Open
Close

Близорукость и дальновидность с точки зрения физики. Презентация на тему "близорукость и дальнозоркость"

ГЛАЗ И ЗРЕНИЕ. БЛИЗОРУКОСТЬ И ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ. ОЧКИ

Интеграция предметов: физика - биология.

Пояснительная записка:

1. На уроке понадобятся: модель глаза человека; плакат «Строение глаза и фотоаппарата»; очки на близорукость и дальнозоркость, линзы собирающая и рассеивающая.

Ход урока

Учитель физики . Ребята, сегодня на уроке мы будем изучать глаз человека, выясним, почему мы видим, узнаем, какие бывают дефекты глаза и как они устраняются.

Глаз иногда по праву называют живым фотоаппаратом (плакат «Строение глаза и фотоаппарата»), так как оптическая система глаза, дающая изображение, сходна с объективом фотоаппарата.

Что же представляет глаз человека (не только человека)?

Учитель биологии . Глаз человека и многих животных имеет почти шарообразную форму (рис. 1).

Рис. 1. Строение глаза человека

Глазное яблоко человека имеет диаметр примерно 25 мм. Глаз защищен плотной оболочкой, называемой склерой (1). Передняя часть склеры - роговая оболочка, или роговица (10), прозрачна. За роговицей расположена радужная оболочка (7), которая у разных людей имеет разный цвет. Между роговицей и радужной оболочкой находится водянистая жидкость (5) или передняя камера.

Учитель физики . Роговица имеет форму сферической чашечки диаметром около 12 мм и толщиной 1 мм. Радиус кривизны ее в среднем 8 мм. Показатель преломления 1,38.

Учитель биологии . В центре радужной оболочки имеется отверстие - зрачок (6), размер которого при помощи мышечных волокон, управляемых из центральной нервной системы, может меняться.

Учитель физики. Зрачок меняется от 2-3 мм при ярком освещении до 6-8 мм при слабом. Таким образом регулируется количество света, проходящего внутрь глаза.

Учитель биологии : Непосредственно позади зрачка находится хрусталик (5), прозрачное и упругое тело.

Учитель физики: Хрусталик по форме близок к двояковыпуклой линзе. Диаметр его 8-10 мм. Радиус кривизны передней поверхности в среднем 10 мм, а задней 6 мм. Показатель преломления вещества хрусталика 1,44.

Учитель биологии . Хрусталик окружен мышцами, прикрепляющими его к склере (9). За хрусталиком расположено стекловидное тело (4). Оно прозрачно и заполняет всю остальную часть глаза.

Глазное дно покрыто сетчатой оболочкой (сетчаткой) (3), которая прилегает к сосудистой оболочке (2). Сетчатая оболочка имеет толщину около 0,5 мм и состоит из нескольких слоев, содержащих волокна зрительного нерва. Сетчатка состоит из палочек и колбочек и нервных клеток, от которых возбуждение идет в головной мозг. Общее число колбочек ≈ 7 · 10 6 , а палочек ≈ 100 · 10 6 . Колбочки сосредоточены в центральной части сетчатки, в желтом пятне, и особенно в его центральной ямке. Палочки расположены главным образом в периферических частях сетчатки.

Палочки имеют высокую светочувствительность, но не обеспечивают различение цвета.

Рис. 2. Схематическое изображение строения глаза человека

Колбочки имеют более низкую светочувствительность и создают ощущение цвета.

Учитель физики . Оптическая система глаза - роговица, хрусталик, стекловидное тело. Главная оптическая ось системы 00 проходит через геометрические центры роговицы, зрачка и хрусталика.

Учитель биологии . В глазе различают еще зрительную ось 00", проходящую через центр хрусталика и желтое пятно. В этом направлении глаз имеет небольшую светочувствительность.

Учитель физики . Оптическая и зрительная оси образуют небольшой угол ≈ 5°.

Как же получается и воспринимается глазом изображение предмета?

Свет, падающий в глаз, преломляется на передней поверхности глаза (роговице) на границе ее с воздухом. Поэтому из всех преломляющих сред роговица имеет наибольшую оптическую силу (40 дптр). Затем свет, проходя через хрусталик, еще преломляется. Оптическая сила хрусталика 16-20 дптр. Свет еще преломляется в передней камере и стекловидном теле, оптическая сила которого 3-5 дптр. Итак, оптическая сила глаза = 63 дптр, благодаря чему на сетчатке глаза образуется действительное, уменьшенное и перевернутое изображение рассматриваемых предметов.

Учитель биологии . Свет, падая на окончания зрительного нерва, из которых состоит сетчатка, раздражает эти окончания. Раздражения по нервным волокнам передаются в мозг, и человек получает зрительное впечатление, то есть видит предметы. Процесс зрения корректируется мозгом, поэтому мы предметы воспринимаем не перевернутыми.

Учитель физики . Теперь выясним, каким образом на сетчатке создается четкое изображение, когда мы переводим взгляд с удаленного предмета на близкий и наоборот. Это происходит потому, что кривизна хрусталика изменяется. Когда мы смотрим на дальние предметы, то кривизна хрусталика сравнительно невелика.

Учитель биологии . В этом случае мышцы, поддерживающие хрусталик, будут расслаблены и хрусталик будет вытянут. А когда переводят взгляд на близлежащие предметы, то мышцы сжимают хрусталик (рис. 3).

Рис. 3. Аккомодация глаза

Учитель физики . Тогда кривизна хрусталика и оптическая сила увеличиваются.

Учитель биологии . Способность глаза приспосабливаться к видению как на близком, так и на далеком расстоянии, называется аккомодацией глаза. Предел аккомодации глаза наступает, когда предмет находится на расстоянии 12 см от глаза. Придвиньте страницу учебника на расстояние 12 см, что вы наблюдаете? Расстояние наилучшего зрения (отодвигайте страницу от глаз), при котором детали предметов можно рассматривать без напряжения для нормального глаза, - 25 см. Это следует учитывать, когда пишете, читаете, шьете и т. д.

Учитель физики . Но какое преимущество дает зрение двумя глазами?

Учитель биологии. Во-первых, мы видим большее пространство, то есть увеличивается поле зрения. Во-вторых, зрение двумя глазами позволяет различать, какой предмет находится ближе, а какой дальше от нас. Дело в том, что на сетчатке левого и правого глаза получаются разные изображения, мы как бы видим предметы слева и справа. И чем ближе предмет, тем заметнее это различие, оно и создает впечатление разницы в расстоянии, хотя изображения сливаются в нашем сознании в одно. Благодаря зрению двумя глазами, мы видим предметы не плоскими, а объемными.

Учитель физики . Только благодаря аккомодации глаза изображение предметов получается на сетчатке глаза.

Это происходит, если глаз нормальный. Глаз называется нормальным, если он в ненапряженном состоянии собирает параллельные лучи в точке, лежащей на сетчатке.

Но есть недостатки глаза - близорукость или дальнозоркость. При суждении об оптических свойствах глаза используют понятие рефракции.

Рис. 4. Рефракция глаза:

А - соразмерная; Б - дальнозоркая; В - близорукая

Учитель биологии . Близорукость может быть обусловлена большим удалением сетчатки от хрусталика по сравнению с нормальным глазом (рис. 4 В).

Учитель физики . Значит, близоруким называется такой глаз, у которого фокус при спокойном состоянии глазной мышцы лежит внутри глаза. Тогда, если предмет находится на расстоянии 25 см (расстояние наилучшего зрения), то изображение получается не на сетчатке (как у нормального глаза), а ближе к хрусталику, впереди сетчатки. Поэтому, чтобы изображение оказалось на сетчатке, надо приблизить предмет к глазу. Следовательно, у близоруких людей расстояние наилучшего зрения меньше 25 см.

Учитель биологии . Близорукость может быть обусловлена тем, что сетчатка глаз расположена ближе к хрусталику, по сравнению с глазом нормальным.

