Open
Close

Истерический невроз у детей симптомы. Как проявляется и лечится истерический невроз у детей

Заболевание психики, спровоцированное травмой психологического характера, называется . Истерия или истерический невроз всегда проявляется психическими, неврологическими или соматическими расстройствами, оказывающими мощное негативное воздействие на нервную систему организма человека, особенно маленького ребенка, что в конечном итоге приводит к полной асоциализации больного.

Поведение пациента резко меняется, становясь достаточно демонстративным – больной начинает манипулировать окружающими , стремясь привлечь как можно больше внимания к собственной персоне. Кроме того, все пациенты с истерическим неврозом страдают излишней внушаемостью.

Внешние проявления заболевания достаточно явно выражены и знакомы многим родителям: малыш становится чрезмерно капризным, постоянно устраивает истерики с падением на пол. Необходимо отличать невроз от особенностей характера и педагогической запущенности ребенка. Достаточно часто причинами подобного поведения у малыша становятся резкие ограничения его действий со стороны родителей – до определенного момента ребенку можно было «все» и вдруг – ограничения, причем непоследовательные. Конечно, малыш не в состоянии понять логики взрослых и его истерики означают протест на запреты.

Внимание! Главное отличие истерического невроза, как заболевания, — малыш не хочет быть таким, его истерики происходят непроизвольно, он сам страдает от них, но ничего не может сделать.

Если малыш страдает истерическим неврозом, то родители достаточно часто замечают и такие признаки, как:

  • нарушения режима сна (бессонница);
  • частые головные боли и даже приступы учащенного сердцебиения;
  • малыш нередко жалуется на тошноту, боли в животе;
  • у него зачастую отсутствует аппетит.

Кроме того, профессиональным лечением истерического невроза у детей занимается психотерапевт, который, в зависимости от степени развития патологического процесса, применяет следующие методики:

  • специальные методы психотерапии;
  • медикаментозное воздействие лекарственными препаратами;
  • гомеопатия.

Внимание! Очень эффективным и успешным методом лечения невроза становится игровая терапия.


Чаще всего — без помощи не обойтись

Главная задача врача при лечении неврозов — определение причинно – следственной связи появления расстройства и ее устранение, что и становится основным методом терапии. Залогом полного и успешного выздоровления ребенка становится изменение его образа жизни и большое количество положительных перемен и эмоций.

Если у малыша появились первые признаки истерии и невроза, то лечение ни в коем случае не следует игнорировать или откладывать – развитие патологии приводит к достаточно серьезным последствиям, вплоть до полного изменения личности. Обычно, наряду с применяемыми методиками лечения, врачи советуют приобрести для ребенка простой аквариум с рыбками, ведь наблюдение за ними значительно успокаивает нервную систему малыша. Кроме того, родители обязаны правильно организовать режим дня, включая активные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры и посещение различных мероприятий, благотворно влияющих на развитие ребенка.

Во-первых, помните, невроз – это обратимое расстройство психического состояния человека, без искажения картины мира. Что это значит? То, что если невроз появился, от него надо избавляться и избавлять своего ребёнка. Совершенно необязательно с ним жить и мучиться! Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести, а в отношении к нему. Большинство родителей просто не обращают внимание на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно (само пройдет), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения.

Какие бывают неврозы:

1. Невроз страха.
Характерно приступообразное возникновение страхов, особенно при засыпании. Приступы страха продолжаются 10-30 мин., сопровождаются выраженной тревогой, нередко аффективными галлюцинациями и иллюзиями, вазовегетативными нарушениями. Содержание страхов зависит от возраста. У детей предшкольного и дошкольного возраста преобладают страхи темноты, одиночества, животных, которые напугали ребенка, персонажей из сказок, кинофильмов или придуманных родителями с «воспитательной» целью («черный дядька» и др.)
У детей младшего школьного возраста, особенно у первоклассников, иногда наблюдается вариант невроза страха, называемый «школьным неврозом», возникает сверхценный страх школы с ее непривычными для него дисциплиной, режимом, строгими учителями и т.п.; сопровождается отказом от посещения, уходами из школы и из дома, нарушениями навыков опрятности (дневной энурез и энкопрез), сниженным фоном настроения. К возникновению «школьного невроза» склонны дети, которые до школы воспитывались в домашних условиях.

2. Невроз навязчивых состояний.
Отличается преобладанием ранообразных навязчивых явлений, т.е. движений, действий, страхов, опасений, представлений и мыслей, возникающих неотступно вопреки желанию. Основными видами навязчивостей у детей являются навязчивые движения и действия (обсессии) и навязчивые страхи (фобии). В зависимости от преобладания тех или других условно выделяют невроз навязчивых действий (обессивный невроз) и невроз навязчивых страхов (фобический невроз). Часто встречаются смешанные навязчивости.
Обессивный дошкольного и младшего школьного возраста выражается преимущественно навязчивыми движениями – навязчивыми тиками, а также относительно простыми навязчивыми действиями. Навязчивые тики представляют собой разнообразные непроизвольные движения – мигания, наморщивание кожи лба, переносья, повороты головы, подергивания плечами, «шмыгание» носом, «хмыкание», покашливания (респираторные тики), похлопывания кистями рук, притоптывания ногами. Тикозные навязчивые движения связаны с эмоциональным напряжением, которое снимается двигательным разрядом и усиливается при задержке навязчивого движения.
При фобическом неврозе у детей более младшего возраста преобладают навязчивые страхи загрязнения, острых предметов (иголок), закрытых помещений. Детям старшего возраста и подросткам более свойственны навязчивые страхи болезни (кардиофобия, канцерофобия и др.) и смерти, страх подавиться при еде, страх покраснеть в присутствии посторонних, страх устного ответа в школе. Изредка у подростков встречаются контрастные навязчивые переживания. К ним относятся хульные и кощунственные мысли, т.е. представления и мысли, противоречащие желаниям и нравственным установкам подростка. Еще более редкой формой контрастных навязчивостей являются навязчивые влечения. Все эти переживания не реализуются и сопровождаются тревогой и страхом.

3.Депрессивный невроз.
Типичные проявления депрессивного невроза наблюдаются в подростковом и предподростковом возрасте. На первый план выступает подавленное настроение, сопровождающееся грустным выражением лица, бедной мимикой, тихой речью, замедленными движениями, плаксивостью, общим снижением активности, стремлением к одиночеству. В высказываниях преобладают психотравмирующие переживания, а также мысли о собственной малоценности, низком уровне способностей. Характерны снижение аппетита, уменьшение массы тела, запоры, бессоница.

4.Истерический невроз.
В младшем детском возрасте часто встречаются рудиментарные моторные припадки: падения с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол и аффект-респираторные приступы, которые возникают в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка, наказании и т.д. Наиболее редко у детей и подростков встречаются истерические сенсорные расстройства: гипер- и гипестезия кожи и слизистых, истерическая слепота (амавроз).

5.Неврастения (астенический невроз).
Возникновению неврастении у детей и подростков способствуют соматическая ослабленность и перегрузка различными дополнительными занятиями. Неврастения в выраженной форме встречается только у детей школьного возраста и подростков. Основные проявления невроза – повышенная раздражительность, несдержанность, гневливость и в то же время – истощаемость аффекта, легкий переход к плачу, утомляемость, плохая переносимость любого психического напряжения. Наблюдается вегетососудистая дистония, сниженный аппетит, расстройства сна. У детей более младшего возраста отмечаются двигательная расторможенность, неусидчивость, склонность к лишним движениям.

