Open
Close

Фальшивая инвалидность. Григорий Лекарев: «Критерии инвалидности были прописаны недостаточно четко Козлов сергей иванович фб мсэ биография

Совещание вопросам совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы
Программа и материалы совещания

18 мая 2018 года на базе ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России состоялось совещание по вопросам совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы.

ПРОГРАММА
СОВЕЩАНИЯ ПО ОБСУЖДЕНИЮ ВОПРОСОВ
КАЧЕСТВА МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Президиум: Афонина К.П., Козлов С.И.

09.00 - 10.30 Регистрация участников

10.30-10.40 - Открытие совещания и вступительное слово заместителя Директора Департамента по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Афониной Киры Павловны

10.40-11.00 - Клинические проявления и особенности проявления сахарного диабета у детей» заместитель директора ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Минздрава России по научной работе - директор Института детской эндокринологии. Академик РАН, профессор, доктор медицинских наук, Главный внештатный детский специалист эндокринолог Минздрава России Петеркова Валентина Александровна

Заместитель руководителя по вопросам совершенствования медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, к.м.н. Козлов Сергей Иванович

11.20-11.40 «Новые подходы при проведении медико-социальной экспертизы согласно . Руководитель научно-методического Центра ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, д.м.н., Науменко Людмила Леонидовна

11.40-12.00 - «Особенности применения при определении медицинских показаний и противопоказаний. Заместитель руководителя организационно-методического отдела ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, к.м.н. Мирзаян Элеонора Исраиловна

12.00-12.40 - «Обеспечение единообразия применения при проведении медико-социальной экспертизы лиц в возрасте до 18 лет». Руководитель экспертного состава педиатрического профиля ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России к.м.н. Малова Наталья Евгеньевна, Руководитель экспертного состава педиатрического профиля ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России Мирошниченко Елена Витальевна

12.40-13.00 - «Достоверность, полнота и своевременность предоставления информации из ЕВИИАС МСЭ в ФГИС ФРИ руководитель Центра документального обеспечения деятельности ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России Лесина Елена Викторовна.

13.00-14.00 - Обед (столовая ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, 1 этаж)

14.00-14.20 - «Актуальные вопросы обеспечения информационной безопасности в федеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы» начальник отдела защиты информации Центра информационно-технического обеспечения и межведомственного электронного взаимодействия ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России Нуриахметов Дмитрий Саитгалеевич

14.20-14.40 - «Особенности проведения проверки учреждений медико-социальной экспертизы счетной палатой Российской Федерации» руководитель ФКУ «ГБ МСЭ по Орловской области» Минтруда России Петрова Оксана Николаевна

14.40-15.00 - «Обзор судебных решений в области медико-социальной экспертизы за 2017 год» руководитель Центра организации деятельности экспертных составов и особо сложных методов экспертно-реабилитационной диагностики, совершенствования технологий и качества осуществления МСЭ к.м.н. Курбанова Валентина Субхановна, ведущий юрисконсульт Шатрова Наталья Викторовна, начальник отдела совершенствования технологий и качества МСЭ Карасева Галина Петровна.

15.00-15.40 - «Организационные аспекты работы учреждений медико-социальной экспертизы в ЕАВИИАС МСЭ». Директор проектов ООО «Программный Продукт» Бурылин Сергей Анатольевич, ведущий инженер-программист ООО «Программный Продукт» Попов Сергей Викторович

15.40-16.40 - «Вопросы-ответы». Заместитель руководителя по вопросам совершенствования медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, к.м.н. Козлов Сергей Иванович.

Почему детям отказывают в инвалидности? Как будут реформировать МСЭ? Кому жаловаться на экспертов? На эти вопросы ответили замглавы Минтруда Григорий Лекарев и замглавы ФБ МСЭ Сергей Козлов

Минтруд продолжает реформировать систему медико-социальной экспертизы. В скором времени будет создан Федеральный реестр инвалидов, меняются требования к врачам-экспертам, создаются общественные советы при бюро МСЭ, вводится аудио– и видеозапись процедуры экспертизы. Несмотря на перемены работа МСЭ по-прежнему вызывает множество вопросов: какую помощь могут получить от государства тяжелобольные люди, которым отказали в инвалидности; что делается для повышения доступности помещений, где проводится экспертиза; почему выросло число отказов в инвалидности детям, как действуют коррупционные схемы в МСЭ и др.

Реформы медико-социальной экспертизы

Григорий Лекарев, заместитель министра труда и социальной защиты РФ

– Расскажите поподробнее об общественных советах при МСЭ. Как с их помощью граждане смогут воздействовать на ситуацию?

– Мы предполагаем, что в состав общественных советов при главных бюро войдут региональные общественные деятели, представители правозащитных организаций, уполномоченные по правам человека, уполномоченные по правам ребенка. Совет должен состоять из людей, которые опираются на общественные институты, представляют интересы большой категории граждан.

Я далек от мысли, что мы сможем в общественном совете разбирать суть принятого решения (о группе инвалидности), потому что это высокопрофессиональная сфера. Но с точки зрения соблюдения порядка общественный совет может сделать очень многое.

Мы хотим прописать полномочия общественного совета так, чтобы его решения имели серьезный вес. Скорее всего, для этого понадобится разработать специальные нормативные акты.

– Кто займется совершенствованием методик МСЭ?

– Во-первых, это Федеральное бюро медико-социальной экспертизы. Это не только высшая инстанция, где рассматриваются особо сложные случаи или обжалуются решения нижестоящих бюро, но еще и клиническая база. Там работают профессионалы в области кардиологии, пульмонологии, нефрологии и др.

Во-вторых, министерству подведомственен ряд образовательных и научных учреждений. Например, Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов (СПбИУВЭК) – образовательная организация, в которой организовано повышение квалификации экспертов или переобучение врачей для работы в медико-социальной экспертизе.

Еще одна организация – это институт Альбрехта (Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А.Альбрехта).

Новокузнецкий научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов специализируется на спинальных травмах, на вопросах, связанных с нарушением функций сосудов. Он проводит в том числе хирургические операции.

В этих учреждениях – самая большая концентрация кандидатов и докторов медицинских наук, которые делали свои научные работы именно в сфере МСЭ.

– Вы упомяну ли о необходимости повышения квалификации экспертов. Чему их будут учить в первую очередь?

