Open
Close

Заболевания социального характера, приносящие ущерб обществу и требующие социальной защиты человека. Болезнь — описание явления Представление о болезни в обществе

Можно утверждать, что первичным и основ­ным процессом в развитии каждой болезни яв­ляется повреждение, разрушение, дезоргани­зация структур и функций заболевшего орга­низма. Все реактивные, защитные, компенсатор­ные, приспособительные процессы всегда явля­ются вторичными, развивающимися вслед за повреждением тем или иным болезнетворным воздействием на организм.

Следует подчеркнуть, что в процессе разви­тия любой болезни приспособительные и ком­пенсаторные процессы сами становятся вредны­ми для больного и тяжело отражаются на его состоянии. В качестве примера можно привести выделение мочевины слизистой оболочкой же­лудка и кожей (потовыми железами) при уре­мии, тяжелые лихорадки и другие состояния.

Ганс Селье назвал описанный им синдром «стресс» (напряжение) болезнью адаптации, или болезнью приспособления. Этим он подчеркнул, что перенапряжение приспособительных систем организма при болезни само по себе вредно для организма и может ухудшить течение последней. Болезнь адаптации свидетельствует также о том, что попытки видеть в любой болезни только эле­менты приспособления заболевшего организма к существованию в окружающей среде несосто­ятельны и не могут быть приняты всерьез.

Таким образом, сущность болезни нельзя све­сти только к приспособлению, хотя приспособи­тельные, компенсаторные процессы участвуют в

Часть I. ОБЩАЯ НОЗОЛОГИЯ


жизни больного организма и являются обязатель­ными для жизни здоровых живых существ во всех ее проявлениях.

Примером упрощенного толкования сущнос­ти болезни в плане молекулярной патологии можно назвать концепцию Ляйнуса Полинга о «больных молекулах». На самом деле нет боль­ных молекул, а есть болезни, при которых появ­ляются молекулы необычного для здорового орга­низма состава и свойства. В широком смысле слова все болезни являются молекулярными, но закономерности молекулярных процессов опос­редуются у животных в биологическом, а биоло­гические процессы у человека - и в социальном плане.

У человека, как существа социального, важ­нейшим и обязательным звеном в поддержании здоровья и развития болезни является опосредо­вание биологических (физиологических) процес­сов социальными факторами. Значительное вли­яние на эти процессы оказывает трудовая дея­тельность человека, отличающая его от живот­ных.

Важнейшая роль социальных факторов в раз­витии патологических процессов становится оче­видной при изучении действия любых болезнет­ворных причин на организм человека. По суще­ству, все они действуют на организм человека опосредованно через окружающие его соци­альные процессы.

Действительно, хорошо известны влияния социальных факторов на возникновение эпиде­мических процессов (например, внутрибольнич-ные, водопроводные, военные, голодные эпиде­мии). Существует много профессий, социально опосредующих возможность возникновения раз­личных заболеваний, предупреждение которых требует особых мер защиты и режима труда ра­ботающих. Тяжелой формой социального опос­редования массовой гибели и заболеваемости людей являются войны. Действие на организм человека физических и химических болезнетвор­ных факторов (тепло, холод, электроэнергия, ядовитые вещества и др.), за редким исключе­нием (поражение молнией, отравление ядовиты­ми грибами, замерзание неподвижного челове­ка на холоде и т.п.), также опосредовано соци­альными факторами - одеждой, жильем, элект­роприборами и пр. При этом целый ряд источ­ников ионизирующей радиации, электроэнергии и пр., способных вызвать в организме тяжелые


повреждения, создан трудом человека. Возника­ющие в результате этого повреждения патологи­ческие процессы также являются социально опос­редованными.

Важно подчеркнуть, что болезнь - это каче­ственно новый жизненный процесс, при кото­ром хотя и сохраняются функции, присущие здоровому организму, но появляются новые из­менения. Например, у здорового человека коли­чество вновь образующихся клеток в организме строго равно числу погибших (в результате за­вершившегося жизненного цикла) клеток. У больных с опухолями появляется клон клеток, обладающих высоким потенциалом к размноже­нию, но при этом сохраняются и нормально функ­ционирующие клеточные системы. На уровне целого организма новое качество - это сниже­ние приспособляемости и трудоспособности.

Резумируя все вышеизложенное, можно дать следующее определение болезни: болезнь - это сложная общая реакция организма на повреж­дающее действие факторов внешней среды, это качественно новый жизненный процесс, сопро­вождающийся структурными, метаболически­ми и функциональными изменениями разру­шительного и приспособительного характера в органах и тканях, приводящими к сниже­нию приспособляемости организма к непре­рывно меняющимся условиям внешней среды и ограничению трудоспособности.

1.1.3. Критерии болезни

Важным критерием болезни являются жало­бы больного (недомогание, боль, различные функциональные нарушения и др.), которые, од­нако, не всегда объективно отражают состояние организма. В ряде случаев люди с повышенной мнительностью и поверхностно, но достаточно широко осведомленные об отдельных симптомах того или иного заболевания и причинах, их вы­зывающих, могут дезинформировать врача, рас­сказывая ему о своих недомоганиях и связывая их со спецификой профессии (например, рабо­той с источниками радиоактивного излучения) или определенным местом жительства (напри­мер, в зонах, на их взгляд, экологического не­благополучия и др.). Студенты медицинских ву­зов, приступая к изучению клинических дисцип­лин и знакомясь с симптомами отдельных забо­леваний, часто «проецируют» их на себя, све­ряя написанное на страницах учебников с соб-


ственным самочувствием («болезнь третьего кур­са»).

Определяющим критерием болезни являются результаты объективного исследования паци­ента с привлечением широкого комплекса ла-бораторно-инструментальных методов исследо­вания, позволяющих выявить те или иные от­клонения от нормы и установить характерные симптомы (признаки) заболевания.

Важнейшими критериями болезни являются, как уже указывалось, снижение приспособляе­мости и ограничение трудоспособности. Для выявления снижения приспособительных воз­можностей организма проводятся так называе­мые функциональные пробы, когда организм (орган, система органов) искусственно ставится в условия, в которых он вынужден проявлять повышенную способность к функционированию. В качестве примера можно привести пробу с са­харной нагрузкой при сахарном диабете, различ­ные функциональные нагрузки для выявления отклонений на ЭКГ и др.

1.1.4. Общие принципы
классификации болезней

Известно много классификаций болезней, ос­нованных на различных принципах. Болезни делят по причинам, вызывающим их возникно­вение, например наследственные, инфекционные болезни, травмы, лучевая болезнь и т.д. Соглас­но другому принципу болезни классифицируют по особенности патогенеза, например болезни обмена веществ, аллергические болезни, шок и др. Весьма популярным является органный прин­цип классификации болезней, например болез­ни сердца, легких, почек, печени и т.д. Важное место в классификации болезней занимают воз­растные принципы. Различают болезни новорож­денных (микропедиатрия), детские болезни (пе­диатрия), болезни старческого возраста (гериат­рия). Специальным разделом медицины являют­ся женские болезни (гинекология).

1.1.5. Патологическая реакция,
патологический процесс,
патологическое состояние

Патологическая реакция - кратковременная, необычная реакция организма на какое-либо воздействие. Например, кратковременное повы-


шение артериального давления под влиянием от­рицательных эмоций.

К патологическим реакциям относятся аллер­гические реакции, неадекватные психоэмоцио­нальные и поведенческие реакции, патологичес­кие рефлексы (рефлексы Россолимо, Бабинско-го и др.).

Патологический процесс - сочетание (ком­плекс) патологических и защитно-приспособи­тельных реакций в поврежденных тканях, органах или организме, проявляющихся в виде морфологических, метаболических и функци­ональных нарушений.

Сформировавшиеся и закрепленные в процессе эволюции постоянные сочетания или комбина­ции различных патологических процессов и от­дельных патологических реакций клеток и тка­ней называются типовыми патологическими процессами. К ним относятся воспаление, ли­хорадка, гипоксия, отек, опухолевый рост и др.

Патологический процесс лежит в основе бо­лезни, но не является ею. Отличия патологичес­кого процесса от болезни заключаются в следу­ющем:

1. Болезнь всегда имеет одну главную этио­логическую причину (специфический произво­дящий фактор), патологический процесс всегда полиэтиологичен. Например, воспаление (пато­логический процесс) может быть вызвано дей­ствием различных механических, химических, физических и биологических факторов, а маля­рия не может возникнуть без действия малярий­ного плазмодия.

