Open
Close

Массаж для заикающихся. Массаж при заикании у детей

Массаж артикуляционного аппарата

и артикуляционные упражнения

не только улучшают двигательную

функцию отстающих систем мозга,

но и вовлекают в работу

близлежащие мозговые системы.

М.Е. Хватцев

Речь – одна из основных высших психических функций.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в контакт, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И, наоборот, неясная речь затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, в настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи и недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных. Речевые расстройства могут являться следствием органического нарушения центрального характера (алалия, афазия, дизартрия, анартрия), а могут быть обусловлены анатомическими дефектами периферического речевого аппарата. В тех случаях, когда имеют место анатомические дефекты, нарушения носят органический характер (периферического происхождения), такие, как ринолалия, механическая дислалия; при их отсутствии – функциональный характер (функциональная дислалия).

Речевые расстройства, связанные с органическим поражением центральной нервной системы, исправляются с большим трудом и гораздо медленнее, чем дефекты функционального происхождения.

Речевая патология не существует сама по себе, изолированно. С возникновением таких расстройств параллельно возникают сопутствующие нарушения: различные комплексы неполноценности, поведенческие отклонения, недоразвитие психических процессов (внимания, памяти, мышления и др.), ограничения в выборе профессии.

Вовремя начатая коррекционная работа способна предупредить возникновение вторичных отклонений. Базовыми, безусловно, являются традиционные педагогические методы, но с обязательным использованием и нетрадиционных.

Нетрадиционные методы просты, доступны, эффективны, не имеют возрастных границ, а личностно-ориентированный подход в работе с ребенком способствует выбору наиболее оптимальной, результативной комплексной методики.

Использование нетрадиционных методов в комплексном коррекционно-образовательном процессе улучшает у ребенка внимание и память, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию.

Большинство из этих методов пришли к нам из глубокой древности. И в настоящее время возникла необходимость учитывать проверенные тысячелетиями наблюдения людей, в частности, - влияние на соматическое и психическое состояние ребенка музыки, цвета, запахов. Известно, что их сочетание может оказывать различное воздействие – успокаивающее, расслабляющее, тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее и т.д. Поэтому продуманное применение в логопедической практике запахов (аромотерапия), цвета (хромотерапия), музыки, звуков (музыкотерапия, звукотерапия), куклотерапия, сказкотерапия, фитотерапия может значительно повысить эффективность выполняемых процедур, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка.

Одним из методов лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий является логопедический массаж.

Цель методического пособия: способствовать формированию правильной речи у ребенка с речевыми расстройствами через логопедический массаж.

Основные задачи логопедического массажа:

Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;

Уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;

Снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.);

Стимуляция проприорецептивных ощущений;

Увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;

Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имеется недостаточная сократительная активность;

Формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Хотя и раньше в логопедической практике использовались элементы массажа, но им уделялось очень мало внимания. В основном превалировали педагогические методы воздействия на логопата, которые, к сожалению, не могли решить всех проблем.

Массаж - это лечебный метод, при котором используется механическая энергия, передаваемая органам и тканям в виде поглаживания, растирания, вибрации, поколачивания, надавливания. Артикуляционный массаж оказывает разностороннее влияние на организм и прежде всего на нервную систему. Значительная роль принадлежит массажу в уменьшении патологических проявлений в коже, мышцах и т.д., в результате чего снижается поток патологической импульсации в центральную нервную систему. В центральной нервной системе создаются условия для нормализации взаимоотношений между корой, подкоркой и нижележащими отделами. Доказано, что при воздействии массажа может повышаться или понижаться возбудимость нервной системы в зависимости от функционального ее состояния и методики воздействия. Улучшаются кровообращение, окислительно-восстановительные и обменные процессы в нервной ткани, что, в свою очередь, положительно влияет на динамику нервных процессов. Повышается работоспособность мышц, понижается тонус в спастических мышцах и значительно повышается при вялых парезах артикуляционной мускулатуры, подавляются патологические двигательные синергии, а также синкинезии, достигается релаксация речевой мускулатуры.

Помимо этого, возникают положительные психологические изменения: улучшается эмоциональное состояние, уменьшается скованность, возникает чувство приятного тепла и проч.

Для достижения максимальной эффективности при проведении артикуляционного массажа логопед должен хорошо представлять себе механизм нарушения, а также знать анатомию мимических мышц лица и область распространения кожных нервов головы и шеи.

Заикание является дискоординационным судорожным расстройством речи, возникающим в процессе общения по механизму системного речедвигательного невроза, и клинически представлено первичными, собственно речевыми, т.е. нейромоторными расстройствами, и вторичными, невротическими, нарушениями, которые у взрослых часто становятся доминирующими. Во многих случаях заикание возникает на органическом фоне в виде церебральной дефицитарности различного генеза.

Расстройство речи при заикании выражается в нарушении координации речевых движений с явлениями аритмии и судорожности. Нарушение корковой деятельности является первичным и приводит к расстройству индукционных взаимоотношений между корой и подкоркой и нарушению тех условно-рефлекторных механизмов, которые регулируют деятельность подкорковых образований. В силу создавшихся условий, при которых нарушается нормальная регуляция коры, имеют место отрицательные сдвиги в деятельности стриопаллидарной системы.

Стрио-паллидум является важной составной частью двигательной системы. Он входит в состав экстрапирамидной системы. В двигательной зоне коры головного мозга начинается двигательный - пирамидный - путь, по которому следуют импульсы о выполнении того или иного движения. Экстрапирамидная система, важной составной частью которой является стрио-паллидум, включаясь в двигательную пирамидную систему, участвует в обеспечении произвольных движений.

Стриопаллидарная система находится в подкорковой области, в толще белого вещества полушарий мозга. Это скопление серого вещества, образующее так называемые ба-зальные ядра.

В то время, когда кора головного мозга еще не была развита, стриопаллидарная система являлась главным двигательным центром, определявшим поведение животного. С развитием коры головного мозга стриопаллидарная система перешла в подчиненное состояние. Главным двигательным центром является кора головного мозга. Стриопаллидарная система обеспечивает фон «предуготованности» к совершению движения; на этом фоне осуществляются контролируемые корой головного мозга быстрые, точные, строго дифференцированные движения.

Для совершения движения необходимо, чтобы одни мышцы сокращались, а другие расслаблялись. То есть необходимо точное и согласованное перераспределение мышечного тонуса. Такое перераспределение тонуса мышц как раз и осуществляется стриопаллидарной системой. Совершенствование движения в процессе обучения их выполнению приводит к их автоматизации, к формированию двигательных стереотипов. Такая возможность обеспечивается стриопаллидарной системой.