– В первую очередь, конечно, это нормативная база, классификации и критерии. Второе – разработка индивидуальной программы реабилитации, в том числе назначение технических средств реабилитации. Третий аспект – это организационные вопросы, кадровое и материально-техническое обеспечение.

– Как инвалид может доказать, что врач-эксперт вел себя неэтично?

– Когда мы говорим о процедуре освидетельствования, не нужно забывать, что эксперт принимает решения не единолично, в кабинете он не один. Всегда есть свидетели, которые смогут подтвердить или опровергнуть факт неэтичного поведения. В проект «дорожной карты» заложена видео– и аудиофиксация процедуры освидетельствования. Если пациент захочет, чтобы запись не велась, он всегда сможет заявить об этом, но у эксперта такого права не будет.

Мы понимаем, что для хранения этих записей придется увеличить мощность серверов. Все данные будут защищены, доступ к ним третьих лиц будет максимально ограничен. Даже эксперт не сможет модифицировать, изменить или сократить запись. При обжаловании или в случаях нарушения прав инвалида запись сможет использоваться как доказательная база. К ней планируется обеспечить доступ общественного совета, судебных или следственных органов.

Заместитель руководителя ФГБУ ФБ МСЭ Сергей Козлов уточнил в интервью «Милосердию.ru»: «Во многих регионах аудиофиксация уже ведется. Это дисциплинирует обе стороны. Для экспертов это своего рода гарантия, что в случае необходимости они смогут доказать свою невиновность. А если аудио– и видеозапись не осуществляется учреждением, заявитель может сам прийти с диктофоном. Это не запрещено. Но человек должен заранее нас об этом уведомить. В противном случае запись не сможет использоваться в качестве доказательства тех или иных нарушений при освидетельствовании».

– Как быть, если человек тяжело болен, но инвалидность ему не устанавливают?

– Сейчас эксперты бюро медико-социальной экспертизы должны не только разъяснять принятое решение, но и сообщать человеку, которому инвалидность не была установлена, на какие меры поддержки он имеет право. Наши главные бюро совместно с региональными властями разработали соответствующие памятки.

Например, лекарственное обеспечение, согласно постановлению правительства № 890, распространяется не только на инвалидов. Есть перечень нозологий, при которых оно предусмотрено. Наша задача – сориентировать человека, куда ему пойти, как получить помощь, по какому адресу, телефону, e-mail он должен обращаться.

Что делать с коррупцией

– Какие рабочие моменты и пробелы в законодательстве обычно используются сотрудниками, склонными к коррупции?

– «Лазейки» для коррупционеров встречаются практически на каждом шагу, ведь при экспертизе всегда есть определенная доля субъективизма. Например, это может быть и признание инвалидом лица, у которого нет признаков инвалидности. Правда, в таком случае бывают замешаны и медицинские организации, которые пишут, что присутствует заболевание, которого на самом деле нет.

Подспорьем в борьбе с коррупцией стало бы установление межведомственного электронного взаимодействия с медицинскими организациями. Такие планы у нас есть. В частности, форму 088/у (направление на освидетельствование) нам бы хотелось получать в электронном виде. Потому что в ходе проверок иногда выясняется, что такая форма в деле отсутствует или печать на ней стоит непонятная.

Уже сейчас хорошим инструментом является единая автоматизированная система МСЭ. С 2013 года учреждения медико-социальной экспертизы полностью перешли с бумажного освидетельствования на электронное.

В системе фиксируются все изменения, которые вносит эксперт. Причем доступ к этой информации имеется и в главном бюро, и в федеральном бюро МСЭ. Почему это важно? Иногда при коррупционных схемах возникает желание что-то подправить или изменить, внести какие-то уточнения. Иногда эксперты так торопятся, что вообще ничего не заполняют: справка об инвалидности есть, а дела нет. Система это фиксирует.

Скажу, что система дисциплинирует сотрудников МСЭ и в отношении сроков. Как только человек подает заявление на освидетельствование или на изменение ИПРА, включаются сроки, установленные административным регламентом. Они обязывают нас, в частности, не затягивать направление сведений в Пенсионный фонд, чтобы инвалид сразу же начал получать выплаты.

В этом году мы завершаем формирование защищенных каналов связи для передачи данных о человеке, поскольку они не только носят персональный характер, но и содержат сведения о врачебной тайне. Сейчас такие каналы сформированы между Федеральным бюро и всеми субъектами, за исключением Крыма и Севастополя, которые тоже вскоре присоединятся к системе.

– Когда планируется создание Федерального реестра инвалидов, и зачем это делается?

– С 1 января 2017 года начнет работать федеральный реестр инвалидов, который будет консолидировать самую разнообразную информацию об инвалиде.

Сразу отвечу на вопрос, зачем он нужен. Государства, подписавшие Конвенцию о правах инвалидов, обязаны наладить сквозной статистический учет инвалидов, чтобы фиксировать их потребности, демографический состав и вырабатывать взвешенные, правильные управленческие решения. Но мы пошли чуть дальше.

В федеральном реестре будет создан личный кабинет каждого инвалида, в котором он сможет в любое время посмотреть, какие меры поддержки для него предусмотрены, что было сделано, кто отвечает за их выполнение. Человек сможет сравнить размещенную в реестре информацию с фактически выполненными мероприятиями и, если его что-то не устраивает, подать жалобу.

Помимо прочего, в реестре будет отражена информация, касающаяся профессионального образования. Мы хотим видеть, сколько у нас ребят с инвалидностью выходит ежегодно на рынок труда. Это позволит заранее сориентировать и службы занятости и работодателей, какие рабочие места можно им предложить.

К сожалению, у нас есть печальная статистика: половина детей-инвалидов, которые поступают в профессиональные образовательные организации, по какой-то причине бросают учебу. Нам предстоит разобраться, почему они сошли с дистанции раньше срока.

Реестр должен заработать с 1 января, но не весь, а только его часть, так как еще не все дела в учреждениях МСЭ переведены в электронный вид. Я уже говорил, что в единой системе все учреждения МСЭ работают только последние три года, и те бумажные дела, которые хранятся в архивах, нужно оцифровать.

Полностью к январю будут оцифрованы дела в отношении детей-инвалидов. В следующем году, на втором этапе, мы обработаем и подгрузим в реестр все остальные.

– Помещения, в которых располагаются бюро МСЭ, далеко не всегда доступны для инвалидов. Что делается в связи с этим?

