Open
Close

Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития. Нарушение эмоционально волевой сферы: причины, симптомы, консультация психолога и коррекция лечением при необходимости Нарушения эвс


Довольно часто родительская забота главным образом сосредоточена на физическом здоровье своего ребенка, тогда как эмоциональная составляющая остается практически без внимания. Это обуславливается тем, что большинство родителей считают ранние проявляющиеся симптомы эмоциональных расстройств, как временные, и поэтому неопасные.

Место эмоциональных нарушений в психическом развитии ребенка представляется одним из ключевых аспектов его жизни, вследствие того, что данные нарушения сказываются на его отношении к своим родителям и к окружению, в общем. На сегодняшний день наблюдается тенденция к росту эмоциональных нарушений у детей, в виде пониженной социальной адаптации и склонности к агрессивному поведению.

Существует множество причин возникновения эмоциональных расстройств у ребенка, поэтому родителям следует быть особо внимательными при проявлении различных патологических признаков. Как правило, специалисты устанавливают окончательный диагноз при регистрации 3 признаков эмоциональной нестабильности.

Наиболее распространенные причины эмоциональных нарушений следующие:

  • Физические особенности, с учетом перенесенных заболеваний в младенческом периоде;
  • Торможение психического и умственного развития;
  • Неправильное воспитание ребенка в дошкольный период;
  • Неправильное питание, а именно недостаточное поступление необходимых веществ, что значительно сказывается на развитии малыша;

Также данные вышеперечисленные причины подразделяют на две большие группы:

  1. Биологические.

В данную причинную группу включается характерный тип нервной системы. Например, при наличии синдрома дефицита внимания, у ребенка впоследствии может возникать патологический процесс в головном мозге, формирующиеся в результате тяжелого течения беременности и родов его матери.

  1. Социальные

Данная группа обуславливает процесс взаимодействия ребенка с другими людьми и окружающей обстановкой. Например, если у ребенка уже имеется опыт общения с возрастной группой людей, своими сверстниками и первостепенной для него группой – семьей, то в некоторых случаях такая социализация может также ему и навредить.

Если ребенок постоянно подвергается отрицанию со стороны взрослых, то он бессознательно начинает вытеснять полученную информацию, которая поступает из окружающей среды.

Появление новых переживаний, которые не совпадают с его концептуальной структурой, начинают восприниматься им негативно, что в итоге формируют для него определенный стресс.

При отсутствии понимания со стороны сверстников у ребенка формируются эмоциональные переживания (ярость, обида, разочарование), которые характеризуются остротой и продолжительностью. Также постоянные конфликты в семье, требования к ребенку, отсутствие понимания его интересов, также вызывает эмоциональные нарушения в психическом развитии ребенка.

Классификации эмоциональных нарушений и их симптомы

Сложность в выявлении эмоционально-волевых нарушений повлекло за собой то, что у ряда психологов сформировались различные взгляды на данные виды нарушений. Например, ученый-психолог Г. Сухарева отмечала, что эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте, нередко наблюдаются у детей страдающих неврастенией, что выделялось его чрезмерной возбудимостью.

Другое представление об этих нарушениях имел психолог Ю. Миланич. Он установил, что к эмоционально волевым нарушениям относятся 3 группы эмоциональных расстройств;

  • Острые эмоциональные реакции, которые характеризуются окрашиванием определенных конфликтных ситуаций, что проявлялось в агрессии, истерии, реакции страха или обиды;
  • Состояние повышенной напряженности – тревога, боязливость, снижение настроения.
  • Дисфункция эмоционального состояния, что проявлялось в резком переходе от положительных эмоциональных явлений к отрицательным и также в обратном порядке.

Однако наиболее подробную клиническую картину эмоциональных расстройств составила Н.И. Костерина. Она подразделяет эмоциональные расстройства на 2 большие группы, которые характеризуются повышением уровня эмоциональности и соответственно его понижением.

В первую группу включаются такие состояния как:

  • Эйфория, которая характеризуется неадекватным повышением настроения. Ребенок в данном состоянии, как правило, обладает повышенной импульсивностью, нетерпеливостью и стремлением к доминированию.
  • Дисфория – противоположная форма эйфории, характеризующаяся проявлением таких эмоций как: злоба, раздражительность, агрессивность. Является разновидностью депрессивного синдрома.
  • Депрессия – патологическое состояние характеризующееся проявлением негативных эмоций и поведенческой пассивностью. Ребенок в данном состоянии ощущает подавленное и тоскливое настроение.
  • Синдром тревоги – состояние, при котором ребенок ощущает беспричинную обеспокоенность и выраженное нервное напряжение. Выражается в постоянной смене настроения, плаксивости, отсутствии аппетита, повышенной чувствительности. Зачастую данный синдром перерастает в фобию.
  • Апатия – тяжелое состояние, при котором ребенок ощущает безразличность ко всему происходящему вокруг, а также характеризуется резким снижением инициативных функций. Большинство психологов утверждает, что утрата эмоциональных реакций сочетается с снижением или полной утратой волевых побуждений.
  • Паратамия – характерное расстройство эмоционально фона, при котором переживание одной конкретной эмоции сопровождается внешними проявлениями абсолютно противоположных эмоций. Зачастую отмечается у детей страдающих шизофренией.

Вторая группа включает в себя:

  • Синдром гиперактивности и дефицита внимания, выделяется такими симптомами как двигательная дезориентация, импульсивность. Из этого следует, что ключевые признаки этого синдрома – это отвлекаемость и чрезмерная двигательная активность.
  • Агрессия. Данное эмоциональное проявление сформирована как часть черты характера или как реакция на воздействия окружающей среды. В любом случае вышеперечисленные нарушения нуждаются в коррекции. Однако перед тем как корректировать патологические проявления, в первую очередь выявляется главная причины заболеваний.

Диагностика нарушений

Для последующей терапии нарушений и ее эффективности, очень важно своевременное диагностика эмоционального развития ребенка и его нарушений. Существует множество специальных методик и тестов, оценивающих развитие и психологическое состояние ребенка с учетом его возрастных особенностей.

Диагностика детей дошкольного возраста включает в себя:

  • Диагностику уровня тревожности и ее оценка;
  • Исследование психоэмоционального состояния;
  • Цветовой тест Люшера;
  • Изучение самооценки и личностных особенностей ребенка;
  • Изучение развития волевых качеств.

Обращение за психологической помощью необходимо, если ребенок испытывает определённые трудности в учебе, общении со сверстниками, поведении или у него имеются определенные фобии.

Также родителям стоит обратить внимание, если ребенок испытывает какие-либо эмоциональные переживания, чувства, а также, если его состояние характеризуется как подавленное.

Способы коррекции эмоциональных нарушений

Ряд отечественных и зарубежных ученых в области психологии выделяют ряд методик, позволяющие корректировать эмоционально волевые нарушения у детей. Данные методы принято разделять на 2 основные группы: индивидуальные и групповые, однако такое деление не отражает главной цели коррекции психических расстройств.

Психическая коррекция аффективных расстройств у детей является организованной системой психологических воздействий. Данная коррекция главным образом направлена на:

  • Смягчение эмоционального дискомфорта,
  • Повышение активной деятельности и самостоятельности
  • Подавление вторичных личностных реакций (агрессивность, чрезмерная возбудимость, тревога и т.д.).
  • Коррекцию самооценки;
  • Формирование эмоциональной устойчивости.

Мировая психология включает в себя 2 основных подхода к психологической коррекции ребенка, а именно:

  • Психодинамический подход. Выступает за создание условий, которые позволяют подавлять внешние социальные преграды, с помощью такие методов как психоанализ, игровая терапия и арттерапия.
  • Поведенческий подход. Данный подход позволяет стимулировать ребенка на усвоение новых реакций, направленных на формирование адаптивных поведенческих форм и наоборот, подавляет неадаптивные формы поведения, если таковые имеются. Включает в себя такие методы воздействия как поведенческие и психорегулирующие тренинги, которые позволяют малышу закрепить усвоенные реакции.

При выборе способа психологической коррекции эмоциональных нарушений следует исходить из специфики нарушения, которое определяет ухудшение эмоционального состояния. В случае если у ребенка отмечаются внутриличностные нарушения, то отличным способом будет применение игровой терапии (не компьютерной), а также хорошо себя зарекомендовал метод семейной психокоррекции.

