Open
Close

Формирование иммунитета у детей до 3 лет. Детские болезни - как формируется иммунитет ребенка

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Иммунитет и его виды. Формирование иммунитета у детей дошкольного возраста

Выполнила:

Кочергина Мария Александровна

Старший воспитатель

МАДОУ д/с общеразвивающего вида №50

Введение

Глава 1. Основная часть

1.1 Что такое иммунитет?

1.2 Виды иммунитета

1.5 Особенности иммунитета

2.3 Восстановление иммунитета

Приложение

Введение

В народе говорят: "Здоровье, как погода, пока хорошее - не замечаешь".

Зачем людям - не медикам, нужно знать об иммунитете? Анализ состояния здоровья населения во всем мире показал, что медицине не удается сделать здоровыми без вооружения человека знаниями о его собственной природе, о причинах возникновения болезней о путях восстановления и поддержания нормальной деятельности всех органов и систем организма.

В этой связи осведомленность людей - не медиков, в вопросах сохранения нормального функционирования иммунной системы организма неоценимо важна. В современном мире у человека могут формироваться различные иммунные нарушения, в результате чего человек становится, по сути, заложником иммунодефицита на всю жизнь, который и определяет его "здоровье".

Исследования последних лет показали, что основной причиной многих и многих заболеваний являются нарушения иммунитета. Чем бы и как бы человек не лечился, болезнь возвращается вновь и вновь до тех пор, пока не будет восстановлена его иммунная система, пока организм не сможет излечивать себя сам.

Цель: выяснить, что такое иммунитет, как его повысить и формировать у детей дошкольного возраста.

изучить и проанализировать материал по теме;

Размещено на http://www.allbest.ru/

рассмотреть механизм действия иммунитета;

Размещено на http://www.allbest.ru/

выяснить причины ослабления иммунитета;Размещено на http://www.allbest.ru/

найти пути повышения иммунитета;

Размещено на http://www.allbest.ru/

детский иммунитет;Размещено на http://www.allbest.ru/

проанализировать и систематизировать полученные Размещено на http://www.allbest.ru/

сведения.

Глава 1. Основная часть

1.1 Что такое иммунитет?

Сегодня одна из модных тем это иммунитет человека. На эту тему пишутся различные статьи, научные работы, но безграмотность населения относительно этого вопроса остается еще достаточно высокой. А тем не менее, чтобы успешно заниматься вопросами восстановления своего здоровья, а еще лучше - его профилактикой, необходимо разбираться в этих фундаментальных понятиях.

Иммунитет - защитная реакция организма, способность противодействовать повреждающим факторам и обеспечивать невосприимчивость к инфекции. Иммунитет контролирует сложный механизм взаимодействия нескольких систем одновременно: нервной, эндокринной, обмена веществ и других.

Состоит из ряда звеньев - клеточного, гуморального, фагоцитарного, интерферонового, взаимодействие которых обеспечивает правильные реакции защитной системы. Недостаток или избыток любого из них приводит к нарушениям.

Элементами иммунной системы человека являются костный мозг, вилочковая железа, селезёнка, лимфатические узлы, лимфоидные образования кишечника, эмбриональная печень, а также клетки костномозговой природы - лимфоциты и моноциты, присутствующие в крови и тканях. Иммунитет осуществляется самими клетками (клеточный) и продуктами их жизнедеятельности (гуморальный).

Защита организма человека имеет многоуровневую систему и поэтому чужеродным организмам невозможно выжить при условии если наша иммунная система (ИС) здорова и все ее компоненты работают отлажено. Но чтобы в случае чего "помочь" своему иммунитету, необходимо знать его "структуру", каким образом она работает.

1 .2 Виды иммунитета

По механизму развития различают следующие виды иммунитета:

Видовой иммунитет, генетический обусловленный особенностями обмена веществ данного вида. Он, в основном, связан с отсутствием необходимых условий для размножения возбудителя.

Например, собаки не болеют некоторыми болезнями человека (сифилис, гонорея, дизентерия), и, наоборот, люди не восприимчивы к возбудителю чумы собак. Строго говоря, данный вариант резистентности не является истинным иммунитетом, так как он не осуществляется системой иммунитета. Однако есть варианты видового иммунитета, обусловленные естественными антителами. Такие антитела исходно имеются в необходимом количестве против многих бактерий и вирусов.

Приобретенный иммунитет возникает в течение жизни. Он бывает естественным и искусственным, каждый из которых, может быть активным и пассивным.

Естественный пассивный иммунитет возникает в результате передачи от матери к плоду через плаценту или с молоком готовых защитных факторов. иммунитет организм дошкольный

Естественный активный иммунитет появляется в результате контакта с возбудителем после перенесенного заболевания.

Искусственный пассивный иммунитет создается после введения в организм готовых антител с сыворотками крови иммунизированных доноров.

Искусственный активный иммунитет создается после введения в организм вакцин, содержащих микроорганизмы или их части

1.3 Механизм действий иммунного ответа

Иммунный ответ - реакция организма на агрессию микробов или токсинов. Его вызывает любое вещество, по структуре отличное от тканей человека, но в зависимости от заложенных механизмов он различен.

Неспецифический иммунный ответ - первая реакция при обнаружении инфекции. Он почти одинаков для любого типа микробов и определяет общую сопротивляемость. Его задача - формирование очага воспаления как универсального защитного процесса локализации и первичного разрушения микробов.

Специфический иммунный ответ - второй этап защиты организма. Он характеризуется распознаванием микроба и созданием факторов специфической защиты.

Неспецифический и специфический иммунитеты согласуются и дополняют друг друга. Различают два типа специфического иммунитета: клеточный и гуморальный.

Клеточный иммунный ответ - формирование К-лимфоцитов, разрушающих клетки, содержащие инородные материалы. Направлен преимущественно на ликвидацию вирусной инфекции и некоторых типов бактерий (проказа, туберкулёз), а также раковых клеток.

Гуморальный иммунный ответ - активация В-лимфоцитов, после распознавания активно синтезирующих антитела (иммуноглобулины).

На поверхности одного микроба может быть множество различных антигенов, поэтому вырабатывается целая серия антител, каждое из которых направлено на определенный антиген. Иммуноглобулин - молекула белка, способная прилипать к микроорганизмам определенной структуры и вызывать его разрушение.

Сила иммунного ответа различна и зависит от реактивности организма - уровня реакции на инфекцию и токсины.

1.4 Факторы, наносящие вред иммунной системе

Нездоровый образ жизни

Размещено на http://www.allbest.ru/

Загрязнение окружающей среды

Размещено на http://www.allbest.ru/

Появление новых вирусных бактерий

Размещено на http://www.allbest.ru/

Частые бактериальные и вирусные инфекцииРазмещено на http://www.allbest.ru/

Неправильное питание

Размещено на http://www.allbest.ru/

Длительное лечение антибиотиками и др. препаратами

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тяжелые физические и умственные нагрузки, стрессРазмещено на http://www.allbest.ru/

1.5 Особенности иммунитета

При решении задачи укрепления иммунной системы (ИС) необходимо учитывать особенности иммунитета, которые зависят от возраста индивидуума. Мы уже знаем, что формирование ИС человека начинается уже со 2-го месяца беременности и заканчивается к 14-16 годам.

За это время человек проходит несколько критических периодов, связанных с особенностями иммунитета.

К примеру, в первые месяцы своей жизни малыш обладает только неспецифическим иммунитетом, наследованным от родителей и сильно подвержен ко всякого рода инфекциям, которые имеют специфическую природу. Это, конечно же, необходимо учитывать. В преклонном возрасте формирование специфических иммунных клеток так же проблематично т.к. тимус уже потерял свою активность и в 10 раз (по сравнению со своим максимальным весом) уменьшился в объеме. Именно по этим причинам особенности иммунитета нужно учитывать постоянно, занимаясь вопросами своего здоровья.

