Open
Close

Лекционный курс социология и политология. Кратко:социология и политология

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ СПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

Краткий курс лекций по дисциплине

«Основы социологии и политологии»

Преподаватель: Тихонова И. А.

введение 4

Глава 1. Социология в системе социальных наук 4

Глава 2.Теоретическое и эмпирическое в социологии 5

Глава 3. Методология и методы социологического исследования 7

Глава 4. История социологии 10

Глава 5. социальная структура 26

глава 6. Социальное взаимодействие 27

глава 7. Социальные общности и социальные институты 29

глава 8. Социальные группы 32

глава 9. Личность, группа, общность 38

глава 10. Социальный статус личности 41

Введение 51

Глава 1. История политической мысли. Западная традиция 52

Глава 2. Политика как общественное явление 61

Глава 3. Государство как политический институт 68

Глава 4. Политические партии и партийные системы 73

Глава 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 85

Глава 6. Политический режим. Основные тенденции развития 90

Глава 7. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, ЕГО СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА 104

Список ЛИТЕРАТУРы 113

введение

Социология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться сравнительно недавно. Основы ее заложили во второй трети XIX века Огюст Конт и Герберт Спенсер. Сам термин "социология" (франц. sociologie) впервые был употреблен французским философом и социологом Контом и буквально означал науку об обществе, социальной жизни. Впоследствии развитие и оформление предмета социологии шло через появление все новых социологических концепций, каждая из которых разрабатывала свой аспект социальных отношений и, тем самым, давала свою интерпретацию социального в широком смысле слова. Зачастую эти теории по своим теоретико-методологическим установкам противоречили и взаимно отрицали друг друга, однако говорить об историческом формировании социологии как науки можно только подразумевая под социологией всю совокупность этих конкурирующих между собой теорий. Поэтому изучение истории социологических учений необходимо для понимания структуры и предмета современной социологии.

В самом общем виде социологию можно определить как науку о законах развития и функционирования общества в целом, социальных общностей, отношений, структур, систем и организаций. Однако единого, строго установленного определения социологии не существует, что дает возможность различным авторам предлагать свои подходы к этому вопросу. При всем многообразии взглядов на специфику социологического подхода все же можно утверждать, что социология изучает общество в целом, человеческое поведение, деятельность в нем и общественные условия. Социолог всегда смотрит на изучаемые им проблемы политики, образования, демографии, психологии и т.д. сквозь призму интересов людей как общественных существ, их мотивов и ожиданий и стремится обнаружить смысл, контекст, порожденный общественной природой существования человека.

Глава 1. Социология в системе социальных наук

Современное обществознание представляет собой сложную, широко разветвленную систему знаний. Для всех общественных наук характерно достаточно конкретное (не философское) осмысление исследуемых проблем социальной жизни. Чем же отличается социология от родственных социальных наук?

Прежде всего, в отличие, например, от политической экономии, юридической науки и т.д., изучающих соответственно экономику, область права, социология изучает общество в целом как единую целостную систему, как особый и единый организм.

Для социологии нет специально отведенной области, она не изучает какие-либо специфические, присущие лишь конкретной сфере общественной жизни явления. Для социологического познания характерно стремление постичь природу социальных связей между людьми по поводу чего бы они не возникали, законов взаимного приспособления людей друг к другу, отношений, проявляющихся в любых областях социальной жизни, возникающих как спонтанно, так и преднамеренно, своеобразных "первокирпичиков", из которых выстраиваются затем отдельные общественные строения, каждое со своей специфической конфигурацией, функцией.

Если сравнивать соотношение отдельных разделов, направлений социологии (социологии семьи, социологии образования, социологии политики и т.д. - на сегодня таких социологий насчитывают несколько десятков) с соответствующими частными социологическими науками, то можно выделить следующие свойства, достоинства и особенности социологии как науки.

1. Для социологии характерно осмысление общества как целостности. Это проявляется:

Непосредственно, когда общество изучается как система ;

В том, что в социологии все частные социальные явления и процессы анализируются с точки зрения их места и роли в интеграции общественного целого;

В том, что социолог изучает всеобщие социальные свойства, связи, институты и общности ("первокирпичики"), независимо от сферы социальной жизни, тем самым раскрывая их человеческое содержание. Иначе говоря, выходя из недр социальной философии, социология вместе с тем удерживает в своих подходах определенную всеобщность, что отличает ее от других социальных наук.

Вместе с тем, эта всеобщность не носит умозрительного характера, что связано со следующими свойствами, отличающими социологию от социальной философии.

2. Анализ общества, общественных явлений как реальности, богатой конкретным содержанием, внутренне многообразной и дифференцированной. Социология стремится к постижению реальных конкретных связей, взаимодействий, институтов, интересов людей, вовлеченных в социальные процессы.

3. Достижение конкретного знания о реальных людях, их интересах, о социальных процессах, в которые они вовлечены, возможно благодаря широкому использованию, наряду с теоретическими, эмпирических методов, конкретно-социологических исследований, нацеленных на получение системы фактов, отобранных и обработанных в соответствии с научными процедурами.

Все это позволяет социологии сочетать широту подхода и конкретность анализа реальности, доказательность, аргументированность и стремление познать реальные социальные явления глубоко, доходя до первоосновы.

