Проект в средней группе ДОУ «Перелетные птицы осенью. Проект на тему "Перелетные птицы"
в настоящее время вопросы взаимодействия человека с природой превратились в экологическую проблему. Если люди не научатся бережно относиться к природе, то они погубят нашу планету. А для этого чтобы не произошло надо воспитывать экологическую культуру. Приобщая детей к природе, мы воспитываем экологически-культурную личность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект на тему: « Встречаем прилёт птиц».
Актуальность реализации проекта . По плану лексических тем в старшей группе с 4по 8 апреля - тематическая неделя по теме: « Прилёт птиц весной ».
Мы решили реализовать проект , т . к . проблема наших воспитанников : недостаточный уровень знаний по этой теме.
В настоящее время вопросы взаимодействия человека с природой превратились в экологическую проблему. Если люди не научатся бережно относиться к природе, то они погубят нашу планету. А для того чтобы этого не произошло надо с дошкольного возраста воспитывать экологическую культуру и ответственность детей, так как приобретенные в дошкольном возрасте знания в дальнейшем преобразуются в прочные убеждения. Приобщая детей к природе, мы воспитываем экологически-культурную личность.
Проблема и гипотеза. В процессе работы с детьми группы старшего дошкольного возраста, был выявлен недостаточный уровень сформированности знаний о перелётных птицах, особенностях их жизни.
Гипотеза: можно предположить, что для повышения уровня знаний и представлений детей о перелетных птицах нужно использовать не только традиционные формы работы с детьми, но и современные подходы (самостоятельный поиск информации детей совместно с родителями, обмен информацией в группе между детьми.
Цель проекта : Формировать у детей представления о перелетных птицах, среде их обитания.
Задачи проекта:
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Тип проекта : творческий, краткосрочный.
Вид проекта : семейный, групповой.
Ожидаемые результаты:
- Расширение знаний детей о перелётных птицах, особенностях их жизни.
- Формирование на этой основе нравственного и личностного отношения к окружающей действительности, бережного отношения к птицам;
- Развитие речевой компетентности детей дошкольного возраста;
- Раскрытие творческого потенциала семьи;
- Расширение коммуникативной сферы и практического совместного опыта ребёнка и родителей.
1 этап: Подготовительный.
- Создание развивающей среды в группе;
- Подбор дидактических игр;
- Подбор детской и научной литературы, презентаций, иллюстраций;
- Подбор рекомендаций для родителей по выполнению творческого домашнего задания;
2 этап: Реализация проекта. Работа с детьми.
Задачи:
- Учить выкладывать силуэты птиц из различных деталей, геометрических фигур по образцу, воображению.
- Называть перелётных птиц.
- Продолжать учить зарисовывать птиц по образцу.
- Развивать внимание, логическое мышление.
- Упражнять детей в составлении рассказа на заданную тему.
- Рассматривание иллюстраций.
- Чтение художественной и научной литературы о перелётных птицах.
- Разучивание подвижных игр на словесной основе (по данной тематике).
- Разучивание потешек, закличек о птицах.
- Образовательная деятельность: Ознакомление с окружающим миром: «Перелётные птицы»; развитие речи: рассматривание картины «Грачи прилетели», «Составление описательного рассказа с использованием плана-схемы « Как птицы весну встречают». Рисование «Ласточка» (акварель), «Перелётные птицы» (цветные карандаши). Аппликация «Поющий соловей» «Конструирование (техника оригами) «Грач», «Лебедь», «Гусь». Лепка из солёного теста «Жаворонок».
- Организация игровой деятельности детей с дидактическими играми по данной тематике.
- Просмотр презентации о перелётных птицах.
- Рассматривание научной литературы, энциклопедии.
- Выставка в книжном уголке «Птицы»
- Музыкальный досуг» Встреча Веснянки»
- Совместно с родителями изготовление скворечников.
3 этап - заключительный
Подведение итогов в реализации проекта .
Организация игровой деятельности детей.
Перечень игр и упражнений: «Чего не хватает?», «Узнай по тени»; «Кого не стало»; «Сравни птиц»; «Чей домик?»; «4-й лишний»; «Разрезные картинки»; «Нарисуй по точкам»; «Что сначала, что потом»; «Дорисуй то, чего не хватает»; «Построй по образцу»; «Придумываем перелётных птиц».
Выводы. В ходе реализации проекта у детей возник интерес к поиску новой информации, желание делиться полученными знаниями; расширились знания и представления об особенностях жизни перелетных птиц; увеличился словарный запас по данной теме; пополнилась картотека игр, картинок с информацией о птицах. В процессе работы у детей возникло желание создавать условия для птиц (постройка скворечников, кормление птиц). Таким образом, выдвинутая гипотеза получила свое подтверждение в процессе работы.