Если наблюдается преобладание межличностных конфликтов применяют групповую психокоррекцию, которая позволяет оптимизировать межличностные отношения. При выборе какого-либо метода обязательно учитывается тяжесть эмоциональной нестабильности ребенка.

Такие методы психологической коррекции как игротерация, сказкотерапия и т.п. эффективно работают, если они соответствуют психическим особенностям ребенка и врача-терапевта.

Возраст ребенка до 6 лет (дошкольный период) является наиболее важным периодом его развития, так как именно в данный промежуток у ребенка формируются личностные основы, волевые качества, а также стремительно развивается эмоциональная сфера.

Волевые качества развиваются главным образом за счет сознательного контроля над поведением, при сохранении в памяти определенных поведенческих правил.

Развитие данных качеств характеризуется как общее развитие личности, то есть главным образом, сформировывая волю, эмоции и чувства.

Следовательно, для благополучного эмоционально-волевого воспитания ребенка, родителям и педагогам необходимо в особенности обратить внимание на создание позитивной атмосферы взаимопонимания. Поэтому многие специалисты рекомендуют родителям формирование следующих критериев для своего ребенка:

  • В общении с ребенком необходимо соблюдать абсолютное спокойствие и всячески показывать свою доброжелательность;
  • Следует стараться чаще общаться с ребенком, спрашивать его о чем-либо, сопереживать, и интересоваться его увлечениями;
  • Совместный физический труд, игра, рисование т.п. благополучно скажется на состоянии ребенка, поэтому старайтесь уделять ему как можно больше внимания.
  • Необходимо следить, чтобы ребенок не смотрел фильмы и не играл в игры с элементами насилия, так как это только усугубит его эмоциональное состояние;
  • Всячески поддерживайте ребенка и помогайте ему сформировать уверенность в себе и в своих силах.

Безусловно, все любящие родители заботятся о здоровье своих малышей. Однако зачастую мамы и папы обращают внимание исключительно на физическое развитие ребенка, почему-то не уделяя должной заботы эмоциональному состоянию малыша. Вот только эмоции играют в жизни человека далеко не последнюю роль. Эмоции появляются с первых дней жизни малыша, с их помощью ребенок общается с родителями, давая понять, что он огорчен, испытывает боль или ему хорошо.

По мере развития ребенка его эмоции также претерпевают изменения и важно в этот период не допустить эмоциональных нарушений у детей. Малыш учится не только говорить, ходить или бегать, но и чувствовать. От простых эмоций, которые он испытывает в младенчестве, переходит к более сложному чувственному восприятию, начинает знакомиться со всей эмоциональной палитрой.

По мере взросления ребенок не просто сообщает родителям, что испытывает дискомфорт, потому что голоден или у него болит живот, но и начинает проявлять более сложные эмоции.

Как и взрослый человек, малыш учиться радоваться, восторгаться, грустить, удивляться или злиться. Правда главным отличием пятилетнего ребенка от годовалого малыша является не только то, что он умеет чувствовать «широко», но и то, что он умеет контролировать свои эмоции.

В современном обществе специалисты все чаще пытаются привлечь внимание к такой серьезной проблеме, как эмоциональные нарушения у детей.

Причины и последствия эмоциональных нарушений у детей

По данным медицинской статистики в 50% случаев нарушения эмоциональной сферы у детей, окончивших младшую школу, выражаются в развитии нервных заболеваний. Это очень тревожный результат, тем более учитывая тот факт, что мы говорим о нервных заболеваниях детей, которые не достигли и 16 лет.

Детские психологи полагают, что основными причинами возникновения эмоциональных нарушений у детей могут стать:

  • перенесенные в детстве заболевания и стрессы;
  • особенности физического и психоэмоционального развития ребенка, в том числе задержки, нарушения или отставания в интеллектуальном развитии;
  • микроклимат в семье, а также особенности воспитания;
  • социально-бытовые условия проживания ребенка, его близкое окружение.

Нарушения в эмоциональной сфере у детей могут быть вызваны и другими факторами. К примеру, психологическую травму детскому организму могут нанести фильмы, которые он смотрит или компьютерные игры, в которые играет. Эмоциональные нарушения у детей проявляются чаще всего в переломные периоды развития.

Ярким примером такого психически нестабильного поведения может служить так называемый «переходный возраст». Молодые люди бунтуют всегда, но особенно это заметно в подростковом возрасте, когда ребенок начинает определяться со своими желаниями и оценивает собственные возможности.

Наиболее часто встречающимися проявлениями эмоциональных нарушений у детей являются:

  • общая тревожность ребенка, а также наличие страхов и излишняя боязливость;
  • эмоциональная истощаемость;
  • агрессия, причем порой беспричинная;
  • проблемы в общении и взаимодействии с другими детьми или взрослыми;
  • депрессия.

Коррекция эмоционально волевых нарушений у детей

Прежде чем говорить о методах коррекции эмоционально волевых нарушений у детей, стоит дать определение данной проблеме. Эмоционально-волевая сфера или другими словами психоэмоциональное состояние человека представляет собой динамику развития его чувств, а также эмоций. Поэтому эмоционально волевые нарушения у детей – это не что иное, как нарушения психического состояния.

При нарушении эмоциональной сферы у детей появляется чувство сильной тревоги или апатии, настроение становиться мрачным и ребенок замыкается в себе, начинает проявлять агрессию или впадать в депрессию. Для того чтобы улучшить состояние ребенка, страдающего эмоциональными нарушениями следует обратиться к профильному специалисту. Тот в свою очередь начнет индивидуальную или групповую работу с ребёнком, а также расскажет родителям, как себя правильно вести при психической нестабильности малыша.

Психоэмоциональные нарушения поддаются успешному лечению в случае раннего обнаружения и грамотного подхода к их коррекции.

Несколько советов для родителей, которые столкнулись с эмоциональными нарушениями у детей:

  • в общении с травмированным ребенком постарайтесь сохранять абсолютное спокойствие и показывайте свое доброжелательное отношение;
  • чаще общайтесь с ребенком, расспрашивайте его, сопереживайте, в общем, интересуйтесь тем, что он чувствует;
  • играйте или занимайтесь физическим трудом вместе, рисуйте, уделяйте ребенку больше внимания;
  • обязательно следите за детским режимом дня;
  • старайтесь не подвергать ребенка стрессам и излишним переживаниям;
  • следите за тем, что смотрит ваш ребенок, насилие на экране телевизора или в компьютерной игре только усугубит эмоциональные нарушения;
  • поддерживайте ребенка, помогайте сформировать уверенность в себе.

Устранить нарушения эмоциональной сферы у детей поможет детский психолог, который при помощи специальных развивающих игр объяснит ребенку, как правильно реагировать на возникающие стрессовые ситуации и контролировать свои чувства. Однако участие родителей в лечении психоэмоциональных нарушений детей никто не сможет заменить, поскольку малыши доверяют своим родителям и, конечно же, берут с них пример.

Поэтому если в будущем вы хотите избежать развития тяжелых психических заболеваний у ребенка, то сразу же начните принимать активное участие в его лечении.

Решающим фактором в коррекции нарушений психоэмоционального характера является внимание со стороны взрослых. Научитесь уделять больше внимания своему ребенку, помогайте ему разобраться в чувствах и эмоциях. Не стоит требовать от малыша, чтобы он перестал переживать, но следует поддержать его в любых переживаниях и помочь разобраться в сложных эмоциях. Терпение, забота и безграничная родительская любовь помогут сохранить психическое здоровье ваших детей.

Эмоционально-волевая сфера это свойства личности, определяющие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств, а также волевых процессов. Эмоции и воля несут регулятивную функцию психической деятельности ребенка.

Место эмоционально-волевой сферы в психологической структуре личности, связь с другими сторонами психики рассматривается в работах К. Изарда П.К. Анохина, А.Р. Лурии, А.В. Запорожеца, Я.З. Неверовича, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, А.Ц. Пуни, П.В. Симонова и других ученых .

