Open
Close

Специализированная медицинская помощь в неотложной форме. Виды медицинской помощи и их характеристика

Виды, формы и условия оказания медицинской помощи

В рамках Территориальной программы бесплатно предоставляются:

1. Первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная;

2. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;

3. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;

4. Паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.

Первичная медико-санитарная помощь включает в себя мероприятия по медицинской профилактике заболеваний, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок и профилактических осмотров, формированию здорового образа жизни, диагностику и лечение заболеваний и состояний, диспансерное наблюдение женщин в период беременности, здоровых детей и лиц с хроническими заболеваниями, предупреждение искусственного прерывания беременности (абортов), санитарно-гигиеническое просвещение граждан, а также осуществление других мероприятий, связанных с оказанием первичной медико-санитарной помощи гражданам.

​ В рамках первичной медико-санитарной помощи осуществляется формирование здорового образа жизни у граждан, начиная с детского возраста, обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом.

​ Первичная медико-санитарная помощь оказывается бесплатно в неотложной и плановой формах в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара в медицинских организациях и их соответствующих структурных подразделениях, в том числе в центрах планирования семьи и репродукции, а также вне медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы.

Первичная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), а также соответствующим средним медицинским персоналом.

​ Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.

​ Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Высокотехнологичная медицинская помощь оказывается жителям города Москвы медицинскими организациями государственной системы здравоохранения города Москвы в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, утверждаемым Департаментом здравоохранения города Москвы на основании перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, утверждаемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения, и перечнем медицинских организаций, утверждаемым Департаментом здравоохранения города Москвы.

​ Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной или неотложной форме при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи государственной системы здравоохранения вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации), в амбулаторных и стационарных условиях выездными консультативными бригадами скорой медицинской помощи, в том числе по вызову медицинской организации, в штате которой не состоят медицинские работники выездной экстренной консультативной бригады скорой медицинской помощи, в случае невозможности оказания в указанной медицинской организации необходимой медицинской помощи.

​ При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).

​ Паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных. Паллиативная медицинская помощь оказывается в специализированных медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы - хосписах и в отделениях паллиативного лечения медицинских организаций.

Медицинская помощь в рамках Территориальной программы предоставляется:

1. Станцией скорой и неотложной медицинской помощи (скорая медицинская помощь) и ее структурными подразделениями;

2. Амбулаторно-поликлиническими учреждениями и другими медицинскими организациями или их соответствующими структурными подразделениями, а также дневными стационарами всех типов (амбулаторная и неотложная медицинская помощь);

3. Больничными учреждениями и другими медицинскими организациями или их соответствующими структурными подразделениями (стационарная медицинская помощь).

В рамках Территориальной программы обеспечивается также оказание медицинской помощи в неотложной форме.

При оказании амбулаторной помощи по неотложным показаниям прием врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами-акушерами-гинекологами осуществляется в день обращения пациента.

​ Оказание неотложной помощи выездными бригадами амбулаторно-поликлинических учреждений (отделений и кабинетов неотложной помощи) осуществляется в течение двух часов с момента обращения.Оказание первичной медико-санитарной помощи в плановом порядке осуществляется по предварительной записи пациентов, в том числе в электронной форме.

Стационарная медицинская помощь предоставляется в случаях заболеваний, в том числе острых, обострения хронических заболеваний, отравлений, травм, патологии беременности, родов, искусственном прерывании беременности (абортов), а также в период новорожденности, которые требуют круглосуточного медицинского наблюдения, применения интенсивных методов лечения и (или) изоляции, в том числе по эпидемиологическим показаниям.

​ Стационарная медицинская помощь в плановой форме (плановая госпитализация) осуществляется не позднее десяти дней со дня обращения пациента. Плановая госпитализация обеспечивается при наличии направления амбулаторно-поликлинического учреждения. Стационарная медицинская помощь в экстренной форме осуществляется безотлагательно. В целях выполнения стандартов медицинской помощи гражданам предоставляются бесплатные транспортные услуги в порядке, устанавливаемом Департаментом здравоохранения города Москвы.

​ Одному из родителей, законному представителю или иному члену семьи предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка. При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста - при наличии медицинских показаний плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается. Оплата пребывания одного из родителей, законного представителя или иного члена семьи осуществляется за счет средств бюджета города Москвы и средств бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования.

​ По медицинским и (или) эпидемиологическим показаниям обеспечивается размещение пациентов в маломестных палатах (боксах).

1. Мероприятия по реабилитации больных осуществляются в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы или их соответствующих структурных подразделениях, включая центры восстановительной медицины и реабилитации, в том числе детские, а также санатории, в том числе детские и для детей с родителями.

2. При оказании медицинской помощи гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, организация обеспечения которых лекарственными препаратами предусматривается законодательством Российской Федерации, и отдельным категориям граждан, имеющим право на оказание социальной поддержки в соответствии с правовыми актами города Москвы, осуществляется обеспечение указанных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

3. При оказании в рамках Территориальной программы первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», и медицинскими изделиями, а также лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания, которые предусмотрены стандартами медицинской помощи.

Обеспечение донорской кровью и ее компонентами осуществляется при оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в рамках Территориальной программы, в соответствии с федеральным законодательством.

