Open
Close

Мероприятия с мамами детей инвалидов. Национальная премия “Гражданская инициатива”

Клуб общения родителей детей-инвалидов «Надежда» действует при Афанасьевской районной организации ВОИ с 25 февраля 2008 года. За время существования клуба общения заметно выросла акт

Клуб общения родителей детей-инвалидов «Надежда» действует при Афанасьевской районной организации ВОИ с 25 февраля 2008 года. За время существования клуба общения заметно выросла активность его участников. Родители смелее отстаивают права детей, затрагивающих их лечение, прохождение медико-социальной экспертизы.

Опытом работы клуба общения «Надежда» заинтересовались организации общества инвалидов соседних районов. В 2012 году в пгт. Афанасьево прошел межрайонный слет родителей детей-инвалидов, в котором участвовали представители двух соседних районов. Слет также проходил в формате клуба общения «Надежда». Гости остались довольны встречей.

В феврале 2015 года «Надежда» вновь пригласила родителей детей-инвалидов и молодых инвалидов из четырех соседних районов на слет, темой обсуждения на котором стала «Социокультурная реабилитация детей-инвалидов и взаимодействие общественных организаций с органами местного самоуправления». Состоялся обмен опытом работы. Особое внимание было уделено иппотерапии в реабилитации детей с инвалидностью. Практические навыки такой терапии участники слета осваивали на турбазе «Вятская лошадка» в д. Шердынята Афанасьевского района.

Работа с родителями детей-инвалидов не ограничивается только занятиями в клубе общения. Мамы, папы, дедушки и бабушки принимают участие во всех мероприятиях, проводимых с детьми. Это играет немаловажную воспитательную роль. Вместе с родителями детей-инвалидов свозили на турбазу «Вятская лошадка», где для них было организовано праздничное масленичное представление с играми, забавами, угощением блинами и чаем. После чего всем гостям праздника представилась возможность покататься верхом на лошадках и в упряжках, с горки на ледянках и «ватрушках». Завершилось действо сжиганием чучела Масленицы.

Ежегодно совместно с детьми члены семей участвуют в «Весенней неделе добра». Она обычно приурочивается к главному православному празднику - Пасхе. При посещении семей, где дети не ходят в садик, школу или обучаются дистанционно, инициативная группа в составе председателя РО, представителей молодежных организаций района выявляет проблемы семей, воспитывающих детей с инвалидностью. В частности, семьи Русских, Тебеньковых и Некрасовых нуждаются в улучшении жилищных условий. Первые две семьи решили строить жилье самостоятельно, обратились с заявкой в областную Программу по выделению земли под строительство наравне с многодетными семьями. Семье Некрасовых с улучшением жилищных условий обещали помочь родители. Всем детям при посещении вручаются подарки от РО. В рамках Недели добра в 2014 году дети вместе с родителями побывали на экскурсии на хлебозаводе Афанасьевского РАЙПО, посмотрели весь цикл производства хлебобулочных изделий, попробовали свежеиспечённый хлеб. В 2015 году дети совместно с родителями участвовали в мероприятии, посвященном Международному дню книги.

Запоминающейся была поездка детей-инвалидов и родителей, сопровождающих колясочников, в «Заповедник сказок» центра активного отдыха «Летучий корабль». Средства на транспорт выделил фонд «Добрые дела Кирово-Чепецкого химического комбината», а само мероприятие сотрудники ЦАО провели на благотворительной основе. Перед отъездом домой дети побывали также в Александровском парке г. Кирова на аттракционах.

Праздничное мероприятие для детей и их родителей традиционно прошло в День знаний. Подарки всем школьникам сформированы на средства РО и пожертвования Афанасьевского РАЙПО.

В апреле 2014 года в районную организацию поступила настольная спортивная игра «Джакколо». Ею увлеклись и дети, и их родители. Любое совместное мероприятие всегда сопровождается состязаниями в эту игру.

Многие родители стремятся развить творческие способности детей с ограниченными возможностями. Об этом говорят и районные выставки детских рисунков и фотографий, и участие в областных творческих фестивалях и конкурсах. Так, Балакирева Вероника представила свои работы на ФХТИ и на конкурсе рисунков под эгидой уполномоченного по правам человека в Кировской области. Активные участницы клуба «Надежда» Елена Леонидовна Кудашева совместно с Ларисой Васильевной Чераневой участвовали в областном чествовании «Свет материнской любви», посвящённом Дню матери.

С приглашением родителей прошел детский праздник в рамках Дня инвалидов, подготовленный сотрудниками Центра культуры и досуга пгт. Афанасьево. Все вместе отметили Новый год. Дети, отличившиеся в учебе, спорте и творчестве, получили памятные и сладкие подарки.

Материалы о наиболее значимых мероприятиях в клубе «Надежда», с детьми и родителями публиковались на сайте администрации района и в районной газете «Призыв».

Клуб общения «Надежда» становится все популярнее у родителей детей-инвалидов. Для участия в нем собираются не только жители районного центра, но и приезжают из других населенных пунктов Афанасьевского района. Участники поднимают разнообразные вопросы, ответы на которые хотят услышать в Клубе общения. Объединение родителей, основанное семь лет назад, востребовано и сегодня, потому продолжает жить и действовать.

МКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» Ленинск-Кузнецкого муниципального района»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МКУ «Социально-реабилитационный

центр для несовершеннолетних «Надежда»

Ленинск-Кузнецкого муниципального района»

Н.В. Пасынкова ___________________________

«________» _______________________________

Программа клуба для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

«ШАГ НАВСТРЕЧУ»

Составители:

Чурилова М.В.,

социальный педагог

Карачёва Е.Ю.,

психолог

Пос. Клейзавод

2015 г.