Учитель физики . Значит, дальнозорким называют глаз, у которого фокус при спокойном состоянии глазных мышц лежит за сетчаткой. Изображение предмета получается за сетчаткой такого глаза. Если предмет удалить от глаза, то изображение попадает на сетчатку. Поэтому у дальнозорких людей расстояние наилучшего зрения больше 25 см.

Учитель биологии . Разница в расположении сетчатки даже в пределах миллиметра уже может приводить к заметной близорукости или дальнозоркости. Люди, имеющие в молодости нормальное зрение, в пожилом возрасте становятся дальнозоркими. Это объясняется тем, что мышцы, сжимающие хрусталик, ослабевают и способность аккомодации уменьшается. Происходит это и из-за уплотнения хрусталика, теряющего способность сжиматься в старости.

Но близорукость и дальнозоркость устраняются применением очков.

Учитель физики . Какие же очки следует применять для устранения этих недостатков зрения?

У близоруких людей изображение предметов получается внутри глаза, то есть впереди сетчатки. Чтобы оно передвинулось на сетчатку, надо уменьшить оптическую силу преломляющей системы глаза. Для этого применяют рассеивающую линзу в очках (рис. 5 Б).

Оптическую силу системы дальнозоркого глаза надо усилить, чтобы изображение попало на сетчатку, поэтому в очках используют собирающую линзу (рис. 5 А).

Рис. 5. Исправление рефракций глаза:

А - дальнозоркой; Б - близорукой

Учитель биологии. Изобретение очков явилось великим благом для людей, имеющих недостатки зрения.

Учитель физики. И это благо появилось давно. На гравюрах и картинах с древними сюжетами нередко можно видеть людей в очках. Художники (XV-XVII веков) охотно изображали в очках знатных людей прошлого, чтобы придать им более внушительный, ученый вид. При археологических раскопках Помпеи и Тира находили обработанные куски стекла, напоминающие собой увеличительные линзы. Есть основания считать, что именно в Италии в конце XIII века появились первые очки. В России очки появились в конце XV века. Вначале применялось только одно увеличительное стекло на длинной ручке. Затем появились двойные круглые стекла в металлической оправе. Их держали перед глазами или одевали на нос. Постепенно очки приобретали современный вид.

Итак, для исправления близорукости применяют очки с вогнутыми, рассеивающими линзами. Если человек, например, носит очки, оптическая сила которых -3 дптр, то значит он близорукий. В очках для дальнозорких глаз используют выпуклые, собирающие линзы. Такие очки могут иметь, например, оптическую силу +3 дптр.

Учитель биологии . На протяжении жизни человеку рано или поздно приходится прибегать к помощи очков. Очки позволяют лучше видеть, они словно удлиняют жизнь наших глаз и дают возможность большинству людей продолжать активную деятельность в пожилом возрасте.

Учитель физики . Ребята, как же отличить, какие очки для близоруких людей, а какие для дальнозорких? Оказывается очень просто. Беру очки для близоруких глаз и линзы от них, посмотрите, дают тень, а у дальнозорких линз тени нет. Это говорит о том, что у рассеивающих линз фокусы мнимые, а у собирающих - действительные.

Учитель биологии . Ребята, а какие глаза у представителей животного мира? Большинство членистоногих имеют много глаз, ориентированных по всем направлениям. Каждый такой глаз имеет форму очень узкой и глубокой воронки. У рыб глаза отличаются плоской роговицей и шарообразным хрусталиком.

Рис. 6. Глаза различных представителей животного мира:

А - глаз мухи; Б - глаз зебры; В - глаз человека

Учитель физики . Аккомодация глаза у рыб достигается перемещением хрусталика.

Учитель биологии . Птицы обладают острым зрением. У грифов, орлов глазное яблоко удлиненной формы. Глаза высокоорганизованных животных подобны глазу человека, только некоторые животные могут ими вращать, например хамелеон. В других случаях, например у зайца, они расположены по бокам головы, что дает обзор свыше 180°.

Учитель физики . Сегодня на уроке, ребята, вы познакомились с одним из органов чувств - зрением. Узнали строение глаза, дефекты глаза, о том, как эти дефекты исправляются ношением очков. Рефракция - это преломляющая способность глаза при покое аккомодации, когда хрусталик максимально уплощен.

Учитель биологии . Добавлю, что различают три вида рефракции глаза:

1) соразмерную (эмметропическую);

2) дальнозоркую (гиперметропическую);

3) близорукую (миопическую).

Учитель физики . Вы убедились в связи науки биологии с физикой. Законы природы едины и могут быть применимы и к живому организму. Сегодня на уроке мы применили законы физической оптики к глазу.

Пресбиопия или старческая слепота, или болезнь коротких рук – это заболевание, развивающееся преимущественно у лиц старше сорока лет, представляет собой патологию рефракции глаза, возрастное ослабление аккомодации глаза.

Оно связано с изменениями в физико-химическом составе хрусталика(обезвоживание, потеря эластичности тканей, уплотнение и тому подобное). Все эти процессы в итоге нарушают процесс аккомодации.

Глаз – это сложная комплексная оптическая система, благодаря ей человек хорошо видит предметы на разном расстоянии. Процесс формирования изображения начинается с того момента, когда свет проходит через роговицу, представляющую из себя линзу с определенной оптической силой.

Затем, свет проходит в передней камере через прозрачную глазную жидкость, омывающую переднюю камеру глаза, и достигает отверстия в радужной оболочке, его диаметр зависит напрямую от количества этого самого света. Это отверстие – зрачок.

Что же это за болезнь демодекоз век, симптомы, причины и методы эффективного лечения.

О методе проверки и диагностировании зрения называемым скиаскопией, можно узнать в этой статье.

Хрусталик – это вторая по значимости линза в оптической системе глаза после роговицы. Он позволяет фокусировать изображение на сетчатку, которая воспринимает все в перевернутом виде и трансформирует электромагнитное излучение поступающей сюда видимой части спектра в специфические нервные импульсы.

После чего нервные импульсы достигают зрительного анализатора в головном мозге по зрительному нерву, там и происходит обработка изображения.

В молодом возрасте хрусталик может изменять кривизну, а также оптическую силу. Называется этот процесс аккомодация – способность глаза изменять фокусное расстояние, благодаря ему глаз одновременно хорошо видит и вдаль, и вблизи. С увеличением количества прожитых лет этот процесс нарушается. Это состояние и называется пресбиопией.

Причины заболевания

Пресбиопия – это естественное старение хрусталика. Возрастные изменения происходят постепенно. Уменьшение силы цилиарной мышцы, заставляющей хрусталик изменять свою кривизну, а вместе с ней и оптическую силу при попытке фокусирования на разном (близком, среднем и дальнем) расстоянии в молодом возрасте является основой патологического процесса.

Но не у всех людей пожилого возраста наблюдается снижение зрения. Кроме того, данное нарушение можно предотвратить и ликвидировать.

Итак, выделяют три основные теории развития пресбиопии:

  • Неправильное питание и недостаток витаминов.
  • Нарушение способности фокусировать глаз на разных расстояниях (для устранения проявлений пресбиопии рекомендуется специальная гимнастика для глаз).
  • Изменение нормальной анатомии глазного яблока при дальнозоркости или близорукости.

Признаки пресбиопии

  • Тяжело разглядеть мелкие предметы (например, невозможно вдеть нитку в иголку).
  • При чтении буквы приобретают сероватый оттенок и сливаются, при этом появляется необходимость в прямом и более ярком свете для чтения.
  • Текст виден только при отстранении книги на большое расстояние.
  • Быстрая утомляемость глаз.
  • Затуманивание зрения.

