Open
Close

Медико-социальная экспертиза — пытка для инвалидов. Медицинская сестра как участница медико-социальной экспертизы Работа врач по мсэ

Настоящую форму можно распечатать из редактора MS Word (в режиме разметки страниц), где настройка параметров просмотра и печати устанавливается автоматически. Для перехода в MS Word нажмите кнопку .

Для более удобного заполнения бланк в MS Word представлен в переработанном формате.

br />

1. Общие положения

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Врач по медико-социальной экспертизе (далее - "Работник") относится к специалистам.

1.2. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права, обязанности, ответственность, условия работы, взаимоотношения (связи по должности) Работника, критерии оценки его деловых качеств и результатов работы при выполнении работ по специальности и непосредственно на рабочем месте в "____________________" (далее - "Работодатель").

1.3. Работник назначается на должность и освобождается от должности приказом Работодателя в установленном действующим трудовым законодательством порядке.

1.4. Работник подчиняется непосредственно ____________________.

1.5. Работник должен знать:

Конституцию Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; теоретические основы по избранной специальности; современные методы лечения, диагностики и лекарственного обеспечения больных; основы медико-социальной экспертизы; правила действий при обнаружении больного с признаками особо опасных инфекций, ВИЧ-инфекции; порядок взаимодействия с другими врачами-специалистами, службами, организациями, в том числе страховыми компаниями, ассоциациями врачей и т.п.; основы функционирования бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования, обеспечения санитарно-профилактической и лекарственной помощи населению; медицинскую этику; психологию профессионального общения; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности;

____________________.

1.6. Работник должен соответствовать квалификационным требованиям к специальности "Медико-социальная экспертиза", установленным приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки" :

- Высшее образование - специалитет по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия";

- Подготовка в ординатуре по специальности "Медико-социальная экспертиза" или профессиональная переподготовка по специальности "Медико-социальная экспертиза" при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей: "Детская хирургия", "Неврология", "Общая врачебная практика (семейная медицина)", "Онкология", "Оториноларингология", "Офтальмология", "Педиатрия", "Психиатрия", "Терапия", "Травматология и ортопедия", "Фтизиатрия", "Хирургия", "Эндокринология";

- Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.

2. Должностные обязанности

Работник:

проводит медико-социальную экспертизу граждан на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма;

разрабатывает индивидуальные программы реабилитации инвалидов, в том числе определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;

устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок и время наступления инвалидности;

определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах);

определяет стойкую утрату трудоспособности;

определяет нуждаемость пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации и разрабатывает программы реабилитации пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

определяет причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки;

определяет нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя граждан, призываемых на военную службу (военнослужащих, проходящих военную службу по контракту);

дает гражданам, проходящим медико-социальную экспертизу, разъяснения по вопросам медико-социальной экспертизы;

участвует в разработке программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

формирует банк данных о гражданах, проживающих на обслуживаемой территории, прошедших медико-социальную экспертизу; осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов, проживающих на обслуживаемой территории;

представляет в военные комиссариаты сведения обо всех случаях признания инвалидами военнообязанных и граждан призывного возраста.

3. Права Работника

Работник имеет право на:

предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;

рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;

Медицинская сестра, как и все участники процесса медико-социальной экспертизы, находится в трудном положении: ей нередко приходится иметь дело с больными, наладить контакт с которыми довольно сложно, чьи особенности личности мало располагают к общению, затрудняют его.

К таким особенностям относятся: невысокий уровень образования; дефекты мыслительной деятельности, обусловленные болезнью; неблагоприятные личностные черты (эмоциональная неустойчивость, ранимость, обидчивость, взрывчатость, низкая самооценка), которые в ситуации экспертизы (являющейся стрессовой для большинства больных) усугубляются. И все же даже в работе с самым тяжелым контингентом освидетельствуемых, соблюдение принципа партнерства, отношение к человеку без предубеждений, как к равной личности, - залог эффективности процесса общения.

Следует подчеркнуть, что оптимизация процесса общения возможна лишь в том случае, когда человек действительно хочет этого добиться.

Простое заучивание приемов и техник общения малоэффективно.

Успех зависит от того, насколько медицинский работник тяготеет к выбору оптимальных способов поведения по отношению к лицам, пришедшим на освидетельствование. Устойчивость такого стремления у лиц, для которых работа с людьми является их профессиональным делом, может оказаться одним из важнейших условий успеха их деятельности. Коммуникативная компетентность включает мотивационный, когнитивный, личностный и поведенческий компоненты. Это способность человека эффективно взаимодействовать с окружающими людьми.

В ее состав входят: умение ориентироваться в социальных ситуациях, умение правильно определять психологические особенности и эмоциональные состояния других людей, умение выбирать и реализовывать адекватные способы взаимодействия.

Коммуникативные навыки включают в себя: навыки активного слушания, способность выражать свои мысли с учетом уровня понимания партнера, рефлексивное отслеживание процесса коммуникации, сознательный контроль над эмоциями. Коммуникативная компетентность медицинского работника проявляется в милосердии, толерантности, стрессоустойчивости, профессиональной эмпатии, способствующих облегчению страданий, реабилитации, восстановлению здоровья пациента .

Таким образом, требования к личности медицинской сестры учреждения МСЭ достаточно высокие, необходимо помнить, что мы работаем для больного и на больного.

Особенностью общения в ситуации освидетельствования является его кратковременность. За 10-15 мин общения медицинская сестра и освидетельствуемый составляют впечатление друг о друге.

