Open
Close

Мониторинг развития метапредметных универсальных учебных действий в начальной школе. Мониторинг метапредметных ууд по предметам естественнонаучного цикла

М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова,
А.Г. Теплицкая

ЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
к рабочей тетради
«Учимся учиться и действовать»
Мониторинг метапредметных универсальных
учебных действий
Общая характеристика
мониторинга
метапредметных УУД
в начальной школе
Процедура проведения
мониторинга в 1 классе
Способы обработки
и анализ результатов
мониторинга

ФЕД О РО В

Издательство «Учебная литература»
2012

ББК 74.202.5
Б66
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
ЦЕНТР им. Л.В. ЗАНКОВА

Под редакцией М.Р. Битяновой, С. Г. Яковлевой

В методических рекомендациях дается общая характеристика
мониторинга метапредметных универсальных учебных действий
в начальной школе, разработанного на основе единой «линейки»
показателей. Мониторинг реализует комплексный психолого­
педагогический подход к отслеживанию и оценке процесса разви­
тия ребенка с первых недель его обучения до конца 4 класса.
Пособие включает подробное описание процедуры проведе­
ния мониторинга в 1 классе, описание заданий и варианты
их «встраивания» в учебный процесс на примерах фрагментов
уроков; приводятся способы обработки и анализа результатов.
Мониторинг проводится в апреле в течение месяца и является
продолжением программы «Школьный старт».
Данные мониторинга могут быть включены в портфолио ре­
бенка как отражение динамики его развития.
Пособие адресовано педагогам, а также может быть полезно
школьным психологам и родителям.

Учебных действий - Самара: Издательство «Учебная литература»:
Издательский дом «Федоров», 2012. - 96 с.
ISBN 978-5-9507-1534-1 (Издательство «Учебная литература»).
ISBN 978-5-393-00751-5 (Издательский дом «Федоров»).

ISBN 978-5-9507-1534-1
(Издательство «Учебная литература»)

ISBN 978-5-393-00751-5
(Издательский дом «Федоров»)

© М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова,
А.Г. Теплицкая, 2012
© Издательство
«Учебная литература», 2012
© Издательский дом «Федоров», 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение........................................................................................ 4
Общая характеристика мониторинга метапредметных

Понятие метапредметных
универсальных учебных действий............................................ 9
Основные этапы развития УУД.............................................. 12
Мониторинг метапредметных УУД в начальной школе
Общая характеристика мониторинга.................................... 17
Показатели мониторинга развития
метапредметных УУД в начальной школе........................... 20
Характеристика диагностических процедур
и этапы проведения мониторинга.......................................... 22
Мониторинг метапредметных УУД в 1 классе
Предмет мониторинга метапредметных УУД..................... 26
Описание методики работы с рабочей тетрадью
и диагностическими заданиями.............................................. 32
Общая характеристика рабочей тетради......................... 32

вводного модуля.................................................................... 35
Назначение и характеристика заданий
диагностического модуля..................................................... 35
Процедура мониторинга........................................................... 38
Работа с диагностическими заданиями................................ 41
Методические рекомендации
по проведению вводной части............................................ 41
Методические рекомендации по проведению
диагностических модулей................................................... 44
Обработка и анализ результатов мониторинга
Направления обработки и анализа
результатов мониторинга.......................................................... 61
Способы обработки и представления результатов.............. 62
Первичная обработка результатов.................................... 62
Обработка данных с помощью сводных таблиц............ 64
Анализ результатов мониторинга............................................ 68
Анализ индивидуальных результатов ученика.............. 70
Анализ результатов по классу в целом............................. 72
Заключение................................................................................. 79
Приложения................................................................................. 80

ВВЕДЕНИЕ

Федеральные государственные образовательные стандар­
ты нового поколения задают качественно новое представле­
ние о том, каким должно быть теперь содержание начального
образования и его образовательный результат. В связи с этим
меняются не только содержание УМК, требования к образо­
вательным программам учреждений и учебным планам, но
и представление о критериях профессионального мастерства
учителя, целях и методах его работы. Конечно же, изменения
распространились на содержание и способы оценки результа­
та образования. Теперь результативность складывается из
единого комплекса показателей, описывающих знаниевые,
метапредметные и даже личностные достижения ребенка.
В профессиональную жизнь педагога входит понятие универ­
сальных учебных действий. УУД - пока еще новая аббревиа­
тура, но за ней скрывается принципиально важное психоло­
го-педагогическое понятие. С УУД, их формированием
и оценкой теперь во многом связаны требования к професси­
онализму современного педагога начальной школы.
Владение учебным понятием, знание того или иного спо­
соба решения задач, умение сотрудничать, ценностное отно­
шение к собственному здоровью, этнической самоидентифи­
кации, - все это становится предметом целенаправленного
формирования со стороны педагогов и, как следствие, пред­
метом измерения и оценки.
Возникает закономерный вопрос: можно ли все вышепере­
численное отследить и измерить привычными способами
контроля и оценки? Частично - да. Знания ребенка по тому
или иному учебному курсу по-прежнему можно проверить
с помощью вопросов, заданий, в ходе устного или письмен­
ного опроса, посредством текущего и тематического контро­
ля. В системе проверки уровня владения предметными уме­
ниями хорошо себя зарекомендовали и различные учебные
задачи. Все это вместе - вопросы, задачи - можно «сложить»
в контрольную работу и оценить уровень ее выполнения ре­
4

Бенком с помощью понятных и привычных педагогических
критериев (количество ошибок, аккуратность и т.д.). А как
измерить метапредметный результат? Или - еще сложнее личностные образовательные достижения учащихся? Годятся
ли старые и хорошо знакомые нам формы контроля качества
предметных знаний для измерения универсальных учебных
действий? Вопрос почти риторический: очевидно, что не го­
дятся. Для достижения этой цели необходимо разбираться
в природе УУД и разрабатывать новые подходы к измерению
уровня их развития и сформированности, ориентироваться
в особых измерительных инструментах или, как мы привыч­
но их называем на профессиональном педагогическом язы­
ке, - КИМах.
Любой измерительный инструмент разработан для опре­
деленного объекта измерения. Линейкой можно измерить
длину, градусником - температуру. Контрольная работа или
опрос приспособлены для измерения и оценки актуального
знания по предмету за определенный период времени (урок,
тема, раздел). От контрольной к контрольной педагог вместе
с учеником могут анализировать, как накапливаются знания,
какие пробелы в системе изучаемого знания возникают и ка­
кие ликвидируются, как в целом происходит усвоение необ­
ходимого объема учебной информации и предметных уме­
ний.
Для изучения процесса развития универсальных учебных
действий нужен свой инструмент. Основные требования, ко­
торые к нему предъявляются, таковы: во-первых, он должен
быть межпредметным; во-вторых, позволять отделять знание
или незнание фактической информации от владения или
невладения «способом обращения» с этим знанием (УУД);
в-третьих, изучать процесс развития УУД, а не только конс­
татировать их наличие или отсутствие.
Наиболее точным измерительным инструментом для от­
слеживания и оценки процесса развития универсальных
учебных действий является мониторинг. Согласно требова­
ниям Федеральных государственных образовательных стан­
дартов, и метапредметные, и личностные образовательные
результаты подлежат целенаправленному формированию
и отслеживанию, а метапредметные результаты - еще и оцен­
ке. УУД формируются постепенно и поэтапно. Вывести уча­
5