6.Ипохондрический невроз. Невротические расстройства, в структуре которых преобладают чрезмерная озабоченность своим здоровьем и склонность к необоснованным опасениям по поводу возможности возникновения того или иного заболевания. Встречается в основном у подростков.

Системные невротические проявления.

7.Невротическое заикание.
У мальчиков заикание возникает значительно чаще, чем у девочек. Расстройство в основном развивается в период становления речи (2-3 года) или в возрасте 4-5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи и формирование внутренней речи. Причинами невротического заикания могут быть острые, подострые и хронические психические травмы. У детей младшего возраста наряду с испугом частой причиной невротического заикания является внезапная разлука с родителями. Вместе с тем возникновению невротического заикания способствует ряд условий: информационные перегрузки, попытки родителей форсировать речевое и интеллектуальное развитие ребенка и др.

8.Невротические тики.
Объединяют разнообразные автоматизированные привычные движения (мигание, наморщивание кожи лба, крыльев носа, облизывание губ, подергивание головой, плечами, различные движения конечностями, туловищем), а также «покашливание», «хмыкание», «хрюкающие» звуки (респираторные тики), которые возникают в результате фиксации того или иного защитного движения, первоначально целесообразно. В части случаев тики относят к проявлениям невроза навязчивости. Вместе с тем нередко, особенно у детей дошкольного младшего школьного возраста, невротические тики не сопровождаются чувством внутренней несвободы, напряжения, стремлением к навязчивому повторению движения, т.е. не носят навязчивого характера. Невротические тики (включая навязчивые) – распространенное расстройство в детском возрасте, они обнаруживаются у мальчиков в 4,5% и у девочек в 2,6% случаев. Наиболее часты невротические тики в возрасте от 5 до 12 лет. Наряду с острыми и хроническими психическими травмами в происхождении невротических тиков играет роль местное раздражение (конъюнктивит, инородное тело глаза, воспаление слизистой верхних дыхательных путей и т.п.). Проявления невротических тиков довольно однотипны: преобладают тикозные движения в мышцах лица, шеи, плечевого пояса, респираторные тики. Часты сочетания с невротическим заиканием и энурезом.

9.Невротические расстройства сна.
У детей и подростков встречаются весьма часто, однако изучены недостаточно. Выражаются нарушениями засыпания, беспокойным сном с частыми движениями, расстройством глубины сна с ночными пробуждениями, ночными страхами, яркими устрашающими сновидениями, а также снохождениями и сноговорениями. Ночные страхи, встречающиеся в основном у детей дошкольного младшего школьного возраста. Невротические снохождения и сноговорения тесно связаны с содержанием сновидений.

10.Невротические расстройства аппетита (анорексия).
Характеризуются различными нарушениями пищевого поведения в связи с первичным снижением аппетита. Чаще всего наблюдается в раннем и дошкольном возрасте. Непосредственным поводом к возникновению невротической анорексии часто является попытка матери насильно накормить ребенка при его отказе от еды, перекармливание, случайное совпадение кормления с каким-либо неприятным впечатлением (испуг, связанный с тем, что ребенок случайно подавился, резкий окрик, ссора взрослых и т.п.). Проявления включают отсутствие у ребенка желания есть любую пищу или выраженную избирательность к еде с отказом от многих обычных продуктов, очень медленный процесс еды с долгим пережевыванием пищи, частые срыгивания и рвота во время еды. Наряду с этим наблюдаются пониженное настроение, капризность, плаксивость во время приема пищи.

11.Невротический энурез.
Неосознанное упускание мочи, преимущественно во время ночного сна. В этиологии энуреза, помимо психотравмирующих факторов, играют роль невропатические состояния, черты тормозимости и тревожности в характере, а такженаследственность. Ночное недержание мочи учащается при обострении психотравмирующей ситуации, после физических наказаний и т.п. Уже в конце дошкольного и начале школьного возраста появляются переживание недостатка, пониженная самооценка, тревожное ожидание нового упускания мочи. Это нередко ведет к нарушениям сна. Как правило, наблюдаются другие невротические расстройства: неустойчивость настроения, раздражительность, капризность, страхи, плаксивость, тики.

12.Невротический энкопрез.
Проявляется в непроизвольном выделении незначительного количества испражнений при отсутствии поражений спинного мозга, а также аномалий и других заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия. Встречается примерно в 10 раз реже энуреза, в основном у мальчиков в возрасте от 7 до 9 лет. Причины в очновном в длительной эмоциональной депривации, чрезмерно строгим требованиям к ребенку, внутрисемейному конфликту. Патогенез энкопреза не изучен. Клиника характеризуется нарушением навыка опрятности в виде появления небольшого количества испражнений при отсутствии позыва к дефекации. Часто ему сопутствует пониженное настроение, раздражительность, плаксивость, невротический энурез.

13. Патологические привычные действия.
Наиболее распространенными являются сосание пальцев, кусание ногтей (онихофагия), генитальные манипуляции (раздражение половых органов. Реже встречаются болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы на волосистой части головы и бровях (трихотилломания) и ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация) перед засыпанием у детей первых 2 лет жизни.

Причины невроза:

Основной причиной неврозов является психическая травма , но такая прямая связь наблюдается сравнительно редко. Возникновение невроза обусловлено часто не прямой и непосредственной реакцией личности на неблагоприятную ситуацию, а более или менее длительной переработкой личностью сложившейся ситуации и неспособностью адаптироваться к новым условиям. Чем больше личностная предрасположенность, тем меньшая психическая травма достаточна для развития невроза.
Итак, для возникновения невроза имеют значение:

1. факторы биологической природы: наследственность и конституция, перенесенные заболевания, беременность и роды, пол и возраст, особенности телосложения и т.д.

2. факторы психологической природы: преморбидные особенности личности, психические травмы детского возраста, ятрогении, психотравмирующие ситуаци.

3. факторы социальной природы: родительская семья, сексуальное воспитание, образование, профессия и трудовая деятельность.
Важными факторами при формировании невроза являются общеистощающие вредности:

  • Длительное недосыпание
  • Физические и умственные перегрузки

Истерический невроз – типичное расстройство для людей определенного типа личности. Таких особ отличает незрелость психики.

Их характерные черты – повышенная внушаемость, впечатлительность, мнительность. Женщины и мужчины истерического типа неспособны и не желают рассматривать иную точку зрения, отличающуюся от собственного мнения.

Истерики полагают, что мнение других людей вовсе не заслуживает внимания. Они воспринимают свои взгляды как единственно существующую жизненную позицию.

Факторы, провоцирующие зарождение неврозов у маленьких представителей человечества, бывают разнообразными. К ним относят причины наследственного характера или социально-психологические факторы. Кроме этого, также можно выделить определенную категорию ребят, которые наиболее подвержены риску приобретения неврозов.

Особенности неврозов у детей обусловлены развитием формирующейся личности. Детская личность в существенной мере определяется типом воспитания в семье. Различные типы неправильного воспитания (неприятие, гиперопека, потворствующая гиперопека, жесткое, авторитарное воспитание, гиперсоциализирующее контрастное воспитание) искажают зачастую биологические особенности детской личности и ее темперамент.

