Open
Close

План работы участкового терапевта. Организация работы участкового терапевта.Структура работы поликлиники

    Приложение N 1. Положение об организации деятельности врача-терапевта участкового Приложение N 2. Учетная форма N 030/у-тер "Паспорт врачебного участка (терапевтического)"

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ
от 7 декабря 2005 г. N 765
"Об организации деятельности врача-терапевта участкового"

В соответствии с подпунктом 5.2.11. пункта 5 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162), и в целях дальнейшего совершенствования организации первичной медико-санитарной помощи населению приказываю:

2. Департаменту развития медицинской помощи и курортного дела (Р.А. Хальфин) разработать инструкцию по заполнению учетной формы N 030/у-тер "Паспорт врачебного участка (терапевтического)" в срок до 1 апреля 2006 г.

3. Департаменту трудовых отношений и государственной гражданской службы (Сафонов А.Л.) и Департаменту фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки, образования (Н.Н. Володин) разработать квалификационные требования врача-терапевта участкового в срок до 1 июня 2006 г.

4. Департаменту фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки, образования (Н.Н. Володин) пересмотреть программы переподготовки и повышения квалификации врача-терапевта участкового в срок до 1 июня 2006 г.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра В.И. Стародубова.

М.Ю. Зурабов

Утверждено Положение об организации деятельности врача-терапевта участкового. Согласно Положению, на должность участкового врача-терапевта назначаются специалисты, имеющие высшее медицинское образование по специальности "Лечебное дело" или "Педиатрия" и сертификат специалиста по специальности "Терапия".

Установлено, что участковый врач-терапевт осуществляет деятельность по оказанию первичной медико-санитарной помощи населению в медицинских организациях преимущественно муниципальной системы здравоохранения: поликлиниках; амбулаториях; стационарно-поликлинических учреждениях муниципальной системы здравоохранения; других лечебно-профилактических учреждениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению.

Положением на участкового врача-терапевта возложены обязанности по: формированию врачебного (терапевтического) участка из прикрепленного к нему населения; осуществлению профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости; организации и проведению диагностики и лечения; оказанию неотложной медицинской помощи; проведению противоэпидемических мероприятий и иммунопрофилактики; проведению экспертизы временной нетрудоспособности и многие другие.

В системе отечественного здравоохранения, как уже говорилось, является амбулаторно-поликлиническая помощь населению (от лат. ambulatorius - подвижной). Амбулаторно-поликлинические учреждения предназначены для оказания помощи приходящим больным, а также больным в домашних условиях.

Краткий исторический очерк развития амбулаторной помощи в России

Впервые амбулаторная помощь больным в России стала применяться в XI в. В 1089 г. в Киевской Руси «безвозмездное врачевание» приходящим больным было вменено в обязанность «больницам, находящимся при церквях». Амбулаторный «прием» больных вели также знахари и знахарки, к которым обращался за помощью простой люд. Вплоть до XVI в. медицинское дело не подлежало ведению государства, так как Русь была раздроблена на феодальные княжества, на территории которых хотя и вводились (под контролем князя или монастыря) санитарные, карантинные меры, приглашались на службу и русские, и иностранные доктора, единой организации или службы здравоохранения не было. И только после создания централизованного русского государства под властью Москвы стали возможными организация государственных медицинских учреждений и издание соответствующих установлений по медицинскому делу. Так, указом Ивана Грозного была учреждена так называемая Царева, или Придворная, аптека (1581), выполняющая функции но оказанию медицинской помощи царю, его семье, ближним боярам. Вскоре был учрежден Аптекарский приказ по управлению медицинским делом государства.

В 1620 г. возникают первые светские амбулатории, где прием ведут врачи. Организацию амбулаторной помощи ускорили тяжелые эпидемии оспы, чумы, холеры.

Петровские реформы дали начало реорганизации всего медицинского дела: вместо боярской приказной системы была создана государственная администрация, в том числе и Медицинская канцелярия вместо Аптекарского приказа. В 1738 г. при главной аптеке Петербурга была учреждена должность врача для бедных, это была первая в Европе бесплатная амбулатория.

В 1804 г. впервые в истории России поликлиническая практика была введена в программу преподавания на медицинских факультетах университетов. Как правило, амбулаторная помощь в городах оказывалась при больницах. Самостоятельные учреждения этого типа стали развиваться лишь в 80-х гг. XIX в., чему способствовало развитие земской и фабричной медицины.

Земская реформа создала систему медицинской помощи, включающую в себя участковое обслуживание, разъездную врачебную помощь, обеспечение фельдшерами.