Необходимо помнить, что ни в коем случае нельзя допускать эскалации конфликта. С больным нужно вести себя спокойно, доброжелательно.



Люди с заболеваниями чрезвычайно чувствительны к эмоциональному климату в окружении. Поэтому нужно обращать внимание на свое поведение и жесты. Необходимо быть уважительными, стараться быть последовательными и прямыми, сохранять дружелюбную дистанцию, учитывать, что человек болен, и относить симптомы не к нему, а к болезни. Такая тактика обусловлена элементарным здравым смыслом.

Стоит отдельно отметить особенности общения с психически больными людьми . Единственно правильной линии поведения в общении с психическими больными не существует. Все зависит от конкретной ситуации, обстановки и личности собеседников.

Хотя обычный человек не в состоянии точно определить степень опасности, исходящей от душевнобольного, он может распознать некоторые симптомы заболевания и вести себя соответствующим образом. Если собеседник испытывает трудности концентрации внимания, необходимо стараться быть кратким, при необходимости повторить сказанное. Если же он перевозбужден, разговора с ним не получится. Следует ограничить информацию, ничего не пытаться объяснить, говорить коротко, не обострять дискуссию. «Угу», «да», «до свидания» - вот тактика медицинской сестры.

Необходимо в общении с больными быть спокойными и открытыми. В разговоре сохранять спокойствие, четкость и прямоту. Помнить, что пациент может слышать странные голоса и видеть странные вещи, мысли его скачут, одновременно он испытывает самые разнообразные чувства. Так что многословные эмоциональные фразы, скорее всего, поставят его в тупик, а более понятными будут короткие фразы и спокойная речь.



Допустим, вы возмутились его поведением и выразили это очень эмоционально, - вероятнее всего он просто вас не услышит или не запомнит о чем шла речь. И вполне вероятно, в другой раз поведет себя точно так же.

Психическая болезнь серьезно влияет на то, как человек думает и ведет себя и что он способен делать. Вместе с тем для тех из нас, кто общается с такими людьми и любит их, жизненно важно всегда помнить, что это не только «душевнобольные». Они по-прежнему остаются ЛЮДЬМИ со своими чувствами, очень ранимы, легко теряют индивидуальность и поэтому особенно нуждаются в тех, кто их любит и понимает. Не осознавая, как много можно было бы им дать, окружающие просто вешают на них ярлык психически больного. Друзья и семьи должны противостоять этой тенденции, помня, что нужно отделять человека от болезни .

Медицинские сестры не должны:

Смеяться над больным и его ощущениями;

Пугаться его переживаний;

Убеждать больного в нереальности или незначительности того, что он воспринимает;

Вступать в подробное обсуждение галлюцинаций или того, от кого, по его мнению, они исходят;

Следует обратить внимание на собственное эмоциональное состояние. Нужно помнить, что обычно за внешним гневом скрываются страх и обида. Ситуацию легче взять в свои руки при условии спокойного и четкого поведения. Часто успокаивающий, уверенный голос дает возможность довольно быстро устранить переполняющие больного иррациональные гнев и страх.

Необходимо избегать всякого физического контакта и не устраивать около больного толчею. При общении с больным важно даже само физическое присутствие. Больной может выйти из себя, если ему кажется, что он загнан в угол или в ловушку. Поэтому бывает неплохо оставить ему свободным выход из кабинета или самому расположиться так, чтобы иметь возможность отойти, если эмоции слишком накалятся.

Стоит быть как можно внимательнее к причинам тревоги больного. Не преуменьшать и не игнорировать тот факт, что у больного могут быть сильные переживания. Во время приступа гнева самое важное - это помочь больному сосредоточиться на том, что может его успокоить. Изучать причины его гнева надо в более спокойный период.

Необходимо помнить о границах приемлемого поведения. Если в гневе больной кричит, бросается предметами, беспокоя других освидетельствуемых и сотрудников учреждения МСЭ, необходимо спокойно, но твердо сделать замечание. Например, сказать, что если он не прекратит, то вы вынуждены будете доложить о сложившейся ситуации руководителю бюро (экспертного состава).

Если освидетельствуемый в процессе общения оценил медицинскую сестру как человека формального, торопливого, безразличного к его ситуации, то в случае неудовлетворения ожиданий освидетельствования вероятность обращения с жалобой в вышестоящие инстанции на грубость и некомпетентность врачей, медицинских сестер (даже при отсутствии непосредственного повода к таким обвинениям) возрастает, и наоборот, если освидетельствуемый проникся к сотрудникам учреждения доверием, увидел людей неравнодушных, пытающихся разобраться в его проблеме и сделать все, чтобы помочь ему, то решение не в свою пользу он примет спокойнее, так как почувствует объективность.

Правильный стиль общения поможет снизить конфликтность процедуры освидетельствования . В социальной психологии выделяют целый ряд причин, провоцирующий межличностные конфликты.

1. Личностные особенности сторон.

Личностными предпосылками к конфликтности

могут служить такие черты как нетерпимость к недостаткам других, пониженная самокритичность, несдержанность в чувствах, а также склонность к агрессивному поведению, властность, корыстолюбие, эгоизм. Поведение медицинской сестры учреждения МСЭ не должно быть направлено на подчеркивание своего авторитета, значимости в решении судьбы другого человека. Авторитарный стиль общения обычно усиливает агрессивность конфликтного больного. Не стоит рассматривать больного с субъективных позиций, т. е. в каждом больном видеть либо черты знакомого или родственника и вести себя соразмерно этому.