Двигательные акты новорожденного носят паллидарный характер: они не координированы, бросковы и часто излишни. С возрастом, по мере созревания стриатума, движения ребенка становятся более экономичными, скупыми, автоматизированными.

Заикание - следствие динамических нарушений стрио-паллидарного регулятора речи, вызванных сильными, резкими эмоциями или анатомо-патологическими повреждениями мозга. Если стриатум блокируется под воздействием эмоций, то в результате нарушается равновесие мышечного тонуса артикуляционного аппарата, голосовых и дыхательных мышц, что выражается в форме клонических повторений или тонического спазма по типу тиков. При нарушениях стриопаллидарной системы возникает расстройство автоматизма и гипертонус мускулатуры речевого аппарата. Постепенно патологический рефлекс закрепляется в качестве условного рефлекса.

В результате поражения экстрапирамидной области возникает также подкорковая дизартрия. Локализация поражения и мелкая неврологическая симптоматика при заикании послужила основанием для выделения данного нарушения в группу «дизритмических дизартрии» с преобладающей спастико-паретической, спастико-ригидной или гиперкинетической симптоматикой. (Куссмауль - 1878 г., Гутцман - 1882 г., Т.Г. Визель - 1983 г.)

При обследовании орального праксиса заикающегося выявляется следующая неврологическая симптоматика: скорость, сила, объем движений артикуляционного аппарата ограничены, переключаемость с одного артикуляционного уклада на другой затруднена, отмечается гипертонус, гиперметрия, тремор языка и губ, синкинезии, иногда гиперсаливация, нарушена реципрокная иннервация.

Нейромоторные нарушения при заикании имеют единую патогенетическую основу с двигательными нарушениями, характеризуются многообразием и устойчивостью, как любой двигательный стереотип, закрепленный временем и опытом.

Как известно, степень тяжести заикания зависит от выраженности нейромоторного и невротического компонентов. В большинстве случаев заикание возникает на фоне очаговых органических расстройств и первично носит характер нейромоторного нарушения.

На фоне органического поражения центральной и периферической нервной системы нарушается иннервация речевого аппарата; страдает просодическая сторона речи, т.е. темп, ритм, мелодика, интонация.

Органические нарушения при заикании могут возникнуть на разных уровнях.

Так, при поражении подкорково-мозжечковых ядер и проводящих путей наблюдаются изменения, связанные с повышением мышечного тонуса. Нарушается синхронность в работе артикуляционного, дыхательного, голосового аппаратов; страдает реципрокная иннервация (взаимодействие мышц антагонистов и агонистов), последовательность, сила, объем, скорость мышечных сокращений.

При экстрапирамидных нарушениях, помимо изменений мышечного тонуса, в речевой мускулатуре появляются насильственные движения (гиперкинезы).

При поражении проводящих систем от коры головного мозга к ядрам черепно-мозговых нервов в стволовой части мозга наблюдается аналогичная симптоматика: повышается мышечный тонус, нарушается просодика, усиливаются безусловные рефлексы, появляются дополнительные рефлексы.

На уровне периферических двигательных нервов, иннервирующих мышцы речевого аппарата (языка, губ, щек, мягкого неба, нижней челюсти, глотки, гортани, диафрагмы, грудной клетки) нарушаются обменные процессы, затрудняется поступление нервных импульсов к мышцам, исчезают некоторые рефлексы. Ограничен объем произвольных движений, при значительном повышении тонуса в отдельных группах мышц наблюдается повышение тонуса.

На фоне указанных органических нарушений возникают дыхательные, голосовые, артикуляционные судороги.

К судорогам ДЫХАТЕЛЬНОГО АППАРАТА относится инспираторная судорога, экспираторная и респираторная или ритмическая.

Инспираторная судорога возникает на вдохе. Характерным признаком является внезапный судорожный вдох, возникающий перед началом, ъ середине слова, среди двух звуков одного слова. Инспираторные судороги могут следовать непосредственно друг за другом, не прерываясь выдохом. Выдох наступает с окончанием инспираторной судороги, внезапно и несогласованно с дыхательным ритмом.

Экспираторная судорога возникает на выдохе, чаще в процессе речевого высказывания. Для экспираторной судороги характерны выраженные внезапные и сильные сокращения мускулатуры брюшного пресса. При этом субъективно возникает тягостное ощущение необычного сжатия грудной клетки.

Респираторная судорога - многократно повторяющийся вдох-выдох перед началом фразы, словосочетания, слова.

Смыкательная голосовая судорога возникает внезапно, прекращая голосоподачу. Является тонической по типу. Голосовая щель сомкнута, брюшная мускулатура напряжена, в течение всего времени судороги воздушная струя оказывает давление на гортань. Субъективно возникает ощущение препятствия при попытке говорить в области гортани.

Вокальная голосовая судорога - является наиболее тягостной для пациента, возникает в результате повышенного тонуса голосовых мышц и непроизвольной работы голосовых связок. Часто при этом меняется тембральная окраска, высота голоса. Голос приобретает причудливое фальцетообразное звучание.

Дрожащий или толчкообразный гортанный спазм - судорога является клонической по типу. Голосовая щель то смыкается, то размыкается. Возникает дрожащий звук, трудно поддающийся описанию: иногда напоминает блеянье козы, полоскание горла, кряхтенье и т.д.

СУДОРОГИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА - различают лицевые и язычные судороги. Лицевые судороги:

Смыкательная судорога губ ограничивается круговой I мышцей рта, является тонической по типу; возникает при произнесении слов, начинающихся на губные звуки (п, б, м, в, ф);

Верхнегубная судорога поднимает верхнюю губу и крыло носа, является тонической по типу, возникает оскал, обезображивающий лицо; может быть как односторонней, так и двусторонней;

Нижнегубная судорога - аналогична верхнегубной;

Угловая судорога перекашивает рот в сторону судороги, иррадирует на крылья носа, мышцы век и лба, нарушается деятельность круговой мышцы рта;

Судорожное раскрытие ротовой полости («зияющая судорога») - удерживает длительное время рот в открытом состоянии, носит тонический характер.

Язычные судороги:

Судорожный подъем кончика языка;

Судорожный подъем спинки и корня языка;

Подъязычная судорога связана с иррадиацией тонуса языка;

Изгоняющая судорога языка возникает в результате тонического или клонического напряжения мышц, выталкивающих язык в пространство между зубами;

Судорога мягкого неба приводит к назализации и палатализации.

Судороги могут быть выражены как по клоническому, так и по тоническому типу.

