Open
Close

Ценообразование на жнвлс в аптеке. Экспертное мнение о новой методике ценообразования на лекарственные препараты

Жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП) -- перечень лекарственных препаратов, утверждаемый Правительством Российской Федерации в целях государственного регулирования цен на лекарственные средства.

Перечень ЖНВЛП содержит список лекарственных средств под международными непатентованными наименованиями и охватывает практически все виды медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации в рамках государственных гарантий.

С 2012 года действует Перечень ЖНВЛП, утверждённый Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. № 2199-р .

В 2013 году, согласно Распоряжению № 1378-р от 30.07.2012, перечень остался неизменным .

Перечень ЖНВЛП на 2015 год

Минздрав России сформировал список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) на 2015 г. В ближайшее время правительству РФ предстоит его утвердить.

"Принципиальная позиция министерства здравоохранения: перечень жизненно необходимых и важнейших лекарств не сокращается. Напротив, он пополнен рядом препаратов, - сообщил начальник отдела профильного департамента Минздрава России Андрей Гайдеров. - Впервые перечень ЖНВЛП формировался по новым правилам: в него включались только лекарства с доказанной клинической эффективностью, на основе двухуровневой экспертизы и с участием широкого круга экспертов."

При этом все дебаты экспертов, и это тоже в первый раз, проходили абсолютно открыто: вплоть до того, что заседания комиссии Минздрава транслировались по Интернету в режиме онлайн. В комиссию входили не только наиболее авторитетные практикующие врачи, но и представители пациентских сообществ.

В результате правительству предстоит утвердить четыре лекарственных списка. Перечень ЖНВЛП - это базовый документ. В него входят лекарства, цены на которые регулирует государство. Понятно, что в условиях экономической нестабильности и скачущего курса рубля по отношению к евро и доллару именно регистрация предельных отпускных цен производителями лекарств может защитить нас от их резкого удорожания. Перечень этот серьезно обновлен, причем, в сторону расширения.

"Убрали из него только две позиции, - активированный уголь, а также один из гормональных контрацептивов, которые вряд ли можно отнести к жизненно необходимым лекарствам, - пояснил Андрей Гайдеров. - В то же время в перечень ЖНВЛП впервые включен ряд дорогостоящих препаратов для лечения орфанных и жизнеугрожающих заболеваний".

"Это очень важный шаг, поскольку, с одной стороны, цены на все жизненно необходимые лекарства регистрируются и контролируются государством. С другой стороны, включение конкретного лекарства в этот перечень говорит о том, что государство гарантирует его закупку. То есть некоторые дорогие лекарства станут для пациентов более доступными", - считает сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов Юрий Жулев.

Расширен и перечень лекарств, закупаемых по программе "7 нозологий" для лечения редких, но очень дорогостоящих заболеваний. В него также добавлено несколько новых препаратов, в частности еще одно современное лекарство для лечения болезни Гоше.

В то же время эксперты оказались перед трудным выбором: на закупки всего арсенала, предлагаемого сегодня фармкомпаниями, не хватит никакого бюджета. В последние годы появилось много лекарственных препаратов "нового поколения", которые дают пациентам шанс на выздоровление при заболеваниях, которые еще вчера были неизлечимы. Но все инновационные препараты очень дорогие. Поэтому вопрос о дополнительном включении в перечень некоторых дорогостоящих лекарств, в частности, предназначенных ВИЧ-инфицированным, больным гепатитами В и С, некоторыми онкогематологическими заболеваниями, решено дополнительно обсудить ближе к весне, когда станет яснее финансовая ситуация и будет понятно, сможет ли государство гарантировать закупки таких лекарств в необходимом объеме. Заявки от фармкомпаний приняты, подчеркивают в Минздраве, но нужно внимательно просчитать затраты.

Что касается лекарств для льготников, в этом перечне, как и раньше, сохранено более трех сотен наименований всех основных лекарственных групп. Исключения минимальные. "Убрали из него только некоторые препараты с недоказанной эффективностью, например, валокордин. Нас, кстати, постоянно критиковали, что в перечне остается устаревшее и небезопасное лекарство", - пояснил Андрей Гайдеров.

Наконец, подготовлен и минимальный ассортиментный перечень - это тот список препаратов, который в обязательном порядке должен иметься в любой аптеке. Этот перечень защищает нас от "вымывания" из продажи дешевых лекарств. Ясно, что продать дорогую упаковку, которая стоит несколько сотен рублей, аптеке выгоднее, чем "возиться" с копеечными препаратами. Далеко не всегда недорогие лекарства лежат на аптечных полках на виду, да и провизор, если его спросить, скорее посоветует что-нибудь недешевое. Поэтому при формировании минимального ассортимента для аптек эксперты обращали внимание на то, чтобы в нем обязательно были именно доступные, привычные препараты. "Правило сохранения ассортимента абсолютное большинство аптек соблюдает, - сообщила глава Аптечной гильдии Елена Неволина. - Поэтому нужно просто спросить фармацевта или провизора о нужном вам лекарстве. Любой препарат, включенный в этот список, аптека просто обязана иметь в наличии, а провизор - предложить покупателю".

УДК 338.517

Марущак И.И.*, Ольховская М.О.

М.О. Ольховская

И.И. Марущак

Системы ценообразования на лекарственные препараты в России и за рубежом

*Марущак Илья Иванович, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики Московского государственного индустриального университета

**Ольховская Марина Олеговна, преподаватель кафедры международных экономических и финансовых отношений» Российской государственной академии интеллектуальной собственности», соискатель кафедры экономики Московского государственного индустриального университета

E-mail: [email protected]

Авторы рассматривают проблематику ценообразования на лекарственные препараты в России и за рубежом. В настоящее время сложилось несколько систем ценообразования, каждую из которых поддерживают определенные группы стран. Сравниваются различные модели ценообразования, в том числе механизмы образования цены на лекарственный препарат, действующие в российской экономике.

Ключевые слова: ценообразование, лекарственные препараты, дженерики, предельные цены, референтные цены, контроль прибыли, Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.

В настоящее время практически в каждой развитой стране существует национальная система ценообразования на лекарственные препараты либо действует порядок ценообразования для целого региона с учетом локальных особенностей. С одной стороны, порядок определения цены на медикаменты - это задача государства, выполняющего функцию гаранта социальной поддержки населения, с другой стороны, также необходимо учитывать интересы производителей, прибыль которых положительно влияет на объемы производства новых лекарств. В России достижение баланса интересов между государством и бизнесов в фармацевтической отрасли осложнено различными целями, преследуемых сторонами.

Существует зависимость между ценой на лекарственные средства и объемом предложения продукции на рынке. В странах с низким уровнем ограничения объема предложения на рынке цена на лекарственное средство имеет тенденцию быть выше (США, Япония), чем в странах, где существует более жесткое регулирование объема поставок (Индия, Китай, ряд стран Центральной и Восточной Европы) .