1.6 Причины снижения иммунитета

сбои пищеварительной системыРазмещено на http://www.allbest.ru/

недостаток витаминов и микроэлементов

хирургические вмешательства

Размещено на http://www.allbest.ru/

острые респираторные заболевания

Размещено на http://www.allbest.ru/

хронические и повторяющиеся заболевания

Размещено на http://www.allbest.ru/

медикаменты (антибиотики, стероиды, онкологические препараты)

Размещено на http://www.allbest.ru/

неполноценный рацион, дисбаланс питания (например, недостаток белка или клетчатки)

Размещено на http://www.allbest.ru/

малоподвижный образ жизни, редкие прогулки

недосыпание, умствРазмещено на http://www.allbest.ru/

енные и физические перегрузки

постоянные стрессы

активное и пассивное курение,

Размещено на http://www.allbest.ru/

врождённые нарушения иммунитета

Размещено на http://www.allbest.ru/

Возрастные изменения, старение и износ организма также приводят к снижению иммунитета. Но существуют и разнообразные методики укрепления здоровья и повышения иммунитета у детей и взрослых.

Глава 2. Формирование иммунитета у детей дошкольного возраста

2.1 Ребёнок часто болеет из-за снижения иммунитета

Детский иммунитет формируется в период внутриутробного развития. Если ребёнок часто болеет, причиной может быть курение или злоупотребление спиртного родителями, перенесённые мамой инфекционные заболевания при беременности или недостаток молока в период грудного вскармливания, которое очень важно для формирования иммунитета ребёнка. Дети, находящиеся на грудном вскармливание от рождения до полугода, гораздо реже болеют и растут крепкими. Каждая капля материнского молока ценна для малыша и способна поднять иммунитет: ведь с молоком в детский организм поступают антитела к заболеваниям, перенесённым ранее матерью.

Высокая концентрация иммуноглобулинов класса A в первом грудном молоке, который при вскармливании распределяется в полости рта, желудочно-кишечном тракте, верхних дыхательных путях, обеспечивает малышу полноценную защиту. Таким образом, иммунитет ребёнка, не болея сам, "знакомится" с целым спектром болезней. Искусственное питание молочными смесями таких иммуноглобулинов, естественно, не содержит, и вероятность заражения ребёнка возрастает.

Часто у новорождённых наблюдаются признаки неполного созревания иммунной системы. Причина - замедленное внутриутробное развитие. В таких случаях требуется постоянный врачебный контроль, процедуры для укрепления здоровья детей, способствующие формированию иммунной системы и поддерживающие ребёнка до его завершения.

Как правило, набор и количество антител достигает нормальной концентрации к 2-3 годам жизни.

2.2 "5 критических периодов в жизни детей"

Известны "5 критических периодов в жизни детей, каждому из которых присущи особенности иммунитета.

1. Первые 28 дней жизни, когда дети имеют иммунитет, полученный от матери. Отсутствие материнских антител от какой-либо инфекции, повышает чувствительность ребёнка. Так называемый первый перекрёст в формуле белой крови на пятые сутки жизни устанавливает преобладание лимфоцитов. В это время очень важно сохранять грудное вскармливание. Однако в этом периоде недостаточен неспецифический иммунный ответ за счет неразвитого фагоцитоза(слабая способность зернистых лейкоцитов локализовать инфекции и разрушать возбудителя)

2. В 3-6 месяцев происходит разрушение материнских антител. Период, когда формируется активный иммунитет. Дети подвержены ОРВИ, кишечным инфекциям, пищевым аллергиям и нуждаются дополнительных факторах (например, вакцинации) для поднятии иммунитета.

3. Около 2 лет, когда ребёнок активно познаёт мир, могут проявляться атопический диатез, врождённые аномалии.

4. В 4-6 лет уже накоплен активный иммунитет, сформированный благодаря перенесённым инфекционным заболеваниям и вакцинации. Возможно возникновение острых процессов и хронических заболеваний.

5. В 12-15 лет происходит бурная гормональная перестройка. Повышенная секреция половых гормонов сочетается с уменьшением размеров лимфоидных органов. Время окончательного формирования типов иммунного ответа. Одновременно организм ребёнка впервые сталкивается алкоголем, курением, наркотиками.

Ребёнок часто болеет из-за снижения иммунитета

Часто болеющий ребёнок - совсем не редкость. Зачастую источник повторяющихся заболеваний - снижение иммунитета.

Явные признаки ослабленного иммунитета: хроническая усталость, быстрая утомляемость, головные боли, сонливость, бессонница, ломота в мышцах и суставах, частые простудные заболевания и обострения герпеса, длительные повышения температуры, сбои в работе желудочно-кишечного тракта.

На формировании и уровне иммунитета у ребёнка могут сказаться различные факторы.

2.3 Восстановление иммунитета

Восстановление иммунитета у детей может быть двух видов.

Для специфической иммунокоррекции применяются препараты, непосредственно воздействующие на иммунную систему и помогающие в эффективном лечении ОРВИ:

Иммуностимуляторы, способствующие возрастному созреванию иммунной системы,

Размещено на http://www.allbest.ru/

Индукторы иммунологической толерантности, повышающие активность иммунной системы.Размещено на http://www.allbest.ru/

Иммуносупрессоры для поддержки иммунной системы

Размещено на http://www.allbest.ru/

Эти препараты могут быть назначены врачом иммунологом и только после детального обследования состояния уровня иммунитета у конкретного ребенка.Размещено на http://www.allbest.ru/

При неспецифической иммунокорреции повысить иммунитет позволяют: пРазмещено на http://www.allbest.ru/

равильное питание: разнообразная и качественная пища. Регулярное употребление мяса, рыбы, овощей и фруктов, зелени, кисломолочных продуктов. Исключение из рациона консервантов, продуктов с избытком сахара. Отказ от диет и, с другой стороны, борьба с избыточным весом.

Витамины и минералы: витамины A, B5, C, D, F, PP, минералы - селен, цинк, магний, кальций, железо, йод и марганец.Размещено на http://www.allbest.ru/

Пробиотики - продукты, стимулирующие рост в организме полезных бактерий: репчатый лук и лук-порей, чеснок, бананы и артишоки.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Закаливание организма. Чередование низких и высоких температур: контрастный душ, обливание холодной водой, баня, сауна.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Природные средства: эхинацея, солодка, женьшень, лимонник, а также травяные отвары и настои. Возможно использование и лекарственных средств, изготовленных на основе растительных адаптогенов, или применение индукторов интерферона (Размещено на http://www.allbest.ru/

потенцируют выработку собственных интерферонов в организме) - анаферон детский, эргоферон.

Активный образ жизни, физические упражнения: гимнастика, бег и плавание, фитнес, аэробика, длительные пешие прогулки.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Расслабление. Правильное расслабление помогает эффективно бороться с последствиями стрессов. Спокойная музыка, позитивные мысли, дыхательная гимнастика.Размещено на http://www.allbest.ru/

Борьба с дисбактериозом: поддержание баланса полезных бактерий и палочек в кишечнике.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Полноценный сон. Спать нужно не менее 8 часов в сутки, а для детей дошкольного возраста оптимальным является продолжительность ночного сна -10 часов.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Иммунная система человека начинает свое формирование до рождения ребенка. Ее место и масштабы влияния на здоровье генетически запрограммированы. От рождения до завершения периода полового созревания, шаг за шагом, формируются структура и функции иммунной системы. Развитие иммунной системы переживает ряд критических этапов, которые необходимо учитывать при оценке состояния здоровья, формировании профилактических программ и назначении лечения при заболеваниях. Для поддержания возрастного созревания иммунной системы и полноценного ее функционирования в последующие годы необходимо ежедневно получать с пищей иммунонутриенты (микроэлементы и витамины) и осуществлять мероприятия по сохранению и восстановлению нормальной микрофлоры кишечника.

Многие острые и хронические болезни негативно влияют на иммунитет, что существенно снижает резистентность ребенка к инфекции и другим повреждающим факторам. Поэтому в ряде случаев с целью повышения эффективности лечения, предупреждения тяжелых осложнений и снижения риска неблагоприятного исхода болезни назначаются препараты, повышающие функциональную активность органов и тканей иммунной системы (иммунотропные препараты). Приоритетное место среди них должны занимать лекарственные средства эндогенного происхождения, обладающие максимальной иммуномодулирующей активностью и безопасностью. Прежде всего, это препараты интерферона.