В процессе коррекционной работы с детьми и взрослыми, страдающими заиканием, наряду с логопедическими занятиями, медикаментозным и физиотерапевтическим лечением проводится дифференцированный артикуляционный массаж.

На фоне массажа осуществляются разные формы логопедической работы: дыхательная гимнастика, упражнения для голоса, логоритмическая работа и т.д.

Поскольку артикуляционный массаж имеет большое значение в нормализации функционального состояния высшей нервной деятельности ребенка, постольку каждое индивидуальное занятие желательно начинать с артикуляционного массажа. Его целесообразно проводить под спокойную мелодичную музыку, лучше фортепианную.

Если у заикающегося имеется выраженная подкорковая симптоматика с преобладающими тоническими судорогами при нарушении переключаемости и плавности движений, замедлении их темпа и ритма, ограничении объема движений языка, основной целью массажа является успокаивающее, расслабляющее действие на нервные окончания. Приемы, направленные на улучшение кровообращения, применяются очень осторожно, всегда чередуются с расслабляющими, поглаживающими движениями.

Если у заикающихся определяются признаки поражения корковоядерных путей (спастичность артикуляционной мускулатуры, ограничение объема произвольных движений, тремор губ, языка, изгоняющая судорога языка), в этих случаях основной целью массажных приемов, помимо релаксации, становится повышение рецепторной активности. Это, в свою очередь, вызывает возникновение импульсов, достигающих соответствующих центров головного мозга с последующей регуляцией афферентных импульсов.

Используются в основном приемы поглаживания, точечной вибрации, иногда - разминания. При этом улучшаются обменные процессы, повышается работоспособность мышц. Дифференцированная афферентация должна подаваться логопедом на мышцы глазной щели, ротовой полости, жевательные мышцы, внешние и внутренние мышцы языка.

После массажа наблюдается понижение тонуса спастических мышц и повышение его у больных с вялыми парезами. Изменения со стороны мышц свидетельствуют о повышении лабильности, стимулирующем влиянии процедур на функциональное состояние нервно-мышечного аппарата, что могло быть обусловлено нарушением трофики и надсегментарных влияний.

Если у заикающегося имеется гиперкинетическая симптоматика: меняющийся мышечный тонус, насильственные движения, нарушение реципрокной иннервации, резкое повышение тонуса в состоянии волнения, в связи с чем резко нарушается ритм и темп речи, а судороги носят характер клонических или клоно-тонических, массажные приемы должны быть легкими. Применяется главным образом поглаживание, направленное на расслабление. Следует поглаживать мышцы шеи, затылка, плечевого пояса, груди, боковые мышцы туловища.

При избирательных односторонних парезах на фоне расслабляющего, успокаивающего массажа проводится работа и с использованием растирающих, разминающих, толчкообразных и вибрирующих приемов массажа. Тем самым улучшается сократительная функция отдельных групп мышц, массажные движения вызывают гиперемию, усиливают кровоснабжение, активизируют афферентные импульсы.

Остановимся на технической стороне проведения массажа. Руки логопеда должны быть чистыми, теплыми, без ссадин, царапин или каких-либо очагов воспаления, с коротко остриженными ногтями, без украшений, мешающих проведению массажа. Руки перед процедурой массажа можно обработать «Детским» кремом. Артикуляционный массаж проводят в чистом, уютном, теплом, хорошо проветренном помещении. Ребенок может лежать на кушетке или сидеть на стуле с удобной спинкой; логопед располагается за его спиной.

Основной прием массажа - ПОГЛАЖИВАНИЕ, обязательный прием, с которого начинают каждую процедуру. Этот прием чередуется с другими и завершает каждый массажный комплекс. При поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно расположенных сосудах и даже в удаленных от массируемого участка сосудах; снижается мышечный тонус, замедляется дыхание, что само по себе расценивается как проявление процессов торможения высших отделов центральной нервной системы с последующим понижением возбудимости. Наряду с этим более глубокое и энергичное поглаживание оказывает возбуждающее воздействие на центральную нервную систему.

Расслабление мышц артикуляционного аппарата начинается с так называемого «общего мышечного расслабления», а именно с расслабления шейной, грудной мускулатуры, мышц рук, плечевого пояса. Затем специалист проводит расслабляющий массаж мышц лица. Движения рук должны быть легкими, нежными, скользящими, успокаивающими, совпадающими с музыкальным сопровождением.

Поверхностное поглаживание - мягкий, «щадящий» прием. Ладони специалиста должны быть максимально расслаблены. Этот прием применяется для снижения тонуса артикуляционной мускулатуры.

Глубокое поглаживание - более интенсивный прием. Он применяется для воздействия на рецепторы глубоко «заложенных» мышц и сосудов.

Растирание - выполняется с применением значительной силы давления на массируемую область. Оно значительно усиливает кровообращение, обменные и трофические процессы в тканях, сократительную функцию мышц, повышает тонус.

Прерывистая вибрация или поколачивание - оказывает различное действие. Слабое поколачивание повышает тонус мышц, а сильное или «стакатто» снижает повышенный тонус мышц и возбудимость нервов.

Плотное нажатие - улучшает кровообращение, лимфообращение, обменные процессы, усиливает моторные рефлексы, значительно повышает тонус мышц.

Так как при заикании отмечается повышенный тонус в артикуляционной и лицевой мускулатуре, каждый массажный прием необходимо завершать поглаживанием.

Логопедический массаж и артикуляционные упражнения способствуют нормализации мышечного тонуса, укреплению мышц артикуляционного аппарата, улучшению кинестетического и динамического праксиса, развитию силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Использованная литература:

1. Шевцова Е.Е. Артикуляционный массаж при заикании Творческий Центр В. Секачев Москва 2006

2. Шафеева А. А Логопедический массаж Методическое пособие

Логопедический массаж при заикании проводится наряду с логопедическими занятиями, психотерапевтическим, медикаментозным и физиотерапевтическим воздействиями. Логопедический массаж, как правило, предваряет иные логопедические приемы, используемые на занятиях.

Массаж выполняется в основном в области головы, шеи и верхнего плечевого пояса. При проведении логопедического массажа логопед должен хорошо представлять себе механизм нарушения, а также знать анатомию мимических и артикуляционных мышц, мышц шеи, а также область распространения черепно-мозговых нервов. В особенности важно четко представлять область иннервации тройничного и лицевого нервов.

При заикании принято использование в основном двух видов массажа: сегментарного и точечного, а также их сочетаний.

Методика сегментарного массажа

Сегментарный массаж позволяет изолированно воздействовать на отдельные мышцы, обеспечивающие речевую деятельность.