Щихся на высокий метапредметный и личностный результат
педагог может только в результате систематической, посто­
янной работы над формированием универсальных учебных
действий в течение всего периода обучения детей в началь­
ной школе. Для того, чтобы отслеживать продвижение каж­
дого ребенка по пути развития УУД и эффективность
собственной педагогической работы, и нужен мониторинг.
Мониторинг - это профессиональная деятельность по
отслеживанию состояния или развития какого-либо предме­
та изучения, которая позволяет оценить результ ат ив­
ность осуществляемой деятельности и принять своевре­
менные и обоснованные решения.
Для того чтобы мониторинг выполнял свою задачу, прово­
дить его необходимо регулярно, с опорой на перечень УУД,
подлежащих формированию и оценке в начальном звене об­
щеобразовательной школы, на основе единой стандартной
процедуры и продуманных методов анализа результатов. Мы
предлагаем педагогам и методистам программу и контроль­
но-измерительные материалы такого мониторинга. В данном
методическом пособии раскрывается содержание и процеду­
ра мониторинга формирования и развития метапредметных
универсальных учебных действий в 1 классе. Он является
составной частью системы мониторинга УУД, проводимого
с 1 по 4 класс, и опирается на ряд теоретических и методи­
ческих положений.
1. Предметом мониторинга являются метапредметные
универсальные учебные действия на разных этапах своего
формирования. Универсальные учебные действия отражают
владение учеником определенными культурно значимыми
способами построения деятельности, общения, мышления
или оценки. Их формирование напрямую зависит от того,
каким образом организована учебная деятельность ребенка.
В процессе своего формирования УУД проходят ряд после­
довательных стадий. Каждая стадия характеризуется тем или
иным уровнем осознанности ученика во владении способом.
2. Мониторинг проводится с 1 по 4 класс один раз в год
и позволяет отследить приращение у учащихся в уровне
сформированности основных метапредметных УУД, сформу­
лированных для начальной школы. В первом классе монито­
6

Рингу формирования и развития УУД предшествует диагнос­
тическое обследование учащихся на основе методики
«Школьный старт»1. Оно проводится на 3-4-й неделе сентяб­
ря и позволяет педагогу определить стратегию работы с каж­
дым учащимся по достижению высоких образовательных ре­
зультатов. Результаты «Школьного старта» учитываются
и при интерпретации данных мониторинга.
3. Мониторинг осуществляется на основе системы специ­
ально разработанных заданий. Каждое задание направлено на
выявление уровня развития того или иного УУД в соответ­
ствии с базовым уровнем, отражающем планируемые метап­
редметные результаты начального образования. Сформированность каждого УУД проверяется на материале не менее
чем двух предметов.
4. Способы оценки результатов мониторинга позволяют
сделать выводы как относительно отдельного учащегося,
(позволяют судить о его продвижении к метапредметному
образовательному результату начальной школы), так и отно­
сительно групп учащихся.
Далее в тексте методических рекомендаций последова­
тельно изложена информация, необходимая педагогу для
профессионального и качественного проведения мониторин­
га и анализа его результатов. Знакомство с данным пособием
позволит учителю:
* сформировать представление о закономерностях форми­
рования метапредметных УУД;
* определить для себя перечень универсальных учебных
действий, подлежащих измерению и оценке в 1-4 классах;
1 В учебно-методический комплект диагностических материалов,
предназначенных для определения уровня готовности ребенка к ус­
пешному освоению учебной программы и достижению высоких об­
разовательных результатов, входят: Беглова Т.В., Битянова М.Р.,
Теплицкая А.Г. «Школьный старт». Педагогическая диагностика
стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе:
Рабочая тетрадь для первоклассников. - Самара: Издательский дом
«Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2012; Беглова Т.В.,
Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. Методические реко­
мендации к рабочей тетради «Школьный старт». Педагогическая
диагностика стартовой готовности к успешному обучению в началь­
ной школе. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Изда­
тельский дом «Федоров», 2012.
7

* сформировать представление о внутреннем устройстве
предлагаемого инструмента измерения метапредметных УУД
и определить порядок своих шагов в процессе проведения
мониторинга, а именно:
- познакомиться с назначением и устройством каждого
мониторингового задания;
- освоить процедуру проведения и обработки данных мо­
ниторинга;
- определить направления анализа и применения данных
мониторинга в своей педагогической работе.
Мониторинг - чрезвычайно перспективный инструмент
педагогического анализа, отвечающий целям и задачам де­
ятельности современного педагога. Научиться проводить
мониторинг - значит подняться на новый уровень професси­
онального развития и мастерства. Для правильного проведе­
ния и интерпретации результатов рекомендуется вниматель­
но ознакомиться с теоретическими разделами методического
пособия до знакомства с самими заданиями.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОНИТОРИНГА
МЕТАПРЕДМЕТНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

ПОНЯТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Основным понятием, которое характеризует миссию и це­
ли современного российского образования, является понятие
«развитие». Образование понимается как процесс целена­
правленного развития, который приводит к определенному
результату - становлению человека, обретению им культурно
значимых качеств, способностей и возможностей. Эти спо­
собности в дальнейшем позволяют учащемуся стать субъек­
том культуры, человеческих отношений, носителем исключи­
тельно человеческих возможностей - рефлексии, самосозна­
ния, способности к диалогу, проектировочной деятельности
и т.д.
В процессе образования эти важнейшие человеческие спо­
собности передаются педагогами и приобретаются учащими­
ся в виде универсальных учебных действий.
В широком смысле термин «универсальные учебные
действия» означает умение учиться, т.е. способность челове­
ка к саморазвитию и самосовершенствованию путем созна­
тельного и активного присвоения нового социального опыта.
В узком смысле под универсальными учебными действиями
понимается совокупность действий учащегося, обеспечива­
ющих его культурную идентичность, социальную компетент­
ность, толерантность, способность к самостоятельному усвое­
нию новых знаний и умений, включая организацию этого
процесса.
Развитие личности обучающегося на основе усвоения
универсальных учебных действий, познания и освоения мира
составляет цель и основной результат школьного образова­
ния. Успешное решение образовательных задач предполагает,
9

Что учащийся умеет ставить цели (задачи), владеет способа­
ми решения поставленной задачи или создает такие способы
самостоятельно, умеет контролировать, оценивать и исправ­
лять свою деятельность. Результативность образования про­
является также в том, что в процессе учебной деятельности
ребенок способен отвечать себе и другим на такие вопросы,
как: Что нужно сделать? Зачем я это делаю? Каким образом
я это делаю? Как я могу проверить? Как я оцениваю то, что
я сделал? Как я оцениваю то, как я это делал? Как могу ис­
править то, что не получилось?
В значительной степени достижение данного образова­
тельного результата связано с развитием метапредметных
универсальных учебных действий.
Мета (от греч. meta - после, за, через) - первая составная
часть сложных слов, обозначающая следование за чем-либо,
переход к чему-либо другому, превращение. Применительно
к образовательным результатам приставка «мета-» означает
более высокий по сравнению с узкопредметным, «обобщаю­
щий» уровень способностей и знаний, приобретаемых уча­
щимися. Под метапредметными (т.е. «надпредметными» или
«общеучебными») действиями понимаются способы осущест­
вления деятельности, применимые как в рамках образова­
тельного процесса, так и при решении проблем в реальных
жизненных ситуациях. Обладая метапредметными УУД, уча­
щийся не только решает учебно-познавательные и учебно­
практические задачи, но и осознает способы действия, ко­
торые он применил. Это дает ему возможность подбирать
наиболее рациональные и точные способы действия для ре­
шения разных учебных задач и достижения разных образо­
вательных целей, т. е. управлять своей деятельностью. Со­
гласно этому положению, работа учителя на образователь­
ный результат учащегося связана с передачей последнему
способов (целеполагания, действия, контроля и оценки) на
базе одного, нескольких или всех учебных предметов, а так­
же структуры самой учебной деятельности, в которую ребе­
нок научается «вкладывать» освоенные способы действия
или создавать новые под проблемную задачу.
Метапредметные УУД могут быть разделены на три груп­
пы: познавательные, регулятивные и коммуникативные.
10

К регулятивным относятся:
1) владение действиями, связанными с принятием и удер­
жанием учебных целей, планированием, контролем,
оценкой и рефлексией.
К коммуникативным относятся:
2) использование речевых средств и средств информаци­
онных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения коммуникативных и познаватель­
ных задач, использование различных способов поиска
(в справочных источниках и открытом учебном инфор­
мационном пространстве сети Интернет), сбора, обр

Данная статья опубликована на средства гранта министерства образования и науки Российской Федерации по итогам конкурса ФЦПРО - 2.3-08-4 «Разработка, апробация, внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий при реализации образовательных программ начального общего образования».

Одна из основных новаций федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования - формирование у обучающихся универсальных учебных действий, обеспечивающих «умение учиться», развитие способности личности к самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Однако, процесс формирования универсальных учебных действий совершенно не эффективен без организации системных процедур (мониторинга), позволяющих получить объективную информацию о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников.