Усиленное развитие в нашей стране амбулаторно-поликлиническая помощь получила с 20-х гг. XX в., т. е. в годы становления отечественной системы здравоохранения. Так, по соглашению Наркомздрава РСФСР и ВЦСПС на предприятиях начали создаваться пункты медицинской помощи, амбулатории, стационары. В 1929 г. опубликовано Постановление ЦК ВКП(б) «О медицинском обслуживании рабочих и крестьян», в котором главное внимание уделялось организации медицинской помощи, в том числе и амбулаторной. Важным методом профилактики объявлялась диспансеризация, которая в то время в силу многих объективных причин была сведена к регистрации заболеваний и медицинским осмотрам. Совершенствовалась система охраны материнства и детства, значительно увеличилась сеть детских поликлиник и женских консультаций. Накануне войны, несмотря на ошибки и просчеты, репрессии, унесшие тысячи жизней специалистов здравоохранения, была построена государственная система здравоохранения, которая предполагала профилактическую направленность, плановость, доступность и т. д. К 1950 г., даже учитывая громадный ущерб, нанесенный народному хозяйству страны в годы войны (было уничтожено 40 000 больниц и поликлиник), число медицинских учреждений не только достигло довоенного уровня, но и возросло. В те годы начинает проводиться диспансеризация сельского населения, ведется подготовка к диспансеризации в поликлинике. В период с 1961 по 1983 г. в амбулаторно-поликлинической помощи основное внимание уделялось диспансеризации.

Организация работы поликлиник и амбулаторий

В настоящее время амбулаторно-поликлиническую помощь оказывают в широкой сети амбулаторий и поликлиник, входящих в состав больниц, в самостоятельных городских поликлиниках и сельских врачебных амбулаториях, диспансерах, специализированных поликлиниках, женских консультациях, здравпунктах, фельдшерско-акушерских пунктах и т. д. В этих учреждениях начинают и заканчивают лечение примерно 80 % всех больных и лишь 20 % больных подлежат госпитализации.

Таким образом, амбулаторно-поликлиническая помощь является самым массовым видом лечебно-профилактической помощи населению.

Типы учреждений внебольничной помощи утверждены в 1978 г. Министерством здравоохранения СССР. Ведущими среди них являются поликлиники и амбулатории.

Поликлиника (от греч.polis - город иklinike - врачевание) — многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания медицинской, в том числе специализированной, помощи больным, а при необходимости — для обследования и лечения больных в домашних условиях.

В поликлинике прием ведут врачи различного профиля (терапевты, кардиологи, гастроэнтерологи, окулисты, хирурги и т. д.), а также функционируют диагностические кабинеты (рентгеновский, эндоскопический, лаборатория, физиотерапевтический кабинет и др.).

Основной принцип работы поликлиники - территориально-участковый , когда за участковым врачом-терапевтом и медицинской сестрой закреплен участок с определенным числом жителей. Участковые врач и медицинская сестра несут ответственность за проведение всех лечебных и профилактических мероприятий на территории данного участка. Территориально-участковый принцип соблюдается и в отношении врачей «узких» специальностей при выполнении ими вызовов на дому (по назначению участкового терапевта).

Амбулатория - это лечебно-профилактическое учреждение, которое, как и поликлиника, предназначено осуществлять медицинскую помощь приходящим в амбулаторию больным и больным в домашних условиях.

Принцип работы амбулатории также территориально-участковый, но амбулатория отличается от поликлиники меньшими объемом работы и возможностями . В амбулаториях, располагающихся, как правило, в сельской местности, ведется прием лишь по небольшому числу специальностей (не более пяти): терапия, хирургия, акушерство и гинекология, педиатрия. Работа медицинской сестры в амбулатории напоминает работу участковой медицинской сестры поликлиники, но только медсестра амбулатории более самостоятельна.

Основными задачами поликлиники являются:

  • оказание квалифицированной специализированной медицинской помощи населению в поликлинике и на дому;
  • организация и проведение диспансеризации населения;
  • организация и проведение профилактических мероприятий среди населения с целью снижения заболеваемости, инвалидности, смертности;
  • экспертиза временной нетрудоспособности;
  • организация и проведение работы по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, пропаганда здорового образа жизни.

Поликлиники могут быть самостоятельными или объединенными со стационаром, общими или специализированными, например стоматологическими, курортными и т. д.

Основные структурные подразделения городской поликлиники

В состав поликлиники входят следующие подразделения:

  • регистратура;
  • отделение профилактики;
  • лечебные отделения;
  • диагностическое отделение (лаборатория, рентгеновский кабинет, кабинет УЗИ-диагностики и т. д.);
  • статистический кабинет;
  • административные подразделения (главный врач, заместитель главного врача по экспертизе трудоспособности).

Регистратура обеспечивает оформление записи больных на прием к врачу и регистрацию вызовов врача на дом, своевременный подбор и доставку документации в кабинеты врачей, информацию населения о времени приема врачей и о правилах вызова врача на дом, оформление листков и справок о временной нетрудоспособности.