У людей с близорукостью и людей дальнозоркостью заболевание проявляется по-разному. У пациентов с врожденной дальнозоркостью с течением времени зрение снижается как вблизи, так и вдаль. А у пациентов с близорукостью (миопия) процесс старения хрусталика может протекать не заметно.

Например, при небольшой близорукости происходит компенсация этих двух процессов, и больной еще долго не будет нуждаться в использовании очков. Люди с высокой степенью близорукости имеют очки, которые носят практически постоянно, но снимают для работы вблизи.

Диагностика

Для выявления патологии существуют специальные тесты, которые можно проделать дома самостоятельно. Кроме того, существует специальный прибор для диагностики пресбиопии – фороптер. Он измеряет рефракционные способности человека. В трудных случаях используют компьютерную авторефрактометрию.

Что такое гетерохромия и представляет ли болезнь реальную опасность для человека.

Причины, симптомы и виды астигматизма, а также актуальные методы лечения заболевания можно прочесть здесь.

Лечение


Для коррекции зрения при пресбиопии используют линзы или очки. Если особых проблем со зрением у человека раньше не наблюдалось, то понадобятся только очки для чтения.

В случае если очки ранее использовались, следует еще раз проверить зрение и сменить их. Удобны бифокальные очки, стекла которых представлены двумя частями: верхней, предназначенной для зрения вдаль, а нижней для зрения вблизи.

Существуют в настоящее время и трифокальные очки, и удобные контактные линзы, которые могут создавать плавный переход от дальнего к среднему и близкому видению.

К способам хирургического лечения относят лазерный кератомилез и фоторефрактивную кератэктомию. В основе этих методов лежит использование лазера для изменения формы роговицы. Благодаря этому один глаз «настраивается» на работу вблизи, а другой может достаточно точно видеть далеко расположенные предметы.

Такое искусственно сформированное зрение называется монокулярным. Еще один хирургический способ лечения пресбиопии – имплантация искусственного хрусталика.

На сегодняшний день разработан комплекс упражнений для глаз при пресбиопии. Регулярные занятия способны приостановить снижение зрения, а иногда даже восстановить его. В основе комплекса заложен принцип релаксации. Очень важно “научить глаза” расслабляться.

Для этого нужно регулярно выполнять упражнение с наручными часами и будильником и читать попеременно то одним, то другим глазом. Йоги для лечения пресбиопии рекомендуют смотреть на солнце на восходе и на закате.

Полезно для отдыха глаз смотреть на голубое небо, облака, линию горизонта, зеленый лес.

Профилактика болезни

Если появились первые признаки пресбиопии важно соблюдать вот такие простые рекомендации:

  1. Дышать ритмично и глубоко при выполнении работы вблизи от глаз.
  2. Максимально расслаблять веки при чтении, мигать при этом часто, но неторопливо.
  3. Увлажнение глаза должно быть адекватным, можно пользоваться специальными каплями “Натуральная слеза”.
  4. Выполнять регулярно простое упражнение: попеременно рассматривать предметы то вблизи, то вдали.

Так же полезно принимать витамины и специальные препараты, благотворно влияющие на орган зрения, например, Аевит, Черника Форте с лютеином, Аскорутин и другие.

Посмотрите интересное видео по теме статьи с известной ведущей:

Какая норма и что такое рефракция глаза?

Глаз человека представляет собой сложно устроенную природную линзу. К этой линзе применимы все характеристики, которые определяют свойства иных оптических систем.

Одной из таких характеристик является рефракция, от которой зависит острота зрения и отчетливость получаемого в глазах изображения.

Другими словами, рефракция – это процесс преломления лучей света, что выражается этимологией слова (refractio – «преломление» с латыни).

Под преломлением подразумеваются способ и степень изменения направления лучей, проходящих через оптическую систему.

Знакомство

Единая система глаза состоит из четырех подсистем: две стороны хрусталика и две стороны роговицы. Каждая из них имеет свою рефракцию, в своей совокупности они формируют общий уровень преломления органа зрения.

Также рефракция зависит от длины оси глаза, эта характеристика определяет, будут ли сходиться лучи на сетчатке при данной силе преломления, или же осевое расстояние слишком велико или мало для этого.

В медицинской практике используются два подхода к измерению рефракции: физический и клинический. Первый метод оценивает систему из роговицы и хрусталика саму по себе, вне ее связи с прочими биологическими подсистемами глаза.

Здесь характеристики глаз оцениваются по аналогии со всеми прочими видами физических линз без учета специфики человеческого зрения. Измеряется физическая рефракция в диоптриях.

Диоптрия – это единица измерения оптической силы линзы. Данная величина обратна фокусному расстоянию линзы (F) – расстоянию, на котором преломляемые ей лучи сходятся в одной точке.

Это значит, что при фокусном расстоянии в один метр сила рефракции будет равна одной диоптрии, а фокусному расстоянию 0,1 метров (10 см) соответствует сила рефракции 10 дптр (1/0,1).

Средняя степень рефракции здорового человеческого глаза составляет 60 дптр (F=17 мм).

Но одной лишь этой характеристики недостаточно для полноценной диагностики остроты зрения. При оптимальной силе преломления глазной линзы человек все равно может не видеть четкого изображения. Это связано с тем, что здесь большую роль играет строение глаза.

Если оно неправильное, то лучи света не будут попадать на сетчатку даже при нормальном фокусном расстоянии. Из-за этого в офтальмологии используется комплексный параметр – клиническая (статистическая) рефракция, она выражает взаимосвязь физической рефракции с длиной оси глаза и с расположением сетчатки.

Виды

Эмметропическая

Эмметропической рефракцией называется такое преломление лучей, при котором длина оси глаза и фокусное расстояние равны, следовательно, световые лучи сходятся в точности на сетчатке, и в мозг поступает информация о четком изображении.

Точка ясного зрения (расстояние, с которого лучи могут фокусироваться на сетчатке) здесь устремлена в бесконечность, то есть человек может легко видеть далеко расположенные предметы, возможность получения изображения ограничивается лишь их размером.

Эмметропия считается неотъемлемой характеристикой здорового глаза, измерение остроты зрения по таблице Ситцева при такой рефракции даст результат 1.0.

Легко дается эмметропному глазу и рассмотрение близлежащих объектов с помощью усиления рефракции хрусталика аккомодацией, но в пожилом возрасте наблюдается ухудшение близкого зрения из-за ослабления ресничных мышц и утери хрусталиком эластичности.

Аметропическая

Противоположностью эмметропии является аметропия. Это общее наименование для всех отклонений от нормы статистической рефракции. Аметропия подразделяется на

  1. Миопию.
  2. Гиперметропию.
  3. Астигматизм.

Такие отклонения могут вызываться неправильной формой глазного яблока, нарушением физической рефракции или обеими причинами сразу.

Аметропию измеряют в диоптриях, но здесь этой величиной выражается не физическое преломление самого глаза, а степень рефракции внешней линзы, необходимая для приведения остроты зрения в нормальное состояние.

Если преломление света глазом излишнее, то необходима ослабляющая, рассеивающая линза, уменьшающая общее количество диоптрий в оптической системе, в этом случае степень аметропии выражается отрицательным числом диоптрий. При недостаточном преломлении необходима усиливающая линза, следовательно, число диоптрий будет положительным.

Миопия или близорукость – это нарушение рефракции, при котором точка ясного зрения находится на близком расстоянии и становится все ближе по мере прогрессирования патологии.

Человек без очков может видеть только близлежащие предметы, а рассмотрение более далеких объектов возможно только при очень сильном напряжении аккомодации, на поздних стадиях бесполезно и оно.

Самая распространенная причина – эта нарушение формы глаза, удлинение его центральной оси, из-за чего фокус световых лучей не доходит до сетчатки.