Эмоции - это обширный класс процессов внутренней регуляции психической деятельности, который может быть выражен в следующих проявлениях: переживания, ощущения приятного или неприятного, отношение человека к окружающему его миру. К группе эмоций относят аффект, настроение, стресс, страсть . Эмоции человека отражают его внутреннее состояние, с помощью анализа эмоционального состояния ребенка можно лучше понять его, настроиться на взаимодействие и коммуникацию. С помощью эмоциональных проявлений человек может так же влиять на того, на кого они направлены. За контроль над эмоциями отвечает волевая регуляция человека.

Развитие эмоций тесно связано с развитием мотивов поведения, с появлением у ребенка новых потребностей, интересов. (А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович). На протяжении дошкольного возраста происходит не только глубокая перестройка органических потребностей, но и усвоение создаваемых обществом материальных и духовных ценностей, которые при определенных условиях становятся содержанием внутренних побуждений ребенка. Однако, эмоции не только выражают те или иные особенности мотивации поведения ребенка, но и играют существенную роль в реализации этих мотивов .

Эмоциональное состояние оказывает влияние на все компоненты психики: на восприятие, воображение, память, мышление. Волевые процессы также тесно связаны с эмоциями. Эмоции влияют на осознание мотива, принятие решения и развертывании процесса достижения цели. Поэтому, для развития личности ребенка, его психики необходимо поддерживать нормальное развитие эмоционально-волевой сферы ребенка.

Воля является одной из психических функций и рассматривается как самостоятельный процесс, заключающийся в возможности произвольно контролировать свое поведение. Волевое действие является целенаправленным действием, которое формируется у человека в процессе деятельности, направленной на достижение цели. Для него необходима целеустремленность и регулирование хода действия в соответствии с целью.

Изучая волевые процессы, рассматриваются волевые компоненты психических процессов. Волевой процесс непосредственно включен в действие и неразрывно связан с ним. Поэтому, изучение волевого акта непосредственно переходит в изучение действия.

Наличие у человека воли связано с наличием значимых для него целей и задач. Чем более значимы и притягательны для человека эти цели, тем при прочих равных условиях сильнее будет его воля .

Функциональные компоненты системы волевой регуляции проявляются в: постановке целей (системообразующий компонент);

моделировании (выделение необходимых условий, важных для достижения цели); программировании (представление состава действий, способов, которыми они будут осуществляться, и собственно последовательности осуществления планируемых действий); оценивании и коррекции результатов (на каждой стадии достижения цели происходит сравнение результатов с прогнозируемыми параметрами, принятие решения о возможности переходить к следующим этапам).

Основные закономерности развития восприятия, представлений, памяти, мышления, деятельности, установленные при изучении нормально развивающегося ребенка, распространяются и на ребенка с нарушениями в развитии (Л.В. Занков, Т.А. Власова, И.М. Соловьева, Т.В. Розановой, Ж.И. Шиф).

Эмоционально-волевая сфера развивается также в соответствии с возрастными нормами. Отечественные психологи представляют развитие эмоционально-волевой сферы как сложный комплексный закономерный процесс усложнения и обогащения данной сферы в контексте общей социализации ребенка.

Ребенок уже при рождении имеет некоторые аффективные реакции, которые на протяжении онтогенеза трансформируются в сложные эмоциональные процессы, что составляет сущность последующего развития человеческих чувств.

Существуют различные подходы к характеристике развития эмоциональной сферы ребенка в онтогенезе. Родоначальником исследований в области онтогенеза эмоциональной сферы является Д. Уотсон (поведенческий научно-теоретический подход, бихевиоризм). Он определял эмоцию как наследственную стереотипную реакцию организма на определенную ситуацию (стимул), которая существует на самых ранних этапах онтогенеза. .

С точки зрения деятельностного подхода нормативно-возрастное поле эмоционального развития ребенка составляют эмоциональные новообразования. . Онтогенез эмоционального развития заключается в появлении ряда закономерных изменений эмоциональной сферы, обусловленных ее усложнением и обогащением. «На протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития. Приобретая все более богатое содержание и все более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания» .

Нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы можно заметить еще в младенческом возрасте в поведении ребенка вовремя не формируются улыбка, интерес к человеческому лицу, узнавание близких. Родители малыша замечают малую реакцию ребенка на воздействия извне, пассивность или чрезмерная возбудимость во взаимодействии с окружающим миром. Однако, данные проявления близкие ребенка часто связывают с его характером, а не отклонениями в эмоциональном развитии . Обычно, особенности эмоционального развития становятся очевидными к концу раннего возраста (к 3 годам) - времени, когда родители обращаются за медицинской и педагогической помощью.

Спектр нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте чрезвычайно велик. Чаще всего проявляются повышенной эмоциональной возбудимостью в сочетании с выраженной неустойчивостью вегетативных функций, повышенной чувствительностью к раздражителям, действующим на органы чувств, повышенной истощаемостью нервной системы. Аффективное возбуждение может возникать даже под влиянием обычных тактильных, зрительных и слуховых раздражителей, особенно усиливаясь в непривычной для ребенка обстановке. В дошкольном возрасте дети отличаются чрезмерной впечатлительностью, склонностью к страхам, причем у одних преобладают повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других робость, застенчивость, заторможенность. Чаще всего отмечаются сочетания повышенной эмоциональной лабильности с инертностью эмоциональных реакций.

Стоит отметить, что при изучении эмоционально-волевых нарушений проблематично выделить четкую границу между нормальным и нарушенным состоянием эмоционально-волевой сферы, так как определенные поведенческие особенности могут быть причиной: возрастных особенностей; временных проявлений, обусловленного конкретной ситуацией; отклонений в эмоционально-волевой сфере; как качество характера; как индивидуальная особенность.

Выделяют 3 наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоционально-волевой сфере .

4. Агрессивные дети. Большинство детей иногда проявляют агрессию, однако, в данном случае обращается внимание на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, вызвавших аффективное поведение.

5. Эмоционально расторможенные дети. Относящиеся к этому типу дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то в результате своего экспрессивного поведения заводят весь класс; если страдают, их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.

6. Слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети. Дети данной группы постесняются громко и явно выражать свои эмоции, будут тихо переживать свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.

Нарушения эмоционально-волевой сферы можно разделить также на следующие группы: нарушения настроения и нарушения поведения.

Существует также клинический подход к классификации эмоциональных расстройств, подробно описанный в международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10).

Нарушения эмоционально-волевой регуляции чаще проявляются в таких группах нарушений, как задержка психического развития, аутизм и др. Однако наиболее тяжелые проявления нарушения эмоционально-волевой сферы наблюдаются при расстройствах аутистического спектра (РАС).

Аутизм как симптом встречается при довольно многих психических расстройствах, но в некоторых случаях он проявляется очень рано занимает центральное, ведущее место в клинической картине и оказывает тяжелое негативное влияние на все психическое развитие ребенка . В таких случаях говорят о синдроме раннего детского аутизма (РДА), который считают клинической моделью особого - искаженного варианта нарушения психического развития .

В ряде случаев наблюдаются не все требуемые для установления диагноза РДА клинические характеристики, хотя не возникает сомнений, что коррекция должна опираться на методы, принятые в работе с аутичными детьми; в такой ситуации нередко говорят об аутистических чертах личности. Впервые аутизм был выявлен как отдельное нарушение и описан австрийским ученым Г. Аспергером в 1944 г., отечественным исследователем С. С. Мнухиным в 1947 г. и в 1943 г. американским клиницистом Л.

Каннером. На основании данных наблюдений были выделены наиболее яркие проявления аутизма:

1. Ограничение способности к установлению эмоциональных связей, коммуникации и социальному взаимодействию, так называемое

«экстремальное» одиночество ребенка.

2. Однообразное поведение, которое проявляется в стремлении ребенка сохранить привычный стереотип окружающей среды, сопротивление даже малейшим изменениям в жизни, увлеченность однообразными моторными и речевыми действиями.

3. Раннее проявление особого типа психического развития ребенка.

Существуют также критерии аутизма, выделенные Всемирной организацией здравоохранения, включенные в МКБ-10 (Международную классификацию болезней):

1. определенные нарушения в сфере социального поведения;

2. нарушения в сфере коммуникации и вербальных способностей;

3. сужение интересов и деятельности, которые одновременно специфичны для индивидуума и часто повторяются.