Мониторинг в контексте отслеживания метапредметных результатов решает, на наш взгляд, ряд важных задач:

1) процессуальные (информационные), направленные на получение объективной информации о состоянии и динамике сформированности УУД у конкретного школьника, в классе, в школе в целом;

2) методические (инструментальные), направленные на апробацию технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД; на формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального общего образования; на разработку и апробацию системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на ступени начального общего образования.

Для решения всех перечисленных задач педагогическим коллективом гимназии была разработана система мониторинга УУД, которая нашла свое отражение во внутренней системе оценки качества образования (ВСОКО) гимназии, которая на сегодняшний день проходит процедуру апробации.

Система отслеживания результатов формирования УУД (мониторинг)

Рисунок 1. Система мониторинга ВГГ

В целом особенности нашей позиции в отношении мониторинга УУД сводятся к следующему:

1. Первый блок диагностики в мониторинге УУД - осуществление педагогической диагностики.

Универсальные учебные действия - это тоже действия, поэтому они подчиняются тем же принципам формирования и контроля, что и предметные действия. Отсюда, мониторинг УУД осуществляется в двух направлениях:

Диагностические задания включаются в полугодовые и итоговые контрольные работы по предметам и позволяют оценивать сформированность отдельных компонентов УУД на предметном содержании;

Использование типовых задач для формирования УУД в уроке и диагностирования уровня их сформированности в рамках текущих контрольных работ.

При этом надо четко понимать задачи контроля. Формирование любого действия требует значительных временных затрат, в связи с чем наибольшую важность начинает приобретать не контроль результата, а контроль процесса. Учитель, выявляя трудности ребенка при освоении учебного действия, начинает понимать, какие этапы, операции вызывают у ученика наибольшее затруднение, как нужно скорректировать учебный процесс, чтобы ученик преодолел эти трудности. .

Основным инструментом педагогической диагностики являются типовые задачи. При составлении типовых задач нами учитываются возрастные особенности обучающихся, содержание учебных программ, уровень сформированности УУД на каждом этапе развития.

Первым шагом на пути конструирования типовых задач является построение операционального состава универсального учебного действия. Это необходимо для того, чтобы понимать алгоритм проявления учебного действия и выстраивать типовые задачи от простых действий к сложным. Учитель может составить типовые задачи для оценки сформированности отдельных операций, что позволит понимать какая часть алгоритма работы с таблицей вызывает у ученика затруднения.

Приведем пример, операционального состава работы с таблицами в структуре знаково-символических универсальных учебных действий, который мы смогли построить, опираясь на исследования Салминой Н.Г. :

I. Анализ текста задачи.

1. Определение вида процесса.

2. Выделение величин этого процесса и соответствующих им единиц измерения.

II. Составление таблицы.

1. В столбце фиксируются значения величин; количество величин определяет количество столбцов.

2. В строках фиксируются участники (объекты) и этапы процесса; количество строк определяется числом участников и этапов процесса.

3. Вычерчивание таблицы, в которой записывается название столбцов и строк.

4. Заполнение таблицы.

III. Работа с таблицей.

На основе данных, представленных в таблице, выделяются функциональные отношения между ними.

Выявленные зависимости между величинами позволяют выстроить последовательность действий для решения задачи.

При обучении решению задач с помощью таблицы желательно вначале использовать расширенный ее вариант, где, кроме величин, их характеристик, единиц измерения, указывается вид процесса и дается обозначение участников (объектов).

Вторым шагом является определение этапности формирования умения работать с таблицами. Любая типовая задача содержит в себе две составляющие - предметную и метапредметную. Понимание этапности формирования позволяет акцентировать внимание на метапредметной составляющей и подбирать типовые задачи по уровню сложности.

Рассмотрим для примера две задачи .

Таблица 1.

Типовые задачи

Первая задача предлагается для учащихся 4 класса. Предметная составляющая соответствует 4 классу, а вот метапредметная составляющая предполагает только умение читать таблицу, находить в ней необходимую информацию, дополнять диаграмму недостающими данными. Вторая задача предлагается второклассникам. С точки зрения предметности она проще. Однако, метапредметная составляющая основана на умениях самостоятельно заполнять таблицу и диаграмму, что объективно намного сложнее, чем первая задача. Таким образом, с точки зрения формирования и мониторинга универсальных учебных действий мы должны поменять эти задачи местами.

Мы предполагаем, что этапность формирования умения работать с таблицами может быть следующей:

1 класс - обучение чтению таблицы (Задача: Составь задачу по таблице и реши её.)

2 класс - контроль правильности составления таблицы (Задача: Прочитай задачу. Рассмотри таблицу и дополни её, если это необходимо.)

3 класс - заполнение таблицы (Задача: Прочитай задачу. Рассмотри таблицу и заполни её, используя условие задачи.)

4 класс - составление таблицы(Задача: Составь таблицу по условию задачи. Сколько в таблице будет строк и столбцов? Как будут называться столбцы таблицы? Начерти таблицу и заполни её.)

Поэтому, третьим шагом при составлении типовых задач является их эмпирическая проверка на валидность и надежность (что является перспективой нашей работы).

Также типовые задачи, на наш взгляд, позволяют осуществлять принципы дифференциации и индивидуализации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО. С этой целью тьюторы классов ведут таблицы, в которых фиксируют формирование УУД у учащихся.

Таблица 2

Таблица отслеживания результатов формирования УУД тьютором класса (фрагмент)

Ф.И. учащихся

регулятивные

целеполагание

планирование

прогнозирование

контроль

саморегуляция

Данная информация позволяет планировать дальнейший процесс обучения, отслеживать индивидуальную динамику продвижения обучающихся и построения на основании этого индивидуальных образовательных маршрутов обучения (на уровне начального образования и при переходе в 5-й класс), корректировать методическую работу учителей младших классов.

2. Психологическая диагностика осуществляется в рамках психолого-педагогического сопровождения. Здесь следует отметить тот факт, что не существует психологических методик стандартизированных для диагностики универсальных учебных действий. Их создавали для других целей - оценки сформированности психических явлений, которые и отслеживаются психологом в процессе психолого-педагогического сопровождения. Информация, полученная в процессе сопровождения, может быть использована для анализа причин несформированности универсальных учебных действий и построения коррекционно-развивающей работы, организуемой школьным педагогом-психологом.

3. Третий блок мониторинга - психолого-педагогическая диагностика . Существуют группы УУД, которые практически невозможно включить в педагогическую и психологическую диагностику - в первую очередь, это личностные УУД. Но отслеживание их также необходимо в рамках мониторинга. Инструментами для определения уровня сформированности данных УУД могут являться, на наш взгляд, экспертная оценка сформированности УУД, осуществляемая педагогами и родителями, и качественные экспериментальные методики, позволяющие получить дополнительную информацию для анализа уровня сформированности УУД (например, экспертная оценка адаптации учащихся (для учителей и родителей) О.Л. Соколова, О.В. Сорокина, В.И. Чиркова, проективная методика «Что мне нравится в школе?» и пр. ).

4. Опыт работы показал необходимость четвертого блока - управленческой диагностики. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий и вносит свой вклад в программу формирования УУД. Оценка вклада каждого учебного предмета и курса внеурочной деятельности в виде сравнительных таблиц по классам, разделам каждой программы и ООП в целом и составляет предмет управленческой диагностики. Приведем пример.

Таблица 3

Вклад разделов программы «Русский язык» в процесс формирования УУД (фрагмент)

Анализ учебной программы «Русский язык» показывает ее лакуны с точки зрения формирования универсальных учебных действий. В следствии чего становится необходимой корректировка программы с целью выявления резервов УМК «Русский язык» для формирования (в данном случае прогнозирования) универсальных учебных действий.

Таблица 4

Взаимосвязь рабочих учебных программ по предметам,
программ тьюторского сопровождения и внеурочной деятельности при формировании УУД

Данный анализ позволяет увидеть, как работают отдельные элементы основной образовательной программы на формирование универсальных учебных действий. Чем больше программ включает в себя работу по формированию данного универсального умения, тем выше вероятность его преобразования из собственно предметного в метапредметное.

Таким образом, в целом система мониторинга, осуществляемая в гимназии, использует контрольно-измерительные материалы, которые разрабатываются внутри образовательной организации (типовые задачи, экспертные листы) и внешние контрольно-измерительными материалы (результаты олимпиад, психологические и психолого-педагогические методики). Дублирование в этой системе избежать невозможно, поскольку результаты одних диагностики подтверждают результаты других.