Для корректировки миопии нужны рассеивающие линзы, поэтому степень близорукости выражается отрицательным числом диоптрий. У заболевания выделяются три стадии: слабая (до -3 дптр), средняя (от -3 до -6 дптр), тяжелая (-6 дптр и более)

Гиперметропия

При гиперметропии (дальнозоркости) рефракция глаза слишком слаба, лучи преломляются так, что их фокусировка происходит только за сетчаткой. Это может вызываться слишком малой длиной оси глаза, недостаточной кривизной хрусталика, а также слабостью мышц аккомодации.

Последняя причина чаще всего вызывает старческую дальнозоркость и не имеет прямого отношения к рефракции, так как в этом случае преломляющая сила глаза в спокойном состоянии не нарушена.

Вопреки своему названию, дальнозоркость не предполагает дальнего расположения точки ясного взгляда, более того, она вообще является мнимой, то есть отсутствует.

Большая простота рассмотрения дальних объектов при гиперметропии связана не с оптимальным преломлением исходящих от них лучей, а с относительной простотой их аккомодации по сравнению с аккомодацией световых лучей от близлежащих объектов.

Так как при гиперметропии необходимы усиливающие линзы, тяжесть нарушения выражается в положительных значениях диоптрий. Стадии заболевания: ранняя (до +3 дптр), средняя (от +3 до +8 дптр), тяжелая (более +8 дптр).

Астигматизм

Астигматизм характеризуется разными показателями рефракции на меридианах глаза, то есть отличающейся степенью преломления в каждой из частей органа зрения. Возможны разные комбинации: близорукость на одних меридианах и эмметропия на других, разные стадии близорукости или дальнозоркости на каждой меридиане и так далее.

Проявления всех форм астигматизма характерны – четкость зрения нарушается при рассмотрении объектов любого удаления. Степень патологии определяется разностью в диоптриях максимальной и минимальной рефракции на меридианах.

Диагностика

Для диагностики рефракционных способностей важно минимизировать аккомодацию, которая может скрывать нарушения преломления на ранних стадиях. Особенно это актуально при диагностике дальнозоркости.

Самым надежным способом выключения аккомодации является циклоплегия, заключающаяся в закапывании в глаза растворов атропина или скополамина и в последующей проверке остроты зрения с помощью стандартных таблиц.

Если человек не может самостоятельно рассмотреть изображение, ему дают различные линзы до тех пор, пока не будет найдена линза, обеспечивающая ясную картину. По степени рефракции этой линзы определяется статистическая рефракция глаза.

Иногда (например, для проверки на пресбиопию) возникает необходимость провести диагностику рефракции с учетом аккомодации, такая рефракция будет называться динамической.

Субъективные методы имеют один недостаток: возможность четкого рассмотрения изображения зависит не только от рефракции, но и от ряда других факторов. Таблицы Ситцева многими людьми запомнены наизусть в силу частоты проверок по ним, и даже при плохом зрении они с легкостью назовут нижний ряд букв, так как мозг достроит их очертания из памяти.

Объективные методы минимизируют субъективный фактор и анализируют рефракцию глаз исходя лишь из их внутреннего строения. Высокой эффективностью среди подобных методов обладает измерение преломления света органами зрения с помощью рефрактометра. Это устройство посылает в глаз безопасные инфракрасные сигналы и определяет их преломление в оптической среде.

Более простым объективным методом является скиаскопия, при ней офтальмолог направляет в глаз световые лучи с помощью зеркал и отслеживает отбрасывание ими тени. По этой тени и делается вывод о статистической рефракции.

Самые точные и дорогостоящие процедуры представлены ультразвуковым обследованием и кератопографией, с помощью этих методов можно подробно обследовать рефракцию на каждом из меридианов, в точности определить длину глазной оси и обследовать поверхность сетчатки.

Лечение и профилактика

Самым базовым и необходимым из методов лечения является подбор корректирующих внешних линз.

Это необходимо во всех случаях, кроме кратковременного снижения остроты вследствие перенапряжения, здесь достаточно общепрофилактических мероприятий.

В зависимости от эстетических предпочтений можно выбрать очки или контактные линзы.

Более радикальные методы лечения представлены лазерной коррекцией. Более всего хирургическому исправлению подвержена миопия, но ранние стадии дальнозоркости и астигматизма тоже можно вылечить такой коррекцией.

Медикаментозное лечение эффективно в качестве поддерживающей терапии при применении хирургических методов.

Профилактика нарушений остроты зрения заключается в правильном обустройстве рабочего места, в обеспечении оптимального освещения, в соблюдении режима дня и работы и предотвращении переутомления. Большую пользу несет регулярная гимнастика для глаз, которая расслабляет их и придает им тонус. Важно обеспечивать организм всеми необходимыми витаминами и минералами.

Во многом на здоровье глаз сказывается их постоянное перенапряжение. Этого можно избежать, выполняя гимнастику и специальные упражнения:

Итоги

Рефракция – это преломление лучей оптической системой. Для оценки оптической системы человеческого глаза используются физический и клинический подходы к измерению рефракции. Физический подход измеряет силу преломления глаза без учета ее отношения к внутреннему устройству органа.

Клинический подход дополняет физический и оценивает соотношение силы преломления с длиной оси глаза и структурой сетчатки. Сила преломления света измеряется в диоптриях. У рефракции есть три вида: эмметропия, миопия и гиперметропия. Также выделяется астигматизм, характеризующийся разной степенью рефракции в каждой из частей глаза.

Видео

Представляем вашему вниманию следующее видео:

Помогла статья? Возможно, она поможет и вашим друзьям! Пожалуйста кликните по одной из кнопок:

Очки в дырочку для улучшения зрения – помогают или нет?

Хорошо видеть предметы на ближнем и дальнем расстоянии хочет каждый человек. Но постоянный недосып, стрессы, продолжительная работа за компьютером делают свое дело – и зрительная функция ухудшается. Как помочь делу? Кроме очков и линз, есть разные способы. В последние годы высоким спросом стали пользоваться специальные тренажеры. Очки с дырочками имеют массу названий – Федорова, тренажеры, дифракционные и перфорационные. О том, как они работают, кому нужны и действительно ли помогают, как обещает реклама – далее.

Что нужно знать о таких очках

Перфорационные очки имеют вид пластмассовых линз, заключенных в металлическую (чаще) или пластиковую (реже) оправу. При этом пластмасса для их изготовления используется только темная, а каждая линза идет с большим количеством мелких отверстий. Появились такие тренажеры для зрения в конце 20 века, и с тех пор споры на тему их реальной пользы не утихают.

Пример перфорационных очков

Тренажеры Федорова действительно работают, и своим влиянием на зрительную систему они обязаны не передовым технологиям, а обычным законам физики.

Основные показания к применению тренажера для глаз:

  • зрительное перенапряжение;
  • близорукость (ложная и истинная);
  • дальнозоркость;
  • астенопия (мышечная, аккомодационная);
  • пресбиопия;
  • светобоязнь.

Их можно носить при нормальном зрении, близорукости, дальнозоркости и астигматизме, для защиты от солнца. Диафрагмирование светового потока мелкими отверстиями увеличивает глубину резкости изображения, в результате чего четкость зрения повышается. Человек, который страдает близорукостью либо дальнозоркостью, рассматривая предмет сквозь перфорационные отверстия, получает четкое, не размытое (хоть и раздвоенное) изображение. Оптическая система глаза улавливает определенный дискомфорт и подает мозгу соответствующие импульсы. Цилиарные мышцы изменяют степень кривизны хрусталика – это нужно для того, чтобы две картинки преобразовались в одну четкую. Главный эффект от применения тренажера состоит в следующем – он не позволяет мышцам глаза атрофироваться, сохраняет эластичность хрусталика.

Очки Федорова можно использовать при нормальном зрении и близорукости, дальнозоркости, астигматизме.

