Open
Close

Вредно ли прививка и что за лекарство. "За" и "против" прививок: опасна ли вакцинация для детей? Как работает вакцина и какие виды вакцин существуют

Остаются темой жесточайшей полемики между родителями и педиатрами. Существует множество «за» и «против» прививок, и для того чтобы понять, необходима ли вашему чаду вакцинация, следует взглянуть на ситуацию с разных сторон.

Для начала попробуем разобраться с тем, что представляет собой вакцина, как она действует. В обычной ситуации, когда микроб попадает в организм, его атакует иммунная система, которая воспринимает его как инородное тело, а потому начинает вырабатывать антитела, соответствующие данным антигенам. Именно за счет этого организм начинает бороться с болезнью. При вакцинации в организм искусственно вводятся ослабленные либо мертвые антигены, которые могли бы вызвать заболевание - это позволяет избежать самой болезни, однако заставляет иммунитет начать выработку антител.

Рассматривая все «за» и «против» прививок, специалисты всегда отмечают, что риск развития симптомов того или иного заболевания присутствует всегда. Однако во время вакцинации у ребенка намного меньше шансов заболеть, чем если он не будет привит вообще.

Приверженцы вакцинации утверждают, что регулярные прививки позволяют обезопасить не только конкретного ребенка, но и его ближайшее окружение, в том числе других детей в школе, детском садике и т. д. Немаловажен также тот факт, что именно массовые вакцинации способствуют предотвращению возникновения эпидемий. Именно благодаря прививкам человечество сумело победить множество опасных и даже которые угрожали целым народам в течение столетий (среди них дифтерия, корь, оспа, полиомиелит и другие). Многие эксперты утверждают, что те преимущества, которые несет в себе вакцинация, намного превосходят все возможные риски.

Однако, говоря про все «за» и «против» прививок, было бы непозволительно не взглянуть на обратную сторону медали. Итак, какими могут быть причины того, чтобы для своего чада?

Во-первых, многие прививки могут вызвать осложнения. К примеру, нередко трехмесячные малыши очень тяжело переносят У них может подниматься температура (до 40 градусов), наблюдается отечность. В таком случае родителям приходится вызывать врача.

Многие прививки, в том числе и самая обыкновенная прививка против ветрянки, могут стать причиной аллергических реакций. В нежном детском возрасте они особенно опасны, а потому даже тем родителям, которые являются сторонниками вакцинации, стоит в обязательном порядке проконсультироваться с педиатром, который наблюдает кроху.

Обсуждая «за» и «против» прививок, стоит отметить еще один важный нюанс. Заключается он в том, что в нашей стране детям делают слишком много прививок. Фактически организм часто подвергается воздействию самых разных вирусов (пускай и ослабленных). И именно это может стать причиной непредвиденных реакций организма. В странах Европы это решили иным способом: детям делают только основные прививки, а остальные - по мере необходимости (например, в случае угрозы эпидемии).

Так стоит ли делать «За» и «против» в этом отношении могут быть самыми разными. Однако наиболее мудрое решение - прислушаться к советам двух специалистов: педиатра, который постоянно наблюдает ребенка, а также иммунолога (он сможет дать рекомендации касательно того, когда лучше делать прививку).

Делать ли прививки ребенку (За и против)

Спасибо

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Сегодня многие родители размышляют над вопросом: "Стоит ли делать прививки ребенку?". В обществе развернулась широкая и весьма оживленная дискуссия на эту тему. Отчетливо можно выделить две группы людей, высказывающих совершенно противоположное мнение и отстаивающих его весьма агрессивно, с применением различных аргументов, которые чаще всего являются факторами эмоционального воздействия на аудиторию.

Делать ли прививки ребенку?

Итак, на сегодняшний день в нашем обществе имеется группа людей, которые считают, что прививки для ребенка есть абсолютное зло, они приносят только вред и никакой пользы - поэтому, соответственно, совершенно не нужно их делать. В противоположность ей существует другая группа, которая доказывает не просто обоснованность прививок, а необходимость обязательно выполнять сроки их постановки соответственно календарю. Как видно, обе эти группы занимают крайние позиции, можно сказать радикальные. Однако очевидна неправота и тех, и других, поскольку всегда есть множество факторов, которые следует учитывать при принятии решения, вследствие чего нельзя найти одно единственное простое решение для сложной проблемы.

Безусловно, прививки нужны, поскольку они оберегают детей и взрослых от серьезных эпидемий инфекционных заболеваний, вспышки которых способны погубить от половины до 2/3 всего населения, как это уже было не раз в истории. С другой стороны нельзя унифицировать всех людей, и подходить к ним с одной меркой, поскольку каждый человек индивидуален. Именно из-за наличия большого количества индивидуальных особенностей у каждого ребенка нельзя считать календарь прививок единственно правильной инструкцией, обязательной для исполнения в неизменном виде. Ведь каждая вакцина имеет показания и противопоказания, а также инструкции по ее применению. Поэтому следует учитывать все особенности ребенка, и если он имеет какие-то противопоказания к прививке на данный конкретный момент, то необходимо сдвинуть календарь и проводить вакцинацию, соблюдая врачебный принцип "Не навреди". Не произойдет ничего страшного, если ребенок получит необходимые вакцины чуть позже, чем его сверстники.

Перейдем к позиции противников прививок, которые видят в них абсолютное зло, выдуманное специально для них. Основной аргумент этой группы людей – вредное воздействие прививок на развитие ребенка, как физическое, так и умственное. К сожалению вакцинация, как и любая манипуляция, чревата возможными осложнениями, которые встречаются в реальности довольно редко. Но противники прививок утверждают, что практически любые болезни ребенка связаны именно с вакцинами. Увы, это не так. Человеческий организм не настолько просто устроен. Но человек склонен искать наиболее простое решение проблем, поэтому, когда у ребенка возникает какое-либо заболевание, то гораздо проще посчитать виновником всех бед прививку, чем долго, тщательно и скрупулезно разбираться в явлении, и выяснять истинную причину.

Обычно противники прививок используют целый ряд аргументов, которыми стараются оказать максимально сильное эмоциональное воздействие на слушателя. Поэтому, чтобы разобраться в проблеме, необходимо полностью взять под контроль эмоции и руководствоваться только разумом, поскольку сердце здесь плохой советчик. Безусловно, когда родителям скажут, что после прививки ребенок может остаться "дурачком" на всю жизнь, или серьезно заболеть, и приводят некие факты из историй болезни, любой взрослый человек будет впечатлён. Его эмоции будут очень сильными. Как правило, имеет место передергивание и подача информации в максимально негативном ключе, без тщательного выяснения истинных причин произошедшей трагедии.

После таких сильных эмоциональных потрясений многие люди подумают: "Действительно, зачем эти прививки, когда от них такие осложнения!". Такое решение под воздействием сильных сиюминутных эмоций неверно, поскольку никто не гарантирует, что непривитый ребенок не заразится оспой или дифтерией , которые станут для него смертельными. Другой вопрос, что необходимо учесть все аспекты состояния ребенка и поставить прививку тогда, когда малыш готов ее перенести без осложнений.

Именно поэтому предлагаем ознакомиться с наиболее распространенными аргументами противников прививок, и с научными объяснениями феномена иммунитета , чтобы ваши решения были разумными и взвешенными, основанными на рассуждениях, а не на слепых утверждениях. Ниже приводим аргументы противников прививок под заголовком "против", и объяснения ученых и врачей по каждому утверждению под заголовком "за".

Прививки детям – за и против

Против. Противники прививок утверждают, что многие люди имеют собственный иммунитет против инфекций, который полностью разрушается после вакцинации.

За. В первую очередь разберемся в понятиях. В этом утверждении слово "иммунитет" используется, как синоним невосприимчивости к заболеваниям. Имеет место путаница понятий "невосприимчивость к заболеваниям" и "иммунитет", которые у многих людей являются синонимами, что неверно. Иммунитет – это совокупность всех клеток, реакций и систем организма, которые осуществляют выявление и уничтожение патогенных микробов, чужеродных и раковых клеток. А невосприимчивость к заболеваниям – это наличие устойчивости к определенному возбудителю инфекции.

Конечно, человек рождается с иммунитетом, в том смысле, что у него есть клетки и реакции, обеспечивающие уничтожение микробов. Однако невосприимчивости к тяжелым и заразным инфекциям нет ни у одного новорожденного . Такая невосприимчивость к определенной инфекции может сформироваться только после того, как человек переболеет ей и выздоровеет, или после введения вакцины. Рассмотрим, как это происходит.

Когда в организм человека попадает патогенный микроб–возбудитель инфекции, он заболевает. В это время специальные клетки иммунной системы, называемые В–лимфоцитами , приближаются к микробу и выясняют его "слабые места", условно говоря. После такого знакомства В-лимфоциты начинают размножаться, а затем активно синтезируют особые белки, называемые иммуноглобулинами, или антителами. Данные антитела вступают во взаимодействие с инфекционным микроорганизмом, уничтожая его.

Проблема в том, что для каждого микроба–возбудителя нужны свои особенные антитела. Иными словами, антитела, выработанные против кори , не смогут уничтожить краснуху и т.д. После перенесенной инфекции в организме человека остается немного антител к возбудителю, которые переходят в неактивное состояние и называются клетками памяти. Именно эти клетки памяти обуславливают невосприимчивость к инфекции в дальнейшем. Механизм невосприимчивости таков: если микроб попадает в организм человека, то против него уже есть антитела, они просто активируются, быстро размножаются и уничтожают возбудитель, не дав ему вызвать инфекционный процесс. Если же антител нет, то процесс их выработки занимает некоторое время, которого может просто не хватить в случае серьезной инфекции, и в результате человек умрет.

