Open
Close

Ингаляции лекарственного средства через нос. Техника и алгоритм пользования карманного ингалятора Введение лекарства с помощью карманного ингалятора

Пути введения лекарственных средств в организм. Способы наружного применения лекарственных средств. Преимущества и недостатки?

Последствия опустынивания в экологическом и экономическом отношении очень существенные и почти всегда отрицательные. Уменьшается производительность сельского хозяйства, сокращаются разнообразие видов и количество животных, что особенно в бедных странах приводит к ещё большей зависимости от природных ресурсов. Опустынивание ограничивает доступность элементарных услуг экосистемы и угрожает безопасности людей. Оно является важной помехой развитию, из-за чего Организация Объединённых Наций в 1995 году установила Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой, а в дальнейшем провозгласила 2006 год международным годом пустынь и опустынивания.

Список литературы:

1. Ковда В.А. «Проблемы опустынивания и засоления почв аридных регионов мира», М: Наука, 2008

2. Мотузова Г.В., Безуглова О.С. «Экологический мониторинг почв», М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2007

3. Овчинникова И.Н. «Экологический риск и загрязнение почв», М., 2003.

4. http://www.geoglobus.ru/ecology/practice2/nature09.php

5. http://www.biodiversity.ru/programs/steppe/bulletin/step-34/vinograd.html

Пути введения лекарственных средств в организм. Парентеральное введение лекарственных средств. Преимущества и недостатки.

наружный энтеральный парентеральный

Парентеральное введение лекарственных средств и растворов осуществляется посредством внутрикожной, подкожной, внутримышечной, вв\, внутриартериальной, в брюшную, плевральную полости, в сердце, в спинной канал, в болезненный очаг, костный мозг.

Внутрикожно, подкожно, в\м - производится путем инъекций, в\в - путем венепункции или венесекции (рассечение доступа к вене и самой вены, делает врач).

Преимущества: быстрота действия, точность дозировки поступления лекарственного средства в неизмененном виде.

Недостатки: обязательное участие мед.персонала, соблюдение асептики и антисептики, затруднение или невозможное введение при кровотечении, повреждении кожи в месте инъекции.

Пути введения лекарственных средств в организм. Способы наружного применения лекарственных средств. Преимущества и недостатки?

Существует несколько способов введения лекарственных средств: наружный (на кожу, через дыхат.пути, на слизистые оболочки, во влагалище), энтеральный (под язык, ректально, через рот) и парентеральный (в\в, п\к, в\м, в\к, в полость, в спинномозговой канал, внутрисердечно).

Наружный путь введения лекарственных средств: через кожные покровы \мази, гели\ , слизистые оболочки \ глаза\, дыхательные пути \нос\.

Преимущества: простота применения, доступность непосредственно воздействия на очаг поражения при кожных заболеваниях.

Методы введения: нанесение мази на кожу, на раневую поверхность, втирание мази, ингаляции, введение во влагалище, кишечник, применение пластырей, присыпок, закапывание в глаза, нос, ухо.

Недостатки: неточная доза, перед применение осмотр кожных покровов, убедиться в отсутствии гиперемии, сыпи, припухлостей, обработать и осушить место применения.

Форма: мази, эмульсии, лосьоны, желе, пасты, р-ры, гели, пена, болтушка, порошки, настой, аэрозоли.

17 . Пути введения лекарственных средств в организм. Ингаляционный способ введения лекарственных средств через рот и носа. Преимущества и недостатки ?.

Существует несколько способов введения лекарственных средств: наружный (на кожу, через дыхат.пути, на слизистые оболочки, во влагалище), энтеральный (под язык, ректально, через рот) и парентеральный (в\в, п\к, в\м, в\к, в полость, в спинномозговой канал, внутрисердечно).

Введение лекарственных средств через дыхательные пути путем вдыхания – это ингаляция.

Попадание в виде аэрозоля предпочтительно при оказании неотложной помощи пациенту, чем меньше частица, тем эффективнее лечение. Ингаляторы бывают стационарные, портативные, карманные. С помощью ингалятора лекарственное средств вводят через рот или нос. Перед ингаляция, как порошкообразный так и жидкие формы \настои, отвары \ разводят дистиллированной водой или физ. р-ом до нужного количества, назначенного врачом. Имеют широкое применение карманные ингаляторы, готовые фармакологические формы в аптечн.упаковке поступают в ампулах или флакончиках и предназначены для вдыхания как через нос так и через рот \ спец.насадка\. лекарственные средства находятся во флаконе-ингаляторе в виде аэрозоля в фабричной упаковке. Количество и время применения назначает врач.

Преимущество: простота применения, доступность, действует непосредственно на очаг поражения: слизистые, дыхательные пути, оказывает местное и резорбтивное действие, причем очень энергично поступает в кровь.

Недостатки: раздражение дыхательных путей, не всегда хорошее проникновение на очаг.

18 . Пути введения лекарственных средств в организм. Введение лекарственных средств пер орально, сублингвально. Понятие прием лекарственных средств: « до еды», «во время еды», «после еды», «натощак», «перед сном».Преимущества и недостатки.

Пути введения:

  1. Наружное (кожные покровы, слизистые оболочки, верхние дыхательные пути).
  2. Внутренний (энтерально) (перорально, сублингвально, ректально)
  3. Парентеральный (инъекции: в мягкие ткани, сосуды, полости, мозговую оболочку)

Перорально (в рот) – препарат всасывается медленно, обсарбируя слизистые оболочки ЖКТ, всасывание происходит в основном в тонком кишечнике, в печени, возможно иннактивация – поступая в кровоток оказывает общее системное действие.