Очки с дырками могут иметь отверстия разной формы – конической или цилиндрической. Однозначно сказать, какой вариант лучше, нельзя – примерьте несколько моделей, чтобы оценить их удобство для себя. Материалы оправы – пластик или металл. Есть модели женские, мужские, для детей и для взрослых. В очках Федорова вам должно быть комфортно – смотреть, читать, ходить и так далее. Если вы планируете использовать их в качестве солнцезащитных, смотрите, чтобы форма и размеры линз подходили к типу лица.

Коррекционные тренажеры для детей и взрослых работают по одному и тому же принципу – разница между ними состоит в размере оправ.

Как правильно носить такие очки

Чтобы добиться хороших результатов, использовать тренажеры нужно правильно. Весь день их носить нельзя – достаточно получаса в сутки. Если ваша работа связана с повышенными зрительными нагрузками, надевайте очки на 10 минут каждый час работы.

Постоянно носить очки с дырками нельзя.

Не смотрите в ходе тренировок в одну точку – застывший взгляд способствует перенапряжению мышц. Следите, чтобы глаза все время двигались. В целом очки помогают, если их правильно использовать. Кроме того, все зависит от степени нарушений зрения – если нарушения незначительные, эффект будет заметным, а если сильные, то тренировки используйте только в качестве вспомогательного средства.

Приведем основные рекомендации по применению очков Федорова:

  • используйте их ежедневно в течение получаса;
  • в тренажерах можно смотреть ТВ, работать за компьютером, читать, но только при условии хорошего освещения;
  • когда надеваете очки с перфорацией, не смотрите в одну точку;
  • постоянное ношение тренажера приводит к ухудшению зрения;
  • некачественные оптические приборы покупать не следует – они имеют плохие крепежи, несимметричные отверстия и прочие дефекты;
  • желательно совмещать ношение очков со специальной гимнастикой для глаз.

Желтые круги под глазами у женщин

Как пользоваться линзами на месяц, а также о их разновидностях расскажет эта статья.

Цели урока:

  • Обучающие : изучить строение, оптическую систему и основные свойства глаза; установить причины близорукости и дальнозоркости; научиться различать линзы, применяемые в очках для исправления близорукости и дальнозоркости.
  • Развивающие: развитие речевых навыков, теоретического мышления; умение выражать мысли вслух; развитие внимания и любознательности; повышение интереса к изучаемому предмету.
  • Воспитательные: формирование у детей толерантного осознания; воспитание умения выслушивать товарища, уважать мнение оппонента; развитие стремления к познанию.

Оборудование и пособия: таблица «Строение глаза»; учебник биологии для 8-го класса «Человек» (на каждой парте); диапроектор; диапозитивы «глаз. Дефекты зрения и их исправление»; обучающие карточки-памятки (на каждой парте); портрет И. Кеплера; карточки-задания «Проверочный тест», индивидуальные карточки; наглядные плакаты; магнитная доска, стенгазета «Вот такие бывают глаза!»; приложение .

План урока

№ п/п Этапы Время, мин Приемы и методы
Организационный 1 I – 2 I Приветствие, проверка готовности к уроку, благоприятный настрой учащихся на восприятие материала урока, запись темы урока.
Подготовка к усвоению новых знаний (актуализация знаний). 5 I – 7 I Фронтальный опрос. Одновременно для сильных учеников письменное индивидуальное задание, для слабых – тест.
Объяснение новой темы. 23 I Вступительное слово учителя. Беседа. Сообщения учащихся. Фронтальный ученический эксперимент. Объяснение учителя. Запись на доске и в тетрадях.
Первичная проверка изучаемого материала 2 I – 3 I Фронтальный опрос.
Закрепление изученного материала. 5 I Кратковременный тест.
Подведение итогов урока, выставление оценок. 2 I Запись домашнего задания в дневник.

I. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку, благоприятный настрой учащихся на восприятие материала, запись темы урока в рабочие тетради.

II. Подготовка к усвоению новых знаний (актуализация знаний)

Фронтальный опрос (для среднего звена класса):

  1. Что называют линзой?
  2. Чем отличаются выпуклые линзы от вогнутых линз? (использование наглядной таблицы).
  3. Какую точку называют главным фокусом линзы?
  4. Что называют оптической силой линзы? (запись на доске)

Одновременно для сильных учащихся – индивидуальные карточки (решение задач на определение оптической силы линзы или системы линз), для слабых учащихся – тест (на индивидуальных карточках).

  1. Чему равна оптическая сила системы двух линз, одна из которых имеет фокусное расстояние F 1 = -20 см, а другая – оптическую силу Д 2 = 5 дптр?
  2. Оптическая сила системы линз равна Д = 2,5 дптр. Чему равно фокусное расстояние собирающей линзы, если вторая линза имеет оптическую силу Д 2 = -4,5 дптр?
  3. Оптическая сила линзы 0,5 дптр. Что это за линза и чему равно фокусное расстояние этой линзы?
  4. Фокусное расстояние линзы 10 см. Чему равна оптическая сила этой линзы? Назовите, какая это линза?
  5. Оптическая сила системы линз равна Д = 4,5 дптр. Чему равна оптическая сила собирающей линзы, если первая линза имеет оптическую силу Д 1 = -1,5 дптр? Назовите первую линзу?
  1. Какой буквой обозначается главный фокус линзы?
    а) F; б) О; в) Д.
  2. В каких единицах измерения дается оптическая сила линзы?
    а) мм; б) кг; в) дптр; г) А.
  3. Фокусное расстояние линзы F = -20 см. Какая это линза?
  4. Оптическая сила линзы Д = 2 дптр. Какая это линза?
    а) собирающая; б) рассеивающая.

III. Объяснение новой темы

Вступительное слово учителя:

В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность,
И небо – в чашечке цветка!

Человека окружает удивительный мир, богатый красками, звуками, запахами. Мы воспринимаем его то с восхищением, а то, и с опаской.

Информация о происходящем в окружающей среде мы получаем через органы чувств – зрения, слуха, осязание, вкуса и обоняния.

Тема нашего урока «Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость. Очки» (запись на доске). Цель урока: изучить строение, оптическую систему и основные свойства глаза; установить причины близорукости и дальнозоркости; научиться различать линзы, применяемые в очках для исправления близорукости и дальнозоркости.

План изучения темы (записан на доске):

  1. Значение зрения в жизни.
  2. Строение органа зрения.
  3. Оптическая система глаза.
  4. Близорукость и дальнозоркость.
  5. Офтальмологические приборы (очки и контактные линзы).
  6. Гигиена зрения.
  7. Калейдоскоп фактов.
  8. Подведение итогов.

В процессе урока вам предстоит заслушать заранее подготовленные краткие сообщения ваших одноклассников.

Сообщение 1 (ученик):

Глаз – это орган, который можно сравнить с окном в окружающий мир.

Всегда ли можно доверять тому, что мы видим? Все мы видим?

Мы живем в удивительно мире света. Свет доставляет радость всем. Внешний мир мы видим благодаря зрению. Орган зрения играет огромную роль в жизни человека. Символом жизни и вечной юности, всегда был и останется солнечный свет. Свет – это электромагнитная волна длиной излучения от 400 до 760 нм. Другие волны не вызывают зрительных ощущений. Наши глаза чувствительны только к определенному, сравнительно узкому интервалу длин волн. Более 90% информации об окружающем мире мы получаем с помощью зрения.

Глаз обладает свойствам адаптации – способностью менять свою чувствительность в зависимости от величины светового потока. Глаз очень чувствительный аппарат. «Наши глаза способны различать тончайшие оттенки цветов - они воспринимают голубизну морской волны и зарево заката, золото осеннего листа и палитру Левитан» - писал в книге «Бионика» И.Б. Литинецкий. (репродукция Левитана ).

Учитель: смотреть на мир и видеть его красоту большое счастье. И это счастье человеку дают глаза.

