Open
Close

Вторичная зпр. Симптомы и методы воспитания детей с задержкой психического развития

Задержка психического развития (или сокращенно ЗПР) характеризуется отставанием в формировании психических функций. Наиболее часто выявляется данный синдром перед приемом в школу. Детский организм реализует свои возможности в замедленном темпе. Для задержки психического развития также характерен малый запас знаний у дошкольника, скудность мышления и неспособность долго заниматься интеллектуальной деятельностью. Для детей с данным отклонением более интересно просто играть, а сосредоточиться на обучении для них крайне проблематично.

Задержка психического развития чаще всего выявляется перед приемом в школу, когда интеллектуальная нагрузка на ребенка значительно возрастает

Задержка психического развития захватывает не только психологические аспекты личности. Нарушения наблюдаются в разных видах деятельности, физической и психической.

Задержка психического развития – промежуточная форма нарушений в развитии малыша. Некоторые функции психики развиваются медленнее, чем другие. Имеет место повреждение или неполноценное формирование отдельных областей. Степень недостаточного формирования или глубина имеющихся повреждений может варьироваться от случая к случаю.

  • проблемы при беременности (перенесенные инфекции, травмы, сильные токсикозы, интоксикации), гипоксия плода, зафиксированная в период вынашивания;
  • недоношенность;
  • родовые травмы, асфиксия;
  • заболевания в младенческом возрасте (травмы, инфекции, интоксикации);
  • генетическая предрасположенность.

Причины социального характера:

  • долговременная изоляция ребенка от общества;
  • частые стрессы и конфликты в семье, в саду, ситуации, наносящие психологическую травму.

Имеет место сочетание ряда факторов. Две или три причины, обуславливающие задержку психического развития, могут объединяться, что приводит к усугублению нарушений.

Виды ЗПР

ЗПР конституционного генеза

В основу данного вида ложится наследственный инфантилизм, затрагивающий психические, физические и психологические функции организма. Эмоциональный уровень при данном типе задержки развития, а также уровень волевой сферы больше напоминают уровни младшего школьного возраста, а значит, занимают более раннюю ступень формирования.

Какова общая характеристика данного вида? Он сопровождается прекрасным настроением, легкой внушаемостью, эмоциональностью поведения. Яркие эмоции и переживания очень поверхностны и нестойки.

ЗПР соматогенного генеза

Данный вид связан с соматическими или инфекционными болезнями у ребенка, либо хроническими болезнями мамы. Психический тонус в данном случае снижается, диагностируется задержка развития в эмоциональном плане. Соматогенный инфантилизм дополняется различными страхами, которые связаны с тем, что дети с задержкой развития не уверены в себе или считают себя неполноценными. Неуверенность дошкольника вызвана множественными запретами и ограничениями, имеющими место в домашней среде.

Дети с задержкой развития должны больше отдыхать, спать, лечиться в санаториях, а также правильно питаться и проходить соответствующее лечение. На благоприятность прогноза будет влиять состояние здоровья маленьких пациентов.



Нездоровая обстановка в семье и постоянные запреты также могут стать причиной ЗПР у ребенка

ЗПР психогенного генеза

Данный вид вызывается частыми стрессовыми ситуациями и травмирующими психику условиями, а также плохим воспитанием. Условия внешней среды, не соответствующие благоприятному воспитанию детей, способны ухудшить психоневрологическое состояние ребенка с задержкой развития. Одними из первых нарушаются вегетативные функции, а затем и эмоционально-психологические.

Вид, предполагающий частичное нарушение некоторых функций организма, которое сочетается с незрелостью нервной системы. Поражение центральной нервной системы носит органический характер. Локализация поражения не влияет на дальнейшее нарушение умственной деятельности. Поражение ЦНС такого плана не приводит к умственной неполноценности. Широко распространен именно этот вариант задержки психического развития. Какие симптомы для него актуальны? Характеризуется он ярко выраженными нарушениями в эмоциональном плане, а также чрезвычайно страдает волевой аспект. Заметно замедление формирования мышления и познавательной деятельности. Данный вид задержки развития в целом характеризуется замедлением в созревании эмоционально-волевого уровня.



ЗПР церебрально-органического генеза характеризуется нарушением развития эмоционально-волевой сферы

Особенности проявления ЗПР

Физическое развитие

У детей с задержкой развития всегда довольно сложно диагностировать синдром. Особенно непросто это понять на ранних этапах роста. Какие есть особенности детей с ЗПР?

Для таких деток характерно замедление физического воспитания. Наиболее часто отмечаются признаки плохого формирования мускулатуры, низкий уровень тонуса мышц и сосудов, отставание в росте. Также дети с задержкой развития поздно учатся ходить, говорить. Игровая деятельность и способность к опрятности также приходят с задержкой.

Воля, память и внимание

Дети с ЗПР слабо заинтересованы в том, чтобы их деятельность или работу оценивали, хвалили, у них нет присущей другим детям живости и эмоциональности восприятия. Слабоволие сочетается с монотонностью и однообразием деятельности. Игры, в которые предпочитают играть дети с задержкой развития, обычно абсолютно нетворческие, в них отсутствуют фантазия и воображение. Детки с задержкой развития быстро устают от работы, потому что их внутренние ресурсы моментально истощаются.

Ребенок с ЗПР отличается плохой памятью, неспособностью быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, медлительностью. Он не может долго фиксировать внимание. В результате задержки ряда функций малышу требуется больше времени для восприятия и обработки информации, зрительной или слуховой.

Одним из наиболее ярких признаков задержки развития является то, что ребенок не в состоянии заставить себя что-то сделать. Работа эмоционально-волевой сферы заторможена, и, как следствие, появляются проблемы с вниманием. Ребенку сложно сконцентрироваться, он часто отвлекается и никак не может «собраться с силами». В то же время вероятно увеличение двигательной активности и речи.

Восприятие информации

Детям с задержкой развития сложно воспринимать информацию цельными образами. К примеру, у дошкольника вызовет затруднение определить знакомый предмет, если он помещен в новом месте или представлен в новом ракурсе. Обрывистость восприятия связана с малым количеством знаний об окружающем мире. Скорость восприятия информации также отстает и затруднено ориентирование в пространстве.

Из особенностей деток с задержкой психического развития следует выделить еще такую: они лучше запоминают зрительную информацию, чем словесную. Прохождение специального курса по освоению различных техник запоминания дает хорошие успехи, показатели детей с ЗПР становятся лучше в этом плане по сравнению с детьми без отклонений.



Улучшить память и восприимчивость ребенка помогут специальные курсы или коррекционная работа специалистов

Речь

Ребенок отстает в развитии речи, что приводит к различным проблемам в речевой деятельности. Отличительные особенности становления речи будут индивидуальными и зависят от тяжести синдрома. Глубина ЗПР может влиять на речь по-разному. Иногда присутствует некоторая задержка в речевом формировании, которая практически соответствует уровню полноценного развития. В некоторых случаях имеет место нарушение лексико-грамматической основы речи, т.е. в целом заметно недоразвитие речевых функций. Восстановить речевую деятельность в состоянии опытный дефектолог, к которому следует обратиться за консультацией.

Мышление

Рассматривая вопрос мышления у детей с задержкой психического развития, можно отметить – наибольшую проблему для них представляет решение задач на логику, предлагаемых в словесной форме. Отставание в развитии происходит также и в других аспектах мышления. Приближаясь к школьному возрасту, детки с задержкой развития плохо владеют способностью выполнять интеллектуальные действия. Они не могут, например, обобщать, синтезировать, анализировать или сравнивать информацию. Познавательная сфера деятельности при ЗПР также находится на низком уровне.

Детки, страдающие задержкой психического развития, гораздо хуже своих ровесников подкованы во многих вопросах, связанных с мышлением. Они имеют очень скудный запас информации об окружающем мире, плохо представляют себе пространственные и временные параметры, их словарный запас также значительно отличается от имеющегося у детей того же возраста, и не в лучшую сторону. Интеллектуальная работа и мышление не имеют ярко выраженных навыков.

Центральная нервная система у детей с задержкой развития незрела, ребенок не готов к походу в первый класс в 7-летнем возрасте. Дети с задержкой психического развития не умеют производить основные действия, связанные с мышлением, плохо ориентируются в заданиях и не могут спланировать свою деятельность. Обучение детей с ЗПР письму и чтению крайне проблематично. Буквы у них перемешиваются, особенно те, что похожи по написанию. Мышление заторможено – написать самостоятельный текст дошкольнику очень трудно.