Медицинская сестра должна быть достаточно уверенной в себе, но не надменной; быстрой и настойчивой, но не суетливой; решительной и твердой, но не упрямой; эмоционально отзывчивой, но рассудительной. Она должна сохранять хладнокровие и искреннее участие, оптимизм с определенной долей скептицизма. Уравновешенная гармоничная личность медицинской сестры является важным фактом установления оптимального контакта с освидетельствуемым.

2. Барьер отрицательных эмоций.

Эмоции могут влиять на восприятие партнера по общению. Испытывая неприязнь, гнев, брезгливость, трудно рассчитывать, что удастся правильно оценить и понять партнера по общению.

3. Барьер восприятия.

Существует целый ряд поз и жестов, вызывающих негативное отношение собеседника. Так, скрещенные руки на груди говорят об отчуждении, некоторой агрессивности, закрытости для общения. Руки, сжатые в кулаки - откровенно агрессивная поза и т. д. Первое впечатление о человеке создает соответствующую установку на взаимоотношения, оно может быть отрицательным или положительным.

Следует различать виды конфликтов. Реалистические (предметные) конфликты. Они вызываются неудовлетворением требований и ожиданий участников, а также несправедливым, по их мнению, распределением каких-либо обязанностей, преимуществ и направлены на достижение конкретных целей. Поводом для конфронтации может служить поведение медицинского персонала (грубость, неучтивость), характер проведения процедуры записи больного (халатность), санитарно-гигиенические условия медицинского учреждения (фязь, шум, запах), ошибки в оформлении экспертной документации.

Беспредметные (нереалистические) конфликты. Они имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, когда острое конфликтное взаимодействие становится не средством достижения конкретного результата, а самоцелью. Этот тип конфликта нередко обусловлен предвзятым отношением освидетельствуемого к медицинской службе в целом и конкретному медику в частности.

Удачность контакта иногда определяется, на первый взгляд, несущественными моментами. Например, излишне богатая, модная одежда, изобилие украшений, косметики может создать негативное впечатление.

Открытость для общения можно показать визуальным контактом, легкой улыбкой, приветливостью, мягкостью манер и интонации. Возможен небольшой наклон корпуса, головы в сторону собеседника, заинтересованное и внимательное выражение лица и т. п.

Темп речи должен быть небыстрым, спокойным, слова четкими. Для эффективной работы медицинской сестры бюро МСЭ и экспертных составов Главного бюро необходимо умение слушать собеседника.

Следующий этап общения - выход из контакта. Умение выйти из контакта также важно, как и войти в него. Роль последнего впечатления также важна, как и первого. Неумение сдержать свою неприязнь ведет к обиде, негативному впечатлению от процедуры освидетельствования, чувству неудовлетворенности.

Хороший способ завершения контакта - техника «перефразирования» (т.е. переформулирования мысли собеседника - «как я понял Вас...», «другими словами, Вы говорите.,») и резюмирование - подытоживание основных идей и чувств больного. Больной, убедившись, что его правильно поняли, уходит с чувством удовлетворенности и даже отрицательное для него решение воспримет спокойнее.

В каждом бюро необходимо создать такую обстановку, которая щадила бы психику больных и порождала атмосферу доверия. Достигнуть этого можно правильной организацией режима труда и отдыха, высокой культурой сотрудников и четкой трудовой и профессиональной дисциплиной.

Уже первая встреча в регистратуре должна создать атмосферу положительной настроенности больного, атмосферу доброжелательности.

В зале ожидания необходимо поддерживать порядок и чистоту, в должном виде должен быть стенд с указанием графика работы бюро, перечня документов, необходимых при освидетельствовании, порядок обжалования решения бюро МСЭ, информация о льготах для инвалидов и другие сведения, касающиеся освидетельствуемых.

Запись больного на освидетельствование должна проходить индивидуально. Обращение с больным при записи должно быть доброжелательным и терпеливым, так как с первого момента у больного начинает складываться мнение о правильности, качестве проведения экспертизы.

При отсутствии необходимых документов следует терпеливо разъяснить необходимость их предоставления, возникающие вопросы (находящиеся не в компетенции медицинской сестры) решать с руководителем бюро. После записи больного сведения о нем предоставляются руководителю бюро, который определяет очередность процедуры освидетельствования.

Социальные вопросы (жилищно-бытовые, семейные отношения, трудовая деятельность и т. д.) следует выяснять деликатно.

Недопустимо в присутствии больных обращаться друг к другу на «ты», по имени. Если специалист, собирающий анамнез, вынужден отвлечься, следует извиниться перед больным.

Обобщая вышесказанное, следует, что при заболевании с относительно редкими припадками и незначительными изменениями личности трудоспособность практически не страдает.

Больные трудоспособны в основном с легкими (абсансы, простые парциальные и др.) и редкими припадками, без отчетливых психических нарушений, с умеренно выраженными характерологическими особенностями, имеющие возможность продолжать работу по специальности с ограничениями или изменением профиля деятельности (в основном лица гуманитарных профессий, педагоги и т. п.). Больные с длительной ремиссией припадков на фоне поддерживающей терапии, без значительных изменений личности - при возможности трудоустройства в доступных профессиях.

Показаниями для направления на БМСЭ являются противопоказанные виды и условия труда, прогрессирующее течение эпилептического процесса (частые, резистентные к терапии припадки, психические нарушения, изменения личности), после недостаточно эффективного оперативного лечения.

Также следует заметить, что ситуация освидетельствования в учреждении МСЭ относится к числу потенциально конфликтогенных. Если работа проведена убедительно, грамотно, с соблюдением всех нормативных документов и этических норм выполнения профессиональных обязанностей, конфликтные ситуации не будут возникать.

