Open
Close

Функциональные пробы в спорте. Функциональные пробы для оценки состояния организма 1 что оценивается с помощью функциональных проб

Функциональная проба - это нагрузка, задаваемая обследуемому для определения функционального состояния и возможностей какого-либо органа, системы или организма в целом. Используется преимущественно при спортивно-медицинских исследованиях. Нередко термин «функциональная проба с физической нагрузкой» заменяется термином «тестирование». Однако, хотя «проба» и «тест» - это, по существу, синонимы (от англ. teste - проба), все же «тест» - термин в большей степени педагогический и психологический, ибо подразумевает определение работоспособности, уровня развития физических качеств, особенностей личности. Физическая работоспособность тесно связана с путями ее обеспечения, т.е. с реакцией организма на данную работу, но для педагога в процессе тестирования ее определение не обязательно. Для врача же реакция организма на данную работу - показатель функционального состояния. Даже высокие показатели работоспособности при чрезмерном напряжении (а тем более срыве) адаптации не позволяют высоко оценить функциональное состояние обследуемого.

В практике спортивной медицины используются различные функциональные пробы - с переменой положения тела в пространстве, задержкой дыхания на вдохе и выдохе, натуживанием, изменением барометрических условий, пищевыми и фармакологическими нагрузками и др. Но в данном разделе мы коснемся лишь основных проб с физическими нагрузками, обязательных при обследовании занимающихся физическими упражнениями. Эти пробы часто называют пробами сердечно-сосудистой системы, поскольку главным образом используются методы исследования кровообращения и дыхания (частота сердечных сокращений, артериальное давление и пр.), но это не совсем правильно, эти пробы следует рассматривать шире, поскольку они отражают функциональное состояние всего организма.

Классифицировать их можно по разным признакам: по структуре движения (приседания, бег, педалирование и пр.), по мощности работы(умеренная, субмаксимальная, максимальная), по кратности, темпу, сочетанию нагрузок (одно- и двухмоментные, комбинированные, с равномерной и переменной нагрузкой, нагрузкой нарастающей мощности), по соответствию нагрузки направленности двигательной деятельности обследуемого - специфические (например, бег для бегуна, педалирование для велосипедиста, бой с тенью для боксера и т. п.) инеспецифические (с одинаковой нагрузкой при всех видах двигательной деятельности), по используемой аппаратуре («простые и сложные»), повозможности определять функциональные сдвиги во время нагрузки («рабочие») или только в восстановительном периоде («послерабочие») и т.п.

Идеальная проба характеризуется: 1) соответствием заданной работы привычному характеру двигательной деятельности обследуемого и тем, что не требуется освоения специальных навыков; 2) достаточной нагрузкой, вызывающей преимущественно общее, а не локальное утомление, возможностью количественного учета выполненной работы, регистрации «рабочих» и «послерабочих» сдвигов; 3) возможностью применения в динамике без большой затраты времени и большого количества персонала; 4) отсутствием негативного отношения и отрицательных эмоций обследуемого; 5) отсутствием риска и болезненных ощущений.

Для сравнения результатов исследования в динамике важны: 1) стабильность и воспроизводимость (близкие показатели при повторных измерениях, если функциональное состояние обследуемого и условия обследования остаются без существенных изменений); 2) объективность (одинаковые или близкие показатели, полученные разными исследователями); 3) информативность (корреляция с истинной работоспособностью и оценкой функционального состояния в естественных условиях).

Преимущество имеют пробы с достаточной нагрузкой и количественной характеристикой выполненной работы, возможностью фиксации «рабочих» и «послерабочих» сдвигов, позволяющие охарактеризовать аэробную (отражающую транспорт кислорода) и анаэробную (способность работать в бескислородном режиме, т.е. устойчивость к гипоксии) производительность.

Противопоказанием к тестированию является любое острое, подострое заболевание либо обострение хронического, повышение температуры тела, тяжелое общее состояние.

С целью увеличения точности исследования, уменьшения доли субъективизма в оценках, возможности использования проб при массовых обследованиях важно применять современную вычислительную технику с автоматическим анализом результатов.

Для того чтобы результаты были сравнимы при динамическом наблюдении (для слежения за изменениями функционального состояния в процессе тренировки или реабилитации), необходимы одинаковые характер и модель нагрузки, одинаковые (или весьма близкие) условия внешней среды, времени суток, режима дня (сон, питание, физические нагрузки, степень общего утомления и т.п.), предварительный (до исследования) отдых не менее 30 мин, исключение дополнительных воздействий на обследуемого (интеркуррентные заболевания, прием медикаментов, нарушения режима, перевозбуждение и др.). Перечисленные условия полностью относятся и к обследованию в условиях относительного мышечного покоя.

Оценить реакцию испытуемого на нагрузку можно по показателям, отражающим состояние различных физиологических систем. Обязательным является определение вегетативных показателей, поскольку изменение функционального состояния организма больше отражается на менее устойчивом звене моторного акта - вегетативном его обеспечении. Как показали наши специальные исследования, вегетативные показатели при физических нагрузках менее дифференцированы в зависимости от направленности двигательной деятельности и уровня мастерства и больше обусловлены функциональным состоянием к моменту обследования. В первую очередь это относится к сердечнососудистой системе, деятельность которой теснейшим образом связана со всеми функциональными звеньями организма, во многом определяя его жизнедеятельность и механизмы адаптации, и поэтому в значительной степени отражает функциональное состояние организма в целом. Видимо, в связи с этим методы исследования кровообращения в клинике и спортивной медицине разработаны наиболее подробно и широко используются при любом обследовании занимающихся. При пробах с субмаксимальными и максимальными нагрузками на основании данных о газообмене и биохимических показателях оцениваются также обмен, аэробная и анаэробная работоспособность.

При выборе метода исследования определенное значение имеет направленность двигательной деятельности занимающегося и его преимущественное влияние на то или иное функциональное звено организма. Например, при тренировке, характеризующейся преимущественным проявлением выносливости, кроме исследования сердечно-сосудистой системы, обязательно определение показателей, отражающих функцию дыхания, кислородный обмен и состояние внутренней среды организма, при сложнотехнических и координационных видах спорта - состояние центральной нервной системы и анализаторов, при скоростно-силовых видах, а также в процессе реабилитации после травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата, после заболеваний сердца - показателей кровоснабжения и сократительной способности миокарда и т.д.

Определение до и после нагрузки частоты и ритма сердечных сокращений, артериального давления, снятие ЭКГ обязательны во всех случаях. Получившую в последнее время широкое распространение (особенно при физиологических и спортивно-педагогических исслдованиях) оценку реакции на нагрузку только по пульсовой ее стоимости (например, в классическом варианте степ-теста и пробы PWC-170) нельзя признать достаточной, поскольку одна и та же ЧСС может отражать разное функциональное состояние обследуемого, например хорошее при сопряженных и неблагоприятное при разнонаправленных изменениях ЧСС и артериального давления. Одновременно с подсчетом пульса измерение артериального давления позволяет судить о взаимосвязи разных компонентов реакции, т.е. о регуляции кровообращения, а электрокардиография - о состоянии миокарда, в наибольшей степени страдающего при чрезмерной нагрузке.

Улучшение функционального состояния проявляется экономизацией реакции при стандартных нагрузках умереной интенсивности: кислородный запрос удовлетворяется при меньшем напряжении обеспечивающих систем, главным образом кровообращения и дыхания. При предельных, выполняемых до отказа нагрузках более тренированный организм способен к большей мобилизации функций, что и обусловливает способность выполнить эту нагрузку, т.е. более высокую работоспособность. При этом сдвиги в дыхании, кровообращении, внутренней среде организма могут быть весьма значительными. Однако способность к максимальной мобилизации функций тренированного организма, установленная еще B.C. Фарфелем в 1949 г., благодаря совершенной регуляции используется рационально - лишь тогда, когда предъявленные требования действительно являются максимальными. Во всех остальных случаях действует основной защитный механизм саморегуляции - тенденция к меньшему отклонению от физиологического равновесия при более целесообразной взаимосвязи сдвигов. С улучшением функционального состояния развивается способность к правильному функционированию в широком диапазоне временного изменения гомеостаза: между экономизацией и максимальной мобилизационной готовностью существует диалектическое единство.

Таким образом, при оценке реакции на физическую нагрузку решающим фактором должна быть не величина сдвигов (конечно, при условии, что они находятся в пределах допустимых физиологических колебаний), а их соотношение и соответствие выполненной работе. Совершенствование условно-рефлекторных связей, установление согласованной работы органов и систем, усиление взаимосвязей между разными звеньями функциональной системы (главным образом двигательных и вегетативных функций) при физических нагрузках - важный критерий оценки реакций.

Функциональный резерв организма тем выше, чем меньше при нагрузке степень напряжения регуляторных механизмов, чем выше экономичность и стабильность функционирования эффекторных органов и физиологических систем организма при определенных (заданных) действиях и чем выше уровень функционирования при экстремальных воздействиях.

П.Е. Гуминер и Р.Е. Мотылянекая (1979) различают три варианта регулирования: 1) относительную стабильность функций в большом диапазоне мощности, что отражает хорошее функциональное состояние, высокий уровень функциональных возможностей организма; 2) снижение показателей при повышении мощности работы, что указывает на ухудшение качества регулирования; 3) повышение сдвигов при увеличении мощности, что свидетельствует о мобилизации резервов в затрудненных условиях.

Важнейший и почти абсолютный показатель при оценке адаптации к нагрузке и тренированности - быстрота восстановления. Даже очень большие сдвиги при быстром восстановлении не могут оцениваться отрицательно.

Применяемые при врачебном обследовании функциональные пробы можно условно разделить на простые и сложные. К простым относятся пробы, выполнение которых не требует специальных приспособлений и большой затраты времени, поэтому применение их доступно в любых условиях (приседания, прыжки, бег на месте). Сложные пробы выполняются с помощью специальных приспособлений и аппаратов (велоэргометр, третбан, гребной станок и пр.).

Простые пробы (Котова - Демина, Белоковского, Серкина - Иониной, Шатохина, комбинированная проба Летунова)

Они делятся на одно- двухмоментные и комбинированные. Первые характеризуются однократной нагрузкой - 20 приседаний, бег на месте в темпе 180 шагов/мин в течение 2 и 3 мин (проба Котова Демина и др.). При двух- и трехмоментных пробах нагрузка выполняется повторно с небольшими интервалами. При этом нагрузки могут быть одинаковыми (например, повторный бег на месте в течение 10 с - проба Белоковского) или различными, как при пробе Серкина и Иониной (поднимание гири, бег на месте в течение 15 с с максимальной интенсивностью и задержкой дыхания), пробе Пашона - Мартине (сочетание ортопробы с 20 приседаниями), пробе Шатохина и соавт. (сочетание ортопробы с Гарвардским степ-тестом и др.).

Невозможность точного учета выполненной работы и сравнительно небольшая нагрузка ограничивают использование этих проб во врачебно-спортивной практике, главным образом при массовых исследованиях, но при соблюдении строго одинаковых условий и они могут дать определенную информацию.

При хорошем функциональном состоянии обследуемого ЧСС после 20 приседаний увеличивается не более чем до 78-110 уд/мин, систолическое артериальное давление - до 120-140 мм рт. ст. при снижении диастолического на 5-10 мм, восстановление до исходных величин происходит за 2-5 мин, при 3-минутном беге на месте ЧСС увеличивается на 50-70% по сравнению с исходным уровнем, систолическое артериальное давление увеличивается на 15-40 мм.рт.ст., а диастолическое уменьшается на 5-20 мм.рт.ст., востановительный период продолжается 3-4 мин. У слаботренированных лиц сдвиги более значительны, восстановление затягивается.

Метод функциональных проб

При изучении влияния физических нагрузок на различные органы и системы организма, часто для оценки функционального состояния человека используют функциональные пробы. Функциональные пробы весьма многочисленны. Выбор наиболее подходящих для конкретного обследования определяется поставленными задачами. Наиболее широко функциональные пробы проводятся в процессе медицинского контроля за физической подготовкой спортсменов.

Функциональная проба - неотъемлемая часть комплексной методики врачебного контроля лиц, занимающихся физической культурой и спортом. Применение таких проб необходимо для полной характеристики функционального состояния организма занимающегося и его тренированности. Результаты функциональных проб оцениваются в сопоставлении с другими данными врачебного контроля.

Для оценки степени воздействия тренировочной нагрузки на организм обычно проводится оценка функционального состояния сердечнососудистой системы, которая осуществляется пальпаторным методом исследования пульса, который позволяет выявить изменения частоты сердечных сокращений (ЧСС). Проводится путем наложения подушечек пальцев рук на лучевую артерию, на сонную артерию или определяется по верхушечному толчку сердца. Оценка функционального состояния системы внешнего дыхания осуществляется по величине максимальной вентиляции легких (МВЛ), на которую оказывают влияние состояние дыхательных мышц и сила их выносливости.

Оценка функциональной подготовленности осуществляется с помощью физиологических проб (тестов) ССС и дыхательной системы. Это и одномоментная проба с приседанием (20 приседаний за 40 с) и ЧСС за 15 с с пересчетом на 1 мин сразу после окончания приседаний. 20 ударов пульса и менее - отлично, 21-40 - хорошо, 41-65 - удовлетворительно, 66-75 - плохо.

Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). Средний показатель - 65 с. Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе). Средний показатель - 30 с.

При заболевании органов кровообращения и дыхания, после инфекционных и других заболеваний, а также после переутомления продолжительность задержки дыхания на вдохе и выдохе уменьшается

Важнейший показатель функционального состояния сердечно-сосудистой системы - пульс и его изменения.

Пульс покоя: измеряется в положении сидя при прощупывании височной, сонной, лучевой артерий или по сердечному толчку по 15-секундным отрезкам 2-3 раза подряд, чтобы получить достоверные цифры. Затем делается перерасчет на 1 мин (число ударов в минуту).

ЧСС в покое в среднем у мужчин 55-70 ударов в мин у женщин - 60-75 уд./мин. При частоте свыше этих цифр пульс считается учащенным - тахикардия, при меньшей частоте - брадикардия. Для характеристики состояния сердечно-сосудистой системы имеют также большое значение данные артериального давления.

Артериальное давление. Различают максимальное (систолическое) и минимальное давления. Нормальными величинами артериального давления для молодых людей считаются: максимальное от 100 до 129 мм ртутного столба, минимальное - от 60 до 79 мм рт. ст.

Артериальное давление от 130 мм рт. ст. и выше для максимального и от 80 мм рт. ст. и выше для минимального называется гипертоническим состоянием, соответственно ниже 100 и 60 мм рт. ст. - гипотоническим. Для характеристики сердечнососудистой системы большое значение имеет оценка изменений работы сердца и артериального давления после физической нагрузки и длительность восстановления. Такое исследование проводится с помощью различных функциональных проб.

Для примера возьмем сердечнососудистую систему и ее основной орган - сердце. Как уже отмечалось, ни один орган не нуждается столь сильно в тренировке и не поддается ей столь легко, как сердце. Работая с большой нагрузкой, сердце неизбежно тренируется. Расширяются границы его возможностей, и оно приспосабливается к переброске намного большего количества крови, чем это может сделать сердце нетренированного человека. В процессе регулярных занятий физическими упражнениями, спортом, как правило, происходит увеличение размеров сердца, причем различные формы двигательной активности имеют и различные возможности по совершенствованию

Приводим наиболее часто встречающиеся функциональные пробы, используемые в спортивной практике, а также пробы, которые можно использовать при самостоятельных занятиях физической культурой. 20 приседаний за 30 с занимающийся отдыхает сидя 3 мин. Затем подсчитывается ЧСС за 15 с с пересчетом на 1 мин, (исходная частота). Далее выполняются 20 глубоких приседаний за 30 с, поднимая руки вперед при каждом приседании, разводя колени в стороны, сохраняя туловище в вертикальном положении. Сразу после приседаний, в положении сидя, вновь подсчитывается ЧСС в течение 15с с пересчетом на 1 минуту.

Определяется увеличение ЧСС после приседаний сравнительно с исходной в %. Например, пульс исходный 60 уд/мин после 20 приседаний 81 уд./мин, поэтому (81-60):

Восстановление пульса после нагрузки. Для характеристики восстановительного периода после выполнения 20 приседаний за 30 с подсчитывается ЧСС за 15 с на 3 минуте восстановления, делается перерасчет на 1 мин, и по величине разности ЧСС до нагрузки и в восстановительном периоде оценивается способность сердечнососудистой системы к восстановлению.

Для оценки функционального состояния сердечнососудистой системы наиболее широкое распространение получили гарвардский степ-тест (ГСТ) и тест PWC-170. Проведение Гарвардского степ-теста заключается в восхождении и спуске со ступеньки стандартной величины в определенном темпе в течение определенного времени. ГСТ заключается в подъемах на ступеньку высотой 50 см для мужчин и 40 см для женщин в течение 5 мин, в темпе 30 подъемов/минуту.

Если исследуемый не может поддерживать заданный темп в течение указанного времени, то работу можно прекратить, зафиксировать ее продолжительность и частоту сердечных сокращений в течение 30 со 2 минуты восстановления. По продолжительности выполненной работы и по количеству ударов пульса вычисляют индекс гарвардского степ-теста (ИГСТ):

ИГСТ = Продолжительность работы (с) 100% 5.5 числа ударов пульса (с)

ИГСТ = t · 100%

2 (f2 + f3 + f4)

где t - время восхождения в сек; f2, f3, f4 - ЧСС за первые 30 сек. 2, 3, 4 минуты восстановления.

Ортостатическая проба. Занимающийся лежит на спине и у него определяют ЧСС. После этого исследуемый спокойно встает и вновь измеряется ЧСС. В норме при переходе из положения лежа в положение стоя отмечается учащение пульса на 10-12 уд/мин. Считается, что учащение его более 20 уд/мин. - неудовлетворительная реакция, что указывает на недостаточную нервную регуляцию сердечнососудистой системы. При выполнении физических нагрузок резко увеличивается потребление кислорода работающими мышцами, мозгом, в связи с чем возрастает функция органов дыхания. Физическая нагрузка увеличивает размеры грудной клетки, ее подвижность, повышает частоту и глубину дыхания, поэтому оценить развитие органов дыхания можно по показателю экскурсии грудной клетки (ЭГК). ЭГК оценивается по увеличению окружности грудной клетки (ОКГ) при максимальном вдохе после глубокого выдоха. Например, ОКГ в спокойном состоянии80 см, при максимальном вдохе - 85 см, после глубокого выдоха -77 см.

ЭГК = (85 - 77): 80 · 100 = 10%.

Оценки: "5" - (15% и более), "4" -

(14-12)%, "3" - (11-9)%, "2" - (8-6)% и "1" - (5% и менее). Важным показателем функции дыхания является жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Величина ЖЕЛ зависит от пола, возраста, размеров тела и физической подготовленности. Для того чтобы дать оценку фактической ЖЕЛ, ее сравнивают с величиной должной ЖЕЛ, т.е. той, которая должна быть у данного человека.

ЖЕЛ = Фактическая ЖЕЛ· 100%

Должная ЖЕЛ

ЖЕЛ = (40 · рост в см) + (30 · вес в кг) - 4400,

ЖЕЛ = (40 · рост в см) + (30 · вес в кг) - 3800.

У хорошо подготовленных людей фактическая ЖЕЛ колеблется в среднем от 4000 до 6000 мл и зависит от двигательной направленности

Для определения функционального состояния организма весьма важны функциональные пробы. Можно рекомендовать наиболее простые из них, которые школьник среднего и старшего возраста может провести самостоятельно.

Ортостатическая проба - после 3-5-минутного отдыха производится переход из положения лежа в положение стоя с подсчетом ЧСС лежа и после вставания. В норме пульс при этом учащается на 6-12 уд/мин, у детей с повышенной возбудимостью больше. Большая степень учащения характеризует снижение функции сердечно-сосудистой системы.

Проба с дозированной физической нагрузкой - 20 приседаний в течение 30 с, бег на месте в темпе 180 шагов в минуту в течение 3 мин для школьников среднего и старшего возраста и 2 мин для младшего. ЧСС при этом подсчитывается до нагрузки, непосредственно после ее окончания и ежеминутно на протяжении 3-5 мин восстановительного периода по 10-секундным отрезкам с перечетом на минуту. Нормальной реакцией на 20 приседаний является учащение пульса на 50-80% по сравнению с исходным, но с восстановлением в течение 3-4 мин. После бега - не более 80-100% с восстановлением через 4-6 мин.

С ростом тренированности реакция становится более экономной, восстановление ускоряется. Пробы лучше проводить утром в день занятий и, по возможности, на следующий день.

Самостоятельно можно пользоваться и пробой Руфье - в положении лежа находиться 5 мин, затем подсчитать ЧСС в течение 15 с (P 1), после этого выполнить 30 приседаний за 45 с и определить ЧСС в течение 15 с, за первые 15 с (Р 2) и за последние 15 с первой минуты восстановления (Р 3). Оценку работоспособности производят по так называемому индексу Руфье (ИР) по Формуле

ИР = (Р 1 + Р 2 + Р 3 – 200) / 10

Реакция считается хорошей при индексе от 0 до 2,9, средней - от 3 до 6, удовлетворительной - от 6 до 8 и плохой - выше 8.

В качестве пробы с физической нагрузкой можно использовать и подъем на 4-5-й этаж в среднем темпе. Чем меньше при этом учащение пульса и дыхания и быстрее восстановление, тем лучше. Использование более сложных проб (проба Летунова, степ-тест, велоэргометрия) возможно лишь при врачебном обследовании.

Проба с произвольной задержкой дыхания на вдохе и выдохе. Взрослый человек может задержать дыхание на вдохе на 60-120 с и более, без неприятных ощущений. Мальчики 9-10 лет задерживают дыхание на вдохе 20-30 с, 11-13 лет - 50-60, 14-15 - 60-80 с (девочки на 5-15 с меньше). С ростом тренированности время задержки дыхания увеличивается на 10-20 с.

В качестве простых проб для оценки функционального состояния центральной нервной системы и координации движения можно посоветовать следующие:

Сдвинув пятки и носки вместе, простоять 30 с, не качаясь и не теряя равновесия;

Поставить ноги на одном уровне, вытянуть руки вперед, простоять 30 с с закрытыми глазами;

Руки в стороны, закрыть глаза. Стоя на одной ноге, приставить пятку одной ноги к колену другой, простоять 30 с, не качаясь и не теряя равновесия;

Простоять с закрытыми глазами, руки вдоль туловища. Чем больше времени простоит человек, тем выше оценивается функциональное состояние его нервной системы.

Из большого арсенала перечисленных выше проб каждый школьник должен, посоветовавшись с врачом или учителем физкультуры, выбрать для себя самые подходящие (желательно одну с физической нагрузкой, одну дыхательную и одну для оценки нервной системы) и проводить их регулярно, не реже одного раза в месяц в одинаковых условиях.

В порядке самоконтроля надо следить также за функцией желудочно-кишечного тракта (регулярный стул без слизи и крови) и почек (прозрачная соломенно-желтая или слегка красноватая моча). При болях в животе, запорах, мутной моче, появлении крови и других нарушениях следует обратиться к врачу.

Школьникам нужно также следить за своей осанкой , поскольку это во многом определяет красоту фигуры, привлекательность, нормальную деятельность организма, умение непринужденно держаться. Осанка обусловлена взаимным расположением головы, плеч, рук, туловища. При правильной осанке оси головы и туловища расположены на одной вертикали, плечи опущены и слегка отведены назад, хорошо выражены естественные изгибы спины, нормальная выпуклость груди и живота. Внимание развитию правильной осанки надо уделять с младшего возраста и на протяжении всей учебы в школе. Способ проверки правильности осанки очень прост - стать спиной к стене, касаясь ее затылком, лопатками, тазом и пятками. Стараться так держаться и далее, отойдя от стены (сохранять осанку).

К перечисленным показателям девушки должны добавить специальный контроль за течением овариально-менструального цикла. Женский организм и процесс его формирования отличаются от мужского. У женщин легче скелет, меньше рост, длина тела и мышечная сила, больше подвижность в суставах и позвоночнике, эластичность связочного аппарата, больше жировая прослойка (мышечная масса по отношению к общей массе тела составляет 30-33% против 40-45% у мужчин, жировая масса – 28-30% против 18-20% у мужчин), уже плечи, шире таз, ниже расположен центр тяжести. Меньше функциональные возможности кровообращения (меньше вес и размеры сердца, ниже артериальное давление, чаще пульс) и дыхания (меньше все дыхательные объемы). Физическая работоспособность женщин на 10-25% ниже, чем у мужчин, а также меньше сила и выносливость, способность к длительным статическим напряжениям. Для организма женщин более опасны упражнения с сотрясением внутренних органов (при падениях, столкновениях); хорошо переносятся упражнения на ловкость, гибкость, координацию движений, равновесие. И хотя с ростом тренированности организм женщин-спортсменок по ряду параметров приближается к мужскому, существенные различия между ними сохраняются. Мальчики до 7-10 лет опережают девочек в росте и развитии, далее - их до 12-14 лет опережают девочки, половое созревание у них начинается раньше. К 15-16 годам по росту и физическому развитию юноши выходят вновь вперед. Отличительной особенностью женского организма являются процессы, связанные с овариально-менструальным циклом, - менструации наступают в 12-13 лет, редко раньше, происходят через каждые 27-30 дней и длятся 3-6 дней. В это время повышается возбудимость, учащается пульс, повышается артериальное давление. Наивысшая работоспособность бывает обычно в постменструальный период и очень редко (у 3-5% спортсменок) во время менструации. Необходимо следить за собой в это время и отмечать в дневнике характер менструации, самочувствие, работоспособность. Отмечается также время появления первой менструации и установление постоянного цикла. Многие школьницы во время менструации стараются избегать физических нагрузок. Это неправильно! Режим нагрузок в это время выбирается индивидуально, в зависимости от самочувствия и течения цикла при нормальном состоянии, без неприятных ощущений, занятия нужно продолжать с некоторым ограничением скоростных, силовых упражнений, натуживания. Если самочувствие ухудшается, при обильных, болезненных менструациях в первые 1-2 дня можно ограничиться легкой зарядкой и прогулками, далее заниматься, как девушки с нормальным течением процесса. Особое внимание к своему состоянию необходимо в период от первой менструации до установления цикла. У спортсменок нередко половое созревание (в том числе менструации) наступают позже, но это не представляет никакой опасности в дальнейшем.

1. Ортостатическая проба (греч. оrthos прямой, правильный, statos - стоящий) - функциональная диагностическая проба - метод исследования функционального состояния сердечно-сосудистой системы, основанный на определении физиологических параметров (ЧСС) до и после перехода из горизонта­льного положения (положение лежа) в вертикальное (положение стоя) и выявление разницы частоты пульса при изменении положения тела (ЧСС2 – ЧCC1).

Эта проба показывает состояние регуляторных механизмов, а также дает представление об общей тренированности организма. По разнице между частотой пульса лежа и стоя можно судить о реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку при изменении положения тела. Также эта проба используется для выявления ортостатических расстройств кровообращения, которые могут возникать при вертикальном положении тела вследствие снижения венозного возврата крови к сердцу из-за частичной ее задержки (под действием силы тяжести) в венах нижних конечностей и брюшной полости. Это ведет к снижению сердечного выброса и уменьшению кровоснабжения тканей и органов, включая головной мозг.

В положении лежа пульс в среднем на 10 ударов меньше. Любое отклонение вверх или вниз является ранним и очень тонким симптомом, который не следует упускать из виду.

Методика проведения ортостатической пробы:

Утром сразу после пробуждения ото сна подсчитать пульс в течение минуты и результаты записать в дневник наблюдений (ЧСС1). Обычно в покое частоту пульса удобнее всего изме­рять на лучевой артерии у основания большого пальца. При этом кистью правой руки следует взяться за тыльную сторону запястья левой руки несколько выше лучезапястного сустава. Подушечками второго, третьего и четвёртого пальцев правой ру­ки найти лучевую артерию, слегка нажимая на нее. Нащупав артерию, надо прижать её к кости;

Встать на коврик и в течение минуты спокойно постоять (руки опущены, голова прямо, дыхание спокойное, ровное). После этого сразу в течение 10 сек. считают количество ударов сердца. Полученную цифру умножают на 6, получают количество ударов в минуту (ЧСС 2).

При переходе из положения лежа в положение стоя учащение ЧСС до 5 ударов в 1 мин - отличный показатель тренированности организма; на 6-11 ударов - хороший показатель тренированности; на 12-18 ударов - удовлетворительный показатель; учащение ЧСС от 19 до 25 ударов в минуту свидетельствует о полном отсутствии физической тренированности. Это неудовлетворительный показатель. Если разница более 25 ударов, то можно говорить либо о переутомлении , либо о заболевании сердеч­но-сосудистой системы. Необходимо срочно обратиться к врачу.

Соотнеся свои показатели с приведенными данными, сделайте вывод о состоянии вашей сердечно-сосудистой системы. Запись примерно такая: «По данным ортостатической пробы состояние моей ССС можно оценить как... .

2. Проба Штанге предназначается для выявления состояния дыхатель­ной системы в условиях полного наполнения легких воздухом, т.е. после полного глубо­кого вдоха.

Методика проведения пробы Штанге: сесть, расслаби­ться, сделать вдох, затем глубокий выдох и снова вдох, после чего задержать дыхание, зажав нос большим и указательным пальцами и зафиксировав по секундомеру время задержки дыхания. Оно должно составлять не менее 20- 30 сек (хорошо подготовлен­ные спортсмены задерживают дыхание на 120 с).

По мере тренированности время за­держки дыхания увеличивается, однако при переутомлении или перетренированности занимающегося возможность задержать дыхание резко снижается.

На основании полученных данных делается вывод (состояние моей дыхательной системы по пробе Штанге можно оценить как…).

3. Проба Генчи предназначена для выявления состояния дыхательной системы в условиях полного отсутствия воздуха в легких, т.е. после полного выдоха.

Методика выполнения пробы: предварительно делается глубокий вдох, выдох, вдох; затем следует спокойный полный выдох и задержка дыхания с зажатым пальцами носом.

На основании полученных данных делается вывод (состояние моей дыхательной системы по пробе Генча можно оценить как…).

4. Гарвардский степ-тест. Высота ступеньки 43-50 см., время выполнения – 5 мин. Частота восхождения 30 подъёмов в 1 минуту под метроном (темп – 120 уд./мин). Подъём на ступеньки и опускание на пол производится с одной и той же ноги. На ступеньке положение вертикальное с выпрямленными ногами.

После нагрузки подсчитывается пульс сидя у стола за первые 30 сек. на 2, 3, 4-ой минуте восстановления. ИГСТ рассчитывается по формуле:

ИГСТ= 100/(1+2+3)*2 ,

где 1, 2, 3 – ЧСС, за первые 30 сек. на 2, 3, 4 мин. восстановления – время восхождения в сек., если ИГСТ меньше 55 – физическая работоспособность слабая , 55-64 – ниже средней , 65-79 – средняя , 80-89 – хорошая , 90 и более – отличная .

5. Индекс Руффье. Индекс Руффье (Ruffier) рассчитывается после 30 приседаний для мужчин и 24 приседаний за 30 сек. для женщин.

JR= (f1+f2+f3-200)/10,

где f1 – ЧСС в мин. до нагрузки, в положении сидя после 5 мин. отдыха,

f2 – ЧСС в мин. сразу после нагрузки стоя,

f3 – ЧСС в мин. через 1 минуту после нагрузки стоя.

Индекс равный 5 и меньше оценивается отлично, 5-10 – хорошо, 11-15 – удовлетворительно, свыше 15 – неудовлетворительно.

JR (индекс Ruffier), отражая адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы, в ответной реакции на дозированную нагрузку, одновременно характеризует уровень общей выносливости и вполне корректно коррелирует с показателями обшей выносливости по тесту Купера (12 минутный бег).

6. Проба Серкина. После отдыха сидя определяется время задержки дыхания на вдохе (первая фаза). Во второй фазе выполняется 20 приседаний за 30 секунд и повторяется задержка дыхания на вдохе стоя. В 3 фазе после отдыха стоя в течение 1 минуты определяется время задержки дыхания на вдохе сидя.

Оценка результатов пробы Серкина

7. 12-минутный тест Купера используется для оценки функциональных и физических возможностей организма.

Оценка общей выносливости для возрастной группы 20-29 лет

8. Функциональная проба со стандартной нагрузкой - оценка типов реагирования сердечно-сосудистой системы на функциональную нагрузку.

Выполните 30 полных приседаний на всю ступню за 45 секунд. Сразу после выполнения нагрузки измеряйте частоту сердечных сокращений (ЧСС) в течение 10 секунд, затем сразу измеряйте артериальное давление (АД). В начале 2 минуты отдыха снова измеряйте ЧСС за 10 секунд и АД. Измерения повторяют на 3, 4 и 5 минутах.

Проанализируйте полученные индивидуальные кривые динамики ЧСС и АД и определите свой тип реакции сердечно-сосудистой системы на предложенную нагрузку, используя приведенную ниже схему.

Различают 5 основных типов реагирования сердечно-сосудистой системы на нагрузку:

1) нормотонический тип характеризуется учащением ЧСС и увеличением пульсового давления за счёт выраженного повышения САД и умеренного понижения ДАД. Увеличение ударного объёма регистрируется до 115 – 120 уд/мин. Далее рост МОК осуществляется за счёт роста ЧСС. Восстановительный период длится около 3 минут;

2) гипертонический тип характеризуется значительным повышением ЧСС и САД. Он выявляется примерно у трети спорстменов. ДАД не снижается. Восстановительный период увеличивается до 4 – 6 минут;

3) ступенчатый тип характеризуется снижением САД сразу после нагрузки. На 2 и 3 минуте восстановления САД увеличивается. Отмечается снижение ДАД и значительное увеличение ЧСС. Восстановительный период затягивается;

4) дистонический тип характеризуется наличием феномена «бесконечного тона» (неисчезающей звуковой пульсации) при определении диастолического давления из-за значительного его снижения. Систолическое давление обычно повышается. Фиксируется значительно повышение пульсового давления. Восстановление замедлено;

5) гипотонический тип реакции характеризуется незначительным подъёмом систолического давления при значительном учащении пульса и продолжительном (более 7 минут) восстановительном периодом. Диастолическое давление обычно несколько повышается, из-за чего пульсовое давление не увеличивается, а нередко даже уменьшается.

2.2 Функциональные пробы и методы контроля при физической реабилитации больного

Эффективность занятий ЛФК находится в прямой связи с адекватностью применяемых физических нагрузок, соответствующих функциональному состоянию организма больного, лечебной гимнастики, базирующейся на целенаправленном воздействии на поврежденный орган или систему.

Для оценки функционального состояния организма большое значение имеет опрос больного, который позволяет определить его двигательные возможности и выявить признаки хронической коронарной или сердечной недостаточности на основании переносимости им повседневных нагрузок.

Вольным, у которых повседневные физические нагрузки, медленная ходьба вызывают боль в сердце, одышку, слабость и сердцебиения, тесты с физической нагрузкой не проводятся и их двигательные возможности оцениваются как низкие - по данным опроса. Больным, которые легко выполняют весь объем нагрузок в пределах повседневной жизни, а боли в сердце, одышка и слабость появляются лишь при быстрой ходьбе или беге средней интенсивности либо же отсутствуют при любых физических нагрузках, для оценки функционального состояния и резервов кардиореспираторной системы проводятся тесты с физической нагрузкой.

Тесты с физической нагрузкой позволяют определить физическую работоспособность и решить вопрос о допустимой общей нагрузке при занятиях различными видами ЛФК. Функциональные тесты выявляют степень нарушения функции того или иного органа, с помощью функциональных тестов выбирают частную методику лечебной гимнастики, дозируют специальные упражнения.

Выбор функционального теста и модели нагрузки определяется:

1) характером заболевания, степенью нарушения функции пораженного органа или системы;

2) наличием сопутствующих заболеваний;

3) степенью физической тренированности;

4)возрастом и полом;

5)этапом физической реабилитации (стационар, поликлиника);

6) конечными целями ЛФК, курса физических тренировок.

Тесты с физической нагрузкой.

В основе тестирования с использованием физических нагрузок в ЛФК лежат различные принципы. Программа физического тестирования предназначена: I) для оценки функционального состояния и резервов сердечнососудистой и дыхательной системы с целью определения общей нагрузки при назначении ЛФК и выбора программы физической тренировки; 2) оценки физической работоспособности для определения пригодности больного к различным видам деятельности; 3) оценки эффективности программ физической реабилитации у выздоравливающих после перенесенных острых заболеваний и у больных с хроническими заболеваниями внутренних органов.

Применяют 2 вида тестов с физической нагрузкой: 1) тесты, при проведении которых изменения и сроки восстановления показателей кардиореспираторной системы определяют после стандартной физической нагрузки; 2) субмаксимальные тесты, при использовании которых данные о сердечнососудистой и дыхательной системах могут быть получены непосредственно во время ли дозированных нагрузок, а также в восстановительном периоде.

К первому виду тестов относят различные динамические пробы с подскоками, приседаниями, бегом и ходьбой на месте, при проведении которых учитывают изменения и сроки восстановления частоты пульса, дыхания, АД. Хотя эти тесты и не решают ни одну из перечисленных выше задач физического тестирования, однако из-за простоты их и доступности широко используются в практике.

Основная задача тестов на восстановление - определение реакции сердечнососудистой системы на физическую нагрузку. Наиболее стандартизирована проба Мартине с 20 приседаниями за 30 с. Эту пробу проводят у лиц с заболеваниями внутренних органов в стадии полной компенсации, при определении медицинской группы для занятий физкультурой в учебных заведениях, при допуске к занятиям в группах общей физической подготовки и в группах «Здоровье». С помощью пробы удается определить время восстановления функций системы кровообращения и дыхания после конкретной нагрузки. При этом более короткий восстановительный период (до 3 мин) свидетельствует о лучшей физической подготовке, при выполнении нагрузки у физически подготовленного больного частота пульса меньше. Частоту пульса и АД сравнивают с исходными показателями: чем незначительнее расхождение, тем лучше функция сердечнососудистой системы. Проба с 20 приседаниями оценивается с учетом изменений частоты сердечных сокращений (ЧСС) в первые 10 с первой минуты после нагрузки и АД в процентах к исходной величине, а также сравнивается соответствие процента учащения сердечных сокращений со степенью изменений всех основных параметров, характеризующих АД.

Типы реакции больных на физическую нагрузку принято делить на физиологические, промежуточные и патологические (неблагоприятные). Патологические реакции на нагрузку при регулярной физической тренировке могут переходить в физиологические. Учащение пульса в пределах 50-75%, повышение систолического давления не более чем на 15-30% с уменьшением минимального на 10-25% и увеличением пульсового давления не более чем на 50-70% характеризует нормотонический тип реакции. Эта реакция физиологическая и она расценивается как благоприятная. Процент учащения пульса при этой реакции соответствует пульсовому давлению, которое отражает изменение систолического и диастолического давления и косвенно характеризует увеличение ударного объема сердца.


Заключение

Лечебная физическая культура - научная дисциплина. ЛФК как раздел клинической медицины изучает рациональное применение физической культуры и изменения, возникающие у больных под влиянием физических упражнений.

Интеграция социальных, биологических, физиологических, гигиенических и педагогических знаний с современными достижениями клинической медицины легла в основу теоретических позиций ЛФК и логически объединяется с дифференцированной разработкой ее методов.

Биологической основой ЛФК является движение - важнейший естественно-биологический стимул организма. Роль социального фактора в ЛФК обусловлена влиянием на здоровье человека. Учитывается влияние научно-технического прогресса и урбанизации, роль болезней цивилизации и др. ЛФК способствует созданию оптимального экологического окружения, находящегося в соответствии с биологическими, психическими и эстетическими потребностями людей. При применении ЛФК расширяется непосредственная связь человека с природой.

Физиологическая основа ЛФК предусматривает нозологический подход при наиболее важных заболеваниях и органно-системный при дифференциации частных вопросов. Она отражает задачи профилактического и гигиенического направления медицины и имеет широкие показания к применению.

Гигиенические основы ЛФК определяются ее оздоровительным воздействием на больных. При этом учитывают достижения гигиены физических упражнений и спорта, а также" гигиенических основ тренировки. Гигиенические аспекты ЛФК усиливают связь ее с формированием здорового образа жизни.

Педагогические и методические принципы обучения в ЛФК применяют с учетом состояния больных. Используют основы обучения физическим упражнениям, развитие двигательных навыков и воспитание физических качеств. Учитывают значение дозированной физической тренировки и ее направленность (общая и специальная тренировка).

В оценке терапевтического влияния физических упражнений следует учитывать, что их лечебное действие основано на способности стимулировать физиологические процессы в организме. Стимулирующее влияние физических упражнений на больного осуществляется через нервный и гуморальный механизмы. Нервный механизм характеризуется усилением тех нервных связей, которые развиваются между функционирующей мышечной системой, корой головного мозга и подкоркой и любым внутренним органом. Эти связи рецепторного аппарата с центральной нервной системой определяются не только функциональным состоянием ее, но и состоянием гуморальной среды.

Именно поэтому так важно осуществлять индивидуальный подбор физических упражнений на основе результатов проведённых функциональных проб.


Список литературы

1. Лечебная физическая культура: Справочник/Епифанов В.А., Мошков В.Н., Антуфьева Р.И. и др.; Под ред. В.А. Епифанова. – М. Медицина, 1987.

2. Медицинская реабилитация: Руководство для врачей/Под редакцией В.А. Епифанова. - М. Медпресс-информ, 2008.


Информация о работе «Составление и обоснование индивидуального комплекса физических упражнений и доступных средств физической культуры с указанием примерной дозировки»




Развития физических качеств является эффективнее общепринятой методики развития физических качеств. Таким образом, можно сказать, что сюжетные игры-упражнения являются важным видом деятельности в развитии физических качеств у детей дошкольных групп. Список литературы 1. Вавилова Р.И.Сборник инструктивно-методических материалов по физической культуре. - М.: Просвещение, 2003.- 245 ...

Совершенствуя его. Таким образом, хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении должна быть нацелена на поиск резервов полноценного физического развития детей и формирование основ здорового образа жизни. В процессе физического воспитания детей дошкольного возрасте осуществляются...

Чем выше моторная плотность тренировки или чем больше затрачено времени на отработку специализированных упражнений, упражнений на развитие основных физических качеств или упражнений соревновательной направленности. На начальном этапе обучения, наряду с изучением основных элементов волейбола, тренер должен прививать детям любовь к этому виду спорта, постараться «зацепить» учеников. Поэтому выбор...

Диктует свой уровень развития психофизических качеств, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков. Поэтому если вы готовитесь к профессии инженера-нефтяника, то вам нужна профессионально-прикладная физическая подготовка одного содержания, а будущему филологу – другая. Эти отличия и отражаются в целях и задачах ППФП как раздела учебной дисциплины "Физическая культура". Целью ППФП...