В экстренных ситуациях, угрожающих жизни или эпидемиологической безопасности, для воздействия на иммунитет предпочтение отдают препаратам иммуноглобулинов для внутривенного или внутримышечного введения.

Список литературы и информационных сайтов

1. Большая медицинская энциклопедия: в 35 т. / гл. ред. А.Н. Бакулев. М.: Госмедиздат; издание 2-е, 1956 - 1967, т. 11. - 716 с.

2. Грунтенко Е.В. Иммунитет. За и против. - М., "Знание", 1982. - 248

3. Покровский В.М., Коротько Г.Ф., Физиология человека, М., "Медицина", 1997, т. 1, с. 298-307.

4. Ройт. А. Основы иммунологии. М., "Мир", 1991. - 328 с.

5. Семенов Э.В. Анатомия и физиология человека. - Пособие для поступающих в ВУЗы - М., АНМИ, 1995. - 97 с.

6. http://ru.wikipedia.org/wiki

7. http://mirsovetov.ru/a/fashion/beauty-and-health/strengthen-immunity.html

8. www.mednovosti.ru

10. www.transferfaktory.ru

Приложение

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Определение изменений организма в младшем и подростковом возрасте. Рассмотрение необходимости активного образа жизни и физических нагрузок для детей. Изучение индивидуального подхода к разработке тренировочных упражнений для укрепления иммунитета.

    реферат , добавлен 27.02.2010

    Изучение характеристик и специфики возбудителя туберкулёза. Раскрытие процесса инфицирования и развития заболевания, механизма формирования иммунитета в ходе вакцинации БЦЖ. Исследование особенностей иммунного ответа детского организма на вакцинацию.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2015

    Понятие, виды иммунитета в зависимости от механизма развития и факторы, способствующие его ослаблению. Главные и вторичные органы иммунной системы. Признаки и причины иммунодефицитного состояния. Семь простых правил укрепления и повышения иммунитета.

    научная работа , добавлен 27.01.2009

    Иммунитет как защитная реакция организма в ответ на внедрение инфекционных и других чужеродных агентов. Механизм действия иммунитета. Состав иммунной системы. Врожденный и приобретенный виды иммунитета. Определение состояния иммунной системы человека.

    презентация , добавлен 20.05.2011

    Гуморальный иммунитет как один из механизмов реализации защитных свойств организма в жидкой среде. Неспецифические и специфические факторы гуморального иммунитета. Формирование антител. Иммунный ответ. Система комплемента, ее роль в заболеваниях.

    презентация , добавлен 08.10.2017

    Системная стимуляция иммунитета. Особенности формирования микрофлоры кишечника у детей первого года жизни. Процесс формирования микробиоценоза. Микрофлора пищевода и желудка у здоровых детей. Понятие о эубиозе и дисбактериозе, клинические особенности.

    реферат , добавлен 17.04.2015

    Центральные лимфоидные органы и иммунокомпетентные клетки. Виды иммунитета: врожденный и приобретенный. Формирование иммунной системы у новорожденного. Физиология его становления, характеризующаяся наличием критических периодов развития организма ребенка.

    презентация , добавлен 15.05.2016

    Причины деформации опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста и их профилактика. Физиологические обоснование воздействия средств ЛФК при нарушениях осанки. Методика проведения занятий корригирующей гимнастики детей дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 19.11.2009

    Краткий очерк и направления научных исследований профессора Мечникова, его открытия в области изучения внутриклеточных процессов. П. Эрлих как основатель иммунологии, его значение в истории медицины. Формирование и развитие, содержание теории иммунитета.

    презентация , добавлен 28.12.2014

    Факторы, влияющие на снижение иммунитета. Понятие антигена и антител. Роль растений в восстановлении и укреплении иммунитета. Лекарственные растения, обладающие иммуномодулирующими свойствами. Фитопрепараты для укрепления и восстановления иммунитета.

U-mama: Следующие по календарю прививки – от коклюша, дифтерии, столбняка и полиомиелита. Целый «букет», которые в поликлинике ставят в один день, – разве это не большая нагрузка на организм трехмесячного малыша?

С.К.: Мы боимся не столько реакции на прививки, сколько поствакцинальных периодов, то есть периодов, когда ребенок может заболеть. Потому что в этом случае родители считают, что виновата прививка и что нужно делать что-то особенное. На самом деле, прививка в этом, конечно, не виновата. На наш иммунитет в организме работает большое количество клеток, и лишь малая их часть приходится на каждый антиген, содержащийся в вакцине. Все остальные клетки свободны и готовы реагировать. Поэтому, когда мы вводим несколько антигенов в одной вакцине, это не нагрузка на иммунитет ребенка. Напротив, благодаря этому ребенок меньше раз придет в поликлинику, получит меньше инъекций, будет меньше поствакцинальных периодов, и, в конечном итоге, он будет меньше болеть.

U-mama: Иными словами, наличие нескольких антигенов в вакцине не оказывает отрицательного влияния на ребенка?

С.К.: В настоящее время количество антигенов в одной вакцине ограничено не иммунитетом ребенка, а нашими технологическими возможностями. На сегодняшний день в мире существует несколько вакцин, куда входят 6 компонентов: коклюш, дифтерия, столбняк, полиомиелит, гепатит В и ХИБ. Но эта вакцина у нас не зарегистрирована, она используется только за рубежом. К большому моему сожалению. Потому что сейчас, по новому календарю прививок и по Национальному проекту «Здоровье», в 3 месяца ребенок будет получать три укола: АКДС, прививку от гепатита В и Имовакс Полио, французскую инактивированную вакцину от полиомиелита, которая по нацпроекту будет ставиться всем бесплатно (после поступления вакцины). У нас есть российская вакцина, где АКДС соединена с гепатитом В, но ее недостаточное количество, чтобы хватило на всех. Кроме того, сейчас многие предпочитают импортные вакцины, в частности, Инфанрикс (импортный аналог АКДС), а ее нет в одном шприце с гепатитом В.

U-mama: Почему по полиомиелиту перешли с российских капель в рот на Имовакс Полио?

С.К.: Этот переход на импортную вакцину сделан из-за побочных действий, они очень редки, но даже один случай на Свердловскую область заставил нас закупать вакцину Имовакс Полио раньше других областей. Вообще наша область очень продвинута в плане вакцинации. Вакцин больше, и они лучше; у нас очень грамотные специалисты и организаторы вакцинации, постоянно проводится обучение, конференции. Импортные вакцины у нас используют более широко, чем в других регионах и даже в Москве. Вакциной Приорикс, например, мы начали работать и закупать эту вакцину для всех детей раньше Москвы.

U-mama: Есть информация, что все имеющиеся случаи заболевания полиомиелитом – вакцинассоциированные. Так ли это?

С.К.: У нас могут быть случаи завозного полиомиелита. Совсем недавно «дикий» вирус обнаруживался в ближнем зарубежье. Своих случаев полиомиелита благодаря вакцинопрофилактике у нас нет. Но всегда есть путешественники, который могут его привезти. Поэтому от полиомиелита прививать надо. Переболеть полиомиелитом непривитому на 99% означает инвалидизацию.

U-mama: Опасны ли привитые полиомиелитом дети для непривитых?

С.К.: Да. Если ребенок получил капли в рот, а сосед у него не имел ни одной дозы прививки от полиомиелита, то в течение 60 дней у этого соседа может развиться вакциноспровоцированный полиомиелит, если есть проблемы с иммунитетом. Поэтому, кстати, в детских домах запретили прививать живой полиомиелитной вакциной.

U-mama: Есть ли еще подобные вакцины, после которых привитые могут заразить непривитых?

С.К.: Нет.

U-mama: На какой срок формируется иммунитет к полиомиелиту после прививки?