Таким образом, рассмотрев принципы организации, задачи, функции медико – социальной экспертизы, а так же характеристику ограничения жизнедеятельности при эпилепсии и участие медсестры непосредственно в экспертизе, можно сделать вывод, что диагноз эпилепсия необязательно означает инвалидность, при относительно редких припадках и незначительных изменениях личности трудоспособность практически не страдает.

Многим во время выполнения трудовых обязанностей приходится сталкиваться с вредными и/или опасными условиями труда. Рано или поздно это может привести к развитию хронических заболеваний. Именно таких людей обычно и направляют на ВТЭК. Расшифровка этого термина - врачебно-трудовая экспертная комиссия.

Чем занимается ВТЭК?

Расшифровка ВТЭК подразумевает, что данная комиссия занимается решением экспертных вопросов, касающихся трудовой деятельности человека и возможной утраты способности ее осуществлять. На ВТЭК возложены следующие функции:

  1. Определение степени годности пациента к выполнению той или иной работы.
  2. Определение степени утраты трудоспособности.
  3. Определение группы инвалидности, если на то есть показания.
  4. Определение связи развившегося хронического заболевания с профессиональной деятельностью.
  5. Направление пациента на реабилитационные мероприятия.

Направление на ВТЭК осуществляется по заявлению самого пациента, его работодателя или по инициативе лечащего врача.

Необходимые документы

Для того чтобы члены ВТЭК имели возможность вынести объективное и взвешенное решение, необходимы следующие документы:

  • заполненное направление на ВТЭК;
  • медицинская документация выписки из истории болезни, результаты обследований, заключения врачей-консультантов);
  • копия трудовой книжки;
  • производственная характеристика для ВТЭК;
  • удостоверение инвалида, если человек уже имеет инвалидность.

При необходимости могут быть запрошены дополнительные документы для вынесения объективного решения ВТЭК. Расшифровка и анализ полученных материалов позволяют специалистам определить степень утраты трудоспособности, ее связь с профессиональной деятельностью, а также наличие показаний к определению группы инвалидности.

Определение годности к работе в определенной профессии

Одной из важных функций ВТЭК является решение сложных ситуаций, когда врачебная комиссия поликлиники по допуску человека к работе не может самостоятельно вынести решение, или же с ним не согласен сам пациент или его наниматель.

Для определения годности к работе профильный специалист поликлиники заполняет направление на ВТЭК. Расшифровка данного термина подразумевает включение в сферу интересов такой комиссии не только сугубо медицинское состояние пациента, но и особенности его трудовой деятельности. Специалисты постараются оценить, не приведет ли выполнение трудовых обязанностей на определенном рабочем месте к ухудшению состояния человека. При вынесении заключения врачебная комиссия будет отталкиваться в том числе и от желания самого пациента работать на текущей должности.

Определение степени утраты трудоспособности и группы инвалидности

Часто на ВТЭК направляют пациентов с целью определения степени утраты трудоспособности и группы инвалидности. При этом от пациента потребуется следующее:

  1. Заявление с просьбой направить его на ВТЭК для решения вопроса об определении степени утраты трудоспособности и/или группы инвалидности.
  2. Медицинская документация.
  3. Производственная характеристика для ВТЭК.
  4. Трудовая книжка.
  5. Документы, удостоверяющие получение того или иного образования.
  6. Иные документы по запросу ВТЭК.

Заявление должно быть в обязательном порядке заполнено самим пациентом. Характеристика для ВТЭК должна содержать информацию обо всех опасных и вредных условиях труда, с которыми человек постоянно сталкивается на своем рабочем месте. При этом очень важно, насколько часто и длительно работник находится под их действием.

Признание заболевания профессиональным

Многие хронические заболевания могут возникать под воздействием тех неблагоприятных условий, которые присутствуют у человека на его рабочем месте. При возникновении такой патологии работнику полагается компенсация. Выплачивается она по страховке. Также во многих компаниях в коллективный договор вносится пункт о дополнительной компенсации уже со стороны самой организации при развитии у человека профессионального заболевания.

Зачастую на заседание врачебно-трудовой экспертной комиссии приглашается не только сам пациент, но также его наниматель и медицинский работник здравпункта организации (при его наличии).

Вопрос признания заболевания профессиональным имеет серьезные юридические последствия, поэтому нередко специалисты ВТЭК направляют таких пациентов на дообследование в профильные учреждения со стационарным пребыванием.

Реабилитационные мероприятия

Весьма важным является не только установление самого факта потери трудоспособности, но и нахождение путей ее восстановления. Для этого пациенту составляется В его создании участвуют также и специалисты ВТЭК при вынесении заключения. Контроль за исполнением данной программы возлагается как на самого пациента, так и на его лечащего врача. Соответствующие документы направляются в поликлинику по месту жительства сразу же после вынесения заключения ВТЭК.

Заключение врачебно-трудовой экспертной комиссии чаще всего предоставляется на 1-2 года. После этого человека направляют на переосвидетельствование.

В прошлом году в администрацию президента РФ поступило более 130 тысяч жалоб на работу медико-социальной экспертизы: на некомпетентность и необъективность специалистов, на коррупцию и участившиеся ошибки. Каждую неделю Общественные палаты регионов регистрируют десятки обращений граждан.