С целью мониторинга результатов деятельности начальной школы гимназии по формированию УУД приведем и проанализируем результаты диагностики УУД в течение 2013-2015 гг., которая осуществлялась по комплексу «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования (проверочные работы 3-4 классы)», предложенному «Школой 2100» .


Рисунок 2. Результаты диагностики познавательных УУД по диагностическому комплексу «Школа 2100» за 2013-2015 гг.

Анализ развития познавательных УУД показал, что практически по всем показателям учащиеся превосходят общероссийский показатель. Исключение составил показатель «умение сравнивать и группировать факты и явления», что связано с недостаточным пониманием учащимися правил выделения оснований для сравнения. В 3-ем классе по показателям «умение определять нужную для решения задачи информацию», «умение отбирать источники информации», «умение делать выводы на основе обобщения знаний» учащиеся показали результаты ниже общероссийских. Работа по формированию этих умений была включена учителями в урочную и внеурочную деятельность, что привело к повышению этих показателей у учеников 4 класса.

Рисунок 3. Результаты диагностики коммуникативных УУД по диагностическому комплексу «Школа 2100» за 2013-2015 гг.

При анализе результатов по коммуникативным УУД было выявлено превышение общероссийских показателей по всем параметрам, кроме одного - «умение вычитывать информацию, данную в неявном виде». Однако, повышение внимания учителей к этому параметру и включение его в работу в рамках урочной и внеурочной деятельности позволило повысить показатель на 16% к концу 4 класса.

Рисунок 4. Результаты диагностики регулятивных УУД по диагностическому комплексу «Школа 2100» за 2013-2015 гг.

Анализ результатов диагностики регулятивных УУД показал превышение общероссийских показателей по всем умениям.


Рисунок 5. Результаты диагностики личностных УУД по диагностическому комплексу «Школа 2100» за 2013-2015 гг.

При анализе результатов диагностики личностных УУД выявлено соответствие общероссийским результатам.

Таблица 5

Распределение учащихся по уровням по результатам диагностики по комплексу «Школа 2100»

Диагностика на конец года

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

В целом по результатам диагностики за год у учащихся произошел рост показателей по всем группам УУД. Процент учащихся, находящихся на уровне «выше базового», вырос по познавательным УУД на 10%, коммуникативным УУД на 25%, регулятивным УУД на 18%, личностным УУД на 3%. Рейтинг сформированности УУД, выстроенный на основе представленных выше результатов, выглядит следующим образом:

1 место - личностные УУД (учащиеся гимназии понимают, знают и грамотно оценивают морально-нравственные нормы; в гимназии сложилась и эффективно реализуется система тьюторского сопровождения в контексте воспитательной работы).

2 место - познавательные УУД (учащиеся хорошо владеют мыслительными операциями, имеют достаточно высокий коэффициент интеллекта, что позволяет им справляться как с предлагаемой программой, так и с оцениваемыми УУД; у педагогов отработана система по использованию разнообразных методических приемов и способов работы в данном направлении).

3 место - коммуникативные УУД (при наличии реализации технологий групповой деятельности обучающихся в гимназии, тем не менее, более 50% времени обучения отводится фронтальным формам работы).

4 место - регулятивные УУД (вызывают наибольшие затруднения как у обучающихся даже на уровне решения бытовых задач, так и учителей особенно с формированием планирования и оценки, что и стало в этом году одной из тем работы учителей начальных классов).

Помимо данного комплекса, в рамках реализации проектной задачи осуществлялась экспертная оценка коммуникативных УУД.

Таблица 6

Экспертные листы по проектной задаче 2014 и 2015 года

задача

задача

задача

ФИО учащегося

Задает вопросы по теме.

Задает вопросы не по теме.

Ищет информацию в книгах, энциклопедиях и т. п.

Отстаивает свою точку зрения при наличии такой ситуации.

Распределяет роли в группе.

Планирует действия.

Определяет общую цель работы.

Ждет, пока ему дадут роль, инструкцию, задание.

задача

задача

задача

ФИО учащегося

Организация

сотрудничества

Определяет цель работы

Планирует действия

Организует действия других

Оказывает помощь

Учет позиции другого

Высказывает идеи (свою точку зрения).

Аргументирует идеи (свою точку зрения).

Отстаивает свою точку зрения невраждебным способом

Работа в группе

деятельности

Понятно и доступно излагает информацию, идеи, свою точку зрения.

Интересуется чужим мнением

Слушает другого

Пассивен // работает один // занимается своими делами

Личные комментарии эксперта

Анализ результатов проектной задачи выявил тот факт, что у большинства обучающихся на этапе погружения в новый вид деятельности отмечается уровень сформированности коммуникативных УУД ниже базового, однако, как показывает практика, системность участия школьников в данной деятельности ведет к увеличению процента учащихся с базовым и выше базового уровнями.

Таблица 7

Уровень сформированности коммуникативных умений
в оценке экспертов на проектной задаче

Организация

сотрудничества

Учет позиции другого

Работа в группе

Общение с партнером по совместной

деятельности

Задает вопросы о недостающей информации

Определяет цель работы

Планирует действия

Организует действия других

Оказывает помощь

Высказывает идеи

Аргументирует идеи

Отстаивает свою точку зрения

Бесконфликтная совместная работа

Понятно и доступно излагает информацию

Интересуется чужим мнением

Слушает другого

2,6

*Нормы баллов (рассчитывались по правилу 3-х сигм):

0-0,4 - требует коррекции
0,5-1,4 - ниже базового уровня
1,5-2,4 - базовый уровень
2,5-3,4 - выше базового уровня
3,5-4 - уровень одаренности

Анализ экспертных листов в рамках проектных задач позволил нам сделать следующие выводы по сформированности отдельных видов коммуникативных УУД:

Обучающиеся 2-х классов достаточно успешно выдвигают идеи (24% базовый уровень, 2% выше базового);

Обучающиеся 3-х классов не только высказывают идеи, но и аргументируют их, понятно и доступно излагая информацию (35% базовый уровень, 15 % выше базового);

Обучающиеся 4-х классов высказывают идеи и слушают другого, способны бесконфликтно работать в группе (39% базовый уровень, 8% выше базового).

Данные результаты позволили скорректировать учителям начальных классов методы и приемы работы на уроке и во внеурочной деятельности на текущий учебный год.

Изменения в системе мониторинга в 2015-2016 учебном году коснулись педагогической диагностики. В сентябре 2015 года была проведены контрольные работы по математике и русскому языку, включающие задания на диагностику регулятивных и познавательных УУД. Был выбран ряд УУД, которые показали наименьшую динамику развития за прошлые годы. Задания давали возможность оценить сформированность учебных действий (их универсальность в применении) именно на предметном содержании. Работы проводились во 2-х, 3-х, 4-х классах, в каждом классе задания отличались по уровню сложности.

Из анализа результатов мониторинга за 2013-2015 гг. можно сделать вывод, что у учащихся начальной школы лучше развиты такие регулятивные УУД как контроль и коррекция, но возникают сложности с целеполаганием и планирование. В принципе, сходные результаты мы получаем и по проектной задаче. В связи с чем, деятельность учителя по формированию целеполагания и планирования становится в этом году приоритетной (обсуждается на предметном педагогическом объединении, разрабатываются типовые задачи, ведется коррекция образовательного процесса). В то же время задания на познавательные УУД показали достаточно высокий уровень владения этими умениями, учащиеся успешно справились с операциями анализа, подведения под понятие, аналогией, работой с таблицами.

Таким образом, данные мониторинга позволяют нам получить информацию разного уровня:

По каждому учащемуся - увидеть его динамику, особенности формирования УУД, выделить группы учащихся, для которых необходима диагностика в рамках психолого-педагогического сопровождения с целью выяснения причин затруднения;

По классу - выявить конкретные УУД, вызывающих затруднение у учащихся отдельного класса или группы учащихся, на фоне сформированности их у класса в целом на базовом уровне;

По начальной школе - выявить те УУД, которые не отработаны на достаточном уровне, и совместно разработать типовые задачи, направленные на формирование этих УУД в каждом классе (выявить точки коррекции ООП).