Пояснительная записка

Семья является той естественной средой, которая обеспечивает гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка.

Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, сталкиваются со специфическими проблемами, испытывают затруднения в их разрешении: некомпетентность по вопросам воспитания и развития аномального ребенка, незнание родителями элементарных психолого-педагогических знаний для коррекционного обучения и воспитания ребенка в домашних условиях в доступном для него формате; искажение контактов с окружающим социумом и, как следствие, отсутствие поддержки со стороны социума и т.д.

Первой, исторически сложившейся, формой работы специалистов (врачей, педагогов и психологов) с родителями детей с отклонениями в развитии, является образовательно-просветительское направление. Долгое время при работе с семьей внимание концентрировалось на самом ребенке, но не на функционировании семьи, не на её членах, оказавшихся в ситуации психологической травмы, семейного стресса и кризиса.

Исследование семей, воспитывающих ребенка-инвалида, показало, что родители больного ребенка, при высокой готовности посвятить себя решению проблем ребенка, недопонимают (недооценивают) прямую взаимосвязь между состоянием ребенка и всей семьи с личностным состоянием родителя, значимость работы с личностными проблемами, поэтому возникает необходимость оказания психологической помощи не только инвалиду, но и его родственникам

Результаты анкетирования родителей по выявлению их заинтересованности к участию в работе клуба «Шаг навстречу» показали, что часть опрошенных родителей не высказывают потребности в психолого-педагогической работе лично с ними и их семьями.

Для родителей, имеющих запрос на работу со специалистами центра, групповая форма работы оказалась более востребованной, чем индивидуальная. В ходе предварительных бесед, родители выразили желание общаться с друг с другом, так как имеют схожие проблемы и готовы обмениваться опытом и оказывать взаимопомощь друг другу.

То есть, многоаспектность проблем больного ребенка вынуждает родителей ощутить недостаточную родительскую компетентность в вопросах психолого-педагогического воздействия на ребенка, чем и определяется содержание их запросов к специалистам.

При составлении программы деятельности клуба «Школа родителя особого ребенка» учтены как запросы родителей, так и объективно имеющаяся, но не обозначенная родителями, потребность в личностной психологической помощи и поддержке. Групповая форма работы несет в себе мощный ресурс для решения задач как педагогических, так и психологических.

Данная программа, оставляя в приоритете вопросы педагогического просвещения, включает в себя и задачи развития психологической компетентности родителей в самопознании и познании ребенка, в умении оказать себе помощь в стрессовой ситуации.

Цель программы

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с психофизическими нарушениями посредством психолого-педагогического просвещения; привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и обучению ребенка.

Задачи

    формировать у родителей позитивное восприятие личности ребенка с нарушениями развития;

    расширить видение родителями своих воспитательных функций в

отношении ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

детского взаимодействия, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка;

    формировать у родителей мотивацию к взаимодействию со

специалистами учреждения, участию во встречах клуба «Шаг навстречу»;

    способствовать расширению контактов с социумом, обеспечить

возможность общения родителей, имеющих детей со схожими проблемами.

Программа рассчитана на родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Приветствуется участие в родительских встречах других членов семьи (бабушек, дедушек, других членов семьи ребенка-инвалида), учитывая, что они, как члены семьи, оказывают влияние на ребенка, участвуют в его воспитании.

Срок реализации программы – 1 учебный год (затем она может быть продолжена).

Занятия родительского клуба проводятся примерно 1 раз в месяц (8-12 встреч).

Продолжительность и время проведения одного занятия 1,5-2 часа.

Предполагается, что основной состав группы будет постоянным, это позволит родителям лучше осознать предлагаемый материал и замотивировать родителей на практическое использование знаний в обучении и воспитании детей в домашних условиях.

Программа представлена в виде перечня тематики клубных встреч для родителей и конспектами занятий клуба «Шаг навстречу» (Приложения 1-6). В течение учебного года программа может корректироваться в зависимости от запросов, потребностей участников клубных встреч.

Тематический план занятий клуба «Шаг навстречу»

п / п

тема занятия

цели и задачи

«Знакомство. Права и льготы детей-инвалидов и их семей. Стили семейного воспитания»

Цели:

    Знакомство с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.

    Презентация МКУ «Социальный приют для детей и подростков «Надежда», рассказ о деятельности клуба «Мы вместе».

    Привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и взаимодействию с ребенком.

Задачи:

    Информировать родителей о деятельности социального учреждения.

    Познакомить участников встречис правами и льготами детей – инвалидов и их родителей.

    Предоставить информацию о родительских стилях воспитания.

    Мотивировать родителей на участие в мероприятиях, проводимых клубом «Мы вместе».

    Создать благоприятную, доброжелательную атмосферу в ходе мероприятия посредством игровых техник.

«Материнская любовь»

Цель:

Задачи:

    Создать эмоционально положительный настрой на совместную работу;

    Снять барьеры в общении и перейти к открытым, доверительным отношениям;

    Показать родителям степень понимания своего ребенка, помочь глубже осознать свои отношения с детьми и эмоционально обогатить их.

«Тело как зеркало души»

Цель:

    Рассказать о связи эмоциональных проблем и физического самочувствия человека.

Задачи:

    Содействовать снижению утомляемости, тревожности, речевых и мышечных зажимов, эмоционального напряжения.

    Способствовать укреплению эмоциональной устойчивости, повышение настроения.

«Почему мой ребенок злой?»

Цель:

    Способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия между мамой и ребенком

Задачи:

    познакомить с причинами появления агрессивности;

    помочь участникам встречи в поиске путей преодоления агрессивного поведения детей;

    познакомить с основными методами и приемами взаимодействия с детьми, проявляющими агрессию.

«Детские провокации, или как установить запреты»

Цель:

    Обсуждение проблемы детско-родительских отношений в семье, правил установления запретов и необходимости наказаний.

Задачи:

    Обсудить вопросы, касающиеся наказания, запретов, ограничений в процессе воспитания детей.

    Выработать наиболее приемлемые способы ограничений, запретов в воспитании детей.

    Способствовать повышению настроения при помощи коммуникативных игр.

«Маленькие манипуляторы»

Цель:

    Способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия между мамой и ребенком

Задачи:

    Познакомить участников встречи с понятием «детская манипуляция» и причинами ее возникновения.

    Рассказать о проявлениях детских манипуляций и выработать рекомендации для решения данной проблемы.

    Создать эмоционально положительный настрой на совместную работу.

Структура занятия

Занятие состоит из 3-х блоков:

1 блок: Введение в тему

Первый блок включает в себя организационную и информационную части.

Организационная направлена на создание атмосферы эмоциональной близости участников группы, включение в тематику общения.

В информационной части предлагаются мини-лекция по обозначенной теме, которая может иллюстрироваться просмотром видеосюжетов; рекомендации по работе с детьми в практической части занятия; подготовка рабочих мест.

2 блок: Практический

Это может быть практикум или мастер-класс для родителей, детско-родительский практикум. Таким образом, родители осваивают практические умения для самостоятельных занятий с детьми. По окончании детско-родительского занятия дети возвращаются в свои группы. В связи с этим, детско-родительское занятие предполагает предварительного продумывания организационных вопросов, связанных с приведением детей на занятие и возвращением их в группы после практической части.

3 блок: Итоговый

Это часть активного общения всех участников встречи и специалистов по поводу полученной информации и приобретенного опыта, осмысления происходящего, осознание своего реагирования на конкретные ситуации, психологическая и педагогическая интерпретация происходившего. Предоставляется возможность отрефлексировать свою позицию и стиль взаимодействия с ребенком.

Содержание и условия подачи информации имеют большое значение для формирования у родителей желания общаться со специалистами и вступить в сотрудничество ради своего ребенка. Ниже представлен перечень приемов, которые в разном сочетании можно использовать в структуре занятия.

Содержание темы занятия может раскрываться с помощью разных приемов:

    Мини-лекция – вводит в тематику занятия, сосредотачивает внимание на обсуждаемом вопросе, знакомит с новой информацией по проблеме.

    Притча – может быть эпиграфом или, наоборот, обобщением к теме; стимулом к возникновению дискуссии.

    Дискуссия – обсуждение актуального вопроса; как правило, родители делятся личным опытом в решении проблем или обращаются за советом к группе.

    Просмотр видеосюжетов с целью подчеркивания значимости обсуждаемой темы.

    Психологическое упражнение, тренинговая игра – включаются в любой части занятия с определенной целью. Начало: для снятия напряжения, сближения участников группы, включения в тему разговора. По ходу занятия: для понимания обсуждаемой темы через осознание своих состояний, ощущений, эмоций; овладение приемами снятия стресса и гармонизации эмоционального состояния. В конце: обобщение темы или завершение занятия (например, ритуал прощания).

    Практическое занятие (практикум) – овладение практическими умениями, знакомство с коррекционными методами и приемами работы с детьми.

    Детско-родительские практикумы – совместная продуктивная деятельность, позволяющая осознать родителю свои позиции, способы взаимодействия, сотрудничества с ребенком, свое реагирование на ситуацию, когда ребенок не соответствует ожиданиям; практика поиска методов и приемов привлечения ребенка к деятельности и пр.

    Фотовыставки по клубным занятиям, оформление фотоальбомов – информация о содержании прошедших клубных встреч, оживление опыта участия в клубных занятиях, в том числе, в детско-родительских; активизация положительных эмоций.

    Раздаточный материал (памятка, методическое пособие, брошюра и пр.) для домашней методической копилки – для закрепления материала, поддержания интереса.

Предполагаемый ожидаемый результат

    Возникновение у родителей интереса к процессу развития ребенка, желание и умение видеть маленькие, но важные для ребенка, достижения.

    Участие родителей в коррекционно-образовательном процессе ребенка с пониманием значимости этого для их ребенка; развитие чувства удовлетворенности от успешного применения своих знаний в воспитании и развитии ребенка.

    Повышение активности родителей в вопросах сотрудничества со специалистами учреждения; желание участвовать в психолого-педагогических мероприятиях (клубные занятия, психологические тренинги, консультации т.д.).

    Расширение круга общения среди родителей учреждения.

Список литературы

    С другой стороны – это возможность увидеть своего ребенка в сравнении с другими детьми, наблюдать отношения между детьми; — драматизация позволяет формировать у детей опыт социальных связей, навыков поведения в обществе, поскольку каждое произведение имеет нравственную направленность. Благодаря мотивированной деятельности (пусть даже в нереальной, игровой ситуации) дети легче овладевают навыками и средствами общения. Участие в драматизации по своей психологической структуре является моделированием реальных жизненных ситуаций. Праздник – это художественное действие, шоу, в котором каждый ребенок должен участвовать активно (самостоятельно или с помощью взрослого). Праздник дает возможность объединить детей и взрослых в большой коллектив, организует их, сплачивает (заряжаясь общим действием и эмоциями, ребенок начинает действовать так же, как его соседи, окружающие люди).

    Клуб мам детей-инвалидов

    Наиболее часто используемый набор методик: анкета «Психологический тип родителя» ёвой, тест-опросник родительского отношения – ОРО, социограмма «Моя семья» ёвой, тест «Незаконченное предложение», тест М. Люшера и др. Пятый шаг – формулирование проблемы. Задача работы специалиста на данном этапе состоит в анализе полученных данных, профессиональной трактовке родителям выявленных существенных и значимых сторон развития ребенка.

    Важно

    Предлагая свое видение ситуации, педагог подводит родителей к нахождению возможного выхода из проблемы. Шестой шаг – определение способов решения проблем. Основное внимание уделяется настраиванию родителей на кропотливый и системный труд по адаптированию ребенка к самостоятельной жизни.

    Инвамама — сообщество родителей детей-инвалидов

    Беллака, тест М. Люшера, рисуночные методики «Моя семья», «Несуществующее животное», «Человек», тест «Лесенка для детей» , тест Тревожности Спилберга — Ханина и др. Следует отметить, что в случае, когда у ребенка познавательные способности оказываются резко сниженными и психофизические недостатки развития имеют выраженную степень, то диагностическое обследование целесообразно проводить в присутствии какого-либо члена семьи.

    Инфо

    Четвертый шаг – обследование родителей (проводит педагог-психолог). Действия педагога на этом этапе направлены на изучение характера межличностных взаимоотношений родителей с ребенком и модели его воспитания.


    Обязательное условие для проведения такого рода работы – добровольность процедуры. Педагог доказывает клиентам важность изучения психологической атмосферы семьи для оказания эффективной помощи.

    Мамы особых детей создали клуб «счастливый час»

    Они готовы услышать педагога, понять его объяснения и выполнять задания. Поэтому специалист активно вовлекает их в проведение занятия, предлагая заканчивать начатое им упражнение.
    Далее, объясняя его цель, он предлагает маме самостоятельно выполнить задание. В случае неудачи специалист приходит на помощь, заканчивая упражнение с ребенком и объясняя причины неудачи.

    На завершающем этапе работы с родителями педагогом проводятся подгрупповые занятия, когда встречаются двое детей и их мамы. Специалист организует подобные занятия лишь после того, как удается сформировать сотрудничество мамы со своим ребенком на индивидуальных занятиях.

    Как показали исследования и данные анкетирования, родители, воспитывающие проблемных детей, часто испытывают затруднения во время прогулок со своим ребенком. Конфликтные ситуации возникают как между детьми, так и между самими взрослыми.

    Клуб общения родителей детей-инвалидов «надежда»

    Внимание

    Я даю свое согласие АНО «АСИ» на обработку, в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.asi.org.ru и осуществления деятельности по направлениям АНО «АСИ», в соответствии с Уставом, а также в целях информирования о мероприятиях, программам и проектах разрабатываемых и реализуемых АНО «АСИ».

    Воспитывающих детей с ограниченными возможностями клуб матерей детей инвалидов

    Им сложно произвольно улыбнуться, нахмурить брови, опустить уголки рта, широко раскрыть глаза, т. е. выразить свое состояние с помощью мимики. Театрализованные представления побуждают детей к смене мимического состояния. Увлекшись происходящим на сцене, дети начинают улыбаться, грустить, переживать за героев; — родители имеют возможность наблюдать своих детей в необычной обстановке, видят динамику их развития. Это является большим психологическим подспорьем для родителей, так как некоторые не могут и предположить, что их дети не воспринимают себя одинокими и отверженными, свободно чувствуют себя в присутствии большого количества людей.

    Общественный фонд «комитет матерей детей-инвалидов и больных детей»

    Программа состоит из 7 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю с продолжительностью 40 – 60 минут. Работа с группой родителей осуществляется в несколько этапов. В ходе первого этапа педагог-психолог выясняет представления родителей о воспитании (его целях, способах воздействия, влиянии на личностное развитие и поведение ребенка, адекватность и динамичность родительской позиции). На втором этапе работа направлена на повышение эмоционального принятия ребенка, рост эффективности родительского контроля и требований, понимание поведения ребенка. На третьем этапе проводится обучение родителей эффективным способам общения с ребенком, адекватному выражению своих чувств, рефлексия работы по программе. В качестве основных методов и приемов работы используются практико-ориентированные технологии: дискуссия, ролевая игра, работа с памятками, решение проблемных ситуаций, психотехнические упражнения.
    Организаторы проекта уже подготовили несколько мастер-классов по рукоделию, выпечке, макияжу, восточным танцам. В будущем в клубе будут проводиться мероприятия не только для мам особых детей, но и для самих ребятишек, а также для их здоровых сверстников, чтобы они могли играть и общаться друг с другом. Для детей с инвалидностью запланировано проведение обучающих и игровых программ, мастер-классов. Члены клуба «Счастливый час» будут собираться два раза в месяц.

    Информация о клубе матерей детей инвалидов

    При этом под эффективностью понимается реализация основных социальных функций досуга: компенсаторной, социализирующей, функции общения, творческой самореализации, развития личности. Обязательное условие досуговой программы — образовательный аспект, т. е. в результате ее освоения участник овладевает определенными знаниями, умениями и навыками, приобретает социальный опыт. В клубе реализуются следующие виды досуговых программ: экскурсии, поездки, походы, посещение праздников, спектаклей, театрализованных игр. Экскурсии, поездки, походы связаны с общением с природой, знакомством с родным городом, его достопримечательностями. Для ребенка с нарушениями в развитии возможность пребывания на природе крайне необходима для расширения жизненного пространства, получения экологических знаний, оздоровления.
    Общество 13 декабря 2016 14:00 Иван Бондаренко Фото: ру. Он создан для того, чтобы мамы особых детей могли встречаться в неформальной обстановке, обсуждать свои проблемы, помогать друг другу и, что очень немаловажно, отдохнуть и расслабиться, а также почувствовать себя женщиной.

    Но инвалидность — это не приговор. В нашем клубе мамы смогут не только общаться с друг другом, но и видеть истории успеха» — говорит Ирина.

    В статье представлена программа работы с родителями ребенка-инвалида в формате клубных встреч. Сформулированы задачи «Школы родителя особого ребенка», темы и структура занятий, описаны используемые приемы, направленные на поддержание интереса и раскрытие обозначенных тем.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Программа клуба «Школа родителя особого ребенка»

    Шмакова Н.В ., педагог-психолог

    ГКУ ДДИ «Южное Бутово»

    Пояснительная записка

    Семья является той естественной средой, которая обеспечивает гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка.

    Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, сталкиваются со специфическими проблемами, испытывают затруднения в их разрешении: некомпетентность по вопросам воспитания и развития аномального ребенка, незнание родителями элементарных психолого-педагогических знаний для коррекционного обучения и воспитания ребенка в домашних условиях в доступном для него формате; искажение контактов с окружающим социумом и, как следствие, отсутствие поддержки со стороны социума и т.д.

    Современные исследования (Е.А. Екжанова (1998); Т.В. Черникова (2000); В.В. Ткачева (2000); И.В. Рыженко и М.С. Карпенкова И.В. (2001); Карданова (2003) и др.) указывают на изменения в эмоциональной, ценностоно-смысловой сферах, в психическом и соматическом состоянии родителей детей-инвалидов.

    Первой, исторически сложившейся, формой работы специалистов (врачей, педагогов и психологов) с родителями детей с отклонениями в развитии» является образовательно-просветительское направление. Долгое время при работе с семьей внимание концентрировалось на самом ребенке, но не на функционировании семьи, не на её членах, оказавшихся в ситуации психологической травмы, семейного стресса и кризиса.

    Последние публикации свидетельствует о необходимости оказания психологической помощи не только инвалиду, но и его родственникам.

    Исследование семей, воспитывающих ребенка-инвалида, показало, что родители больного ребенка, при высокой готовности посвятить себя решению проблем ребенка, недопонимают (недооценивают) прямую взаимосвязь между состоянием ребенка и всей семьи с личностным состоянием родителя, значимость работы с личностными проблемами.

    Результаты анкетирования родителей по выявлению их запроса на индивидуальное психологическое консультирование, групповую работу, направленные на улучшение их собственного психологического состояния, показали, что 53% опрошенных родителей не высказывают потребности в психологической работе лично с ними.

    Для родителей, имеющих запрос на работу с психологом, групповая форма работы оказалась более востребованная, чем индивидуальная. Наибольший процент из них (68%) предпочли целью занятий обучение взаимодействию с ребенком, 54% желают общаться с родителями детей, имеющих схожие проблемы, для обмена опытом и оказания взаимопомощи друг другу

    То есть, многоаспектность проблем больного ребенка вынуждает родителей ощутить недостаточную родительскую компетентность в вопросах психолого-педагогического воздействия на ребенка, чем и определяется содержание их запросов к специалистам.

    При составлении программы деятельности клуба «Школа родителя особого ребенка» учтены как запросы родителей, так и объективно имеющаяся, но не обозначенная родителями, потребность в личностной психологической помощи и поддержке. Групповая форма работы несет в себе мощный ресурс для решения задач как педагогических, так и психологических.

    Данная программа, оставляя в приоритете вопросы педагогического просвещения, включает в себя и задачи развития психологической компетентности родителей в самопознании и познании ребенка, в умении оказать себе помощь в стрессовой ситуации.

    Цель программы

    Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с психофизическими нарушениями посредством психолого-педагогического просвещения; привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и обучению ребенка.

    Задачи

    • формировать у родителей позитивное восприятие личности ребенка с

    нарушениями развития;

    • расширить видение родителями своих воспитательных функций в

    отношении умственно отсталого ребенка;

    • познакомить родителей со специальными коррекционными и

    методическими приемами, необходимыми для проведения занятий с проблемным ребенком в домашних условиях;

    • познакомить родителей с эффективными методами родительско-

    детского взаимодействия, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка с отклонениями в развитии;

    • формировать у родителей мотивацию к взаимодействию со

    специалистами учреждения, участию в создании единого воспитательного пространства "детский дом-интернат – семья";

    • мотивировать родителей на обращение за психологической помощью

    лично для себя, на участие в психологических тренингах;

    • способствовать расширению контактов с социумом, обеспечить

    возможность общения родителей, имеющих детей со схожими проблемами.

    Программа рассчитана на родителей, дети которых посещают учреждение социальной защиты населения. Приветствуется участие в родительских встречах других членов семьи (бабушек, дедушек, сиблингов ребенка-инвалида и др.), учитывая, что они, как члены семьи, оказывают влияние на ребенка, участвуют в его воспитании.

    Срок реализации программы – 1 учебный год (затем она может быть продолжена).

    Занятия родительского клуба проводятся 1 раз в месяц (8-9 встреч)

    Продолжительность и время проведения одного занятия 1,5-2 часа:

    18.00-20.00

    Состав группы: 8-12 человек. Предполагается, что основной состав группы будет постоянным, что позволит родителям лучше осознать предлагаемый материал и замотивировать родителей на практическое использование знаний в обучении и воспитании детей в домашних условиях.

    Программа представлена в виде перечня тематики клубных встреч родителей, кратким описанием структуры занятия, перечнем методов и приемов для реализации тематики занятий. примерным планом содержания каждого занятия,. В методических рекомендациях по реализации программы представлен практический материал: Примерное содержание занятий по всем темам, «Упражнения для начала занятия», «Варианты завершения занятий», «Притчи», примеры анкет «Обратная связь», содержание и правила психологической игры «Дельфин».

    В течение учебного года программа может корректироваться в зависимости от запросов, потребностей участников клубных встреч.

    Тематический план занятий

    клуба «Школа родителя особого ребенка»

    Сентябрь .

    Тема «Неизлечим», не значит – «обречен» (Особенности коррекционно-развивающего обучения детей с выраженной умственной отсталостью).

    Октябрь .

    Тема «Волшебная кисточка» (Коррекционные возможности рисования).

    Ноябрь .

    Тема «В гостях у логопеда» (Формирование предпосылок развития речи).

    Декабрь.

    Тема «Рисуем вместе» (Совместная продуктивная деятельность взрослого и ребенка – детско-родительский практикум)

    Январь.

    Тема «Сенсорное развитие – это важно» (Значимость сенсорного опыта для общего развития ребенка)

    Февраль.

    Тема «Целительница-глина» (Коррекционные возможности лепки из глины)

    Март.

    Тема «Живая глина» (Совместная продуктивная деятельность взрослого и ребенка – детско-родительский практикум)

    Апрель.

    Тема «Движение – это жизнь» (Адаптивная физическая культура для детей с проблемами в развитии – детско-родительское занятие)

    Май.

    Тема «Дети и музыка» (Влияние музыки на психику человека)

    Структура занятия

    Занятие состоит из 3-х блоков:

    1 блок: Введение в тему.

    Первый блок включает в себя организационную и информационную части.

    Организационная направлена на создание атмосферы эмоциональной близости участников группы, включение в тематику общения.

    В информационной части предлагаются мини-лекция по обозначенной теме, которая может иллюстрироваться просмотром видеосюжетов; рекомендации по работе с детьми в практической части занятия; подготовка рабочих мест.

    2 блок: Практический. Это может быть практикум или мастер-класс для родителей, детско-родительский практикум. Таким образом, родители осваивают практические умения для самостоятельных занятий с детьми. По окончании детско-родительского занятия дети возвращаются в свои группы. В связи с этим, детско-родительское занятие предполагает предварительного продумывания организационных вопросов, связанных с приведением детей на занятие и возвращением их в группы после практической части.

    3 блок: Итоговый. Это часть активного общения всех участников встречи и специалистов по поводу полученной информации и приобретенного опыта, осмысления происходящего, осознание своего реагирования на конкретные ситуации, психологическая и педагогическая интерпретация происходившего. Предоставляется возможность отрефлексировать свою позицию и стиль взаимодействия с ребенком.

    • Мини-лекция – вводит в тематику занятия, сосредотачивает внимание на обсуждаемом вопросе, знакомит с новой информацией по проблеме
    • Притча – может быть эпиграфом или, наоборот, обобщением к теме; стимулом к возникновению дискуссии
    • Дискуссия – обсуждение актуального вопроса; как правило, родители делятся личным опытом в решении проблем или обращаются за советом к группе
    • Просмотр видеосюжета с целью подчеркивания значимости обсуждаемой темы
    • Просмотр видеозаписи из жизни детей в ДДИ или слайд-фильм с комментарием - иллюстрация педагогических приемов работы с детьми, возможностей и достижений детей при грамотно организованном коррекционном процессе
    • Психологическое упражнение, тренинговая игра – включаются в любой части занятия с определенной целью. Начало: для снятия напряжения, сближения участников группы, включения в тему разговора. По ходу занятия: для понимания обсуждаемой темы через осознание своих состояний, ощущений, эмоций; овладение приемами снятия стресса и гармонизации эмоционального состояния. В конце: обобщение темы или завершение занятия (например, ритуал прощания)
    • Практическое занятие (практикум) – овладение практическими умениями, знакомство с коррекционными методами и приемами работы с детьми
    • Детско-родительские практикумы – совместная продуктивная деятельность, позволяющая осознать родителю свои позиции, способы взаимодействия, сотрудничества с ребенком, свое реагирование на ситуацию, когда ребенок не соответствует ожиданиям; практика поиска методов и приемов привлечения ребенка к деятельности и пр.
    • Выставка учебных пособий – демонстрация учебного материала, доступного для использования в домашних условиях
    • Фотовыставки по клубным занятиям – информация о содержании прошедших клубных встреч, оживление опыта участия в клубных занятиях, в том числе, в детско-родительских; активизация положительных эмоций
    • «Обратная связь» в начале занятия – рассказ о влиянии предыдущей встречи на изменения в знаниях, в системе убеждений и т.д.; своего рода, «самоотчет» об использовании знаний, полученных на предыдущем занятии, в практике общения со своим ребенком
    • «Обратная связь» в конце занятия – возможность осмыслить, осознать и проговорить о значимости для себя обсуждаемой темы, готовности использовать информацию в общении с ребенком в домашних условиях
    • Опросники обратной связи – письменный вариант обратной связи; фиксация своей готовности взять на себя ответственность за применение на практике полученных знаний
    • Раздаточный материал (памятка, методическое пособие, видео/аудиозаписи, книга и пр.) для домашней методической копилки – для закрепления материала, поддержания интереса

    Предполагаемый ожидаемый результат

    Возникновение у родителей интереса к процессу развития ребенка, желание и умение видеть маленькие, но важные для ребенка, достижения.

    Участие родителей в коррекционно-образовательном процессе ребенка с пониманием значимости этого для их ребенка; развитие чувства удовлетворенности от успешного применения своих знаний в воспитании и развитии ребенка.

    Повышение активности родителей в вопросах сотрудничества со специалистами учреждения; желание участвовать в психолого-педагогических мероприятиях (клубные занятия, психологические тренинги, консультации т.д.).

    Расширение круга общения среди родителей учреждения.


    В рамках своего исследования, мы проанализировали деятельность Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Александровский комплексный центр социального обслуживания населения» (356300, с. Александровское, ул. Московская, 4), и пришли к выводу о необходимости разработки программы поддержки родителей, воспитывающим ребенка-инвалида.