Изучением данного синдрома, поиском возможностей коррекционной работы с аутичными детьми занималось множество специалистов различного профиля. Выяснялась распространенность синдрома, его место среди других расстройств, первые ранние проявления, их развитие с возрастом, уточнялись критерии диагностики. Однако, в клинико-психологической структуре РДА до сих пор многое остается неясным. Не выявлен первичный, биологический по своей природе дефект.

Наиболее обоснованной является точка зрения, принадлежащая В.В. Лебединскому и О.С. Никольской. По их мнению, ограничение возможности ребенка устанавливать взаимодействие с окружающим миром происходит за счет низкого психического тонуса ребенка: взаимодействие ограничено слишком быстрым пресыщением, поэтому формирование непрерывной, целостной картины окружающего мира становится затрудненным, а часто и невозможным . Данное состояние ребенка является причиной возникновения множества страхов, сенсорных перегрузок, когда привычные большинству людей впечатления становятся источниками дискомфорта, неприятных ощущений.

Психологические механизмы развития ребенка с аутизмом были отражены в работах В.В. Лебединского, О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либниц и др. . Данные исследователи определили различные группы детей с аутизмом в зависимости от интенсивности поражения базальной аффективной сферы. Аутизм может проявляться в четырех формах:

1) полная отрешенность от окружающего мира;

2) активное отвержение окружающего мира, неприятие любых контактов;

3) захваченность аутистическими интересами;

4) чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия.

Данные группы детей характеризуются совершенно разными типами поведения. Эти группы представляют собой также и разные уровни в развитии взаимодействия с окружающим миром. При эффективной коррекционной работе ребенок поднимается по данным уровням вверх, приобретая возможность организации все более сложных и активных форм взаимодействия. При ухудшении же внутренних и внешних обстоятельств можно наблюдать упрощение этих форм . Первые проявления аутизма могут быть замечены у ребенка в возрасте до 1 года и оформляется окончательно обычно к 3 годам.

К психолого-педагогическим характеристикам аутичных детей младшего дошкольного возраста можно отнести:

1. Повышенную сенсорную чувствительность: ребенок не переносит привычные бытовые звуки, такие как звук работающих бытовых предметов, музыкальных игрушек; избегает тактильного контакта даже с самыми близкими людьми; брезглив в отношении игр с водой, песком и т.д.; чувствует себя дискомфортно в ярко освящаемом помещении и т.д. Вместе с гиперчувствительностью к определенным сенсорным стимулам отмечается выраженная очарованность отдельными впечатлениями: тактильными, зрительными, слуховыми, вестибулярными, которые ребенок стремится получить как можно чаще. Следует отметить, что взрослому крайне проблематично подключиться к повторяющимся играм ребенка, так как он предпочитает игру в одиночестве.

2. Особенности взаимодействия с близкими людьми: у ребенка поздно появляется «комплекс оживления»; ребенок принимает нехарактерную позу во время кормления, кажется негибким, непластичным; ребенок не фиксирует взгляд на лице близких людей, смотрит как будто «сквозь»; нарушение формирования привязанности.

3. Особенности моторного развития: запаздывает формирование навыка ходьбы; отмечаются нарушения походки: ходьба на носочках, размахивание руками, подпрыгивание; движения детей угловатые, вычурные, несоразмерные по силе и амплитуде, также наблюдаются особенности мелкой моторики.

4. Особенности потребности в контактах с другими людьми: ребенок быстро пресыщается, всячески избегает контактов, также аутичный ребенок может не реагировать вторжение другого человека, его прикосновения, обращенную речь.

5. Особенности интеллектуального развития: неравномерность, парциальность развития - например, отличные вычислительные способности сочетаются с неспособностью понять смысл простой задачи. У ребенка с аутизмом степень интеллектуальных нарушений может быть различной: от нормального интеллектуального развития, до умеренной и даже тяжелой интеллектуальной недостаточности.

6. Особенности речевого развития: может проявляться мутизм (полное отсутствие речи); эхолалии (повторение слов, фраз); слова-штампы; фонографичность («попугайность») речи, что может создать впечатление развитой речи; отсутствие обращения в речи; неспособность поддержать простейший диалог; позднее появление личных местоимений и их неправильное употребление; нарушения семантики слов, грамматического строя речи; нарушения звукопроизношения и другие речевые нраушения. Данные нарушения, как правило, обусловлены недоразвитием коммуникативной функции речи.

7. Особенности игры: игры носят стереотипный характер, чаще основаны на получении сенсорного опыта, сюжетно-ролевая игра самостоятельно не формируется.

Данное нарушение развития можно в большей или меньшей степени скомпенсировать, иногда с помощью эффективной работы специалистов получается добиться очень высокого уровня социальной адаптации, однако некоторые аутистические черты все-таки сохраняются.

Итак, анализируя все подходы к рассмотрению нарушений эмоционально-волевой сферы, стоит отметить, что авторы выделяют ряд психических особенностей, присущих детям данной категории, Многочисленны и разнообразны так же поведенческие проявления. Данные нарушения чаще проявляются при задержке психического развития гиперактивности, аутизме и других нарушениях. Наиболее тяжелые проявления нарушения эмоционально-волевой сферы наблюдаются при расстройствах аутистического спектра (РАС).

подростков

Учебные вопросы.

    Типология нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы.

    Психолого-педагогическая характеристика детей и подростков с нарушениями

эмоционально-волевой сферы.

    Психопатия у детей и подростков.

    Акцентуации характера как фактор, способствующий возникновению эмоционально-волевых расстройств.

    Дети с ранним аутизмом (РДА).

    Понятиемнарушения эмоционально-волевой сферы в дефектологии определяются нервно-психические расстройства (в основном легкой и средней степени тяжести). *

К основным видам нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы у детей и подростков относятся реактивные состояния (синдром гиперактивности), конфликтные переживания, психастения и психопатия (психопатические формы поведения), ранний детский аутизм.

Как известно, личность ребенка формируется под влиянием наследственно детерминированных (обусловленных) качеств и факторов внешней (в первую очередь, социальной) среды. Поскольку процесс развития в значительной мере зависит от факторов внешней среды, очевидно, что неблагоприятные средовые воздействия могут стать причиной временных нарушений поведения, которые, закрепившись, могут привести к аномальному (искаженному) развитию личности.

Как для нормального соматического развития необходимо соответственное количество калорий, белков, минеральных веществ и витаминов, так и для нормального психического развития необходимо присутствие определенных эмоционально-психологических факторов. К ним относятся, прежде всего, любовь ближних, чувство безопасности (обеспечиваемое заботой родителей), воспитание правильной самооценки, а также наряду с развитием самостоятельности в действиях и поведении) руководство взрослых, включающее, помимо любви и заботы, определенный набор запретов. Только при правильном соотношении внимания и запретов формируются соответствующие связи между «Я» ребенка и внешним миром, и маленький человек, сохраняя свою индивидуальность, развивается в личность, которая обязательно найдет свое место в обществе.

Многосторонность эмоциональных потребностей, обеспечивающих развитие ребенка, уже сама по себе свидетельствует о возможности значительного числа неблагоприятных факторов внешней (социальной) среды, которые могут стать причиной нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы и отклонений в поведении детей.

    Реактивные состояния определяются в специальной психологии как нервно-психические расстройства, вызванные неблагоприятными ситуациями (условиями развития) и не связанные с органическим поражением ЦНС. Наиболее ярким проявлением реактивных состояний (РС) является синдром гиперактивности, выступающий на фоне «пролонгированного» состояния общей психической возбудимости и психомоторной расторможенности. Причины РС могут быть разнообразны. Так, к травмирующим психику ребенка обстоятельствам относится такое психофизиологическое расстройство как энурез (ночное недержание мочи, сохраняющееся или часто повторяющееся после 3-го года жизни), часто наблюдающийся у соматически ослабленных и нервных детей. Энурез может возникнуть после тяжелого нервного потрясения, испуга, после истощающего организм соматического заболевания. В возникновении энуреза отмечаются и такие причины как конфликтные ситуации в семье, излишняя строгость родителей, слишком глубокий сон и др. Усугубляют реактивные состояния при энурезе насмешки, наказание недоброжелательное отношение окружающих к ребенку.