Глава 2.Теоретическое и эмпирическое в социологии

Современная социология представляет собой многоуровневый комплекс теорий, типов знания, которые взаимосвязаны друг с другом и образуют единую целостность - современную социологическую науку. В качестве составных частей она включает социальную философию, теоретическую макросоциологию, социологические теории среднего уровня и микросоциологию (эмпирическую социологию)

Социологические исследования в зависимости от уровня знания делят на теоретические и эмпирические . Кроме этого, существует деление социологии на "фундаментальную" и "прикладную" в зависимости от того, решает ли она собственно научные или практические задачи. Так, эмпирическое исследование может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии. Если его цель - построение теории, то оно относится к фундаментальной (по ориентации) социологии. Если его цель - выработка практических ориентаций, то оно относится к прикладной социологии.

Разделение социологии на теоретический и эмпирический уровень знания отразилось в ее разделении на макросоциологические и микросоциологические теории. И та и другая группа теорий пытаются дать целостное описание и объяснение общественной жизни, но делают это с принципиально разных позиций.

Макросоциологические теории исходят из того, что, лишь поняв общество в целом, можно понять личность. Макроуровень социальной жизни выступает в этих теориях как решающий, определяющий. Они изучают крупномасштабные социальные явления (нации, государства, социальные институты и организации, социальные группы и др.). В современной западной социологии к макросоциологии относятся преимущественно теоретические концепции, такие, как структурный функционализм, неоэволюционизм, неомарксизм, структурализм, теория конфликта, функционализм и др.

Микросоциологические теории (символический интеракционизм, этнометодология, теории обмена, анализ социальных сетей и др.) сосредоточены на сфере непосредственного социального взаимодействия (межличностных отношениях и процессах социальной коммуникации в группах, сфере повседневной реальности, социального поведения и его мотивации, социализации личности и т.д.)

С момента становления буржуазной социологии на всем протяжении
XIX века и вплоть до 20-х годов XX века в ней господствовала макросоциологическая ориентация. Формирование микросоциологии как самостоятельной области начинается примерно с 30-х годов Этот процесс в значительной степени был стимулирован широким развертыванием эмпирических исследований. Резкое размежевание на микро- и макросоциологию произошло в конце 60-х годов. Оно было вызвано в первую очередь неспособностью господствовавшего прежде структурного функционализма интегрировать теории различного уровня общности. Реакцией на кризис структурного функционализма и явилось возникновение альтернативных концепций, многие из которых стремились переместить фокус исследования на непосредственно наблюдаемые явления общественной жизни.

Связь между теоретическим и эмпирическим уровнями исследования осуществляют социологические теории "среднего уровня " или специальные социологические теории, которые связаны с теоретическим осмыслением той или иной социальной подсистемы, пониманием ее внутренних и внешних связей и зависимостей. Их можно определить как социологические теории о локальных сферах социальной действительности, их проблемах и процессах. К этому типу теорий относятся, например, социология труда, досуга, молодежи, семьи, массовых коммуникаций, медицины и т.д. Эти теории опираются на широкую эмпирическую базу и занимаются теоретическим описанием изучаемой социальной области или подсистемы на основе обобщения этих эмпирических данных. Теории "среднего уровня", идею которых предложил американский социолог Р. Мертон в 1947 г., играют роль посредников в структуре социологического знания: с одной стороны, они всегда существуют в рамках той или иной более общей теории общества, откуда они черпают свои методологические установки для интерпретации эмпирических фактов и другие подходы, а с другой стороны, они сами выступают в качестве теоретической базы более конкретных социологических исследований.

В последние годы эта схема модифицируется. Особенно большому сомнению ее существование подвергается в российской социологии, где на роль общей социологической теории претендовал исторический материализм, отрицая при этом за социологией какой-либо статус самостоятельной науки и отводя ей лишь область конкретных эмпирических исследований. В этих условиях принятие тезиса о теориях "среднего уровня" было компромиссом с официальной идеологией. Однако, поскольку другой общепринятой модели структуры социологического знания еще не существует, эта прежняя модель уровней социологического знания продолжает достаточно плодотворно функционировать и в отечественной социологической науке.

Особняком стоит вопрос о соотношении социологии с социальной философией. Исторически социология сформировалась в недрах социальной философии. Теоретический ее уровень, теоретические модели и схемы имеют предшественниками социально-философские теории. Соединившись с методами и данными частных наук, социология к середине XIX века оформилась как самостоятельная наука и давно уже существует автономно, т.е. как самостоятельная дисциплина. Однако эта генетическая связь с общефилософским уровнем скрыто проявляется в форме противоречия между ее теоретическим и эмпирическим уровнями. Кроме того, бывают и исторические рецидивы "давления" социальной философии на социологию, например, взаимоотношения исторического материализма и социологии в СССР.

На самом же высоком своем уровне, уровне теоретических разработок, социология имеет выход к социально-философским теориям, но уже как самостоятельная научная дисциплина.

Глава 3. Методология и методы социологического исследования

Существует еще один критерий разделения социологии: методологические знания (знания о знании) и неметодологические (знание о предмете). К методологическим знаниям относятся знания о средствах социологического исследования.

Методологическое знание включает в себя мировоззренческие и методологические принципы; учение о предмете социологии; знание о методах, их разработке и применении; учение о социологическом знании, его формах, типах и уровнях; знание о процессе социологического исследования, его структуре и функциях.

Среди методов социологии существуют частнонаучные методы (наблюдение, опрос) и общенаучные (например, статистические). Методы в социологии - это средства получения и систематизации научного знания о социальной реальности. Они включают в себя принципы организации деятельности, регулятивные правила, совокупность приемов и способов и план действия.

Методология является общей стратегией исследования, а его тактикой является методика.