Федеральным научно-методическим центром им. Л.В.Занкова разработаны три важнейшие процедуры отслеживания развития умений учащихся: диагностика «Школьный старт» для 1 класса и мониторинговые срезы метапредметных УУД для 1 и 2,3 классов. Вместе они образуют единую систему отслеживания и оценки процесса развития УУД в начальной школе – «Учимся учиться и действовать».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мониторинг развития метапредметных

в начальной школе через использование диагностик «Школьный старт» и

Федеральные образовательные стандарты второго поколения задают новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат. Меняются учебники, требования к образовательным программам учреждений и учебным планам. Изменения распространяются на содержание и способы оценки результата образования. Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих предметные, и метапредметные, и даже личностные достижения ребёнка.

Для изучения процесса развития универсальных учебных действий нужен свой инструмент.

Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является мониторинг. Мониторинг – это профессиональная деятельность педагога по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения. Слайд 2

Федеральным научно-методическим центром им. Л.В.Занкова разработаны три важнейшие процедуры отслеживания развития умений учащихся: диагностика «Школьный старт» для 1 класса и мониторинговые срезы метапредметных УУД для 1 и 2,3 классов. Измерительные инструменты для проведения мониторинга в 4 классе находятся в разработке. Вместе они образуют единую систему отслеживания и оценки процесса развития УУД в начальной школе – «Учимся учиться и действовать». Слайд 3

Начало школьного обучения связано с вопросом, готов ли ребенок к школе. «Школьный старт» - это новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе, в которую входят рабочая тетрадь для первоклассников и методические рекомендации к ней (авторы Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г). (Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова). Слайд 4

Диагностика «Школьный старт» позволяет:

Получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться;

Создать основу для развития универсальных учебных действий;

Обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка;

Подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности, спланировать индивидуальную работу с детьми. Слайд 5

Инструментальный компонент стартовой готовности отражает уровень умений и способностей ребенка. Эти умения обеспечивают эффективность учебных наблюдений и решение логических задач, учебное сотрудничество и первичный контроль своих действий.

Важным показателем личностного компонента является отношение ребенка к учению. Данные компоненты являются важной предпосылкой формирования универсальных личностных и метапредметных учебных действий.

Всего выделено 17 умений. Они сгруппированы в блоки «наблюдательность», «Мыслительные способности», «Контрольные умения», «Коммуникативные умения» и «Личностная готовность».

Развитие умений, входящих в блоки «наблюдательность» и «мыслительные способности», создает важнейшие предпосылки для формирования познавательных УУД. Контрольные умения составляют основу формирования регулятивных УУД.

Коммуникативные умения соотносятся с образовательными результатами 1 класса и всей начальной школе. Слайд 6-7

Диагностические задания собраны в рабочей тетради «Школьный старт». В мониторинге 1 класса оба варианта напечатаны в тетради- «перевертыше». Специальные диагностические упражнения позволяют выявить те умения, которые помогают детям справляться с учебными заданиями в начале 1 класса. Задания выстроены на основе цветных рисунков, что облегчает их восприятие ребенком. Они сгрупированны: 1-5 задания на наблюдательность, 6-12 мыслительные способности, 13-14 контрольные умения,15 коммуникативные,16-17 личностный компонент.

В помощь учителю разработаны методические рекомендации. Они предоставляют всю необходимую информацию: цель задания, инструкцию, время выполнения, советы, что делать в тех или иных непредвиденных ситуациях, как реагировать на вопросы детей и т.д. Максимально упрощена процедура обработки результатов диагностики. Слайд 8

Педагогическая диагностика стартовой готовности проводилась мной на 3-4 неделе обучения. Упражнения выполнялись под руководством учителя. Проведя данные исследования, я получила результаты, которые были занесены в сводные таблицы, что в дальнейшем позволило использовать их для качественного педагогического анализа.

Слайд 9-10

Цветами показан уровень готовности (зеленый – высокий уровень, желтый – средний, красный – низкий). В процентном соотношении это показано на диаграмме. Слайд 11

Оценка каждого задания проводилась по 2-бальной системе. (2б-все выполнено, 1б. – частично, 0б. - не выполнено). По сумме баллов определены уровни инструментальной готовности, личностной готовности.

Сводная таблица позволяет определить:

1. Какое задание вызвало наибольшее затруднение и у кого.

2. Какой из двух уровней развития того или иного компонента готовности доминирует в классе и у конкретного обучающегося.

3. Какие умения по уровню сформированности значительно отличаются от других.

Для проведения более качественного анализа составила по каждому умению таблицу, в которую занесла результаты каждого ребенка класса по уровням сформированности умений. По результатам анализа был диагностирован общий уровень готовности учащихся, составлены индивидуальные маршруты.

Полученные в результате диагностики данные могут войти в портфолио каждого ребенка. Данная диагностика помогла мне более точно узнать об особенностях этого класса, об особенностях каждого ребенка.

«Учимся учиться и действовать» является продолжением программы «Школьный старт» и представляет собой программу педагогического мониторинга развития универсальных учебных действий учащихся 1–4 классов. В программе реализуется комплексный психолого-педагогический подход к отслеживанию и оценке процесса развития ребенка с первых недель его обучения в начальной школе и до конца 4 класса. В УМК «Учимся учиться и действовать» входят:
- рабочая тетрадь для 1 класса
- методические рекомендации к рабочей тетради для 1 класса

- рабочая тетрадь для 2 класса , в 2 частях
- методические рекомендации к рабочей тетради для 2 класса Слайд 12-13


В первом классе учитель получает возможность изучить уровень сформированности восьми важнейших универсальных учебных действий . Их оценка производится на базовом уровне.

Развитие УУД в начальной школе - это процесс, проходящий в 3 этапа. Для учащихся 1-2 классов достаточным уровнем является уровень «представления», для 3-4 «Способ и применение его в контексте учебной задачи».

От класса к классу базовый уровень развития метапредметных УУД изменяется. В 1 и 2 классах необходимым и достаточным уровнем сформированности универсальных учебных действий является уровень выполнения по образцу. В мониторинге уже появляются задания на контроль и оценивание, но они пока не включены в учебную деятельность учащихся. Учащимся предлагается осуществить контроль результата и критериальное оценивание конкретного учебного действия. Слайд 14

С 1 по 3 класс происходит приращение в числе УУД, подлежащих отслеживанию и оценке: в первом классе их 8, во втором 13 и далее – до 34 умений в 4 классе. Важно отметить, что показатели, вошедшие в мониторинг в 1 или 2 классах, остаются в нем до 4 класса.

Если в 1 классе результаты мониторинга анализируются только с качественной точки зрения и по отношению к каждому учащемуся отдельно, то во 2 классе полученным результатам уже присваивается оценочная характеристика: «базовый уровень», «ниже базового», «выше базового». Результаты учащихся складываются в целостную картину по классу, определяются рейтинги умений. Результаты мониторинга в 3 и 4 классе уже позволяют сделать вывод о работе учителя по формированию УУД, дать прогноз достижения учащимися класса метапредметных результатов начальной школы. Слайд 15

Количество универсальных учебных действий

и уровень их изучения в мониторинге 1-4 классов

Класс

Число

показателей

в мониторинге

Базовый уровень

сформированности

показателей

Повышенный

уровень

сформированности

1 класс

«Представление»

Нет

2 класс

«Представление»

Нет

3 класс

«Способ»

Есть

4 класс

«Овладение УУД»

Есть

В целом данная система показателей позволяет учителю не только отслеживать процесс достижения каждым учеником метапредметных образовательных результатов начальной школы, но и анализировать динамику этого процесса.

Диагностические задания (2 варианта) дети выполняют в индивидуальной рабочей тетради «Учимся учиться и действовать». В мониторинге 1 класса оба варианта напечатаны в тетради- «перевертыше». Возрастные особенности учащихся 1 класса учтены и в форме диагностических заданий: это история-сказка, участвуя в которой дети помогают учащимся лесной школы, зверятам, и их учителю, Еноту Енотовичу. Каждый ребенок выполняет только один из двух вариантов. В исключительных случаях возможно последовательное выполнение ребенком двух вариантов.