Отделение профилактики включает кабинет доврачебного контроля, смотровой женский кабинет и т. д. В отделение профилактики направляются больные из регистратуры, впервые пришедшие на прием к врачу. В кабинете доврачебного контроля систематизируют больных, выдают различные справки, проводят предварительные осмотры.

В состав лечебных отделений входят участковые терапевты и врачи «узких» специальностей. Возглавляет каждое отделение заведующий отделением. Руководителем поликлиники является главный врач поликлиники (поликлиника является самостоятельным лечебно-профилактическим учреждением) или заместитель главного врача по поликлинике (когда поликлиника объединена со стационаром).

В статистическом кабинете поликлиники осуществляют обработку и учет документации, анализируют показатели работы структурных подразделений поликлиники.

Организация работы участкового терапевта городской поликлиники

Участковый терапевт играет ведущую роль в системе охраны здоровья населения (в дальнейшем это будет семейный врач). В сложной работе участкового врача соединены медицинская и организационная деятельность (организация профилактики, лечения, диспансеризации, реабилитации, санитарно-просветительной работы). Участковый врач по сути является организатором здравоохранения передового звена.

Именно деятельность участкового врача-терапевта и участковой медицинской сестры наиболее близко соприкасается с работой органов социальной защиты и во многом является медико-социальной. Участковый врач и участковая медсестра оказывают важное влияние на решение медико-социальных проблем клиента в профессиональной деятельности социального работника. Именно к участковому врачу должен в случае необходимости обращаться специалист по социальной работе при трудностях медико-социального характера клиента.

Работа участкового врача-терапевта обычно организована таким образом, что каждый день он принимает больных в поликлинике (примерно 4 часа) и выполняет вызовы к больным на дому (примерно 3 часа). Врач не только выполняет те вызовы, которые сделаны самим больным или его близкими, но и сам при необходимости (без вызова) навещает больного на дому. Такие вызовы называются активными. Больных-хроников, одиноких престарелых, инвалидов участковый врач должен посещать не реже одного раза в месяц независимо от того, вызывал врача больной или нет. Выполняя вызов, врач не только лечит больного, но и выполняет элементы социальной работы: выясняет социально-бытовые условия больного, контактирует в случае необходимости с органами социальной защиты, отделением РОКК, аптечными учреждениями и т. д.

Медицинская сестра также принимает непосредственное участие в приеме больных (подготавливает необходимую на приеме документацию, выписывает по указанию врача рецепты на лекарственные средства, заполняет бланки направлений на обследование, измеряет артериальное давление, температуру тела и т. д.) и выполняет назначения врача на участке (делает инъекции, ставит горчичники, клизмы, проверяет выполнение больными назначенного режима и т. д.). В случае необходимости деятельность врача и медицинской сестры на участке может быть организована по типу стационара на дому, когда врач посещает больного на дому ежедневно, а медицинская сестра выполняет на дому врачебные назначения.

Диспансеризация

Диспансеризация является основным средством профилактики в отечественной системе здравоохранения.

Диспансеризация — это активное, динамическое наблюдение за состоянием здоровья определенных контингентов населения (здоровых и больных), взятие групп населения на учет с целью раннего выявления заболеваний, периодического наблюдения и комплексного лечения заболевших, оздоровления труда и быта, для предупреждения развития болезни, восстановления трудоспособности и продления периода активной жизнедеятельности.

Диспансеризация предполагает обследование и лечение больных вне обострения заболевания.

Диспансеризация (или диспансерный метод) состоит из нескольких этапов. На регистрирующем этапе выявляют больных (по результатам медицинских осмотров или по обращаемости, причем предпочтительнее первое). На следующем этапе обследуют больного, оценивают состояние его здоровья, изучают условия труда и быта. На третьем этапе составляют план профилактических и лечебных мероприятий, оформляют документацию. Затем активно и систематически наблюдают за больным, проводят индивидуальное профилактическое лечение, оздоровительные мероприятия на этапе исполнения. Санитарно-просвети- тельную работу, формирование здорового образа жизни, государственные и общественные мероприятия по борьбе с факторами риска для здоровья осуществляют на заключительном этапе (профилактические мероприятия).

Работа участкового врача-терапевта осуществляется по графику, утвержденному заведующим отделением или руководителем учреждения. Составление графика работы участковых терапевтов является важным организационным мероприятием. Рационально составленный график работы позволяет повысить доступность участкового врача-терапевта для населения своего участка, в частности обеспечить высокую степень соблюдения участковости в обслуживании населения. В графике работы должны быть предусмотрены фиксированные часы амбулаторного приема больных, помощь на дому, профилактическая и другая работа.