Вакцина же позволяет организму сформировать такие клетки памяти против опасных инфекций, не болея ими. Для этого в организм вводятся ослабленные микробы, не способные вызвать инфекцию, но достаточные для того, чтобы В–лимфоциты отреагировали и смогли синтезировать клетки памяти, которые обеспечат невосприимчивость к данной патологии на определенный срок.

Против. У ребенка есть мощный иммунитет, поэтому здоровые от рождения дети легко смогут вынести любую инфекцию, даже в период эпидемии.

За. Нет таких мощнейших защитных сил у организма, которые позволят ему быть полностью устойчивым к инфекциям, а при условии заболевания успешно ее перенести и выздороветь. Даже у взрослого человека нет таких сил. Классический пример – это грипп , который бывает ежегодно. Причем вы можете быть абсолютно здоровы, но в эпидемию гриппа способны заболеть, да так, что неделю не сможете пошевелиться. Есть люди, которые болеют время от времени, а есть и переносящие грипп каждый год. В данном примере речь идет о гриппе - относительно безопасной инфекции, которая, однако, каждый год уносит жизни почти 25 000 человек в России. А подумайте о гораздо более тяжелых и невероятно заразных инфекциях, таких как коклюш , дифтерия, чума , оспа и т.д.

Против. Ребенок имеет еще не полностью развитую иммунную систему, а прививки вмешиваются в естественный ход вещей и нарушают становление правильных механизмов защиты от болезней. Поэтому нельзя ставить прививки до тех пор, пока иммунная система полностью не сформируется.

За. Действительно, иммунная система ребенка при рождении не является полностью зрелой, но она разделена на два важнейших звена, которые не следует смешивать. Итак, выделяют специфический и неспецифический иммунитет. У ребенка не сформированы полностью только механизмы неспецифического иммунитета, которые отвечают за уничтожение болезнетворных микробов на слизистых оболочках, в кишечнике и т.д. Именно недостатком неспецифического иммунитета объясняются частые простуды ребенка, его склонность к кишечным инфекциям , длительные остаточные явления в виде кашля , насморка и др.

Неспецифический иммунитет защищает наш организм от условно-патогенных микробов, постоянно находящихся на коже и слизистых оболочках. Условно-патогенные микробы – это такие микроорганизмы, которые в норме присутствуют в составе микрофлоры человека, но не вызывают заболеваний. Когда же снижается неспецифический иммунитет, то условно-патогенные микроорганизмы способны вызвать вполне серьезную инфекцию. Именно этот феномен наблюдается у больных СПИДом, неспецифический иммунитет которых практически не функционирует, и они заражаются самыми безобидными микробами, живущими в норме на коже и слизистых человека. Но неспецифический иммунитет не имеет никакого отношения к процессу защиты организма от тяжелых инфекций, вызываемых заразными микробами.

Специфический же иммунитет – это по сути и есть процесс образования антител В–лимфоцитами, который не имеет никакого отношения к механизмам неспецифической защиты. Специфический иммунитет направлен на уничтожение серьезных, заразных микробов, а неспецифический необходим для того, чтобы мы не заболевали постоянно из-за наличия кишечной палочки в кишечнике или стафилококка на коже. А дети рождаются с недостаточно развитым неспецифическим иммунитетом, но с прекрасно подготовленным специфическим, который полностью сформирован и только ждет, образно говоря, "боевую задачу".

Прививка – это действие, которое необходимо для активации именно специфического иммунитета. Поэтому вакцинация никоим образом не нарушает процессов созревания, формирования и становления механизмов неспецифической защиты. Это как бы два процесса, которые протекают параллельными путями. К тому же прививки вызывают активацию только одного звена иммунитета, в ходе действий которого вырабатывают антитела против одной конкретной инфекции. Поэтому никак нельзя говорить о том, что прививка представляет собой этакий бульдозер, уничтожающий весь слабый детский иммунитет. Вакцина оказывает прицельное и точечное воздействие.

Полезно знать, что способность синтезировать антитела развивается у ребенка еще в утробе матери, а вот неспецифический иммунитет окончательно формируется только к 5 – 7 годам. Поэтому для ребенка более опасны условно-патогенные микробы с кожи матери или отца, чем прививки. Нормальная работа неспецифического иммунитета наблюдается у детей с 1.5 лет, поэтому, только начиная с этого возраста, вводятся вакцины, которые задействуют данные механизмы. К вакцинам, задействующим неспецифический иммунитет, относятся прививки против менингококка (менингита) и пневмококка (пневмонии).

Против. Если ребенок благополучно дожил до 5 лет, его иммунная система полностью сформировалась, то теперь ему точно не нужны никакие прививки - он и так здоров, и не заболеет.

За. В данном утверждении опять перепутаны специфический и неспецифический иммунитет. У ребенка к 5 годам полностью формируется неспецифический иммунитет, но он защищает его от простых микроорганизмов, вроде кишечной палочки, стафилококка, живущего на коже, множества бактерий , в норме обитающих в полости рта и т.д. Но неспецифический иммунитет не способен защитить ребенка от серьезных инфекций, возбудители которых могут быть нейтрализованы только антителами, то есть специфическим иммунитетом.

Антитела не вырабатываются самостоятельно - они продуцируются только в результате встречи, так сказать личного знакомства В–лимфоцита и микроба. Иными словами, для формирования невосприимчивости к серьезным инфекциям необходимо познакомить организм с микробом – возбудителем. Чтобы сделать это, существует два варианта: первый – заболеть, и второй – сделать прививку. Только в первом случае ребенок заразится полноценными, сильными микробами, и кто победит в ходе такого "знакомства" - неизвестно, ведь, например, 7 из 10 заболевших дифтерией детей умирают. А когда вводится вакцина, она содержит или вовсе мертвые микробы–возбудители, или значительно ослабленные, которые не могут вызвать инфекции, но их попадание достаточно для того, чтобы иммунная система их распознала и выработала антитела. В ситуации с прививкой мы как бы подыгрываем иммунной системе, вводя заранее ослабленного противника, которого легко победить. В итоге получаем антитела и невосприимчивость к опасной инфекции.

Антитела не способны образоваться без встречи с микробом, ни при каких обстоятельствах! Таково свойство иммунной системы. Поэтому, если человек не имеет антител к какой-либо инфекции, то он способен заразиться и в 20, и в 30, и в 40, и в 50, и в 70 лет. А кто выиграет битву при заражении активным микробом, зависит от множества факторов. Конечно, иммунная система функционирует полноценно, уже развилась к пяти годам жизни ребенка, но как показывали исторические эпидемии инфекционных болезней, в двух случаях из трех выигрывает патогенный микроб. И только один из трех выживает и имеет в дальнейшем невосприимчивость к данной инфекции. Но человек не может передать эти механизмы по наследству, поэтому его дети родятся вновь вполне подверженными заражению опасным болезням. Например, взрослые в странах третьего мира, где не делают прививок, прекрасно заражаются и умирают от дифтерии, хотя их иммунитет полностью сформирован!

Против. Лучше переболеть детскими инфекциями будучи ребенком, чем взрослым, когда они переносятся крайне плохо и тяжело. Речь идет о кори, краснухе и свинке.

За. Безусловно, дети легче переносят эти инфекции, чем взрослые. Да и прививка от них не гарантирует пожизненного иммунитета, он действителен только 5 лет, после чего необходимо новь проводить вакцинацию. Однако "за" эти прививки говорят следующие факторы:

  • возможное бесплодие у мальчиков после свинки ;
  • высокая частота развития артритов после краснухи, перенесенной в детстве;
  • риск развития уродств плода при заболевании краснухой беременной женщиной в сроке до 8 недель.
Однако после прививки в детстве ее необходимо повторять. Поэтому, при условии плохого самочувствия ребенка или иных факторов, которые говорят за отказ от вакцинации, можно их учесть, и перенести профилактику данных инфекций на более поздний срок.

Против. Не нужно ставить АКДС в три месяца, когда в шесть лет делают АДС-М, которая содержит маленькую дозу частиц дифтерии. Пусть ребенок получит поменьше "гадости".

За. Вакцина АДС-М необходима именно в шесть лет при условии, что ребенок был привит АКДС в младенчестве , поскольку она одна - совершенно не эффективна. В этом случае вы не получите эффекта только от одной дозы АДС-М, поэтому можете совсем не делать эту прививку. Введение только АДС-М в шесть лет – бесполезный укол.
Если же ребенок по каким-либо причинам не имеет прививки против коклюша, столбняка и дифтерии (АКДС) к шести годам, то его вакцинируют согласно следующему графику: 0 – 1 – 6 – 5. Это означает: первая вакцина – сейчас, вторая – через месяц, третья – через полгода, четвертая – через пять лет. При этом первые три вакцины вводят АКДС, и только четвертую, через пять лет – АДС-М.

Против. Фирмы-производители вакцин для прививок просто хотят заработать побольше денег, поэтому заставляют всех их ставить, несмотря на вред, последствия и осложнения.

За. Конечно, фармацевтические концерны не являются строго благотворительными организациями, но они и не должны ими быть. В свое время Луи Пастер придумал вакцину от оспы не для забавы и не потому, что очень хотел заработать денег, а всех остальных сделать умственно отсталыми идиотами. Как мы видим, прошло более ста лет, люди перестали умирать от оспы, и умственная отсталость не поразила ни Европу, ни Америку, ни Россию.