– Сеть МСЭ очень разветвленная, это около 2600 филиалов по всей стране. Мы стараемся, чтобы главные бюро размещались в своих собственных помещениях. Для таких учреждений ежегодно предусматриваются средства для проведения ремонта и дооборудования.

Но бюро МСЭ часто располагаются в арендованных помещениях или в зданиях лечебных организаций, например, поликлиник. Поэтому, когда в них отсутствуют условия доступности, мы за счет средств федерального бюджета дооборудовать их под особые потребности инвалидов не можем. На наш взгляд, существенное подспорье в решении этих вопросов может оказать общественный совет путем договоренностей с органами власти на местах.

При этом важно, чтобы местные власти понимали: не только помещение должно быть доступно, но и прилегающая к нему территория, будь то остановка общественного транспорта, тротуары, места стоянок.

Конечно, проводятся выездные освидетельствования, особенно в труднодоступных районах, в горной местности. Иногда экспертам приходится ездить за много сотен километров. Для этого бюро МСЭ обеспечиваются автотранспортом. Эту работу никому не видно, но она делается.

– Ранее поднимался вопрос о передаче МСЭ Минздраву. Как вы прокомментируете эту инициативу?

– Решать не нам. Минтруд России наделен своими полномочиями актом правительства. Но с моей профессиональной точки зрения, это будет не совсем верный ход. Вопросы медико-социальной экспертизы в основном находятся в плоскости оказания социальной поддержки человеку в трудной жизненной ситуации. Кроме того, учреждения МСЭ являются федеральными учреждениями, а больницы в основном региональные. Готовы ли регионы взять на себя такие полномочия? Это будет для них дополнительной нагрузкой – и финансовой, и организационной.

Почему отказывают в инвалидности

Сергей Козлов, заместитель руководителя Федерального бюро медико-социальной экспертизы

– Как изменятся обязанности сотрудников МСЭ в ближайшее время?

– По поручению министра труда и социальной защиты в должностные инструкции специалистов МСЭ были внесены изменения, касающиеся соблюдения правил этики и деонтологии, корректного поведения в отношении освидетельствуемых лиц. Установлена обязанность специалистов МСЭ разъяснять принятые экспертные решения и информировать человека о льготах, которые должны быть предоставлены вне зависимости от статуса «инвалид».

– Федеральное бюро МСЭ предложило для повышения качества экспертизы обеспечить «наблюдение за детьми вне экспертной обстановки». О чем идет речь? О видеокамере?

– Пребывание ребенка в экспертной обстановке (прохождение освидетельствования) всегда является стрессовой ситуацией для человека, и особенно для маленького ребенка. Поэтому его поведение во время освидетельствования может быть не совсем таким, как в обычной ежедневной обстановке.

Но игровая комната с зеркальной стеной позволяет специалистам наблюдать за действиями детей в привычной для них обстановке и объективно оценить, как ребенок освоил основные движения, то есть как он передвигается в игровой комнате, лазает, катается с горки, встает.

При этом еще можно отметить наличие или отсутствие одышки, уровень развития мелкой моторики.

К сожалению, не во всех учреждениях есть возможность организовать такие игровые комнаты. Но в большинстве бюро, где принимают лиц до 18 лет, имеется либо холл с игровой функцией, либо игровая комната, куда специалист по социальной работе, специалист по реабилитации или просто врач могут зайти и посмотреть, как ведет себя ребенок. Время такого наблюдения зависит от нагрузки специалистов.

В возрастной группе старше 14 лет учитывается в том числе влияние пубертатного периода с особенностями гормональной регуляции обмена веществ и психологическими аспектами поведения подростков, влияющими на способность самостоятельно контролировать течение заболевания и поддержания оптимальных показателей сахара крови.

В этот период дети могут вести себя совершенно по-разному. Но мы ориентируемся и на записи наблюдающих врачей. Если они указывают, что ребенок самостоятельно рассчитывает и производит инъекции, мы это учитываем.

15 апреля 2009 года в 12-00 часов состоялось интернет-интервью начальника Управления медико-социальной экспертизы и социальной поддержки населения Федерального медико-биологического агентства Сергея Ивановича Козлова.Тема интервью: "Медико-социальная экспертиза: организация и процедура прохождения. Опыт и новые решения".

Медико-социальная экспертиза в Российской Федерации является одним из видов медицинской экспертизы, устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности, определяет виды, объем, сроки проведения реабилитации, меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству граждан. Достаточно подробно указанные вопросы урегулированы Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти", Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 июня 2008 года N 423 "О некоторых вопросах деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства" полномочия по организации деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы возложены на Федеральное медико-биологическое агентство.

Несмотря на то, что вопросы осуществления на территории РФ функций по оказанию медицинской и медико-социальной помощи, организации проведения судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз достаточно подробно регулируются действующим российским законодательством, его нормы нуждаются в дальнейшей регламентации и совершенствовании.

С решением задач в области медико-социальной экспертизы тесно связаны проблемы проведения реабилитационных мероприятий инвалидов с целью восстановления их социального статуса. Однако в настоящее время законодательно закреплено создание лишь социальных институтов "службы медико-социальной экспертизы", что затормозило развитие социально-средовой реабилитационной инфраструктуры, которые являются основой для восстановления работоспособности организма и навыков самостоятельной бытовой деятельности, обеспечение предпосылок конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, приобретение относительной независимости, восстановления способности к адекватному взаимодействию с обществом. Изменить эту ситуацию и предстоит управлению медико-социальной экспертизы и социальной поддержки населения ФМБА России.

В ходе интернет-интервью планируется рассказать о новых подходах в организации медико-социальной экспертизы в Российской Федерации, определить порядок ее организации и прохождения, проанализировать вопросы совершенствования законодательства в указанной сфере, определить роль Федерального медико-биологического агентства в реформировании системы МСЭ.

Эти и другие актуальные вопросы будут затронуты в ходе интернет-интервью начальника Управления медико-социальной экспертизы и социальной поддержки населения Федерального медико-биологического агентства Сергея Ивановича Козлова.

К моменту начала интервью поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня хотим предложить нашему уважаемому гостю.

Ведущий интернет-интервью - Царь Сергей Петрович (Компания "Гарант").

Доброе утро, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя - Сергея Ивановича Козлова, начальника Управления медико-социальной экспертизы и социальной поддержки населения Федерального медико-биологического агентства.