Массаж проводится в чистом, уютном, теплом и хорошо проветренном помещении.

Руки логопеда должны быть чистыми, теплыми, без ссадин, царапин или каких-либо очагов воспаления, с коротко остриженными ногтями, без украшений, мешающих проведению массажа. Перед массажем руки можно слегка смазать “Детским” кремом или использовать “Детскую присыпку”.

Массаж рекомендуется проводить ежедневно или через день. Обычно назначают 10-20 процедур. Длительность процедуры может варьироваться в зависимости от возраста пациента и неврологической симптоматики. Обычно массаж начинается с 5-7 минут и может доводиться до 20-25 минут. При хроническом течении заикания рекомендуются повторные курсы массажа.

Массаж следует начинать с принятия правильной позы, или позы покоя. Принятие правильной позы способствует расслаблению мышц и не затрудняет дыхание.

Можно начало массажа предварять фразами, которые способствуют успокоению, расслаблению.

“Успокаиваешься, отдыхаешь. Дыхание ровное, спокойное, ритмичное. Ты спокоен и расслаблен. Глаза закрыты. Дышится легко и свободно. Твои мышцы расслаблены. Ты отдыхаешь. Тебе хорошо и спокойно”. Голос логопеда при этом должен быть тихим, мягким, успокаивающим.

Оптимальны следующие положения тела при сегментарном массаже:

1. положение заикающегося на спине, руки вдоль тела, ноги лежат свободно, носки несколько разведены. Под головой находится небольшая плоская подушка, которая доходит до верхнего края лопаток. Специалист занимает положение за головой пациента.

2. поза - полусидя, в кресле с высоким подголовником. Специалист занимает положение за спиной пациента.

Основные приемы сегментарного массажа:

1. поглаживание: а) поверхностное поглаживание;

б) глубокое охватывающее поглаживание.

2. растирание.

3. разминание.

4.вибрация или поколачивание.

5. плотное нажатие.

1. Поглаживание. Это обязательный прием, с которого начинают каждую процедуру. Он чередуется с другими приемами и заканчивает каждый массажный комплекс. Значимость приема заключается в следующем: при поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно расположенных сосудах, снижается мышечный тонус, регулируется дыхание.

Движения осуществляются выпрямленной кистью, первый палец отведен, остальные согнуты. Прилагаемое усилие не должно вызывать смещение кожи.

Поглаживание подразделяется на поверхностное и глубокое (охватывающее). В виде вспомогательного приема используется “граблеобразное” поглаживание.

а) Поверхностное поглаживание

Это наиболее мягкий, щадящий прием. Ладони специалиста расслаблены. Прием применяется для снижения тонуса мышц лицевой и артикуляционной мускулатуры.

б) Глубокое поглаживание - более интенсивный прием. Он применяется для воздействия на рецепторы глубоко “заложенных” мышц и сосудов, тем самым оказывает некоторое возбуждающее воздействие на центральную нервную систему. Глубокое поглаживание надо осуществлять в доступных для изолированного воздействия мышцах.

в) “Граблеобразное” поглаживание в основном используется при массаже волосистой части головы. При выполнении этого движения пальцы широко разведены. Прием выполняется подушечками пальцев в продольном, поперечном, зигзагообразном и круговом направлениях.

2. Растирание- выполняется с применением значительной силы давления на массируемую область, что вызывает смещение и растяжение массируемых тканей. Оно значительно усиливает кровообращение, обменные и трофические процессы в тканях, сократительную функцию мышц, повышает тонус. Прием выполняется подушечками пальцев, ребром ладони или всей ладонной поверхностью. Движение осуществляется в прямом или спиралевидном направлении.

3. Разминание - максимально активизирует работу мышц. Оно проводится путем сдвигания, растяжения, разминания тканей. Массажные движения выполняются в продольном, поперечном, но чаще в спиралевидном направлениях.

4. Вибрация или поколачивание. Оказывает различное воздействие. Сильная, жесткая вибрация повышает тонус мышц, а легкая, слабая - снижает их тонус.

Прием вибрации осуществляется одним, двумя или всеми пальцами, придавая тканям колебательные движения различной частоты и амплитуды. Движения могут проводиться одной рукой, двумя руками одновременно или последовательно параллельно с двух сторон. Вибрация изменяет внутритканевый обмен, улучшает трофику тканей.

5. Плотное нажатие. Улучшает кровообращение, лимфообращение, обменные процессы. Можно использовать в местах выхода пучков нервных окончаний. Это так называемые “биологически активные точки”. Плотным нажатием этих мест заканчивается, как правило, любое поглаживание.

Выбор приемов массажа осуществляется дифференцирование, в зависимости от распределения тонуса мышц.

При заикании в основном используются такие приемы, как: поверхностное охватывающее поглаживание, слабая вибрация и плотное нажатие. В меньшей степени используются остальные приемы.

Самостоятельно отдельные приемы в практике массажа, как правило, не применяются, а используются в виде комплексов приемов.

Диагностика состояния мышц

Для правильного выбора приемов и дозировки корригирующего логопедического массажа для заикающихся необходимо определить состояние тонуса мышц:

Мышц шеи и верхнего плечевого пояса;

Мимических мышц;

Артикуляционных мышц;

Мышц языка.

Это устанавливается путем: а) осмотра; б) пальпации; в) выполнения динамических и статических упражнений, используемых при обследовании состояния указанных групп мышц пациента.

Необходимо учитывать эмоциональное состояние заикающегося и его личностные особенности.

Общие указания к проведению расслабляющего массажа

1. Массаж производится в медленном темпе.

2. Расслаблению мышц способствует музыкальное сопровождение (тихая музыка с медленным, плавным ритмом) или проговаривание логопедом, проводящим-массаж, формул спокойствия аутогенной тренировки.

3. Массаж должен вызывать у заикающегося приятные ощущения тепла и покоя.

4. Руки массажиста должны быть обязательно теплыми.

Расслабление мышц шеи

У заикающихся часто отмечается выраженный тонус в мышцах шеи и верхнего плечевого пояса. Расслабление мышц шеи рефлекторно снижает тонус корня языка, способствует активизации движений нижней челюсти (снятие “мышечных зажимов”).

1) Медленно поглаживать шею ладонями

обеих рук сверху вниз:

а) в области горла переменно то правой, то левой рукой (избегая надавливания на область щитовидной железы);

б) от околоушной области лица по боковой поверхности шеи до подмышечной впадины (снимает тонус с грудинно-ключично-сосцевидной мышцы). 2) Положить обе руки на заднюю часть шеи, близкую к затылку, руки скользят по боковой части шеи вниз до подмышечной впадины (снимают тонус с трапециевидной мьшщы).

Дополнительно после массажа можно использовать упражнения, способствующие расслаблению шейных мышц:

а) голову уронили вперед - “уснули”;

б) голову слегка запрокинули; из этого положения движения вправо-влево и вниз.

в) голову опустили, затем “уронили”.

Расслабление лицевой мускулатуры

1) Массаж начинается от середины лба по направлению к вискам (рис. 1).

Вариант движения: от середины лба к ушным раковинам (рис. 1 а).

2) Вторым направлением расслабляющего массажа является движение от бровей к волосистой части головы. Движения производятся обеими руками равномерно с обеих сторон (рис. 2).

В точках окончания движения производится незначительное нажатие пальцами.

3. Движение от подбородка с двух сторон к височным впадинам, с фиксацией пальцев в углублениях у козелка и мочки уха (рис. 3).

4. Движение от спинки носа к ушной раковине (рис. 4).

5. Движение от середины верхней губы до ушных раковин (рис. 5).

6. Движение от средней линии лба вниз через височные впадины по щекам к середине подбородка (рис. 6).

7. Поглаживание от середины подбородка по нижней губе, по носогубной складке, по боковым поверхностям носа через переносицу к середине лба и по лбу к височным впадинам, закончить движение легким прижатием кожи (рис. 7).

Эти движения выполняются в основном указательным, средним и безымянным пальцами. Каждое движение заканчивается легким нажатием подушечками пальцев в фиксированных местах окончания движения. Движения № 3, 4, 5 повторяются с использованием приема легкой вибрации.

Массаж для расслабления круговой мышцы глаза

1. Поглаживание подушечками второго и третьего пальцев обеих рук; одновременно скользить от виска по нижнему веку к внутреннему углу глаза. Дойдя до внутренних углов глаз, вторым и третьим пальцами легко скользить по брови по направлению к виску. Заканчивать движение легким прижиманием кожи на висках (рис. 8).

2. Поглаживание круговых мышц глаз. Подушечками четвертых пальцев обеих рук одновременно производить поглаживание от виска по нижнему веку к внутреннему углу глаза. Затем плавно переходить на верхнее веко и поглаживать его очень легко, не нажимая на глазное яблоко (рис. 9).

Расслабляющий массаж мышц губ

Проводятся легкие движения в следующих направлениях:

1. По верхней губе от угла рта к середине (рис. 10).

2. По нижней губе от угла рта к середине (рис. 11).

3. От середины верхней губы на подбородок (рис. 12).

4. Указательные и средние пальцы логопед располагает около углов рта и слегка растягивает губы, как при улыбке. Обратным движением губы возвращаются в исходное положение. Движения легкие и плавные (рис. 13).

5. Поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам рта (рис. 14).

6. Вторым и третьим пальцами легкое постукивание круговой мышцы губ по часовой стрелке(рис. 15).

Массажные движения проводятся при различном положении рта: закрытом, и слегка приоткрытом.

Массаж гортани

Осторожно захватить гортань большим, а также указательным и средним пальцами и производить легкие ритмичные движения в поперечном направлении. В процессе массажа заикающийся может пропевать гласные звуки.

Последовательность воздействия на массируемые области в процессе одного сеанса массажа может быть следующая:

1) мышцы шеи;

2) мышцы верхнего плечевого пояса;

3) мимическая мускулатура;

4) мышцы губ;

5) область гортани.

С заикающимися проводится главным образом массаж, направленный на расслабление мышц и устранение так называемых мышечных зажимов.

Этот вид массажа (расслабляющий) благотворно воздействует, главным образом, на заикающихся с невротической формой речевой патологии.

При неврозоподобной форме заикания нередко отмечаются остаточные паретические

явления в артикуляционной мускулатуре, которые могут быть выражены как спастичностью, так и вялостью артикуляционных мышц.

В особенности часто эти явления наблюдаются в мышцах языка. В этих случаях в комплекс массажных движений включается специальный дифференцированный массаж пораженных мышц.

Методика точечного массажа (Массаж биологически активных точек)

Воздействие на биологически активные точки (БАТ) представляет собой один из методов рефлекторной терапии.

Основной целью специального точечного массажа при заикании являются:

Релаксация мышц, обеспечивающих работу голосового, дыхательного и артикуляционного аппаратов;

Нормализация эмоционального состояния заикающихся.

Путем нажатия на БАТ вызываются определенные рефлекторные реакции в соответствующих органах или мышцах.

Одним из условий эффективности точечного массажа служит правильное определение локализации биологически активной точки (БАТ).

При определении нужной точки ориентирами служат различные анатомические образования: впадины, мышцы, сухожилия, кости и пр.

Приемы точечного массажа для детей те же, что и для взрослых, но надавливание на точки не должно быть интенсивным.

Основные приемы точечного массажа

Основными при коррекции заикания являются два приема:

1. Поглаживание - подушечкой указательного, среднего или безымянного пальцев производят круговые движения в области БАТ, при этом прилагаемое усилие не должно вызывать смещения тканей.

Движение должно осуществляться медленно и непрерывно, что способствует расслаблению мышц.

2. Разминание - производят вращательное движение с надавливанием, палец не должен смещаться с проекции точки. Частота вращения 30-60 оборотов в минуту.

Поскольку для заикающихся основной задачей является релаксация мышц, участвующих в речевом процессе, то воздействия на точку производятся следующим образом: надавливание на точку подушечкой пальцев осуществляется легко, вращательные движения должны быть медленными, плавными, по часовой стрелке, около 30 сек с постепенным увеличением силы давления. Затем следует слегка ослабить силу давления. Не убирая палец, можно сделать остановку на 1-2 сек и повторять движения 3-4 раза, так что воздействие на одну точку может продолжаться в течение 3-5 мин. После того, как палец снят с точки, на коже не должно быть заметной ямки.

Рассмотрим БАТ в комплексе по принципу воздействия:

Комплекс БАТ 1 - снятие напряжения с мышц артикуляционной мускулатуры (рис. 16):

а) одиночная точка под носом в верхней трети вертикальной борозды по верхней губе;

б) одиночная точка в центре подбородочно-губной складки;

в) парные точки кнаружи от угла рта на 1 см, на вертикальной линии от зрачка;

Комплекс БАТ 2 - связан с состоянием мышц глотки и гортани. Способствует снятию напряжения с голосового аппарата (рис. 17):

а) точка на средней линии шеи, между нижним краем тела подъязычной кости и верхней вырезкой щитовидного хряща;

б) точка примерно на 0,7 см выше верхнего края яремной вырезки грудины.