Рабочая тетрадь включает:
- вводную часть, которая содержит обращение к учащимся, описание условных обозначений;
- диагностические модули для изучения уровня развития метапредметных УУД (для каждого умения разработано по два модуля на разном предметном материале);
- бланк первичной обработки результатов, который необходимо извлечь из тетради до выполнения ребенком мониторинговых заданий (с этим бланком работает только учитель).
Слайд 16

Каждый вариант представляет собой 16 диагностических модулей, которые имеют одинаковую структуру:

Введение,

Образец,

Три диагностических задания (А, Б, В)

И дополнительное задание предлагается тем ребятам, которые работают в быстром темпе, чтобы не мешали другим закончить работу. Выполняются задания по желанию и не учитываются.

В мониторинге 2 класса существуют две отдельные тетради: 1 вариант и 2 вариант. Слайд 17

Для повышения мотивации учащихся и целостного восприятия материала все задания мониторинга 2 класса объединяют рассказы про второклассников и их учительницу. Каждый ребенок выполняет только один из двух вариантов. В исключительных случаях возможно последовательное выполнение ребенком двух вариантов.

В тетради размещены бланки для учителя. В них фиксируются исходный уровень инструментальной готовности, который был выявлен на основе методики «Школьный старт», информация о том, умел ли ребенок читать на момент поступления в школу. Для каждого из 8 умений заполняется мини – таблица, в которой суммируются результаты выполнения 2-х диагностических модулей по принципу «выполнил» - « не выполнил» (1б,0б). Затем суммируются баллы полученные в задании «А» по2-м модулям, максимально-2б и «Б и В» - 4б. Эти результаты записываем в строке сумма. Подсчитываем общую сумму по всем 6 заданиям. Все это просчитывалось по каждому умению.

Получилась сводная таблица, в которой прослеживаются результаты мониторинга по каждому умению и ребенку. Слайд 18

По каждому обучающемуся программа выдала индивидуальные результаты мониторинга метапредметных УУД. Получили детализированный рейтинг по классу в целом. Слайд 21

Для организации групповой работы на уроке, дифференциации заданий по содержанию и уровню сложности мониторинг позволяет выявить группы учащихся по каждому умению. Группы для работы создавались в соответствии с результатом выполнения заданий двух типов: выполнение по образцу и ориентация в способе действия. Слайд 22

Эта информация позволила подбирать для той или иной группы детей разные задания и ситуации, формы работы на уроке и во внеурочной деятельности, задать нужную степень самостоятельности.

Учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать» позволяет системно, профессионально и всесторонне изучать и корректировать результативность и качество образования каждого ребенка, что отвечает не только требованиям системы Л.В. Занкова, но и ФГОС НОО.

Анализ мониторинга позволяет решать несколько задач:

1. Помогает выявить, какого рода задания вызывают у ребёнка большие трудности и продумать систему заданий, помогающих ученику освоить то или иное универсальное учебное действие.

2. Анализ рейтинга всех восьми умений по таблице рейтингов поможет учителю определить приоритеты в работе с тем или иным учеником: С чего начать? Какие умения сегодня «замыкают» рейтинг? А на какие умения, напротив, можно опереться для создания ситуации успеха для ребёнка? Такая работа особенно важна для учащихся, вошедших в группу 4 по результатам мониторинга (учащиеся, не справившиеся с обоими типами заданий по данному умению).

3. Работа с индивидуальными данными даёт возможность посмотреть на темп выполнения ребёнком диагностических заданий: успевает ли он работать наравне с основной группой класса? Если ребёнок не справился с диагностическими заданиями, выполняя их со всем классом, но при этом неплохо выполнил их индивидуально, ему требуется особая забота учителя по подбору оптимального темпа работы на уроке, определению объёма выполняемых заданий. У такого ребёнка могут возникнуть сложности при выполнении контрольных и самостоятельных работ, которые предполагают решение определённого числа учебных задач за фиксируемое время.

Если ребёнок работает быстро и качественно, учителю необходимо задуматься над тем, как поддержать учебную мотивацию такого потенциально сильного ученика. Развивающая система Л.В. Занкова предоставляет много возможностей для поддержки интеллектуальной активности одарённых детей, ими нужно обязательно воспользоваться.

4. Работа с индивидуальными результатами помогает понять, есть ли необходимость привлечь к работе с ребёнком таких специалистов, как психолог и дефектолог (логопед).

5. Сравнение результатов диагностики по методике «Школьный старт», оценки навыков чтения на момент поступления в школу с результатами мониторинга позволяет получить и проанализировать информацию о динамике развития

универсальных учебных умений ребёнка. Слайд 23

Список используемой литературы:

1.Школьный старт. Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе: Рабочая тетрадь для первоклассников/ Под.ред. М.Р. Битяновой. – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011. -24с.: ил.

2. Методическая рекомендация к тетради «Школьный старт». Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе: Рабочая тетрадь для первоклассников/ Под.ред. М.Р. Битяновой. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. -24с.: ил.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мониторинг развития метапредметных универсальных учебных действий в начальной школе через использование диагностик «Школьный старт» и «Учимся учиться и действовать» Осипова Валентина Александровна

Мониторинг – это профессиональная деятельность педагога по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.

Школьный старт Авторы комплектов: Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая Учимся учиться и действовать Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий Диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе

Школьный старт Успешный старт для каждого ребенка Учебно-методический комплект «ШКОЛЬНЫЙ СТАРТ»: педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе

Школьный старт «Школьный старт» - это принципиально новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе. Он позволяет: - получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться; - создать основу для развития универсальных учебных действий; - обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка; - подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми

Уникальность диагностики Всего выделено 17 умений. Они сгруппированы в блоки «наблюдательность», «Мыслительные способности», «Контрольные умения», «Коммуникативные умения» и «Личностная готовность»: Коммуникативные умения Личностная готовность Наблюдательность Мыслительные способности Контрольные умения Школьный старт

Учимся учиться и действовать Познавательные УУД Регулятивные УУД Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей

Как устроена диагностика Каждый ребенок работает в своей личной рабочей тетради. Специальные диагностические упражнения позволяют выявить те умения, которые помогают детям справляться с учебными заданиями в начале 1 класса. Задания выстроены на основе цветных рисунков, что облегчает их восприятие ребенком.

Обработка результатов диагностики Авторы постарались максимально упростить процедуру обработки результатов диагностики. Все данные заносятся в сводные таблицы, что в дальнейшем позволяет использовать их для качественного педагогического анализа

Сводная ведомость диагностики школьной зрелости « Школьный старт» № ФИО ребенка Инструментальная готовность Личностная готовность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Наблюдательность Мыслительные способности Контрольные умения Коммуникативные умения Ученик 1 2 2 2 1 1 1 2 1 1 1 0 2 1 0 2 19 2 2 4 в 2. Ученик 2 2 1 2 2 1 2 1 1 1 1 0 0 1 0 2 17 2 0 2 ср. 3. Ученик 3 2 2 2 2 2 2 1 1 2 2 2 2 2 2 2 28 2 2 4 в 4. Ученик 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 2 1 2 28 2 2 4 в Высокий уровень 18 78% Средний уровень 4 17% Низкий уровень 1 5%

Результаты

Система диагностики http://www.tochkapsy.ru/

Учимся учиться и действовать Возрастные особенности учащихся 1 класса учтены в форме диагностических заданий: это история-сказка, участвуя в которой, дети помогают учащимся лесной школы, зверятам, и их учителю, Еноту Енотовичу. Все задания (2 варианта) дети выполняют в индивидуальной рабочей тетради «Учимся учиться и действовать» 1 вариант 2 вариант тетради-«перевертыша»

Базовый уровень развития метапредметных УУД в начальной школе

Учимся учиться и действовать Введение – история и лесной школе Задание А – выполнение по образцу Дополнительное задание (выполняется по желанию ребенка) Образец Номер диагностического модуля Задание Б – на ориентацию Задание В – на ориентацию

Учимся учиться и действовать Во 2 классе задания мониторинга объединяют рассказы про второклассников и их учительницу. 1 тетрадь 2 тетрадь