Фармацевтические концерны работают, они не занимаются разбойными набегами и воровством. Никто ведь не обвиняет производителей, скажем, хлеба или макарон, что они хотят всех сделать дураками и нажиться на людях, вынуждая покупать свою продукцию. Конечно, хлебозаводы и макаронные фабрики получают прибыль, но и люди могут приобрести продукты питания . Так же и с вакцинами – фармацевтические заводы получают прибыль, а люди - защиту от опасных инфекций.

К тому же очень большие деньги вкладываются в разработку новых вакцин, поиск лекарства от СПИДа и другие отрасли. Фармацевтические фирмы ежегодно выделяют множество доз вакцины бесплатно, для проведения компании прививок в странах третьего мира.

В конце концов, если звезды зажигаются - значит это кому-нибудь нужно! В России есть опыт отказа от массовой вакцинации – это эпидемия дифтерии, наблюдаемая в 1992 – 1996 годах. В тот период времени вакцины не закупались государством, малышей не прививали - вот и итог.

Против. Есть тысячи примеров, что дети, которым сделали прививки, болеют много и часто, а непривитые – нет. В принципе, непривитый ребенок намного легче переносит все болячки. Многие родители заметили это в своих семьях – первый ребенок с прививками болел постоянно, а второй никаких вакцин – и ничего, максимум пару раз кашлянет.

За. Здесь дело не в прививках. Давайте разберемся, почем часто болеют первые дети, которым ставили прививки. Часто женщины выходят замуж по беременности , переживают множество стрессов , жилищные и материальные проблемы стоят очень остро. Опять же питание не слишком хорошее. Естественно ребенок рождается не в самых оптимальных условиях, что и способствует частой заболеваемости. А тут еще прививки...

Второго же ребенка планируют, женщина и мужчина готовятся, как правило, имеют работу, стабильный доход, решенные материальные и жилищные проблемы. Питание беременной и кормящей матери гораздо лучше, ребенок ожидаемый и т.д. Естественно, что при таких разных условиях второй ребенок будет здоровее, болеть будет меньше, и прививки тут не причем. Но родители уже решили: вот первому ставили прививки, так он болел, а второй – здоровый, и не болеет без всяких вакцин. Решено – прививки отменяем!

В самом деле, причина не в прививках, но думать об этом не хочется. Поэтому, прежде чем делать вывод "есть прививки – болеет, нет прививок – не болеет", подумайте и проанализируйте все факторы. Ведь не стоит забывать и об индивидуальных особенностях ребенка. Например, бывают и близнецы совершенно разными, один – слабый и болезненный, а второй – сильный и здоровый. Причем живут и развиваются они в совершенно одинаковых условиях.

Против. В вакцинах содержатся опасные вещества – вирусы, бактерии, раковые клетки, консерванты (в частности ртуть), которые вызывают серьезные осложнения у детей.

За. В вакцине действительно содержатся и вирусные частицы, и бактерии, но они не способны вызвать инфекционное заболевание. Поскольку для выработки иммунитета против конкретной инфекции необходимо познакомить В–лимфоцит и микроб, то ясна необходимость наличия частиц микроорганизма–возбудителя в вакцине. В ней находятся частицы вирусов или бактерий, или же убитые возбудители, которые просто носят характерные антигены, необходимые для знакомства и выработки антител В–лимфоцитами. Естественно, что кусочек вируса или мертвая бактерия никак не может вызвать инфекционного заболевания.

Перейдем к консервантам и стабилизаторам. Наибольшее количество вопросов вызывает формальдегид и мертиолят.

На стадии производства вакцин используют формальдегид, который в больших количествах вызывает рак . В вакцины это вещество попадает в следовых количествах, концентрация его в 10 раз меньше, чем вырабатывается организмом в течение 2 часов. Поэтому идея о том, что следовые количества формальдегида в вакцине приведут к раку - просто несостоятельна. Гораздо опаснее препарат Формидрон, в котором также есть формальдегид - им пользуются для устранения повышенной потливости . Смазав подмышки Формидроном, вы рискуете впитать через кожу гораздо большие дозы опасного канцерогена!

Мертиолят (тиомерсал, меркуротиолят) применяется и в развитых странах. Максимальная концентрация данного консерванта в вакцине против гепатита В – 1 г на 100 мл, а в других препаратах еще меньше. Переведя это количество на объем вакцины, получим 0,00001 г мертиолята. Такое количество вещества выводится из организма в среднем 3–4 суток. При этом, учитывая содержание ртути в воздухе городов, уровень мертиолята, введенный с вакциной, сравнивается с фоновым через 2–3 часа. К тому же в вакцине содержится ртуть в неактивном соединении. А ядовитые пары ртути, способные вызывать поражение нервной системы – это совершенно другое дело.

По поводу ртути есть интересное исследование. Оказывается, она накапливается в скумбрии и селедке в огромных количествах. При регулярном употреблении в пищу мяса этих рыб они могут приводить к онкологическим заболеваниям.

Прививки детям: за и против - видео

Стоит ли вакцинировать детей строго по календарю?

Конечно нет. Необходим индивидуальный подход с тщательным выяснением состояния ребенка, изучением истории родов и развития, а также перенесенных заболеваний. Поскольку некоторые состояния являются противопоказанием для немедленной вакцинации, которая переносится в зависимости от ситуации на полгода-года, а то и два года. Бывает ситуация, когда нельзя ставить одну прививку, но можно другую. Тогда следует отложить противопоказанную вакцину, и поставить разрешенную.

Часто родители сталкиваются со следующей проблемой. Например, в календаре прививок для ребенка указано, что сначала делается БЦЖ , после нее вводится вакцина против полиомиелита . Если ребенок не был вакцинирован БЦЖ, и подошло время делать прививку против полиомиелита, то медсестры и врачи отказываются ставить полиомиелит без БЦЖ! Такое поведение мотивируется календарем прививок, в котором ясно написано: сначала БЦЖ, потом полиомиелит. К сожалению, это неправильно. Данные вакцины никак не связаны между собой, поэтому можно поставить прививку против полиомиелита и без БЦЖ. Чаще всего медицинские работники, особенно в государственных лечебно-профилактических учреждениях, свято следуют букве инструкции, часто даже в ущерб здравому смыслу. Поэтому, если вы столкнулись с подобной проблемой, лучше всего обратиться в центр вакцинации и поставить необходимую прививку.

В принципе БЦЖ – это профилактика туберкулеза , но при соблюдении норм гигиены и отсутствии контакта с больным очень сложно им заразиться. Ведь туберкулез – это социальная болезнь, чаще всего поражающая людей, которые плохо питаются, имеют низкую сопротивляемость болезням, а также живут в антисанитарных условиях. Именно такое сочетание вызывает восприимчивость к туберкулезу. Для иллюстрации характера туберкулеза, как социальной болезни, приведу два примера из личной практики.

Первый пример. Заболел мальчик из вполне приличной семьи, родители работают, имеют нормальный доход, хорошо питаются, но в доме очень грязно. Живут в старой квартире, которой 20 лет. Только представьте условия жизни ребенка, когда ковер в большой комнате не чистился ни разу за эти годы! Его накрывали брезентом, который просто вытряхивали, когда на нем накопится мусор. В квартире не пылесосили, только подметали. Здесь причиной заболевания туберкулезом стало явное пренебрежение чистотой.

Второй пример. Сочетание всех факторов, благоприятных для заражения туберкулезом, встречается в местах лишения свободы. Поэтому в исправительных колониях и тюрьмах туберкулез просто бушует.

В принципе интуитивно понятно любому грамотному врачу, что прививки, которые не были поставлены согласно графику, вводятся по показаниям и в зависимости от ситуации, но никак не согласно очередности, имеющейся в календаре прививок для детей. Поэтому порядок календаря – БЦЖ, потом АКДС, и только так - конечно, не является строгой последовательностью, обязательной для исполнения. Разные прививки никак не связаны друг с другом.

Другой вопрос, когда речь идет о втором и третьем введении. Когда дело касается АКДС - здесь необходимо соблюдать сроки для формирования полноценного иммунитета к инфекциям. В данном случае инструкция о том, что АКДС делают три раза с перерывом один месяц между ними - обязательна для исполнения. Опять же, в каждой инструкции всегда прописываются возможные варианты - как поступать, если прививки пропущены, сколько еще вакцин вводить и в какой последовательности. Простите объяснить вам это.

Наконец, всегда помните, что наличие родовой травмы или расстройства кишечника накануне прививки являются противопоказаниями для их введения строго по графику. В этом случае вакцинация должна быть передвинута согласно требованиям, указанным в инструкции по прививочному делу. Например, повышенное внутричерепное давление у ребенка после родов приводит к необходимости отложить прививки, которые можно будет ставить только спустя год после нормализации давления . А расстройство пищеварения является противопоказанием к прививке против полиомиелита, которая переносится до момента полного выздоровления и исчезновения признаков кишечной инфекции.

Обязательно ли делать прививки детям?

На сегодняшний день в России родители могут отказаться прививать своих детей. Вакцинация не является обязательной. Но многие детские учреждения, например, сады и школы, отказываются принимать невакцинированных малышей. Родители часто говорят: "А чего вам бояться? Ваши дети с прививками, поэтому если мой ребенок заболеет - все равно никого не заразит!". Это, конечно, верно. Но не стоит быть такими самонадеянными, не зная эпидемиологии.

Когда в популяции людей существует невосприимчивость к какому-либо заболеванию, вызванная прививками, то возбудитель данной инфекции не исчезает - он просто переходит на другие схожие виды. Такое произошло с вирусом оспы, которая теперь циркулирует в популяции обезьян. Микроорганизм в такой ситуации может мутировать, после чего люди вновь станут к нему частично восприимчивыми. В первую очередь заразятся непривитые люди, а затем те, у кого иммунитет ослаб, или они по каким-то причинам оказались восприимчивы к данному изменившемуся микробу, несмотря на вакцинацию. Поэтому небольшой процент непривитых людей может оказать "медвежью услугу" всем остальным.