При составлении графика надо учитывать месячный баланс рабочего времени, стремиться к установлению равномерной нагрузки на амбулаторном приеме, сокращению потерь рабочего времени на ожидание приема. Рабочий день функционально разделен на проведение амбулаторного приема в поликлинике (амбулатории) и оказание помощи больным на дому. Время работы участкового терапевта не должно распределяться между приемом в поликлинике и работой на участке автоматически поровну, а тем более равномерно в течение недели. Оно должно определяться в зависимости от численности и состава населения участка, его удаленности от поликлиники, уровня посещаемости и количества вызовов по дням, временам года и т. д.

При составлении графика следует учитывать и характер посещений: сделаны они с лечебной или профилактической целью. В среднем врач должен работать на амбулаторном приеме от 2,5 до 3,5 ч, а по оказанию помощи на дому — от 3 до 4 ч, но для обеспечения дифференцированного планирования рабочего времени врачей по видам деятельности и продолжительности приема больных по дням недели заведующий отделением определяет виды деятельности, которые следует включить в графики работы, и дни недели с более высоким уровнем посещаемости. После этого составляются графики работы на месяц, в которых планируется дифференцированная продолжительность времени приема больных по дням недели.

Приложение № 3 к рабочей программе дисциплины
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ____ Поликлиническая терапия ____

Структура и содержание методических указаний для студентов

Тема 1: «Организация работы участкового врача и терапевтической службы в поликлинике, квалификационная характеристика специальности»; « Первичная документация участка ».

Введение

Поликлиническая служба по своему значению, содержанию и объему занимает в здравоохранении ведущее место. Согласно статистическим данным около 80% больных начинают и заканчивают лечение в условиях поликлиники. Современная поликлиника является многопрофильным, специализированным лечебно-профилактическим учреждением, в котором доминирующее положение занимает терапевтическая помощь. Амбулаторно-поликлиническая помощь больным терапевтического профиля осуществляется городскими и районными поликлиниками, я на селе - участковыми больницами и амбулаториями.

В амбулаторно-поликлинических учреждениях оказывается первичная медико-санитарная помощь (ПМСП). ПМСП - термин, появившийся в нашем здравоохранении сравнительно недавно. В 1978 году в Алма-Ате прошла крупнейшая международная конференция, на которой была разработана концепция ПМСП и принята соответствующая декларация. Согласно той декларации (ВОЗ, 1978) под термином ПМСП понимается зона первого контакта между человеком (семьей, общиной) и системой здравоохранения . У нас в стране этой зоной является амбулаторно-поликлиническая служба.

В последние годы в связи с социальными изменениями, происходящими в нашей стране, становлением новых экономических отношений, отмечены и значительные организационные преобразования в системе здравоохранения. Но в первичном звене практически не произошло никаких кадровых и структурных изменений. По-прежнему, большинство из участковых терапевтов являются диспетчерами в самом худшем понимании этого слова, направляя до 50 %больных, обратившихся за медицинской помощью, к разным специалистам и «машинами» по выписке больничных листов (для сравнения, в странах Запада, США и Канады только 10 % пациентов направляются к консультантам). Наличие в штате ЛПУ «узких» специалистов (терапевтического профиля) участковый врач с легким сердцем отправляет больного с банальным гастритом для лечения к гастроэнтерологу, запорами алиментарного происхождения - к проктологу, с явлениями нейроциркуляторной дистонии - к кардиологу или невропатологу. И речь здесь идет не о консультативном приеме, а именно обо всем дальнейшем лечении; при этом значительно снижается роль специалиста, поскольку он вынужден выполнять функции участкового врача. Кроме того, в большинстве субъектов РФ до настоящего времени приоритет при оказании медицинской помощи отдается более дорогостоящей стационарной и специализированной помощи. Общее количество штатных должностей врачей-специалистов, работающих в стационаре, повысилось на 15,9 %, увеличивается количество койко-дней (при этом количество занятых должностей участковыми терапевтами уменьшилось в сельской местности на 9,6 %, в городе - на 12,4 %. Негативно сказывается на результатах оказания медицинской помощи населению нарушение преемственности в ведении больных при переходе пациентов из детских поликлиник во взрослые.

Таким образом, сложившаяся система организации первичной медико-санитарной помощи, ориентированная на участковую и специализированную службы, не достаточно эффективна. Функции врача-терапевта участкового, который должен оказывать основной объем первичной медицинской помощи, в настоящее время не позволяют обеспечить оказание непрерывной и всеобъемлющей помощи различным категориям пациентов независимо от пола и возраста.

