге питомца, который фонтанирует энергией, идеями и чувством юмора, сохранил свою харизму. Питомца, отношения с которым строились на любви, уважении, желании и интересе работать со мной. Питомца, который доверяет мне безоговорочно и который жаждет работать со мной. Потому что ему интересно и весело работать, ему интересно и весело слушаться.



{banner_rastyajka-mob-3}