Форма: таблетки, капсулы, капли, порошки, настойки, микстуры, сиропы, отвары.

Преимущество: безопасность и эффективность, простота и доступность, разнообразие лекарственных форм.

Недостатки: неточность дозировки, влияние при всасывании на ЖКТ, медленное и неполное всасывание, аллергическая реакция, зависимость от патологии (рвота, судороги), побочные действия.

Сублингвально (под язык ) например нитроглицерни.

Форма: капсулы, растворы, таблетки.

Преимущества: неотложная помощь быстро всасывается в кровь, минуя ЖКТ, не требуется профессиональных знаний.

Недостатки: не знание дозировки.

Прием « до еды» - это значит за 15-30 мин до приема пищи.

«во время еды» - с приемом пищи (улучшает процесс пищеварения)

«после еды» - все препараты раздражающего действия (которые действуют раздражающе на слизистую желудка)

«натощак» - за 20 – 60 минут до завтрака для укороченного лечебного эффекта (слабительные, противоглистные)

«перед сном» за 15-20 минут до сна (снотворные)

19 . Пути введения лекарственных средств в организм. Введение лекарственных средств в прямую кишку (жидкие и твердые лекарственные формы). Преимущества и недостатки.

Существует несколько способов введения лекарственных средств: наружный (на кожу, через дыхат.пути, на слизистые оболочки, во влагалище), энтеральный (под язык, ректально, через рот) и парентеральный (в\в, п\к, в\м, в\к, в полость, в спинномозговой канал, внутрисердечно).

Ректально – это значит через прямую кишку, осуществляет в виде жидких лекарственных форм (отвары, растворы, слизи) и твердых (суппозитории), оказывает местное воздействие на слизистую оболочку и резорбтивное на организм в целом.

Когда водят свечу в прямую кишку вскрываем упаковку так, чтоб суппозиторий оставался в упаковке, и мы нажимаем и выдавливаем его в анальное отверстие, не трогая сам суппозиторий, т.к. от тепла он в руках тает и чтоб не нарушать стерильность

Преимущества: всасывание в кровь в неизменном виде, минуя печень, безопасный альтернативный способ введения

Недостатки: перед введением нужно ставить очистительную клизму.

Цель: лечебная, учебная.

Показания: заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

Оснащение: 2 карманных ингалятора: один - использованный, второй - с лекарственным веществом.

Этапы Обоснование
I. Подготовка к процедуре 1. Собрать информацию о пациенте. Доброжелательно и уважительно представиться. Уточнить, как к нему об- ращаться, если медсестра видит пациента впервые Установление контакта с пациенте!
2. Объяснить пациенту цель и последовательность проведения процедуры Психологическая подготовка к щ стоящей процедуре
3. Получить согласие пациента на процедуру Соблюдение прав пациента
4. Подготовить 2 ингалятора, убедиться в соответствии лекарственного средства назначенному врачом, проверить срок годности Исключение ошибочного введения карственного средства
5. Вымыть и осушить руки Профилактика внутрибольничной фекции
II. Выполнение процедуры 1. Для обучения пациента выполнению процедуры использовать ингаляционный баллончик без лекарственного препарата. Усадить пациента, но если его состояние позволяет, лучше ему находиться в положении стоя, так как дыхательная экскурсия при этом эффективнее Формирования знаний и умений. Обеспечение эффективности проп ры

2. Снять с ингалятора защитный колпачок Подготовка к процедуре
3. Перевернуть баллончик с аэрозолем вверх дном и встряхнуть его
4. Попросить пациента сделать глубокий выдох Обеспечение попадания лекарственного вещества как можно глубже в дыхательные пути
5. Попросить пациента слегка запрокинуть голову назад. Вставить мундштук ингалятора пациенту в рот. Попросить пациента плотно обхватить мундштук губами Обеспечение лучшего доступа лекар- ственного вещества. Снижение потерь средства
6. Попросить пациента сделать глубокий вдох через рот, одновременно нажимая на дно баллончика, и задержать дыхание на 5-10 с Введение лекарственного вещества в дыхательные пути. Обеспечение достижения терапевтического эффекта
7. Извлечь мундштук ингалятора изо рта пациента. Попросить пациента сделать спокойный выдох. Перевернуть баллончик и закрыть его защитным колпачком Завершение процедуры. Обеспечение эффективного хранения
8. Проконтролировать самостоятельное выполнение процедуры пациентом с действующим ингалятором Контроль сформированных знаний и умений
III. Окончание процедуры 1. Провести дезинфекцию мундштука использованного ингалятора. Вымыть и осушить руки
Обеспечение преемственности сестринского ухода

ВВЕДЕНИЕ ПАЦИЕНТУ СУППОЗИТОРИЯ СО СЛАБИТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЕМ

Цель: лечебная.

Показания: назначение врача.