Методика социологического исследования - это система операций, процедур, приемов установления социальных факторов, их систематизации и средств анализа. К методическим инструментам относят способы (методы) сбора первичных данных, правила осуществления выборочных исследований, способы построения социальных показателей и другие специализированные процедуры вплоть до техники отдельных конкретных ситуаций.

Одним из видов конкретного социологического исследования является пилотажное социологическое исследование , т.е. разведывательное или пробное исследование, целью которого является проверка инструмента для сбора первичной социологической информации, а именно, процедур и методов более массового исследования. Соответственно, оно, как правило, проводится на небольших группах людей и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии. В процессе пилотажного исследования вырабатывается макет методики, который затем начинает проверяться, уточняться и совершенствоваться. При этом необходимая дополнительная информация получается в ходе новых разведывательных исследований, во время которых выясняется мера искажений информации из-за разного рода обстоятельств, не учтенных при первичной разработке программы исследования. Для получения необходимых оперативных данных используется такая разновидность разведывательного исследования, как экспресс-опрос - оперативное исследование, цель которого состоит в получении отдельных данных, особо интересующих исследователя в данный момент. Речь также может идти о выяснении мнения людей по поводу каких-либо актуальных событий.

В соответствии с целями и назначением пилотажных исследований в них используются достаточно доступные и оперативные методы сбора данных.

Таким образом, пилотажное исследование является первичным исследованием, проводимым с целью корректировки методики определения общей ситуации для дальнейших социологических исследований, уточнения их задачи и предмета.

Описательное социологическое исследование - более сложный вид социологического исследования, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Осмысление, учет такой всесторонней информации помогают лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов управления общественными процессами.

Описательное исследование проводится по полной, достаточно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Его методологическая и методическая оснащенность делает возможным группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.

Применяется это исследование обычно в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками (коллективы крупных предприятий, население города, области и т.д.). В таких ситуациях выделение в структуре объекта относительно однородных групп дает возможность осуществить поочередную оценку, сравнение и составление каких-либо характеристик и выявить связи между ними.

Выбор методов сбора информации в этом исследовании диктуется его задачами и направленностью.

Аналитическое социологическое исследование является наиболее углубленным исследованием, позволяющим не только описать явление, но и дать причинное объяснение его функционирования, выраженное в системе количественно-качественных параметров.

В ходе аналитического исследования выявляются сущностные, причинные связи явления, изучается вся совокупность факторов, из которых затем выделяются основные и неосновные факторы. Как правило, программа и методы аналитического исследования тщательно подготавливаются. В нем комплексно, дополняя друг друга, применяются различные формы опроса, анализа документов, наблюдения, что требует тщательной работы по их состыковке и анализу данных.

Из видов аналитического исследования можно назвать эксперимент, точечное исследование, повторное исследование и панельное исследование.

Эксперимент предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования объекта.

Точечное (или разовое ) исследование дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Эта информация имеет статический характер и не дает представления о тенденциях развития объекта исследования. Такие данные могут быть получены лишь в результате нескольких исследований, проведенных последовательно через определенные промежутки времени по единой программе и теми же методами. Эти исследования будут называться повторными . Интервалы времени, через которые устраивается исследование, зависят от его целей и условий.

Особым видом повторного исследования является панельное , которое предусматривает неоднократное исследование одних и тех же объектов через определенные интервалы времени (например, периодические сплошные или выборочные переписи населения или неоднократные опросы выпускников средних школ с целью выяснения тенденций в осуществлении их жизненных планов через определенные промежутки времени).

Программа социологического исследования обычно включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение следующих разделов:

методологическая часть - формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования;

методическая часть - определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки.

Существует несколько основных методов социологического исследования: анализ документов, опрос, наблюдение, тестирование, эксперимент, социометрия.

Анализ документов . Этот метод позволяет получить сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно. Изучение документов нередко позволяет выявить тенденции и динамику их изменений и развития. Источником социальной информации выступают обычно текстовые сообщения, содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях, письмах и т.п. Особую роль здесь выполняет информация социальной статистики.

Одним из примеров плодотворного в научном отношении использования этого метода является социологическое исследование У. Томаса и
Ф. Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке".

Особым случаем анализа документов является контент -анализ , который активно применяется к исследованию средств массовой информации (например, газетных материалов) и заключается в количественном подсчете смысловых единиц, содержащихся в объекте изучения.

Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению, например, межличностные отношения. Результаты опросов легко поддаются дальнейшей обработке, при этом опрос - самый массовый метод сбора информации. Одной из главных проблем здесь является обеспечение достаточной репрезентативности (представительности) выборки, т.е. состав опрашиваемых должен воспроизводить все показатели и категории того более широкого состава людей, к которому принадлежит выбранная группа опрашиваемых. При интерпретации результатов опроса могут применяться математико-статистические методы обработки информации.

Существуют две основные разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование .

При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Оно бывает также очным или заочным (опрос через газету и т.д.)

Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (или его полномочный представитель) сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым, как говорится "лицом к лицу", и опосредованным, например, по телефону.

Кроме этого, опросы могут быть массовыми (опрос представителей различных социальных групп) и специализированными (опрос экспертов, т.е. лиц, компетентных в предмете опроса).

Следующим методом является наблюдение (внешнее или включенное). Недостаток этого метода заключается в возможном субъективизме исследователя, который поневоле "вживается" в предмет наблюдения и начинает определенным образом бессознательно фильтровать события. Большую известность получило включенное наблюдение, когда исследователь-социолог непосредственно или живет, или работает среди тех, чью культуру, нравы изучает. Таким образом, наблюдение нельзя назвать безусловно научным социологическим методом.