Cитуация в системе МСЭ вышла из-под контроля — по словам председателя Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни ОПРФ Владимира Слепака. С этим согласна руководитель Межрегионального центра независимой медико-социальной экспертизы, доктор медицинских наук Светлана Данилова. Перед интервью Светлана Григорьевна прислала в редакцию письмо молодой женщины-инвалида, рассказывающей о своей поездке на очередную комиссию. Показала, чтобы журналисты понимали, с чем сталкиваются люди с ограниченными возможностями здоровья. Там нет никаких обобщений и анализа проблем, но есть обида, откровенность, да просто настоящая жизнь… Мы сразу связались с автором: можно ли опубликовать? «Почему нельзя? Я не возражаю», — ответила колясочница из Башкирии Людмила Симонова.

«Бабушка – инвалид, у неё сахарный диабет, а она 7 часов в очереди…»

«У меня I группа инвалидности с 2008 года. Травма шейного отдела позвоночника, нарушение функций тазовых органов, – поясняет Людмила Симонова. — Живу в селе. Сходила недавно к своему лечащему врачу, сдала анализы. Он написал посыльный лист и отправил в город к урологу, неврологу и так далее.

Еду в город Белорецк за сто километров. Врачи принимают в разное время и в разные дни — кому как повезет записаться. Мне пришлось неделю жить в городе, чтобы всех обойти. Проктолога не нашла, поехала в следующий город – Магнитогорск. Еще сто километров… Здание не приспособлено для колясочников, помещение старое, штукатурка отваливается, внутри сыро и холодно. Люди ждут своей очереди часами. С часа дня до семи вечера мы сидели с мыслью: «Когда же нас пригласят?». Одна бабушка пришла в 11 и ушла через восемь часов. Сказала: «Как смену отпахала». Другая плакала, умоляя ее принять. Старушка – инвалид, у неё сахарный диабет, ей кушать хотелось, а она 7 часов в очереди стояла. Работники МСЭ ходили мимо с каменными лицами и делали вид, что ничего не замечают.

В Белорецке с недавнего времени нет МСЭ, к нам приезжают эксперты из Уфы в определенные дни. Пришлось жить в Белорецке, ждать, когда приедут специалисты. Хорошо, родственники пустили, и хорошо, что у меня есть друг, который затаскивал меня на 3 этаж. А так не представляю, сколько пришлось бы мотаться из села в город по бездорожью (асфальта у нас нет), нанимать машину, потому что наши автобусы не оборудованы для колясочников.

В этот раз к нам приехали работники бюро МСЭ №6 Уфы. По моим представлениям, меня должны были пригласить в назначенное время в кабинет. Спросить, какие у меня проблемы, дать советы и рекомендации по поводу всего списка технических средств реабилитации, которые облегчили бы жизнь и помогли приспособиться, адаптироваться. Не зря же в индивидуальную программу реабилитации добавили слово «абилитация». Считала, что МСЭ должна работать для инвалидов, но ошиблась. Отсидела я в очереди, вызвали, посмотрели на меня и заявили: «Если переделываем ИПР, то половину того, что у тебя вписано, убираем, тебе это по новым правилам не положено. Лучше оставь старую программу и иди домой».

Как убирают? По какому закону? Оказалось, что мне не положена электроколяска, но я «шейница», руки плохо работают. Да, я передвигаюсь на активной коляске по дому, её легко складывать в багажник, поднимать со мной на третий этаж по ступенькам, когда бываю в городе у сестры, однако для прогулок по моей деревне без асфальта с ямами и кочками необходима электрическая коляска. И в 2012 году мне ее вписали в программу. Сейчас заявили: «Нас не волнует, где ты живешь».

Эксперты не согласились со многими решениями лечащих врачей, проигнорировали их рекомендации. Обращались со мной и другими инвалидами так, будто мы пришли к ним милостыню просить, хамили. Комиссия дала знакомой группу инвалидности, а потом вызвала ее в Уфу на повторное обследование. Мне дали месяц на обжалование решения в главном бюро региона. Но это будет огромная проблема — придется ехать уже не сто, а триста километров, тратить свои деньги, нанимая машину. Вот так помогают в нашей стране жить инвалидам, всё для них».

«Когда впервые услышала, что II группа инвалидности стоит 450 тысяч рублей, не поверила»

Беседуем с руководителем Межрегионального центра независимой медико-социальной экспертизы, доктором медицинских наук Светланой Даниловой.

— Светлана Григорьевна, всё, о чем пишет Людмила Симонова, — правда?

— Конечно. Российские инвалиды преодолевают столько препятствий, чтобы пройти комиссию, оформить статус или получить льготные препараты, что мама не горюй. Сейчас ведь невозможно попасть на прием к узкому специалисту, минуя терапевта, — он дает направления. Сначала идешь к нему, потом по врачам, дальше – снова к нему с результатами. Инвалид едет за 100 километров в один город, еще за сто – в другой. А, по идее, должен обследоваться и получать помощь по месту жительства. Задача МСЭ – не оспаривать диагнозы, установленные клиницистами, а определиться с ограничениями жизнедеятельности. У нас же эксперты меняют диагнозы, отменяют рекомендации врачей, говорят: «У пациента нет выраженных нарушений».

В Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидность трактуется как «социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты». В соответствии с этим, кроме экспертного освидетельствования, на учреждения МСЭ возложены обязанности по разработке индивидуальных программ реабилитации инвалидов и определению их потребностей в мерах социальной защиты.

— Это по закону, а как в жизни ?