Кроме того, необходимо учитывать следующий фактор: существует группа стран с жесткой конкуренцией на рынке дженериков2 (Индия), инновационных препаратов и препаратов-аналогов (США, страны-члены Евросоюза), что определяет развитость ценовой политики для той или иной категории лекарственных препаратов. Цена на лекарственный препарат, имеющий патентную защиту априори выше ценовой категории лекарств-дженериков, на рынке которых, в случае завышения цены на один препарат, лояльность потребителей вернуть будет достаточно сложно. Однако в целях снижения риска завышения цен на инновационные лекарственные препараты правительства различных стран могут отказать в их регистрации. К таким странам относятся Португалия, Австрия, Швейцария, Греция, Финляндия, Аргентина и Турция3.

На настоящий момент сформировались четыре основных подхода к ценообразованию и определению возмещаемой стоимости лекарственных средств:

Предельные цены;

Референтные цены;

Контроль прибыли;

1 Bennett N. Pharmaceutical Pricing Strategies 2000: Entering the New Millenium. Washington: Reuters Business Insight. 2000. 221 p.

Дженерик (англ. Generic) - лекарственное средство, продающееся под международным непатентованным названием либо под патентованным названием, отличающимся от фирменного названия разработчика препарата.

3 Мелик-Гусейнов Д.В. Информация из органов государственной власти. Федеральная антимонопольная служба РФ: Аналитическая записка по вопросу разработки вариантов подходов референтного ценообразования на лекарственные препараты, входящие в группу жизненно необходимых и важнейших [Электронный ресурс]. 21.10.2011. Режим доступа: http://farm.lobbying.ru/gosinfo.php?id=110 (дата обращения: 17.07.2011)

Подход, основанный на пользе лекарственных средств (назначение цены, исходя из преимуществ того или иного препарата относительно других)1.

Предельные (максимальные) цены на лекарственные устанавливают многие страны за исключением Г ер-мании, Великобритании, США (табл. 1).

Таблица 1

Страны, в которых применяют регистрацию предельных (максимальных) цен находящихся (In-patent) и не находящихся (Off-patent) под патентной защитой лекарственных препаратов2

С учетом цен зарубежом Страны Предельные цены

In-patent Off -patent

v Бразилия V v

v Канада V -

v Китай V v

v Франция V -

Г ермания - -

v Италия V -

v Г олландия V v

v Испания V -

Великобритания - -

Существенный недостаток данного метода состоит в том, что производитель в таком случае может быть недостаточно мотивирован на создание новых молекул для производства лекарственных препаратов). Следовательно, общество будет подвергнуто угрозе неполучения необходимого медикамента на рынке стран с действующим механизмом. И, действительно, преимущественно новейшие медицинские разработки приходят из США, Великобритании и Г ермании.

Рассмотрим второй подход к ценообразованию на лекарственные препараты - референтное ценообразование.

К референтному ценообразованию перешло большинство стран Евросоюза.

Референтное ценообразование представляет собой элемент системы государственного возмещения расходов на лекарственные средства, призванный, во-первых, оптимизировать эти расходы посредством определения экономически обоснованного уровня возмещения стоимости для каждой группы лекарственных средств, включенных в перечень реимбурсируемых (от реимбуксация - возмещение стоимости лекарственных препаратов). А, во-вторых, - увеличить количество граждан, в первую очередь малообеспеченных и социально незащищенных, получающих адекватную медикаментозную помощь.3

Сравнительные данные о механизме референтного ценообразования в странах Евросоюза представлены в таблице 2.

Г ермания, Дания, Великобритания, Швеция не используют данный механизм. В данных странах существует свободное ценообразование, предполагающее нахождение баланса между спросом и предложением. Однако нельзя утверждать, что для данных стран свободное ценообразование является основным механизмов установления цен. Поскольку фармацевтическая отрасль является преимущественно социально-ориентированной, государственный контроль должен иметь место и для отдельных категорий лекарственных препаратов. Так, в странах с преимущественно свободным ценообразованием обязательно имеются сферы (например, оптоворозничная торговля в Германии, доходы фирм, выпускающих патентованные препараты в Великобритании), или программы обеспечения лекарственными средствами (федеральные программы в США), где осуществляется регулирование цен. В свою очередь, в странах с жестким контролем свободное ценообразование распространяется на препараты, стоимость которых не подлежит возмещению из общественных фондов (например, Франция, Швеция, Япония, Испания и др.)4.

Таким образом, государство не вмешивается в порядок установления цены самой компанией, однако осуществляет регулирование цен.

Суть метода в том, что ценообразование, устанавливаемое производителями, до тех пор считается свободным, пока производители не превышают максимального коэффициента прибыли. Таким образом, цены регулируются опосредованно - через договоренность о размерах получаемых прибылей. При этом уровень прибыли компании измеряется исходя из прибыли на инвестированный капитал. Для компаний, которые не имеют каких-либо значительных вложений капитала в Великобритании, оценка производится на основании дохода с продажи5.

С одной стороны, компании лучше других субъектов могут определить уровень возмещения затрат на научные исследования в сфере создания новых лекарственных препаратов, заложив издержки в цену, но, если по-

Полякова Д. Референтное ценообразование: побочные действия [Электронный ресурс] // Аптекам online 24.03.2008. Режим доступа: http://www.apteka.ua/article/6385 (дата обращения: 27.04.2011 г.)

3 О референтном ценообразовании на украинском фармрынке из первых уст: Интервью с Соловьевым А. и Бортницким В. [Элекетронный ресурс] // Apteka.online.ua. 09.04.2012. № 835 (14). Режим доступа: http://www.apteka.ua/article/136717 (дата обращения: 20.07.2011).

4 Тельнова Е.А. Ценообразование: зарубежный опыт // Фармакоэкономика. 2009. Т. 2. № 4. С. 24.

5 Мелик-Гусейнов Д.В. Указ. соч.

смотреть на это с другой стороны, то государство, осуществляя роль регулятора сталкивается с проблемой определения нормы доходности для отдельных предприятий. К тому же у всех предприятий свой ассортиментный портфель, и та маржа, которая может быть установлена для одной компании будет недостаточна для другой.