В первый черед, психологи рекомендуют родителям обратить внимание на существование определенных возрастных этапов у детей, на которых они наиболее восприимчивы в окружающей среде и негативу в ней, вследствие чего являются более психически уязвимыми.

Невроз у детей, преимущественно, начинает развиваться в возрастном периоде между двумя и тремя годами и между пятью и семью лет.

Данные периоды характеризуются специфическими особенностями. Первый период отличается устойчивым психологическим противостоянием малышей и их родителей. На этом этапе ребята вначале пытаются осознать, а впоследствии отстоять собственное место в мире.

Невроз у ребенка 3 лет считается довольно серьезным состоянием, так как на данном этапе малыш наиболее уязвим.

Невроз у ребенка 7 лет проявляется в остроте детского реагирования на различные травмирующие обстоятельства и невозможности надлежащим образом контролировать собственные реакции на такие обстоятельства и свое состояние.

Профилактика неврозов у детей, находящихся в кризисных периодах развития, заключается в их оберегании от провоцирующих и травмирующих факторов, обеспечении им комфортной жизнедеятельности.

  1. Главной причиной стоит выделить фатальную нагрузку на нервную систему - сильнейший стресс, приведший к неполадкам и различным отклонениям в работе нервной системы. Почвой для стресса могут послужить как внутренние разногласия, так и внешние причины. Порой для развития истерического невроза достаточно даже мелкой ссоры. Внутренний конфликт - вступление личности вразрез с собственными устоями, взглядами, желаниями и реально возможными действиями.
  2. Данная патология может являться осложнением после сильной психотравмы .
  3. Долгое нахождение человека в обстановке, где психологический настрой крайне напряжен , тоже может послужить поводом для рождения невроза.
  4. Гибель или известие о тяжелом заболевании близких людей.
  5. Окружающая среда и вредные привычки - многие факторы загрязненной окружающей среды могут негативно воздействовать на психику, как и вредные привычки. Пристрастие к алкогольной продукции, например.

У женщин

Отдельные виды детских неврозов

В психологической практике выделяют разные виды неврозов.

Существуют также такие признаки характеризующие детский невроз, как заикание и энурез.

Заикание

Страх у ребенка может быть проявлением невроза.

Причины неврозов у детей

Заикание

Наиболее успешным является лечение при устранении причины невроза. Психотерапевты, а именно они занимаются лечением неврозов, владеют многими методиками лечения: гипноз, средства гомеопатии, лечение сказками, игровая терапия. В некоторых случаях приходится применять медикаментозные средства. Для каждого конкретного ребенка подбирается индивидуальный подход к лечению.

Но основным лекарством является благоприятный климат в семье без ссор и конфликтов. Смех, радость, ощущение счастья сотрут имеющиеся стереотипы. Нельзя родителям пускать процесс на самотек: авось само пройдет. Неврозы надо лечить любовью и смехом. Чем чаще будет смеяться ребенок, тем успешнее и быстрее будет лечение.

Причина невроза – в семье. В вопросах воспитания ребенка взрослым членам семьи следует придти к разумному общему мнению.

Это не значит, что следует потакать всем прихотям ребенка или предоставлять ему чрезмерную свободу действий. Но неправильным будет и неограниченный диктат и лишение всяческой самостоятельности, гиперопека и давление родительским авторитетом, контроль за каждым шагом ребенка.

Такое воспитание порождает замкнутость и абсолютную безвольность – а это тоже проявление невроза. Следует найти золотую середину.

Детские неврозы. Консультация психолога

Специфические симптомы невротических расстройств обнаруживаются в выраженных приступах различных страхов, которые зачастую начинаются вечером перед отходом ко сну. Длительность их может составлять до 30 минут. Реже в тяжелых случаях таким приступам сопутствуют галлюцинации.

Расстройство, нередко встречающееся у детей и проявляющееся сериями движений навязчивого характера, нервным тиком и симптомом общего нарушения развития, называется неврозом навязчивых движений. При таком расстройстве движения могут быть разнообразными.

Наиболее часто у малышей встречаются следующие проявления невроза: сосание пальцев, покачивание головой или ее наклон в одну сторону, кручение волос, скрежет зубами, мелкие движения руками, пощипывание кожи и др..

Развитие неврозов у детей часто наступает вследствие сильного потрясения или психической травмы. Если у ребенка отмечается появление части перечисленных симптомов, то это еще не повод говорить о диагнозе невроза навязчивых состояний.

Часто такие симптомы являются всего лишь свидетельством процесса взросления, и по прошествии некоторого количества времени они проходят. В тех случаях, когда тики и движения навязчивого характера ярко выражены, мешают крохе нормально функционировать, и проявляются на протяжении довольно продолжительного времени, следует безотлагательно обратиться к врачу.

Навязчивые состояния у детей невозможно диагностировать при помощи тестов или других приемов. Они могут являться частью других, более серьезных заболеваний.

Нередко навязчивые движения путают с тиками, но если знать природу подобных явлений, то отличить их не представляется сложным. Тиком называют подергивания, непроизвольное сокращение мышц, которые невозможно контролировать.

Тики далеко не всегда определяются причинами психологического характера.

Навязчивые движения при помощи силы воли можно удержать. Они всегда будут являться результатом психологического дискомфорта, переживаемого ребенком.

Итак, о невротических состояниях навязчивых движений свидетельствуют такие симптомы: малыш грызет ногти, резко вращает головой, щелкает пальцами, дергает губой, обходит предметы либо только справа, либо слева, причмокивает, кусает губы, крутит пуговицы, дует на ладони.

Невозможно перечислить все движения навязчивого характера, так как они являются индивидуальными проявлениями. Главным признаком неврозов навязчивых состояний считается раздражающее повторение одинаковых движений.

При этом такие повторения нередко могут сопровождаться истерическими вспышками, бессонницей, нарушением аппетита, снижением работоспособности и чрезмерной плаксивостью.

Таким образом, навязчивые неврозы у детей дошкольного возраста отличаются превалированием разнообразных явлений навязчивого характера, то есть действий, страхов, представлений, появляющихся обязательно вопреки желанию.

В качестве патогенетической терапии при детских неврозах применяют психотерапию, которая, прежде всего, направлена на нормализацию обстановки в семье, улучшение системы взаимоотношений в браке и коррекцию воспитания. Для обеспечения нужного психосоматического фона с целью повышения эффективности психотерапии применяют медикаментозное лечение, физиотерапию и рефлексотерапию.

Психотерапия неврозов у детей условно подразделяется на три группы методов: на индивидуальную, семейную и групповую терапию.

Бороться с рассмотренными патологиями необходимо с помощью квалифицированных врачей. Основным методом лечения считается психотерапия при неврозах.

Она проводится индивидуально, в кругу семьи и группах с другими больными. Способы воздействия доктор подбирает индивидуально для каждого ребенка.

Препараты при неврозах у детей имеют второстепенное значение. Стандартно применяются растительные средства, витаминные комплексы, медикаменты для улучшения кровообращения в мозгу.

Подбором лекарств занимается только врач, самостоятельно давать малышу препараты нельзя.

Клинические признаки

О невротическом состоянии навязчивых движений свидетельствуют:

  • необходимость вращать какой-либо предмет в руках (ручка, пуговица)
  • стук пальцами о поверхность;
  • дерганье губой;
  • щелканье пальцами;
  • привычка грызть ногти.