К реактивному состоянию может привести наличие у ребенка тех или иных физических и психофизиологических дефектов (косоглазие, деформации конечностей, наличие хромоты, тяжелой формы сколиоза и др.), особенно при неправильном отношении окружающих.

Частой причиной психогенных реакций у маленьких детей является внезапное сильное раздражение устрашающего характера (пожар, нападение злой собаки и др.). Повышенная восприимчивость к психическим травмам наблюдается у детей с остаточными явлениями после перенесенных инфекций и травм, у детей возбудимых, ослабленных, эмоционально неустойчивых. Наиболее подвержены психическим травмам дети, относящиеся к слабому типу высшей нервной деятельности, легко возбудимые дети.

Основным отличительным признаком РС являются неадекватные (чрезмерно выраженные) личностные реакции на воздействия из окружающей (прежде всего, социальной) среды. Для реактивных состояний характерным является состояние психологического напряжения идискомфорта . РС могут проявляться в виде депрессии (тоскливого, подавленного состояния). В других случаях основными симптомами РС являются: психомоторное возбуждение, расторможенность, совершение неадекватных поступков и действий.

В тяжелых случаях может наблюдаться расстройство сознания (помрачение сознания, нарушение ориентировки в окружающем), беспричинный страх, временное «выпадение» некоторых функций (глухота, мутизм).

Несмотря на различие проявлений, общим симптомом, связывающим все случаи реактивных состояний, является тяжелое, гнетущее психоэмоциональное состояние, вызывающее перенапряжение нервных процессов и нарушение их подвижности. Этим во многом определяется повышенная склонность к аффективным реакциям.

Нарушения психического развития могут быть связаны с тяжелыми внутренними конфликтными переживаниями , когда в сознании ребенка сталкиваются противоположные отношения к близким людям или к той или иной социальной ситуации, имеющей для ребенка большое личностное значение. Конфликтные переживания (как психопатологическое расстройство) носят длительный, социально обусловленный характер; они приобретаютдоминирующее значение в психической жизни ребенка и резко негативно отражаются на его характерологических особенностях и поведенческих реакциях. Причинами конфликтных переживаний чаще всего являются: неблагоприятное положение ребенка в семье (конфликты в семье, распад семьи, появление мачехи или отчима, алкоголизм родителей и др.). Конфликтные переживания могут возникать у детей, оставленных родителями, усыновленных и в других случаях. Еще одной причиной стойких конфликтных переживаний могут стать уже указанные выше недостатки психофизического развития, в частности, заикание.

Проявлениями тяжелых конфликтных переживаний чаще всего являются замкнутость, раздражительность, негативизм (во многих формах его проявления, включая речевой негативизм), депрессивные состояния; в некоторых случаях следствием конфликтных переживаний становится задержка познавательного развития ребенка.

Стойкие конфликтные переживания нередко сопровождаются нарушениями (девиациями ) поведения. Достаточно часто причиной поведенческих нарушений у данной категории детей является неправильное воспитание ребенка (чрезмерная опека, чрезмерная свобода или, напротив, отсутствие любви, излишняя строгость и необоснованная требовательность, без учета его личностных – интеллектуальных и психофизических возможностей, определяемых стадией возрастного развития). Особенно серьезной ошибкой в воспитании ребенка является постоянное уничижительное сравнение его с детьми, обладающими лучшими способностями и стремление добиться от ребенка, не обладающего ярко выраженными интеллекту- альными задатками больших достижений. У ребенка, достоинство которого унижено и которого часто наказывают, может развиться чувство неполноценности, реакции страха, робости, озлобления и ненависти. У таких, находящихся в постоянном напряжении детей, нередко возникает энурез, головные боли, быстрая утомляемость и др. В более старшем возрасте такие дети могут восставать против доминирующего авторитета взрослых, что является одной из причин антисоциального поведения.

Конфликтные переживания могут быть обусловлены и психотравмирующими ситуациями в условиях школьного коллектива. Разумеется, на возникновение и степень выраженности конфликтных ситуаций оказывает влияние индивидуальные личностно-психологические особенности детей (состояние нервной системы, личные притязания, круг интересов, впечатлительность и др.), а также условия воспитания и развития.

Также достаточно сложным нервно-психическим расстройством является психастения – нарушение психической и интеллектуальной деятельности, обуслов- ленное слабостью и нарушением динамики процессов высшей нервной деятельности, общим ослаблением нервно-психических и познавательных процессов. Причинами психастении могут быть тяжелые нарушения соматического здоровья, нарушения общего конституционального развития (вследствие дистрофии, нарушений обменных процессов в организме, гормональных расстройств и др.). Вместе с тем в возникновении психастении большую роль играют факторы наследственной обусловленности, нарушения функций центральной нервной системы различного генеза, наличие минимальной мозговой дисфункции и др.

Основными проявлениями психастении являются: снижение общей психической активности, замедленность и быстрая истощаемость психической и интеллектуальной деятельности, снижение работоспособности, явления психической заторможенности и инертности, повышенная утомляемость при психологических нагрузках. Дети-психоастеники крайне медленно включаются в учебную работу и очень быстро устают при выполнении заданий, связанных с выполнением умственных и мнемических действий.

Дети этой категории отличаются такими специфическими чертами характера, как нерешительность, повышенная впечатлительность, склонность к постоянным сомнениям, робость, мнительность, тревожность. Нередко симптомами психастении выступают также состояние депрессии и аутистические проявления. Психопатическое развитие по психастеническому типу в дет­ском возрасте проявляется в повышенной мнительности, в навязчивых страхах, в тревожности. В более старшем возрасте наблю­даются навязчивые сомнения, опасения, ипохондричность, повы­шенная мнительность.

3. Психопатия (от греч. –psyche – душа,pathos – болезнь) определяется в специальной психологии какпатологический склад характера , проявляющийся в неуравновешенности поведения, плохой приспособляемости к меняющимся условиям окружающей среды, неумении подчиняться внешним требованиям, повышенной реактивности. Психопатия представляет собой искаженный вариант формирования личности, это – дисгармоническое развитие личности при достаточной (как правило) сохранности интеллекта. Исследования отечественных ученых (В.А. Гиляровский, В.Р.Мясищев, Г.Е. Сухарева, В.В. Ковалев и др.) показали диалектическое взаимодействие социальных и биологических факторов в происхождении психопатии. Большая часть психопатий обусловлена внешними патологическими факторами, действовавшими внутриутробно или в раннем детском возрасте. Наиболее частыми причинами психопатии являются: инфекции – общие и мозговые, черепно-мозговые травмы – внутриутробные, родовые и приобретенные в первые годы жизни; токсические факторы (например, хронические желудочно-кишечные заболевания), нарушения внутриутробного развития вследствие алкогольной интоксикации, воздействие радиации и др. Определенную роль в формировании психопатии играет и патологическая наследственность.

Вместе с тем для развития психопатии, наряду с основной (предрасполагающей ) причиной, вызывающей врожденную или рано приобретенную недостаточность нервной системы, необходимым является наличие еще и другого фактора – неблагополучие социальной среды и отсутствие корригирующих воздействий при воспитании ребенка.

Целенаправленное позитивное воздействие окружающей среды может в большей или меньшей степени корригировать имеющиеся у ребенка отклонения, тогда как при неблагоприятных условиях воспитания и развития даже легкие отклонения в психическом развитии могут трансформироваться в тяжелую форму психопатии (Г.Е. Сухарева, 1954 и др.). В этой связи биологические факторы рассматриваются как исходные моменты ,предпосылки , могущие вызвать психопатическое развитие личности; решающую же роль приобретаютсоциальные факторы , главным образомусловия воспитания и развития ребенка .

Психопатия весьма разнообразна по своим проявлениям, поэтому в клинике выделяют различные ее формы (органическая психопатия, эпилептоидная психопатия и др.). Общим для всех форм психопатии является нарушение развития эмоционально-волевой сферы, специфические аномалии характера. Для психопатического развития личности характерны: слабость воли, импульсивность действий, грубые аффективные реакции. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы проявляется также в определенном снижении работоспособности, связанном с неумением сосредоточиться, преодолевать трудности, встречающиеся при выполнении заданий.