Таблица 2

Применение референтных цен в различных странах1

Страна Нали чие ШР Область применения Основа для расчета референтной цены Способ расчета референтной цены и референтные страны

Австрия + Реимбурсируе-мые2 лекарственные средства Цены производителя (для отдельных стран -оптово-отпускные цены) Референтная цена рассчитывается как среднее значение цены во всех странах - членах ЕС, за исключением Румынии и Болгарии

Бельгия + Все лекарственные средства Цены производителя Сравнение проводится со всеми странами - членами ЕС

Болга- рия + Рецептурные лекарственные средства Цены производителя Начиная с 2010 г., референтная цена рассчитывается как среднее от 3 наиболее низких цен в таких странах: Румыния, Россия, Чехия, Словакия, Венгрия, Польша, Португалия, Испания, Австрия

Венгрия + Реимбурсируемые лекарственные средства Цены производителя При расчете референтной цены учитывается наиболее низкая цена в референтных странах (Франция, Ирландия, Германия, Португалия, Италия, Греция, Польша, Чехия, Словения, Словакия, Бельгия, Австрия и одна дополнительная страна)

Испания + Инновационные лекарственные средства Цены производителя Референтная цена рассчитывается как наиболее низкая цена среди следующих стран: Германия, Австрия, Бельгия, Дания, Франция, Нидерланды, Ирландия, Италия, Люксембург, Великобритания, Швеция

Италия + Реимбурсируемые лекарственные средства Цены производителя Референтная цена рассчитывается как средняя цена в референтных странах (не определены), ШР используется в качестве дополнительной информации в ходе переговоров о стоимости препарата с производителем

Латвия + Реимбурсируемые лекарственные средства Цены производителя Референтная цена рассчитывается как третья наиболее низкая цена в странах ЕС

Польша + Реимбурсируемые препараты Цены производителя Референтная цена рассчитывается как самая низкая в референтных странах (Бельгия, Великобритания, Ирландия, Франция, Германия, Нидерланды, Швеция, Дания, Испания, Португалия, Италия, Греция, Чехия, Венгрия, Люксембург, Литва)

Порту- галия + Рецептурные и реимбурсируемые безрецептурные (исключая дженерики) лекарственные средства Цены производителей, цены конечного потребления Референтная цена рассчитывается как среднее значение цен в таких странах: Греция, Испания, Франция, Италия

Франция + Инновационные лекарственные средства Цены производителя Сравнение проводится с ценами компании-производителя в таких странах: Германия, Испания, Италия и Великобритания

Рассмотрим основные механизмы определения цены на лекарственные препараты в других регионах. По-нашему мнению, целесообразно обратиться к опыту таких развитых в отношении фармацевтической продукции стран, как Индия, Китай, Бразилия (страны-партнеры Российской Федерации по БРИК).

Индийское Правительство предложило внедрить новый подход к регулированию стоимости лекарственных средств, в частности ограничить стоимость препаратов, находящихся под патентной защитой, до уровня, определенного с помощью системы внешнего референтного ценообразования с поправкой на показатель ВВП из

Как работает система референтного ценообразования? [Электронный ресурс] // Аптека.опНпе.иа 2012. .27февраля № 8 (829). Режим доступа: http://www.apteka.ua/article/126957 (дата обращения 30.04.2012 г.).

Реимбурсация - система возмещения средств, затраченных населением на амбулаторное потребление медикаментов.

расчета на душу населения. При этом в качестве референтных стран выбраны Великобритания, Канада, Франция, Австралия и Новая Зеландия. Проводить расчет предельной розничной стоимости препарата предлагается следующим образом: например, в Индии стоимость лекарственного средства, находящегося под патентной защитой, составляет 35,5 тыс. рупий (636 дол. США), а этого же препарата в Австралии и Франции - примерно 2170 дол. При этом ВВП из расчета на душу населения в этих странах более чем в 10 раз выше, чем в Индии. Таким образом, предельная стоимость этого лекарственного средства в Индии, согласно предложению правительства, должна быть во столько же раз ниже, чем в Австралии и Франции, и составлять примерно 1011 тыс. рупий (185-209 долл.), что почти в 3 раза меньше по сравнению с его нынешней стоимостью.

В Бразилии действует жесткая система регулирования цен на лекарства: при государственной регистрации препарата в Министерстве здравоохранения официально регистрируется его цена. Процесс оценки медицинских технологий становится все более жестким (по итогам 2008 г. из предложенных цен на препараты только 15% были одобрены, остальные предложено снизить). Причем внутренние комитеты по оценке медицинских технологий, используя в качестве образца федеральное законодательство по НТА, создаются также и в частных системах страхования. Национальный перечень дорогостоящих препаратов Бразилии включает 106 лекарств для терапии 87 нозологий1.

Строгий контроль цен в Китае осуществляется только на препараты, возмещаемые за счет государственных средств. Список таких лекарств включает от 1500 до 2000 наименований. В среднем 500-1000 из них -средства традиционной китайской медицины, а 1000 фармацевтические продукты двух категорий: А (дешевые дженерики) и В (инновационные лекарства). 15% препаратов категории В (75 наименований) оплачиваются региональными бюджетами. На лекарства, не входящие в данный список, действует свободное ценообразование. Парадоксально, но достижения в области экономики Китая не способствуют улучшению ситуации в здравоохранении, она даже ухудшается. Доля застрахованных пациентов год от года снижается (с 90% в 1981 году до 60% в 2008 году). В то же время правительство ставит цель довести этот показатель до 100% к 2010 году, что весьма маловероятно. При этом наблюдается гигантский рост расходов на здравоохранение (на протяжении 15 лет они увеличиваются ежегодно на 10-15%). Плата взимается не только за услуги, но и за обращение к врачу, доля расходов из кармана пациента достигает 60%. Характерным недостатком китайского здравоохранения является неравенство городского и сельского населения.

Отдельным блоком является анализ ценообразования на инновационные лекарственные средства, который свидетельствует о том, что цены на принципиально новые препараты, подлежащие возмещению, в большинстве исследуемых стран определяются в соответствии с ценами международной торговли. При этом во Франции также принимается во внимание их эффективность, в Швеции - социальная перспективность, в Бельгии -цены препаратов в странах ЕЭС, в Японии - уровень производственных затрат и происхождение лекарственных средств, в Китае - патентованное лекарственное средство или нет. В таких странах, как Германия и США, на инновационные препараты действует свободное ценообразование. В Великобритании также действует свободное ценообразование, но в пределах установленного дохода фирмы2.

Вышеуказанные подходы к ценообразованию на инновационные лекарственные препараты определяются тем, что издержки на их разработку, равно как и уровень рисков различного рода достаточно высок. Кроме того, зачастую принципиально новый лекарственный препарат нельзя сравнить по цене с другим препаратом, поскольку аналогов определенный период времени существовать не будет. Конечно, это порождает спекуляции на лекарственных препаратов со стороны производителей, устанавливающих изначально завышенные цены, которые сложно проверить, но, с другой стороны, количество опасных патологий растет с каждым годом и от срока выведения препарата на рынок может зависеть жизнь граждан.

В настоящий момент в нашей стране применяется Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2135-р (далее - Перечень № 2135-р), ценообразование на которые можно открыто просмотреть.

На все препараты, которые указаны в Перечне № 2135-р, цена регулируется государством, при этом государственной регистрации подлежат цены на лекарственные средства как отечественного, так и импортного производства. Лекарственное средство, цена на которое зарегистрирована, вносится в Г осударственный реестр зарегистрированных предельных отпускных цен.

