Open
Close

Японская система образования. Образование в Японии: интересные факты

Образование в Японии специфическое и работает по принципу «качественная учеба - залог и гарантия успешной службы», ведь японец обычно удостаивается только одной попытки занять в обществе достойное место, которое ему дает труд. Система образования в Японии занимается непрерывным «производством» молодых людей, хорошо разбирающихся в технике и математике. Примерно 98 % жителей Страны восходящего солнца учатся или окончили колледжи, около 40 % юношей и 20 % девушек поступают в университеты.

Основная цель японской педагогики - воспитание человека, способного слаженно трудиться в коллективе. Для страны и общества это крайне необходимо. Но в последние годы преподаватели отмечают назревшую потребность в творческих личностях, поэтому японская система образования стала тщательнее присматриваться к маленьким детям, чтобы как можно раньше выявлять среди них учеников, одаренных нестандартными способностями.

Дошкольное

Детский сад в Японии совсем необязательная ступень образовательной системы, потому большинство подготовительных заведений частные. Принимают в них детей с четырех лет, в редких случаях с трех. Есть и ясли для совсем маленьких, но сдать в них ребенка можно лишь при наличии веских причин, да и то не факт, что комиссия, рассмотрев заявление, даст разрешение, потому что пребывание в яслях противоречит устоявшимся в стране принципам домашнего воспитания.

В Японии 22 925 яслей, из них 11 007 - публичные, 11 918 - частные. За двумя миллионами 40 тысячами воспитанников в яслях присматривают 2 миллиона 132 тысячи педагогов. Детских садов в общей сложности 13 950, только 49 из них - государственные, остальные – частные и префектурные.

Система дошкольного образования в Японии направлена на социализацию ребенка. Малыши учатся общаться со сверстниками, адаптируются в коллективе, что помогает быстро привыкнуть к школе. Японские детские садики большое внимание уделяют формированию навыков самостоятельной работы, ребятишек приучают ценить здоровье и крайне бережно относиться к окружающей среде.

Школьное

Система школьного образования в Японии организована государством. 95 % школ муниципальные и финансируются бюджетом, остальные средние учебные заведения частные, а потому платные, обучение в них очень дорогое. Полный курс среднего образования составляет 12 лет, обязательны только начальная и средняя школа. Учебный год длится 11 месяцев - с апреля по март.

В начальную школу принимают детей в 6 лет и выпускают в 12. На этом этапе ученики изучают азы классического набора предметов и первые 1 850 иероглифов - для того чтобы бегло читать, необходимо знать 3 000 знаков японской письменности.

В неполной средней школе дети находятся три года, более глубоко осваивая предметы. Тщательно изучается иностранный язык, а после уроков учащиеся посещают разнообразные творческие кружки, где заняты до вечера.

Для получения полного среднего образования нужно пройти еще и трехлетнюю старшую школу, в которой параллельно изучению предметов молодые люди осваивают профессии и специальности в зависимости от профиля школы:

  • академического;
  • естественно-научного;
  • технического;
  • общего;
  • художественного.

Хотя старшая школа не обязательна, ее оканчивают не менее 94 % учащихся. В процессе учебы старшеклассники занимаются в вечерних репетиторских школах, которые предлагают дополнительное обучение всем желающим без ограничения возраста. В японской системе образования эти структуры служат подспорьем в усвоении школьной программы и подготовке к экзаменам и помогают устранить пробелы в знаниях, накопленные из-за болезни или по другим причинам.

На отечественные средние специальные учебные заведения похожи колледжи Японии, которые бывают:

  • младшими;
  • технологическими;
  • специальной направленности.

В младшие поступают преимущественно девушки, которых в течение двух лет обучают гуманитарным и естественным наукам, медицине, техническому творчеству. В технологических колледжах по пятилетним программам готовят электронщиков, машиностроителей, строителей. В узкоспециализированных заведениях премудрости профессий осваивают будущие дизайнеры, автомеханики, портные, повара.

Высшее

Заключительный этап системы образования в Японии - высшее образование. Особенность Страны восходящего солнца – университеты полного и ускоренного цикла со сроками обучения в четыре и два года. В технических институтах студенты проводят пять лет.