2. Один и тот же патологический процесс может обусловливать различные картины болез­ни в зависимости от локализации, иными слова­ми, место локализации патологического процес­са определяет клинику заболевания (воспаление легких - пневмония, воспаление оболочек мозга - менингит, воспаление сердечной мышцы - ми­окардит и т.д.).

3. Болезнь, как правило, комбинация не­скольких патологических процессов. Так, напри­мер, при крупозной пневмонии имеет место со­четание (во взаимосвязи) таких патологических процессов, как воспаление, лихорадка, гипок­сия, ацидоз и др.

4. Патологический процесс может не сопро­вождаться снижением приспособляемости орга­низма и ограничением трудоспособности (боро­давки, липома, атерома и др.).

Часть I. ОБЩАЯ НОЗОЛОГИЯ


Патологическое состояние - медленно (вяло) текущий патологический процесс. Может воз­никнуть в результате ранее перенесенного забо­левания (например, рубцовое сужение пищево­да после ожоговой травмы; ложные суставы; со­стояние после резекции почки, ампутации ко­нечности и т.п.) или в результате нарушения внутриутробного развития (косолапость, плоско­стопие, дефект верхней губы и твердого неба и цр.). Это как бы итог закончившегося процесса, в результате которого стойко изменилась струк­тура органа, возникли атипические замещения в определенной ткани или части организма. В ряде случаев патологическое состояние может снова перейти в патологический процесс (бо­лезнь). Например, пигментированный участок кожи (родимое пятно) при воздействии ряда ме­ханических, химических и физических (радиа­ция) факторов может трансформироваться в зло­качественную опухоль меланосаркому.

1.2. ОБЩАЯ ЭТИОЛОГИЯ

Термин «этиология» (от греч. aitia - причи­на, logos - учение) был введен древнегреческим философом-материалистом Демокритом. В древ­ности это слово обозначало учение о болезнях вообще (Гален). В современном понимании эти­ология - учение о причинах и условиях воз­никновения и развития болезней.

1.2.1. Причины болезней

Несмотря на то, что с глубокой древности и до наших дней вопрос о том, почему заболел че­ловек, был в медицине одним из главных, к со­жалению, и в настоящее время этиология оста­ется, по выражению И.П. Павлова, «самым сла­бым отделом медицины». Между тем очевидно, что без выявления причины болезни невозмож­но определить правильный путь ее профилакти­ки и лечения.

Серьезная научная разработка этиологии на­чалась лишь в конце XIX в., благодаря бурному развитию биологии и медицины вообще и мик­робиологии в частности. Отправным стимулом к этому явилась «Целлюлярная патология» Р. Вирхова, обосновавшая материальную природу возникающих при болезнях функциональных нарушений и побудившая исследователей к по­иску конкретных материальных причин этих на­рушений.


Революционный прорыв в микробиологии, связанный с открытием целого ряда микроорга­низмов - возбудителей инфекционных болезней человека (П. Эрлих, Р.Кох, Л. Пастер и др.), нанес сокрушающий удар по вековым идеалис­тическим представлениям о причинах и сущно­сти болезней, утвердив материалистические принципы детерминизма. В дальнейшем стали выявляться все новые и новые причины болез­ней. При этом долгое время считалось, что на­личие причины (болезнетворного фактора) рав­нозначно наличию болезни, в то время как орга­низму отводилась роль пассивного объекта при действии этого фактора. Этот период в развитии учения об этиологии обозначен как период ме­ханического детерминизма. Вскоре, однако, стало очевидным, что далеко не всегда наличие патогенного фактора приводит к возникновению болезни. Было доказано, что не менее важную роль в этом играют состояние организма (реак­тивность, пол, возраст, конституция, индивиду­альные анатомо-физиологические особенности, наследственность), различного рода социально обусловленные (антисанитарные условия жизни, неполноценное питание, тяжелые условия тру­да, вредные привычки и пр.) и многие другие факторы, которые либо способствуют, либо, на­против, препятствуют возникновению болезни.

Так возникли два диаметрально противопо­ложных взгляда в трактовке проблем этиологии: монокаузализм и кондиционализм. Представи­тели монокаузализма утверждали, что опреде­ляющее значение в возникновении болезни имеет только ее основная (т.е. одна) причина (monos -один, causa - причина), а все остальные факто­ры существенной роли не играют.

Сторонники противоположной точки зрения полагали, что болезнь вызывается комплексом условий, все они равны (эквипотенциальны) и выделить какую-то одну (главную) причину бо­лезни не представляется возможным. Это направ­ление получило название кондиционализм (conditio - условие). Родоначальником кондици-онализма был немецкий физиолог и философ Макс Ферворн (1863-1921), утверждавший, что «понятие причины есть мистическое понятие», подлежащее изгнанию из точных наук. Концеп­ция кондиционализма в этиологии оказалась очень стойкой, в той или иной степени ее при­держивались крупнейшие отечественные пато­логи В.А. Оппель, С.С. Халатов, Н.Н. Аничков, И.В. Давыдовский и др.

Глава 1 / ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О БОЛЕЗНИ

С современных позиций обе точки зрения не могут рассматриваться как правильные: моно-каузализм, совершенно справедливо выделяя главную причину болезни, напрочь отрицает роль условий, в которых она возникает; кондициона-лизм же, напротив, отрицает ведущую роль ос­новной (главной) причины болезни, полностью приравнивая ее к прочим условиям, делая тем самым невозможным изучение специфических факторов болезней и проведение этиотропной терапии. Правильная позиция в этом вопросе заключается в рассмотрении причин и условий возникновения болезней в их диалектическом единстве, т.е. в постоянном и тесном взаимодей­ствии тех и других при сохранении специфичес­кой роли каждого из них [Саркисов Д.С, Паль­цев М.А., Хитров Н.К., 1997].

Современные представления о причинности в патологии вытекают из трех основных положе­ний материалистической диалектики: 1. Все яв­ления в природе имеют свою причину; беспри­чинных явлений нет; причина материальна, она существует вне и независимо от нас. 2. Причина взаимодействует с организмом и, изменяя его, изменяется сама. 3. Причина сообщает процессу новое качество, т.е. среди множества факторов, влияющих на организм, именно она придает патологическому процессу новое качество.

Болезнь вызывается комплексом факторов, однако они далеко не равноценны. Следует вы­делять главный этиологический фактор (про­изводящий, специфический) - это тот фактор, при отсутствии которого данное заболевание развиться не может ни при каких условиях. Например, крупозное воспаление легких возни­кает не только под влиянием заражения челове­ка пневмококком. Заболеванию способствуют также простуда, утомление, отрицательные эмо­ции, недостаточное питание и др. Легко понять, однако, что без заражения пневмококком все указанные факторы не смогут вызвать крупоз­ное воспаление легких. Поэтому причиной дан­ного заболевания, его главным этиологическим фактором следует считать пневмококк.

Однако иногда выявить причину болезни труд­но (некоторые опухоли, психические болезни). Установлено, например, что язва желудка раз­вивается как от нерегулярного и неправильного питания, так и от состояния невроза, наруше­ний функций вегетативной нервной системы, эн­докринных расстройств. Эти и многие другие на­блюдения послужили поводом для представле-


ний о полиэтиологичности болезни. Положение это неверно. Оно возникло в результате недоста­точности наших знаний о причинах некоторых болезней и их вариантов.

Как указывалось, каждая болезнь имеет свою, только ей свойственную причину. По мере на­копления знаний о причинах всех видов и под­видов болезней будут улучшаться их предупреж­дение и лечение. Многие болезни по мере позна­ния их подлинных причин распадаются на но­вые подвиды, каждый из которых имеет свою отдельную причину. Например, раньше суще­ствовала болезнь «кровоточивость» (геморраги­ческий диатез). По мере установления причин, вызывающих отдельные проявления этого забо­левания, выявились новые совершенно самосто­ятельные формы болезни, характеризующиеся кровоточивостью (цинга, гемофилия, геморраги­ческая пурпура и др.). Подобным образом рас­пался на самостоятельные заболевания со свои­ми причинами нервно-артрический диатез (по­дагра, ревматизм, неинфекционный полиартрит и др.).