Так, крохи в 2 или 3 года скорей всего будут сосать пальцы, скрежетать зубками, накручивать волосы и т. п.

Невроз страха у детей (тревожный невроз) в большинстве случаев проявляется приступами страха (сильная тревога, паническое состояние, внутреннее напряжение).

Основными симптомами могут быть:

  • учащенный пульс;
  • потливость;
  • затрудненное дыхание;
  • головокружения;
  • бессонница;
  • озноб.

Родители, которые хорошо контактируют со своим чадом смогут заменить нарушения в поведении малыша. Первые симптомы невроза у детей – это серьезный повод обратиться за помощью к квалифицированному специалисту.

Истерическое состояние

Развивается у детей, которые в семье единственные или у тех, кто является старшим. Причиной этому является неправильное отношение родителей. Ребенок привык, что взрослые выполняют любые его требования, как единственного и неповторимого. А когда обстановка меняется, он начинает капризничать, потому что не все происходит, как он привык.

Симптоматика заболевания

Истерический невроз справедливо называют «великим симулянтом», поскольку конверсионное расстройство может проявлять себя различными соматическими и неврологическими симптомами, которым больные приписывают особую тяжесть.

При этом наличие анатомических дефектов, серьезных сбоев или патологических процессов в организме не подтверждается при неоднократном проведении масштабных лабораторных и визуализационных методов исследования.

Рассмотрим симптомы каждой группы более подробно.

Двигательные расстройства

Истерический невроз может давать о себе знать в виде симптов функционального паралича – полного либо частичного отсутствия у больного произвольных движений. При осмотре больного может определяться парез – снижение силы скелетной мускулатуры.

При этом при конверсионных расстройствах не обнаруживается взаимосвязь между участком поражения и локализацией патологического очага в двигательном пути нервной системы.

Исследования в области психологии утверждают, что в неблагополучных семьях (в которых присутствуют скандалы, физическое насилие, неправильная модель воспитания) у ребят формируется враждебность, озлобленность, недоверие к людям.

Симптомами неврозов у детей являются:

К изменениям, происходящим на уровне соматического здоровья, относятся: снижение памяти, плохая реакция на звуки, свет, сбой ритмов сна, тахикардия, потливость, рассеянное внимание, и т. п.

Если классифицировать симптомы по возрастным критериям, мы будем иметь следующую картину:

  • В первый год жизни и до трех лет наблюдаются сбои соматических и вегетативных функций.
  • В четыре - десять лет наблюдаются сбои психомоторных функций.
  • У ребят от семи до двенадцати лет - сбои аффективных функций.
  • Сбои эмоциональных функций бывает у подростков двенадцати - шестнадцати лет.

Для начала стоит оговорить одну тонкость: описываемое заболевание - расстройство воздействующие на разные системы организма человека, среди которых различные сенсорные, вегетативные и соматические. Нервная система, бесспорно, страдает не меньше других.

1. В первую очередь нельзя не обратить внимание на традиционные средства проявления истерики:

  • - излишнее выражение эмоциональных переживаний ;
  • - подверженность легкому внушению;
  • - излишнюю драматизацию, зачастую в собственный адрес;
  • - постоянная повышенная возбужденность ;
  • - ненормальная степень озабоченности собственной привлекательностью по физиологическим параметрам;
  • - неустойчивость эмоционального фона;
  • - легкую поддаваемость воздействию внешних обстоятельств и окружающих людей.

2. Порой также выделяют:

  • - манипуляционную направленность поведения для немедленного удовлетворения собственных потребностей
  • - желание быть признанным и замеченным;
  • - из рамок вон выходящий уровень эгоцентричности ;
  • - самопоторство ;
  • - ненормальная реакция на действия посторонних людей, излишняя обидчивость.

Диагностика заболевания

Для установления правильного диагноза следует обратиться за консультацией к специалисту (психотерапевту или психологу).

Нередки случаи, когда требуется консультация не только врача-невролога и психолога, а также придется прибегнуть к услугам эпилептолога, нейрохирурга. Важнейшей задачей является выявление причин, которые могли стать основополагающими для развития заболевания.

Список исследований, которые придется пройти (не все являются обязательными, зависит от симптомов):

  • - МРТ спинного мозга;
  • - КТ опорно-двигательный системы ;
  • - УЗДГ шейных и головных сосудов;
  • - Реоэнцефалография ;
  • - Ангитография головных сосудов;
  • - Электромиография ;
  • - Электроэнцефалография;

Лечение расстройства

К медикаментозному лечению при таких расстройствах прибегают в редких случаях. Истерический невроз у детей лечится при помощи арт-терапии. Можно рисовать, играть и что-то моделировать вместе с родителями. Подобные методы дают выход лишним эмоциям ребенка. Можно использовать телесно-ориентированную терапию, чтобы снять зажатость мышц.

Медикаментозное лечение конверсионных расстройств избирается в индивидуальном порядке в зависимости от особенностей личностного портера пациента и его возраста. Больным старше 18 лет чаще всего назначают курс лечения транквилизаторами бензодиазепинового ряда.

Прием бензодиазепинов ограничен периодом в две недели. Детям и подросткам в большинстве случаев рекомендуют прием седативных средств растительного происхождения.

При тяжелом и упорном течении истерического невроза в схему медикаментозного лечения подключают антипсихотики, действующие на коррекцию поведения человека.

Фундаментальным принципом лечения истерического невроза является использование современных методов психотерапии. Психотерапевтическое воздействие необходимо, в первую очередь, для установления деструктивных звеньев в мышлении человека и обнаружения личностных факторов, способствующих развитию невротических реакций.

Психотерапевтическое лечение также предусматривает ознакомление больного с особенностями его заболевания. На сеансах психотерапии клиент овладевает навыками контроля над своим мышлением и эмоциональным состоянием.

Психотерапия выполняет просветительские функции: врач разъясняет пациенту о нецелесообразности использования им демонстративного поведения. Психотерапевт направляет человека на устранение существующих комплексов и мотивирует на приобретение позитивных черт характера.

На психотерапевтических сессиях клиент раскрывает особенности своей личности и обретает индивидуальность. Он обучается способам гармоничного существования с самим собой и узнает, как достигнуть взаимопонимания в обществе.

Психотерапевтическое лечение дает человеку инструмент для адекватного решения проблем и преодоления конфликтных ситуаций.

Главный вопрос, волнующий родителей, как лечить невроз у ребенка?

Именно психотерапевт занимается устранением истинной причины развития расстройств. Он расскажет, как лечат детей от неврозов. Для этого применяются различные методики, среди которых гомеопатические лекарства, гипнотическое влияние, сказочная или игровая терапия. Иногда требуется вмешательство медицинских препаратов, каждый пациент – это индивидуальный подход.

Основное лечение детского невроза – это семейное благополучие, отсутствие ссор и конфликтов. Необходимо, чтобы дома царила веселая и радостная обстановка. Нельзя оставлять на самотек любые нарушения, связанные с поведением ребенка. Самостоятельно не пройдет, необходимо лечить чадо, используя смех и радость. Чем больше малыш будет улыбаться, тем быстрее он поправится.