Всего в Японии 726 вузов, 507 из них - университеты: 96 - национальные, 39 - государственные, 372 - частные.

Чтобы начать учебу в государственном университете, абитуриенту надо сдать два экзамена:

  • первый - тестирование Национального центра по приему в университеты;
  • второй - вступительное испытание непосредственно в вузе, к которому претенденты допускаются, если показывают удовлетворительные результаты на первой ступени.

Для зачисления в частный университет достаточно одного вступительного экзамена. Некоторые негосударственные высшие учебные заведения включают начальную и среднюю школу в свою структуру. В таком случае ученик, успешно оканчивающий каждый класс, может поступить в вуз без предварительных экзаменов.

Университеты Токио, Осаки, Киото, Тохоку, Нагои, Хоккайдо, Кюсю и Токийский технологический институт входят в тридцатку лучших вузов Азии.

Система высшего образования в Японии предполагает три типа дипломов:

  • бакалавра - 4 года;
  • магистра - еще 2 года;
  • доктора - три.

Такой подход распространяется как на государственные, так и на частные образовательные учреждения.

2012 Экономика №2(18)

И.А. Петиненко, А.А. Ткач

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ЯПОНИИ: ЧТО ВЕДЕТ ЭТУ СТРАНУ

К УСПЕХУ?

Исследуются все ступени образовательной системы Японии, начиная с дошкольного и заканчивая последипломным образованием. Выявляются особенности воспитания детей в учебных заведениях, показываются этапы формирования характерных японских черт - трудолюбия, усердия, умения работать в команде, понимания своего места, стремления работать на фирму, а не на себя, приверженности к строгой иерархии и т. д.

Ключевые слова: образование, система образования, Япония, образование в Японии.

Одной из движущих сил прогресса в любой области человеческой деятельности является синтезирование накопленного мирового опыта. В условиях реформы системы образования в нашей стране все большую важность приобретают изучение и анализ развития образования за рубежом.

Исходя из этого целью данной научной работы являлось изучение особенностей современной системы образования Японии.

Структура образования в Японии включает в себя (рис. 1): необязательную ступень - детский сад; школьное образование, которое делится на младшую, среднюю и старшую школы - особенностью является то, что после средней школы можно уйти в различные спецшколы и технологические колледжи; и высшее образование, подразделяющееся на университеты и неуниверситетский сектор .

Рассмотрим подробнее каждую из ступеней образования.

Дошкольное образование. В Японии детский сад не является обязательной образовательной ступенью. Дети поступают сюда по желанию родителей - обычно с четырехлетнего возраста.

Все детские сады в Японии частные. Среди них особое место занимают так называемые элитные сады, находящиеся под опекой престижных университетов. Если ребенок попадает в такой детский сад, его будущее можно считать обеспеченным: по достижении соответствующего возраста он переходит в университетскую школу, а оттуда без экзаменов поступает в университет. В Японии существует достаточно острая конкуренция в сфере образования: университетский диплом является гарантией получения престижной, хорошо оплачиваемой работы - в министерстве или в какой-нибудь известной фирме. А это, в свою очередь, залог карьерного роста и материального благополучия. Поэтому попасть в садик при престижном университете очень сложно. Родители платят за поступление ребенка огромные деньги, а сам малыш, чтобы быть принятым, должен пройти достаточно сложное тестирование.

Рис. 1. Система образования в Японии

Японские воспитатели, обучая детей взаимодействию, объединяют их в маленькие группы (хан), что является наиважнейшей отличительной особенностью организации дошкольного воспитания. Эти группы формируются не по способностям, а в соответствии с тем, что может сделать их деятельность эффективной. Каждый год группы создаются заново. Постоянная смена детского состава связана с попыткой предоставить малышам как можно более широкие возможности для социализации. Если у ребенка не сложились отношения в конкретной группе, не исключена возможность, что он приобретет себе приятелей среди других детей .

Воспитание маленьких детей в Японии сразу окунает их в острую конкурентную борьбу за лучшее будущее, оно не всегда благоприятствует развитию творческих способностей человека, но умело формирует в ребенке понятие о человеческом общежитии, воспитывает физически и психически здорового человека, умеющего работать в коллективе, четко выполняя предписания и не мешая окружающим.

Школьное образование. Школа в Японии делится на три ступени:

1. Начальная школа (1-6-е классы) - сёгакко.

2. Средняя школа (7-9-е классы) - тюгакко.

3. Старшая школа (10-12-е классы) - котогакко.

Начальная и средняя школы в Японии обязательны для всех и бесплатны. Старшая школа не обязательна, но около 95% процентов продолжают учебу по окончании средней школы. 48% закончивших учебу в старшей школе поступают в колледж (обучение в течение 2 лет) или в университет (обучение в течение 4 лет) .

Обучение в старшей школе и в университете платно всегда, но в государственных учреждениях оно дешевле. Существуют также платные частные начальные и средние школы. Во всех платных учреждениях можно учиться бесплатно или получить большую скидку, если выиграть конкурс стипендий.

В начальной школе дети изучают японский язык, математику, естествознание (физику, химию, биологию), обществоведение (этику, историю, этикет), музыку, изобразительное искусство, физкультуру и домашнее хозяйство.

В средней школе к перечню предметов добавляются английский язык и несколько специальных предметов по выбору. Состав этих предметов зависит от школы.

Программа старших школ немногим более разнообразна, чем программа средних и начальных школ, но ученикам предоставляется больше возможностей для специализации в той или иной области познаний.

Помимо собственно школы, большинство учеников посещают платные подготовительные курсы дзюку, в которых им помогают лучше подготовиться к сдаче школьных экзаменов. Занятия в дзюку обычно проходят вечером, два-три раза в неделю. «Дзюку» в переводе - «школа мастерства», но правильнее было бы сказать - «репетиторская школа». Там специально нанятые учителя еще раз объясняют детям то, что уже было сказано в школе днем, добавляя к этим знаниям новые, которыми можно блеснуть на экзамене. И если раньше учеба в дзюку требовалась для поступления лишь в самые лучшие университеты и школы, то теперь необходима и для зачисления в рядовые.

Дзюку посещает одна шестая часть младших школьников, половина средних и почти все старшие. Годовой доход всех дзюку составляет немыслимую сумму в триллион иен, сопоставимую с расходами страны на военные нужды. Подобной системы в мире нет .

Главная проблема японских школ - это выматывающие экзамены, каждый из которых занимает несколько часов упорного труда и гораздо больше времени в процессе подготовки к нему. Время от времени они становятся причиной самоубийств школьников .

Учащиеся средней и старшей школ сдают экзамены в конце каждого триместра и в середине первого и второго триместров. Обычно экзамены проходят в форме письменных тестов. Оценки за экзамены ставят по процентной системе. Высшая оценка - 100 баллов.

Переход из средней школы в старшую осуществляется по результатам экзаменов. Сначала на основании его школьной успеваемости учащийся получает список старших школ, в которые у него есть шансы поступить. Затем он сдает переходной экзамен, и на основании его результатов и предыдущей успеваемости решается вопрос о том, в какую старшую школу поступит ученик.

Хорошие ученики попадают в престижные старшие школы, плохие - в захудалые школы для тех, кто не намерен получить высшее образование. Такие школы делают уклон в домоводство, сельское хозяйство и т.д. Карьерных

перспектив их выпускники не имеют. Те, кто не захотел поступить в старшую школу, могут поступить в пятилетние «технологические колледжи» - проф-технические училища. Однако поступление в них не так уж и просто - в лучших из них большой конкурс, так как квалифицированные рабочие в Японии высоко ценятся. Некоторые технические колледжи принадлежат крупным фирмам, и их выпускники сразу же устраиваются на работу.

Высшее образование. Система высшего образования включает в себя следующие основные четыре вида образовательных учреждений:

1) университеты полного цикла (4 года) и ускоренного цикла (2 года);

2) профессиональные колледжи;

3) школы специальной подготовки (технологические институты);

4) школы последипломного обучения (магистратуры).

Пожалуй, главное отличительное свойство системы высшего образования Японии - его иерархичность. Жесткие иерархии (часто «непересекающиеся», т. е. существующие автономно и независимо друг от друга) пронизывают и университетский, и неуниверситетский ее секторы.

Неуниверситетский сектор - это, по сути, «вузы второго сорта», выполняющие скорее социальные, чем образовательные функции. Юридически младшие колледжи с двух- или трехлетним курсом обучения считаются полноправными вузами, но фактическая подготовка и престиж их дипломов не соответствуют уровню высшей школы .

Технологические колледжи ведут подготовку среднетехнических кадров на базе обязательной девятилетней школы и по многим параметрам соответствуют нашим техникумам.

В сущности, единственными полноценными вузами, чьи выпускники не испытывают дискриминации и котируются на рынке труда, являются университеты полного цикла. Иерархия этих вузов включает в себя следующие ступени:

1. Несколько самых престижных частных университетов, таких как Нихон, Васэда, Кейо или Университет Токай. Их выпускники составляют высший класс японского менеджмента и политики. Попасть в подобный университет без соответствующей подготовки и рекомендаций практически невозможно, но их диплом дает стопроцентную гарантию успешного трудоустройства вне зависимости от оценок, а зачастую и специальности.

2. Государственные университеты, занимающие первые места в рейтингах (Токийский технологический институт или Государственный университет Иокогамы). Плата за обучение здесь значительно ниже, но конкурс исключительно высок.

3. Прочие государственные университеты, чаще всего учрежденные префектурами и органами местного самоуправления. Низкая плата за обучение и умеренный конкурс.

4. Небольшие частные университеты. При высокой плате за обучение -невысокий конкурс, непрестижный диплом и негарантированное трудоустройство.

Магистратуры и аспирантуры в Японии объединены в школы последипломного обучения, находящиеся при университетах и обладающие относительной автономией. Любопытно, что основные научные ресурсы в Японии

были задействованы именно для преподавания в государственных магистратурах, тогда как уровень преподавания в бакалавриате оставался сравнительно низким.

Японский бакалавриат ориентирован в основном на «поточный» выпуск квалифицированных специалистов, необходимых для поддержания системы, магистратура же - на выпуск инициативных аналитиков, способных к проектированию ее развития. Технологический скачок в Японии стал возможен во многом за счет такого разделения задач и успешного развития школ последипломного образования.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что, несмотря на то, что система образования Японии относительно молода, она является одной из лучших не только в Тихоокеанском регионе, но и во всем мире. Японцы, синтезировав все последние достижения педагогической науки с особенностями построения японского социума, смогли обеспечить своей стране не только впечатляющие темпы роста экономики, но и достаточно высокий уровень жизни. Они раньше других осознали, что эффективная система образования в стране с высоким уровнем автоматизации является не то что обязательной, она жизненно необходима. Поэтому можно с уверенностью заявить, что львиная доля экономического и социального развития этой страны - это следствие грамотно построенной системы образования.

Литература

1. Муханов В. Образование в Японии [Электронный ресурс] // Образование: все для поступающих. 2008. URL: http://www.edunews.ru/ (дата обращения: 20.03.2011).

2. Бордовская Н., Реан А. Педагогика. Гл. IV: Образование в мире: история и современность [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Гумер. 2008. URL: http://www. gu-mer.info/ (дата обращения: 17.02.2011).

3. Салимова К.И. Общеобразовательная школа Японии в XXI в. // Педагогика. 2006. № 8. С. 88-96.

4. Бондаренко А. Японская школа глазами русского // Начальная школа. 2005. № 5. С. 120126.

5. Плаксий С.И. Качественные параметры высшего образования [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение. Информационный гуманитарный портал. 2004. URL: http:// www. zpu-journal.ru/ (дата обращения: 21.02.2011).

6. Анализ системы оценки высшего образования в мире [Электронный ресурс] // Информационно-справочный портал поддержки систем управления качеством. 2006. URL: http:// www. quality.edu.ru/ (дата обращения: 10.02.2011).

7. АлферовЮ.С. Мониторинг развития образования в мире // Педагогика. 2008. № 7. С. 73-84.

8. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 176 с.

Образовательный процесс для японских детей начинается с момента поступления в детский сад и плавно и непрерывно перетекает из одной стадии в другую. Особенности школьного образования в Японии заключаются во-первых с непривычной для нас даты начала учебного года в японских школах.

Для японских детей школьное обучение начинается с апреля. Связывают это с началом цветения сакуры. А почему бы и нет, когда природа обновляется и вокруг , возможно и настрой на учебу у детей должен быть выше.

Начало учебного года, приходящего по нашим меркам на конец учебного года (простите за каламбур), для нас непривычен. В России учебный год начинается с 1 сентября, практически во всей Европе дети приступают к обучению в сентябре, в некоторых странах не позднее октября. В Америке так же учебный год в каждом штате имеет свою дату, но в целом образовательный процесс в школах начинается с августа по сентябрь.

Но для Азии начало учебного года март—апрель не удивителен (в Корее учебный год начинается в марте), в Индии ребятишки начинают учиться вообще летом — 1 июня. Это нам летом хочется отдохнуть, искупаться, позагорать — а у них всегда лето. (Это я, конечно, не серьёзно, у каждой страны есть свои причины и аргументы почему, что-то происходит именно в это время, я этот вопрос не изучала).

Вернёмся к Японии: в учебном году — три триместра и первый длится с апреля по 20 июля, затем предоставляются самые длинные летние каникулы и ко второму этапу обучения приступают с 1 сентября, затем с 26 декабря по 6 января зимние каникулы и 7 января наступает последний триместр, который заканчивается 25 марта и вместе с ним заканчивается учебный год. Через неделю ученики вновь приступят к занятиям, но станут старше на один класс.

Как видим каникулы у российских детей значительно длиннее. Но японские дети не перестают учиться во время недолгих каникул, так как им выдают домашнее задание, а часть из них продолжает обучение в специальных школах и на курсах. И родители, и сами школьники знают, что обучение в школе не обеспечит им достаточный уровень знаний, благодаря, которому можно будет в дальнейшем поступить в государственный университет.

Поэтому подавляющее большинство учеников параллельно с обучением в школе посещают частные школы (дзюку ) и подготовительные школы (ёбикоо ). Обучение это происходит после школы и для Японии типично, что в 9 часов вечера улицы и общественный транспорт заполняется учениками с ранцами, которые после окончания дзюку возвращаются домой.

Посещают дети дополнительные образовательные учреждения и в воскресенье, несмотря на то, что суббота у них считается учебной. Такая интенсивность обучения, носящая массовый характер — это ещё одна особенность школьного образования в Японии.

В школах учебники выдают ученикам бесплатно. Все школы работают по единым программам, утверждённым Министерством образования Японии, но элитарные школы имеют право их изменять и корректировать по своему усмотрению, при этом меняя незначительно количество часов либо вводя дополнительные предметы.

Так же особенностью школьного образования в Японии считается, что несмотря на то, что все школы работают по единым программам, тем не менее в Японии нет единых учебников, особенно по предметам, связанным с историей, географией, литературой и др. Так как эти вопросы изучаются с учетом региона проживания учеников. То есть школа углубленно изучает свой край, свою природу, климат, историю развития региона, известных людей, проживавших в этой местности.

В государственных (публичных) школах, наполняемость класса достаточно высокая до 40 человек. Класс как правило разбит на группы по 4-6 человек, в каждой из которой есть свой лидер. Группами ходят в школу, группами общаются вне занятий, ребёнок не бывает один, он всегда в обществе. В школе продолжается активная социализация учеников.

Школы как правило расположено близко с местом проживания учащихся. Школа имеет свою форму, в начальной школе форма не обязательна, но начиная со средней школы сэйфуку (школьная униформа) обязательна. И традиционно для мальчиков предусмотрена форма в военном стиле, а для девочек матроски.