Наиболее отчетливо нарушения эмоционально-волевой сферы выражены при органической психопатии , в основе которой лежит органическое поражение подкорковых мозговых систем. Клинические проявления при органической психопатии различны. В одних случаях – первые проявления психического расстройства обнаруживаются уже в раннем возрасте. В анамнезе этих детей отмечается резко выраженная пугливость, боязнь резких звуков, яркого света, незнакомых предметов, людей. Это сопровождается интенсивным и продолжительным криком и плачем. В раннем и дошкольном возрасте на первый план выступает психомоторное беспокойство, повышенная сенсорная и моторная возбудимость. В младшем школьном возрасте психопатическое поведение проявляется в виде необузданности, протеста против правил общественного поведения, всякого режима, в виде аффективных вспышек (драчливость, беготня, шумливость, а позднее – школьные прогулы, склонность к бродяжничеству и др.).

В других случаях органической психопатии обращает на себя внимание следующая особенность поведенческих реакций детей, резко отличающая их от сверстников уже в дошкольном возрасте. Родные и воспитатели отмечают крайнюю неровность их настроения; наряду с повышенной возбудимостью, излишней подвижностью у этих детей и подростков часто отмечается пониженное, угрюмо-раздражительное настроение. Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста часто жалуются на неопределенные болевые ощущения, отказываются от еды, плохо спят, часто ссорятся и дерутся со сверстниками. Повышенная раздражительность, негативизм в различных формах его проявления, недоброжелательное отношение к окружающим, агрессивность по отношению к ним образуют ярко выраженную психопатологическую симптоматику органической психопатии. Особенно отчетливо указанные проявления выражены в более старшем возрасте, в пубертатном периоде. Нередко они сопровождаются замедленным темпом интеллектуальной деятельности, снижением памяти, повышенной утомляемостью. В ряде случаев органическая психопатия сочета­ется с задержкой психомоторного развития ребенка.

Г.Е. Сухарева выделяет две основные группы органических психопатий:возбу­ димые (эксплозивные) и бестормозные .

При первом (возбудимом) типе наблюдаются немотивирован­ные колебания настроения в видедисфории . В ответ на малейшиезамечания у детей и подростков возникают бурные реакции про­теста, уходы из дома, школы.

Для органических психопатов по бестормозному типу харак­терны повышенный фон настроения, эйфория, некритичность. Все это является благоприятным фоном для формирования пато­логии влечений, склонности к бро­дяжничеству.

При наследственной отягощенности эпилепсией у детей могут формироваться черты личности, свойственные эпилептоидной психопатии. Эта форма психопатии характеризуется тем, что у детей, при первично сохранном интеллекте и отсутствии типичных признаков эпилепсии (припадки и др.), отмечаются следующие особенности поведения и характера: раздражительность, вспыльчивость, плохая переключаемость с одного вида деятельности на другой, «застревание» на своих переживаниях, агрессивность, эгоцентризм. Наряду с этим характерны тщательность и настойчивость при выполнении учебных заданий. Указанные положительные черты необходимо использовать как опору в процессе коррекционной работы.

При наследственной отягощенности шизофренией у детей могут формироваться шизоидные черты личности. Для этих детей характерны: бедность эмоций (нередко недоразвитие высших эмоций: чувства сопереживания, сострадания, признательности и др.), отсутствие детской непосредственности и жизнерадостности, малая потребность в общении с окружающими. Ядерным свойством их личности является эгоцентризм и аутистичные проявления. Им свойственна своеобразная асинхрония психического развития уже с раннего детства. Развитие речи обгоняет развитие моторики, в связи с чем, у детей часто несформированы навыки самообслуживания. В иг­рах дети предпочитают одиночество или общение со взрослыми и более старшими детьми. В ряде случаев отмечается своеобразие моторной сферы – неуклюжесть, моторная неловкость, неприспособленность к выполнению практической деятельности. Общая эмоциональная вялость, которая обнаруживается у детей уже с раннего возраста, отсутствие потребности в общении (аутистичные проявления), отсутствие интереса к практической деятельности, а позднее – замкнутость, неуверенность в себе, несмотря на достаточно высокий уровень интеллектуального развития, создают значительные трудности в воспитании и обучении данной категории детей.

Истерическое психопатическое развитие наиболее часто встре­чается в детском возрасте, чем остальные формы. Оно проявля­ется в выраженном эгоцентризме, в повышенной внушаемости, в демонстративном поведении. В основе данного варианта психопа­тического развития лежит психическая незрелость. Она проявля­ется в жажде признания, в неспособности ребенка и подростка к волевому усилию, что составляет сущность психической дисгар­монии.

Специфические черты истероидной психопатии проявляются в ярко выраженном эгоцентризме, в постоянном требовании повышенного внимания к себе, в стремлении любым путем достичь желаемого. В социальном общении наблюдается склонность к конфликтам, ко лжи. При столкновении с жизненными трудностями возникают истерические реакции. Дети очень капризны, любят играть командную роль в коллективе сверстников и проявляют агрессивность, если им это не удается. Отмечается крайняя неустойчивость (лабильность) настроения.

Психопатическое развитие по неустойчивому типу может на­блюдаться у детей с психофизическим инфантилизмом. Их отлича­ет незрелость интересов, поверхност- ность, неустойчивость привя­занностей, импульсивность. У таких детей отмечаются затруднения в длительной целенаправленной деятельности, для них характерна безответственность, нестойкость моральных принципов, социально-отрицательные формы поведения. Этот вариант психопатического развития может быть как конституционального генеза, так и орга­нического.

В практической специальной психологии установлена определенная зависимость между неправильными подходами к воспитанию детей, педагогическими ошибками и формированием психопатических черт характера. Так, характерологические черты возбудимых психопатов нередко возникают при так называемой «гипоопеке» или прямой безнадзорности. Формированию же «тормозимых психопатов» благоприят- ствует черствость или даже жестокость окружающих, когда ребенок не видит ласки, подвергается унижениям и оскорблениям (социальный феномен «золушки»). Истерические черты личности наиболее часто формируются в условиях «гиперопеки», в обстановке постоянного обожания и восхищения, когда близкими ребенка исполняются любые его желания и прихоти (феномен «кумир семьи»).

4. В подростковом возрасте происходит интенсивное преобразо­вание психики подростка. Существенные сдвиги наблюдаются в формировании интеллектуальной деятельности, что проявляетсяв стремлении к познанию, формировании абстрактного мышле­ния, в творческом подходе к решению задач. Интенсивно форми­руются волевые процессы. Подростку свойственны настойчи­вость, упорство в достижении поставленной цели, способность к целенаправленной волевой деятельности. Активно формирует­ся сознание. Этому возрасту свойственна дисгармоничность пси­хического развития, которая часто проявляется в акцентуирован ности характера. По данным А.Е. Личко, акцентуированность (заостренность) отдельных черт характера у учащихся разных ти­пов школ варьирует от 32 до 68 % от общего континген­та школьников (А.Е. Личко, 1983).

Акцентуации характера это крайние варианты нормального характера, но в, то, же время они могут быть предрасполагающим фактором для развития неврозов, невротических, патохарактерологических и психопатических расстройств.

В многочисленных исследованиях психологов показано, что степень дисгармоничности у подростков различна, а сама акцентуиро­ванность характера имеет разные качественные особенности и по-разному проявляется в особенностях поведения подростков. К основным вариантам акцентуаций характера относятся следующие.

Дистимический тип личности. Особенностями этого типа акцентуации являются периодиче­ские колебания настроения и жизненного тонуса у подростков. В период подъема настроения подростки этого типа коммуника­бельны, активны. В период спада настроения они немногословны, пессимистичны, начинают тяготиться шумным обществом, стано­вятся унылыми, теряют аппетит, страдают бессонницей.

Подростки этого типа акцентуации конформно чувствуют се­бя среди небольшого круга близких людей, которые их понимают и оказывают поддержку. Важным для них является наличие дли­тельных, устойчивых привязанностей, увлечений.

Эмотивный тип личности. Подростки этого типа характеризуются изменчивостью наст­роений, глубиной переживаний, повышенной чувствительностью. Эмотивные подростки обладают развитой интуицией, чувстви­тельны к оценкам окружающих. Они конформно чувствуют себяв кругу семьи, понимающих и заботливых взрослых, постоянно стремятся к доверительному общению со значимыми для них взрослыми и сверстниками.