Расчет цены производится следующим образом3.

Актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на лекарственные средства устанавливаются предельные оптовые и розничные надбавки:

К фактической отпускной цене производителя лекарственных средств. При этом под фактической отпускной ценой российского производителя понимается цена, по которой производитель фактически отпускает лекарственное средство и которая указывается в договоре купли-продажи и сопроводительной документации на товар (в накладных и тому подобное), а иностранного производителя - контрактная цена на лекарственное средство, не превышающая зарегистрированную предельную отпускную цену, в рублях по курсу ЦБ РФ на дату оформления грузовой таможенной декларации;

1 Здесь: классификация и номенклатура болезней (в современной медицинской литературе обычно употребляется понятие «нозологический подход», т. е. стремление клиницистов и представителей теоретической медицины к выделению нозологической формы, для которой характерны определённая причина, однозначный патогенез, типичные внешние проявления и специфические структурные нарушения в органах и тканях).

2 Тельнова Е.А. Указ. соч.

3 Приказ № 442-а от 11.12. 09 «Об утверждении методики определения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ. Информационно-правовой портал. 2009. 22 декабря. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12071699/ (дата обращения: 09.05.2013).

К отпускной цене организации оптовой торговли, закупающей лекарственные средства за счет собственных средств непосредственно у производителей.

Федеральная служба по тарифам Российской Федерации в Приказе от 11.03.2010 г. № 73-а утвердила форму для представления данных о размере установленных в субъектах Российской Федерации предельных оптовых и розничных надбавок к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, в которой представлен размер предельных надбавок в развернутом виде по следующим ценовым группам:

До 50 руб. включительно;

От 50 до 500 руб. включительно;

Свыше 500 руб.

Таблица 3

Предельные оптовые и предельные розничные надбавки к фактической отпускной цене (без НДС)1

Надбавки Фактическая отпускная цена производителя Предельная надбавка, %

Предельная оптовая надбавка к фактической отпускной цене производителя До 50 руб. включительно 20

Свыше 50 руб. до 500 руб. включительно 15

Свыше 500 руб. 10

Предельная розничная надбавка к фактической отпускной цене производителя До 50 руб. включительно 32

Свыше 50 руб. до 500 руб. включительно 28

Свыше 500 руб. 15

Под фактической отпускной ценой производителя понимается цена (без налога на добавленную стоимость), указываемая российским производителем лекарственного средства в сопроводительной документации на товар (в накладных и тому подобное), а иностранным производителем лекарственного средства - в сопроводительной документации на товар (в счете-фактуре и тому подобное), на основании которой оформляется грузовая таможенная декларация, с учетом расходов, связанных с таможенным оформлением груза (таможенных пошлин и сборов за таможенное оформление), не превышающих зарегистрированную предельную отпускную цену производителя.

Приведем примеры расчета оптовых и розничных надбавок на примере Москвы, во многих субъектах Российской Федерации действует аналогичный порядок2.

Оптовая организация получила от другой организации капли «Корвалол» по цене 10,5 руб. за упаковку с учетом торговой надбавки 5%. Цена у завода-изготовителя - 10,2 руб.

Произведем расчет предельной оптовой цены.

Поскольку Корвалол входит в Перечень № 2135-р, предельная торговая надбавка в данном случае составит: 15% (20% - 5%), где 20% - предельный размер; 5% - уже примененная торговая наценка. Предельная оптовая цена будет равна: 12,03 руб. (10,5 руб. + 10,2 руб. х 15%).

Аптека ООО «Здоровье», расположенная на территории Москвы, получила трехпроцентную перекись водорода от оптовой организации по цене 5 руб. Рассчитаем предельную розничную цену для аптеки по данному лекарственному средству.

Предельная розничная цена для аптеки составит: 6,6 руб. (5 руб. + 5 руб. х 0,32), где 0,32 - коэффициент для расчета суммы предельной розничной цены по ставке 32%.Данные лекарства входят в Перечень № 2135.

Вместе с накладными аптеке были переданы протоколы согласования цен на лекарственные средства. Согласно этим протоколам цена государственной регистрации одной упаковки капель «Корвалол» равна 15 руб., одной упаковки лекарственного средства «Ретинол» - 9 руб.

В результате расчета розничная цена лекарственных средств составит:

- «Корвалол» - 23,75 руб. (20 руб. + 15 руб. х 25%);

- «Ретинол» - 15,15 руб. (12 руб. + 9 руб. х 35%).

В Приказе № 442-а от 11 декабря 2009 г. «Об утверждении методики определения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства» даются четкие инструкции по ценообразованию для каждого из участников фармрынка. Однако на практике потребитель все же не ощутил действенного снижения цен на лекарства.

Ряд экспертов считает, что список жизненно важных лекарств не изначально не совершенен, поскольку специалисты не могут позволить добавление в него дорогостоящих лекарств - государство просто не в состоянии позволить себе это. Потому в список попадают в первую очередь отечественные и дешевые импортные препараты 3.

Именно по этой причине врачи зачастую выписывают не самое эффективное лекарство, а наиболее дешевое, из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС), поскольку только на

2 Медицинские товары и услуги. Ценообразование на лекарственные средства, с учетом последних изменений, 22.07.2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа:: http://www.referent.ru/50/179984 (дата обращения: 09.01.2013).

3 Патенты, лекарства и здравоохранение (по материалам доклада Panos Institute (Лондон) «Патенты, лекарства и здравоохранение», декабрь 2002) [Электронный ресурс] // РМС-Экспо: медицинские выставки и конференции. Режим доступа: http://expo.rusmedserv.com/articli.html (дата обращения: 10.11.2012)..

них в Российской Федерации распространяется государственный контроль в отношении ценообразования.

Подводя итоги сравнительному анализу российской системы ценообразования на лекарственные препараты, можно отметить следующее: порядок ценообразования строго закреплен только для одной категории препаратов - ЖНВЛС, местные цены не сравниваются с ценами за рубежом, что может приводить к завышению цен на лекарственные препараты, государственный контроль за ценами относительно категорий лекарств не ЖНВЛС слаб из-за отсутствия механизма ценообразования на них.

По мнению авторов, необходим переход всех рыночных субъектов к ценообразованию на основе референтных цен. Это может позволить снизить цены на ряд товаров, аналоги которых имеются за рубежом, контролировать цены на всех уровнях от компании-производителя до розничного продавца. Однако для наиболее точного установления цены на лекарственный препарат согласно референтному ценообразованию, целесообразно пойти по опыту Индии: сравнивать цены на лекарственные препараты за рубежом и устанавливать поправку с учетом показателя ВВП на душу населения.

Среди стран, на основе рыночных цен которых должно проводиться сравнение, целесообразно рассматривать Индию (как крупнейшего производителя дженериков), США, Великобританию, Францию, Германию (как основных производителей препаратов-аналогов и инновационных препаратов).