Познакомимся со строением глаза (таблица «Строение глаза», термины записаны на доске ). Глаз человека состоит из глазного яблока, соединенного зрительным нервом с головным мозгом, и вспомогательного аппарата (веки, слезные органы и мышцы, двигающие глазное яблоко).

Глазное яблоко защищено плотной оболочкой, называемой склерой. Передняя (прозрачная) часть склеры называется роговицей. За роговицей расположена радужная оболочка, которая у людей может иметь различный цвет. В радужный оболочке есть небольшое отверстие – зрачок. Диаметр зрачка может изменяться от 2 до 8 мм, уменьшаясь на свету и увеличиваясь в темноте. За зрачком расположено прозрачное тело, напоминающее двояковыпуклую линзу – хрусталик. Хрусталик окружен мышцами, прикрепляющими его к склере. За хрусталиком расположено стекловидное тело. Задняя часть склеры – глазное дно - покрыто сетчатой оболочкой (сетчаткой). Она состоит из тончайших волокон, устилающих глазное дно и представляющих собой разветвленные окончания зрительного нерва.

Как возникают и воспринимаются глазом изображения различных предметов? (диапроектор, диапозитивы ).

Свет, преломляясь в оптической системе глаза, которую образуют роговица, хрусталик и стекловидное тело, дает на сетчатке действительное, уменьшенные и обратные изображения предметов. Попав на окончания зрительного нерва, свет раздражает эти окончания. Эти раздражения передаются в мозг, и у человека появляются зрительные ощущения: он видит предметы.

Изображение предмета, возникающее на сетчатке глаза, является перевернутым. Первым это доказал, построив ход лучей в оптической системе глаза, был немецкий астроном И. Кеплер (Портрет учёного ). Вся эта система аналогична оптической системе собирающей линзы (таблица «оптическая система линзы» на доске).

Но почему тогда же мы видим предметы неперевернутыми? Процесс зрения непрерывно корректируется мозгом. (Учебник биологии «Человек», 8 класс, иллюстрация «Строение зрительного аппарата »). В свое время английский поэт Уильям Блейк подметил:

Посредством глаза, а не глазом
Смотреть на мир умеет разум.

Человеческий глаз представляет собой устройство, принцип действия которого повторен в фотоаппарате.

Глаз приспособлен к работе в различных условиях: при различной удаленности предметов, как на близкое, так и на более дальнее расстояние (благодаря аккомодации) различной интенсивности освещения (благодаря адаптации). (Термины «аккомодация», «адаптация» на магнитную доску ). При рассмотрении близко расположенных предметов хрусталик становится более выпуклым, радиус кривизны его поверхности уменьшается, а, следовательно, увеличивается оптическая сила (Д = 1/ F на магнитную доску ).

Чувствительность глаза к свету может меняться в миллиарды раз, благодаря изменению диаметра зрачка.

Приспособляемость глаза может вызвать иллюзии – наблюдаемый предмет нам таким, каков он есть на самом деле. (Термин «иллюзия зрения» на магнитную доску плакаты ).

У человека два глаза. Какое преимущество дает зрение двумя глазами?

Во-первых, мы можем различить расстояние между предметами. Это позволяет видеть предмет объемным, а не плоским. Во-вторых, увеличивает поле зрения. (Учебник биологии «Человек», 8-й класс, стр. 76-77 иллюстрация ).

В процессе развития организма могут возникнуть отклонения от нормы, вследствие чего нарушаются основные условия наилучшего зрения, так как хрусталик теряет эластичность, способность менять свою кривизну. Эти отклонения называются дефектами зрения. Изображение близко расположенных предметов расплывается – развивается дальнозоркость. Другой дефект зрения – близорукость, когда люди, наоборот, плохо видят удаленные предметы. (Диапроектор, диапозитив «Дефекты зрения», таблица «Близорукость. Дальнозоркость »).

Причиной дальнозоркости и близорукости могут быть и врожденные изменения глазного яблока. При близорукости изображение предмета фиксируется перед сетчаткой и поэтому воспринимается как расплывчатое. При дальнозоркости изображение предмета фиксируется за сетчаткой и тоже воспринимается как расплывчатое.

«По долговременном течениях наших дней
Тупеет зрение ослабленных очей.
Велика сердцу скорбь, лишиться чтенья книг:
Скучнее вечной тьмы, тяжелее вериг!
Тогда противен день, веселее досада!
Одна лишь нам Стекло в сей бедности отрада.
Оно способствуем искусная руки
Подать нам зрение умеет через очки!»
(М.В. Ломоносов)

Очки были изобретены до Ломоносова, и мы знаем, что с их помощью человек корректирует свое зрение, т.е. исправляет близорукость и дальнозоркость.

Сообщение 2 (ученик ):

«Мы век проводим за трудами дома
И только в праздник видим мир в очки».
(И.В.Гете «Фауст»)

Изображение оптических стекол в средние века открыло огромные возможности. Увеличительные стекла захватили воображение. Через них рассматривали мелкие предметы. Потребовалось немало усилий, чтобы простейшие линзы превратились в современные бинокли, микроскопы, телескопы и другие оптические приборы, наконец, просто в очки (плакаты ).

Очки – простейший медицинский прибор. Близорукость и дальнозоркость исправляют (компенсируют) применением линз. Сейчас вместо очков часто используют контактные линзы, сделанные из особой прозрачной пластмассы. Они накладываются на веко непосредственно, на глазное яблоко. Контактные линзы не требуют никакой оправы, не запотевают, незаметны. Существуют до 80 типов очков различного назначения.

Учитель: Какие же линзы следует применять в очках?

При близорукости необходимо изображение предмета отодвинуть от хрусталика и переместить на сетчатку. Для этого применяют линзы вынутые – рассеивающие свет с отрицательной оптической силой.

При дальнозоркости изображение предмета за сетчаткой перемещают с помощью линз выпуклых – собирающих свет. Оптическая сила таких линз - положительная. (Таблица «Линзы, применяемые в очках для исправления близорукости и дальнозоркости »).

IV. Первичная проверка изучаемого материала:

Ответьте на следующие вопросы:
Врач-окулист выписывает пациенту очки, оптическая сила которых равна +2 дптр. Какой недостаток зрения исправляют эти очки? (дальнозоркость).

Если человек близорук, то какие очки ему необходимы: +1,5 дптр или -1,5 дптр? (-1,5 дптр)

V. Объяснение новой темы (Продолжение):

Глаз – это живой оптический прибор. Мышцы глаза ученика за один учебный день испытывает такую же нагрузку, какую испытывают мышцы его рук и торса, если он пытался бы поднять и удержать над головой штангу весом предназначенного для среднего профессионала-атлета. Чтобы спасти глаза от перенапряжения, необходима специальная гимнастика, которая восстанавливает зрение.

Простейшие упражнения можно использовать в любых условиях, в том числе и в школе, где глаза устают больше всего.

Выполним все вместе некоторые из упражнений:

  1. Зажмурь изо всех сил глаза, а потом открой их. Повтори это 4-6 раз.
  2. Поглаживай в течение 30 секунд веки кончиками (подушечками) пальцев.
  3. Делай круговые движения глазами: налево – вверх - направо – вниз - направо – вверх - налево - вниз.
  4. Вытяни вперед руку. Следи взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно. Повтори 3 раза.

А если ты носишь очки?

В этом случае важно правильно их хранить и регулярно мыть теплой водой с мылом. Ведь от очков теперь зависит твое зрение!

И главное, если у тебя нарушено зрение, необходимо строго выполнять предписание врача-окулиста. Хорошо подобранная оправа очков украшает лицо, делает его привлекательнее.

Для нормального формирования зрения и его сохранение необходимо соблюдать простые правила:

  1. читать, писать в хорошем освещенном помещении;
  2. нельзя читать в транспорте, лежа располагать тексты ближе или дальше 30-35 см от глаз;
  3. очень вредно смотреть на слишком яркий свет;
  4. чаще бывать на свежем воздухе;
  5. оберегать глаза от ударов;
  6. в пищу употребляй витамин А.