— А в жизни основная проблема медико-социальной экспертизы — длительность и сложность получения группы инвалидности и реабилитационных услуг для граждан с ограниченными возможностями через процедуру освидетельствования в учреждениях МСЭ. В настоящее время инвалиды часто отказываются от прохождения бюрократических процедур и решают проблемы за счет собственных средств. Законные права инвалидов ущемляются. МСЭ заставляет людей проходить ненужные обследования, собирать ненужные анализы, аргументируя это тем, что они якобы дисциплинируют инвалида: «Хоть раз в год он пройдет врачебную комиссию, иначе не заставишь». Но, по сути, бюро МСЭ сегодня – это сложный бюрократический аппарат, создающий различные препятствия и проблемы для инвалидов.

Вступление в силу приказа Минтруда России от 11.10.2012 № 310н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» поставило под сомнение необходимость существования самой МСЭ как отдельной структуры.

Согласно пункта 4 данного закона необходимым условием формирования состава бюро является наличие не менее одного врача по МСЭ. При этом специальность врача не указывается…

— Неужели в бюро включен всего один медик, а остальные эксперты кто? Чиновники?..

— Когда были ВТЭК, в комиссии было три врача. Потом пробовали включать 5 специалистов. Сейчас работают три эксперта, один из них – по медико-социальным вопросам. Причем, из документации убрали уточнения о специализации врача. Специалисты в МСЭ не идут, так как невозможно получить категорию, она не учитывается.

Бюро МСЭ общего профиля освидетельствуют граждан с самыми разными заболеваниями, и каким бы грамотным ни был врач по МСЭ, хорошо ориентироваться во всех нозологических формах практически невозможно. А входящие в состав бюро психолог и специалист по реабилитации в вопросе установления инвалидности вообще не компетентны.

Кроме того, согласно правилам, утвержденным постановлением правительства РФ от 20.02.2006 № 95 решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе принимается большинством голосов специалистов, проводивших МСЭ. При наличии одного врача по медико-социальной экспертизе сомнительна объективность такого голосования — основным условием признания лица инвалидом по сей день остается вид и степень выраженности нарушенных функций организма, которые может определить только врач по МСЭ (за исключением психических функций).

Иными словами, бюро МСЭ превращается в бюро по выписке справок об инвалидности, что значительно увеличивает коррупционную составляющую и существенно уменьшает объективность вынесенного решения.

— Инвалиды жалуются на низкий профессиональный уровень специалистов МСЭ в регионах. Говорят, что те даже диагнозы путают. Мама ребенка с тяжелым заболеванием недавно показала копию документа, в котором адреногенитальный синдром эксперты называют… сахарным диабетом. Где их готовят?

— В России экспертов готовят в интернатуре в Санкт-Петербурге — там есть институт усовершенствования врачей. И в федеральном бюро МСЭ. Уровень действительно низкий. Профессионалов мало: и руководители слабые, иногда бывает стыдно их слушать – не знают нормативных документов, плохо ориентируются в законодательстве, и экспертам в регионах не хватает знаний и компетенций для понимания и исполнения приказов Минтруда РФ. Это печально, потому что система МСЭ — абсолютная монополия. Ее решения невозможно оспорить. В досудебном порядке обжалование проводится в самой службе: одним составом, другим и далее надо обращаться в федеральное бюро, где зачастую присланные документы вообще не открываются. Я там защищала кандидатскую, докторскую и неоднократно видела, как проходят заседания, как эксперты не видят больного, не изучают документацию, а сразу берут за основу решения главного бюро региона. Решения меняются крайне редко. Иногда суды, рассматривая иски инвалидов, постановляют: проходите экспертизу в любом регионе по вашему выбору. А какой регион изменит решение после федерального бюро?

Никакой независимый эксперт не может подойти к службе, так как нет по закону независимой МСЭ – лицензия дается лишь федеральным учреждениям. Поэтому, сколько бы ни было заключение независимого эксперта объективным и справедливым, на изменение решения федерального учреждения МСЭ оно не повлияет.

— Общественная палата РФ предлагает рассматривать «ошибки МСЭ с точки зрения Уголовного Кодекса России» и приводит примеры коррупции в Ульяновской, Волгоградской областях…

— И коррупция есть, и, к сожалению, в регионах есть свои ставки. Я, наверное, тарифы на карту скоро повешу — много жалоб от инвалидов. Помню, когда мне впервые сказали, что в Воркуте II группа инвалидности стоит 450 тысяч рублей, не поверила. А потом люди подтвердили. В той же Воркуте врача-хирурга взяли с поличным. Особенно страшно, когда вымогают деньги у настоящих инвалидов. Увы, это тоже часть системы. Ее нужно менять, но я уже не верю разговорам о реорганизации МСЭ. Три года назад такой вопрос уже поднимался, Минэкономразвития РФ просили подсчитать, во сколько обойдутся реформы. Насчитали много, написали много и ничего конкретного не предложили.

Никакая реорганизация МСЭ на данном этапе не сможет решить проблему. Примеры — крупнейшие регионы, такие как Краснодарский край, Ростов-на-Дону. Руководители несколько лет назад были сняты, а на местах специалисты первичных бюро как работали, так и работают. В службе ничего не изменилось. Монополия была и осталась.

Полагаю, что определением групп инвалидности может заниматься врачебная комиссия медицинской организации по представлению лечащего врача на основании данных первичной медицинской документации, без заполнения направления на МСЭ. В настоящее время лечащий врач представляет на врачебную комиссию пациента с временной нетрудоспособностью, инвалида с ухудшением состояния с целью назначения и коррекции лечения, лечебно-диагностических мероприятий. Поэтому председатель комиссии обычно осведомлен об особенностях течения заболевания таких пациентов. А специалисты бюро МСЭ определяют группу инвалидности, ничего не зная о пациенте (если речь не идет о переосвидетельствовании) и полагаются только на представленные медицинские документы и однократный осмотр пациента в течение нескольких минут.