В России в настоящее время отсутствует четкая стратегия ценообразования на разработанные лекарственные препараты (кроме ЖНВЛС), что приводит к самостоятельному установлению производителями и дистрибьюторами цен на лекарственные препараты;

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ № 442-а от 11 декабря 2009 г. «Об утверждении методики определения органами исполнительной власти субъектов

Российской Федерации предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ. Информационно-правовой портал. 2009. 22 декабря. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12071699/ (дата обращения: 09.05.2013).

2. Как работает система референтного ценообразования? [Электронный ресурс] // Аптека.опНпе.иа 2012. 27 февраля. № 8

(829). Режим доступа: http://www.apteka.ua/article/126957 (дата обращения 30.04.2012 г.).

3. Медицинские товары и услуги. Ценообразование на лекарственные средства, с учетом последних изменений // Право-

вая система «Референт». 22.07.2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.referent.ru/48/215984 (дата обращения: 09.01.2013).

4. Мелик-Гусейнов Д.В. Информация из органов государственной власти. Федеральная антимонопольная служба РФ:

Аналитическая записка по вопросу разработки вариантов подходов референтного ценообразования на лекарственные препараты, входящие в группу жизненно необходимых и важнейших [Электронный ресурс]. 21.10.2011. Режим доступа: http://farm.lobbying.ru/gosinfo.php?id=110 (дата обращения: 17.07.2011)

5. О референтном ценообразовании на украинском фармрынке из первых уст: Интервью с А. Соловьевым и В. Бортниц-

ким [Электронный ресурс] // Aптека.online.ua. 09.04.2012. № 835 (14). Режим доступа:

http://www.apteka.ua/article/136717 (дата обращения: 20.07.2011).

6. Патенты, лекарства и здравоохранение (по материалам доклада Panos Institute (Лондон) «Патенты, лекарства и здраво-

охранение», декабрь 2002) [Электронный ресурс] // РМС-Экспо: медицинские выставки и конференции. Режим доступа: http://expo.rusmedserv.com/articl1.html (дата обращения: 10.11.2012).

7. Полякова Д. Референтное ценообразование: побочные действия [Электронный ресурс] // Aптека.online.ua 24.03.2008.

Режим доступа: http://www.apteka.ua/article/6385 (дата обращения: 27.04.2011 г.)

8. Тельнова Е.А. Ценообразование: зарубежный опыт // Фармакоэкономика. 2009. Т. 2. № 4. С. 14-24.

9. Balotsky E.R. “Where Strategy and Ethics Converge: Pharmaceutical Industry Pricing Policy for Medicare Part D

Beneficiaries.” Journal of Business Ethics 84 (2009):75-88.

10. Bennett N. Pharmaceutical Pricing Strategies 2000: Entering the New Millennium. Washington: Reuters Business Insight. 2000.

11. Daems R., Maes E., Glaetzer Ch. “Equity in Pharmaceutical Pricing and Reimbursement: Crossing the Income Divide in Asia

12. D"Mello B. “Transnational Pharmaceutical Corporations and Neo-Liberal Business Ethics in India.” Journal of Business Ethics

36.1-2 (2002):165-185.

13. Kanavos P, Costa-Font J, Seeley E: "Competition in Off-patent Drug Markets: Issues, Regulation and Evidence." Economic

Policy 23.55 (2008): 499-544.

14. Pammolli F., Riccaboni M. “Market Structure and Drug Innovation.” Health Affairs, January/February 23.1 (2004): 48-50.

15. Ridley D. “Price Differentiation and Transparency in the Global Pharmaceutical Marketplace,” Pharmacoeconomics 23.7

(2005): 651-658.

16. Ruggeri K., Nolte E. “Pharmaceutical Pricing. The Use of External Reference Pricing.” Rand Research Reports RR-240. RAND

Corporation, 5 June 2013. Web. 11 Sept. 2013. .

Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11-2011:

Марущак, И. И., Ольховская, М. О. Системы ценообразования на лекарственные препараты в России и за рубежом // Пространство и Время. - 2013. - № 4(14). - С. 44-49.

Цены, используемые на фармацевтическом рынке.

В зависимости от характера обслуживаемого оборота различают:

Отпускные и оптовые цены обеспечивают оборот продукции большими партиями между предприятиями и организациями.

Розничные цены - это конечные цены на товары, по которым их приобретает население.

Разница между отпускной и оптовыми ценами представляет оптовую торговую надбавку , а между оптовой и розничной ценой - розничную торговую надбавку.

  • регулируемые цены;
  • свободные цены.

Регулируемые цены устанавливаются соответствующими органами управления (Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления). В отношении регулируемых цен перечисленные органы государственной власти устанавливают условия, ограничивающие их уровень (ЖНВЛП и т.д.).

Ежегодно увеличиваются расходы государства на обеспечение стационарных больных и декретированных групп населения.

  • с ростом заболеваемости среди населения;
  • с внедрением новых технологий;
  • увеличением числа врачей;
  • увеличением доли людей пожилого возраста;
  • повышением требований пациентов к системе здравоохранения.

Поэтому задача нашего правительства в области ценообразования на лекарственные препараты заключается в контроле над государственными расходами на лекарственные препараты, с одной стороны, предоставлении гарантий приобретения необходимых медикаментов по доступным ценам - с другой.

Свободные (рыночные) цены - это цены, устанавливаемые на продукцию и услуги на основе спроса и предложения на данном рынке, в нашем случае на фармацевтическом рынке.

В системе свободных цен также действуют отпускные, оптовые и розничные цены.

При ценообразовании на лекарственные препараты используются:

  • свободная отпускная цена предприятия - изготовителя;
  • свободная оптовая (отпускная) цена на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения, приобретаемые за счет собственных валютных средств;
  • свободная оптовая цена посредника;
  • контрактная цена (оговоренная в контракте);
  • расчетная цена на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения, приобретаемые за счет собственных валютных средств;
  • свободная розничная цена.

Свободная отпускная цена предприятия - изготовителя устанавливается предприятием - изготовителем исходя из себестоимости, конъюктуры рынка, качества товара и т.д. В отпускные цены в соответствии с действующим законодательством включены некоторые налоги и сборы.

Свободные оптовые (отпускные) цены на лекарственные препараты, закупаемые за рубежом за счет собственных валютных средств, устанавливаются организациями, закупающими импортные лекарственные средства для последующей реализации всем оптовым потребителям. Эта цена формируется исходя из расчетной цены, в которой учитываются контрактная цена товара, различные таможенные платежи, расходы по хранению и другие, а также конъюктура рынка, качество продукции и сложившиеся цены на аналогичные товары на российском рынке. Расчетная цена определяет минимальный уровень оптовой (отпускной) цены.