Оснащение: перчатки, суппозиторий, клеенка, пеленка, туалетная бумага, ширма, дезинфицирующий


4. Подготовить необходимое оснащение
5. Вымыть и осушить руки. Надеть перчатки Профилактика внутрибольничной инфекции
П. Выполнение процедуры 1. Взять упаковку с суппозиториями из холодильника, прочитать название, отрезать от ленты одну свечу
2. Отгородить пациента ширмой (если в палате присутствуют другие пациенты) Соблюдение прав человека
3. Помочь пациенту лечь на бок и согнуть ноги в коленях Соблюдение правил введения лекар- ственного вещества
4. Вскрыть упаковку с суппозиторием. Если упаковка мягкая, то суппозиторий из оболочки не извлекать! Предупреждение таяния свечи
5. Попросить пациента расслабиться. Развести ягодицы пациента одной рукой, а другой ввести в анальное отверстие суппозиторий, продвинув его за наружный сфинктер прямой кишки. Оболочка остается в руке медсестры Обеспечение эффективности процедуры
6. Предложить пациенту лечь в удобное для него положение. Убрать ширму Обеспечение физиологического комфорта. Соблюдение правил введения суппозитория
7. Спросить пациента о самочувствии Определение реакции пациента на процедуру
III. Окончание процедуры 1. Снять перчатки и замочить их в дезинфицирующем растворе с последующей утилизацией. Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности
2. Сделать запись в медицинских документах о выполнении процедуры и реакции на нее пациента
3. Спросить пациента через несколько часов, была ли у него дефекация Оценка эффективности процедуры
4. Сделать запись о результате Обеспечение преемственности се- стринского ухода

НАБОР ЛЕКАРСТВЕННОГО СРЕДСТВА ИЗ АМПУЛЫ

Цель: выполнить инъекцию.

Показания: инъекционные способы введения лекарственных растворов.

Оснащение: стерильный шприц в собранном виде, стерильный лоток, емкость для использованного материала, стерильный пинцет, тетрадь назначений процедурной сестры, лекарственные препараты в ампулах, пилочки, бикс со стерильным перевязочным материалом, спирт 70°, перчатки стерильные.

Этапы Обоснование
1. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки Обеспечение инфекционной безопасности пациента и персонала
2. Взять ампулу, внимательно прочитать название ле- карственного раствора, дозу, срок годности. Сверить с назначением врача Предупреждение ошибочного введения лекарственного препарата
3. Переместить лекарственный раствор из узкой части ампулы в широкую. Для этого необходимо одной рукой взять ампулу за дно, а пальцами другой произвести легкие удары по узкому концу ампулы
4. Надпилить ампулу в центре ее узкой части Профилактика травматизма пальцев медсестры
5. Обработать ватным шариком, смоченным спиртом, место надпила и отломить конец ампулы в противоположную сторону. Выбросить шарик и осколки в емкость для использованного материала
6. Взять шприц в правую руку так, чтобы были видны деления. Захватить вскрытую ампулу между II и III пальцами левой рукой так, чтобы вскрытая часть была обращена внутрь ладони. Ввести иглу в ампулу. Перехватить шприц I, IV, V пальцами левой руки Обеспечение эффективного проведения процедуры
7. Переместить правую руку на поршень и набрать нужное количество раствора. Следить, чтобы срез иглы был постоянно погружен в раствор Исключение потери лекарственного препарата
8. Снять ампулу с иглы и поместить ее в нестерильный лоток Обеспечение инфекционной безопасности пациента
9. Сменить иглу. Если игла однократного использования, надеть на нее колпачок. Вытеснить воздух из шприца в колпачок Проверка проходимости иглы
10. Положить в стерильный лоток шприц, стерильные ватные шарики, смоченные спиртом. Накрыть все стерильной салфеткой, если шприц многоразовый. Примечание: шприц можно поместить в крафт-пакет или упаковку от одноразового шприца Обеспечение инфекционной безопасности

РАЗВЕДЕНИЕ АНТИБИОТИКОВ

При различных заболеваниях дыхательных путей и лёгких пользуются введением лекарств непосредственно в дыхательные пути. При этом лекарственное вещество вводят путём его вдыхания - ингаляции (лат. inhalatum - вдыхать). При введении лекарств в дыхательные пути можно по-

лучить местный, резорбтивный и рефлекторный эффекты.

Ингаляционным способом вводят лекарственные вещества как местного, так и системного воздействия:

Газообразные вещества (кислород, закись азота);

Пары летучих жидкостей (эфир, фторотан);

Аэрозоли (взвесь мельчайших частиц растворов).

Баллонные дозированные аэрозольные препараты в настоящее время применяют наиболее часто. При использовании такого баллончика больной должен проводить ингаляцию сидя или стоя, немного запрокинув голову, чтобы дыхательные пути распрямились и препарат достиг

бронхов. После энергичного встряхивания ингалятор следует перевернуть баллончиком вверх. Сделав глубокий выдох, в самом начале вдоха больной нажимает на баллончик (в положении ингалятора во рту или с использованием спейсера - см. ниже), продолжая после этого вдыхать как можно глубже. На высоте вдоха следует задержать дыхание на несколько секунд (чтобы частицы лекарственного средства осели на стенках бронхов) и затем спокойно выдохнуть воздух.

Спейсер представляет собой специальную камеру-переходник от ингалятора ко рту, где частицы лекарства находятся во взвешенном состоянии в течение 3-10 с (рис. 11-1). Самый простой спейсер пациент может изготовить самостоятельно из свёрнутого трубкой листа бумаги длиной около 7 см.

Преимущества использования спейсера следующие.

Снижение риска местных побочных явлений: например, кашля и кандидоза полости рта при ингаляционном использовании глюкокортикоидов.

Возможность предупреждения системного воздействия препарата (его всасывания), так как невдыхаемые частицы оседают на стенках спейсера, а не в полости рта.

Возможность назначения высоких доз препаратов во время приступов бронхиальной астмы.