Для ликвидации вышеуказанных отрицательных моментов в конце 80-х годов прошлого века в России созрело понимание необходимости развития системы врачей общей практики. Была поставлена задача подготовки специалиста совершенно нового профиля, обладающего широким спектром медицинских и социальных знаний, учитывающего роль множества факторов в возникновении патологических состояний организма, отвечающего за состояние здоровья каждого члена общества. Во многих станах мира таким врачом стал врач общей практики/семейный врач (ВОП/СВ). Это доверенный врач, к которому может обратиться любой член семьи, независимо от возраста, по вопросам сохранения и укрепления здоровья. ВОП/СВ должен оказывать непрерывную медицинскую помощь семьям в условиях дома, амбулатории, поликлиники, стационара. Он должен выполнять лечебно-диагностическую, профилактическую, реабилитационную, организационно-методическую работу.
Цель занятия : Усвоить общие принципы организации и оказания медицинской помощи больным в аспекте деятельности врача терапевта амбулаторной практики.
Задачи:


  1. Изучить основные вопросы организации амбулаторно-поликлинической терапевтической помощи, знать структуру, функции поликлиники, организацию работы участкового терапевта

  2. Проверить и закрепить основные теоретические знания и практические умения деятельности участкового врача, полученные при самоподготовке, и на производственной практике в качестве помощника участкового врача.

  3. Познакомиться и научиться оформлять основные первичные документы, используемые в работе участкового врача

  4. Познакомиться с основными обязанностями участкового терапевта.

  5. Познакомиться с законодательными документами, регламентирующими деятельность участкового врача.

  6. Познакомиться с концепцией развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года.

Квалификация.

Первичная документация.

Показатели эффективности работы.

Нормативные документы.
Вопросы к занятию


  1. Функциональные обязанности участкового врача.

  2. Преемственность в деятельности участкового врача.

  3. Временные показатели работы участкового врача.

  4. Качественные показатели работы участкового врача.

  5. Критерии эффективности деятельности врача терапевта участкового.

  6. Учетные и отчетные формы первичной медицинской документации, используемые в работе участкового врача.

  7. Особенности организации помощи на дому.

  8. Стационарзамещающие формы оказания медицинской помощи в поликлинике.

  9. Основные законодательные документы, используемые в работе участкового врача.

Основные документы:

Медицинская карта амбулаторного больного (форма 025/у);

Талон амбулаторного пациента (ф. № 25-10/у-97);

Талон на прием к врачу (форма 025-4/у);

Книга записи вызовов врача на дом (форма 031/у);

Дневник работы врача поликлиники (амбулатории), диспансера, консультации (форма 039/у);

Контрольная карта диспансерного наблюдения (форма 030/у);

Направление на консультацию и во вспомогательные кабинеты (форма 028/у);

Выписка из медицинской карты амбулаторного, стационарного больного (форма 027/у);

Карта профилактических флюорографических обследований (форма 052/у);

Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром, профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку (форма 058/у);

Направление на МСЭК (форма 088/у);

Листок нетрудоспособности; справка о временной нетрудоспособности студентов, учащихся профтехучилищ о болезнях, карантине ребенка, посещающего школу, детское дошкольное учреждение (форма 095/у);

Справка для получения путевки (форма 070/у);

Санаторно-курортная карта (форма 072/у);

Рецепт (форма 107/у); рецепт на получение лекарства, содержащего наркотические вещества; рецепт "бесплатно, оплата 50%, 20% стоимости" и др.(форма 108/у);
Задания для самоконтроля:


  1. Городская поликлиника: структура, задачи, функции. Организация и содержание работы терапевтического отделения поликлиники. Организация медицинской помощи на дому. Стационарзамещающие технологии. Преемственность в оказании лечебно-профилактической помощи

  2. В каком приказе МЗ изложен порядок организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу.

  3. Назовите рекомендуемую численность прикрепленного населения на терапевтическом участке.

  4. Укажите декретированные контингенты, подлежащие обязательному диспансерному наблюдению участковым врачом.

  5. Перечислите сферы деятельности граждане, которых подлежат дополнительной диспансеризации согласно приказу МЗ РФ

  6. Перечислите группы населения, подлежащие ДЛО согласно приказу МЗ РФ.

  7. Перечислите основные учетные формы для оценки эффективности работы участкового врача.

  8. Укажите, какой первичный документ пациенту оформляет участковый врач при наличии у него показаний к санаторно-курортному лечению.

  9. Анализ заболеваемости населения. Оформление паспорта участка, планирование работы на год, месяц, квартал. Составление отчетов.

  10. Разделы годового отчета.

  11. Понятия заболеваемости, болезненности, летальности и смертности.

Литература:
Основная литература:



    1. http://www.studmedlib.ru/ .