В рамках Территориальной программы осуществляется диспансерное наблюдение, которое представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц.

Порядок проведения диспансерного наблюдения и перечень включаемых в него исследований утверждаются Департаментом здравоохранения города

Москвы в соответствии с порядком и перечнем, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.

1. Граждане информируются о возможности получения медицинской помощи в рамках Территориальной программы.

2. Для получения медицинской помощи граждане имеют право на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача (с учетом согласия врача), а также на выбор медицинской организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Внеочередное оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы осуществляется отдельным категориям граждан в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы.

4. В рамках Территориальной программы гражданам предоставляется медицинская помощь при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту или приравненную к ней службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования и призыве на военные сборы, а также при направлении на альтернативную гражданскую службу, за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной службе.

5. В рамках Территориальной программы предоставляются медицинская помощь, медицинские и иные услуги в центре по профилактике и борьбе с синдромом приобретенного иммунодефицита, центрах медицинской профилактики, санаториях, в том числе детских и для детей с родителями, бюро судебно-медицинской экспертизы, медицинских информационно-аналитических центрах, бюро медицинской статистики, в центрах планирования семьи и репродукции, домах ребенка, включая специализированные, хосписах, молочно-раздаточных пунктах (при амбулаторно-поликлинических учреждениях) и иных медицинских организациях, входящих в номенклатуру учреждений здравоохранения, утверждаемую уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения, которые не осуществляют в 2013 году деятельность в сфере обязательного медицинского страхования в городе Москве.

6. В рамках Территориальной программы обеспечивается:

    Проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников бюджетной сферы города Москвы, включенных в перечень для проведения таких медицинских осмотров;

    Оказание медицинской помощи при проведении официальных физкультурных, спортивных и массовых спортивно-зрелищных мероприятий в случае, если организатором таких мероприятий является Правительство Москвы;

    Медицинские осмотры детей в целях получения разрешения для занятий физкультурой и спортом;

    Медицинское обследование спортсменов, в том числе проведение восстановительного лечения и реабилитации.

Статья 29. Организация охраны здоровья

Статья 27. Обязанности граждан в сфере охраны здоровья

1. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.

2. Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.

3. Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

Глава 5. ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

1. Организация охраны здоровья осуществляется путем:

1) государственного регулирования в сфере охраны здоровья, в том числе нормативного правового регулирования;

2) разработки и осуществления мероприятий по профилактике возникновения и распространения заболеваний, в том числе социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и по формированию здорового образа жизни населения;

3) организации оказания первой помощи, всех видов медицинской помощи, в том числе гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, редкими (орфанными) заболеваниями;

4) обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

5) обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) управления деятельностью в сфере охраны здоровья на основе государственного регулирования, а также саморегулирования, осуществляемого в соответствии с федеральным законом.

2. Организация охраны здоровья основывается на функционировании и развитии государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

5. Частную систему здравоохранения составляют создаваемые юридическими и физическими лицами медицинские организации, фармацевтические организации и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

1. Медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.

2. К видам медицинской помощи относятся:

1) первичная медико-санитарная помощь;

2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;



3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;

4) паллиативная медицинская помощь.

3. Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:

1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);

2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;

3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

4. Формами оказания медицинской помощи являются:

1) экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;

2) неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;

3) плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

Характеристика видам, формам и условиям оказания медицинской помощи .

Действующий Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об охране здоровья), впервые на уровне закона, дает определение медицинской помощи. Под которой понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Медицинская помощь в РФ оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.

Виды медицинской помощи

Виды медицинской помощи населению поименованы в ст. 32 Закона об охране здоровья. К ним относят:

    первичная медико-санитарная помощь (комплекс экстренных медицинских мероприятий, проводимых внезапно заболевшему или пострадавшему на месте происшествия и в период доставки его в медицинское учреждение. На данный момент термин не используется официально, считается устаревшим, хотя зачастую встречается.);

    специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинскую помощь;(При заболеваниях, требующих специальных методов лечения, диагностики и использования сложных медицинских технологий, оказывается специализированная медицинская помощь. Этот вид помощи осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, личных средств граждан и других источников, не запрещенных законодательством РФ.)

    скорая , в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь(Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства; осуществляется лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территории ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками, а также лицами, обязанными ее оказывать в виде первой помощи по закону или по специальному правилу.

Скорая медицинская помощь оказывается учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи государственной или муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения. Скорая медицинская помощь гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, оказывается бесплатно);

    паллиативная медицинскую помощь . (Паллиати́вная по́мощь (от фр.palliatif от лат. pallium - покрывало, плащ)- это подход, позволяющий улучшить качество жизни пациентов и их семей, столкнувшихся с проблемами угрожающего жизни заболевания, путем предотвращения и облегчения страданий благодаря раннему выявлению, тщательной оценке и лечению боли и других физических симптомов, а также оказанию психосоциальной и духовной поддержки пациенту и его близким) (Медицинская помощь гражданам, страдающим социально значимыми или опасными заболеваниями, оказывается бесплатно или на льготных условиях соответствующими лечебно-профилактическими учреждениями. Перечень и виды льгот при оказании этого вида медицинской помощи устанавливаются Государственной Думой и Правительством РФ, а также правительствами республик, входящих в состав РФ, органами власти и управления на местах.Медицинская помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается бесплатно в предназначенных для этой цели учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения. Виды и объем этой помощи устанавливаются Министерством здравоохранения РФ и Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора РФ совместно с заинтересованными министерствами и ведомствам)

Следует подчеркнуть, что Закон об охране здоровья граждан не только называет виды медицинской помощи в здравоохранении, дает их дефиниции (краткое определение какого-либо понятия.), но также закрепляет формы и условия оказания медицинской помощи, что, безусловно, можно отнести к его достоинствам. Формы и условия оказания медицинской помощи определяются также Положениями об организации оказания соответствующих видов медицинской помощи.