БАТ 3 - связана с состоянием мышц глотки, гортани и корня языка, способствует расслаблению данных мышц (рис. 18). Массировать аккуратно, так как легко возникают неприятные ощущения.

Точка располагается на средней линии шеи или посередине верхнего края подъязычной кости.

БАТ 4 - способствует снятию напряжения с мышц нижней челюсти (рис. 19).

Точка на середине наиболее выступающей части подбородка.

Комплекс БАТ 5 - способствует снятию напряжения с мышц нижней челюсти (рис. 20):

а) парные точки кпереди от козелка уха, во впадине, которая образуется нижним краем скуловой кости и вырезкой нижней челюсти;

б) парные точки на уровне нижнего края прикрепления мочки уха.

Комплекс БАТ 6 - направлен на регуляцию ритма дыхания и снятие напряжения с мышц верхнего плечевого пояса (рис.21):

а) точка находится на уровне ладони,приложенной к ключицам;

б) точка на уровне расположения сосков в центре грудины;

в) парные точки находятся в образующемся углублении при положении сведеннь1х плеч.

Комплекс БАТ 7 - точки общего действия, воздействуют на мышцы голосового аппарата, повышают работоспособность при умственном утомлении (рис. 22):

а) парные точки ниже верхнего края латерального мыщелка большебедровой кости на 4 поперечных пальца у переднего края большеберцовой мышцы;

б) парные точки между I и II пястными костями, ближе к середине II пястной кости, в ямке.

БАТ 8 - “точка жизни”.

Одиночная точка на темени, ближе к макушке, во впадине на “прямом проборе” - там, где его пересечет линия, проведенная от уха к уху вертикально вверх через верхние точки ушных раковин (рис. 23).

При проведении точечного массажа необходимо учитывать следующее:

1) На первых сеансах массируют не более 3-4-х точек, постепенно увеличивая их количество.

2) Симметричные точки массируют попарно и одновременно.

4) Массаж, как правило, предшествует логопедическому занятию.

В редких случаях он может составить заключительный этап занятия.

5) Массаж рекомендуется проводить курсом: между 1 и 2 курсом перерыв 2 недели; между 2 и 3 перерыв может составлять около 3-х месяцев. Курсы повторяются каждые 3-6 месяцев. Процедуры следует проводить через день. Перерыв между сеансами массажа, проводимого курсом, не должен превышать 3-х дней.

6) Ребенок во время точечного массажа должен быть расслаблен и спокоен. Точечный массаж при заикании полезно проводить на фоне релаксации. Для этой цели можно использовать специально подобранную музыку, а также проводить массаж на фоне аутогенной тренировки.

На сегодняшний день логоневроз успешно лечится специалистами как у детей, так и у взрослых пациентов. Массаж при заикании проводится специалистом с использованием определенной методики. Назначается он в составе комплексной терапии по устранению дефекта речи, состоящей из индивидуальных занятий, физиотерапии, дыхательной и мимической гимнастики и приема медикаментов, и называется логопедическим.

Эффективность процедуры

Наиболее часто заикание встречается у детей в возрасте от 3 до 5 лет и вызвано невротическими нарушениями, хотя бывают индивидуальные случаи. Иногда причиной становятся физиологические проблемы с речевым аппаратом. Головной мозг и артикуляционные органы не поражаются. Чем раньше заняться лечением проблемы, тем больше будет шансов ее вылечить. У взрослых людей курс массажа для достижения результата более длителен.

Механизм влияния процедуры на речевой аппарат выглядит так: при тактильном воздействии на отделы спины, головы, шеи, плеч, груди и воротниковой зоны оказывается положительное влияние на речевую деятельность, с мышц снимается напряжение, повышается общий тонус организма. У человека, который страдает от заикания, наблюдается чрезмерное напряжение шейной мышцы и мышц плечевого пояса. При тактильном воздействии на зоны специалисту удается добиться расслабления корня языка больного, что способствует излечению.

Случаев, когда логопедический массаж был бы противопоказан, практически не существует.

Действенен он в любом возрасте, улучшения заметны сразу после проведения первого сеанса.

Самыми эффективными видами процедуры при заикании признаны сегментарный и точечный массажи. Сочетание методик также практикуется в лечебной терапии.

Точечная методика

Достоинство этой техники массажа - высокая эффективность при относительной простоте исполнения. Проводить его в домашних условиях может даже непрофессионал: достаточно наглядной консультации у специалиста или просмотра обучающего видео. Главное - освоить технику выполнения, порядок проведения и обозначить конкретные точки воздействия. В зависимости от степени и характера нарушения речи некоторые приемы акупрессуры будут меняться, эффект воздействия также может быть различным. Общие положения точечного массажа при лечении заикания таковы:

  • инструмент - подушечки пальцев, которыми выполняются круговые нажатия на основные точки;
  • количество точек - 17, располагаются они на спине и шее;
  • курс состоит из 15–16 сеансов;
  • частота процедур - ежедневно первые 5–6 раз, далее - через день;
  • курс повторяется через 3 месяца, всего их должно быть 3–4 (в зависимости от тяжести проблемы и динамики терапии).

Настоятельно рекомендуется пройти полный курс лечения точечным массажем при заикании, даже если кажется, что результат уже достигнут. Необходимо закрепить оказанный эффект. Если между курсами наступает обострение и заикание усиливается, не следует делать паузу - сразу приступайте к следующему этапу.

Биологически активные точки на теле

Помещение для проведения процедуры должно быть теплым, но проветренным, чистым. Важно, чтобы пациент ощущал себя в нем комфортно, мог расслабиться. Особенно это касается маленьких пациентов: нужно, чтобы ребенок не боялся логопеда. Нельзя принуждать его к массажу насильно. Специалист перед сеансом моет руки и надевает удобную одежду.

Техника выполнения

Акупунктурный массаж спасет от заикания свойством успокаивать. Надавливание выполняется медленно и плавно, при помощи двух пальцев: большого и среднего/указательного. Далее в течение полуминуты делаются круговые движения по часовой стрелке с усилением давления на точку так, чтобы образовывалась ямка. Как только место нажатия полностью восстановится, можно давить снова. Всего за 5 минут происходит 4–5 нажатий. Не допускаются резкие движения и толчки. Если массируются 2 точки сразу, это должно делаться синхронно.

Чтобы найти нужную точку, следует поочередно надавливать точечным образом на различные участки, пощупывая кожу кончиками пальцев. Если пациент будет чувствовать боль или ломоту - исполнитель находится на верном пути. Действовать нужно осторожно и мягко. В случае возникновения головокружения процедура останавливается.