Дополнительная литература:


  1. Общественное здоровье и здравоохранение: национальное руководство / под редакцией В.И. Стародубцева, О.П. Щепина и др. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 624 с. (Серия «Национальные руководства»)

  2. Справочник поликлинического врача: профессиональное издание /ГОУ ВПО"Первый МГМУ им. И. М. Сеченова" Минсоцразвития России. - Основан в 2001 г.- М.: Медиа Медика,

  3. Справочник врача общей практики: научно-практический журнал /Ассоц. Врачейобщей практики (семейных врачей) России. - Выходит с 2004 г. - М.: Панорама,Медиздат

Нормативно правовые акты:


  1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

  2. Приказ Минздрава РФ от 15 ноября 2012 г. N 923н Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "терапия"

  3. Приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н (ред. от 30.09.2015) "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению"

  4. Приказ Минздравсоцразвития России от 23 апреля 2012 г. № 390н «Об утверждении перечня определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи

  5. Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1177н (ред. от 10.08.2015) "Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства"

  6. Приказ МЗ России от 9 декабря 1999 г. N 438 «Об организации деятельности дневных стационаров в ЛПУ».

  7. Приказ Минздрава России от 06.03.2015 N 87н "Об унифицированной форме медицинской документации и форме статистической отчетности, используемых при проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения и профилактических медицинских осмотров, порядках по их заполнению" (вместе с "Порядком заполнения учетной формы N 131/у "Карта учета диспансеризации (профилактического медицинского осмотра)", "Порядком заполнения и сроки представления формы статистической отчетности N 131 "Сведения о диспансеризации определенных групп взрослого населения")

Тема 2: «Основные принципы медикаментозного обеспечения амбулаторных больных. Льготное обеспечение лекарствами».
Цель занятия: Усвоить общие принципы медикаментозного обеспечения амбулаторных больных.
Задачи:


    1. Изучить основные законы, по которым осуществляется лекарственное обеспечение населения России

    2. Знать категорию граждан, которых обеспечивают лекарственными препаратами (бесплатно, с 50% скидкой)

    3. Изучить основные категории заболеваний,при которых лекарственные препараты отпускаются бесплатно.

    4. Изучить порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов.

Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы

Льготное лекарственное обеспечение

Жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты.
Вопросы к занятию:


      1. Основные законы по социальной защите граждан и лекарственному обеспечению.

      2. Период предоставления социальных услуг.

      3. Категории лиц имеющих право на получение лекарственных препаратов бесплатно и с 50%-ной скидкой.

      4. Обеспечение граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными препаратами.

      5. Заболевания,при которых лекарственные препараты отпускаются бесплатно.

      6. Порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов.

Задания для самоконтроля:


        1. Перечень социальных услуг для населения.

        2. Формы рецептурных бланков (номер формы, для выписывания каких лекарственных препаратов предназначена форма, срок действия рецепта, выписанного по соответствующей форме

        3. Запреты на выписывание лекарственных препаратов.

        4. Журнал учета рецептурных бланков.

Литература:

Основная литература:


    1. Сторожаков Г.И. Поликлиническая терапия [Текст] : учебник/ Г. И. Сторожаков, И. И. Чукаева, А. А. Александров. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2009. -701, с: граф., табл.

    2. Сторожаков Г.И. Поликлиническая терапия [Электронный ресурс] : учебник/ Г. И. Сторожаков, И. И. Чукаева, А. А. Александров. -2-е изд., испр. и доп.. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. -640 с: граф., табл. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/ .

    3. Поликлиническая терапия [Электронный ресурс] : учебник/ ред. В. Н. Галкин. -2-е изд., перераб. и доп.. -Москва: Медицина, 2008. -368 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/ .

Дополнительная литература:


      1. Батурин В. А. Закономерные и нежелательные эффекты лекарственных препаратов при хронической обструктивной болезни легких у пожилых пациентов: учеб.-метод. пособие для врачей-клин. фармакологов/ В. А. Батурин, Ф. Т. Малыхин. -Ставрополь: Изд-во СтГМУ, 2016. - 110 с

  1. Клиническая фармакология и терапия: научно-практический журнал /Рос. о-вотерапевтов. - Издается с 1992 г. - М.: Фармапресс, 1995-

  2. Приказ Минздрава России от 29.12.2012 N 1705н "О порядке организации медицинской реабилитации"

  3. Приказ Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 255 (ред. от 15.12.2014) "О Порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг" (вместе с "Инструкцией по заполнению учетной формы N 025/у-04 "Медицинская карта амбулаторного больного", "Инструкцией по заполнению учетной формы N 025-12/у "Талон амбулаторного пациента", "Инструкцией по заполнению учетной формы N 030/у-04 "Контрольная карта диспансерного наблюдения", "Инструкцией по заполнению учетной формы N 057/у-04 "Направление на госпитализацию, восстановительное лечение, обследование, консультацию", "Инструкцией по заполнению учетной формы N 030-П/у "Паспорт врачебного участка граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг", "Инструкцией по заполнению учетной формы N 030-Р/у "Сведения о лекарственных средствах, выписанных и отпущенных гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг")

  4. Приказ Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 N 785 (ред. от 22.04.2014) "О Порядке отпуска лекарственных средств"

  5. Приказ Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 N 110 (ред. от 26.02.2013) «О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания»

  6. Приказ от 20 декабря 2012 г. n 1181н «Об утверждении порядка назначения и выписывания медицинских изделий, а также формрецептурных бланков на медицинские изделия и порядкаоформления указанных бланков, их учета и хранения»

  7. Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1175н (ред. от 21.04.2016) "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а такжеформ рецептурных бланков на лекарственные препараты,порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения

  8. Распоряжение Правительства РФ от 26.12.2015 N 2724-р
    из информационного банка "Российское законодательство (Версия Проф)"

  9. Постановление Правительства РФ от 19.12.2015 N 1382 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год"
    из информационного банка "Российское законодательство (Версия Проф)".