Небулайзер. В лечении бронхиальной астмы и хронической обструкции дыхательных путей применяют небулайзер (лат. nebula - туман) - устройство для преобразования раствора лекарственного вещества в аэрозоль для доставки препарата с воздухом или кислородом непосредственно в бронхи больного (рис. 11-2). Образование аэрозоля осуществляется под воздействием сжатого воздуха через компрессор (компрессорный небулайзер), превращающий жидкий лекарственный препарат в туманное облачко и подающий его вместе с воздухом или кислородом, или под

влиянием ультразвука (ультразвуковой небулайзер). Для вдыхания аэрозоля применяют лицевую маску или мундштук; при этом больной не прилагает никаких усилий.

Преимущества использования небулайзера следующие.

Возможность непрерывной подачи лекарственного препарата в течение определённого времени.

Отсутствие необходимости в синхронизации вдоха с поступлением аэрозоля, что позволяет широко применять небулайзер при лечении детей и пожилых пациентов, а также при тяжёлом приступе удушья, когда использование дозированных аэрозолей проблематично.

Возможность использования высоких доз препарата с минимальными побочными эффектами.

Паровые ингаляции.

При лечении катарального воспаления верхних дыхательных путей и ангин издавна применяют паровые ингаляции с помощью простейшего ингалятора.

Струя пара, образующегося в водяном подогреваемом бачке, выбрасывается по горизонтальной трубке распылителя и разрежает воздух под вертикальным коленом, вследствие чего лекарственный раствор из

стаканчика поднимается по вертикальной трубке и разбивается паром на мельчайшие частицы.

Пар с частицами лекарства попадает в стеклянную трубку, которую больной берет в рот и через неё дышит (делая вдох ртом, а выдох носом) в течение 5-10 мин. В домашних условиях вместо ингалятора можно использовать чайник, в носик которого вводится бумажная или пластмассовая

трубка; вдох проводят через рот. В чайник помещают настои трав, 3% раствор натрия гидрокарбоната (пищевой соды) и/или натуральную минеральную воду «Боржоми».

В паровом ингаляторе частицы лекарства получаются довольно крупные, и поэтому они оседают на слизистой оболочке верхних дыхательных путей, не достигая лёгких. Чтобы получить аэрозоль с более мелкими частицами (достигающими альвеол), применяют ингаляторы со сложными приспособлениями для распыления, но основанные на том же принципе распыляющего угольника. Для образования аэрозоля вместо пара применяют воздух или кислород, который нагнетают в горизонтальную трубку распылителя под различным давлением, а по вертикальной

трубке поднимается лекарство (например, раствор бензилпенициллина), которое больной вдыхает в течение определённого времени, пока не получит назначенную ему дозу.

В ряде случаев используют «камерный» способ ингаляционного введения лекарственного вещества - когда целая группа пациентов вдыхает препарат, распылённый в помещении ингалятория.

Влажное обтирание

Оснащение: клеенка, пеленка, почкообразный лоток, теплая вода, 6%-ный столовый уксус или спирт, большая салфетка или полотенце, сменное нательное и постельное белье, перчатки.

  1. Установить доброжелательные конфиденциальные отношения.
  2. Вымять руки, осушить, надеть перчатки.
  3. Подстелить под пациента клеенку с пеленкой.
  4. Налить в лоток теплой воды (можно добавить столовую ложку столового уксуса на 1л воды или спирта).
  5. Обнажить верхнюю часть тела пациента.
  6. Смочить салфетку или часть полотенца, слегка отжав.
  7. Протереть пациента в следующей последовательности: лицо, шею, руки, спину, грудь.
  8. Вытереть сухим концом полотенца тело пациента в той же последовательности и прикрыть простыней.
  9. Обтереть таким же образом живот, бедра, ноги.
  10. Подстричь ногти на руках (при необходимости).
  11. Сменить нательное и постельное белье (при необходимости).
  12. Снять перчатки.
  13. Вымыть и осушить руки.

Постановка горчичников

Цель: достичь болеутоляющий и противовоспалительный эффект.

Оснащение: горчичники, лоток с водой (температура 40-45°С), лоток для отработанного материала, полотенце, марлевые салфетки, термометр для измерения температуры воды, часы.

Подготовка к процедуре

  1. Осмотреть кожные покровы пациента на месте постановки горчичников. Убедиться, что нет противопоказаний: заболеваний кожи, опухолей различной этиологии, аллергических реакций на эфирные масла, гипертермии.
  2. Проверить качество горчичников. Перед применением следует проверить срок годности: пригодный горчичник имеет острый запах горчичного масла и не осыпается.
  3. Измерить температуру воды для смачивания горчичников (температура 40-45°С). Для горчичных процедур нельзя применять горячую воду, так как она разрушает горчичный фермент и горчичное масло не выделится.

Выполнение процедуры

  1. Смочить горчичник в воде в течение 5 секунд каждый.
  2. Стряхнуть и приложить горчичник на нужный участок кожи горчицей вниз, сверху положить полотенце.

Места постановки горчичников:

А) круговые – на область грудной клетки, кроме грудной железы, сосков;

Б) воротниковые – на область верхнего плечевого пояса при гипертоническом кризе;

В) на область сердца – при болях в сердце у женщин – вокруг грудной железы, у мужчин – кроме сосков, а также на месте проекции боли (чаще на область грудины).

3. Укрыть пациента одеялом.

4. Держать горчичники 10-15 минут.