Формы оказания медицинской помощи

    Экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;( Скорая медицинская помощь по новому закону оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях. Экстренную помощь обязаны оказывать любые медицинские организации и медицинские работники. )

    Неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;( является разновидностью первичной медико-санитарной помощи и оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара. Для этого в структуре медицинских организаций создается служба неотложной медицинской помощи.)

    Плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

Экстренная и неотложная медицинская помощь

Экстренная медицинская помощь оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

Необходимо отметить, что чёткое разграничение форм и условий оказания медицинской помощи устранило существующую ранее терминологическую неопределенность в данном вопросе. Однако в виду отсутствия нормативных критериев разделения экстренной и неотложной медицинской помощи, у медицинских работников на практике возникает ряд проблем с определением наличия угрозы для жизни пациента и, как следствие, невозможность точного отнесения оказываемой помощи к той или иной форме.

В целях оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи, в структуре медицинских организаций могут создаваться подразделения медицинской помощи, оказывающие указанную помощь в неотложной форме.

Условия оказания медицинской помощи

Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:

    Вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);

    Амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;

    В дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

    Стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

Общеизвестно, что каждый гражданин России обязан получить полис ОМС. Именно с его помощью он может получить различные формы оказания медицинской помощи совершенно бесплатно, поскольку государство компенсирует все затраты, объявляя медицину в стране, таким образом, бесплатной. Однако, как известно, подобный полис вовсе не затрагивает весь имеющийся спектр проблем. Поэтому, важно знать, какие же именно существуют в Российской Федерации виды, условия и формы оказания медицинской помощи, на которые может рассчитывать любой житель страны. Именно о данном вопросе и пойдет речь в данной статье.

Понятие

Прежде чем начать разбирать существующие в стране условия и формы оказания медицинской помощи, следует дать понятие данному термину. На самом деле, оно достаточно комплексное, а потому единого определения, охватывающего все аспекты, не существует. Однако, на законодательном уровне утверждено, что медицинская помощь представляет собой комплекс мероприятий, которые направлены исключительно на поддержание и восстановление здоровья людей. В том числе она включает в себя и предоставление спектра медицинских услуг, которые для этого требуются. Именно поэтому встает еще один немаловажный вопрос, а что же такое медицинская услуга?

Понятие медицинской услуги

В настоящее время под медицинскими услугами в широком смысле ученые подразумевают медицинское вмешательство, или целый комплекс подобных мер, которые предназначены для профилактики, своевременной диагностики и компетентного лечения имеющегося заболевания. В том числе сюда входит и реабилитация. Выполняться подобные вмешательства должны исключительно медицинскими работниками или иными лицами, которые имеют разрешение на осуществление медицинской помощи. Направлена она исключительно на пациента и может затрагивать как его физическое, так и психическое состояние.

Законодательная база

На данный момент в Конституции, то есть главном законе страны, четко прописано, что каждый гражданин любого возраста, национальности, статуса и финансовой ситуации имеет право на различные виды и формы оказания медицинской помощи. Это правило неоспоримо и действует на территории всей страны. Помимо этого в данном вопросе следует обратить внимание еще на два нормативно-правовых акта - №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья" от ноября 2011 года, а также различные Программы государственных гарантий оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи в различных регионах страны. Именно с их помощь можно выяснить, где же начинаются и заканчиваются возможности граждан к получению различных форм оказания медицинской помощи населению, чтобы в полную меру иметь возможность для реализации собственных общегражданских прав.

Виды медицинской помощи

Опираясь на существующие законы, врачи могут оказывать следующие виды медицинской помощи, которые широко практикуются в Российской Федерации:

1. Первичная помощь.

2. Специализированная и высокотехнологичная помощь.

3. Скорая, в том числе специализированная скорая помощь.

4. Паллиативная помощь.

Теперь попробуем подробнее разобраться в них.

Углубленное понимание

Перед тем, как перейти к пониманию различных форм оказания медицинской помощи, следует понять ее существующие виды.

1. Под первичной медико-санитарной помощью понимают базовую систему оказания медицинских услуг, в том числе и доврачебную. В нее входит следующий комплекс мероприятий: профилактика, диагностика, лечение, реабилитация. Одновременно с этим в данное понятие также входит формирование общественного мнения и просвещение населения по санитарно-гигиеническим вопросам. Помимо этого врачи также обязаны в рамках данной программы следить за течением беременности.

2. Специализированную помощь обязаны оказывать врачи-специалисты по узкому профилю, в который непосредственно входит болезнь. Такая помощь обычно требует специальных методов и использования современных технологий для диагностики и лечения. Для решения проблемы зачастую используются новые методики лечения, вплоть до генной инженерии и иных научных достижений.

3. Любая скорая помощь оказывается гражданам при необходимости немедленного медицинского вмешательства при травмах, несчастных случаях, отравлениях или иных ситуациях, которые требуют этого.

4. Паллиативное вмешательство является комплексным, оно предназначено для избавления человека от боли или облегчения иных проявлений симптоматики тяжелых заболеваний. Они не столько направлены на полное излечение болезни, сколько на улучшение их качества жизни, когда современная медицина помочь уже не может.

Первая помощь, которая оказывается на месте, вообще не относится к видам медицинской помощи, поскольку ее могут оказывать лица, не являющиеся медицинскими работниками, а просто прошедшими необходимый курс обучения.

Формы

На данный момент формами оказания медицинской помощи являются и широко признаются следующие действия:

  • неотложная форма - под ней понимается врачебная помощь, оказываемая исключительно при наличии внезапных опасных состояниях здоровья, которые не имеют опасности для жизни больного;
  • под экстренной формой принято понимать комплекс медицинских действия, направленных на больного при наличии внезапных острых заболеваний или состояний, а также обострениях хронических болезней, которые по своим признакам могут угрожать жизни пациента;
  • плановая форма предназначается для проведения профилактических мер, а также при заболеваниях, которые не могут угрожать жизни больного, а также не требуют экстренной или неотложной помощи. Такие болезни не должны из-за отсрочки нанести вред здоровью или иным образом ухудшить состояние человека.

Условия оказания медицинской помощи

Вне зависимости от вида и формы оказания медицинской помощи, существует ряд определенных законодательством условий, от которых они непосредственно зависят.

1. Помощь может быть оказана вне медицинской организации при помощи вызова скорой или в мобильном транспорте при медицинской эвакуации. Иные виды помощи, кроме скорой, невозможны.

2. В амбулаторных условиях, то есть ситуациях, когда болезнь не требует круглосуточного наблюдения врачей, а может происходить дома. Также под данное условие подходит вызов медика на дом. Нельзя оказывать специализированную и высокотехнологические виды помощи.

3. Дневной стационар - болезнь человека требует медицинского наблюдения, однако, только в дневное время, поэтому круглосуточное наблюдение является излишним. Врачи не имеют права оказывать скорую или паллиативную медицинскую помощь.

4. В стационарных условиях, то есть в тех случаях, когда состояние человека требует круглосуточного наблюдения и лечения для нормализации самочувствия. Врачами не оказывается первичная медико-санитарная помощь.

Принципы оказания медпомощи

Любая форма медицинской помощи обязательно должна оказываться, основываясь на ряде следующих принципов:

  • своевременность медицинского вмешательства;
  • быстрота и точность оказываемых действий, однако, при этом они должны быть решительными и спокойными, без врачебных ошибок;
  • все действия врачей должны быть правильными и целесообразными, нельзя лечить наобум без постановки четкого диагноза;
  • оказывать помощь доктора должны по своей направленности, а также желательно действовать профилактически, предупреждая развитие болезни;
  • медицина должна быть доступной, однако, при этом обязательно соблюдается четкое распределение пациентов по участкам;
  • длительное лечение, часто требующее не одного врача, должно проводиться на основах преемственности и этапности.

Как можно увидеть, существует огромное множество различных видов, форм и условий, на которых в Российской федерации происходит оказание медицинской помощи. Следует четко знать свой перечень прав, чтобы получить наиболее полный спектр помощи в необходимой ситуации.

Формы оказания медицинской помощи

· Экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;(Скорая медицинская помощь по новому закону оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях. Экстренную помощь обязаны оказывать любые медицинские организации и медицинские работники.)

· Неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;(является разновидностью первичной медико-санитарной помощи и оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара. Для этого в структуре медицинских организаций создается служба неотложной медицинской помощи.)

· Плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

3. Нормативно правовые акты субъектов РФ, органов местного самоуправления и локальные нормативные акты как источники социального обеспечения

Субъекты РФ вправе принимать нормативные правовые акты, которые, во-первых, не противоречат актам федераль­ного уровня, а также улучшают права граждан (это касается увеличения размера обеспечения, продления срока обеспечения, а также расширения круга обеспечиваемых граждан). Во-вторых, субъекты РФ обязаны регламентировать предоставление от­дельных видов социального обеспечения (как это предписа­но актами федерального уровня). В частности, в соответствии с актами субъектов РФ предоставляются:

· государственные пособия на ребенка;

· меры социальной поддержки ветеранам труда, тружени­кам тыла, а также реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий;

· социальное обслуживание.

В систему нормативных правовых актов субъектов РФ входят:

· конституция или устав (основной закон) субъекта РФ;

· законы субъекта РФ;

· нормативные акты главы субъекта РФ;

· нормативные акты органов исполнительной власти субъ­екта РФ.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за ис­ключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнитель­ные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия и федеральных законах положений, устанавливающих указан­ное право. Финансирование указанных полномочий не явля­ется обязанностью муниципального образования и осуществляется только при наличии возможности.

Систему муниципальных правовых актов образуют:

Устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

Нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

Правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, преду­смотренных уставом муниципального образования.

Правовой основой для принятия локальных нормативных правовых актов о социальном обеспечении выступает ч. 3 ст. 39 Конституции РФ, согласно которой поощряется создание до­полнительных форм социального обеспечения. Работодатели вправе за счет собственных средств предоставлять своим ра­ботникам дополнительное социальное обеспечение.

В качестве локальных источников права можно рассма­тривать:

· уставы организаций;

· соглашения, заключаемые между полномочными пред­ставителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотрасле­вом) и территориальном уровнях социального партнерства, регулирующие социально-трудовые отношения, устанавли­вающие общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений;

· коллективные договоры, заключаемые между работни­ками и работодателем, которыми могут быть урегулированы социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя. В коллективный договор мо­гут включаться обязательства работников и работодателя по вопросам выплаты пособий, компенсаций; охрана здоровья работников на производстве; гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением; оздоровление и отдых работников и членов их семей; частичная или полная опла­та питания работников, а также иные вопросы, определенные сторонами.

4. Понятие и общая характеристика источников права социального обеспечения.

В юридической науке под источником права понимается форма официального выражения общеобязательных предписаний, создаваемых органами государства в целях регламентации общественного порядка.

В юридической науке под источником права понимается форма выражения общеобязательных предписаний, создаваемых органами государства в целях регламентации общественного порядка.

В качестве источников ПСО выступают нормативно-правовые акты различной юридической силы и сферы действия.

По юридической силе:

Конституция РФ

Международные правовые акты

Федеральные конституционные законы

Федеральные законы

Подзаконные акты

Нормативно-правовые акты субъектов РФ

Нормативно-правовые акты муниципальных образований

Локальные нормативные акты

По сфере действия:

Международные

Федеральные

Региональные

Муниципальные

Локальные

По субъектам обеспечения – регулирующие социальное обеспечение:

Пожилых людей;

Семей с детьми и инвалидов;

Сотрудников правоохранительных органов;

Государственных гражданских служащих;

Военнослужащих, проходивших службу по призыву (контракту);

Космонавтов и др.

Особенностью источников ПСО является отсутствие единого кодификационного акта . Разработка Кодекса ПСО позволит упорядочить правовое регулирование и устранить противоречия в связи с отсутствием системного подхода в решении вопросов.

Международные акты делятся на 4 группы:

- универсальные международные правовые акты, принятые ООН (Всеобщая декларация прав человека принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948г.,в которой закреплены права и свободы человека и гражданина. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ратифицированный СССР 18 сентября 1973 года и др.).

- акты специализированных организаций (ВОЗ, МОТ- Конвенция МОТ №117 « Об основных целях и нормах социальной политики». Конвенция МОТ №118 « О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения» и др.).

- акты регионального характера (заключенные в рамках Совета Европы, СНГ - Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года и др.).

- двусторонние международные договоры и соглашения РФ.

Ежемесячные денежные выплаты

Ежемесячные денежные выплаты установлены:

· героям или полным кавалерам ордена Славы;

· инвалидам I группы;

· инвалидам II группы, детям-инвалидам;

· инвалидам III группы;

· инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы;

· инвалидам Великой Отечественной войны;

· участникам Великой Отечественной войны;

· награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда».

Набор социальных услуг

В состав набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:

1. обеспечение по рецептам врача (фельдшера) необходи­мыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечеб­ного питания для детей-инвалидов;

2. предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний (длительность санаторно-курортного лечения в рамках предоставляемого гражданам на­бора социальных услуг в санаторно-курортном учреждении составляет 18 дней, для детей-инвалидов - 21 день, а для инва­лидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и го­ловного мозга - от 24 до 42 дней);

3. бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту ле­чения и обратно.

Непрерывный трудовой стаж.

Непрерывный трудовой стаж (НТС) - это продолжительность последней непрерывной работы, иной общественно-полезной деятельности и других периодов, указанных в законе.

Если перерыв в трудовой деятельности при переходе с од­ной работы на другую не превысил установленных законом сро­ков и увольнение не вызвано виновным поведением работника, то НТС не прерывается. В социальном обеспечении юридичес­кое значение придается непрерывному трудовому стажу только при назначении пособий по временной нетрудоспособности.

При переходе с одной работы на другую непрерывный стаж сохраняется, если перерыв в работе не превысил одного меся­ца, при увольнении по ст.31 КЗоТ РФ без уважительных причин - трех недель.

НТО сохраняется:

Если перерыв в работе не превысил двух месяцев - при поступлении на работу лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в случае увольнения в связи с истечением срока трудового договора или по ст.ЗЗ п.1 КЗоТ; при поступлении на работу после освобождения от рабо­ты за границей в отечественных или в международных органи­зациях; при поступлении на работу из стран, с которыми заклю­чены соглашения о социальном обеспечении;

Независимо от продолжительности перерыва в работе - при поступлении на работу после увольнения в связи с переводом мужа (жены) на работу в другую местность; при поступлении на работу после увольнения по ст.31 КЗоТ в связи с уходом на пен­сию по старости или за выслугу лет.

НТС не сохраняется

после прекращения трудового догово­ра по следующим основаниям: при увольнении за виновные дей­ствия по ст. 33 (пп. 3, 4); ст. 254 (пп. 1, 2, 3) КЗоТ РФ; после вступления в законную силу приговора суда, которым работник осужден к лишению свободы или исправительным работам не по месту работы; по требованию профсоюзного органа; при по­вторном увольнении по собственному желанию без уважительных причин.

Специальная норма применяется при расторжении трудово­го договора женщиной в связи с необходимостью ухода за ре­бенком в возрасте до 14 лет или ребенком-инвалидом до 16 лет

12.Понятие пенсионной системы и ее структура.

Пенсионная система - это система взаимосвязанных и взаимодействующих денежных источников, органов и учреждений, субъектов обеспечения, видов обеспечения и нормативных правовых актов, направленных на реализацию прав граждан в области пенсионного обеспечения.

Пенсионная система в зависимости от источников финансирования и субъектов обеспечения состоит из нескольких структурных элементов - частей, которыми являются:

1) пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию;

2) государственное пенсионное обеспечение;

3) дополнительное пенсионное обеспечение.

Государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет средств федерального бюджета. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается государственным служащим (в том числе военнослужащим, сотрудникам силовых ведомств, а также членам их семей), участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, космонавтам и членам их семей, работникам летно-испытательного состава, а также социально незащищенным гражданам, которые в силу обстоятельств не приобрели права на трудовую пенсию, – нетрудоспособным гражданам.

Обязательное пенсионное страхование,
включающее в себя трудовую пенсию по старости (в составе страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца (в составе страховой части) и финансируемое за счет страховых взносов работодателя. Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, зарегистрированные в системе обязательного пенсионного страхования, нетрудоспособные члены семей застрахованных лиц, в случае потери кормильца. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами России.

Трудовая пенсия складывается из трех частей:

а) базовой (фиксированной части);

б) страховой (дифференцированной части), которая зависит от результатов труда человека;

в) накопительной (части, выплачиваемой в пределах сумм, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица).

Базовая часть трудовой пенсии формируется за счет единого социального налога (взноса), зачисляемого в федеральный бюджет.

Страховая и накопительная части трудовой пенсии складываются за счет взносов работодателей и отдельных граждан на обязательное пенсионное страхование, которые уплачиваются в бюджет ПФР.

Накопительная часть пенсии по старости и инвалидности создается следующим образом. Пенсия нынешних пенсионеров финансируется практически из единственного источника – налогов, которые исчисляются и уплачиваются с текущей заработной платы нынешнего поколения работников.

Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение – негосударствен­ные пенсии, выплачиваемые в рамках догово­ров с негосударственными пенсионными фон­дами, финансируемые за счет взносов работо­дателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования.

13. Ежемесячные компенсационные выплаты лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком.

Ежемесячные компенсационные выплаты назначаются и выплачиваются находящимся в отпуске по ухо­ду за ребенком до достижения им возраста трех лет:

Матерям (отцу, усыновителю, опекуну, бабушке, дедуш­ке, другому родственнику, фактически осуществляющему уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями независимо от их организационно-правовых форм;

· матерям, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел;

· матерям, проходящим военную службу по контракту, и матерям из гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территории иностранных государств, в случаях, предусмотренных международными договорами РФ;

Нетрудоустроенным женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, если они находились на момент уволь­нения в отпуске по уходу за ребенком и не получают пособия по безработице.

Заявление о назначении ежемесячных компенсационных выплат подается по месту работы (службы), а для неработаю­щих женщин, уволенных в связи с ликвидацией организации, - в орган социальной защиты населения по месту жительства.

К заявлению прилагается копия приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком.

При назначении ежемесячных компенсационных выплат в органах социальной защиты населения дополнительно к за­явлению представляются:

· копия свидетельства о рождении ребенка;

· трудовая книжка;

Справка органов государственной службы занятости о невыплате пособия по безработице.

Решение о назначении ежемесячных компенсационных вы­плат принимается администрацией организации, руководите­лем воинского формирования или органа социальной защиты населения в 10-дневный срок со дня поступления документов.

Ежемесячные компенсационные выплаты назначаются со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком, если обра­щение за ними последовало не позднее шести месяцев со дня предоставления указанного отпуска.

Ежемесячные компенсационные выплаты неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства

Право на указанные выплаты имеют жены лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Госу­дарственной противопожарной службы, фактически прожи­вающие вместе с мужьями в отдаленных гарнизонах и мест­ностях, где они не могут трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, и не получающие пособия по безработице.

Назначение и выплата ежемесячных компенсационных выплат производятся по месту службы лиц рядового и началь­ствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы на основании личного заявления, к которому прилагаются копия свидетельства о браке, справ­ка кадрового органа о прибытии и фактическом проживании жены по месту службы мужа и трудовая книжка жены.

Если жена до обращения за ежемесячными компенсаци­онными выплатами не начинала трудовую деятельность, ее трудовая книжка не представляется. В этом случае служащий в своем обращении указывает, что его жена не начинала тру­довую деятельность.

Решение о назначении ежемесячных компенсационных выплат принимается руководителем органа внутренних дел в десятидневный срок со дня поступления документов.

Ежемесячные компенсационные выплаты назначаются на период с месяца, следующего за месяцем, в котором посту­пило заявление о назначении компенсационных выплат, по месяц включительно возникновения обстоятельств, влекущих прекращение их выплаты (трудоустройство жены, выплата по­собия по безработице, переезд жены на постоянное место жи­тельства в другую местность, назначение ей пенсии).

Назначенные ежемесячные компенсационные выплаты, не выплаченные своевременно, выплачиваются за прошлое вре­мя, но не более чем за три года перед обращением за их полу­чением, в размерах, предусмотренных законодательством РФ на каждый соответствующий период.

Ежемесячные компенсационные выплаты, не выплачен­ные своевременно по вине органа внутренних дел, их назна­чающего и выплачивающего, выплачиваются за прошлое вре­мя без ограничения каким-либо сроком.

Ежемесячные компенсационные выплаты осуществляют­ся за счет средств, выделяемых Министерству внутренних дел РФ и Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрез­вычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в установленном порядке.

14. Подтверждение трудового стажа.

При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельностипосле регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Виды доказательств:

1) документальные : трудовая книжка установленного образца; док-ты об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемые в устан. порядке терр. органом Пенсионного фонда РФ на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета; письменные трудовые договоры, оформленные в соотв. с трудовым зак-вом, труд. книжки колхозников, справки работодателей, госорганов, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу зар. платы. Периоды, включаемые в трудовой стаж помимо трудовой деятельности (Работа по договору гражд-прав. Характера о выполнении работ или оказанию услуг, по авторским и лицензионным договорам и др.) подтверждаются соотв. договорами, справками, свидетельствами, выдаваемыми уполномоч. органами (военные билеты, справки военкоматов, документы о рождении ребенка и достижение им возраста полутора лет);

2) свидетельские показания.

Периоды работы до регистрации гр-на в качестве застрах. лица могут устан-ся на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стих. бедствием и восстановить их невозможно, при утрате док-тов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения не по вине работника.

К заявлению гражданина об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должны быть приложены:

1) документ соотв. госоргана, подтверждающий время, место и характер стихийного бедствия; 2) документ работодателя или соотв. госоргана, подтверждающий факт утраты док-тов в связи со стих. бедствием и невозможность их восстановления; 3) справка архивного учрежд. или госоргана, подтверждающая факт отсутствия архивных данных об устанавливаемом периоде работы

15.Понятие пенсии по старости и ее виды.

Пенсия по старости – это ежемесячная денежная выплата, производимая государством из ПФ или федерального бюджета гражданам достигшим (как правило) пенсионного возраста и имеющим страховой стаж определенной продолжительности.

Виды пенсий по старости:

1. по ФЗ «о страховых пенсиях» (ФЗ о СП):

· страховая пенсия по старости на общих основаниях (ст.8)

· досрочная страховая пенсия по старости в связи с особыми условиями труда (ст.30)

· досрочная страховая пенсия по старости гражданам из числа работников летно-испытательного состава (ст.31)

· досрочная страховая пенсия по старости отдельным категориям граждан (ст.32)

2. по ФЗ «о гос. пенсионном обеспечении»:

· пенсия по старости лицам, пострадавшим от радиационных или техногенных катастроф

· социальная пенсия по старости

Обращение за пенсией

Заявление о назначении пенсии подается:

а) по общему правилу – в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства;

б) граждане Российской Федерации, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства, – в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по своему месту пребывания;

в) граждане Российской Федерации, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания, – в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту своего фактического проживания;

г) граждане Российской Федерации, выехавшие на постоянное жительство за пределы территории России, – непосредственно в Пенсионный фонд РФ;

д) граждане, осужденные к лишению свободы, обращаются за установлением пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту нахождения исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание, через администрацию этого учреждения;

е) за несовершеннолетних или недееспособных – по месту жительства их родителей (усыновителя, опекуна, попечителя). Если родители (усыновители) ребенка проживают раздельно, заявление подается по месту жительства того из родителей (усыновителей), с которым проживает ребенок.

Срок подачи заявления о назначении пенсии:

а) в любое время после возникновения права на пенсию, без ограничения каким-либо сроком (общее правило);

б) заявление о назначении пенсии по старости может быть подано до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до возникновения права на нее.

Способ подачи заявления:

б) через представителя (по закону или договору).

Рассмотрение документов

Территориальный орган Пенсионного фонда РФ:

– дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов;

– проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;

– принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения;

– принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов;

– приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях.

Занятыми считаются граждане

v работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу, включая сезонные, временные работы;

v занимающиеся предпринимательской деятельностью;

v самостоятельно обеспечивающие себя работой;

v занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

v выполняющие работы по договорам подряда, а также члены производственных кооперативов;

v избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

v проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел;

v проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях;

v временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации

36.Страховая пенсия по инвалидности

Вследствие обязательного пенсионного страхования государство создает систему мер, направленную на компенсацию их доходов при выходе на пенсию. Повышенное внимание уделяется тем гражданам, которые нуждаются в социальной защите и помощи, а именно инвалидам.

Одним из видов пенсионного обеспечения таких граждан в рамках пенсионного страхования являются страховые пенсии по инвалидности . Основные понятия, касающиеся установления группы инвалидности, реабилитации и социальной поддержки раскрываются законе № 181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в РФ» .

После возникновения права, а значит признания гражданина инвалидом, необходимо обратиться за назначением пенсии в управление ПФР по месту регистрации. Это можно сделать лично, через законного представителя или по почте. Заявление о назначении и выплате данного вида пенсии можно подать:

· непосредственно в управление ПФР;

· в многофункциональный центр (МФЦ);

· через официальный сайт Пенсионного фонда.

Заявление в территориальные органы ПФР можно подать по месту регистрации (включая временную) или месту фактического проживания . Для россиян, постоянно живущих за пределами нашей страны и не имеющих регистрации у себя на родине, необходимо обращаться в Пенсионный фонд России в г. Москва.

Условия назначения

Основным моментом для назначения рассматриваемой пенсионной выплаты служит признание гражданина инвалидом I, II и III группы. В настоящее время степень ограничения способности трудиться не влияет ни на право, ни на размер.

Для начисления данного вида пенсионной выплаты требуется выполнение двух условий :

· выдача документа о признании гражданина инвалидом;

· наличие страхового стажа.

Документом, подтверждающим наличие инвалидности является акт освидетельствования МСЭ, где указывается группа инвалидности и срок её действия (может быть и бессрочный). Такая справка дает гражданину право обратиться за назначением пенсии.

Порядок и сроки назначения

Чтобы решить вопрос о праве на пенсионные выплаты по отсутствию трудоспособности гражданин должен обратиться с заявлением в районное управление ПФР и представить следующие документы :

1. паспорт или вид на жительство;

2. документ об обязательном пенсионном страховании (СНИЛС);

3. трудовая книжка или иной документ, подтверждающий данные о страховом стаже;

4. справка МСЭ об инвалидности.

Описываемый вид пенсии устанавливается в любое время, но не раньше, чем у гражданина наступило право на него.

При новом порядке расчета страховой пенсии при утрате трудоспособности ее размер также напрямую зависит от стажа и зарплаты, а также от уплаты работодателем страховых взносов в ПФР. Сумма пенсионного обеспечения определяется теперь с учетом ИПК, стоимость которого рассчитывается на день назначения.

Величина страховой пенсии по инвалидности включает в себя собственно страховую пенсию и фиксированную выплату к ней. Расчетная выплата социальной пенсии по инвалидности зависит только от группы инвалидности.

Понятие медицинской помощи.

Статья 32. Медицинская помощь

Медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.

2. К видам медицинской помощи относятся:

1) первичнаямедико-санитарная помощь;

2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;

3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;

4) паллиативнаямедицинская помощь.

3. Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:

1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);

2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;

3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

4. Формами оказания медицинской помощи являются:

1) экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;

2) неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;

3) плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

Виды пенсий

Этот особый вид пенсионного обеспечения призван гарантировать права тех граждан, кто финансово пострадал в результате смерти застрахованного родственника. Пенсии, выплачиваемые при утрате кормильца, бывают 3 видов:

· страховая;

· государственная;

· социальная.

Первая, до принятия закона №400 в конце декабря 2013 года ее еще называли трудовой пенсией, выплачивается, если умерший был зарегистрирован в системе ОПС РФ (т.е. ему было выдано соответствующее свидетельство и присвоен личный номер) и был трудоустроен официально хотя бы 1 трудовой день.

Второй тип пенсии по потере кормильца назначается тогда, когда умерший являлся военнослужащим или космонавтом, а также если он когда-либо был жертвой катастрофы радиационного или техногенного характера (в первую очередь имеются в виду пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС).

Третья или социальная пенсия по потере кормильца назначается тем гражданам, чей умерший кормилец не имел личного счета в системе ОПС и на его имя никогда не производились пенсионные выплаты.

Впрочем, статус умершего кормильца - это не единственное, что отличает пенсии, перечисленные выше. Различается у них буквально все: от размера до списка тех, кому положен тот или иной вид пенсии.

59 .Дополнительное социальное обеспечение

Дополнительное социальное обеспечение - это социальное обеспечение граждан за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, за работу в особых условиях, установленных законом, за особые заслуги или выдающиеся достижения в экономической, научно-технической, социальной, культурной и иных сферах жизни общества, способствующих укреплению и развитию региона, города, организации, за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований, средств организации, являющееся дополнением к гарантированному каждому гражданину праву на социальное обеспечение.

Дополнительное социальное обеспечение имеет своей целью улучшить материальное положение граждан и носит поощрительный характер, отмечая особые заслуги граждан перед государством, обществом, а также учитывая особый риск при работе в определенных видах деятельности.

Дополнительное социальное обеспечение характеризуется определенными чертами:

1) оно касается значительно более узкого круга граждан, чем социальная поддержка, и носит ярко выраженные черты корпоративности. Это лица, замещающие государственные или муниципальные должности, государственные служащие субъектов РФ, муниципальные служащие, работники отдельных организаций, жители отдельных муниципальных образований, лица, имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги, семьи с детьми;

2) источниками дополнительного социального обеспечения являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, средства организаций и средства негосударственных пенсионных фондов;

3) дополнительное социальное обеспечение имеет своими нормативными источниками акты федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, нормативные акты, регулирующие деятельность негосударственных пенсионных фондов, и локальные акты организаций;

4) дополнительное социальное обеспечение в значительной части состоит в выплатах, которые дополняют пенсии, назначенные по обязательному пенсионному страхованию или по