Публикуем полный текст Обращения 18 участковых терапевтов о провале проекта «Московский стандарт поликлиники» в 4-м филиале ГБУ ГП № 180.

Главному врачу
ГБУ ГП 180 ДЗМ
Вечорко В.И.

Коллективное обращение

Мы, врачи и медсестры ГБУ ГП 180 ДЗМ обращаем Ваше внимание, что внедренный под предлогом "оптимизации здравоохранения" проект "Московский Стандарт Поликлиники" в ГБУ ГП 180 ДЗМ по факту привел к катастрофической ситуации с качеством оказанием медицинской помощи. Изменения в рамках вышеуказанного проекта привели к разрушению основополагающих принципов функционирования амбулаторно-поликлинического звена, а именно:

1. Уничтожен участковый принцип оказания медицинской помощи - закрепление врачей за определенными участками. Ведение пациента одним врачом позволяет эффективно оценивать динамику клинического состояния, отслеживать эффективность терапии и быть полностью погруженным в конкретный случай. Отмена данного принципа разрушительна, так как больные в т.ч. с «острой патологией» приходят на приём к дежурному врачу, который видит их чаще всего первый и последний раз.

2. В рамках проекта введена запись через систему ЕМИАС по принципу "все ко всем", организовано посещение пациентов на дому выделенными "мобильными бригадами", что привело к тому что наблюдение и лечение пациента в течение заболевания часто производится разными людьми, исчезает общая картина восприятия течения болезни, отслеживания динамики состояния, что приводит к снижению эффективности лечения и негативной реакции пациентов, не всегда имеющими возможность записаться к своему доктору, который ведет конкретный случай заболевания.

3. Участие медсестры участковой в процессе приема врача терапевта участкового - регламентируется положением приказа министра здравоохранения и социального развития от 21 июня 2006 года № 460 «Об организации деятельности медицинской сестры участковой». Согласно приказу, медицинская сестра участковая, в том числе, организует амбулаторный прием врача-терапевта участкового, подготавливает к работе приборы, инструменты, оказывает помощь в оформлении и ведении соответствующей документации. Участие и помощь медсестры в процессе приема позволяет врачу терапевту-участковому сфокусироваться на работе с пациентом и повысить эффективность использования рабочего времени. Также обращаем ваше внимание, что участие м/с является составной, неотъемлемой частью лечебного процесса как в каждом конкретной случае, так и всего рабочего времени. Однако, в рамках проекта все рабочее время медсестры участковой посвящено маршрутизации пациентов, работе дежурного администратора, работе консультанта у терминала, работой в регистратуре по подборке карт пациентов, предварительно, записавшихся на прием к врачам, что не оставляет время на ведение врачебного участка совместно с врачом-терапевтом участковым. Это не только противоречит трудовым договорам и должностным обязанностям медсестры, но и кардинально влияет на эффективность работы врача терапевта-участкового.

4. Напоминаю, что в нашем учреждении действуют нормативы в 12 минут на прием 1 пациента, в течение которого крайне сложно одновременно уделить время как пациенту, так и самостоятельному оформлению медицинской документации. Обращаем Ваше внимание, что введенные приказом № 5/1 от 09.01.2015 в Городской поликлинике № 180 нормы нагрузки врачей не соответствуют нормам, утвержденным Министерством здравоохранения РФ, а следовательно, должны быть изменены и приведены в соответствие с нормами, утвержденными приказом № 290н.

5. Никак не регламентирована работа с маломобильными пациентами. До проекта врачу терапевту участковому в ЕМИАС было выделено 2 часа рабочего времени в день на работу с вызовами и наблюдению маломобильных пациентов на дому.

6. В тоже время в рамках проекта "мобильные бригады" с июня 2015 г работают на дому с острыми случаями, периодического посещения маломобильных пациентов, не вызывающих врача, не предусмотрено. Выделение времени врачам участковым на (1 час в 2 дня) патронаж маломобильных пациентов начался только с февраля 2016 года.