Дети с задержкой развития, попадающие в обычную школу, становятся неуспевающими учениками. Такое положение чрезвычайно травмирует и без того поврежденную психику. В результате этого появляется негативное отношение ко всему обучению в целом. Решить проблему поможет квалифицированный психолог.

Создание благоприятных условий

Для комплексного развития ребенка необходимо создание внешних благоприятных условий, которые бы способствовали успешному обучению и стимулировали работу различных частей ЦНС. Важно создать для занятий развивающую предметную среду. Что в нее входит? Развивающие игровые занятия, спортивные комплексы, книги, природные объекты и другое. Также немаловажную роль будет играть общение со взрослыми. Общение это должно быть содержательным.



Для таких детишек крайне важно получать новые впечатления, общаться со взрослыми и доброжелательно настроенными сверстниками

Игра – ведущая деятельность для ребенка 3-7 лет. Практическое общение со взрослым, который бы обучал ребенка манипулировать тем или иным предметом в игровой форме, является для детей с задержкой психического развития первостепенно важным. В процессе упражнений и занятий взрослый помогает ребенку познавать возможности взаимодействия с другими предметами, развивая тем самым его мыслительные процессы. В задачу взрослого входит стимуляция ребенка с отставанием в развитии познавать и исследовать окружающий мир. Обратиться за консультацией по данным вопросам можно к психологу.

Развивающие игры

Коррекционные занятия для детей с ЗПР следует разнообразить дидактическими играми: матрешками и пирамидками, кубиками и мозаиками, играми на шнуровке, липучках, пуговицах и кнопках, вкладышами, музыкальными инструментами, игровыми приспособлениями с возможностью извлечения звуков. Также будут полезны наборы для сравнения цветов и предметов, где будут представлены разнокалиберные однородные вещи, отличные по цвету. Важно «снабдить» ребенка игрушками для сюжетно-ролевых игр. Куклы, кассовый аппарат, кухонная посуда, машинки, мебель для дома, животные – все это будет крайне полезно для полноценных занятий и игр. Дети очень любят всевозможные занятия и упражнения с мячом. Используйте его для катания, подбрасывания или учите ребенка кидать и ловить мяч в игровой форме.

Часто следует обращаться к играм с песком, водой и другими природными материалами. С такими естественными «игрушками» ребенку очень нравится заниматься, к тому же они прекрасно справляются с задачей формирования тактильных ощущений, используя игровой аспект.

Физическое воспитание малыша дошкольного возраста и его здоровая психика в будущем напрямую зависят от игры. Активные игры и упражнения, проводимые на регулярной основе, будут прекрасными методами для обучения ребенка владеть своим телом. Делать упражнения необходимо постоянно, тогда эффект от таких занятий будет максимальным. Позитивное и эмоциональное общение во время игры между малышом и взрослым создает благоприятный фон, который также способствует улучшению нервной системы. Используя в своих играх воображаемых персонажей, вы помогаете ребенку проявлять фантазию, творчество, что будет способствовать формированию речевых навыков.

Общение как помощь в развитии

Как можно чаще разговаривайте с ребенком, обсуждайте с ним каждую мелочь: все, что его окружает, что он слышит или видит, о чем мечтает, о планах на день и выходные и т.д. Стройте короткие понятные предложения, легкие для восприятия. При разговоре учитывайте не только качество слов, но и их сопровождение: тембр, жесты, мимику. Разговаривая с ребенком, всегда держите зрительный контакт и улыбайтесь.

Задержка психического развития предполагает включение в коррекционную программу обучения прослушивание музыки и сказок. Они положительно влияют на всех детей, вне зависимости от того, имеются у них какие-либо нарушения или нет. Возраст также значения не имеет, они одинаково любимы детьми 3 и 7 лет. Их польза доказана годами педагогических исследований.

В процессе обучения развить речь вам помогут книги. Детские книжки с яркими картинками можно читать вместе, изучая рисунки и сопровождая их озвучиванием. Побуждайте ребенка повторять услышанное или прочитанное. Выбирайте классику: К. Чуковский, А. Барто, С. Маршак – они станут верными помощниками в деле формирования личности ребенка.

У крохи ЗПР (задержка психического развития)

У КРОХИ ЗПР: БЕЗ ПАНИКИ! (Наш особый ребенок)

Представьте: Вы приходите со своим малышом на тестирование к психологу, и Ваш любимый кроха, такой родной и самый-самый умненький – не может ответить почти ни на один вопрос. На детской площадке, в кругу таких же мамочек Вам никогда не приходится похвастаться его успехами: «А мой-то – представляешь! – уже буквы в слоги складывать научился, и все сам, без помощи!» В садике вашего карапуза редко хвалят, и то – за примерное поведение на занятиях. А откуда возьмется «не примерное», если он и ответить-то ничего не может. Люди помягче только головами качают, а кто и бросит сгоряча: «Ну, что за дурачок!»

К сожалению, попасть в разряд «дурачков» малышам становится все проще. Требования к интеллектуальной состоятельности и успешности ребенка растут, а отношение общества к «неудачникам» находится по-прежнему на уровне людей каменного века. Такое «антигуманистическое», подчас граничащее с жестокостью, отношение людей к детям, «не тянущим» школьную программу, продиктовано не только дремучей невежественностью наших мам и пап. Корни непримиримости к любому отклонению всегда лежат во внутреннем страхе: «А вдруг и с моим такое случится?». Однако, если повесить «ярлычок», отмахнуться от проблемы, то и не страшно: «У Кати ребенок – дурачок, а у меня – слава Богу! – умница». Автоматически делается вывод, что и с Катей тоже не все в порядке.

Однако, вся ирония заключается в том, что все мы, попадая в разные жизненные обстоятельства, часто выглядим «дурачками»: провалились на экзаменах, уволили с работы, поддались на уговоры «лохотронщиков». Разве это говорит о нашей интеллектуальной несостоятельности? Даже если уровень IQ у Вас и у Вашей соседки с разницей в 20 баллов (не в пользу соседки), никому не придет в голову, что у нее в жизни одни неудачи и глупости происходят. Полно «ограниченных» людей с высшим образованием, на хорошей работе. Абсолютно также надо рассматривать деток с неприятным, но не окончательным диагнозом ЗПР: задержка психического развития. Грамотные психоневрологи и дефектологи никогда не поставят этот диагноз раньше 7-8 лет, однако, чуть ли не пятая часть ребятишек-дошкольников ощущает на себе все последствия неосторожных слов врачей. Как известно, всем нам, мамочкам, приходится быть не только грамотными поварихами, диетологами и педагогами, но и дефектологами, если жизнь так повернулась. Реакция мамы на слова специалиста о возможной ЗПР может быть разной. От протестной («Не может быть! Вы плохой специалист, пойду к другому!») до индифферентной («Ну, что ж… Ничего страшного»). Очень редко мама правильно реагирует на результаты обследования: сначала она глубоко переживает ситуацию, а потом начинает методично собирать всю информацию о проблеме и работать вместе со своим малышом над исправлением нарушенного развития.


Сюжет «Первого канала» снятый в детском клубе «Успех» о детях с ЗПР
(задержкой психического развития)



Дмитриева Дарья, логопед-дефектолог детского клуба «Успех»: с появлением гаджетов в семье, кардинально меняется взаимоотношение между родителями и детьми. Легче дать ребенку в руки планшет, чем лишний раз поговорить. Это очень сильно тормозит развитие детей, а матерям облегчает жизнь. Грубо говоря, когда дети просят внимания, родители переключают их на телевизор, планшет или телефон. Ребенок в этот момент перестает развиваться. Что делать, если ребенок не начал разговаривать вовремя? Первый и самый верный шаг - сразу обратиться к специалистам.

Предупрежден – значит, вооружен

Задержка психического развития - это частичное недоразвитие высших психических функций, которое носит временный характер и может компенсироваться при специальном обучении и воспитании в детском или подростковом возрасте.

Прежде всего, помните, что задержка психического развития – это всего лишь задержка. Стоя в пробке на шоссе, Вы точно знаете, что скоро поедете дальше. ЗПР поддается коррекции и исправлению практически полностью. ЗПР – это не умственная отсталость. Чем же отличаются эти два диагноза?