Во время массажа области рта пациент должен его приоткрыть, при растирании гортани больной протяжно произносит любой гласный звук. Главное - достичь максимального расслабления в процессе.

Сеанс нежелательно проводить на пустой и полный желудок, после употребления кофе, крепкого чая, особенно алкоголя.

Массаж сегментарный

Задача массажа этого вида состоит в воздействии на мышцу, отвечающую за процесс речи у человека. Курс лечения длится 2–3 недели (в зависимости от конкретного случая), сеансы проводятся ежедневно, начиная с 5-мин. занятий, длительность постепенно доводится до 20 мин. Сегментарный массаж также считается довольно действенным методом лечения логопедической проблемы. При хронической форме заболевания курсы лечения повторяются при обострениях.

Алгоритм проведения

Специалист должен помочь пациенту расслабиться - это очень важно для успеха дела. Занимаемая им поза должна быть удобной, способствующей максимальной релаксации. Рекомендованы следующие положения: лежа на спине, выпрямив ноги и вытянув руки вдоль тела, полусидя, в кресле с высокой спинкой. Исполнитель располагается за головой больного.

Приемы сегментарного массажа - важная составляющая эффективности процедуры.

  • поглаживания до начала процесса, во время него и по окончании, чтобы расслабить зону;
  • растирания активизируют кровообращение, нормализуют обменные процессы;
  • разминания усиливают мышечные процессы;
  • нажатия налаживают обмен веществ;
  • вибрации/покалывания регулируют тонус мышц.

Заключение

При помощи логопедического массажа при заикании можно наладить невралгические процессы в организме. Это будет важной частью терапии на пути к устранению проблемы.

ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ ПРИ ЗАИКАНИИ

Заикание представляет собой заболевание, при котором отсутствуют какие либо болезненные изменения артикуляционного аппарата (это гортань, голосовые связки, легкие, губы, зубы, язык).

Также отсутствует органическое поражение головного мозга, в частности его отделов, управляющих актом речи. Но имеется несогласованность работы артикуляционного аппарата и системы управления речью.

При заикании у ребенка не получается правильно воспроизвести последовательность звуков. Поэтому он старается поправить свои ошибки, начинает запинаться, снова произносить слова и фразы.

Ребенок начинает волноваться, что еще более усиливает заикание.

При спокойной обстановке происходит ослабевание данного дефекта.

Такая особенность характерна для истинного заикания.

От невротического заикания следует отличать физиологические изменения, свойственные процессу развития речи. Для заикания типична смена обострений более или менее длительными скрытыми периодами.

Также следует отличать заикание от скандированной речи. Это нарушение, при котором ребенок говорит то быстро, то медленно. Причиной такой патологии являются заболевания мозжечка.

Заикание возникает в результате взаимодействия предрасположенности (общей или индивидуальной) и травмы (острые тяжелые психические травмы – испуг, смерть близкого человека, любимого животного, развод родителей, хронические конфликтные состояния – скандалы в семье и др.).

Заикание – очень распространенная патология среди детей младше пяти лет. Чаще эта патология встречается у мальчиков.

Также имеются данные о наиболее высокой частоте патологии у левшей.

В дальнейшем заикание может исчезнуть, но у части детей оно остается на всю жизнь. Около 1 % взрослых людей страдают заиканием. Существует теория семейной предрасположенности к заиканию.

Заикание – проблема, которая причиняет много мучений и детям, и их родителям.

В последнее время при лечении заикания успешно используются методы альтернативной медицины в комплексе с психотерапевтическими методами и системой логопедических мер воспитания.

Особенно хорошие результаты дает точечный массаж. Использование акупрессуры позволяет снять повышенную возбудимость речевых центров и восстановить регуляцию речи нервной системой.

Большинство родителей, чьи дети заикаются, могут освоить навыки точечного массажа под руководством лечащего врача и в последующем самостоятельно применять эту методику в домашних условиях.

Чем раньше начать выполнять метод точечного массажа ребенку, тем лучше и устойчивее будет результат. Взрослый человек для коррекции заикания может применять точечный самомассаж.

Как уже упоминалось выше, необходимо соблюдение неспешности и основательности в проведении всех приемов лечения. Поэтому необходимо заранее настроить родителей и ребенка на длительное лечение, состоящее из нескольких курсов.

Курсы акупрессуры проводят в определенной последовательности.

Интервал между первым и вторым курсами должен составлять две недели, интервал между вторым и третьим – от трех до шести месяцев.

В последующем курсы повторяют в течение двух трех лет через каждые полгода. Один курс точечного массажа состоит из 15 процедур. Первые 3–4 процедуры проводят каждый день, а последующие – через день.

Эффект от точечного массажа может оказаться различным.

Это зависит от степени тяжести речевого нарушения и от того, какая форма заикания имеется у ребенка. При легких формах нарушения речи уже после первого курса возможно улучшение.

Но для закрепления эффекта необходимо продолжить курс лечения до полного выздоровления.

Возможно, что после второго, третьего курса лечения не происходит заметного улучшения речи, а возникает даже некоторое усиление заикания. Это говорит о более тяжелой форме болезни, при которой требуется более длительное и интенсивное лечение (повторный курс начинают раньше, чем через шесть месяцев).

Для успешной терапии заикания необходим комплекс мероприятий.

В первую очередь ребенок нуждается в профессиональной психотерапевтической помощи (снятие психологических травм, приведших к заиканию, усиление уверенности в себе, достижение спокойствия и уравновешенности и т. д.). Кроме этого, проводят общеукрепляющие процедуры. Рекомендуется сочетание метода акупрессуры с дыхательной, мимической гимнастикой, упражнениями на артикуляцию.

Методика и техника точечного локального массажа выполняется по легкой, успокаивающей, расслабляющей схеме воздействия: ШАО ХАЙ (С 3) с легким надавливанием.

1. Точка ТЯНЬ ТУ (I 22). Расположена в центре яремной вырезки, по срединной линии тела.

2. Точка ФЭН ЧИ (VB 20), «точка сопряжения ручного и ножного меридианов «малый ян» и наружного поддерживающего меридиана». Расположена симметрично с обеих сторон, в затылочной области головы, на 1,5 цуня кзади от сосцевидного отростка.

3. Точка Я МЭНЬ (Т 15). Расположена на 2 цуня ниже точки ФЭН ФУ (находится под затылочным бугром).