Свободная оптовая цена посредника определяется исходя из свободных отпускных цен и оптовой торговой надбавки. При формировании оптовых цен посредника учитывают конъюктуру рынка (спрос и предложение), сложившийся уровень цен на аналогичные отечественные и импортные товары. Наценка посредника определяется по договоренности и оформляется протоколом согласования цен.

Свободные розничные цены на лекарственные препараты определяются самостоятельно розничными торговыми предприятиями в соответствии со сложившимися спросом и предложением, качеством товара и формируются из свободных отпускных цен и торговой надбавки розничного звена или суммарной надбавки розничного и оптового звена (при поставке продукции через посредников).

К 1 июля 2015 года в России должна быть принята новая методика ценообразования на из списка ЖНВЛП. Ее проект, разработанный Минздравом России и Федеральной службой по тарифам, был представлен на общественное обсуждение. «РГ» пригласила экспертов рынка принять участие в «круглом столе», чтобы обсудить плюсы и минусы предложенной методики.

Роза Ягудина, заведующая кафедрой организации лекарственного обеспечения и фармакоэкономики Первого МГМУ им. И.М. Сеченова:

— Предложенная методика оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, в ней есть немалые плюсы. Например, наконец введено требование, что цена воспроизведенного препарата (дженерика) не может быть выше 80% цены референтного препарата, а для биосимиляра — не выше 90%. Ведь у нас есть случаи, когда цена дженерика выше, чем у оригинального препарата. Во многих странах такое законодательное требование есть, а в некоторых даже требуется, чтобы каждый последующий дженерик был дешевле предыдущего. Это позволяет оптимизировать систему, уменьшить количество ненужных дженериков. Введена норма, что при внесении незначительных изменений в регистрационное досье, нет необходимости полностью проходить процедуру регистрации цены — сохраняется последняя зарегистрированная. Плюс также в том, что локальным производителям можно в некоторых случаях регистрировать цену выше уровня инфляции, если есть серьезное обоснование. И в принципе хорошо, что не стали менять методику кардинально до введения всеобщего лекарственного страхования — дважды принимать новую систему было бы, конечно, сложно.

С другой стороны, к минусам можно отнести, что у нас такая большая «корзина» референтных стран — 23 страны. Обычно их 5-7, и не больше 10. Плохо, что в нее включены страны, где цены на очень низкие, и это связано либо с угрозой дефолта, как в Греции, либо с совершенно иной системой закупок, как в Турции. Слишком сложным остался процесс перерегистрации цены для иностранных производителей — им позволено увеличить среднюю ввозную цену на уровень официальной инфляции, только если она не будет выше минимальной цены в «корзине» референтных стран. Но в такой большой «корзине» всегда можно найти подходящую страну.

Лариса Попович, директор Института экономики здравоохранения НИУ «Высшая школа экономики»:

— Важно, чтобы в «корзину» отбирались страны, сопоставимые с нашей по уровню ВВП на душу населения, по социально-экономическому развитию, по системам здравоохранения. Но тут есть и еще один риск, который, к сожалению, мало учитывается. Дело в том, что цены на , доступные нам в открытых источниках, зачастую не соответствуют внутренним ценам, по которым то или иное государство закупает эти . Существуют некие отдельные договоренности с производителями, контракты на особых условиях и т.п. А внешние цены они дают совсем другие, чтобы компании не демпинговали. Применение внешних референтных цен в нашей стране, скорее всего, приведет к изначальному завышению цен.

Внутреннее референтное ценообразование — это всегда цены возмещения. Его смысл в сравнении цены с неким эталоном, который принят за государственную или ведомственную гарантию возмещения стоимости лекарств пациенту. Второй осью координат здесь является статус лекарств — дженерик это или оригинальный препарат. Если российские препараты являются дженериками, то внешнее референтное сравнение с импортными аналогами для них вполне годится, но наши надо делать дешевле. Должен применяться и принцип снижения цены на последующие , как импортные, так и наши. Во многих странах цена на каждый последующий дженерик снижается на 5-10%. Но их должно быть оптимальное количество — не более 5, а не 120 или 200, как у нас.

Что касается оригинальных лекарств, то в их цене основную долю составляют расходы на R&D и клинические исследования. Вопрос, который волнует весь мир — реальны ли эти затраты? Есть данные, что они бывают завышены. Поэтому установление цены на оригинальный препарат — это всегда предмет торга. Здесь могут применяться нормальные механизмы, которые существенно снижают цены. Например, разделение рисков или ограничение прибыли, маркетинговых расходов и т. п. Являясь здесь основным покупателем, государство может диктовать свои условия. Помимо прочего, это стимулирует компании искать противозатратные методы.

Данил Блинов, генеральный директор компании Pfizer в России, заместитель председателя совета директоров AIPM:

— Предложенный проект, по сути, не содержит принципиально новых подходов. Исключением стал лишь контроль рентабельности, который ухудшает положение отечественных производителей и тех иностранных компаний, которые локализовали свое производство. Методика ценообразования для препаратов иностранных производителей осталась почти без изменения, за исключением перехода со сравнения стоимости упаковки препарата на стоимость одной .

Предложение индустрии о переходе на использование в качестве базы среднеарифметической цены нижнего сегмента корзины не нашло поддержки.

Новая методика призвана решить задачу максимального снижения цен на лекарства из перечня ЖНВЛП, что должно способствовать повышению доступности лекарств и снижению государственных расходов. Но она ставит производителей в очень жесткие рамки, производство ряда препаратов может стать нерентабельным, повысится риск их ухода с рынка.

Кроме того, усложняется процедура подтверждения референтных цен, увеличивается время регистрации. В результате могут пострадать интересы пациентов. В среднесрочном периоде предложенная методика может оказать негативное влияние на выполнение стратегии «Фарма-2020» по развитию отечественной фармацевтической промышленности и локализации производства.

Дмитрий Ефимов, старший вице-президент компании AG по России, СНГ и странам Юго-Восточной Европы:

— Нынешняя методика не решает проблем ценообразования на . Корректировки в отношении цен на лекарства из Перечня ЖНВЛП до запуска системы соплатежей являются лишь «тюнингом» существующей экономической модели и не решают задач ценовой доступности лекарств, и, более того, несут высокие риски для всех участников процесса — регулятора, бизнеса и пациентов.

Екатерина Цехмистрова, руководитель группы по ценообразованию и фармакоэкономике, « Россия»:

— Такие изменения, как возможность ежегодного увеличения цены препаратов на размер инфляции, предусмотренные обновленной методикой ценообразования, для импортных препаратов имеют, безусловно, положительный характер. Это мера, которой международные фармпроизводители ждали несколько лет. Вместе с тем продуман сдерживающий механизм, поскольку рост ограничится минимальным уровнем цен в референтных странах.