Литература:
- Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 240 с.
- О.И. Крупенчук Научите меня говорить правильно. Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб: Издательский дом ЛИТЕРА, 2005. – 208 с.
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. М.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (старшая группа)/ Авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2013 – 415 с.
- Гре О. Модульная аппликация. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013. – 64 с.
- Черенкова Е.Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Изд-во «ДОМ. XXI век», 2007г. – 154 с.
- В.Бианки Оранжевое горлышко. Издательство «Стрекоза – Пресс», 2001.
- В.Бианки Чей нос лучше? Издательство «Малыш», 1984.
- Ю.Гордеев «Птицы тайги». Средне- Уральское книжное издательство, 1985.
ГБОУ начальная школа – детский сад №682
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ТЕМУ:
«Встречаем прилёт птиц »
Подготовила воспитатель: В.Н.Хабибуллина
Старшая группа №2
Загадки о перелетных птицах.
- Верст не считали
По дорогам езжали,
А за морем бывали...(перелетные птицы)
- Эту птицу знает всякий
На месте его дворец
Червяков птенцам таскает
Да трещит весь день...(скворец)
- Кто без нот и свирели
Лучше всех заводит трели?...(соловей)
- Гости приходят весной,
А уходят осенью...(перелетные птицы)
- Шея тонкая и ноги,
Не боясь воды и капли,
Рыб, лягушек ловят много
Клювом длинным. Это...(цапли)
- Начинает песни в мае,
Трели льются средь ветвей,
Всё вокруг ему внимает!
А певец тот...(соловей)
- Весной и летом
За пахарем ходит,
А под зиму
С криком уходит...(грач)
- В синем небе голосок
Будто крошечный звонок...(жаворонок)
- По весне к нам с юга мчится
Черная, как ворон птица.
Для деревьев наших врач-
Насекомых ест всех...(грач)
- Эта птица желтого цвета,
Ярким солнцем она согрета.
Песнь красива ее и долга-
Флейтой свищет в лесу..(иволга)
- Жить чужим птенцам мешают,
А своих они бросают.
И в лесу возле опушки
Счет годам ведут...(кукушки)
- Всех приметных птиц черный,
Чистит землю от червей
Вдоль по пашням мчится вскачь
А зовется птица...(грач)
- На месте - дворец,
Во дворе - певец...(скворец)
- Маленький мальчишка,
- Черный, кричит: «Кра»
Червякам враг...(грач)
Пословицы и поговорки.
- В одно перо и птица не родится.
- Видно птицу по полету.
- КСоловья баснями не кормят.
У всякой пташки свои замашки.
- Летать умеет тот, кто умеет садиться.
- Птицу видать по полету.
Стихи о перелетных птицах.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
А. Плещеев
О чем поют воробышки
В последний день зимы?
Мы выжили! Мы дожили!
Мы живы! Живы мы!
В. Берестов
Возвращаются скворцы -
Наши старые жильцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся,
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.
Г. Ладонщиков
Удод
Он украшен хохолком.
Дом его в дупле сухом.
Знает весь лесной народ:
Эти птицу звать удод.
Скворец
Скворец за морем жил зимой,
Теперь вернулся он домой.
И рано утром в тишине
Запел о солнце и весне.
Прилетай же!
Разновозрастная группа
Цель проекта : закрепить ранее полученные знания детей о перелётных птицах; способствовать развитию познавательной активности, любознательности; расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; укреплять отношения между родителями и детьми.
Задачи: расширять и обогащать знания детей о перелетных птицах; учить детей составлять описательный рассказ по картинкам; развивать монологическую и диалогическую речь; развивать мелкую моторику рук; научить выделять и называть их характерные особенности: оперение, размер, голос; развивать наблюдательность, память; формировать доброе отношение к птицам.
Вид проекта : групповой, семейный, краткосрочный.
Сроки реализации : 1 неделя.
Участники проекта : дети от 4 до 6 лет, родители воспитанников и воспитатель.
Актуальность проекта : в современных условиях проблема экологического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Проблема:
Недостаточное знание детей о перелётных птицах.
Утрата нравственных форм современных родителей.
Ожидаемые результаты :
1. Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о перелётных птицах;
2. Заинтересовать детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им (изготовление скворечников), конкурс- выставка скворечников « Самый лучший скворечник»;
3. Совместная деятельность будет способствовать укреплению отношений между родителями и детьми;
4. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков;
5. Активное участие родителей в реализации проекта.
Идеи проекта :
- Развитие познавательных способностей дошкольника и родителя.
- Проявление интереса детей.
- Подготовка родителя к сотрудничеству с воспитателем и ребёнком.
Проект опирается на научные принципы её построения (в соответствии с ФГОС).
Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребёнком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
Опора на внутреннюю мотивацию: с учётом опыта ребёнка, создание эмоциональной вовлечённости его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха.
Погружение каждого ребёнка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путём использования в работе активных методов и форм обучения.
1 этап: Подготовительный.
Чтение рассказов и стихов о птицах. Рассматривание картинок и иллюстраций с изображениями птиц. Приобщение родителей к совместной деятельности. Дидактические игры.
2 этап: Основной.
Беседа на тему «Берегите птиц!». Чтение художественной литературы о птицах. «Вечер загадок». Узнавание птиц по описанию, по повадкам (клюёт, летает, вьёт гнездо).
Птицы, которые прилетают весной. (Грач, скворец, ласточка, жаворонок.)
Закрепить знания детей о перелетных птицах и их названиях: грач, скворец, жаворонок, ласточка. (Дети слушают рассказы и стихи о птицах, рассматривают картинки и иллюстрации, находящиеся в группе на доске.)
Художественно-эстетическое развитие. Конструирование
Домики для птиц (из конструктора, имеющегося в группе).
Учить делать несложные постройки и обыгрывать их. Развивать навыки анализа и сравнения, сравнивать по виду, месту обитания, особенностями жилища, питания, выведения птенцов.
Речевое развитие.
Заучивание и чтение стихотворений о перелётных птицах, обсуждение пословиц и поговорок, примет о птицах. Отгадывание загадок о птицах. Чтение художественных произведений о птицах
К.Д. Ушинский «Ласточка»; Н.Сладков «Грачи прилетели»; В. Жуковский «Жаворонок»; А.Плещеев «Сельская песенка»; О.Высотская «Журавли»; А.Майков «Ласточка примчалась»; Н. Сладков «Ласточка».
Художественно-эстетическое развитие. Рисование.
Прилет птиц.
Учить сравнивать и передавать в рисунке характерные черты строения птиц; показать красоту перелетных птиц и их птенцов.
Художественно-эстетическое развитие. Лепка.
Показать красоту природных объектов: перелетных птиц и их птенцов; создавать декоративные композиции из фигурок птиц, деревьев, гнезд, «Птичий двор»; развивать мелкую моторику.
3 этап: Заключительный.
Подведение итогов по реализации проекта «Перелетные птицы».
Выставка рисунков детей, поделок. Выставка скворечников.
Вывод .
Дети в результате проведённой работы получили много новой информации о перелётных птицах. Узнали о их жизни, о повадках и различиях птиц. С большим удовольствием лепили и раскрашивали птиц. Принимали участие в изготовлении скворечников, что помогло укрепить взаимоотношения родителей и детей. Развивающая среда группы пополнилась литературой, стихотворениями, иллюстрациями, рассказами, сообщениями о птицах, приготовленными родителями. Главный результат проекта - это усвоение детьми, что все: и дети, и взрослые должны помогать птицам. Дети с гордостью показывают свои скворечники, которые находятся на участке, всем гостям. Они стали более отзывчивыми и добрыми.
Солдаткина Светлана Вениаминовна
ГБДОУ детский сад №84 Красносельского района Санкт-Петербурга
Воспитатель
Проект «Весна.Перелётные птицы»
Вид проекта :
Познавательно-исследовательский, опытно- экспериментальный, творческо-информационный, социальный.
Сроки реализации:
Средней продолжительности: Апрель - май
Участники проекта:
Дети, воспитатели, родители воспитанников.
Проектная идея:
Конкретизировать представление детей о весне, как о времени года, о жизни перелётных птиц Весной.
Актуальность проекта :
Тема проекта способствует созданию необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о весне и перелётных птицах; для общения ребенка с миром природы; развитию у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Цель : Дать знания о живой и неживой природе весной.
- Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.
Задачи проекта:
Расширять представления об изменениях, происходящих в природе с приходом весны;
Научить отслеживать приметы смены времен года, фиксировать результаты наблюдений и экспериментов;
Расширить словарный запас детей (названия насекомых, растений, природных и погодных явлений) ;
Развивать наблюдательность, умение делать самостоятельные открытия.
Воспитывать чувство эмпатии к родной природе.
Развивать коммуникативные навыки, память, внимание
Развитие мелкой моторики рук, эстетического вкуса через продуктивную деятельность
Ожидаемый результат:
По окончанию проекта дети смогут:
- Устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе.
- Расширить знания о природе зимой, укрепить исследовательский интерес к природе.
- Повышение уровня нравственно-эстетической воспитанности дошкольников.
- Обогащение предметной среды группы,
- Улучшение взаимоотношений между взрослыми и детьми, детьми между собой.
Формы реализации проекта:
- Занятия.
- Беседы.
- Наблюдения.
- Досуговая деятельность.
- Игровая деятельность.
- Исследовательская деятельность.
- Продуктивная деятельность детей.
- Чтение художественной литературы.
- Рассматривание картин и репродукций(на тему: «Весна»)
Поэтапное развитие проекта «Весна. Перелётные птицы»:
Выбор темы проекта |
I этап - подготовительный:
II этап - основной (практический):
III этап заключительный:
|
|
Планирование |
|
|
Реализация проекта |
|
|
Презентация |
Презентация конечного продукта |
|
Завершение проекта |
Анализ, подведение итогов |
Системная паутинка проекта «Весна. Перелётные птицы»
Образовательная область |
Непосредственно образовательная деятельность |
|
Социально-коммуникативное развитие |
Беседы:
|
|
Художественно-эстетическое развитие |
Творческая мастерская.
Слушание муз. произведений:
|
|
Речевое развитие
|
Чтение художественной литературы:
|
|
Познавательное развитие |
Телестудия «Весенние новости». Программы:
|
|
Физическое развитие |
Фикультминутки:
Эстафеты:
Подвижные игры :
Зарядка:
|
Работа с родителями: конкурс «Скворечник своими руками!»
Вера Белоглазова
Проект «Перелетные птицы »
Интеграция образовательных областей
«Познание» , «Социализация» , «Коммуникация» , «Художественное творчество» , «Чтение художественной литературы» . «Музыка»
Тип проекта
Информационно-практико-ориентированный
Цель проекта
Формировать у детей обобщенное представление о перелетных птицах , местах их обитания. Развивать интерес к жизни птиц .
Задачи проекта :
Расширить и закрепить представления о внешнем виде и о частях тела перелётных птиц ;
Расширить и закрепить представления о жизни перелётных птиц в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания : чем питаются, как спасаются от врагов, как приспосабливаются к жизни весной после перелёта ;
Развитие зрительного и осязательного восприятия, зрительной памяти, внимания;
Закреплять умение зрительного обследования и умения анализировать, классифицировать предметы по их основным признакам, зрительно различать и называть группы предметов с однородными признаками;
Разучивание зрительной и пальчиковой гимнастки;
Познакомить детей с понятиями : лететь «клином» , «цепочкой» , «стайкой» ;
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы;
Воспитывать интерес к живой природе, развивать любознательность;
Активизировать совместную деятельность родителей и детей .
Возраст дошкольников : 5 – 6 лет (старшая группа )
Участники проекта : дети, тифлопедагог, воспитатели группы , родители.
Приблизительная продолжительность проекта
Краткосрочный : 10 дней.
Предполагаемый результат
У детей сформируются знания о жизни перелётных птиц в природных условиях.
У детей сформируется устойчивый интерес к живой природе.
Дети смогут применять полученные знания в продуктивной деятельности.
Реализация проекта .
Разделы проекта
Виды детской деятельности
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевая игра : «Лесная школа» .
Дидактические игры : «Какая это птица » (классификация птиц на перелетных , зимующих) ; «Четвертый лишний?» ; «Кто, чем питается?» (подобрать корм)
«Угадай, чьи следы?» ; «Угадай птицу по силуэту » ; «Найди, чей домик?» ; «Найди часть целого» .
Настольно-печатные игры : «Накорми птиц » , «ЛОТО» , «Логические цепочки» .
Речевое развитие
«Вечер загадок» , «Занятие на тему «Перелетные птицы » , «Обучение пересказу «Строители гнезд» (совершенствование навыков пересказа с использованием схем, «Составление рассказа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» », чтение стихов о птицах и разучивание стихотворений к празднику, чтение рассказов, сказок.
Игровые упражнения : «Чей хвост?» (грачиный хвост у грача и т. д.) ; «Кто кем станет?» , «У кого кто?» , «Кто о ком заботится?» , разучивание пальчиковой гимнастики «Ласточка» , «Дятел» , считалок «Летела кукушка мимо сада…» , «Гори, гори ясно…»
Чтение художественной литературы
Оформление книжного уголка; коллекция открыток, чтение В. Бианки «Птичий календарь» , «Что увидела сорока» , «Кто чем поёт» , «Птичьи разговоры» ; А. Тумбасов «Гнездышко» , Г. Скребицкий «Крылаты соседи» , И. Токмакова «Десять птичек стайка» , Г. Снегирёв «Птицы наших лесов » , Н. Сладков «Скворцы- молодцы» , В. Флинт «Птицы в нашем лесу » , М. Пришвин «Гости» , О. Дриз «Птичий праздник» .
Художественно-эстетическое развитие
Аппликация «Птицы » .
Лепка из слоеного теста «Жаворонки» .
Конструирование из бумаги «Грачи прилетели» , из природного материала «Птички-невелички» .
Декоративное рисование
«Укрась птичку» .
Рисование с использованием обводок и трафаретов, раскрашивание контурных изображений, рисование по точкам, через кальку.
Игровые упражнения на развитие зрительного восприятия «Что не нарисовал художник?» , «Дорисуй изображение» , «Рисование по манке» , «Выкладывание камушков, пуговиц по контуру» , складывание разрезных картинок, «Лабиринты» , рассматривание "зашумованных картинок"
Трудовая деятельность
Сбор природного материала для поделок. Коллекция домиков для птиц .
Непосредственно образовательная деятельность
Знакомство с птицами , их повадками, прослушивание пения разных птиц , определение их по голосу. Наблюдения за появлением насекомых. Расширение представлений о Земле, о её обитателях, кто нуждается в нашей поддержке и заботе. Воспитание любви к птицам , желание помогать им. Приобщение детей к народному творчеству, учить загадывать загадки.
Социальное развитие
Рассматривание гнезд, вывешивание на участке группы скворечника .
Физическое развитие
Русские народные игры : «Гуси» , «Филин и пташки» , «Коршун» .
Подвижная игра «Перелет птиц » , «Лягушки и цапли» , «Летал, летал воробей» , «Найди свое гнездо» , «Совушка» .
Театрализованная игра
«Ах, попалась, птичка, стой!» , «Ласточка» .
Гимнастика для глаз.
Разучивание песен, танцев, игр; прослушивание романс русского композитора А. Алябьева «Жаворонок» .
Взаимодействие с родителями
Сотворчество детей и родителей в оформлении группы к празднику птиц , изготовление костюмов, скворечников, подбор материала к книге, изготовление поделок для выставки из утилизированного материала.
Создание книги-альбома «Перелётные птицы » .
Педагоги, дети, родители трудились над созданием книги-альбома «Перелетные птицы » , в которой информация о жизни и обитании перелетных птиц , игры, зарисовки, логические задания.
Итогом проектной деятельности стал праздник, на котором воспитанники группы поделились своими знаниями с гостями.
Список использованной литературы :
1. Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия средней группе детского сада » . Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ-Воронеж :ЧП Лакоценин С. С., 2007г.
2. Гранович М. Развивающие игры. «Тематические занятия «Перелетные и зимующие птицы » . http://nattik.ru/?p=3354
3. Давыдова Г. Н. «Пластилинография. Анималистическая живопись» .- М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003» , 2009г.
4. Компьютерный атлас определитель птиц , птичьих гнезд и голосов птиц средней полосы . http://www.ecosystema.ru/04materials/guides/14birds.htm
5. Лободина Н. В. «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Средняя группа . Издательство : Учитель. Серия : ФГТ в ДОУ : от теории к практике. 2012г.
6. «Силуэты птиц в векторе » .
http://corelline.ru/vector_nature_animals/258-siluety-ptic-v-vektore.html4.
7. «Следы животных, следы птиц » .http://oxothik.ru/index.php?action=articles&id=74
8. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду : Средняя группа : Программа, конспекты. М.: ВЛАДОС, 2000
Педагогический краткосрочный проект в средней группе
«Перелетные птицы»
Разработал и провёл: Т.И. Карпенко
Возраст участников проекта : дети 4-5 лет.
Состав проектной группы : воспитатели и воспитанники средней группы ,
музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Вид проекта : информационно – исследовательский, групповой , краткосрочный, творческий, интегрированный.
Сроки реализации проекта : с17.04.2017 - 28.04.2017г.
Проблема проекта -осознание детьми значения птиц в природе .
Актуальность проекта : птицы окружают нас , принося людям пользу и радость. В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Как свидетельствуют орнитологи, у ребёнка быстро формируется психологический контакт с птицами , существами активными, привлекательными, подвижными. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о птицах , их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы. Основной целью экологического воспитания является формирование осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Дети наше будущее, и если они вырастут неравнодушными к птицам, насекомым, деревьям, цветам, яркому солнцу и нарядной радуге, готовыми встать на защиту слабого птенца или брошенного котёнка, то наши с вами усилия и заботы были не напрасны.И тогда, может быть. в нашей стране станет чуть чище воздух, будет чуть меньше бродячих животных, вокруг будут звенеть птичьи трели, реки станут глубокими и прозрачными, а люди добрее.
Условиями реализации проекта являются : систематизация материала по теме « Перелетные птицы » , изучение методической литературы, подбор произведений детской литературы по программе, обновление развивающей среды в группе . В создании развивающей среды принимают участие не только педагоги, но и дети и их родители, что позволяет вызвать у всех интерес к данной теме.
Ожидаемые результаты проекта :
1. В ходе реализации проекта расширять знания детей о птицах родного края , их особенностях и значении в жизни человека и природы.
2. Повысить экологическую грамотность.
3. Пополнить методическим и дидактическим материалом базу экологического содержания группы (конспекты занятий, дидактические игры, художественная и методическая литература, аудио видеозаписи о птицах родного края ).
4. Эмоционально-доброжелательное, гуманное отношение дошкольников к птицам и другим животным родного края.
1 этап-постановка целей и задач (04.04.2016 г.)
Цель проекта :
расширение и углубление представлений детей о перелетных птицах и формирование бережного и заботливого отношения к ним.
Задачи:
Образовательные:
Расширить и закрепить представления о жизни перелётных птиц в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания: чем питаются, как спасаются от врагов, как приспосабливаются к жизни весной после перелёта; закрепить представления о внешнем виде и о частях тела перелётных птиц.
Учить создавать изображение скворечника, с помощью аппликации.Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими.Продолжать учить в процессе рисования передавать характерные особенности внешнего вида птиц.
- учить детей правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Продолжать приучать слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию стихотворения.
Развивающие:
- развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее и подражать голосам птиц с помощью музыкальных произведений.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к живой природе, бережное отношение к птицам.
1 этап-подготовительный
1. Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
2. Создание необходимых условий для реализации проекта .
3. Перспективное планирование проекта .
4. Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
5. Изготовление масок –ободков « Птицы » .
2 этап -содержательный
Ежедневные наблюдения за птицами .
Формы реализации проекта :- интегрированные занятия;
Игры-ситуации;
Беседы;
Выставки рисунков и поделок;
Просмотр презентации, видеофильма с голосами птиц.
Консультации.
Социально-коммуникативное развитие
«Птичий двор» .
Познавательное развитие
Д/игры «Один-много» , «Сколько птиц прилетело ?» , «Счет птиц » ,"Угадай птицу по описанию ", «Чей хвост?» , «Кто что ест?» , «Узнай по голосу» , «Что едят птицы » .
Н/и «Разрезные картинки» . « Перелетные птицы » .
Беседы :
«Какие птицы к нам прилетели » .
«Как мы о птицах заботимся ?» .
«Пользу или вред приносят птицы ?» .
«Меню птиц » .
Речевое развитие
Д/и «Назови одним словом» - учить обобщать по признакам
«Назови ласково» - учить называть существительные в уменьшительно-ласкательной форме
« Птицы и их детеныши » - учить называть существительные множественного и единственного числа
«Составь рассказ о птице » - развивать связную речь
Составление рассказа по схеме
Пальчиковые игры : «Птички» «Ласточка»
Стихи о перелетных птицах
Александрова А. «Скворцы» ,
В. Берестов « Птицы »
А. Барто «Журавли» .
Г. Ладонщиков «Скворцы»
Рассказы : Куприн А. И. «Скворцы»
«Песня скворца»
Соколов-Микитов И. С. «Жаворонок»
Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Ласточка» ,
Чтение сказки В. Даля «Ворона» ,
Разучивание поговорок : «Всякая птица своим пером гордится» ,
«У каждой пташки свои замашки» ,
поговорки, пословицы о птицах
Художественно-эстетическое развитие :
Рисование "Прилетели птицы ". «Воробьи в лужах»
Аппликация «Скворечник» , «Прилетели птицы » , Лепка «Птенцы в гнёздышках» .
Конструирование из бумаги : «Ласточка» , «Грачи»
Презентация для детей «Угадай по голосу», « Перелетные птицы »
Музыкальное развлечение «Весенний праздник прилёта птиц »
Физическое развитие
П/игры «Птички в гнёздышке» «Лягушки и цапля» «Совушка»
Физминутки «Аист» , « Птица » , «Лебеди»
3 этап – заключительный
Систематизация знаний детей о перелетных птицах.
Подведение результатов проекта.
Представление продуктов проекта.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА :
1. В реализации проектной деятельности дети научились :
Задавать вопросы;
Давать определения понятиям;
Классифицировать;
Наблюдать;
Проводить эксперимент;
Делать выводы и умозаключения;
Сочинять сказки, истории о птицах .
знания детей о птицах расширились ;
2. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих .
3. На протяжении реализации проекта «Перелётные птицы»» у детей формировалась связная речь.
4. Дети научились подкармливать птиц . У многих детей появилось заботливое отношение к птицам .
5. Повысился познавательный интерес у детей.
Заинтересованность детей темой о птицах , проявление их познавательной активности:
Принесение детьми из дома своей литературы для чтения, самостоятельно нарисованные рисунки о птицах .
Рассказы детей о наблюдении за птицами .
Выставка подобранных фотоматериалов, рисунков и поделок о птицах .
Обыгрывание в детском саду сюжетно – ролевой игры «Как мы птиц встречали » .
Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги скворечников по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
Организация выставки рисунков и работ детей : « Птицы весной »
Аппликация «Скворечник» , «Прилетели птицы » , «Встречаем птиц »
Тематическое развлечение «Весенний праздник прилёта птиц »
Продукт проекта :
Показ презентации « Перелётные птицы »
Пополнение костюмерной музыкального зала шапочками перелётных птиц.
Оформление мобиля «Весна встречает птиц»
Подборка детской литературы по теме « Птицы ».
Музыкальное развлечение «Весенний праздник прилёта птиц » .
Сценарий праздника «Весенний праздник прилета птиц » ( средний дошкольный возраст )
Задачи : Обобщить и систематизировать знания о перелетных птицах . Формировать устойчивый интерес к живой природе.
Предварительная работа : Изготовление масок и декораций совместно с родителями.
Ход праздника:
Дети входят в музыкальный зал под музыку и становятся полукругом. У каждого на голове шапочка-маска птицы (зимующие и перелетные птицы ) .
Ведущий :
Если снег повсюду тает
День становится длинней.
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна ,
Если стал теплее ветер,
Значит к нам пришла … (весна)
Песня о весне.
Какое прекрасное время года – весна. В природе бывает три весны :
Весна света - март,
Весна воды – апрель,
Весна зеленой травы - май,
(раздается стук в дверь, входит ребенок почтальон)
Ребенок :
Телеграмма, телеграмма!
Я бегу к вам с почты прямо.
У телеграммы срочной
Адрес очень точный : детский сад «Жемчужинка»
Ведущий : Спасибо почтальон. Это действительно нам телеграмма, в наш детский сад. В твоей почтовой сумке я вижу больше нет писем, нет ни газет, ни телеграмм. Оставайся у нас погостить (почтальон остается) . Давайте узнаем, что в этой телеграмме и от кого она?
Я хочу вас пригласить
На поляне погостить,
Чтоб потом мы вспоминали,
Как со мною здесь играли,
Чтоб поляночку найти,
Надо мостик перейти ,
А потом через болото,
А потом, кому охота,
Ручеек перешагнуть ,
И еще пройти чуть- чуть,
Здесь найдете вы меня.
В добрый путь, смелей друзья!
С нетерпеньем жду я вас!
Весна - красна.
Только мы разговор про весну завели, а весна нас сама в гости зовет. Но чтобы к ней дойти, надо все препятствия преодолеть. Отправляемся в дорогу. А вот и мостик (проходят по мостику) . А вот и ручеек, который надо перепрыгнуть ( перепрыгивают ) . А это кочки, по ним надо пройти и не упасть, а то замочите ноги в болоте (во время преодоления препятствия звучит веселая музыка) . Вот мы и пришли. Какая красивая полянка. А где – же Весна – Красна? Давайте позовем.
Зазывают весну закличкой :
Весна, весна красная!
Приди весна с радостью,
Приди весна с милостью!
На поляне появляется
Весна :
Я, Весна – Красна
Бужу землю ото сна.
Наполняю соком почки.
На лугах ращу цветочки.
Прогоняю с речек лед.
Светлым делаю восход.
Всюду – в поле и в лесу
Людям радость я несу.
Здравствуйте, ребята! Очень рада я, что вы откликнулись на мое приглашение. Пришли на поляну ко мне в гости, послушать мои рассказы, поиграть, повеселиться. Когда я к вам шла, услышала в лесу как зимующие птицы вели разговор с перелетными . Очень интересный разговор…
Дети под музыку «вылетают» и становятся друг против друга.
Инсценировка.
Скворец :
Здравствуй, птичка – невеличка,
Здравствуй, добрая синичка!
Грач :
Здравствуй, дятел, наш приятель,
Здравствуй, голубь и снегирь!
Дятел :
Расскажите птицы ,
Где вы побывали?
Расскажите птицы
Что вы повидали?
Скворец :
В жарких странах – жаркое лето.
Ни зимы, ни снега там нету.
Грач :
Бродят там слоны – великаны,
Целый день кричат обезьяны,
Под деревьями вьются лианы,
Там кокосы растут и бананы.
Дятел :
Хорошо ли жили
Вдалеке от дома?
С кем вы там дружили,
В странах незнакомых.
Скворец :
Мы скучали по деревне,
По звенящему ручью,
По скворечне, по деревьям,
По соседу воробью.
Синичка :
Вы б для нас потанцевали,
Мы вас очень, очень ждали!
Грач :
Чтобы было интересней,
Мы танцуем с вами вместе.
Общий танец.
Синичка :
Дети, гнезд не разоряйте,
Птичий дом не трогайте,
Яичек теплых не берегите,
Нас, друзья вы берегите!
Ребенок :
Мы не станем разорять
Гнезда у пернатых.
Пусть птичьи песенки звенят
На радость всем ребятам.
Весна : Вы, ребята, оказывается настоящие друзья леса. С приходом весны все оттаивает вокруг, зеленеет первая травка, солнце светит ярче и теплее, весело звенят ручьи, звонко заливаются птицы . Домой возвращаются перелетные птицы , которые боятся холодов и на зиму улетали в теплые края. Птицы – это мои гонцы . Я их выслала вперед . А знаете ли вы птиц ? Я вам загадаю про них загадки, а вы отгадайте.
Загадки :
Черный, проворный, друг лесов и полей, обожает червей, (грач)
Что за весенняя черная птица ,
Трактору чуть ли на нос садится?
Кто за плугом носится вскачь (грач)
Игра «Собери червяков» . Ленты разного цвета раскладываются на полу, по сигналу 2 игрока собирают «червей» . Выигрывает тот, кто больше соберет лент.
Гнездо свое он в поле вьет
Где тянуться растенья,
Его и песня и полет
Вошли в стихотворенья. (жаворонок)
Эта птица никогда не строит для себя жилья.
Соседкам яйца оставляет,
А о птенцах не вспоминает… (кукушка)
Прилетает к нам с теплом,
Пусть проделав длинный путь
Лепит домик под окном из песка и глины… (ласточка)
Я выступаю перед вами
Как молодой весны гонец,
Я рад увидеться с друзьями!
Ну, а зовут меня… (скворец)
Игра «Кто красивый построит скворечник» . 2 команды игроков из строительных кубиков строят скворечник. 1 участник ставит заднюю стенку скворечника, 2 –боковую, 3- боковую, 4- переднюю , 5- крышу. Игра проходит в виде эстафеты.
Весна :
Готовы скворечники, можно селится,
Готовы дома – терема! Летите, летите
Веселые птицы , скорей занимайте дома!
Песня «Скворушки» .
Весна : Вернулись домой, птицы сразу же начинают приводить в порядок свое жилье, строить новое… жаворонок вьет гнездо прямо на земле, на пашне. Грачи поправляют свои старые дома из длинных прутьев на высоких деревьях. Скворцы поселяются в скворечниках, которые построили для них люди! Давайте, посмотрим, какие домики смастерили ваши родители (ведущий демонстрирует скворечники) и вы (демонстрация работ детей - аппликация и рисунки) .
Ведущий : Весна – Красна. А наши дети разные стихотворения знают о птицах и весне .
Весна : С удовольствием послушаю и про себя и про своих гонцов.
1. Гнездо на ветке – птичий дом,
Вчера птенец родился в нем.
Ты птичий дом не разоряй
И никому не позволяй.
2. Выглянул подснежник
В полутьме лесной,
Маленький разведчик,
Посланный весной.
3. Знаешь ты и знаю я,
Как пернатые друзья
Песенки в лесу поют
Мошек, червяков клюют.
Что все время тук да тук
Дятел – леса верный друг.
Ищет дятел для обеда
Усача и короеда.
4. Еще мороз гуляет на просторе,
Еще не распростились мы с зимой,
А вдалеке над Средиземным морем
Грачи летят из Африки домой.
5. Свежий ветер нежной скрипкой
Спел нам песню про весну,
Тронув провод тонкий, гибкий,
Как звенящую струну.
А на проводе качался,
Воробей в тепле лучей,
На кого- то раскричался
Может даже на грачей.
6. Всех перелетных птиц черней ,
Чистит землю от червей.
Вдоль по пашням мчится вскачь.
А зовется птица грач .
Весна : А вы знаете, что весну на своих крыльях несут не все птицы , а только перелетные . Хочу проверить, знаете ли вы какие птицы перелетные , а какие зимующие.
Игра «Зимующие и перелетные птицы » .Участвуют все дети. На одном стуле закреплена снежинка - это домик для зимующих птиц , на другом – солнышко – это домик для перелетных птиц . Пока играет музыка дети «летают» . Музыка заканчивается – все летят к своему домику.
Весна : Порадовали вы меня своими знаниями. Ребята, птицы наши друзья . Обижать их нельзя. Они приносят пользу, украшают нашу природу, а как красиво они поют.
Ведущий : Как сегодня много вы узнали о птицах . Спасибо весна, что пригласила нас к себе на полянку. Наши дети всегда будут беречь птиц , заботиться о них, помнить, что птицы - наши друзья .
Дети : Да, конечно. Спасибо тебе весна. До свидания!
Весна : Жду вас еще в гости.
(дети под музыку возвращаются в группу )