Тревожный тип .Основной чертой этого типа акцентуации является тревожная мнительность, постоянный страх за себя и своих близких. В дет­стве у подростков тревожного типа часто наблюдается симбиотическая связь с матерью или другими родственниками. Подрост­ки испытывают сильный страх перед новыми людьми (учителя, соседи и пр.). Они нуждаются в теплых, заботливых отношени­ях. Уверенность подростка, что ему окажут поддержку, помощь в неожиданной, нестандартной ситуации, способствует развитию инициативы, активности.

Интровертированный тип . У детей и подростков этого типа наблюдается склонность к эмоциональ­ной отгороженности, замкнутости. У них, как правило, отсутствует стремление установить близкие, дружеские отношения с окружаю­щими. Они предпочитают индивидуальные виды деятельности. У них наблюдается слабая экспрессивность, стремление к одиноче­ству, заполненному чтением книг, фантазированием, разного рода хобби. Эти дети нужда­ются в теплых, заботливых отношениях со стороны близких. Их психологический комфорт возрастает при принятии взрослым и поддержке их самых неожиданных увлечений.

Возбудимый тип . При этом типе акцентуации характера у подростков наблюда­ется несбалансированность между возбудительными и тормозны­ми процессами. Подростки возбудимого типа, как правило, нахо­дятся в состоянии дисфории, что проявляется в подавленности с угрозой агрессивности по отношению ко всему внешнему миру. В этом состоянии возбудимый подросток подозрителен, затормо­жен, ригиден, склонен к аффективной вспыльчивости, импульсив­ности, немотивированной жестокости по отношению к близким. Возбудимые подростки нуждаются в теплых эмоциональных от­ношениях с окружающими.

Демонстративный тип. Подростки этого типа отличаются ярко выраженным эгоцент­ризмом, постоянным желанием быть в центре внимания, желанием «произвести впечатление». Для них характерна коммуникабель­ность, высокая интуиция, умение приспосабливаться. При благо­приятных условиях, когда «демонстративный» подросток оказыва­ется в центре внимания и принят окружающими, он хорошо адаптируется, способен к продуктивной, творческой деятельности. При отсутствии таких условий наблюдается дисгармония личност­ных свойств по истероидному типу – привлечение к себе особого внимания демонстративным поведением, проявляется склонность ко лжи и фантазированию как защитный механизм.

Педантичный тип . Как подчеркивает Э.И. Леонгард, педантичность как акцентуиро­ванная черта характера проявляется в поведении личности. По­ведение педантической личности не выходит за пределы разумно­го, и в этих случаях часто сказываются преимущества, связанные с тенденцией к основательности, четкости, законченности. Главными чертами этого типа акцентуации характера в подростковом возрасте являются нерешительность, склонность к резонерству. Такие подростки очень аккуратны, добросовестны, рациональны, ответственны. Однако у некоторых подростков при повышенной тревожности наблюдается нерешительность в ситуации принятия решений. Их поведение отличается некоторой ригидностью, эмоциональной сдержанностью. Таким подросткам свойственна повышенная фиксация на своем здоровье.

Неустойчивый тип. Основной характеристикой этого типа является выраженная слабость волевых компонентов личности. Безволие проявляется, прежде всего, в учебной или трудовой деятельности подростка. Однако в процессе развлечений такие подростки могут проявлять высокую активность. У неустойчивых подростков наблюдается также повышенная внушаемость, в связи с чем, их социальное поведение в значительной степени зависит от окружения. Повышенная внушаемость и импульсивность на фоне незрелости высших форм волевой деятельности нередко способствует формированию у них склонности к аддитивному (зависимому поведению): алкоголизм, наркомания, компьютерная зависимость и пр. Неустойчивая акцентуация проявляется уже в начальных классах школы. У ребенка полностью отсутствует желание учиться, наблюдается неустойчивое поведение. В структуре личности у неустойчивых подростков наблюдается неадекватная самооценка, что проявляется в неспособности к самоанализу, соответствующей оценке своих поступков. Неустойчивые подростки склонны к подражательной деятельности, что дает возможность при благоприятных условиях сформировать у них социально приемлемые формы поведения.

Аффективно-лабильный тип . Важной чертой этого типа является крайняя изменчивость настроения. Частые перемены настроения сочетаются со значительной глубиной их переживания. От настроения данного момента зависит самочувствие подростка, его трудоспособность. На фоне колебания настроения возможны конфликты со сверстниками и взрослыми, кратковременные и аффективные вспышки, но затем следует быстрое раскаяние. В период хорошего настроения лабильные подростки общительны, легко приспосабливаются к новой обстановке, отзывчивы на просьбу. У них хорошо развита интуиция, они отличаются искренностью и глубиной привязанности к родным, близким, друзьям, глубоко переживают отвержение со стороны эмоционально значимых лиц. При доброжелательном отношении со стороны педагогов и окружающих такие подростки чувствуют себя комфортно, проявляют активность.

Следует отметить, что проявления психопатического развития не всегда заканчиваются полным формированием психопатии. При всех формах психопатичес- кого поведения при условии раннего целенаправленного коррекционного воздействия в сочетании (при необходимости) с лечебными мероприятиями могут быть достигнуты значительные успехи в компенсации отклоняющегося развития у данной категории детей.

3. Дети с синдромом раннего детского аутизма.

Ранний детский аутизм (РДА) является одним из наиболее сложных нарушений психического развития. Формируется этот синдром в своем полном виде к трехлетнему возрасту. Проявляется РДА в следующих клинико-психологических признаках:

    нарушение способности к установлению эмоционального контакта;

    стереотипность в поведении. Характеризуется наличием в поведении ребенка однообразных действий – моторных (раскачиваний, прыжков, постукиваний), речевых (произнесение одних и тех же звуков, слов или фраз), стереотипных манипуляций каким-либо предметом; однообразных игр, стереотипных интересов.

    специфические нарушения речевого развития (мутизм, эхолалия , речевые штампы, стереотипные монологи, отсутствие в речи местоимений первого лица и т. д.), ведущие к нарушению речевой коммуникации.

При раннем детском аутизме характерны также:

    Повышенная чувствительность к сенсорным стимулам. Уже на первом году жизни наблюдается склонность к сенсорному дискомфорту (чаще всего на интенсивные бытовые звуки и на тактильные раздражения), а также сосредоточенность на неприятных впечатлениях. При недостаточной активности, направленной на обследование окружающего мира, и ограничении разнообразного сенсорного контакта с ним, наблюдается выраженная «захваченность», очарованность отдельными определенными впечатлениями – тактильными, зрительными, слуховыми, вестибулярными, которые ребенок стремится получать вновь и вновь. Например, любимым занятием ребенка на протяжении полугода и более может быть шуршание целлофановым пакетом, наблюдение за движением тени на стене; самым сильным впечатлением может быть свет лампы и т. д. Принципиальным отличием при аутизме является тот факт, что близкому практически никогда не удается включиться в действия, которыми «зачарован» ребенок.

    Нарушение чувства самосохранения отмечается в большинстве случаев уже до года. Оно проявляется как в сверхосторожности, так и в отсутствии чувства опасности.

    Нарушение аффективного контакта с ближайшим окружением выражается:

    в особенностях отношения к рукам матери. У многих аутичных детей отсутствует антиципирующая поза (протягивание ручек по направлению к взрослому, когда ребенок смотрит на него). На руках матери такой ребенок также может не чувствовать себя комфортно: либо «висит мешком», либо бывает чрезмерно напряжен, сопротивляется ласкам и др.;

    особенностях фиксации взгляда на лицо матери. В норме ребенок рано обнаруживает интерес к человеческому лицу. Коммуникация с помощью взгляда является основой для развития последующих форм коммуникативного поведения. Для аутичных детей характерно избегание глазного контакта (взгляд мимо лица или «сквозь» лицо взрослого);

    особенностях ранней улыбки. Своевременное появление улыбки и ее направленность близкому – признак благополучного эффективного развития ребенка. Первая улыбка у большинства аутичных детей адресована не человеку, а, скорее, в ответ на приятную для ребенка сенсорную стимуляцию (тормошение, яркий цвет одежды матери и т.д.).