Родители должны выбрать разумные меры воспитания, не стоит выполнять все прихоти малыша или строго ограничивать его во всем. Подобные действия приведут к развитию замкнутости и безвольности, что станет началом развития неврозов. Важно найти золотую середину.

Это достаточно непростой процесс, требующий использования комбинированных походов, направленных на устранение факторов развития, создания благоприятных условий, психо и общеукрепляющуютерапии. Необходимо избавить пациента от фобий, определенных навязчивых состояний и восстановить эмоционально-психический фон.

Этот метод избавления от недуга стоит рассмотреть более детально. Не стоит экспериментировать над собой, заниматься самолечением, наугад выбирая лекарство - такая политика может свести со светлой дорожки неизвестно куда. Врач сам подберет нужные медикаменты, ведь это в его компетенции, являющиеся самыми эффективными для каждого пациента единолично.

Медикаментозная терапия

Терапия с помощью лекарственных средств имеет второстепенное значение в процессе лечения. Как правило, она проводится перед психотерапией. Назначаются:

  • общеукрепляющие, тонизирующие препараты (витамины группы В, С, препараты кальция);
  • ноотропы (пирацетам);
  • препараты для уменьшения количества жидкости в организме или отдельных органах (диуретики);
  • настойки из лекарственных трав (травы, оказывающие успокаивающее действие);
  • транквилизаторы - применяются только в случае чрезмерной активности, расторможенности (хлордиазепоксид);
  • физиотерапия (электрофорез, электросон);
  • возможно применение малых доз антидепрессантов (имипрапин).

Следует помнить, что только врач может назначить препараты, необходимые для лечения заболевания.

Психическое здоровье ребенка не менее важно, чем физическое. Без адекватного лечения любые нарушения в работе центральной нервной системы у малышей прогрессируют. В результате психогенные проблемы никуда не исчезают, оставаясь и в подростковом, и во взрослом возрасте.

Невроз – что это такое?

Главной причиной пренебрежения этой группой заболеваний считается непонимание их сути и серьезности. Родителям важно скрупулезно изучить невроз – что это в медицине, по каким причинам возникает и как с ним бороться. Специалисты определяют данную патологию как расстройство, вызванное реакцией личности на внезапную, острую или продолжительную психологическую травму. Болезнь не может возникнуть в возрасте до 3-х лет, она диагностируется преимущественно у дошкольников и подростков. Уровень психического развития малышей слишком примитивный для личностных реакций.

Невроз – виды и причины

Указанная группа патологий провоцируется разными факторами в зависимости от формы нарушений психики. Виды неврозов у детей:

  • навязчивые состояния;
  • истерия;
  • депрессивные эпизоды;
  • неврастения;
  • ипохондрия;
  • логоневроз;
  • сомнамбулизм;
  • анорексия.

Другое название этого типа заболевания – обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР). Оно включает невроз навязчивых движений у детей, тревожных идей и мыслей. Представленная болезнь считается мультифакторной. ОКР могут провоцировать сразу несколько причин:

  • генетическая предрасположенность;
  • инфекции (корь, мононуклеоз, гепатит);
  • острые психологические травмы;
  • необоснованные страхи.

Толчком к развитию синдрома навязчивых состояний часто являются фобии. Сначала малыш долго не может избавиться от пугающих мыслей или фантазий (обсессий). Постепенно его мозг приспосабливается к ним, вырабатывая странный защитный механизм – навязчивые действия (компульсии). Ребенку приходится выполнять какие-то обязательные ритуалы, чтобы его страхи не материализовались, например, прыгнуть 5 раз перед заходом в лифт или темную комнату, трижды вымыть руки после общения с незнакомцем и другие.

В большинстве случаев сложно на ранних стадиях заподозрить этот невроз у детей – симптомы могут долго оставаться скрытыми, особенно если присутствуют только навязчивые мысли, которые ребенок держит в себе. Вероятные признаки:


  • необоснованные опасения и страхи;
  • фобии;
  • категорический отказ посещения определенных мест, мероприятий, выполнения простых действий;
  • многократно повторяющиеся движения (моргание, почесывание, облизывание губ);
  • навязчивые влечения (читать, считать что-то, сортировать еду по цвету);
  • обкусывание ногтей;
  • выдергивание, жевание волос;
  • расчесывание, повреждение кожи;
  • тик и другие.

Истерический невроз у детей

Основной причиной рассматриваемой формы заболевания считаются погрешности в воспитании. Чаще диагностируются истерические неврозы у детей дошкольного возраста, иногда они наблюдаются у подростков. Нарушение психики начинается на фоне внутреннего конфликта, когда уровень ожиданий или требований окружающих выше реальных возможностей ребенка. Особенно подвержены патологии малыши, которых в семье идеализируют (эгоцентрическое воспитание), избаловывают.

В раннем возрасте истерия выглядит как дыхательный невроз у детей – аффективно-респираторные припадки. Они развиваются одновременно с плачем, вызванным гневом, недовольством малыша из-за неудовлетворения его желаний, прямых отказов. Параллельно с приступом задержки дыхания ребенок сознательно усиливает эффект истерии – падает на пол, демонстративно корчится, закатывает глаза. Для таких действий характерна наигранность и театральность. Приступы могут продолжаться до нескольких часов, если есть «зрители». Подростки имитируют эпилептические припадки и удушье.

Описываемая форма заболевания является самой трудной в плане диагностики. Такие неврозы у детей сложно распознать из-за многообразия симптомов, редко соответствующих типичной картине «взрослой» депрессии. Причинами патологии служат любые психологические травмы:

  • разлука с близкими;
  • смерть одного из членов семьи;
  • развод родителей;
  • скандалы между родственниками;
  • очевидное отставание в развитии от сверстников;
  • дефекты внешности;
  • инвалидность;
  • сиротство;
  • избыточная требовательность родителей;
  • безответные чувства;
  • проблемы с гендерной идентификацией;
  • сексуальная ориентация и аналогичные.

Депрессивные неврозы у детей и подростков не имеют специфических признаков. Клиническая картина зависит от возраста ребенка, его характера, окружения, отношений в семье и других индивидуальных особенностей. Возможные симптомы:


  • заторможенность;
  • апатия;
  • перепады настроения;
  • желание уединения;
  • раздражительность;
  • сонливость;
  • тихая речь;
  • скудная мимика;
  • озлобленность;
  • грубость;
  • капризность;
  • задумчивость;
  • моторное беспокойство и подобные поведенческие изменения.

Неврастения у детей

В отличие от предыдущих типов болезни эта форма может возникнуть у маленького ребенка, 1-2 лет. Существует много факторов, провоцирующих данный невроз – причины:

  • наследственность;
  • эмоциональная нестабильность матери в период беременности;
  • страхи;
  • жестокие наказания;
  • развод;
  • переезд;
  • начало посещения детского сада или школы;
  • смерть в семье;
  • предвзятое отношение педагогов и родителей;
  • напряженная обстановка дома и другие психоэмоциональные травмы.

Неврастения характеризуется специфической клинической картиной:

  • нарушения сна;
  • раздражительность;
  • частые смены настроения;
  • плаксивость;
  • бурные вспышки гнева, переходящие в раскаяние;
  • невнимательность;
  • головная боль;
  • сильная утомляемость;
  • ухудшение работоспособности;
  • расстройства интеллектуальной деятельности.