Причины (главные этиологические факторы) болезней делятся на внешние и внутренние. К внешним причинам относят механические, фи­зические, химические, биологические и соци­альные факторы, к внутренним - нарушение в генотипе. Болезнь может быть обусловлена так­же дефицитом в окружающей среде или в орга­низме веществ (факторов), необходимых для обес­печения нормальной жизнедеятельности (авита­минозы, голодание, иммунодефицитные состоя­ния и др.).

Следует отметить, что наличие главного эти­ологического фактора и даже воздействие его на организм далеко не всегда приводит к возник­новению болезни. Этому способствует или, на­против, препятствует целый комплекс условий.

1.2.2. Условия возникновения и развития болезней

Факторы, влияющие на возникновение и развитие болезней, называются условиями воз­никновения болезни. В отличие от причинного фактора условия не являются обязательными для развития заболевания. При наличии причинно­го фактора болезнь может развиваться и без уча­стия некоторых условий ее возникновения. На­пример, крупозная пневмония, вызываемая пнев­мококком сильной вирулентности, может раз-

Часть I. ОБЩАЯ НОЗОЛОГИЯ


Виться и без простуды, без ослабления питания и других условий. Различают условия, предрас­полагающие к болезни или способствующие ее развитию, препятствующие возникновению бо­лезни и ее развитию. Как способствующие, так и препятствующие развитию заболеваний усло­вия могут быть внутренними и внешними.

К внутренним условиям, способствующим развитию болезни, относят наследственное пред­расположение к заболеванию, патологическую конституцию (диатез), ранний детский или стар­ческий возраст.

К внешним условиям, способствующим раз­витию болезней, относят нарушения питания, пе­реутомление, невротические состояния, ранее перенесенные болезни, плохой уход за больным.

К внутренним условиям, препятствующим развитию болезней, относят наследственные, расовые и конституциональные факторы, напри­мер видовой иммунитет человека к некоторым инфекционным заболеваниям животных. Чело­век не болеет чумой собак и кошек, пневмонией рогатого скота и многими другими инфекцион­ными болезнями животных. Люди, страдающие серповидноклеточной анемией, не болеют маля­рией.

К внешним условиям, препятствующим раз­витию болезней, относят хорошее и рациональ­ное питание, правильную организацию режима рабочего дня, физкультуру, а в случае заболева­ния - хороший уход за больным.

Установление главного (производящего, спе­цифического) этиологического фактора, выделе­ние условий, предрасполагающих к болезни или способствующих ее развитию, и условий, пре­пятствующих возникновению болезни и ее раз­витию, абсолютно необходимо для разработки эффективных мер профилактики заболеваний, снижения заболеваемости и оздоровления насе­ления.

1.3. ОБЩИЙ ПАТОГЕНЕЗ

1.3.1. Определение понятия «патогенез»

Патогенез (от греч. pathos - страдание 1 , genesis - происхождение) - раздел патологичес-

1 По Аристотелю, pathos означает также повреждение. Глава 1 / ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О БОЛЕЗНИ

3 Ът № 532


кой физиологии, изучающий механизмы раз­вития болезней. Изучение наиболее общих за­кономерностей возникновения, развития, тече­ния и исхода заболеваний составляет содержа­ние общего учения о патогенезе. Оно основыва­ется на обобщенных данных по изучению отдель­ных видов болезней и их групп (частная патоло­гия и клинические дисциплины), а также на результатах экспериментального воспроизведе­ния (моделирование) болезней или отдельных признаков у человека и животных. При этом устанавливается последовательность изменений в организме для каждого заболевания, выявля­ются причинно-следственные отношения между различными структурными, метаболическими и функциональными изменениями. Иными слова­ми, изучение патогенеза сводится к изучению так называемых патогенетических факторов бо­лезни, т.е. тех изменений в организме, кото­рые возникают в ответ на действие главного этиологического фактора и в дальнейшем иг­рают роль причины в развитии болезни.

Таким образом, если изучение этиологии дает возможность ответа на вопрос: «Почему возник­ла болезнь?», то конечным итогом изучения па­тогенеза должен быть ответ на вопрос: «Как она развивается?»

Главный (специфический) этиологический фактор действует как пусковой механизм раз­вития болезни. Патогенез заболевания начина­ется с какого-либо первичного повреждения (Р. Вирхов) или «разрушительного процесса» (И.М. Сеченов), «полома» (И.П. Павлов) клеток в той или иной части тела (патогенетический фактор первого порядка). В одних случаях начальное повреждение может быть грубым, хорошо раз­личимым невооруженным глазом (травмы, ожо­ги, раны и пр.). В других случаях повреждения незаметны без применения специальных мето­дов их обнаружения (повреждения на молеку­лярном уровне). Между этими крайними случа­ями имеются всевозможные переходы. Продук­ты повреждения тканей становятся источника­ми нового повреждения в ходе развития болез­ни, т.е. патогенетическими факторами второго, третьего, четвертого, ... порядка. В некоторых случаях, например при отравлении свинцом, рту­тью или при хронических инфекциях, этиоло­гический фактор как пусковой механизм оста­ется на все время, пока в организме находится яд или инфекция.


1.3.2. Защитно-компенсаторные
процессы

Важным проявлением каждой болезни явля­ются реактивные изменения со стороны клеток, органов и систем, которые возникают, однако, всегда вторично, в ответ на повреждение, выз­ванное болезнетворными причинами. К ним от­носятся такие процессы, как воспаление, лихо­радка, отек и др.

Эти реактивные изменения в организме обо­значаются как защитно-компенсаторные процес­сы, или «физиологическая мера» защиты (И.П. Павлов), как «патологическая (или аварийная) регуляция функции» (В.В. Подвысоцкий, Н.Н. Аничков), «целительные силы организма» (И.И. Мечников). В ходе развития болезни процессы повреждения и восстановления находятся в тес­ном взаимодействии, и, как указывал И.П. Пав­лов, часто трудно бывает отделить один от дру­гого.

Эти процессы развиваются и протекают на различных уровнях, начиная с молекулярного и заканчивая целым организмом больного чело­века. В начале заболевания защитно-компенса­торные процессы развиваются на молекулярном и клеточном уровнях. Если действие болезне­творных причин слабо выражено и непродолжи­тельно, болезнь может и не развиться. Так бы­вает в случаях попадания не сильно вирулент­ных микробов, ядов в небольших дозах, при малых дозах облучения ионизирующей радиа­цией, слабых травмах и т.п. Значительные по­вреждения вызывают более сильные ответные реакции со стороны органов и регулирующих их систем.

1.3.3. Основное звено и «порочный
круг» в патогенезе болезней

В развитии болезней и патологических про­цессов чрезвычайно важно определить основное,


главное звено в цепи возникающих в организ­ме нарушений - изменение в организме (один из патогенетических факторов), определяющее развитие остальных этапов болезни. Устране­ние основного звена патогенеза приводит к выз­доровлению организма. Без установления основ­ного звена патогенеза невозможно проведение патогенетической терапии - комплекса мер, направленных на прерывание цепи причинно-следственных отношений между различными структурными, метаболическими и функциональ­ными нарушениями, возникающими в организ­ме вследствие воздействия главного этиологичес­кого фактора, путем устранения основного зве­на патогенеза. Например, стеноз левого атрио-вентрикулярного отверстия служит основным звеном в цепи многих последующих нарушений: расширения левого предсердия, застоя крови в малом круге, нарушения функции правого же­лудочка, а затем застоя в большом круге крово­обращения, кислородного голодания циркулятор-ного типа, одышки и др. Устранение этого звена путем митральной комиссуротомии ликвидиру­ет все указанные нарушения.

Возникшее в ходе развития патологического процесса нарушение функции органа или систе­мы нередко само становится фактором (причи­ной), вызывающим это нарушение, иными сло­вами, причинно-следственные отношения меня­ются местами. Это положение в медицине назы­вают «порочным кругом». Например, резкое ухудшение транспорта кислорода при кровопо-тере приводит к недостаточности сердца, что еще больше ухудшает транспорт кислорода. Возни­кает «порочный круг» (схема 1).