    особенностях формирования привязанности к близкому человеку. В норме они проявляются как очевидное предпочтение одного из ухаживающих за ребенком лиц, чаще всего – матери, в переживаниях разлуки с ней. Аутичный ребенок чаще всего не использует положительных эмоциональных реакций для выражения привязанности;

    в трудностях в выражении просьбы. У многих детей в норме на раннем этапе развития формируется направленный взгляд и жест – протягивание руки в нужном направлении, который на последующих этапах трансформировался в указательный. У аутичного ребенка и на более поздних этапах развития подобная трансформация жеста не происходит. Даже в старшем возрасте при выражении своего желания аутичный ребенок берет руку взрослого и кладет на желаемый предмет;

    трудностях произвольной организации ребенка, которые могут выражаться в следующих тенденциях:

    отсутствии или непостоянности отклика малыша на обращение к нему взрослого, на собственное имя;

    отсутствии прослеживания взглядом направления взгляда взрослого, игнорировании его указательного жеста;

    невыраженности подражательных реакций, а чаще их полном отсутствии; трудность в организации аутичных детей на простые игры, требующих подражания и показа («ладушки»);

    большой зависимости ребенка от влияний окружающего «психического поля». Если родители проявляют большую настойчивость и активность, пытаясь привлечь к себе внимание, то аутичный ребенок либо протестует, либо уходит от контакта.

Нарушение контакта с окружающими, связанные с особенностями развития форм обращения ребенка к взрослому, находят выражение в сложности выражения собственного эмоционального состояния. В норме способность выражать свое эмоциональное состояние, делиться им со взрослым – одно из наиболее ранних адаптационных достижений ребенка. Обычно оно появляется уже после двух месяцев. Мать прекрасно понимает настроение своего ребенка и поэтому может управлять им: утешить ребенка, снять дискомфорт, успокоить. Матери же аутичных детей часто испытывают трудности даже в понимании эмоционального состояния своих малышей.

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • природу и сущность изучаемых нарушений;
  • теоретические понятия по проблемам расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения;
  • особенности индивидуального подхода к лицам данной категории;
  • специфику диагностической и коррекционной работы с данной категорией детей и подростков;

уметь

  • проводить психолого-педагогическое обследование при нарушениях эмоционально-волевой сферы и поведения;
  • оказывать психологическую помощь семьям при данных нарушениях развития ребенка;
  • осуществлять психологическое сопровождение обучения и воспитания детей и подростков с нарушениями эмоциональноволевой сферы и поведения;

владеть

  • навыками первичной и дифференциальной диагностики;
  • навыками и приемами составления и реализации коррекционно-развивающих программ.

Я отличаюсь от других людей тем, что мне не все равно то, что им все равно.

Человек с аутизмом

Особенности развития при расстройствах эмоционально-волевой сферы и поведения. Общая характеристика

Среди детей с ограниченными возможностями здоровья, т.е. тех, кто имеет различные отклонения в психофизическом и социально-личностном развитии и нуждается в специальной помощи, выделяются дети, у которых на первый план выступают расстройства в эмоционально-волевой сфере, проявляющиеся в их поведении. Поведение используется для обозначения вида и уровня активности человека, имеющей преимущественно форму внешних действий и поступков.

Являясь проявлением активного отношения человека к миру, поведение часто рассматривается в контексте ведущих деятельностей человека: таких как познание, общение, игра, учебная и профессиональная деятельность .

Исходя из определения поведения, в нем выделяются две равнозначные составляющие, а именно потребностная сфера, вызывающая активность, и собственно характер этой активности. "Доступ" к первой составляющей обеспечивается, прежде всего, через анализ эмоциональных состояний человека, их интенсивности, позитивности и негативности испытываемых эмоций. Именно переживаемые человеком эмоции отражают значимость и привлекательность происходящих событий и в целом окружающего мира для человека. Переживаемые эмоциональные состояния являются первыми сигналами, говорящими об удовлетворении или неудовлетворении актуальных потребностей человека и "призывом" к соответствующему поведению.

Именно переживание было предложено Л. С. Выготским в качестве "единицы измерения" характера взаимодействия ребенка и окружающей среды. Ученый писал: "Переживание ребенка и есть такая простейшая единица, относительно которой нельзя сказать, что она представляет собой – средовое влияние на ребенка или особенность самого ребенка; переживание и есть единица личности и среды" . "В переживании, следовательно, дана, с одной стороны, среда в ее отношении ко мне в том, как я переживаю эту среду; с другой – сказываются особенности развития моей личности" .

Несмотря на достаточное разнообразие классификаций нарушений поведения в целом, основой для квалификации поведения как отклоняющегося является понятие о норме развития применительно к различным проявлениям активности человека.

Среди детей, которых Л. С. Выготский называл "трудными" в широком смысле слова, ученым выделялась группа детей "трудных в собственном смысле слова – правонарушители, дети с недостатками характера, психопаты" . Главной особенностью таких детей является нарушение или задержка в развитии высших социализированных форм поведения, предполагающих взаимодействие с другим человеком, учет его мыслей, чувств, поведенческих реакций. При этом деятельность, не опосредованная социальным взаимодействием, а именно конструирование, фантазирование, решение интеллектуальных задач, игра в одиночестве или на компьютере и т.д., может протекать на высоком уровне.

Согласно распространенной классификации нарушений поведения у детей и подростков Р. Дженкинса (R. Jenkins) можно выделить следующие типы нарушения поведения: гиперкенетическая реакция, тревога, уход по аутистическому типу, несоциализированная агрессивность, реакция бегства, групповые правонарушения.

В Международной классификации психических и поведенческих расстройств у детей и подростков последнего пересмотра (МКБ-10) данные нарушения представлены в рубрике "Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте" (F90-F98):

F90 – гинеркинетические расстройства.

F91 – расстройства поведения.

F91.0 – расстройство поведения, ограниченное семейным окружением.

F91.1 – несоциализированное расстройство поведения.

F91.2 – социализированное расстройство поведения.

F91.3 – оппозиционно-вызывающее расстройство.

F92 – смешанные расстройства поведения и эмоций.

F93 – эмоциональные расстройства, начало которых специфично для детского возраста.

F94 – расстройства социального функционирования, начало которых характерно для детского и подросткового возрастов.

F95 – тики.

F98 – другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте.

Несмотря на неоднородность данной группы, можно выделить следующие общие признаки, свидетельствующие о наличии у детей разнообразных расстройств эмоционально-волевой сферы:

  • – выраженные аффективные проявления по отношению к окружающим;
  • – несоответствие конкретной ситуации, вызвавшей аффект интенсивности аффективных проявлений;
  • – неспособность устанавливать и поддерживать положительные межличностные отношения со сверстниками и взрослыми;
  • – широкий диапазон настроений, с преимущественным доминированием негативного эмоционального фона;
  • – тревожно-фобические состояния, связанные с личностными или школьными проблемами.

Вышеприведенные особенности детей и подростков с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения (children with emotional and behavioral disorders – EBD) легли в основу закона о лицах с отклонениями в развитии в США в части определения особой группы детей и подростков, нуждающихся в специальной помощи . Серьезным нарушением в эмоциональной сфере и поведении, согласно данному закону, является проявление одной или более приведенных ниже характеристик, наблюдающихся в течение длительного времени и столь выраженной интенсивности, что это негативным образом отражается на эффективности образовательного процесса.

A. Трудности в обучении, не связанные с интеллектуальными, сенсорными факторами и физическим здоровьем.

B. Неспособность строить и поддерживать межличностные отношения со сверстниками и педагогами.

C. Несоответствующие (неадекватные) способы поведения или проявлений эмоций при нормальных обстоятельствах.

D. Преобладающее депрессивное состояние, ощущение себя несчастным.

E. Тенденция к развитию физических симптомов страха, связанных с личностными или школьными проблемами.

Таким образом, ребенок с выраженными нарушениями поведения или серьезными эмоциональными расстройствами проявляет несоответствующее возрасту поведение, ведущее к социальному конфликту.

Нарушение поведения всегда предполагают причинение беспокойства другим людям. В любом обществе неприемлемы: физическая агрессия, постоянное проявление несчастливости, двигательная расторможенность или, наоборот, выраженная отгороженность от людей, боязливость.