4. Точка ГАО ХУАН ШУ (V 43). Расположена симметрично по обе стороны от срединной линии спины на 3 цуня вправо и влево на уровне четвертого пятого грудных позвонков. (Находится по обеим сторонам от позвоночника, на пересечении горизонтальной линии, проведенной через вершину IV грудного позвонка, и вертикальной линии, отстоящей на 3 цуня от заднесрединного меридиана). При уточнении локализации необходимо обхватить себя руками за плечи так, чтобы лопатки разошлись в стороны.

5. Точка ХЭ ГУ (GI 4). Расположена на тыльной поверхности правой и левой кисти.

Если свести вместе первый и второй пальцы, то образуется возвышение. Его вершина и будет соответствовать искомой точке.

Если развести большой и указательный пальцы одной руки и положить большой палец другой руки между ними на уровне складки между 1 и 2 фалангами, то искомая точка придется на промежуток между 1 и 2 пястными костями, в том месте, куда коснется конец большого пальца. При надавливании на это место может возникать ощущение боли, которая иррадиирует в сторону мизинца.

Возможно применение и другой схемы точечного массажа при заикании, содержащей 10 точек. В этом случае также используется успокаивающий метод.

Он основывается на использовании медленного поглаживания по кругу, без сдвигания кожного покрова. После производят надавливание подушечками пальцев, постепенно увеличивают давление и задерживают палец на глубине. Каждое движение повторяется 3–4 раза, не отрывая палец от точки. Длительность воздействия на каждую точку составляет около 3–5 мин.

Точка 1. Располагается на внутренней стороне руки на запястье между сухожилиями, симметрично справа и слева. Во время массажа пациент сидит, положив на стол руку ладонью вверх. Точка массируется поочередно с обеих сторон.

Точка 2. Располагается на внутренней стороне предплечья на 2 цуня выше средней складки запястья, симметрично справа и слева. Массируется, как точка 1.

Точка 3. Располагается на наружной стороне плеча на 1 цунь выше локтевой складки несогнутой руки, симметрично справа и слева. Во время процедуры пациент сидит, опустив руку. Точка массируется поочередно с обеих сторон.

Точка 4. Располагается на голени на 3 цуня ниже коленной чашечки и на 1 цунь назад от переднего края большой берцовой кости, симметрично справа и слева. Во время массажа пациент сидит, вытянув ноги. Точка массируется одновременно с обеих сторон.

Точка 5. Располагается на спине на полтора цуня в сторону от задней срединной линии на уровне промежутка между остистыми отростками V и VI грудных позвонков, симметрично справа и слева. Пациент во время процедуры сидит, слегка наклонившись вперед. Точка массируется одновременно с обеих сторон.

Точка 6. Располагается на лице в углублении над скуловой дугой у основания уха, симметрично справа и слева. При проведении массажа пациент сидит, положив локти на стол. Точка массируется одновременно с обеих сторон.

Точка 7. Располагается на голени на 3 цуня выше внутренней лодыжки, симметрично справа и слева. Пациент находится в положении сидя. Точка массируется одновременно с обеих сторон.

Точка 8. Располагается на предплечье на полтора цуня выше средней складки запястья, в углублении, симметрично справа и слева. При проведении массажа пациент сидит, положив руку на стол. Точка массируется поочередно с обеих сторон.

Точка 9. Располагается несимметрично по задней срединной линии на нижней границе волосистой части головы. Пациент во время процедуры сидит, слегка наклонив голову.

Точка 10. Располагается на кисти, на границе внутренней и внешней сторон ладони у мизинца, симметрично справа и слева. Пациент сидит, положив на стол слегка согнутую кисть руки ладонью вниз. Точка массируется поочередно с обеих сторон.

Замечания
1. Массаж всех точек (кроме точки 10) выполняется успокаивающим методом. Используется легкое надавливание. Продолжительность воздействия на каждую точку – 3 мин и более.

2. Точка 10 массируется тонизирующим методом. Производят глубокое надавливание. Продолжительность воздействия на точку – 0,5–1 мин.

3. Весь курс массажа состоит из 12 сеансов. Сеансы проводятся каждый день. При необходимости можно провести еще 2–3 курса с интервалом в одну неделю.

Заикание - это расстройство речи, возникающее в результате психической травмы. Применение точечного массажа при данном виде заболевания не приводит к полному излечению, но воздействие на следующие точки может значительно облегчить состояние больного (рис. 1).

Точка 1. Симметричная, расположена на внутренней стороне руки на запястье между сухожилиями. Больной сидит, положив на стол руку ладонью вверх. Точка массируется поочередно справа и слева.

Точка 2. Симметричная, расположена на внутренней стороне предплечья на 2 цуня выше средней складки запястья. Массируется, как точка 1.

Точка 3. Симметричная, расположена на наружной стороне плеча на 1 цунь выше локтевой складки несогнутой руки. Больной сидит, опустив руку. Точка массируется поочередно справа и слева.

Точка 4. Симметричная, расположена на голени на 3 цуня ниже коленной чашечки и на 1 цунь назад от переднего края большой берцовой кости. Больной сидит, вытянув ноги. Точка массируется одновременно с обеих сторон.

Точка 5. Симметричная, расположена на спине на полтора цуня в сторону от задней срединной линии на уровне промежутка между остистыми отростками V и VI грудных позвонков. Больной сидит, слегка наклонившись вперед. Точка массируется одновременно справа и слева.

Точка 6. Симметричная, расположена на лице в углублении над скуловой дугой у основания уха. Больной сидит, положив локти на стол. Точка массируется одновременно с обеих сторон.

Точка 7. Симметричная, расположена на голени на 3 цуня выше внутренней лодыжки. Больной сидит. Точка массируется одновременно с обеих сторон.

Точка 8. Симметричная, расположена на предплечье на полтора цуня выше средней складки запястья, в углублении. Больной сидит, положив руку на стол. Точка массируется поочередно справа и слева.

Точка 9. Несимметричная, расположена на задней срединной линии на нижней границе волосистой части головы. Больной сидит, слегка наклонив голову.

Точка 10. Симметричная, расположена на кисти на границе внутренней и внешней сторон ладони у мизинца. Больной сидит, положив на стол слегка согнутую кисть руки ладонью вниз. Точка массируется поочередно справа и слева.

Примечания:

* Массаж (кроме точки 10) выполняется успокаивающим методом с использованием легкого надавливания. Продолжительность воздействия на каждую точку - 3 минуты и более.

* Точка 10 массируется тонизирующим методом с использованием глубокого надавливания. Продолжительность воздействия на точку - 0,5-1 мин.

* Курс массажа состоит из 12 сеансов, проводимых каждый день. При необходимости можно провести еще 2-3 курса с интервалом в одну неделю.