С.К.: Полиомиелит – живая вакцина, в нее входит три типа вирусов. К одному из них иммунитет вырабатывается хорошо, ко второму – чуть хуже, к третьему – еще чуть хуже, поэтому для полного пожизненного иммунитета нужно иметь пять прививок.

U-mama: Вопрос с форума по коклюшу: почему все-таки есть случаи заболевания коклюшем у привитых детей?

С.К. Пожизненный иммунитет дают только живые вакцины. Вакцина от коклюша – убитая. Иммунитета от такой вакцины хватает на несколько лет.

U-mama: А от других компонентов АКДС?

С.К.: Для столбняка достаточно одной прививки, для дифтерии – двух, но с ревакцинацией каждые 10 лет, а по коклюшу иммунитет будет только после четвертой и хватит его на пять лет. У некоторых детей этот срок будет меньше, потому что не все дают хорошую выработку иммунитета на убитую вакцину, и по коклюшу мы имеем всего лишь 80-85% иммунитета. Инфанрикс дает столько же, сколько российская АКДС вакцина, просто он идет с меньшим количеством побочных эффектов. Так что 15% остаются непривитые, а годам к четырем, когда выборочно проводятся серологические обследования в группах детских садов, мы имеем такую картину: по гепатиту В, например, иммунитета не имеет 1 ребенок, по дифтерии у 1 ребенка иммунитет слабый, остальные имеют, а по коклюшу только 3-4 ребенка из группы имеют иммунитет.

U-mama: Зачем же тогда ставить эту прививку?

С.К.: За рубежом коклюш начинают ставить в 2 месяца. Иначе это заболевание называют «стодневный кашель», когда случаются репризы с остановкой дыхания. Кому он опасен? Детям первого года жизни, когда может быть остановка дыхания, судороги, потеря сознания, а если это тяжелый случай, то гибель коры головного мозга от гипоксии. Поэтому прививка от коклюша нужна на первом году жизни. Таких маленьких детей мы должны защищать, потому что такие детки, заболевшие коклюшем, иногда доходят до реанимации. В более старшем возрасте коклюш имеет менее тяжелое течение, но кому понравится кашлять 3 месяца подряд, причем кашель этот может оказаться мучительным.

U-mama: От чего защищает прививка от дифтерии, ведь опасна не сама палочка?

С.К.: Прививка от дифтерии дает антитоксический иммунитет. Сама палочка чувствительна к антибиотикам, но ведь надо успеть эти антибиотики назначить. Если бы это было просто красное горло, небольшие налеты (которые, кстати, еще надо вовремя увидеть), это было бы не страшно. Но страшна токсическая форма дифтерии, когда страдает нервная система, сердце, перестают работать почки, и в этих случаях человеку без прививки нужна сыворотка. Сыворотка – лошадиная, гетерогенная, и на нее могут быть серьезные аллергические реакции. Ее вводят по специальной методике под строгим контролем.

U-mama: То есть она намного опаснее, чем вакцина.

С.К.: Естественно! Эта сыворотка ставится в таких условиях, что с больным приходится сидеть сутками, наблюдая за его реакциями. Я снова повторюсь: в вопросах вакцинации нужно всегда из двух зол выбирать меньшее. Когда ты знаешь, из чего ты выбираешь, ты можешь делать адекватный, рациональный выбор. А когда люди наслышались плохого о прививках и ничего не знают об инфекциях, им трудно выбрать. Они выбирают только из того, о чем они знают.

U-mama: Прививка от столбняка тоже дает антитоксический иммунитет? И противостолбнячная сыворотка тоже опасней прививки?

С.К.: Да. Вообще по столбняку хороший иммунитет вырабатывается вскоре после введения одной дозы вакцины. Это самый мощный анатоксин. Вы знаете, что столбняк не лечится. Но если ребенок получил хотя бы одну прививку, иммунитет у него будет. Столбнячный анатоксин, кстати, входит и в прививку Акт-ХИБ от гемофильной палочки, он служит там адьювантом – помогает выработке иммунитета на менее активные антигены.

О прививке против кори, краснухи и паротита

U-mama: Следующей по календарю идет прививка от кори, краснухи и паротита, которая лично у меня вызывает наибольшие сомнения в своей необходимости. Вопрос с форума: нужно ли ставить мальчикам прививки от краснухи, а девочкам – от паротита?

С.К.: Да, нужно ставить. Вирус, попав в организм, останется там на всю жизнь. Если это вирус дикий, то при определенных условиях он может «поднять голову». Возьмем ту же ветрянку. Многие считают, что от нее не надо прививать. Но, попав в организм, этот вирус никуда не денется. Вы в детстве благополучно переболели ветрянкой. Но в 15, в 30 или в 40 лет может случиться опоясывающий герпес: жуткие боли, пузырьки по ходу нервов. Это как раз «проснувшийся» вирус ветрянки. И так будет каждый год, и ладно если год, а то и каждые три месяца. В вакцине любой вирус ослабленный. В нем убрана эта инфекционность, а иммунитет после введения ослабленного вируса вырабатывается, и дикий вирус в организм уже не «сядет». У нас в организме останется вакцинный вирус, который никогда уже не даст опоясывающего герпеса.

U-mama: Вирус краснухи тоже может «проснуться»? Все же зачем прививать от краснухи мальчиков?

С.К.: Допустим, вы не привили мальчика. Он вырос, женился, и тут кто-то на него чихнул, и 25-летний мужчина заболел краснухой. А жена беременна, тоже без прививки и иммунитета, заболевает следом, и ребенку гарантированы врожденные уродства. Поэтому данная прививка необходима, чтобы остановить циркуляцию вируса. У нас была вспышка краснухи в начале прошлого года, болели в основном мальчики, потому что девочек мы вовремя прививали. А почему вы боитесь этой вакцины? Там находится тот же вирус, только ослабленный, без каких-то «плохих» свойств. Дикий же вирус останется у нас на всю жизнь, и еще не известно, когда он проснется и что из этого будет.

U-mama: Девочек от паротита нужно прививать тоже с целью остановки циркуляции вируса?

С.К.: Вирус паротита редко, но при определенных условиях может вызвать менингиты. И эта прививка также необходима для того, чтобы обезопасить мужчин от этого вируса (вирус паротита может вызвать бесплодие у мужчин), чтобы девочки не были переносчиками инфекции.

U-mama: Болеют ли сейчас корью и чем опасно это заболевание?

С.К.: Корь на сегодня редкость. От кори у нас привиты практически все, сложно найти непривитого. Но корь может быть завозная. И существует приказ прививать всех до 30 лет. Цель таких мер – предотвратить циркуляцию вируса и в последующем отказаться от вакцинации, что и было сделано с натуральной оспой.

U-mama: Если мать привита, по каким инфекциям она передает иммунитет ребенку?

С.К.: По всем, но иммунитет кратковременный. По кори, паротиту и краснухе – где-то до 9-10 месяцев, и прививку от этих заболеваний не делают раньше года, потому что теоретически у части детей антитела могут остаться и в год. И поэтому если мы в этот период введем вакцину, она тут же инактивируется. За рубежом, если не ошибаюсь, в Арабских Эмиратах, есть календарь прививок, когда первую прививку ставят в 9 месяцев и повторяют в год и три месяца, то есть тех, у кого иммунитет кончился, защитят в 9 месяцев, а тех, у кого не кончился, защитят в год и три. То есть там дети получают две дозы прививки.

U-mama: На какой период хватает иммунитета после прививки?