Считаю целесообразным упразднить службу МСЭ, а проведение МСЭ возложить на врачебные комиссии организаций здравоохранения, тем более, что большую часть функций в той или иной степени врачебная комиссия выполняет в настоящее время. Реформирование потребует изменения порядка лечебных учреждений по проведению экспертизы нетрудоспособности, пересмотра функциональных обязанностей врачебных комиссий лечебных организаций первичного звена. Зато оно позволит сократить маршрут движения граждан с ограниченными возможностями, упростит процедуру освидетельствования, повысит качество и расширит объемы предоставляемых инвалидам медико-социальных реабилитационных услуг.

Ликвидация службы МСЭ путем передачи ее функций врачебным комиссиям медицинских организаций позволит:

снизить социальную напряженность среди инвалидов и граждан, первично направляющихся на МСЭ (будет исключена долгая процедура заполнения направлений на МСЭ и последующего освидетельствования в бюро);

сократить расходы федерального бюджета на содержание службы МСЭ;

снизить нагрузку на специалистов врачебной комиссии и врачей медицинской организации за счет исключения необходимости заполнения направления на МСЭ;

увеличить доступность экспертизы для населения, ведь врачебные комиссии существуют во всех медицинских организациях, тогда как бюро МСЭ создается из расчета 1 бюро на 90 000 человек, и граждане небольших населенных пунктов вынуждены за свой счет преодолевать значительные расстояния, чтобы добраться до бюро МСЭ;

исключить коррупционную составляющую со стороны специалистов бюро МСЭ;

законодательно утвердить независимую МСЭ.

Должностные обязанности специалистов вытекают из задач бюро медико-социальной экспертизы.

Руководитель филиала (первичного бюро) выполняет в первую очередь функции организатора деятельности экспертов и представляет бюро в отношениях с другими учреждения­ми и с гражданами, проходящими освидетельствование (или их законными представителями) при обсуждении возникающих по ходу освидетельствования проблем.

Ру­ководитель ведет обсуждение полученных результатов, принимает решение, вносит решение в медицинские до­кументы. Руководитель бюро может по совместительству выполнять функции врача-эксперта по одной из специ­альностей, включенной в состав бюро.

Традиционно в состав врачей-экспертов входят тера­певт, невропатолог и хирург . Среди них и распределяют­ся обязанности по освидетельствованию граждан с раз­личной патологией. Как правило, это соответствует клас­сификации болезней, принятой в практической медици­не: нервные болезни и неврологические состояния вхо­дят в компетенцию невропатолога; нарушения опорно-двигательного аппарата и костно-мышечной системы - в компетенцию хирурга; внутренние болезни - в компе­тенцию терапевта.

Врачи-эксперты имеют равные права и обязанности, а их деятельность отличается только по виду болезни кли­ента .

Это разделение связано с так называемой «инвалидизирующей болезнью», т. е. заболеванием, последствия­ми травм, дефектов развития, которые признаются (или выбраны клиентом вместе со своим лечащим врачом) глав­ными в возникновении ограничений функций организма.

В обязанности врача-эксперта входит:

· изучить медицин­ские документы, представленные освидетельствуемым гражданином,

· собрать анамнез больного (собственная ха­рактеристика состояния клиента),

· провести личный ос­мотр,

· доложить результаты на обсуждении членов экс­пертной комиссии,

· сделать необходимые записи в меди­цинских документах комиссии.

При необходимости врач-эксперт может запросить дополнительные сведения или направить клиента (освидетельствуемого) на дополнитель­ное обследование в другие учреждения.

В обязанности эксперта входит также сбор и оформле­ние статистических сведений о гражданах, прошедших освидетельствование в бюро.

Врач-эксперт обязан поддерживать на высоком уров­не свою квалификацию, заниматься профессиональной самоподготовкой и самообразованием. С точки зрения профессиональной деятельности врачи-эксперты принци­пиально должны занимать иную позицию в работе с кли­ентами, чем врачи лечащие, т. е. врачи системы здраво­охранения. Их усилия направлены не столько на выяв­ление наличия болезни, дефекта, сколько на определение остаточных возможностей освидетельствуемого лица, стой­кости его патологических отклонений, ограничивающих жизнедеятельность.


Врач-эксперт не устанавливает ме­тоды лечения, он рассматривает патологическое состоя­ние гражданина и на основании своих наблюдений опре­деляет степень тяжести и стойкость нарушения функ­ций.

В экспертный состав кроме специалистов-врачей, при­нимающих экспертное решение, входят специалист по социальной работе, психолог и реабилитолог.

Это - но­вые для экспертных комиссий специалисты, поэтому их Функции и должностные обязанности еще не устоялись. Более того, появились объективные противоречия между старыми и новыми специальностями в рамках одной экс­пертной комиссии. Они вытекают из того, что в прежних врачебно-трудовых экспертных комиссиях роль исследователя социальных проблем освидетельствуемого граж­данина выполняли врачи-эксперты, поэтому с введением новых должностей замещающие их специалисты как бы вторглись в старую сферу деятельности экспертов. По-видимому, со временем распределение функций станет более определенным, и каждый специалист в рамках бюро займет только ему отведенное место.

Некоторыми учеными обязанности и технологии рабо­ты специалистов бюро видятся следующим образом.