Мониторинг УУД. 1 класс. Индивидуальные оценки. № ФИО Регулятивные УУД Познавательные УУД Планирование Оценка Анализ Синтез Сравнение Классифи кация Обобщение Причинно-следственные связи А БВ S А БВ S А БВ S А БВ S А БВ S А БВ S А БВ S А БВ S 1 Уч.1 2 1 3 2 2 4 2 3 5 2 3 5 1 2 3 2 2 4 2 2 4 2 3 5 2 Уч.2 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 0 2 2 1 3 2 3 5 2 1 3 2 2 4 3 Уч.3 2 2 4 2 3 5 2 3 5 2 3 5 2 4 6 2 3 5 2 3 5 1 3 4 4 Уч.4 2 4 6 2 3 5 2 4 6 2 3 5 2 4 6 2 3 5 2 4 6 1 3 4

Детализированный рейтинг УУД в 1 классе Регулятивные УУД Познавательные УУД Планирование Оценка Анализ Синтез Сравнение Классификация Обобщение Причинно-следственные связи Рейтинг УУД по отдельным умениям в 1 классе 107 109 107 109 119 115 106 110

Индивидуальные результаты мониторинга метапредметных УУД. 1 класс. Ученик 1 1 Регулятивные УУД Познавательные УУД Планирование Оценка Анализ Синтез Сравнение Классификация Обобщение Причинно-следственные связи Ученик 1 3 4 5 5 3 4 4 5 Группа 2 2 1 1 4 2 2 1

Мониторинг 1 класса. Распределение по группам. № ФИО Планиро вание Оценка Анализ Синтез Сравне ние Класси фикация Обоб щение Причинно-следственные связи Преобладающая у ребенка группа 1 Ученик 1 2 2 1 1 4 2 2 1 2 2 Ученик 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 3 Ученик 3 2 1 1 1 1 1 1 3 1 4 Ученик 4 1 1 1 1 1 1 1 3 1 Условные обозначения Группа 1 справились с заданиями "на выполнение" и "на ориентацию" Группа 2 справились с заданиями "на выполнение" и не справились "на ориентацию" Группа 3 не справились с заданиями "на выполнение" и справились "на ориентацию" Группа 4 не справились с заданиями "на выполнение" и "на ориентацию"

Анализ мониторинга позволяет решать несколько задач: 1. Выявить, какого рода задания вызывают у ребенка большие трудности (по образцу или на ориентацию способа действия) 2. Определить приоритеты в работе с тем или иным учеником. С чего начать? Какие умения замыкают рейтинг, а на какие надо опереться. 3. Отследить темп и самостоятельность выполнения ребенком диагностических заданий. Успевает работать со всеми, отстает, а может бежит впереди. 4. Получить и проанализировать информацию о динамике развития универсальных учебных умений ребенка, сравнив результаты диагностик «Школьный старт» и «Учимся учиться и действовать». 5. Понять есть ли необходимость в привлечении к работе с детьми дополнительных специалистов (школьного психолога, логопеда), спланировать индивидуальный маршрут развития с учётом возможностей учреждений дополнительного образования и учреждений райцентра, предоставляющих образовательные услуги.

Информацию можно найти на сайтах www.tochkapsy.ru и www.zankov.ru


1

Статья посвящена проблеме развития интеллектуальных способностей обучающихся начальной школы в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта. В ней анализируются результаты мониторинга развития метапредметных учебных универсальных действий обучающихся с 1-го по 3-й классы как элемента оценки их интеллектуального развития, что способствует проектированию и своевременной корректировке учебного процесса. Также одной из важных задач мониторинга являлось определение прогресса в развитии метапредметных УУД у каждого ученика и в классе в целом при сопоставлении с результатами мониторинга 2 и 1 классов. Автор делает вывод, что УУД являются результатом целенаправленной работы педагога, и мониторинг позволяет ему видеть успешность своей деятельности в этом направлении. В исследовании представлены эффективные пути работы над поставленной проблемой с учетом важных психолого-педагогических аспектов.

мониторинг развития метапредметных ууд обучающихся

образовательный стандарт

развитие интеллектуальных способностей

интеллектуальные способности

1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н.Дружинин. – СПб. : Питер, 2006. – 368 с.

2. Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. – СПб. : Питер, 2006. – 384 с.

3. Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственнное развитие / Я.А. Пономарев. – М.: Просвещение, 1967. – 263 с.

4. Рыжкова И.Н. Технологические основы реализации ФГОС на первой ступени. Современный урок. Урок развивающего контроля [Электронный ресурс] / И.Н. Рыжакова. – Режим доступа: http//www.uchmet.ru/articles/142082.

5. Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий: рабочая тетрадь 3 класс / под ред. М.Р. Битяновой – Самара: Издательский дом «Федоров», 2015. – 56 с.

6. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М.А. Холодная. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Питер, 2002. – 272 с.

Сегодня в связи с происходящими глобальными переменами развития общества изменились требования к формированию личности в образовательном пространстве. Современная личность должна быть готова к жизнедеятельности в полиэтнической среде, к межкультурному общению, к творчеству в интеллектуальной и практической деятельности. В наше время только интеллектуально развитые индивиды, способные мыслить и действовать не по шаблону, умеющие находить решения в сложившихся нестандартных ситуациях, могут послужить прогрессу человеческого общества и чувствовать себя свободными гражданами страны. В связи с этим проблема развития интеллектуальных способностей обучающихся является одной из актуальных для современного образования.

Эта проблема тесно связана с реализацией ФГОС НОО, т.к. главной ее целью является создание условий для повышения качества образования, для достижения новых образовательных результатов: личностных (способных к саморазвитию, желание учиться и др.), метапредметных (универсальные учебные действия) и предметных (система основных знаний). Существенным отличием нового ФГОС является ориентация не только на достижение предметных образовательных результатов, но и на формирование личности учащихся, на развитие их интеллектуальных способностей, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.

Целью данного исследования является сравнение мониторинга развития метапредметных учебных универсальных действий обучающихся 3-х классов как элемента оценки их интеллектуального развития.

Материал и методы исследования. В процессе эксперимента были использованы методы теоретического исследования (синтез, сравнение, обобщение, моделирование, изучение и обобщение педагогического опыта) и методы эмпирического исследования (анкетирование, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент).

Результаты исследований и их обсуждение

Методологической основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход, основанный на положениях концепций Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, согласно которым обучение должно вести к развитию. «Целью деятельностного метода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. А быть субъектом - значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни. Ребенок ставит цели, решает задачи, отвечает за результаты. Главное средство субъекта - умение учиться, т.е. учить себя» . Ученик должен стать активным субъектом познавательной деятельности, а не только быть объектом обучения. Только при таком обучении возможно интеллектуальное развитие обучающихся.

Изучению интеллекта посвящены огромное количество работ в мировой и отечественной истории психолого-педагогических исследований. Мы ознакомились с работами Дж. Гилфорда, Д. Маккиннона, К. Осборн, В. Лоуэнфельда, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, З.И. Калмыковой, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейна, Я.А. Пономарева, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и других, но эта проблема остается спорной и по сей день .

До наших дней нет однозначного определения понятия «интеллект». Так, Д. Векслер характеризует интеллект как глобальную способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами. Как полагал В. Штерн, интеллект - это способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации. Приспособительный акт по Штерну - это решение жизненной задачи, осуществленной посредством действия с мысленным («ментальным») эквивалентом объекта, посредством «действия в уме», а по Я. А. Пономареву, «во внутреннем плане действия» .

В понимании М.А. Холодной: «Интеллект - это форма организации ментального (умственного) опыта в виде наличных ментальных структур, порождаемого ими ментального пространства и выстраивающихся в этом пространстве ментальных репрезентаций происходящего» .

По исследованию процесса развития интеллектуальных способностей учащихся начальных классов в ходе опытно-экспериментальной работы мы ежегодно в конце учебного года в апреле-мае проводили мониторинг развития метапредметных универсальных учебных действий учащихся с 1-го по 3-й классы МБОУ «СОШ № 56» г. Чебоксары. Мониторинг проводился ежегодно в конце учебного года - в апреле-мае.

Целью нашего мониторинга было отслеживание процесса развития и формирования метапредметных учебных универсальных действий обучающихся 3-го класса для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.

Под метапредметными действиями понимаются способы осуществления деятельности, которые применяются в рамках образовательного процесса, а также при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Обучающийся, который обладает метапредметными УУД, не только решает учебно-познавательные и учебно-практические задачи, но и осознает способы действия, которые он применил. Он также может подбирать наиболее рациональные и точные способы действия для решения разных учебных задач и достижения разных образовательных целей, управлять своей деятельностью.