С.К.: Если ребенок привит корью, паротитом и краснухой, у него формируется пожизненный иммунитет, если он привит правильно. Я это подчеркиваю: привит правильно, то есть выработал иммунитет. В некоторых случаях он может не выработать иммунитет. Тогда нужна ревакцинация, которая проводится в 6 лет. В литературе это звучит как «исправление дефектов первичной иммунизации». Казалось бы, для чего тратить столько денег для исправления дефектов первичной иммунизации? Не проще ли сдать анализ? Нет, не проще. У ребенка надо взять кровь, сделать анализ, после чего выявить, что иммунитета нет, и поставить прививку. Конечный результат тот же, но несколько лишних этапов. Если мы сразу делаем прививку, а иммунитет от первой прививки уже есть, что у нас будет? Эта вакцина будет уничтожена в месте инъекции практически в момент введения или чуть позднее, в течение несколько часов. Ребенок ни коим образом не отреагирует. Поэтому безопасней, проще, дешевле поставить вторую прививку. Это касается кори, паротита и краснухи, то есть живых вакцин. Это касается и случаев, когда ребенок переболел краснухой. Диагноз краснухи ставится только тогда, когда он подтвержден лабораторно. В противном случае диагноз снимается. Если родители отказываются сдать кровь, но уверены, что ребенок переболел краснухой, мы такого ребенка будем дальше прививать, объясняя родителям, что это безопасно: если иммунитет есть, то после ввода вакцины она тут же уничтожается. Но зато у нас есть гарантия, что мы защитили этого ребенка.

U-mama: Но, может быть, есть смысл хотя бы подождать конкретно с этими прививками до более старшего возраста, ведь дети переносят эти инфекции довольно легко?

С.К. А зачем? Риск заразиться всеми этими инфекциями наиболее высок в период посещения детских дошкольных учреждения или начальной школы. Зачем ждать? Самая лучшая, самая очищенная импортная прививка стоит около 200 рублей. Лечение болезни обойдется, в лучшем случае, в 1000 рублей – жаропонижающие, антигистаминные и так далее.

U-mama: Дело, конечно, не в деньгах. Все же в случае естественной болезни иммунитет вырабатывается естественным образом, безо всяких уколов…

С.К.: То есть вам не нравится всего лишь инъекция?

U-mama: Нет, меня смущает неизученность долговременных последствий. Сколько лет прививке от кори, краснухи и паротита? Исторически не отслежено, что происходит с организмом с течением времени и насколько эти изменения связаны с вакцинацией.

С.К.: В прививке находится, по сути, тот же вирус, только ослабленный. И последствия вирусов неослабленных, наверное, все-таки изучены. Так вот последствия ослабленного вируса будут ничуть не тяжелее. Там ничего такого не добавляется с точки зрения иммунитета, там просто убираются нежелательные свойства. К примеру, за инфекционность отвечает один участок, за выработку иммунитета – другой, и эти части расщепляются, часть – вводится в организм, а часть – не вводится.

U-mama: Правильно ли я понимаю, что если мы знаем последствия от естественных инфекционных заболеваниях, то мы знаем и последствия от прививок с той разницей, что последствия от прививок меньше?

С.К.: Да, это так. Мы же не вводим что-то другое, мы вводим эти же вирусы. Что вам страшно? Ртуть, которую мы ежедневно вдыхаем? Следы белка, который мы ежедневно едим? Следы антибиотика, которые мы ежедневно можем употреблять с продуктами, с той же курицей? Нет, я – за вакцины. И мои дети привиты всем, чем можно.

Об индивидуальном подходе в вакцинации

U-mama: Большинство думающих родителей очень хотели бы, чтобы их детям в вопросах вакцинации был гарантирован индивидуальный подход. Давайте поговорим о том, как ставить прививки «с умом». Процитирую вопрос с форума: мне бы хотелось услышать конкретные рекомендации по последовательности действий родителей при постановке вакцин. Например, проверяется ли общее состояние здоровья ребенка?

С.К.: В большинстве случаев достаточно осмотра, общих анализов крови и мочи, которые делаются всем детям в 3 месяца, и достаточно хорошо расспросить маму.

U-mama: Какие обследования необходимы в случае, если ребенок-аллергик?

С.К.: Если ребенок-аллергик, необходимо выяснить, на что у ребенка реакции, когда они бывают, через какое время, чем родители снимают приступы аллергии, всегда ли ребенку помогает данный препарат.

U-mama: Если у ребенка «лезут» зубы, является ли это противопоказанием к вакцинации?

С.К.: Нет. Вакцинацию можно отложить на день-два – в самый момент дискомфорта ребенка. Прорезывание зубов – это не патология. Может быть небольшая температура, дискомфорт, не более того.

U-mama: Я поясню, чем могут быть вызваны вопросы про обследование ребенка до вакцинации. У него может быть, скажем, ослабленный иммунитет, и прививка даст какие-то негативные последствия. Те же режущиеся зубы все равно ослабляют иммунитет…

С.К.: Даже с ослабленным иммунитетом ребенок все равно выработает иммунитет после прививки. А режущиеся зубы не ослабляют иммунитет, ни в коем случае! Это дискомфорт, это локальная боль, к иммунитету не имеющая никакого отношения. Прорезывание зубов – это боль и небольшой стресс, все остальное – мифы.

U-mama: Нужно ли делать анализ крови перед вакцинацией?

С.К.: Всем детям в роддоме берут анализ крови, в 3 месяца обязательно сдают кровь и мочу, и если там есть какие-то проблемы, никто вас не привьет на плохом анализе. Поверьте мне, ни один врач не желает плохого своему пациенту, и ни одному врачу не хочется получать какие-то осложнения после прививки. Другое дело, что это может быть по незнанию, по недосмотру. Для оценки состояния ребенка перед вакцинацией достаточно анализа крови, мочи, осмотра ребенка и беседы с мамой. Если мама скажет, что ребенок периодически теряет сознание, естественно, этому ребенку не сделают никаких прививок без лечения у невропатолога. Если я смотрю ребенка и вижу увеличенную селезенку, я прежде отправлю его обследоваться на инфекции. Если я увижу в крови нейтропению, я тоже не сделаю такому ребенку прививку.

U-mama: Как подготовить ребенка к вакцинации? Помню, моему сыну-аллергику рекомендовали в свое время профилактический прием супрастина до и после прививки.

С.К.: А зачем нам готовить ребенка к вакцинации? Готовить нужно только определенных детей. Например, в случае, если ребенок с неврологической симптоматикой получает неврологическое лечение, и оно у него через неделю кончится, самой большой ошибкой будет прививка на фоне отмены препарата. Ребенок среагирует на отмену препарата, плюс мы еще сделаем ему прививку, которая даст температуру. А если ребенку три недели дают препарат, у ребенка все благополучно, и делают прививку до отмены препарата, то он переносит ее абсолютно безболезненно. Если ребенок-аллергик, в таких случаях я всегда говорю: не надо ничем «закусывать» прививки – теми продуктами, которые могут дать аллергическую реакцию. Если ребенок ко мне пришел, и я вижу, что у него сухие щечки, трещинки за ушами, красные брови, то есть имеются признаки аллергии, такому ребенку есть смысл дать антигистаминный препарат, лактофильтрум или другой сорбент, чтобы снять то, что у него есть. Если у ребенка ничего нет, а мы даем супрастин, он не работает: ему нечего связывать, нет выброшенного гистамина. А зачем вводить препарат (кстати, у любого препарата есть побочное действие), если он не будет работать? Поэтому я и говорю: надо, прежде всего, осмотреть ребенка, только тогда рекомендовать ему что-то конкретное.

U-mama: Какой вакциной прививать ребенка – импортной или российской? На форуме даже просили озвучить список наименее реактогенных вакцин.

С.К.: Как это звучит ни непатриотично, к импортным вакцинам я отношусь лучше.

U-mama: Почему?