Тестирование (или тест ) - метод, техника изучения и измерения сложных свойств и качеств личности, не поддающихся прямому, непосредственному наблюдению. Тест конструируется как "батарея" относительно простых показателей (индикаторов), отражающих разные элементы, аспекты изучаемого свойства, на основе которых строится итоговая шкала. Тестирование как социологический метод дает весьма достоверные результаты при массовых измерениях. Метод тестирования пришел в социологию из психологии и должен быть всегда адаптирован к социологической реальности. С помощью тестирования изучаются установки, интересы, мотивация личности.

Эксперимент также не является специфическо-социологическим методом и требует учета особенностей социологической реальности. Как научный метод эксперимент был разработан Дж. Ст. Миллем. В ситуации эксперимента в контролируемых и управляемых условиях экспериментаторы получают новые знания, прежде всего о причинно-следственных отношениях между явлениями и процессами. Обычно в социологии он используется при изучении малых групп людей и имеет много общего с социально-психологическими экспериментами. При этом всегда должна соблюдаться моральная норма "не повреди" объекту.

Социометрия (от лат. socius - общий и греч. metron - мера) - метод исследования малых групп, коллективов и организаций с помощью описания системы межличностных отношений между их членами. Техника такого исследования (опрос по поводу наличия, интенсивности и желательности различного рода контактов и совместной деятельности) позволяет фиксировать, как объективные отношения воспринимаются и оцениваются людьми, занимающими различное положение в данной общности. На основании полученных данных могут быть построены социограммы

Составлено в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по всем специальностям среднего профессионального образования

Каждая наука обладает собственным предметом и конкретными методами исследования. Не являются исключением социология и политология. Они тесно взаимосвязаны между собой и включены в общую систему научного знания, занимая в ней строго определенное место. В содружестве с другими родственными им дисциплинами - психологией, социальной психологией, экономикой, антропологией (наукой о человеке) и этнографией - они образуют подсистему системы научного знания - социально - политическое знание.

Термин «социология» появился в начале XIX века и был придуман французским философом О.Контом и обозначал «наука об обществе », т. к. первая часть термина «социо » по-латыни обозначает общество , а вторая «логия » в переводе с древнегреческого обозначает учение, наука.

Общество - совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей и характеризующаяся целостностью и устойчивостью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазвитием, достижением такого уровня культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей.

Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Дело в том, что к середине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений. И в ответ на потребности формирования гражданского общества возникает социология. Ведь шел процесс становления общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность, гражданина вместо привычного нормативного порядка феодально-абсолютистского устройства общества с его жесточайшей тотальной регламентацией общественно-политической, экономической и духовной жизни людей. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможностей выбора пробуждали интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод. Но и свободная конкуренция в экономике, политике, духовной сфере поставили в прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей -- от умения и использования знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и ожиданий людей и т. п. И отраслью знаний, помогающей глубже и конкретнее познать общество, основу социального взаимодействия людей с целью рационального использования.

Социология -- это наука о социальных системах, из которых состоит общество; закономерностях развития общества; социальных процессах, социальных институтах, социальных отношениях; социальной структуре и социальных общностях; движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества. Последнее определение является относительно новым и его все больше разделяют многие социологи.

Объект познания - это все то, на что направлена деятельность исследования, что, противостоит ему в качестве объективной реальности. Объект это отдельная часть или совокупность элементов объективной реальности, обладающая определенным или специфическим свойством. Каждая наука отличается от другой своим предметом.

Предметом социологии является совокупность социальных явлений и процессов, характеризующих реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, а также условия (окружающая среда), которые влияют на их развитие и функционирование в социально-экономической, социально-политической и духовной сферах жизни общества.

Вопрос о соотношении объекта и предмета социологии как науки состоит в том, как понимать общество, процесс его функционирования и развития в качестве объекта гуманитарного знания. Ведь широко распространен взгляд на общество как на определенную общественно-экономическую систему, определенную ступень развития человеческой цивилизации. Дело в том, что основной порок в понимании общества состоит в том, что общество представляется в виде базиса и надстройки, совокупность экономической, социальной, политической и духовной сфер. Но здесь-то выпадают из поля зрения теории об обществе и, прежде всего, самый важный, главный объект--человек, его потребности, интересы, ценностные ориентации.

Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую.

Основная функция социологии -- гносеологическая (теоретико-познавательная), критическая. Речь идет об оценке познаваемого мира с позиций интересов личности. Теоретико-познавательная, критическая функция, естественно, состоит в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные знания об основных социальных проблемах развития современного общества.

Описательная функция социологии -- это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т. п. В них имеются попытки воссоздать идеальную картину социального объекта, его действие, взаимосвязи т. п. Социология не только познает мир, она позволяет человеку внести в него свои коррективы.

Прогностическая функция социологии -- это выдача социальных прогнозов. Особенно ценна эта функция для тех, кто составляет и утверждает долгосрочные планы, принимает ответственные решения, касающиеся отдаленного будущего.

Преобразовательная функция социологии заключается в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений. Но социология лишь наука, ее функция -- разработка практических рекомендаций. Что же касается их внедрения и реализации -- это прерогатива органов управления, конкретных руководителей. Именно так и объясняется то обстоятельство, что многие весьма ценные и полезные рекомендации, разработанные социологами по преобразованию современного общества, так и не нашли на практике реализации. Более того, нередко органы управления поступают вопреки рекомендациям ученых, что приводит к тяжелым последствиям в развитии общества.