Нужно ли делать прививки детям?

Ответ на этот вопрос зависит от взглядов родителей, желания людей думать и, прежде всего, готовности принимать на себя ответственность за свои решения. В целом, это личное дело каждого человека – делать прививку или нет. Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

Своими знаниями и опытом по вопросу вакцинации делится Юлия Викторовна Андронникова - заведующая педиатрическим отделением Центра традиционного акушерства (г. Москва), врач-педиатр высшей категории.

Юлия Викторовна, тема вакцинации, можно сказать, расколола наше общество на два лагеря - сторонников прививаться исключительно по национальному календарю и ярых противников вакцинации как таковой. К какому лагерю Вы себя относите?

Я точно не отношу себя к противникам вакцинации. Скорее, я противник той системы вакцинации, которую мы имеем сегодня. Недовольство этой системой небезосновательно. Наши ведущие иммунологи, вакцинологи, например, Н. В. Медуницын, говорят о том, что вакцинация станет безопасной тогда, когда она станет персонифицированной, индивидуальной.

Мне лично очень хочется, чтобы она стала индивидуальной. Не будучи противником вакцинации, я разделяю некоторые позиции антивакцинаторов. Прежде всего - в том, чтобы не вакцинировать новорожденных. Это один из основных моментов. К младенцам нужно относиться крайне бережно.

Второй момент - использование живых вакцин. К сожалению, в моей практике, еще в те времена, когда я работала участковым врачом (это был 1997 год), был случай, когда годовалый ребенок погиб после вакцинации живым полиомиелитом. Доказать тогда какую-то связь с вакциной было очень сложно, хотя в тот день утром ребенок с мамой были на диспансеризации, прошли всех специалистов, сдали анализы, то есть, были все документы, подтверждающие, что ребенок был здоров. Сделали живую вакцину полиомиелита - и к вечеру ребенка не стало. По заключению судмедэкспертов, это был какой-то быстротечный грипп, хотя никаких признаков гриппа у ребенка не было, анализы были в порядке.

К этому вопросу я всегда отношусь очень осторожно - хотя вакцинирую очень много.

Каков механизм действия вакцины? Какие виды вакцин существуют?

Вакцины бывают противобактериальные, противовирусные и антитоксические - в зависимости от того, какой компонент содержится в составе. Например, вакцины, содержащие обработанные токсины, используются против тех заболеваний, при которых основное повреждающее действие оказывают токсины, - это, к примеру, дифтерия, столбняк.

Для чего вакцины вводятся в организм? Для того чтобы получить иммунный ответ. Чтобы выработались специфические антитела к данной бактерии, вирусу, либо токсину. Когда мы говорим, что с помощью вакцинации можно победить болезнь навсегда, то надо понимать, что это бывает очень редко - только тогда, когда вакцина используется против бактерии или вируса, и когда от конкретной инфекции привиты все. Теоретически это возможно, как это было с натуральной оспой.

Дифтерию и столбняк мы не победим никогда, потому что в этом случае мы прививаем не от болезни, а от осложнений - от токсина. Механизм тут такой: вакцина - организм - иммунный ответ, и самое главное в этой цепочке - организм конкретного человека. Организм должен дать этот иммунный ответ, поэтому он должен быть здоров, быть достаточно зрелым для этого.

Как известно, в нашей стране существует национальный календарь вакцинации, согласно которому первые прививки (против гепатита В и туберкулеза) необходимо ставить новорожденному уже в роддоме. Какая у вас позиция по этому вопросу?

У меня позиция очень жесткая: я не рекомендую прививать новорожденных, потому что, во-первых, когда ребенок только родился, мы еще ничего о нем не знаем: ни состояние его иммунитета, ни какие-то возможные отклонения. А, во-вторых, как я уже говорила, я сторонник индивидуального подхода к вакцинации.

Абсолютное противопоказание для живых вакцин - это иммунодефицитное состояние. А вдруг оно у ребенка есть? В роддоме мы этого еще не знаем.

В каком возрасте ребенка можно точно диагностировать иммунодефицитное состояние?

По прошествии первого месяца жизни ребенка уже видно, есть ли в его организме какие-то гнойные проявления или нет. Частично этот процесс может завуалировать процесс грудного вскармливания. Но примерно к 3 месяцам мы уже можем об этом догадаться.

Бывают ситуации, когда ребенок родился, и утром он в хорошем состоянии, а к вечеру оно ухудшилось - такое часто бывает. И вот, его уже лечат от пневмонии, еще от чего-то, а мы за это время успеваем поставить прививку. Это фактор, который может ухудшить течение основного заболевания или отчасти стать триггером заболевания.

Выработка иммуноглобулинов IgG, которые обладают иммунологической памятью, достигает оптимального уровня в 6-8-месячном возрасте. И это у большинства детей хорошее время для начала вакцинации. Мы уже знаем ребенка, можем привести в норму некоторые моменты в состоянии здоровья малыша и получим иммунный ответ, на который рассчитываем при вакцинации.

Содержание иммуноглобулинов в сыворотке крови ребенка Вакцинация - это всегда взвешивание риска от вакцины и риска от заболевания. Сейчас мы живем в ситуации эпидемиологического благополучия по основным заболеваниям (дифтерия, столбняк, полиомиелит) и поэтому можем позволить себе немного отложить вакцинацию, выбрать хорошую вакцину, понаблюдать за своим ребенком. Если же эпидемиологический порог будет другой - например, будет грозить вспышка дифтерии - то будем рассчитывать на другие иммуноглобулины (IgM, которые не обладают иммунологической памятью, но вырабатываются раньше и могут защитить ребенка раннего возраста) и делать прививки в более ранние сроки.

По гепатиту В у нас в стране сейчас хорошая ситуация?

Неплохая.

В таком случае в каком возрасте лучше ставить от него прививку?

Подросток обязательно должен быть привит против гепатита В - это вообще не обсуждается. Можно и раньше. Ситуации бывают разные: есть риск, хотя и очень маленький, что ребенок пойдет на улицу и встретится со шприцом, брошенным наркоманом. Это тоже риск.

Бывают аварии, операции, переливания крови. Когда организм созрел и дает хороший иммунный ответ, мы можем вакцинироваться. После 8 месяцев можно спокойно прививаться от гепатита В, тем более что сейчас есть хорошая рекомбинантная вакцина против этого вируса и комбинированная вакцина Инфанрикс -Гекса.

Стоит ли ставить в роддоме прививку против туберкулеза (БЦЖ)? Многие родители от вакцинации против гепатита В отказываются, а вот БЦЖ делают, объясняя это в том числе тем, что потом эту прививку нигде не поставишь…

Такой момент есть. Он связан с тем, что БЦЖ должны делать те специалисты, которые прошли подготовку, у которых большой опыт. БЦЖ - это единственная вакцина, которая требует очень серьезной техники введения. Она делается внутрикожно, а кожа у ребенка очень тонкая, попасть в нужный внутрикожный слой очень сложно, нужно под определенным углом держать иглу - то есть, это техника, которой действительно нужно владеть. Обычный укол внутримышечно может поставить человек, который делает это нечасто, и он не промахнется, а вот с БЦЖ есть определенная сложность. И от техники введения, к сожалению, может зависеть возможность осложнений. Тем не менее, ее можно достаточно спокойно поставить в обычной поликлинике. Выбора вакцин против туберкулеза нет.

Что касается моей позиции, то я вообще не сторонник вакцинации БЦЖ. Я всегда привожу в пример документы ВОЗ последних лет (2011,2013, 2015 года), которые направлены на борьбу с туберкулезом как заболеванием в целом, на борьбу с детской смертностью от туберкулеза. Там нет рекомендаций по вакцинации БЦЖ. Наоборот, в документе 2011 года четко сказано, что вакцина БЦЖ, созданная в 1921 году, показала свою неэффективность.

И при этом я ни в коем случае не хочу расслабить родителей на предмет того, что туберкулеза нет, и мы никогда с ним не встретимся. Но тут есть парадокс: туберкулезом заболевают люди (и дети в том числе), которые имеют индивидуальную предрасположенность, и они же могут получить осложнения от живой вакцины, особенно если ее вводят в раннем возрасте. Это очень сложный период, когда собственной защиты очень мало - и если есть предрасположенность, то ребенок может заболеть. По этому вопросу я всегда рекомендую почитать В. П. Сухановского - я согласна с каждым его словом относительно вакцины БЦЖ.

Вы считаете, что в течение жизни в принципе прививаться от туберкулеза не стоит?

Теоретически (именно теоретически) вакцина БЦЖ защищает от тяжелых форм туберкулеза, туберкулезного энцефалита, туберкулезного менингита и т. д., которыми заболевает, согласно статистике, 1 человек на 5 миллионов случаев. Поэтому я считаю, что прививать массово всех детей живой вакциной, которая сбивает им формирование иммунитета, которая может дать осложнения, в общем-то, нецелесообразно. Туберкулез - это социальное заболевание, победит его социально-экономический рост, улучшение качества жизни. К сожалению, мы сейчас находимся не на том уровне благосостояния.