С.К.: К ним жестче подходы и требования при их лицензировании. Я участвовала в тестировании новой вакцины и столкнулась с теми требованиями, которые предъявляют к вакцинам бельгийцы. Конечно, это несопоставимые по сравнению с нами вещи. Условия доставки, в каких случаях можно использовать вакцину, какие клинические исследования необходимо провести до использования, какие получить сертификаты и так далее. Наши вакцины таких уровней проверки не проходят. Наши вакцины и меняются реже, чем импортные. У всех вакцин очень жесткие условия хранения. Что происходит с вакциной, если не соблюдаются условия хранения и транспортировки? Если это живая вакцина, она инактивируется, и после ее введения ничего не произойдет, иммунитет не сформируется. Поэтому будет нужна ревакцинация для исправления дефектов первичной иммунизации. Если вакцина инактивированная, то идет нарушение ее структуры, она быстрее всосется, и будет больше местных и температурных реакций. Импортные вакцины сейчас создаются с тем условием, чтобы сутки их можно было хранить при комнатной температуре. Но, с другой стороны, однозначно рекомендовать абсолютно всем ставить импортные вакцины я тоже не могу. Приведу конкретный пример. Есть российская вакцина от кори и паротита, в основу которой входят следы перепелиного белка, и есть импортная вакцина Приорикс, куда входят следы куриного белка. Ребенок-аллергик, причем «настоящий» аллергик с непереносимостью куриного белка. Врач из лучших побуждений предлагает маме этого ребенка поставить ему импортную вакцину, и мы получаем аллергическую реакцию на следы куриного белка. Если бы мы поставили российскую вакцину, никаких реакций не было бы. Поэтому в данном случае российская вакцина была бы лучше.

U-mama: А можно ли по другим прививкам дать конкретные рекомендации?

U-mama: Что делать после прививки? В частности, многие участковые педиатры рекомендуют давать для профилактики жаропонижающее.

С.К.: Смотря какой препарат давать. Если это парацетамол, то он работает, когда температура высокая, и снижает ее только до 37,7°С. Этот препарат хорош при вирусных инфекциях, когда нам не нужна нормальная температура, а необходимо лишь немного ее снизить, чтобы ребенку было не тяжело, но чтобы иммунитет работал, организм боролся. Нурофен снижает температуру до 36,6°С. Вообще вариантом нормы считается поствакцинальная температура до 38,5°С. Обязательно надо снижать температуру, если у ребенка есть какие-то судорожные подергивания, тремор. Можно дать жаропонижающее, если температура после прививки начала подниматься, но просто «для профилактики» это не имеет смысла.

U-mama: Вопрос с форума: если ребенок перенес прививку без температуры и капризов, означает ли это, что организм не боролся?

С.К.: Нет, это означает, что данный ребенок относится к тем 80% детей, у которых изменения в иммунитете произошли на уровне, не заметном для глаз. Отсутствие температуры говорит о том, что у этого ребенка, скорее всего, не будет сильного иммунитета, но сильный иммунитет нам и не нужен, нам нужен средний иммунитет.

U-mama: Как отследить, сформировался ли иммунитет к заболеванию?

С.К.: Только сдав кровь на антитела. Такой анализ делают во многих лабораториях – например, на Декабристов, 38, и в других. Кроме туберкулеза, посмотреть можно антитела ко всем инфекциям.

U-mama: Ну и напоследок, цитирую с форума: есть ли шанс выжить в нашем обществе непривитым людям?

С.К.: Да, если вокруг вас будут привитые люди. Есть понятие индивидуального иммунитета, а есть понятие коллективного иммунитета. И вот коллективный иммунитет формируется как раз благодаря нашей деятельности.

Ребенок появляется на свет с очень слабой иммунной системой. Она вырабатывает иммунные клетки, однако их недостаточно для того, чтобы выстроить надежный барьер для отражения атаки вирусов и бактерий. Поэтому защита детского организма строится на иммуноглобулинах О (они способны распознавать «чужаков» и бороться с хронической инфекцией), которые малыш получает от мамы внутриутробно в третьем триместре беременности. Если будущая мама здорова, то ребенок надежно защищен иммуноглобулинами, если нет (учитываются даже обычные ОРЗ), может возникнуть плацентарная недостаточность, и малыш недоберет клеток-спасателей. Впрочем, полученные внутриутробно антитела всего лишь три месяца защищают маленького человека от дифтерии, полиомиелита, кори, краснухи, менингита, скарлатины, ревматизма и других очень опасных недугов, но только при условии, что мама переболела ими или, по крайней мере, делала прививки от этих болезней.

К четвертому-пятому месяцу жизни ребенка выработка собственных иммуноглобулинов в его организме постепенно налаживается. Правда, это только иммуноглобулины М, которые первыми включаются в борьбу с вторгшимися «агентами», но, увы, не ограждают малыша от инфекционных заболеваний. К счастью, его до года более-менее надежно защищают получаемые с грудным молоком иммуноглобулины А, отвечающие за местный иммунитет носоглотки. Самый опасный период для иммунитета ребенка — с 6 месяцев до 1, 5— 2 лет. В это время материнские антитела постепенно утрачивают силу, а выработка собственных еще не налажена.

Количество собственных защитных клеток типа А начинает расти у детей только после 4-летнего возраста, поэтому иммунологи советуют отдавать ребенка в детский сад не раньше 4, 5 лет. В 5— 6 лет формирование иммунных клеток продолжается довольно медленно, это и объясняет подверженность дошкольников вирусным инфекциям.

Только к 7 годам показатели иммуноглобулинов М, О, А у ребенка приближаются к взрослой норме — вот почему специалисты рекомендуют отправлять детей в школу после 6 лет. Кстати, полноценная выработка противоглистного иммуноглобулина Е начинается не раньше 7 лет, поэтому гельминтоз — бич дошкольников.

Казалось бы, у подростков иммунитет должен окончательно «повзрослеть», но ему мешают… гормоны, активность которых временно ослабляет защитные силы организма — у тинэйджеров повышается чувствительность к туберкулезу, увеличивается риск развития хронических заболеваний. Как только гормональный фон молодых людей устанавливается, иммунная система крепнет. Последние аккорды в формировании защитных сил приходятся на период 18— 20 лет, но поддерживать и укреплять иммунитет нужно всегда.

Для иммунитета вредно:

Пеленание

Исследования неонатологов (врачей, наблюдающих детей до трехмесячного возраста) показывают, что пеленание может помешать формированию иммунитета. Если ребенок постоянно плотно завернут, его организм привыкает к теплу, и для переохлаждения достаточно даже минимального ветерка или перепада температуры. Иммунная система такого грудничка слабеет, а значит, не может активно противостоять болезнетворным микроорганизмам.

Вредные привычки родителей

Доказано, что даже пассивное курение разрушает в организме витамин С. Как известно, аскорбиновая кислота отвечает за наши адаптационные возможности и повышает сопротивляемость инфекциям.

Иммуностимуляторы

Иммунологи единодушны: препараты, подстегивающие иммунитет, вредят, если родители назначают их своим детям самостоятельно. Это касается даже эхинацеи, ведь принимать лекарства на основе этого растения рекомендуется только при гнойных процессах — отите, гайморите и т. п. При обычной простуде эхинацея может внести дисбаланс в работу защитных сил организма. Кроме того, иммуностимуляторы способны провоцировать расцвет аллергии, так как большинство из них изготавливается на травах.

Стерильность

Если стерилизовать посуду и игрушки, мыть пол специальными средствами и кипятить пеленки, организм малыша не научится вырабатывать антитела против обычных вирусов и бактерий, с которыми придется встретиться в детском саду и школе.

Интеллектуальный пресс

Современная школьная программа плюс дополнительные занятия по развитию интеллекта — солидная нагрузка на детский организм, в том числе и на иммунную систему. Механизм влияния постоянных мозговых атак таков: обремененные наукой дети устают, часто болеют, а это, в свою очередь, вредит формированию надежной защитной системы.

Для иммунитета полезно:

Материнское молоко

С ним ребенок получает все необходимые питательные вещества, витамины и микроэлементы, а также очень важные компоненты — антитела. Дети, находящиеся на естественном вскармливании, реже болеют, меньше страдают от аллергических заболеваний, отита, пневмонии. Чем дольше вы кормите грудью, тем выше сопротивляемость организма вашего ребенка.

Холод и движение

Эти факторы специалисты считают лучшими стимуляторами иммунитета. Вы очень поможете ребенку, если приучите его спать с открытой форточкой в любое время года, не станете захламлять организм малыша вредными сладостями и лишний раз выйдете с ним побегать и попрыгать на свежем воздухе.

Кисломолочные продукты

В кишечнике формируются иммунные клетки, синтезирующие иммуноглобулины, поэтому сбои в работе этого органа (запоры, расстройства) вредят не только пищеварительной системе, но и иммунитету. Лучший способ усилить защитную функцию организма — населить желудочно-кишечный тракт полезной микрофлорой, бифидо- и лактобактериями кисломолочных продуктов — йогурта, кефира, ацидофильного молока. Иногда недостаток полезных бактерий становится причиной развития аллергии.

Болезни

Иммунитету нужны тренировки в виде… болезней. Однако не каждый недуг способствует укреплению иммунной системы, а лишь тот (к примеру, ОРЗ, ОРВИ), который не дает тяжелых осложнений и не переходит в хроническую форму. Главное, чтобы тренировки не становились постоянными, истощающими защитные силы.

Иммунитет - важнейшее свойство организма человека. Иммунная защита сложна и многоступенчата, она начинает функционировать еще во внутриутробном периоде, совершенствуется и развивается непрерывно в течение всей жизни, защищает организм от проникновения чужеродных ему субстанций.

Выделяют два основных типа иммунитета: наследственный (видовой) и приобретенный (индивидуальный). Видовой иммунитет делает человека невосприимчивым по отношению ко многим заболеваниям животных (например, чуме собак) и наследуется последующими поколениями. Индивидуальный иммунитет вырабатывается на протяжении жизни каждого человека и по наследству не передается.

Также различают активный и пассивный иммунитет. Активный иммунитет вырабатывается самим организмом после перенесенного инфекционного заболевания или введения вакцины (прививки), которая содержит ослабленных или убитых возбудителей инфекции. Пассивный иммунитет появляется после введения в организм уже готовых антител, которые содержатся в сыворотках (а также передача антител от матери к ребенку во время беременности через плаценту). Активный иммунитет формируется с течением времени, сохраняется долго, пассивный появляется сразу, но скоро исчезает. Соответственно активный иммунитет (вакцины) используется для профилактики, а пассивный (сыворотки) - для лечения инфекционных заболеваний.

Иммунный ответ

Любое вещество, чья структура отличается от структуры тканей человека способно вызвать иммунный ответ. Он бывает не специфический и специфический. Не специфический иммунный ответ - это первый этап борьбы с инфекцией. Такой механизм запускается сразу же после попадания микроба в организм, практически одинаков для всех типов микробов и подразумевает первичное разрушение микроба и формирование очага воспаления. Воспалительная реакция это универсальный защитный процесс, который направлен на предотвращение распространения микроба. Не специфический иммунитет определяет общую сопротивляемость организма.

Специфический иммунный ответ -- это вторая фаза защитной реакции: организм распознает микроба и вырабатывает против него специальную защиту. Специфический иммунный ответ в свою очередь тоже бывает двух типов: клеточный и гуморальный. Организм может нейтрализовать чужеродную субстанцию (антиген), вырабатывая активные клетки, захватывающие и переваривающие антиген. Это клеточный иммунитет. Основными элементами иммунной системы организма являются особые белые клетки крови - лимфоциты. Если же антиген уничтожается с помощью специальных химически активных молекул -- антител, то речь идет о гуморальном иммунитете (от лат. «humor » - жидкость). Роль антител выполняют белки (иммуноглобулины) крови.

Особенности иммунитета новорожденных

Иммунитет у ребенка начинает формироваться еще в утробе матери. В этот период основная роль отводится наследственности, то есть особенностям иммунной системы у родителей. К тому же большое значение имеет благополучное протекание беременности, образ жизни будущей мамы (характер ее питания, соблюдение рекомендаций врача).

Синтез собственных антител у плода начинается примерно на 10-12 неделе беременности. Однако, плод способен выработать лишь ограниченное количество иммуноглобулинов. Основу же иммунитета у новорожденных составляют антитела матери. Процесс перехода антител от матери к плоду происходит в основном в конце беременности, поэтому недоношенные дети оказываются недостаточно защищенными от инфекций по сравнению с малышами, родившимися в срок.

Состояние иммунной системы ребенка зависит от многих факторов, в том числе и от того, как младенца кормят. Роль грудного молока, защитные свойства которого хорошо известны, особенно велика. Доказано, что дети, вскармливаемые грудью, реже болеют инфекционными заболеваниями, так как в грудном молоке содержится много материнских антител и специальных клеток, способных поглощать микробы. Правда, полученные таким путем антитела, действуют только в кишечнике. Они хорошо защищают ребенка от кишечных инфекций. Кроме того, белки материнского молока лишены аллергенных свойств, поэтому грудное вскармливание является профилактикой аллергических болезней.

Интересно, что иммунная система новорожденного находится в состоянии физиологического угнетения. Это природная защитная реакция организма, смысл которой в предупреждении развития бурных иммунных реакций, которые могли бы развиться при контакте только что родившегося младенца с огромным количеством микроорганизмов в окружающем мире. Первые 28 дней жизни считаются первым критическим периодом в формировании иммунной системы. В это время малыш особенно восприимчив к вирусным инфекциям и воздействию микробов. Кроме того, еще одной особенностью иммунитета детей первых месяцев жизни является неспособность ограничивать инфекцию: любой инфекционный процесс может быстро распространиться на весь организм ребенка, (это называется генерализацией инфекции). Именно поэтому нужно, например, очень тщательно ухаживать за заживающей пупочной ранкой.

Второй критический период - 3-6 месяцев жизни. Происходит постепенно разрушение материнских антител в организме ребенка. Но в ответ на проникновение инфекции в организме малыша развивается первичный иммунный ответ. Он характеризуется тем, что не оставляет иммунологической памяти. При следующей встрече с этим же микроорганизмом ребенок будет болеть, как в первый раз. В этот период дети подвержены воздействию разного рода вирусов, вызывающих ОРВИ, отмечается высокая заболеваемость кишечными инфекциями, воспалительными заболеваниями органов дыхания. Также, тяжело и нетипично протекают детские инфекции, если ребенок не получил материнские антитела (мама сама не болела, не была привита, не кормила грудью). В этот же время возможно появление пищевой аллергии.

Третий критический период - 2-3 года жизни ребенка. Происходит расширение контактов с окружающим миром. При этом основным в работе иммунной системы остается первичный иммунный ответ. Система местного иммунитета остается неразвитой, дети особенно склонны к повторным вирусным инфекциям и воспалительным заболеваниям органов дыхания.

Четвертый критический период - 6-7 лет. Уровни иммуноглобулинов соответствуют параметрам у взрослых, однако местный иммунитет слизистых оболочек остается несовершенным. В 6-7 лет формируются многие хронические заболевания, нарастает частота аллергических заболеваний.

Пятый критический период - подростковый возраст (12-13 лет у девочек и 14-15 лет у мальчиков). Период бурного роста и гормональной перестройки сочетается с уменьшением лимфоидных органов, играющих большую роль в системе иммунной защиты. После периода спада отмечается новый подъем частоты хронических заболеваний. Тяжесть атопических болезней (бронхиальной астмы и др.) у многих детей ослабевает.

Знание механизмов становления иммунитета и критических периодов в развитии иммунной системы ребенка крайне существенно не только для врачей, но и для мам. Это важно для сохранения здоровья наших детей и профилактики развития у них различных заболеваний. А, как известно, профилактика всегда эффективнее лечения.

Формирование иммунитета у ребенка имеет 5 этапов, каждый со своими особенностями, зная которые родители могут всё предусмотреть и избежать многих проблем.

Развитие иммунной системы у детей

Хотя развитие иммунной системы у детей и начинается внутриутробно, но получает мощный толчок с момента первого прикладывания к груди матери сразу после рождения. Первый этап - это, пожалуй, самый сложный - 28 дней. Фактически в этот период он живёт за счёт переданных антител 1 , если он использовал молозиво, т.е. если мама кормила его грудью в первые часы и первые три дня после рождения. Но представители старшего и среднего поколения врядли его испытали - это молозиво. Поскольку в течение более чем 70 лет в странах Европы, в том числе и в России, к сожалению, дети были лишены этого чудо-продукта, придуманного природой. Сейчас в роддомах немедленно передаётся маме с тем, чтобы он припал к груди и высосал эти драгоценные капли молозива. С тем, чтобы взять всю информацию об иммунитете от мамы.