    Одной из актуальных задач современного российского общества является оказание социальной и педагогической помощи семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При неуклонном росте числа таких детей, необходимо внимание к каждому из них. Это требует от педагогической общественности развития взаимоотношений образовательной системы и семьи.

    Современная практическая педагогика, однако, не достаточно внимания уделяет проблемам проведения работы с семьями, имеющими таких детей.

    Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка становится непосильной для семьи, родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Таким семьям необходима комплексная социально-педагогическая поддержка. К работе с семьей, имеющей больного ребенка или ребенка-инвалида, следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на опережающую подготовку ребенка к жизни, вырабатывать у него умение мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы его развития.

    Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Но многочисленные исследования (Г.Л. Аксарина, Н.Ю. Иванова, В.Н. Касаткин, Н.Л. Коваленко, А.Г. Румянцев и др.) свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения.

    Цель программы: создание условий для преодоления социальной изолированности детей - инвалидов, их социализации в условиях семьи.

    1. Реализация стратегии социализации и социальной интеграции детей - инвалидов в семье и обществе на основе индивидуального комплексного подхода, включая формирование системы творческой реабилитации детей-инвалидов и других форм самореализации, развитие программ семейного отдыха и оздоровления.

    2. Укрепление ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с инвалидностью, и их социально-реабилитационной компетенцией, формирование позитивной мотивации к образованию новых социальных связей, а также содействие созданию сетей взаимной поддержки родителей детей-инвалидов.

    3. Формирование единого ресурсного методического и образовательного пространства, повышение профессионального потенциала специалистов, занятых в сфере оказания социальных услуг детям - инвалидам.

    4. Усиление координации и повышение эффективности деятельности государственных структур, общественных объединений и групп взаимной поддержки семей. воспитывающих детей - инвалидов, по улучшению положения детей с инвалидностью и их социальной включенности.

    5. Формирование в обществе толерантного отношения к детям - инвалидам, популяризация идей содействия их социальной включенности.

    Основной целью социальной службы, реализующей данную программу должно стать обеспечение деятельности по осуществлению социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями, а также оказание помощи семьям, в которых эти дети воспитываются.

    Структура социальной службы включает:

    Медицинскую службу, в которую входят врач - педиатр, врач - физиотерапевт, врач - психиатр, медсестра, медсестра по массажу и медсестра по физиотерапии;

    Социально - педагогическую службу, в которую входят: социальные педагоги, воспитатели, педагог - психолог, педагог дополнительного образования, учитель-логопед, учитель-дефектолог, инструктор по физическому воспитанию.

    Программа предусматривает следующие формы работы с семьями, имеющими нарушения здоровья:

    Педагогический патронаж (социально-педагогическое обслуживание на дому);

    Группы кратковременного пребывания ребенка-инвалида с комплексной реабилитацией (медицинской и педагогической);

    Группы семейной реабилитации «субботние гостиные», основной целью которых является создание условий для решения внутрисемейных проблем и просвещения родителей с целью повышения процесса социализации и адаптации к современному обществу;

    Организация кружковой работы, творческих мастерских и клубов.

    Обучение и просвещение родителей совместно с заинтересованными организациями.

    Программа построена на принципах:

    1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

    2. Гуманно-личностный - всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).

    3. Принцип комплексности - социально-педагогическая поддержка рассматривается в комплексе, в тесном взаимодействии всех специалистов.

    4. Принцип деятельностного подхода - помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.

    Предполагаемый ход реализации программы:

    1. Реализация стратегии социализации и социальной интеграции детей-инвалидов в семье и обществе на основе индивидуального комплексного подхода, включая формирование системы творческой реабилитации детей-инвалидов и других форм их самореализации, развитие программ семейного отдыха и оздоровления.

    Социальное сопровождение семьи социальной службой сопровождения включает телефонные консультации, наблюдение развития ребенка, периодическое приглашение для прохождения курсов реабилитации, участие в мероприятиях и акциях учреждения, в том числе:

    Социально-педагогический патронаж семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями и не имеющих возможности посещать центр (или детей раннего возраста) предполагает проведение социальными работниками развивающих занятий с детьми-инвалидами с тяжелыми нарушениями здоровья (которые не посещают ни детские сады, ни школы в силу своего заболевания или возраста) на дому 2 раза в неделю по 2 занятия различной направленности, с обязательным обучением родителей навыкам самостоятельной педагогической работы над развитием своих детей.

    Коррекционые занятия в учреждение с детьми проводятся как в условиях группы дневного пребывания несовершеннолетних, так и по индивидуальным маршрутам развития. В зависимости от потребностей детей, необходимо организовать:

    Занятия по социальной и бытовой адаптации в группе дневного пребывания для детей, не посещающих дошкольные учреждения и требующие отработки четких инструкций действий.

    Индивидуальные коррекционные занятия проводят в зависимости от имеющихся проблем дефектолог, логопед или педагог-психолог.

    Подгрупповые занятия по музыке и физкультуре обязательны для всех, отдельно проводятся и индивидуальные занятия по лечебной физкультуре в соответствии с назначениями врача.

    По медицинским показаниям необходимо проводить консультации врачей (педиатр, физиотерапевт, психиатр), по вопросам назначения реабилитационных мероприятий и медицинских процедур: медицинский массаж, физиотерапия (светолечение, магнитотерапия, электролечение, ингаляции). А также индивидуальные занятия по физкультуре; курсы фитотерапии и витаминизации.

    Для каждого ребенка необходимо составить индивидуальный маршрут развития, программу занятий, которые согласовываются с родителями. В свою очередь родители получают домашние задания и индивидуальные консультации по динамике развития ребенка.

    1.2. Для реализации принципа интеграции детей - инвалидов предлагаем организовать клуб «Здоровый ребёнок». Цель: профилактика заболеваний у детей и содействие формированию здорового образа жизни семьи.

    Предполагаем, что в процессе физической активности эффективно решатся оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Через систему специальных упражнений и игр дети ознакомятся с признаками здоровья (правильная осанка, походка), научатся защищаться от микробов. Полученные знания позволят особенным детям заниматься физическими упражнениями более осознанно и более полноценно, самостоятельно использовать средства физического воспитания в жизни.

    Организованная двигательная деятельность связана с чёткой установкой на результат (игры - драматизации, спортивные и подвижные игры, игры - эстафеты). Дети смогут оценить своё «Я» по непосредственным усилиям, которые они приложат для достижения поставленной цели. А в связи с развитием самооценки разовьются такие личностные качества как самоуважение, совесть, гордость. В сложных действиях проявляется воля ребёнка - инвалида - преодоление препятствий при достижении поставленной цели. Особенно ценными в этом отношении являются подвижные и спортивные игры, физические упражнения, основанные на продолжительном и многоразовом повторении однообразных двигательных действий, при их выполнении требуется прилагать волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения. Таким образом, занятия в клубе «Здоровый ребёнок» будут являться важным фактором, влияющим на формирование личности ребёнка - инвалида и социализации его в обществе.

    В целях содействия семье по развитию ребенка-инвалида, возможна организация клуба «Игра - дело серьёзное». Цель: развитие способностей детей через игровую деятельность.

    Встречи в клубе проходят по программе для детей с инвалидностью и здоровых детей. Совместная деятельность приучает детей к общению со сверстниками и чужими взрослыми, развивает умение сотрудничать друг с другом, формируя чувство партнерства. Театрализованные виды деятельности (исполнение по ролям песенок, потешек, имитация движений и голосов птиц и животных) стимулируют образно-игровые проявления, развивают сферу чувств, будят сочувствие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого человека. В результате дети научатся взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров; дети будут более внимательны друг к другу, доброжелательны, научатся вежливой форме общения, разовьют эстетический вкус.

    Также, нами предлагается проект творческой мастерской «Оч.умелые ручки» - по обучению детей различным видам творчества: плетению из фольги, конструированию из бумаги, рисованию нетрадиционными способами, лепке из глины и росписью по керамике, что будет способствовать развитию творческих способностей детей через продуктивно-прикладную деятельность. Дополнительная возможность тренировки мелкой моторики через создание разнообразных поделок, позволит детям развиваться и открывать в себе новые способности.

    Возможность реализоваться ребенку-инвалиду представляет творческая мастерская «Музыкальная гостиная», способствующая развитию творческих способностей.

    1.3. Большое значение в организации работы по социальной интеграции детей-инвалидов в семье и обществе, уделяется организации праздников и культурно-досуговых мероприятий.

    Участие в празднично - досуговых мероприятиях не только помогает создать праздничное и радостное настроение у участников, но и способствует активизации их внутренних ресурсов. Социокультурная программа является психологическим тренингом - коммуникационным, эмоциональным, мотивационным, телесным. Участие в подобных программах станет для детей с ограниченными возможностями ещё одним шагом на пути к адаптации, принятии самого себя и трудностей мира, в котором они живут и действуют.

    2. Укрепление ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с инвалидностью, и их социально-реабилитационных компетенций, формирование позитивной мотивации к образованию новых социальных связей, а также содействие созданию сетей взаимной поддержки родителей детей-инвалидов:

    2.1. Программа предусматривает проведение диагностики и реализацию консультативной помощи родителям, имеющим детей-инвалидов по их воспитанию и развитию. Для каждой семьи может быть разработан маршрут индивидуальной работы, по которому и будет осуществляться сопровождение.

    2.2. Для родителей, имеющих детей-инвалидов может быть реализован проект «Счастливый родитель», основной целью которого является создание условий для решения внутрисемейных проблем и просвещения родителей с целью повышения процесса социализации и адаптации ребенка-инвалида к современному обществу.

    Данный проект предполагает проведение совместных занятий с родителями и детьми по формированию различных навыков продуктивного общения, творческих видов деятельности, а также систему групповых и индивидуальных консультаций для родителей по проблемам воспитания.

    Одним из направлений данного проекта является организация совместной творческой и досуговой деятельности детей и взрослых, что способствует развитию положительных отношений между детьми и взрослыми и создаёт необходимые условия для успешного развития ребёнка в окружающей среде.

    В результате, родители получат новые знания и освоят практические навыки и умения для совместной деятельности с ребенком, возможность снять напряженность и излишнюю тревожность, связанные с родительской «неуспешностью», возможность обменяться родительским опытом, установить доверительные отношения в группе.

    В целом, можно отметить, что данная реабилитационная работа включает в себя систему социальных, педагогических и лечебно-оздоровительных воздействий, направленных на полное или частичное восстановление оптимального личного и социального статуса, отклонений в развитии и здоровье ребенка, испытывающего трудности в семье, в обучении, в своей микросоциальной среде.

    Предполагаемые результаты

    1. Программа способствует укреплению ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с инвалидностью (повышается желание заниматься ребенком), и их социально-реабилитационных компетенций (родители обучаются взаимодействию с ребенком), формирование позитивной мотивации к образованию новых социальных связей (расширяется круг общения)

    2. Наметится повышение уровня навыков общения, укрепление ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, мотивации к образованию новых социальных связей.

    3. Повысится уровень родительской компетенции в вопросах воспитания и развития детей, их отдыха и оздоровления.

    4. Программа будет способствовать повышению уровня навыков общения, увеличению интереса к разнообразным видам творчества, укреплению ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, мотивации к образованию новых социальных связей.

    Таким образом, предложенная нами программа будет способствовать эффективной социально-педагогической поддержке семье, воспитывающей ребенка-инвалида.