  1. Умственная отсталость (УО) не исчезает бесследно, ребенка можно лишь очень хорошо адаптировать к жизни и труду. Возможности такого малыша имеют свой «потолок». Например, даже в 15 лет подросток с УО не поймет переносный смысл фразы «Под лежачий камень и вода не течет». Абстрактно-символическое мышление никогда не сформируется до нормального уровня. Ребята с ЗПР полностью компенсируют свой недостаток в процессе специального обучения. Вырастают в обыкновенных людей, которые в состоянии овладеть любой профессией и успешно трудиться.
  2. Мозг малыша с УО пострадал глобально, то есть задетыми оказались все высшие психические функции: память, внимание, мышление, воображение, эмоционально-личностная сфера. У ребенка с ЗПР лишь частичное поражение тех или иных структур мозга и не настолько глубокое.
  3. Уровень обучаемости ребят с УО и ЗПР абсолютно разный. Если вовремя начать заниматься с ребенком с ЗПР, он может достигнуть уровня развития нормального малыша его возраста. При УО это невозможно.

Трудно точно сказать о причинах возникновения ЗПР. К ним относятся абсолютно все «вредности» внутриутробного развития: болезни и стрессы беременной мамы, травмы плода, курение, алкоголизм, причем не только мамы, но и папы. Неприятности в родах, конечно, тоже могут стать виновниками отставания в развитии крохи. Очень важны и первые месяцы его жизни: что его окружало, чем болел, вовремя ли начал сидеть, вставать, ходить. Отдельная причина и даже плодородная почва для любых задержек развития – это неблагоприятное окружение в семье: родители-алкоголики, физические наказания, вербальная грубость взрослых (угрозы, окрики, мат), примитивность их желаний и устремлений, неправильное воспитание. Ничто не может расти и развиваться без любви. Детки – особенно.

Чудеса, да и только!

Самое поразительное в дефектологии – это непредсказуемость развития конкретного малыша. Учение о компенсации и сверхкомпенсации, изложенное еще Л.С. Выготским, наглядно показывает нам, что чудеса случаются. Например, малыш, родившийся с асфиксией (удушьем), и получивший вследствие этого органические поражения мозга, по определению должен иметь те или иные отклонения в развитии: нарушение речи, возможно, умственную отсталость, а, может, он будет просто гиперактивным и невнимательным. Но никто и никогда не сможет точно предсказать, как организм такого крохи справится с родовой травмой, как сумеет преодолеть и побороть недуг. Очень часто такие ребята хорошо развиваются уже на 1-м году жизни, а при правильном воспитании, основанном на любви и поддержке мамы и папы, такой малыш, возможно, будет ничем не отличаться от своих сверстников. Организм крохи компенсировал проблему (травму), полученную в родах. А в случае со сверхкомпенсацией, ребята, родившиеся, например, с врожденной глухотой, обнаруживают с возрастом гениальные способности, например, к рукотворчеству, и становятся знаменитыми художниками, скульпторами, дизайнерами. Организм не только приспособился к глухоте, но и открыл те скрытые возможности, которые не открылись бы, родись малыш слышащим.

Давайте разберемся

Задержка психического развития бывает разной. Самая неприятная и труднопреодолимая вызвана органическими поражениями мозга. Клеточки мозга в этом случае (например, если малыш внутриутробно переболел вместе с мамой инфекционной болезнью), как будто «засыпают». Часть из них можно «разбудить» и заставить работать, а некоторые – нет. А ведь можно обратиться за помощью к соседним, зрелым клеткам, и помочь организму скомпенсировать дефект, если сам он не справляется. Именно по такому принципу работают дефектологи. В случае с ЗПР органического происхождения потребуется и медикаментозное вмешательство и слаженная работа многих специалистов на протяжении многих лет.

Также выделяют ЗПР у деток, ослабленных бесконечными болезнями. Как развиваться мозгу, если организм регулярно сотрясают тяжелейшие инфекции? Здесь уже на первый план для организма выходит спасение самого себя, и все жизненные силы уходят на это. Такой малыш и выглядит бледненьким, худеньким, вялым, будто витающим в облаках. Развитие задерживается еще и потому, что маме просто не до занятий: постоянные больницы, лекарства, врачи и много-много страха. Безусловно, такой семье нужна помощь хорошего психотерапевта или психолога, а обучение ребеночка нужно налаживать в условиях и больницы, и санатория. Лишние лекарства для преодоления ЗПР здесь ни к чему: бедный малыш и так их переел.

Но, не смотря на такие трудные случаи, все-таки, самой тупиковой, на взгляд дефектологов, остается ситуация, когда ЗПР спровоцирована у здорового малыша социальным окружением. Вообще, низкий социо-культурный уровень родителей повысить нельзя никакими способами. Опыт показывает, что устоявшиеся традиции воспитания в таких семьях настолько сильны, что не поддаются изменению ни беседами, ни рекомендациями, ни предупреждениями. Как правило, мама вообще плохо понимает, что ее ребенок отстает от сверстников, а если понимает, то ничего не делает. Очень обидно, когда ЗПР приобретенная, когда малыш просто «отупел» от невнимания к себе, грубого обращения, отсутствия новых впечатлений.

Тестируемся сами!

Любая задержка развития заметна не сразу, а по мере взросления малыша, когда требования к его маленьким достижениям все больше растут. Приблизительно в 2-3 года у внимательной, чуткой мамы закрадывается подозрение, что «что-то не так». К 4 годам обычно ребеночка консультирует логопед или невропатолог, редко – дефектолог. В 5-6 лет малыш заметно уступает своим сверстникам в развитии речи, логического мышления, развитии эмоционально-волевой сферы.

К сожалению, у родителей не всегда есть возможность показать своего малыша врачу или дефектологу. Но беспокойство за судьбу крохи все равно есть! Как же понять родителям, далеким от дефектологии, что происходит с их маленьким человечком? Как определить самостоятельно, есть ли у него ЗПР или нет, а может, стоит подозревать нечто более серьезное. Вот несколько тестов, которые помогут если не успокоиться маме и папе, то, по крайней мере, разобраться в проблеме и вовремя начать оказывать помощь ребенку:

Тест №1: основан на простейших наблюдениях за крохой на первом году его жизни. Записывайте все главные «ступеньки» развития малыша: когда начал держать головку (это должно произойти не позднее 1,5 мес.), когда начал переворачиваться (в 3-5 мес.), хватать игрушку (примерно в 4 мес.), когда начал сидеть (не позже 8 мес.), вставать (8-10мес.), ходить (самое позднее – в 1г. 2мес.). Каждая мамочка с нетерпением ждет первых слов крошки: гулить малыш должен уже в 2 месяца, а лепетать – с 6-8 мес. Показывать пальчиком на предмет или человека, пытаться слогом или звуком назвать его – в 10-12 мес. Первое «мама» Вы должны услышать примерно в первый день рождения малыша. Если все эти возрастные рамки сильно растянуты, а малыш малоэмоционален, долго не узнает близких – есть повод для беспокойства.

Тест №2: для малышей 9-10 месяцев очень хорошим показателем своевременного развития крохи служит игра в «Ку-ку». Всем мамам она прекрасно известна. Вы прячете на глазах у ребенка под коробочку игрушку. «Где киска?» – удивляетесь Вы. Девятимесячный малыш должен с уверенностью первооткрываетеля убрать коробочку с киски и чрезвычайно обрадоваться найденному. Малыш уже «видит» сквозь стены, то есть он уже понимает, что данная игрушка не исчезла бесследно. Формируются простейшие мыслительные навыки.

Тест №3: подойдет для малышек от 1 до 1,5 лет. Самое простое, что поможет Вам «схватить» проблему вовремя, это оценить речевую и двигательную активность малыша. Если он с интересом наблюдает за новой игрушкой или предметом, пытается схватить ее, попробовать на вкус; если он громко возмущается, например, во время массажа, и радостно «агукает» и тянется ручками к мамочке, вернувшейся с работы; если, играя сам с собой, все время что-то «бубнит» или «мычит» себе под нос – то развитие крохи идет, скорее всего, по возрасту. Если активность (в том числе познавательная) невысока, нет интереса к окружающему миру, бейте тревогу.

Тест №4: для ребятишек от 2 до 3 лет. Всем прекрасно известны игрушки, где в отверстия нужно вставлять подходящие по форме фигурки. Для теста можно взять, например, «активный куб», с каждой стороны которого прорезаны такие отверстия. Такой куб легко разбирается, и для теста мы возьмем самую простую его часть: с кругом, квадратом, треугольником. Положите перед малышом сторону куба и 3 фигурки, подходящих к ней. Понаблюдайте, что он будет делать. Если игра ему не знакома – сначала научите его правильно вкладывать геометрические формы. Затем предоставьте ему самому справиться с задачей. Очень важно определить, как малыш умеет обучаться, как применяет полученные от взрослого знания. Если вложить фигурки удалось – нет и речи о грубых отставаниях в развитии. Если даже после многократных проб кроха не справился с заданием – стоит обратиться к хорошему психоневрологу или дефектологу.