В то же время новые положения документа стирают различия в подходах к регистрации цен на импортные препараты и препараты в процессе локализации — верхнюю границу цены определяет минимальная цена из референтной корзины. В связи с этим преимущества локализации, производимой поэтапно, с точки зрения ценообразования будут не так заметны.

Давид Мелик-Гусейнов, директор Центра социальной экономики:

— Новые положения методики могут быть истолкованы неоднозначно. Для самого регулятора, цель которого сдержать рост цен на лекарства, возможно, часть из нововведений будут позитивны — цены будут под большим контролем. Однако должны быть учтены интересы и бизнеса, и, самое важное, пациентов. Для бизнеса возможен дискомфорт из-за решения государства вмешиваться в рентабельность производства лекарственных средств.

Такое вмешательство может спровоцировать масштабные проверки фармацевтических компаний со стороны надзорных и правоохранительных ведомств. Но обязательная декларация рентабельности — это цифра, которую можно сделать такой, какой она будет выгодной производителю, заложив в нее все мыслимые и немыслимые издержки бизнеса (например, затраты на маркетинг и т.д.).

Эта норма, на мой взгляд, является больше тормозом, чем стимулом. А самый важный вопрос новая методика не решает. Пациент как платил за лекарства, так и продолжит платить. Пока к кардинальному изменению системы ценообразования мы оказались не готовы. Для этого надо регистрировать цену не упаковки, а единицы (мг или дневной дозы) лекарственного вещества. Кроме того, надо отказываться от системы наценок для дистрибьюторов и аптек и переходить к системе тарифов.

— Мы надеемся, что государство продолжит диалог с индустрией, и мы сможем найти оптимальное решение для выполнения главной общей задачи — в том числе и новой методики ценообразования — обеспечения пациентов качественными, современными и доступными лекарственными препаратами, — подвел итог обсуждения Данил Блинов.

Действующее в настоящее время законодательство, определяющее порядок регулирования цен на лекарства, достаточно запутано и противоречиво, несмотря на усилия федеральных и региональных законодателей. В сложных перипетиях нормативных документов по регулированию цен на лекарственные средства, действующих на федеральном и региональном уровне, не всегда под силу разобраться даже опытному юристу. Это однозначно порождает и будет порождать многочисленные споры с Управлениями Министерства по налогам и сборам РФ и Комиссиями по лицензированию фармацевтической деятельности на местах, которые поставят в тупик не один арбитражный суд.

На сегодняшний день ценообразование на лекарственные средства на федеральном уровне регламентируются:

1. Постановлением Правительства РФ от 29.03.99 N 347 "О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства" (вместе с "Порядком государственной регистрации отпускных цен производителей и установления оптовых и розничных надбавок к отпускным ценам производителей на лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения");

2. Постановлением Правительства РФ от 07.03.95 N 239 "О мерахпо упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (ред. от 30.06.97);

3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 г. N 654 г. Москва "О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства

4. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 865 г. Москва "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов"

5. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 ноября 2010 года №961 н/527-а «Об утверждении методики установления производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (с изменениями на 8 октября 2012 года)»

6. ФЗ «Об обращении лекарственных средств № 192 от 27.07.2010 г.

7. Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 17 октября 2012 года №132 «Об установлении предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленными производителя лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП.

8. Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 5 июля 2010 года №15 «Об установлении торговых надбавок к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты)

Контроль цен на лекарственные средства осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2001 года № 782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства».

Согласно данному документу государство регулирует цены на лекарственные средства, которые включены в перечень важнейших и жизненно необходимых лекарственных средств. Государственной регистрации подлежат цены на лекарственные средства как отечественного, так и импортного производства.

Государственное регулирование цен на лекарственные средства осуществляется путем государственной регистрации предельных отпускных цен российских и иностранных организаций-производителей на лекарственные средства и установления предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на эти лекарственные средства.

С 1 января 2010 года вступили в силу изменения в акты Правительства РФ по вопросам, связанным с совершенствованием государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (далее - ЖНВЛС). В частности, изменения внесены в постановление Правительства РФ от 09.11.2001 №782 «О государственном регулировании цен на ЛС»; постановление Правительства РФ от 08.08.09 №654 «О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства» (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2009 №1116); в Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 №416, - в части установления новых лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельность по соблюдению установленных предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на ЖНВЛС (нарушение указанных требований отнесено к категории грубых нарушений, в результате которых деятельность лицензиата может быть приостановлена).

Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2014 N 2782-р <Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2015 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.

Кроме того, утверждены: перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций; перечень лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей; минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи. Установлено, что до 1 марта 2015 года применяется перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2012 год, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 7 декабря 2011 г. N 2199-р.

Так же внесены изменения в Положение о лицензировании производства лекарственных средств, утвержденное постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 №415, - устанавливается новое лицензионного требования: при производстве лекарственных средств, входящих в перечень ЖНВЛС, регистрируется предельная отпускная цена производителя; в Правила ввоза и вывоза лекарственных средств, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16.07.2005 №438, - в части предоставления иностранными производителями при ввозе ЖНВЛС документов о государственной регистрации их предельной отпускной цены, а также сведений о фактических ценах на ввозимые ЖНВЛС; в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №323, - в части предоставления Службе полномочий по проведению мониторинга ассортимента и цен на ЖНВЛС; в Положение о Федеральной службе по тарифам, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №332, в части предоставления Службе полномочий по разработке единой методики определения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных оптовых и предельных розничных надбавок на ЖНВЛС.

Новая схема регулирования цен предусматривает применение наценок к отпускным ценам производителей, а не поставщиков. Эта мера позволит избежать образования длинных схем продвижения лекарств от производителей к потребителю и кратного увеличения цены.

С января 2010, в соответствии с постановлением Правительства №654 от 08.08.09, вводится в обязательном порядке государственная регистрация предельных отпускных цен на лекарственные средства, входящие в Перечень ЖНВЛС. Перечень утвержден Распоряжением правительства РФ от 30.12.09 №2135-р. В Перечень включены 500 наименований, из которых 222 - из основного Перечня лекарств, рекомендованных ВОЗ, и 278 включены непосредственно российскими специалистами. Из общего количества - 76 препаратов только отечественного производства, 261 - производится как российскими, так и зарубежными заводами, 163 - только зарубежного производства.

Предыдущий Перечень действовал с 2007 года и включал в себя 658 наименований. Он еще действовал до 31 декабря 2009 года. Перечни отличаются не только уменьшением числа заявленных лекарственных препаратов. «Доля лекарств отечественного производства и лекарств, которые производятся как в России, так и за рубежом, составляет в новом Перечне 67,8%, - отмечала ранее глава ведомства Татьяна Голикова. - В нынешнем (заканчивающий срок действия) Перечне эта доля составляет 55%». Она разъяснила, что при составлении Перечня отдавалось предпочтение лекарствам с более высоким уровнем клинической эффективности.