Показателями мониторинга УУД выступали конкретные умения познавательного, организационного или коммуникативного характера, которые можно измерить с помощью объективной диагностической процедуры.

Задачами мониторинга являлись:

1) определение уровня сформированности метапредметных УУД каждого ученика на разных этапах обучения в начальной школе, отслеживание индивидуальной динамики продвижения обучающихся к метапредметным образовательным результатам;

2) определение проблемных зон в решении задач образования обучающихся и разработка на этой основе стратегии помощи обучающимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД;

3) определение успешности работы педагога по формированию метапредметных УУД обучающихся, постановка на этой основе задач по совершенствованию образовательного процесса в классе, параллели, школы.

В мониторинг 3 класса были включены следующие метапредметные УУД: пять регулятивных, десять познавательных, четыре коммуникативных умений. Для проведения мониторинга использовались рабочие тетради со специально разработанными диагностическими заданиями предметного или межпредметного характера. Авторы: Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая .

Одной из важных задач мониторинга является определение прогресса в развитии метапредметных УУД у каждого ученика и в классе в целом при сопоставлении с результатами мониторинга 2 класса. Типы прогресса: А- - небольшой прогресс, произошел переход на новый этап овладения УУД; В - значительный прогресс, произошел переход на новый этап овладения УУД; С - скачок в развитии умения, ситуация требует дополнительного рассмотрения; D - нет прогресса, переход на новый этап овладения УУД не произошел.

Таким образом, на основе данных мониторинга педагог сможет проводить целенаправленную работу по реализации индивидуального подхода к обучению каждого ребенка, коррекции темпа прохождения учебной программы, методов и форм организации учебной деятельности учащихся на уровне групп и класса в целом. Результаты диагностики 169 обучающихся 3-их классов приведены в таблице 1.

Класс

Кол-во чел.

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Таблица 1 показывает, что на первом месте по рейтингу во всех классах стоят коммуникативные УУД; на втором - познавательные УУД и на третьем - регулятивные УУД. По регулятивным УУД наилучшие результаты в 3Б и 3А классах; наихудшие - в 3В классе. По познавательным УУД наилучшие результаты в 3А и 3Б классах; наихудшие - в 3В классе. По коммуникативным УУД наилучшие результаты в 3А и 3Б классах; наихудшие - в 3В классе.

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Планирова-ние

Контроль

Коррекция

Речевое вы-

сказывание

Объединение информации

Познавательные УУД

Сравнение

Классификация

Обобще-ние

Причинно-следствен-ные связи

Аналогия

Отнесение к понятию

Диаграм-мы и таблицы

Умозаключения

Таким образом, надо отметить, что в среднем по школе среди регулятивных УУД на 1 месте - «Оценка» и «Коррекция», на последнем - «Планирование» и «Контроль». Среди познавательных УУД на 1 месте - «Умозаключения» и «Отнесение к понятию», на последнем - «Классификация». Результаты по коммуникативным УУД достаточно ровные: первые два места - «Умение задавать вопросы», «Точка зрения», вторые два места - «Речевые высказывания» и «Объединение информации» (табл. 2 и 3).

Рассмотрим результаты по прогрессу УУД. Как было сказано выше, прогресс в развитии УУД рассматривается в разных вариантах: А, В, С, D.

Таблица 4

Прогресс в развитии регулятивных УУД

Прогресс

Среднее значение

по школе

тип А

тип B

тип С

тип D

Таким образом, в среднем по школе в развитии регулятивных УУД (табл. 4) преобладает прогресс по типу D (75 %) - у большинства обучающихся переход на новый этап овладения УУД не произошел. Но небольшой прогресс все-таки есть. Наилучшая ситуация в 3Б классе, далее - 3И класс. Наихудшая - в 3В и 3С классах.

Таблица 5

Прогресс в развитии познавательных УУД

Прогресс

Среднее значение

по школе

тип А

тип B

тип С

тип D

В среднем по школе в развитии познавательных УУД преобладает прогресс по типу D (57 %) - переход на новый этап овладения УУД не произошел. Небольшой прогресс есть. Наилучшая ситуация в 3А и 3Б классах. Наихудшая - в 3В классе (табл. 5).

Таблица 6

Прогресс в развитии коммуникативных УУД

Прогресс

Среднее значение

по школе

тип А

тип B

тип С

тип D

В среднем по школе (Таблица 7) в развитии коммуникативных УУД преобладает прогресс по типу D - переход на новый этап овладения УУД не произошел. Но эта цифра меньше 50 %. Наилучшая ситуация в 3А и 3Б классах, наихудшая - в 3В классе (табл. 6).

Заключение

Таблица 7

Прогресс в развитии УУД (средние показатели по школе), %

Прогресс

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

тип А

тип B

тип С

тип D

Таким образом, наше опытно-экспериментальное исследование определило уровни и динамику учебных универсальных действий как элемента оценки интеллектуального развития младших школьников. Также в ходе данного мониторинга осуществлялось отслеживание индивидуальной динамики продвижения обучающихся к метапредметным результатам. В начале и в конце каждого учебного года результаты мониторинга заносились в специально разработанные таблицы. Накопленные данные позволили сделать вывод, что в среднем по школе наибольший прогресс обучающиеся 3-х классов достигли в развитии коммуникативных УУД 60 %, далее познавательных УУД 44 % , наименьший прогресс - в развитии регулятивных УУД 26 % (табл. 7). В отдельных классах, например в 3Б классе, прогресс доминирует и в развитии регулятивных УУД, а в 3А и 3Б классах в развитии познавательных УУД. Этому способствуют, на наш взгляд, то, что обучающиеся этих классов во внеурочное время посещают дополнительные занятия эстетического отделения МБОУ «СОШ № 56» г. Чебоксары, а в 3Б классе кроме этого проводится кружок «Умники и умницы».

Проведенное исследование позволило подвести итоги работы педагогом за год и постановке задач работы на предстоящий год. Он содержит важную информацию для определения стратегий индивидуальной и групповой работы. Это поможет еще раз оценить возможности УМК и выбранной методики обучения в решении задач развития УУД и при необходимости подобрать необходимый дидактический материал для 4-го класса, познакомиться с новыми методическими подходами к организации учебной деятельности обучающихся и др. Данное исследование помогло проанализировать рейтинг умений по классу в целом и по обучающимся. Также наше исследование дает возможность проанализировать уровень развития умений (базовый или ниже базового) в каждой группе. На те умения, которые оказались на последних местах в рейтинге умений, необходимо обратить дополнительное внимание.

Планируя урок, учитель должен определять, над развитием каких УУД он будет сегодня работать. Это решение он принимает, ориентируясь на содержание учебного материала, его развивающие возможности, этап прохождения темы, приоритетные задачи работы с классом и отдельными детьми, поставленные на основе данных мониторинга. Для организации развивающей и коррекционной педагогической работы важно использовать учебные задания определенного типа, предметные по своему содержанию, в основе которых лежит метапредметный способ познавательного, коммуникативного или регулятивного характера. Если учебное задание лишено этого или лишь частично ее имитирует, то оно не будет способствовать формированию метапредметных УУД в полном объеме.

Диагностика показала, что прогресс в развитии всех УУД обучающихся в 3-ем классе по сравнению с 1 и 2 классами несколько лучше, но не совсем значительный. Педагогам необходимо обратить на это внимание и планировать работу по развитию УУД. При этом педагог должен помнить, что формирование познавательных УУД невозможно вне ситуации интеллектуальной, исследовательской активности обучающихся. Развитие регулятивных УУД, учебной самостоятельности может осуществляться только в контексте целостной учебной деятельности, в ситуации, когда ребенок управляет теми или иными этапами достижения учебных целей. Развитие коммуникативных умений происходит только в процессе диалога взрослого и учащихся или учащихся друг с другом, при выполнении заданий, требующих принятия общего решения или отстаивания своей точки зрения.

Библиографическая ссылка

Афанасьева Т.В. СРАВНЕНИЕ МОНИТОРИНГА РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УЧЕБНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ТРЕТЬИХ КЛАССОВ КАК ЭЛЕМЕНТ ОЦЕНКИ ИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25018 (дата обращения: 28.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»