Как говорилось , полное образование для японского школьника не обязательно, достаточно закончить среднюю школу, но тем не менее более 95% детей продолжают своё обучение в старшей школе. И очередная особенность школьного образования в Японии состоит в том, что процент государственных школ реализующих программы старшей школы сокращаются с 99% до 75,7% , на смену государственным приходят частные школы процент, которых увеличивается до 24.

Как и у нас с детьми дома занимаются мамы, но намного интенсивнее и активнее, мама принимает участие в школьной жизни своего чада часто посещая её. Надо иметь ввиду, что как правило не работает или работает неполный день. Со своей стороны японский ребенок (ученик) достаточно дисциплинирован и занятия практически не пропускает. Процент посещаемости занятий детьми составляет — 99,98%. Что кажется фантастическим.

Есть наверное секрет такой высокой посещаемости. Не знаю как в школе, но могу сказать как мотивируют учащегося на посещение занятий: несмотря на то, что за обучение заплачены немалые деньги, в случае, если учащийся приболел ему разрешают не приходить на занятия, НО для того, чтобы затем получить документ об окончании учебного заведения, студенту необходимо пропущенные занятия отработать, то есть прозаниматься дополнительно с преподавателем, но за дополнительную плату и за один день пропуска пришлось дополнительно заплатить по нашим деньгам — 6 000 рублей. После этого подумаешь стоит ли болеть или лучше ходить на занятия. Понятно, что это другая ситуация, но принцип, что найти стимулирующее начало можно всегда.

Японская система образования начинается с детских садов 幼稚園 (ё:чиэн) и 保育園 (хоикуэн) для детей дошкольного возраста, затем следует обязательное 9-летнее образование 義務教育 (гимукёику), которое состоит из начальной 6-летней школы 小学校 (сё:гакко) и средней 3-летней школы 中学校 (тю:гакко). Поступление в начальную школу проводится с 6 лет, что является обязательным для всех детей, достигших такого возраста.

После средней школы школьник может продолжить обучение в школе старшей ступени 高等学校 (ко:тогакко), сокращенно 高校 (ко:ко:), сдав вступительные экзамены. Обучение в старшей школе продолжается 3 года. После окончания школы высшей ступени можно поступить в японские ВУЗы, к которым относятся университеты 大学 (дайгаку) и профессиональные колледжи 専門学校 (сенмон гакко). Каждое из этих образовательных учреждений различается по срокам обучения и содержанию образовательных курсов.

Иностранные студенты могут быть признаны лицами, окончившими общеобразовательную школу высшей ступени, если они обладают знаниями эквивалентными знаниям японских выпускников 高等学校 (ко:то гакко). Последняя ступень не является обязательной, но необходима для поступления в ВУЗы, тогда как для поступления в колледжи достаточно среднего образования.

Учебный год в Японии, за некоторым исключением, начинается в апреле и заканчивается в марте следующего года. Иностранным студентам рекомендуется учитывать данное расписание при планировании поступления в японский ВУЗ, особенно для сдачи вступительных экзаменов.

Подробно и системе оразования в Японии и возможностях для обучения иностранных студентов в лекции "Образование в Японии: перспективы и возможности"

Университеты полного и ускоренного циклов, аспирантуры

В Японии существуют университеты полного цикла 大学 (дайгаку), срок обучения в которых 4 года, и университеты ускоренного цикла 短期大学 (танки дайгаку) со сроком обучения 2 года. Для обоих типов стандартный срок обучения в аспирантуре 大学大学院 (дайгаку дайгакуин) составляет: в магистратуре 2 года, в докторантуре - 5 лет и 2 года для получения ученой степени по специальности. Существуют государственные, общественные (префектуральные, муниципальные и т.п.) университеты, и частные. Большую часть университетов Японии составляют частные образовательные заведения. В настоящее время в Японии в университеты обоих циклов поступают около половины выпускников школ старшей ступени.

В ВУЗах Японии, независимо от факультета и отделения, наряду с изучением специальных дисциплин, большое внимание уделяется и обязательным предметам, таким как иностранные языки, физкультура, информатика и т.п.

Зачисление иностранных студентов в японские университеты во многих случаях осуществляется на тех же основаниях, что и зачисление японских студентов.