Перечень ЖНВЛС предназначен для того, чтобы на препараты, которые входят в данный Перечень, предельные отпускные цены производителей фиксировались государством в специальном реестре цен. По препаратам Перечня происходит мониторинг цен в регионах России и организуются закупки лекарств для ЛПУ и обеспечения льготных категорий населения за счет бюджетных средств.

Вопросы формирования и регистрации цен на лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС) регулируются утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.99 г. N 347 "Порядком государственной регистрации отпускных цен производителей и установления оптовых и розничных надбавок к отпускным ценам производителей на лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения" и утвержденным 10.05.99 г. Первым заместителем Министра экономики Российской Федерации "Порядком согласования отпускных цен производителей на лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения".

Оптовые организации - импортеры, закупающие товар непосредственно у зарубежного производителя, регистрируют цены на лекарства из Перечня ЖНВЛС в иностранной валюте и в рублях по курсу ЦБ РФ на дату регистрации. В дальнейшем Минздрав РФ корректирует цены в рублях при их очередной публикации с учетом изменения курса иностранной валюты. Регистрируемая цена на импортное лекарственное средство складывается из цены зарубежного производителя на условиях "поставка без оплаты пошлины" и таможенных расходов.

Можно выделить несколько важных групп, входящих в состав Перечня ЖНВЛС:

I. Анестетики, миорелаксанты

II. Анальгетики, нестероидные противовоспалительные препараты, средства для лечения ревматических заболеваний и подагры

III. Средства для лечения аллергических реакций

IV. Средства, влияющие на центральную нервную систему

V. Средства для профилактики и лечения инфекций

VI. Противоопухолевые, иммунодепрессивные и сопутствующие средства

VII. Средства для лечения остеопороза

VIII. Средства, влияющие на кровь

IX. Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему

X. Диагностические средства

XI. Антисептики и средства для дезинфекции

XII. Средства для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта

XIII. Гормоны и средства, влияющие на эндокринную систему

XIV. Средства для лечения заболеваний почек и мочевыводящих путей

XV. Средства для лечения офтальмологических заболеваний, не обозначенные в других рубриках

XVI. Средства, влияющие на матку

XVII. Средства, влияющие на органы дыхания

XVIII. Растворы, электролиты, средства коррекции кислотного равновесия, средства питания

XIX. Витамины и минералы

Формально, с юридической точки зрения, при формировании цен на лекарства, цены на которые подлежат государственной регистрации, следует пользоваться именно Правительственным Перечнем ЖНВЛС. Однако, многие местные региональные акты, устанавливающие порядок ценообразования, ссылаются на местный перечень ЖНВЛС или на Перечень Минздрава РФ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ №654, реализация лекарственных средств организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями осуществляется с обязательным оформлением протокола согласования цен поставки ЖНВЛС, с обязательным указанием отпускной цены производителя.

Такой механизм регулирования цен на ЖНВЛС обеспечит «прозрачность» ценообразования на всех этапах ее формирования при прохождении товара от производителя до конечного потребителя.

После выхода Распоряжения Правительства №2135-р от 30.12.09 и Методики определения предельных отпускных цен производителей на ЖНВЛС, все цены, зарегистрированные без использования методов определения отпускной цены производителя, во исполнение предыдущего Распоряжения правительства РФ от 29.03.07 №376-р, стали недействующими.

До 01.04.2010 допускалась реализация ЖНВЛС, не прошедших государственную регистрацию цен, без протоколов согласования цен (постановление Правительства РФ №782 от 09.11.2001). Вместе с тем, с 1 января 2010 года, согласно Положения о государственном регулировании цен на ЖНВЛС постановления Правительства РФ №782 , формирование цен организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями осуществляется с применением оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей, не превышающим зарегистрированную цену, и указанием данных о фактической отпускной цене производителя.

После 01.04.2010 оптовая организация и (или) аптечное учреждение не имели право реализовывать остатки ранее закупленных ЖНВЛС, если производители данных лекарственных средств не зарегистрировали предельную отпускную цену на эти лекарственные средства по разным причинам.

Нормативные акты, устанавливающие предельные оптовые и розничные надбавки к фактическим отпускным ценам производителей на ЖНВЛС, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 №1116, должны быть приняты органами исполнительной власти субъектов РФ в срок до 01.03.2010. Принятые в субъектах РФ решения вступают в силу с даты, которая указана в самом акте. До принятия субъектом РФ нового нормативного акта, организации оптовой и розничной торговли должны применять ранее установленные в субъекте РФ оптовой и розничной надбавки к фактическим отпускным ценам производителей ЖНВЛС.

Так в Алтайском крае, регулирование ценообразования н лекарственные препараты, входящие в перечь ЖНВЛС регулируется решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 17 октября 2012 года №132 «Об установлении предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленными производителя лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП.

Решение о государственном регулировании предельных оптовых и розничных надбавок на ЛС, не включенные в перечень ЖНВЛС, а также на изделия медицинского назначения принимается органом исполнительной власти субъекта РФ самостоятельно.

В случае если поставка ЖНВЛС осуществляется за пределы территории субъекта РФ, в котором расположена оптовая организация, размер оптовой надбавки не должен превышать уровень, установленный в субъекте РФ, в который производится поставка.

Допускается реализация ЖНВЛС оптовыми организациями по цене ниже фактической отпускной цены производителя. Аптечное учреждение, закупив у оптовой организации лекарственные средства по цене ниже уровня фактической отпускной цены производителя, указанной в протоколе согласования цены, формирует розничную цену путем суммирования цены закупки лекарственных средств у оптовика и розничной надбавки, установленной в субъекте РФ, исчисленной от фактической цены производителя.

Таким образом, формирование отпускной цены на лекарственные средства организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями осуществляется исходя из фактической отпускной цены производителя, не превышающей зарегистрированную цену, и оптовой и (или) розничной надбавок, не превышающих соответственно предельную оптовую и розничную надбавки, установленные в субъекте РФ.

Лекарственное средство, цена на которое зарегистрирована, вносится в государственный реестр зарегистрированных предельных отпускных цен. При этом производителю выдается регистрационное свидетельство.

Отпускная цена, по которой производитель продает лекарственное средство, может быть меньше или равна цене государственной регистрации. Реализовывать лекарственные средства по цене, превышающей зарегистрированную, законодательством запрещено.

Кроме того, на лекарственные средства устанавливаются предельные оптовые и розничные надбавки. Их размеры утверждаются актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, система ценообразования в фармации, которая должна быть обеспечена законодательно, сегодня остается первостепенным вопросом. Анализ действующего законодательства, нормативных актов в этой сфере показал их непоследовательность, фрагментарность. Можно утверждать, что до сих пор системное и полное государственное регулирование сферы ценообразования и лекарственного обеспечения средств отсутствует, а роль государственных органов в этом отношении ослаблена.