Тема интернет-интервью: "Медико-социальная экспертиза: организация и процедура прохождения. Опыт и новые решения ".

Ведущий: Первый вопрос поступил от Малышева Дмитрия из города Саратова. Сергей Иванович, расскажите, пожалуйста, о порядке организации и прохождения медико-социальной экспертизы в России. Каковы основания признания гражданина инвалидом?

Козлов С.И.:
Хотелось бы коротко напомнить, в каких случаях устанавливается инвалидность. Признание гражданина инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе осмотра гражданина, анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. При стойком расстройстве функций организма, которое обусловлено заболеваниями, последствиями травм или дефектами и приводит к ограничению жизнедеятельности, то есть полной или частичной утрате способности к самообслуживанию или, например, ориентированию в пространстве, обучению. По каждому случаю установления инвалидности решение принимается в индивидуальном порядке. Конвенция ООН по правам инвалидов признает понятие инвалидности как эволюционирующее. Это означает, что многие функциональные нарушения поддаются коррекции. В течение определенного периода времени специалисты занимаются реабилитацией инвалида по индивидуальной программе, в которую входит лечение, психологическая помощь, выработка рекомендаций для наилучшей адаптации пациента к жизни в новых для него условиях. И в случае эффективности реабилитационных мероприятий, компенсаций и устранения нарушенных функций инвалидность может быть изменена.

Ведущий: Правда ли, что МСЭ дано указание не устанавливать инвалидность с целью экономии бюджетных средств, и что от этого зависит зарплата врачей?

Козлов С.И.:
В России в настоящее время насчитывается 13,2 миллиона инвалидов. Это составляет чуть более 9% населения страны. Всего в 2008 году было освидетельствовано 4,76 млн. человек, из них впервые - для установления инвалидности, установления степени утраты профессиональной трудоспособности - 1,20 млн. человек, а повторно - в т.ч. для установления инвалидности, по изменению причины инвалидности, формированию индивидуальной программы реабилитации инвалида 3,56 млн. Число граждан, освидетельствованных учреждениями медико-социальной экспертизы в 2008 году, в среднем по Российской Федерации составляло 390 тыс. человек в месяц, в январе 2009 года данный показатель составил 306 тыс. человек (при условии праздничной 10 дневной декады), а в феврале - 450 тыс. человек, в марте более 418 тыс. человек соответственно. Число граждан, которым в 2008 году в среднем по Российской Федерации впервые устанавливалась инвалидность, составляло 80,5 тыс. человек в месяц, повторно 206 тыс. человек в месяц, в январе 2009 года эти показатели составили 68 тыс. человек, и 180 тыс. человек, а в феврале 2009 года уже 98 тыс. человек, и 253 тыс. человек, в марте 90,4 тыс. человек и 240 тыс. человек соответственно, что свидетельствует о росте числа граждан признанных инвалидами, а не о снижении уровня инвалидности.
Что касается заработной платы и, в частности, выплат стимулирующего характера сотрудникам МСЭ, в первую очередь, обращается внимание на отсутствие жалоб на работу учреждения, качество принимаемых решений, а такого критерия при определении зарплаты, как количество установленных, подтвержденных или неподтвержденных случаев инвалидности, нет.

Ведущий: В сентябре прошлого года Россия присоединилась к международной Конвенции по правам инвалидов, предусматривающей создание полноценной среды для инвалидов, обеспечивающей их права на работу, на медицинское обслуживание, образование, полноценное участие в общественной жизни. Что делается для скорейшей её ратификации? Спрашивает Смоляков Леонид Иванович из Тамбовской области.

Козлов С.И.:
Действительно, в 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов. Ее ратификация предполагает проведение большого объема законотворческой, организационной и информационной работы. Прежде всего, предстоит разработать и представить на утверждение Правительству Российской Федерации план действий по подготовке к ратификации Конвенции. И начать эту работу нужно с уточнения и внедрения для практического применения ряда определений, в том числе определения таких понятий, как "инвалид", "абилитация", "реабилитант".
Конвенция вводит следующее понятие инвалидности: "Инвалидность - это эволюционирующее понятие и является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушение здоровья людьми, отношенческими и средовыми барьерами, которые мешают их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими". Именно поэтому, мы должны перейти от сложившейся у нас системы социальной защиты инвалидов к политике устранения барьеров и препятствий, мешающих их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.
Государственная поддержка инвалидов не может сводиться исключительно только к пенсиям и социальным выплатам. Важнейшей задачей является обеспечение возможности инвалидам вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, создание доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.
Надеемся, что намеченные действия позволят России ускорить ратификацию Конвенции ООН о правах инвалидов.

Ведущий: Какие органы контролируют организацию деятельности ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы"?

Козлов С.И.:
Контроль над порядком организации и осуществления медико-социальной экспертизы, а также реабилитацией инвалидов и порядком установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 323 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития" осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. В соответствии с Постановления Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 года N 206 "О Федеральном медико-биологическом агентстве" ФМБА России также осуществляет контроль над деятельностью подведомственных организаций.

Ведущий: 7 апреля 2008 года было принято Постановление Правительства РФ N 247 "О внесении изменений в правила признания лица инвалидом". Из Постановления Правительства РФ следует, что люди с неизлечимыми болезнями и увечьями не обязаны проходить обследование ежегодно. Скажите, пожалуйста, стала ли жизнь человека с ограниченными возможностями лучше в связи с его принятием?