Ипохондрия у детей

Представленному типу болезни сильнее подвержены малыши, которых чрезмерно опекают, водят к врачу при незначительных проблемах. Есть и другие причины неврозов у детей с признаками ипохондрии:

  • психологическая травма;
  • тяжелое заболевание у одного из членов семьи;
  • смерть родственника от какой-то патологии;
  • фобии;
  • серьезные болезни, перенесенные ребенком ранее;
  • запрет на проявление слабости («Мужчины не плачут»);
  • воспитание запугиванием.

Такие неврозы у детей имеют нетипичные симптомы, напоминающие другие психические расстройства:

  • постоянное волнение;
  • головокружения и тошнота;
  • необоснованные страхи;
  • предобморочные состояния;
  • сильная потливость;
  • иногда – тремор рук;
  • брезгливость;
  • неприятие поцелуев, объятий, рукопожатий и прикосновений;
  • самостоятельная изоляция в социуме;
  • замкнутость;
  • навязчивые действия, связанные с гигиеной (мытье рук, использование платка) и другие.

Логоневроз у детей

Рассматриваемая патология еще известна как заикание, у него всего 2 основные причины. Логоневроз – это результат наследственной предрасположенности к речевым расстройствам или последствие сильного испуга. Заикание представляет собой острое нарушение плавности и ритма разговора из-за судорог речевых мышц. Иногда оно сопровождается сопутствующими симптомами – тиком лица, притоптыванием, пощелкиванием пальцами и аналогичными действиями.


Страдают многие малыши, часто его провоцируют генетические факторы. Сомнамбулические неврозы у детей могут возникнуть и по другим причинам:

  • психологическая травма;
  • черепно-мозговое повреждение;
  • аномалии развития мозга;
  • энцефалопатия;
  • конфликты в семье;
  • нейроинфекции;
  • интоксикации и аналогичные.
  • Диагностировать лунатизм легко по его типичным признакам – хождению, разговорам, активным действиям во сне. Развитие неврозов у детей опасно, сомнамбулизм часто приводит к увечьям, иногда со смертельным исходом (выпадение из окна, удар виском). При прогрессирующем заболевании ребенок может вести себя агрессивно во время припадка, наносить вред окружающим людям.

    Нервная анорексия у детей

    Главной причиной полного отказа от еды является желание похудеть, поэтому описываемой болезни сильнее подвержены девочки-подростки. В остальных случаях анорексия сопровождает другие психоэмоциональные расстройства – депрессию, ипохондрию, истерию. Признаки невроза у детей включают физиологические и поведенческие нарушения:

    • сухость кожи;
    • выраженное снижение веса;
    • страх ожирения;
    • искаженное представление о массе своего тела;
    • чувство неполноценности;
    • выпадение волос;
    • запоры;
    • обезвоживание;
    • утомляемость;
    • желтуха;
    • боли в животе;
    • отрицание голода;
    • аменорея у девочек;
    • плохая переносимость холода;
    • апатия;
    • ломкость ногтей и другие.

    Лечение неврозов у детей

    Бороться с рассмотренными патологиями необходимо с помощью квалифицированных врачей. Основным методом лечения считается психотерапия при неврозах. Она проводится индивидуально, в кругу семьи и группах с другими больными. Способы воздействия доктор подбирает индивидуально для каждого ребенка. Препараты при неврозах у детей имеют второстепенное значение. Стандартно применяются растительные средства, витаминные комплексы, медикаменты для улучшения кровообращения в мозгу. Подбором лекарств занимается только врач, самостоятельно давать малышу препараты нельзя.

    Профилактика неврозов у детей

    Превентивные мероприятия не требуют приема никаких медикаментов. Предотвратить неврозы у маленьких детей и остановить их дальнейшее прогрессирование помогает нормализация режима дня, создание комфортного эмоционального климата в семье, правильное воспитание и неподдельная любовь родителей. Если ребенок склонен к психическим расстройствам, необходимо подобрать ему хорошего психолога и увлекательные хобби. Эффективной будет игровая и при неврозах, посещение специальных детских групп, сеансы общения с животными.

    Тема детских неврозов очень распространена в настоящее время и активно обсуждается педагогами, психологами и врачами. С каждым годом число детей, стоящих на учете у невропатолога неуклонно растет. Все чаще в наш центр обращаются родители, чьи дети страдают заиканием, тиками, энурезами и прочими невротическими расстройствами. В этой статье мы поговорим о том, что такое невроз, какие формы невроза встречаются, где лежат его корни и как можно предотвратить развитие у ребенка невроза.

    Невроз у детей - это такое нарушение здоровья, которое затрудняет приспособление организма к условиям жизненной среды, искажает восприятие человеком событий и приводит к развитию заболеваний нервной системы.

    Общепризнанны три формы невроза: неврастения, невроз навязчивых состояний и

    истерический невроз, н еврастения

    К неврастении чаще всего приходят детки с комплексом «гадкого утенка». При движении к неврастении ребенок с одной стороны мучительно страдает от неуверенности в себе, но с другой - пытается бороться и сохранить чувство собственного достоинства. Когда удается победить неуверенность и страх, он действует решительно и смело. Когда же побеждает чувство неуверенности в себе — он отказывается от натиска и действия. Эта борьба разных состояний получила название «внутренний конфликт». Ребенок, имеющий внутренний конфликт, контрастен — одновременно смел и боязлив.

    И если вдруг этот ребенок столкнется с сокрушительной неудачей или тяжелым унижением, которое выявит его несостоятельность, то произойдет острая психическая травматизация. Часто бывает, что ребенок старается изо всех сил, но результаты его труда оцениваются как плохие, или же над ним посмеялись, унизили, избили, а он проявил слабость и не сумел достойно ответить. В этом случае он окончательно и бесповоротно разуверился в себе. Его внутренний конфликт исчез, и он сделал выбор в пользу отказа от чувства достоинства.

    Смириться со своей никчемностью тяжело даже для взрослого человека, а для ребенка это и вовсе кажется невыполнимой задачей, поскольку это может серьезно исказить его судьбу. Поэтому, для сохранения психики ребенка в действие вступает психологическая защита. Ее суть заключается в неком неосознаваемом самообмане: ребенок искренне убежден, что он хорош всегда и во всем, а вина лежит на окружающих; что не он слаб, а жизнь несправедлива к нему. В результате чувство достоинства, и чувство несостоятельности исчезает . При неврастении ребенок неосознанно предъявляет родителям «невротическую астению», проявляющуюся в виде усталости и слабости. Всем своим обликом он как бы заявляет родителям: «Вы же видите, что я еле жив, что же вы от меня требуете, оставьте меня в покое». И его оставляют в покое: ему начинают во всем уступать жалеть его, отгораживать от ответственности. В итоге, ребенок получает то, чего неосознанно желал: он капитулировал и сохранил при этом чувство достоинства, потому что уверен: «Если бы я был здоров, я был бы суперменом!

    Невроз навязчивых состояний

    К неврозу навязчивых состояний склонны дети, при воспитании которых или в связи с неблагоприятными обстоятельствами их жизни чрезвычайно усиливается стремление к безопасности и тревожность. Для таких детей свойственна фиксированность только на себе, на своей безопасности, на своем благополучии, на своих проблемах с игнорированием интересов и проблем всех других людей; крайняя тревожность и мнительность относительно себя и своего здоровья, благополучия.