Информационная функция социологии представляет сбор, систематизации и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация -- самый оперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрах она концентрируется в памяти ЭВМ. Ее могут использовать социологи, руководители объектов, где проводились исследования. В установленном порядке информацию получают государственные и другие управленческие и хозяйственные учреждения.

Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что объективно, участвует в социально-политической жизни общества и своими исследованиями содействует прогрессу общества. Мировоззренческая функция социологии выражается в использовании действительно корректных выверенных количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека.

В социологии принято выделять три уровня знания:

Структура социологического знания определяется в зависимости от тех методологических принципов, которые применяются при исследовании социальной реальности. В социологии используются такие виды ее классификации как макро- и микросоциология, теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социология и т. д. Своеобразным синтезом всех этих подходов являются теории среднего уровня.

1. Теория среднего уровня состоит из проверяемых обобщений, соединяющих теорию с практикой. Идея заключается в том, что необходимо разрабатывать теории, исходя из ограниченных социальных явлений; эти теории строятся как обобщённые, связанные в логическую систему, высказывания. Эти теории должны строиться в соответствии с эмпирическими исследованиями, проверяться.

Признаки теорий среднего уровня:

  • а) широкая опора на эмпирическую базу по соответствующей проблеме;
  • б) теоретическое описание изучаемой социальной подсистемы на основе обобщения эмпирических данных;
  • в) описание теоретической модели изучаемой подсистемы в рамках той или иной всеохватывающей теории общества;
  • г) теории среднего уровня - теоретическая база соответствующих социологических исследований.

Так, для макросоциологии характерно внимание к изучению социальных явлений; «участие» людей в этих явлениях, их роль в них в этом случае признается вторичной, а способность влиять либо вовсе отрицается, либо считается незначительной.

Для микросоциологии на первом плане оказываются конкретные люди, которые сами строят социальные явления в рамках своего взаимодействия; следовательно, социальные явления оказываются вторичными по отношению к взаимодействию конкретных индивидов.

В зависимости от того, какие цели ставит перед собой социологическое исследование, можно говорить о фундаментальных и прикладных сферах социологии.

Фундаментальные исследования ориентируются на открытие законов, которые управляют объектом изучения. По объекту исследования фундаментальные исследования сходны с макросоциологией. Однако существуют макросоциологические исследования, которые не являются фундаментальными, например, переписи населения, референдумы, поскольку они не создают теорий, объясняющих функционирование общества. В фундаментальных социологических исследованиях преобладает теоретический уровень, а объектом, как правило является все общество.

В прикладных социологических исследованиях о бъектом исследования выступают отдельные общественные явления: социальные общности, процессы, институты, причем его результаты непременно могут быть использованы в практических целях. Собственно прикладными методами исследования являются опрос, изучение документов и др. В прикладных социологических исследованиях преобладает эмпирический уровень исследования, а в качестве объекта выступают отдельные общественные явления.

2. Общесоциологические теории - всеохватывающие теоретические конструкции образуют высший уровень социологического знания.

Признаки таких теорий:

  • а) определяют общий подход исследователя к изучению социальных явлений;
  • б) обуславливают направленность научного поиска и интерпретацию эмпирических фактов.

В рамках общесоциологических парадигм описывается теоретическая модель общественной жизни как целостности. В современной социологии существует насколько теорий, пытающихся дать целостное описание общества (структурно-функциональный анализ, теория конфликтов, феноменология).

Есть предложения определять структуру социологии с учетом всего научного знания, когда в объяснение ее содержания вовлекается знание, накопленное всеми науками. При ответе на этот вопрос можно исходить из двух предпосылок: структурировать только то знание, которое претендует называться социологическим, во-вторых, считать основной исходной характеристикой ее разделение на теоретическую и эмпирическую .

Теоритическая социология -- социология, ориентированная на объективное научное исследование общества в целях получения теоретического знания, необходима для адекватной интерпретации социальных явлений и поведения людей. Без данных эмпирической социологии теоретическая социология становится неаргументированной.

Эмпирическая социология -- это совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации. Эмпирическую социологию называют также социографией. Такое наименование представляется более точным, поскольку оно подчеркивает описательный характер этой дисциплины. Основная ее функция -- изучение общественного мнения и разных социальных процессов, описание отдельных частных сторон жизни общества. Эмпирическая социология обречена на ошибки без теоретической социологии.

Социология не просто выбирает эмпирический опыт, то есть чувственное восприятие единственным средством достоверного познания, общественных изменений, но и теоретически обобщает его. С появлением социологии открылись и новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интересов, потребностей.

3. Уровень конкретно-социологических исследований. Главная цель таких исследований - добыча конкретных фактов, их описание, классификация и интерпретация. Конкретно - социологические исследования связаны с математикой (социология это не только теория, но и огромные расчеты), статистикой (в своих исследованиях, особенно крупномасштабных, социологи используют статистические данные) и информатикой.

В современной социологии выделяется несколько групп социально-психологических теорий .

  • 1) специальные социологические теории, изучающие основные формы и виды человеческой деятельности (социология досуга, труда, быта и т. п.).
  • 2) специальные теории, возникшие на стыке социологии и гуманитарных наук. Это -- социология права, экономическая социология, социология политики, социология культуры, социология религии и т. п.
  • 3) теории, характеризующие социальную структуру общества, ее элементы и взаимодействие между ними. Это социологические теории классов и социальных групп, социология города и деревни и т.п.
  • 4) специальные социологические теории, которые изучают деятельность социальных институтов. Это социология управления, организации, социология семьи, социология образования, науки и т. д.
  • 5) теории отклонения поведения и аномальные явления и т. п.