Глаз человека – это тонкий и ценный инструмент. Берегите зрение с детства!

А сейчас обратимся к калейдоскопу интересных факторов:

Сообщение 3 . (ученик ):

Во многих славянских языках есть слово «око». Когда-то оно было единственным словом для названия органа зрения. От него в разное время образовались новые слова: очки, окунь.

Сообщение 4 . (ученик ):

В XVI веке появилось слово «глаз». Как считают многие ученые, это слово потреблялось в переносном смысле и означало: «камешек».

Сообщение 5 . (ученик ):

Глаз человека различает 7 тысяч оттенков различных цветов.

А также глаза не мерзнут. Это потому, что они не имеют нервных окончаний, чувствительных к холоду. Наоборот, в кончиках пальцев, носа этих точек очень много, поэтому эти места, прежде всего и сильнее всего чувствуют холод.

Сообщение 6 . (ученик ):

Самая богатая водой ткань человеческого тела - стекловидное тело глаза – содержит 99% воды. Самая бедная – зубная эмаль – 0,2 % воды.

Сообщение 7 . (ученик ):

Еще одним дефектом зрения является цветная слепота. Глаз не способен различать красный и зеленый цвета. Этот случай впервые описал английский химик Дальтон, отсюда и произошло название – дальтонизм. Для многих профессий он несуществен, но для водителя, машиниста железной дороги, лоцмана крайне важно отличать красный цвет от зеленого.

Учитель: Спасибо за интересные сообщения. Итак, проведем краткий обзор изученного материала. Сегодня на уроке мы говорили о значении зрения в нашей жизни. Изучили строение оптической системы и свойства глаза. А так же узнали с помощью, каких линз можно исправлять близорукость и дальнозоркость.

Все это мы изучили благодаря биологии, истории, литературы, и конечно физики.

VI. Закрепление изученного материала:

Как мы освоили новый изученный материал, нам поможет узнать кратковременный проверочный тест.

  1. Какая часть глазного яблока является двояковыпуклой линзой?
    а) хрусталик; б) роговица
  2. На какой части глазного яблока образуется изображение предмета?
    а) на сетчатке; б) на роговице
  3. Способность глаза приспосабливаться к видению, как на близком, так и так и на более далёком расстоянии:
    а) адаптацией; б) аккомодацией; в) иллюзией зрения
  4. При близорукости применяют очки
    а) с рассеивающими линзами; б) с собирающими линзами
  5. При дальнозоркости применяют очки
    а) с рассеивающими линзами; б) с собирающими линзами.

(Работа выполняется на отдельных листах, которые сдаются для проверки учителю. Одновременно запись проводится на полях в рабочей тетради ученика, для того чтоб самостоятельно оценить и проанализировать свою работу).

Работа проводиться с целью самоконтроля самими учениками своих работ (Подобная форма работы ребятам знакома, так как проводится регулярно). Проверяются первичные знания учащихся по изученной теме:

  • дано пять правильных ответов – оценка «5»
  • дано четыре правильных ответа – оценка «4»
  • три правильных ответа – оценка «3»
  • два и менее правильных ответа - оценка «2»

VII. Поведение итогов урока, выставление оценок.

Каждому ученику вручаются памятки «Гимнастика для глаз» и «Как уберечь глаз от травмы»

Домашнее задание : § 37,38 (для желающих стр.148 учебника №149)

Список литературы

  1. Громов С.В.Физика: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / С.В. Громов, Н.А. Родина. – М.: Просвещение, 2002
  2. Лукашик В.Н. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2002 .
  3. Демченко Е.А. Нестандартные уроки физики 7-11 классы. – Волгоград, 2002.
  4. Кирик Л.А. Физика – 9. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. Илекса, 2003
  5. Юный эрудит. – М.: №2, 2003.
  6. Физика в школе. – М.: школа – Пресс, № 6/91, № 2/97.
  7. Энциклопедический словарь нового физика / сост. В.А. Чуянов. Педагогика - Пресс, 1998.
  8. Биология в школе. – М.: Школа – Пресс, № 8/93, № 1/95.
  9. Медицинская энциклопедия / сост. М.П. Обрамян. – М.: Медицина, т.3 1983 .

>>Физика: Близорукость и дальнозоркость. Очки

У человека с хорошим, нормальным зрением глаз в ненапряженном состоянии собирает параллельные лучи в точке, лежащей на сетчатке глаза (рис. 98, а). Иначе обстоит дело у людей, страдающих близорукостью и дальнозоркостью.

Близорукость - это недостаток зрения, при котором параллельные лучи после преломления в глазу собираются не на сетчатке, а ближе к хрусталику (рис. 98, б). Изображения удаленных предметов поэтому оказываются на сетчатке нечеткими, расплывчатыми. Чтобы на сетчатке получилось резкое изображение, рассматриваемый предмет необходимо приблизить к глазу.
Расстояние наилучшего зрения для близорукого глаза меньше 25 см. Поэтому люди с подобным недостатком зрения вынуждены читать текст, располагая его близко к глазам.
Близорукость может быть обусловлена двумя причинами: 1) избыточной оптической силой глаза; 2) удлинением глаза вдоль его оптической оси. Развивается она обычно в школьные годы и связана, как правило, с продолжительным чтением или письмом, особенно при недостаточном освещении и неправильном расположении источника света .
Дальнозоркость - это недостаток зрения, при котором параллельные лучи после преломления в глазу сходятся под таким углом, что фокус оказывается расположенным не на сетчатке, а за ней (рис. 98, в). Изображения удаленных предметов на сетчатке при этом снова оказываются нечеткими, расплывчатыми.
Поскольку дальнозоркий глаз не способен сфокусировать на сетчатке даже параллельные лучи, то еще хуже он собирает расходящиеся лучи, идущие от близкорасположенных предметов. Поэтому дальнозоркие люди плохо видят и вдали, и вблизи.
Расстояние наилучшего зрения для дальнозоркого глаза больше 25 см. Люди с подобным недостатком зрения при чтении текста располагают его дальше от своих глаз. Этим и объясняется название «дальнозоркость».
Дальнозоркость может быть обусловлена либо понижением оптической силы глаза, либо уменьшением длины глаза вдоль его оптической оси.
Дальнозоркостью страдает большинство новорожденных, однако по мере роста ребенка глазное яблоко несколько увеличивается, и этот недостаток зрения исчезает. В пожилом возрасте у людей может развиться так называемая старческая дальнозоркость. Объясняется это тем, что мышцы, сжимающие хрусталик, с возрастом ослабевают, и способность аккомодации уменьшается. Этому же содействует и уплотнение хрусталика, постепенно теряющего способность сжиматься.
Близорукость и дальнозоркость исправляют (компенсируют) применением линз.
Первые очки появились в конце XIII в. Их изобретение стало великим благом для людей с недостатками зрения.
Какие же линзы следует применять в очках для исправления близорукости и дальнозоркости?
При близорукости изображение удаленного предмета получается внутри глаза перед сетчаткой. Чтобы оно отодвинулось от хрусталика и переместилось на сетчатку, следует применять очки с рассеивающими (вогнутыми) линзами (рис. 99, а). Такие линзы имеют отрицательную оптическую силу. Поэтому если врач-окулист выписывает пациенту очки, оптическая сила которых равна, например, -2 дптр, то это означает, что тот близорук.

При дальнозоркости все обстоит иначе. Теперь изображение оказывается за сетчаткой, и для его перемещения на нее применяют очки с собирающими (выпуклыми) линзами (рис. 99, б). Оптическая сила таких линз положительна. Поэтому выписывание очков,- оптическая сила которых равна, например, +3 дптр, означает, что пациент дальнозорок.