Козлов С.И.:
Я уже обращал внимание на то, что в последнее время уже принят ряд нормативных правовых актов, имеющих социальную направленность, в том числе, Постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 года N 247 "О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом", определен Перечень заболеваний, дефектов, и условий, согласно которому инвалидность устанавливается бессрочно, что исключает необходимость, как повторного обращения граждан в лечебно-профилактические учреждения для оформления направления на медико-социальную экспертизу, так и само переосвидетельствование граждан в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы.
Перечень заболеваний, дефектов, условий, при котором группа инвалидности устанавливается без указания срока переосвидетельствования, адаптирован к МКБ-10, с учетом предложений Всероссийской общественной организации инвалидов. Определен срок наблюдения федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, по перечню - в течение 2 лет, после которого группа инвалидности устанавливается без указания срока переосвидетельствования. При основных формах заболеваний этот срок необходим для проведения комплекса лечебных мер воздействия, направленных на восстановление нарушенных или утраченных функций здоровья больных и инвалидов, или ослаблении последствий болезни, травмы или увечья до полного или частичного восстановления или компенсации нарушений в состоянии больного.
Данная правовая норма адресована, прежде всего, федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы, и устанавливает для них предельные сроки наблюдения за инвалидами при принятии решения об установлении инвалидности бессрочно и препятствует необоснованному, несвоевременному принятию решения об установлении инвалидности без указания срока переосвидетельствования, что обеспечит реализацию гражданам прав, связанных с признанием их инвалидами. В Российской Федерации в 2007 году (май-декабрь) общее число всех признанных инвалидами (взрослое население) составило 2 275 929 человек, из них инвалидами бессрочно признано 21,84 % от общего числа. В 2008 году, после выхода указанного Постановления, число инвалидов (за май-декабрь) составило 2 222 359 человек, из них бессрочно признано 711 899 человек или 32,03 % (т.е. больше чем в 2007 г. почти на 10%).

Ведущий: Расскажите, пожалуйста, о судебной практике оспаривания решений по медико-социальной экспертизе? Может ли гражданин, не согласный с решением бюро МСЭ, сразу обратиться с жалобой в суд, или он обязан сначала обжаловать данное решение в главном бюро МСЭ? Какова статистика обжалования гражданами заключений бюро МСЭ в судах, чью сторону судебные органы принимают в этом спорном вопросе чаще? Какими нормативными правовыми актами регламентируются вопросы обжалования решений медико-социальной экспертизы в Российской Федерации?" Спрашивает Василий Лоновой из Тюмени.

Козлов С.И.:
Вопросы обжалования решений бюро медико-социальной экспертизы также регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом".
Законодательством предусмотрено: если гражданин или его законный представитель не согласен с решением филиала бюро медико-социальной экспертизы, то он может обжаловать это решение в главное бюро МСЭ в своем регионе, а при несогласии с решением главного бюро - в Федеральном бюро. Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. По данным мониторинга Федерального медико-биологического агентства, в 2008 году в судебном порядке обжаловано 2764 дела, или 0,06 % от общего количества освидетельствований 4,76 млн. человек. Удовлетворено 210 судебных исков, что составляет 0,004 % от общего количества освидетельствований, или 7,6 % от числа обжалованных решений учреждений медико-социальной экспертизы. При этом замечу, по причине злоупотреблений служебным положением не было удовлетворено ни одного иска.

Ведущий: Существует Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2006 г. N 2317-ВС, которое направляет Методические рекомендации по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации. Затем было прислано Письмо N 3092-ВС от 18.04.2007 года, которое, в свою очередь, отзывает с исполнения предыдущее письмо, но не приводит новых рекомендаций. Вопрос: каков статус у Письма от 5 мая 2006 года N 2317-ВС и Методических рекомендаций, "действующий" или "утративший силу". Если "действующий", то, что означает статус "отозванный от исполнения"?

Козлов С.И.:
Письмо Минздравсоцразвития России от 5 мая 2006 года N 2317-ВС отозвано от исполнения учреждениями медико-социальной экспертизы, следовательно, Методические рекомендации по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации являются утратившим юридическую силу актом.

Ведущий: В ходе осуществления ФМБА России своих функций в части МСЭ привлекаются ли к обсуждению различных проектов и инициатив представители общественности? Насколько учитывается мнение общественных объединений инвалидов, правозащитных организаций при принятии того или иного решения? По каким вопросам это сотрудничество уже налажено, есть ли положительная отдача?

Козлов С.И.:
В последнее время принят ряд нормативных правовых актов, имеющих социальную направленность. Так, в подготовке Постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 года N 247 "О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом" и Постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 года N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" общественные организации инвалидов принимали активное участие. Предполагается также активное участие общественных организаций инвалидов при подготовке Концепции по реформированию государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, широко обсудить ее со всеми заинтересованными институтами гражданского общества.

Ведущий: Программа дополнительного лекарственного обеспечения страдает от пробелов и недостатков в законодательстве. Потребности льготников в лекарственных средствах определяются неквалифицированно, чуть ли не "на глазок", управление товарными запасами налажено плохо, выписка рецептов на лекарства сплошь и рядом бессистемна, финансирование из федерального бюджета недостаточно. Когда, наконец-то, примут соответствующие меры для регулирования ДЛО?

Козлов С.И.:
Данный вопрос не относится к компетенции ФМБА России, но могу сказать, что в 2008 году схема лекарственного обеспечения льготных категорий граждан полностью изменилась. Полномочия по их обеспечению необходимыми лекарственными средствами переданы субъектам Российской Федерации. А больные с заболеваниями по семи нозологиям (гемофилия, муковисцидоз, гипофизарный нанизм, болезнь Гоше, миелолейкоз, рассеянный склероз, а также после трансплантации органов и (или) тканей), нуждающиеся в проведении дорогостоящей терапии, стали обеспечиваться необходимыми лекарственными средствами, за счет федерального бюджета.

Ведущий: Сейчас идет определение степени ограничения трудовой деятельности. Скажите, пожалуйста, какая существует разница между группой инвалидности и этой самой степенью? Что учитывается прежде всего при ее определении?

Козлов С.И.:
Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе, степени ограничения способности к трудовой деятельности). В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности. При установлении гражданину группы инвалидности одновременно определяется степень ограничения его способности к трудовой деятельности (III, II или I степень ограничения) либо группа инвалидности устанавливается без ограничения способности к трудовой деятельности. Таким образом, ограничение способности к трудовой деятельности является одним

Почему детям отказывают в инвалидности? Как будут реформировать МСЭ? Кому жаловаться на экспертов? На эти вопросы ответили замглавы Минтруда Григорий Лекарев и замглавы ФБ МСЭ Сергей Козлов

Минтруд продолжает реформировать систему медико-социальной экспертизы. В скором времени будет создан Федеральный реестр инвалидов, меняются требования к врачам-экспертам, создаются общественные советы при бюро МСЭ, вводится аудио- и видеозапись процедуры экспертизы. Несмотря на перемены работа МСЭ по-прежнему вызывает множество вопросов: какую помощь могут получить от государства тяжелобольные люди, которым отказали в инвалидности; что делается для повышения доступности помещений, где проводится экспертиза; почему выросло число отказов в инвалидности детям, как действуют коррупционные схемы в МСЭ и др.

Реформы медико-социальной экспертизы

Григорий Лекарев, заместитель министра труда и социальной защиты РФ

В ходе мониторинга министерство выявило, по каким заболеваниям возрослочисло отказов в установлении инвалидности детям. В чем причина ростаотказов?

Медико-социальная экспертиза - процедура весьма сложная, она касается здоровья и жизни большого количества людей. Каждая ситуация уникальна, и один и тот же диагноз может совершенно по-разному сказываться на качестве жизни.

Реформирование медико-социальной экспертизы началось еще в 2010 году, когда была принята концепция ее совершенствования и развития. До 2015 года эксперты бюро МСЭ руководствовались такими критериями, как значительно выраженные, выраженные и умеренно выраженные нарушения. При этом, как именно определить степень выраженности, не было прописано, и почти всегда эксперт принимал решение о группе инвалидности на основе своих профессиональных знаний и умений, то есть присутствовала и определенная доля субъективизма.

Именно для исключения субъективного подхода было принято решение о разработке новых классификаций и критериев. Их разработка изначально была сопряжена с риском того, что какие-то состояния здоровья будут прописаны нечетко. Поэтому мы договорились с пациентскими и общественными организациями, что, внедряя их, будем совместно проводить мониторинг применения.

Такой общий мониторинг проводился на протяжении 2015 года. И в этом году мы приняли решение провести отдельный мониторинг по установлению инвалидности детям в 2015 году.

Результаты мониторинга показали не только увеличение, но и снижение числа отказов в установлении инвалидности по отдельным нозологиям.

Так, например, по целиакии, бронхиальной астме, новообразованиям и расстройствам аутистического спектра раньше отказов было больше. В 2010-2011 годах аутизм вообще редко диагностировался.

А по таким заболеваниям, как фенилкетонурия, врожденная расщелина губы и неба, мониторинг показал определенный рост числа отказов.

Это связано не с тем, что классификации и критерии какие-то неправильные. Дело в том, что по некоторым заболеваниям они были прописаны недостаточно четко, и это позволило некоторым экспертам трактовать их в сторону ужесточения.

По некоторым случаям в ходе мониторинга нам пришлось изменить решение, в абсолютных цифрах это несколько десятков человек.

Также при анализе ситуации мы вносили необходимые изменения и уточняли классификации и критерии. В отношении фенилкетонурии последние изменения вступили в силу 9 августа. Теперь у экспертов есть четкий ориентир, что при тяжелых формах этого заболевания инвалидность устанавливать следует.

Сейчас мы готовим приказ о продолжении мониторинга решений медико-социальной экспертизы с тем, чтобы проанализировать практику уже 2016 года.

Министерство продолжает реформировать систему МСЭ, для этого разработана специальная дорожная карта. Какие моменты в ней главные?

Начало реформы было связано с изменением подходов к установлению группы инвалидности, с разработкой единого нормативного акта. Продолжение будет касаться научно-методического обеспечения МСЭ. Ведь появляются новые способы и методы лечения, используются более точные и чувствительные диагностические тесты. И медико-социальная экспертиза должна обосновывать экспертные решения, опираясь в том числе на достижения современной науки. Чтобы шагать в ногу со временем, необходимо также повышать уровень квалификации кадров.

Еще одно направление - организационное. Мы прилагаем определенные усилия, чтобы максимально устранить условия для коррупции. Например, планируем внедрять в практику работы МСЭ электронную очередь и независимое распределение дел между экспертными составами. Это позволит, на наш взгляд, обеспечить объективное и беспристрастное рассмотрение дел экспертами.

Сейчас много жалоб связано с грубым, недостаточно участливым поведением врачей, и наша задача сделать экспертизу более прозрачной для населения. Для этого мы предлагаем создать общественные советы при главных бюро МСЭ. Советы смогут оперативно реагировать на жалобы людей в случае неэтичного поведения экспертов.

Также планируем создание института независимой медико-социальной экспертизы для того, чтобы вооружить людей профессиональным независимым мнением относительно показаний для установления инвалидности. Это мнение они смогут использовать при обжаловании решений федеральных учреждений МСЭ, в том числе в судебном порядке. Институт независимой экспертизы должен помочь в снятии множества вопросов, касающихся субъективности решений конкретного учреждения МСЭ.

Что могут общественные советы

Расскажите поподробнее об общественных советах при МСЭ. Как с их помощью граждане смогут воздействовать на ситуацию?

Мы предполагаем, что в состав общественных советов при главных бюро войдут региональные общественные деятели, представители правозащитных организаций, уполномоченные по правам человека, уполномоченные по правам ребенка. Совет должен состоять из людей, которые опираются на общественные институты, представляют интересы большой категории граждан.

Я далек от мысли, что мы сможем в общественном совете разбирать суть принятого решения (о группе инвалидности), потому что это высокопрофессиональная сфера. Но с точки зрения соблюдения порядка общественный совет может сделать очень многое.

Мы хотим прописать полномочия общественного совета так, чтобы его решения имели серьезный вес. Скорее всего, для этого понадобится разработать специальные нормативные акты.

- Кто займется совершенствованием методик МСЭ?

Во-первых, это Федеральное бюро медико-социальной экспертизы. Это не только высшая инстанция, где рассматриваются особо сложные случаи или обжалуются решения нижестоящих бюро, но еще и клиническая база. Там работают профессионалы в области кардиологии, пульмонологии, нефрологии и др.

Во-вторых, министерству подведомственен ряд образовательных и научных учреждений. Например, Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов (СПбИУВЭК) - образовательная организация, в которой организовано повышение квалификации экспертов или переобучение врачей для работы в медико-социальной экспертизе.

Еще одна организация - это институт Альбрехта (Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А.Альбрехта).

Новокузнецкий научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов специализируется на спинальных травмах, на вопросах, связанных с нарушением функций сосудов. Он проводит в том числе хирургические операции.

В этих учреждениях - самая большая концентрация кандидатов и докторов медицинских наук, которые делали свои научные работы именно в сфере МСЭ.

- Вы упомянули о необходимости повышения квалификации экспертов. Чему ихбудут учить в первую очередь?

В первую очередь, конечно, это нормативная база, классификации и критерии. Второе - разработка индивидуальной программы реабилитации, в том числе назначение технических средств реабилитации. Третий аспект - это организационные вопросы, кадровое и материально-техническое обеспечение.

- Как инвалид может доказать, что врач-эксперт вел себя неэтично?

Когда мы говорим о процедуре освидетельствования, не нужно забывать, что эксперт принимает решения не единолично, в кабинете он не один. Всегда есть свидетели, которые смогут подтвердить или опровергнуть факт неэтичного поведения. В проект «дорожной карты» заложена видео- и аудиофиксация процедуры освидетельствования. Если пациент захочет, чтобы запись не велась, он всегда сможет заявить об этом, но у эксперта такого права не будет.

Мы понимаем, что для хранения этих записей придется увеличить мощность серверов. Все данные будут защищены, доступ к ним третьих лиц будет максимально ограничен. Даже эксперт не сможет модифицировать, изменить или сократить запись. При обжаловании или в случаях нарушения прав инвалида запись сможет использоваться как доказательная база. К ней планируется обеспечить доступ общественного совета, судебных или следственных органов.

Заместитель руководителя ФГБУ ФБ МСЭ Сергей Козлов уточнил в интервью «Милосердию.ru»: «Во многих регионах аудиофиксация уже ведется. Это дисциплинирует обе стороны. Для экспертов это своего рода гарантия, что в случае необходимости они смогут доказать свою невиновность. А если аудио- и видеозапись не осуществляется учреждением, заявитель может сам прийти с диктофоном. Это не запрещено. Но человек должен заранее нас об этом уведомить. В противном случае запись не сможет использоваться в качестве доказательства тех или иных нарушений при освидетельствовании».

- Как быть, если человек тяжело болен, но инвалидность ему неустанавливают?

Сейчас эксперты бюро медико-социальной экспертизы должны не только разъяснять принятое решение, но и сообщать человеку, которому инвалидность не была установлена, на какие меры поддержки он имеет право. Наши главные бюро совместно с региональными властями разработали соответствующие памятки.

Например, лекарственное обеспечение, согласно постановлению правительства № 890, распространяется не только на инвалидов. Есть перечень нозологий, при которых оно предусмотрено. Наша задача - сориентировать человека, куда ему пойти, как получить помощь, по какому адресу, телефону, e-mail он должен обращаться.

Что делать с коррупцией

Какие рабочие моменты и пробелы в законодательстве обычно используются сотрудниками, склонными к коррупции?

- «Лазейки» для коррупционеров встречаются практически на каждом шагу, ведь при экспертизе всегда есть определенная доля субъективизма. Например, это может быть и признание инвалидом лица, у которого нет признаков инвалидности. Правда, в таком случае бывают замешаны и медицинские организации, которые пишут, что присутствует заболевание, которого на самом деле нет.

Подспорьем в борьбе с коррупцией стало бы установление межведомственного электронного взаимодействия с медицинскими организациями. Такие планы у нас есть. В частности, форму 088/у (направление на освидетельствование) нам бы хотелось получать в электронном виде. Потому что в ходе проверок иногда выясняется, что такая форма в деле отсутствует или печать на ней стоит непонятная.

Уже сейчас хорошим инструментом является единая автоматизированная система МСЭ. С 2013 года учреждения медико-социальной экспертизы полностью перешли с бумажного освидетельствования на электронное.

В системе фиксируются все изменения, которые вносит эксперт. Причем доступ к этой информации имеется и в главном бюро, и в федеральном бюро МСЭ. Почему это важно? Иногда при коррупционных схемах возникает желание что-то подправить или изменить, внести какие-то уточнения. Иногда эксперты так торопятся, что вообще ничего не заполняют: справка об инвалидности есть, а дела нет. Система это фиксирует.

Скажу, что система дисциплинирует сотрудников МСЭ и в отношении сроков. Как только человек подает заявление на освидетельствование или на изменение ИПРА, включаются сроки, установленные административным регламентом. Они обязывают нас, в частности, не затягивать направление сведений в Пенсионный фонд, чтобы инвалид сразу же начал получать выплаты.

В этом году мы завершаем формирование защищенных каналов связи для передачи данных о человеке, поскольку они не только носят персональный характер, но и содержат сведения о врачебной тайне. Сейчас такие каналы сформированы между Федеральным бюро и всеми субъектами, за исключением Крыма и Севастополя, которые тоже вскоре присоединятся к системе.

- Когда планируется создание Федерального реестра инвалидов, и зачем этоделается?

С 1 января 2017 года начнет работать федеральный реестр инвалидов, который будет консолидировать самую разнообразную информацию об инвалиде.

Сразу отвечу на вопрос, зачем он нужен. Государства, подписавшие Конвенцию о правах инвалидов, обязаны наладить сквозной статистический учет инвалидов, чтобы фиксировать их потребности, демографический состав и вырабатывать взвешенные, правильные управленческие решения. Но мы пошли чуть дальше.

В федеральном реестре будет создан личный кабинет каждого инвалида, в котором он сможет в любое время посмотреть, какие меры поддержки для него предусмотрены, что было сделано, кто отвечает за их выполнение. Человек сможет сравнить размещенную в реестре информацию с фактически выполненными мероприятиями и, если его что-то не устраивает, подать жалобу.

Помимо прочего, в реестре будет отражена информация, касающаяся профессионального образования. Мы хотим видеть, сколько у нас ребят с инвалидностью выходит ежегодно на рынок труда. Это позволит заранее сориентировать и службы занятости и работодателей, какие рабочие места можно им предложить.

К сожалению, у нас есть печальная статистика: половина детей-инвалидов, которые поступают в профессиональные образовательные организации, по какой-то причине бросают учебу. Нам предстоит разобраться, почему они сошли с дистанции раньше срока.

Реестр должен заработать с 1 января, но не весь, а только его часть, так как еще не все дела в учреждениях МСЭ переведены в электронный вид. Я уже говорил, что в единой системе все учреждения МСЭ работают только последние три года, и те бумажные дела, которые хранятся в архивах, нужно оцифровать.

Полностью к январю будут оцифрованы дела в отношении детей-инвалидов. В следующем году, на втором этапе, мы обработаем и подгрузим в реестр все остальные.

Помещения, в которых располагаются бюро МСЭ, далеко не всегда доступны для инвалидов. Что делается в связи с этим?

Сеть МСЭ очень разветвленная, это около 2600 филиалов по всей стране. Мы стараемся, чтобы главные бюро размещались в своих собственных помещениях. Для таких учреждений ежегодно предусматриваются средства для проведения ремонта и дооборудования.

Но бюро МСЭ часто располагаются в арендованных помещениях или в зданиях лечебных организаций, например, поликлиник. Поэтому, когда в них отсутствуют условия доступности, мы за счет средств федерального бюджета дооборудовать их под особые потребности инвалидов не можем. На наш взгляд, существенное подспорье в решении этих вопросов может оказать общественный совет путем договоренностей с органами власти на местах.

При этом важно, чтобы местные власти понимали: не только помещение должно быть доступно, но и прилегающая к нему территория, будь то остановка общественного транспорта, тротуары, места стоянок.

Конечно, проводятся выездные освидетельствования, особенно в труднодоступных районах, в горной местности. Иногда экспертам приходится ездить за много сотен километров. Для этого бюро МСЭ обеспечиваются автотранспортом. Эту работу никому не видно, но она делается.

- Ранее поднимался вопрос о передаче МСЭ Минздраву. Как выпрокомментируете эту инициативу?

Решать не нам. Минтруд России наделен своими полномочиями актом правительства. Но с моей профессиональной точки зрения, это будет не совсем верный ход. Вопросы медико-социальной экспертизы в основном находятся в плоскости оказания социальной поддержки человеку в трудной жизненной ситуации. Кроме того, учреждения МСЭ являются федеральными учреждениями, а больницы в основном региональные. Готовы ли регионы взять на себя такие полномочия? Это будет для них дополнительной нагрузкой - и финансовой, и организационной.

Почему отказывают в инвалидности

Сергей Козлов, заместитель руководителя Федерального бюро медико-социальной экспертизы

- Как изменятся обязанности сотрудников МСЭ в ближайшее время?

По поручению министра труда и социальной защиты в должностные инструкции специалистов МСЭ были внесены изменения, касающиеся соблюдения правил этики и деонтологии, корректного поведения в отношении освидетельствуемых лиц. Установлена обязанность специалистов МСЭ разъяснять принятые экспертные решения и информировать человека о льготах, которые должны быть предоставлены вне зависимости от статуса «инвалид».

Федеральное бюро МСЭ предложило для повышения качества экспертизыобеспечить «наблюдение за детьми вне экспертной обстановки». О чем идетречь? О видеокамере?

Пребывание ребенка в экспертной обстановке (прохождение освидетельствования) всегда является стрессовой ситуацией для человека, и особенно для маленького ребенка. Поэтому его поведение во время освидетельствования может быть не совсем таким, как в обычной ежедневной обстановке.

Но игровая комната с зеркальной стеной позволяет специалистам наблюдать за действиями детей в привычной для них обстановке и объективно оценить, как ребенок освоил основные движения, то есть как он передвигается в игровой комнате, лазает, катается с горки, встает.

При этом еще можно отметить наличие или отсутствие одышки, уровень развития мелкой моторики.

К сожалению, не во всех учреждениях есть возможность организовать такие игровые комнаты. Но в большинстве бюро, где принимают лиц до 18 лет, имеется либо холл с игровой функцией, либо игровая комната, куда специалист по социальной работе, специалист по реабилитации или просто врач могут зайти и посмотреть, как ведет себя ребенок. Время такого наблюдения зависит от нагрузки специалистов.

Часто родители жалуются, что ребенок лечится, ему становится лучше, и сразуже после этого с него снимают инвалидность, лишая тем самым реабилитации и лекарств, в результате чего его состояние снова ухудшается.

Нам известны случаи, когда родителей неправильно информируют и настраивают на то, что если ребенок будет признан инвалидом, то они без очереди получат высокотехнологичную медицинскую помощь. Это касается и предоставления дорогостоящего лекарства.

При этом в постановлении правительства Российской Федерации №890 четко прописано, какая помощь должна быть оказана регионом, в том числе и гражданам, не являющимся инвалидами. Все регионы, вне зависимости от финансовой ситуации, должны выполнять этот правительственный нормативный акт.

Нужно помнить, что медицинская помощь оказывается на территории Российской Федерации в соответствии с программой ОМС (базовой и территориальной) и реабилитационные мероприятия должны проводиться для всех, кто в этом нуждается, без привязки к инвалидности.

Более того, высокотехнологичные методы медицинской реабилитации применяются с целью повышения качества жизни больного с хроническим заболеванием и направлены на профилактику инвалидности.

Чаще всего выражают тревогу по поводу отказов в инвалидности родителидетей с определенными заболеваниями. По поводу некоторых решения уже приняты, например, по фенилкетонурии. А другие?

По муковисцидозу, а также врожденной расщелине губы, твердого и мягкого неба решения тоже приняты. После их вступления в силу напряжение спало.

По заданию министерства мы продолжаем отрабатывать общие подходы при проведении медико-социальной экспертизы детей. Сейчас Федеральное бюро подготовило изменения и дополнения в правила признания лица инвалидом, касающиеся сроков установления инвалидности. На наш взгляд, было бы правильным появление еще одного перечня заболеваний и необратимых нозологических изменений, при которых категория ребенок-инвалид будет устанавливаться на срок пять лет, до достижения 14 или 18 лет.

Например, при синдроме Дауна - сразу до 18 лет. При таких заболеваниях как муковисцидоз, сахарный диабет - до 14 лет. С такими тяжелыми заболеваниями нет смысла проходить медико-социальную экспертизу каждый год.

Родители детей с сахарным диабетом считают, что в 14 лет еще невозможно самостоятельно контролировать заболевание.

При проведении медико-социальной экспертизы ребенка с сахарным диабетом в каждом конкретном случае экспертное решение принимается строго индивидуально. Экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния здоровья, анализа социально-бытовых, психологических, педагогических данных.

В возрастной группе старше 14 лет учитывается в том числе влияние пубертатного периода с особенностями гормональной регуляции обмена веществ и психологическими аспектами поведения подростков, влияющими на способность самостоятельно контролировать течение заболевания и поддержания оптимальных показателей сахара крови.

В этот период дети могут вести себя совершенно по-разному. Но мы ориентируемся и на записи наблюдающих врачей. Если они указывают, что ребенок самостоятельно рассчитывает и производит инъекции, мы это учитываем.

Ежегодный обзор деятельности ВОИ

Наша позиция