Важно отметить, что во многих случаях фор­мирования порочных кругов сущность этого про­цесса состоит в срыве отрицательной обратной связи, трансформации ее в положительную об­ратную связь, что становится основой усугубле­ния патологического процесса [Саркисов Д.С,

Кровопотеря

(уменьшение массы

циркулирующей крови)


«Порочный круг» при кровопотере

Социальные болезни

болезни человека, возникновение и распространение которых в определяющей степени зависят от влияния неблагоприятных условий социально-экономического строя. К С. б. относят: туберкулёз, венерические заболевания, алкоголизм, наркомании, рахит, авитаминозы и др. болезни недостаточного питания, некоторые профессиональные заболевания. Распространению С. б. способствуют условия, порождающие классовый антагонизм и эксплуатацию трудящихся. Ликвидация эксплуатации, социального неравенства - необходимая предпосылка успешной борьбы с С. б. Вместе с тем социально-экономические условия оказывают прямое или косвенное влияние на возникновение и развитие многих др. болезней человека; нельзя также недооценивать роли биологических особенностей возбудителя или организма человека и при т. н. С. б. Поэтому с 1960-70-х гг. термин «С. б.» находит всё более ограниченное применение.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Социальные болезни" в других словарях:

    СОЦИАЛЬНЫЕ БОЛЕЗНИ - СОЦИАЛЬНЫЕ БОЛЕЗНИ. Под С. б. разумеют б ни, распространение к рых обусловлено соц. экономич. структурой общества. К группе С. б. относят в первую очередь tbc, вен. б ни, особенно сифилис, алкоголизм; сюда же причисляют наркомании, ревматизм и… …

    Социальные болезни - общее название болезней, возникающих в силу преимущественно социальных причин (таких, как нищета, бездомность, отсутствие заботы о детях, миграция, война, расовые, этнические и религиозные конфликты, профессиональные вредности, доступность… …

    Болезнь процесс, возникающий в результате воздействия на организм вредоносного (чрезвычайного) раздражителя внешней или внутренней среды, характеризующийся понижением приспособляемости живого организма к внешней среде при одновременной… … Википедия

    Социальные права человека - это совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях материальных или иных благ. К социальным правам, гарантирующим… … Большой юридический словарь

    Болезни социальные - неспециальное название общественных процессов, которые могут повлечь дистресс, психические расстройства и нарушения поведения в массах населения. Например, распространение архаических представлений, расовых предрассудков, расслоение общества по… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ГОСТ Р 22.0.04-95: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения - Терминология ГОСТ Р 22.0.04 95: Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения оригинал документа: 3.3.8 безопасность животных: Состояние, при котором путем соблюдения правовых норм,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ - ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ, одна из наиболее крупных отраслей теоретической и практической медицины, научная дисциплина, имеющая своей задачей изучение распознавания заболеваний внутренних органов в их различных клинических формах, причин происхождения… … Большая медицинская энциклопедия

    Закон «Об обеспечении рабочих на случай болезни» закон Российской империи, принятый 23 июня 1912 года. Закон предусматривал получение рабочими выплат в случае временной нетрудоспособности и обязывал предпринимателей организовывать для… … Википедия

    ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ - ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ, такое состояние человека, при к ром нарушается планомерность его поведения вследствие того, что его эмоциональное настроение или мышление перестает являться отражением действительности. Псих, функции являются продуктом… … Большая медицинская энциклопедия

    - (от лат. Venus, родительный падеж Veneris Венера, у древних римлян богиня любви) группа инфекционных заболеваний, передающихся, главным образом, половым путём, Сифилис, Гонорея, Шанкр мягкий и Лимфогранулематоз паховый. Термин «В. б.»… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Русская интеллигенция и вопросы общественной гигиены , Е. И. Лотова. Русское общество охранения народного здравия. Создание. Основные черты; Вопросы эпидемиологии; Благоустройство населенных мест; Вопросы питания; Гигиена воспитания и образования; Гигиена и…

Инфекционные болезни людей - это заболевания, вызываемые болезнетворными микроорганизмами и передающиеся от зараженного человека (или животного)здоровому.

Основные пути передачи инфекции и воздействие на них

  • воздушно-капельный путь передачи(грипп, простудные заболевания, ветряная оспа, коклюш, туберкулез, дифтерия, корь, краснуха и др.) – для профилактики используются маски, проветривание, недопущение скопления большого количества людей в помещении;
  • алиментарный (пищевой) путь передачи (все кишечные инфекции, сальмонеллез, дизентерия, вирусный гепатит А) – важную роль играет личная гигиена, мытье рук, продуктов питания, отсутствие мух в помещениях;
  • половой (контактный) путь передачи (вирусный гепатит В, С, ВИЧ СПИД, генитальный герпес, сифилис, гонорея, папилломатоз) – важным моментом профилактики таких инфекций является отсутствие беспорядочной половой жизни с частой сменой партнеров и использование презервативов;
  • кровяной путь передачи (наиболее часто – вирусный гепатит В, ВИЧ СПИД) – в этом случае предотвратить инфекционные заболевания помогут стерильный хирургический инструментарий, отказ от татуировок (особенно в домашних условиях), то есть все усилия направлены на предотвращение нарушения целостности кожи и слизистых оболочек.

Профилактика инфекционных заболеваний

Как и любые другие болезни, инфекционные заболевания проще не допустить, чем потом лечить. Для этого используется профилактика инфекционных заболеваний, которая позволяет предотвратить развитие инфекционного процесса.

Выделяют общественную и индивидуальную профилактику. Индивидуальная профилактика предусматривает: прививки, закаливание, прогулки на свежем воздухе, занятия спортом, правильное питание, соблюдение правил личной гигиены, отказ от вредных привычек, быта и отдыха, охрану окружающей среды. Общественная включает систему мероприятий по охране здоровья коллективов: создание здоровых и безопасных условий труда и быта на производстве, на рабочем месте.

В целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней проводится иммунопрофилактика путем проведения профилактических прививок.Этот вид профилактики инфекционных заболеваний непосредственно связан с созданием в организме человека иммунитета (невосприимчивости) к определенной инфекции с помощью иммунизации и называется – специфическая иммунопрофилактика инфекционных заболеваний. Выделяют два основных вида иммунопрофилактики:

  • активная иммунизация (вакцинация) – после введения в организм человека вакцины (антиген возбудителя или живые ослабленные микроорганизмы) происходит образование специфических антител, которые даже при заражении препятствуют развитию инфекционного заболевания. В настоящее время проводится активная иммунизация против таких инфекционных заболеваний: столбняк, коклюш, дифтерия, вирусный гепатит В, полиомиелит, корь, краснуха, эпидпаротит («свинка»), туберкулез.
  • пассивная иммунизация – в организм вводятся готовые антитела к определенной инфекции, что используется для экстренной профилактики инфекционных заболеваний (экстренная профилактика столбняка).

Значение иммунопрофилактики

Необходимо помнить: чем больше людей вакцинировано, тем выше коллективный иммунитет и барьер для инфекционных заболеваний. Победить инфекцию можно, если вакцинацией будет охвачено все население.

Каким бы не был метод профилактики, его использование поможет предотвратить заболевание, что особенно важно при неизлечимых инфекциях, таких как ВИЧ СПИД, бешенство и вирусные гепатиты.

Здоровье — один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Реализация интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе.

Само понятие «здоровье» по-английски звучит как Health от Whole (англосаксонский) — целый, целостный, что уже предполагает сложность, целостность и многомерность этого состояния.

Гален во 11 в. до н.э. определял здоровье как состояние, «в котором мы не испытываем боли и которое не мешает выполнять функции нашей каждодневной жизни: участвовать в руководстве, мыться, пить, есть и делать все другое, что мы хотим».

Еще в начале 40-х годов XX столетия понятию «здоровье» дали следующее определение: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека» (Г. Сигерист, пит. по: Е.А. Овчаров, 2002).

Основоположник валеологии И.И. Брехман (1966) рассматривал здоровье человека «как способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации».

В 1985 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла концепцию «Здоровье для всех к 2000 году», определившую стратегию и тактику всех развитых стран по созданию условий для обеспечения и развития здоровья населения.

По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

По мнению ведущих российских ученых, это определение неконкретно. Например, А. Г. Щедрина предлагает такую формулировку: «Здоровье — это целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), которое развивается... в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяет человеку... осуществлять его биологические и социальные функции».