С другой стороны, улучшить ситуацию может ранняя, качественная и достоверная диагностика туберкулеза, но она в нашей стране тоже, в общем-то, страдает. Если бы туберкулез рано выявляли, вовремя лечили, то ситуация была бы другой. Сейчас основным методом диагностики по-прежнему является реакция Манту, которая имеет много ложноположительных реакций, а это влечет за собой поход с ребенком в противотуберкулезный диспансер, дополнительные исследования, иногда рентгенологические, и так далее. Появившийся лет 8–10 назад диаскинтест , к сожалению, имеет небольшой процент ложноотрицательных реакций, но все-таки более достоверен.

Таким образом, вакцина БЦЖ стоит в стороне от других вакцин. Если с другими вакцинами ввиду благоприятной эпидемиологической ситуации мы можем подождать, потому что рисков заболеть нет, то здесь другая ситуация: риск заболеть есть, но эффективной вакцины нет, нынешняя вакцина не защищает, а иногда и сама дает осложнения в виде БЦЖитов.

Что родители могут предпринять для профилактики заболевания туберкулезом, кроме вакцинации?

Во-первых, важно минимальное количество контактов ребенка с потенциальными носителями. Обычно мы говорим так: здоровый новорожденный - в здоровую семью. Когда медики устраиваются на работу, они делают рентген, сдают мазок на стафилококк, не говоря о ВИЧ, сифилисе и прочем. Почему бы не сделать такое обследование для родителей и ближайшего окружения ребенка (бабушек, дедушек, няни), которое постоянно с ним контактирует? Маме такое обследование необходимо в меньшей степени, поскольку она обследуется во время беременности, а вот остальные… Элементарный мазок из зева может показать нам наличие различных неблагоприятных угроз. У взрослого человека, в отличие от ребенка, туберкулез всегда находится в легких. Почему бы не сделать тем, кто ходит в дом, флюорографию?

Следующий момент. Микобактерии туберкулеза не любят проветривания, свежего воздуха. Если эти элементарные условия соблюдаются, то люди не болеют даже при тесном контакте. Хотя новорожденные в принципе больше к этому предрасположены, поскольку у них иммунная система еще ослаблена. Тем не менее, если в близком окружении болеющих нет, то шансов заболеть у ребенка, в общем-то, тоже нет.

А почему живая вакцина - это плохо?

Живая вакцина сохраняет некоторые свои свойства: она может размножаться, может длительно сохраняться в организме. Убитая вакцина, даже если она не окажет своего действия, будет просто выведена из организма. А живая - особенно микобактерии туберкулеза - может попадать в клетки и сохраняться в них достаточно длительное время. Поэтому, например, осложнения на вакцину БЦЖ могут возникать через полтора года. То есть, полтора года бактерии дремлют в организме, а потом вызывают тяжелый процесс.

А что это может быть?

Это может быть туберкулезный остеомиелит, генерализованная БЦЖ-инфекция. Но это не туберкулез в чистом виде, это БЦЖиты. Там немного другой вид бактерий, но, тем не менее, процесс очень похож и очень трудно поддается лечению. Этому, опять же, подвержены дети, которые имеют индивидуальную предрасположенность, у них есть свои проблемы с иммунитетом, и если они заболевают, то процесс лечения долгий и трудный. К счастью, такие осложнения бывают редко.

А вообще, живые вакцины могут размножаться в организме. Вакцина против полиомиелита тоже бывает живой. Одно из мест, где он размножается, - это кишечник, соответственно, он очень легко выделяется в окружающую среду. Выделяясь в окружающую среду, он может либо сразу заразить кого-то (хотя это бывает очень редко), либо может пожить в канализации, изменить свои свойства и начать свой путь «одичавшего».

В данном случае в зоне риска находятся непривитые?

Да, конечно, в основном непривитые. Если человек привит, ему все равно, с каким полиомиелитом он встретится - с диким или вакцинальным. Он не заболеет ни от того, ни от другого. А если непривитый встретится с вакцинальным или диким, то может возникнуть неблагоприятная ситуация.

Прививки лучше ставить в 7–8 месяцев или чем позже, тем лучше, например, в 3 года? В каком возрасте иммунный ответ наилучший?

В 3 года он тоже очень хороший, другое дело, что обычная реакция на прививку может быть более выраженной. Иммунный ответ созревает к 6–7 месяцам, и, начиная с этого возраста и до 1,5–2 лет, иногда 3 лет, ребенок хорошо воспринимает вакцинацию. Его организм настроен, чтобы воспринимать и отвечать. А после 3 лет он становится сильным и уже может давать более выраженные обычные реакции. Это не патологические реакции, то есть, они не вредят организму, но ответ организма может быть более бурным, более ярким - повысится температура, местная реакция будет более выраженной. Но это обычная реакция на вакцинацию.

Если бы была возможность проверять всех индивидуально, вероятно, в такой ситуации конкретному ребенку достаточно было бы уже не трех вакцин, а двух, и у него уже был бы хороший иммунный ответ. Но для этого должен быть какой-то ориентир: сколько должно быть антител, чтобы не делать ребенку третью вакцинацию? К сожалению, таких данных пока нет, поэтому не на что ориентироваться.

Об этом тоже говорит профессор Медуницын: «Иммунологическая персонализация вакцинации может осуществляться за счет подбора вакцины среди одноименных вакцин, выбора доз, схем введения вакцин, использования адъювантов и других средств иммуномодуляции. Естественно каждая вакцина имеет свои особенности и для каждого вакцинного препарата необходима своя тактика иммунологической коррекции»; «Оценку иммунитета можно проводить до и после первичной иммунизации или на любой стадии цикла вакцинации. Это позволяет определить необходимость дальнейшей иммунизации, отмены вакцинации или, наоборот, принятие мер по усилению иммунного ответа у прививаемого. Коррекция уровня иммунитета по титрам антител у лиц повышенного риска доступна и реальна ».

Также есть люди, организм которых в принципе не дает иммунного ответа, какие бы прививки им ни ставили. Считается, что их 5–7%. Это не значит, что при встрече с инфекцией они обязательно заболеют, - у них иммунитет работает немного по-другому, и, может быть, они как раз самые защищенные в этом плане. Есть люди, которые дают гипериммунный ответ, и, возможно, им достаточно меньшей дозы кратности вакцин. Бывают даже ситуации, когда третья прививка угнетает действие предыдущих. Это как раз вопрос будущего индивидуального подхода. Пока, к сожалению, этого у нас нет.

Существуют ли абсолютные противопоказания для вакцинации?

Сейчас единственное противопоказание, при котором не проводится вакцинация, и то, только живыми вакцинами, - это синдром врожденного иммунодефицита. Приобретенного тоже: ВИЧ-инфицированные живыми вакцинами не прививаются. А убитые вакцины им могут прививаться, но с определенными условиями.

В целом сейчас практически нет противопоказаний к вакцинации. Раньше у педиатров была возможность дать медотвод: например, у ребенка атопический дерматит - мы давали ему медотвод на неделю, на две, на месяц. Сейчас, когда родители приходят и просят написать медотвод, жалуются, что ребенок все время болеет, мы этого сделать не можем. Мы должны вылечить ребенка и в течение двух недель поставить ему прививку.

А кому нельзя откладывать прививки до 7–8 месяцев и нужно ставить раньше?

Бывают такие ситуации. Мы обязательно вакцинируем в новорожденном возрасте тех детей, у которых папа или мама являются носителем вируса гепатита В. Поскольку это заболевание все-таки очень опасное, таких детей мы прививаем.

Далее, возьмем, к примеру, пневмококк. Это заболевание существует в природе, но большая часть детей болеет абсолютно спокойно, редко у кого развивается пневмония и какие-то осложнения. А вот дети с тяжелыми заболеваниями, например, пороком сердца, могут заболеть пневмонией или получить другое осложнение, которое может очень сильно ухудшить состояние сердца или даже оказаться несовместимым с жизнью.

То же самое с бронхиальной астмой. Когда я начинала работать, астматикам почти не делали прививки, считалось, что это аллергическое заболевание, и делать им прививки нельзя. Потом мы активно знакомились с зарубежным опытом и видели, что на Западе астматиков прививают очень активно и имеют хорошие результаты. В моей практике, когда я еще работала в поликлинике (примерно в 2002–2004 годах), был опыт, когда детей с бронхиальной астмой активно прививали против пневмококка. Дети болели значительно меньше, астматические приступы у них становились более редкими.

Поэтому здесь подход может варьироваться. Но есть дети, которым обязательно нужно быть привитыми, потому что любое заболевание - даже ветрянка - может быть для них опасна. Хотя я не люблю, когда прививают от ветрянки.

Почему?

Вакцина против ветряной оспы - это живая вакцина. Применяется она не очень давно. Если взвешивать опасность от болезни и опасность от вакцины, я предпочитаю в данном случае, чтобы дети переболевали. Во-первых, дети получают стойкий пожизненный иммунитет, и есть гарантия, что они не будут болеть во взрослом и пожилом возрасте. Во-вторых, ветрянка - не очень тяжелое заболевание. Да, сейчас пишут о том, что бывают неблагоприятные исходы ветрянки, но это не сама ветрянка, а опять же, фоновые состояния, предполагающие наличие вируса простого герпеса или цитомегаловируса. Когда они сочетаются с ветрянкой, они могут давать осложнения, но это очень маленький процент.

Поэтому моя позиция заключается в том, что ребенок должен переболеть ветрянкой. Все-таки есть вещи, которыми ребенок должен болеть. Ребенок должен нарабатывать этот иммунитет, иметь возможность его наработать. Если он не переболел до подросткового возраста, его имеет смысл прививать, потому что с возрастом течение ветрянки утяжеляется.

Какие еще заболевания относятся к таким, которыми лучше переболеть в детстве?

Ветрянка, краснуха и даже корь и паротит (свинка), если ребенок в целом здоров. Это детские инфекции, которыми в детском возрасте болеют вполне благополучно.

Краснухи в нашей стране всегда было много, от нее не так давно стали прививать, и у детей эта болезнь всегда достаточно легко протекала, иногда даже незаметно. Зато девочки получали стойкий пожизненный иммунитет и уже не боялись краснухи к моменту наступления беременности.

Сейчас у нас в стране, начиная с 2010 года, подъем заболеваемости корью. Педиатры не очень любят ее ставить, потому что она требует двукратного исследования крови из вены на антитела. Однако очень сложно заставить маму через 2 недели после болезни ребенка, когда он уже абсолютно здоров, отправить сдавать кровь из вены. А диагноз должен быть обязательно подтвержден нарастанием титра антител. Если первый анализ мамы еще сдают, то второй, который должен подтвердить рост антител, уже нет. Поэтому большинство участковых врачей не любят ставить корь и во избежание мороки вместо нее ставят, например, крапивницу. Но мы видим это заболевание, и дети болеют им достаточно благополучно. Мои пациенты очень легко переносили корь, без каких-то неблагоприятных последствий.

От всех перечисленных заболеваний есть смысл вакцинироваться в подростковом возрасте, начиная с 12 лет. Смотрим уровень антител в подростковом возрасте, и если их нет, то вакцинируемся.

Нужно ли прививать детей от пневмококка и гемофильной инфекции?

Если ребенок здоров, то вакцину против пневмококка и гемофильной инфекции я тоже не рекомендую ставить. Но рекомендую делать прививку против пневмококка часто болеющим детям, взрослым, пожилым людям и детям с осложненными фоновыми состояниями. Что касается гемофильной инфекции, то во взрослом возрасте она не оказывает такого негативного влияния на организм, как пневмококк, от которого, к сожалению погибают люди, например, получающие химиотерапию, ограниченные в движении после инсульта или инфаркта, травм и т. д. Во многих странах эта вакцина обязательна для пожилых людей.

Да, обязательно. Я не могу позволить себе оставить детей без прививок против этих инфекций, потому что серьезные заболевания, дающие в достаточно большом проценте осложнения, достаточно высокую смертность и инвалидность. Особенно я бы сделала упор на менингококк, который даже не входит в наш национальный календарь, но именно от него мы чаще всего теряем детей.

Как известно, ситуация с вакцинами в нашей стране с прошлого года не самая простая, хотя сейчас она, по-видимому, улучшается. Я рекомендую вакцины Тетраксим , либо Пентаксим , либо Инфанрикс Гекса . Я давно с ними работаю, порядка 10 лет, и вижу хороший эффект, минимальные негативные реакции со стороны организма.

Повторюсь: состояние организма в момент вакцинации - это самый важный компонент этого процесса. Можно взять самую лучшую вакцину и поставить ее в самый неблагоприятный период - и мы получим осложнения. В то же время, если в организме все хорошо, то даже не самая лучшая вакцина не даст серьезных осложнений.

Например, АКДС?

Да, в том числе. Я в течение 10 лет, до 2004 года работала в государственной поликлинике и прививала отечественной вакциной АКДС, потому что не было другого выбора. И считаю, что если ты подходишь к ребенку внимательно и осторожно, то в общем-то и она не дает огромного количества осложнений. Но стоит где-то что-то пропустить: не сдать анализы, не посмотреть состояние организма, пропустить контакт ребенка с болеющими домашними, то возникает риск, что ребенок перенесет вакцину гораздо хуже. Главное - это все-таки состояние организма, вакцина же вторична.

Я это говорю еще и потому, что мы много лет жили в условиях достаточного количества вакцин хорошего качества. Их было много, сейчас с ними трудности. Но это не значит, что если завтра придет дифтерия, то мы будем ждать французскую вакцину: нет, если придет дифтерия, то будем прививаться тем, что есть. Наверное, мне будет проще прививать вакциной АДС, без коклюшного компонента. Но что будет, тем и будем прививаться.

Есть российская вакцина Менинго, А, она используется только в период подъема заболевания. Есть французская вакцина Менинго, А+С, она хорошо усваивается с полутора лет. Раньше полутора лет ее нет смысла делать, поскольку мы не получим того хорошего иммунного ответа, который хотим. Есть вакцина Менактра, ее можно делать с 8-месячного возраста, она достаточно эффективна.

В этом году в Москве и Подмосковье неблагополучная ситуация по менингиту. СМИ об этом молчат, хотя случаи заболевания есть, в том числе с летальным исходом.

Менингококковая инфекция отличается тем, что человек (ребенок или взрослый) может быть носителем, и при этом у него ничего не будет болеть, или будет обычный кашель и насморк (назофарингит), вызванный как раз менингококком. У детей раннего возраста может развиться менингококцемия - это тяжелая форма заболевания, которая развивается очень быстро и может закончиться совсем неблагополучно. Поэтому это достаточно серьезное заболевание. Из всех тяжелых детских инфекций с ним я чаще всего сталкивалась в своей врачебной жизни, поэтому его я опасаюсь больше всего.

А если привили ребенка Пентаксимом, а потом он исчез, можно ли прививаться другой вакциной?

Можно, они все взаимозаменяемые.

Какой график прививок должен быть после перерыва из-за отсутствия зарубежной вакцины?

Смотря какой был перерыв. Если две прививки были сделаны вовремя с разницей в 1,5–2 месяца, то спокойно делаем третью, а дальше делаем ревакцинацию через год. Таким образом, две прививки мы сделали, получили определенный уровень иммунитета, третья нас укрепит, а ревакцинация через год нам поможет. Если между первой и второй прививкой был очень большой промежуток, то делается вторая и третья прививки и через год ревакцинация. То есть, эффект от поставленных прививок сохраняется.

На сегодняшний день пропадает только вакцина против гепатита В: если вторая прививка не была сделана вовремя, через 4 месяца, тогда нужно все начинать сначала.

Какие обследования должны быть проведены накануне вакцинации?

Хочу заметить, что в нашей стране очень хороший стандарт наблюдения детей первого года жизни. Он гораздо полнее, чем в других странах, где отсутствует такое тщательное обследование детей до года. Иногда над этим даже смеются, мол, зачем это надо. Так вот, если этот стандарт соблюдать, то у нас в принципе есть представление о состоянии здоровья ребенка к моменту вакцинации.

Самое неблагоприятное сочетание - это вакцинация и воспалительные процессы в организме. Оно в основном и дает самые частые осложнения - равно как и незрелость нервной системы. Поэтому перед вакцинацией на руках должны быть свежие анализы крови и мочи (они должны быть идеальными), а в день вакцинации - внимательный осмотр педиатром. И мамино внимание к ребенку в течение 3–4 дней накануне вакцинации (лучше всего ребенка знают родители, им нужно обращать внимание на все, что отклоняется от нормы и сообщать об этом педиатру), а также отсутствие каких-то опасных контактов в ближайшем окружении.

А что если анализы перед вакцинацией показали низкий гемоглобин?

Если гемоглобин ниже 100, то это анемия, которая требует лечения, и тогда ни о какой вакцинации разговор не идет.

Если у ребенка аллергия, то тоже не вакцинируем?

К аллергии должен быть другой подход. Вообще, ребенок перед вакцинацией должен быть здоровым. Это не значит, что если у него сегодня возникла аллергия, а завтра она прошла, то мы его спокойно вакцинируем. Нет. Мы должны понимать, что это за процесс. У детей раннего возраста очень редко бывает истинная аллергия на что-то. Мы должны понять, где проблема: в пищеварительной системе (кишечнике, печени)? Или это проблемы с питанием? Вначале нужно разобраться с состоянием и убрать его, а потом уже идти на вакцинацию.

Имеет ли смысл делать тесты наподобие «Эли-Вакцина-тест» перед вакцинацией, или это излишняя перестраховка?

«Эли-Вакцина-тест» показывает готовность иммунной системы дать ответ, чтобы вакцинация не прошла впустую, а также показывает возможные риски.

Выскажу свое личное мнение. У меня наблюдается много детей. Я не всем делаю «Эли-Вакцина-тест», потому что хорошо знаю этих детей. Одно время я делала его всем, но потом я поняла, что в основном он подтверждает мои клинические наблюдения. Если же вашего ребенка наблюдают кое-как или не наблюдают вообще, а сами вы состояние ребенка оценить не можете, тогда лучше сделать тест. Смысл он имеет.

Бывают разные ситуации. Например, я не люблю прививать трехмесячных, но, к примеру, семья уезжает в Индию. В таком случае я не могу отпустить их без прививки, поэтому мы делаем «Эли-Вакцина-тест». Бывает, что родители очень переживают перед вакцинацией, и тогда мы делаем его для перестраховки, чтобы им было спокойней. Или мне кажется, что ребенок еще не готов: у него еще незрелый кишечник, лактазная недостаточность, еще какие-то проявления незрелости. Тогда мы делаем этот тест, и я понимаю, что хотя бы нет рисков. Иммунная система может быть еще не готова, но хотя бы нет рисков. Риски - это очень серьезно, особенно со стороны нервной системы, тем более в нынешней ситуации роста заболеваемости аутизмом.

Кстати, про аутизм. Антивакцинаторы в качестве одного из главных аргументов против прививок приводят тезис о связи между прививками и заболеванием аутизмом. Действительно ли возможна такая взаимосвязь?

Мы сейчас живем в эру доказательной медицины. Доказательные исследования в США и Дании не показали связи между вакцинами и аутизмом. Но, тем не менее, аутизм - это аутоиммунное воспаление, которое связано с эндогенной (внутренней) интоксикацией организма. А мы живем в мире, где можем получить интоксикацию где угодно - и вакцинация тут не первостепенный (но возможный) источник.

Неважно, откуда в организме возьмутся тяжелые металлы - из вакцины или еще откуда-то. У меня сейчас наблюдается ребенок с непонятной анемией. Мы сдали анализ на микроэлементы, и оказалось, что у него в организме очень много галия. Откуда у него взялся этот галий? Объективных причин для анемии у ребенка нет: он хорошо питается, из хорошей семьи, до года уровень гемоглобина очень хороший - и вдруг у него падает гемоглобин. Проведя дополнительные исследования, мы понимаем, что у него происходит интоксикация определенным элементом, достаточно тяжелым металлом, который непонятно откуда взялся. Из воды? Из воздуха? Остается только догадываться. Это какая-то особенность организма: в данный момент времени накопить этот тяжелый металл, который дал такое осложнение. Поэтому это очень сложный вопрос.

Вообще, тема аутизма - отдельная большая тема, об этом можно очень много говорить. В нашей стране дети с аутизмом приравниваются к детям с психическими заболеваниями, с умственной отсталостью. Они не лечатся так, как надо, не проходят необходимую социальную адаптацию, которая предполагает в том числе определенные медико-биологические компоненты (почистить кишечник, убрать токсины из организма, подобрать соответствующую заместительную терапию). Дети с аутизмом у нас лечатся у психиатров, как больные шизофренией. Родители должны знать проявления аутизма, потому что случаи заболевания многократно участились.

А что касается ртути в вакцинах?

Ртути в вакцинах очень мало. В более современных и более чистых вакцинах ее еще меньше. Но чем младше возраст ребенка, тем меньше возможность выведения тяжелых металлов из организма, и еще и поэтому я не рекомендую вакцинировать новорожденных.

Иногда период прививок у ребенка совпадает с новой беременностью мамы. Что делать в таком случае - ставить или не ставить прививки?

Если мы прививаем неживые, инактивированные вакцины, то абсолютно никакой опасности для беременной женщины они не представляют. Вопрос стоит только про живые вакцины - в таком случае их лучше отложить.

Если у родителей, любителей путешествовать, родился здоровый ребенок, то что бы Вы им порекомендовали - ехать с годовалым малышом, к примеру, в Таиланд или это безумная затея, и лучше сидеть дома?

Юго-Восточная Азия - это крайность. Туда я бы отсоветовала ехать. Если путешествовать, то лучше в Европу, которая, по крайней мере, до последнего притока мигрантов была так же эпидемиологически благополучной в отношении дифтерии и полиомиелита, как и Россия. Что будет дальше, пока непонятно.Но сейчас - почему нет? Поезжайте. Там нет дифтерии, полиомиелита. А в Индии есть и полиомиелит, и дифтерия, и менингококк, поэтому лучше воздержаться от путешествий в эту страну. Но сидеть дома при этом совершенно необязательно.

Для ребенка до года очень желательно грудное вскармливание, поскольку оно формирует серьезную защиту организма. Кроме того, дети до года, которые едут путешествовать с мамой на руках, лицом к лицу, гораздо легче это переносят, чем полуторагодовалые или двухлетние дети, которые уже от мамы отделились и пробуют все тащить в рот, у которых уже нет такой защиты.

Стоит ли прививаться от гриппа перед сезоном простуд?

Есть группы риска, к примеру, пожилые люди, им стоит прививаться. Прививаются люди, которые очень много летают в командировки и у которых мало времени на болезнь. Здоровый человек, у которого есть возможность поболеть, нормально переносит грипп. Прививать беременных я бы категорически не рекомендовала - лучше привить окружение. Так же, как и в случае с маленьким ребенком. В качестве профилактической меры можно использовать Назаваль плюс, тщательно следуя инструкции. Тканевая маска, увы, не помогает, наоборот, она способствует накапливанию и размножению микробов. Ну и, конечно, нужно обязательно мыть руки после посещения общественных мест.

Беседовала Анастасия Храмутичева

Как вы относитесь к прививкам? Делали ли ребёнку прививки?

У меня дочь 1992. До 7 месяцев нормальное развитие, поползла. Все хорошо. До прививки . Через полгода диагноз ДЦП с предродовым развитием. КАКОГО ХРЕНА. Сейчас даже не ползает. Шлите лесом эту НЕнародную медицину. Надеюсь не опоздал с предрассудками.

Моя позиция по прививкам такова:

"Большинство прививок в большинстве случаев могут быть неоправданно опасны и нежелательны для ребёнка, и есть серьезнейшие причины, чтобы от них отказаться ".

Вот так, не более но и не менее. Ребёнку я прививок не делал, и не буду делать.

Человеку, отказывающемуся от прививок, обязательно сразу же навешивают клеймо оголтелого сектанта, безумца, рискующего жизнью детей; параноика, верящего в теорию заговора злых врачей... Знаете, я безумно устал по этому поводу. Устал общаться с тупыми и неграмотными людьми, вы только не обижайтесь. Я по образованию биолог, и у нас был курс иммунологии; плюс к этому уже позднее я прочитал немало книг по иммунологии, и специальных материалов, и продолжаю их читать поныне. Как ни крути, а я худо-бедно разбираюсь в вопросе, уж на уровне основных понятий и специальной терминологии – несомненно. И должен вам сказать, что иммунология – это один из интереснейших, и в то же время, сложнейших разделов биологии. Люди же, с которыми иногда приходится вступать в дискуссию по вопросам прививок – в 99% случаев "разбираются" в вопросе на уровне нескольких постулатов:

  1. Прививки – это единственное средство спасти детей от страшных болезней; привитому ребёнку болезни не страшны; непривитый ребёнок от болезней умрет;
  2. Непривитый ребёнок – опасен для привитых детей; его нельзя пускать с привитыми детьми в коллектив; (пытаетесь понять, как этот пункт согласуется с предыдущим? где тут логика? не пытайтесь, бесполезно).
  3. Все прививки полностью безопасны для детей, не несут им ни малейшей угрозы;
  4. Все врачи и фармацевты полностью компетентны, безукоризненно правдивы, абсолютно благонамеренны по отношению к детям;
  5. (как вывод из предыдущих): Тот, кто отказывается от прививок – а) параноик, согласно п.3 и 4; б) враг собственным детям, согласно п.1; в) враг и всем окружающим детям тоже, согласно п.2 (этот пункт особенно интересен, так как выводит вопрос за рамки "его личного дела").

Постулаты эти, как и любые догматические утверждения, совершенно не подвергаются никакому сомнению, не нуждаются в проверке, не поколебимы никакими фактами и рассуждениями. Разговаривать с такими людьми о прививках – совершенно бессмысленное занятие. Поэтому, если у вас знания о прививках – в рамках вышеприведенных постулатов – прошу вас, закройте этот материал, не читайте его дальше. Он предназначен для людей, которые ещё не утеряли полностью способности к разумному, логическому, и непредвзятому мышлению, и которым интересно выяснить, как дела обстоят в реальности, на самом деле, а не защитить свои мнения, без разницы правильные они или нет.

Когда у нас замаячило рождение ребёнка, я очень тщательно стал готовиться к этому по множеству вопросов, в том числе и по вопросу прививок. Перелопатив и подвергнув детальному анализу множество материалов, и антипрививочных, и пропрививочных, и нейтрально-академических, я пришел к определенным выводам. Вот они:

  1. Вопрос о необходимости и полезности прививок – очень и очень сложный, нуждающийся в специальном рассмотрении и анализе по каждой прививке в отдельности; по большинству прививок есть серьезные аргументы против того, что они вообще нужны; ОДНОЗНАЧНО этот вопрос НЕ выглядит как "все прививки, которые делаются – нужны и полезны";
  2. Вопрос о безвредности и отсутствии угроз от прививок – очень и очень сложный, нуждающийся в специальном рассмотрении и анализе по каждой прививке в отдельности; по большинству прививок есть серьезные аргументы, говорящие о реальной, неиллюзорной опасности для здоровья прививаемого ребёнка; ОДНОЗНАЧНО этот вопрос НЕ выглядит как "все прививки которые делаются – вполне безопасны для ребёнка".
  3. Официальная медицина настаивает на безоговорочной нужности и полной безопасности всех прививок; при этом, вступая в противоречие с информацией, приводящей к выводам в пунктах 1 и 2 – она демонстрирует отсутствие всякой серьезной аргументации в пользу своих утверждений; напротив, она однозначно демонстрирует широкое использование психологических манипуляций, давления, запугивания, заведомой прямой лжи, замалчивания реальных фактов.
  4. Подобное поведение официальной медицины отнюдь не носит характер "теории заговора", а является полностью объяснимым с позиций, во-первых, тотальной коррумпированности медицинских работников и чиновников, создавших условия сильной материальной заинтересованности в результатах вакцинации и полной безответственности за любые последствия вакцинации; во-вторых – общей деградации общественного института медицины как с научно-практической, так и с морально-нравственной стороны, и фактического отношения людей и медиков к медицинским вопросам, как к вопросам религиозным – т.е. не нуждающимся в подтверждениях или доказательствах. Вообще, вопросы нынешнего положения в медицине – нуждаются в отдельном рассмотрении; дело там плохо глобально, а не только в педиатрии.
  5. Для того, чтобы прийти к вышеприведенным выводам, полностью достаточно беспристрастного анализа открытой информации, включая про-прививочную и официальную; при этом специалистом по иммунологии быть не обязательно, достаточно общей образованности, общего здравого смысла и владения логикой. Более же детальный анализ информации, с углублением в узко-специальные биологические и иммунологические вопросы, обычно показывает, что аргументация в пользу воздержания от прививок – ещё более основательна и сильна. В частности, практически неоспорима аргументация того тезиса, что прививка – это грубое вмешательство в иммунную систему, хоть и дающее, возможно, устойчивость к конкретной болезни, но наносящее сильный удар по иммунитету в целом.