Задачи специалиста по реабилитации:

· проводить социальную диагностику - оценку про­фессионально-трудового статуса (нарушен, не нару­шен, трудовая деятельность невозможна, возможна со снижением интенсивности, возможна в другой про­фессии, возможна в специально созданных услови­ях); образовательного (нарушен, не нарушен, обра­зование возможно в обычных или в специально со­зданных условиях), социально-бытового (самообс­луживание не утрачено, частично утрачено, полнос­тью утрачено; социальные навыки не утрачены, час­тично утрачены, полностью утрачены, персональная сохранность не утрачена, частично утрачена, полнос­тью утрачена) и социально-средового статусов (нару­шен, не нарушен, социальная независимость не ут­рачена, частично утрачена, полностью утрачена, со­циальное общение не утрачено, частично утрачено, полностью утрачено, возможность решения круга личных проблем не утрачена, частично утрачена, полностью утрачена, возможность заниматься спортом утрачена, частично утрачена, не утрачена), возмож­ность заниматься культурно-досуговой деятельностью (не утрачена, частично утрачена, полностью утраче­на, возможность заниматься общественной деятель­ностью не утрачена, частично утрачена, полностью утрачена);

· проводить оценку реабилитационного потенциала и ре­абилитационного прогноза;

· проводить оценку структуры и степени ограничения жизнедеятельности;

· определять потребность лица в реабилитации.

Задачи специалиста по социальной работе:

· проводить социальную диагностику,

· проводить оценку структуры и степени ограничения жизнедеятельности,

· принимать участие в определении реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза;

· определять потребность лица в мерах социальной за­щиты, включая реабилитацию;

· определять возможность проведения реабилитацион­ных мероприятий ИПР;

· устанавливать условия предоставления реабилитаци­онных услуг;

· определять круг учреждений для реализации ИПР;

· определять место и условия приобретения техничес­ких средств реабилитации.

Его технологии - определение ряда социальных ха­рактеристик освидетельствуемого: анализ дохода, семей­ного положения, роли семьи в помощи инвалиду, нали­чие технических средств и приспособлений и потребность в них, оснащенность жилья для инвалида.

Специалист по социальной работе должен оценить возможность выполнения инвалидом социально-бытовой и социально-средовой деятельности , включая:

· оценку возможности обеспечения персонального ухода;

· оценку возможности персональной сохранности (пользования газом, электричеством, водопроводом, транспортом, лекарствами и т. д.);

· оценку владения социальными навыками (возможность приготовления пищи, уборки помещения, стирки бе­лья, посещения магазинов и пр.);

· оценку возможности обеспечения социальной незави­симости (возможность самостоятельного проживания, пользования гражданскими правами, соблюдения от­ветственности, участия в общественной деятельности), - оценку возможности социального общения;

· оценку возможности решения личных проблем (конт­роль рождений, контроль отношений полов).

Задачи психолога:

· психодиагностика умственного развития;

· определение структуры и степени выраженности на­рушений высших психических функций;

· оценка профессионально значимых психических функ­ций, обучаемости, эмоционально-волевой сферы, лич­ностных и социально-психологических особенностей и возможностей коррекции деформаций личности;

· оценка социальной адаптации;

· проведение оценки социально-психологического, со­циально-бытового и др. статусов;

· проведение оценки реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза;

· проведение оценки структуры и степени ограничения жизнедеятельности инвалида;

· осуществление психологического сопровождения про­цедуры освидетельствования, разработки ИПР и ее реализации, определение мер психологической реаби­литации.

К этому распределению обязанностей можно добавить следующий комментарий. Психолог является ведущим при определении реабилитационного прогноза для данного ин­валида, поскольку от желания гражданина и его готовнос­ти приложить усилия для привлечения своего потенциала зависит реабилитационный эффект.

Надо сказать, что ра­бота психолога в бюро медико-социальной экспертизы боль­ше всего нацелена именно на установление тех качеств личности клиента, которые будут способствовать его реа­билитации. При этом другие стороны личности освидетельствуемого приходится оставлять без внимания. Может быть, выводы психолога в небольшой степени могут вли­ять на факт признания его инвалидом и устанавливаемую ему группу, однако это не должно снимать его ответствен­ности за принимаемое коллегиальное решение.

Специалист по социальной работе должен со време­нем стать ключевой фигурой в процессе медико-социальной экспертизы, так как даже в законодательстве подчер­кивается, что конечной целью экспертизы является ока­зание гражданину, обратившемуся в бюро, социальной помощи.

В самом общем виде решение бюро распадается на два блока :

1. признание гражданина инвалидом и установле­ние ему группы инвалидности;

2. определение реабилитационного потенциала и раз­работка мер реабилитации (индивидуальная программа).

С первым блоком решения лучше справляются врачи-эксперты , определяющие степень ог­раничения жизнедеятельности, при содействии специа­листа по социальной работе, который определяет степень социальной недостаточности.

Но второй блок решения более квалифицированно может быть исполнен усилия­ми реабилитолога, психолога и специалиста по социаль­ной работе . При этом главная и очень важная роль психо­лога - установить, а может быть, и сформировать у инва­лида психологическую готовность к осуществлению реа­билитации.

Роль остальных сотрудников бюро медико-социальной экспертизы сводится к созданию необходимых условий деятельности экспертов:

медсестра - обеспечивает материально-техническую основу экспертной процедуры;

медрегистратор - оформляет всю необходимую доку­ментацию, ведет протоколы заседаний комиссии, вы­писывает соответствующие справки.