Окончание процедуры

  1. Снять горчичники, сбросить их в лоток для отработанного материала. При повышенной чувствительности (появление нестерпимого чувства жжения на первой-второй минутах).
  2. Протереть кожу пациента влажной теплой марлевой салфеткой, вытереть насухо. Исключить аллергическую реакцию и при ее отсутствии между горчичниками и кожей следует проложить смоченную водой и отжатую марлю. Категорически запрещается ставить горчичники на бумагу, так как при этом теряется непосредственное раздражающее действие горчичного масла на кожу.
  3. Помочь надеть белье, уложить в удобное положение.
  4. Укрыть пациента, рекомендовать постельный режим (30-60 минут).

Оксигенотерапия (подача увлажненного кислорода из кислородной подушки)

Цель: повышение кислорода в тканях.

Оснащение: кислородная подушка, содержащая 100% кислорода, воронка (мундштук); марлевая салфетка, сложенная в 4 слоя; емкость с дезраствором (3%-ный раствор хлорамина); вода питьевая или пеногаситель (антифомсилан 10%-ный или этиловый спирт 96%-ный).

Подготовка к процедуре

  1. Заполнить подушку кислородом из кислородного баллона:

Соединить резиновую трубку подушки с редуктором кислородного баллона;

Открыть вентиль на трубке подушки, затем на баллоне.

Наполнить подушку кислородом;

Зарыть вентиль на баллоне, затем на подушке;

Отсоединить резиновую трубку от редуктора баллона;

Подсоединить мундштук к трубке подушки.

2. Смочить салфетку в воде или пеногасителе. Пеногасителем служит 20%-ный этиловый спирт или антифомсилан.

3. Обернуть мундштук (воронку) влажной марлевой салфеткой.

4. Удалить мокроту изо рта и носа пациента тампоном (или электроотсосом) перед процедурой. Необходимо освободить дыхательные пути.

Выполнение процедуры

  1. Держать мундштук (воронку) у рта пациента и открыть кран на подушке. Пациент вдыхает кислородную смесь через мундштук (воронку), а вдыхает через нос. С целью уменьшения потери кислорода в момент выдоха его подача временно прекращается с помощью сжатия трубки пальцами или поворотом крана на трубке.

(Если пациент осуществляет вдох через нос, то выход – через рот!)

  1. Отрегулировать скорость подачи кислорода (4-5л в минуту). Подавать кислородную смесь, содержащую 80-100% кислорода, 15 минут, при необходимости – повторить процедуру через 10-15 минут.
  2. Надавливать на подушку и сворачивать с противоположного конца, пока кислород не выделится полностью.
  3. Менять подушку с кислородом.

Окончание процедуры

  1. Убрать кислородную подушку, отсоединить мундштук (воронку). Наблюдать за состоянием пациента.
  2. Поместить салфетку и мундштук (воронку) в дезинфицирующий раствор. В домашних условиях можно прокипятить в 2%0ном растворе питьевой соды, или протереть мундштук 70%-ным спиртом.

Диета № 11

Показания: туберкулёз лёгких, костей, лимфатических узлов, суставов при нерезком обострении или его стихании, при пониженной массе тела; истощение после инфекционных болезней, операций, травм; во всех случаях – при отсутствии поражений органов пищеварения. Разработаны варианты диеты № 11 с учётом локализации и характера туберкулёзного процесса, состояния органов пищеварения, наличия осложнений.

Цели назначения: улучшение состояния питания организма, повышение его защитных сил, усиление восстановительных процессов в поражённом органе.

Общая характеристика: диета повышенной энергетической ценности с преимущественным увеличением содержания белков, витаминов, минеральных веществ (кальций, железо и др.), умеренным увеличением количества жиров и углеводов. Кулинарная обработка и температура пищи обычные.

Химический состав и энергетическая ценность: белки 110–130 г (60% животных), жиры 100-120 г (20–25% растительных), углеводы 400-450 г; энергетическая ценность 12,6-14,2 МДж (3000-3400 ккал); натрия хлорид 15 г, свободная жидкость 1,5 л.

Режим питания: 5 раз в день; на ночь кефир.

Исключаемые продукты и блюда: очень жирные сорта мяса и птицы, бараний, говяжий и кулинарный жиры; острые и жирные соусы, торты и пирожные с большим количеством крема.

Тесты к теме « »

1. Как называется глубокое шумное редкое дыхание?

а) дыхание Чейн Стокса

б) дыхание Биота

в) стридорозное дыхание

г) дыхание Куссмауля

2. Что такое эмфизема легких?

а) повышение воздушности альвеол

б) снижение эластичности альвеолярной ткани

в) и то, и другое

3. Объясните, почему у больного во время приступа малопродуктивного кашля происходит набухание шейных вен:

а) повышается давление в малом круге кровообращения

б) развивается острая правожелудочковая сердечная недостаточность

в) развивается острая левожелудочковая сердечная недостаточность

г) нарушение венозного притока к сердцу

в результате роста внутригрудного давления

д) развивается относительная недостаточность трехстворчатого клапана

4. Объясните, почему больной "пыхтит" во время приступа малопродуктивного кашля:

а) это приводит к подключению дополнительной дыхательной мускулатуры и облегчению выдоха

б) это приводит к повышению внутрилегочного давления и уменьшению проявлений механизма раннего экспираторного закрытия бронхов

в) это приводит к улучшению отхождения мокроты

г) это способствует уменьшению бронхоспазма

д) это дурная привычка больных, желающих привлечь к себе внимание окружающих

5. КАКАЯ ЛЕГОЧНАЯ ПАТОЛОГИЯ МОЖЕТ СОПРОВОЖДАТЬСЯ ПОВЫШЕНИЕМ РЕЗИСТЕНТНОСТИ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ?

а) пневмония

б) плеврит

в) хронический бронхит

6. ДЛЯ КАКОЙ ЛЕГОЧНОЙ ПАТОЛОГИИ ХАРАКТЕРНА ИНСПИРАТОРНАЯ ОДЫШКА?

а) пневмония

б) бронхиальная астма

в) плеврит

7. ДЛЯ КАКОЙ ЛЕГОЧНОЙ ПАТОЛОГИИ ХАРАКТЕРНА ЭКСПИРАТОРНАЯ ОДЫШКА?

а) плевриты

б) бронхиальная астма

в) пневмония

8.ДЛЯ КАКОЙ ЛЕГОЧНОЙ ПАТОЛОГИИ ХАРАКТЕРНА "РЖАВАЯ МОКРОТА"?

а) бронхит

б) очаговая пневмония

в) крупозная пневмония

9. ХАРАКТЕР МОКРОТЫ У БОЛЬНЫХ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ?

а) в виде "малинового желе"

б) пенистая мокрота

в) бесцветная, вязкая

10. ПРИ КАКОЙ ЛЕГОЧНОЙ ПАТОЛОГИИ МОЖЕТ НАБЛЮДАТЬСЯ БОЧКООБРАЗНАЯ" ГРУДНАЯ КЛЕТКА?

а) хронический бронхит

б) пневмония

в) плевриты

11. КАК МОЖЕТ ИЗМЕНЯТЬСЯ ЦВЕТ КОЖИ У ЛЕГОЧНОГО БОЛЬНОГО?

а) гиперемия

б) диффузный цианоз

в) акроцианоз

12. КАКОВА ЧАСТОТА ДЫХАНИЯ В НОРМЕ

а) 30-40 дыханий в 1 минуту

б) 12-20 дыханий в 1 минуту

в) 6-8 дыханий в 1 минуту

13. ВЫБЕРИТЕ ЖАЛОБЫ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ЛЕГКИХ:

а) гиперестезия

б) кашель

г) отхождение мокроты

д) повышение температуры

е) судороги

ж) затруднение дыхания

з) одышка

14. ПОЧЕМУ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИСКУССТВЕННОГО ДЫХАНИЯ НЕОБХОДИМО ЗАПРОКИДЫВАТЬ ГОЛОВУ БОЛЬНОГО?

A) Для удобства оказания медицинской помощи.

Б) Чтобы создать хорошую герметизацию между ртом реаниматора и ртом (носом) пациента.

B) Чтобы обеспечить проходимость дыхательных путей.

Г) В целях создания лучших условий для кровообращения.

Д) Для удобства больного.

15. КАК ПРОВЕРИТЬ ПРАВИЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ДЫХАНИЯ?

A) Во время проведения искусственного дыхания должен появляться пульс.

Б) Во время проведения искусственного вдоха грудная клетка должна расширяться, а во время пассивного выдоха - спадаться.

B) Во время проведения искусственного вдоха наблюдается «надувание» щёк больного.

Г) Во время проведения искусственного дыхания изменяется окраска кожных покровов.

Д) Всё вышеперечисленное верно.

16. ПРИ ЛЕГОЧНОМ КРОВОТЕЧЕНИИ ПОКАЗАНЫ ВСЕ МЕРОПРИЯТИЯ, КРОМЕ:

A) обеспечения полного покоя больному;

Б) придания полусидячего положения с наклоном в больную сторону;

B) прикладывания грелки к больной стороне грудной клетки;

Г) прикладывания пузыря со льдом к больной стороне грудной клетки;

Д) введения кровоостанавливающих препаратов.

17. НА ОБЩИЙ АНАЛИЗ НАПРАВЛЯЕТСЯ:

A) суточная мокрота;

Б) мокрота, собранная в течение 3 сут методом флотации;

B) свежая утренняя мокрота, собранная в чистую плевательницу;

Г) свежая утренняя мокрота, собранная в чашку Петри с питательной средой;

Д) вечерняя мокрота.

Эталоны ответов к теме « Наблюдение и уход за больными с заболеваниями органов дыхания»

1. г 2. в 3. г 4. б 5. б,в 6. а,в 7. б 8. в 9. в 10.а 11. б 12. б 13. б,г,д,ж,з 14. в 15. б 16. в 17. в

Тесты итогового контроля.

(ситуационные задачи)

Задача №1.

В отделение поступил больной К.,41 года, слесарь. Жалобы на кашель с небольшим отделением слизисто-гной­ной мокроты, больше по утрам. Кашель беспокоит больного в течение 4 лет. Год назад перенес воспаление легких.

Курит с 20-летнего возраста по 20-25 сигарет в день.

А) Поражение плевры

Задача №2

В отделение поступил больной Л.,36 лет, рабочий. Жалобы на кашель с выделением мокроты с неприятным гни­лостным запахом (около 250-300 мл в сутки). Кашель уси­ливается в положении больного на правом боку.

При осмотре выявлены положительные симптомы "бара­банных пальцев" и "часовых стекол".

КАКОВЫ НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ И ХАРАКТЕР ПАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ЛЕГКИХ?

А) Поражение плевры

Б) Хронический воспалительный процесс в бронхах

В) Гнойный воспалительный процесс в бронхах (бронхоэктазы) или в легком (абсцесс)

Г) Изолированное поражение альвеол

Д) Воспалительное поражение альвеол и бронхов (бронхопневмония)

Задача №3

В отделение поступил больной 0., 32 лет, монтажник. Жалобы на сильные боли в правой половине грудной клетки, усаливающиеся при глубоком вдохе, на повышение темпера­туры тела до 37.9 °С. Больной лежит на правом боку, правая половина грудной клетки отстает в акте дыхания.

КАКОВЫ НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ И ХАРАКТЕР ПАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ЛЕГКИХ?

А) Поражение плевры

Б) Хронический воспалительный процесс в бронхах

В) Гнойный воспалительный процесс в бронхах (бронхоэктазы) или в легком (абсцесс)

Г) Изолированное поражение альвеол

Д) Воспалительное поражение альвеол и бронхов (бронхопневмония)

Задача №4

В отделение поступил больной Т.,50 лег, инженер. Жалобы на боли в правой половине грудной клетки, усили­вающиеся при дыхании, на тихий сухой кашель, сопровожда­ющийся болью в правой половине грудной клетки, на повы­шение температуры тела до 37.5° С. Положение вынужден­ное - больной лежит на правом боку, прижимая рукой пра­вую половину грудной клетки.

КАКОВЫ НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ И ХАРАКТЕР ПАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ЛЕГКИХ?

А) Поражение плевры

Б) Хронический воспалительный процесс в бронхах

В) Гнойный воспалительный процесс в бронхах (бронхоэктазы) или в легком (абсцесс)

Г) Изолированное поражение альвеол

Д) Воспалительное поражение альвеол и бронхов (бронхопневмония)

Задача №5

В отделение поступил больной С, 49 лет, бухгалтер.

Жалуется на приступ удушья, возникший 2 часа назад дома, на кашель с небольшим отделением вязкой стекловидной мокроты.

ОСМОТР: Состояние тяжелое. Положение вынужденное: больной сидит в постели, опираясь на нее руками. Грудная клетка эмфизематозная. Число дыхательных движений - 14 в мин., резко за­труднен выдох. Отмечаются вы­раженный диффузный цианоз, на­бухание шейных вен.

В) Спазм мелких бронхов

Задача №6

В отделение поступил больной Н., 56 лет, рабочий. Жалобы на одышку, возникающую при физической нагрузке (подъем по лестнице, быстрая ходьба). Других жалоб нет. Одышка беспокоит больного в течение 5-6 лет. ОСМОТР: Состояние удовлетворительное. Положение актив­ное. Грудная клетка эмфизематозная. Дыхание симметрично.

КАКОВА НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНАЯ ПРИЧИНА DYSPNOE?

А) Уменьшение дыхательной поверхности легких (доле­вое воспалительное уплотнение, ателектаз)

Б) Снижение эластичности легких вследствие эмфиземы

В) Спазм мелких бронхов

Г) Механическое препятствие в верхних дыхательных путях (гортань)

Д) Механическое препятствие в области трахеи или круп­ного бронха

Задача №7

В отделение поступила больная К., 34 лет, преподава­тель.

Жалобы на одышку в покое, усиливающуюся при физичес­кой нагрузке, на повышение температуры до 37.9 °С, на кашель с небольшим отделением "ржавой" мокроты, на боли в правой половине грудной клетки, связанные с дыханием. При осмотре отмечаются диффузный цианоз, герпес. Правая половина грудной клетки отстает в акте дыхания. Число дыхательных движений - 36 в мин.

КАКОВА НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНАЯ ПРИЧИНА DYSPNOE?

А) Уменьшение дыхательной поверхности легких (доле­вое воспалительное уплотнение, ателектаз)

Б) Снижение эластичности легких вследствие эмфиземы

В) Спазм мелких бронхов

Г) Механическое препятствие в верхних дыхательных путях (гортань)

Д) Механическое препятствие в области трахеи или круп­ного бронха

Задача №8

Больная Р.,68 лет доставлена в клинику с жалобами на кровотечение изо рта. Больная сидит в постели, беспо­койна. Отмечается бледность кожных покровов. С кашлем отделяется умеренное количество алой пенистой крови. Ре­акция кровяных выделений щелочная.

КАКОЙ СИМПТОМ ИМЕЕТСЯ У БОЛЬНОЙ?

Ситуационная задача №9

Пострадавший неподвижен, на оклик не реагирует. Видимое дыхание отсутствует. Пульс на лучевой и сонной артериях не определяется. Действуйте!

Эталоны ответов к задачам:

1. Б

2. В

3. А

4. А

5. В

6. Б

7. А

8. Легочное кровотечение

9. Отсутствие дыхания и кровообращения свидетельствует о том, что раненый мертв.

14. Список тем по УИРС:

1. Виды оксигенотерапии.

2. Виды ингаляторов и их использование.

15. Литература:

Обязательная:

1. Гребнев А.Л. , Шептулин А.А., Хохлов А.М. Основы общего ухода за больными. М.: Изд-во «Медицина» 2006 г.

2. Ослопов В.Н., Богоявленский О.В. Общий уход за больными в терапевтической клинике. –М.: ГОЭТАР-МЕД. 1999г

Дополнительная:

3. Басихина Т.С., Коноплева Е.Л., Кулакова Т.С. и др. /Учебно-методическое пособие по основам сестринского дела. ГОУ ВУНМЦ Москва – 2003г.

4. Гребенев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней. - М.: Медицина, 2002

Методические разработки для студентов:

  • Lt;question1> Какие факторы способствуют возникновению ветровой эрозии? засушливость климата, усиленный ветровой режим переувлажненность почвы
  • Средство измерения не подлежит поверке. Какой способ применим для контроля его метрологических характеристик?"6

  • При различных заболеваниях дыхательных путей и лёгких пользуются введением лекарств непосредственно в дыхательные пути. При этом лекарственное вещество вводят путём его вдыха-ния - ингаляции (лат. inhalatum - вдыхать). При введении лекарств в дыхательные пути можно по-лучить местный, резорбтивный и рефлекторный эффекты.

    Ингаляционным способом вводят лекарственные вещества как местного, так и системного воздействия:

    Газообразные вещества (кислород, закись азота);

    Пары летучих жидкостей (эфир, фторотан);

    Аэрозоли (взвесь мельчайших частиц растворов).

    Баллонные дозированные аэрозольные препараты в настоящее время применяют наиболее часто. При ис-пользовании такого баллончика больной должен проводить ингаляцию сидя или стоя, немного запрокинув голову, что-бы дыхательные пути распрямились и препарат достиг бронхов. После энергичного встряхивания ингалятор следу-ет перевернуть баллончиком вверх. Сделав глубокий выдох, в самом начале вдоха больной нажимает на баллончик (в положении ингалятора во рту или с использованием спейсе-ра - см. ниже), продолжая после этого вдыхать как можно глубже. На высоте вдоха следует задержать дыхание на не-сколько секунд (чтобы частицы лекарственного средства осели на стенках бронхов) и затем спокойно выдохнуть воз-дух.

    Спейсер представляет собой специальную камеру-переходник от ингалятора ко рту, где частицы лекарства на-ходятся во взвешенном состоянии в течение 3-10 с (рис. 11-1). Самый простой спейсер пациент может изготовить самостоятельно из свёрнутого трубкой листа бумаги длиной около 7 см. Преимущества использования спейсера следующие.

    Снижение риска местных побочных явлений: например, кашля и кандидоза полости рта при ингаляционном использовании глюкокортикоидов.

    Возможность предупреждения системного воздействия препарата (его всасывания), так как невдыхаемые частицы оседают на стенках спейсера, а не в полости рта.

    Возможность назначения высоких доз препаратов во время приступов бронхиальной астмы.

    Небулайзер. В лечении бронхиальной астмы и хронической обструкции дыхательных пу-тей применяют небулайзер (лат. nebula - туман) - устройство для преобразования раствора лекар-ственного вещества в аэрозоль для доставки препарата с воздухом или кислородом непосредст-венно в бронхи больного (рис. 11-2). Образование аэрозоля осуществляется под воздействием сжатого воздуха через компрессор (компрессорный небулайзер), превращающий жидкий лекарст-венный препарат в туманное облачко и подающий его вместе с воздухом или кислородом, или под влиянием ультразвука (ультразвуковой небулайзер). Для вдыхания аэрозоля применяют лицевую маску или мундштук; при этом больной не прилагает никаких усилий.

    Преимущества использования небулайзера следующие.

    Возможность непрерывной подачи лекарственного препарата в течение определённого времени.

    Отсутствие необходимости в синхронизации вдоха с поступлением аэрозоля, что по-зволяет широко применять небулайзер при лечении детей и пожилых пациентов, а также при тя-жёлом приступе удушья, когда использование дозированных аэрозолей проблематично.

    Возможность использования высоких доз препарата с минимальными побочными эф-фектами.

    При различных заболеваниях дыхательных путей и лёгких пользуются введением лекарств непосредственно в дыхательные пути. При этом лекарственное вещество вводят путём его вдыхания - ингаляции (лат. inhalatum - вдыхать). При введении лекарств в дыхательные пути можно получить местный, резорбтивный и рефлекторный эффекты.

    Ингаляционным способом вводят лекарственные вещества как для местного, так и системного воздействия:

    Газообразные вещества (кислород, закись азота);

    Пары летучих жидкостей (эфир, фторотан);

    Аэрозоли (взвесь мельчайших частиц растворов).

    Для введения лекарственных средств через дыхательные пути используют следующие виды ингаляторов:

    · электрические;

    · баллончики-ингаляторы;

    · небулайзеры: ультразвуковые, компрессионные, мембранные;

    · спейсеры.

    Паровые ингаляции.

    При лечении катарального воспаления верхних дыхательных путей и ангин издавна применяют паровые ингаляции с помощью простейшего ингалятора. Струя пара, образующегося в водяном подогреваемом бачке, выбрасывается по горизонтальной трубке распылителя и разрежает воздух под вертикальным коленом, вследствие чего лекарственный раствор из стаканчика поднимается по вертикальной трубке и разбивается паром на мельчайшие частицы. Пар с частицами лекарства попадает в стеклянную трубку, которую больной берет в рот и через неё дышит (делая вдох ртом, а выдох носом) в течение 5-10 мин. В паровом ингаляторе частицы лекарства получаются довольно крупные, и поэтому они оседают на слизистой оболочке верхних дыхательных путей, не достигая лёгких. Чтобы получить аэрозоль с более мелкими частицами (достигающими альвеол), применяют ингаляторы со сложными приспособлениями для распыления, но основанные на том же принципе распыляющего угольника. Для образования аэрозоля вместо пара применяют воздух или кислород, который нагнетают в горизонтальную трубку распылителя под различным давлением, а по вертикальной трубке поднимается лекарство (например, раствор антибиотика), которое больной вдыхает в течение определённого времени, пока не получит назначенную ему дозу.

    В ряде случаев используют «камерный» способ ингаляционного введения лекарственного вещества - когда целая группа пациентов вдыхает препарат, распылённый в помещении ингалятория.

    ПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ИНГАЛЯТОРОМ

    Цель: лечебная, профилактическая.

    Показания: заболевания органов дыхания, по назначению врача.

    Противопоказания: индивидуальная непереносимость препарата.