    К неврозу навязчивых состояний может привести наличие различных фобий — страха чего-то или кого-то. Например, ребенок панически боится заражения «микробами», часами моет руки. Другой опасается транспорта и никогда не переходит дорогу самостоятельно. Третий панически боится мостов, четвертый опасается острых предметов, отворачивает от себя острия ножей и вилок. Это могут быть фобии темных подъездов, лифтов, автоматически закрывающихся дверей, толпы, пустынных и прочих мест, из которых затруднен выход. В этих фобиях наблюдается осознанный устойчивый страх смерти или несчастного случая.

    Безопасность и благополучие для такого ребенка тесно связаны с благополучием родителей. Болезнь или любая другая угроза себе или родителям, все, что грозит благополучию, — острая психическая травматизация для такого ребенка . Вся жизнь такого ребенка направлена на создание и поддержание безопасности. В этом случае на помощь ребенку приходит психологическая защита, которая проявляется в виде символических ритуалов. И это уже истинный невроз навязчивых состояний.

    Подобные ритуалы повсеместны, и многие суеверные люди часто используют их в особых ситуациях (стучат три раза по дереву или трижды плюют через левое плечо). Однако, дети, страдающие неврозом навязчивых состояний, защищаясь от тревоги и страха, стремятся постоянно воспроизводить ритуальные действия, чтобы достичь «сверхбезопасности» . Они особым образом взмахивают руками, при ходьбе притоптывают, пройдя несколько шагов, делают полный оборот, как бы выполняя команду «кругом», и только после этого идут дальше. Они поминутно приседают, или обходят темные пятна на дороге, или поднимаются по лестнице, перешагивая, например, только через две ступени. Иногда такие дети ритуально ходят только зигзагами. Они не садятся в транспорт с непринимаемым номером; дотрагиваются с целью обезопасить себя до всех или каких-то определенных предметов. Дети с неврозом навязчивых состояний определенным образом садятся и встают, раздеваются и одеваются, складывают одежду так, чтобы брюки были обязательно сверху или снизу. Ритуалы, навязчивые действия успокаивают их. Так они защищаются от страхов, в основе которых страх смерти, беды, неблагополучия.

    При этой форме невроза вместо мужественной борьбы с трудностями, вместо естественного интереса ко всему в этом прекрасном мире, вместо счастливого, беззаботного детства ребенок замыкается только на своих узкоэгоистических проблемах, на состоянии своего здоровья и, главное, замещает реальную жизнь иллюзорным миром символики.

    Трихотилломания — навязчивое выдергивание волос, бровей и ресниц, очень распространенная форма невроза навязчивых состояний. Ребенок делает это автоматически, не отдавая себе отчета — для чего. Он не только не испытывает боли, но, напротив, переживает некое глубинное удовлетворение. Порой он и сам недоумевает, глядя в зеркало на результат своих действий. Он обещает больше не делать этого, держится какое-то время. Но вот он отвлекся, читает или смотрит телевизионную передачу, а пальцы автоматически уже в волосах…

    Известно, что к волосам на голове, бровям, ресницам, как и к бороде, у человека издревле особое отношение. Остричь человека, обрезать ему бороду нередко считалось оскорблением, бесчестьем, потерей достоинства. Так и ребенок неосознанно лишает себя волос, бровей и ресниц из чувства вины или из-за нестерпимой досады на себя самого, на свои промахи, неудачи, поражения. Как правило, в семье детей с трихотилломанией остро стоит вопрос принятия. Возможно, родители слишком грубы по отношению к ребенку, жестко критикуют его действия или отвергают его внешний вид. Дети воспринимают такое неприятие как собственную виновность, никчемность. Они не ищут виновных на стороне, они считают, что, раз их не любят, значит, они плохие.

    Таким образом, при трихотилломании имеет место символический ритуал навязчивых действий. Обезобразив себя, ребенок ощущает неосознаваемое удовлетворение, защищая, таким образом, свое чувство достоинства: «Я плохой, я в чем-то виноват, но я сам наказываю себя!»

    Истерический невроз

    Истерический невроз возникает, как правило, у детей, отличающихся крайней эгоцентричностью, требовательностью, склонностью всегда и во всех случаях, что бы ни случилось, обвинять других. Ребенок может гневно осуждать бабушку за то, что он ударил ее и у него болит рука. Такие дети отличаются «социальным инфантилизмом»: они как бы задерживаются в развитии на этапе раннего детства, когда «все можно», и от ребенка в данном случае ничего не требуют. Характерно игнорирование понятий «надо» и «нельзя», «стыдно». Властвует «хочу!» и «не хочу!».

    Однако и у этих детей есть чувство несостоятельности, поскольку низка самооценка из-за ощущения ими своей беспомощности в реальной жизни. Поэтому сорваться в невроз такому ребенку легко, любая неудача или презрение окружающих подрывает их самомнение. И это будет истерический невроз.

    Пока у такого ребенка «все в порядке», пока родители ему «служат» , прикрывая его от требований реальной жизни, устраняя все трудности и угрозы, он все-таки как-то учитывает интересы других и понимает, что есть некие границы дозволенности и приличий. Внутренний конфликт у таких детей разворачивается между «не хочу», «но надо», между «хочу», «но нельзя», «стыдно».

    Острая психическая травматизация для такого ребенка — все, что конфликтно противоречит «хочу» или «не хочу». Это резко возросшие требования к нему, когда с его «хочу» или «не хочу» перестают считаться и вместо этого начинают что-то требовать от него (такое часто случается в яслях или детском саду, школе, при встрече со сверстниками). Ребенок воспринимает такие условия шокирующими, ухудшающими условия его жизни. Тогда внутренний конфликт разрешается в пользу эгоцентричности, «надо», «нельзя» и «стыдно» отбрасываются. Однако подобное надо объяснить себе и другим. И возникает психологическая защита в форме «бегства в болезнь», «инвалидной реакции». Ведь больные люди имеют свои привилегии, право на льготы, послабления, защиту от трудностей и сложностей жизни.

    И он защищается поведением, которое принято характеризовать как идущую из древности форму приспособления слабых. Известно, что животные, неспособные себя защитить, при опасности нередко демонстрируют мнимую смерть и хищник не видит их, поскольку они неподвижны, или отказывается от «мертвого». Подобно этому, ребенок в стрессовой ситуации имеет тенденцию к «замиранию». Истеричный невроз - это приспособление слабых, поэтому он имеет место даже у самых маленьких.

    При истерическом неврозе ребенок приспосабливается через удивительную способность неосознанно воссоздавать модель любого заболевания. Например, он может перестать посещать детский сад, школу, заболев гриппом. Неосознаваемо следует «приказ» центру терморегуляции — и температура тела повышена. «Надо» — и паралично повисает рука, опускаются веки, начинается сильный кашель, рвоты и т.д.

    В отличие от неврастении, когда неосознанно хотят, чтобы «оставили в покое», истерический невроз — это решение своих эгоистических проблем руками других. Истерический симптом всегда имеет адресата. Почти всегда он адресуется родителям. Мать волнует болезнь ребенка — и он болеет. Она нервничает, если у ребенка плохой аппетит, — и он не ест. Если события не повернуть вспять, так будет всегда, даже когда он станет взрослым, только сменится адресат: им могут стать муж, сослуживцы и т.д. У ребенка, страдающего истерическим неврозом, как и при неврастении или неврозе навязчивых состояний могут быть тики. Но если в первом случае ребенок стремится их скрыть, то при истерии как раз в кабинете врача они наиболее часты и демонстративны.