Конечно, же, главной задачей любой специальной социологической теории -- изучение и объяснение социальных явлений и функций социальной системы. Специальные социологические теории -- самостоятельное социологическое познание в силу специфики предмета исследования и отношения к изучающему объекту.

Однако социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир -- социальную среду, общности, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Не уменьшая значения многочисленных отраслей обществознания, все же социология уникальна способностью видеть мир как целостную систему. При чем система рассматривается социологией не только как функционирующая и развивающаяся, но и как переживающая состояние глубокого кризиса. Современная социология пытается изучить причины кризиса и найти пути выхода из кризиса общества.

Основные проблемы современной социологии -- выживание человечества и обновление цивилизации, поднятия ее на более высшую ступень развития. Решение проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и на уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и объединений, социального поведения отдельной личности.

Термин «политология» появился в 90-е годы XX века и принят только в нашей стране. За рубежом используется другое название - политические науки. Как понятие образуется из двух греческих слов: politia - город, государство; logos - наука, учение.

Политология - наука о политике, политической сфере жизни общества и входящих в нее составляющих элементах, механизмах изучения власти и управления обществом.

Политология занимает видное место среди наук об обществе. Это место определяется тем, что политология изучает политику, роль которой в жизни общества очень велика.

Политика - отношения между большими группами людей внутри общества, а также между обществами, которые направлены на установление, сохранение и перераспределение власти.

Политика связана со всеми сферами общества и активно воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на повседневную жизнь человека. Вопросы политики, политического устройства, демократии, политической власти, государства касаются всех граждан, затрагивают интересы каждого. Поэтому проблемы политики, политической жизни никогда не утрачивали и тем более не утрачивают сейчас актуального значения буквально для всех членов общества.

Объект политологии - политическое устройство, политическая власть, ее функционирование. Общественная жизнь включает экономику, политику, культуру, религию и др.

Одним из основных объектов политологии является государство. Государство-это своего рода надстройка над обществом, оно является частью более широкой политической системы общества. С этой точки зрения государство можно определить также как верховную власть в обществе и ее организацию.

Предметом политологии является изучение законности развития политических процессов.

Наряду с изучением политики, которая является основной сферой деятельности, занимается изучением коллективного сознания, теории политической идеологии, политической психологии.

К главным разделам политологии относятся следующие :

  • - теория политики (филосовское обоснование политики);
  • - теория политических институтов, систем и их элементов (государство, партии, политические режимы, общественные организации);
  • - теория управления социально-политическими процессами;
  • - политическая идеология и история политических учений;
  • - теория международных отношений (ведение воин, проблемы национальной и мировой политики, решение проблем мира и войны).

Конечно, эти проблемы изучаются не только политологией, но и философией, социологией, государственно-правовой наукой и т. д. Политология же изучает их, интегрируя в себе отдельные аспекты этих дисциплин.

Возникновение и развитие политологии обусловлено жизненно важными потребностями общества. Политология как наука имеет многообразные связи с жизнью общества. Поэтому она решает важные задачи и выполняет определенные функции.

Задачи политологии - формирование знания о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития; разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования, без знания которых успешная политическая деятельность невозможна.

Основные функции:

  • 1. Гносеологическая (теоретико-познавательная) - информация о роли государства, выявление природы властных отношений, накопление знаний о политических явлениях и процессах, обоснование эффективности форм развития общества.
  • 2. Прогностическая - позволяет предвидеть политические события в будущем, прогнозировать развитие политической реальности и ее последствия, строить прогностические политические гипотезы. Это необходимо для выработки механизма рациональной организации политических процессов, особенно таких её разновидностей и форм, как авторитет, влияние, принуждение и др.
  • 3. Описательная функция - связана с поиском и описанием политических фактов, явлений и субъектов реальной политической действительности, признанием их истинными, объективно существующими или иллюзорными. Политология дает оценку политическому строю, институтам, поведению и событиям. Если обнаруживается несоответствие политических явлений поставленным целям - даются рекомендации о возможных предупредительных мерах. Описание - первый и обязательный шаг для перехода к остальным функциям политологии.
  • 4. Функция рационализации политической жизни : политических институтов и отношений, политико-управленческих решений, поведения и т. д. Политология выступает теоретической основой политического строительства, политических реформ и реорганизаций. Она обосновывает необходимость создания одних и ликвидацию других политических институтов, разрабатывает оптимальные модели управления государством, технологию относительно безболезненного разрешения социально-политических конфликтов.
  • 5. Инструментальная (или прикладная) функция призвана дать ответы на практические вопросы: какие предпринять действия или принять решения, чтобы получить желаемый результат; что надо сделать, чтобы предвидение проектируемой действительности осуществилось - или не осуществилось. Эта функция также обеспечивает изучение и учёт эффективности предпринимаемых политических решений, состояние общественного мнения, отношение общественности к политическим структурам, институтам и нормам.
  • 6. Разъяснительная функция - заключается в ответе на другие вопросы, в частности, по какой причине данное явление (процесс) вообще имел место; или почему оно обладает именно такими, а не другими признаками.
  • 7. Критическо-мировоззренческая - подвергает критике политические, социальные взгляды, помогает найти ценные аспекты политического учения.

Политология оперирует несколькими уровнями знаний:

политическая философия рассматривает общие подходы к политике;

политическая теория изучает преимущественно политические институты;

эмпирическая политология анализирует более частные явления, например мотивы политического поведения индивидов и социальных групп.

Структура политической науки.