По окончании базового курса обучения в университете полного цикла присваивается степень бакалавра 学士 (гакуси), в университете ускоренного цикла 短期学士 (танки дайгакуси). По окончание университета ускоренного цикла выпускник может поступить в университет полного цикла.

В аспирантуре, в зависимости от системы и факультета, выпускникам присваивается степень "магистр наук" 修士 (сю:си), "доктор наук" 博士 (хакуси) и "ученая степень по специальности" 専門職学位 (сэнмонсёку гакуи).

Профессиональные колледжи 専門学校 (сенмонгакко)

Профессиональные колледжи - это среднетехнические учебные заведения, где студенты приобретают узкопрофильные знания и навыки, необходимые для выбранной профессии. В Японии колледжи относятся к высшим образовательным заведениям. Целью таких заведений является развитие профессиональных навыков, востребованных в современном обществе. В основе образовательного процесса лежат практические занятия.

Стандартный период обучения в колледжах составляет 2 года, иногда 3 года. По окончании обучения присваивается квалификация "Специалист" 専門士 (сэнмонси). После 2х лет обучения в колледже выпускник получает возможность поступить в университет полного цикла на 3й курс, иногда на 2й курс. После окончания такого курса присваивается квалификация "Специалист высшей категории" 高度専門士 (ко:до сэнмонси) и выпускник имеет право продолжить обучение в аспирантуре.

Образование детей в Японии начинается в дошкольных учреждениях. В систему образования детские сады были включены после Второй Мировой Войны. До этого только обеспеченные семьи могли отдать ребенка на обучение в дошкольное учреждение, детский сад не являлся обязательной ступенью образования.

В детский сад японских детей начинают отдавать с трех лет. В нем ребенок учится общаться со сверстниками, быть самостоятельным, развивает способности и навыки в области музыки, лепки, рисования, математики и языка.

Детский сад играет важную роль в жизни ребенка и подготавливает к взрослой жизни. Именно в дошкольном учреждении закладываются основные принципы поведения типичного : уважение мнения окружающих, настойчивость в своей работе, упорность.

Школа

Школа в Японии делится на три уровня: начальная, средняя и старшая. Учебный год начинается весной и делится на несколько семестров. Первый семестр наступает в начале апреля и продолжается до конца июля. Затем идут летние каникулы. Второй семестр начинается первого сентября и длится до последней недели декабря. Последний семестр стартует после новогодних каникул. Точных дат начала и конца каникул и семестров не существует, потому что в каждой школе учеба может начинаться с разницей в несколько дней.

В дети обучаются с 6 до 12 лет. Список изучаемых дисциплин в разных школах немного различается. Однако, такие предметы как японский язык, история, математика, природоведение, физкультура, уроки искусства преподаются во всех начальных школах.

В средней школе дети учатся с 12 до 15 лет. Помимо предметов, которые дети изучали в начальной школе, добавляется иностранный язык. Также школьники начинают изучать ряд других дисциплин по выбору.

Со средней школы дети начинают сдавать экзамены после каждого семестра по всем изучаемым предметам. Японские школьники проводят очень много времени на занятиях, в свободное время они посещают курсы и кружки. Японцы тратят так много сил и времени на обучение, потому что хорошее образование обеспечивает стабильную и высокооплачиваемую работу в будущем.

Старшая школа в Японии является подготовкой к поступлению в университет. Дети свое обучение в 18 лет. Помимо общеобразовательных дисциплин старшеклассники начинают изучать такие предметы, как медицина, сельское хозяйство, экономику и другие. По окончанию школы японские выпускники сдают подобие ЕГЭ.

Высшее образование

После школы выпускники могут поступить либо в университет, либо в колледжи. При этом шанс поступить в престижный ВУЗ зависит от умственных способностей ученика, а также от финансового состояния семьи.

В большинстве университетов Японии студенты обучаются сначала четыре года, затем поступают в магистратуру. Срок обучения в японских колледжах составляет от двух до пяти лет. Считается, что учиться в ВУЗе легче, чем в школе. Студент волен выбирать себе предметы для изучения, никаких сложных научных работ не пишет.