???
1. Что такое близорукость? Какими причинами она обусловлена? С помощью каких линз исправляют близорукость?
2. Что такое дальнозоркость? Какими причинами она обусловлена? С помощью каких линз исправляют дальнозоркость?
3. В магазине в отделе «Оптика » имеются в продаже очки: +2 дптр, -0,25 дптр, -4 дптр, +1,5 дптр. Какие недостатки зрения исправляют эти очки?
4. Как изменяется расстояние наилучшего зрения у близоруких и дальнозорких людей?

С.В. Громов, И.А. Родина, Физика 9 класс

Скачать календарно-тематическое планирование по физике , ответы на тесты, задания и ответы школьнику, книги и учебники, курсы учителю по физике для 9 класса

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку,

Учитель физики МОБУ «Академическая СОШ»

Белова Татьяна Анатольевна

Тема урока: Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость.

Цель урока:

Способствовать восприятию и усвоению учебного материала по теме «Глаз и зрение. Близорукость и дальнозоркость »; научить применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, решения физических задач.

Задачи:

- обучающие: дать представление о глазе, как об оптической системе

- развивающие: формирование навыков исследовательской деятельности, формирование информационной компетентности учащихся, повышение коммуникативной культуры, расширение кругозора, повышение эрудиции, развитие интереса к физике;

- воспитательные: воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам одноклассников, воспитание умения общаться друг с другом, умения излагать и отстаивать свою точку зрения, вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, видеопроектор, интерактивная доска.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Ход урока :

I Организационный момент. Актуализация знаний.

II Повторение. Проверка знаний.

Кто и когда получил первую фотографию? Опишите принцип действия фотоаппарата?

Охарактеризуйте изображение, даваемое объективом фотоаппарата.

III Изучение нового материала.

1. Постановка целей и задач урока .

Как устроен глаз человека? Какие его части образуют оптическую систему? Каким является изображение, получаемое на сетчатке глаза.

Какие преимущества дает зрение двумя глазами.

Что такое аккомодация, поле зрения.

Недостатки зрения и их исправление.

2. Получение новых знаний.

Одним из самых совершенных «приборов», которым природа снабдила человека и животных, является глаз. Большую часть (до 80%) информации об окружающем мире человек получает через глаза.

ЦОР «Световые явления. Глаз как оптическая система».

Строение глаза. Слайд 2.

Изображение предмета на сетчатке. Слайд 3.


Аккомодация. Расстояние наилучшего зрения. Слайд 4.

Кратковременная лабораторная работа «Особенности зрения человека».

1. Повернитесь лицом к свету и посмотрите на зрачки друг друга. Отвернитесь от света и опять посмотрите на зрачки. Что вы наблюдали? Объясните наблюдаемое явление.

Расширяясь или сужаясь, зрачок регулирует количество проникающего в глаз света.

2. Держите книгу перед глазами на расстоянии около 30 см. смотрите мимо книги на противоположную стену. Хорошо ли видны буквы? Далее посмотрите на книгу. Как теперь видны буквы? Хорошо ли видна противоположная стена? Какой можно сделать вывод?

Глаз не может одновременно хорошо различать предметы, находящиеся на различных расстояниях.

3. Выберите на стене какую-либо отметку. Не двигая головой, выполните следующие задания:

а) Найдите отметку правым глазом (левый глаз закрыт). Заметьте, какую часть стены вы видите. Это - поле зрения правого глаза.

б) Определите поле зрения левого глаза, Совпадают ли поля зрения правого и левого глаз?

в) Посмотрите на отметку двумя глазами. Насколько увеличилась видимая область? Какой можно сделать вывод?

Благодаря наличию двух глаз увеличивается поле зрения.

4. Держа в вытянутой руке колпачок от ручки, закройте один глаз и попробуйте попасть ручкой в колпачок. Легко ли это сделать? Попробуйте выполнить тот же опыт с двумя открытыми глазами, Сделайте вывод о значении зрения двумя глазами.

Благодаря наличию двух глаз мы можем различать, какой из предметов находится ближе, какой дальше от нас. Дело в том, что на сетчатке правого и левого глаза получаются отличающиеся друг от друга изображения (соответствующие взгляду на предмет как бы справа и слева). Чем ближе предмет, тем заметнее это различие. Оно и создает впечатление разницы в расстоянии. Эта же способность зрения позволяет видеть предмет объемным.


Недостатки зрения. Слайд 7.


ЦОР «Исправление близорукости и дальнозоркости».

Гимнастика для глаз.

1. Горизонтальные движения глаз: вправо-влево.

2. Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.

3. Интенсивные сжимания и разжимания век в быстром темпе.

4. Работа глаз «на расстояние». Подойдите к окну, посмотрите на близкую деталь на стекле (царапину, наклеенный маленький кружок из бумаги), затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.

Презентация «Оптические иллюзии».

Человеческий мозг не всегда способен справиться с анализом изображения, получающегося на сетчатке глаза. В таких случаях возникают иллюзии зрения .

Некоторые зрительные иллюзии связаны с особенностями строения глаза.

1. Так, отрезки и фигуры, которые проецируются на цент-ральную часть сетчатки, воспринимаются как более крупные по сравнению с предметами, которые проецируются на ее перифе-рическую часть. Это связано с тем, что в центральной части глаза гораздо выше плотность фоторецепторов.

2. Вертикальные отрезки кажутся больше горизонтальных отрезков такой же длины. Это объясняется анизотропией сет-чатки (неодинаковой вытянутостью рецепторных клеток в вер-тикальном и горизонтальном направлениях). (Слайд 3)

Другие иллюзии обусловлены рассеянием света на опти-ческих средах. (Слайд 4)

Какой квадрат больше? Белый квадрат на черном фоне кажется больше, чем рав-ный ему по величине черный квадрат на белом фоне. Это объяс-няется тем, что рассеянный свет от белого фона попадает на края черного квадрата и засвечивает их, уменьшая воспринимаемую глазом величину квадрата.

Иллюзии, вызванные психологическими причинами. (Слайд 5)

Картина с перспективой (сходящиеся линии, более мелкие предметы на заднем плане). Наложим на эту картину две фигурки одинакового размера: одну — там, где линии расположены далеко друг от друга, а другую — там, где они сближены. Кажется, что «дальняя» фигурка больше. Это так называемая иллюзия перспективы. Обычно если из двух равных фигур одна расположена дальше, то ее изображение на сетчатке имеет меньшие размеры. Если изображения «дальней» и «близкой» фигурок одинаковы, мозг решает, что «дальняя» фигурка боль-ше «близкой».

Другие иллюзии (слайды 6-15)

IV Обобщение и закрепление нового материала.

Решение задач: № 149, 150.

  1. Какая часть глазного яблока является двояковыпуклой линзой?
    а) хрусталик; б) роговица
  2. На какой части глазного яблока образуется изображение предмета?
    а) на сетчатке; б) на роговице
  3. Способность глаза приспосабливаться к видению, как на близком, так и так и на более далёком расстоянии:
    а) адаптацией; б) аккомодацией; в) иллюзией зрения
  4. При близорукости применяют очки
    а) с рассеивающими линзами; б) с собирающими линзами
  5. При дальнозоркости применяют очки
    а) с рассеивающими линзами; б) с собирающими линзами.

Это интересно

У рыб хрусталик круглый и плотный и может подстраивать фокус, только двигаясь относительно сетчатки. Глаз рыбы настроен на резкое видение близких предметов и аккомодирует на далекие, отдаляя хрусталик от сетчатки.

Человеческий глаз может различать до 10 миллионов цветовых оттенков.

Цветовое зрение по-разному выражено у представителей разных рас. Более половины европеоидов, например, обладают повышенной чувствительностью к красному и различают больше его оттенков.

Новорожденные лучше всего различают зеленые и желтые предметы.

V Д/з §37, 38, № 1619, 1637.