Анализируя эти формулировки, можно отметить, что первая из них рассматривает здоровье в статике, как нечто данное, т.е. здоровье или есть, или его нет. Второе определение представляет здоровье в динамике, показывает, что здоровье формируется по мере развития организма; более того, в определении делается акцент на том, что здоровье генетически запрограммировано. А реализуется ли программа, зависит от конкретных биологических и социальных факторов (т.е. окружающей биологической среды и воспитания), под влиянием которых будет жить и развиваться человек. Очевидно, здесь речь идет о том, что здоровье хотя и имеет врожденные предпосылки (положительные или отрицательные), однако формируется в течение длительного онтогенеза, начиная с момента оплодотворения яйцеклетки (зачатия).

С.Я. Чикин (1976) видит в здоровье гармоническое взаимодействие и функционирование всех органов и систем человека при его физическом совершенстве и нормальной психике, позволяющих активно участвовать в общественно полезном труде.

Один из основателей космической биологии и медицины P.M. Баевский (1979) считал определяющим фактором здоровья адаптивность организма: «Возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, свободно взаимодействуя с ней, на основе биологической, психологической и социальной сущности человека».

Н.Д. Граевская (1979) в понятие «здоровье» включает оценку уровня функциональных возможностей организма, диапазона его ком- пенсаторно-адаптационных реакций в экстремальных условиях, т.е. возможности приспособиться к повышенным требованиям среды без патологических проявлений.

Так, учитывая биосоциальную сущность человека, Ю.П.Лисицын (1986) рассматривает здоровье человека как гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными механизмами.

В.П. Казначеев (1980) определяет здоровье человека как процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психологических возможностей, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни. При этом обращается внимание на необходимость создания таких условий и таких гигиенических систем, которые обеспечивали бы не только сохранение здоровья человека, но и его развитие.

Н.А. Агаджанян (1979, 2006), изучая биологические ритмы человека, заключает, что здоровье представляет собой оптимальное соотношение взаимосвязанных эндогенных ритмов физиологических процессов и их соответствие внешним циклическим изменениям.

Известный кардиохирург Н.М. Амосов (1987) рассматривал здоровье как «уровень функциональных возможностей организма, диапазон его компенсаторно-адаптационных реакций в экстремальных условиях, т.е. уровень резервных возможностей организма».

В настоящее время нет экспериментального обоснования, которое дал Э.Н. Вайнер определению здоровья: «Здоровье — такое состояние организма, которое дает человеку возможность в максимальной степени реализовать свою генетическую программу в условиях социокультурного бытия данного человека» (Э.Н. Вайнер, 1998). Однако не только степень реализации генетической программы человека, но и функциональное назначение генов пока не изучены.

Физиологический (медико-биологический) подход, основанный на базовых принципах жизнедеятельности организма, был положен в основу определения здоровья Р.И. Айзманом (1997): «Здоровье — это способность организма сохранять свою психофизиологическую устойчивость (гомеостаз) в условиях адаптации к различным факторам окружающей среды и нагрузкам».

Современное определение здоровья

Современная концепция здоровья позволяет выделить его основные составляющие — физическую, психологическую и поведенческую.

Физическая составляющая включает уровень роста и развития органов и систем организма, а также текущее состояние их функционирования. Основой этого процесса являются морфологические и функциональные преобразования и резервы, обеспечивающие физическую работоспособность и адекватную адаптацию человека к внешним условиям.

Психологическая составляющая — это состояние психической сферы, которое определяется мотивационно-эмоциональны- ми, мыслительными и нравственно-духовными компонентами. Основой его является состояние эмоционально-когнитивного комфорта, обеспечивающего умственную работоспособность и адекватное поведение человека. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями удовлетворения этих потребностей.

Поведенческая составляющая — это внешнее проявление состояния человека. Оно выражается в степени адекватности поведения, умении общаться. Основу его составляют жизненная позиция (активная, пассивная, агрессивная) и межличностные отношения, которые определяют адекватность взаимодействия с внешней средой (биологической и социальной) и способность эффективно трудиться.

Современные жизненные условия выдвигают повышенные требования к здоровью молодежи. Поэтому главное для молодых людей — быть здоровыми.

Понятия здоровья и болезни

Важнейшей задачей государства и всего общества в целом является забота о здоровье населения. На вопрос, что такое здоровье, чаще всего следует ответ, что это отсутствие болезней, хорошее самочувствие, т. е. здоровье обычно определяют отсутствием болезней. Поэтому вначале следует определить понятие болезни. Разобраться в понятиях «здоровье» и «болезнь» непросто. Чаще всего под болезнью подразумевают изменение, повреждение, дефект и т. д., т. е. все то, что приводит к нарушению жизнедеятельности.

Определений понятия болезни множество: нарушение нормальной жизнедеятельности, адаптации к среде обитания (дезадаптация), функций организма или его частей, связей организма с внешней средой, гомеостаза (постоянства внутренней среды организма), невозможность полностью осуществлять человеческие функции и т. д. Существует множество теорий возникновения болезней: социальная (болезнь есть результат социальной дезадаптации), энергетическая (болезнь возникает вследствие дисбаланса энергии человеческого организма), биологическая (основой болезни является нарушение соответствия биологических ритмов организма природными ритмами) и т. д.

Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения болезнь - это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функции организма под влиянием внешних и внутренних факторов при мобилизации его компенсаторно-приспособительных механизмов. Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособленности к среде и ограничениями свободы жизнедеятельности больного.

Прежде чем говорить о здоровье, следует разобраться в двоякой сущности человека: с одной стороны, человек является неотъемлемой частью биологического мира (человек — Homo sapiens, подтип позвоночных, отряд приматов, класс млекопитающих — высшая ступень развития организмов на Земле), с другой стороны, человек — социальное существо (общественное), способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир. Это существо обладает сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членораздельной речью.

Философы и врачи Древнего мира считали человека подобием природы, мира, космоса. — это микрокосмос в макрокосмосе, он состоит из тех же элементов: воды, воздуха, огня и т. д. Следовательно, здоровье является равновесием этих элементов, а болезнь — нарушением этого равновесия. У некоторых мыслителей древности в результате наблюдения за жизнью людей, их образом и условиями жизни складывались убеждения о роли социальных факторов в жизни человека. По мере развития медицины, истории и других наук все больше накапливалось наблюдений и доказательств значения социальных факторов в жизни человека. Особенно это получило развитие в эпоху Возрождения, когда деятельность, духовный мир, общение людей, т. е. социальные начала, нашли отражение в философских и научных трудах.

Наибольшее развитие эти взгляды получили в эпоху Просвещения. Так, Гельвеций писал, что человек — животное с особой внешней организацией, позволяющей пользоваться оружием и орудиями труда. Но ученые той поры социальное начало в человеке трактовали неполно, лишь как внешнее проявление телесной связи человека с окружающей средой.

Сторонники противоположных взглядов на сущность человека, по сути, разделяли взгляды К. Маркса: «Сущность человека есть совокупность общественных отношений». Более полно и объективно охарактеризовал человека Ф. Энгельс: «Сущность человека проявляется двояко: в качестве естественного (т. е. биологического) и в качестве общественного отношения (т. е. социального)». Неразрывность биологического и социального в человеке отражена в «Капитале» Маркса: «Воздействуя на внешнюю природу и изменяя ее, он (человек) в то же время изменяет свою собственную природу».

Соотношение социального и биологического в человеке является главным в понимании характера здоровья и болезни.

Медики древности видели истоки здоровья и причины болезней не только в смешении элементов организма, но и в поведении людей, их привычках, традициях, т. е. условиях и образе жизни. Делались лаже попытки установить соответствие между спецификой заболевания и характером труда (Гален и Целье разделяли болезни господ и рабов).

Социалисты-утописты видели залог хорошего здоровья людей их вымышленных городов в идеально организованных условиях жизни и общественном порядке.

Французские философы-энциклопедисты эпохи Просвещения не раз указывали на зависимость здоровья людей от социальных условий.

Английские врачи и санитарные инспекторы XIX в. в своих отчетах не раз приводили примеры пагубного действия тяжелых условий труда на здоровье рабочих.

Прогрессивные отечественные деятели медицины второй половины XIX в. представили тысячи доказательств неблагоприятного воздействия на здоровье трудящихся условий труда и быта. Первостепенная значимость социальных условий в формировании здоровья населения стала предметом изучения социальной гигиены с начала XX в.

Определение соотношений социального и биологического начал в человеке позволяет выявить их влияние на здоровье человека. Как в сущности самого человека нельзя оторвать биологического от социального, так нельзя разорвать биологическую и социальную составляющие здоровья. Здоровье и болезнь отдельного человека в основе своей биологические. Но общебиологические качества не являются основополагающими, они опосредуются социальными условиями его жизни, которые являются определяющими. Не только в трудах отдельных исследователей, но и в документах международных медицинских организаций говорится о социальной обусловленности здоровья, т. е. о первостепенном воздействии на здоровье социальных условий и факторов.

Социальные условия — это форма проявлений производственных отношений, способ общественного производства, социально-экономического строя и политической структуры общества.

Социальные факторы - это проявление социальных условий для конкретного человека: условия труда, отдыха, жилье, питание, образование, воспитание и т. д.

В Уставе ВОЗ дано определение здоровья — «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней». Но следует сказать, что единого определения сейчас нет. Можно предложить следующие варианты определения здоровья, предложенные Ю.П.Лисицыным: здоровье — гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и прибретенными биологическими и социальными воздействиями (болезнь — нарушение этого единства); состояние, которое позволяет вести не стесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции (прежде всего трудовые), вести здоровый образ жизни, т. е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие.

Индивидуальное здоровье - здоровье отдельного человека. Его оценивают по персональному самочувствию, наличию или отсутствию заболеваний, физическому состоянию и т. д.

Групповое здоровье - здоровье отдельных сообществ людей: возрастных, профессиональных и т. д.

Здоровье населения - здоровье людей, живущих на определенной территории.

Наиболее трудно определить здоровье общественное. Общественное здоровье отражает здоровье индивидуумов, из которых состоит общество, но не является суммой здоровья индивидуумов. Даже ВОЗ до сих пор не предложило краткого и емкого определения общественного здоровья. «Общественное здоровье — такое состояние общества, которое обеспечивает условия для активного продуктивного образа жизни, не стесненного физическими и психическими заболеваниями, т. е. это то, без чего общество не может создавать материальные и духовные ценности, это и есть богатство общества» (Ю. П. Лисицын).

Потенциал общественного здоровья - мера количества и качества здоровья людей и его резервов, накопленных обществом.

Индекс общественного здоровья - соотношение здорового и нездорового образа жизни населения.

Эксперты ВОЗ критериями общественного здоровья считают процент валового национального продукта (ВНП), идущего на здравоохранение; доступность первичной медико-санитарной помощи; уровень детской смертности; среднюю продолжительность предстоящей жизни и т. д.

К методам изучения здоровья населения относятся: статистический, социологический (анкетирование, интервьюирование, посемейное комплексное обследование), экспертный метод и т. д.

Что может быть прекраснее здоровья? Оно открывает перед человеком неограниченные возможности в труде и отдыхе, в семье и на работе, в общественной жизни. Ощущение здоровья, сознание своих возможностей ощущать мир в его многообразии, не только любоваться им, но и принимать активное участие в его охране и преобразовании - вот где секреты активной позиции человека, фундамент его человеческого счастья.

Не случайно говорят, что девять десятых нашего счастья зависит от здоровья.

Однако само понятие «здоровье» расценивается по-разному, а вокруг понятий «здоровье» и «болезнь» все еще продолжаются дискуссии. Норма для каждого организма индивидуальна. Опыт поколений дал возможность сопоставить показатели функции органов, тканей и клеток в норме и патологии.

Можно привести много примеров отклонений от нормы, но это далеко не всегда говорит о болезни, это часто результат воздействия ряда внешних факторов и прежде всего географических и климатических, образа жизни, особенностей питания. ,Так, например, в районах высокогорья парциальное давление кислорода в воздухе более низкое, чем на равнине. Организм жителей этих выест приспосабливается, адаптируется, при этом изменяется режим кровообращения, увеличиваются частота дыхания, количество эритроцитов в крови.

У людей, которые живут высоко в горах, некоторые нормальные показатели деятельности дыхательной, сердечно-сосудистой систем отличаются от показателей жителей равнин. Одномоментное определение уровней кровяного давления еще не дает основания делать выводы о гипертонии или гипотонии. Нормой считается давление, равное 120-130/70-80 мм. рт. ст., ну а если оно оказалось равным 100/60 или 150/90 мм рт. ст., то следует оценить, в какой момент проведено исследование и нет ли причин отклонения от нормы, связанных с фактическим состоянием организма в данный момент. Может быть, это сделано после бега, или в момент волнений, или на высоте 2500 м над уровнем моря.

То же можно сказать об отклонениях от нормы ряда других показателей, например числа лейкоцитов. В норме их 3 - 9 тыс. в 1 мл. крови, а если вдруг замечено увеличение или уменьшение, то только этот показатель еще не говорит о болезни, он должен заставить врача провести ряд дополнительных обследований.

В отношении оценки здоровья имеется множество формулировок, разная интерпретация, но если вдуматься, то многие из них синонимы.

В одном издании Большой медицинской энциклопедии В. A. Громов в статье «Здоровье» пишет: Здоровье - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных явлений».

В другом издании Большой медицинской энциклопедии болезнь определяется как «нарушение жизнедеятельности организма под влиянием чрезвычайных раздражителей внешней и внутренней среды, характеризующееся понижением приспособляемости при одновременной мобилизации защитных сил организма». Это определение довольно полное, однако если проанализировать различные трактовки понятия «здоровья», то многие из них выходят за рамки этого определения.

Так, например, Н. А. Амосов писал, что “ здоровье - это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций”. Но где границы этих качественных пределов? Для всех ли они популяций одинаковы? И на этот вопрос во многом отвечают исследования по медицинской географии.

Замечательный врач прошлого Гален писал, что здоровье - это то состояние, при котором мы не страдаем от боли и не ограничены в нашей жизнедеятельности.

«Здоровье,- утверждал академик И. П. Павлов,- это бесценный дар природы, оно дается, увы, не навечно, его надо беречь. Но здоровье человека во многом зависит от него самого, от его образа жизни, условий труда, питания, его привычек…»

По утверждению Б. В. Петровского, «здоровье - это прежде всего производное общественной формации, при социализме охрана здоровья каждого из членов общества и всего общества в целом является одной из главных социальных потребностей».

Все эти формулировки показывают, что здоровье людей тесно связано с условиями внешней среды. И прежде всего с социально-экономическими и климатогеографическими условиями. Весьма образно о болезни писал К. Маркс: «Что такое болезнь, как не стесненная в своей свободе жизнь?».

Следует отметить, что когда человек здоров, он пользуется всеми благами хорошего самочувствия. Но если в его сознание поступают сигналы о неблагополучии в организме, то возникает волнующий вопрос: случайное ли это недомогание или серьезная болезнь? Чем и когда она закончится? Конечно, человек не может оставаться безразличным к появившимся неприятным ощущениям, не реагировать на них.

При оценке здоровья часто идут or обратного, противоположного. Состояние здоровья населения оценивают по частоте заболеваний. В Уставе ВОЗ, утвержденном в 1968 г., дана четкая формулировка. Она позволяет классифицировать уровни здоровья групп людей, отличающихся по ряду таких кардинальных признаков, как показатели уровня рождаемости, смертности, заболеваемости, физического развития и пр.

А ведь эти параметры на разных территориях и у разных популяций весьма различны.

И. В. Давыдовский отмечал, что здоровье - это полнота приспособления, болезнь - это неполное приспособление. Нет сомнения - здоровье людей тесно связано с внешней средой и в первую очередь с социально-экономическими условиями.

Здоровье населения. Это понятие широко используется в гигиенических дисциплинах, особенно в социальной гигиене, а также в медицинской географии. О попытках определить здоровье известно с самых ранних этапов развития медицины.

И все же. Что же такое норма? С медико-биологической точки зрения это весьма сложное диалектическое единство общего и частного, количества и качества, гармоничное взаимодействие элементов организма, его постоянное соответствие меняющимся условиям внешней среды. В этой формулировке заложен подход к пониманию адаптации.

Болезнь, по современным представлениям, вызывается в большей степени влиянием на организм вредных природных и социальных факторов. Условия воздействия этих факторов многообразны. Так, например, биологический возбудитель может вызвать эпидемию лишь при определенных неблагоприятных социальных условиях, к которым относятся недостаточное питание, тяжелый труд, антисанитарное состояние жилищ и населенных пунктов.

Само понятие «болезнь» не должно рассматриваться как явление случайное. Болезни возникли с появлением первых признаков жизни на Земле, они свойственны всем видам живой природы. А учитывая постоянные связи, существующие между живыми организмами, с одной стороны, и живой и неживой природой, с другой стороны, становится понятной та тесная диалектическая взаимосвязь, которая существует между болезнями и условиями внешней среды. Многие исследователи считают, что патологические процессы у человека возникли еще на заре существовании человечества как продукт недостаточного приспособления человека к внешней среде. Некоторые болезни наследственно закреплены. При этом большое значение принадлежит генетическим процессам. И не случайно в настоящее время все более и более устанавливаются связи между отдельными областями клинической медицины, медицинской географией и медицинской генетикой.

Комплекс условий жизни человека весьма сложен. Он включает условия труда и быта, климатогеографичвские особенности территорий, на которых человек проживает в различные периоды своей жизни, обычаи и привычки населения и, наконец, физиологическую реактивность организма. Как известно, она неодинакова у людей разных возрастов, разного пола, а зачастую зависит от индивидуальных особенностей человека.

Нельзя исключать роли ряда внутренних причин, действующих в человеческом организме. Эти причины зависят от ряда онтогенетических факторов, связанных с младенчеством, дальнейшим развитием и старением организма.

Оценка состояния здоровья населения чрезвычайно важна, и в этом большую роль может сыграть всеобщая диспансеризация населения, но при этом следует учесть необходимость регионального подхода. Медицинская география наглядно показала, что структура болезней и уровень здоровья населения в отдельных географических зонах весьма разнородны.

В. И. Черниговский указывал, что понятие нормы, которым пользуются экспериментальные дисциплины, такие, как физиология и патофизиология, далеко не всегда и далеко не во всем совпадает с общемедицинским понятием «нормы». Физиология и патофизиология весьма часто в своих исследованиях заменяют истинное понятие нормы понятием “исходного фона”… Понятие нормы тех или иных физиологических процессов берется нами нередко в полном отрыве от особенностей образа жизни и профессиональной деятельности человека. А это означает, что мы изучаем норму как нечто абстрактное, оторванное от той среды, в которой живет и работает человек, среды, с которой он находится в постоянном взаимодействии.

Совершенно прав И. В. Давыдовский, говоря, что болезнь, как и здоровье,- процесс жизнедеятельности, а не просто нарушение последней, что патология не хаос, а та же физиология, т. е. физиология в том смысле, что патогенетические механизмы отнюдь не случайны, а закономерны и стереотипны.

В учении Гиппократа впервые формулируется общее представление о болезни, заключающееся в требовании исследовать «сначала сходство и различие со здоровым состоянием». Болезнь, по его мнению, это не статичный патологический феномен, а во времени организованная последовательность.

Здоровье и болезнь - это явления живой природы, имеющие общность и различия, но в чем они заключаются и как проявляются, вот в чем вопрос. При многих специальных научных исследованиях мы получаем данные, которые наглядно показывают, что здоровье на разных территориях и в разных условиях различается, если оценивать его по критериям лабораторных и клинических исследований.

И. В. Давыдовский подчеркивал, что нельзя изучать биологию человека без учета общественных условий, в которых он проживает и работает. Познавая его социальную сущность, мы понимаем те факторы, которые могут способствовать двум сторонам жизни - здоровью и болезням.

Можно ли разделить здоровье и болезнь? Где мера того и другого, где граница между ними? Трудно ответить на поставленный вопрос, поскольку принцип меры, так называемая мерность, в биологических явлениях дает осечку.

Вопрос о том, что понимать под нормой здоровья в человеческой популяции, обсуждается под различными углами зрения. В основу оценки здоровья, по данным ВОЗ, входит «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни». В то же время большинство исследователей строят оценку здоровья по показателям смертности и причинам смерти. Это не совсем правильно, так как данные смертности далеко не полно отражают уровень здоровья. Ряд хронических заболеваний, не являясь непосредственной причиной смерти, в течение длительного периода выводит определенные когорты из группы здоровых в группу больных.

Еще один критерий для оценки состояния здоровья - это расчет ожидаемой продолжительности жизни при рождении, но этот расчет проводится при учете демографических закономерностей и особенностей заболеваемости и смертности на год рождения данной когорты. Однако известно, что социальный прогресс и успехи медицинской науки и здравоохранения могут внести поправку в течение ближайших десятилетий жизни данной когорты и этот поправочный коэффициент очень трудно предусмотреть.

Много было предложений для оценки общей характеристики здоровья населения. Келлер А. А., Падольян В. Я., Шпиленя С. Е. и др. предлагали оценивать по состоянию физического развития, общей заболеваемости, весу новорожденных, средней продолжительности жизни и сумме человеко-часов активной жизни с учетом коэффициента воспроизводства.

Ебли говорить об использовании интегральных показателей для оценки здоровья, то учитываются многие параметры - общая физиологическая реактивность, иммупологическая реактивность, состав крови, метаболизм, неспецифическая резистентность и многие другие. Однако комплексная их оценка весьма сложна, особенно при сопоставлении групп населения, проживающих в разных географических зонах. Влияние климатических, производственных и бытовых факторов столь многообразно, расчет поправочных коэффициентов столь сложен, что до настоящего времени исследователи избирают для сопоставления лишь некоторые из этих показателей. Но и тут важно, чтобы сравниваемые группы населения были бы в одинаковых климатических, биогеохимические, демографических и социально-экономических условиях.

Следует отметить, что врачи вносят большой вклад в разработку моделей здоровья, в оценку так называемой нормы здоровья, в которой определены границы между нормой и болезнью. Программа борьбы за здоровье населения всеобъемлюща. Следует отметить большие успехи системы охраны здоровья, которые по многим параметрам были взяты за модели Всемирной организацией здравоохранения и рекомендованы ряду стран мира.

Здоровье как «состояние полного физического, психического и социального благополучия» является результатом комплексного воздействия социально-экономических, биологических, экологических, медицинских и психоэмоциональных факторов. В силу этого и оценку состояния здоровья населения следует производить по комплексным показателям: заболеваемости, нетрудоспособности, смертности, физическому развитию и др. Отсутствие, например, параллелизма в развитии заболеваемости и смертности является дополнительным аргументом в пользу комплексного изучения здоровья.

Социальные и биоэкологические процессы, обусловливающие уровень и характер здоровья населения на конкретном этапе его общественного развития, характеризуются многофакторностью, своеобразием и разнообразием их взаимодействий. Но многопричинная обусловленность здоровья населения предполагает выделение факторов, оказывающих в данных конкретных условиях решающее влияние.

При классификации здоровья и уровней заболеваемости М. Лантис н Р. Андерсон выделяют следующие уровни здоровья: простое выживание, отсутствие болезней и нетрудоспособности; надежная и эффективная работоспособность; полноценная, здоровая жизнь. При изучении состояния здоровья населения Крайнего Севера Н. С. Ягья выделил пять групп: здоровые; здоровые с функциональными и некоторыми морфологическими изменениями (лица, у которых отсутствует какая-либо хроническая болезнь, но имеются различные функциональные болезни и состояния после перенесенных заболеваний, травм и т. п.); больные с длительно текущими, хроническими заболеваниями при сохраненных в основном функциональных возможностях организма (компенсированное состояние); больные с длительно текущими (хроническими) заболеваниями (субкомпенсированное состояние) и тяжелые больные, находящиеся на постельном режиме, инвалиды 1 - 2 групп (декомпенсированные состояние). Это можно отнести и к другим районам мира.

Численность этих групп среди всего населения во многом определяет уровень здоровья. Надо учесть, что в зависимости от климатогеографических факторов каждая из этих групп населения чувствует себя не одинаково. При этом большое значение принадлежит адаптации и степени реактивности, которые взаимосвязаны. Причем адаптация невозможна без реакций организма, совокупность которых и есть реактивность, а реактивность есть способ и конкретная форма осуществления приспособления.

Но может ли быть абсолютное здоровье? Нет, и не случайно И. В. Давыдовский отмечал, что приспособление - не синоним здоровья и болезнь - не всегда отрицание, а зачастую есть форма приспособления. Болезнь есть приспособительная, защитная реакция организма, направленная на восстановление нарушенного гомеостаза, возвращение его к норме. Итак, получается, что здоровье нередко покупается ценой болезни. Как это ни парадоксально, но борьба за здоровье идет сложными дорогами выхода из болезни. Одним из сигналов выхода на эту дорогу является боль.

По мнению академика Л. A. Орбели, боль является сигналом, симптомом различных болезненных патологических процессов, разыгрывающихся в тех или иных частях организма. Следовательно, мы рассматриваем боль как сигнал опасности угрожающих явлений для организма и как защитное приспособление, вызывающее специальные защитные рефлексы и реакции.

Естественно, боль является не единичным сигналом болезни. Надо учесть, что любая болезнь есть одновременно и нарушение (структурное и функциональное), и защитная реакция, и приспособление, и компенсация. Причем каждый из этих компонентов может быть общим для некоторых заболеваний и иметь черты, специфичные для данной болезни. Задача врача - учесть весь сложный ансамбль причин болезни и следствия-проявление защиты функций организма. Не случайно Андре Моруа писал, что: «…настоящий врач одновременно врачует и отчаяние, и органические нарушения, которые оно порождает».

Совершенно справедливы слова древнего сирийского врача А. Фараджа, обращенные к больному: «Смотри, нас трое: я, ты и болезнь. Если ты будешь на моей стороне, нам вдвоем будет легче одолеть ее».

Больной должен помогать врачу. Но, кроме заболевшего, врачу могут помочь климатогеографические факторы. Особенно в период реабилитации больного. Климатогеографические факторы могут быть и друзьями, и врагами человека, но во многом это зависит от настроенности человека на здоровье или болезнь.

К сожалению, есть люди, которые живут болезнью. Эти люди вырабатывают свой особый стереотип. И нарушить его весьма трудно. Но врач должен использовать душевные лекарства. Этими душевными лекарствами «сообщается больным та твердость духа, которая побеждает телесные болезни, тоску и метания и которая самые болезни покоряет воле больного… Восхищение, радость и уверенность больного тогда полезней самого лекарства», И природа в разных ее проявлениях помогает рождению этих чувств.

Но уповать только на природу нельзя.

Цинизмом дышат слова медика Х в. Исаака Юдеуса, который в своем «Путеводителе врача» писал: «Большинство болезней излечивается без врача с помощью природы. Посети больного, когда ему сделается очень дурно. В это время столкуйся с ним о гонораре, ибо, когда больной выздоровеет, он все забудет».

Прибыли врачей в США только в 1980 г. составили 217 млрд. долларов - колоссальная сумма. Но ведь не все могут платить за лечение, и тут вновь вопрос об уровнях здоровья в странах с тяжелыми социальными условиями и безработицей, Тут география здоровья наглядно показывает различия стран по заболеваемости и смертности от ряда заболеваний.

География здоровья во многом зависит от географии медицинской помощи, подготовки и качества работы медиков. Анализ, проведенный ВОЗ, показывает большое различие в медицинском обеспечении в развитых и развивающихся странах.

Оценка понятия «здоровый образ жизни» весьма варьирует. Речь идет не только об искоренении вредных привычек, выполнении гигиенических норм и правил, санитарном просвещении, обращении за лечением или советом в медицинское учреждение, соблюдении режима труда, отдыха, питания и др. Здоровый образ

жизни - это деятельность, направленная на сохранение и улучшение, укрепление здоровья людей как условия и предпосылки осуществления, развития других сторон м аспектов социалистического образа жизни.

Здоровье неразрывно связано с понятием о красоте. Красота - это гармония природных и социальных качеств личности, единство физических и психических способностей, их оптимальная согласованность и совершенство. Таким образом, здоровый образ жизни воплощает в себе ценности высшего порядка, ибо он направлен на гуманизацию и активизацию человеческой деятельности, совершенствование индивидуальных и общественных качеств личности.

Условия жизни - это все опосредующие и обусловливающие образ жизни факторы, которые определяют его или сопутствуют ему. Сюда можно отнести материальные, социальные, политические, духовно-нравственные, культурные и другие условия, определяющие образ жизни, а наряду с ними и природные, которые, не являясь определяющими, оказывают нередко существенное влвянне па образ жизни. Условия жизни - материальные и нематериальные факторы, которые воздействуют па образ жизни.

А. М. Изуткин и Г. И. Царегородцев структуру образа жизни представляют в виде следующих элементов:

1) преобразовательная деятельность, направленная на изменение природы, общества и самого человека;

2) способы удовлетворения материальных и духовных потребностей; 3) формы участия людей в общественно-политической деятельности и н управлении обществом;

4) познавательная деятельность на уровне теоретического, эмпирического и ценностно-ориентированного знания;

5) коммуникативная деятельность, включающая общение между людьми в обществе и его подсистемах (народ, семья, класс и др.);

6) медико-педагогическая деятельность, направленная на физическое и духовное развитие человека

Образ жизни, или, как некоторые говорят, «стиль жизни», связан с очень большим количеством факторов, которые можно рассматривать как с медицинской, так и с социальной точки зрения.

К. Маркс и Ф. Энгельс оценивали образ жизни как общественное явление, неразрывно связанное со способом производства. В «Немецкой идеологии» они указывали, что способ производства является не только воспроизводством физического существования индивидов. «В еще большей степени, это - определенный способ деятельности данных индивидов, определенный вид их жизнедеятельности, их определенный образ жизни».

Ю. П. Лисицын пишет: «Образ жизни - определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей, но не вообще деятельности, активности, а совокупности существенных черт деятельности людей. Поскольку деятельность, активность людей проявляется в самых различных и многочисленных сферах - трудовых, социальных, политических, духовных, нравственных, а также в биологических потребностях и т. д., то образ жизни, т. е. существенные черты этой деятельности, трудно уложить в какие-то рамки, сгруппировать, классифицировать».

Сравнение заболеваемости, или смертности в одном районе с соответствующими показателями по другому району, естественно, должно быть проводила с учетом стандартизованных возрастно-половых показателей. Ведь если сравниваются группы с различной средней - продолжительностью жизни, то могут быть допущены серьезные ошибки, так как известно, что отдельные заболевания неодинаково часто встречаются в различных возрастных группах. Есть и другая сторона - это наблюдения над особенностями заболеваний у мужчин и у женщин, различия их частоты могут сказаться на общей оценке заболеваемости, если в данной местности общее число женщин значительно превалирует над числом мужчин или наоборот.

Правильная методика изучения заболеваемости и смертности от отдельных заболеваний дает возможность избежать ошибочных заключений о причинах их возникновения.

На модели туберкулеза можно рассмотреть сущность общих факторов окружающей среды, связанных с возникновением болезни, и вопрос о взятии их под контроль. Много работ, показавших роль туберкулезной палочки, и несомненные успехи борьбы с туберкулезом свидетельствуют о прогрессе в этом направлении.

Галилео Галилей писал: «Надо измерять все измеримое и делать измеримым то, что пока еще не поддается измерению».

Много гипотез имеется в отношении возникновения ревматизма. При ревматоидпом артрите не удается выявить роль инфекционного фактора. Во многом это заболевание связано с особенностями питания и социальными условиями, Часто оно встречается в Великобритании, США, но это связывают с сильными стрессами.

Редкость заболевания в Италии, где люди более оптимистичны, подтверждает эту гипотезу. Но это, естественно, не может расцениваться как причина этого заболевания. Климат тут играет немалую роль в сочетании с иммунологическими нарушениями.

Проблема пожилых людей. При этом наступают изменения в соединительно-тканно-хрящевых дисках, разделяющих позвонки, что ведет к развитию ишиаса, часто с болями. Следует отметить, что в странах Азии и Африки этот процесс наблюдается реже, чем в Европе и Северной Америке. Исследователи ищут ответ на вопрос о причинах этих различий.

Многие авторы комплексных социально-гигиенических исследований в числе наиболее действенных факторов, определяющих показатели здоровья, обязательно выделяют семейные взаимоотношения. Нельзя при оценке различий в частоте заболеваемости отдельными болезнями не учитывать весь комплекс условий труда и быта.

Александр Васильевич Чаклин, География здоровья.