Тем не менее, даже не получив молозива, ребёнок в дальнейшем получает антитела вместе с молоком матери. И почему у новорожденного в течение первых 28 дней такой пассивный иммунитет? Если маму спросить - родившийся ребёнок - родной или чужой? Конечно же родной, плоть от плоти своей. Посмотрите - он унаследовал гены матери. Но также и гены отца. Поэтому биологически ребёнок представляет чужой организм. Почему плод развивается внутри плаценты? Чтобы кровь матери не соприкасалась с кровью плода. Иначе будет отторжение. Поскольку ребенок защищался и все его функциональные системы были направлены на то, что бы противостоять и не чувствовать антигенную структуру матери - у него была очень высока супрессорная активность. Т.е. активность к угнетению иммунной системы.

Почему на Востоке говорят, что женщина после родов в течение 40 дней должна поднимать самое большое - ложку, и больше ничего. В этот период женщина передаёт ребёнку иммунную структуру. Она хочет много спать, как и ребёнок - и пусть спит, чтобы молоко было полноценное, активное. Если в этот период она физически сильно напрягается, это ведёт к утомлению и молоко не вырабатывает свою структуру должным образом. В результате каждый второй ребёнок рождается с аллергией. Бич больших городов.

Второй период. Как поднять иммунитет ребенку 3 лет

Второй период у ребенка - это с 2 до 3 лет, период пульмонологической (относящейся к органам дыхания) неактивности. И он совпадает с первым периодом упрямства. Ребёнок уже осознаёт, что он главный в семье, что ему всё можно. И вот тут возникают мощные напряжения. Достаточно понаблюдать за поведением родителей в отношении своих маленьких детей. Сам собой возникает вопрос - почему у нас не принято детей такого возраста воспитывать как на Востоке: в Японии, в Корее? Где ребёнку до 5 лет всё можно - хоть на голове стой. А у нас? Чуть что не так - сразу "нельзя", затрещина (хорошо, если по попе). Довольно часто.

Секрет иммунного здоровья

Как поднять иммунитет ребенку 3 лет? Известно, что если ребёнок улыбается, то он жизнестойкий. Одна улыбка и детский смех дают ему больше иммунного здоровья, чем любой препарат. Чётко доказано, что если вы смеётесь одну минуту - это равносильно сорока минутам занятий йогой. Так что лучше? Посмеяться одну минуту от души?! Так и ребёнок. Но не всегда это так просто. Если ребёнок уже чем то болен ему скорее всего не до смеха. Вот тут то и поможет учитель для иммунной системы - Трансфер Фактор. При первых же симптомах простуды давайте малышу по пол-капсулы каждый час - за сутки проявления болезни должны уйти . Потом улыбка ребенка будет естественной и он сам сможет справиться.

Перекрест крови у ребенка

У ребёнка есть и 2-й, и 3-й, и 4-й и 5-й периоды. Обратите внимание насколько умно работает иммунная система. На пятый день у ребёнка происходит перекрест, так называемый физиологический перекрест крови, когда количество лимфоцитов резко увеличивается, а сегментоядерных нейтрофилов резко снижается. Это первый перекрест. Второй перекрест произойдёт в 5 лет. И до пяти лет у ребёнка очень высокий лимфоцитоз. Это норма для него.

Количество лейкоцитов у ребенка

И иногда, поскольку количество лимфоцитов является мощным отражением стрессорной реакции - здесь у ребёнка немножко другие взаимоотношения. У взрослого очень чётко - если лимфоцитов больше 43%, то человек в переактивации. И если меньше 20%, то в стрессе - тоже плохая реакция. Т.е. лимфоциты - это всегда зеркало вашего настроения, ваших адаптационных возможностей. И вы по своим анализам можете очень чётко увидеть, если вашему ребёнку больше 5 лет - находится он в стрессе или нет. Анализ крови педиатр всегда заставит вас здать - и вы можете сами прочитать его.

Острый стресс характиризуется лейкоцитозом и снижением лимфоцитов, а при хроническом количество лейкоцитов будет нормальным, а лимфоцитов будет малое. И самое сложне у ребёнка старше 5 лет, когда реакция у него больше 43 лимфоцитов . Вот в этом случае Трансфер Фактор - очень большое подспорье.

Третий период формирования иммунитета. Профилактика глистных инвазий

Четвертый период развития иммунитета. Период полового созревания

Ребёнок достиг следующего периода - периода полового созревания. У мальчиков это начинается с 12 и до 16 лет. У девочек это, как правило с 9-11 лет, сегодня уже с 9. Раньше это было с 14, но и сейчас остаётся такая категория людей - с 14.

И сам гормональный всплеск тормозит активность иммунной системы. Вот почему у девушек часто появляется acne vulgaris - юношеские прищи, и у юношей и у девушек. Ну да у юношей это не так страшно. И вот в этот момент важно, чтобы ребёнок получал повышенные дозы "учителя" - Трансфер Фактора. Потому, что гормоны сами по себе тормозят активность. Гормональная, иммунная, нервная - все эти системы связаны между собой. И поэтому в этот период возникают те скрытые, латентные заболевания, которые были когда то в детстве. Если ребёнок до года переболел какой-то бронхо-лёгочной инфекцией, то вероятность у него развития в будущем бронхо-лёгочной паталогии очень высока. Особенно в период полового созревания . Вот почему детей с бронхиальной астмой /ссылка/ в этот период их жизни - огромное количество.

Пятый этап формирования иммунитета. Удалять ли миндалины, аденоиды

Пятый этап формирования иммунитета - от 14 до 16 лет, последний период, когда, как правило, завершается половое созревание, и организм начинает ещё быстро расти. Идёт гипер-реакция на различные воздействия. Иногда, если не удалили раньше - приходится удалять миндалины или удалять аденоиды. К этому возрасту аденоиды могут быть уже такими большими, что ребёнок практически не дышит. Не спешите удалять эти органы - это защита. Давайте ребенку сосать Трансфер Фактор Классик - жевать и высасывать - через 2-3 месяца всё пройдёт. Дополнительно усиливающий эффект - закапывать в нос масло туи. Ребенок закроет рот и будет дышать с закрытым ротиком. В этот период целесообразно поддержать иммунную систему, которая реагирует слишком активно. Её просто нужно чуточку притушить. Можете ли вы назвать хоть один , который бы обладал супрессорной активностью? Т.е. активностью, направленной на сдерживание активного иммунитета. А на самом деле самым мощным супрессорным звеном обладает Трансфер Фактор - единственный продукт, который воздействует на все звенья иммунной системы. На то он и учитель - где нужно направить, а где то и сдержать. Это очень важно.

1 Антитиела - специальные вещества, которые используются иммунной системой для распознавания и уничтожения чужеродных объектов - бактерий, вирусов и т.п.

2 Ферментативное усвоение - усвоение пищи благодаря ферментам - веществам, направляющим и ускоряющим обмен веществ в организме.

Вопрос-Ответ

03.06.2014. Александра.
Вопрос: Младшему сыну почти 5 лет. Даю ему ТФ классик с января месяца по 3 капсулы в день. Иммунитет стал значительнее здоровее, если и подхватывал какой-то вирус, то всё проходило значительно быстрее, без повышений тем-ры, лёгкий насморк и кашель... Каков дальнейший приём для ребенка его возраста, если имеется отставание в развитии речи в связи с кислородным голоданием во время родов (естественные роды)? Невролог поставил диагноз "Псевдобульбарная дизартрия".
Ответ: Нужно продолжать в том же духе. А если есть возможность давать больше (до 6 капсул в день) - только лучше. Или другая, более эффективная схема приёма: добавить Трансфер Фактор Эдванс (Классик - по 3 капсулы в день и - 2 капсулы в день).
Что касается диагноза, то есть один замечательный специалист по детским болезням и в частности связанными с кислородным голоданием - Чижов Алексей Ярославович - он знает очень много о Трансфер Фактор и он же проводил детям лечение "Горный воздух" с большими успехами.