    Ребенок с истерическим неврозом уверен, что тяжело и хронически болен. И таков он везде — дома и вне его. Если он не желает ходить в детский сад и отпускать от себя мать-служанку, на его пороге он бледнеет, у него обморок, рвота, высокая температура. В итоге он и не будет посещать детский сад. Но не стоит забывать, что каждая новая льгота или поблажка закрепляют и усиливают его истерический невроз.

    Распространенные формы истерического невроза:

    1. Энкопрез — недержание кала. Есть и обратная реакция, когда дети, напротив, задерживают дефекацию на пять — семь дней, повергая родителей в панику. Энкопрезом чаще страдают мальчики в возрасте от 4-5 до 8, редко до 14-15 лет. Как истерический симптом он возникает у мальчиков, матери которых особенно тревожно следят за регулярностью физиологических отправлений ребенка. При энкопрезе ребенок постоянно упускает кал, пачкая трусики, при этом, как бы, не чувствуя этого. Иногда дети измазывают калом кровать матери, одеяло, стенку кровати. Таким образом, они символически как бы закрепляют за собой определенную территорию и саму мать. Энкопрез как истерический синдром часто возникает при появлении в семье отчима или младшего ребенка (как и в случаях с истерическим недержанием мочи), а также при угрозе развода родителей. Энкопрез отвлекает внимание матери от младшего; отец, собравшийся уйти из семьи, остается в ней, поскольку «тяжело болен ребенок»; отчим, шокированный странным заболеванием ребенка и тяжелым запахом в квартире, как правило, быстро исчезает, и мать снова безраздельно принадлежит ребенку.
    2. Элективный мутизм . Чаще встречается у девочек. Как правило, дома, с родными, такая девочка болтлива, а в детском садике молчит, и воспитатели не могут добиться от нее ни слова. Это позволяет ей быть на особом положении. Ее водят только за руку. Ее знает весь персонал. Ее буквально охраняют, мать после работы стремглав мчится за ней. Если такую больную вовремя не излечить, то и в школе она также промолчит один-два года, и тогда преодоление болезни окажется очень трудным, ибо количество льгот возрастает. В конце концов, она способна добиться того, что вообще перестанет посещать школу, а школа в лице учительницы сама придет к ней на дом.

    Остро возникающие неврозы.

    Это особый вид невроза, который может возникнуть без наличия у ребенка определенных психологических особенностей. Причина его возникновения заключается в очень резкой и тяжелой психической травматизации. Она потрясает ребенка до самых глубин и мгновенно изменяет его отношение к себе, к другим и к жизни. Характер психической травматизации определяет в подобных случаях форму невроза. Если она нестерпимо унизила, тогда имеет место неврастения; она сильно испугала, пережиты ужас, угроза жизни или благополучию — невроз навязчивых состояний; она угрожает личным интересам ребенка — и тогда возникает истерический невроз.

    Невроз как результат одного, мгновенного удара направлен против повторения подобного переживания. Классический пример возникновения «мгновенного» невроза — случай с ребенком, который забрался в холодильник, а дверца захлопнулась. Он бился телом о дверцу, но она не открылась. Холод, темнота, нехватка воздуха заставили ребенка поверить в приближающуюся смерть. И ребенок замер, сдался, психологически пережив смерть. Его нашли, спасли, утешили, но ситуация неосознанно зафиксировалась в психике, и возникла установка: «Буду всегда осторожен». Возникли символические ритуалы, в основе которых борьба со страхом смерти, несчастного случая, то есть невроз навязчивых состояний.

    Говоря о психической травматизации, следует заметить, что она не всегда очевидна, особенно у детей. То, что взрослым представляется чушью, у ребенка может вызвать психологический шок. Напротив, ребенок не всегда способен понять, что разыгравшееся на его глазах — трагедия. У детей свои ценности, свои понятия о страшном, о жизни и смерти.

    Итак, для развития невроза любого типа характерно:

    1. Наличие у ребенка определенного психологического типа, который складывается в определенных условиях воспитания (предневроз);
    2. Наличие внутреннего конфликта, в котором находится ребенок;
    3. Психическая травматизация, приводящая к разрешению внутреннего конфликта;
    4. Активизация защитной психологической функции (в роли которой и выступает сам невроз).

    Как предупредить и излечить невроз?

    Очевидно, что невроз - это не просто привычка, а очень серьезное заболевание. Поэтому, его легче предупредить, нежели излечить. Однако, вылечить невроз тоже вполне реально, но это требует гораздо больших усилий и совместной работы родителей и психотерапевта.

    Для начала, отметим, что ребенку, страдающему неврозом, никогда не говорят: «Возьми себя в руки». Как раз этого он и не может сделать без преодоления самого невроза, и такое требование только усиливает у него чувство несостоятельности.

    Если ребенка дразнят за его внешний вид, говоря ему, что он «толстый», или «слабак», не стоит его утешать или говорить, чтобы он не обращал на это внимание. Ребенок сталкивается с реальностью, которая, увы, бывает жестока. И вместо того, чтобы утешать его, подкрепляя в нем чувство несостоятельности, его следует готовить к жизни в этом мире и равноправному общению со сверстниками. Если у ребенка лишний вес, ему нужно прописать определенный режим, диету и физические упражнения. Чтобы привнести в сознание ребенка струйку гордости собой, его учат плавать и ездить на велосипеде, хорошо владеть своим телом, играть в мяч и хоккей, уметь не только то, что умеют другие, но дополнительно и еще что-то. Конечно, это требует большего времени и внимания, которого у родителей часто не хватает.

    Постепенно малыш убедится в том, что он действительно сильный и не хуже других, а то и лучше. Таким образом, чувство несостоятельности ослабевает и, в конце концов, изживается. Только успехи побеждают робость. Только преодоленные неудачи и трудности ликвидируют страх неудачи, страх перед трудностями и порождают мужество и оптимизм.

    Невроз, как у мальчика, так и у девочки — свидетельство дефицита мужественности как духовной категории. Мужественность и оптимизм, воспитываемые в ребенке примером жизни родителей, их поступками, — лучшая профилактика невроза для сына и дочери. Невроз как болезнь воспитания и лечится более всего воспитанием или, вернее, перевоспитанием. И устранить невроз можно только одним путем: устранить чувство несостоятельности, вооружив ребенка знаниями, умениями, навыками, здоровьем, силой, ловкостью, способностью достойно защитить свое достоинство. Воспитать ребенка таковым можно, но лишь если родители сами изначально таковы или стремятся стать таковыми.

    Подводя итог всему вышесказанному, отметим еще раз: невроза не бывает у уверенных в себе, у подготовленных к реальной жизни, у способных нормально и достойно адаптироваться в жизни, а главное, у людей, лишенных эгоцентричности!

    Тот, кто интересуется всем вокруг себя, кто любознателен, кто чувствует чужую боль, кто искренне сочувствует чужой боли, кто любит и бережет природу, кто оптимистичен, способен любить других так же, как себя, — невроза не имеет.

    Подробнее о детской психотерапии, детских психологах в г.Челябинске: