Open
Close

Современные методы преподавания биологии в школе. Современные методы преподавания биологии

Методика обучения биологии – наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета.
Методика обучения биологии базируется на общих для всех школьных предметов педагогических положениях применительно к изучению биологического материала. Вместе с тем она интегрирует специальные, психолого-педагогические, мировоззренческие, культурологические и другие профессионально-педагогические знания, умения и отношения.
Среди основных задач методики обучения биологии как науки можно выделить следующие:

Определение роли предмета биологии в общей системе обучения и воспитания школьников;

Разработка предложений по составлению и совершенствованию школьных программ и учебников и проверка этих предложений на практике в школе;

Определение содержания учебного предмета, последовательности его изучения в соответствии с возрастом учеников и программы для разных классов;

Разработка методов и приемов, а также организационных форм обучения школьников с учетом специфических особенностей биологических наук;

Разработка и проверка на практике оснащенности учебного процесса: организации кабинета, уголка живой природы, школьного учебно-опытного участка, наличия объектов живой природы, учебных наглядных пособий, рабочего инвентаря и др.

Объект исследования методики обучения биологии – учебно-воспитательный процесс, связанный с предметом «Биология». Наука включает знания о предмете изучения. Предметом исследования методики являются цели и содержание образовательного процесса, методы, средства и формы обучения, воспитания и развития учащихся.

Методы обучения биологии следующие: 1)эмпирические – наблюдение, педагогический эксперимент, моделирование, прогнозирование, тестирование, качественный и количественный анализ педагогических достижений; 2) теоретического познания – систематизация, интеграция, дифференциация, абстрагирование, идеализация, системный анализ, сравнение, обобщение. Построение теории обучения биологии в школе требует взаимосочетания эмпирического и теоретического познания.
Методика преподавания биологии в системе педагогических наук.

Методика обучения биологии, являясь педагогической наукой, неразрывно связана с дидактикой. Методика обучения биологии разрабатывает теоретические и практические проблемы содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, обусловленные спецификой школьной биологии.
Методика обучения биологии находится в тесной взаимосвязи с психологией, поскольку в своей основе опирается на возрастные особенности детей. Содержание учебного материала по биологии усложняется из класса в класс по мере развития личности ученика.
Методика обучения биологии тесно связана с философией. Она способствует развитию самопознания человека, пониманию места и роли научных открытий в системе общего развития человеческой культуры, позволяет связать разрозненные фрагменты знаний в единую научную картину мира.

Методика обучения биологии связана с биологической наукой. Предмет «Биология» в школе носит синтетический характер. Между школьным предметом и биологической наукой существует большое различие. Цель биологической науки – получить новые знания о природе путем исследования. Цель школьного предмета «Биология» - дать знания учащимся (факты, закономерности), добытые биологической наукой.

1.1. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ КАК НАУКА

Наука - это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о предметах и явлениях. Наука включает знания о предмете изучения, ее основная задача - полнее и глубже познать его. Главная функция науки - исследование. Предметом исследования методики обучения биологии являются теория и практика обучения, воспитания и развития учащихся по данному предмету.

Перед методикой как наукой стоят задачи выявления закономерностей процесса обучения биологии в целях его дальнейшего совершенствования, повышения эффективности подготовки учащихся как высоко сознательных, всесторонне развитых и биологически грамотных членов общества.

Опираясь на основы дидактики, методика решает важнейшие задачи развивающего обучения.

В отличие от дидактики методика обучения биологии имеет свою специфику, определяемую содержанием и структурой биологической науки и учебным предметом. Методика вырабатывает рациональные методы, средства и формы обучения для овладения учащимися знаниями по биологии и умениями применять их на

практике, для формирования научного мировоззрения и понимания ценности жизни.

Методика обучения биологии как любая наука познает объективные законы процессов и явлений, которые она изучает. Выявление их общих закономерностей позволяет ей объяснить и предсказать ход событий и действовать целенаправленно.

Основными признаками науки, как правило, являются цели, предмет ее изучения, методы познания и формы выражения знаний (в виде фундаментальных научных положений, принципов, законов, закономерностей, теорий и фактов, терминов). Имеют значение также история становления и развития науки, имена ученых, обогативших ее своими открытиями.

Цели, стоящие перед методикой обучения биологии, лежат в русле общих педагогических целей и задач. Поэтому данная методика - особая область педагогики, обусловленная спецификой предмета исследования.

Методика обучения биологии базируется на общих для всех школьных предметов педагогических положениях применительно к изучению биологического материала. Вместе с тем она интегрирует специальные (естественно-научные и биологические), психолого-педагогические, мировоззренческие, культурологические и другие профессионально-педагогические знания, умения и отношения.

Методика обучения биологии определяет цели образования, содержание учебного предмета "Биология" и принципы его отбора.

Методика обучения биологии также отмечает, что одна из важнейших целей биологического образования - формирование у школьников научного мировоззрения, базирующегося на целостности и единстве природы, ее системном и уровневом построении, многообразии, единстве человека и природы. Кроме того, школьная биология ориентирована на формирование знаний о структуре и функционировании биологических систем, об устойчивом развитии природы и общества в их взаимодействии.

Предметами научного познания являются зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности различные аспекты, свойства и отношения объекта. Объект исследования методики обучения биологии - учебно-воспитательный (образовательный) процесс, связанный с данным предметом. Предметом исследования методики являются цели и содержание образовательного процесса, методы, средства и формы обучения, воспитания и развития учащихся.

В развитии науки, ее практическом приложении и оценке достижений достаточно существенная роль принадлежит методам научного исследования. Они являются средством познания изучаемого предмета и способом достижения поставленной цели. Ведущие методы обучения биологии следующие: наблюдение, педагогический эксперимент, моделирование, прогнозирование, тестирование, качественный и количественный анализ педагогических достижений. Названные методы основаны на опыте, чувственном познании. Однако эмпирическое познание не является единственным источником достоверного знания. Выявить сущность предмета и явления, их внутренние связи помогают такие методы теоретического познания, как систематизация, интеграция, дифференциация, абстрагирование, идеализация, системный анализ, сравнение, обобщение.

Построение теории обучения биологии в школе требует взаимосочетания эмпирического и теоретического познания. С одной стороны, необходима опора на факты непосредственного наблюдения педагогических явлений образовательного процесса, изучение и осмысление опыта (передового и негативного) практики обучения. С другой стороны, требуются обобщение, научное абстрагирование признаков, фактов и отношений, прогнозирование и конструирование позитивных сторон обучения, выдвижение идей обновления и оптимизации учебно-воспитательного процесса. Но выдвигаемые идеи вновь должны пройти апробацию путем наблюдения и осмысления опыта, новых фактов, действий и явлений. Без такого сочетания построение методической теории обучения биологии в школе или остается эмпирическим и субъективным, или приводит к беспредметному теоретизированию. Только с помощью доказательных средств эксперимента гипотетические идеи и построения можно реализовать в теории и на практике.

В методике обучения биологии практически все теории сформулированы с опорой на естественный педагогический эксперимент, апробацию идей в массовой практике обучения, в тесном сочетании эмпирического и теоретического познания.

Общая методика обучения биологии рассматривает основные вопросы всех биологических курсов в школе: концепции биологического образования, цели, задачи, принципы, методы, средства, формы, модели реализации, содержание и структуры, этапность, непрерывность, историю становления и развития биологического образования в стране и мире; мировоззренческое, нравственное и экокультурное воспитание в процессе обучения; единство содержания и методов обучения; взаимосвязь между формами учебной работы; целостность и развитие всех элементов системы биологического образования, которая обеспечивает прочность и осознанность знаний, умений и навыков.

Общая методика обучения биологии тесно связана со всеми частными биологическими методиками. Ее теоретические выводы базируются начастнометодических исследованиях. А они, в свою очередь, руководствуются общеметодическими положениями для каждого учебного курса. Таким образом, методика как наука едина, в ней неразрывно сочетаются общая и специальные части.

1.2. СВЯЗЬ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Методика обучения биологии, являясь педагогической наукой, неразрывно связана с дидактикой. Это раздел педагогики, изучающий закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений учащихся. Дидактика разрабатывает теорию образования и принципы обучения, общие для всех школьных предметов. Методика обучения биологии, давно сложившаяся как самостоятельная область педагогики, разрабатывает теоретические и практические проблемы содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, обусловленные спецификой школьной биологии.

Методика обучения биологии находится в тесной взаимосвязи с психологией, поскольку в своей основе опирается на возрастные особенности детей. Методика подчеркивает, что воспитывающее обучение может быть действенным только в том случае, если оно соответствует возрастному развитию учащихся.

Методика обучения биологии тесно связана с биологической наукой. Предмет "Биология" в школе носит синтетический характер. Он отражает едва ли не все основные области биологии: ботанику, зоологию, физиологию растений, животных и человека, цитологию, генетику, экологию, эволюционное учение, происхождение жизни, антропогенез и пр. Для правильного научного объяснения природных явлений, распознавания растений, грибов, животных в природе, их определения, препарирования и экспериментирования учителю необходима хорошая теоретическая и практическая подготовка.

Методика обучения биологии тесно связана с философией. Она способствует развитию самопознания человека, пониманию места и роли научных открытий в системе общего развития человеческой культуры, позволяет связать разрозненные фрагменты знаний в единую научную картину мира. Философия является теоретической основой методики, вооружает ее научным подходом к многообразным аспектам обучения, воспитания и развития школьников.

1.3. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

Методика обучения биологии как учебный предмет имеет первостепенное значение для подготовки учителя биологии средней школы. В процессе обучения формируются профессиональные знания и навыки студентов, они овладевают умением преподавать.

Учебный предмет содержит не все знания, накопленные наукой в ходе исследований, а лишь их основы. Они специально отобраны с учетом задач обучения, возраста и подготовки учащихся. В отличие от науки основная функция учебного предмета - образовательная. Учебный предмет не является точной копией науки. В конструировании учебного предмета доминирует стремление передать студентам систему знаний и опыт,накопленные наукой. Это не только простое воспроизведение научных данных, но и обобщение, уточнение понятий, систематизация научных фактов и суждений.

Учебный предмет с учетом его главной образовательной функции строится по определенной системе. Он интегрирует все то, что является наиболее продуктивным, пересматривает отдельные проблемы.

Методика обучения биологии как наука, предмет, цели и задачи МОБ. Связь МОБ с другими науками.

ЛЕКЦИЯ №1.

Цель лекции: сформировать понятия о методике преподавания биологии как науке и предмете, об объекте, предмете и методах данной науки; изучить связи методики обучения биологии с другими науками.

План лекции:

1. Методика обучения биологии как наука

2. Связь методики обучения биологии с другими науками.

3. Методика обучения биологии как учебный предмет.

Методика обучения биологии исследует содержание образовательного процесса по этому предмету и закономерности усвоения биологического материала школьниками.

Методика обучения биологии – наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета.

Наука – это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о предметах и явлениях. Методика вырабатывает рациональные методы, средства и формы обучения для овладения учащимися знаниями по биологии и умениями применять их на практике, для формирования научного мировоззрения и понимания ценности жизни.

Методика обучения биологии базируется на общих для всех школьных предметов педагогических положениях применительно к изучению биологического материала. Вместе с тем она интегрирует специальные (естественно-научные и биологические), психолого-педагогические, мировоззренческие, культурологические и другие профессионально-педагогические знания, умения и отношения.

Методика обучения биологии определяет цели образования, содержание учебного предмета «Биология» и принципы его отбора. Методисты считают, что формирование целевого компонента современного школьного биологического образования зависит от системы ценностей, которую определяют:

Уровень образованности, то есть овладение биологическими знаниями, умениями и навыками, способствующими активному и полноценному включению школьников в учебную, трудовую, общественную деятельность;

Уровень воспитанности, характеризующий систему мировоззренческих взглядов, убеждений, отношение к окружающему миру, природе, обществу, личности;

Уровень развития ученика, определяющий его способности, потребность в саморазвитии и совершенствовании физических и умственных качеств.

Цель общего среднего биологического образования определяется с учетом названных ценностей и таких факторов, как:

Целостность человеческой личности;

Прогностичность, то есть ориентация целей биологического образования на современные и будущие биологические и образовательные ценности;

Преемственность в системе непрерывного образования.


Методика обучения биологии также отмечает, что одна из важнейших целей биологического образования – формирование у школьников научного мировоззрения, базирующегося на целостности и единстве природы, её системном и уровневом построении, многообразии, единстве человека и природы. Школьная биология также ориентирована на формирование знаний о структуре и функционировании биологических систем, об устойчивом развитии природы и общества в их взаимодействии.

Среди основных задач методики обучения биологии как науки можно выделить следующие:

Определение роли предмета биологии в общей системе обучения и воспитания школьников;

Разработка предложений по составлению и совершенствованию школьных программ и учебников и проверка этих предложений на практике в школе;

Определение содержания учебного предмета, последовательности его изучения в соответствии с возрастом учеников и программы для разных классов;

Разработка методов и приемов, а также организационных форм обучения школьников с учетом специфических особенностей биологических наук;

Разработка и проверка на практике оснащенности учебного процесса: организации кабинета, уголка живой природы, школьного учебно-опытного участка, наличия объектов живой природы, учебных наглядных пособий, рабочего инвентаря и др.

Объект исследования методики обучения биологии – учебно-воспитательный процесс, связанный с предметом «Биология». Наука включает знания о предмете изучения. Предметом исследования методики являются цели и содержание образовательного процесса, методы, средства и формы обучения, воспитания и развития учащихся.

В развитии науки достаточно существенная роль принадлежит методам научного исследования. Ведущие методы обучения биологии следующие: 1) эмпирические – наблюдение, педагогический эксперимент, моделирование, прогнозирование, тестирование, качественный и количественный анализ педагогических достижений; 2) теоретического познания – систематизация, интеграция, дифференциация, абстрагирование, идеализация, системный анализ, сравнение, обобщение. Построение теории обучения биологии в школе требует взаимосочетания эмпирического и теоретического познания.

Научно обоснована структура содержания методики обучения биологии. Она разделяется на общую и частные, или специальные, методики обучения: природоведению, по курсам «Растения. Бактерии. Грибы и лишайники», «Животные», «Человек», «Общая биология».

Общая методика обучения биологии рассматривает основные вопросы всех биологических курсов в школе: концепции биологического образования, цели, задачи, принципы, методы, средства, формы, модели реализации, содержание и структуры, этапность, непрерывность, историю становления и развития биологического образования в стране и мире; мировоззренческое, нравственное и экокультурное воспитание в процессе обучения; единство содержания и методов обучения; взаимосвязь между формами учебной работы; целостность и развитие всех элементов системы биологического образования, которая обеспечивает прочность и осознанность знаний, умений и навыков.

Частные методики исследуют специальные для каждого курса вопросы обучения в зависимости от содержания учебного материала и возраста учащихся. В них представлены методика уроков, экскурсии, внеурочные работы, внеклассные занятия, то есть система преподавания конкретного курса по биологии. Общая методика биологии тесно связана со всеми частными биологическими методиками.

В предлагаемом для учителей пособии рассматриваются система биологического образования современной школы, воспитание и развитие учащихся в процессе обучения, методы и методические приемы обучения, основные традиционные и инновационные формы организации учебно-воспитательного процесса, факультативные и элективные занятия, формы и виды внеклассной работы, материальная база обучения биологии.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методика обучения биологии в школе (А. И. Никишов, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Глава 1. Методика обучения биологии как наука и как учебный предмет

Методика обучения биологии* относится к общественным наукам, а из них она наиболее близка к таким областям знаний, как теория воспитания и дидактика. Возникновение отечественной методики обучения биологии связано с введением в школу «Естественной истории» (1786 г.), потребностями в подготовке учителей к ее преподаванию. На первых этапах своего существования молодая наука развивалась на основе идей авторов программ и учебников, опыта работы творческих учителей, которые, в свою очередь, опирались на идеи крупнейших отечественных и зарубежных педагогов того времени. Затем в ней происходил переход от педагогического мастерства, субъективного творчества к объективной научной теории, основанной на методических исследованиях, и она стала отвечать всем требованиям науки.

Методика обучения биологии как наука имеет множество проблем, при разработке которых определяются объект, предмет, цели и задачи исследования, формулируются гипотезы, отбираются методы решения поставленных задач, проводится обработка полученных результатов и делаются соответствующие выводы. Объектом исследования, например, может быть процесс формирования и развития у школьников биологических понятий, а предметом – методические условия формирования и развития у школьников филогенетических понятий в процессе изучения раздела «Животные». Формулировка гипотезы исследования включает в себя выделение противоречий и способы их преодоления. Методы исследования отбираются с учетом цели, задач и гипотезы исследования.

Методика обучения биологии как наука устанавливает образовательные, воспитательные и развивающие задачи обучения биологии в общеобразовательной школе, разрабатывает содержание общего среднего биологического образования, формы, методы и методические приемы обучения и развития школьников, определяет состав учебно-материальной базы обучения биологии, принципы отбора наглядных средств обучения, методику их использования. Другими словами, она отвечает на три основных вопроса: «Зачем учить?», «Чему учить?» и «Как учить?».

С учетом проблем, исследуемых методикой обучения биологии, имеются различные определения ее как науки. В самом кратком виде можно сказать, что методика обучения биологии – наука, выясняющая закономерности обучения биологии в школе на каждом этапе ее развития и перспективы школьного биологического образования.

Решение выделенных выше основных проблем обучения биологии связано с учетом множества факторов. Так, при выяснении учебно-воспитательных задач обучения биологии учитываются такие условия, как: а) требования общества к общему среднему образованию подрастающего поколения; б) уровень развития биологических и связанных с ними сельскохозяйственных наук; в) положение биологии в учебном плане общеобразовательной школы; г) возрастные познавательные возможности школьников и т. п.

С учетом множества факторов связано и решение второй по сложности проблемы методики обучения биологии, включающей определение системы среднего биологического образования, содержания и структуры учебного предмета и его разделов, состава общебиологических и частных биологических понятий, последовательности их формирования и развития.

Не менее сложна и третья проблема, которая связана с выяснением способов передачи биологических знаний и умений и усвоения их учащимися, так как качество получаемых учащимися знаний связано с формами обучения, методами и методическими приемами, наглядными средствами, проверкой и контролем усвоения знаний и пр.

Один из важных критериев любой науки – связь с другими науками. Методика обучения биологии связана с философией, биологией, педагогикой, психологией и некоторыми другими науками (рис. 1). Философия – методологическая основа любой науки. Методика обучения биологии в наибольшей степени связана с диалектикой. Для обучения подрастающего поколения она отбирает те научные принципы, идеи и теории, которые правильно отражают объективную действительность и на основе которых можно формировать у школьников подлинно естественнонаучное мировоззрение. Использование диалектического материализма дает возможность избежать различных методологических ошибок: отбор учебного материала, например, нельзя ставить в зависимость от методов обучения; содержание любого раздела школьного курса биологии должно рассматриваться в зависимости от его учебно-воспитательных задач, методы обучения – в зависимости от учебно-воспитательных задач и содержания учебного материала, формы обучения и оборудование – в зависимости от содержания и методов. Вместе с тем, определение задач и содержания курса биологии должно рассматриваться в зависимости от потребностей общества, развития биологической науки, возможностей усвоения учащимися предлагаемых знаний в соответствии с их возрастом и развитием. Процесс обучения необходимо строить в развитии от урока к уроку, от темы к теме, от одного раздела программы к последующему.

Знание диалектического материализма как метода позволяет видеть различные противоречия, например, между ростом научной информации и ограниченными возможностями учебного предмета, и устранять их в процессе обучения.

Биологические (ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, эволюционное учение, цитология, генетика и др.) и сельскохозяйственные науки (почвоведение, агрономия, зоотехния и др.) служат для методики обучения биологии основным источником отбора учебного материала. Из них отбираются основные теории, закономерности, понятия и фактический материал, направленный на их раскрытие.


Рис. 1. Структура методики обучения биологии


Педагогика для методики обучения биологии – источник знаний общих закономерностей обучения, воспитания и развития школьников. Используя педагогические знания, методика обучения биологии конкретизирует их, наполняет определенным содержанием. Так, используя принцип дидактики, заключающийся в том, что обучение должно идти «от знакомого к незнакомому», методика обучения биологии устанавливает, какие объекты и в какой степени знакомы учащимся того или иного возраста, какие методические условия способствуют применению этого принципа, и т. п. Связь методики обучения биологии с педагогикой двусторонняя, так как теория воспитания и дидактика при познании общих закономерностей используют результаты методических исследований, в том числе и методики обучения биологии.

Знания из области психологии используются в методике обучения биологии при решении многих проблем и прежде всего таких, как процессы усвоения и запоминания знаний учащимися, внимание и интерес к изучаемому материалу, развитие наблюдательности и мышления, формирование и развитие представлений и понятий о биологических предметах и явлениях и т. п. Так, для разработки проблем, связанных с развитием у школьников мышления в процессе обучения биологии, нужно знать, что такое мышление, какие различают виды мышления, каковы общие закономерности развития мышления, а для разработки проблем развития познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии – что такое деятельность, познавательная деятельность, каковы ее мотивы и пр. Психология для обобщений получает от методики обучения важный материал в виде результатов экспериментальной работы по названным и другим проблемам.

Методику обучения биологии, как и другие науки, разделяют на общую методику обучения биологии и частные методики обучения, связанные с проблемами основных разделов курса биологии. Общая методика обучения биологии исследует такие проблемы, как содержание и структура школьного курса биологии, преемственность между изучаемыми разделами курса, воспитание в процессе обучения биологии, единство содержания и методов обучения, взаимосвязь между формами учебной работы и пр. Частные методики обучения биологии (каждая применительно к своему разделу) выясняют учебно-воспитательные задачи раздела, каждой из включенных в него тем, принципы отбора учебного материала и его структуризацию, формирование и развитие знаний по отдельным вопросам биологии, методы и методические приемы обучения частных проблем и т. п. Общая методика обучения биологии тесно связана с частными. Ее теоретические выводы базируются на частно-методических исследованиях, а они, в свою очередь, дают возможность делать общеметодические заключения. Таким образом методика обучения биологии как наука едина: в ней сочетаются как общие, так и специальные части.

Специфика методики обучения биологии в отличие от методик обучения другим предметам (географии, физики, химии) заключается в том, что она исследует закономерности обучения основам наук, имеющих дело с живыми объектами, сложными формами движения материи, специальными методами их изучения.

Лекция № 1
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ КАК НАУКА
Цель лекции: сформировать понятия о методике преподавания биологии как науке и предмете, об объекте, предмете и методах данной науки; изучить связи методики обучения биологии с другими науками.
План лекции:

1. Методика обучения биологии как наука

2. Связь методики обучения биологии с другими науками.

3. Методика обучения биологии как учебный предмет.
Методика обучения биологии как наука
Методика обучения биологии исследует содержание образовательного процесса по этому предмету и закономерности усвоения биологического материала школьниками.

^ Методика обучения биологии – наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета.

Наука – это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о предметах и явлениях. Методика вырабатывает рациональные методы, средства и формы обучения для овладения учащимися знаниями по биологии и умениями применять их на практике, для формирования научного мировоззрения и понимания ценности жизни.

Методика обучения биологии базируется на общих для всех школьных предметов педагогических положениях применительно к изучению биологического материала. Вместе с тем она интегрирует специальные (естественно-научные и биологические), психолого-педагогические, мировоззренческие, культурологические и другие профессионально-педагогические знания, умения и отношения.

Методика обучения биологии определяет цели образования, содержание учебного предмета «Биология» и принципы его отбора. Методисты считают, что формирование целевого компонента современного школьного биологического образования зависит от системы ценностей, которую определяют:


  • уровень образованности, то есть овладение биологическими знаниями, умениями и навыками, способствующими активному и полноценному включению школьников в учебную, трудовую, общественную деятельность;

  • уровень воспитанности, характеризующий систему мировоззренческих взглядов, убеждений, отношение к окружающему миру, природе, обществу, личности;

  • уровень развития ученика, определяющий его способности, потребность в саморазвитии и совершенствовании физических и умственных качеств.
Цель общего среднего биологического образования определяется с учетом названных ценностей и таких факторов, как:

  • целостность человеческой личности;

  • прогностичность, то есть ориентация целей биологического образования на современные и будущие биологические и образовательные ценности;

  • преемственность в системе непрерывного образования.
Методика обучения биологии также отмечает, что одна из важнейших целей биологического образования – формирование у школьников научного мировоззрения, базирующегося на целостности и единстве природы, её системном и уровневом построении, многообразии, единстве человека и природы. Школьная биология также ориентирована на формирование знаний о структуре и функционировании биологических систем, об устойчивом развитии природы и общества в их взаимодействии.

Среди основных задач методики обучения биологии как науки можно выделить следующие:


  • определение роли предмета биологии в общей системе обучения и воспитания школьников;

  • разработка предложений по составлению и совершенствованию школьных и учебников и проверка этих предложений на практике в школе;

  • определение содержания учебного предмета, последовательности его изучения в соответствии с возрастом учеников и программы для разных классов;

  • разработка методов и приемов, а также организационных форм обучения школьников с учетом специфических особенностей биологических наук;

  • разработка и проверка на практике оснащенности учебного процесса: организации кабинета, уголка живой природы, школьного учебно-опытного участка, наличия объектов живой природы, учебных наглядных пособий, рабочего инвентаря и др.
^ Объект исследования методики обучения биологии – учебно-воспитательный процесс, связанный с предметом «Биология». Наука включает знания о предмете изучения. Предметом исследования методики являются цели и содержание образовательного процесса, методы, средства и формы обучения, воспитания и развития учащихся.

В развитии науки достаточно существенная роль принадлежит методам научного исследования. Ведущие методы обучения биологии следующие: 1) эмпирические – наблюдение, педагогический эксперимент, моделирование, прогнозирование, тестирование, качественный и количественный анализ педагогических достижений; 2) теоретического познания – систематизация, интеграция, дифференциация, абстрагирование, идеализация, системный анализ, сравнение, обобщение. Построение теории обучения биологии в школе требует взаимосочетания эмпирического и теоретического познания.

Научно обоснована структура содержания методики обучения биологии. Она разделяется на общую и частные, или специальные, методики обучения: природоведению, по курсам «Растения. Бактерии. Грибы и лишайники», «Животные», «Человек», «Общая биология».

Общая методика обучения биологии рассматривает основные вопросы всех биологических курсов в школе: концепции биологического образования, цели, задачи, принципы, методы, средства, формы, модели реализации, содержание и структуры, этапность, непрерывность, историю становления и развития биологического образования в стране и мире; мировоззренческое, нравственное и экокультурное воспитание в процессе обучения; единство содержания и методов обучения; взаимосвязь между формами учебной работы; целостность и развитие всех элементов системы биологического образования, которая обеспечивает прочность и осознанность знаний, умений и навыков.

Частные методики исследуют специальные для каждого курса вопросы обучения в зависимости от содержания учебного материала и возраста учащихся. В них представлены методика уроков, экскурсии, внеурочные работы, внеклассные занятия, то есть система преподавания конкретного курса по биологии. Общая методика биологии тесно связана со всеми частными биологическими методиками.
^ Связь методики обучения биологии с другими науками
Методика обучения биологии, являясь педагогической наукой, неразрывно связана с дидактикой . Это раздел педагогики, изучающий закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений учащихся. Методика обучения биологии разрабатывает теоретические и практические проблемы содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, обусловленные спецификой школьной биологии.

Методика обучения биологии находится в тесной взаимосвязи с психологией , поскольку в своей основе опирается на возрастные особенности детей. Содержание учебного материала по биологии усложняется из класса в класс по мере развития личности ученика.

Методика обучения биологии тесно связана с философией . Она способствует развитию самопознания человека, пониманию места и роли научных открытий в системе общего развития человеческой культуры, позволяет связать разрозненные фрагменты знаний в единую научную картину мира. Философия является теоретической основой методики, вооружает её научным подходом к многообразным аспектам обучения, воспитания и развития школьников. Связь методики с философией тем более важна, поскольку изучение основ науки биологии о всевозможных проявлениях живой материи на разных уровнях её организации ставит целью формирование и развитие у учащихся материалистического мировоззрения.

Методика обучения биологии связана с биологической наукой. Предмет «Биология» в школе носит синтетический характер. Между школьным предметом и биологической наукой существует большое различие. Цель биологической науки – получить новые знания о природе путем исследования. Цель школьного предмета «Биология» - дать знания учащимся (факты, закономерности), добытые биологической наукой. На уроке школьников знакомят лишь с фундаментальными основами науки, наиважнейшими научными проблемами, чтобы не перегружать их излишней информацией. При этом школьный предмет не является «мини-наукой», это система основополагающих, фундаментальных понятий по биологии, способствующая развитию и воспитанию учащихся.
^ Методика обучения биологии как учебный предмет
Методика обучения биологии как учебный предмет имеет первостепенное значение для подготовки учителя биологии средней школы. В процессе обучения формируются профессиональные знания и навыки студентов, они овладевают умением преподавать.

Учебный предмет содержит не все знания, накопленные наукой в ходе исследований, а лишь их основы. Они специально отобраны с учетом задач обучения, возраста и подготовки учащихся. В отличие от науки основная функция учебного предмета – образовательная. Учебный предмет интегрирует все то, что является продуктивным, пересматривает отдельные проблемы.

Вузовский учебный предмет по своей структуре и содержанию достаточно близок к науке. Он включает научные данные, рассматривает различные подходы к решению отдельных проблем, отмечает удачные и неудачные результаты в поиске истины. Этот учебный курс знакомит с методологией и методами научного поиска.

Большое место в вузовском предмете отводится истории научных открытий с персонифицированным подходом.

Учебный предмет «Методика обучения биологии» в процессе теоретический и практической подготовки студентов дает возможность не только раскрыть содержание и структуру школьного курса биологии, но и ознакомить их с особенностями организации современного образовательного процесса по биологии в разных типах школ общего образования, сформировать устойчивые умения и навыки использования методов и средств обучения биологии, освоить требования обязательного минимума (государственный образовательный стандарт) содержания базового и полного среднего общего биологического образования, познакомить с разнообразием форм и методов, с инновационными подходами в обучении биологии и с материальной базой этой дисциплины в школе.

Профессиональная подготовка будущего специалиста строится в соответствии с профессиограммой учителя, которая характеризует его основные функции (информационную, развивающую, ориентационную, мобилизационную, конструктивную, коммуникативную, организационную и исследовательскую), представляющие собой модель квалификационной подготовки специалиста.

Учебный предмет обычно реализует систему организационных форм обучения – взаимодействие обучаемых и обучающего на лекциях, лабораторно-практических занятиях, в процессе полевой и педагогической практик. На лекциях происходит знакомство с учебной дисциплиной, закладываются основы научных знаний, дают общее представление о методологии, знакомят с главными идеями, основными научными теориями, с практической стороной изучаемого предмета и перспективой его развития. Практические и лабораторные занятия призваны углубить, расширить и детализировать эти знания. Овладение учебным материалом на практических занятиях по сравнению с лекциями осуществляется на более высоком уровне – на уровне репродукции, умений и навыков.

Самостоятельная работа является важной формой обучения, завершающим этапом всех других видов учебной работы. Самостоятельная работа расширяет и обогащает знания и умения, она имеет индивидуальную направленность, соответствующую творческим способностям студента. Самостоятельная работа развивает творческие качества личности и способствует формированию разносторонних специалистов.
Литература:




  1. Конюшко В.С., Павлюченко С.Е., Чубаро С.В. Методика обучения биологии. Мн., 2004.

Лекция № 2
^
Цель лекции: Изучить зарождение методики биологии в России и Белоруссии , развитие школьного естествознания и методики его обучения в XVIII - первой половине ХIХ в.
План лекции:

1.Зарождение методики биологии в России и Белоруссии.

2.Начало школьного естествознания и методики его обучения.

3.Школьное естествознание и методика его преподавания в первой половине ХIХ в.
Зарождение методики биологии в России и Белоруссии
Современная методика обучения биологии – это творческий опыт, накопленный многими поколениями ученых, учителей и учащихся. Её возникновение тесно связаны с социально-экономической и политической историей нашей страны, развитием биологической и педагогической наук, средней и высшей школы.

Слово «методика» происходит от греческого «methodos» - путь к чему-либо, путь исследования или способ познания.

Становление методики обучения биологии можно проследить с глубокой древности. Это связано с освоением условий окружающей среды, развитием ботаники и зоологии, практическими знаниями и наблюдениями природы, которые накапливались веками.

На первых этапах содержание школьного естествознания было далеко от науки, имело религиозную направленность. На протяжении многих веков первоначальное представление о природе белорусы получали из Библии и рукописной литературы преимущественно духовного содержания. В XVI-XVII вв. первоисточниками обычно являлись сочинения византийских авторов. В Средние века школы создавались, как правило, при церкви или монастыре. В 1682г. ученик Симеона Полоцкого Сильвестр Медведев также при монастыре открыл школу, в которой наряду с грамматикой и риторикой преподавали математику и физику. Предмет под названием «Физика» рассматривал вопросы естественной философии (строение неба и земли, метеорологические явления, свойства растений, животных и человека).

Одной из первых книг XV в., по которой обучали детей на Руси, - сборник рассказов «Физиолог» о реальных и фантастических животных. Этот труд был создан на основании античных и восточных источников. В Средние века в России и на белорусских землях в качестве учебника был популярен «Шестоднев» - сочинения епископа Василия Великого. В нем автор изложил библейский рассказ о сотворении мира, дал отдельные пояснения натуралистического плана и привел географические, зоологические и ботанические сведения о разнообразии органического мира. Имел хождение и другой сборник византийского происхождения – «Толковая Палея», в которой приводились сведения о солнце, луне, звездах. Различных растениях и животных.

В XVI в. в Россию попадает переведенная с латинского на русский язык книга «Луцидариус», написанная в XII в. Это диалог между учителем и учеником, который содержит большой материал натуралистического характера. Широкое распространение получили «Азбуковники» и «Алфавиты» как учебники и книги для чтения, где в алфавитном порядке размещались сведения «обо всем», в том числе по естествознанию.

В XVII в. было очень популярно сочинение неизвестного латинского автора начала XVI в. «Проблемата», в котором излагались с большим искажением идеи Аристотеля и Гиппократа. В это же время ходил трактат «Бестарий» греческого проповедника Дамаскина Студита, который включал только зоологическую информацию.

В XVIII в. значительный интерес представлял труд «Зерцало естествозрительное», изданное в июле 1713 г. по заказу и на средства купца Ивана Короткого. Сочинение на 218 страницах представляло собой курс естественной философии для учащихся старших ступеней школы, но знания о природе были очень поверхностными и перемешанными с суевериями и фантазиями.

Таким образом, вплоть до XVIII в. натуралистическое просвещение основывалось на устаревших средневековых и древних источниках.

Но с приходом Петра I к власти начинаются изменения в общественно-экономическом развитии. В конце XVII – начале XVIII в. создаются первые светские школы, в которых учащиеся получали знания и по естествознанию, что обеспечивало профессиональную подготовку, необходимую для географических изысканий, исследований недр, организации различных производств.

В 1724 г. Петр основал Петербургскую Академию наук. Академиками (Ломоносовым М.В., Крашенниковым С.П., Стеллером Г.В., Лепехиным И.И., Палласом П.С.) было сделано много крупных естественно-научных открытий. Эти естественно-научные открытия нашли отражение в содержании школьного обучения. Например, в это время В.Ф. Зуев стал автором первого русского учебника по естествознанию «Начертание естественной истории» (1786).
^ Начало школьного естествознания и методики его обучения
Естествознание как учебный предмет впервые вводится в школу России только в конце XVIII в. В 1783 г. была открыта первая учительская семинария для подготовки учителей. В 1782 г. в период реформирования народного образования в городах создавались народные училища двух типов: главные – 5-летние и малые – 2-летние. Предмет «Естествознание» вводился на двух последних годах в 5-летних училищах. В 1786 г. вышел первый отечественный учебник естествознания под названием «Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи по высочайшему повелению царствующей императрицы Екатерины Вторыя». Можно считать, что с этого года началась история отечественной методики преподавания биологии.

В.Ф. Зуеву пришлось решать все основные методические задачи преподавания впервые вводимого предмета (отбор учебного содержания, его структура, стиль изложения), реализовывать цели обучения в соответствии с запросами общества, определять методы и средства обучения.

Названный учебник состоит из двух частей и разделяется на три отдела: «Ископаемое царство» (неживая природа), «Прозябаемое царство» (ботаника) и «Животное царство» (зоология). В книге даются сведения о строении тела человека. О человеке В.Ф. Зуев пишет: «По строению тела человек – подобное прочим зверям животное». Всего в учебнике дано описание 148 растений и 157 животных. Включены в этот учебник и сведения из области экологической науки. Текст в учебнике изложен простым языком с привлечением интересного биологического и практического материала. Данный учебник явился одновременно и первой программой по естествознанию в школе, и первым методическим пособием. В нем есть ряд указаний о том, как осуществлять процесс преподавания, какие использовать средства наглядности, как организовать предметный кабинет. Ученым был издан зоологический атлас, составленный из 57 отдельных таблиц. Эти таблицы широко использовались в школе на протяжении более 40 лет.

Решая практические вопросы преподавания естественной истории, В.Ф. Зуев обозначил ряд важнейших проблем методики: взаимосвязь науки и учебного предмета, научность содержания, структуру учебного предмета (от простого к сложному, от неживой природы к растениям, животным и человеку), роль натуральной и изобразительной наглядности в обучении, развитие интереса к изучаемому материалу, практическое значение естественно-научных знаний, взаимосвязь методики обучения в средней и высшей школе.
^ Школьное естествознание и методика его преподавания

в первой половине ХIХ в.
В первой половине XIX в. по новому школьному уставу (1804) народные училища преобразуются в гимназии, которые давали право учащимся поступать в университет. Учительская семинария была реорганизована в Педагогический институт, где преподавание методики продолжил ученик В.Ф. Зуева Андрей Михайлович Теряев. В биологической науке в это время царит систематика Карла Линнея. В 1809 г. был издан учебник А.М. Теряева «Начальные основания ботанической философии, изданные Главным Правлением Училищ для употребления в Гимназиях Российской Империи». Учебник Теряева повторял некоторые тексты учебника Зуева, но с искажениями, а первые 128 первых страниц это был дословный перевод «Философии ботаники» Линнея. Книга была написана тяжелым языком, материалы о живой природе излагались с религиозных позиций. Учебник оказался очень сложным для учащихся, терялся принцип доступности, учебник обязывал большинство материала «выучивать наизусть».

Более удачным был учебник Ивана Кастальского «Начальные основания ботаники для юношества», вышедший в 1826 г. Это перевод французского учебника, в котором излагались некоторые сведения по физиологии растений. Однако в этом учебнике все «тонуло» в огромном и сложном материале по систематике.

В 1818 г. по распоряжению Учебного комитета время на изучение естествознания значительно сократили, а по уставу 1828г. предмет был исключен из учебного плана всех учебных заведений и не преподавался до 1852 г. Вместо этого школа знакомила учеников с идеями классицизма и античности.

Под влиянием передовой общественной мысли естествознание было восстановлено в учебном плане реальных училищ лишь в 1839 г., в кадетских корпусах в 1848 г. и в гимназиях в 1852 г. Однако в гимназиях вели довольно объемную программу по естествознанию, в которой не было методически обоснованного отбора содержания и последовательности изучения предмета. В программе преобладающее значение имела систематика. Применительно к этому в 1853 г. были изданы учебники по зоологии, ботанике и минералогии.

Учебник зоологии на 500 страницах содержал описание 400 семейств более 2000 видов животных. Методисты писали: «Этот учебник известен всей России, и горе было учителям и ученикам, которым приходилось иметь с ним дело, потому что учебник был составлен вопреки всем педагогическим правилам».

Еще менее удачными учебниками были учебники ботаники и минералогии. Учебник «Краткая ботаника. Курс гимназический» содержал описании около 1500 видов, кроме того пытался научить ещё богопочитанию, помочь учащимся осознать значение языкознания (к латинским названиям добавлялись французские, немецкие и польские), ознакомить с государственными деятелями и учеными, чьи имена были использованы в названиях растений.

Заметным исключением для того времени был учебник ботаники, написанный в 1849 г. Владимиром Ивановичем Далем для кадетских военно-учебных заведений. Объем книги сравнительно небольшой, текст легко читаемый, материал учебника сопровождался хорошо выполненными рисунками. Данный учебник включал много экологического и природоохранного материала. По мнению автора, он «должен служить средством для общего умственного и нравственного развития». К сожалению, этот замечательный для своего времени учебник не получил распространения в гимназиях, так как министерство сочло его недостаточно научным.

Таким образом, несмотря на включение биологического материала в школьное естествознание, его общее состояние в первой половине XIX в. было неудовлетворительным и характеризовалось глубоким застоем.
Литература:


  1. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: Учеб. для студ. пед. ин-тов. 4-е изд. М., 1983.

  2. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания. М., 1985.

  3. Пономарев И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. пед. вузов. М., 2003.

Лекция № 3
^ КРАТКАЯ ИСТОРИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Цель лекции: Изучить развитие методики биологии во второй половине XIX в. и методику обучения естествознания в ХХ в.
План лекции:

1.Школьное естествознание и методика его преподавания во второй половине XIX в.

2.Методика обучения естествознания в первой половине ХХ в.

3.Методика обучения биологии во второй половине ХХ в.