(На этом месте ещё одно маленькое отступление в сторону от медицины к политике и психологии. У людей принято верить, что власти и вообще любые вышестоящие инстанции изначально относятся к ним благожелательно, несут, так сказать, добро, заботятся обо всем народе в целом. И, несмотря на мелкие поводы быть недовольным властью, людям трудно даже теоретически воспринять концепцию, что власть может быть враждебна народу. Чисто психологически проще эту концепцию отвергать, так как она очень неприятна. Власти иногда приходится так или иначе подчиняться; ну а одно дело подчиняться отцу семейства, пусть и очень суровому – чувствуешь себя угнетаемым, но защищенным; другое дело подчиняться однозначному врагу: чувствуешь себя рабом, которому грозит смерть. Поэтому люди часто склонны отвергать без рассуждений какие-либо утверждения о том, что власти делают какие-то вещи, заведомо враждебные к народу и лично к тебе. Хотя в настоящее время простейший анализ действительности показывает, что ничем иным происходящее объяснить нельзя.

В наших странах власти представляют из себя по сути оккупационную администрацию, которая действует во благо не народа, а зарубежных оккупантов. В интересы которых входит, помимо прочего, и планомерное сокращение населения "мирным путем". Простейшие, невооруженным глазом видимые мощные направления влияния в этом ключе – это стимулирование алкоголизма, курения, наркомании, и информационное воздействие, направленное на снижение рождаемости. Помимо этих крупных, есть и десятки более мелких, приносящих свои плоды, действий власти против народа (разрушение образования, общественной морали, семейных ценностей, нормального здравоохранения, и т.д.), но это не тема данной статьи. Так вот, исходя из этого, я считаю крайне важным правильное психологическое отношения по отношению к любым действиям, любым инициативам власти. Мы не знаем и не можем знать всех их тайных мыслей и желаний. Однако, если мы считаем, что власти в принципе благожелательны к народу – то тогда следует всем их инициативам доверять. А если мы считаем что власти в принципе враждебны народу – то следует все их инициативы изначально воспринимать скептически, относиться к ним как к враждебным, пока не доказано обратное. Как я уже говорил, психологически это непросто. Однако нужна же и какая-то ответственность перед своими детьми. Считать, что свой психологический комфорт важнее чем их жизнь и здоровье – это как-то не вполне по-взрослому.

Так вот, зная и видя как наплевательски относятся власти к здоровью народа, и злонамеренно его разрушают – мне что-то никак не верится, что давление, которое они постоянно оказывают в сторону прививок – расширение списка прививок, увеличение поголовности охвата прививаемых, возникающие неизвестно откуда прививки от птичьего гриппа, свиного кашля, атипичной диареи и прочей неведомой японской хреновины – что всё это давление власти осуществляют в порыве заботы о благе народа. А противоположные предположения приходят легко)

(заканчивая о прививках, хочу сказать, что я намеренно не касался обсуждения конкретных вопросов аргументации против прививок. Потому что это уже давно сделали до меня, неоднократно, качественно и в полном объеме; зачем делать реферат, если можно почитать первоисточники.)

Виктор Сергиенко

Здоровье ребенка — самое главное в жизни любой матери. Чтобы уберечь его от всевозможных заболеваний, родители озадачиваются вопросами вакцинации. Давайте попробуем разобраться, зачем нужны обязательные прививки детям и чем они могут быть опасны для здоровья и жизни ребенка.

Смертельные прививки

Многие жители Донецка до сих пор помнят несчастный случай, когда в 2010 году в больнице на пятые сутки после прививки скончалась семимесячная девочка. Родители были уверены, что именно вакцина вызвала смерть ребенка. Ей была сделана комплексная прививка от дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита и гемофильной инфекции. Ребенок умер от отека мозга.

Врачи уверяли, что прививка здесь ни при чем: вакцина использовалась уже на протяжении многих лет и они уверены в ее надежности. К тому же перед прививкой, как и положено, ребенка полностью обследовали — никаких противопоказаний не было. На сегодняшний день официальных выводов по этому делу нет, так как исследование материалов продолжается.

Это далеко не первый случай смерти ребенка после прививки: в 2008 году было госпитализировано более 100 человек с подозрением на поствакцинальные реакции. По мировой статистике, 90 % внезапных смертей у детей от прививки произошли в течение пяти дней после вакцинации.

Зачем нужны прививки

Печальная статистика последних лет заставляет родителей задуматься, делать ли вообще прививки ребенку. С одной стороны, эта процедура всегда была обязательной: они должны предотвратить или как минимум снизить риск возможного заболевания. А с другой — никто не может дать гарантии в успешности ее проведения.

С первых дней жизни и до пяти лет иммунитет ребенка находится в процессе становления. Организм подвержен заболеваниям и требует определенной защиты. По мнению многих терапевтов и иммунологов, прививки просто необходимы. Благодаря им сегодня нет серьезных вспышек эпидемий. Также распространено мнение, что грудное молоко способно обеспечить защиту организма ребенка . Но мы не знаем, в каком количестве к нему поступают антитела от матери. Их, как правило, недостаточно.

Среди главных причин, по которым вакцинацию проводить нужно, — относительно легкое протекание болезни и отсутствие последствий.

Например, после прививки корь, свинка, краснуха и дифтерия переносятся гораздо легче.

Известно, что количество зарегистрированных случаев болезней, которые можно предотвратить вакцинацией, находится сегодня на низком уровне. Это говорит о том, что вакцина является действенным инструментом в профилактике заболеваний.

Виды прививок и календарь вакцинации

Через 12 часов после рождения ребенку делается первая прививка - от гепатита В. Через несколько дней (3—7-е сутки жизни) проводят вакцинацию против туберкулеза (БЦЖ). Следующие уже делаются в возрасте 2—3 месяцев: против коклюша, дифтерии, столбняка и полиомиелита.

Комплекс этих прививок повторяется в 4—5 месяцев, а затем в 6—7. Практически все прививки (за исключением БЦЖ) требуют ревакцинации (повторения), так как по истечении определенного времени их эффективность снижается.

Если вы уже вплотную подошли к проведению вакцинации, сообщите врачу о состоянии здоровья ребенка за неделю до этого. Имеются ли у него какие-либо хронические заболевания, какое давление и температура, не было ли судорог, аллергических реакций на пищу и лекарства. После этого попросите у врача календарь вакцинации .

В России и Украине принят новый государственный календарь прививок, который подобен календарям из других стран Европы.

Чем могут быть опасны прививки

Сегодня против прививок выступают не только многие родители, но и специалисты, которые приводят различные аргументы:

  • Вакцинация препятствует нормальному развитию естественного иммунитета, заменяя его искусственным.
  • Многие современные вакцины не оправдывают своего предназначения.
  • Иногда используется просроченная и некачественная вакцины.
  • Преувеличивается опасность некоторых болезней, от которых прививают детей.
  • Бывают непоправимые реакции.

Практически все известные препараты для вакцинации завозятся в Украину и Россию из Европы, Северной и Южной Америки. Всё это проходит через коррупционные схемы чиновников в сфере здравоохранения. Следовательно, вакцины закупаются более дешевые и низкокачественные.

Необходимо знать простые правила, которые помогут снизить риски и возможные осложнения:

  • Для проверки готовности организма нужно сделать полное обследование ребенка (анализ крови, температура, наличие заболеваний).
  • Попытаться больше узнать о качестве вакцины, которую будут вводить ребенку, проконсультироваться с несколькими врачами.
  • Следует застраховать ребенка на случай поствакцинальных осложнений.

Самая главная опасность заключается в частых смертельных случаях. Можно предположить, что, помимо некачественной вакцины, еще одной причиной здесь является отсутствие индивидуального подхода к каждому ребенку. Многие дети имеют врожденные патологии или приобретают к моменту вакцинации то или иное заболевание. Таким образом, процедура вакцинации разбивается на несколько групп по состоянию здоровья детей.

Понятие «индивидуальный подход» может включать в себя несколько моментов:

  • Клиническая оценка состояния здоровья ребенка на момент проделывания процедуры, определение стадии заболевания (например, в случае с врожденным иммунодефицитом).
  • Лабораторное подтверждение в случае патологии.
  • Планирование лечения болезни до и после вакцинации. Индивидуальный график вакцинации для каждого ребенка.
  • Специальный отбор вакцин, которые необходимы ребенку на данный момент с учетом болезни.
  • Индивидуальный график вакцинации для каждого ребенка.

В сфере здравоохранения постоянно принимаются и тестируются нововведения, которые должны со временем значительно снизить опасность вакцинации .

Например, в связи с тем, что ранее выпускающаяся вакцина против гемофильной инфекции типа В эффективна только у детей старше 2 лет, была создана новая, состоящая из полисахарида. Она подходит и грудным детям.

В настоящее время разрабатывается новейшая вакцина против гепатита А и исследуются комбинированные вакцины, которые позволят сократить количество инъекций у детей.

Несмотря на все факторы, главная ответственность лежит именно на родителях. Специалисты (педиатры, иммунологи) зачастую настаивают на вакцинации, а поручиться за благополучный результат не могут. Родителям необходимо изучить как можно больше информации об этом, проконсультироваться с разными врачами, обследовать ребенка в нескольких клиниках, чтобы исключить возможные риски, и только после этого принять единственно верное решение.