Тест №5: для ребят от 3 до 5 лет. Главным критерием оценки хорошего интеллектуального развития здесь становится речь. По тому, как, что и сколько малыш говорит, можно понять очень многое. Вы можете оценить запас его знаний об окружающем, услышать грамматические и звукопроизносительные неточности, определить уровень понимания обращенной речи, всех тонкостей и оттенков смысла. Полностью такую диагностику должен проводить логопед, но кое-что сделать под силу и родителям. Попросите малыша объяснить, что такое пылесос, компьютер, закат, гроза, транспорт. Поймете ли Вы его объяснения? Конечно, маленький кругозор ребенка еще не показатель наличия у него ЗПР, но в совокупности с другими «подводными камнями», он лишь подчеркивает имеющуюся проблему.

Тест №6: для ребятишек 5-6 лет. Требований к психическому, в том числе и интеллектуальному, развитию пятилетки так много, что в разряд ЗПР можем попасть и мы с Вами. Однако, здесь мы ограничимся самыми яркими признаками задержки, на которые нельзя не обратить внимания.

  1. СЧЕТ: Ребенок 5 лет должен не только уверенно считать до десяти, но и выполнять простейшие вычислительные операции на сложение и вычитание. Поиграйте: положите на свою ладошку 3 шарика, покажите их малышу, пусть посчитает. Сожмите руку в кулак и спрячьте за спину. За спиной переложите 1 шарик из одного кулака в другой и покажите малышу ту же ладошку, но уже с 2 шариками. Вторую руку держите в кулаке перед ребенком. « Как ты думаешь, сколько шариков в кулаке?» Посчитав 2 оставшихся шарика, ребенок пяти лет должен уверенно сказать, что в кулаке спрятан 1 шарик. Если ему трудно не то, что шарики считать, а вообще сосредоточиться на задании, если даже счет до 5 вызывает трудности – срочно спешите к специалистам.
  2. ФОРМА И РАЗМЕР: Ребеночек уже в 3 года понимает, где «один», а где «много», где нарисован круг, а где треугольник, где большое яблоко, а где маленькое (все, что побольше – всегда надо для себя припасти). Если в 5 лет ребенку трудно даются эти понятия, он не может запомнить названия геометрических фигур, цифры, буквы – есть все основания предполагать у него наличие ЗПР. Также ребята с ЗПР не умеют в 5 лет правильно собирать пирамидку из 8-10 колец. Понятия величины, размера плохо формируются, с задержкой.
  3. ЦВЕТА И ОТТЕНКИ: Считается, что в 2 года кроха уже в состоянии находить предметы одного цвета, а в 3 года узнавать и называть основные цвета: красный, синий, желтый. Представляете, каково малышу, если ему уже 5 лет, а цветов он не знает? В садике смеются, мама сердится, а дедушка только руками разводит. А что делать, если малыш просто не может запомнить и отличить цвета один от другого? Надо помочь крохе и начать работу по установлению причины такой задержки в развитии и начинать заниматься. Никогда не поздно это сделать – и в 2 года и в 6 лет.
  4. ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В 5-6 лет вышеназванная деятельность много расскажет нам о малыше. К ней относятся рисование, лепка, конструирование, то есть все виды деятельности, где ребенок самовыражается. Но если запас образов в памяти невелик, все время ускользают детали объектов – никогда не получится красивый, правдоподобный рисунок или постройка. Стоит волноваться, если 5-летний карапуз все еще рисует «головоногов», то есть людей без туловища, бесконечные «каляки-маляки», а при выполнении мелкой работы его пальчики дрожат, нажим на карандаш слабый. Частенько такие ребята никак не усвоят написание даже простейших букв: палочки рисуют в разные стороны, да еще и справа налево. Обычно и координация движений оставляет желать лучшего.

Кто поможет?

Если у родителей закрались подозрения о недостаточно хорошем развитии малыша, для начала им нужно посетить психоневролога. Не невропатолога, а именно психоневролога. Если врач является хорошим специалистом, он не будет рубить сплеча и вовсю раздавать диагнозы, один другого страшнее. Такому врачу верить не стоит: нарушенное развитие – это не очевидная болезнь органа, такое нарушение нужно еще и доказать. Конечно, опытный врач сразу заметит неладное у ребенка 5-7 лет, но даже в этом случае нужно пройти ряд обследований, на основании которых психоневролог и сделает окончательный вывод. На первом приеме у врача (да и у логопеда, у психолога, где угодно!) многие детки стесняются, замыкаются, ведут себя не совсем адекватно, что, конечно же, сказывается на результатах обследования. Как часто врачи, не подумав, вешают ярлык такому малышу «аутизм», «олигофрения», «алалия» (отсутствие речи). Каждый родитель обязан защищать своего ребенка, в том числе и от поспешных выводов горе-врачей.

Итак, с чего начнем?

Допустим, что психоневролог оказался добросовестным специалистом и заподозрил ЗПР у вашего 5-летнего малыша. В этом случае, врач обязан собрать анамнез, то есть расспросить Вас о том, как протекала беременность, роды, первые годы жизни Вашего крохи. На основании даже этой первой беседы, он может попросить Вас сводить ребенка на ЭЭГ (электроэнцефалограмму) или эхо-ЭЭГ (это исследование считается более точным). Также Вам необходимо будет посетить ЛОР-врача, чтобы исключить нарушение слуха (у слабослышащих ребят ЗПР возникает вследствие этого дефекта). Затем – окулиста (и у слабовидящих ребятишек бывает ЗПР как вторичное нарушение развития). Ну, и конечно, нужно пройти тщательное обследование у логопеда. Логопед должен уточнить, есть ли у ребенка ЗРР (та или иная задержка развития речи). Если ее нет, то ни о какой ЗПР и говорить не приходится. Если у Вас есть возможность, сходите еще к хорошему (то есть опытному и доброму) дефектологу. Он не только еще раз подтвердит или опровергнет диагноз ЗПР, но и сможет разобраться, что вызвало ЗПР: бывает, что ЗПР выступает как самостоятельное нарушение развития, а бывает, что вследствие, например, педагогической запущенности. Также дефектолог определит, какой именно вид ЗПР у малыша: органического происхождения, соматического или социального. Все это важно для планирования работы, ведь в каждом случае коррекция разная.

Если ЗПР есть

Родителям не стоит стесняться этого диагноза, ведь эта проблема хорошо поддается коррекции. Например, у хорошего дефектолога из 10 детей в группе к школе у восьмерых снимают этот диагноз. Итак, что делать, если задержка психического развития не вызывает сомнений, и все обследования пройдены. Родители такого малыша имеют право на зачисление в группу для детей с ЗПР, которые обычно комплектуются в обычных садиках. Например, в садике 8 групп, две из которых – для деток с ЗПР. Туда набирают не более 10 человек. И тщательно планируют коррекционно-педагогическую работу. Помимо дефектолога с ребятами занимается логопед (часто эти должности совмещаются одним человеком). Психолог также обязан быть при такой группе. Все остальные занятия проводит воспитатель так же, как и в обычных группах. Специальной программы, утвержденной Министерством образования, нет. Детей регулярно обследуют перечисленные специалисты, делают промежуточную диагностику для того, чтобы определить динамику развития каждого ребенка, стараются работать сообща.

В целом, в задачи специалистов входит развитие мышления, памяти, внимания деток до максимально возможного уровня, обучение сюжетно-ролевой игре, общению, правильной речи. Разумеется, ребят обучают грамоте и азам математики. Большое внимание уделяется работе с родителями. Очень малорезультативны занятия с детками, чьи родители игнорируют родительские собрания, домашние задания дефектолога, советы психолога и воспитателей. Как правило, такие ребята оказываются недостаточно подготовленными к школе, даже если с ними занимались первоклассные специалисты. Если малыш по результатам тестирования школьного психолога однозначно не сможет хорошо учиться в 1 классе обычной школы, то это не повод для паники. Очень многие мамы и папы даже просят определить их чадо в класс коррекции (или выравнивания, что одно и то же). Такие классы, к сожалению, есть не в любой школе, хотя потребность в них огромна. Не редки случаи, когда родители начали заниматься развитием ребенка лишь, когда ему исполнилось 6 лет. Но что можно успеть сделать в садике за 1 год? Практически ничего. Часты случаи, когда ребеночку никак не могли поставить точный диагноз, как мама не билась. Слыша от врачей и логопедов одно и то же: «Ничего, приходите в 5 лет. Сейчас все дети поздно начинают говорить», родители нередко пребывают в заблуждении. А если при этом еще и малыш крайне болезненный, то какой уж там садик! Вот так и получается, что к 7 годам встает вопрос о том, где учиться малышу: в обычном классе или в классе выравнивания. В таком классе очень щадящая обстановка, хотя программа обучения такая же, как и у всех. В классе 10-12 человек, у учителя есть возможность уделить внимание каждому ученику. Обязательно с маленькими учениками работает логопед и психолог. После начальной школы, то есть после 4 класса, дети переходят в обычный 5 класс, и учатся там, как и остальные школьники. «Выравнивание» успешно закончилось.

Расширяем границы

Как ни странно, но с ребятами с ЗПР очень интересно заниматься и маме, и специалисту. Приятно видеть результаты своих трудов, а они видны практически сразу. Налаживая жизнь и обучение такого малыша дома, ответственная мама всегда воспользуется Интернетом и найдет массу всего интересного и полезного для своего карапуза. Многие мамочки так увлекаются новыми образовательными технологиями, что впоследствии идут учиться на дефектологический факультет институтов. И эти мамы всегда становятся самыми лучшими, прогрессивными педагогами, работающими « с душой». Но все же не стоит излишне увлекаться новомодными идеями. Давайте разберемся, от каких распространенных педагогических систем и методик вред малышу с ЗПР, а от каких – польза.

Монтессори-педагогика – оптимальный выбор для деток с особенностями в развитии. Дело в том, что только здесь обобщен весь мировой опыт педагогических новаций, проверенных временем. Научно обоснованная, до мелочей выверенная, система Марии Монтессори не перестает удивлять дефектологов и логопедов. Родители не только удивляются, но и активно принимают ее. Здесь Ваш малыш с ЗПР получит уникальную возможность работать и развиваться по своим внутренним законам. Наблюдение для Монтессори-педагога – главный инструмент в работе. Наблюдая за каждым малышом, педагог составляет его психологический и личностный «портрет», намечает план работы и вместе с ребенком воплощает его в жизнь, где-то направляя малыша, а где-то предоставляя ему справляться самому. Именно такой подход позволит сделать из малыша не покорного ученика-исполнителя, а человечка, который демонтстрирует все свои скрытые возможности, самостоятельную личность. Об интеллектуальном развитии в таких группах и говорить не приходится. Все выпускники всегда готовы к школе, читают, пишут, оперируют с многозначными числами, умеют работать как самостоятельно, так и в команде.

А вот Вальдорфская педагогика не очень подходит для таких ребят как педагогическая система. Здесь учитель выступает в своей авторитарной, главенствующей роли, где ученику отведена роль слушателя-исполнителя. Личность ребенка с ЗПР очень своеобразна, ее легко подавить. Многие ребята страдают еще и инфантилизмом, с которым можно бороться только, предоставляя ребенку больше свободы в выборе и самостоятельности. В Вальдорфских садиках это, к сожалению, сложнее реализовать.

Как единственная оптимальная методика обучения грамоте, до сих пор остается методика Н.А. Зайцева. «Кубики Зайцева» – адекватная образовательная технология, особенно для ребят с ЗПР. Мало того, что по «Кубикам» малыши учатся читать быстрее даже своих сверстников, так еще и само обучение проходит радостно, насыщенно, с «беготней». Качество обучения очень высокое: уже в 5 лет ребята с ЗПР будто сами, без принуждения, узнали, что такое ударение, заглавная буква, точка, а правила жи-ши, ча-ща, чу-щу вообще не подвергаются сомнениям. Многие дети с ЗПР гиперактивны, невнимательны, с трудом усваивают понятия «буква», «слог», «слово». «Кубики» – единственная на сегодняшний день методика, где эти понятия даны в доступной игровой форме, где придуманы «обходные» пути в обучении, где задействуются все сохранные функции организма.

Большой вред для «особенных» малышей приносит обучение чтению по методу Глена Домана . Эти занятия даже «обучением грамоте» нельзя назвать, т.к. как раз грамотными дети и не становятся. Обучаясь по этой методике мозг ребенка «загружают» однотипной информацией: зрительными образами слов на карточках. В принципе, сама идея не нова: глобальное чтение испокон веку использовалось в обучении глухих детей. Но всегда (!) на определенном этапе от глобального чтения отходят, чтобы дать ребенку почувствовать сам язык, во всем своем многообразии языковых форм. Предъявляя ребенку карточки со словами, исключается сама возможность усвоения окончаний (падежей, родов, числа). Ребенок воспринимает слово как картинку, которую просто «узнает» из ряда остальных. Для малыша с ЗПР такой подход губителен. Мало того, что памяти ребят с ЗПР никогда не осилить такой объем «картинок», так еще и развитие речи страдает. Словарь у малышей бедный, огромное количество аграмматизмов (неверное употребление как раз окончаний, суффиксов, ударений, недопонимание взаимосвязи слов в предложениях). Очень важна работа по осмысленному обучению грамоте, в процессе которой ребенок наглядно видит, как изменяются слова, как получаются новые: КОТ – КОТЕНОК – КОТЯТА; ЕХАТЬ – ПРИЕХАТЬ – УЕХАТЬ; СНЕГ – ПОДСНЕЖНИК – СНЕГУРОЧКА; МЯЧИК – МЯЧИКУ – МЯЧИКОМ – О МЯЧИКЕ и т.д.

Очень хороши для развития ребят с ЗПР некоторые компьютерные программы, например «Игры для Тигры», «Искатель. Фантазер», «Пойди туда –не знаю, куда». А для учеников класса коррекции подойдет, например, полезная программа «Живая планета», которая прекрасно разовьет кругозор школьника.

Во многих детских центрах существуют интересные занятия, которые очень подойдут детям с ЗПР. Например, прекрасно подтолкнут развитие малыша занятия по лего-терапии, сенд-терапия (с использованием песка), игровая терапия, сказкотерапия.

Золотые правила дефектологии

  1. Чем раньше начата коррекционная работа, тем лучше будет результат.
  2. Необходимо видеть не только слабые стороны малыша с ЗПР, но и сильные, сохранные стороны всей его личности. Такие стороны ВСЕГДА есть.
  3. Подходить к решению проблемы нужно комплексно, то есть привлекать к обучению и лечению разных специалистов.
  4. Уважительное, доброе отношение к особым детям. Чувства ребенка, вызванные насмешками или осуждением окружающих, не менее сильные и глубокие, чем у остальных ребят.

Главное для родителей малыша с ЗПР – никогда не опускать руки. И тогда, на приеме уже у школьного психолога, да и на детской площадке, Вы сможете по праву гордиться своим малышом и собой гораздо больше, нежели другие: ведь Вы совершили маленький подвиг – изменили судьбу маленького человечка в лучшую сторону!

Последние несколько лет к проблеме задержки психического развития наблюдается повышенный интерес. Связано это с тем, что такое отклонение в психическом развитии является неоднозначным, существует множество причин, предпосылок и следствий его возникновения. Поэтому данное явление, такое сложное по своей структуре, требует индивидуального подхода в каждом конкретном случае.

Задержка психического развития (ЗПР) относится к категории слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. У детей с задержкой психического развития нет таких тяжелых патологий развития, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, двигательной системы, слуха или зрения. Главные трудности, которые такие дети испытывают, связаны прежде всего с обучением и социальной адаптацией.

Происходит это потому, что темпы созревания психики при задержке развития замедлены. Кроме того, у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться как по степени, так и повремени проявления.

Попытаемся выделить ряд особенностей развития, характерных для большинства детей с задержкой психического развития.

Наиболее яркий признак ЗПР - незрелость эмоционально-волевой сферы ; то есть, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. У таких детей также наблюдаются нарушения внимания : неустойчивость,сниженная концентрация,повышенная отвлекаемость. Могут присутствовать повышенная двигательная и речевая активность . Именно такой комплекс нарушений (нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность) в настоящее время обозначают термином "синдром дефицита внимания с гиперактивностью" (СДВГ) .

Нарушение восприятия обычно проявляется в затруднениях при построении целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая особенность восприятия обычно является причиной ограниченности знаний об окружающем мире. Также нарушены скорость восприятия и пространственная ориентировка.

Память у детей с ЗПР также имеет определенную особенность:они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем информацию словесного характера.

Темп развития речи при ЗПР, как правило, также замедлен. Другие же особенности речевого развития обычно зависят от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: в одних случаях может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, в других случаях наблюдается системное недоразвитие речи.

Отставание в развитии мышления при ЗПР обнаруживается в первую очередь во время решения задач словесно-логического характера. К началу школьного обучения дети с ЗПР, как правило,не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

При этом ЗПР не является непреодолимым препятствием на пути к освоению общеобразовательной программы обучения. Однако, программа эта должна быть скорректирована в соответствии с особенностями развития ребенка.

Причины ЗПР

В качестве причин, приводящих к задержкам психического развития, отечественные специалисты М.С. Певзнер и Т.А. Власова выделяют следующие:

1) Неблагоприятное течение беременности: болезни матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп); хронические заболевания матери (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы); токсикозы, особенно второй половины беременности; токсоплазмоз; интоксикации организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов; несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору.

2) Патология родов: травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения (например, наложении щипцов); асфиксия новорожденных и ее угроза.

3) Социальные факторы: педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до трех лет), так и в более поздние возрастные этапы.

Типы ЗПР

Задержку психического развития принято делить на четыре группы:

1) ЗПР конституционального происхождения . Для этого типа характерна ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы, которая находится как бы на более ранней ступени развития. Здесь речь идет о так называемом психическом инфантилизме. Нужно понимать, что психический инфантилизм - это не болезнь, а скорее некоторый комплекс особенностей поведения.

Такой ребенок часто бывает несамостоятелен, тяжело приспосабливается к новым для него условиям, часто сильно привязан к маме и в ее отсутствие чувствует себя беспомощным; для него характерен повышенный фон настроения, бурное проявление эмоций, которые при этом весьма неустойчивы. К школьному возрасту у такого ребенка на первом плане все еще стоят игровые интересы, тогда как в норме им на смену должна прийти учебная мотивация. Ему трудно принять какое-либо решение без посторонней помощи, сделать выбор либо совершить над собой любое другое волевое усилие. Такой малыш при сравнении со сверстниками он всегда кажется чуть младше.

2) ЗПР соматогенного происхождения - к этой группе относятся ослабленные, часто болеющие дети. В результате длительной болезни, аллергий, врожденных пороков развития может сформироваться задержка психического развития. Это объясняется тем, что на протяжении долгой болезни, на фоне общей слабости организма психическое состояние ребенка тоже страдает, а, следовательно, не может полноценно развиваться. Низкая познавательная активность, повышенная утомляемость, притупление внимания - все это приводит к замедлению темпов развития психики.

Сюда же обычно относят детей из семей с гиперопекой - чрезмерно повышенным вниманием к воспитанию малыша. Когда родители излишне заботятся о своем ребенке, не отпускают его ни на шаг, все делают за него. В такой ситуации близкие препятствуют проявлению у ребенка самостоятельности, а значит - и познанию окружающего мира, формированию полноценной личности. Следует отметить, что ситуация гиперопеки как раз весьма распространена в семьях с больных ребенком, где жалость к малышу и постоянная тревога за его состояние, стремление облегчить ему жизнь в итоге отрицательно сказываются на развитии детской психики.

3) ЗПР психогенного происхождения - причиной этого типа ЗПР становятся неблагополучные ситуации в семье, проблемное воспитание, психические травмы. Если в семье есть агрессия и насилие по отношению к ребенку или другим членам семьи, это может способствовать нерешительности, несамостоятельности, отсутствию инициативы, боязливости и патологической застенчивости ребенка.

Таким образом, в данном случае наблюдается явление гипоопеки, или недостаточного внимания к воспитанию ребенка. Следствием этого является отсутствие у ребенка представлений о моральных нормах поведения в обществе, неумение контролировать собственное поведение, безответственность и неспособность отвечать за свои поступки, недостаточный уровень знаний об окружающем мире.

4) ЗПР - церебрально-органического происхождения - встречается чаще остальных, и прогноз дальнейшего развития для детей с этим типом ЗПР по сравнению с предыдущими тремя как правило наименее благоприятен.

Причиной возникновения этого типа ЗПР являются органические нарушения, а именно - недостаточность нервной системы, причинами которой могут стать: патология беременности (токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, резус-конфликт и др.), недоношенность, асфиксия, родовая травма, нейроинфекции. При этой форме ЗПР присутствует так называемая минимальная мозговая дисфункция (ММД) - комплекс легких нарушений развития, проявляющих себя, в зависимости от конкретного случая, весьма разнообразно в различных областях психической деятельности.

Детей этого типа отличает слабость проявления эмоций, бедность воображения, незаинтересованность в оценке себя окружающими.

Еще в детском саду выделяют малышей, которые отличаются от своих ровесников. Они сначала делают, затем думают, слишком импульсивны, не могут сосредоточиться на определенном деле. Задержка психического развития ребенка характеризуется отставанием в разговорной речи, концентрации внимания, моторики, мышления, памяти. Проявляется отставание в учебе, регуляции поведения, неконтролируемых эмоциональных всплесках.

Дети с ЗПР нуждаются в специально организованном воспитании с медицинским сопровождением. Психиатры относят такую задержку к маловыраженным отклонениям. ЗПР у детей не относится к грубым нарушениям формирования детской психики, проблема не связана с недоразвитием двигательной системы, не стоит путать с или инвалидностью.

Заметить у детей симптомы ЗПР, можно обратив внимание на некоторые особенности поведения ребенка:

  • без помощи взрослых школьники не усваивают учебную программу (письмо, чтение, счет);
  • неконтролируемое поведение, неусидчивость, невнимательность;
  • запаздывает умственное, речевое развитие;
  • тяжело выразить правильно мысль;
  • не получается составить пересказ прочитанного или рассказанного текста, выстраивают только отдельные фрагменты рассказа;
  • замедленный мыслительный процесс;
  • заметно снижение памяти;
  • не произносят все буквы, звуки;
  • такие дети наивные, прямолинейные, несамостоятельные;
  • часто конфликтуют с ровесниками;
  • трудно воспринимают и выполняют школьные задания, предписания;
  • некоторые игры вызывают страх;
  • слабая работоспособность;
  • быстрая утомляемость;
  • не могут организованно, слаженно играть;
  • учебный материал усваивают медленно;
  • дети недостаточно любознательны;
  • импульсивны, раздражительны;
  • они сосредоточенны на второстепенных моментах;
  • сложно вникнуть в основную мысль задания;
  • свойственна суетливость, агрессивность, неуверенность, экспрессивность;
  • быстрая смена настроения;
  • требуют постоянного внимания, одобрения.

Обнаруживают задержку развития в дошкольном возрасте по следующим признакам:

  • младенец 6-8 мес. не держит головку самостоятельно;
  • ребеночек 7-9 мес. не переворачивается;
  • после 7 мес. не сидит сам;
  • к полугоду малютка не лепечет, полтора года — не произносит простые слова или слоги (па, на, ма, да, мама, папа);
  • дитя постоянно ходит на «цыпочках».
Важно! Если проявились эти симптомы, обращаются за консультацией к педиатру, психиатру.

Причины задержки развития

Малыш испытывает сложности с обучением и в социальной адаптации. Наблюдают неустойчивые интеллектуальные способности. Малышей могут отнести к педагогически запущенным случаям, указывая, что причина зависит от социального положения ребенка.

Возможные причины ЗПР, возникшие при беременности матери:

  • краснуха, ветрянка;
  • ОРЗ, ОРВИ, грипп;
  • внутриутробные инфекции;
  • сильный токсикоз;
  • употребление алкогольных напитков;
  • курение;
  • контакт матери с ядохимикатами;
  • кислородное голодание плода;
  • разный резус-фактор у родителей.

Послеродовые факторы проявления ЗПР:

  • травмы, нанесенные младенцу во время родов;
  • асфиксия у грудничка;
  • у недоношенного младенца могут проявиться признаки ЗПР;
  • желтуха;
  • обвитие пуповиной;
  • отслойка плаценты.

Другие причины ЗПР:

  • дефицит внимания;
  • нехватка психологического воздействия родителей на малыша;
  • педагогическая запущенность;
  • ограничение жизнедеятельности;
  • ссоры, насилие, алкоголики в семье;
  • излишняя опека;
  • травма головы, опухоль;
  • гидроцифалия;
  • рахит;
  • менингит;
  • эпилепсия;
  • задержка физического развития;
  • лишний вес, хронические болезни матери;
  • нервные срывы будущей мамы;
  • наследственность.

При нейропсихологическом обследовании отмечалось медленное формирование лобных частей обеих полушарий мозга, которые отвечают за поведение, мышление, внимание, память. Выражается в медлительности восприятия, обработке получаемой информации. Если невролог выявит повреждения, то назначит препараты, активирующие работу клеток мозга, координирующие возбудимость малыша.

Современные дети замкнуты в своем мире, компьютерные игры негативно влияют на развитие. Со временем появляется дефицит общения со сверстниками, возникает страх к новым знакомствам. Возникает боязнь контакта с детьми и с взрослыми.

Проблемы с психикой малыша могут развиться при нарушениях слуха, зрения, возникают дефекты речи. Ребенок ощущает себя неполноценным, замыкается, перестает общаться, становится раздражительным.

Классификация ЗПР

Познавательные, физические способности детей с ЗПР ограничены. Интеллект их ниже, чем у ровесников. Они не способны в полном объеме выполнять предъявляемые требования. Игры, определенные интересы выходят на первый план. Такие ребята при различных ситуациях ведут себя по-разному.

В соматогенную группу входят дети с соматическими болезнями (астма, болезни сердца, почечная недостаточность, пневмония и др.). Перенесенные заболевания влияют на функции мозга. Детки долгое время прибывают в лечебных учреждениях. Они отличаются низкой трудоспособностью, рассеянностью, с трудом запоминают материал, у них поверхностное внимание, заторможенность. Новый коллектив воспринимают сложно, адекватно реагируют на окружающую обстановку, вежливы, не проявляют инициативы.

Конституционная задержка зависит от наследственности. Замедленное созревание центральной нервной системы приводит к расстройству психики, и к отставанию физического развития. Поведение таких малышей не соответствует их возрасту. Одни ведут себя как малыши, другие стараются показать, что они взрослые. Детки непосредственны, у них недостаточный объем памяти, не сконцентрированное внимание, не обидчивы, часто хорошее настроение. Выполняют те задания, которые представляют для них интерес.

ЗПР психогенного характера возникает при неблагоприятных условиях социального и соматического характера. К этой группе относят безнадзорность, нехватку или отсутствие родительского воспитания, жестокое обращение, сильную опеку. Малышам свойственна импульсивность, слабый интеллект, несамостоятельность. Ребенок становится нервно-психическим, беспокойным, его одолевает тревога. Гиперопека приводит к безволию, отсутствию целеустремленности. Если проблем с ЦНС нет, ребенок постепенно адаптируется к школьной среде пребывания, преодолеет барьер общения с одноклассниками.

Церебрально-органическое происхождение обусловлено поражением или аномалией головного мозга и центральной нервной системы, церебральным параличом. Нарушения затрагивают любые сферы психики, все зависит от масштаба и зоны поражения.

Кто и когда проводит диагностику

Диагностирует задержку психического развития малыша комиссия. Состав: психолог, невропатолог, педагог, психиатр, логопед, дефектолог. Вовремя диагностики присутствуют родители, представители садика или школы. В их задачу входит:

  1. Дать заключение или отклонить диагноз ЗПР.
  2. Ребенок проходит проверку своих знаний. Проверяют чтение, письмо, счет, логику,малыш отвечает на определенные тесты.
  3. Специалисты изучают восприятие, память, мышление, внимательность, самосознание малыша.
  4. Комиссия устанавливает программу обучения, какие конкретно нужны занятия.

Диагностику проходят дошкольники до 6 лет. Дополнительно врач может назначить ЭЭГ, МРТ, КТ головного мозга.

Действия родителей при ЗПР

Такой диагноз не окончательный, развитие ребенка не стоит на месте, оно просто идет своим темпом. Первые годы учебы важны для формирования личности. Это время закладывания базисных знаний, отношений с окружающими людьми. Помощь предполагает психологическую, педагогическую коррекцию.

Действие взрослых:

  1. Отставание развития требует грамотной психокоррекции, начать заниматься надо вовремя. Не следует надеяться на кого-то (школу, педагога), нужно брать ситуацию под контроль.
  2. Коррекционный класс поможет быстрее освоиться, постепенно усвоить учебный материал, подружиться с одноклассниками.
  3. После корректировки ребенок вылечивается, готов вернуться в обычную школу к 5 — 6 классу, отставания не будет заметно.
  4. Обращаться следует к разным докторам. Несколько раз за год консультироваться у невролога, психиатра. По назначению проходить курс лечения.
  5. Если в школе нет логопеда, придется найти его самостоятельно. Дважды за неделю посещать занятия специалиста, дополнительные задания делать дома.
  6. Консультации, занятия у дефектолога.
  7. С учителем совместно составить план по восполнению недочетов учебных занятий.
  8. Объяснить ребенку ориентировку в пространстве (где лево, а где право, времена года, месяцы, дни, разбираться по часам). Занятия дадут результат, если их проводить в игровой форме. Включают игры с моторикой, действия в песочнице.
  9. Первое время занятие длится 8-15 мин, письмо 5 мин. Затем переключают внимание на другой урок. Через 40 минут делают перерыв: кушают, бегают, прыгают, рассматривают картинки.
  10. По возможности нанимают репетиторов.
Совет! В интернете много обучающих игр и упражнений детям с задержкой психики.

Чем раньше взрослые обратят внимание на отставание малютки, тем быстрее наступит выздоровление.

Если доктор посчитает, что необходимо медикаментозное лечение, то назначают ноотропные препараты.

Часто родители контролируют каждое движение малыша: собирают портфель, делают за него уроки, кормят, одевают его. Такая излишняя забота лишает их чадо самостоятельности, вселяет неуверенность, делает безответственным. Контроль нужен, но ограничить полностью самостоятельные действия нельзя. Например, папа спрашивает: «Какие уроки задали? С какого предмета начнешь учить? Что положил в портфель? Покажи прочитанную книгу?». Подобные вопросы формируют у малыша чувство ответственности, подталкивают на самостоятельные действия, помогают принимать самому решение.

Сильная загруженность снижает работоспособность ребенка, появляется заторможенность, раздражение, агрессия, перемены настроения. Повышенные нагрузки выполнить тяжело, дитя нервничает, переживает, теряет веру в себя.

Безразличие, попустительское отношение наблюдают в неблагополучных семьях и там, где родители слишком заняты, не видят проблему. С возрастом ситуация начинает проявляться, взрослые пугают ремнями, тумаками, придумывают разные способы наказания. В дальнейшем это приводит к необратимым последствиям.

Что делать?

  1. Как бы не было тяжело, останавливаться, опускать руки нельзя, занятия со временем дадут результат. Хвалите чадо за каждое успешное решение, за маленькие достижения.
  2. Помочь малышу, если попросит помощи.
  3. Создать в семье положительный микроклимат. Проводить больше времени вместе.
  4. Вселять в сына (дочь) уверенность, убеждать в успехе, объяснять: надо только приложить усилие.
  5. Вызвать желание учиться, соблюдать распорядок дня.
  6. Не допускать переутомления.
  7. Давать больше самостоятельности: пусть сам кушает, одевается, складывает вещи, убирает постель, моет посуду.
  8. Помочь .
  9. На прогулке показывать разные формы, цвета, считать предметы. Например: «Сколько стоит машин? Какого они цвета? Покажи машинку большую и маленькую?».
  10. Телесно-эмоциональный контакт: обнимать, целовать.
  11. Наблюдать состояние малютки с раннего возраста.
  12. Консультироваться с педиатром.

Задавать следует те упражнения, с которыми малыш справится.

Совет! Если в городе находится коррекционное учебное заведение, лучше чадо отдать туда.

Количество учеников в коррекционном классе меньше, чем в обычной школе, педагог уделяет внимание каждому учащемуся. Учителя имеют опыт занятий с такими детками. Стоит запастись терпением, нельзя срываться на ребенке, он замкнется, и уже не будет возможности что-либо исправить.

Дети с ЗПР (задержкой психического развития) входят в особую смешанную по степени психофизиологического развития группу лиц. Задержку психического развития психиатры относят к классу маловыраженных отклонений психического развития. ЗПР сегодня считается часто встречаемым видом психических патологий в раннем возрасте. О наличии заторможенности развития психических процессов говорить следует исключительно при условии, что индивидуум еще не вышел за границы младшего школьного периода. В случаях, когда симптомы ЗПР наблюдаются на фазе старшего школьного периода, уже следует говорить об или инфантилизме. Отклонение, выраженное в задержке психического формирования, занимает позицию между анормальным развитием и нормой.

Малышам с замедленным развитием присуще опасение перед новыми, неожиданными впечатлениями, неминуемо появляющимися в их жизни вследствие изменений условий обучения. Они ощущают повышенную потребность в одобрении и внимании. Некоторые дети могут проявлять при смене привычных для них условий, некоторые – проявляют своеобразную реакцию на наказание (могут начать раскачиваться, либо петь). Подобная реакция может расцениваться в качестве избыточной компенсации в травмирующей ситуации. Таким детям присуща повышенная чувствительность к воздействиям ритмического характера, потребность в таких действиях и любовь к музыке. Малыши с удовольствием посещают музыкальные занятия. Они способны быстро освоить различные танцевальные движения. Вследствие воздействия ритма такие дети быстро успокаиваются, настроение у них становится ровным.

У детей с ЗПР наблюдаются ярко выраженные трудности с адаптивным поведением, что может проявляться в различных формах. Ограниченные возможности к самообслуживанию и обучению социальным навыкам наряду с серьезными недостатками поведения являются характерными чертами малышей с ЗПР. Болезненное реагирование на критику, ограниченный самоконтроль, неуместное поведение, агрессивность, нередко членовредительство – все это может наблюдаться. Проблемы с поведением обуславливаются степенью задержки развития – чем глубже уровень замедления развития, тем ярче выражено нарушение поведенческих реакций.

Таким образом, патологическое состояние, выраженное в задержке формирования процессов психики, можно рассматривать в качестве полисимптомного типа изменений интенсивности и характера развития детей, который охватывает многообразные комбинации расстройств и их симптомов. Несмотря на это в психическом статусе детей с ЗПР следует выделить ряд ключевых особенностей, представленных ниже.

Незрелостью различных анализаторных систем и неполноценностью зрительно-пространственного ориентирования представлена сенсорно-перцептивная сфера. Расстройство психомоторной сферы включает разбалансированность двигательной активности, импульсивность, тяжесть в усвоении двигательных навыков, различные нарушения координации движений. Мыслительная деятельность представлена преобладанием простейших мыслительных операций, снижением степени логичности и абстрактности мышления, сложностями в переходе к абстрактно-аналитическим конфигурациям мыслительной деятельности. В мнемической сфере наблюдается доминирование механического запоминания над абстрактно-логической памятью, преобладание непосредственной памяти над опосредованным запоминанием, понижение объема памяти, существенное снижение непроизвольного запоминания. Речевое развитие представлено ограниченностью словарного запаса, замедлением усвоения грамматической структуры, сложностями в овладении письменной речью, недостатками в произношении. Эмоционально-волевая сфера представлена общей незрелостью, инфантилизмом. Преобладание игровой мотивации, устремленность к получению удовольствий, неприспособленность мотивов и интересов наблюдаются в мотивационной сфере. В характерологической сфере заметно усиление вероятности возникновения различных акцентуаций характерологических качеств и психопатоподобных проявлений.

Работа с детьми с ЗПР

Методы воздействия и коррекционная работа с детьми ЗПР должны строго соответствовать ключевым позициям формирования в конкретном возрастном периоде, опираясь на характерные для данного возрастного периода черты и достижения.

На первом месте должна стоять коррекционная работа с детьми с ЗПР, направленная на выправление и доразвитие, компенсацию таких процессов психики и ее новообразований, которые на предыдущем возрастном промежутке начали образовываться и которые представляют собой фундамент для развития в последующем возрастном промежутке.

Коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР надлежит создавать условия и их организовывать с целью максимально эффективного развития функций психики, особенно интенсивно вырабатывающихся в текущем периоде.

Программа для детей с ЗПР в идеале должна быть целенаправленна на формирование предпосылок для дальнейшего успешного развития на последующем возрастном промежутке, на гармонизацию развития личности малыша на текущем возрастном этапе.

При построении стратегии коррекционной работы, направленной на развитие, не менее важным будет, как полагал Л. Выгосткий, учет зоны ближайшего формирования. Под такой зоной развития можно понимать различие между степенью сложности поставленных задач, доступной малышу при самостоятельном ее разрешении, и той, которую он может достичь при помощи взрослых лиц или товарищей в группе.

Коррекционную работу с детьми с ЗПР надлежит выстраивать с учетом периодов развития, которые являются максимально оптимальными для формирования определенного качества или психической функции (сензитивных периодов). Тут нужно понимать, что при заторможенности формирования процессов психики сензитивные периоды могут также сдвинуться по времени.

Можно отметить несколько важнейших направленностей коррекционной работы с больными детьми. Первое направление имеет оздоровительный характер. Ведь полноценное формирование детей возможно исключительно при условии его физической развитости и здоровья. К этому направлению относятся также задачи упорядочения жизни малышей, т.е. создание нормальных условий для их дальнейшей оптимальной жизнедеятельности, введение разумного режима дня, создание наилучшего двигательного распорядка и др.

Следующим направлением можно считать коррекционно-компенсаторное воздействие при помощи нейропсихологических методик. Современный уровень развития нейропсихологии детей позволяет достигать значительных результатов в работе коррекционного характера с познавательной деятельностью детей. При помощи нейропсихологических методик успешно выравниваются такие школьные навыки, как чтение, письмо и счет, поддаются коррекции различные нарушения поведенческой сферы, например, целенаправленность или контроль.

Следующее направление работы включает в себя формирование сенсорно-моторной сферы. Данное направление обладает особым значением при работе с учениками, имеющими отклонения в сенсорных процессах и дефекты опорно-двигательного аппарата. Для выработки творческих способностей малышей с замедленным формированием процессов психики очень важна стимуляция сенсорного развития.

Четвертое направление представляет собой стимуляцию познавательных процессов. Наиболее разработанной сегодня можно считать систему психологического воздействия и педагогической помощи в полноценном формировании, выравнивании и компенсации дефектов развития всех процессов психики.

Пятое направление – это работа с эмоциональными процессами. Повышение эмоциональной осведомленности, предполагающее способность понимать чувства других индивидов, выражающиеся в адекватном проявлении и контроле собственных эмоций, важно абсолютно для всех малышей вне зависимости от степени выраженности патологии.

Последним направлением будет выработка видов деятельности, характерных для определенной возрастной категории, например, игровых или продуктивных видов деятельности, учебной деятельности и коммуникативной.

Обучение детей с ЗПР

К моменту начала обучения у малышей с замедленным развитием психических процессов, обычно, полностью не сформированы стержневые мыслительные операции, такие как анализ и синтез, обобщение и сравнение.

Дети с ЗПР не способны ориентироваться в поставленных задачах, не умеют планировать собственную деятельность. Если их сравнивать с умственно отсталыми малышами, то обучаемость у них будет на порядок выше, чем у олигофренов.

Ученики с ЗПР намного лучше используют помощь, они способны переносить продемонстрированный способ произведения действий на сходные задания. При условии соблюдения педагогами специальных требований к обучению таких детей, они способны изучить учебную информацию значительной сложности, рассчитанную на учащихся с нормальным развитием, соответствующим их возрастной категории.

Особенности обучения детей с ЗПР в значительной степени обусловлены тем, насколько на подготовительном этапе ученики усваивают навыки учебной деятельности. В подготовительном классе стержневыми задачами обучения являются коррекционная работа в отношении специфических дефектов развития когнитивной деятельности обучающихся, их мыслительных процессов, компенсирование недостатков в азбучных знаниях, подготовка к усвоению ключевых предметов, формирование умственной активности в ходе постижения учебного материала.
В обучении детей, страдающих заторможенностью развития процессов психики, следует основываться на задачах, поставленных требованиями программы обучения общеобразовательной школой, а также учитывать ряд специфических задач и коррекционную направленность, вытекающую из особенностей психофизиологических характеристик школьников указанной категории.

Практика показывает, что целесообразнее начинать предупреждение возможных сложностей в обучении и школьной адаптации детей еще в условиях дошкольных центров. С этой целью разработана специфическая модель дошкольного учреждения (ДОУ) образовательной направленности компенсирующего вида для малышей, характеризующихся заторможенностью развития процессов психики. В таких учреждениях коррекционная работа представлена: диагностико-консультативным направлением, лечебно-оздоровительным и коррекционно-развивающим направлением. Специалисты-дефектологи или логопеды ведут коррекционно-развивающую работу с детьми-дошкольниками с участием семьи малышей.

Занятия для детей с ЗПР учитывают состояние и степень развитости малышей, вследствие чего предполагают обучение по различным направлениям: ознакомление с окружающей средой, развитие функций речи, выработка правильного звукопроизношения, знакомство с художественной литературой, обучение игровой деятельности, подготовка к дальнейшему обучению грамоте, формирование примитивных математических представлений, трудовое воспитание, физическое развитие и эстетическое воспитание.

При продуктивном усвоении учебных программ в специализированных классах вследствие решения школьного медико-психолого-педагогического консилиума ребенок переводится в общеобразовательную школу в соответствующий его уровню класс.

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии у ребёнка данного заболевания обязательно проконсультируйтесь с врачом!