Политология является комплексной наукой о политической жизни. В состав политической науки входят:

  • - политическая философия - отрасль знаний, изучающая политику как целое, ее природу, значение для человека, взаимоотношения между личностью, обществом и государственной властью и разрабатывающая идеалы и нормативные принципы политического устройства, а также общие критерии оценки политики. Она стремится ответить на вопросы, почему и зачем существуют те или иные политические явления и каковыми они должны быть;
  • - история политических учений , рассматривающая эволюцию политических теорий (прежде всего о государстве и обществе);
  • - политическая антропология, которая анализирует влияние основополагающих материальных и духовных потребностей человека на его политическое поведение, концентрируя внимание на принципе «не человек для общества, а общество для человека»;
  • - политическая психология , отслеживающая психологическую мотивацию индивида и социальных групп в ходе политического процесса;
  • - геополитика, которая изучает влияние географических факторов на политическую жизнь;
  • - этнополитология, раскрывающая влияние этнических факторов на политику;
  • - политическая история , которая предоставляет фактический материал и дает возможность сделать необходимые обобщения об изменениях политической системы в пространстве и времени;
  • - хронополитика , качественно осмасливающая на теоретическом уровне политическое время, неравномерное протекание (замедленное или ускоренное) политических процессов;
  • - политическая конфликтология , предметом изучения которой являются закономерности возникновения, динамика развития, формы, способы предупреждения и разрешения политических противоречий.

Особое значение имеет политическая социология -- наука о взаимодействии между политикой и обществом, между социальным строем и политическими институтами и процессами. Она выясняет влияние остальной, неполитической части общества и всей социальной системы на политику, а также ее обратное воздействие на свою окружающую среду преимущественно с помощью социологических методов.

Сравнительная политология является быстро развивающимся направлением политической науки. В фокусе внимания находятся «отличия политических систем, факторы стабильности и изменения политического режима; оптимальные формы правления; вопросы сравнения в области международных отношений; изучение вариантов национализма и этнических конфликтов; экономические аспекты политики; выявление сходств и различий между группами интересов и др.».


Н.М.Демидов, А.В.Солодилов

Основы социологии и политологии

Предисловие

Происходящие в современном обществе изменения предъявляют высокие требования к способности человека адаптироваться к новым условиям жизни. Присущие человеку от рождения социально-психологические предпосылки освоения окружающего мира служат лишь фундаментом становления личности.

Социология и политология – это систематизированный и полный курс, содержание которого соответствует государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по учебной дисциплине «Социология и политология». Но в отличие от существующих пособий по социологии и политологии логика подачи материала предлагаемого пособия построена на основе требований учебных программ и специфики подготовки студентов среднего профессионального образования. Изложение основ социологического и политологического знания опирается на положения, выработанные отечественной и мировой социологической и политологической науками.

В многообразии идей, имен авторы стремились отобрать те, которые составляют общепризнанное достояние современного социологического и политологического знаний. Авторы как бы ведут своеобразный диалог с читателями – студентами средних профессиональных образовательных учреждений.

Ориентированность на массового читателя, прежде всего на учащегося, обусловила и назначение научного аппарата – он должен служить преимущественно учебным целям.

Опираясь на концепции и подходы, выработанные отечественной и мировой социологией и политологией, авторы проанализировали этапы развития и основные течения социологического и политологического знаний, базисные элементы социальной и политической жизни.

Многих, впервые изучающих социологию и политологию, поражает многообразие открывающихся перспектив. Ученые социологии и политологии часто ведут споры относительно того, с чего начинать изучение человеческого поведения и как лучше использовать результаты исследований. Почему социологи и политологи не всегда добиваются прочного согласия, которого удалось достичь в естественных науках? Ответ на этот вопрос связан с природой социологии и политологии. Это науки о нашей жизни и нашем поведении, а изучение самих себя – сложное и трудное занятие. Люди всегда интересовались первопричинами своего поведения, но тысячелетиями наши попытки понять себя основывались на традиционных способах мышления, передаваемых из поколения в поколение и связанных с использованием религиозных понятий.

Систематическое изучение поведения и общества – относительно недавнее достижение, его истоки восходят к концу XIII в. Основой для появления нового подхода послужили изменения, связанные с индустриализацией и урбанизацией. Разрушение традиционного образа жизни означало новое понимание как социального, политического, так и природного миров.

Настоящее пособие максимально облегчит усвоение программы социологии и политологии. Оно может быть использовано студентами высших образовательных учреждений, интересующихся проблемами социологии и политологии.

Основы социологии

Глава 1. Современная социология и ее роль в жизни общества

Термин «социология» происходит от лат. societas – общество и греч. logos – учение, в буквальном смысле слова означает «наука об обществе». Его ввел в оборот французский философ О. Конт в 30-х гг. XIX в. Объективным основанием процесса становления социологии как самостоятельной отрасли знания послужили экономические и политические потребности общества, а также внутренняя логика развития наук. Субъективно этот процесс стимулировался стремлением утвердить в обществе идеалы рациональности, ориентированные на принципы научного знания.

До О. Конта учения о функционировании и развитии общества выступали как составные части философских концепций. Попытки объяснить общественную жизнь предпринимали античные мыслители Платон и Аристотель, древнеиндийские и древнекитайские философы, ученые эпохи Средневековья и Нового времени Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, А. Сен-Симон и др. Заслуга О. Конта в том, что он выдвинул идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений, познания общества на научной основе, используя принципы позитивизма, т. е. эмпирического опыта. По его мнению, исследователь должен изучать законы окружающей социальной действительности, опираясь на достоверные факты, а не на схоластические, отвлеченные философские рассуждения.

Однако большинство социологов в первой и даже второй половине XIX в. продолжали издавать труды, содержащие концепции, созданные на основе случайных фактов. Превращение социологии в отрасль знаний, опирающуюся на эмпирический базис, ускорилось лишь в конце XIX в. Известную роль в этом процессе сыграли немецкая и английская школы статистиков и американские институционалисты, но только в 1920-е гг. сбор, обработка и анализ информации начали осуществляться научными методами. Прогресс в этой области под влиянием позитивизма часто сопровождался упадком теоретического анализа. Основные усилия западных социологов после 1920-х гг. оказались направленными не на построение теоретических конструкций, таких, какие создавали в свое время Г. Спенсер или М. Вебер, а на решение многочисленных частных задач сугубо прикладного плана.

Греческое “политейя» и «логос» обозначает науку, занимающуюся изучением государственных дел. Предметом изучения политологии являются принципы политической организации общества, а также изучение роли политической системы и соотношение в ней ее составляющих: государства, общественных организаций и политических партий. Кроме этого, политология и другие занимаются изучением регулирования а также представляют весь комплекс вопросов и проблем, составляющих понятие демократии. Также политология изучает внешнюю политику государства и соотношение политических сил, представленных на международной арене и международные отношения.

Методами исследования в политологии является наблюдение событий; опрос участников событий; контент-анализ; моделирование ситуации или имитация одного из вариантов развития процесса; когнитивные карты (анализ реакций политических лидеров на разные кризисные ситуации).

Социология и политология исследуют разные сферы деятельности человеческого общества, и их функции различаются по сути, но объединены общностью направлений.

Так, социология и политология выполняют познавательную функцию: социология обеспечивает аккумулирование новых знаний о разных аспектах социальной жизни, обнаруживает закономерности и анализирует перспективы развития общества в социальном плане, а политология - обеспечивает познание политической действительности окружающего мира.

Социология и политология в их прикладной функции выражается в практическом решении проблем, которые являются предметами социологических исследований, а также осуществляет критику текущих политических процессов.

Информационная функция социологии дает возможность контроля над социальными процессами.

Идеологическая функция политологии состоит в выборе политических идеалов и его обосновании, пропаганде целей и ценностей, реализация которых соответствует конкретным интересам различных социальных общностей.

Социологии состоит в выработке обоснованных прогнозов относительно развития и роста социальных процессов в ближайшем будущем.

Теорико-методологическая функция политологии является базой для исследований, осуществляемых в прочих гуманитарных и общественных науках.

Политология в системе общественных наук может рассматриваться в комплексном изучении вместе с экономикой и идеологией, а также с социологией.

Социология неотделима от социальной психологии.

Предметом политической философии является политика в своей целостности взаимоотношений индивидуума, общества и власти.

Политическая история оценивает и изучает теорию политики, институты, взгляды, а также события в хронологической последовательности и взаимосвязи.

Политическая психология рассматривает и изучает механизмы субъективного поведения в политике, а также анализирует влияние подсознания и эмоций человека на его поведение.

Наука о том, какое влияние оказывает на процесс распределения власти в нем, называется политической социологией.

Выявляет взаимосвязь и закономерность определенных политических процессов с географическими, природными и территориальными факторами, влияющими на эти процессы.

Таким образом, социология и политология могут существовать как самостоятельные науки, а также в тесной взаимосвязи друг с другом и с другими современными науками. В этом случае область изучения предметов этих наук смещается в сторону смежной науки, и охватывает еще более широкий спектр изучаемых предметов, явлений, событий в жизни общества.

Страница 13 из 44

Политическая социология.

Политическая социология - наука о взаимодействии между политикой и обществом, между социальным строем и политическими институтами и процессами. Политическая социология занимает промежуточное положение между политологией и социологией. Политическая социология выясняет влияние остальной, неполитической части общества и всей социальной системы на политику, а также ее обратное воздействие на свою окружающую социальную среду.

Возникновение политической социологии относится к концу XIX - началу XX века и связано с трудами таких ученых, как М. Вебер, Р. Михельс, Г. Моска и В. Парето, которые одновременно были крупнейшими политологами и социологами.

Политическая социология использует как макросоциологический подход, предполагающий выяснение социальных основ власти, влияния конфликтов между социальными группами на политические процессы, так и микросоциологический метод, суть которого состоит в рассмотрении конкретных политических институтов как социальных организаций, в анализе их формальной и неформальной структур, методов руководства и т.д.

Политическая социология изучает политическую жизнь под углом зрения проявления в ней социальных законов развития общества как целого. В центре внимания политической социологии находятся проблемы взаимосвязи политического и социального, особенно социальной обусловленности политической власти, отражения в ней интересов различных социальных групп, политических отношений в связи с социальным статусом, ролью и сознанием личности и социальных групп, социального содержания политики и власти, влияния социальных конфликтов на политическую жизнь и пути достижения социально-политического согласия и порядка и т.д.

Политическая психология изучает субъективные механизмы политического поведения, влияние на него сознания и подсознания, эмоций и воли человека, его убеждений, ценностных ориентаций и установок. Эта наука рассматривает человеческое поведение как процесс и результат взаимодействия индивида со средой, при котором действия личности определяются как характером внешнего воздействия, так и особенностями их восприятия и осознания субъектом, который и является непосредственным предметом психологического анализа.

Политико-психологические исследования особенно широко применяются при анализе электорального и иного политического поведения, политического лидерства, политической социализации, политического конфликта и сотрудничества. Относительно самостоятельным направлением этой науки является политический психоанализ, представленный в трудах З. Фрейда, Э.Фромма и других.