При подобной организации лечебного процесса, кроме кардинального снижения эффективности, наблюдается снижение удовлетворенности населения качеством предоставляемых медицинских услуг, возникают и реализуются прочие риски:

1. Медицинские сестры участковые, с соответствующим образованием и специальными навыками, на подготовку которых были потрачены как их личное время, так и государственные средства, по сути, занимаются задачами, не требующими специальных навыков и знаний, что приводит к ощущению ими снижения собственной значимости и профессиональной деградации. Ликвидация "регистратуры" с переходом к работе медсестер в формате сестринского поста снижает "защищенность персонала" и делает невозможным соблюдение закона о врачебной тайне. В результате были случаи плевков, унижения, угроз, применения мер физического воздействия со стороны пациентов... Кроме того, медсестры являются "первой линией" при общении с пациентами, не защищенные окошками, что накладывает дополнительные "биологические" риски. Количественно одна медсестра на сестринском посту оформляет ~ 100 человек за 6 часов работы, что приводит к постоянной стрессовой рабочей нагрузке.

2. Врачи участковые работают в жестких временных рамках (12 минут на прием 1 человека с учетом оформления соответствующей медицинской документации). В указанное время, без помощи медсестры, невозможно уделить необходимое время пациенту и одновременно качественно оформить медицинскую документацию, что может приводить к ухудшению качества процесса. Дополнительного времени на работу не отводится. В результате тяжелых нагрузок были зарегистрированы неединичные случаи вызова скорой помощи для сотрудников в рабочее время с последующей экстренной госпитализацией. По состоянию на 24.02.2016 в филиале №4 численность врачей участковых 12 человек (включая 2 заведующих) на 22 участка, без учета находящихся на обучении, в отпусках и на больничных.

Наблюдаются нарушения действующего законодательства и действующих нормативных актов:

1. Фактические трудовые обязанности медсестры противоречат положению приказа министра здравоохранения и социального развития от 21 июня 2006 года № 460 «Об организации деятельности медицинской сестры участковой» и действующим должностным инструкциям.

2. Фактическая организация "сестринских постов" приводит к нарушению Конституции РФ ч.1 ст.23, ч. 2 ст.24; ч.1 ст.150 Гражданского кодекса РФ; ст.4, а также п.7.ч.5 ст.19 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 года «Закон об охране здоровья граждан в РФ». так как пациентам придется публично, в присутствии других пациентов, рассказывать медицинскому персоналу, чье рабочее место организовано в коридоре, о состоянии своего здоровья. Кроме того, организация рабочих мест в коридорах является ущемлением прав персонала.

3. Нарушена нормативная численность курируемого врачом населения, не более 1900 человек на участок. Приблизительная численность прикрепленного к филиалу населения составляет 65 тысяч человек на 10 участковых врачей - терапевтов, что более чем в 3 раза превышает нормативную нагрузку

4. Случаи удлинения времени приема до 8 часов в день и более, переводят врача участкового в разряд врача, осуществляющего исключительно амбулаторный прием. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности», для медицинских работников, ведущих амбулаторный прием, установлена следующая сокращенная продолжительность рабочего времени в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности: 33 часа в неделю - по перечню согласно приложению № 2.

Вышеуказанная оптимизация процессов и постоянная стрессовая нагрузка привели к сокращению численности врачей терапевтов участковых на примере филиала №4 в 2 раза по результатам последних 12 месяцев.

В связи с вышеизложенным, требуем привести регламент работы врача терапевта участкового и медсестры участковой в соответствие с действующими нормативными актами, а именно:

1. Принять меры к устранению нарушений законодательства в ГБУ «Городской поликлинике № 180 ДЗМ»
2. Издать приказ, приводящий нормы приема пациентов в соответствие с требованиями Министерства здравоохранения.
3. Восстановить совместный прием врача-терапевта участкового с медицинской сестрой участковой
4. Установить прием исходя из продолжительности рабочей недели 33 часа в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности», для медицинских работников, ведущих амбулаторный прием, установлена следующая сокращенная продолжительность рабочего времени в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности: 33 часа в неделю - по перечню согласно приложению № 2.
5. За нарушение трудового законодательства - привлечь виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности
6. За нарушение прав граждан на оказание качественной медицинской помощи привлечь к соответствующему дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц
7. Привести в соответствие численность медицинского персонала согласно количеству участков и прикрепленных пациентов исходя из здравого смысла и в соответствии с действующими нормативными актами.
8. Обеспечить обязательное ежедневное выделение времени врачу терапевту участковому на посещение маломобильных пациентов согласно плану
9. Обеспечить участковому врачу терапевту отдельное время на ведение медицинской документации

Ответ просим направить в письменном виде председателю профкома первичной профсоюзной организации МПРЗ «Действие» Чацкой Е.А. течение 14 календарных дней по адресу:

Подписи 18 сотрудников 4-го филиала ГБУ ГП 180 ДЗМ на 2 листах.